Жорно юрий юрьевич биография


Юрий Жорно попался милициолнерам

Юрий Жорно

На днях в Петербурге был арестован Юрий Жорно, помощник вице-спикера Законодательного собрания города Виктора Новоселова. Политику, который по совместительству являлся еще и руководителем ИЧП «Ковчег», инкриминируется статья 104 УК РФ — коммерческий подкуп.

Надо сказать, что жителям Санкт-Петербурга имя Юрия Жорно хорошо знакомо. Он еще раньше ‘прославился’ в результате громкого скандала, разразившегося из-за явно неуемного аппетита предпринимателя-политика: в свое время Жорно пытался захватить под коммерческое строительство территорию Парка Победы в Московском районе города. Впрочем, арест помощника вице-спикера мало удивил петербуржцев не только поэтому. Они уже привыкли к разоблачениям высокопоставленных лиц из окружения вице-спикера…

Дед Хасан, Костя Могила и другие ‘политики’

Неприятности с ближайшим окружением Новоселова начались поздней весной 1996 года. Тогда в Пскове сотрудники милиции задержали другого помощника вице-спикера — директора фирмы «ЛА РОС терминал» Мочалова.

Он обвинялся в похищении людей с целью вымогательства. А 31 мая 1996 года в Санкт-Петербурге был задержан Аслан Усоян по кличке Дед Хасан, банда которого в том же году заняла третье место в рейтинге преступны группировок России, уступив только «солнцевским» и дальневосточному сообществу воров. Оперативники «взяли» авторитета прямо в служебной машине вице-спикера петербургского Законодательного собрания Виктора Новоселова.

Вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан)

Помимо Деда Хасана в автомобиле находился еще один помощник вице-спикера, четырежды судимый Георгий Авдушев (вероятно, упоминается Авдышев Жорж Михайлович). Как выяснилось, незадолго до задержания Авдушев попросил Новоселова посодействовать в получении «вездеходных» номерных знаков на собственный автомобиль «Вольво-850». А через несколько дней начальник питерского ГАИ по запросу вице-спикера выдал г-ну Авдушеву номерные знаки государственной серии А-АА.

Долг чести и кровная месть

По некоторым данным, тесная дружба нынешнего вице-спикера с криминальной средой началась уже давно. В период с 1991 по 1993 год Виктор Новоселов, занимавший тогда должность главы Московского райсовета, оказывал всяческое содействие коммерческим структурам, находящимся под контролем группировки Константина Яковлева, более известного в Питере и Москве как Костя Могила. Последний имеет серьезные связи с московскими «ворами в законе» (по данным оперативников, подобными же связями располагает и уже упоминавшийся помощник вице-спикера Георгий Авдушев).

Кстати, именно со времен новоселовского председательства в Московском райсовете группировка Кости Могилы и контролирует большую часть магазинов и коммерческих киосков Московского района. А Виктор Новоселов, в свою очередь, стал соучредителем более 15 фирм, зарегистрированных в районе.

Слева воры в законе: Вардан Асатрян (Бдже), Карен Минасян (Карен Ленинаканский), Аслан Усоян (Хасан), Арутюн Ростомян. Крайний справа Константин Яковлев (Костя Могила)

К чести криминального авторитета надо сказать, что Яковлев не остался в долгу перед своим покровителем — по некоторым данным, в 1993 году Костя Могила помог сыну Виктора Новоселова Василию погасить долг Владиславу Кирпичеву (известному также под кличкой Кирпич). Последний был застрелен в 1996 году в Питере из-за передела сфер влияния.

После роспуска райсоветов Новоселов возглавил санкт-петербургское управление миграционной службы, однако вскоре его постигло несчастье: в ноябре 1993 года Виктор Новоселов получил от неизвестных бандитов две пули, одна из которых задела позвоночник. Именно с тех пор Новоселов превратился в инвалида и получил от журналистов уважительное прозвище Рузвельт. По сей день существуют разные версии этого покушения: по одной, Новоселов поплатился за коммерческую деятельность своего сына, якобы «кидавшего» бизнес-партнеров налево и направо, по другой — не поделился с местными бандитами доходами от предоставления выходцам с Кавказа видов на жительство, землеотводов и кредитов под строительство жилья.

Преступление, впрочем, так и не было раскрыто, а прокурор, курировавший «преступление века», ныне служит начальником аппарата вице-спикера.

Водочный бизнес Новоселова-младшего

Одновременно с продвижением политической карьеры Виктора Новоселова росли аппетиты Новоселова-младшего. В апреле 1995 года Василий Новоселов появился на Выборгской таможне, представился директором малого предприятия (и, естественно, сыном вице-спикера) и заключил договор на покупку 31 тыс. бутылок индийской водки, конфискованных таможенниками.

Цена сделки была просто смехотворной — 1200 рублей за бутылку. Правда, непременным условием продажи ставилась последующая переработка водки: из-за высокого содержания сивушных масел продавать ее в чистом виде было нельзя. Однако, получив товар, Василий Новоселов и не подумал ничего перерабатывать — отрава тут же была пущена в продажу по цене 7,5 тыс. рублей за бутылку. При этом махинатор оставил таможенникам фиктивные платежные поручения — именно по ним в конце концов и вышли на Василия питерские оперативники.

Но Генпрокуратура отказалась санкционировать арест сына вице-спикера, и в результате задержанный Василий Новоселов уже через 8 дней был выпущен на свободу. Обвинение ему не предъявлялось, и производство по делу было приостановлено. По слухам, вице-спикер попросил правоохранительные органы не сажать наследника.

Работники правоохранительных органов, в свою очередь, попросили папу предоставить информацию на первых лиц города. В результате г-н Новоселов, пользовавшийся покровительством тогдашнего мэра Анатолия Собчака, рассказал все, что знал о мэре и спикере городского парламента. И про австрийские контакты мэра, и про взятки квартирами для ‘Ренессанса’, и про спикера, который отремонтировал квартиру то ли за свой, то ли за государственный счет. Сделка состоялась, и сына выпустили.

Очень нужный человек

С той поры сменилось практически все руководство Санкт-петербургского ГУВД, и если даже полюбовное соглашение с милицией имело когда-то место, то ныне Виктору Новоселову следует быть осторожнее. И он это, похоже, понимает, но вот следовать этому соображению ему будет довольно сложно.

Дело в том, что заместитель главы городского парламента слывет человеком, который все может и никому не отказывает в просьбах. И действительно помогает, пользуясь своими обширными связями. При этом частенько используется вполне цивилизованный способ изъятия денег. Например, на бланке Законодательного собрания вице-спикер обращается к какой-нибудь организации и просит спонсировать общегородские мероприятия или мероприятия городского парламента. А деньги на столь благое дело нужно направить некой частной фирме, которая ‘осуществляет его организационное и техническое обеспечение’.

Такие документы широко ходят по городу, и руководители учреждений на удивление послушно откликаются и переводят средства, видимо, надеясь на помощь вице-спикера при распределении средств из городского бюджета. Или, возможно, в обмен на другие, неафишируемые услуги, которые может предоставить второй человек в петербургском парламенте.

www.mzk1.ru

Как Юра Жорно Петроградку изуродовал

20.11.2018

Над Малым проспектом Петроградской стороны у зеркальной стены поднимаются статуи - символы неких европейских городов. А еще тут обещают установить «ангела-хранителя». Так помпезно завершается 15-летний долгострой, владелец которого считает свое торговое здание шедевром, который, может быть, не всем дано оценить. И действительно, некоторые критики называют фасад «запредельно плохим», автор же первоначальной концепции и вовсе попросил не упоминать его в связи с этим проектом.

Как рассказала «Санкт-Петербургским ведомостям» председатель Петроградского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) Людмила Семыкина, это один из целого ряда проектов начала 2000-х, когда зеленые зоны Петроградской стороны застраивались разного рода коммерцией.

Надел на углу Малого проспекта и Рыбацкой улицы, как следует из материалов судебных заседаний, в 2003 году был продан с торгов компании «Реди» для строительства торгового центра и ресторана быстрого питания. По данным сайта www.kartoteka.ru, эта фирма контролируется предпринимателем Юрием Жорно, известным как руководитель корпорации «Ковчег», а также как инициатор установки нескольких памятников в Петербурге.

По условиям инвестиционного договора с городом, стройка давно должна была завершиться, но сроки все время сдвигали (в последний раз - на июнь 2013-го). По несбывшимся планам с этим долгостроем на Петроградской стороне может конкурировать разве что гостиница «Северная корона» на Карповке, которая была построена, но не откроется уже никогда.

Смольный пытался взыскать с инвестора здания на Малом около 32 млн рублей пеней за просрочку строительства, но арбитражные суды нескольких инстанций чиновникам отказали. Застройщику удалось доказать, что задержка была вызвана объективными причинами, а именно - сложностями с подключением к электрическим сетям «Ленэнерго». Чтобы добиться подключения, с монополистом коммерсантам также пришлось судиться. Тогда энергетики построили во дворе одного из соседних домов необходимую для этого проекта трансформаторную подстанцию.

По наблюдениям корреспондента «СПб ведомостей», недавно строительство активизировалось. Полукруглый фасад здания украсили расположенные на уровне верхних этажей скульптуры.

Облик здания на Малом перерабатывался по ходу строительства. Первоначально проектированием занималась «Студия 44» Никиты Явейна. Но у этой мастерской не сложились отношения с заказчиком, и к выходу рабочих на стройплощадку сотрудничество прекратилось.

Коммерсанты достраивали здание уже самостоятельно, по своему разумению. «Там все самодеятельность, весь этот дом. Я к нему никакого отношения не имею, от меня там осталась только форма здания», - сказал «СПб ведомостям» Явейн. Во-первых, по его словам, постройку возвели на этаж выше, чем планировалось. Во-вторых, площадь остекления увеличили. В-третьих, были изменены и пропорции. И скульптур, конечно, не планировалось. «Я считаю, что получился какой-то ужас», - добавил наш собеседник.

Скептически оценил новостройку и заслуженный архитектор России Максим Атаянц. Он сказал «СПб ведомостям», что здание имело бы право на существование, если бы не попытки использования приемов традиционной архитектуры в декоре фасада (колонн и статуй). Без них оно было бы одной из многих подобных стеклянных построек, притом довольно безликой. Но созданное архитектурное оформление под классику вышло «запредельно плохим». Похоже, что им занимался скульптор, а не архитектор, полагает эксперт.

Юрий Жорно придерживается совсем другой точки зрения. «Я для себя совершенно четко понимаю, что мы создали памятник архитектуры. Люди, с которыми я общался (абсолютно независимые), говорят, что за последние 30 лет ничего даже близко не было по качеству архитектуры, материалов и по эстетическому восприятию», - сказал «СПб ведомостям» меценат. Воздав должное Явейну как «профессионалу очень высокого уровня», Жорно усомнился в выбранном архитектором решении для этого конкретного дома: «Он хотел сделать там хаотичное здание с трубами и металлическими балками из красного металла...».

По словам Жорно, над всеми статуями работал «молодой, до сорока, но очень талантливый скульптор». Большинство изваяний создано на основе известных скульптур - символов городов Европы, но с изменениями (к оригиналам добавлены щиты). А символ Петербурга - «ангел-хранитель нашего города» - полностью авторское произведение.

В ближайшие полтора месяца здание обретет законченный облик, а открытие запланировано уже на следующий год. На фасаде новостройки выложили название нового универмага. Над его парадным входом и собираются установить «ангела-хранителя».

Торговый центр на Малом проспекте не единственный случай, когда архитектор разошелся во взглядах с заказчиком и отказался от авторства. Напомним, что похожая история произошла со «Стокманном» на Невском проспекте. Там архитектор Юрий Земцов также не спешит принять на себя лавры творца новостройки, сославшись на то, что она была значительно изменена финскими проектировщиками. Мастерская еще одного зодчего, Рафаэля Даянова, уже в разгар работы прекратила проектирование гостиницы на Литейном проспекте, 5, поскольку заказчик предпочел увеличить здание еще на один этаж. А фирма «Спецпроектреставрация» в свое время отказалась от авторского надзора за Ямским рынком, поскольку заказчик, не вняв аргументам архитекторов, предпочел изменить конфигурацию мансарды.

Этот перечень можно продолжать.

P.S. По некоторым данным, предприниматель Юрий Жорно хорошо известен в криминальных кругах. По сообщениям СМИ, в 1998 году он был арестован по подозрению в коммерческом подкупе. Предприниматель-политик неоднократно становился фигурантом скандалов. Например, Жорно пробовал приспособить под коммерческое строительство священную для ленинградцев территорию Парка Победы. Жорно работал помощником печально известного вице-спикера ЗакСа Виктора Новоселова. Его имя неоднократно упоминалось в связке с группировками известных криминальных «авторитетов».

https://spbvedomosti.ru/news/gorod/angel_torgovli/?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

mirpeterburga.ru

Юрий ЖОРНО: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ПАМЯТНИКА ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ.

Уважаемые дамы и господа,

петербуржцы и гости нашего города!Разрешите приветствовать Вас на знаменательном событии – открытии долгожданного памятника великому гениальному швейцарцу Доменико Трезини, можно сказать, первому архитектору и фактически первому главному архитектору нашего города Санкт-Петербурга, сподвижнику великого русского царя и основателя города Петра I. Благодаря гению Доменико Трезини в Санкт Петербурге было построено большое количество зданий, часть из которых не сохранилась. Самое главное и потрясающее творение великого мастера – Петропавловский собор Петропавловской крепости, находящийся в самом сердце Петербурга, является главным силуэтным символом и одним из главных символов нашего города. Памятник Доменико Трезини является действительно долгожданным, так как замысел его создания и первая модель насчитывают почти 18 лет. За это время родилось, закончило школу и поступило в институт целое поколение. Возраст распоряжения, на основании которого сегодня устанавливается памятник – 15 лет. Это распоряжение было подписано в 1999 году губернатором Санкт-Петербурга Яковлевым В.А. Памятник планировали установить  в 2003 году к 300-летию города. Но тогда этого не случилось. Несколько лет назад по предложению главного художника города, работавшего в то время, Шереметьева Георгия Анатольевича, наша организация взялась за эту работу и взяла на себя обязательство установить памятник в 2013 году, в год 310-летия Санкт-Петербурга. Что и было сделано в декабре, а сегодня мы с гордостью торжественно открываем этот монумент. Памятник первому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини в день установки.Эта великолепная работа в память о великом швейцарце создана талантом достаточно молодых петербургских русских мастеров – скульптора Павла Игнатьева и  архитектора Павла Богрянцева. Отлита потрясающими русскими рукодельниками и умельцами Подмосковья города Жуковский – фирмой «Лит Арт». Генеральный директор Устенко Александр Александрович. Установлен петербургской фирмой «Профиль». Руководители: Соловьев Владимир Александрович и Сальников Дмитрий Владиславович.Хочется также поблагодарить за творческое участие архитектурную общественность Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по государственному контролю использованию и охране памятников, Художественный совет Санкт-Петербурга. Фрагмент памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Особенно хочется выделить имена: Уралова Ивана Григорьевича, блистательного главного художника города, работавшего в 90-х и 2000-х годах, которому до сих пор не безразлична судьба города, и который постоянно принимает участие в наших работах и всегда откликается своей профессиональной помощью. Хочется поблагодарить Митюрева Ю.К., заместителя председателя КГА,  Романовского Феликса Карловича, руководителя Художественного совета, поблагодарить Администрацию Василеостровского района за организацию церемонии открытия, и которая нас сегодня здесь принимает. При этом хочется не забыть отметить и усилия нашей организации, которую я представляю, которая взяла на себя полную организацию и полное финансирование создания и установки памятника. Это уже наша седьмая работа в городе, до этого были созданы: памятные знаки «Вагонетка», «225 лет Павловску», «Московская застава», мемориальная аллея памяти в Московском парке Победы, памятники А.Ахматовой и Н.К.Рериху, и вот сейчас памятник Доменико Трезини. В работе находятся памятники нашим великим горожанам Шаляпину, Кнорозову, В.Цою, писателям-фантастам братьям Стругацким. Прорабатывается идея создания сада русских архитекторов и аллея адмиралов флота российского. Я уверен, что мы сделаем еще много хороших дел для нашего города. Со своей стороны мы хотели бы обратиться к Правительству города с просьбой о поддержке нашей организации, о поддержке и сохранении нашего скромного бизнеса, который является единственным источником финансирования наших дел для города. К нашему сожалению, сегодня мы этого не чувствуем. Мы патриоты города и очень надеемся на поддержку нашего Правительства. И тогда с большей и полной самоотдачей сможем сделать все, что задумано. Открытие памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

Уважаемые дамы и господа!

Установив этот памятник, мы начали оформление второго (после стрелки) парадного въезда на Васильевский остров, но эта работа еще в полной мере не закончена. Мы надеемся, что этот памятник послужит катализатором для оформления и реконструкции всей площади Трезини. У нас есть некоторые наработки, которые мы готовы передать городу и верим, что скоро здесь появится еще один красивый уголок Санкт-Петербурга. Кроме того, уже изготовлен второй авторский экземпляр памятника, который мы предлагаем подарить от Санкт-Петербурга на родину Доменико Трезини Швейцарию, кантон Лугано. В завершение хочу сказать, что, прославляя этим памятником великого швейцарского мастера, который обрел в России новую Родину, и прожил в Петербурге до конца своих дней, мы прославляем нашу родную Россию, нашу великую Родину, когда лучшие европейские таланты приезжали к нам, чтобы реализовать свои творческие возможности, заработать деньги и обрести славу. Друзья, да  здравствует наш город! Пусть процветает слава России! Слава Петербургу и слава великой России! Возложение цветов к памятникупервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

Page 2
istorik_lebedev

.

Открытие памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.ПАМЯТНИК ПЕРВОМУ АРХИТЕКТОРУНА ПЛОЩАДИ ТРЕЗИНИ

Общаясь в течение многих лет с бывшим главным архитектором Санкт-Петербурга Олегом Андреевичем Харченко – и тогда, когда он был главным архитектором, и позже, когда он возглавил свою архитектурную мастерскую, – я неизменно мог видеть в центре его рабочего стола в Комитете по градостроительству и архитектуре небольшую бронзовую модель замечательного памятника первому в истории нашего города зодчему Доменико Трезини, созданную скульптором Павлом Игнатьевым. Я всегда спрашивал, когда же он будет установлен на берегах Невы ?..

Бывший главный архитектор Санкт-ПетербургаОлег Андреевич Харченков своей петербургской мастерской.На этой фотографии мы видиммодель памятника архитектору Доменико Трезини.И вот в понедельник, 17 февраля 2014 года, мне прислали приглашение посетить торжественное открытие нового памятника в Санкт-Петербурге, увековечившего великого петербургского зодчего Доменико Трезини, приехавшего в начале XVIII столетия по приглашению Петра Великого в Россию строить новый русский город – Санкт-Петербург.

Приглашение на открытие памятникапервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини19 февраля 2014 года.Я много лет отслеживал сюжет, связанный с созданием и установкой этого петербургского памятника, вся история которого превратилась в грандиозную эпопею. В ней принимали участие не только инициаторы и создатели нового монумента, но и многочисленные чиновные лица, которые, как в калейдоскопе, сменяли друг друга, посидев в своих начальственных креслах. По разным причинам установка монумента Доменико Трезини в Санкт-Петербурге растянулась на целых пятнадцать лет. Я был несказанно рад приглашению на открытие памятника и позвонил бывшему главному художнику Санкт-Петербурга Ивану Григорьевичу Уралову, который вместе с бывшим главным архитектором города Олегом Андреевичем Харченко стал продвигать во властных структурах решение увековечить память Трезини – создателя таких знаменитых построек Северной столицы, как здание Двенадцати коллегий, Летний дворец Петра I в Летнем саду, Петропавловский собор Петропавловской крепости. Первого архитектора Санкт-Петербурга помнят Кронштадт и Александро-Невская лавра. Доменико Трезини – автор дворцов, особняков, домов, сооружений, в том числе и фортификационных. Многое сделал этот выдающийся зодчий на заре петербургской истории… Бывший главный художник городапрофессор Иван Григорьевич Уралов,который стоял у истоков созданияпамятника Доменико Трезини.Иван Григорьевич Уралов подтвердил мне, что он также получил приглашение на открытие памятника, добавив при этом: – Мы начинали его с Олегом Андреевичем Харченко. Как он будет рад! Я позвонил и Олегу Андреевичу Харченко, сообщив ему о том, что 19 февраля 2014 года на площади Трезини в Санкт-Петербурге открывается памятник первому зодчему Петрополя Доменико Трезини. Лет пятнадцать назад О.А.Харченко первому принесли на рассмотрение проект этого памятника, созданного молодым скульптором Павлом Игнатьевым – это была его дипломная работа. Сегодня О.А.Харченко является главным архитектором зимней Олимпиады в Сочи. – Я вас поздравляю, – сказал мне Олег Андреевич, – но, как вы понимаете, я буду более свободен после окончания Олимпиады в Сочи. И как только приеду в Санкт-Петербург, первым делом посещу бронзового Трезини, который был моим своеобразным предшественником в кресле главного архитектора Санкт-Петербурга. А ведь мы с вами, Сергей Борисович, – добавил Харченко, – установили на Одесской улице на фасаде дома № 2 первую мемориальную доску, увековечившую в Санкт-Петербурге имя главного архитектора города – Геннадия Никаноровича Булдакова. А теперь уже и памятник первому петербургскому архитектору будет открыт! Скульптор Павел Игнатьев.И вот 19 февраля 2014 года на площади Трезини состоялось торжественное открытие скульптурной композиции, созданной Павлом Игнатьевым. Перед открытием памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.Архитектором, вписавшим памятник в окружающее пространство старинной Университетской набережной, частью которой является площадь Трезини, стал Павел Богрянцев – сын архитектора Александра Богрянцева, спроектировавшего первую мемориальную доску, посвященную главному архитектору города Г.Н.Булдакову. Монумент отлит и установлен на средства петербургского мецената Юрия Юрьевича Жорно. Надпись на постаменте,увековечившая создателей памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.На празднике присутствовало человек триста. Среди знакомых мне лиц были скульптор академик Григорий Ястребенецкий, бывший главный художник города Феликс Романовский, ведущие петербургские архитекторы и скульпторы. Вместе с преподавателями Академии художеств и Санкт-Петербургского университета здесь можно было увидеть множество молодых лиц – учащихся Академии и Университета. ФОТОФИКСАЦИЯТОРЖЕСТВЕННОЙ ЦЕРЕМОНИИОТКРЫТИЯ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ19 ФЕВРАЛЯ 2014 ГОДАПАМЯТНИКА ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ

В ожидании началаторжественной церемонии открытияпамятника Доменико Трезини.

Почетный караул.

Ректор Академии художеств Семен Михайловскийи директор архитектурного бюро «Аура»Александр Владимирович Уралов.

Начало церемонии открытия памятникапервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

Торжества по случаю открытия памятникаархитектору Доменико Трезинипосетили сам император Петр и зодчий Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

Торжественное открытие монументасопровождалось замечательной игрой духового оркестра.

Выступает директор музея «Исаакиевский собор»Николай Витальевич Буров.

Выступает инициатор установкипамятника Доменико Трезинимеценат Юрий Юрьевич Жорно.

Выступает скульптор Павел Игнатьев –автор памятника Доменико Трезини.

Открытие памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

Фрагмент памятникапервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.

Возложение цветов к памятникупервому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЮРИЯ ЖОРНО ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ПАМЯТНИКА ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

Page 3
istorik_lebedev

.

Граф Алексей Алексеевич Игнатьев (1877-1954).Художник Василий Ефанов. 1942 год. ИЗ ИСТОРИИ РУССКОЙ ГВАРДИИ«ТОРЖЕСТВЕННЫЙ ФИНАЛСТАРОЙ ИСТОРИИ О ДЫМИВШИХ ПЕЧАХ»

Собственно служба в (лейб-гвардии Кавалергардском) полку началась для меня, как и для всех молодых офицеров, с дежурств по полку. Ровно в двенадцать часов старый и новый дежурные офицеры шли на середину двора на полковую гауптвахту, состоявшую из помоста и столба с колоколом для вызова караула. На помосте стояла повозка с денежным ящиком, охранявшаяся часовым с винтовкой за плечами и шашкой наголо. Бессмысленным казалось сопровождать казначея, полка, хилого и совсем полуштатского штаб-ротмистра маркиза Паулуччи, к этому ящику, из которого он с особым благоговением вынимал или в который вкладывал какой-нибудь конверт. Зачем было, казалось, мерзнуть на дворе, вместо того чтобы держать деньги в канцелярском шкафу? Но в том-то и дело, что таков был обычай, изменить который никому не приходило в голову. От маленьких деталей и до важнейших вопросов многое в русской армии держалось на изживших себя традициях, а не на здравом смысле.

Фасад здания лейб-гвардии Кавалергардского полкана Шпалерной улице.Итак, осмотрев печати на ящике и поздоровавшись с новым полковым караулом из шести человек при унтер-офицере, выслушав рапорты всех дежурных по эскадронам и командам, зайдя тут же в караульное помещение и карцер, помещавшиеся в подвале, дежурные подписывали рапортичку о наличном составе и шли к командиру полка. Храм лейб-гвардии Кавалергардского полка –церковь Захария и Елизаветы на Захарьевской улице.Фото 1928 года.Днем дежурный офицер выполнял все свои служебные обязанности, а перед обедом присутствовал при распределении мяса по эскадронам. Он должен был отвечать за его вес и свежесть. В девять часов вечера он шел на перекличку в один эскадрон, где пелись хором молитвы и читался приказ по полку на следующий день.Ночью дежурный офицер был обязан обойти, хотя бы один раз, все помещения полка, записать в рапортичке температуру в жилых помещениях, проверить бдительность всех дежурных, дневальных и порядок в восемнадцати конюшнях. Кавалергард граф Алексей Алексеевич Игнатьев.Помещения были раскинуты между тремя улицами, и добросовестный обход требовал не менее двух часов.Ни одна иностранная армия не знала таких внутренних нарядов, как русская. Поистине, о ней можно было сказать, что она существует, чтобы охранять себя. В каждом эскадроне кроме дежурного унтер-офицера четверо дневальных, в конюшнях – то же число, а затем – в хлебопекарне, в полковом лазарете, у дровяного склада… Общее число людей в наряде в маленьком четырехэскадронном полку доходило до шестидесяти человек в день. Каска лейб-гвардииКавалергардского полка.Когда, дежуря по полку в первый раз, я вернулся вечером в офицерскую «артель», в нижнем этаже которой находилась дежурная комната, вестовой — лакей артели — доложил мне, что кровать постлана. Зная, что дежурный по полку обязан после вечерней зари оставаться в шинели, при шашке и револьвере, я сделал вид, что не замечаю за ширмой роскошного дивана, покрытого тончайшими простынями и английским теплым одеялом; тут же лежала моя собственная ночная рубашка, оставленная утром предусмотрительным камердинером. Офицерский корпус казармКавалергардского полкана Шпалерной улице. Фото 1900-х годов.Я сказал, что мне спать не хочется. Но старший буфетчик Егор сообщил мне, что все дежурные на ночь спокойно раздеваются, так как никто войти ночью без дежурного лакея не может, а последний не откроет двери никакому начальству, пока не убедится, что дежурный встал и готов к встрече. ГлавнокомандующийСанкт-Петербургским военным округомвеликий князь Владимир Александрович.Фото конца XIX века.Через несколько недель после этого стратегия Егора потерпела поражение, и бедному Ванечке Салтыкову, дежурному по полку и, по обыкновению, сладко спавшему, пришлось поплатиться. Главнокомандующему Петербургским округом великому князю Владимиру Александровичу, дяде царя, частенько не спалось, несмотря на выпиваемую ежедневно перед сном бутылку шампанского. Надев мягкие, с вечно спущенными голенищами сапоги и генерал-адъютантское пальто, он отправлялся ночью на прогулки с целью «поймать» какой-нибудь из гвардейских полков. В эту злосчастную зимнюю ночь со снежной пургой Владимир Александрович добрел до нашего полка и долго безрезультатно звонил в егоровский звонок. Внутри артели так же безрезультатно будили Ванечку.Отчаявшись добиться дежурного по полку, великий князь пошел на полковой двор и, заметив огонек в одном из подвалов, поинтересовался узнать, что может здесь твориться в столь поздний час. Там его ждала неприглядная картина: в темном сыром подвале он нашел месивших тесто полуголых людей в грязных колпаках и подштанниках — это была полковая хлебопекарня. Ее начальник, поручик Нечаев, отделался арестом на Садовой, в комендантской гауптвахте. Здание Комендантской гауптвахты.У меня же, на одном из дежурств по полку, произошло следующее: под вечер, когда все офицеры уже разъехались, ко мне прибежал дежурный унтер-офицер по нестроевой команде и с волнением в голосе доложил, что «Александр Иванович померли».Александром Ивановичем все, от рядового до командира полка, величали старого бородатого фельдфебеля, что стоял часами рядом с дневальным у ворот, исправно отдавая честь всем проходящим. Манеж лейб-гвардии Кавалергардского полкана Потемкинской улице.Откуда же пришел к нам Александр Иванович? Оказалось, что еще до того, как мой отец командовал полком, то есть в начале 70-х годов, печи в полку неимоверно дымили и никто не мог с ними справиться; как-то военный округ прислал в полк печника-специалиста из еврейских кантонистов, Ошанского. При нем печи горели исправно, а без него дымили. Все твердо это знали и, в обход всех правил и законов, задерживали Ошанского в полку, давая ему мундир, звания, медали и отличия за сверхсрочную «беспорочную службу».И вот его не стало, унтер-офицер привел меня в один из жилых корпусов, еще елизаветинской постройки, где в светлом подвальном помещении под сводами оказалась квартира Александра Ивановича. Офицеры лейб-гвардии Кавалергардского полкана Садовой улице у Михайловского садапосле окончания парада.Фото 1900-х годов.Он лежал в полковом мундире на составленных посреди комнаты столах. Его сыновья, служившие уже на сверхсрочной службе, один – трубачом, другой – писарем, третий – портным, горько плакали. Я никак не мог предполагать того, что произошло в ближайшие часы. К полковым воротам подъезжали роскошные сани и кареты, из которых выходили нарядные элегантные дамы в мехах и солидные господа в цилиндрах; все они пробирались к подвалу, где лежало тело Александра Ивановича. Оказалось – и это никому из нас не могло прийти в голову, – что фельдфебель Ошанский много лет стоял во главе петербургской еврейской общины. На следующее утро состоялся вынос тела, для чего мне было поручено организовать церемонию в большом полковом манеже. К полудню манеж принял необычайный вид. Кроме всего еврейского Петербурга сюда съехались не только все наличные офицеры полка, но и многие старые кавалергарды во главе со всеми бывшими командирами полка. В числе последних был и мой отец, состоявший тогда уже членом Государственного совета. Манеж лейб-гвардии Кавалергардского полкана Потемкинской улице.Воинский устав требовал, чтобы на похоронах всякого военнослужащего, независимо от чина и звания, военные присутствовали в полной парадной форме, и поэтому всем пришлось надеть белые колеты, ленты, ордена и каски с орлами. У гроба Александра Ивановича аристократический военный мир перемешался с еврейским торговым и финансовым, а гвардейские солдаты – со скромными ремесленниками-евреями.После речи раввина гроб старого кантониста подняли шесть бывших командиров полка, а на улице отдавал воинские почести почетный взвод под командой вахмистра – как равного по званию с покойным – при хоре полковых трубачей. Таков был торжественный финал старой истории о дымивших печах.Граф Алексей Алексеевич ИГНАТЬЕВ. Пятьдесят лет в строю. Граф Алексей Алексеевич Игнатьев (1877-1954).

Материал подготовилСергей ЛЕБЕДЕВ

Page 4

Previous Entry | Next Entry

istorik_lebedev

.

3 марта 2014 года Масленичные гулянияна Адмиралтейской площади.Литография Ж. Жаккотте и Обрэнас оригинала И.И.Шарлеманя.КАК ПРОВОЖАЛИ ЗИМУВ СТАРОМ ПЕТЕРБУРГЕ

Столица Российской империибыла и столицей Масленицы

Обычай справлять Масленицу повсеместно, от царского дворца до убогих жилищ, уходит на Руси в глубину веков. Наши предки праздновали ее задолго до принятия христианства. В столице Российской империи – Санкт-Петербурге Масленица начиналась после празднования Богоявления и продолжалась целую неделю (а то и дольше), во время которой ели блины со сметаной, вареньем, икрой, маслом, мясом; ели также пироги и копченую рыбу. Устраивались шумные увеселения: катания с гор, катания на лошадях, запряженных в сани, на финских «вейках», представления в балаганах, возле которых велась бойкая торговля со специально выстроенных ларей, с саней и вразнос с лотков.

Катание с гор на Неве.Художник Томас Аткинсон. 1792 год.Празднование Масленицы на берегах Невы утвердилось в петровские времена. Генрих фон Реймерс в работе «С.-Петербург в конце своего первого столетия» (1805 г.), говоря о так называемом «Доме четырех фрегатов», который во времена Петра I стоял на Троицкой площади, коснулся и празднования Масленицы: Народное гулянье во время масленицына Адмиралтейской площади в Петербурге.Художник Константин Егорович Маковский. 1869 год.«В этом доме, обычном месте сбора при веселых обстоятельствах, по приказу императора имели обыкновение собираться во время карнавала или в так называемую Масленую неделю маски в своих бурлескных одеяниях; монарх также нередко находился среди них. Сенаторы и члены прочих императорских коллегий бывали вынуждены в те времена в этих платьях присутствовать даже на своих собраниях. Странное было зрелище, когда старые люди, судьи и советники в своих комических масках обсуждали серьезные дела». В той же книге Реймерс писал: «На Масленицу (русский карнавал), если лед на Неве достаточно прочен, здесь устраивают ледяные горы и качели». Масленичные гулянья на Царицыном лугу.Раскрашенная литография Карла Беггровас рисунка Карла Саббата и Сэмюэля Шиффлярда. 1823 год.Об этом празднике, в котором участвовал «весь Петербург», в своих «Достопамятностях Санкт-Петербурга и его окрестностей» рассказывал дипломат, писатель, коллекционер, создатель первого Русского музея, петербургский краевед Павел Свиньин: «Каждый народ имеет свои отечественные любимые забавы, показывающие некоторым образом его нрав и душевные наклонности. Масленица во всей Европе есть время торжества забав сих; тогда видим мы у испанцев сражения с буйволами, у англичан кулачные бои, лошадиные скачки, у французов пляски, у италиянцев маскерады и проч., а для русских главнейшее удовольствие составляют ледяные горы. Народное гулянье во время масленицына Адмиралтейской площади в Петербурге.Художник Константин Егорович Маковский.Горы сии строятся в холодное время не только во всяком городе, но и во всяком почти селении. В Петербурге строят их обыкновенно на Охте, на Крестовском острову и на Неве перед императорским дворцом, откуда российские монархи могут видеть народ свой веселящимся невинными забавами зимнего времени». В течение двух столетий русские монархи не только наблюдали из окон собственной императорской резиденции – Зимнего дворца – за веселившимися своими подданными, но и сами не желали отставать от жителей столицы, веселясь вместе с ними: в феврале 1772 года, по словам историка П. Н. Пет­рова, «на Масленице в пятницу государыня (Екатерина Великая – Прим. ред.) ездила в санях по городу и к горам на Неве». Ледяная горка в Санкт-Петербурге.Художник Бенджамин Патерсен. 1788 год.Нередко балаганы строились на льду Невы между Петропавловской крепостью и Зимним дворцом. У Петровской площади, где сегодня стоит Медный всадник, на льду Невы (если лед позволял) устраивались масленичные народные гулянья. Но, строго говоря, они устраивались на всей поверхности замерзшей Невы вниз по течению от Смольного монастыря до Петровской площади. Гулянья также проходили и на городских площадях – Сенной, Театральной, Петровской, Дворцовой и на Царицыном лугу (нынешнем Марсовом поле). Также Масленицу праздновали на площади перед Большим театром – нынешней Театральной площади. Грандиозные гулянья на Адмиралтейской площади, сегодня занятой Александровским садом и Адмиралтейским проспектом, запечатлены в ярких полотнах, рисунках, гравюрах живописцев и графиков, а со второй половины XIX столетия – и в фотографиях профессионалов и любителей светописи. Масленица в Петербурге.Эскиз декорации к балетуна музыку И.Ф.Стравинского «Петрушка». Театр Шатле, Париж. Русские сезоны. Художник Александр Николаевич Бенуа. 1911 год.В истории городских праздников зафиксированы и трагические страницы – балаганы и шатры горели: так, в 1837 году сгорел балаган Лемана, в котором погибло множество петербуржцев. Масленичные забавы в Санкт-Петербурге нередко сопровождались кулачными боями, которые происходили на льду Невы между Охтой и Калашниковской пристанью. Это объясняет, почему «высшее петербургское общество» отмечало Масленицу отдельно от простолюдинов. Балаганы на Адмиралтейской площади.Художник В.С.Садовников.В своем путеводителе по Санкт-Петербургу 1840-х годов Иван Пушкарев писал: «Блестящие маскарады бывают в Дворянском собрании и в Большом театре. Пред Великим постом, особенно на Масленицу, стечение публики на этих маскарадах простирается до 4000 человек. В торжественные дни Высочайший Двор благоволит удостаивать эти маскарады своим посещением. Вообще роскошью в костюмах, отличным оркестром и непринужденною веселостию в обращении эти собрания привлекают к себе лучший круг общества и превосходят все другие маскарады, даваемые иногда в клубах». На Масленицу, и только на Масленицу, в Санкт-Петербург приезжали финские легковые извозчики – «вейки» (от финского «veikko» – «друг», «брат»). А. Н. Бенуа вспоминал: «Кто помнит теперь, что такое были вейки? Между тем они, хоть и на короткий срок (всего на неделю), становились очень важным элементом петербургской улицы. Вейками назывались те финны, «чухонцы», которые, по давней поблажке полиции, стекались в Петербург из пригородных деревень в воскресенье перед Масленой и в течение недели возили жителей столицы. Звук их бубенчиков, один вид их желтеньких белогривых и белохвостых сытых и резвых лошадок сообщал оттенок какого-то шаловливого безумия нашим строгим улицам; погремушки будили аппетит к веселью, и являлось желание предаться какой-то чепухе и дурачеству. Дети обожали веек. В программу масленичного праздника входило обязательное пользование ими». Масленица.Литография В.Ф.Тимма. 1858.Известный петербургский журналист Анатолий Бахтиаров в своей книге «Брюхо Петербурга» (1887 г.) сообщал: «Масленица наступила, и балаганных дел мастера приготовились. Нигде в России не бывает такого шумного разгула, как на Масленой неделе в Петербурге. Занятый тяжелой трудовою деятельностью, фабричный и мастеровой народ в своей повседневной жизни редко показывается на улицах столицы. Зато на Масленой неделе, когда работы на фабриках и заводах приостанавливаются, рабочие на время свободны – они слоняются по улицам и площадям, чтобы «разгуляться». Из окрестностей Петербурга приезжают десятки тысяч чухон: низкорослые выносливые лошаденки, запряженные в маленькие санки, то и дело шмыгают по улицам столицы, побрякивая бубенчиками и колокольчиками; впереди саней сидит чухонец, в полушубке, с трубкой во рту и с хлыстом в руке. На сиденье саней накинут коврик, сшитый из разно­цветных лоскутьев руками трудолюбивой чухонки. Принаряженные и приглаженные, по тротуарам двигаются сплошные массы серого люда, направляющегося на Марсово поле». Ледяные горы.Масленичное гулянье на льду Невыпротив Смольного монастыря.Гравюра Х.-Г.Гейслера. 1800-е годы.Огромная популярность народных гуляний привлекала на масленичные гулянья простонародья и «благородных девиц»: «Посмотреть на народное приезжают и воспитанницы Смольного института. В царских каретах смолянки объезжают гусем вокруг Марсова поля и возвращаются домой. Народ толпится шпалерами, заглядывая в окна карет», – писал Бахтиаров.

Сергей ЛЕБЕДЕВ, историк, краевед

Tags:

istorik-lebedev.livejournal.com

«Звездный» передел | Новости малого бизнеса

Предположить, какой может быть реакция Юрия Жорно на официальную депешу, нетрудно. Видимо, совсем скоро правоохранительным органам придется выяснять, кто-то стер с карты Петербурга недвижимый объект ТЦ «Звездный». Через некоторое время после того, как павильоны были снесены с помощью спецтехники, предприниматель подробно изложил хронологию конфликта в обращении на имя губернатора Георгия Полтавченко. Редакция «Новостей малого бизнеса» располагает копией этого документа, правда, не подписанной автором.

«На протяжении последних нескольких лет крупные торговые сети, которых в нашем городе и так больше, чем по всем европейским стандартам, занимаются вытеснением малого бизнеса в сфере торговли и потребительских услуг, путем лоббирования своих интересов через протаскивание законов, уничтожающих наши объекты, и делают это для того, чтобы убрать свободную конкуренцию, задрать цены на продаваемую продукцию и замкнуть на себя поставщиков товаров, с которых получать немыслимые деньги за так называемые «вхождение в сеть» (т.е. право производителя реализовывать свой товар) и откаты за их продажу», – объясняет градоначальнику свою позицию Юрий Жорно. Не избежал этой участи и ТЦ «Звездный».

Много лет назад администрация Московского района решила привести в цивилизованный вид зону мелкорозничной торговли на самой окраине. За реализацию задачи взялась компания Жорно – благоустроила территорию, установила светофоры у проезжей части и сделала уличное освещение. Активностью предпринимателя были довольны далеко не все – в 1999 году на него было совершено покушение: находившаяся рядом сотрудница погибла, а сам Юрий Жорно получил тяжелое ранение. Тем не менее, заниматься бизнесом не бросил. Однако спустя некоторое время, как сообщает губернатору предприниматель, «владельцем этой территории стала фирма «Адамант», руководство которой, не предложив никаких решений, пыталось отобрать участок земли под нашим павильоном под придуманным предлогом для нужд строительных целей».

Очевидно, что бороться с «Адамантом» – собственником многих крупных торгово-развлекательных комплексов, было бессмысленно. «Это все равно, что с ружьем против ядерной бомбы», – замечает Жорно. Судьба 150 работников, занятых в «ТЦ «Звездный», была предрешена. Единственное, чего пытался добиться его владелец – это возможности поработать еще три года «для завершения ряда намеченных программ».

В июле 2012 года Жорно, как следует из его рассказа, сумел заручиться поддержкой губернатора по вопросу продления аренды земельного участка, где располагался ТЦ «Звездный». Соответствующая процедура была начата в КУГИ, а сам объект остался в адресной программе. Но прошло несколько месяцев, и ситуация повернулась вспять. Смольный передумал. В прошлом апреле Жорно получил уведомление о том, что ТЦ «Звездный» будет демонтирован. По словам бизнесмена, ему удалось договориться с городскими чиновниками, что торговля продолжится до ноября. За это время арендаторы смогут найти новые места, а администрация «Звездного», заплатив аренду за третий квартал, приступила к поиску покупателя на конструкции центра, стеклопакеты, торговое оборудование секций и проектную документацию объекта. Такой даже нашелся в Ленинградской области, согласившись своими силами разобрать павильон.

Но 4 июля 2013 года, по прямому указанию из районной администрации объект был обесточен в нарушение действующего договора с ОАО «Петербургская сбытовая компания». А еще через пять дней к ТЦ «Звездный» прибыла, как характеризует Жорно, «бригада хамски ведущих себя молодчиков, которые оказались сотрудниками СПб ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества». События, которые последовали за этим, он описывает весьма эмоционально: «Они ворвались в павильон и стали крушить торговое оборудование вместе с товаром, отталкивая работающих там, в том числе, пожилых людей. На одного из работников, как выяснилось, дедушку одного из предпринимателей-арендаторов, обрушили полки с товаром, и он чуть не пострадал. Наши администраторы, пытавшиеся остановить безумие этого беззакония и беспредела, просили предъявить хоть какие-то документы, дающие право на уничтожение имущества, добились только того, что прибывший на место заместитель начальника УМВД Московского района Засыпкин В.А. сказал, что те, кто будет оказывать противодействие сносу павильона, будут задержаны за сопротивление властям».

Вот, собственно, и все. На месте павильона осталась полная разруха. Конструкции и стеклопакеты – уничтожены. Торговое оборудование – сломано. А на сайте администрации Московского района, как говорит Юрий Жорно, «была размещена, по нашему мнению, лживая информация, о том, что в установленном законом порядке павильон был разобран и складирован в предназначенном для этого месте, и что мы обманным путем введя в заблуждение арендаторов собрали с них деньги за несколько месяцев вперед».

Произошедшее Жорно объясняет исключительно удовлетворением амбиций «Адаманта». Он убежден, что от сноса ТЦ «Звездный» никто не выиграл – ни город, который недополучил арендную плату, ни арендаторы, лишившиеся части товара, ни владелец центра, так и не продавший конструкции потенциальному покупателю из соседнего региона. А тут еще злополучное письмо, которое пришло через девять месяцев после разгрома объекта…

Игорь ГРОМОВ, «Новости малого бизнеса», фото и документы предоставлены администрацией ТЦ «Звездный»

novostimb.ru

Юрий ЖОРНО: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ ПАМЯТНИКА ДОМЕНИКО ТРЕЗИНИ.

Меценат, инициатор установки памятникапервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико ТрезиниЮрий Юрьевич Жорно выступает перед открытием монумента.Фото 19 февраля 2014 года.ВЫСТУПЛЕНИЕПЕРЕД ОТКРЫТИЕМ МОНУМЕНТА

Уважаемые дамы и господа,

петербуржцы и гости нашего города!Разрешите приветствовать Вас на знаменательном событии – открытии долгожданного памятника великому гениальному швейцарцу Доменико Трезини, можно сказать, первому архитектору и фактически первому главному архитектору нашего города Санкт-Петербурга, сподвижнику великого русского царя и основателя города Петра I.

Благодаря гению Доменико Трезини в Санкт Петербурге было построено большое количество зданий, часть из которых не сохранилась. Самое главное и потрясающее творение великого мастера – Петропавловский собор Петропавловской крепости, находящийся в самом сердце Петербурга, является главным силуэтным символом и одним из главных символов нашего города.Памятник Доменико Трезини является действительно долгожданным, так как замысел его создания и первая модель насчитывают почти 18 лет. За это время родилось, закончило школу и поступило в институт целое поколение. Возраст распоряжения, на основании которого сегодня устанавливается памятник – 15 лет. Это распоряжение было подписано в 1999 году губернатором Санкт-Петербурга Яковлевым В.А. Памятник планировали установить  в 2003 году к 300-летию города. Но тогда этого не случилось. Несколько лет назад по предложению главного художника города, работавшего в то время, Шереметьева Георгия Анатольевича, наша организация взялась за эту работу и взяла на себя обязательство установить памятник в 2013 году, в год 310-летия Санкт-Петербурга. Что и было сделано в декабре, а сегодня мы с гордостью торжественно открываем этот монумент. Памятник первому архитектору Санкт-ПетербургаДоменико Трезини в день установки.Эта великолепная работа в память о великом швейцарце создана талантом достаточно молодых петербургских русских мастеров – скульптора Павла Игнатьева и  архитектора Павла Богрянцева. Отлита потрясающими русскими рукодельниками и умельцами Подмосковья города Жуковский – фирмой «Лит Арт». Генеральный директор Устенко Александр Александрович. Установлен петербургской фирмой «Профиль». Руководители: Соловьев Владимир Александрович и Сальников Дмитрий Владиславович.Хочется также поблагодарить за творческое участие архитектурную общественность Санкт-Петербурга, Комитет по градостроительству и архитектуре, Комитет по государственному контролю использованию и охране памятников, Художественный совет Санкт-Петербурга. Фрагмент памятникапервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини.Особенно хочется выделить имена: Уралова Ивана Григорьевича, блистательного главного художника города, работавшего в 90-х и 2000-х годах, которому до сих пор не безразлична судьба города, и который постоянно принимает участие в наших работах и всегда откликается своей профессиональной помощью.Хочется поблагодарить Митюрева Ю.К., заместителя председателя КГА,  Романовского Феликса Карловича, руководителя Художественного совета, поблагодарить Администрацию Василеостровского района за организацию церемонии открытия, и которая нас сегодня здесь принимает.При этом хочется не забыть отметить и усилия нашей организации, которую я представляю, которая взяла на себя полную организацию и полное финансирование создания и установки памятника. Это уже наша седьмая работа в городе, до этого были созданы: памятные знаки «Вагонетка», «225 лет Павловску», «Московская застава», мемориальная аллея памяти в Московском парке Победы, памятники А.Ахматовой и Н.К.Рериху, и вот сейчас памятник Доменико Трезини. В работе находятся памятники нашим великим горожанам Шаляпину, Кнорозову, В.Цою, писателям-фантастам братьям Стругацким. Прорабатывается идея создания сада русских архитекторов и аллея адмиралов флота российского. Я уверен, что мы сделаем еще много хороших дел для нашего города.Со своей стороны мы хотели бы обратиться к Правительству города с просьбой о поддержке нашей организации, о поддержке и сохранении нашего скромного бизнеса, который является единственным источником финансирования наших дел для города. К нашему сожалению, сегодня мы этого не чувствуем. Мы патриоты города и очень надеемся на поддержку нашего Правительства. И тогда с большей и полной самоотдачей сможем сделать все, что задумано. Открытие памятникапервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.Уважаемые дамы и господа!

Установив этот памятник, мы начали оформление второго (после стрелки) парадного въезда на Васильевский остров, но эта работа еще в полной мере не закончена. Мы надеемся, что этот памятник послужит катализатором для оформления и реконструкции всей площади Трезини. У нас есть некоторые наработки, которые мы готовы передать городу и верим, что скоро здесь появится еще один красивый уголок Санкт-Петербурга. Кроме того, уже изготовлен второй авторский экземпляр памятника, который мы предлагаем подарить от Санкт-Петербурга на родину Доменико Трезини Швейцарию, кантон Лугано.

В завершение хочу сказать, что, прославляя этим памятником великого швейцарского мастера, который обрел в России новую Родину, и прожил в Петербурге до конца своих дней, мы прославляем нашу родную Россию, нашу великую Родину, когда лучшие европейские таланты приезжали к нам, чтобы реализовать свои творческие возможности, заработать деньги и обрести славу.Друзья, да  здравствует наш город! Пусть процветает слава России! Слава Петербургу и слава великой России! Возложение цветов к памятникупервому архитектору Санкт-Петербурга Доменико Трезини.Фото 19 февраля 2014 года.

zimnyi1970.livejournal.com

В Петербурге хотят поставить не того Цоя

03/02/2012

           Народ их не поймет В 2011 году прошло два скульптурных симпозиума. Скульптурный симпозиум – это одновременная работа скульпторов в течение месяца над работами, проекты которых были утверждены жюри или отборочной комиссией. Оба состоявшихся симпозиума  свидетельствуют о желании городских и районных властей пополнить городскую глиптотеку чисто декоративными объектами.

К сожалению, работы симпозиума в Ломоносове (его финансирование осуществила администрация Петродворцового района, МО «Ломоносов» и «Севзапстрой») я не посмотрел, но вот за тем, как проходил симпозиум в Петербурге и итоги его работы я по возможности изучил внимательно, начиная с самого первого заседания в Комитете по градостроительству (КГА) 25 апреля 2011 года. Это был уже второй симпозиум в Петербурге, первый, за организацию которого в 2010-м взялась Л. Канунникова, оказался провальным, о чем я в свое время подробно писал.

За организацию нынешнего, посвященного Италии и Франции (чиновникам приятнее выделять деньги под политически актуальные события, хотя в случае обобщенных или абстрактных скульптур тема значения не имеет) от КГА отвечал Андрей Жилин, начальник отдела эстетики и дизайна городской среды. Как человек умный и современный, он не прокладывал, несмотря на название своей должности, эстетический курс, поскольку существовало вполне профессиональное жюри, да и среди наших скульпторов самоучек нет, зато очень четко выдержал все обещания КГА по снабжению скульпторов материалом и инструментом. И все объекты в предписанные планом сроки были поставлены на место. Причем место, благодаря активности, прежде всего, Евгения Ротанова, тонкого скульптора и председателя бюро секции скульптуры Союза художников, было выбрано – в отличие от «канунниковского» симпозиума» – правильно: небольшой Малоохтинский парк (он располагается вдоль Новочеркасского пр., как раз позади «унитаза»  – здания банка «Санкт-Петербург»). Лично я итогами симпозиума остался доволен, причем мне особенно нравятся «Дали», «Венеция» и «Фламенко». Правда, есть два «но». Первое связано с тем, что внутри парка скульптуры размещены неправильно – большая часть смещена к Новочеркасскому проспекту. Сделано это было для того, чтобы объекты были видны из проезжающего по проспекту транспорта, однако в итоге получилось, что фоном для обзора стали не деревья парка, а плохой архитектуры фасады зданий на другой стороне улицы. В глубине парка, возле пруда, расположена «Венеция» – перевернутая лодка, гондола – это пример правильного размещения. Многие – «Дали», «Фламенко» и др. – прижались к проезжей части, и это плохо. Вряд ли объекты переставят, хотя нужда в этом очевидна, – под ними сделаны фундаменты. Но сами по себе скульптуры пластически очень выразительны и обогащают ландшафт, выигрывая от этого контекста сами. Между прочим, потенциал в части обобщенных и абстрактных форм в нашем городе значительный. Я в этой связи назову только одного скульптора: Евгений Духовный. Я посетил выставку работ Духовного в выставочном зале гостиницы «Карелия». Множество отличных работ – чистых абстракций, немалая часть куплена для личных приусадебных участков – вещи «очень пленэрные», и жаль, что в Петербурге стоит только одна работа Духовного – «камень с дыркой» на ул. Маяковского, перед новой гостиницей.  Второе «но» связано с реакцией народа. Смотрел скульптуры в парке не я один, возникали разговоры, и они ужасали. Все заточены только на муляжное исполнение фигур в духе Таратынова, а когда пенсионерки узнавали от меня, что это финансировалось из бюджета, их охватывала смесь гнева и социальной ярости. От социализма нам досталось чудовищное эстетическое сознание населения, находящееся на уровне передвижников и коней Клодта. Если «похоже», никаких вопросов не задают, потому что это в рамках «естественной конвенции», если «не похоже», сразу возникает сакраментальный вопрос: а зачем? а какая польза? И объяснить уже ничего нельзя. В этом смысле характерны объекты, также установленные в конце прошлого года, но уже не в рамках симпозиумов – «Дерево-сердце» (в саду Опочинина у Наличной ул., автор неизвестен).  И – «сигарета со знаком «Стоп»» (временно установлена около молодежного культурного центра «Факел» на Софийской ул., скульптор Павел Никифоров). Сигарета была установлена в рамках акции «Откажись от курения – выбирай здоровье!». Как пояснили в пресс-службе администрации района, «идея памятника состоит в том, что каждый курильщик, решившийся бросить вредную привычку, теперь может получить поддержку своего решения: посмотрит на памятник и поймет, что все правильно делает». А «Дерево-сердце» предназначено для брачных игр молодоженов. Листики на дереве выполнены в виде сердечек, к дереву они будут прикреплять замочек от своих сердец, а ключик помещать в специальный сундучок, что будет символизировать «прочность и неразрывность отношений». Этот «свадебный кич», окруженный радостным сюсюканьем, объясняет «пользу» декоративного объекта.

Бон Жорно!

Гражданина Санкт-Петербурга Юрия Жорно я уже упоминал в прошлой статье. Не первый год украшает он монументальными объектами территорию города, не забывая всякий раз выбить на постаменте крупными буквами свою фамилию как донатора.

Напомнить о Жорно хочу в связи с конкурсом проектов памятника В. Цою. История началась в 2008 г., конкурс стартовал в 2010 г. Наконец, 7 февраля 2011 г. было объявлено, что в финал вышли три проекта: скульпторов Светланы Серебряковой, Юрия Фирсова и Алексея Ничипорука. Не могу сказать, чтобы они поражали оригинальностью пластического решения, скорее желанием одновременно угодить цоефилам из жюри, исходившим из фотографии Юрия Чашкина как идеала, и предложить что-то, хотя бы немного отличающееся от этой фотографии. И вот финал истории. В конце декабря 2011 г. трехлетняя эпопея завершилась – конкурс закрыт «как не принесший результатов, без распределения мест в связи с отсутствием победителя». Состоялось заседание градостроительного совета, на котором координатор проекта, член правления «Фонда памяти в. цоя» Власова Светлана выступила с речью: фонд не устроил ни один проект, поэтому членам градостроительного совета не надо их обсуждать. Фонд выберет сам и представит на Градсовет то, что фонду понравится. Далее цитирую письмо ко мне Светланы Серебряковой от 5 января 2012 г.: «Власова практически в одиночку вела конкурс все три года, девушка с юридическим и экономическим образованием, переехала в Питер из Тулы. Некоторое время назад она устроилась на работу к Ю. Ю. Жорно. Он выбрал работу одного из 34 авторов первого этапа и сказал: вот за это я и заплачу. Это прямое цитирование фотографии Чашкина – на одном из концертов фотограф запечатлел Виктора, нет ни мысли ни идеи – цитата. К сожалению, я не искала спонсора для своего проекта. Победитель первого Градсовета (скульптор А. Ничипорчук, архитектор Г. Челбогашев) будет бороться за то, чтобы памятник по проекту, выбранному спонсором, не был установлен. Видимо им будет это непросто, так как Власова по образованию юрист и к тому же считает: «Они не могут бороться против меня, мне никто не указ. Я – заказчик, в этом деле мое решение – закон. Нет ни одной организации надо мной». Вот такая решительная девушка!» А выбрал Жорно работу молодого скульптора Матвея Макушкина, выпускника Института живописи, скульптуры и архитектуры, который сейчас продолжает обучение в творческой мастерской у Г. Д. Ястребенецкого. Григорий Данилович хвалит Макушкина и говорит, что фигура Цоя сделана вполне профессионально и доброкачественно. Однако нельзя не заметить, что работа лишена самостоятельности, слишком похожа на фотографию, а порядок ее выбора игнорирует конкурс. Так что опять вопросы эстетики городской среды Санкт-Петербурга пытается решать Юрий Жорно. И если памятник поставят по его выбору, то это будет пощечина сразу и Градсовету, и КГА, и отделу эстетики и дизайна городской среды. Стилистически работа Макушкина выглядит крайне архаично, и ее выбор мне напоминает возврат от современных мобильных устройств к стационарным аппаратам 1950-х гг. с дисковым номеронабирателем. 

В этой связи должен напомнить один факт: 12 мая 2008 г. газета городской администрации «Петербургский дневник» в анонимной заметке написала: «Как точно будет выглядеть памятник, пока не известно, но предполагается, что он будет сделан со знаменитой фотографии Юрия Чашкина». Вот вам и конкурсы, и эстетика. Берется фотография и переводится в 3D.

А что касается этической стороны дела… Я понимаю радость пионера Макушкина, получившего шанс угодить инвестору и поставить памятник в Петербурге. Однако в связи с этим мне вспоминается практически притча, которую привел С. Довлатов в книге «Ремесло». Д. Гранин сказал ему: «Литератор должен публиковаться. Разумеется, не в ущерб своему таланту. Есть такая щель между совестью и подлостью. В эту щель необходимо проникнуть». «Я, – писал Довлатов, – набрался храбрости и сказал: «Мне кажется, рядом с этой щелью волчий капкан установлен»». В эту щель и пытается пролезть Макушкин. 

Объекты монументально-декоративные объекты, установленные в Петербурге во второй половине 2011 году

Международный симпозиум, посвященный 300-летию Ораниенбаума. Ломоносов.

15 июля – 15 августа 2011 г. 6 объектов. №№ 2 – 6 установлены на ул. Победы рядом со зданием Полярной геологической экспедиции. Все – гранит. 

1. «Ева». Скульптор Игорь Новиков (Москва). Длина 160 см. 2. «Морское путешествие». Скульптор Игорь Черноглазов (Владимир). Высота 210 см. 3.  «Полет». Скульптор Туляган Таджиходжаев. Высота 200 см. 4. «Ростра». Скульптор Станислав Задорожный. Высота 200 см.  5.  «Баланс». Скульптор Михаэль Пристер (Оберузель). Длина 100 см.  6.  «Утренняя звезда». Скульптор Николай Карлыханов. Высота 220 см. Установлена на Дворцовом пр. рядом со Сбербанком. Симпозиум. Петербург.

Установка 28 сентября 2011 г. в Малоохтинском парке (Новочеркасский пр.). Все – гранит.

7. «Дали созерцающий». Скульптор Антонина Фатхулина. В Петербурге хотят поставить не того Цоя 8. «Венеция». Скульптор Виктор Гаврилов. В Петербурге хотят поставить не того Цоя 9. «Италия». Скульптор Олег Шоров. В Петербурге хотят поставить не того Цоя 10. «Римская копия греческого оригинала». Скульптор Роберт Лотош. 11. «Terra Italia». Скульптор Сергей Борисов. 12. «Фламенко». Скульптор Виктор Грачев. 13. «Итальянская Матрона». Скульптор Дмитрий Вердияну.

14. «Любовники». Скульптор Светлана Демидова.                     

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Фигура В.Цоя работы М.Макушкина

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве

online812.ru


Смотрите также