Виталий закруткин биография


ЗАКРУТКИН Виталий Александрович

ЗАКРУТКИН Виталий Александрович (14(27).03.1908, г. Феодосия — 10.10.1984, станица Кочетовская Семикаракорского района Ростовской области), писатель, лауpеат Госудаpственных пpемий СССР и РСФСР. Большая часть жизни писателя была связана с Доном: сначала с Ростовом, где он заведовал кафедрой литературы в педагогическом институте, а в послевоенные годы — со станицей Кочетовской Семикаpакоpского pайона. Там он прожил около двадцати лет и создал лучшие свои произведения, отмеченные Государственной премией СССР: «Плавучая станица» (1951), «Матерь человеческая» (1971), роман-эпопея «Сотворение мира» (1982).

Виталий Александрович Закруткин родился 27 марта в Феодосии. Сын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и на Украине. После окончания школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке. Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В. Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А. С. Пушкина, в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете. Первые выступления его в печати относятся к концу 1920-х — началу 1930-х годов (фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда).

Первая книга В. Закруткина — «Академик Плющов» — была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В. А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов». Летом 1941 года В. Закруткин добровольцем ушел на фронт, в Действующую армию, военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах — «Коричневая чума». Как военный корреспондент он участвовал во многих боях 1941—1945 годов. В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов— «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках — «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, В. Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году. В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявив при этом личную храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Первые послевоенные произведения писателя — роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки». «Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Фронтовые блокноты, по которым создавались «Кавказские записки», позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.

В 1947 году В. Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской на Дону. В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнем» в 1950 — роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом. Тематически и идейно с этим романом связан целый ряд произведений, написанных В. Закруткиным впоследствии.

Он принадлежал к тем писателям, которые не понаслышке знали цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе:

«Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1971), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970).

С 1951 года, более четверти века, В. Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира». Книги романа выходили в 1956-м, 1967-м, 1975 годах. Роман показал крушение мира капитализма и становление нового мира социализма как единый процесс, начавшийся Октябрьской революцией в России и затронувший все страны и народы. Это семейно-бытовое и историко-философское повествование. События в романе развертываются в разных местах нашей страны и за рубежом. Миру капитализма и внутренней контрреволюции противопоставлены советский народ, партия большевиков, созданная Лениным. Большой интерес представляют образы коммунистов Ильи Длугача, Григория Долотова, Карпо Дубы, старого рабочего Платона Солодова и других. Роман удостоен Государственной премии. Наиболее впечатляющим из последних произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева. В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях-современниках.

Жизни и творчеству М. А. Шолохова посвящена книга В. Закруткина «Цвет лазоревый» (1965).

«Мне всегда была понятна и дорога глубокая народность Шолохова, та истинная народность, которая не может быть привнесена извне, а определяется всей жизнью, взглядами, характером, стремлениями писателя, великолепным знанием народного быта, национальных традиций, языка народного».

По произведениям В. Закруткина сняты художественные фильмы: «Без вести пропавший» (1956), «Млечный путь» (1959), «Подсолнух» (1963), «Матерь человеческая» (1975).

В 1977—1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах. В течение ряда лет В. Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР и депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов. В. А. Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

Семикаpакоpская центpальная pайонная библиотека с маpта 1986 года носит имя писателя, в ней собpаны его личные вещи, фотогpафии. В Семикаракорске имя В. Закруткина носит проспект (бывшая улица Донская).

Page 2

www.dspl.ru

МБУК РГЦБС - Биография Виталия Александровича Закруткина

Родился 27 марта 1908 г. в Феодосии.Умер 10 октября 1984 г.

Сын учителя. Детство провел в деревне, в Молдавии и на Украине. После окончания школы работал сельским избачом, а когда в 1931 году семья переехала на Дальний Восток, в поселке Завитая Амурской области преподавал русский язык и литературу на рабфаке.

Окончив в 1932 году Благовещенский педагогический институт, В. Закруткин поступил в аспирантуру педагогического института им. А. И. Герцена в Ленинграде. В 1936 году защитил диссертацию, посвященную творчеству А. С. Пушкина, в этом же году возглавил кафедру литературы Ростовского педагогического института, стал вести специальные курсы в Ростовском университете.

Первые выступления его в печати относятся к концу 20-х — началу 30-х годов (фельетоны, статьи в одесской, в дальневосточных газетах, в журналах Москвы и Ленинграда).

Первая книга В. Закруткина — «Академик Плющов» — была издана в Ростове-на-Дону в 1940 году. Через год, перед самой войной, вышла в свет книга научных исследований и статей доцента В. А. Закруткина «Пушкин и Лермонтов».

Летом 1941 года В. Закруткин добровольцем ушел на фронт, в Действующую армию, военным корреспондентом. В эти же дни в Ростиздате вышла в свет его небольшая книжка о нацистах — «Коричневая чума».

Как военный корреспондент он участвовал во многих боях 1941—1945 годов.

В 1942 году были изданы два сборника его фронтовых рассказов— «На переднем крае» (Пятигорск) и «Сила» (Ростов). В следующем году в Ростове вышла повесть о разведчиках — «Человек со шрамом». В 1944 году, прямо с фронта, В. Закруткин отправил в Ростовское издательство две рукописи: сборник рассказов «О живом и мертвом» и «Повесть о слободе Крепкой». Обе книги были изданы в том же году.

В Союз советских писателей был принят в 1945 году заочно, так как находился на фронте. Участвовал в освобождении Праги, в штурме Берлина, проявив при этом личную храбрость, за что был награжден орденом боевого Красного Знамени.

Первые послевоенные произведения писателя — роман «У моря Азовского» и документальная книга о войне — «Кавказские записки».

«Кавказские записки» имели большой отклик в печати, несколько раз переиздавались в нашей стране и за рубежом. Фронтовые блокноты, по которым создавались «Кавказские записки», позднее увидели свет в книге «Дорогами большой войны», изданной в 1971 году в Москве.

В 1947 году В. Закруткин оставил научную работу и поселился в станице Кочетовской на Дону. В 1948 году вышла в свет его повесть «За высоким плетнем»»; в 1950 — роман «Плавучая станица», который в 1951 году был удостоен Государственной премии СССР. Роман посвящен проблеме сохранения рыбных запасов наших рек. Книга издавалась в нашей стране и за рубежом.

Тематически и идейно с этим романом связан целый ряд произведений, написанных В. Закруткиным впоследствии. Он принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельческой ниве, которые в огне сражений постигали душу советского солдата. Вот почему писатель имел право сказать о себе: «Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее, человек на земле и человек на войне».

Одним из значительных произведений на тему «человек на земле» явился рассказ «Подсолнух», впервые увидевший свет на страницах газеты «Правда». Документальные новеллы «Слово о бессловесном» (1956), посвященные красоте и защите природы, а также очерки «Лик земли» (1960), «Лесные клады» (1961), «Творцы земной красы» (1962), «Кочетовцы» (1968), «В родном краю» (1971), «Костры детства» и другие составили впоследствии книгу «Мать сыра земля» (1970).

С 1951 года, более четверти века, В. Закруткин работал над романом-эпопеей «Сотворение мира». Книги романа выходили в 1956-м, 1967-м, 1975 годах. Роман показал крушение мира капитализма и становление нового мира социализма как единый процесс, начавшийся Октябрьской революцией в России и затронувший все страны и народы. Это семейно-бытовое и историко-философское повествование. События в романе развертываются в разных местах нашей страны и за рубежом. Миру капитализма и внутренней контрреволюции противопоставлены советский народ, партия большевиков, созданная Лениным. Большой интерес представляют образы коммунистов Ильи Длугача, Григория Долото-ва, Карпо Дубы, старого рабочего Платона Солодова и других. Роман удостоен Государственной премии.

Наиболее впечатляющим из последних произведений В. Закруткина на тему «человек на войне» явилась повесть «Матерь Человеческая» (1969), за которую писателю была присуждена Государственная премия РСФСР имени Горького, а ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР отметили повесть первой премией на конкурсе имени А. Фадеева.

В 1973 году вышла в свет книга «О неувядаемом», в которую собраны лучшие статьи и очерки писателя о русском языке, о литературном мастерстве, о писателях-современниках. Жизни и творчеству М. А. Шолохова посвящена книга В. Закруткина «Цвет лазоревый» (1965).

В. Закруткин — автор сценариев художественных фильмов «Без вести пропавший», «Млечный путь», «Подсолнух».

В 1977—1980 годах в Ростовском издательстве вышло собрание сочинений писателя в четырех томах.

В течение ряда лет В. Закруткин избирался секретарем правления Союза писателей РСФСР и депутатом Ростовского областного Совета народных депутатов.

В. А. Закруткин награжден многими орденами и медалями, в том числе орденом Ленина, боевого Красного Знамени, Трудового Красного Знамени.

Дополнительно: Фотоархив

donlib.ru

Виталий Закруткин - биография, список книг, отзывы читателей

«Таких, как Мария, у нас на земле великое множество, и придет время - люди воздадут им должное… засияет над землей образ Матери Человеческой нашей нетленной веры, нашей надежды, нашей вечной любви…»

Мама… Как много в этом слове… Это человек, которого вы увидели впервые в жизни, которому доверяете все свои тайны, который может решить любую проблему. Вообщем, самый близкий и родной человек! Не удивительно, что есть множество произведений посвященных матерям.

«Матерь человеческая» - книга, о простой советской женщине Марии. Она как все трудилась, работала, любила мужа и воспитывала маленького сына Васятку, ждала появление на свет своего второго ребенка. Но Война разрушила ее мирную жизнь… Забрала горячо любимых, разорвала связи с друзьями и соседями, уничтожила ее дом - потихоньку убивала и саму Марию.

Эта книга также и про возможности человека, про стойкость характера и несгибаемую силу воли. «Человек может все, лишь бы захотел» - убеждает нас автор.

Женщина наедине с Войной - вот как я бы, описала эту книгу в одном предложении. Ведь война - самое страшное событие на свете, и горько, когда это бремя приходится нести женщине. Как таковых военных действий в книге нет. Мария живет одна в своей деревне, которую уничтожили немцы, убив и взяв в плен всех жителей, и покинули ее. Меня восхищало, как Мария обустраивала себе подвал для жилья, беременная работала в поле зимой, ухаживала за домашним скотом и двумя собаками! Это просто уникальная и удивительная женщина! Помимо этого она ухаживала за раненным немецким солдатом, хоронила погибших на войне, приютила к себе 7(!) деток, бежавших из Ленинградского детского дома.

Отдельно хотелось бы остановится на истории немецкого мальчика-подростка. Я плакала, читая, как он знал только одно русское слово - мама, и называл так Марию. Автор подчеркивает, что мама - это особое слово, ведь не случайно малыши произносят первым именно его. Война не была нужна этому мальчику, не нужна была его маме, просто так получилось, он оказался в России, готовый убивать, не желая этого. Также о встрече с мамой и любимой девочкой Леной мечтал и русский мальчик-солдат Славка, который погиб при наступлении немцев. Убили и пятнадцатилетнюю Сашу, которая громко и прилюдно ругала немцев. Почему война не щадит детей -самых прекрасных существ на земле?

Книга действительно мощная, заставляет о многом подумать и задуматься над жизнью. Очень много смыла вложено между строк. Для меня «Матерь человеческая» стала еще одно из немногих книг, которую я буду рекомендовать всем обязательно.

#БК_2017 (12. Книга, события в которой проходят в военное время.)

readly.ru

Закруткин, Виталий Александрович - это... Что такое Закруткин, Виталий Александрович?

Вита́лий Алекса́ндрович Закру́ткин (1908—1984) — русский советский писатель и литературовед. Лауреат Государственной премии СССР (1982) и Сталинской премии третьей степени (1951).

Закруткин родился 14 (27) марта 1908 года в Феодосии в семье народного учителя.

В 1932 году экстерном окончил Благовещенский педагогический институт им. М. И. Калинина; в 1936 году — аспирантуру ЛПИ имени А. И. Герцена. В том же году защитил кандидатскую диссертацию и получил назначение на должность зав. кафедрой русской литературы в РГПИ, где работал до 1941 года. Во время войны служил в РККА, был корреспондентом армейской и фронтовой газет, майор. В 1946—1950 годах работал доцентом РГУ имени В. М. Молотова и РГПИ. Литературной деятельностью занимался с 1933 года.

Умер Закруткин 10 октября 1984. Похоронен в станице Кочетовской на Дону во дворе дома, где он постоянно жил.

Произведения

  • «Академик Плющов» (1940)
  • «Коричневая чума» (1941)
  • «Сила» (1942)
  • «Человек со шрамом» (1943)
  • «Повесть о слободе Крепкой» (1944)
  • «У моря Азовского» (1945)
  • «Кавказские записки» (1946)* «За высоким плетнём» (1948)
  • «Млечный путь»
  • «Пловучая станица» (1950) (о трудовых буднях колхозников-рыбаков)
  • «Матерь человеческая» (1969)
  • «Мать сыра Земля» (1970)
  • «Дорогами большой войны» (1971)
  • «Подсолнух»
  • «Сотворение мира» — большое эпическое полотно о гибели буржуазного мира и возникновении мировой державы — СССР с 1921 до 1945
    • Т. 1, 1956
    • т. 2, 1968
    • т. 3, 1979
  • Верность, 1982
  • Без дорог по Африке. Путевые очерки, 1983
  • «На золотых песках», 1986

Роман «Сотворение мира» и повесть «Матерь человеческая» переведены на множество языков мира.

Мнения о творчестве

Крайне отрицательно к творчеству Закруткина относился немецкий славист Вольфганг Казак.

Как литератор 3акруткин бездарен, но был официально признан. Он усердно вставлял в свои произведения множество исторических деталей, однако ему недоставало умения собрать их в единое целое[1].

Премии

Награды

Литература

  • Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник. Вып. 1 и 2 / [Сост.: Д. И. Руманова, Д. К. Жак и др.]. — Ростов н/Д: Тип. изд-ва «Молот», 1948. — С. 45—47. — 112 с. — (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса). — 2500 экз.
  • Руманова Д. И. Писатели Советского Дона: Био-библиогр. справочник / [Под ред. Л. П. Громова]. — Ростов н/Д, 1958. — С. 45—52. — 160 с. — (Рост. гос. науч. б-ка им. К. Маркса).
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. сб / [Сост. Г. Г. Тягленко]. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1976. — С. 95—103. — 288 с. — 10 000 экз.
  • Писатели Дона: Биобиблиогр. указ / [О. И. Кузина и др.]. — изд. 2-е, испр. и доп. — Ростов н/Д: Кн. изд-во, 1986. — С. 131—144. — 416 с. — 20 000 экз.
  • Котовсков В. Я. Закруткин Виталий Александрович // Культура Дона в лицах: Экскл. досье / Редкол.: Ф. Ф. Баев и др.. — Ростов н/Д: Ростиздат, 1997. — С. 47—48. — 431 с. — ISBN 5-7509-0818-6

Примечания

dic.academic.ru

Виталий Закруткин

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 2

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

www.kino-teatr.ru

Краткая биография закруткин - Сборник Биографий

28.03.2019

«Я, оглядываясь на пройденный путь, все чаще думаю о том, что на всю жизнь меня привязали две темы: земля и война, вернее — человек на земле и человек на войне». В. А. Закруткин

Виталий Александрович Закруткин родился 27 марта 1908 года в Феодосии. Сын статского советника, инспектора народных училищ Таврической губернии. Учился в Таманском казачьем училище и высшем начальном училище Таврии. В 1930-х впервые выступает в печати с очерками и фельетонами. В 1933 окончил экстерном факультет русского языка и литературы Благовещенского педагогического института имени М. И. Калинина. В том же году поступил в аспирантуру Ленинградского педагогического института имени А. И. Герцена. В 1936 году защитил кандидатскую диссертацию по творчеству Пушкина и в том же году, став молодым доцентом, возглавил кафедру в Ростовском пединституте.

Осенью 1941 года немецко-фашистские захватчики рвались к Ростову — вратам Северного Кавказа. Закруткин добровольцем уходит на фронт и как военный корреспондент участвует в битве за Кавказ, в штурме Берлина, освобождении Праги. В Берлине из рук маршала Жукова получает боевой орден.

Повесть «Академик Плющов» — первая книга, вышедшая в 1940 году. Через год издан сборник статей «Пушкин и Лермонтов». Во время Великой Отечественной войны Виталий Александрович — военный корреспондент фронтовой газеты. В 1945 опубликован роман «У моря Азовского» об истории революционного движения на Дону.

В 1947 году Закруткин оставил научно-педагогическую деятельность в Ростове и навсегда поселился среди казаков станицы Кочетовской. Литературную деятельность этого периода начал с публицистики. В этом же году в Ростове-на-Дону, а затем и в Москве выходит книга, которая сразу и надолго полюбилась читателям, получила широкое распространение, отклики в печати, переиздавалась у нас и за границей, — «Кавказские записки», художественно-документальная летопись битвы за Кавказ. Эта книга вывела Виталия Закруткина на всесоюзную писательскую арену.

Годы жизни и работы в станице Кочетовской оказались для писателя очень плодотворными. В 1948 году появилась острая повесть «За высоким плетнем», а через год — поэтичный и во многом новаторский роман о Донских рыбаках «Плавучая станица».

С 1951 года более четверти века Виталий Закруткин работал над своей главной книгой, над эпическим по размаху романом «Сотворение мира», который охватывает исторические события с 1917 по 1945 год. В нем повествуется о крушении старого мира и становлении нового, как о едином социальном процессе, начавшемся в октябре 1917 года в революционной России и затронувшем все страны и народы.

В романе «Сотворение мира» немало живописных картин родной русской земли с ее необозримыми степными просторами, лесами и реками. Эти с любовью написанные картины природы при всем их самостоятельном эстетическом значении органически связаны сюжетом с живым миром, человеком, его созидательной деятельностью и борьбой.

Виталий Закруткин по праву принадлежит к тем писателям, которые не понаслышке знают цену возделанной земледельцами ниве, выращенному на голом пустыре фруктовому саду, к тем писателям, которые под огнем, на кровавых полях сражений, постигали душу советского солдата. Закруткин — один из наиболее ярких и последовательных представителей шолоховской школы в отечественной литературе. Дон, донская земля стали для него второй родиной.

Источник:

Реферат “Певец Донского края – В. А. Закруткин”

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                «Сусатская средняя общеобразовательная школа»

Певец Донского края – Виталий Александрович Закруткин

«Талант большой, самобытный и, понимаете, глубокий. Он жизнь знает и язык народа чувствует.  Это – художник».                             С. Н. Сергеев- Ценский

                                                                           Бабичева Наталья Владимировна

                                                                           10 класс

                                                                           Руководитель:

                                                                           МБОУ Сусатская СОШ

                                                                           учитель истории и обществознания

                                                            х. Сусат

                                                                    2013 г.                                                                                                                                                                                                                                                       

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………..3

1. Жизнь и творчество В. А. Закруткина………………………………..4

1.1. Детство и юность будущего писателя………………………………4

1.2. Великая Отечественная война в судьбе писателя…………………7

1.3. Писательская жизнь В. А. Закруткина в станице Кочетовской….8

 1.4. Мемориальный Дом-музей В. А. Закруткина…………………….11

Заключение……………………………………………………………….12Список литературы……….……………………………………………..13

                                           Введение

Этот чудесный край – наша Ростовская область. Он одинаково дорог и близок всем нам – и вступающим в жизнь, и тем, кто уже прошел через испытания судьбы.

На этой прекрасной земле жил и работал замечательный писатель Виталий Александрович Закруткин. Его имя широко известно читателям.

Им созданы романы, повести, рассказы, очерки, киносценарии. Герои его произведений – люди мужественные, волевые, целеустремленные, отдающие весь жар своего сердца на благо любимой Отчизны. Это им, пахарям, животноводам, виноградарям сельским механизаторам он посвятил свой писательский труд.

Мы слушали стихи, пели  песни, выйдя из музея, почтили минутой молчания память своего земляка и нам захотелось, как можно больше узнать об этом удивительном человеке, о его сложной биографии, прочесть его произведения, которые пронизаны любовью к родной земле, и которые прославили наш Донской край.

Тема реферата мной выбрана неслучайно. В этом году отмечается 105 – ая годовщина со дня рождения Виталия Закруткина, нашего любимого земляка.

Поэтому хочется  вновь и вновь возвратиться к  творениям, чтобы еще раз насладиться трепетной, живой жизнью на страницах его произведений. И может услышать тех людей, с кем встречался Виталий Александрович  Закруткин.

И я решила как можно больше узнать об известном земляке, провести исследования, встретиться с очевидцами этих события…

        Актуальность выбранной темы в наши дни неоспорима. Каждый, кто живет на этой прекрасной донской земле, должен знать и, конечно же, гордиться тем, что почти полвека здесь жил и творил В. А. Закруткин, который воспел красоту Донского края в своих произведениях.

                    1. Жизнь и творчество В. А. Закруткина

                      1.1. Детство и юность будущего писателя

А родом Виталий Александрович Закруткин из Феодосии. Родился он 27 марта 1908 года в семье народного учителя. Вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом.

Вместе с семьей кочевал он от  Бессарабии до Молдавии. Затем десять лет прожил в украинской деревне Екатериновке.

С детства полюбил писатель народные песни, всегда задушевные, чарующие своей напевностью, то грустные и печальные, как сама жизнь трудового люда, то широкие и раздольные, как степь, что привольно раскинулась на многие версты окрест.

А когда подрос, он стал первым песенником на деревне, заводилой, душой всех посиделок, вечеров.

Была и другая страсть у мальчика – сказки, эти чудесные, исполненные живого юмора и лукавства, беспощадной сатиры произведения устного народного творчества. Когда кто-либо при нем рассказывал сказки, он слушал и заслушивался. А потом и сам пробовал их складывать, придумывая какую-либо нехитрую историю.

Семья Закруткиных была большая, дружная, трудолюбивая.

 Работали все. Рано пришлось познать нелегкий крестьянский труд. В страдную пору не уходили с поля от зари до зари. Вместе со своими братьями писатель и за плугом ходил, и хлеб косил, и водил коней в ночное…

Время тогда  было трудное. После гражданской войны хозяйство пришло в упадок.  Как и многим другим, нелегко было сельскому учителю прокормить большую семью. И он, получив земельный надел, занялся сельским хозяйством. Земля требовала рабочих рук. Поэтому весну и лето будущий писатель проводил в поле, за работой. А зимой ходил в школу. В 1925 году Виталий Закруткин окончил семилетку.  

 В документальной повести известного ростовского журналиста Николая Чеботарева “Вровень с веком”, посвященной памяти русского писателя Виталия Александровича Закруткина, рассказывается о самых сложных временах в его жизни, как, впрочем и всей страны.

Читайте также:  Краткая биография ли ю.

В 1925 году семнадцатилетний романтик – искатель вступает в монархическую организацию.

Это случилось в Одессе, когда родители отправили паренька для продолжения учебы. Цель грандиозная – “смести советскую власть”, вернуть в страну монархию, о которой еще в юных сердцах сохранилась кое-какая память. Через несколько месяцев всю “организацию” ОГПУ арестовало и как политических врагов советского строя, без скидки на возраст, осудили.

Закруткин, как “самый активный монархист”, хотя и самый младший, получил максимум – 5 лет тюрьмы.

“Месяцы, проведенные в заключении, отрезвили меня, – писал “контрреволюционер” в письме И. В. Сталину. – Придуманный мной мир романтики, с его королями-героями и зловещими разбойниками, разлетелся в дребезги.

Я в первый раз открыл глаза и вдруг увидел, что стою на краю страшной пропасти, в которой могу погибнуть безвозвратно”.

Освободили “романтиков” досрочно весной 1929 года. Но клеймо “врага народа” во времена тотальной инквизиции легко и скоро не смывалось. И семья стала думать о переезде на новое местожительство.

Поселились они в поселке  Завитая, Амурской области, отец стал заведовать средней школой, а Виталий учительствовать. Он преподавал в железнодорожной школе – десятилетке и на рабфаке русский язык, естествознание и даже английский.

Но сокровенное желание получить высшее образование не покидало.                

В 1932 году Виталий Закруткин держал экстерном экзамен в Благовещенский педагогический институт. После отличной сдачи экзаменов и защиты дипломной работы по Пушкину кафедра рекомендовала Закруткина в аспирантуру.

За время учебы в аспирантуре при Ленинградском педагогическом институте имени Герцена он опубликовал ряд работ в ленинградских газетах, в ученых записках института, а также в журналах «Резец», «Звезда», «Красная новь». Аспиранту присвоили ученую степень кандидата наук.

Он был назначен заведующим кафедрой русской литературы Ростовского пединститута.                                                          

 Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем,  М. Шолоховым, А. Прокофьевым, С. Сергеевым-Ценским и другими писателями.

 “С какой теплотой он относился к начинающим поэтам и писателям, это были Борис Куликов, Людмила Биллевич (ныне Черевкова) и другие любители поэзии нашего района”, – рассказала нам А. И.

«Если бы я не жил, среди людей труда, не видел их работы, не знал их дум- не смог бы я написать свои книги»- говорил он.

В 1937 году Виталием Закруткиным были широко организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».

Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар».

Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов».    

       Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская

работа – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.

1. 2. Великая Отечественная война в судьбе писателя

Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом.  Ежедневно писатель исписывал листки блокнота своими заметками после очередных боев, заносил имена, фамилии солдат, офицеров, совершавших повседневны подвиги.

 Во время коротких передышек между боями, в задушевных разговорах с товарищами по оружию писатель находил настоящих героев войны. Появлялись заметки, репортажи, очерки, рассказы.

 По живым впечатлениям от боев им были написаны книги «Коричневая чума», «Сила», фронтовые рассказы и очерки  «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.). Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых.

По возвращении с фронта вернулся на прежнюю работу, но груз военных впечатлений заставляет обратиться к фронтовому дневнику, по материалам которого создается повесть-хроника «Кавказские записки» (1946).

1.3. Писательская жизнь В. А. Закруткина в станице Кочетовской

С 1947 года В. А. Закруткин навсегда поселился среди донских казаков в станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области.

Полвека прожил он на донской земле: десять лет – в городе Ростове и почти сорок – в станице Кочетовской. Дон, донская земля стали для него второй родиной.

Здесь в 1948 году им были написаны рассказ «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем».

Тема умелого хозяйствования на земле получила развитие в романе «Плавучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени.

В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР.

Через 2 года Закруткин приступил к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи «Сотворение мира». В 1955-1956 гг. писатель создает первую книгу, вторая книга увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х  гг. автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году.

В 1982 году В.А.

Закруткин стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».

Виталий Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести  «Матерь человеческая».

В 1960 году женой Виталия Александровича Закруткина стала Наталья Васильевна. Все годы она была верным другом, главным помощником, «светилом его очей».

До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной.

 Прожив всю свою писательскую жизнь в станице Кочетовской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Станица стала для Виталия Александровича домом, его пристанищем, его любовью. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.).

Почти все это время Закруткин был депутатом местного и областного советов. Его стараниями в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая дорога, хлебопекарня, оборудованная пристань для теплоходов, восстановлена церковь в станице Семикаракорской.

Виталия Александровича очень любили станичники. Они приходили к нему за помощью и он никому не отказывал в ней. Сроднился с ними, полностью включился в круг их забот и интересов. Здесь он любил охотиться, часто бывал у рыбаков, по вечерам беседовал со стариками.

Виталий Александрович         очень много работал, но находил время для встреч и душевных разговоров с земляками и, конечно, детьми. Он умел вовлечь в разговор, спорить, доказывать.

       “Когда приезжал Виталий Александрович к нам в школу, он не только посетил музей, но побывал в школьной библиотеке, где состоялась встреча с юными любителями его творчества. Большая встреча прошла с педагогами школы.

На этой встрече он рассказывал о своём творчестве, о себе, а также читал отрывки из своих произведений.

В конце встречи раздавал всем автографы”, – рассказывает бывший руководитель школьного музея, учитель истории Александра Ивановна Гусева.

«Человек на земле, человек на войне, человек и творимое им слово»- так сам писатель определяет линию своей жизни, свое творчество.

Виталий Закруткин, как и Михаил Шолохов, воплотил особый «донской» стиль писательской жизни.  

«…Жизнь я прожил долгую. Знал удачи и разочарования. Испытал и страдания, и горячую любовь, и мужскую дружбу, и радость отцовства. И вырастил сад. И написал книги.

Но если спросят меня, какую страницу своей жизни ты хочешь снова открыть- скажу: вернуться в отрочество свое, чтобы вести в поводу лошади и слышать, как идет сзади за плугом отец, чувствовать запах земли и капли пота на своем лице.

Если бы спросили: смог бы ты навсегда оставить то, что сегодня составляет твою жизнь, смог бы не писать? Нет, не смог бы, хотя не всякий день теперь приносит несколько абзацев.

1.4. Мемориальный Дом-музей В. А. Закруткина

Виталий Александрович был похоронен в 1984 году во дворе собственного дома, ставшего музеем. В его честь назван теплоход. Мемориальный Дом-музей Виталия Закруткина открыт в станице по его завещанию.

В его залах, где прежде жил писатель, хранятся целые сокровища – его книги, личные вещи, та самая легендарная кожаная книга-блокнот с фронтовыми заметками, которая и сегодня будто пахнет порохом…

 Нам посчастливилось своими глазами увидеть, побывать во времени, в котором  Виталий Александрович жил и работал в этом уютном уголке – станице Кочетовской. Впечатления, конечно, незабываемые и останутся на всю жизнь.

Гордость переполняет душу за то, что на нашей малой родине были такие люди, которые прославили ее на весь мир. Хочется, конечно же, быть похожим на Закруткина, и сделать обязательно, что-то такое, чтобы помнили тебя потомки.

      Во дворе Дома – музея покоится прах писателя и его жены Натальи Васильевны. Сюда приходят тысячи людей, чтобы почтить память выдающегося мастера слова, Человека с большой буквы.

Заключение

В результате проведенной работы цель исследования достигнута.

В ходе изучения документов, встреч с очевидцами можно сделать вывод, что Виталий Закруткин принадлежал к категории людей, которым посчастливилось вырасти в период, когда идейное стояло выше материального, а благо человечества — выше собственных интересов.

В каждой строке его произведений — восхищение Человеком, сумевшим победить себя, свободным, честным, готовым на самопожертвование ради ближнего, готовым на руинах и пепле голыми руками творить новый мир.

   Виталий Александрович сумел донести правду о таких людях нам, не знавшим ни войны, ни тяжелого труда на земле, сумел подобрать такие слова, которые западают в душу и заставляют задуматься о смысле жизни. Это мог сделать только человек очень сильный, человек не простой судьбы.

Закруткин, он ведь с искрой божьей,

                Глагола русского пример.

Он жизнь свою в народе прожил.

               Его душой понять сумел.

Корил невежество и чванство,

              Всегда природу защищал.

Был одержим славянским братством

              И нам потомкам,  завещал….

       Это был очень честный человек трудной судьбы. Но судьба его не сломала. Он выстоял. Этому у него нужно учиться. При всем этом он безумно любил свою страну, ее природу, этот край, дом, лес, в который он ходил охотиться.

Все это было очень близко его сердцу. Молодым необходимо учиться такой любви к своей земле. 

        Для писателя  нет лучшей памяти, чтобы после него жили его дела,  его книги, героями которых  были его земляки.

Читайте также:  Краткая биография чулков

Человек жив, пока жива память о нем!

              Список использованной литературы

  1. «Союз писателей»  http://soyuz-pisatelei.ru/forum/51-542-1 
  2. Газета «Семикаракорские вести» (выпуск  20 марта 2007 г.)
  3. Газета «Семикаракорские вести» (выпуск  27 марта 2010 г.)
  4. Газета «Семикаракорские вести» (выпуск  15 ноября 2007 г.)
  5. Алексеева М. Виталий Закруткин. Ростов н/Д., 1972.
  6. Алексеева М. От сердца к сердцу. М., 1979.

Источник:

Закруткин Виталий Александрович

Виталий Александрович Закруткин родился на станции Кочетковская – на – Дону, Ростовской области. Сын учителей, вырос в деревне, с детства знаком с крестьянским трудом. В 20-ые годы семейство Закруткиных оказалась на Дальнем Востоке.

В 1932 году Виталий экстерном окончил Благовещенский педагогический институт.

В архиве Новгородского учительского института в деле Виталия Закруткина сохранилось послание, датированное 1 июня 1933 года «Директору Новгородского учительского института им. Покровского».

И далее: «Если в институте с осени 1933-1934 учебного года будет иметься в наличии вакантное местоположение ассистента при кафедре литературы, прошу известить меня, не сможет ли Дирекция принять меня на работу. Часть моей семьи живет в Новгороде.

В истинный миг работаю преподавателем литературы рабфака Тихоокеанского института Дальне-Восточного края и курсов по подготовке в ВУЗ».

Отца будущего писателя к тому времени перевели в Новгород, завучем средней школы.

Новгородский учительский инcтитут, в лице его директора П.М. Кимена, сообщил Закруткину, что может дать ему ассистентскую работу на кафедре литературы. 15 июля 1933 года предстоящий ассистент уведомил дирекцию своим согласием и выслал все полагающиеся документы. В конце этого же месяца В. Закруткин с женой и сыном приехали в Новгород.

Институт дал им для жилья одну из келий бывшего Антониева монастыря. В. Закруткин был принят совместителем на кафедру литературы, в это же время он сдал экзамены в аспирантуру при педагогическом институте им. А.И. Герцена в Ленинграде. Было нелегко, но аспирант умудрился удачно сочетать учебу и работу.

В Новгородском институте он одно время был заведующим культурно-массового сектора местного комитета.

Последний протокол «Личного дела» В. Закруткина свидетельствует о том, что «Преподаватель Новгородского учительского института им. М.Н. Покровского Закруткин Виталий Александрович со снабжения при институте снят с 1 сентября 1934 года». В 1936 году В.

Закруткин защитил кандидатскую диссертацию о романтических поэмах А.С. Пушкина. В этом же году он получил направление на пост заведующего кафедрой русской литературы Ростовского педагогического института. Виталий Александрович был лично знаком с А. Серафимовичем, М. Шолоховым, А. Прокофьевым, С.

Сергеевым- Ценским и другими писателями.

В 1937 году Закруткиным были просторно организованы Дни памяти Пушкина, был выпущен его сборник исследовательских статей «Пушкин и Лермонтов».

Одной из необычных страниц разносторонней деятельности Закруткина стала публикация в 1940 году песен калмыцкого эпоса «Джангар». Незадолго до войны вышла в свет повесть «Академик Плющов».

Основной же для него по- прежнему оставалась преподавательская служба – Закруткин готовился к защите докторской диссертации о творчестве Л.Н. Толстого.

Но война круто изменила планы Закруткина. Порвав прямо в военкомате уведомление о брони для научных работников, он отправляется на фронт военным корреспондентом.

По живым впечатлениям от боев им была написана книжка фронтовых рассказов и очерков «На переднем плане» (Пятигорск, 1942 г.).

Сотрудничая с армейскими газетами, Закруткин снабжал их репортажами и очерками с окопных передовых. Войну завершил в Берлине.

В 1947 году Закруткин переезжает из Ростова в родную станицу Кочетковскую, где в 1948 году им были написаны расклад «Млечный путь» и повесть «За высоким плетнем»

Тема умелого хозяйствования на земле получила формирование в романе «Плавучая станица» (1950). Непосредственное вторжение литературного произведения в конкретную сферу народного хозяйства стала приметой времени. В 1951 году роман был удостоен Государственной премии СССР.

В 1953 году Закруткин начал к непосредственному воплощению замысла романа- эпопеи «Сотворение мира». В 1955-1956 г.г. беллетрист создает первую книгу, вторая книжка увидела свет в 1967 году, и с конца 1960-х автор работал над третьей книгой, опубликованной в 1978 году. В 1982 году Закруткин В.

А стал лауреатом Государственной премии СССР за роман «Сотворение мира».

В. Закруткин – автор рассказа «Подсолнух», повести «Матерь человеческая». До конца своих дней Виталий Александрович работал над повестью «На Золотых Песках», которая так и осталась незавершенной. Прожив всю свою писательскую существование в станице Кочетковской, Закруткин стал неотъемлемой частью этой земли. Он не раз писал о ней («Кочетовцы», «В родном краю», «В донской степи» и др.).

Почти все это время он был депутатом местного и областного советов. Стараниями Закруткина в станице была построена новая школа-десятилетка, поселковая стезя, восстановлена церковь в станице Семикаракорской. Закруткин, как и М. Шолохов воплотил своеобразный «донской» манера писательской жизни. В.А. Закруткин был похоронен во дворе собственного дома, ставшего музеем.

В его честь назван корабль.

Источник:

Виталий Закруткин – Помненька

Закруткин Виталий

Помненька

Виталий Александрович ЗАКРУТКИН

ПОМНЕНЬКА

Рассказ

Бывшего летчика Алексея Григорьева я увидел в Праге, в Сметановых садах, там, где сходятся самые глухие аллеи. Он стоял на одном колене, неловко вытянув вперед деревянную ногу и закрыв глаза. На его ладони голубели незабудки. Не видя меня, он ласкал пальцами нежные цветы и напевал какую-то не знакомую мне песню.

Я кашлянул. Он открыл глаза, покраснел, нахмурился и сказал, смущенно роняя слова:

– Тут тоже растет русская незабудка. Чехи называют ее “помненька”. Значение слова одно и то же: “не забывай”, “помни”…

Я посмотрел на его испещренное ожогами лицо, перевел взгляд на потертый мундир без погон, измятые жокейские брюки, щегольскую желтую крагу, которая одиноко сверкала на его левой ноге.

– Откуда вы, товарищ? – спросил я.

Он ответил, помедлив:

– Я гвардии лейтенант Алексей Григорьев. Летчик…

Потом мы с ним сидели на каменной скамье, курили сигары, любовались отсветами заката на куполах Вышгорода, следили за полетом черных стрижей.

– Стрижи похожи на истребителей, – вздохнул Григорьев, – у них все решает маневренность и скорость… А хотите, – неожиданно сказал он, – я расскажу вам, что такое “помненька”…

Он стал рассказывать, глядя в сторону, туда, где, отражая весеннюю прозелень старых ив, серебрилась тихая Влтава, розовая река, в которой колыхались призрачные тени деревьев, мраморных статуй и ажурных павильонов. Рассказывал он так, точно меня не было и он говорил сам с собой.

– Ровно три года тому назад я возвращался с задания. Это был мой шестьдесят девятый вылет, и я не знал, что ему суждено было стать последним. Над железной дорогой, между станциями Гостомице и Пржибрам, вражеские зенитчики зажгли мой самолет. Сбивая пламя, я перешел в глубокое скольжение, кинулся влево, но смог дотянуть только до леса.

Над лесом я выбросился из самолета. Когда раскрылся парашют, мне показалось, что внизу блестит лесное озеро.

Мучаясь от нестерпимого жара – на мне горела одежда, – я, регулируя стропами, направил парашют к озеру и уже думал коснуться его спасительной влаги, как вдруг вместо всплеска воды услышал звон разбитых стекол, ударился грудью о какое-то острое железо и потерял сознание.

Очнулся я перед вечером. Заходило солнце, и все вокруг казалось розовым. Передо мной высились странные пальмы, а под пальмами стояла девушка. У нее были огненные волосы – так мне показалось тогда, худые детские плечи, тонкие руки. Ее зеленоватые глаза были печальны, а платье светилось золотисто-багряным светом.

Я долго не мог отвести от нее взгляда и, хотя был уверен, что ни пальм, ни девушки здесь нет и у меня просто начинаются бредовые видения, все же с трудом разжал рот и спросил:

– Где я?

К моему удивлению, губы девушки зашевелились и она внятно ответила мне:

– Вы в оранжерее.

Еще более удивляясь тому, что девушка говорит по-русски, я спросил:

– Вы русская?

Девушка отрицательно качнула головой.

– Как вас зовут?

Девушка ответила:

– Ридушка…

Потом она протянула мне термос с водой, помогла напиться, куда-то ушла и вскоре вернулась с двумя мужчинами. Мужчины взяли меня на руки и понесли.

Один из них, тот, который шел впереди и держал мои ноги, был маленький смуглый оборванец с черной бородкой. Он неумолчно тараторил, но я не мог понять, что он говорит.

Другой, великан негр в черепаховых очках, был одет в измятый мундир цвета хаки и шел молча.

Меня положили в стеклянной теплице, сквозь прозрачные стены которой были видны кусты сирени, цветочные клумбы, грядки с зеленой рассадой. Вверху, за стеклянным потолком, синело ясное вечернее небо.

Когда мужчины ушли, Ридушка, чуть-чуть коверкая русские слова, шепнула мне:

– Вы советский летчик?

Услышав мой ответ, она ласково улыбнулась и сказала:

– Значит, вам можно не бояться. Тут уже есть такие, как вы. Маленький господин, который вас нес, – французский инженер Эжен Мишле, а большой негр – это капрал американской армии Джемс Муррей из Лос-Анжелоса.

У нас есть еще американцы и один английский моряк. Все эти люди бежали от немцев и спасаются в лесах. Кроме того, неподалеку от нас работает партия норвежцев-лесорубов.

Их охраняют полицейские, но они все же доставляют нам пищу.

– Полицейские?

– Нет, лесорубы.

– А вы кто?

– Я ботаник, – сказала девушка. – В оранжерее нас осталось только двое: немой садовник дядя Вацлав и я. Остальные убежали от немцев вместе с хозяином…

– А вы почему не ушли? – спросил я.

Ридушка нахмурилась – у нее, когда она хмурила свои тонкие брови, было такое смешное лицо, что хотелось смеяться, – и серьезно сказала:

– Я не могла, потому что тут оставались мои цветы…

– Какие цветы?

– Живые цветы. Они могли погибнуть…

Так я остался в этой лесной оранжерее. Ридушка и дядя Вацлав быстро залечили мои ожоги, товарищи наперебой ухаживали за мной, и к концу месяца я почувствовал себя почти здоровым…

Не вставая со скамьи, лейтенант Григорьев сорвал пахучий лист ореха, растер его на ладони и улыбнулся чему-то.

– Мне было хорошо в этом лесу, – продолжал он. – Ридушка обучала нас всех ботанике, и латинские названия растений стали для нас первым средством общения.

Читайте также:  Краткая биография весос

Если мы хотели кого-нибудь похвалить, мы говорили: “роза майези” – есть такой сорт красивых алых роз; “циноглосиум” было у нас ругательным словом – так по-латыни именовался цветок, который в России называется “песий язык”.

Нашу маленькую хозяйку Ридушку мы почтительно называли “Миозотис” – Незабудка. Только я один называл ее по-чешски: “Помненька”. Мне очень нравилось это ласковое слово, похожее на звенящую струну.

Постепенно у нас образовался странный, но понятный нам всем язык пестрая смесь русских, английских, французских и чешских слов, варварский винегрет, от которого любой лингвист пришел бы в ужас, но мы охотно пользовались этим самобытным эсперанто и довольно быстро научились понимать друг друга…

Вытащив из кармана кожаный портсигар, мой собеседник достал сигару, щелкнул зажигалкой и пустил густую струю дыма.

– Как вы, вероятно, догадываетесь, – сказал он, помолчав, – мы все были влюблены в Ридушку. В оранжерее нас было одиннадцать мужчин; после меня тут нашел приют сбежавший из лагеря норвежец-скрипач Христиансен.

Все мы в смысле психологическом были, как говорится, отпетые люди, все прошли огонь и воду и не боялись ни бога, ни черта, а вот перед Ридушкой присмирели, как ягнята. Это случилось не потому, что она оказалась одна среди нас, здоровых солдат, истосковавшихся по женской ласке, а потому, что в Ридушку нельзя было не влюбиться.

Бывают, знаете, такие женщины, что вот не захочешь, а пойдешь за ней на край света. Невысокая, худенькая, с тонкой талией, Ридушка, бывало, ходит среди цветов, глаза у нее зеленовато-голубые, волосы золотистые, платьице зеленое, и вся она такая светлая и хорошая, что тянешься к ней, как к солнечному зайчику…

Она, конечно, замечала, что мы все влюблены в нее, но не подавала вида, относилась ко всем нам с нежностью сестры, и мы не могли понять: отдает ли она кому-нибудь из нас предпочтение…

Источник:

Реферат: Закруткин. Скачать бесплатно и без регистрации

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

В донской станице Кочетовской Семикаракорского района Ростовской области многие десятилетия жил и работал известный советский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР Виталий Александрович Закруткин. Люди редко знакомы с жизнью

современных писателей.

Между тем, как справедливо заметил Михаил Алексеев, факты биографии могут подсказать глубинную суть произведения, особенно в тех случаях, когда все описанное пережито, выстрадано автором. Жизнь

В.А.

Закруткина – как раз тот пример, когда она гармонично сливается в

творчеством.

В первый же месяц Великой Отечественной войны Закруткин написал публицистическую

работу о фашизме – «Коричневая чума».

Закруткина следует настоятельно рекомендовать красноармейскому читателю. Она рассказывает правду о фашизме» (Выдержка

из рецензии).

Длинными оказались дороги военного корреспондента Закруткина. Они начались на Дону и в предгорьях Кавказа. Ему пришлось участвовать в Корсунь-Шевченковской операции, форсировать Вислу и, наконец, штурмовать Берлин в составе Пятой

ударной армии.

В один из моментов штурма, когда был убит комбат, поднялся во весь рост майор Закруткин и с автоматом в руках повел батальон в атаку. Не знали тогда бойцы, что майор, который поднял их для решительного броска, не был

строевым офицером, а педагогом, ученым.

Теперь он стал воином, и сам маршал Жуков вручал ему боевой орден Красного Знамени.

Война во многом определила дальнейшую литературную судьбу Виталия Закруткина. В его памяти словно застыли картины пожарищ и взорванных полей, оскверненные трупами воды рек, плач обездоленных детей, женщин, стариков – картины, составившие скорбную панораму жизни и

смерти. В.

Закруткин ощущал потребность рассказать обо всем увиденном и пережитом. В 1944 году он прислал с фронта в Ростовское издательство сборник рассказов «О живом и мертвом». Это были невыдуманные рассказы о мужестве и стойкости советского солдата, о долге и чести человека на

войне.

Одним из произведений этого сборника является поветь «Матерь человеческая», напечатанная в 1969 году. Этой повести была присуждена Государственная

премия РСФСР имени Горького.

В произведении передана судьба русской женщины, оказавшейся в разоренном и сожженном

гитлеровцами хуторе.

Рассказ из того, военного сборника давно уже жил литературной жизнью, но судьба его героини Марии не переставал волновать писателя. Многие годы он не раз проверял свои ощущения, прежде чем из первоначальной основы основы решился создать новове этическое полотно. «Эту женщину я не мог, не имел право забыть…» – так

начинается повествование.

Писатель создает исключительную ситуацию: каратели дотла сжигают хутор, а жителей – одних убивают, других угоняют в неволю. И вот на пепелище остается одна женщина,

мужа и сына которой повесили немцы.

«Я не могу жить… – давясь слезами, шептала Мария, – я не хочу жить… Разве можно так жить?» И все же героиня находит внутренние силы, которые помогают не только выжить, но и выстоять, не потерять ни милосердие, ни душевное тепло, ни достоинство, ни,

наконец, надежду и веру.

Поселившись в погребе на родном пепелище, Мария с большим трудом организовала свой скудный быт. Она ходила по пустым окопам, находила то шинель, то гимнастерку или окровавленное белье, отстирывала его в реке. Из заношенного тряпья сшила себе подобие одежды. А дальше дни ее наполнились

содержанием и смыслом.

Приплелись к ней собаки Дружок и Дамка, четыре коровы и три подседланные лошади. Для каждого животного Мария находила ласку, и они

по-своему выражали свою благодарность.

Эти бессловесные существа «окружали ее, чтобы прикоснуться к своей спасительнице: бархатистыми губами целовали ее захолодавшие на морозе щеки рыжие кони; на плечи и на голову, воркуя, слетались голуби; у ног хлопотали куры; коровы со сдержанным муканьем терлись шеей об ее бока; овцы, сгрудившись,

смотрели на нее преданными глазами…».

Человечность Марии, как это показывает писатель, простирается далеко. Это правдиво и жизненно оправданно передано в ситуации с немецким солдатом-мальчишкой Вернером Брахтом. Мария попыталась сделать все, чтобы облегчить его страдания, умирающего бесцельно и глупо в угоду правителям

своей страны.

Цельность натуры Марии надо видеть и в ее решении взяться за работу, потому что сердце разрывалось от жалости при виде гибнущего неубранного добра! Она глядела на кукурузное поле. Но как ни сокрушалась, не под силу ей было справиться с урожаем. Одного картофеля двадцать пять гектаров.

А той же кукурузы – шестьдесят.

Стояла Мария и «не знала, что ей делать одной, совсем одной на необозримых, покинутых полях». Впрочем, решение у нее уже созрело. Она стала работать «ежедневно: то резала подсолнухи, то копала картофель, морковь и свеклу или утепляла ульи на

пасеке».

И весь свой изнурительный труд она проделывала с надеждой, что все это, может быть, понадобится людям. Мы узнаем о ней, что это «чистая душа, характер глубокий и добрый… Мария не была смелой и сильной духом. Маленькая женщина, потерявшая все и всех, по-матерински

любила людей».

Это качество оказалось мерилом, способным вобрать в себя мужество и стойкость, красоту и мудрость в такой неисчислимой мере, что позволяет

назвать ее именем Матери человеческой.

От древней церковной живописи через всю историю и мировое искусство проходит образ скорбящей матери. В.Закруткин обратился к этой «вечной» теме и сумел воссоздать обобщенный характер Матери

человеческой.

Прообразом его явилась обыкновенная, простая женщина с маленького донского хутора. Но во всем ее, казалось бы, горестном облике писатель прославил героическое начало, всепобеждающую

силу любви и жизни.

Любая из книг Виталия Закруткина, которые мы читаем и перечитываем сегодня, оставляет именно такое впечатление, будто она

написана «с полной выкладкой».

Кровью и мужеством писались «Кавказские записки», беспокойством рачительного хозяина земли дышат страницы «Плавучей станицы», беспредельной верностью революционным идеалам пронизана эпопея «Сотворение мира», памятью сердца скреплены чувства, выраженные в «Подсолнухе», жизнестойкость в полный

голос воспета в «Матери человеческой».

И в каждом из этих произведений ни убавить, ни прибавить ничего нельзя. «Все эти книги, – отмечал Юрий Бондарев, – продуты сквозняками времени, прожжены солнцем, охолонуты снежными вьюгами революции, простреляны пулеметными очередями Великой Отечественной войны, овеяны и

скорбью, и добротой, и человечностью».

Не его вина в том, что было время, когда пришлось отложить перо и сменить гражданский костюм на гимнастерку. Но и потом, вернувшись к своей мирной профессии, он всю жизнь считал себя в

состоянии мобилизационной готовности.

«Уходят годы, – писал он с грустью, – поседела моя голова, и я уже снят с воинского учета. Но я остаюсь в строю. И когда придет мой смертный час, я прошу похоронить меня в гимнастерке, с застегнутым воротом, подпоясанной

ремнем, в полной форме.

И при первом сигнале тревоги я буду разить врагов чтобы словом своим, трудом, всем, что мною было совершено при жизни, защитить и отстоять любимую мою Отчизну и мир на

земле».

Прочитав поветь от начала до конца, я поняла всю трагичность и весь ужас страшной чумы – войны. Это ни с чем не сравнимое чувство, когда на твоих глазах отнимают у тебя самое дорогое: мужа, детей, родной дом. Самое тяжелое на свете для матери

– это потеря ее дитя.

Все можно выдержать русская женщина: боль, тяжкий, изнурительный труд, страдания и истязания, лишь смерть ребенка может за один раз в одну секунду перечеркнуть всю прошлую жизнь

женщины-матери.

И лишь одна дорога выкарабкаться из рук смерти и отчаяния – осознание того, что ты не одна на свете, что у тебя под сердцем бьется еще одна маленькая жизнь, которая безудержно хочет взглянуть на землю, цветущие сады, луга, голубую бурлящую реку, впервые

произнести слово «Мама!».

И русская женщина никогда не сможет лишить себя этого наслаждения, она все выстоит, преодолеет любые преграды и тяготы

нелегкой военной жизни.

Источник:

Краткая биография закруткин Ссылка на основную публикацию

filolen.ru


Смотрите также