Виктор чистяков пародист биография


Пародист Виктор Чистяков: биография, творчество, личная жизнь и интересные факты :

Популярный артист эстрады конца 60-х и начала 70-х годов 20 века Виктор Чистяков родился в Ленинграде 30 июня 1943 году. Мальчик появился на свет в одной из самых обыкновенных семей, где ни один из родителей с искусством и творчеством не имел ничего общего.

Со временем, когда ребенок начал подрастать, родители все же заметили, что их сын имеет талант отлично пародировать великих актеров. Поэтому ребенка во втором классе было решено отдать в хореографическое училище им. А. Я. Вагановой. Но из-за сильных перегрузок, которые плохо сказывались на организме молодого таланта, Чистяков по решению отца покинул училище. Спустя некоторое время Виктор поступает в музыкальную школу, которую успешно оканчивает по классу кларнета. Как дальше сложилась жизнь будущего пародиста, читайте в статье.

Обучение в институте, новые знакомства и творческая деятельность

После того, как Виктор окончил среднюю школу, он поступил на актерский факультет Ленинградского государственного института музыки, театра и кино. Парню было безумно интересно там, он чувствовал себя в своей тарелке. Научился хорошо пародировать, правильно использовать гибкость своего голоса, подставлять верную интонацию, искусно пользоваться мимикой и прекрасно жестикулировать.

Именно тогда Чистяков Виктор стал великолепным пародистом, талант которого любили оценивать не только его преподаватели, но и друзья, одногруппники. Не было ни одного мероприятия, в котором бы он не принимал участия.

Юный талант ищет себя

Ему удавалось спеть похоже не только с Лемешевым и Козловским, но и даже от Ляли Черной трудно было отличить. После того как молодой пародист оканчивает институт, ему сразу поступило приглашение в драмтеатр им. Комиссаржевской, где он впервые испробовал себя на профессиональной сцене в романе «Принц и нищий» в роли нищего. Долго, правда, он там не задержался, и в 1966 году неизвестный всем пародист решил отправиться покорять Москву.

Надолго ему не удавалось там задержаться, поэтому, Виктор Иванович приезжал и уезжал из Москвы несколько раз. Лишь только через 5 лет, в 1971 году, он начал работать в легендарном театре им. Гоголя, хотя на то время он уже был достаточно известной личностью.

Эстрадный путь Виктора

В 1968 году на эстраду вышла новая звезда – Виктор Чистяков. Биография этого замечательного человека вышла на совершенно новый уровень. Выступал он в качестве пародиста сольно, отчего и стал таким популярным. Ему действительно невозможно было найти равных в музыкальных пародиях.

Через некоторое время Виктор Чистяков принял решение полностью покинуть театр, потому что душой осознавал, что там у него сложится не та судьба, о которой он мечтал, и все-таки большего он сможет добиться самостоятельно, выступая на эстраде.

Всем стало понятно, насколько этот парень одарен, сразу после его первого выступления. Зрителя поражал не только его дар быть пародистом, но и то, как он точно подбирает диапазон голоса, прекрасно имитирует разнообразные звуки, имеет абсолютный слух и прекрасные актерские способности. Если говорить о диапазоне голоса, так Виктор действительно был в этой сфере уникальным человеком: он мог без проблем перепеть Эдиту Пьеху, Клавдию Шульженко, Мирей Матье и многих других известных певцов. Поэтому, совершенно не удивительно, что к нему фактически сразу пришла настоящая слава, о которой многие мечтают десятками лет.

Отношение певцов к пародиям на них

К сожалению, не вся работа, которая была проделана Виктором Чистяковым за его карьеру была записана и сохранена на киноплёнках, но все-же есть некоторые записи, которые помогают и сейчас помнить этого величайшего пародиста, его восхитительные вокальные данные и исключительную художественность. То, что он проделывал своим голосом, многим казалось мистическим и по-настоящему чудесным. Всех личностей, которых он пародировал, можно было узнать сразу без усердия. Он даже дышал так же как они, имел ту же тембровую окраску и тот же характер исполнения.

Хочется отметить, что Чистяков Виктор Владимирович выполнял пародии не только своим уникальным голосом, он любил и преображаться в людей, которых пародирует. Его образы всегда были только добрыми, но и даже от этого многие пародируемые часто таили обиду на Виктора. К примеру, Николай Сличенко. Обижался и уговаривал Чистякова не пародировать его и Полад Бюльбюль Оглы. Людмила Зыкина также злилась на Виктора, но несмотря на это, они не отрицали, как и все остальные, что он пародировал с абсолютной узнаваемостью.

Однажды слушателей радио решили проверить в прямом эфире, пригласив Чистякова Виктора к себе. Там он спел один из двух куплетов Майи Кристалинской. В это трудно было поверить, но даже специалисты не смогли найти разницу в пении исполнителей. И еще одна интересная история – как-то Клавдия Ивановна Шульженко готовилась к выходу на сцену и услышала, как пародист распевается «Синим платочком». Женщина настолько удивилась, что воскликнула: «Это же я пою!». Иногда бывало, что Виктор Чистяков мог спеть лучше, чем его пародируемые личности.

Настоящий голос пародиста

Великолепный актер, пародист Виктор Чистяков показывал своим зрителям не только свою восхитительную музыкальность. Также он очень тонко мог передать манеру исполнения всех своих героев. Самое главное, что даже когда Виктор пародировал, его настоящая личность не растворялась полностью в пародируемом персонаже, что и отличало его выступления от других. Это не были копии – это действительно было высокое творчество, которое дается не каждому.

Чистяков настолько был мастером своего дела, что даже Лемешев, когда не мог технически справиться с фрагментами арий на съемках фильмов, обращался к Виктору за помощью. Пародист ему помогал и записывал свой голос для фонограммы. Специалисты, которые не были в курсе этих подмен, даже не заметили никаких отличий.

Вот только гений пародии Виктор Чистяков был по-своему несчастным человеком, так как он ничего не мог спеть свои настоящим голосом, никого не пародируя. По его рассказам, он пробовал не единожды, но все равно переходил на подражание кому-то.

Четыре года творчества

Конечно же, работа пародиста на эстраде занимала у него много времени и отнимала фактически все силы. Молодой парень собирал аншлаги всего на протяжении четырех лет. Но даже за это время случилось так, что люди и сейчас помнят о творчестве Виктора Чистякова. Ему удавалось давать по три, а то и больше концертов в день, и за эти четыре года он выступил с более тысячей концертов по всей стране.

Звездные номера изначально пародисту писали его театральные коллеги – Станислав Ландграф и Илья Резник. После он очень плотно стал работать с Юрием Энтиным – поэтом, тонко ощущающим тематику. Виктор Чистяков записал пять песен к мультфильму «Голубой щенок», созданных именно Энтиным.

Последняя поездка в Харьков

1972 год, май. Харьковский театр оперетты отмечал свою годовщину - 25 лет. Виктор Чистяков стал одним из приглашенных к участию в торжественном концерте. Конечно же, билеты покупались заранее. Вылет был назначен на утро. И как это случалось достаточно часто, Виктор проспал. Накануне он задержался в гостях, а после, придя домой, не смог лечь спать, так как подписывал огромное количество фотографий, забранных от фотографа.

Несмотря на это, он все же успел на самолет. Рейс был запланирован последним. Вылет задерживался из-за неисправности авиамашины, летчики отказывались взлетать. К сожалению, неисправная машина относилась к Харькову, и поэтому, чтобы не отменять рейс и отогнать самолет на его место, решили взлетать. Но до пункта назначения самолет не долетел – потерпел крушение в воздухе. В этот день погибло около ста пассажиров, среди которых оказался и знаменитый Виктор Чистяков, сидящий на тринадцатом месте этой злополучной машины.

Предчувствие смерти

Многие утверждают, что Виктор предчувствовал свою кончину в ближайшем будущем. На удивление всем он расплатился со всеми долгами, стал носить черную рубашку, хотя до этого его редко можно было увидеть в данном цвете. На последнем концерте Виктора Чистякова, который проходил в Колонном зале, Борис Брунов решился и очень мягко спросил пародиста, по какой причине он стал вдруг носить черный цвет. Ответ Виктора ему был сразу не понятен. Чистяков сказал, что это траурная рубашка, хотя всем было известно, что у пародиста никто не умирал. Лишь только через некоторое время его ответ стал всем понятен.

Память о Викторе Владимировиче Чистякове

На прощание с любимым пародистом и актером пришло огромное количество зрителей. Прощание проводилось в театральном институте Ленинграда. Многие пришедшие искренне старались скрыть боль и горечь потери этого великолепного человека веселыми воспоминаниями и эпизодами из жизни.

К пятидесятилетию пародиста (1993 год) была выпущена о нем книга. В ней были запечатлены воспоминания его близких друзей и родных. Творческая биография Виктора Чистякова была очень коротка, но и даже она смогла стать в истории эстрады одной из самых ярких страниц. В мире существует всего одна пластинка, на которую смогли поместить все записи великого артиста. Уже в 2005 году про него сняли документальный фильм под названием «Виктор Чистяков – гений пародии», который многие смотрят и сегодня с огромным интересом.

www.syl.ru

Виктор Чистяков: последний полет гениального пародиста

Восемнадцатого мая 1972 года в Харькове ждали приезда настоящей суперзвезды тех лет – артиста эстрады Виктора Чистякова. Его называли не иначе как гением пародии. В его репертуаре были пародии на самых популярных артистов тех лет – Анну Герман, Людмилу Зыкину, Полада Бюльбюль-оглы.

Однажды в одной из радиопередач слушателям предложили угадать загадку, поставив в эфире песню, один куплет которой пела Кристалинская, а другой исполнял Чистяков, нужно было понять, где чей голос звучит. Зрители запутались сразу, настолько мастерски артист пародировал певицу.

Восемнадцатого мая Чистяков должен был лететь на юбилей Харьковского театра оперетты. Его друзья отговаривали Чистякова от этих гастролей. До его дня рождения оставалось три дня, все хотели шумного и веселого праздника, а друг артиста Юрий Энтин уговаривал его не лететь из-за низкой оплаты гастролей. Чистяков пообещал ему, что эта низкооплачиваемая поездка будет последний. Если бы он знал, что его слова станут пророческими…

Провожали артиста на гастроли дружескими посиделками. Разошлись приятели далеко за полночь, а рано утром Чистякову нужно было быть в аэропорту. Он проспал, собирался впопыхах, старался во что бы то ни стало успеть на самолет. Когда Виктор Чистяков примчался во Внуково, регистрация пассажиров уже была закончена. От самолета уже отъехал трап, но Чистяков выскочил на взлетное поле и сидевшие в салоне артисты из его коллектива начали кричать, что Чистяков опоздал на самолет, просить, чтобы его все-таки пустили на рейс. И тут случилось невероятное – специально для любимого всей страной артиста еще раз подкатили трап. На рейс Чистяков все-таки попал.

Прошло несколько часов и жене Чистякова начали звонить устроители гастролей в Харькове, знакомые, обеспокоенная мама артиста. Женщина начала звонить в справочную аэропорта. Там ей сухо отвечали, что рейс задерживается и бросали трубку.

Добиться правды удалось лишь Геннадию Хазанову. Он дозвонился до руководства аэропорта, где ему сообщили, что самолет разбился. Что случилось с самолетом, на котором летел гениальный пародист Виктор Чистяков толком его близкие узнать так и не смогли. Расследование было быстрым и проходило в закрытом режиме. Впоследствии официальной версией стало разрушение крыла лайнера Ан-10 в воздухе.

После гибели артиста, которому было всего 29 лет, и еще 120 человек, находящихся на борту АН-10, строительство этих самолетов решили прекратить.

Также смотрите:

Брак Высоцкого и Влади: их преследовали зловещие знаки

zen.yandex.ru

Виктор Чистяков — Гений пародии СССР

18 мая 1972 года в авиакатастрофе погиб известный ленинградский пародист Виктор Чистяков. Его имя ничего не скажет молодым, но люди старшего поколения помнят этого удивительного артиста. Его карьера на эстраде продлилась всего 4 года. Замены ему нет по сей день.

Он всегда и всюду опаздывал. Опоздал и в тот день. Вернулся из гостей поздно, но вместо того чтобы лечь спать, принялся подписывать огромную пачку своих фотографий. «Успеешь еще подписать, ложись спать!» — уговаривала жена Наташа. Я знаю, что делаю, ответил он. Разумеется, проспал. Когда приехал в аэропорт, регистрация пассажиров уже закончилась. Но вылет задержали. А вскоре Ан-10 с приглашенными на юбилей Харьковского театра оперетты артистами все же вылетел. В середине дня жене позвонили удивленные организаторы: ни Виктор, ни все остальные почему-то не прилетели…

В 3 года Виктор Чистяков, посмотрев «Лебединое озеро», он дома по очереди изобразил каждого артиста. Родители удивились. А после 1 -го класса отдали сына в Вагановское училище. Нагрузка была адская, и через несколько лет по настоянию отца, испугавшегося за здоровье сына, Витя оттуда ушел. Окончил музыкальную школу по классу кларнета. Поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии. Вот тут было куда интереснее: в учебную программу знаменитые ленинградские педагоги Татьяна Сойникова и Сергей Гиопиус включили творческие этюды -подражание животным. Чистяков научился всему тому, что буквально через несколько лет заставит весь Союз заговорить о нем как о гении пародии. А пока без него не обходился ни один студенческий капустник, именно в стенах на Моховой он впервые исполнил вокальные пародии на Козловского и Лемешева.

Но тогда он вряд ли думал об эстраде всерьез. После института Чистякова приняли в труппу Театра имени Комиссаржевской. Дебютом стала роль в спектакле «Принц и нищий». Не главная, но ведь это только начало… Она так и осталась единственной. Отношения с главным режиссером Рубеном Агамирзяном не сложились. Зато в Комиссаржевке Виктор неожиданно нашел единомышленников — актеров Станислава Ландграфа и Илью Резника. Впоследствии первый станет народным артистом, сыграет более ста ролей, второй — знаменитым поэтом-песенником. А тогда, в середине 1960-х, они были молоды и полны нерастраченной энергии, которую особо девать было некуда — на сцену будущих мэтров выпускали нечасто. Ландграф и Резник стали сочинять для Чистякова пародийные тексты — именно с ними тот впервые появился на эстраде.

Была у него особенность: перед выступлением он приходил в невероятное возбуждение. Носился по коридорам, кого-то задирал, с кем-то зубоскалил. Как-то пристал… к попугаю, с которым известная дрессировщица выступала в том же концерте, зачем-то стал учить его нецензурным словам. Дрессировщица едва не лишилась чувств: а вдруг птица все это скажет в микрофон?! Мог ворваться в гримерку к балеринам и закричать страшным голосом: «Как не стыдно, почему вы голые? Вы вообще знаете, куда пришли? Здесь только что был Леонид Ильич Брежнев! Немедленно одеться, и чтобы юбки были длинными!» То вдруг затихал, садился за рояль и начинал играть грустные прелюдии. Так он «входил в образ». Хотя со стороны, наверное, казался сумасшедшим. Перед выступлением он не просто волновался — паниковал! Вот объявят пародию на артиста N, я выйду, и ничего у меня не получится. Освистают, побьют! Порой доходило до того, что он вызывал… дух пародируемого… Концерт заканчивался. За кулисами отрешенно сидел очень бледный человек, у которого не было сил даже слово сказать. А еще очень часто болели связки…

Ставка у него была 8 рублей 40 копеек за концерт. Поэт Юрий Энтин, много писавший для Чистякова, был потрясен: чтобы заработать 50 рублей, его другу приходилось давать по шесть концертов в день. При неизменных аншлагах. Слава и деньги были нужны не для того, чтобы выглядеть лучше всех — хотя бы не хуже. Он очень стеснялся своей бедности. Уже известный артист, а из верхней одежды — только плащ. Чистяков всякий раз ждал, когда разойдется публика: не хотел, чтобы поклонники его увидели, говорил: «Я должен чувствовать себя звездой и иметь хотя бы один приличный костюм, хотя бы одно пальто!» И мечтал, чтобы жена Наташа хорошо одевалась.

Друзей среди эстрадных артистов у него не было. Неуживчивый, непредсказуемый и фантастически талантливый, он казался совершенно одиноким в мире сплетен, зависти, всей этой звездной мишуры. Да собственно, и был таким. С людьми сходился трудно, держал дистанцию. Просил называть себя по имени-отчеству — Виктор Иванович. Это в 28-то лет! Панибратства не терпел. Сам был доброжелательным, хотя цену себе знал. Но однажды сказал: «Я не знаю, кто я. Не знаю, какой у меня голос». Он очень хотел петь своим голосом и не мог — не получалось, сбивался на пародию.

Марк Захаров к себе Виктора Чистякова не взял, заявил: он — не театральный актер. После долгих мытарств его — вместе с женой! — пригласил главный режиссер Театра имени Гоголя Борис Голубовский. Планировал поставить с Чистяковым «Тетку Чарлея». Артист получил комнату в театральном общежитии, и вскоре они с Наташей переехали из Ленинграда в Москву.

В мае 1966 года Виктор женился на однокурснице Наталье Рыбаковой. Они прожили 6 лет, до самой гибели артиста. Детей у пары не было. О дальнейшей судьбе Натальи известно очень мало. Она работала в театрах Ленинграда и Москвы, но играла в основном эпизодические роли, а то и вовсе участвовала в массовых сценах.

Его привлекала мультипликация — считал, что там есть простор для фантазии, интересные образы. Должен был озвучивать «Голубого щенка». Специально под Виктора Чистякова Геннадий Гладков задумал вторую серию «Бременских музыкантов»… Все это досталось другим актерам.

Страдал, что не вышло с театром. Геннадий Хазанов как-то заметил: «Он был человек очень неприспособленный для драки за место под солнцем. И на эстраду пришел от невозможности реализовать в театре свое дарование». Хотел работать на Таганке — Юрий Любимов готов был сразу. В его гибель не верилось. Да и возможно ли поверить, что человек 28 лет от роду вдруг исчез с «поверхности земли». Как не любил он цифру 13! В самолете у него оказалось 13-е место. Было жарко, он снял кожаный пиджак, в кармане — паспорт, билет. Их потом нашли среди обломков.

Ленинградцы прощались с любимым артистом в учебном театре на Моховой. Людей собралось так много, что милиции пришлось перекрыть движение. Похоронили Виктора Чистякова на Богословском кладбище.

Говорят, что в конце 1960-х -начале 70-х в Советском Союзе никто не мог сравниться по популярности с двумя артистами — Магомаевым и Чистяковым. За 4 года Виктор дал более 1000 концертов — его ждали во всех городах страны. Он был постоянным участником «Голубого огонька», телевизионных программ, правительственных концертов. К последним относился с иронией. Композитор Алексей Рыбников вспоминал: «Пришел Чистяков. На руках еще теплилось рукопожатие Брежнева или еще кого-то. «Вот, донес!» — торжественно объявил Виктор. И тут же стал уморительно изображать, как с ним разговаривали члены правительства».

Казалось, слава бежала впереди него. Редкий музыкальный слух, уникальная способность воспроизводить самые разные голоса, в том числе и женские (Сличенко, Бюль-Бюль оглы, Хиль, Козловский, Трошин, Утесов, Пьеха, Кристалинская, Матье, Шульженко, Воронец, Герман) , пластичность, помноженные на остроумные тексты, сделали Чистякова мегазвездой. Никогда прежде «низкий жанр», которым считалась пародия, не был возведен на такую высоту. Хотя поначалу зрители не могли поверить, что «разными голосами» поет этот невысокий, худенький юноша. Думали, что артист только открывает рот, а за кулисами кто-то крутит фонограмму.

Артисты на Виктора Чистякова обижались редко, но иногда доставалось ему и от Сличенко, и от Хиля. Полад Бюль-Бюль оглы и вовсе попросил не пародировать: мол, все равно не похоже. Но самой резкой была реакция «русской Примадонны» — Людмилы Зыкиной. Чистяков шутил: «Ну не нравлюсь я ей, такой щупленький».

Однажды на радиостанции «Юность» дали в эфир сначала куплет песни в исполнении Майи Кристалинской, а затем — Виктора Чистякова и предложили слушателям определить, кто какой куплет поет. Угадать не смогли даже специалисты.

Большим успехом у зрителей пользовался номер «Голубые города» — пародия на очень популярную в 1960-х -70-х песню Андрея Петрова. Виктор Чистяков представлял, как ее могли бы спеть Иван Козловский, Эдуард Хиль, Эдита Пьеха, Мирей Матье и даже Луи Армстронг.

Поделитесь статьей в соцсетях:

life-artists.ru

Чистяков, Виктор Иванович - это... Что такое Чистяков, Виктор Иванович?

Ви́ктор Ива́нович Чистяко́в (30 июня 1943, Ленинград, СССР — 18 мая 1972, Харьков, СССР) — советский актёр и пародист.

Биография

Его и по сей день называют «гением пародии». Рассказывают, что часто исполнение Чистяковым песен тех артистов, которых он пародировал со сцены, превосходило оригинал, а сами артисты иногда не могли отличить свой голос от голоса Виктора Чистякова. Своими выступлениями он заслужил поистине всенародную любовь.

Жизнь Виктора Чистякова оборвалась, когда ему было всего 28 лет. Самолёт, на котором он летел, разбился под Харьковом. Это произошло утром 18 мая 1972 года. В 1993 году к пятидесятилетию Виктора Чистякова вышла книга воспоминаний об артисте, она называлась «Виктор Чистяков — гений пародии». О жизни В. Чистякова также снят документальный фильм «Гений пародии. Недолгая жизнь Виктора Чистякова».

Похоронен Виктор Чистяков в Санкт-Петербурге, на Богословском кладбище, участок 39, в конце Канавной дорожки.

Творчество

  • «К юбилею „Ленфильма“» — пародии на Эдиту Пьеху и Людмилу Зыкину.

Кроме того, Виктор Чистяков делал также пародии на Майю Кристалинскую, Анну Герман, Владимира Трошина, Сергея Лемешева и других популярных исполнителей.

Тексты пародий ему писали в разное время актёр Станислав Ландграф, поэты Илья Резник и Юрий Энтин. Вот что вспоминал об этом Юрий Энтин:

«В ту первую встречу сели за стол, разговаривали так, будто мы сто лет знакомы, а потом где-то часов в двенадцать он сообщил, что назавтра утром назначена репетиция концерта, а вечером уже сам концерт, и нам с ним нужно сделать шесть пародий. Я растерялся: „Обожди, ну, допустим, я напишу, но как же ты все это выучишь?!“ Он ответил: „Ничего учить не придется! Будет такой ход: как будто пришла телеграмма от Козловского, затем — еще от кого-то“. И вот всю ночь, до пяти-шести утра, я писал эти пародии, потом мы с ним поехали на утреннюю репетицию, потому что я еще не все дописал и нужно было придумывать на месте, кроме того, аккомпаниатор должен был проверить — насколько мои слова хорошо звучат, ложатся на музыку, и дальше, к моему огромному удивлению, Виктор выходил на сцену уверенный в себе, абсолютный победитель, и, совершенно не ошибаясь, пел. Действительно, он заглядывал в текст, но делал это немыслимо органично, как будто читал телеграммы от звезд эстрады, у зрителей и мысли не возникало, что десять минут назад я последние слова дописывал».

[1]

Уникальность Чистякова заключалась в его непревзойдённой способности подражать женским голосам (К. Шульженко, М. Кристалинская, Э. Пьеха, М. Матье, А. Герман, но особенно Л. Зыкина). Это недоступно практически ни одному ныне концертирующему пародисту — В. Винокуру, М. Галкину и т. д. Обладая голосом теноровой природы и редкостным музыкальным слухом, Чистяков блестяще копировал певцов-теноров И. Козловского, Н. Сличенко, Бюль-Бюль оглы, однако с успехом воспроизводил и баритоновые голоса Э. Хиля, В. Трошина. Чистяков не учился пению профессионально, однако он пел как мастера бельканто И. Козловский и С. Лемешев. Такой огромный музыкальный дар сочетался с тончайшей актёрской чуткостью и наблюдательностью, с помощью которой Чистяков проникал в самую сущность пародируемого артиста, воспроизводил все нюансы и особенности пародируемого. В результате, по мнению И. Резника, зачастую Чистяков пел лучше чем сам пародируемый, что по идее, невозможно. Большому успеху Виктора способствовала ловкость и подвижность его тела, он легко и вдохновенно танцевал и исполнял различные акробатические трюки, а также остроумные и немного ехидные стихи И. Резника и Ю. Энтина. На два последних года жизни Чистякова приходится его огромная популярность. Достаточно было объявить «Выступает наш гость из Ленинграда…», как зал взрывался овациями. Этот же прием после его смерти использовали и другие артисты. Вот как рассказывает об этом Геннадий Хазанов:

«Достаточно сказать, что на следующий год после смерти Вити на всероссийском конкурсе появился человек, который с ним даже когда-то учился. И буквально через год сделал головокружительную карьеру… Только это все погасло мгновенно. Был такой Павел Корсаков. /…/ …я помню хорошо, как в семьдесят третьем году, когда его объявляли на концерте, то зрители встречали Корсакова бурными аплодисментами еще до объявления фамилии. Он, кстати, даже тут использовал Витин прием. Когда объявляли Чистякова, то обычно говорили: „Наш гость из Ленинграда“, — и зал понимал, что это будет Чистяков, поэтому была заранее очень бурная зрительская реакция. А Корсакова точно по этой же матрице объявляли: „Наш гость из Липецка“. Он вроде как был временно исполняющий обязанности».[2]

Чистяков работал на телевидении, радио, в последний год жизни переехал в Москву и был принят в труппу театра на Таганке.

Личный друг Чистякова Юрий Энтин готовил Чистякову большую карьеру в мультипликации. По воспоминаниям Энтина, он практически предчувствовал несчастье, которое должно случиться с Виктором. Предчувствовал его, видимо, и сам Чистяков, о чём вспоминал Геннадий Хазанов:

«Последние дни — и это подтверждается его последней фотографией на пластинке — он на концерты приходил в черной рубашке. Носил светло-голубой костюм и черную рубашку. На этом последнем концерте в Колонном зале ведущий Борис Брунов при мне спросил: „Витя, не кажется ли вам, что это не концертная рубашка?“ А он ответил: „Борис Сергеич, ну что вы ко мне пристали, может быть, у меня траур“. Это было фактически за несколько часов до его гибели». [3]

Как мог, Энтин пытался воспрепятствовать поездке Чистякова на юбилей Харьковского театра оперетты. Но случилось то, что случилось. Утром 18 мая Чистяков опоздал на злополучный харьковский борт, но ради любимца публики самолёт остановили на рулёжке и дали возможность Чистякову сесть. Неожиданная гибель Чистякова осталась невосполнимой утратой для эстрады. Как сказал по этому поводу Геннадий Хазанов,

«Знаете, почему у вас возникает ощущение пустоты после гибели Вити в его жанре? Не нашлось людей такой одаренности — это самое главное. А количественно было море этих людей… /…/ И по сей день есть. На Украине есть такой пародист Жигалкин, который с точки зрения голосоведения, может быть, даже не уступает Чистякову, но если Витя был стопроцентный артист, то Жигалкин — имитатор». [4]

Фильмография

Объекты пародий

О пародиях на зарубежных исполнителей Юрий Энтин вспоминал:

«Как-то стал в такой обстановке объяснять мне, что он владеет еще десятком разных голосов, но не знает, что с ними делать, как подойти, потому что его герои поют на иностранном языке, и как тут сделать пародию, как написать слова? „Ну, кого ты можешь показать?“ — спросил я. И он стал делать Анну Герман, петь „Эвридики“ абсолютно точно и до страшноты похоже. Потом — Робертино Лоретти, замечательно показал Тома Джонса, Мирей Матье. Я стал думать, как это сделать, почти ничего не придумал, но тем не менее что-то все-таки предложил: как бы польский, как бы французский язык… Помню, первая фраза у Матье была: „Держу пари“, были там и другие слова, которые могли сойти за французские, например, „тужурка“. И он даже исполнил это в радиопередаче „Доброе утро“. /…/[5] Жалко, что его Том Джонс не был нигде записан, так как Витя просто не знал, что делать с ним. Просто повторять было бессмысленно, не придумали мы номер, а русский текст петь Тому Джонсу было бы какой-то натяжкой».[6]

Наследие

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 6 ноября 2012.

Ссылки

Чистяков на сцене

dic.academic.ru

ЧИСТЯКОВ Виктор Иванович

chtoby_pomnili[andrey_g]

Актёр и пародист

 

Виктор Чистяков родился 30 июня 1943 года в Ленинграде.  

Его родители обратили внимание на актерское мастерство сына, когда он в три года после просмотра балета «Лебединое озеро» начал искусно подражать артистам. Когда Виктор учился во 2 классе, его  отдали в хореографическое училище. Однако в 7 классе из-за перегрузок, сказывавшихся на здоровье, по настоянию отца Чистяков ушел из училища, и поступил в музыкальную школу, в которой учился по классу кларнета.   

В 1962 году Виктор поступил на актерский факультет Ленинградского Государственного института Театра, Музыки и Кино (ЛГИТМиК). Курс был экспериментальным, в систему воспитания будущих актеров педагоги Т.Сойникова и С.Гиппиус включали этюды на подражание зверям и птицам. Именно тогда Чистяков развил в себе умение превосходно владеть интонацией, голосом, мимикой и жестами. Он так же искусно пародировал преподавателей, студентов и друзей. Виктор участвовал в студенческих концертах, ни один капустник не проходил без его участия, и на них звучали вокальные пародии в его исполнении на Козловского, Лемешева и Лялю Черную. Дипломной работой Чистякова был Король в «Обыкновенном чуде» Евгения Шварца.

После окончания института в 1966 году актер был приглашен в Ленинградский драматический театр им. В.Ф. Комиссаржевской, где дебютировал в спектакле «Принц и нищий» в роли нищего Гэмфри. Но других ролей у Виктора в театре фактически не было. И вскоре Чистяков ушел из театра им. В.Ф. Комиссаржевской, надеясь найти работу в другом театре. Знакомые посоветовали ему уехать в Москву, и Виктор этим советом воспользовался. Он хотел попасть к Юрию Любимову в Театр на Таганке, но поставил условие, что пойдет туда только вместе с женой, на что Любимов возразил: «Чистякова беру, без всяких проб, просмотров, а жену - нет!» И Виктор категорически отказался встретиться с Любимовым, чтобы найти компромиссный вариант.  

В 1971 году Чистякова с женой взял к себе Б.Голубовский в Московский Театр имени Гоголя. Но театральная судьба Чистякова складывалась не так удачно, как ему бы этого хотелось. Виктор не хотел оставлять театр, но начав сольные выступления в жанре музыкальной пародии, он стал невероятно популярен, и его работа в театре практически прекратилась. 

Виктор Чистяков появился на эстраде в 1968 году. Он сделал номер «Радиоконцерт по заявкам для тех, кто не спит». 

Абсолютный слух и богатство голоса Чистякова сочетались  с даром имитатора и пародиста. Феноменальный голосовой диапазон Чистякова позволял подражать как голосу Леонида Утесова, тенорам Сергею Лемешеву и Ивану Козловскому, певицам Мирей Матье, Клавдии Шульженко Людмиле Зыкиной, Эдите Пьехи и другим известным исполнителям. И в конце шестидесятых - начале семидесятых Виктор Чистяков сам стал одним из самых популярных артистов эстрады.  

Алексей Рыбников рассказывал  о Викторе Чистякове: «В один прекрасный день у меня дома появился Витя Чистяков. Он был настолько знаменит, что было радостно уже оттого, что можно до него дотронуться. Он сидел совсем рядом, а раньше я видел его только по телевизору... Я был тогда совсем молодой, не так много знаменитостей у меня еще было в друзьях. А тут приходит Чистяков, у которого на руках еще теплилось рукопожатие Брежнева или еще кого-то. «Вот, донес!» — помню, торжественно объявил Виктор. И тут же стал уморительно изображать, как с ним разговаривали высочайшие члены, правительство, начальство. Он фантастически все это изображал! Но Витя был человек не простой. У меня вообще было ощущение, что все-таки он жил не в одном измерении, а в каких-то нескольких пространствах, плоскостях, потому что его реакции были совершенно неожиданны, а то, что он делал с голосом, — это было, мне казалось, даже не очень от него зависящим. Происходило какое-то чудо, какая-то мистика». 

Номера Чистякова были художественно совершенны, тембровую окраску голосов он передавал абсолютно узнаваемо. Но артист не преподносил свою феноменальную способность как голый трюк, он создавал образ. Пародируемые, как правило, положительно относились к выступлениям артиста, хотя иногда пародии Чистякова были, действительно – едкими. Например, однажды от Чистякова сильно досталось Эдуарду Хилю. Так же по поводу пародий Виктора сильно сокрушался Николай Сличенко. Полад Бюль-Бюль Оглы просил, чтобы его Виктор не пародировал, считая, что исполнение Чистякова на его пение вовсе не похоже. Особенно негативно к пародиям относилась Людмила Зыкина. Но Чистяков реагировал на предупреждения весело: «Ну, не нравлюсь я ей такой щупленький», - и исполнял очередную пародию.  

Узнаваемость персонажей в пародиях Чистякова была абсолютной. Он один в один пел за Анну Герман. Это была даже не пародия или эстрадный номер, а скорее - цирковой трюк. Равных Чистякову пародистов по изяществу и артистизму на советской эстраде просто не было. Однажды на радиостанции «Юность» поставили в эфир запись куплета песни в исполнении Майи Кристалинской, а затем - в исполнении Виктора Чистякова, и предложили слушателям определить - какой куплет поет Кристалинская, а какой - Чистяков? Слушатели, в том числе и те, кто знал манеру исполнения Виктора – не могли определить. Доходило до того, что те, кого он пародировал, сами путались, и не могли отличить свой голос от голоса Чистякова. Как это, например, произошло с Клавдией Шульженко, которая, услышав, как поет Чистяков ее знаменитый «Синий платочек», с удивлением воскликнула: «Это же я пою!» Друг Виктора Чистякова, Илья Резник говорил, что Чистяков часто пел даже лучше тех исполнителей, которых пародировал.  

Среди своих коллег по жанру Чистяков резко выделялся и фантастической музыкальностью, и тонкостью передачи манеры пения своих персонажей. Но за всем этим очень ясно читалась его собственная личность, он не растворялся в изображаемом человеке, всегда это делал со своим отношением, со своим взглядом на пародируемого исполнителя. Зрителям был интересен именно его взгляд на творчество пародируемого исполнителя, а не обычный эффект копирования.  

Когда снимался документальный фильм о Лемешеве, где были отрывки из его произведений, в одной из арий были какие-то ноты, которые певец, находясь в преклонном возрасте, был не в состоянии взять. Лемешев долго мучался, пытаясь перезаписать музыкальную фонограмму. И тогда возникла идея попросить Чистякова выполнить этот трюк, что Виктор и проделал. При всем этом Чистяков мечтал спеть своим голосом. Он говорил: «Я не знаю, какой у меня голос» - но у него ничего не получалось, Виктор все время сбивался на пародийность.  

Чистяков работал на эстраде, не жалея сил - он успел выступить в тысяче с лишним концертов. Однажды за 10 дней новогодних каникул он дал 60 концертов. Он сжигал себя бесконечными поездками, но одно его имя в афишах гарантировало аншлаг. Несмотря на то, что у него не было никакой певческой школы, и часто болели связки.

Чистяков участвовал в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его «Концерт по заявкам» не сходил с экранов телевизоров. Виктор Чистяков завершал большинство концертных программ, где ему доводилось выступать. Это был стопроцентно звездный номер. 

Тексты пародийных номеров писали Чистякову его коллеги по театру, артисты С.Ландграф и И.Резник, в дальнейшем он много работал с поэтом Юрием Энтиным. Артист стал лауреатом смотра творческой молодежи Ленинграда, записал пять песен на слова Энтина к мультфильму «Голубой щенок», а Геннадий Гладков задумал вторую серию «Бременских музыкантов» с голосом Чистякова… Но в итоге «Голубого щенка» озвучивали Александр Градский, Михаил Боярский, Андрей Миронов и Алиса Фрейндлих, хотя все эти роли делались специально для Чистякова. Он же успел только сделать запись Рыбы-пилы под рояль.  

В 1972 году Виктор Чистяков был приглашен участвовать в концерте, запланированном на 18 мая, и посвященном 25-летию Харьковской оперетты. Самолет на Харьков должен был вылетать около одиннадцати часов дня.  

Накануне Виктор засиделся допоздна в гостях у Юрия Энтина, а вернувшись домой, он  стал подписывать огромную пачку фотографий, которую фотограф отдал ему накануне. Его жена Наталья предлагала ему лечь спать, но Виктор ответил: «Не мешай, я знаю, что делаю». Он не лег, пока не подписал последнюю фотографию.  

Утром Виктор проспал, но все равно поехал в аэропорт Внуково. Его привычка опаздывать вошла в легенду, он всегда и всюду опаздывал: на лекции в театральном институте, на встречи и даже, задержавшись в парикмахерской, мог опоздать на собственный концерт. Он опоздал и на самолет, которым должен был лететь на гастроли, но вылет был задержан по техническим причинам и Чистяков успел на свой рейс. Виктор был очень суеверным, не любил цифру тринадцать, а в самолете у него оказалось именно тринадцатое место.  

Под Харьковом пассажирский «Ан-10», в котором летел Виктор Чистяков, потерпел крушение. Самолет буквально развалился в воздухе. Следствие определило причину крушения самолета - усталостное разрушение центроплана при снижении. Экипаж и около ста пассажиров погибли. 

Все, кто знал Виктора, были потрясены его смертью. По словам его друзей, у них постоянно было ощущение, что он куда-то летел над миром и над жизнью. Виктора не слишком интересовали материальные подробности его существования. За несколько дней до смерти он неожиданно вернул все долги. Последние дни, что подтверждается его последней фотографией, он приходил на концерты в черной рубашке, не смотря на светло-голубой костюм. На этом последнем концерте в Колонном зале в Москве ведущий Борис Брунов спросил его: «Витя, не кажется ли вам, что это не концертная рубашка?» А Виктор ответил: «Борис Сергеич, ну что вы ко мне пристали, может быть, у меня траур». Эта фраза была произнесена за несколько часов до его гибели.  

Урна с прахом Виктора Чистякова была установлена в Ленинградском Театральном институте на Моховой. На прощание с артистом пришло огромное количество людей. Похороны прошли на Богословском кладбище.

Некоторые из пришедших на похороны рассказывали о каких-то забавных эпизодах, розыгрышах, связанных с Виктором, вспоминались разные случаи. Даже его мама Валентина Семеновна рассказала какие-то забавные истории. Но ничто не могло смягчить горечи неожиданного ухода талантливого артиста.

 

В 1993 году к 50-летию Виктора Чистякова была выпущена книга «Виктор Чистяков - гений пародии», собравшая воспоминания его родных, близких и друзей. «Гением пародии» Виктора называли еще при жизни. Он прожил всего 28 лет, из них четыре - на эстраде, и этих лет ему хватило, чтобы завоевать всесоюзную известность и любовь зрителей. И хотя он не успел получить каких-либо званий, короткая творческая биография Виктора Чистякова вписала яркую страницу в историю отечественной эстрады.

Единственная пластинка вместила все, что артист записал при жизни. Геннадий Хазанов, который работал с Чистяковым на одном из последних его концертов, в Свердловске, в апреле 1972 года, вспоминал: «Мы шли по улице, и вдруг Виктор, остановившись, говорит: «Знаешь, я, наверное, не умру своей смертью». Я ему: перестань говорить чушь. А он так посмотрел на меня, но ничего не сказал, а вскоре произошла эта чудовищная авиакатастрофа».

 

Геннадий Хазанов рассказывал о Викторе Чистякове:

 

— Вас связывала чисто человеческая дружба или это была еще и та ситуация, когда молодой актер тянется к известному, маститому?  

— Знаете, у нас почему-то принято делать из людей памятники. Мы часто бегаем в поисках людей, которые называют себя учениками. Я никоим образом не хочу считать себя в этом смысле Витиным учеником. Ни значительная разница в возрасте, ни наличие особого успеха в концертах (мы ведь примерно в одно время начали выступать) не позволяют мне назвать его Учителем. Хотя, конечно, Витя к тому времени был очень известен. Он участвовал тогда в большом количестве теле- и радиопередач, праздничных концертов. Его жанр был любим не только народом, но и руководством страны. Он заполнял ту самую сатирическую нишу, которая выполняла «процент по сатире»...  

— Но в те времена «тучи постепенно сгущались»?  

— Да, явление Чистякова как известного артиста совпадало с началом закручивания гаек — после чешских событий шестьдесят восьмого года. Он никакой опасности для властей не представлял, а для интеллектуальной оппозиции не представлял никакого интереса. Но Чистяков представлял огромный интерес как самоценный акт искусства. И, как теперь выясняется, это куда более вечно, чем принадлежность к тем или иным политическим группировкам. Вовсе не значит, что он симпатизировал власть придержащим, скорей наоборот. Но поскольку был человеком очень театральным, то жил в своем мире, достаточно замкнутом, очень хрупком. Ему и не требовалось каких-то политических дебатов на сцене. Он занимался искусством по модулю.  

— Насколько все-таки это был уникальный артист?  

— Я считаю, что в своем жанре он был уникален. По тонкости, по изяществу, по артистизму так ничего близко к нему с тех пор и не появилось.  

— Самое интересное, что и до него на нашей российской почве ничего особенного не было в жанре музыкальной пародии...  

— Да, наверное. Потом ведь Чистяков был просто феномен. Голосовой аппарат Вити позволял ему, к примеру, делать просто цирковой трюк, воспроизводя тембр женского голоса. Причем он делал это почти патологически точно.  

— Многие вспоминают, что в нем чисто по-человечески наблюдалась некая раздвоенность: с виду легкий, искрящийся, веселый, а внутри грустный, даже изломленный. Согласны ли вы с таким мнением?  

— Я бы никогда не назвал Витю легким человеком. Он был человек очень непростой, очень ранимый, сотканный из огромного количества комплексов, что, в общем-то, и сделало из него артиста. Человек с очень нежной душой. Достаточно инфантилен. Он, на мой взгляд, был до такой степени артист, что в его суть входила реализация представления — как должен жить артист, а это порождало капризы. Он, конечно, не дожил до возраста, когда человек должен быть мудрым, не надо забывать, что ему было всего двадцать восемь. Это только теперь ему исполнилось бы пятьдесят, а тогда ему было неполных двадцать девять лет. К нему многие не привыкли, не присмотрелись, не оценили его неординарности. Находилось много людей, которые его не любили, считали капризным...  

— Даже так?  

— Элементы всего этого были. Но Витя так себе представлял жизнь звезды. Он так реваншировал за свои нереализованные мечты на театральной сцене. Театральная судьба Вити складывалась не так удачно, как бы хотелось, и как он был достоин. Явно не так удачно. Притом он не хотел бросать театр категорически, не хотел уходить, цеплялся за него. Рассказывал мне о своих конфликтах с Агамирзяном, главрежем Театра имени Комиссаржевской, в конце концов, переехал в Москву в Театр Гоголя... Он ведь был еще и человеком с непростым детством. Такое складывалось впечатление, что Витя все время помнил: он должен брать реванш у жизни. Был такой момент. Наверное, его посещала и грусть, потому что человек он был очень неприспособленный для драки за выживание под этим солнцем. Но изломы несытого детства породили определенные комплексы, которые могли кому-то, кто его близко не знал, показаться характеристиками нехорошего человека. Я его знал достаточно близко... Если вообще можно было говорить, что он был с кем-то дружен... Из тех, кто в Ленинграде был с ним близок, — это, конечно, Володя Кауфман.  

— Мне говорили про Энтина, про Резника...  

— Илюша практически первым начал помогать Вите. Они с Ландграфом делали его пародийные тексты. Потом уже Юра Энтин подключился.  

— Почему Виктор все-таки испытывал некий комплекс насчет своего места в драматическом театре? Это был обычный вариант для артиста, который совмещает игру в серьезном театре с работой на эстраде (со всеми вытекающими отсюда последствиями: конфликты с режиссером, зависть коллег, у которых мизерные заработки, вечная нехватка времени...)? Или что-то другое было подоплекой конфликта?  

— Люди на эстраду приходят разными путями. Он пришел от невозможности реализовать в театре полностью свою природу, свое дарование. На мой взгляд, он был очень одаренный человек, артист. Если не сказать больше. Но не надо забывать, что Витина индивидуальность, хрупкая, инфантильная, входила в противоречие со всем имиджем советского героя. Он никак не укладывался в это прокрустово ложе. У него была слишком нежная душа, которая явно не отвечала потребностям строителя светлого коммунистического будущего. Чувствующий человек нужен был только тогда, когда требовалось показать чувство горечи при утрате партийного билета или невыполнении производственного плана. А чисто человеческие переживания не ценились... Вообще я думаю, что Роман Виктюк — режиссер, до которого Витя просто не дожил... Когда смотрю спектакль «Служанки» или какую-то другую фактуру сегодняшнюю, странную, изломанную, то невольно вспоминаю актера Чистякова. Конечно, он попал в безвременье, пришел в театр, когда уже не было ни Таирова, ни Вахтангова, их идеи были преданы забвению, а был уже просто кондовый советский театр. А если был не кондовый театр «Современник», то Витя никак не годился туда, потому что он был как актерская данность абсолютно асоциален.  

— Ну а много позже, со своим режиссером, его карьера в театре могла бы сложиться?  

— Уверен, могла бы, но не в этом театре.  

— Не в Комиссаржевке или не в Театре Гоголя?  

— Нет, в театре Гоголя вообще ничего не могло произойти. Вите тогда нужен был чисто географический переезд. Нужно было просто въехать в Москву. Помню, когда-то Витя мне рассказывал, что с ним вроде бы вел разговор Олег Николаевич Ефремов после того, как посмотрел Чистякова на каком-то актерском вечере. Правда, насколько это было реальным, мне сказать трудно... 

 

Использованные материалы: 

Материалы сайта: www.funeral-spb.narod.ru

Материалы сайта: www.ckop6b.narod.ru

 

30 июня 1943 года – 18 мая 1972 года

chtoby-pomnili.livejournal.com

В небе под Харьковом Виктор ЧИСТЯКОВ

В небе под Харьковом

Виктор ЧИСТЯКОВ

В начале 70-х в Советском Союзе не было популярнее пародиста, чем Виктор Чистяков, который так виртуозно имитировал голоса звезд отечественной эстрады, что равных у него практически не было (разве что Геннадий Дудник, но тот специализировался на артистах-мужчинах, в то время как Чистяков мастерски подражал даже женщинам).

Между тем свою карьеру Виктор Чистяков начинал как драматический актер: после окончания театрального училища он работал в Ленинградском театре имени Комиссаржевской. Там же в качестве артистки трудилась и его молодая супруга Наталья Рыбакова. Однако в театре карьера Чистякова не складывалась и он по-настоящему был занят всего лишь в одном спектакле – в «Принце и нищем». Поэтому параллельно он решил податься на эстраду. Еще в студенческие годы Чистяков виртуозно имитировал голоса популярных эстрадных исполнителей и теперь решил заняться этим профессионально. Именно на этом поприще его и поджидал поистине феноменальный успех. То, как он пародировал популярных артистов – в особенности хорошо у него получались женские голоса, – приводило в неописуемый восторг публику. Чего нельзя было сказать о самих пародируемых. Например, Людмила Зыкина сильно злилась, когда слышала свои песни в исполнении Чистякова.

Между тем успех, обрушившийся на Чистякова, окрылил его. И он решил уйти из театра и перебраться в Москву. Однако переехать в столицу оказалось делом непростым. Какое-то время супругам Чистяковым просто не везло. Например, главреж Театра на Таганке Юрий Любимов согласился было взять Чистякова к себе в труппу, но с условием – без жены. Виктор от такого варианта отказался. Другой известный режиссер – Марк Захаров – от услуг Чистякова отказался сразу, объяснив, что не видит в нем театрального артиста. И только главреж Театра имени Гоголя Борис Голубовский «клюнул» на Чистякова и его жену, рассчитывая с их помощью осуществить постановку комедии «Тетка Чарлея». Ранней осенью 1971 года Чистяковы перебрались в Москву и поселились в общежитии театра на улице Чехова. Тогда никто из них и в страшном сне не мог себе представить, что одному из них жить осталось всего-то ничего – восемь месяцев.

Вспоминает Г. Бардин: «Мы познакомились в 1971 году в большом актерском общежитии, где в трех комнатах жили тогда актеры Театра имени Гоголя. В одной из комнат жил я, в другой – один актер нашего театра, а третья освободилась после того, как актеры-молодожены получили квартиру. В освободившуюся комнату и должны были приехать артисты из Ленинграда. Поначалу мы даже не знали, кто именно приедет. Потом прошел слух, что едет артист Виктор Чистяков с женой. На него Борис Голубовский собирался ставить „Тетку Чарлея“. В театре было настороженное отношение к этому, потому что все мы знали Чистякова как эстрадную звезду, а не как драматического актера. Театр – сложный организм, и нового человека чаще встречают в штыки, пока он не проявит себя. Так что Чистяков еще не приехал, а коллектив уже был как-то настроен против него, тем более что сферы влияния у нас были поделены, и при вечном лозунге театра „Против кого дружите?“ выходило тогда, что дружили против новичка из Ленинграда.

И вот Виктор с Натальей приехали, поселились у меня за стенкой. У нас была одна кухня, один туалет, общий телефон, который с его приездом трещал не переставая. Виктор с людьми сходился не сразу, всегда давал почувствовать дистанцию. И по телефону, и в обычном общении просил называть себя Виктором Ивановичем, а было-то ему двадцать восемь лет. Он не любил панибратства, тем более что уже вошел в плеяду лучших эстрадных артистов Советского Союза. Требовал к себе соответствующего отношения, и, надо сказать, заслуживал его. Вообще, чувство собственного достоинства у него было развито, но никогда не переходило в настырность, в наглость. Наоборот, в этой хамской стране он хотел отгородиться от норм общепринятых хотя бы этой формой общения: «Виктор Иванович», «вы». Мы тоже вначале были на «вы», ну а потом уж как-то разговорились один-другой раз и перешли на «ты».

Волею судьбы в Москве Чистяков прожил чуть меньше года. Стать настоящим москвичом и окончательно завоевать эстрадный Олимп ему помешала трагическая случайность. События развивались следующим образом.

18 мая 1972 года в 10.38 утра Виктор Чистяков должен был вылетать в Харьков на празднование 25-летия местной оперетты. Однако в силу двух обстоятельств – того, что в эту ночь он лег спать около четырех утра (был в гостях у поэта Юрия Энтина, а потом дома долго подписывал свои фотографии для поклонников) и своей привычки везде и всюду опаздывать – он и в это утро проспал дольше обычного и, когда встал, поняв, что опоздал, решил лететь следующим рейсом. Это было возможно, поскольку концерт был назначен на вечер. Однако супруга устроила ему истерику, и он сорвался из дома, даже не побрившись и не позавтракав. Он даже не успел заехать к Энтину на Балаклавский проспект (хотя это было по пути во Внуково), чтобы забрать свои темные очки, забытые им накануне. Но на самолет он все-таки успел, причем только по одной причине: летчики долго выясняли отношения со своим руководством, отказываясь лететь на этом самолете, поскольку он уже выслужил свой летный срок. Однако пилотов удалось уговорить, им сказали: это харьковский самолет, вот и перегоните его в Харьков и поставьте на прикол. Пока летчики ругались, Чистяков успел на этот самолет, уже практически опоздав на него.

Вспоминает Ю. Энтин: «Я ему говорил: „Давай я тебе заплачу! Только не летай, потому что ты просто себя истощаешь. Нельзя бесконечно делать одно и то же, тем более тебе так трудно. Готовься к своим мультипликационным ролям, давай поговорим лишний раз спокойно, без суеты, будет полезно подумать о тетке Чарлея, и вообще нельзя такое количество концертов давать!“ Я даже угрожал ему! И он мне тогда поклялся, что это будет в последний раз, что больше он не будет летать, просто сейчас надо немного заработать…

Поскольку Витя обещал к нам заехать за очками, мы встали в девять утра. Налили кофе (крепкий кофе он обожал, это был для него как наркотик, он постоянно его пил и никогда не успевал позавтракать), сделали какие-то бутербродики, чтобы Витя перекусил на ходу. Стали ждать. Десять часов – его нет. Позвонили Наташе, которая сказала, что, скорей всего, он опоздал, потому что проспал, встал поздно, не позавтракал, выскочил и помчался в аэропорт: «Не знаю, успеет или нет, но, по-моему, не должен успеть», – сказала Наташа.

Ну, не успел – так не успел. Прошло какое-то время, часов в двенадцать – в час она нам позвонила: «Странно! Ничего не понимаю! Сейчас мне позвонили из Харькова и сказали, что самолет вроде не приземлился, что Вити нет». Звонили устроители его гастролей. На это я сказал, что раз он опаздывал, то, скорей всего, полетит другим самолетом. Подумал, что все это ерунда, не придал никакого значения. Но через некоторое время Наташа снова позвонила и сказала, что все это очень подозрительно, ей вновь из Харькова позвонили и сказали, что не только Виктор, но и все другие артисты, которых ждали, не прилетели. Мы почувствовали в ее голосе тревогу, сели на машину и примчались. Стали думать: что делать, куда звонить? Появился Хазанов. Кто-то нам объяснил, что нужно звонить в аэропорт и говорить кодовую фразу: «Нет ли замечаний по рейсу?» Тогда нам ответили, что замечания есть. У нас началась паника. Мы все почувствовали недоброе. Вскоре пришло сообщение, что самолет разбился…»

Стоит отметить, что на эти гастроли должны были вылететь многие популярные артисты – Евгений Петросян, Лев Лещенко и другие, но они в силу разных причин остались в Москве. Например, Лещенко не улетел из-за Гостелерадио, которое не отпустило его в Харьков ввиду участия в творческом вечере поэта Льва Ошанина. Но пятеро музыкантов его оркестра в тот самолет сели. И все разбились. Тогда же с Лещенко произошла еще одна мистическая история. У него в оркестре не хватало трубача, и один из его музыкантов – Михаил Вишневский – пообещал найти подходящего парня. И нашел его в утесовском оркестре, причем именно 18 мая тот должен был прилететь в Москву с гастролей. Трубач действительно прилетел, но в тот же день пошел в магазин за хлебом и угодил под колеса троллейбуса. А в это самое время в местечке Русская Лозовая, что в 18 км от Харькова, разбился самолет, в котором летели Михаил Вишневский и еще четверо музыкантов из оркестра Лещенко. Их всех и похоронили на одном кладбище – на Кузьминском.

По официальной версии, причиной гибели самолета АН-10 стала «усталость металла» (мы помним, как летчики отказывались на нем лететь из-за его ветхости): в воздухе у самолета отвалилось сначала одно крыло, затем другое. На место аварии даже приехал сам конструктор этого самолета Антонов и лично констатировал, что эта конкретная машина уже давным-давно отлетала свой срок.

Первым к месту катастрофы добрался тамошний лесник. Он потом рассказывал, что место падения самолета представляло собой страшное зрелище. От людей практически ничего не осталось, сохранилось лишь одно тело – оно принадлежало младенцу. Прибывшие вскоре военные погрузили все останки в цинковые контейнеры и увезли. Жене Чистякова Наталье представители Аэрофлота вручили свидетельство о смерти, где было написано, что смерть ее мужа произошла в результате обширной травмы с разрушением тела. Выдали 300 рублей страховки (тогда все пассажиры авиарейсов платили 25 копеек страхового взноса). Еще Наталье отдали фотографию с паспорта мужа, который уцелел – у него только края слегка обгорели, а в середине как будто пуля прошла. Сам паспорт забрали.

Похороны жертв авиационной катастрофы под Харьковом состоялись 25 мая в Москве и Ленинграде. Как мы помним, все останки погибших были собраны в цинковые контейнеры, после чего было произведено братское кремирование. Затем прах разделили по урнам и раздали родственникам погибших.

Между тем самыми многочисленными были похороны в городе на Неве, где хоронили Виктора Чистякова, которого знала вся страна. Урна с его прахом была установлена в учебном Театре на Моховой, в здании ЛГИТМиКа, где учился покойный. Поначалу родственники собирались провести панихиду в ленинградской квартире Чистякова, поскольку не хотели иметь ничего общего с Театром Комиссаржевской, где долгое время работал покойный. Ведь Чистяков уходил оттуда со скандалом, у него были испорчены отношения со многими его актерами. Однако и вариант с квартирой тоже был не лучшим – ведь должно было прийти огромное количество людей, и, чтобы принять всех, надо было подыскать более подходящее место. В итоге остановились на ЛГИТМиКе. День похорон показал, что это решение было правильным. Народу пришло столько, что улицу пришлось перекрыть для транспорта. После гражданской панихиды траурная процессия отправилась на Богословское кладбище. Как вспоминает сестра покойного Галина Чистякова:

«На кладбище я пробраться к своему брату не смогла. Мы приехали, но там уже было столько народу, который знал, где будут хоронить, что пройти туда оказалось физически невозможно. С одной стороны за руку меня поддерживал муж, ноги были ватные, я постоянно теряла сознание. С другой – тоже кто-то поддерживал, а когда толпа хлынула, мы не смогли пробраться к могиле. Приехали уже на следующий день…»

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также