Верещагин художник биография


Василий Верещагин

Василий Верещагин – известнейший из баталистов, творец, о котором современник и критик Иван Крамской сказал:

«Не просто художник, а нечто большее. Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

Детство и юность

Биография Василия Васильевича с детства была связана с военным делом. Мальчик родился в дворянской семье Череповца 14 октября 1842 года. Отец занимал видный государственный пост и со всей серьезностью относился к воспитанию потомков. Василий стал третьим из четырех сыновей. Все они были отправлены в военно-учебные заведения.

Портрет Василия Верещагина

Двое младших, Сергей и Александр, связали свою жизнь с военным искусством, а двое старших, Василий и Николай, избрали иной путь, чем заслужили гнев отца. Николай впоследствии стал общественным деятелем и организатором новой отрасли в хозяйстве – маслоделия и сыроварения.

Василий же связал свою жизнь с театром военных действий, но отнюдь не так, как предполагал отец. Мальчик поступил в Морской кадетский корпус Санкт-Петербурга. Помимо выдающихся военных деятелей, заведение могло похвастаться выпускниками, добившимися высот в иных областях: мореплаватель и первооткрыватель Фаддей Беллинсгаузен, маринист Алексей Боголюбов, авантюрист Федор Толстой. Будущий мастер жанра батальной живописи Верещагин дополнил этот список.

Василий Верещагин в детстве

По свидетельствам современников, характер у юноши был своевольный. Он рос высокомерным, грубоватым, вспыльчивым, склонным к демонстративному поведению, но в то же время хватким, одаренным, волевым.

Педагогов восхищал талант мальчика по памяти делать зарисовки увиденного. В будущем этот дар сыграет немалую роль в становлении Верещагина-творца. Параллельно с учебой в военном заведении ему разрешили посещать уроки в Рисовальной школе Общества поощрения художников.

Василий Верещагин - студент Академии художеств

Пройдя путь от кадета до гардемарина, он отчетливо решил не продолжать военную карьеру. Отбыв непродолжительный срок в ранге мичмана, подал в отставку и уже в 1860-м поступил в Императорскую Академию художеств, где и проучился с перерывами до 1866-го.

Отлучки случались на Кавказ, где писал с натуры, и во Францию, где Василий брал уроки у живописца Жан-Леона Жерома и посещал классы Парижской академии изящных искусств. По возвращении в Петербург окончил Академию художеств и практически сразу отправился в первый творческий поход.

Творчество

В 1867 году генерал-губернатор Туркестана Константин фон Кауфман пригласил юного Василия сопровождать его в качестве художника. Подобно военным репортерам будущего, Верещагин поступил на службу и скрупулезно документировал пером и кистью окружающие его события. По прибытии в Самарканд попал в осаду. Показав пример всему гарнизону, он бросился с оружием на врага, а солдаты ринулись за ним в атаку.

Василий Верещагин в молодости

Доблестный поступок оценили орденом Св. Георгия IV степени. Эта награда была единственной в жизни, которую художник принял. Отличительные знаки и разделение на классы и чины, особенно в искусстве, он отрицал. По этой же причине в 70-х отказался от почетного звания профессора Академии художеств.

В 1869-м баталист возвращается в Петербург, где при содействии фон Кауфмана демонстрирует работы в рамках «Туркестанской выставки». Картины, представленные публике, были написаны автором в Ташкенте, Бухаре, Самарканде и других городах. Вскоре Верещагин вновь отправляется в Туркестанский регион, но на этот раз его путь пролегает через Сибирь.

Картина Василия Верещагина «Самарканд»

Он побывал в Киргизии, Семиречье. Неизгладимое впечатление произвел Западный Китай, где шла борьба с мятежными дунганами. Разоренные деревни, руины домов и человеческие останки стали объектами его зарисовок.

По одной из версий работа «Апофеоз войны» написана под влиянием истории о тиране Валихан-торе, казнившем в уезде Кашгар сотни людей. Их головы были сложены по указу деспота в пирамиды. По другому мнению, предпосылкой стала легенда о Тамерлане, который помог женам Багдада и Дамаска наказать мужей, погрязших в грехе. Воитель поручил солдатам отрубить головы развратникам, а после сложить их в 7 пирамид.

Картина Василия Верещагина «Апофеоз войны»

Описывая жанр картины, Василий Васильевич мрачновато шутил, что, если убрать ворон, получится натюрморт. Так или иначе, но монументальное полотно 1871 года с надписью на раме «Посвящается всем великим завоевателям — прошедшим, настоящим и будущим» стало одной из ключевых работ в «Туркестанской серии», которую Верещагин создал в 1871-1873 годах в Мюнхене. В цикл также вошла подсерия «Варвары».

Всего были созданы 81 этюд, 133 рисунка и 13 картин. Помимо военных образов, на полотнах изображены быт, природа, архитектура, колоритные представители местного населения, как, например, на «Портрете бачи».

Картина Василия Верещагина «Смертельно раненый»

Также в серию вошло полотно «Смертельно раненый», ныне хранящееся в Государственной Третьяковской галерее. Картина стала своеобразным антивоенным манифестом Верещагина. Парадоксально, но война одновременно отвращала и привлекала художника. Она, ее последствия, участники были предметом творчества, но ужасы смерти укрепляли пацифистское мировоззрение. Батальные картины он писал во имя мира.

Вернисаж состоялся в Хрустальном дворце Лондона в 1873-м, а годом позже работы увидела публика Москвы и Петербурга. Верещагин считал персональные выставки единственной допустимой формой общения со зрителем, тет-а-тет. При жизни художника в городах Европы, России и США их состоялось свыше 60. По свидетельствам современников, произведения искусства действовали на аудиторию «как тяжелые кошмары горячки».

Мастерская Василия Верещагина

Феноменальная память творца позволяла писать в мастерской. Он ценил искусство фотографии за реалистичность передачи деталей. В творчестве стремился с фотографической точностью описать событие, что сформировало неповторимый стиль со статикой композиции, четкими линиями, избыточно яркими цветами. Впрочем, реализм ради реализма художник не признавал. Отсутствие идеи в полотне приравнивало его к предмету декора, мебели, не более:

«Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу» - говорил Верещагин.

Из Германии художник переезжает в Индию, посещает Тибет. В 1877 году с началом русско-турецкой войны вновь оказывается в гуще событий и даже получает пулю в ногу. Миноносец «Шутка», на борту которого плыл художник, подвергся обстрелу турками. Ранение оказалось серьезным, началась гангрена, но вовремя сделанная операция вернула мужчину в строй.

Картина Василия Верещагина «Подавление индийского восстания англичанами» (из сериии «Трилогия казней»)

После неутомимый путешественник отправляется в Палестину и Сирию. Отчетами о поездке стали «Трилогия казней», «Палестинская серия» и размышления художника:

«Я был особенно поражен тем фактом, что даже в наше время люди убивают друг друга повсюду под всевозможными предлогами и всевозможными способами. Убийство гуртом все еще называется войною, а убийство отдельных личностей называется смертной казнью. Повсюду то же самое поклонение грубой силе и та же самая непоследовательность... и это совершается даже в христианских странах во имя того, чье учение было основано на мире и любви».

Одной из последних серий Верещагина стала «Наполеон в России», написанная в 1887-1900 годах. Среди полотен, демонстрировавших патриотизм и национальных дух, выделялось «Конец Бородинского боя».

Картина Василия Верещагина «Конец Бородинского боя»

Затем последовала «Госпитальная серия», на картинах которой в образе медсестры автор запечатлел свою вторую супругу Лидию.

Япония была страной, где живописец хотел побывать долгие годы. В 1903-м он посетил Страну восходящего солнца и успел привезти около 20 этюдов до того, как политическая обстановка накалилась окончательно.

Художник Василий Верещагин

Едва начав две крупные картины на японскую тему, живописец вновь отправился на Дальний Восток - в 1904-м началась Русско-японская война. Здесь в Порт-Артуре художник погиб на борту подорвавшегося на мине броненосца.

Верещагин был не только художником-баталистом, но талантливым публицистом. Он автор дюжины книг и множества статей, заметок и эссе, опубликованных в прессе как в России, так и за рубежом.

Личная жизнь

В личной жизни художника, насыщенной путешествиями и военными экспедициями, нашлось место любовным отношениям. Живописец дважды состоял в браке. Любопытно, что обе супруги так или иначе были соратницами его творчества. Первая жена – Элизабет Фишер, знакомство с которой состоялось в Мюнхене, помогала писать книги.

Лидия Андреевская в образе медсестры на картине Василия Верещагина «Письмо»

Свадьбу сыграли в 1871-м, а в 1889-м, во время поездки в США, Василий Васильевич увлекся пианисткой Лидией Андреевской, занимавшейся музыкальным сопровождением его выставок. В 1894 году пара связала себя узами брака.

Документальный фильм о Василии Верещагине «Летописец войны»

В союзах у художника родились пятеро детей. Событиям в жизни Верещагина от детских воспоминаний до смерти в хмурых волнах Порт-Артура посвящен документальный фильм «Летописец войны» телеканала «Культура».

Смерть

В 1904 году художник отправился на Дальний Восток, где развернулись сражения русско-японской войны.

Памятник Василию Верещагину

31 марта вышел на внешний рейд Порт-Артура на борту броненосца «Петропавловск» под командованием знаменитого адмирала Степана Макарова. Корабль подорвался на мине. Художник и команда судна погибли.

Картины

  • 1871 – «Богатый киргизский охотник с соколом»
  • 1871 – «Нападают врасплох»
  • 1871-1872 – «Апофеоз войны»
  • 1873 – «Смертельно раненный»
  • 1874-1876 – «Мавзолей Тадж-Махал в Агре»
  • 1881 – «В турецкой покойницкой»
  • 1884 – «Подавление индийского восстания англичанами»
  • 1884-1885 – «Казнь заговорщиков в России»
  • 1887 – «Распятие на кресте у римлян»
  • 1899-1901 – «Конец Бородинского боя»
  • 1903 – «В парке»
Page 2
Результатов: серийный убийца, извращенец, каннибал Альберт Фиш фермер, самый высокий человек в мире Султан Кёсен менеджер Ксения Каторгина серийный убийца Александр Спесивцев преступник, серийный убийца Анатолий Сливко школьница Лиза Киселева домохозяйка Инна Михайлова блогер Владислав Синица летчик Георгий Мурзин обвиняемые в убийстве отца Сестры Хачатурян блогер Дарья Каплан домохозяйка Яна Сумм кикбоксер, охранник Игорь Малахов блогер, фитнес-тренер Виктория Демидова модель, светская львица Екатерина Бобкова блогер, геймер Диана Найкова ведунья, парапсихолог Алена Полынь видеоблогер Marmok монах-воин, герой Куликовской битвы Александр Пересвет инженер Юрий Юдин

24smi.org

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

Василий Васильевич Верещагин (1842—1904) — русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Содержание

Биография Василия Верещагина

Творчество Верещагина

Работы художника

Картины Василия Верещагина

Библиография

Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Творчество Верещагина

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.

Побежденные. Панихида Шпион Napoleon in the Petroff Palace

Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Работы художника

  • Туркестанская серия
  • Наполеон в России (Верещагин)
  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили — преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
  • «Нищие в Самарканде» (1870)
  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
  • «Апофеоз войны» (1871), ГТГ

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871—1872), ГТГ
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874—1876), ГТГ
  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874—1876), ГТГ [6]
  • «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878—1879) ГТГ
  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
  • «В турецкой покойницкой» (1881)
  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)

Библиография

  • Мак-Гахан В. Верещагин в Америке // Новости и биржевая газета. Изд. 1. — № 324. — 23 ноября. — 1888.
  • Верещагин В. Детство и отрочество художника. — Т.1. — М., 1895
  • Верещагин В. В. Воспоминания сына художника. — Л.: Художник РСФСР, 1978

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Василий Верещагин: картины художника

Василий Верещагин - все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Василий Верещагин: жизнь и творчество художника

3 (60%) 2 голос(ов)

allpainters.ru

Верещагин Василий Васильевич: картины, биография

   Россия дала миру множество талантливых живописцев, но по умению изображать батальные сцены и реалистично передавать сам дух битвы или ее последствий никто не может сравниться с Василием Васильевичем Верещагиным.

   Он родился в 1842 году в Череповце в семье местного предводителя дворянства. Все дети в семье стали военными, в том числе и Василий, который окончил морской кадетский корпус и некоторое время служил по специальности. Любовь к живописи победила, и будущий художник поступил в Академию художеств в Санкт-Петербурге, затем провел год на Кавказе и еще столько же времени в Париже, совершенствуя свое мастерство под руководством французских педагогов.

   В 1867 году, после многих лет учебы и странствий по разным городам и странам, художник оказался в Средней Азии, где в это время происходили военные действия. За его непосредственное участие в обороне Самарканда получил высокую награду — орден Святого Георгия четвертой степени. Всю жизнь мастер, не признававший наград, носил этот орден с большой гордостью.

   Через два года художник организовывает выставку своих работ, написанных в это время, а затем вновь путешествует, на этот раз не только по Средней Азии, но и по Сибири и частично по Китаю. В это время он создает множество полотен, ставших впоследствии знаменитыми, в том числе и эпохальный «Апофеоз войны». Это полотно вне времени, которое с удивительной точностью и минимальным количеством изобразительных средств показывает зрителю саму суть войны — груды черепов, над которыми вьются вороны.

   В следующие годы художник создает много картин, посвященных теме войны, работая и выставляясь в Мюнхене и других западноевропейских городах. На родине же эти полотна стали основанием для обвинения мастера в сочувственном отношении к врагам и отсутствии патриотизма. Ходили слухи, что сам император Александр II и наследник престола выражали крайнее неудовольствие содержанием картин, высказанное в весьма оскорбительной форме.

   Результатом такого отношения стало уничтожение некоторых полотен и отказ Василия Васильевича принять звание профессора.

   После этой ситуации художник покидает Россию, живя в Индии, на Тибете, во Франции. С началом русско-турецкой войны, как истинный патриот, он уходит в армию, где участвует в нескольких битвах и получает ранение, едва не стоившее ему жизни. По окончании войны мастер путешествует по разным странам мира, создавая многочисленные произведения искусства, в том числе побывав и в Японии перед самым началом военного конфликта.

   Разразившаяся русско-японская война вновь призывает его в строй. Вернуться художнику с войны уже не удалось — он погиб вместе с флагманом русского флота броненосцем «Петропавловск» в Порт-Артуре, оставив после себя монументальные живописные полотна в стиле реализм на жанровые и батальные темы, а также портреты и 12 книг, статьи и очерки. В этой войне пало немало достойных людей и великих воинов, так уж было суждено, что художник по призванию и солдат по профессии стал жертвой войны, истинное лицо которой он постоянно показывал людям в своих произведениях.

muzei-mira.com

Василий Верещагин художник биография кратко

Детство знаменитого художника, родившегося в 1842 году в Череповце, прошло большей частью в живописной деревне Пертовка Череповецкого уезда Новгородской губернии. Увиденные там северные пейзажи и картины сельской природы потом вдохновляли Верещагина всю его творческую жизнь.

Уже начиная со своих первых художественных опытов, мальчик покорял всех знакомых семьи великолепными рисунками. Однако его родители, скромные русские помещики, не могли понять, как можно всерьез зарабатывать на жизнь кистями и красками. Поэтому они отправили сына в Морской кадетский корпус, где Василий был первым учеником, но душа его лежала к живописи.

Приняв решение, он был тверд: после рисовальной школы и окончания Морского корпуса гардемарин Верещагин, несмотря на родительские увещевания и отказ в денежной помощи, поступил в Академию художеств и стал жить на 40 рублей стипендии.

Свой детский интерес к зарисовкам с натуры Верещагин сполна реализовал на Кавказе, где с 1863 года путешествовал и изучал местные обычаи. Его интересовало буквально все в этих краях. В 1864 году он поступил в Парижскую академию художеств, а уже 3 года спустя записался в русскую армию, сражавшуюся в Туркестане. Там сформировались его эстетические взгляды и закалился характер: за храбрость в ходе обороны Самаркандской крепости он был награжден Георгиевским крестом.

Мировая слава Верещагина-баталиста

Военные мотивы в живописном творчестве во многом сформировали мировую славу Василия Верещагина. При этом изображение пресловутых «ужасов войны» вовсе не было самоцелью для художника, которого все чаще стали именовать «баталистом». Именно правдивое, а зачастую даже жестокое и отталкивающее изображение натуры в ходе военных действий, по его мнению, должно отвратить зрителя картины от войны как таковой, вселить страх и неприятие ее. Не случайно апофеоз в этом художественном приеме у Верещагина так и называется —«Апофеоз войны». Все помнят груду черепов на этой картине, но далеко не все обращали внимание на ее раму, где присутствует надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

Верещагин-литератор

Примечательно, что критики давно подметили: «Подписи у господина Верещагина часто бывают интереснее картин». Это вполне объяснимо: помимо художественного дара у Василия Васильевича был и литературный талант. С юношеских лет он подражал тургеневским «Запискам охотника», во всех путешествиях непременно писал интересные путевые очерки, вел подробные дневники и работал над мемуарами.

Названия прозаических трудов Василия Верещагина говорят сами за себя: «На Северной Двине. Путешествие по церквям», «На войне в Азии и Европе», повести «Детство и отрочество» и даже «Иллюстрированные биографии нескольких незамечательных русских людей», где Верещагин выступил в двух своих творческих ипостасях. Штрихи судьбы

Любят в Европе - недолюбливают на родине

Верещагин выставлялся в Лондоне и имел большой успех, но император Александр II неодобрительно отозвался о некоторых работах художника, после чего раздосадованный Верещагин сжег собственные полотна!

Он старался не продавать свои работы за рубеж, и в итоге весь его туркестанский цикл купили Боткин и Третьяков, что дало художнику возможность отправиться в Индию и создать там цикл неповторимых полотен. Верещагин жил в Париже, воевал на Балканах с турками, потерял там на поле боя младшего брата Сергея. В Европе его возносили до небес, а в России отзывались прохладно. Он попробовал выставляться и в Америке (1889), но вместо финансовой прибыли встретил там новую любовь.

Переселившись в Подмосковье, Верещагин написал свои самые знаменитые картины о войне 1812 года: «Наполеон I на Бородинских высотах», «Не замай - дай подойти», «На большой дороге. Отступление, бегство...» и другие.

Церковные мотивы Василия Верещагина

У него были непростые отношения с Церковью, и все же после долгих лет гражданского брака с первой женой Елизаветой Фишер они в 1883 году обвенчались в одном из вологодских храмов. Церковные мотивы нередко встречались в сюжетах его картин, например, на трагическом полотне «Побежденные. Панихида». У Верещагина был свой взгляд на библейские сюжеты, его трактовка многими критиками считается спорной и поныне.

Гибель Верещагина на броненосце «Петропавловск» в Русско-японскую войну

В 1904 году художник отправился на Русско-японскую войну и трагически погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым 31-го марта на броненосце «Петропавловск», который был взорван миной и затонул.

В родном Череповце ему посвящен дом-музей - единственный в мире мемориальный музей этого замечательного живописца.

posmotrim.by


Смотрите также