Вальтер запашный биография личная жизнь


Вальтер Запашный

В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиВойна между двумя боссами сицилийской мафии.Юлия Абдель-Фаттах и Пётр Рыков идут по следу похитителя.72 документальных фильма программы

Page 2

В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиВойна между двумя боссами сицилийской мафии.Юлия Абдель-Фаттах и Пётр Рыков идут по следу похитителя.72 документальных фильма программы

www.kino-teatr.ru

Вальтер Запашный

В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиВойна между двумя боссами сицилийской мафии.Юлия Абдель-Фаттах и Пётр Рыков идут по следу похитителя.72 документальных фильма программы

Page 2

В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиВойна между двумя боссами сицилийской мафии.Юлия Абдель-Фаттах и Пётр Рыков идут по следу похитителя.72 документальных фильма программы

www.kino-teatr.ru

Вальтер Запашный

Годы жизни: 2 апреля 1928, Москва — 27 августа 2007, Москва

Вальтер Михайлович Запашный – отец Эдгарда и Аскольда, сын Михаила Запашного, основателя династии, получившей известность и признание во всем мире. Принадлежит к семье укротителей, вольтижеров, акробатов, гимнастов, клоунов. Династия берет свое начало с конца XIX века - с 1882 года.

Современники и потомки запомнили Вальтера выдающимся артистом, смелым и талантливым укротителем хищников. Именно Вальтер с братьями Мстиславом и Игорем создал группу «Братья Запашные», которая прославилась на весь мир. Да и как не запомнить, как не восхититься дрессировщиком, которого слушали одни из самых сложных и непокорных зверей - львы и тигры?!

Вклад Вальтера Михайловича в цирковое искусство огромен, за что советский, а потом и российский дрессировщик удостоен не только почетных наград, но и народной любви, а это так важно!

Про таких людей, как Вальтер Запашный, принято говорить: всю жизнь посвятил одному делу. И дело это – цирк. Вальтер продолжил путь отца Михаила, пришедшего в цирк «с улицы». Мать Вальтера Лидия была дочерью клоуна Карла Томпсона, известного в России под другой фамилией – «Мильтон».

В семье Михаила и Лидии было пятеро детей: Сергей (1926—1980), Вальтер (1928—2007), Анна (род. 1931), Игорь (род. 1940) и Мстислав (род. 1938). Михаил надеялся, что детям удастся избежать судьбы скитальцев, которая преследует цирковых артистов, колесящих по свету. Но жизнь распорядилась иначе. Да, дети не ездили на гастроли с отцом, юные годы они провели в Ленинграде, где их застала война. Почти до самого конца Великой Отечественной они оставались в городе, будучи уже не его жителями, а пленниками, как и все остальные. 44-й год стал переломным: Мстислав и Игорь выбрались из Ленинграда по «дороге жизни». Их путь завершился в Саратове, где они устроились работать в цирк. И там же они встретили мать Лидию.

В Поволжье началось их цирковое становление. Вальтеру давались разные цирковые жанры – акробатика, джигитовка, дрессура. Первый акробатический номер 16-летний Вальтер поставил с братом – 6-летним Мстиславом и мамой именно на арене этого цирка, став труппой «Братья Запашные».

В 1949 году Вальтер ушел в армию. Вместе с ним отправился «служить» и 11-летний Мстислав, получивший прозвище «сын полка». В армии оба Запашных оказались в ансамбле песни и пляски Одесского военного округа.

После выхода из рядов Советской Армии начались творческие будни. В 1954 году Запашные все вместе - Вальтер, Мстислав, Сергей и Игорь – подготовили номер «Акробаты – вольтижеры», который восхитил публику. Да и сейчас этому номеру нет равных! Потом братья начали выступать раздельно, готовя самостоятельные программы.

В 60-ые гг. XX века Вальтер сменил творческую специфику, начав плотно заниматься с животными. И именно этот близкий и постоянный контакт с кошачьими определил дальнейшую судьбу Вальтера Запашного. Хищные звери - тигры, рыси, пантеры и львы, слушались его, покорно выполняя команды. Именно Вальтер сделал невозможное, впервые прыгнув, сидя на спине у льва, с одного ренского колеса на другое! Именно он вывел на арену одновременно 38 хищников!

Свою жизнь Вальтер Запашный не просто посвятил цирку, он не мыслил существования без цирка. На пенсию Вальтер Михайлович ушел в 70 лет, по-прежнему оставаясь художественным руководителем труппы «Братья Запашные». Его перу принадлежат несколько учебников по дрессуре.

Работу же с хищниками подхватили сыновья Аскольд и Эдгард, которых Вальтер, в отличие от своего отца, с детства готовил к карьере артистов.

Умер Вальтер Запашный в возрасте 79 лет. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.

Награды и почётные звания:

  • Орден «Знак Почёта» (1958)
  • Народный артист РСФСР (1988)
  • Заслуженный артист РСФСР (1969)
  • Лауреат Всесоюзного конкурса циркового искусства (1964)
  • « в раздел Династия Запашных

    www.zapashnyh.ru

    Династия дрессировщиков Запашных

    У Михаила и Лидии Запашных родились пятеро детей: Сергей, Вальтер, Анна, Мстислав и Игорь.

    Михаил не хотел, чтобы его дети работали в цирке, надеялся, что они получат хорошее образование и поэтому принципиально не брал их на гастроли. Однако во время Великой отечественной войны 16-летнему Вальтеру и 6-летнему Мстиславу пришлось выступать с акробатическим номером в Саратовском цирке, чтобы прокормить семью. После войны мальчики остались в цирке и выступали в самых разных жанрах: клоунаде, воздушной гимнастике, джигитовке, мотогонках, дрессировке животных, укрощении хищников.

    И хотя со временем братья стали выступать раздельно, оба пришли к дрессуре.

    Кстати, именно Вальтер Запашный впервые на манеже оседлал льва и создал аттракцион «Среди хищников», в котором одновременно участвовали тигры, львы, пантеры и рыси.

    А Мстислав окончил режиссерский факультет ГИТИСА и прославился не только как дрессировщик, но и как постановщик цирковых программ. Так, в 1977 году он создал единственный в мире спектакль, где в одной клетке оказались слоны и тигры, в 1996 году артист получил за него Государственную премию РФ в области литературы и искусства. Не менее известен и героико-исторический цирковой спектакль-пантомима Мстислава Запашного «Спартак», который по масштабу постановки не имеет аналогов в мире. С 2003 по 2009 год Мстислав Запашный занимал должность гендиректора Росгосцирка.

    Фото: ТАСС /Михаил Грехов

    Основателем цирковой династии укротителей, гимнастов и акробатов Запашных был клоун Карл Томсон, который гастролировал еще в царской России под псевдонимом Мильтон. Дочь Томпсона, Лидия, с 15 лет выступала в цирке как наездница и гимнастка, а ее муж Михаил Запашный дал династии всем известную фамилию.

    Михаил Запашный родился в 1900 году и к цирку отношения не имел — он работал портовым грузчиком в небольшом приморском городке Ейске. На арену его пригласил борец Иван Поддубный, который заметил недюжинную силу молодого человека. Так, Михаил начал практиковаться в жанре французской борьбы и некоторое время выступал под псевдонимом Орленок. Позже он увлекся силовой акробатикой и особенно прославился с номером «Акробаты-снайперы», элементом которого была стрельба из мелкокалиберной винтовки.

    Фото: ТАСС /Ун Да-син Вячеслав

    Эдгар и Аскольд Запашные — самые известные продолжатели семейной традиции, дети Вальтера Запашного. В семилетнем возрасте братья впервые вошли в клетку к хищникам и с тех пор работали в самых разных цирковых жанрах. Сейчас они успешно гастролируют по стране. Получили ряд цирковых премий, признавались «Лучшими цирковыми артистами года», с 1999 года — заслуженные артисты России, а с 2012 им присвоено звание народных.

    Их старшая сестра Марица также стала цирковой артисткой, единственной в мире дрессировщицей черных пантер. Кроме того, у Аскольда и Эдгарда огромное количество двоюродных братьев и сестер, все они так или иначе связаны с цирком и выступают на манеже независимо друг от друга.

    Фото: ТАСС /Александр Саверкин

    Новости по теме

    www.ntv.ru

    Запашный Вальтер Михайлович

    Российский артист цирка: дрессировщик животных. Народный и Заслуженный артист Российской Федерации. Вместе с братьями Мстиславом и Игорем участвовал в создании группы «Братья Запашные».

    Вальтер Запашный родился 2 апреля 1928 года в городе Москва. Мальчик вырос в семье, принадлежащей знаменитой цирковой династии укротителей, вольтижеров, акробатов и гимнастов, которая ведет свое начало с 1882 года. Его отец, Михаил Сергеевич, пришел в цирковые артисты «с улицы». Мать тоже являлся цирковой артисткой, дочерью клоуна и эксцентрика Карла Томпсона, который в России более известен как Мильтон.

         Своих детей: сыновей Мстислава и Игоря, отец хотел оградить от цирковой судьбы и надеялся, что получат хорошее образование и закрепятся где-нибудь надолго, поэтому Михаил даже не брал их с собой на гастроли, и они жили в Санкт-Петербурге, а потом переехали в Саратов к матери, где все же начали работать в цирке из-за материальных трудностей. Дебютировали мальчишки с акробатическим номером вместе с матерью на арене цирка в Саратове в 1944 году и, недолго думая, поставили его на поток, представляясь как цирковая группа «Братьев Запашных».

         Джигитовка, клоунада, акробатика и дрессура: братья старались заниматься буквально всем. Шестидесятые годы XX века в судьбе Вальтера стали переломными, когда артист все-таки сделал свой выбор в пользу животных и посвятил им всю оставшуюся жизнь. В этом деле Запашный достиг совершенства. Ему удалось вывести одновременно на арену тридцать восемь хищников и впервые на манеже оседлать льва. Дрессировщик и его питомцы снимались в фильмах «Дерсу Узала», «Три плюс два», «Руслан и Людмила». Неоднократно представлялся к наградам.

         Вальтер Запашный удостоен ордена «Знак Почета» в 1958 году, являлся лауреатом Всесоюзного конкурса циркового искусства в 1964 году, получил звание «Заслуженного артиста России» в 1969 году и «Народного артиста России» в 1988 году.

         В отличие от своего отца, Вальтер с детства готовил своих сыновей Аскольда и Эдгарда к цирковой карьере, которые достойно продолжают дело отца. До конца жизни оставался художественным руководителем труппы «Братья Запашные».

         Вальтер Михайлович Запашный скончался 27 августа 2007 года в Москве в результате инсульта. Похоронен великий цирковой артист на Троекуровском кладбище столицы.

    Награды Вальтера Запашного

    Орден «Знак Почета» (1958 год)

    Лауреат Всесоюзного конкурса циркового искусства (1964 год)

    Заслуженный артист России (30 сентября 1969 года).

    Народный артист России (14 октября 1988 года).

    Орден Почета (15 апреля 1998 года) - за заслуги перед государством, многолетний добросовестный труд и большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

    Почетная грамота Правительства Российской Федерации (15 мая 1998 года) - за большой личный вклад в развитие отечественного циркового искусства и многолетний добросовестный труд

    Благодарность Президента Российской Федерации (22 марта 2003 года) - за большие заслуги в развитии циркового искусства

    ruspekh.ru

    Отец-укротитель. Вальтер Запашный

    Вальтер Запашный – укротитель с мировой славой. О его жестком характере, потрясающей воле и успехе у женщин ходили легенды. О частной жизни дрессировщика и буднях «укрощения» рассказывает его знаменитый сын Эдгард.

    Третье поколение

    Мой папа – из третьего поколения цирковых артистов. Его дед, Карл Томпсон, был клоуном. Дочь деда, Лидия Карловна, вышла замуж за Михаила Запашного. До женитьбы Запашный работал грузчиком в порту и был очень развит физически. Так что в номер к Ивану Поддубному его приняли без проблем. Потом Михаил вместе с молодой женой  сделал свой номер, и они выступали как акробаты.

    У моего деда родилось пятеро детей: Сергей, Вальтер, Мстислав, Игорь и Нона.

    Папа родился в 1928 году, и детство его, конечно, проходило в цирке, в постоянных переездах вместе с гастролировавшими родителями. Когда ему исполнилось тринадцать, началась война. Мой дед ушел на фронт, а вся семья осталась в Ленинграде, – попали в блокаду. Но, к счастью, им удалось выбраться из окружения. В 1943 году Запашные вступили во фронтовую артистическую бригаду и уже до конца войны ездили по стране – выступали. Первыми сделали цирковой номер Вальтер и Мстислав. Они, как и родители, тоже были крафт-акробаты, но – с вольтижными элементами (это когда акробаты друг друга еще и кидают). Потом к ним присоединились Нона и Игорь. С номером «акробаты-вольтижеры» Вальтер, Мстислав, Игорь, Сергей и Нона победили на Первом всемирном фестивале молодежи и студентов.

    В 1958 году папе исполнилось 30. Переломный возраст. Он понял, что перерос акробатику и хотел заняться чем-то абсолютно новым. И у него возникла идея построить первый в СССР океанариум, отец стал обивать пороги исполкомов. Но там его всерьез не восприняли. Тогда у папы возникла еще одна идея: он подал сразу 12 заявок на разные аттракционы с совершенно разными животными: оленями, лосями, зубрами и тиграми – лишь бы ему дали возможность продвинуться...

       

    На плакате – семейный номер Запашных, Вальтер – крайний справа. Справа – Эдгард и Аскольд Запашные

    Людоедка

    Папа понимал, самое трудно – пробить в Союзгосцирке номер с хищникам. Так и оказалось – против отца выступили почти все мэтры тогдашнего цирка. Дело в том, что дрессура действительно дело очень сложное, просто так в него не войти. Было много случаев, когда люди не справлялись, и их убивали животные, или они сами зверей калечили. Поэтому чиновники боялись. Но папа все-таки своего добился – за него поручился и даже стал его стажировать знаменитый дрессировщик Эдер.

    После трех лет репетиций, сразу на премьере, произошла трагедия: на отца кинулась тигрица. Он на два месяца попал в реанимацию. А дальше был выбор: либо заканчивать карьеру, либо продолжить, а если продолжить, то с какими животными? Новых, он понимал, ему никто не даст, а со старыми работать опасно. Папа решил работать с теми животными, которые еще недавно его чуть не разорвали – тигрица Багира нанесла ему более сорока рваных ран и перекусила позвоночник. Напав, причем успешно, один раз,  она почувствовала свою силу и, конечно же, попытается сделать это повторно. И еще: когда папа стал копаться в истории напавшей на него тигрицы, которую привезли в СССР из Германии, он выяснил, что там Багира убила жену немецкого дрессировщика, и до этого, в природе, за ней было много трупов. Но папа после этого с Багирой проработал еще 15 лет. Он очень ее любил, и говорит, что она одна из самых талантливых, с кем он работал: великолепная память, физически сложена прекрасно... А вообще папе очень сильно доставалось, звери его сильно рвали, он весь в шрамах и уж, как минимум, раза три в реанимации побывал.

       

    Вальтер Запашный умел быть и ласковым, и жестким – как с детьми, так и с животными

    С тигром на поводке

    Папа был женат два раза. Его первая жена, Марица, тоже из цирковой династии, в начале своей карьеры она выступала с номером «каучук» (это когда человек гнется во все стороны), а потом стала работать с папой и хищниками. Много лет папа и Марица работали вместе. Их номер гремел не только в Союзе, но и за границей. Но в 75-м брак отца и Марицы был уже на грани. Папа находился в Калинине (нынешняя Тверь) на реабилитации после травмы (его порвала черная пантера) и, как-то гуляя по улице, обратил внимание на красивую девушку, которая поздоровалась с его другом. Папа выяснил, что она студентка местного института, и напросился прочитать там лекцию. В институт он пришел с тигром на поводке. Прочел лекцию, потом нашел ту девушку в зале и прямо со сцены сказал: «Вы мне очень нравитесь, давайте встретимся». Ему было сорок семь, а ей восемнадцать. Это была моя мама. Отец тогда только приехал из Австралии, у него был ковбойский костюм, и он ночью на лошади приезжал к маме на свидание. Устоять было невозможно. Папа умел ухаживать. А ровно через год появился я. И еще через год, – мой брат Аскольд. Когда папа развелся с Марицей, коммунисту Запашному вынесли порицание за «аморальное поведение в быту» и на целых 15 лет сделали невыездным.

    Маленькие Эдгард и Аскольд с детства играли с тигрятами. Под присмотром папы и мамы, конечно

    Детки в клетке

    В детстве, как и большинство цирковых детей, мы с отцом ездили всегда и везде. На полгода он задерживался только в Москве или Питере. В остальных городах – максимум на два месяца. Поэтому в год мы с братом меняли по пять-шесть школ. Папа никогда не делал с нами уроки и ни разу не появился в нашей школе. Но он проверял дневник и очень жестко, порой жестоко наказывал за плохие отметки. Наше образование всегда стояло для папы на первом месте. Он был не так требователен на репетициях, как к нашим школьным делам. За тройку мог запросто врезать, лишить чего угодно. Он нанимал нам дополнительных учителей, репетиторов по фортепиано и рисованию. С  другой стороны, он очень нас баловал. Папа был высокооплачиваемым артистом. Зарплата по стране была 75-120 рублей в месяц, а папа получал 25 рублей за выход, при норме 35 представлений в месяц, т.е. он получал в месяц больше тысячи рублей! Поэтому у нас дома было все. Папа покупал самые дорогие игрушки, а первый компьютер купил нам за 5 тысяч рублей на аукционе в Риге. При этом, повторяю, за плохие оценки или за плохо натянутые носки на репетиции у нас рубцы на теле не проходили по нескольку дней.

    Каждый год мы все ездили на цирковую базу отдыха под Адлер. Но для нас с братом там отдыха практически не было. В 7 утра мы бежали кросс, потом – «вставал на руки, подтянулся, отжался»... Приходили на пляж, пока купались, папа подыскивал для нас  удобные камушки. И, стоило нам с братом выйти из воды, вкладывал их нам в кулаки, как опоры для эквилибристов, и мы на этих камушках начинали делать стойки...

    Первый раз в клетку мы с братом зашли то ли в первом, то ли во втором классе. Мы тогда жили в Саратове и довольно часто своих одноклассников брали на репетиции. И как-то я буркнул – папа, а можно в клетку? И папа понял, что из меня прет «понтяра». И говорит – давайте. Он убрал самых опасных животных, но все равно в клетке находилось львов и тигров, наверное, штук пятнадцать. Так что, когда клетку открыли, мы с братом и пожалели, что напросились. Оцепенели, а назад дороги нет! Обняли папу за ноги с двух сторон, и он сделал круг по манежу. Из клетки мы ушли, чувствуя себя героями. Но потом лет шесть-семь даже не заговаривали об этом. Быстро поняли, что там –  все по-настоящему. 

      

    Между львом и лошадью

    В 98-м году папа официально ушел на пенсию. Мы справили его семидесятилетний юбилей на сцене Кремлевского дворца (это, кстати, была первая и единственная полноценная программа, которую так и назвали – «Тигры в Кремле»). Но даже сейчас добиться похвалы от папы очень сложно. Если он скажет «нормально» – это уже праздник.  Даже когда мы с братом выигрывали конкурсы, и зрительные залы поднимались, он подходил к нам и ворчал: ну а вот это почему не так? Что мешало сделать лучше? Он всегда хотел, чтобы все было идеально, чтобы мы были самые лучшие. И к себе был так же требователен, всегда  хотел сделать то, чего не сделают другие. И делал невозможное. Вот, к примеру, среди шахтеров наверняка есть те, кто ходит только в проверенные шахты, и те, кто пробивает новые. Так вот папа, образно говоря, был из тех, кто пробивает. Он шел и на себе испытывал, получится или нет.  В результате делал вещи, которые до сих пор никто не может повторить. Например, аттракцион с запряженной тройкой львов. Это же только вдуматься! Надо трех львов, которые порвать могут легко, поставить рядом, надеть на них сбрую... Это почти невозможно. Или вот номер, в котором две лошади скачут галопом по манежу, выбегает лев и запрыгивает на них. А в центре – папа на лошади. Как чисто технически это сделать, я знаю. Но я видел, как десять репетиций проходят гладко, а в одиннадцатую лев прыгает не на лошадь, а в лошадь, или лев пытается прыгнуть, а лошадь психует и встречает его задними ногами. Или лев прыгает, а лошадь поскальзывается, они вместе падают, и лев начинает метаться, а лошадь не может встать из-за тяжелой сбруи. Ситуаций, когда папа оказывался между львом и лошадью, – миллион. У отца таких серьезных трюков было штук пять. Некоторые из его номеров мы с братом понимаем, как сделать, но решиться до сих пор не можем.

    Записала Аглая Смирнова

    Фото из архива семьи Запашных

    Опубликовано в журнале «Медведь» №104, 2006

    В мой мир

    КОММЕНТАРИИ

    www.medved-magazine.ru


    Смотрите также