Тышлер александр григорьевич биография


Александр Григорьевич Тышлер - Биография художника, известные произведения, выставки

Особенности творчества художника Александра Тышлера: мастеру нравилось изображать конструкции, выстроенные на основе фигур или вокруг голов своих героев и героинь, а также сооружения, составленные из мелких человеческих фигур. Тышлер намеренно создавал серии работ с похожими сюжетами и названиями — это, в основном, лирические циклы («Любовь, или Мечта о прекрасной даме», «Океанида», «Карусель», «Легенда о девушке-кентавре»), но также и серии «Махновщина», «Расстрел и погром», «Фашизм», созданные как отклик на гибель близких и друзей. Художника считают предтечей «неофициального искусства», нонконформизма: отдав должное теме революционной агитации в юности, мастер на протяжении долгой жизни создавал оригинальные фантасмагорические сюжеты и не следовал курсу соцреализма.

Известные картины Александра Тышлера: «Балалайка», «День рождения», «Шекспировские сказки», «Легенда о девушке-кентавре», «Портрет Анастасии Степановны Тышлер».

Автор: Ольга Потехина

+14 В 5 коллекциях и 15 подборках Вся лента Посмотреть 70 работ художника

artchive.ru

Биография художника Тышлер Александр Григорьевич

Живописец, график, сценограф, скульптор

Родился в семье столяра-краснодеревщика. В 1912–1917 учился в Киевском художественном училище. В 1917–1918 посещал также студию А. А. Экстер в Киеве. В это время сблизился с Б. С. Аронсоном, И. М. Рабиновичем, Н. А. Шифриным, С. К. Вишневецкой.

В годы гражданской войны служил в рядах Красной Армии. Организовал в Мелитополе «Окна РОСТА», оформлял революционные праздники и агитпоезда. В 1921 переехал в Москву, где продолжил художественное образование во ВХУТЕМАСе у В. А. Фаворского. Сотрудничал с Центральным институтом труда.

Начал работать в абстрактной манере. В 1922 стал одним из основателей группы художников-проекционистов «Электроорганизм», которую возглавил К. Н. Редько. Познакомился с Э. Г. Багрицким, О. Э. Мандельштамом, В. М. Инбер, В. В. Маяковским, П. В. Митуричем, С. А. Есениным и другими ведущими деятелями культуры. В 1925 стал одним из ведущих мастеров ОСТа, поддерживал главное направление общества — фигуративную эстетику. Принимал участие во многих групповых выставках в Советском Союзе и за рубежом, в частности в венецианской биеннале 1928. В 1930-х художник неоднократно подвергался нападкам за «формализм».

Испытывая все большие экспозиционные затруднения, Тышлер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав в этой области целый ряд шедевров. В 1927 он оформил постановку пьесы «Овечий источник» Лопе де Вега на сцене Минского театра. В дальнейшем сотрудничал с Государственным Большим драматическим театром им. М. Горького в Ленинграде, выполнив костюмы и декорации к спектаклю «Ричард III» по У. Шекспиру (1935), Государственным еврейским театром С. М. Михоэлса, создав оформление постановок «Король Лир» У. Шекспира (1935) и «Фрейлехс» З. Шнеера (1945), Государственным академическим театром драмы им. А. С. Пушкина в Ленинграде, где работал над сценографией спектакля «Двенадцатая ночь» У. Шекспира (1951) и многих других. За оформление «Фрейлехс» Тышлер был удостоен Государственной премии СССР. В 1941–1949 он занимал должность главного художника Государственного еврейского театра.

Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован в Ташкент, в 1943 удостоен звания «Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР». В 1950–60-х обратился к деревянной скульптуре. Создал обширные живописные и графические циклы: «Кариатиды» (1964), «Кукольный театр» (1964–1967), «Фашизм» (1966–1968), «Маскарад», «Балаганчик», «Сказочный город», «Клоуны», «Океаниды» (все — 1960-е — 1970-е). Нередко работа над серией, начатая еще в 1920-х — 1930-х, продолжалась на протяжении нескольких десятилетий, таковы циклы «Гражданская война» (1922–1955), «Махновщина» (1922–1965), «Соседи моего детства» (1930–1968), «Цыгане» (1931–1964).

Персональные выставки Тышлера, где демонстрировались его новые работы, прошли в 1964, 1969 и 1974 в залах МОСХа на улице Вавилова в Москве. В 1966 в ГМИИ им. А. С. Пушкина была организована обширная ретроспектива произведений художника, вызвавшая настоящий ажиотаж у зрителя.

Тышлер — один из наиболее самобытных мастеров советского искусства. Собственный легко узнаваемый стиль его произведений, сочетавший лирическую экспрессию и сюрреальный гротеск, сформировался в середине 1920-х и не менялся до конца жизни. Художник многократно варьировал одни и те же причудливые фантасмагорические образы, часто перефразируя традиционные театральные персонажи, «маски», сказочных героев. Его работы наполнены аллегориями, поэтическими метафорами и мистической символикой.

Тышлера сложно отнести к какому-либо направлению в искусстве ХХ столетия. Он был в числе немногих мастеров, не примкнувших к социалистическому реализму. Работая в театре с 1930-х, мастер вплоть до «оттепели» почти не показывал своих станковых работ публично, благодаря чему пользовался большим авторитетом среди молодых художников и оказал значительно влияние на развитие «неофициального искусства» 1960-х — 1970-х.

Творческое наследие Тышлера достаточно велико. Его произведения находятся во многих частных и музейных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.

artinvestment.ru

ТЫШЛЕР Александр Григорьевич

Оригинальный стиль Тышлера нельзя отнести к какому-то определённому течению или направлению. По словам самого художника, его живописные и графические работы отличают «иронический оттенок, пластический парадокс, гротеск». Образы и композиции основных серий художника представляют собой символические «человеко-конструкции», отсылающие зрителя к принципам народного площадного театра. По форме и образному содержанию творчество Тышлера близко к экспрессионизму и сюрреализму.

«Отец мой был столяром. Он брал заказы на мебель – столы, кушетки, комодики. Заказчиками его были немцы-колонисты и украинцы. Я любил смотреть, как работал отец. Детство моё прошло среди стружек. Дед мой и прадеды тоже были столярами. Отсюда и наша фамилия – Тышлер означает “столяр”. Моя мать – кавказская еврейка, в девичестве Джин-Джих-Швиль. В семье было восемь душ детей: три дочери и пять сыновей, я самый последний. Два брата стали столярами, два – типографскими наборщиками. Я вырос в окружении русских, еврейских и украинских ремесленников – дружно живших благородных рабочих людей. А семья была частью мира», – рассказывал о своём детстве художник. Тёплые воспоминания художника воплотились в цикле «Соседи моего детства».

А.Г.Тышлер. Девушка с клеткой. 1929. Холст, масло. 88,8×70,8. ТОКГ

Старшая сестра отвезла четырнадцатилетнего Александра в Киев, где он, успешно сдав вступительные экзамены, был принят в КХУ. В течение пяти лет (1912–1917) учителями Тышлера были И.Ф.Селезнёв, Ф.С.Красицкий, В.Г.Кричевский, К.В.Монастырский, А.А.Крюгер-Прахова, Г.К.Дядченко, Н.И.Струнников. Самобытный талант Тышлера проявился уже тогда, и киевские наставники бережно его охраняли. Первая учительница художника А.О.Франковская советовала ему по утрам сразу же зарисовывать то, что он увидел во сне. В 1918–1919 Тышлер посещал студию авангардной художницы А.А.Экстер. В Киеве он познакомился с О.Э.Мандельштамом, В.Б.Шкловским, И.Г.Эренбургом, художниками С.Б.Никритиным, К.Н.Редько, Н.А.Шифриным, П.Ф.Челищевым и другими. Оформлял улицы и площади города, трамваи и агитпоезда. В 1919 расписывал декорации к спектаклю «Фуэнте Овехуна» по эскизам И.М.Рабиновича для бывшего Театра Н.Н.Соловцова. В том же году добровольцем вступил в Красную армию. Служил в качестве художника при управлении Южного фронта, делал плакаты, оформлял агитпостановки. В 1920 после демобилизации вернулся в Киев, вступил в Культур-Лигу, дебютировал как художник на 1-й еврейской художественной выставке (1920). В том же году уехал в Мелитополь, где стал одним из организаторов «Окон РОСТА». В эти годы выступал под псевдонимом Джин-Джих-Швиль.

В 1921–1923 учился в Москве во Вхутемасе в мастерской В.А.Фаворского. В 1922 стал членом группы проекционистов («Электроорганизм», «Метод») и участником Проекционного театра. В духе идей проекционизма создал серию работ «Цвет и форма в пространстве».

Входил в художественный совет МЖК (1922–1924). После участия в 1-й Дискуссионной выставке активного революционного искусства присоединился к объединению ОСт (1925), участник 2-й, 3-й и 4-й выставок ОСта (1926–1928). С 1931 – член правления общества. В 1932 после указа о расформировании художественных группировок вступает в МОСХ.

Сотрудничал с издательствами. В 1925 иллюстрировал первые буквари на языках, не имевших до революции письменности, – калмыцком, мордовском, татарском, идише. Делал иллюстрации к произведениям А.Б.Мариенгофа (1926), С.А.Есенина (1927), В.В.Маяковского (1931). Создал серию рисунков к фильму Г.Л.Рошаля «Зори Парижа» (1937).

«Налёт театральности был у него всегда, это его органическое свойство, которое в дальнейшем вылилось в профессию театрального художника», – пишет о художнике А.А.Лабас, близкий друг Тышлера. Видимо, это «органическое свойство» приводит Тышлера в театр. Дебютировал как художник-постановщик в спектаклях «Нафтоли Ботвин» А.Б.Вевиорки (1927), «Овечий источник» Лопе де Веги (1927), «Глухой» Д.Р.Бергельсона (1928) в БелГосЕТе в Минске. В 1930-х работал в столичных театрах, где оформил спектакли «Жизнь на колёсах» (1931), «Фараоново племя» (1933), «Кармен» (1934) в московском театре «Ромэн»; «Король Лир» в ГосЕТе (1935. Режиссёр и исполнитель главной роли – С.М.Михоэлс); «РичардIII» в ленинградском БДТ (1935). Работает над декорациями к опере С.С.Прокофьева «Семён Котко» (1938–1939) в театре В.Э.Мейерхольда.

В 1941–1949 Тышлер – главный художник ГосЕТа. С началом войны эвакуирован в Ташкент в составе театра, оформил ряд постановок в Узбекском академическом театре, за что был удостоен звания заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР. После возвращения в 1943 в Москву работал почти во всех московских и ленинградских театрах (до 1962). За спектакль «Фрейлехс» (1945. ГосЕТ) получил Сталинскую премию (1946), награждён орденом Знак Почёта. За всё время работы в театре Тышлер оформил более ста спектаклей.

С 1960-х подолгу живёт в г.Верея, строит дом по собственному проекту. В 1950–1970-е работал почти исключительно в области живописи, графики, деревянной скульптуры. Создаёт скульптурные серии «Дриады», «Невесты», «Девушки».

«Так и бывает – живёт рядом с нами весёлый добрый человек, покупает дыню, покупает краски, моет кисти, а потом оказывается, он-то и есть великий художник, гордость своих современников» (эти слова о Тышлере поэта Мандельштама много лет спустя приводит в своём письме к художнику Н.Я.Мандельштам).

Умер дома во сне. Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Основные произведения художника 1920-х – «Цветоформальное построение красного цвета» (1922. ГТГ); «Радиооктябрины» (1925. ГМИИ); «Сакко и Ванцетти» (1927. ГТГ); «Композиция №1». Из «Лирического цикла» (1928. ГТГ); «Девушка с клеткой» (1929. ТОКГ).

Известные серии работ художника: «Гражданская война» (1922–1955), «Махновщина» (1922–1965), «Уличные торговцы» (1926–1927), «Парад» (1927), «Крым» (1928), «Лирический цикл» (1928), «Соседи моего детства» (1930–1968), «Цыгане» (1931–1964) «Девушка с натюрмортом» (1955–1973), «Казнённый ангел» (1964–1967), «Балаганчик» (1964–1970-е), «Петрушка. Кукольный театр» (1964–1966), «Океаниды» (1964–1970-е), «Женихи» (1968–1970), «Фашизм» (1967–1969, 1971), «Набат» (1967–1969), «Девушка и город» (1972–1973), «Архитектура. Сказочный город» (1976–1980).

Тышлер участвовал во многих выставках, таких как: 1-я еврейская художественная выставка скульптуры, графики и рисунка (1920. Киев); МЖК (1922. Москва); Первая русская художественная выставка (1922–1923. Берлин–Амстердам); 1-я Дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства (1924. Москва); Международная художественная выставка (1926. Дрезден); передвижная выставка советского искусства в Японии (1926–1927. Харбин, Токио); «Русский рисунок за десять лет» (1927. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); международная выставка «Искусство книги» (1927. Лейпциг, Нюрнберг); Международная выставка «Пресса» (1928. Кёльн) и многих других.

Персональные выставки художника проходили в выставочных залах Ташкентского отделения Союза художников Узбекской ССР (1943); ленинградском Доме работников искусств им. К.С.Станиславского (1956); «К 400-летию со дня рождения В.Шекспира. А.Г.Тышлер. Выставка эскизов к шекспировским спектаклям» (1964. ЦДЛ, Москва); ГМИИ (1966. Москва); Выставочном зале Московского отделения Союза РСФСР (1969, 1974, 1978).

Мемориальные выставки состоялись в 1981 (Дворец искусств им. К.С.Станиславского, Ленинград) и в 1988 (Московский дом художника). К столетию со дня рождения в Музее личных коллекций прошла выставка «Александр Тышлер и мир его фантазии» (1998. Москва).

rusavangard.ru

Александр Тышлер

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 2

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

www.kino-teatr.ru

Художник Александр Тышлер картины

Главная / Русские художники / Художник Александр Тышлер картины

Александр Григорьевич Тышлер (1898-1980) — советский художник, живописец, график. Занимался театральной художественной деятельностью, создавал скульптуры. Является заслуженным деятелем искусств УзССР и лауреатом Сталинской премии второй степени.

Александр Тышлер родился 14 (26) июля 1898 года в городе Мелитополь. Учился в Киевском художественном училище. После обучения делал плакаты для «Окна сатиры РОСТА», занимался иллюстрацией. В 1921 году поступил во ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) в Москве. После обучения занимался оформлением театральных декораций. Его театральные работы украшали спектакли в Ленинградском БДТ, «Театре сатиры», Московском театре драмы и комедии, «Ленкоме», Большом театре. Работы художника неоднократно участвовали в выставках в Москве, Ленинграде, а также Ташкенте.

Александр Григорьевич Тышлер прожил очень плодотворную творческую жизнь, оставив после себя множество произведений, среди которых живопись, графика, театральные эскизы, скульптуры. Художника не стало 23 июня 1980 года. Александр Тышлер, который вошёл в число самых прославленных советских художников, похоронен в Москве на Кунцевском кладбище.

Далее вас ждёт собрание работ А. Г. Тышлера с названиями, чтобы увидеть насколько творчество этого художника было прекрасным и необычным. Его картины с чертами экспрессионизма наполнены символами и аллегориями. Сама живопись красочная, эмоциональная и пронизана лирическим настроением. Картины Александра Тышлера лёгкие и радостные, но при этом очень глубокие, наполненные смыслом и побуждающие к размышлениям.

Художник Александр Григорьевич Тышлер картины

Архитектура

Балаганчик

Девушка с бокалами

День рождения

Женщина и аэроплан

Канделябр

Легенда о девушке — кентавре. Путешествие

Легенда о девушке — кентавре.

Лунный свет

Невеста

Парад

Портрет Анстасии Степановны Тышлер

Портрет девушки

Праздник урожая

Семейный портрет

Скоморох

Шекспировские куклы

Предпочитаете слушать этническую музыку? На сайте «Music.Я» вы сможете найти народные песни в большом количестве. Музыка народов мира, а также многие другие жанры и направления.

👤 Блинцов | 2017-04-19, 14:36

art-assorty.ru

Александр Тышлер

Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину».

ТЫШЛЕР, АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ (1898–1980), русский художник (живописец и сценограф), один из основоположников «неофициального» русского авангарда середины 20 в. Родился в Мелитополе 14 (26) июля в семье предпринимателя. Посещал занятия в Киевском художественном училище (1912–1917), а также школу-сту

дию А.А.Экстер в Киеве (1917–1919) и мастерскую В.А.Фаворского в московском Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские, 1921–1923). В годы революции и гражданской войны служил художником при штабе Красной Армии на Украине (1919–1920), оформлял политические празднества, агитпоезда и «окна

РОСТА». С 1921 жил преимущественно в Москве. Примыкал к созданной К.Н.Редько группе «Электроорганизм» (1922), был одним из членов-основателей «Общества художников-станковистов» (ОСТ; с 1925).

Самобытный стиль Тышлера, причудливо сочетающий лирическую экспрессию с сюрреальным гротеском, сложился в

начале 1920-х годов, окончательно оформившись на фоне официального курса на политически-выдержанную «тематическую картину». Избирая такого рода «проходную тему», он насыщал ее вольной поэтической фантазией, рождающей у зрителя достаточно дерзкие ассоциации. Так, застенок в его Сакко и Ванцетти (192

7, Третьяковская галерея, Москва) достаточно поэтически-остранен, чтобы восприниматься универсально, в применении к любому, отнюдь не только «империалистически»-американскому, политическому насилию. Картины мастера слагались в большие многолетние серии (Гражданская война, 1922–1955; Махновщина, 1922

–1965; Соседи моего детства, 1930–1968; Цыгане, 1931–1964; и др.), в которых встает образ феерически-пестрого по колориту «мира-театра», где-то абсурдно-зловещего, а где-то, напротив, согретого стоической верой во внутренне-освобождающую миссию искусства. Испытывая все большие экспозиционные затрудн

ения, мастер нашел творческий выход в искусстве сценографии, создав целый ряд шедевров, среди которых наиболее известно оформление шекспировского Короля Лира для Московского еврейского театра С.М.Михоэлса (1935).

Более поздние живописные серии Тышлера по-прежнему острогротескны (подобно Фашизму,

1966–1968), но в целом скорее лирически-созерцательны (Кариатиды, 1964; Кукольный театр, 1964–1967). Главной героиней все чаще выступает таинственная «богиня земли» – юная дама, несущая символы природы и культуры в виде фантастического головного убора. Художник как бы создает пластический «театр дл

facecollection.ru


Смотрите также