Толбоев тайгиб омарович биография


Толбоев Тайгиб Омарович

Тайгиб Толбоев родился 8 августа 1955 года в ауле Согратль, Гунибский район, Дагестан. Старший брат - лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. В 1974 году Толбоев был призван на службу в Советскую Армию ВС СССР. В 1978 году он окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1985 года - на лётно-испытательской работе, был лётчиком-испытателем, заместителем начальника военного представительства Улан-Удэнского авиазавода.

     Принимал участие в испытаниях 35 различных типов и модификаций вертолётов и самолётов, в том числе «Су-25», «Су-27», «Су-30», «Су-39», «Су-7Б», «Су-7У», ряда моделей «МиГов» и ракетного вооружениях на самолётах «Су». 8 августа 1995 года попал в авиакатастрофу, но выжил. Участвовал в боях второй чеченской войны, в августе - сентябре 1999 года эвакуировал мирных жителей и раненых из района боевых действий.

     Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2007 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники» полковник Тайгиб Толбоев был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

     В настоящее время продолжает службу в ВС России. Проживает в Улан-Удэ, избирался депутатом Народного Хурала Бурятии.

     Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Народный Герой Дагестана. Был также награждён орденом «За военные заслуги», рядом медалей.

24.03.2017

ruspekh.ru

Толбоев Тайгиб Омарович

род.1955

Т.О.Толбоев

Герой России (09.05.2007), Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации (2002), Народный Герой Дагестана (2006), полковник. Родился 8 августа 1955 года в ауле Согратль Гунибского района Дагестанской АССР. Аварец. Младший брат лётчика-испытателя Героя Российской Федерации М.О.Толбоева. В Вооруженных Силах с 1974 года. В 1978 году окончил Ейское высшее военное авиационное училище летчиков имени В.М.Комарова. Служил в истребительной авиации ВВС Закавказкого военного округа, позднее — в Центре боевого применения и подготовки лётного состава ВВС в Липецке. С 1985 года на лётно-испытательной работе в военном представительстве на Улан-Удинском авиационном заводе. С 1988 проходил службу заместителем начальника военного представительства на Улан-Удинском авиационном заводе по лётно-испытательной работе. Освоил и испытал 35 типов и модификаций самолётов и вертолетов, такие, как Су-25, Су-27, Су-30, Су-39, Су-7Б, Су-7У, МиГи. Провёл испытания нового ракетного вооружения на Су-17М4, Су-17М3, Су-17УМ3. Во время испытательного полёта на вертолёте 8 августа 1995 года над посёлком Каменка в Бурятии винтокрылая машина попала в вихревые потоки и стала терять высоту. Экипаж под командованием Тайгиба Толбоева огромными усилиями отвёл падающий вертолёт от поселка. Поскольку пригодной для посадки местности рядом не было, лётчики направили вертолёт на поросший лесом горный склон. При падении машина разрушилась, один из троих членов экипажа погиб, остальные получили тяжелые травмы и переломы. Однако после выздоровления Толбоев вновь вернулся к лётной работе. В одном из полётов в 1998 году на пилотируемом Толбоевым истребителе отказало управление. Руководитель полётов трижды давал лётчику команды на катапультирование. Однако высокое лётное мастерство и отличное знание техники позволили пилоту частично восстановить управление и посадить самолёт. В результате не только была спасена дорогостоящая авиационная техника, но и предоставлена возможность конструкторам исследовать выявленные недостатки и внести изменения в конструкцию машины, что впоследствии спасло жизни многих лётчиков. В августе и сентябре 1999 года принимал участие в защите родного Дагестана от вторжения банд чеченских и международных террористов. Вывозил из зоны боевых действий раненых бойцов, эвакуировал мирных жителей, доставлял в сражающиеся части подкрепления и грузы, перевозил командование войсковой группировки. Совершил 40 боевых вылетов. За мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники, Указом Президента РФ № 599 от 9 мая 2007 года лётчику-испытателю полковнику Толбоеву Тайгибу Омаровичу присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда». Продолжает службу в Военно-Воздушных Силах Российской Федерации. В декабре 2007 года избран депутатом Народного Хурала Республики Бурятия по списку партии «Единая Россия».

Награждён орденом «За военные заслуги», медалями.

Источники информации:

  • Толбоев Тайгиб Омарович / Герои страны /

testpilot.ru

Герой России Тайгиб Толбоев передал свою звезду Музею истории Бурятии

В фондах Музея истории Бурятии до этого был только один подобный экспонат. В 2003 году Звезду Героя Советского Союза Василия Хантаева передала его дочь.

- Рассказывает Валентина Чойбсонова, заместитель директора Музея истории Бурятии: Эта звезда была утеряна, похищена из семьи. Затем она всплыла в Америке.

История новой  звезды, конечно, менее замысловатая. А вот её обладатель достоин искреннего уважения. Тайгиб Толбоев - уникальный специалист. Он единственный во всей стране, кто может садиться за штурвалы и самолетов, и вертолетов. За 35 лет службы им освоено 40 типов летных машин.

- Рассказывает Тайгиб Толбоев, Герой России, депутат Народного Хурала Бурятии: У нас старший брат Магомет,  тоже Герой России. Он нас с детства всех готовил, взялся за нас, воспитывал и дал свои знания и свои силы.

 Знания, переданные братом-героем, наверняка помогли Тайгибу Омаровичу  совершить главный подвиг в своей жизни. 15 лет назад над посёлком Каменск его вертолет попал в вихревые потоки и стал терять высоту. Экипаж под командованием Тайгиба Толбоева огромными усилиями отвёл падающую машину от поселка. Так Бурятия избежала большой трагедии.

Герои были, есть и будут, - считает Тайгиб Омарович и добавляет, что восхищен поступком Алдара Цыденжапова. Солдат, ценой собственной жизни спасший экипаж корабля, достоин звезды Героя. А за свою награду Тайгиб Толбоев благодарен своим коллегам с Авиазавода.     

- Тайгиб Толбоев, Герой России:  Это люди с золотыми руками. Это золотой фонд республики. Я  им благодарен за то, что  благодаря их труду  я получил звания «Герой России», и «Народный герой Дагестана». Это вошло в историю, и я думаю, я обязан  оставить след в историческом музее.

Вместе с золотой звездой Тайгил Омарович передал Музею истории Бурятии  уникальные фотографии и полетное обмундирование.

arigus.tv

Толбоев Тайгиб Омарович

Тайгиб Толбоев родился 8 августа 1955 года в ауле Согратль, Гунибский район, Дагестан. Старший брат - лётчик-испытатель, Герой России Магомед Толбоев. В 1974 году Толбоев был призван на службу в Советскую Армию ВС СССР. В 1978 году он окончил Ейское высшее военное авиационное училище лётчиков. С 1985 года - на лётно-испытательской работе, был лётчиком-испытателем, заместителем начальника военного представительства Улан-Удэнского авиазавода.

     Принимал участие в испытаниях 35 различных типов и модификаций вертолётов и самолётов, в том числе «Су-25», «Су-27», «Су-30», «Су-39», «Су-7Б», «Су-7У», ряда моделей «МиГов» и ракетного вооружениях на самолётах «Су». 8 августа 1995 года попал в авиакатастрофу, но выжил. Участвовал в боях второй чеченской войны, в августе - сентябре 1999 года эвакуировал мирных жителей и раненых из района боевых действий.

     Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2007 года за «мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники» полковник Тайгиб Толбоев был удостоен высокого звания Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда».

     В настоящее время продолжает службу в ВС России. Проживает в Улан-Удэ, избирался депутатом Народного Хурала Бурятии.

     Заслуженный лётчик-испытатель Российской Федерации, Народный Герой Дагестана. Был также награждён орденом «За военные заслуги», рядом медалей.

24.03.2017

ruspekh.ru

Магомед Толбоев: биография, фото и интересные факты о летчике-испытателе :

Российская Федерация – это страна, богатая не только разнообразными природными ресурсами, но и людьми, способными совершать трудовые и военные подвиги. В этой статье пойдет речь о Герое России, который смог внести весьма существенный вклад в развитие авиации государства, а также побывать политиком и общественным деятелем. Этого человека зовут Магомед Толбоев. Его судьбу мы и рассмотрим максимально подробно.

Немного общей информации

Толбоев Магомед Омарович, биография которого приведена ниже, появился на свет в Губинском районе Республики Дагестан, селе Согратль. Дата рождения этого уважаемого человека – 20 января 1951 года. Родители будущего летчика-испытателя были простыми рабочими. Отец, Омар Магомедович, всю свою жизнь трудился водителем, а мама – Джавгарат Алиевна – посвятила себя работе в колхозе. Есть у героя статьи и родной брат Тайгиб, который также является Героем Российской Федерации.

Обучение

С самого детства Магомед Толбоев буквально бредил небом, потому неудивительно, что он выбрал для себя обучение в стенах Ейского высшего военного училища летчиков. Из этого вуза он выпустился в 1973 году. После чего в 1984 году он стал обладателем диплома Московского авиационного института, где получил квалификацию инженера-системотехника. Также в своей жизни военный прошел обучение в Центре подготовки космонавтов, а также в аспирантуре РУДН имени Лумумбы. Дагестанец является кандидатом технических наук. Также он окончил школу партийных работников в Германии. А в 1996 году успешно защитил диссертацию по теме, в которой были отражены проблемы отношений между народами Северного Кавказа, благодаря чему стал кандидатом исторических наук.

Карьера

Магомед Толбоев – летчик с многолетним стажем. В 1973 году он стал старшим пилотом в 642 гвардейском Братиславском Краснознаменном авиационном полку. Кроме этого, был руководителем парашютно-десантной подготовки полка истребителей в Группе войск СССР (Германия).

В 1977 году получил распределение на летно-испытательную работу, потому был вынужден уволиться в запас. На тот момент он был в звании капитана. После завершения курса обучения в Школе летчиков-испытателей при Министерстве авиации СССР он был откомандирован в Летно-испытательный институт имени Громова. А в 1984 году опытный военный был назначен на должность космонавта-испытателя космического корабля многоразового использования «Буран», а чуть позже стал заместителем командира всего отряда покорителей безвоздушного пространства, тренирующегося в институте.

Тонкости профессии

Герой России Магомед Толбоев за период службы в качестве летчика-испытателя полетал на десятках новейших по тем временам самолетов, которые были различными по своим модификациям. Само собой, что не всегда все было гладко. За плечами дагестанца два аварийных приземления самолетов с вышедшей из строя силовой установкой и одна посадка Су-27, у которого было разрушено хвостовое оперение. В 1976 году пилот пережил катапультирование из обломавшегося МиГ-15УТИ.

Политическая работа

В 1990 году Магомед Толбоев, биография которого содержит много любопытных моментов, выдвигал себя в народные депутаты РСФСР, однако не получил необходимого количества голосов, в парламент так и не прошёл. Через год он оказался в рядах тех, кто оборонял Белый дом. В какой-то момент лётчик даже едва не стал руководителем Дагестана, принимая участие в избирательной гонке, но занял лишь второе место.

В период с 1993 по 1995 год Магомед Омарович был народным избранником Государственной Думы первого созыва, где занимался решением вопросов, связанных с промышленностью, энергетикой и транспортом в профильном комитете.

В 1996 году дагестанец стал секретарем Совета безопасности своей малой родины. На этой должности пробыл два года. Был автором одной из концепций завершения боевых действий в Чеченской республике, неоднократно вступал в переговоры с командирами боевиков с целью найти общий язык и прийти к решению чеченской проблемы.

В 1999 году оказался в рядах внутренних войск МВД РФ, где ему был доверен пост руководителя авиации военного округа московского региона. Этой работой он занимался на протяжении одного года.

День сегодняшний

Начиная с 2012 года Магомед Толбоев является доверенным лицом главы РФ. Живёт и трудится лётчик с мировым именем в городе Жуковский. Его работа непосредственно связана с различными сферами, среди которых политическая, научная, военная и спортивная. Он является сотрудником консультативного совета при президенте России и руководителем российской корпорации под названием «Авиация». Кроме этого, дагестанец был выбран почетным Президентом Федерации ушу сань-да в Москве.

Семейное положение

Магомед Толбоев является женатым человеком. Вместе с супругой, которую зовут Любовь Васильевна, воспитал троих детей. Дочка Марина училась в столице Великобритании. Сын Руслан занимает пост генерального директора сразу в двух компаниях и является акционером нескольких предприятий. Еще одна дочь – Наталья – работает модельером.

Со своей законной половиной Магомед Омарович познакомился еще во времена учебы в летном училище, когда практиковался в Таганроге.

Несостоявшийся проект

Толбоев был участником программы, которой было присвоено название «Потолок мира». Она заключалась в том, что созданная лаборатория на базе аэростата «Авгуръ – 40000» должна была оказаться на высоте 35 километров, а уже оттуда Магомед Омарович должен был выполнить затяжной прыжок с использованием парашюта. При этом на высоте 31 километра пилот должен был преодолеть скорость звука. Но, в конечном счете, данный проект оказался замороженным по причине отсутствия необходимых для этого денежных средств.

Мнение об авиакатастрофе в Египте

31 октября 2015 года над Синайским полуостровом произошла трагедия: разбился российский самолет с несколькими сотнями пассажиров на борту. Толбоев в своем интервью журналистам указал на то, что поскольку авиационное судно было исправно, а экипаж не мог допустить аварии в этой ситуации, то он как специалист склоняется к версии о стороннем вмешательстве в полет самолета, в связи с чем и произошла непоправимая трагедия.

www.syl.ru

Летчик-испытатель из Бурятии стал Героем России

Полковник Толбоев, заместитель начальника военного представительства на Улан-Удэнском авиационном заводе, старший летчик-испытатель ОАО «УУАЗ», удостоен высокого звания «за мужество и героизм, проявленные при испытании новых образцов авиационной техники», сообщает пресс-служба Кремля

Любовь к небу у летчика-испытателя, родившегося в ауле Согратль Гунибского района Дагестанской АССР, началась с детства. — Над нашим селом часто летали Ан-2, за которыми мы, мальчишки, любили наблюдать, — рассказывает Тайгиб Омарович. — В то время, в начале шестидесятых, очень много писали о нашей авиации, почта высылала по заказу модели планеров, которые я вместе с братом с удовольствием собирал, а потом запускал их в небо. Особенно увлекся самолетами мой старший брат Магомед, который потом поступил в Ейское высшее военное авиационное училище. Брат учебу закончил, я поступил туда же. Первый свой полет летчик помнит в мельчайших подробностях. Это было 25 октября 1975 года в городе Батайске Ростовской области, когда Тайгиб учился на первом курсе. В тот день шел дождь, было облачно, а ему предстояло совершить первый самостоятельный полет на Л-29. Летчик-инструктор Александр Вирзум дал добро на вылет. — Когда я взлетел, то испытал такое чувство... Трудно передать, — вспоминает Толбоев. — Страха не было, была радость необыкновенная, гордость, что я один и лечу! Не верилось, что это происходит со мной. Полет по кругу длился всего 15 минут, а мне показалось, что прошла вечность. Когда приземлился, угостил своего инструктора, техника и курсантов папиросами — это такая традиция у летчиков отмечать первый самостоятельный полет. За долгие годы службы приходилось Толбоеву метать бомбы с заданного расстояния: и со ста метров, и с десяти тысяч. Главной его задачей было подтвердить на практике точность прицельно-авиационного комплекса, то есть выпустить ракету точно в цель. И это ему удавалось. Сложных ситуаций в жизни Героя случалось множество, бывали случаи, когда летчик готов был катапультироваться. А однажды даже было падение: 8 августа 1995 года в районе поселка Каменск Кабанского района вертолет Ми-8 попал в сильные вихревые потоки, из-за чего машина врезалась в гору. Командир экипажа Толбоев и второй пилот получили травмы, а бортинженер погиб. На авиационном заводе в Комсомольске-на-Амуре во время испытания самолета Су-17 М4 полностью отказала гидросистема. Произошло это буквально через несколько минут после взлета. Летчик успешно выполнил аварийную посадку. В 1993 году во время полета на Су-25 произошел отказ гидроцилиндра. Это было в Заиграевском районе Бурятии. При снижении скорости нос самолета сильно задирало вверх. При снижении оборотов машина начинала падать. Летчик принял решение катапультироваться, но самолет вдруг послушался. На большой скорости Толбоеву удалось совершить посадку в конце полосы. Есть в биографии Тайгиба Омаровича и боевые страницы. В августе-сентябре 1999 года он принимал участие в защите родного Дагестана от вторжения банд чеченских и международных террористов. Летчик вывозил из зоны боевых действий раненых бойцов, эвакуировал мирных жителей, доставлял в сражающиеся части подкрепление и грузы, перевозил командование войсковой группировки.

За мужество и героизм Тайгибу Толбоеву осенью 2006 года было присвоено звание Народного Героя Дагестана и вручена медаль «Золотая Звезда». А «Золотая Звезда» Героя России заслуженному летчику РФ будет вручена в ближайшее время в Москве.

Читать далее

www.infpol.ru


Смотрите также