Светлана тома биография личная жизнь


Светлана Тома

В фильмографии Светланы Тома 56 работ. Ее нельзя отнести к «актрисам одной роли». Тома играла и бизнес-леди, и испанскую донью, и воспитательницу в детдоме. Но при ее имени зрители неизбежно вспоминают образ пламенной цыганки Рады.

Детство и юность

«Тома» часто произносят с ударением на первый слог. Это неверно. Ведь творческий псевдоним актриса заимствовала у прабабушки-француженки. А потому фамилию правильно произносить на французский манер, с ударением на последний слог.

Актриса Светлана Тома

Отец актрисы по национальности был евреем. Мать – русской. Среди предков Тома и венгры, и австрийцы. Представителей свободолюбивого народа, промышлявшего конокрадством, нет. Хотя прославилась Тома ролью красавицы-цыганки.

В 1945 году зоотехник Андрей Фомичев приехал по распределению в Молдавию. Здесь познакомился с ярой коммунисткой Идес Сухой. Это была женщина с яркой биографией: в 30-е годы участвовала в подпольной организации и хранила запрещенные книги. Вскоре Андрей и Идес поженились. В 1947 году родилась дочь, будущая легенда советского кино.

Светлана Тома в молодости

Ранние годы прошли в деревне. Об этом времени Светлана Андреевна вспоминает с нежностью. В воспитании дочери родители не использовали жестких методов. Однако на каникулы Светлану отправляли к сестрам матери. Здесь царила другая атмосфера: обед и ужин только по расписанию, регулярное чтение классической литературы.

Но знакомство с самым требовательным и жестким педагогом у Светланы было впереди. Она не мечтала об актерской стезе. Девушку, воспитанную в строгости, привлекала работа следователя, адвоката. После школы Светлана поступила на юридический факультет.

Однажды к студентке Кишиневского университета на троллейбусной остановке подошел колоритный мужчина с выразительными темными глазами, представился режиссером и предложил роль в его новом фильме.

Перед 17-летней студенткой стоял Эмиль Лотяну. О нем девушка ничего не слышала ранее, и это имя не произвело впечатления. Светлана отказалась от роли, но ее новый знакомый проявил неожиданную настойчивость. Лотяну отправился к родителям будущей кинозвезды и добился у них разрешения.

Фильмы

Путь в кино начался с картины «Красные поляны». Кинолента положила начало работе с Лотяну. Всесоюзную славу и международные награды актрисе принесла роль в другой киноленте молдавского режиссера – «Табор уходит в небо». Кинолента имела невероятный успех. Однако после роли цыганки Рады актриса получала однотипные предложения. С середины 70-х она играла преимущественно восточных женщин.

Светлана Тома в фильме «Красные поляны»

Грандиозным успехом кинолента, в которой актриса исполнила самую свою знаменитую роль, отчасти обязана чарующей музыке и зажигательным песням. Мелодии написал Евгений Дога. В основе сюжета – ранние произведения Максима Горького. Главную роль режиссер отдал Тома еще на стадии написания сценария. Тем не менее актриса дважды проходила пробы.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Съемки проходили в Карпатах. Актеры просыпались в пять утра и работали до полного изнеможения. Лотяну отличался от коллег своеобразным подходом к организации съемочного процесса. Он создавал напряженную атмосферу, держал актеров на взводе, полагая, что только так удастся передать зрителям эмоции героев. Позже Светлана Тома призналась:

«Это была самая сложная моя роль».

Роль Рады в фильме Лотяну знаковая в советском кинематографе. Тома - одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает перед зрителями всего на несколько мгновений. В этой сцене нет пошлости, вульгарности. Однако в 70-е годы фильм вызвал резонанс.

Во время съемок сцены с полуобнаженной героиней режиссер проявил удивительную деликатность. Удалил всех с площадки, оставил лишь оператора и костюмера. Сыграть эту сцену было сложно, но Тома полностью доверяла Лотяну, который для неё был прежде всего учителем.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Дабы придать образу цыганки больше убедительности, актрисе пришлось всё же пойти на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры каждодневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от волос почти ничего не осталось. К счастью, предстояла работа над фильмом, где Тома играла узницу концлагеря.

«Табор уходит в небо» – десятая кинолента в фильмографии актрисы. После выхода «Красных полян» ей предложили роль в картине «Живой труп». В экранизации Толстого Тома сыграла цыганку Машу, но озвучила ее героиню Людмила Гурченко. В конце 60-х актриса появилась на экране в образе француженки.

Светлана Тома в фильме «Живой труп»

До середины 70-х в жизни Тома, и профессиональной, и личной, главным человеком оставался Лотяну. После она получала предложения от разных режиссеров. Но самые яркие роли сыграла в фильмах Лотяну.

Светлане Тома не суждено было играть обычных советских женщин. По крайней мере, в начале актерской карьеры. Всё чаще она появлялась на экране в экзотическом образе. В начале 80-х Ян Фрид начал съемки фильма по произведению испанского классика. В киноленту «Благочестивая Марта» пригласил популярную в то время Маргариту Терехову. Тома режиссер отвел роль сестры главной героини. И на этот раз ее озвучивала другая артистка.

Светлана Тома в фильме «Благочестивая Марта»

Позже Тома играла менее колоритные роли. Например, в начале 80-х на экраны вышел многосерийный фильм, посвящённый великой балерине. В картине «Анна Павлова» актриса исполнила роль матери звезды русского балета. В военной драме «Дикий ветер» сыграла русскую пленную.

Актриса снималась даже в 90-х, когда ее коллеги страдали от невостребованности. Правда, главные роли доставались крайне редко. В 1991 году состоялась премьера мелодрамы «Блуждающие звезды». Главную героиню сыграла юная Ирина Лачина. Это был дебют дочери Тома.

Личная жизнь

Рабочие отношения с Лотяну быстро переросли в роман, продолжавшийся десять лет. Отношения с режиссером у Светланы складывались непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. Ужиться с ним оказалось не под силу даже Светлане, обладающей покладистым, мягким характером.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Лотяну пользовался успехом у женщин. Режиссёр всегда выглядел элегантно, вел себя галантно, что не могло не произвести впечатление на 18-летнюю девушку. Именно Лотяну посоветовал начинающей актрисе взять псевдоним. Неизвестно, как бы сложилась ее карьера с фамилией «Фомичева».

Светлана Тома и Олег Лачин

Он настоял на переводе в институт искусств. Эмиль Владимирович обладал сильным, жестким характером, противиться его решению не имело смысла. Лотяну сыграл важную роль в актерской судьбе Тома, повлиял и на ее личную жизнь.

В 1969 году актриса вышла замуж за своего коллегу Олега Лачина. В интервью Тома сказала однажды, что это был своего рода побег от Лотяну, с которым она не видела будущего.

Светлана Тома и Ирина Лачина

Дочери не исполнилось и года, когда молодой муж Светланы погиб. Наступили сложные времена. Актриса оставляла дочь с родителями, а сама ехала на съемки. Когда же отца и матери не стало, ее поддержал бывший возлюбленный. Ирина, как и все актерские дети, страдала от недостатка материнского внимания. Тома долгое время чувствовала вину перед дочерью. Став бабушкой, старалась больше времени посвящать внучке Маше.

Светлана Тома с дочерью и внучкой

Второй муж актрисы – Андрей Вишневский. Брак продолжался всего пять лет. Светлана Андреевна полагает, что главный мужчина в ее жизни – Лотяну.

«Без него не было бы и меня» – признается актриса.

Внучка Маша тоже стала актрисой. Пока на ее счету всего пять работ. Среди них роль в «Экипаже». В этом фильме сыграли и дочь, и внучка Тома.

Светлана Тома сейчас

В мае 2017 года актрисе исполнилось 70 лет. В июне на торжественное мероприятие, посвященное открытию Московского фестиваля, она явилась в компании дочери и внучки. Журналисты сделали фото, поразившие поклонников кинозвезды. Стройная, элегантная дама совсем не похожа на бабушку 26-летней девушки.

Светлана Тома в 2017 году

Несмотря на возраст, актриса ведет активный образ жизни. Каждый день начинает с гимнастики. Летом катается на велосипеде, зимой бегает на лыжах. Тома продолжает сниматься в кино. Последний фильм вышел в 2016 году.

Фильмография

  • 1966 — «Красные поляны»
  • 1968 — «Живой труп»
  • 1976 — «Табор уходит в небо»
  • 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
  • 1979 — «Прерванная серенада»
  • 1980 — «Благочестивая Марта»
  • 1982 — «Падение Кондора»
  • 1986 — «Дикий ветер»
  • 1989 — «Сувенир для прокурора»
  • 1991 — «Блуждающие звёзды»
  • 2001 — «Воровка»
  • 2016 — «Джинн»
Page 2

Александр Усс

Политик, губернатор Красноярского края

24smi.org

Светлана Тома всю жизнь любила одного мужчину

И с пониманием относилась к его юным  пассиям

В 1976 году на экраны вышел фильм «Табор уходит в небо» , ставший  визитной карточкой замечательной актрисы Светланы Тома. Режиссером картины был Эмиль Лотяну, с которым Светлану связывали долгие годы романтических отношений.

- Мы познакомились, когда мне было 17, а ему - 29. Я стояла на автобусной остановке. Эмиль подошел, предложил сняться в кино. Он тогда только окончил ВГИК и готовился к своей полнометражной картине «Красные поляны», - вспомниет Светлана. - Родители хотели, чтобы я стала юристом и были категорически против моего участия в фильме. Лотяну лично поехал за 140 километров от Кишинева уговаривать их.   Я была утверждена на главную роль,  за которую получила свои первые кинематографические призы. Во время съемок я увлеклась им. Увлечение  переросло в любовь. Он  был моей первой любовью   которой суждено было пройти через всю мою жизнь. Безусловно,  он  стал  для меня своеобразной планкой и в творчестве,  и в отношениях с противоположным полом.

- Почему вы не поженились?

- Для меня важны были сами отношения, а не штамп в паспорте. Романтический  период длился довольно  долго,  а потом  перешел  в  отношения близких по духу людей. Я стала для него  чем-то вроде талисмана, снялась во всех его фильмах.

- Но, согласитесь, странно выглядит: мужчина и женщина любят друг друга, а замуж она выходит за другого?

- Так получилось. Не хочу вдаваться в подробности. С Олегом Лачиным мы  были сокурсниками , потом вместе работали  в  театре. На свадьбе настоял он. Конечно , он знал про Эмиля. Полагаю , что это была его боль. Олег был хорошим парнем,  начинал сниматься…   Увы , судьба ему отмерила  всего  26  лет.   Лачина  не стало,  когда нашей Ирине было всего 8 месяцев.  Олег с друзьями поехал на рыбалку.  Сел в моторную лодку,  которой  управлять  не  умел  и … попал  под  лопасти  скоростного катера  «Ракета»,  курсирующего по реке. Ужасная смерть…

Галина Беляева подарила мужу Эмилю сына Эмиля, который теперь живет в Америке. Фото: legion-media.ru

- Когда Лотяну влюбился в 15-летнюю Галину Беляеву, снял ее в фильме «Мой ласковый и нежный зверь», а потом женился, и она родила ему сына, вам не было обидно? Не ревновали?

- За многие годы отношений  с Эмилем  я очень хорошо чувствовала  его и понимала. Он был увлекающимся человеком. Ему периодически нужна была новая энергия, новый стимул,  чтобы творчески двигаться  дальше. Лотяну не мог принадлежать одной женщине - так уж он был устроен. Я видела его глаза, которыми он смотрел на юную, очаровательную Галю. Эмиль был окрылен.  Начинался новый  творческий этап в жизни  талантливого,  уникального режиссера Лотяну.

Эмиль. Фото: Facebook.com

- А она Эмиля к вам не ревновала? Я же правильно поняла, что вы с Лотяну продолжали близко общаться, когда он на Галине женился?

-  Конечно, мы общались.  Оставались близкими людьми,  нас многое связывало с Эмилем . Но у каждого из нас уже была своя жизнь.

«В глубине души мы все романтики»

- Еще при жизни Лотяну вы во второй раз вышли замуж.

- С  Андреем  (драматург  Вишневский – Я.Г.) мы 5 лет до этого встречались . Оформили наши отношения по его инициативе. А меня пугала разница в возрасте.  Андрей моложе меня на  18 лет.  В конце концов я решилась.  Мы прожили вместе десять замечательных лет,  о которых я не жалею .

- Дочка не в вас пошла - у нее 27 лет один муж!

- У Ирины  хороший муж , верный и преданный. И я очень этому рада  .

Роман с Лотяну длился 39 лет. Фото из личного архива

- Вашей внучке Маше 27. Не боитесь, что скоро прабабушкой вас сделает?

- Буду только счастлива! .

-  А с профессией как сейчас?

- Занята в антрепризных спектаклях.  С удовольствием  выезжаю  с творческими встречами ,  в которых   поэтическая и  вокальная программа. В кино снимаюсь реже , чем хотелось бы.  Сегодня время другого поколения и это нормально. Конечно,  кажется , что во времена  нашей юности  все было лучше - и режиссеры, и операторы ,  и отношение к профессии.

С первым мужем у Светланы была красивая свадьба. Фото из личного архива

А сегодня другие времена, другие требования,  другие скорости.  Снимают быстро,  зачастую   одним дублем .  За месяц ,  а то и меньше, и фильм - полный метр – отснят .   В  70 –е  же  Лотяну и Евгений Дога могли себе позволить месяц, а то и  больше, ездить по нашей огромной стране, собирая  по крупицам старинные  цыганские мелодии для «Табора».  Сегодня таких условий нет, ни  материальных, ни  временных.

- Как думаете, в чем секрет ленты «Табор уходит в небо»? Почему до сих пор зрители смотрят его с удовольствием?

-Действительно ,   успех у  «Табора» был ошеломительный . 120 стран купили этот фильм.   У картины много престижных международных призов.  И у меня за роль Рады  множество наград.  Но самая большая - любовь зрителей. Фильм и сегодня прекрасно смотрится .     Зритель жаждет  во все времена  поэтических, романтических,  эмоциональных историй любви .  В глубине души мы все романтики.

Маша пошла по стопам родителей и бабушки. Фото: Facebook.com

Нелепые смерти

Григоре Григориу (в «Таборе...» он сыграл конокрада Лойко Зобара) не стало через восемь месяцев после смерти Лотяну, который старался снимать его во всех своих фильмах. Как и Тома, в кино он дебютировал в «Красных полянах».

Актер погиб в аварии. Ему было 62. Через год на дороге оборвалась жизнь и его младшего сына Траяна. Мать парня - актриса Екатерина Бонтарюк - умерла в 1996-м. С ней Григоре прожил в браке 30 лет.

- Во время переливания крови врачи заразили ее гепатитом D. Она сгорела за три месяца. А медики так и не признали свою вину, - поделился старший сын актеров Октавиан.

После смерти жены Григориу замкнулся. К жизни его вернула заведующая библиотекой. Женщина была на 20 лет его моложе.

«Лойко» умер на дороге

- Наверное, у них всё сложилось бы, если б жизнь отца не оборвалась так нелепо, - размышляет Октавиан. - Отец любил охоту, ходил на кабанов, косуль, фазанов, уток. 20 декабря 2003 года поехал с другом в лес. Они стояли рано утром на обочине, ждали друзей. В их «Волгу» на большой скорости влетела «мазда». Погибли все, кроме водителя иномарки.

www.eg.ru

Светлана Тома – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018 | Биографии

Светлана Тома: биография

В фильмографии Светланы Тома 56 работ. Ее нельзя отнести к «актрисам одной роли». Тома играла и бизнес-леди, и испанскую донью, и воспитательницу в детдоме. Но при ее имени зрители неизбежно вспоминают образ пламенной цыганки Рады.

Детство и юность

«Тома» часто произносят с ударением на первый слог. Это неверно. Ведь творческий псевдоним актриса заимствовала у прабабушки-француженки. А потому фамилию правильно произносить на французский манер, с ударением на последний слог.

Актриса Светлана Тома

Отец актрисы по национальности был евреем. Мать – русской. Среди предков Тома и венгры, и австрийцы. Представителей свободолюбивого народа, промышлявшего конокрадством, нет. Хотя прославилась Тома ролью красавицы-цыганки.

В 1945 году зоотехник Андрей Фомичев приехал по распределению в Молдавию. Здесь познакомился с ярой коммунисткой Идес Сухой. Это была женщина с яркой биографией: в 30-е годы участвовала в подпольной организации и хранила запрещенные книги. Вскоре Андрей и Идес поженились. В 1947 году родилась дочь, будущая легенда советского кино.

Светлана Тома в молодости

Ранние годы прошли в деревне. Об этом времени Светлана Андреевна вспоминает с нежностью. В воспитании дочери родители не использовали жестких методов. Однако на каникулы Светлану отправляли к сестрам матери. Здесь царила другая атмосфера: обед и ужин только по расписанию, регулярное чтение классической литературы.

Но знакомство с самым требовательным и жестким педагогом у Светланы было впереди. Она не мечтала об актерской стезе. Девушку, воспитанную в строгости, привлекала работа следователя, адвоката. После школы Светлана поступила на юридический факультет.

Элегантная Светлана Тома

Однажды к студентке Кишиневского университета на троллейбусной остановке подошел колоритный мужчина с выразительными темными глазами, представился режиссером и предложил роль в его новом фильме.

Перед 17-летней студенткой стоял Эмиль Лотяну. О нем девушка ничего не слышала ранее, и это имя не произвело впечатления. Светлана отказалась от роли, но ее новый знакомый проявил неожиданную настойчивость. Лотяну отправился к родителям будущей кинозвезды и добился у них разрешения.

Фильмы

Путь в кино начался с картины «Красные поляны». Кинолента положила начало работе с Лотяну. Всесоюзную славу и международные награды актрисе принесла роль в другой киноленте молдавского режиссера – «Табор уходит в небо». Кинолента имела невероятный успех. Однако после роли цыганки Рады актриса получала однотипные предложения. С середины 70-х она играла преимущественно восточных женщин.

Светлана Тома в фильме «Красные поляны»

Грандиозным успехом кинолента, в которой актриса исполнила самую свою знаменитую роль, отчасти обязана чарующей музыке и зажигательным песням. Мелодии написал Евгений Дога. В основе сюжета – ранние произведения Максима Горького. Главную роль режиссер отдал Тома еще на стадии написания сценария. Тем не менее актриса дважды проходила пробы.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Съемки проходили в Карпатах. Актеры просыпались в пять утра и работали до полного изнеможения. Лотяну отличался от коллег своеобразным подходом к организации съемочного процесса. Он создавал напряженную атмосферу, держал актеров на взводе, полагая, что только так удастся передать зрителям эмоции героев. Позже Светлана Тома призналась:

«Это была самая сложная моя роль».

Роль Рады в фильме Лотяну знаковая в советском кинематографе. Тома — одна из первых советских актрис, решившихся на откровенную сцену. Обнаженной артистка предстает перед зрителями всего на несколько мгновений. В этой сцене нет пошлости, вульгарности. Однако в 70-е годы фильм вызвал резонанс.

Во время съемок сцены с полуобнаженной героиней режиссер проявил удивительную деликатность. Удалил всех с площадки, оставил лишь оператора и костюмера. Сыграть эту сцену было сложно, но Тома полностью доверяла Лотяну, который для неё был прежде всего учителем.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»

Дабы придать образу цыганки больше убедительности, актрисе пришлось всё же пойти на жертвы. Она окрашивала волосы в смоляной цвет, гримеры каждодневно накручивали локоны и вплетали дополнительные пряди. К концу съемок от волос почти ничего не осталось. К счастью, предстояла работа над фильмом, где Тома играла узницу концлагеря.

«Табор уходит в небо» – десятая кинолента в фильмографии актрисы. После выхода «Красных полян» ей предложили роль в картине «Живой труп». В экранизации Толстого Тома сыграла цыганку Машу, но озвучила ее героиню Людмила Гурченко. В конце 60-х актриса появилась на экране в образе француженки.

Светлана Тома в фильме «Живой труп»

До середины 70-х в жизни Тома, и профессиональной, и личной, главным человеком оставался Лотяну. После она получала предложения от разных режиссеров. Но самые яркие роли сыграла в фильмах Лотяну.

Светлане Тома не суждено было играть обычных советских женщин. По крайней мере, в начале актерской карьеры. Всё чаще она появлялась на экране в экзотическом образе. В начале 80-х Ян Фрид начал съемки фильма по произведению испанского классика. В киноленту «Благочестивая Марта» пригласил популярную в то время Маргариту Терехову. Тома режиссер отвел роль сестры главной героини. И на этот раз ее озвучивала другая артистка.

Светлана Тома в фильме «Благочестивая Марта»

Позже Тома играла менее колоритные роли. Например, в начале 80-х на экраны вышел многосерийный фильм, посвящённый великой балерине. В картине «Анна Павлова» актриса исполнила роль матери звезды русского балета. В военной драме «Дикий ветер» сыграла русскую пленную.

Актриса снималась даже в 90-х, когда ее коллеги страдали от невостребованности. Правда, главные роли доставались крайне редко. В 1991 году состоялась премьера мелодрамы «Блуждающие звезды». Главную героиню сыграла юная Ирина Лачина. Это был дебют дочери Тома.

Личная жизнь

Рабочие отношения с Лотяну быстро переросли в роман, продолжавшийся десять лет. Отношения с режиссером у Светланы складывались непросто. Лотяну, как и все талантливые люди, был человеком сложным. Ужиться с ним оказалось не под силу даже Светлане, обладающей покладистым, мягким характером.

Светлана Тома и Эмиль Лотяну

Лотяну пользовался успехом у женщин. Режиссёр всегда выглядел элегантно, вел себя галантно, что не могло не произвести впечатление на 18-летнюю девушку. Именно Лотяну посоветовал начинающей актрисе взять псевдоним. Неизвестно, как бы сложилась ее карьера с фамилией «Фомичева».

Светлана Тома и Олег Лачин

Он настоял на переводе в институт искусств. Эмиль Владимирович обладал сильным, жестким характером, противиться его решению не имело смысла. Лотяну сыграл важную роль в актерской судьбе Тома, повлиял и на ее личную жизнь.

В 1969 году актриса вышла замуж за своего коллегу Олега Лачина. В интервью Тома сказала однажды, что это был своего рода побег от Лотяну, с которым она не видела будущего.

Светлана Тома и Ирина Лачина

Дочери не исполнилось и года, когда молодой муж Светланы погиб. Наступили сложные времена. Актриса оставляла дочь с родителями, а сама ехала на съемки. Когда же отца и матери не стало, ее поддержал бывший возлюбленный. Ирина, как и все актерские дети, страдала от недостатка материнского внимания. Тома долгое время чувствовала вину перед дочерью. Став бабушкой, старалась больше времени посвящать внучке Маше.

Светлана Тома с дочерью и внучкой

Второй муж актрисы – Андрей Вишневский. Брак продолжался всего пять лет. Светлана Андреевна полагает, что главный мужчина в ее жизни – Лотяну.

«Без него не было бы и меня» – признается актриса.

Внучка Маша тоже стала актрисой. Пока на ее счету всего пять работ. Среди них роль в «Экипаже». В этом фильме сыграли и дочь, и внучка Тома.

Светлана Тома сейчас

В мае 2017 года актрисе исполнилось 70 лет. В июне на торжественное мероприятие, посвященное открытию Московского фестиваля, она явилась в компании дочери и внучки. Журналисты сделали фото, поразившие поклонников кинозвезды. Стройная, элегантная дама совсем не похожа на бабушку 26-летней девушки.

Светлана Тома в 2017 году

Несмотря на возраст, актриса ведет активный образ жизни. Каждый день начинает с гимнастики. Летом катается на велосипеде, зимой бегает на лыжах. Тома продолжает сниматься в кино. Последний фильм вышел в 2016 году.

Фильмография

  • 1966 — «Красные поляны»
  • 1968 — «Живой труп»
  • 1976 — «Табор уходит в небо»
  • 1978 — «Мой ласковый и нежный зверь»
  • 1979 — «Прерванная серенада»
  • 1980 — «Благочестивая Марта»
  • 1982 — «Падение Кондора»
  • 1986 — «Дикий ветер»
  • 1989 — «Сувенир для прокурора»
  • 1991 — «Блуждающие звёзды»
  • 2001 — «Воровка»
  • 2016 — «Джинн»

Фото

biografii.net

Светлана Тома

Опубликовано пользователем сайта

Светлана Тома (настоящая фамилия Фомичёва; род. 24 мая 1947 года, Кишинёв, Молдавская ССР) — советская, молдавская и российская актриса театра и кино. Заслуженная артистка России (2001), Народная артистка Молдовы (2008).

Наибольшую известность  получила благодаря главной роли в фильме Эмиля Лотяну «Табор уходит в небо», принёсшем актрисе большой успех и признание у зрителей.

Артистический псевдоним актрисы обычно произносится с ударением на первом слоге — То́ма. Сама актриса, однако, указывает, что исходно Тома́ (с ударением на втором слоге) была фамилией её прабабушки по материнской линии, французского происхождения.

Отец — Андрей Васильевич Фомичёв (родом из деревни Сомовка Добринского района Липецкой области) — был председателем колхоза «Правда» в Бельцком районеМССР (чего-то у нас что ни красавица - актриса, так папа - председатель колхоза, закономерность, однако, зря уничтожили колхозы). Мать Светланы Тома — Идес Сауловна Сухая (?—1987) — в 1930-е годы была участницей коммунистического подполья (связной) в Бессарабии; вместе с сёстрами Бертой, Сарой, Ревеккой, Адой и Анной она держала в подвале своего дома склад запрещённой литературы.  Родители познакомились во время учёбы отца в Кишинёвском сельскохозяйственном институте, где мать работала секретарём.

Мать, абсолютно городской человек, в которой были смешаны венгерские, молдавские и французские корни, была родом из Бухареста. У нее были светские знакомства, элегантность, манеры. И вот такая дама отправляется за мужем в село – поднимать вместе с ним хозяйство. Летом там было пыльно и душно, осенью все утопало в непролазной грязи, зимой – заметало снегом. И все-таки деревня Надушита, а потом село Николаевцы оставили самые ясные и чистые чувства в душе у Светланы Томы. Светлана Тома, биография которой началась в самой глубинке Молдовы, вспоминает об этом времени, как о самой счастливой поре жизни. Мама и хлеб пекла, и держала кур, уток, поросят. А Света работала в поле, знала все растения, умела их сажать, пропалывать, собирать урожай. Позже, в школе, у нее были подшефные: теленок и жеребенок. Вот так день за днем летела радостная жизнь. А какими замечательными были игры! К кирзовым сапогам подвязывались коньки, в руки брали палку, и получался хоккей. С первого класса она ходила в различные спортивные секции и навсегда подружилась со спортом. 

У сестер матери, к которым Света приезжала на каникулы, было все не так. Какой строгий этикет царил в доме, вспоминает Светлана Тома. Биография ее начинала течь по заданным канонам хорошего тона. За столом надо было держать спину, руки, локти. Требовалось разобраться во всех видах ложек и вилок, которые лежали на столе. Безусловно, было необходимо читать всю русскую классику и вести дневник. А уж с каким пиететом тетушки рассказывали о сестре, закончившей Сорбонну и ставшей доктором права! Другого занятия, кроме юриспруденции, и не мыслила Светлана Тома. Биография, однако, сложилась совсем иначе. Случай вмешался в ее жизнь и все расставил по своим местам.

 

Собираясь на экзамен в юридический институт, Светлана спокойно стояла на автобусной остановке. Она была одета нарядно и ярко в одежду, которую прислали из Бухареста. Прямо на остановке, когда с ней заговорил мужчина о съемках в кинофильме, пришлось принимать решение. Подошел ослепительный Лотяну и потребовал телефон. А потом был звонок с киностудии, и тетушка, провожавшая девушку на пробы, ворчала, что ей это совсем не требуется. Однако они прошли успешно. На роль утвердили. Была ли счастлива Светлана Тома? Биография об этом умалчивает. А вот родные, кроме мамы, огорчились. Но она снялась в 1966 году в своем первом фильме «Красные поляны» и оставила, не доучившись, юридический институт и стала учиться на актерском факультете в Ленинграде, параллельно снимаясь у Лотяну. 

На съемках режиссер был очень строг, даже груб, зато между ними излучал невероятное обаяние. До встречи со Светланой он был два раза женат, был старше ее на 12 лет и умел ухаживать. А девушка до него ни с кем не встречалась. Она влюбилась и потеряла голову. Он очаровал Светлану, а супружеская жизнь у них не сложилась, хотя он выпестовал из нее, казалось бы, свой идеал и актрисы, и женщины 

Заботясь о юной девушке, он умудрялся обращать внимание и на других женщин. Со стороны Светланы стала появляться обида и отчужденность. После каждого инцидента с ее стороны следовало прощение, но забыть тягостного чувства она не могла.

И после окончания института биография Светланы Томы меняется.  Как всякой девушке, ей хотелось и белого платья, и фаты, и свадьбы. Все это предложил ей однокурсник, Олег Лачин, светловолосый красавец, который, как и она, уехал в Тирасполь, в новый театр.

Но их счастье было недолгим. Когда их дочке Ирише исполнилось 8 месяцев, он погиб: Олег не справился с управлением моторной лодки и врезался в катер.  Но и в это сложное для себя время Светлана не перестала сниматься. У режиссера Я. Бургиу она исполнила роль в картине «Дом для Серафима», а дочку пришлось отдать для присмотра и воспитания родителям.

В 1973 году она снова работала с Лотяну на фильме «Лаутары».

А еще через три года он утвердил Светлану на главную роль Рады в картине «Табор уходит в небо». Съемки для артистки были сложными.

Режиссер часто срывался, требовал невероятно много. За этим наблюдали настоящие цыгане, которые тоже снимались. Однажды к плачущей Светлане подошла цыганка и предложила погадать. Она сказала, что Лотяну принесет еще много горя молодой женщине, но так никогда на ней и не женится. Не менее чем в 55 фильмах снялась актриса Светлана Тома. Биография ее больше не знала такого невероятного взлета, как в романтическом фильме о любви гордой цыганки Рады и конокрада Лойко Зобара. Этот фильм с триумфом прошел не только по экранам страны, но и всего мира. Его купили 112 стран. Такого в СССР больше не повторилось. Да и сейчас, сорок лет спустя, он смотрится на одном дыхании. 

Постепенно дороги с Лотяну действительно стали расходиться. Артистка много работала, воспитывала дочь. Был и второй брак с драматургом А.А. Вишневским. Но и он распался. Главным остались работа, дочь и внучка. 

Фильмография

Светлана Тома снималась во многих фильмах молдавского, в дальнейшем российского, режиссёра Эмиля Лотяну. Известные фильмы — «Красные поляны» (1965), «Лаутары» (1972), «Табор уходит в небо» (1976), «Анна Павлова» (1983).

Снималась у других известных режиссёров: 

В. Я. Венгеров — «Живой труп» (1969)

Я. Б. Фрид — «Благочестивая Марта» (1982)

 П. Г. Чухрай — «Люди в океане» (1979)

 В. П. Басов — «Семь криков в океане» (1981)

 В. Б. Ахадов — «Семейные дела Гаюровых» (1974) и др.

 В 1990-х годах выступала с большой концертной программой, а также гастролировала с антрепризой.

В 1999 году вместе с другими артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звёзды театра и кино», где выступила как исполнительница песен ретро. Итогом проекта стали концерты и компакт-диск, выпущенный в США и на «Радио МПС».

Участвует в спектакле «Заложники любви» (антреприза, драм. Наталья Демчик, реж. Геннадий Шапошников, продюсерский центр «Руссарт»).

Фото Светланы Тома

www.spletnik.ru

Светлана Тома и роман длиною в жизнь. Вечная любовь знаменитой актрисы

Звучная фамилия Тома — от прабабушки-француженки. Боевой характер — от матери, которая в тридцатые годы была активным членом коммунистического подполья в Бессарабии, работала связной. А вот невероятное трудолюбие у Светланы Андреевны — от отца. Его бросали на самые тяжёлые участки. Вот и в Молдавии они оказались потому, что отца будущей актрисы, зоотехника, фронтовика и выпускника сельскохозяйственного вуза, отправили под Бельцы, чтобы поднимать колхоз «Правда».

Кадр из фильма «Живой труп», 1968 год. Фото: Кадр из фильма

Жили в частном секторе, разводили коз, кроликов. Став известной, актриса потом не раз вспоминала в интервью, что с детства «вертелась как юла», умела делать по хозяйству всё: пахать огород, копать картошку, полоть сорняки, вышивать, вязать, прекрасно готовить, в том числе и домашние заготовки, всевозможные компоты, лечо, овощную икру, помидоры в собственном соку.

Несмотря на то, что во всех школьных концертах и спектаклях Светлане не было равных, становиться актрисой она не планировала. Собиралась работать юристом. Но вмешался Его величество случай. После десятого класса девушка отправилась поступать в Кишинёвский университет: хотела стать юристом. Но однажды (случай «как в сказке») к ней на троллейбусной остановке подошёл ассистент молдавского режиссёра Эмиля Лотяну. Он как раз искал исполнительницу в «Красные поляны» на роль Иоанны, дочки чабана.

Когда известный кинематографист впервые увидел Светлану, его первая реакция была такой: никакая это не актриса. А потом он вгляделся в её глаза и понял, что они излучают невероятное тепло. Так юная девушка стала его музой, а потом и гражданской женой. Светлана влюбилась в известного светского льва, который  был старше её на 12 лет и уже дважды женат. По воспоминаниям Светланы Тома, Эмиль был очень властным человеком, но ухаживал Лотяну невероятно красиво, учил её профессии и буквально вылепил как женщину и актрису. Именно режиссёр и сказал молодой артистке, что Светлана Фомичёва — совершенно непривлекательное имя для будущей кинозвезды. Так на афишах картины 1966 года «Красные поляны» появилась «Светлана Тома».

Молдавская актриса Светлана Тома. 1969 год. Фото: РИА Новости/ Пищальников

Но после нескольких лет совместной плодотворной работы и любви пара распалась. По признанию Тома, жить с Лотяну было нелегко: слишком уж он нравился женщинам. Правда, им удалось сохранить тёплые отношения на всю жизнь. Благодаря этой дружбе спустя годы Светлана Тома сыграет свою звёздную роль: цыганку в картине Лотяну «Табор уходит в небо». Впрочем, дружбой в чистом виде их общение трудно назвать и после расставания: роман Лотяну и Тома то вспыхивал, то затихал на протяжении всей жизни.

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо», 1976 год. Фото: Кадр из фильма

Но тогда Тома ещё не знала, что отношения с Эмилем у неё будут длиною в жизнь. Вскоре после первого разрыва с режиссёром она встретила своего будущего мужа: Светлана училась актёрской профессии в Ленинграде, в специальной группе, которую готовили для труппы Кишинёвского драматического театра. Олег Лачин был красив. Блондин, талантливый, весёлый. Светлана вышла за него замуж. Правда, как она говорила потом в интервью, это скорее было бегство от чувств к Лотяну. В браке родилась прекрасная дочка Ирочка, похожая, на мать. Сегодня Ирину Лачину знают благодаря ролям в картинах «Леди Бомж», «Леди Босс», «Белый налив» и др. В апреле 1973 года Лачин погиб: плавая в Днепре, 26-летний актёр попал под катер. Ирочку взяли на воспитание родители Светланы. «Мой отец погиб, когда мне было 8 месяцев, — рассказывала в интервью «АиФ» Лачина. —  Но у меня перед глазами была хорошая модель семьи: бабушка и дедушка, мамины родители. Дедушка заменил мне отца, и до трёх лет я называла его папой».

В 2000 году Тома вышла замуж за драматурга Андрея Вишневского, который был намного младше неё. Его пьесы ставили театры в Москве, Берлине, Хельсинки. Они прожили 5 лет и расстались.

Светлана Тома с дочерью Ириной Лачиной. Фото: РИА Новости/ Екатерина Чеснокова

В последние дни своей жизни Эмиль Лотяну, угасающий от рака, попросил Светлану приехать к нему. И Тома вместе с другой женой режиссёра — актрисой Галиной Беляевой — проводили дни и ночи у постели любимого человека. Познакомились женщины на съёмках картины Лотяну «Анна Павлова», где Галина играла знаменитую русскую балерину, а Светлана — её мать.

Когда Эмиль умер, для Светланы Тома это стало страшной личной трагедией: по её словам, она почувствовала себя сиротой. «Таких людей забыть невозможно», — говорит по сей день артистка. 

aif.ru

Эмиль Лотяну и Светлана Тома: история любви, по которой можно снять сериал

Легендарный режиссер, которого называли последним романтиком советского кино, родился 6 ноября 1932 года. В своих знаменитых фильмах «Табор уходит в небо» и «Мой ласковый и нежный зверь» Эмиль Лотяну смог рассказать о любви так, что зрители, и, особенно, зрительницы, не сдерживали слез. Самому режиссеру тоже выпало пережить любовь, которая достойна экранизации.

Французские корни

Тома СветланаСветлана Тома — Народная артистка Молдовы, заслуженная артистка России. Стала звездой экранов после выхода картины «Табор уходит в небо».

Со Светланой Фомичевой — будущей звездой кино, которой она станет под фамилией Тома, Эмиль Лотяну познакомился в 1965 году, когда искал героиню для своего второго полнометражного фильма «Красные поляны». 17-летняя Светлана, которую режиссер увидел на троллейбусной остановке, о карьере актрисы не помышляла, планировала стать юристом, как того хотел отец, готовилась к поступлению в Кишиневский университет. Когда известный режиссер, за плечами которого на тот момент уже было два брака, впервые увидел юную красавицу, то был не очень-то уверен, что она сможет сыграть, как нужно. Но потом увидел ее глаза — очень светлые и лучистые — и не смог оторвать от них взгляда. Через неделю девушка уже была утверждена на роль, режиссер заручился согласием ее родителей, пообещав после съемок вернуть им дочь «в целости и сохранности».

Светлана Тома в фильме «Красные поляны»Светлана Тома в фильме «Красные поляны». Кадр из фильма

Эта встреча перевернула жизнь Светланы: несмотря на почти 12-летнюю разницу в возрасте, она очень быстро влюбилась. Для Лотяну же девушка стала музой, возлюбленной и женой, правда гражданской: расписываться режиссер не спешил.

Как потом вспоминала актриса, ухаживал он невероятно красиво, учил ее профессии и буквально «вылепил» ее — и как актрису, и как женщину. Когда работа над фильмом уже подходила к концу, по настоянию Эмиля Лотяну, объяснившего, что Фомичева — это не фамилия для актрисы, она взяла псевдоним. Светлана вспомнила, что ее прабабушка-француженка носила фамилию Тома, с ударением на последний слог. Так родилась новая звезда советского кино. На афишах «Красных полян», вышедших в 1966 году, она уже значилась как «Светлана Тома».

Новая жизнь

Эмиль ЛотянуЭмиль Лотяну, 1972 г. Источник: Wikimedia Режиссеры, которые любят снимать в кино собственных женКто получил роли в кино не только из-за таланта, но и благодаря семейным узам, вспоминает Teleprogramma.pro

Лотяну слыл светским львом и ловеласом. Перемены в его поведении порой потрясали девушку: на съемочной площадке он был жестким, очень требовательным, порой даже казался жестоким и грубым, но когда работа заканчивалась — становился нежным и внимательным. Правда Эмиль то и дело диктовал своей юной возлюбленной, как она должна была себя вести, между ними нередко вспыхивали ссоры, кроме того, за Эмилем Лотяну всегда следовала вереница женщин, от поклонниц у него не было отбоя. Прожив вместе несколько лет, влюбленные расстались — но вряд ли они тогда предполагали, что связывающие их нити окажутся настолько крепкими, что их роман будет длится годы, то угасая, то вспыхивая вновь.

Светлана Тома подала документы в Ленинградский институт культуры. Там она познакомилась со своим будущим мужем Олегом Лачиным, который был ее однокурсником. В 1969 году они вместе устроились на работу в русский театр в Тирасполе. В 1971 году у них родилась дочь Ирина, а через несколько месяцев Олег погиб — купаясь в Днепре, попал под катер. Малышку взяли на воспитание родители Светланы, обожавшие внучку, как потом вспоминала Ирина Лачина, дедушка заменил ей отца. Светлана Тома тяжело переживала эту трагедию, с головой ушла в работу в театре. А потом в ее жизни снова появился Эмиль Лотяну, пригласивший актрису в свой знаменитый фильм «Табор уходит в небо».

«Мы сходились с Эмилем, расставались. Но он всегда шел по жизни где-то рядом», — расскажет однажды Светлана Тома в одном из своих интервью. А в другой раз актриса добавит, что они успели «прорасти» друг в друга так, что уже ничего не могло разрушить их отношений — ни ссоры, ни расставания, ни другие, все равно они были связаны незримой нитью.

Самая красивая цыганка Советского Союза

Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо»Светлана Тома в фильме «Табор уходит в небо». Кадр из фильма.

Съемки проходили в Карпатах. Рассказывали, что для того, чтобы Светлана двигалась как настоящая цыганка и приобрела необходимую пластику, Лотяну заставлял ее перед съемками ходить с привязанным к ногам грузами чуть ли не по 20 килограммов каждый. При этом на улице стояла жара, из-за отсутствия дождей съемочная группа часто задыхалась от пыли. Но режиссер поблажек никому не делал, работали все до изнеможения.

В какой-то момент, не выдержав, актриса бросила все и уехала в Москву. Она так устала, что в глубине души даже надеялась, что ее снимут с роли — но оказалось, что Лотяну ждал ее возвращения. Правда, обидевшись, перестал общаться лично и какое-то время передавал все распоряжения через ассистентов и других третьих лиц. Роль цыганки Рады сделала Светлану звездой всесоюзного масштаба, миллионы женщин мечтали встретить в своей жизни такую же любовь, какую довелось испытать ее героине. А у Лотяну вскоре появилась новая муза.

Пигмалион и его новая Галатея

На главную роль в своем новом фильме «Мой ласковый и нежный зверь», экранизации чеховской «Драмы на охоте», Эмиль Лотяну приглядел хрупкую балерину, студентку Воронежского балетного училища Галину Беляеву. Ей было всего 16 — чуть меньше, чем Светлане Томе на момент ее знакомства с режиссером. И, как последняя потом признавалась журналистам, она «уступила» юной красавице дорогу. «Ему было интересно создавать», — скажет в одном из интервью Светлана Андреевна. Режиссер создавал картины, он пытался создать и свою идеальную женщину. Правда «вылепить» идеальную жену, какой он себе ее представлял, из Галины Беляевой, оказалось непросто: подчиняться она не хотела.

Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь»Галина Беляева в фильме «Мой ласковый и нежный зверь». Кадр из фильма.

После выхода фильма Беляевой исполнилось 18, и они с Лотяну поженились. В 1980 году у них родился сын, которого назвали в честь отца Эмилем. А через год супруги приступили к новой совместной работе — фильму «Анна Павлова». В нем нашлось место и Светлане Томе: Галина играла знаменитую русскую балерину, а Светлана — ее мать. Вскоре после выхода картины на экран Беляева и Лотяну развелись. Впоследствии актриса скажет, что, видимо, тогда ей не хватало житейской мудрости — из-за этого они во многом и расстались, несмотря на то, что сам Лотяну разводиться не хотел.

Светлана Тома, 2016 гСветлана Тома, 2016 г. Фото: Михаил Фролов/Архив «КП»

После расставания Беляевой режиссер жил достаточно одиноко. В 2003-м, когда у Лотяну неожиданно диагностируют рак в последней стадии, обе женщины вновь окажутся рядом — уже у его больничной койки, будут ухаживать за ним и делать вид, что не знают о страшном диагнозе, который врачи пытались скрывать от режиссера. На тот момент у каждой из них давно уже была своя личная жизнь, но не отдать последнюю дань человеку, который так много значил в их жизни, они не могли.

Светлана Тома с дочерью, актрисой Ириной Лачиной, 2018 гСветлана Тома с дочерью, актрисой Ириной Лачиной, 2018 г. Фото: Борис Кудрявов/Архив «ЕГ»

Незадолго до смерти Лотяну, после «Анны Павловой», практически не снимавший фильмов, воспрял духом и загорелся идеей новой картины — конечно же, о любви. Было придумано название — «Яр». Уже был найден главный герой, арт-директор кишиневского телевидения Теодора Гуцу, главную героиню режиссер искал долго, в итоге нашел в Словении. Но отснять он успел лишь один кадр.

teleprogramma.pro


Смотрите также