Станислав ростоцкий биография личная жизнь


Станислав Ростоцкий

Станислав Ростоцкий – советский кинорежиссер, известный публике по фильмам «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Белый Бим Черное ухо». Его проекты дважды номинировались на престижную награду «Оскар» и получали государственные премии. Ростоцкий при жизни был признан зрителями и коллегами по цеху.

Детство и юность

Станислав Иосифович Ростоцкий родился 21 апреля 1922 года в городке под названием Рыбинск, расположенном в Ярославской области. Будучи единственным и обожаемым сыном врача Иосифа Болеславовича и домохозяйки Лидии Карловны, Стас рос в любви и внимании. В детские годы ребенок много времени проводил в деревне, где его научили ценить простое и вечное: труд, природу, честность и порядочность.

Режиссер Станислав Ростоцкий

Юношеские годы мальчика пришлись на сложное время, когда бытовые условия были не приспособлены для комфортной жизни, а продуктов постоянно не хватало. Одежду приходилось донашивать за старшими, но это не заботило подростка. Он с любовью относился к привычной жизни, людям и тяготам, которые наблюдал.

Станиславу Ростоцкому довелось пожить в советской коммуналке, где совместное существование нескольких семей создавало неповторимую атмосферу, незнакомую современному обществу. В такой обстановке шло воспитание будущего режиссера, который лелеял мечту о профессии с 5 лет. В этом возрасте Ростоцкий увидел картину Сергея Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» и решил посвятить себя созданию фильмов.

Станислав Ростоцкий в молодости

Судьба благоволила Станиславу. В 16 лет он волей случая оказался на пробах к картине Эйзенштейна «Бежин луг». Там он и свел личное знакомство с постановщиком. Молодой человек не постеснялся рассказать о своих амбициях и обрел в лице режиссера наставника и друга. Следуя наставлениям Эйзенштейна, Ростоцкий начал изучать литературу, искусство и другие науки, набираясь знаний и опыта.

Получив образование в школе, Станислав Иосифович поступил в Институт философии и литературы, планируя последующее обучение в Институте кинематографии. Но война не позволила его намерениям исполниться. ВГИК эвакуировали, а амбициозного юношу призвали в армию. С 1943 года Ростоцкий защищал родину на фронте. Родительский дом не готовил его к тем ужасам, с которыми пришлось столкнуться в боях. Опыт, вынесенный из военных лет, нашел отражение в творчестве постановщика.

Фильмы

Станиславу Ростоцкому повезло работать под началом Григория Козинцева, занимавшегося съемками на «Ленфильме». Полученные навыки и приятная рекомендация от мэтра были проходным билетом в мир кинематографа. В 1952 году Ростоцкий стал самостоятельным режиссером. Он, подвергаясь влиянию современных тенденций оттепели, снимал картины на производственные темы, повествуя о жизни в селе. О ней Станислав Иосифович знал не понаслышке, поэтому ему удавалось создавать глубокие и проникновенные ленты.

Режиссер Станислав Ростоцкий

Снятая Ростоцким картина «Земля и люди» не сразу попала на экран. Созданная по рукописи, запрещенной к печати, лента становилась откровением о реальном положении вещей в селе. Худсовет воспрепятствовал премьере и окрестил режиссера контрреволюционером. Фильм увидел свет после 20 съезда партии и был чрезвычайно популярен.

В 1957 году была снята картина «Дело было в Пенькове», повествующая о герое по имени Матвей и конфликте, который имел место между ним и общепринятой системой ценностей. Главную роль сыграл Вячеслав Тихонов. Лента принесла актеру большую популярность и любовь публики.

Вячеслав Тихонов и Станислав Ростоцкий

Новой картиной, врезавшейся в сердца миллионов, стал фильм «Доживем до понедельника». Он дал начало новому для советского кинематографа направления юношеского кино. События происходили в школе и описывали взаимодействие двух разных поколений. Из общения представители обоих выносят уроки. Съемки фильма проводили в кратчайшие сроки, и спустя 3 месяца после старта первых кадров проект был готов. Это и спасло картину от забвения на полках.

Премьера планировалась на Всесоюзном съезде учителей, и мало кто был уверен в ее успехе. Вопреки ожиданиям, проект встретили с восторгом. В 1962 году лента получила Государственную премию СССР и стала обладателем приза Гран-при в рамках Московского международного кинофестиваля.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «А зори здесь тихие»

Одним из главных проектов в фильмографии Станислава Ростоцкого стал «А зори здесь тихие». Фильм, снятый по повести Бориса Васильева, рассказывал о непростых судьбах юных девушек, столкнувшихся с суровыми реалиями войны. Их подвиг режиссер описал в картине, которая сегодня считается классикой. Она получил номинацию на «Оскар» и была лауреатом международных кинофестивалей.

На создание ленты автора вдохновила и личная история. В одном из боев Ростоцкого спасла от гибели некая Анна Чегунова. Девушка буквально вынесла бойца из пекла и дала возможность выжить. Судьба не пощадила спасительницу режиссера. Ее личная жизнь после войны сложилась удачно, Анна обзавелась семьей, но спустя время врачи обнаружили у женщины рак мозга. К финалу съемок картины Анна уже потеряла зрение, но благодарный Ростоцкий привез ее на презентацию ленты и описывал происходящее на экране вслух.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма «Белый Бим Черное ухо»

В своих работах режиссер уделял большое внимание героям, человеку и его эмоциям. Лучшие качества персонажей постановщик освещал в первую очередь. Образы в его фильмах узнаваемы. Героям хочется сопереживать и волноваться за их будущее. Проектом, берущим за душу каждого зрителя, оказался фильм «Белый Бим Черное ухо». Картина стала обладателем Ленинской премии и Гран-при Чешского кинофестиваля.

Личная жизнь

В молодости Станислав Ростоцкий пользовался популярностью у представительниц прекрасного пола, поэтому его знакомая Нина Меньшикова и не рассчитывала на взаимность.

Станислав Ростоцкий и его жена Нина Меньшикова

Точки над «i» расставили случай и творческая командировка, в которой молодые люди оказались вместе с Владимиром Красильщиковым. Забота и внимание Нины сделали свое дело, и Ростоцкий влюбился. Решительность девушки произвела на него впечатление. В скором времени Нина Меньшикова стала женой режиссера.

Ростоцкий снял возлюбленную в некоторых кинолентах. Актриса появлялась в кадре «Доживем до понедельника» в образе учительницы и в роли Веры Кругловой в картине «Девчата».

Андрей Ростоцкий, Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова

В браке двух талантливых деятелей искусства родился сын Андрей Ростоцкий. Как это часто случается в ситуациях, когда дети идут по стопам родителей, продолжая их дело, молодой человек также посвятил себя творчеству.

Смерть

Биография Станислава Иосифовича Ростоцкого богата на события, а фильмография полна проектов, которые продолжают жить после кончины автора. Режиссер умер в 2001 году. Причиной смерти стал сердечный приступ, настигнувший его за рулем автомобиля. Постановщик ехал в Выборг, чтобы участвовать в кинофестивале «Окно в Европу».

Могилы Станислава Ростоцкого и Нины Меньшиковой

Могила Ростоцкого находится на Ваганьковском кладбище. Там же похоронены его супруга и сын.

Сегодня фото Станислава Ростоцкого дополняют методические издания и учебники по режиссуре кино.

Фильмография

  • 1955 – «Земля и люди»
  • 1957 – «Дело было в Пенькове»
  • 1959 – «Майские звёзды»
  • 1962 – «На семи ветрах»
  • 1966 – «Герой нашего времени»
  • 1968 – «Доживём до понедельника»
  • 1972 – «А зори здесь тихие»
  • 1977 – «Белый Бим Чёрное ухо»
  • 1980 – «Эскадрон гусар летучих»
  • 1985 – «И на камнях растут деревья»
  • 1989 – «Из жизни Фёдора Кузькина»
Page 2

Татьяна Тотьмянина

Фигуристка, чемпионка Олимпиады, Европы и мира, Заслуженный мастер спорта

24smi.org

Трагедия семьи Ростоцких: Непростые судьбы знаменитого режиссера и его сына

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Андрей и Станислав Ростоцкие | Фото: fb.ru и chtoby-pomnili.net21 апреля исполняется 96 лет со дня рождения режиссера Станислава Ростоцкого, известного по фильмам «Дело было в Пенькове», «А зори здесь тихие», «Доживем до понедельника», «Эскадрон гусар летучих». Ему довелось пережить немало испытаний на своем веку: режиссер прошел через войну, потеряв ногу и едва не лишившись жизни. Его ангелом-хранителем почти 50 лет оставалась его жена, актриса Нина Меньшикова, которая отказалась от многих ролей, чтобы уделять больше внимания мужу и сыну. Андрей Ростоцкий продолжил творческую династию и стал известным актером и каскадером. К сожалению, его жизнь трагически оборвалась спустя год после смерти отца.

Станислав Ростоцкий | Фото: spektrnews.in.ua

Когда началась война, Станислав Ростоцкий учился в Институте философии и литературы. В 1942 г. его призвали в армию, в 1943 г. он попал на фронт. В феврале 1944 г. режиссер был тяжело ранен – он попал под танк, у него была отдавлена нога. 12 часов он пролежал в болоте, уже не надеясь на спасение. К счастью, его стоны услышали находившиеся рядом солдаты и вытащили его с поля боя. Но спасти ногу уже не удалось – в госпитале его поставили перед выбором: либо ампутация, либо смерть. Операция прошла не очень удачно, и всю жизнь Ростоцкий страдал от сильных болей. Менять протезы приходилось ежегодно, привыкать к новой конструкции – по несколько недель. Однако окружающие даже не подозревали о том, что у него был протез, – кроме небольшой хромоты, его проблему больше ничего не выдавало, а жаловаться на свои беды он не привык.

Станислав Ростоцкий на съемках фильма *А зори здесь тихие*, 1971 | Фото: kino-teatr.ru

О войне режиссер говорить не любил, но все свои воспоминания и переживания он воплотил в своем творчестве. Возможно, поэтому фильм «А зори здесь тихие» получился таким проникновенным и лиричным. Его самого с поля боя вынесла женщина, о которой он рассказывал: «На фронте ее звали Аня Чегунова, потом она стала носить фамилию мужа – Бекетова. Она не видела картину «А зори здесь тихие...» – к тому времени уже ослепла. Я привез ее на студию и во время показа рассказывал, что происходит на экране... Таким образом, она сумела ее «посмотреть». Аня знала, что я в огромной степени снимал этот фильм как благодарность ей и как благодарность всем тем женщинам, которые помогли многим бойцам остаться в живых».

Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru

Нина Меньшикова в фильме *Девчата*, 1961 | Фото: kino-teatr.ru

Нина Меньшикова в фильме С. Ростоцкого *Доживем до понедельника*, 1968 | Фото: kino-teatr.ru

В 1944 г. Станислав Ростоцкий вернулся в Москву и поступил во ВГИК. С юных лет он оказывался в центре внимания в любой компании. Он был темпераментным, волевым, решительным – словом, из тех, кого называют «настоящими мужчинами». Во ВГИКе многие студентки были в него влюблены, ему прочили брак с Аллой Ларионовой – первой красавицей вуза. Однако его избранницей стала Нина Меньшикова, у которой не было ни толп поклонников, ни внешнего блеска, ни репутации femme fatale. Для многих его выбор был удивительным, но сам он никогда о нем не пожалел. Никто из поклонниц Ростоцкого не знал о том, что он был инвалидом, – Нина была первой, кому он признался в этом. Но девушку это ничуть не испугало. На вопрос о том, согласна ли она жить с инвалидом, она ответила: «Всю жизнь!»

Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: chtoby-pomnili.net

Станислав Ростоцкий | Фото: lenfilm.ru

«Сколько ненужного, глупого, ненастоящего перенес бы я в жизни, если бы не Нинка! Сколько было бы пошлости и бессмысленности! Умница она у меня и чудо», – позже запишет в дневнике режиссер. Меньшикова была талантливой актрисой и сыграла бы намного больше ролей, если бы не считала, что самая главная ее роль – жены и матери. К тому же сценарии, которые ей предлагали, очень часто браковал Станислав Ростоцкий. А однажды он даже приехал и забрал ее со съемок, узнав о том, что в его жену был влюблен оператор картины.

Режиссер Станислав Ростоцкий | Фото: polit.ru

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru

В 1957 г. у пары родился сын, которого назвали Андреем. Нина Меньшикова признавалась, что самым счастливым моментом в ее жизни был тот день в роддоме, когда ей впервые принесли его кормить. Она старалась воспитывать его таким же, каким был его отец – сильным и мужественным. Андрей пошел по стопам родителе и выбрал для себя актерскую профессию. В фильме отца «Эскадрон гусар летучих» Андрей исполнил роль Дениса Давыдова, правда, в титрах он был указан под другим именем – Степан Степнов. Отец не хотел, чтобы все знали, что молодой актер – сын известного режиссера, и чтобы успехи сына объясняли только их родством. Но Андрей Ростоцкий и не давал поводов для переживаний – с молодых лет он стал самостоятельной творческой единицей и быстро завоевал популярность и любовь зрителей. Его прославили роли в фильмах «Дни Турбиных», «Они сражались за Родину», «Конец императора тайги».

Андрей Ростоцкий с родителями | Фото: 24smi.org

Актер, режиссер, каскадер Андрей Ростоцкий | Фото: 24smi.org

Помимо актерских способностей, у Андрея Ростоцкого была хорошая спортивная подготовка – он считался одним из лучших в стране специалистов по фехтованию историческим оружием, стал кандидатом в мастера спорта по конному троеборью. Все трюки на съемках актер выполнял самостоятельно, а вскоре занялся и их постановкой. Он добился немалых успехов как актер, режиссер и каскадер, а также был известен как инструктор школы выживания. Вместе с ее основателем он совершил экспедицию по пещерам крымских гор и снял об этом документальный фильм. В фильме «Они сражались за Родину» Андрей исполнил свой первый каскадерский трюк, который воспроизводил ситуацию, случившуюся на войне с его отцом: его герой попадал под танк.

Андрей Ростоцкий в фильме *Дни Турбиных*, 1976 | Фото: kino-teatr.ru

Кадр из фильма *Петля*, 1983 | Фото: kino-teatr.ru

Андрей Ростоцкий часто сам выбирал места для постановки трюков и самостоятельно их осматривал перед началом съемочного процесса. В мае 2002 г. он искал локацию для съемок своего фильма «Моя граница» в районе горнолыжного курорта под Сочи. Понадеявшись на свой профессионализм и хорошую спортивную подготовку, он попытался без страховки взобраться на горный склон у водопада «Девичьи слезы» и сорвался с большой высоты. Трагическая гибель 45-летнего актера и режиссера стала большим потрясением для всех, кто его знал, но самым большим ударом это было для Нины Меньшиковой, которая всего за год до этого похоронила мужа – Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа. Она пережила мужа на 6 лет, а сына – на 5.

Актер с женой и дочерью | Фото: kino-teatr.ru

Актриса и режиссер Светлана Дружинина рассказывала: «Говорят, каждому отмеряно количество шагов, слов, вздохов. Вероятно, вся его семья прожила какой-то такой бурный поток жизни, что совершенно невероятным образом вся семья очень быстро или ушла в мир иной, или ушла из кинодеятельности».

Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru

Актриса Нина Меньшикова | Фото: kino-teatr.ru

Их союз был исключением из правил в актерской среде. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова: полвека счастья не напоказ.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова: Полвека счастья не напоказ

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий.Отношения Станислава Ростоцкого и Веры Меньшиковой не были простыми и безоблачными. Но их семья, которая началась с неудачного знакомства, просуществовала почти полвека, устояв перед всеми жизненными невзгодами и проблемами.

Станислав Ростоцкий в молодости. / Фото: www.vk.com

Станислав Ростоцкий был красавцем. Если добавить к его красоте героическое прошлое (он был участником войны), настоящий талант и море обаяния, можно представить, каким успехом пользовался будущий режиссер у слабого пола еще в студенческие годы. Нина Меньшикова была влюблена в него с первого курса, но искренне считала, что никогда не сможет добиться взаимности со стороны Ростоцкого. А когда судьба давала Нине шанс пообщаться с предметом ее страсти, она вела себя подчеркнуто равнодушно.

Нина Меньшикова. / Фото: www.utyugok.ru

Сам Станислав заметил Нину сразу, но искренне считал, что она-то точно не испытывает к нему никаких чувств. Когда они встретились случайно в троллейбусе, он вызвался было проводить Нину домой. Но ехать было настолько далеко, что он тут же передумал. А во второй раз он просто искал среди знакомых ему девушек ту, что согласится отправиться в глухую деревню выполнять функцию поварихи при нем и Владимире Красильщикове. Они сняли домик на лето, чтобы полностью посвятить себя творчеству, не отвлекаясь ни на какие бытовые проблемы.

Станислав Ростоцкий. / Фото: www.lenfilm.ru

Нина Меньшикова согласилась сразу же. Она не особенно умела готовить, но шанс провести почти три месяца в обществе симпатичного ей молодого человека мог больше и не выпасть.Станислав Ростоцкий был немало удивлен ее согласием, но связал это с желанием будущей актрисы получить впоследствии у него роль. Он сидел с Красильщиковым в машине, когда появилась Нина. Раскрасневшаяся, в легком платье и с большими сумками, заполненными продуктами.

Нина Меньшикова. / Фото: www.kino-teatr.ru

Вскоре он понял, что влюблен в эту самоотверженную девушку, не побоявшуюся поехать в глушь с двумя мужчинами. Он не отходил от нее, оказывал знаки внимания, вел долгие разговоры. А потом решился открыть свою тайну. На войне он потерял ногу и, несмотря на постоянное внимание к нему со стороны девушек, вовсе не был уверен в том, что кто-то вообще согласится выйти за него замуж, узнав о его инвалидности.Но разве Нину могло что-то остановить? Она была не просто влюблена, она по-настоящему любила его. Она честно сказала, что готова прожить с ним всю жизнь.

Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий. / Фото: www.kino-teatr.ru

Сценарий был сдан вовремя, а вскоре Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова стали супругами. Наступившая беременность Нины испугала врачей, они стали настоятельно советовать ей отказаться от желания иметь ребенка. Дело в том, что роды были опасными для Нины из-за перенесенного ранее туберкулеза. Но сама актриса была полна решимости. Она мечтала, что у нее будет счастливая семья и уютный дом. А разве может быть счастье без детей? И в положенный срок Нина Меньшикова вполне благополучно родила сына Андрюшу. Ее мечта сбылась. Супруги были счастливы.Нине и Станиславу часто приходилось расставаться. То он в длинной творческой экспедиции где-то далеко, то она на съемках или гастролях. Единственной связующей ниточкой были письма и телеграммы.

Станислав Ростоцкий. / Фото: www.vyborg.ru

Станислав Ростоцкий, как это нередко бывает у творческих личностей, иногда увлекался другими женщинами. В долгой разлуке, рядом с красивыми актрисами. Иногда увлечения были серьезными, и он даже принимал решение о разводе. Но потом он приезжал домой, садился за стол, звал Нину. И понимал, что никуда он не хочет уходить. Здесь, рядом с этой женщиной, он по-настоящему счастлив.

Нина Меньшикова. / Фото: www.gallery.ru

Иногда и Нина невольно давала ему повод для ревности. Нет, она сама не увлекалась, а вот в нее влюблялись. Узнав, что к супруге неравнодушен режиссер, у которого она снимается, Ростоцкий отправился на съемочную площадку, приготовив угощение для всей творческой группы. Он всех напоил, накормил, а утром просто увез Нину домой. Сам он снял супругу единственный раз, в фильме «Доживем до понедельника».

Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий с сыном Андреем. / Фото: www.bugrenok.ru

С годами все понятнее становилось: главное в их жизни – это их семья, их друзья и работа. Они жили и дышали в унисон, понимая друг друга даже не с полуслова – с полувзгляда. Они никогда не предавали, никогда не причиняли боли друг другу, старательно оберегая свои чувства и свой маленький мир, где каждому тепло и уютно. Нина всегда оставалась для него той самой девчонкой, в которую он когда-то влюбился. Впрочем, и он сам не чувствовал своего возраста.

Нина Меньшикова и Станислав Ростоцкий. / Фото: www.graphnet.ru

А в августе 2001 года его не стало. Станислав Иосифович ехал в Выборг на фестиваль «Окно в Европу». Ему стало плохо прямо за рулем, он остановил машину, Нина Евгеньевна вызвала скорую помощь, но приехали медики слишком поздно. Сердце режиссера перестало биться.

Станислав Ростоцкий, Нина Меньшикова, Марианна, Ольга и Андрей Ростоцкие. / Фото: www.livejournal.com

А еще через год во время съемок погиб сын Андрей. Потеряв двух самых главных мужчин в своей жизни, Нина Евгеньевна держалась. Она стала жить ради внучки Ольги и невестки Марьяны, поддерживая и помогая им.Нина Евгеньевна ушла в 2007 году. Она сыграла множество ролей, но самой главной и самой важной она всегда считала роль жены Ростоцкого.

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова просто любили и просто были счастливы. Еще одним пример крепкого и долговечного брака: семья Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Биография Станислава Ростоцкого

The-biografii.ru информационно-развлекательно-образовательный сайт для любых возрастов и категорий интернет пользователей. Здесь и дети, и взрослые с пользой проведут время, смогут повысить свой уровень образования, прочесть любопытные жизнеописания великих и известных в разных эпохах людей, посмотреть фотоматериалы и видео из частной сферы и общественной жизни популярных и именитых личностей. Биографии талантливых актеров, политиков, ученых, первооткрывателей. Мы представим Вам с творчество, художников и поэтов, музыку гениальных композиторов и песни знаменитых исполнителей. Сценаристы, режиссеры, космонавты, физики-ядерщики, биологи, атлеты – множество достойных людей, оставивших отпечаток во времени, истории и развитии человечества собраны воедино на наших страницах. На The-biografii.ru Вы узнаете малоизвестные сведения из судеб знаменитостей; свежие новости из культурной и научной деятельности, семейной и личной жизни звезд; достоверные факты биографии выдающихся жителей планеты. Все сведения удобно систематизированы. Материал подан в простом и понятном, легком для чтения и интересно оформленном виде. Мы постарались, чтоб наши посетители получали здесь необходимую информацию с удовольствием и большим интересом.

Когда хочется узнать подробности из биографии известных людей, нередко начинаешь выискивать информацию из множества справочников и статей, разбросанных по всему интернету. Теперь, для Вашего удобства, все факты и наиболее полные сведения из жизни интересных и публичных людей собраны в одном месте. The-biografii.ru подробно расскажет о биографии знаменитых людей оставивших свой отпечаток в человеческой истории, как в глубокой древности, так и в нашем современном мире. Тут можно больше узнать о жизни, творчестве, привычках, окружении и семье Вашего любимого кумира. Об истории успеха ярких и неординарных людей. О великих ученых и политиках. Школьники и студенты почерпнут на нашем ресурсе необходимый и актуальный материал из биографии великих людей для различных докладов, рефератов и курсовых. Узнавать биографии интересных людей, которые заслужили признание человечества, занятие часто очень увлекательное, так как истории их судеб захватывают не меньше иных художественных произведений. Для кого-то такое чтение может послужить сильным толчком для собственных свершений, даст веру в себя, поможет справиться с непростой ситуацией. Встречаются даже заявления, что при изучении историй успеха других людей, в человеке помимо мотивации к действию, проявляются и лидерские качества, укрепляется сила духа и упорство в достижении целей. Интересно почитать и размещенные у нас биография богатых людей, чья стойкость на пути к успеху достойна подражания и уважения. Громкие имена прошлых столетий и нынешних дней всегда будут вызывать любопытство историков и обычных людей. А мы поставили своей целью удовлетворить такой интерес в полной мере. Хотите блеснуть эрудицией, готовите тематический материал или просто интересно узнать все об исторической личности – заходите на The-biografii.ru. Любители почитать биографии людей могут перенять их жизненный опыт, научиться на чьих-то ошибках, сравнить себя с поэтами, художниками, учеными, сделать важные для себя выводы, самосовершенствоваться, используя опыт неординарной личности. Изучая биографии успешных людей, читатель узнает, как были сделаны великие открытия и достижения, давшие шанс человечеству взойти на новую ступень в своем развитии. Какие препятствия и сложности пришлось преодолеть многим известным людям искусства или ученым, знаменитым врачам и исследователям, бизнесменам и правителям. А как увлекательно окунуться в историю жизни какого-либо путешественника или первооткрывателя, представить себя в качестве полководца или бедного художника, узнать историю любви великого правителя и познакомиться с семьей давнего кумира.

Биографии интересных людей у нас на сайте удобно структурированы так, чтоб посетителям не составляло труда найти в базе сведения о любом нужном человеке. Наша команда стремилась к тому, чтоб Вам понравилась и простая, интуитивно ясная навигация, и легкий, интересный стиль написания статей, и оригинальный дизайн страниц.

the-biografii.ru

Режиссер Станислав Ростоцкий: биография, фильмография и личная жизнь. Ростоцкий Станислав Иосифович — советский российский кинорежиссёр

Станислав Ростоцкий – кинорежиссер, педагог, актер, Народный артист СССР, Лауреат Ленинской премии, но прежде всего он человек с большой буквы – невероятно чувствительный и понимающий, сострадающий переживаниям и проблемам других людей. Он человек с огромной силой воли и любовью к жизни, который, несмотря на все свои проблемы и трудности, не перестал удивляться окружающему миру, радоваться каждому дню и замечать красоту вокруг себя.

Биография

Ростоцкий Станислав Иосифович родился весной 1922 года в Ярославской области, в семье Иосифа Болеславовича и Лидии Карловны. Мальчик был единственным ребенком в семье, и ему с избытком доставалось и внимания, и родительской заботы, и любви. Мама будущего режиссера была домохозяйкой, папа – врачом.

Детские годы Ростоцкого неразрывно связаны с деревней. Мальчишкой он провел там очень много времени. Любовь к истинно русским ценностям – труду, природе, земле – заложились еще в юные годы. Станислав испытал на себе многое из того времени – неустроенный быт; карточки на продукты, по которым можно было приобрести хлеб; одежда, доставшаяся по наследству от старших товарищей или отца. Но Ростоцкому все это было по душе – деревенские люди, их жизнь, их нелегкий ежедневный труд.

Жизнь в городской коммуналке – еще один элемент биографии будущего режиссера. Общее проживание многих семей в одной квартире – особое время, которое не прошло незамеченным сквозь сердце и душу Станислава Иосифовича. Все эти условия жизни, обстоятельства по кусочкам складывались в общую картину, закладывали и формировали характер Ростоцкого.

Мечты и планы на будущее

Мечта стать великим режиссером не давала покоя Станиславу Иосифовичу с малых лет. Будучи пятилетним сорванцом, он увидел «Броненосца «Потемкина» Сергея Эйзенштейна. Картина настолько впечатлила мальчишку, что он во что бы то ни стало решил связать свою жизнь с кинематографом.

Позже Сергей Эйзенштейн стал для Ростоцкого другом, учителем, даже больше – наставником по жизни, человеком, который заложил фундамент в формировании личности будущего режиссера, его моральные и этические принципы, основные черты характера.

Дело в том, что волею судьбы будущий актер Ростоцкий Станислав попал на кинопробы в картину «Бежин луг» Сергея Эйзенштейна, где и познакомился с великим режиссером.

В шестнадцатилетнем возрасте юный Ростоцкий обратился к Эйзенштейну за помощью – молодой человек попросил маститого режиссера обучить его азам профессии. Взамен на это Ростислав был готов выполнять любую неприглядную работу – управляться по хозяйству, чистить ботинки и пр. Сергей Эйзенштейн с юмором воспринял такое пылкое предложение молодого человека, и для начала порекомендовал юноше серьезно заняться самообразованием – изучать мировое искусство, музыку, литературу. Великий режиссер твердо был уверен в том, что без знаний нет режиссуры.

После окончания школы Станислав поступил в Институт философии и литературы. Общение с Эйзенштейном не прошло бесследно. Молодой человек твердо был уверен в том, что в будущем поступит в Институт кинематографии. Однако вскоре началась война, которая спутала все карты Ростоцкому. ВГИК эвакуировали, и теперь об учебе можно было забыть.

Ростоцкого призвали в армию в 1942 году. Надо сказать, что в мирное время будущий режиссер имел проблемы со здоровьем и считался нестроевым. Однако военная ситуация подкорректировала этот факт. В 1943 году молодой человек попал на фронт, где испытал все ужасы войны, и нос к носу столкнулся со смертью. Ему, мальчику, который рос в любви и гармонии, с тонкой душевной организацией, было мучительно осознавать весь кошмар происходящего вокруг. Этот тяжелый жизненный опыт не прошел бесследно. Он отразился сначала в воспоминаниях режиссера с простым названием «Автобиография», а позже в его кинокартинах, которые оставили на долгие годы неизгладимый след в сердцах советский людей – «А зори здесь тихие», «Майские звезды», «На семи ветрах».

Война ушла. А что осталось?

В феврале 1944 года на территории Украины Станислав Ростоцкий был тяжело ранен. Его госпитализировали сначала в Ровно, потом в Москву. Молодой человек был несколько раз оперирован, однако ногу врачи не спасли – ее пришлось ампутировать.

В августе 1944 года Ростоцкий получил инвалидность и вернулся в Москву. Он не сдался, не стал жалеть себя, после всего пережитого не сломался, не опустил руки, не перестал верить в собственные силы. Станислав, не обращая внимания на жизненные невзгоды, решил во что бы то ни стало осуществить свою детскую мечту. Он поступил в Институт кинематографии на курс Григория Козинцева. Мужчина с головой ушел в учебу, которая приносила невероятную радость и наслаждение, пытался впитывать в себя любую мелочь, ничего не упуская, старался научиться чему только возможно, стремился использовать каждый шанс.

С этого момента начался новый этап в жизни молодого Ростоцкого. Учеба во ВГИКе подарила будущему режиссеру судьбоносную встречу со своей супругой. Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова, которая училась на курсе у Сергея Герасимова, познакомились во время учебы в институте.

Семья Ростоцких

Девушка Нина сразу «положила глаз» на симпатичного Ростоцкого. Однако на то, чтобы завоевать сердце мужчины, всерьез не рассчитывала. Ростоцкий всегда был окружен многочисленными поклонницами. Семейное счастье и судьбу юной красавицы Меньшиковой решил случай, который предоставила жизнь. Нина, как жена декабриста, отправилась вслед за Ростоцким в дальнюю творческую командировку, куда будущий режиссер ехал вместе с товарищем Владимиром Красильщиковым. Совместный быт сблизил молодых людей, Станислав влюбился.

В своих воспоминаниях, однако, Ростоцкий признавался, что инициатива Нины ехать неизвестно куда с двумя незнакомыми мужчинами его удивила и даже не понравилась. Однако позже он поменял свое мнение. Спустя некоторое время молодые люди поженились.

Нина Меньшикова сыграла около шестидесяти ролей в кинокартинах. Режиссером некоторых из них был Станислав Ростоцкий. Зрителю навсегда запомнились исполненные актрисой роли учительницы русского языка и литературы в фильме «Доживем до понедельника», роль Веры Тимофеевны Кругловой в комедии «Девчата».

В браке у Станислава Иосифовича и Нины Евгеньевны родился сын Андрей, ставший позже известным актером. Видимо, наследственность двух творческих талантливых людей передалась и ребенку.

Начало творческого пути

Параллельно учебе в институте, Ростоцкий помогал Козинцеву на киностудии «Ленфильм», благодаря чему получил не только бесценный опыт, но и хорошую рекомендацию в качестве готового самостоятельного кинорежиссера по окончании высшего учебного заведения.

С 1952 года Станислав Иосифович работал на студии имени Горького. Тот период времени характеризуется «Хрущевской оттепелью», которая не обошла и кинематограф – указания снимать как можно больше картин на сельскохозяйственную тему разлетелись по всей стране. Конечно, этот факт сразу же нашел отражение в творчестве маэстро. В течение ближайших пяти лет свет увидели две картины – «Земля и люди» и «Дело было в Пенькове», автором которых был режиссер Станислав Ростоцкий.

Кинолента «Земля и люди», прежде чем предстать перед зрителями, некоторое время пролежала на полке. Дело в том, что снималось кино по повести Гавриила Троепольского «Прохор семнадцатый и другие». Рукопись была запрещена к печати, так как обличала незавидное положение сельского хозяйства страны того времени. Фильм постигла та же участь – художественный совет запретил его к показу, а на режиссера Ростоцкого повесили ярлык контрреволюционера.

Однако вскоре ситуация изменилась – с картины сняли запрет на показ, ее премьера состоялась на следующий после XX съезда партии день.

Кинолента «Дело было в Пенькове» также имела нелегкий путь к зрителю, однако позже имела оглушительный успех.

«Доживем до понедельника»

Станислав Ростоцкий, фильмы которого находят отклик в душах многих зрителей, создал еще одну шедевральную картину, невероятно добрую, и такую по-настоящему душевную – «Доживем до понедельника». Она стала не только его визитной карточкой, но и открыла в кинематографе СССР новое направление – юношеское кино.

События киноленты разворачиваются в школе – месте, где постоянно происходит взаимодействие двух поколений – старшего и младшего. И далеко не всегда учителя учат жизни своих учеников. Школьная братия нередко преподносит житейские уроки своим наставникам. Ростоцкий попытался сломать в своей картине существующие в то время стереотипы педагогики, и предложил альтернативу стандартному школьному воспитанию.

Фильм был снят в невероятно короткие сроки. Съемки картины длились всего три месяца. Это и спасло его от цензуры, которая, по всей видимости, положила бы ленту на полку. Однако запрет просто не успел настигнуть картину.

Первыми увидеть киноленту должны были делегаты Всесоюзного съезда учителей. Чиновники рассчитывали, что участники съезда обсмеют картину. Но вышло все с точностью наоборот.

Впоследствии в 1962 году кинолента была отмечена Государственной премией СССР и Гран-при на четвертом Московском международном кинофестивале.

Военная тематика и не только

В 1972 году Ростоцкий снял еще один свой шедевр – фильм «А зори здесь тихие» по повести Бориса Васильева. Картина, которая показала лицо войны в судьбах молоденьких девушек, только начинавших свою жизнь, их героизм и бессмертный подвиг, отозвалась болью в сердце многих людей.

Вообще Ростоцкий Станислав Иосифович в своих фильмах всегда в центре событий изображал чувства и эмоции героев, выводил на передний план именно лучшие человеческие качества. Все его картины живые, они будят душу, заставляют ее переживать и волноваться.

Картина «А зори здесь тихие» – лауреат международных кинофестивалей – была номинирована на премию «Оскар». Эта кинолента о войне – посвящение, дань уважения всем тем, кто сражался за Родину, кто остался в живых, и тем, кто погиб.

Станислав Ростоцкий, фильмография которого насчитывает более десятка потрясающих картин, ничего не явил бы миру, не встреться на его пути Аня Чегунова. Этому человеку режиссер обязан жизнью. Анна Чегунова – обычная женщина, которая добровольно воевала на фронте до мая 1945 года. Природа наградила ее не только красотой, храбростью, но и сострадательным сердцем. Она вытащила Ростоцкого из боя в прямом смысле слова на руках. После войны вышла замуж, родила детей. Но война не отпустила ее. Воспоминания, тяжелые переживания не прошли бесследно – у женщины обнаружили рак мозга. К моменту, когда был смонтирован фильм, она уже ослепла, однако Ростоцкий привез ее на студию и комментировал все, что происходило на экране. Станислав Иосифович был невероятно тонко чувствующим человеком.

Еще одной трогательной лентой мы обязаны режиссеру Ростоцкому. Кинолента «Белый Бим Черное ухо» отмечена Ленинской премией. Она также взяла Гран-при фестиваля в Карловых Варах.

Ростоцкий. Кто он?

В начале 1990-х годов режиссер ушел из кино. На собранные в течение жизни накопления и пенсию инвалида войны они с женой вели тихую и неспешную жизнь, наслаждаясь каждым дарованным днем.

Станислав Ростоцкий, биография которого, как кинопленка, насчитывает множество и позитивных, и негативных пятен, сумел остаться искренним, настоящим, душевным. Он много лет назад ушел из кинематографа, но даже спустя годы его коллеги по цеху с теплотой вспоминают об этом невероятном человеке, отмечая не только его профессионализм, но и душевные качества. Например, Светлана Дружинина, снимавшаяся у Станислава Иосифовича в фильме «Дело было в Пенькове», говорит о Ростоцком как о человеке с бесконечно чувствующей душой, удивительной интуицией и творческим чутьем. Она рассказывает, что почерпнула от него многие режиссерские рабочие приемы, а также способность к принятию смелых решений, умение не колебаться, а рисковать.

Борис Васильев, по повести которого Ростоцкий снимал киноленту «А зори здесь тихие» рассказывает, что картина была снята очень просто – сердцем, и в ней не было фальши, она не вызывала отвращение. Писатель говорит, что с Ростоцким у него была самая счастливая работа в кино, потому что никто так не уважал авторское право, как он.

В августе 2001 года Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа по дороге в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу».

Спустя год после смерти отца погиб сын Ростоцкого – Андрей. Трагедия произошла на съемках фильма в Красной Поляне, мужчина сорвался с горы.

Нина Меньшикова прожила еще пять лет и тоже покинула этот мир. Эта удивительная, полная любви семья ушла резко и очень неожиданно. Станислав Ростоцкий, Нина Меньшикова и Андрей Ростоцкий похоронены в Москве на Ваганьковском кладбище.

fb.ru

Станислав Ростоцкий: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Станислав Ростоцкий родился в 1922 году в небольшом городке Рыбинске Ярославской области в простой семье. Отец - Иосиф Болеславович - был врачом, а мать - Лидия Карловна - домохозяйкой.  Детство мальчика прошло в деревне, он ежедневно видел тяжелый  будни сельских тружеников и сам выполнял различную крестьянскую работу. Помимо обычных забав деревенской ребятни, Станислав увлекался чтением и очень любил посещать местный кинотеатр, еще в детстве он задумал связать свою жизнь с кинематографом.

В подростковом возрасте, Ростоцкий пробился на кинопробы к режиссеру Сергею Эйзенштейну, своему кумиру, и смог добиться утверждения на роль в небольшом эпизоде картины «Бежин луг».  Станислав просил о том, чтобы стать учеником мастера, но Эйзенштейн, сославшись на неподготовленность юноши и посоветовав ему учиться, отказал.

В 1940 году Ростоцкий поступил в Институт философии и литературы. Он надеялся позже стать студентом Института кинематографии, однако вскоре началась война и юношу призвали в армию. На фронте молодой человек испытал все ужасы войны, столкнулся со смертью. Этот опыт не прошел бесследно – снимая в будущем свои фильмы, он не раз возвращался к тяжелой военной тематике.

Зимой 1944 года Станислав Ростоцкий  в бою был тяжело ранен, несколько раз оперирован. Несмотря на все старания докторов, ему пришлось ампутировать ногу. Весной, получив инвалидность, мужчина возвратился в Москву и, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, взялся за осуществление своей мечты. Станислав Иосифович поступает в Институт кинематографии на курс Григория Козинцева и с головой уходит в учебу.

Будучи студентом ВГИКа, Ростоцкий знакомится со своей будущей супругой Ниной Меньшиковой, которая училась там же, но была на несколько курсов младше его.

Девушка сразу обратила внимание на привлекательного молодого человека, но на серьезные отношения не рассчитывала, ведь тот всегда был окружен многочисленными поклонницами. Случай решил судьбу молодых людей – творческая командировка, в которую был отправлен Станислав с товарищем. Нина проявила инициативу и поехала вместе с двумя незнакомыми мужчинами в качестве кухарки. Совместный быт сблизил парня и девушку, через некоторое время молодые люди полюбили друг друга и поженились. В браке у них родился сын Андрей, ставший позже известным актером.

На счету Нины Меньшиковой много работ в кино.  Среди самых известных фильмы:

  •  «Девчата»,
  •  «Чудотворная»,
  •  «Баллада о солдате».

Она участвовала в съемках лишь одной киноленты, снятой мужем. Это была роль Светланы Михайловны, учительницы русского языка и литературы, в культовом «Доживем до понедельника»

Станислав Ростоцкий и Нина Меньшикова счастливо прожили в браке 45 лет.

В 1952 году Ростоцкий получает диплом ВГИКа. К тому времени он уже состоявшийся режиссер. Его направляют на стажировку на киностудию им. Горького, где он и будет трудиться всю оставшуюся жизнь. Постановка «Земля и люди», увидевшая свет в 1956 году – самостоятельный дебют Ростоцкого.

Затем был отснят «Дело было в Пенькове» (1957 г.), один из наиболее известных советских фильмов, при участии Вячеслава Тихонова и Светланы Дружининой, посвященный такой близкой для Ростоцкого деревенской теме. Следующими драмы -  «Майские звезды» (1959 г.) и  «На семи ветрах» (1962 г.), которые отличаются лиричностью и  проникновенностью, что позволяет зрителю прочувствовать «тихий» героизм и драму людей во время войны.

А вот перенесенные на экран лермонтовские новеллы «Бэла», «Максим Максимыч» и «Тамань» в кинофильме «Герой нашего времени», которые вышел в 1967, критики не считают удачными для Ростоцкого, не смотря на то что, в целом работа получилась лирической, страстной и литературно и исторически реалистичной.

С 1968 года режиссер одну за другой  выпускает картины, имеющие оглушительный успех и ставшие впоследствии культовыми:

  •  «Доживем до понедельника» (1968 г.), фильм - визитная карточка Ростоцкого, повествующий о школьной драме;
  •  «А зори здесь тихие»(1972 г.) по повести Бориса Васильева. Эту картину Ростоцкий посвятил медсестре Анне Чегуновой, которая спасла его во время войны, вынеся с поля боя с тяжелым ранением. Лента была номинирована американской академией киноискусства на премию «Оскар», как и следующая в списке.
  •  «Белый Бим Черное ухо»(1976 г.), фильм, отмеченный Ленинской премией, а также взявший Гран-при фестиваля в Карловых Варах, стал одной из лучших кинолент для подростков и детей.
  •  «Из жизни Федора Кузькина» (1989), одна из последних работ Ростоцкого, снятая   по повести Бориса Можаева «Живой». В ней он как будто бы возвращается к началу своей творческой биографии и опять рассказывает о людях, работающих на земле, теперь с еще большей открытостью и резкостью.

Станислав Иосифович – автор большого числа статей в различных журналах о кинематографе - «Искусство кино», «Советский экран» и других. Был председателем жюри пяти Московских международных кинофестивалей.  Он — член Союза кинематографистов СССР и РСФСР. Преподавал во ВГИКе.

В начале 90-х годов режиссер перестал снимать. На накопления и пенсию инвалида войны Ростоцкий и Меньшикова ведут тихую, неспешную жизнь и наслаждаются этим.

В 1998 году Ростоцкий, давно пропавший с экранов, появился в роли генерала Синтянина в многосерийном телефильме режиссёра А. С. Орлова «На ножах» (по роману Н. С. Лескова).

В августе 2001 года Станислав Ростоцкий умер от сердечного приступа за рулем своего автомобиля по пути в Выборг на кинофестиваль «Окно в Европу». Согласно медицинскому заключению, смерть наступила мгновенно от обширного инфаркта.

Спустя год после смерти отца погиб сын Ростоцкого – Андрей. Трагедия произошла на съемках фильма в Красной Поляне, мужчина сорвался с горы. Нина Меньшикова прожила еще пять лет и тоже покинула этот мир. Эта удивительная, полная любви семья ушла резко и очень неожиданно. Все они похоронены в Москве на Ваганьковском кладбище.  

www.justlady.ru


Смотрите также