Солист группы ноль биография


Ноль – группа Федора Чистякова

«Ноль» – группа, основанная в 1985 году Федором Чистяковым, Алексеем Николаевым и Анатолием Платоновым. Отличительная особенность коллектива заключается в использовании баяна как солирующего инструмента. Группа распалась в 1992 году, после чего вновь воссоединилась в 1997 году и окончательно прекратила своё существование в 1998 году. В наше время Федор Чистяков продолжает исполнять песни из репертуара коллектива на своих сольных концертах, которые проходят при участии группы «Кафе».

История группы «Ноль»

Группа «Ноль», впоследствии ставшая одной из легенд русского рока, была основана друзьями-одноклассниками. Изначально коллектив существовал под названием «Нулевая группа», которое было заимствовано из песни Федора Чистякова «Инвалид нулевой группы». В 1986 году музыканты записали дебютный альбом под названием «Музыка драчевых напильников», вокальные партии в котором помимо Чистякова, ставшего впоследствии основным и единственным вокалистом, исполнял Алексей «Николс» Николаев.

Крёстным отцом группы «Ноль» стал известный ленинградский звукорежиссёр Андрей Тропилло, в студии которого происходила запись дебютной пластинки коллектива. Именно он определил будущее команды, услышав однажды игру Федора на баяне. Согласно воспоминаниям участников событий, Тропилло убедил Чистякова сделать инструмент солирующим, тем самым выделив коллектив из общей массы тогдашних рок-групп.

В 1986 году группу Федора Чистякова приняли в Ленинградский рок-клуб. Как вспоминал сам музыкант, одним из членов приёмной комиссии был лидер группы «Алиса» Константин Кинчев. После вступления в рок-клуб «Ноль» начинает активно гастролировать, убедительно выступив в том числе и на 5-ом Ленинградском рок-фестивале. Этот период творчества найдет отражение в концертном альбоме «Школа жизни», который выйдет в 1990 году.

В 1989 году музыканты «Ноля» записывают альбом «Сказки». Впоследствии эта работа будет выпущена на виниловых пластинках фирмой «Мелодия», став первым официальным релизом коллектива. В 1990 году группа записывает диск «Северное буги», а год спустя – свою самую известную работу «Песня о безответной любви к Родине». К этому времени коллектив уже успел объехать с концертами десятки городов СССР, а также выступить за границей.

В 1992 году музыканты приступают к записи альбома «Полундра!». Параллельно идёт работа над совместным альбомом с лидером группы «Выход» Сергеем «Силей» Селюниным «Созрела дурь». Однако выпустить их тогда не удаётся – Федор Чистяков попадает в тюрьму после попытки убить свою сожительницу Ирину Линник, а после признания судом невменяемым помещается на принудительное лечение в психиатрическую клинику. Деятельность группы «Ноль» на это время приостанавливается.

После возвращения из мест не столь отдаленных Чистяков стал посещать собрания религиозной организации свидетели Иеговы и после переосмысления жизненных ценностей решил отказаться от продолжения творческой деятельности. Остальные музыканты коллектива в это время существуют под названием «Ноль без палочки», однако успеха проект не имеет.

Федор Чистяков о группе Ноль – видео

Постистория группы «Ноль»

В 1997 году участники «Ноля» на непродолжительное время воссоединились и дали несколько концертов. Выступления проходили под названиями «Федор Чистяков и Ноль», или «Федор Чистяков и Оркестр электрического фольклора». Этот период ознаменовался выпуском двух альбомов – концертного и инструментального, после чего команда окончательно прекратила своё существование.

В 2003 году музыкальное издательство «Отделение Выход» приступило к переизданию дискографии «Ноля» на компакт-дисках. Лейбл выпустил все номерные пластинки, дополнив оригинальные трек-листы бонусами. Также было выпущено несколько концертных записей коллектива.

В декабре 2012 года состоялась премьера документального фильма «Чистяков Trip», в котором Федор предельно честно рассказал об истории коллектива, коснувшись также некоторых фактов собственной биографии. Впоследствии картина была издана на DVD вместе с коллекцией видеоклипов «Ноля».

Долгое время Чистяков воздерживался от исполнения старых песен на сольных концертах. Однако постепенно он стал включать в сет-листы наиболее любимые публикой произведения из репертуара «Ноля». Тексты некоторых из них переделаны и адаптированы под нынешнее мировоззрение музыканта, других изменения не коснулись.

В 2016 году в рамках празднования 30-летия с момента основания «Ноля» Федор Чистяков записал альбом ремейков легендарного коллектива, в который вошло двенадцать песен. В записи ему помогали музыканты группы «Кафе». Также в создании пластинки принял участие Алексей «Николс» Николаев. Диск получил название «Ноль+30». В начале того же года музыкант выпустил концертный альбом «Выше Ноля», основу которого также составили старые хиты.

Летом 2017 года Федор Чистяков объявил о возрождении группы «Ноль». В обновленном проекте принимает участие Алексей «Николс» Николаев. Согласно заявлениям лидера коллектива, команда будет играть концерты, включив в репертуар старые песни, многие из которых в последние годы не исполнялись Чистяковым в рамках его проектов и сольных выступлений. Также музыканты не исключают возможности записи альбома. Премьера первого сингла («Время жить») состоялась 31 июля 2017 года.

Состав группы «Ноль»

  • Федор Чистяков – вокал, баян (изредка – гитара, балалайка, клавишные)
  • Алексей Николаев – барабаны, перкуссия (изредка – гитара, балалайка)
  • Дмитрий Гусаков – бас-гитара
  • Георгий Стариков – гитара, балалайка
  • Пётр Струков (годы 1997-98) – балалайка, гитара
Дополнительные материалы
  • Ноль – альбомы
  • Клипы группы Ноль
  • Ноль на виниле

reproduktor.net

Группа «Ноль» – состав, фото, личная жизнь, новости, песни 2018 | Биографии

Группа Ноль: биография

Многие меломаны согласятся, что советская музыка оставила след в истории. Несмотря на разнообразие жанров и появление новых звезд на российской эстраде, такие группы, как “Кино”, “Земляне”, “Сектор газа” и “Король и шут”, продолжают звучать в наушниках любителей панк-рока.

Группа «Ноль»

Нельзя не включить в этот список и группу “Ноль”, которая покорила слушателей рок-н-роллом, мелодичными песнями со скрытым смыслом и оригинальным жанром музыки.

История группы и состав

История группы “Ноль” складывается из биографий ее участников. Основателем советского рок-коллектива принято считать Федора Чистякова, жизнь которого наполнена запоминающимися моментами. В подростковом возрасте Федор был занят поиском путеводной звезды и нашел ее в виде музыки.

Когда Чистяков перешел в седьмой класс, он познакомился с Алексеем Николаевым, увлекающимся игрой на струнных инструментах. К тому же Николаев имел собственный коллектив, исполняющий импровизированные песни на школьных мероприятиях.

Фронтмен группы «Ноль» Федор Чистяков в молодости

Находившийся в творческой компании Федор Чистяков захотел стать лидером рок-группы. Впрочем, вскоре его желание сбылось.

Через два года Чистяков и Николаев познакомились с Анатолием Платоновым, который тоже проявил желание стать полноправным участником нового коллектива. Парни рьяно готовились к запуску музыкального проекта, поэтому вместо того, чтобы учить уроки в школе, Федор развивался творчески, сочиняя баллады и романтические стихи на задней парте.

Федор Чистяков и Алексей Николаев

К концу 10 класса молодые люди придумали достаточно песен для альбома, поэтому отправились показывать свое творчество звукорежиссеру Андрею Тропилло, который раскручивал группы “Аквариум”, “Алиса”, “Машина времени” и т.д. Стоит отметить, что ребята выбрали этого продюсера из-за того, что подпольная студия звукозаписи находилась недалеко от школы.

Таким образом, уже в 1986 году у коллектива вышел первый магнитоальбом под названием «Музыка драчёвых напильников». Кстати, именно этот период стоит считать самым активным в деятельности группы.

Федор Чистяков, Алексей Николаев и Анатолий Платонов

Рок-музыканты удостоились признания и славы, собирая на концертах толпы неравнодушных фанатов. Но первоначальный состав коллектива не продержался долгое время.

Например, пока Алексей Николаев служил в армии, с группой играли различные музыканты. За барабанной установкой сидели Шарков, Воронов и Никольчак. Также в свое время команду покинули Струков, Стариков и Гусаков. Единственными участниками, которые продержались до конца, стали Чистяков и Николаев.

Группа «Ноль»

Группа “Ноль” радовала поклонников задорным панком до определенного момента, далее у музыкантов последовал перерыв, который растянулся на пять лет.

В 1992 году Федор Чистяков оказался в следственном изоляторе “Кресты” города Санкт-Петербурга. Фронтмен панк-коллектива получил обвинение по 30-й статье УКРФ («Приготовление к преступлению и покушение на преступление»).

Успешно стартовав на российской сцене, вокалист сломал свою судьбу, напав с ножом на свою сожительницу Ирину Линник. На суде основатель группы “Ноль”, совершивший покушение на убийство, признался, что хотел избавить человечество от колдовства. По мнению Федора, его подруга была ведьмой.

Солиста группы «Ноль» Чистякова лечили от параноидальной шизофрении

Неудивительно, что после такого признания Чистяков был отправлен на принудительное лечение с диагнозом “параноидальная шизофрения”. Примечательно то, что после того, как фронтмен вышел на волю, он присоединился к “Свидетелям Иеговы”, что сказалось на его личной жизни.

В 1997-98 годах закончилось “пятилетнее затишье”, и группа “Ноль” обрела второе дыхание. Если говорить об участниках того времени, то вокалистом был Федор Чистяков, на гитаре играл Георгий Стариков, на барабанах – Алексей Николаев, а на балалайке музицировал Петр Струков. За бас-гитарные ритмы отвечал Дмитрий Гусаков.

Группа «Ноль» распалась в 1998 году

В таком составе музыканты отыграли несколько концертных туров, причем название рок-группы претерпело изменения: зрителям объявляли, что на сцене появятся “Федор Чистяков и группа `Ноль`”, или же “Федор Чистяков и Оркестр электронного фольклора”.

Не успела группа насладиться “вторым дыханием”, как в 1998 году, после выпуска альбома “Что так сердце растревожено”, она распалась.

Однако Федор Чистяков продолжал держаться на плаву рок-сцены, организовав коллектив под названием “Зеленая комната”.

Музыка

Музыка группы “Ноль” отличается разнообразием, среди жанровых составляющих критики выделяют русский рок, фолк-рок, постпанк, фолк-панк и панк-рок.

Дебютный альбом “Музыка драчевых напильников” отличается от последующего репертуара группы “Ноль”. Прежде молодые люди ориентировались на западную сцену, поэтому в песнях зачастую слышится звучание пост-панка.

Группа «Ноль» — «Московский вокзал»

Группа “Ноль” выделяется на фоне остальных благодаря главному солирующему инструменту Федора Чистякова: исполнитель разбавлял рок-музыку игрой на баяне. Однако в первом альбоме панк-коллектива звучание баяна слышится не на первом плане.

Далее, в 1989 году, у музыкантов вышел альбом “Сказки”, благодаря которому команда быстро завоевала популярность в СССР.

Группа «Ноль» — альбом «Сказки»

Третий студийный альбом “Северные буги” вышел на аудиокассете в 1990-м. Этот сборник песен отличается от остальных: альбом разделен на две тематические части: “Северные буги” и “Полет на Луну”. В 1992-м несколько песен из аудиокассеты вошли в саундтрек фильма “Гонгофер”, снятого режиссером Бахытом Килибаевым.

В сборнике “Северные буги” отчетливо слышится звучание психоделического и прогрессивного рока.

В том же 1990-м у уже знаменитых музыкантов вышел дебютный концертный альбом “Школа жизни”, состоящий из концертных записей 1987-90 годов. В этом альбоме Федор Чистяков продемонстрировал баянные импровизации, которые заменили гитарное звучание. В этом сборнике песни состоят из множества аппликаций: музыка собиралась из частушек, городского фольклора и даже джаза.

Группа «Ноль» — «Буги-Вуги»

В 1991-м вышел четвертый по счету студийный альбом группы “Ноль” (“Песня о безответной любви к Родине”), который критики посчитали лучшим в творчестве коллектива, так как именно в нем содержатся лучшие хиты, которые народ разучивал чуть ли не наизусть.

К таким относятся песни “Иду, курю”, “Человек и кошка”, “Песня о настоящем индейце”, “Улица Ленина” и другие. Большинство синглов вошли в ротацию “Русского радио”, некоторые из них звучат в эфире по сей день.

Группа «Ноль» — «Иду, курю»

В “Песне о безответной люби к родине” синглы акустические, и только одна композиция “Ты тормоз” записана в “полновесном электричестве”, где поклонники слышат ритмичные удары барабанов и тяжелый рок.

1992 год стал для музыкантов продуктивным, ведь они записали два альбома – “Полундра” и “Созрела дурь”. Первый отличается использованием ненормативной лексики, чего не наблюдалось в предыдущем творчестве коллектива.

Группа «Ноль» — «Песня о настоящем индейце»

Кстати, сборник “Полундра” финансировался пирамидой “МММ” Сергея Мавроди: на тот момент барабанщик Алексей Николаев состоял в рядах этой компании. Отмечается, что запись сборника была тяжелой и мучительной, что связано с уходом Старикова и моральным состоянием Федора Чистякова. Из тридцати записанных песен в окончательный вариант вошли только восемь.

Если говорить об альбоме “Созрела дурь”, то сборник, записанный в 1992 году, вышел только в 2003-м. Туда вошли архивные песни музыкантов, также с использованием жаргонных слов.

Группа “Ноль” сейчас

31 июля 2017 года “Ноль” представили сингл “Время жить”: эта песня оказалась последней работой Чистякова и Николаева. Вообще замысел композиции задумывался в 1992-м, однако задумка так и не была завершена. По прошествии 25 лет текст песни был дописан и представлен публике.

Фронтмен группы «Ноль» Федер Чистяков отменил концерты в России на 2018 год

Кроме того, по сообщению портала “РИА Новости”, солист группы “Ноль” Федор Чистяков отменил концерты в России вплоть до 2018 года. Отказ музыканта от гастролей связан с изменением порядка получения виз в Соединенные Штаты гражданами России.

«Я не поеду в Россию. Сейчас я не поеду туда. Концертов не будет», — прокомментировал Чистяков на своем сайте.

Дискография

  • 1984 – «Scrap»
  • 1985–1986 – «Музыка драчёвых напильников»
  • 1989 – «Сказки»
  • 1990 – «Северное буги»
  • 1990 – «Говнорок»
  • 1990 – «Песня о безответной любви к Родине»
  • 1992 – «Полундра»
  • 1991–1992 – «Созрела дурь»
  • 2001 – «Блюз кубинского негра»
  • 2009–2010 – «Дежавю»
  • 2010 – «Updated2012»
  • 2016 – «Без дураков»

Клипы

  • 1987 – “Болты, вперед!”
  • 1991 – “Ты тормоз”
  • 1992 – “Песня о настоящем индейце”
  • 1992 – “Иду, курю”
  • 1997 – “Человек и кошка”

Фото

biografii.net

Солист группы «Ноль» покинул Россию

Федор Чистяков (Фото Александр Петросян / Коммерсантъ)

Лидер группы «Ноль» Федор Чистяков решил уехать из России из-за запрета религиозной организации , где он состоит уже больше двадцати лет. Верховный суд в апреле 2017 года признал «Свидетелей Иеговы» экстремистской организацией. Чистяков уже полтора месяца живет в Нью-Йорке и планирует приезжать в Россию только на концерты.— Проясните, пожалуйста, ситуацию с вашим отъездом, вы эмигрируете в США?

— На самом деле произошла небольшое недопонимание, и в публикации «Новой газеты» появилось слово «эмиграция». Если вы посмотрите сейчас, то этого слова там уже нет. Из-за этого началась легкая паника. На самом деле у меня остается российское гражданство, и я не собираюсь с ним расставаться по собственной доброй воле. Планируются концерты в России, на которые я буду приезжать. Но постоянно я буду находиться в Штатах, просто потому что обстоятельства в России сейчас не очень благоприятные.

— Когда вы решили больше не жить в России?

— Отправной точкой стало решение Верховного суда о запрете «Свидетелей Иеговы». Это решение поставило фактически вне закона 175 тысяч человек, одним из них с 1994 года являюсь и я. Тогда я находился в очень тяжелом состоянии, у меня был серьезный жизненный кризис (в 1992 году Чистяков напал с ножом на знакомую, затем провел год в заключении в СИЗО «Кресты», был признан невменяемым, больше года находился в психиатрической больнице — ixtc.org). До этого у меня был интерес к Библии, я пытался ее читать, церковь посещать, но ничего с этим не сложилось. А потом я познакомился с учением «Свидетелей Иеговы», прочитал несколько книг и понял, что это то самое.

— И что же вас привлекло в этом учении?

— Я не могу об этом говорить, потому что все это учение и мысли о нем находятся в России вне закона. Но меня привлекла именно суть учения, хотя и люди тоже. Но они не играли решающую роль, поскольку меня всегда окружали люди интеллектуальные и интересные, проблем с общением у меня не было. В России «Свидетели Иеговы» — это очень разные люди, есть очень простые и малограмотные, есть состоятельные, есть люди из самых разных слоев общества. Но все они стараются применять библейские принципы в своей жизни и поступать согласно учению Христа.

— С тех времен прошло уже 23 года. Что для вас «Свидетели Иеговы» сейчас?

— Для меня Иегова является богом, и он для меня все. Как был тогда, так и есть. Я другого не знаю. А сами «Свидетели Иеговы» — это как семья.

— То есть уехать из России вы решили сразу же после решения суда о запрете «Свидетей Иеговы»?

— В момент вынесения этого решения я находился в России, а потом у меня были запланированы концерты в Штатах. Я поехал, и в процессе уже понял, что переезд действительно реален.

— Больше вы не возвращались в Россию?

— Нет. В Нью-Йорке я уже полтора месяца. Живу со своей семьей в съемной квартире. Моя семья — это жена, которая после решения Верховного суда оказалась в таком же положении, как и я. Она тоже свидетель Иеговы. Мы вместе с 1995 года.

— Вы не думаете, что на концертах в России могут возникнуть какие-то проблемы из-за вашего публичных заявлений?

— Ну, а почему они должны возникнуть? Я понимаю, что слово «эмиграция» прозвучало, но на самом деле у меня есть полное право и въезжать, и выезжать.

— Сейчас в США вы занимаетесь музыкой?

— Да, я перевез сюда свою студию. И уже практически закончил работу над концертным альбомом. 13 мая у нас был очень хороший, ударный концерт в клубе «Космонавт» в Санкт-Петербурге. Было два отделения. В первом — классическая программа «Ноля», во втором — блюзовые вещи с гитаристом Иваном Жуком и губным гармошечником Владимиром Кожекиным. Кроме того, приглашенным гостем был Сергей «Чиж» Чиграков. И у нас получилось достаточно интересная энергичная вещь с хорошим звуком.

Сейчас я уже почти закончил работу над концертным видео, и скоро начну его выкладывать. Плюс на днях опубликован сингл «Время жить». Есть планы и по записи альбома, есть новые песни и новый материал. Мне очень понравилось, как мы записали вдвоем с Алексеем Николаевым, одним из старейших участников «Ноля», новую песню. Неожиданно мы вернулись к чему-то старому, но на новом уровне. И я бы хотел продолжить это. Просто придется записывать этот альбом немножко удаленно, но это не проблема при современных технологиях. Это все очень просто. Я в своей студии делаю какую-то часть работы, а Алексей делает свою в своей студии, и мы просто обмениваемся файлами. На запись это вообще не влияет никак. Даже как-то интереснее становится.

— Вы планируете вернуться в Россию через какое-то время или хотите остаться в Америке?

— Честно сказать, я в определенном замешательстве. 20 апреля, когда принималось решение Верховного суда, я до последнего момента верил, что запрета не будет. Я понимал, что у свидетелей Иеговы много противников, но я считал, что люди, которые стоят у руля в России, подумают и решат, что им не нужна эта канитель. Зачем им это нужно? Но это было сделано. Хоть стой, хоть падай, хоть плачь, хоть смейся, но все это не имеет никакого смысла. Стало понятно, что при таком положении дел ждать каких-то изменений невозможно.

Это решение было не правовое, а силовое. Знаете, это как человек стоит у доски и доказывает, что дважды два — четыре. Он показывает, что два умножить на два — да, четыре, и четыре разделить на два — это два. Но приходит какой-то человек и говорит: а вот мы решили, что дважды два — пять. Ну раз вы так решили, то что с этим можно сделать. Раз пять, значит пять. Значит привет вообще всему. Нет надежды на то, что можно как-то договориться или найти какое-то решение. Поэтому и решение уехать было, на самом деле, спонтанным. И точно так же я сейчас я не понимаю, что будет в будущем — через месяц или через полгода. Это как в каком-то фантастическом фильме. Случилось что-то, что не помещается в мой мозг. Говорить о каком-то будущем мне сложно.

— А вы нашли хотя бы для себя какое-то объяснение, почему «Свидетели Иеговы» были запрещены?

— Если не прибегать к библейским аргументам, чего я делать не буду, так как мои взгляды теперь считаются экстремистскими, то я объяснения не вижу. Это какая-то фантастика за гранью добра и зла. Это не поддается анализу.

— Ваши соратники и друзья из «Свидетелей Иеговы», которые остались в России, вообще как-то продолжают сейчас свою деятельность?

— Этот вопрос я никак комментировать не буду, потому что ответ на него находится вне закона. Скажем так, я не знаю, что они делают.

— Хорошо, другой вопрос — кого-нибудь из ваших знакомых преследовали после решения Верховного суда?

— Конечно. У моего хорошего знакомого изъяли всю компьютерную технику, но в его случае пока все закончилось без уголовного дела. Меня это очень напугало, потому что у меня домашняя студия. И мои работы, мои наработки хранятся дома. Плюс в центре России достаточно регулярно в разных городах происходят какие-то подобные случаи [со свидетелями Иеговы]. Это чересчур. Это жизнь с оглядкой. Следи за собой, будь осторожен — не очень приятный стиль жизни. Тяжело жить, когда ты понимаешь, что на тебя начали охоту.

Это шок. Вопрос даже не в том, изменился твой статус или это стало опасно. Просто после такого ты понимаешь, насколько ты бесправен. Насколько все зависит от воли каких-то людей. А все остальное не в счет и не играет никакой роли. Ни до кого не добраться, ни до кого не достучаться. Уши заткнуты, и тебя просто имеют в одностороннем порядке. Это не очень приятное ощущение, когда начинает тебя лично касаться.

— Многие готовы по вашему примеру уехать из страны?

— Я не знаю ничего об этом. Думаю, у всех разные возможности, и кто-то может ассимилироваться в другой среде, а для кого-то это очень трудно. Потом жизнь в Америке очень отличается от жизни в России. Кому-то это может нравиться, а многим здесь будет сложно. Плюс у всех разная ситуация. Например, я до этих полутора месяцев долго в Штатах не был.

— И какие у вас от них сейчас впечатления?

— Здесь есть ряд обстоятельств, которые надо понимать. Например, для человека, который сюда переезжает, очень многое меняется в плане статуса. Условно говоря, если ты кем-то был в России, то здесь ты — никто. Поэтому здесь нужно бороться за жизнь, здесь нужно доказывать право на существование. В первую очередь это касается зарабатывания материальных средств. Это главная проблема. В остальном много положительного. Здесь достаточно спокойно и хорошо. Например, в моем районе я вообще не вижу полицейских. Я понимаю, что они где-то есть, но их не видно. Не вижу каких-то лозунгов, каких-то призывов. Кажется, что политики не существует. Я понимаю, что она есть, но она где-то там. В Вашингтоне. Здесь живут самые разные люди и занимаются своими делами. Здесь с большим уважением относятся ко всем людям. Думаю, потому что нет какой-то коренной национальности, и никто не может сказать — «Эй, вы тут понаехали».

— Вы упомянули о заработках. Вы сейчас живете только на заработанное музыкой?

— Честно говоря, я еще не понимаю, что я буду делать в конечном итоге, но я надеюсь, что все концертные планы и планы по другим направлениям сложатся, и принесут мне необходимые средства для проживания и продолжения работы над альбомом.

— То есть сейчас зарабатываете только музыкой?

— Сейчас да. Но я тут всего полтора месяца, из которых полмесяца я был в туре. То есть я месяц еще здесь живу. Пока присматриваюсь.

— Вы уже связались с общиной «Свидетелей Иеговы» в Нью-Йорке?

— Да, конечно. Здесь все очень просто, никаких проблем. У меня прямо рядом с домом [место для собраний свидетелей Иеговы] «Зал царства», и я могу видеться с соверующими из самых разных стран. В целом, «Свидетели Иеговы» — они и в Африке «Свидетели Иеговы».

(Источник — meduza.io)

Новая Хроника текущих событий в Twitter -- iXponika Новая Хроника текущих событий в Facebook Новая Хроника текущих событий ВКонтакте

Новая Хроника текущих событий на 100% волонтерский проект, не получающий никакого финансирования из внешних источников. Поддержите издание – ваша помощь очень нужна проекту! Спасибо!

Поделиться в соцсетях

www.ixtc.org

Чистяков, Фёдор Валентинович - это... Что такое Чистяков, Фёдор Валентинович?

Фёдор Валенти́нович Чистяко́в (28 декабря 1967 года, Ленинград, СССР) — советский и российский рок-музыкант, баянист и гитарист, лидер групп Ноль и Чистяков-Бэнд.

Родился Фёдор Чистяков 28 декабря 1967 года в Ленинграде. В возрасте 8 лет начал заниматься в музыкальном кружке при общеобразовательной школе по классу баяна. Позже продолжил обучение в музыкальной школе им. Римского-Корсакова. В 6-м классе Фёдор очень увлёкся современной музыкой, стал учиться играть на гитаре и загорелся идеей организовать группу.

1980-е годы

Основная статья: Ноль (рок-группа)

В 1985 году, оказавшись после переезда в новой школе, Фёдор знакомится с Алексеем «Николсом» Николаевым и Анатолием «Люлей» Платоновым (ныне лидер группы «Самые Неприятные Кавалеры»). Втроём они создали группу «Scrap» (англ. мусор, металлолом) и даже записали дома у Фёдора магнитоальбом «Scrap», воспользовавшись отсутствием родителей[1]. В этом же году друзья начинают посещать кружок звукозаписи в доме Юного Техника на ул. Панфилова, где знакомятся с создателем и руководителем кружка, Андреем Тропилло. С осени 85-го до весны 86-го года ребята записывают так называемый «учебный альбом».

Фёдор пел, играл на гитаре и басу, Николс — на барабане и гитаре. Находившийся в соседней комнате Тропилло в творческий процесс особо не вмешивался, обучая, по его воспоминаниям, «игре на испанской гитаре каких-то девочек-десятиклассниц»

— Александр Кушнир, «100 магнитоальбомов советского рока» [2].

На самом деле кружок звукозаписи был прикрытием для полуподпольной студии Тропилло «АнТроп», в которой неофициально записывались как уже ставшие известными группы Ленинградского Рок-клуба — такие, как «Алиса», «Зоопарк», «Аквариум», «Кино» — так и совсем юные исполнители (вроде школьных групп «Соседи», «Младшие братья» и тот самый чистяковский «Scrap»). Там, в студии, Чистяков и Николаев познакомились с бас-гитаристом Дмитрием «Монстром» Гусаковым («Medium», «Вымысел», «Цветные сны»), который заменил Толика Платонова.

В середине 1986 года на студии Тропилло был записан первый альбом Чистякова сотоварищи — «Музыка драчёвых напильников» — и встал вопрос о новом названии группы. Оно пришло из песни «Инвалид нулевой группы»; так коллектив получил название «Нулевая группа» (к осени сократившееся до простого «Ноль»). Альбом позднее был включен в каталог подпольной звукозаписи в СССР — в книгу Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока»[2].

14 декабря 1986 года свежеиспечённая группа «Ноль» дебютировала в клубе «Юность» на Московском.

26 декабря 1986 года группа «Ноль» произвела фурор на новогоднем концерте в Рок-клубе, выступив с песнями «Сказка о колбасе», «Коммунальные квартиры» и пр.

Проект привлёк внимание публики и критиков благодаря необычной манере игры Фёдора Чистякова на баяне, нехарактерном для рок-музыки инструменте, а также острыми социальными текстами и выразительным сценическим образом парня в русской рубахе с гармошкой, играющего рок-н-ролл.

Это рабочие районы, и сегодня они почти те же, что были сто лет назад. Оттуда родом почти все музыканты «Ноля», включая Фёдора, и эта дореволюционная эстетика «парень-с-гармошкой» откуда-то из «Юности Максима», с которой Федя вышел на рок-подмостки, досталась ему в наследство от этих мест.

— Василий Соловьев-Спасский, «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова» («Огонёк», 1996) [3]

В марте 1987 года «Ноль» выехал на первые гастроли — в Новгород. С этого момента у группы начинается бурная концертная деятельность. В 1989—1990 годах группа побывала в Финляндии, Чехословакии, Франции, Германии, Ирландии.

1990-е годы

Творческий пик группы пришёлся на 1991 год, когда был выпущен альбом «Песня о безответной любви к Родине», многие песни из которого стали хитами и по сей день не сходят с эфиров радиостанций «Наше Радио» и «Радио Рокс». «Песня о настоящем индейце» включена в хит-парад «100 лучших песен русского рока в XX веке» («Наше Радио»).

Альбом из всех, когда-либо выпущенных Дядей Федором и компанией, пожалуй, наиболее известный и во всех отношениях «хитовый». Вряд ли найдется в России человек, которому были бы неизвестны «Человек и кошка», «Улица Ленина» или «Песня о настоящем индейце».

— Дед Звукарь (Соня Соколова), портал «Звуки.Ру» (2003)[4]

В 1991—1992 годах Чистяков проживает в Комарове на даче у своей приятельницы Ирины Линник[5]. В это время Фёдор Чистяков знакомится с кинорежиссёром Бахытом Килибаевым, изредка наведывается в Москву в связи со съёмками клипа «Иду, курю».

Летом 1992 года Фёдор Чистяков вместе с группой «Ноль» выезжает в Москву для записи альбома «Полундра». Это время тяжелого личностного кризиса, вызванного различными обстоятельствами, в том числе, употреблением наркотиков. В это же лето Бахыт Килибаев заканчивает свой мистический триллер «Гонгофер». В качестве саундтрека фильме полностью используются треки группы «Ноль» из разных альбомов.

Ноль подходят к своему краю. «Полундра», записанная уже за несколько месяцев до так называемой трагедии Федора Чистякова, — это последний его крик души. Слушать его не так просто, потому что налицо полный крах и деградация, альбом раздражает и нервирует … Федор создает свой гимн суициду … «Последнее, зачем было жить — это записать этот альбом. Больше смысла жить не было». И словно в насмешку: «Нам очень хорошо заплатили за „Полундру“, миллион, или там сто тысяч, я не помню, помню, что это был целый рюкзак денег»

— Василий Соловьев-Спасский, «Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова» («Огонёк», 1996) [3]

В 1992 году Чистяков, находясь в Комарове на даче Ирины Линник, напал на неё с ножом и нанёс ей несколько ранений, впоследствии на допросе мотивировав свой поступок тем, что она ведьма. Чистяков провёл около года в заключении в «Крестах», после чего был направлен на принудительное лечение в психиатрическую клинику, где провел ещё один год.

В 1995 году Фёдор Чистяков вступил в религиозную организацию Свидетелей Иеговы, которая, по его словам, буквально спасла его.

В 1997 году музыкант начал сольную карьеру. Был записан альбом «Когда проснётся Бах». Альбом большей частью состоял из инструментальных переработок И. С. Баха. Был холодно принят как слушателями, так и критиками.

В отсутствие концепции единственным сколько-нибудь интересным номером может считаться вольное переложение темы Doors «Реорlе Аrе Strange», — хотя бы самим выбором источника. Можно предположить, что Фёдор Чистяков больше не «Дядя Фёдор» и уже не Инвалид Нулевой Группы, а совершенно здоровый член общества…

— Андрей Бурлака. Рецензия: Фёдор Чистяков «Когда проснётся Бах» (1997)[6]

В 1998 году состоялась попытка воссоединения группы «Ноль». Совместно был дан ряд концертов, на основании которых был создан концертный альбом «Что так сердце растревожено». На студии «Мелодия» были записаны три композиции. Звукооператор Александр Докшин высказался об этом творческом союзе: «Нельзя заливать новое вино в старые мехи». Проект прекратил существование[7].

2000-е годы

В 2000 году Фёдор Чистяков познакомился с московским блюзовым исполнителем на губной гармошке Владимиром Кожекиным («Станция Мир») и петербургским блюзовым гитаристом Иваном Жуком («Наеховичи»). Был образован совместный проект «Bayan, Harp & Blues», ориентированный на инструментальную музыку. Был записан альбом, носящий такое же название, и дана серия совместных концертов.

Одновременно с этим возник Питерский акустический проект «Зелёная комната», в котором участвовал Игорь Рудик — клавишник, известный по группе «Дети». При его участии был записан альбом «Бармалей инкорпорейтедъ», с песнями на детские стихи Корнея Чуковского, Тима Собакина, Григория Кружкова, Даниила Хармса, и др., выпущенный фирмой «Мистерия звука» в 2001 году. В записи альбома принял участие как аранжировщик и звукооператор Пётр Струков, известный ранее как один из основателей и авторов группы «Дети», ставшей известной благодаря песням «Три аккорда», «Пол Маккартни» и «Всё, я сказал!».

Если «Бибигон» был написан Чуковским для того, чтобы мягко приучить детей к классическим формам мировой поэзии, а «Времена года» — пособие для игры на фо-но, то «Бармалей Инкорпорейтедъ», созданный «дядей Федором» Чистяковым, экс-лидером ломовой группы «Ноль», может считаться наиболее комфортным способом обучения детей и взрослых лучшим образцам мирового рока. За литературную основу взята книжка детских стихов «Всё Наоборот»: Чуковский, Сапгир, Милн и другие любимые детские поэты. За музыкальную основу взяты Deep Purple, Chuck Berry, James Johnson и прочие мастера прошлого века.

— Соня Соколова, портал «Звуки.Ру» (2001)[8]

В 2003 году фирмой «Отделение Выход» был выпущен альбом «Ондатр». Наиболее известные песни из альбома — «Ондатр», «Старый Джон Белл», «Медведь», «Цвет моей мечты» — до сих пор занимают прочное место в репертуаре артиста.

Дядя Фёдор в гордом одиночестве продолжает разрабатывать золотые жилы, которые его старшие товарищи обменяли на гарантированную миску радиопохлёбки. При этом того же «Медведя» не брезгуют крутить по радио… Что ж, хоть кто-то продолжает держать марку настоящего питерского рока. Кустарного и экстравагантного, забавного и ни от чьих прихотей особо не зависящего.

— Дмитрий Бебенин, портал «Звуки.Ру» (2003)[9]

Примерно в это же время Фёдор Чистяков вместе с клавишником Игорем Рудиком объединились с известной питерской ритм-секцией Юрия Николаева (барабаны) и Наиля Кадырова (бас), образовав так называемый «Чистяков-Бэнд». В этом составе группа просуществовала до 2005 года. В этом году Фёдор Чистяков объявил об окончательном уходе со сцены и закрытии проекта.

В течение периода молчания Фёдор Чистяков совсем отошёл от музыки и занимался видеопроизводством. Первым заметным результатом этого стал концертный DVD, отснятый на концертах «Чистяков-Бэнд» в 2003—2004 году «Ондатра брать живым». Это видео было полностью подготовлено Фёдором Чистяковым.

Несмотря на заявление Чистякова в 2005 году, о том, что он не планирует больше записывать альбомы и возобновлять концертную деятельность, осенью 2009 года им был выпущен альбом-саундтрек «Кинопробы», включающий в себя музыку к сериалам «Громовы» и «Синдром Феникса».

В декабре 2008 года в кинотеатрах Россиии состоялась премьера музыкального фильма «Стиляги», в саундтрек которого вошла сделанная Константином Меладзе свинговая аранжировка песни из альбома «Песня о безответной любви к Родине» (1991) — «Человек и кошка», в исполнении Сергея Гармаша.

23 октября 2009 года музыкант в своём блоге официально заявил о возвращении на сцену, уточнив, что это произойдёт не в составе группы «Ноль», а совместно с музыкантами петербургской группы «Кафе».

Всё произошло довольно неожиданно, тем любопытнее будет результат. Началось всё со съёмок клипа для группы «Кафе» и совместной записи версии песни «Цвет моей мечты». Сейчас мы с музыкантами «Кафе» начали совместные репетиции. В середине декабря, если всё будет идти по плану, состоятся наши совместные концерты. В программе композиции с моих сольных альбомов и песни из репертуара группы «Ноль», которые последний раз звучали со сцены более 17 лет назад («Улица Ленина», «Человек и кошка» и другие)

Первые же выступления в декабре 2009 года прошли с большим успехом на больших концертных площадках обеих столиц. Особенностью концертной программы под названием «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя», стало исполнение блока песен из репертуара группы «Ноль», действительно не исполнявшихся на сцене около 20 лет («Иду курю», «Улица Ленина», «Инвалид нулевой группы», «Песня о настоящем индейце», «Человек и кошка»).

2010-е годы

В 2010 году Чистяков записал студийный альбом «Дежавю», изданный в виде виниловой пластинки.

Летом 2010 года Чистяков представил на фестивале «Нашествие» программу «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя» (одноимённый DVD + CD увидел свет в ноябре 2010 года).

В течение 2011 года Фёдор Чистяков продолжал работу над студийным материалом и активно гастролировал со своим коллективом «Чистяков Бэнд».

Осенью 2011 года был опубликован альбом «UPDATED2012».

Дискография

В составе группы «Scrap»

  • «Scrap» (1984) — вокал, гитара, баян.

В составе группы «Ноль»

  • «Музыка драчёвых напильников» (1986) — гитара, баян, бас, вокал.
  • «Сказки» (1989) — вокал, баян, акустическая гитара, балалайка, клавишные.
  • «Северное буги» (1989) — вокал, баян, балалайка, клавиши, акустическая гитара, электрогитара, бас.
  • «Песня о безответной любви к Родине» (1991) — баян, вокал.
  • «Школа жизни» (1990) — вокал, баян.
  • «Полундра» (1992) — баян, вокал, фузз, акустическая гитара, электрогитара.
  • «Созрела дурь» (1992) — вокал, баян, клавишные.
  • «All The Best!»(1) (1995)
  • «All The Best!»(2) (1998)
  • «Что так сердце растревожено» (1998) — вокал, баян.

В составе группы «Чёрные Индюки»

  • «Говнорок» (1990) — вокал, баян, гитара.

Сольное творчество Фёдора Чистякова

  • «Когда проснётся Бах» (1997)
  • «За седьмым перевалом» (1999)
  • «Песня для друга, который любит рок» (1999)
  • «Bayan, Harp & Blues. Подмосковные вечера» (2000)
  • «Бармалей Инкорпорейтедъ» (2001)
  • «Баян с гармошкой в зоопарке» (2002)
  • «Акустические свойства зеленой комнаты» (2002)
  • «Концерт для баяна с ансамблем» (2003)
  • «Ондатр» (2003)
  • «Блюз кубинского негра» (2004)
  • «Постскриптум» (2006)
  • «Ондатра брать живым» dvd + cd (2007)
  • «Кинопробы» (2010)

В составе «Чистяков Бэнд»

  • «Дежавю» (2010) — виниловая пластинка
  • «Концерт на улице Ленина. 20 лет спустя» (2010) — DVD + Bonus-CD
  • «Updated2012» (2011)

Примечания

  1. ↑ Бурлака А. «Ноль» // Рок-энциклопедия. Популярная музыка в Ленинграде-Петербурге. 1965—2005. — М.: Амфора, 2007. — Т. 2. — С. 333. — 400 с. — 5000 экз. — ISBN 978-5-367-00458-8
  2. ↑ 1 2 Кушнир А. Ноль: Музыка драчёвых напильников (1986) // 100 магнитоальбомов советского рока. Избранные страницы истории отечественного рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи. — М.: ЛЕАН, АГРАФ, КРАФТ +, 1999. — С. 247-249. — 400 с.: ил. с. — 2500 экз. — ISBN 5-85929-061-6
  3. ↑ 1 2 Соловьев-Спасский В. Крестики-нолики, или Повесть о горе-злосчастии Федьки Чистякова (рус.) // «Огонёк» : журнал. — 1996. — № 9 (4440).
  4. ↑ Соня Соколова. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Песня о безответной любви к Родине»  (рус.) (9 февраля 2003). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 13 ноября 2011.
  5. ↑ Ирине Линник, в те годы активно общавшейся с представителями рок-тусовки (в том числе Борисом Гребенщиковым, Константином Кинчевым и др.) приписывают вину в гибели Александра Башлачёва и умопомрачении Фёдора Чистякова. В «тусовке» она была известна как «та ведьма». На подмосковной даче Ирины в Комарово, по свидетельствам современников, в ходу были галлюциногенные грибы, марихуана. В 2010 году на даче уже 51-летней Ирины сотрудниками Госнаркоконтроля была обнаружена самая крупная за последние годы плантация конопли — более 1200 кустов (подробнее см.: Женщина, из-за которой судили Федора Чистякова, задержана за марихуану)
  6. ↑ Андрей Бурлака. Рецензия: Фёдор Чистяков «Когда проснётся Бах» (1997)
  7. ↑ Фёдор Чистяков. Снова “Ноль”. Последний реюньон  (рус.). Архивировано из первоисточника 31 мая 2012. Проверено 13 ноября 2011.
  8. ↑ Соня Соколова. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Бармалей Инкорпорейтедъ»  (рус.) (10 мая 2001). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 13 ноября 2011.
  9. ↑ Дмитрий Бебенин. Фёдор ЧИСТЯКОВ. Альбом «Ондатр»  (рус.) (19 декабря 2003). Архивировано из первоисточника 4 февраля 2012. Проверено 13 ноября 2011.

dic.academic.ru

Ноль (рок-группа) - это... Что такое Ноль (рок-группа)?

Ноль — российская рок-группа, была основана певцом-баянистом Фёдором Чистяковым (по прозвищу «Дядя Фёдор») вместе с барабанщиком Алексеем «Николс» Николаевым и Анатолием Платоновым в Санкт-Петербурге (тогдашнем Ленинграде) осенью 1985-ого года. После записи первого альбома к музыкантам присоединился бас-гитарист Дмитрий «Монстр» Гусаков (ранее игравший в группе Вымысел, а затем в группе Цветные сны с Игорем Сёмкиным), а в 1987 году — гитарист Георгий Стариков. От других ансамблей конца 80-ых они отличались использованием баяна как главного солирующего инструмента рок-группы, а также настойчивым драйвом, своеобразным голосом и харизмой двух лидеров группы Платонова и Чистякова. Сравнить их, пожалуй, можно лишь с группой «Дети», с одним из музыкантов которой, Петром Струковым, музыканты «Ноля» активно дружили и сотрудничали.

История

Период активной деятельности

Первый магнитоальбом группы, «Музыка драчевых напильников», вышел в 1986 году. Он был записан Чистяковым и Николаевым вдвоем в течение года в студии Андрея Тропилло. В декабре 1986 года группа успешно выступила впервые в Ленинградском Рок-клубе. Затем они много гастролировали по стране. Особенно мощными были выступления «Ноля» на пятом фестивале Ленинградского Рок-клуба и в подмосковной Черноголовке. Впоследствии концертные записи этих и других выступлений вошли в двойной альбом «Школа жизни», вышедший в свет уже после распада группы.

Второй альбом «Сказки» был опубликован в 1989 году. Годом позже он вышел также на фирме «Мелодия». Главный «хит» этого альбома — «Кооператор/Сказка про колбасу». Другие хиты того времени — «Коммунальные квартиры», «Доктор Хайдер», «Болты вперед».

Пока Николс служил в армии, с группой играли различные барабанщики, в том числе Сергей Шарков, А. Воронов (сейчас играет в группе «1989 года. В этом альбоме можно было заметить стремление к более длительным, сложным, пафосным аранжировкам, тягу к монументальности.

В 1991-ом году вышел самый известный альбом Ноля «Песня о безответной любви к Родине». На CD он был дополнен двумя песнями, записанными для саундтрека так и не снятого фильма «Davai Rock-n-roll». Песни «Улица Ленина», «Этот русский Rock-n-roll», «Песня о настоящем индейце» и, конечно, «Человек и кошка» надолго стали хитами, и до сих пор являются «визитными карточками» группы. Видеоклипы, снятые по двум последним песням, «Человек и кошка» и «Иду — курю», довольно часто транслировались по телевидению.

Летом 1992 года, уже без гитариста Г. Старикова, был выпущен альбом «Полундра», получившийся, наверное, самым жестким и громким со времен «Музыки драчевых напильников». Основные номера альбома — эпические «Мажорище» и «Блуждающий биоробот», феерический блюз «Звуки природы. Мухи» и наконец-то записанная в студии «Школа жизни», главный ударный номер концертов группы и гимн поколения 80-х. Следует заметить, что именно благодаря пародийно-пафосной песне «Говнорок» в лексиконе музыкальных критиков появился термин «говнорок».

Перерыв на пять лет

Во время записи альбома «Полундра» (1992) Чистяков оказался в Крестах в связи с уголовным делом, заведённым на него после неудачной попытки убийства сожительницы. Суд признал его невменяемым, и он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова. Сразу после того, как был выписан, он присоединился к свидетелям Иеговы. Последовала пятилетняя тишина в творчестве группы. За это время оставшиеся музыканты записали без участия Фёдора Чистякова альбом «Ноль без палочки».

Второе дыхание

Группа ненадолго обрела второе дыхание в 1997-98 гг., собрался основной состав Чистяков — Николаев — Гусаков — Стариков, к ним присоединился Пётр Струков из группы «Дети». В таком составе группа дала несколько концертов под названием «Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора» и «Фёдор Чистяков и Ноль». Этот период быстро закончился распадом группы в мае 1998 года, был выпущен концертный альбом «Что так сердце растревожено» с инструментальными композициями, несколькими сильно измененными песнями «Ноля» и новыми вещами Чистякова. Сейчас Чистяков занимается сольным творчеством (группа Зелёная комната). Одно время в составе группы Фёдора Чистякова появлялся Гусаков, а на паре концертов — даже вся ритм-секция «Ноля».

Все альбомы группы «Ноль» переизданы московским лейблом «Отделение ВЫХОД». В 2003 году был издан сборник архивных записей «Ноля» «Созрела дурь» (несколько песен на нем записаны при участии Сергея Селюнина (группа «Выход»)), а в июле 2007 года вышло обновленное издание альбома «Полундра»; готовится к изданию DVD и переиздание «Школы жизни».

Состав

  • Фёдор Чистяков — вокал, баян
  • Алексей Николаев — барабаны, перкуссия
  • Дмитрий Гусаков — бас-гитара
  • Георгий Стариков — гитара
  • Петр Струков (годы 1997-98) — балалайка, гитара

Дискография

  • «Музыка драчёвых напильников» (1986)
  • «Сказки» (1989)
  • «Северное буги» (1990)
  • «Песня о безответной любви к Родине» (1991)
  • «Полундра!» (1992)
  • «Ноль Без Палочки»
  • «All The Best» (1995; сборник)
  • «Школа жизни» (1996; концерт)
  • «All The Best (2)» (1998; сборник)
  • «Что так сердце растревожено» (1999; концерт)
  • «Легенды русского рока: Ноль» (1999; сборник)
  • «Созрела дурь» (2003; сборник)

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Ноль (группа) - это... Что такое Ноль (группа)?

Ноль — советская и российская рок-группа, была основана певцом-баянистом Фёдором Чистяковым (по прозвищу «Дядя Фёдор») вместе с барабанщиком Алексеем «Николс» Николаевым и Анатолием Платоновым в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) осенью 1985-ого года. После записи первого альбома к музыкантам присоединился бас-гитарист Дмитрий «Монстр» Гусаков (ранее игравший в группе Вымысел, а затем в группе Цветные сны с Ильёй Сёмкиным), а в 1987 году — гитарист Георгий Стариков. От других ансамблей конца 80-х они отличались использованием баяна как главного солирующего инструмента рок-группы, а также настойчивым драйвом, своеобразным голосом и харизмой двух лидеров группы Платонова и Чистякова. Сравнить их, пожалуй, можно лишь с группой «Дети», с одним из музыкантов которой, Петром Струковым, музыканты «Ноля» активно дружили и сотрудничали.

История

Период активной деятельности

Первый магнитоальбом группы, «Музыка драчёвых напильников», вышел в 1986 году. Он был записан Чистяковым и Николаевым вдвоем в течение года в студии Андрея Тропилло. В декабре 1986 года группа успешно выступила впервые в Ленинградском Рок-клубе. Затем они много гастролировали по стране. Особенно мощными были выступления «Ноля» на пятом фестивале Ленинградского Рок-клуба и в подмосковной Черноголовке. Впоследствии концертные записи этих и других выступлений вошли в двойной альбом «Школа жизни», вышедший в свет уже после распада группы.

Второй альбом «Сказки» был опубликован в 1989 году. Годом позже он вышел также на фирме «Мелодия». Главный «хит» этого альбома — «Кооператор/Сказка про колбасу». Другие хиты того времени — «Коммунальные квартиры», «Доктор Хайдер», «Болты вперед».

Пока Николс служил в армии, с группой играли различные барабанщики, в том числе Сергей Шарков, А. Воронов (сейчас играет в группе «Tequilajazzz») и В. Никольчак. Николаев вернулся за барабаны во время записи третьего альбома «Северное буги», который был завершен летом 1989 года. В этом альбоме можно было заметить стремление к более длительным, сложным, пафосным аранжировкам, тягу к монументальности.

В 1991-ом году вышел самый известный альбом Ноля «Песня о безответной любви к Родине». На CD он был дополнен двумя песнями, записанными для саундтрека так и не снятого фильма «Davai Rock-n-roll». Песни «Улица Ленина», «Этот русский Rock-n-roll», «Песня о настоящем индейце» и, конечно, «Человек и кошка» надолго стали хитами, и до сих пор являются «визитными карточками» группы. Видеоклипы, снятые по двум последним песням, «Человек и кошка» и «Иду — курю», довольно часто транслировались по телевидению.

Летом 1992 года, уже без гитариста Г. Старикова, был выпущен альбом «Полундра», получившийся, наверное, самым жестким и громким со времен «Музыки драчёвых напильников». Основные номера альбома — эпические «Мажорище» и «Блуждающий биоробот», феерический блюз «Звуки природы. Мухи» и наконец-то записанная в студии «Школа жизни», главный ударный номер концертов группы и гимн поколения 80-х. Следует заметить, что именно благодаря пародийно-пафосной песне «Говнорок» в лексиконе музыкальных критиков появился термин «говнорок».

Перерыв на пять лет

Во время записи альбома «Полундра» (1992) Чистяков оказался в Крестах в связи с уголовным делом, заведённым на него после попытки убийства сожительницы, Ирины Линник. Суд признал его невменяемым, и он был отправлен на принудительное лечение в психиатрическую больницу имени Скворцова-Степанова. Сразу после того, как был выписан, он присоединился к свидетелям Иеговы. Последовала пятилетняя тишина в творчестве группы. За это время оставшиеся музыканты записали без участия Фёдора Чистякова альбом «Ноль без палочки».

Второе дыхание

Группа ненадолго обрела второе дыхание в 1997—98 гг., собрался основной состав Чистяков — Николаев — Гусаков — Стариков, к ним присоединился Пётр Струков из группы «Дети». В таком составе группа дала несколько концертов под названием «Фёдор Чистяков и Оркестр электрического фольклора» и «Фёдор Чистяков и Ноль». Этот период быстро закончился распадом группы в мае 1998 года, был выпущен концертный альбом Что так сердце растревожено с инструментальными композициями, несколькими сильно измененными песнями «Ноля» и новыми вещами Чистякова. После этого Чистяков занялся творчеством, собрав группу «Зелёная комната». Одно время в составе группы Фёдора Чистякова появлялся Гусаков, а на паре концертов — даже вся ритм-секция «Ноля».

Все альбомы группы «Ноль» переизданы московским лейблом «Отделение ВЫХОД». В 2003 году был издан сборник архивных записей «Ноля» Созрела дурь (несколько песен на нём записаны при участии Сергея Селюнина (группа «Выход»)), а в июле 2007 года вышло обновленное издание альбома Полундра. В 2010 и 2011 году были изданы концертные записи 6 Ленинградский рок-фестиваль и Горбушка 1988.

С 2010 года Фёдор Чистяков выступает с собственной группой «F4Band» (или «Чистяков Бэнд»).

Состав

  • Фёдор Чистяков — вокал, баян
  • Алексей Николаев — барабаны, перкуссия
  • Дмитрий Гусаков — бас-гитара
  • Георгий Стариков — гитара
  • Петр Струков (годы 1997-98) — балалайка, гитара

Дискография

  • «Музыка драчёвых напильников» (1986)
  • «Сказки» (1989)
  • «Северное буги» (1990)
  • «Песня о безответной любви к Родине» (1991)
  • «Полундра!» (1992)
  • «Ноль Без Палочки» (1994)
  • «All The Best» (1995; сборник)
  • «Школа жизни» (1996; концерт)
  • «All The Best (2)» (1998; сборник)
  • «Что так сердце растревожено» (1999; концерт)
  • «Легенды русского рока: Ноль» (1999; сборник)
  • «Созрела дурь» (2003; сборник)
  • «6 Ленинградский рок-фестиваль» (2010)
  • «Горбушка 1988» (2011)

Кинематограф

В 1999 году вышел фильм «8 ½ $», в котором использовалась песня «Индеец».

В 2008 году в прокат вышел фильм «Стиляги». В нём Сергей Гармаш исполнил песню «Человек и кошка».

Музыкальная тема «Choral Prelude № 73» в интерпретации Фёдора Чистякова является сопровождающей музыкальной темой в сериале «Участок». Также к сериалу совместно с Владимиром Фёдоровым была написана финальная музыкальная тема (в титрах).

Участие «Ноля» в саундтреке «Гонгофера» — следствие увлечения музыкой группы режиссёра фильма Бахыта Килибаева. Всего в ленте задействовано 7 песен группы. Большинство из них взяты из альбома «Северное Буги».

Литература

Ссылки

dic.academic.ru


Смотрите также