Смирнов алексей макарович биография личная жизнь


Алексей Смирнов

Алексей Смирнов — советский актер, мастер эпизода, который прославился как исполнитель в комедийном амплуа. Ему посчастливилось сотрудничать с мэтрами отечественного кинематографа Юрием Озеровым, Леонидом Гайдаем, Леонидом Быковым, Роланом Быковым. Не все зрители догадывались, что за его добродушной улыбкой скрывается тяжелая судьба, которая принесла ему множество испытаний и потерь.

Детство и юность

Алексей Смирнов родился в Ярославской области, в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также младший сын Аркадий. Когда Леше исполнилось 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства, и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.

Алексей Смирнов в молодости На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в...

Опубликовано Поговорим Хаппи Джаника Среда, 27 февраля 2019 г.Алексей Смирнов в молодости

В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее — артиллерийской батареи.

На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожен ряд подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид.

Читайте также7 актеров, участвовавших в Великой Отечественной войне

Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.

За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды — орденом Славы, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но об этих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного сражения он был контужен и впоследствии комиссован.

Театр

После войны он вернулся в родную Музкомедию. В молодости ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, отчего актер испытывал чувство творческой неудовлетворенности. К тому же маленькие заработки не позволяли ему обеспечивать достойный быт. Во время гастролей Алексей Макарович умудрялся жить на одни суточные, которых не хватало на нормальное питание. Всю зарплату он отдавал матери, которая уже в те времена нуждалась в лечении.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Три толстяка»)

Актер не рассказывал коллегам о совершенных на войне подвигах, хотя их было немало. Труппа театра узнала о геройском прошлом Смирнова случайно, благодаря его встрече с маршалом Георгием Жуковым. Дело было на гастролях в Капустином Яру, где отдыхали военные. Генерал лично поздоровался с Алексеем Макаровичем на глазах у его коллег и пообещал артисту прибыть на спектакль, в котором тот играл.

Со временем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова (рост артиста составлял 186 см) и стала требовать новых появлений в образе добродушного увальня. Но мужчину такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная некомедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.

Алексей Смирнов в театре (кадр из фильма-спектакля «Эти невероятные музыканты или Новые сновидения Шурика»)

Многие из окружения Алексея Макаровича подтверждали, что артист обладал уникальным тембром голоса — у него был глубокий грудной бас. Вокалистов, владеющих такими способностями, были единицы, поэтому исполнителю неоднократно предлагали сменить профессию. Но Смирнов так и остался драматическим артистом.

Фильмы

В кино Алексей Смирнов появился уже знаменитым актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном фильме «Кочубей». После этой работы предложения посыпались на актера.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Полосатый рейс»)

Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с опытными коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.

Самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция “Ы” и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.

Алексей Смирнов (кадр из фильма «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»)

А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.

Сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в военной драме «В бой идут одни “старики”», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.

Леонид Быков и Алексей Смирнов (кадр из фильма «В бой идут одни «старики»)

Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с Министерством культуры. Эта работа по праву считается жемчужиной фильмографии артиста. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актер, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.

Личная жизнь

Алексей Смирнов никогда не был женат. Перед самой войной он сделал предложение своей возлюбленной Лидии Масловой. Но так как из-за контузии, полученной на фронте, актер не смог впоследствии иметь детей, он, скрыв настоящую причину, разорвал помолвку.

Читайте также6 культовых советских актеров, которые никогда не были женаты

Впоследствии актер пытался наладить личную жизнь и одно время подыскивал себе будущую жену среди знакомых, но делал это неумело. К тому же Смирнов страшно комплексовал из-за своей внешности. В середине 70-х он пытался построить отношения с женщиной, которая одна воспитывала двоих детей, но из-за пристрастия к алкоголю не смог удержать ее рядом.

До конца жизни Алексей жил в коммунальной квартирке и ухаживал за больной матерью, страдавшей тяжелым психическим недугом. Болезнь развилась у Анны Ивановны после гибели на фронте младшего сына Аркадия. В последние годы жизни женщина уже никого не узнавала, ее пришлось определить в дом престарелых. Алексей Макарович переживал эту ситуацию болезненно.

Документальный фильм «Алексей Смирнов. Его знали только в лицо. Трагедия комика»

Артист мечтал о детях, даже хотел усыновить ребенка-инвалида, на протяжении 10 лет он навещал в интернате мальчика, страдающего сердечной недостаточностью. Но ему не позволили взять ребенка под опеку власть имущие. Тем не менее Смирнов не переставал общаться с детьми-сиротами и дарил ребятам из детских домов собственноручно сделанные игрушки, которые искусно вырезал из дерева.

Актер увлекался коллекционированием. У него была обширная библиотека редких книг, большое количество высушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся, а также альбом с вырезками из прессы о самом себе.

Смерть

Алексей Смирнов вел замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.

Читайте также7 артистов, которых погубил алкоголь

По официальной версии, он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение 2 недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его друг Леонид Быков. Эта новость стала сильным ударом для актера, который он не выдержал.

По другой информации, он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.

Могила Алексея Смирнова

Опубликовано Елена Ким Вторник, 7 мая 2019 г.Могила Алексея Смирнова

Похороны Алексея Смирнова состоялись в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Его могила расположена на Южном кладбище, там же похоронена мать, которая скончалась двумя годами позже. На памятной доске размещено фото артиста в образе механика Макарыча. Позднее стало известно, что актер хотел, чтобы на его похоронах прозвучал вальс «На сопках Маньчжурии». Но из-за закрытого образа жизни артиста об этой просьбе узнали не сразу.

Долгие годы память об актере хранилась только в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила не посещалась.

Памятник Алексею Смирнову

Только в 21-м веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни “старики”». А в Санкт-Петербурге в 2011 году появилась мемориальная доска. В новом тысячелетии были сняты документальные ленты о жизни актера, одна из них — «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.

В память об Алексее Макаровиче был создан персональный сайт, на котором собраны все документальные материалы об артисте, размещены его военные фотографии. Здесь же представлены интересные факты из биографии звезды экрана, воспоминания его коллег и друзей.

Фильмография

  • 1961 – «Полосатый рейс»
  • 1961 – «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1963 – «Деловые люди»
  • 1964 – «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»
  • 1965 – «Операция «Ы» и другие приключения Шурика»
  • 1966 – «Айболит-66»
  • 1967 – «Свадьба в Малиновке»
  • 1968 – «Семь стариков и одна девушка»
  • 1968 – «Разведчики»
  • 1973 – «В бой идут одни «старики»
  • 1976 – «Соло для слона с оркестром»
Page 2

24smi.org

Алексей Смирнов: трагическая биография комического актёра

Заслуженный артист РСФСР (1976)

Кавалер ордена Красной Звезды

Кавалер орденов Славы 2-й и 3-й степени

Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги»

Алексей Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилов в Ярославской области.

Отец Алексея умер рано, и мама одна воспитывала двух сыновей. В конце 1930-х годов Алексей Смирнов поступил в театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, и после ее окончания в 1940 году Смирнов некоторое время работал актером эстрады. Когда началась Великая Отечественная война, оба брата ушли на фронт, и вскоре младший брат Алексея погиб. А Алексей Смирнов командовал огневым взводом в 169-м минометном полку, прошел путь от рядового до лейтенанта, и был награжден 11-ю боевыми наградами, среди которых были ордена Славы 2-й и 3-й степени, орден Красной Звезды и медали «За отвагу» и «За боевые заслуги». О том, как воевал старший сержант Алексей Смирнов, можно было прочесть в его наградных листах: «9 апреля 1944 года в районе деревни Пилява после мощных артналётов два батальона противника при поддержке 13 танков перешли в атаку. Тов. Смирнов со взводом открыл мощный миномётный огонь по немецкой пехоте. В этом бою огнём взвода было уничтожено: 4 станковых и 2 ручных пулемёта, 110 фашистских солдат и офицеров. Контратака немцев была отбита. 20 июля 1944 года в районе высоты 283.0 противник силою до 40 гитлеровцев атаковал батарею. Смирнов, воодушевляя бойцов, бросился в бой с личным оружием. Огнём из винтовки и автоматов батарея отбила нападение немцев. На поле боя осталось 17 гитлеровцев, Смирнов лично взял в плен 7 гитлеровцев».

Один из орденов Славы Смирнов получил за бой близ деревни Посташевице. В наградном листе было записано: «Товарищ Смирнов с тремя бойцами бросился на немцев и лично из автомата убил трех гитлеровцев и двух взял в плен. 22 января 1945 года, несмотря на интенсивный ружейно-пулеметный и артиллерийско-минометный обстрел, с расчетом переправил на себе миномет на левый берег реки Одер. Откуда огнём из миномёта уничтожил 2 пулемётные точки в деревне Эйхенрид и до 20 гитлеровцев. 36-й артполк овладел деревней и плацдармом на левом берегу реки Одер».

Во время одного из боев Алексей Смирнов был сильно контужен и после долгого лечения в госпитале вернулся домой к матери. Но здоровье самого Алексея было подорвано. Тяжелая контузия привела к тому, что Смирнов не мог иметь детей.

Алексей решил вернуться к профессии актера, и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Послевоенные годы для Смирнова выдались очень тяжелыми. Он очень мало зарабатывал, в кино еще в то время не снимался, в театре он играл лишь в массовках, и заботился о больной престарелой маме. В театре долгое время не знали о боевых заслугах Смирнова. А сам он очень не любил распространяться на эту тему, и отвечал, если ему задавали вопросы: «Ну, служил, ну, есть какие-то награды - так ведь в войну все отличились. А я ничего особенного не сделал». Но однажды во время гастролей в 1954 году в городе Капустин Яр актеры театра увидели отдыхающих военных. Тогда Смирнов строевым шагом направился к одному из них и отрапортовал: «Товарищ маршал, разрешите доложить: лейтенант Алексей Смирнов!» Директор театра вспоминал: «Я присмотрелся: перед нами - сам маршал Жуков. «Смирнов?.. Слышал-слышал. А что сейчас делаете?» - «Я артист, работаю у вас во Дворце культуры». – «Хорошо, вечером обязательно приду на ваш концерт». В тот день Жуков действительно пришел на наше выступление. Потом адъютант шепнул Смирнову: «Маршал лично приглашает вас на банкет». Так мы узнали о заслугах нашего коллеги». Алексею стали доверять роли второго плана. Учитывая, что Смирнов был человеком внушительной комплекции, с круглым лицом и крупным носом, режиссеры обычно доверяли ему комические роли.

Любой выход актера на сцену вызывал у зрителей восторг и веселье. Особенно любили Алексея Смирнова маленькие зрители. В начале 1950-х годов на счету Смирнова было несколько сыгранных заметных ролей в репертуаре Театра комедии, в том числе в таких спектаклях, как «Вольный ветер» и «Девичий переполох». А в спектакле по пьесе-сказке Н.Адуева «Табачный капитан» Смирнов сыграл свою первую драматическую роль Петра Первого.

Директор театра музыкальной комедии рассказывал: «Многие вокалисты, которым посчастливилось услышать Смирнова, считали, что ему надо бросить театральную карьеру и заняться пением. У него был великолепный грудной бас - просто он никогда не занимался вокалом. Таких голосов по всей России тогда насчитывались единицы! Все восхищались, когда Смирнов играл драматические роли. До сих пор его Петра Первого никто не может переиграть. Жалко, что он ушел в кино. Там использовали его внешность. Ему надоело быть посмешищем, играть алкашей и придурков... На гастролях мы зарабатывали копейки, все деньги Леша сразу же отправлял домой, а жил на суточные, которых не хватало даже на нормальную еду, - продолжал Пашков. - Лешка каждое утро бегал на базар, искал дешевые продукты и на маленькой плитке готовил еду».

Между тем мама Алексея Смирнова надеялась, что сын еще женится. «Лешенька, когда же ты уже себе девушку найдешь? Жениться тебе пора, - говорила она. - Больно охота внуков на старости лет понянчить». «Что ты, мамуля, мы с тобой еще долго проживем! Ты не только внуков, но и правнуков еще воспитаешь», - успокаивал ее Алексей, который при общении с женщинами комплексовал по поводу своей внешности. «Ну, кому я, такой толстый и неуклюжий, нужен?! - говорил он друзьям. - Я даже руку женщине поцеловать не могу - как-то нелепо это выглядит. Конечно, хочется найти жену. Пускай даже она не будет меня любить - главное, чтобы я ей не совсем противен был. А где такую встретишь?..»

Актриса Татьяна Ткач вспоминала: «Мы столкнулись с Лешей Смирновым на гастролях в каком-то провинциальном городе. Он был трогательным, смешным человеком, а в каждой женщине видел потенциальную жену. Он тогда подошел ко мне, трясущимися руками протянул гвоздику и робко поинтересовался: «Танечка, а вы замужем?..» Узнав, что у меня есть супруг, он очень огорчился. В то время он пытался ухаживать за всеми женщинами. С подобными предложениями о замужестве обошел всех присутствующих».

Кадр из фильма «Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен»

Зато у актера появилось хобби – он начал коллекционировал насекомых и пресмыкающихся - бабочек, скорпионов и ядовитых змей. Пойманные экземпляры он хранил дома, заспиртовывая или накалывая на булавки. Коллега по театру о Смирнове рассказывал: «На гастролях в Симферополе мы выступали в Доме офицеров. Художественный руководитель Дома офицеров, молодая девушка, призналась мне, что давно влюблена в Смирнова. Я организовал им встречу. Кстати, в тот вечер она специально отправила маму к подруге, чтобы затащить Смирнова к себе домой. Вернулся я через три часа. Подхожу к нашей гостинице и слышу голос Лешки: «Строение колорадского жука интересно тем, что...» Как выяснилось позже, все три часа Смирнов рассказывал девушке про свою коллекцию насекомых. Заметив меня, она обрадовалась. «Владимир, проводите меня до дома!» - буквально закричала она. У меня складывалось впечатление, что он никак не мог понять, чего женщины от него ждали… На всех гастролях он то и дело собирал жучков или бегал по книжным базам, чтобы подписаться на редкое издание. Однажды в Кутаиси наши девчонки заметили у себя в номере скорпиона, с визгами прибежали к нам. Так Лешка забыл про все и бросился к ним в комнату ловить «экземпляр». Девушки орали как сумасшедшие, показывали на Леху пальцем и крутили у виска. Ну как в такого чудака можно влюбиться?! Да и одевался он неважно. Гастроли длились по полгода. В его гардеробе был один спортивный костюм. Так он его заносит до дыр, потом заплатки пришьет - и дальше носит».

Между тем к концу 1950-х годов слава об интересном актере-комике распространилась не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1959 году режиссер Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину «Кочубей», в которой актер сыграл единственного комического героя.

Кадр из фильма «Полосатый рейс»

Смирнова заметили и другие кинорежиссеры. В 1961 году на экраны СССР вышли два новых фильма с участием Смирнова. В комедии Владимира Фетина «Полосатый рейс» Смирнов сыграл матроса Кныша, а в картине «Вечера на хуторе близ Диканьки» Александр Роу доверил Смирнову роль посла. Оба фильма пользовались огромной популярностью у зрителей, а Смирнов стал известным и популярным актером. Спустя два года благодаря роли Билла в комедии Леонида Гайдая «Деловые люди» актер стал еще более популярен. Фильм имел огромный успех у зрителей, и Смирнов начал свое триумфальное шествие по съемочным площадкам страны.

Режиссеры с удовольствием приглашали его в свои картины, работать со Смирновым им было чрезвычайно легко, так как он понимал установки режиссера с полуслова и безоговорочно выполнял любые комедийные трюки – умел смешно прыгать, падать, бегать на четвереньках и даже соглашался купаться в ледяной воде. В 1964 году Смирнов снялся у Леонида Быкова в фильме «Зайчик» и у Элема Климова в комедии «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». А в 1965 году его снова позвал исполнить роль в своей комедии «Операция «Ы» и Другие приключения Шурика» Леонид Гайдай.

Алексей Смирнов охотно исполнил в этой картине роль хулигана и тунеядца Феди и уже в первый год проката фильм посмотрела треть населения страны, а в последующие годы фильм регулярно демонстрировался по телевидению. В результате такие реплики из фильма, как «Надо, Федя, надо», «А компот?!», «Если я встану, ты у меня ляжешь», «У вас несчастные случаи на стройке были?» - «Нет». – «Будут» - стали фольклором, а картина стала практически вневременным явлением в отечественном кинематографе. Актер Олег Белов рассказывал: «Впервые я увидел Алексея, будучи студентом института, во время съемок фильма про жизнь конькобежцев. Зимой мы сидели на открытых трибунах и изображали зрителей. Смирнов тоже был в массовке. Не заметить его было трудно - очень характерная внешность, лицо типажное. И что бы вы думали? Все мерзнут, зубами стучат, а он сидит и ест… мороженое! Оператору это так понравилось, что он все время снимал его крупным планом».

В другой раз судьба свела Олега Белова и Алексея Смирнова в студии киноактера. Артисты выезжали с концертами. Публика обожала то, как Смирнов неподражаемо рассказывал байки. Он любил выйти на сцену, невозмутимо посмотреть на беснующуюся публику, достать из кармана свисток и неожиданно громко свистнуть. Зрители начинали хлопать еще больше. Смирнов любил внимание зрителей. Став знаменитым, он любил на гастролях выйти в холл гостиницы, и посидеть там на диванчике, ему было приятно что его узнавали. При этом у Алексея Макаровича была тонкая и ранимая душа. Олег Белов рассказывал: «Как-то перед концертом я зашел на сцену, где стоял рояль, и стал наигрывать романс. Вдруг из-за кулис вышел Смирнов, подошел, накрыл мои руки своими и сказал: «Я прошу тебя, не играй!» По его щекам катились слезы».

Когда Смирнов шел по улицам любого советского города, не было человека, который не узнавал бы его - начиная от детей и заканчивая пенсионерами. Во все свои роли Смирнов старался привнести что-то новое. Однажды во время съемок картины «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» по сценарию герой Смирнова должен заняться дезинфекцией карнавальных костюмов. Алексей Макарович несколько раз подходил к режиссеру Элему Климову и просил дать ему сымпровизировать. Климов был категоричен: «Снимать строго по сценарию» - и когда в очередной раз раздалась команда: «Мотор!» - Смирнов в кадре одной рукой качал насос с дезинфицирующей жидкостью, а другой расстегнул ширинку и достал…свежую морковку, которую с аппетитным хрустом надкусил и продолжил качать дальше.

В течение 1960-х годов Смирнов снялся еще в нескольких фильмах: «Айболит-66», «Свадьба в Малиновке», «Удар, еще удар» и «Семь стариков и одна девушка».

Эти фильмы оказались настолько популярными у зрителей, что актеры, снявшиеся в них, превратились практически в национальных героев. Это случилось и со Смирновым, который, даже играя роли второго плана, сумел стать одним из самых популярных комиков советского кино. Ленинградский актер Гелий Сысоев, снимавшийся со Смирновым в фильме «Свадьба в Малиновке» рассказывал: «Безумно популярную «Свадьбу в Малиновке» посмотрели почти 75 миллионов зрителей. Съемки проходили весело. Одни шутники собрались: Водяной, Пуговкин, Зоя Федорова и, конечно же, Смирнов. Вместе репризы придумывали. Народ их потом на цитаты растащил. Одна смирновская «Все твое, а я не люди?» чего стоит. Когда выдавалась свободная минутка, Макарович доставал складной нож, находил деревянную корягу и начинал с ней работать. Поделки получались - глаз не отвести. А ведь нигде этому мастерству не учился! Потом свою коллекцию «Ленфильму» подарил, но после его смерти все разворовали. На съемках «Свадьбы» у Смирнова начались проблемы со здоровьем - безумно болели ноги. Боли были такие, что он не мог спать лежа. Но вот что значит смекалка! Алексей привязывал себя веревками к кровати и в таком положении, стоя, кемарил всю ночь».

Наталья Крачковская рассказывала: «С Алексеем Макаровичем Смирновым я снималась в 1972 году в фильме «Чиполлино». Он играл папу главного героя, я - маму. Алексей был очень светлым и добрым человеком, никому не мог отказать в любой просьбе. Умел удивительно располагать к себе. А еще был трогательным и каким-то незащищенным. Да, он был одиноким, но на эту тему старался не распространяться. Иногда только в наших беседах проскальзывала фраза о том, как ему не хватает мамы. И, конечно, маска простака в кино и он сам в реальной жизни совсем не совпадали. Он очень любил природу и в каждом ее проявлении видел красоту. Помню, едем мы на съемочную площадку, а по деревенской улице куры бегают. И происходит между нами такой диалог: «Посмотри, Наташа, какая прелесть». – «Ну что ты, Леша, обыкновенная же курица». – «Нет, ты должна внимательно посмотреть и понять: она вовсе не обыкновенная, а очень красивая». Говорил он все это с добрейшей улыбкой и выражением лица, как у ребенка...»

В 1967 году Смирнова пригласили на Белорусскую киностудию для участия в фильме «Житие и вознесение Юрася Братчика» по сценарию Владимира Короткевича. Фильм рассказывал о временах Средневековья, когда на территории Белоруссии свирепствовала чума. Смирнов должен был сыграть апостола Петра, но работу над этим фильмом особо контролировали чиновники из Госкино, мешавшие работать режиссеру и актерам, и когда картина была завершена, то прошла малым экраном, и зрители ее толком так и не увидели. В 1968 году Смирнова пригласили сняться в фильме «Разведчики». Смирнов сыграл в нем роль разведчика, который жертвовал жизнью, прикрывая отход своих товарищей. В этом же эпизоде вместе с ним «погибал» и Леонид Быков, дружба с которым у Смирнова началась в начале 1960-х, когда Быков переехал из Киева в Ленинград и снял Смирнова в своем фильме «Зайчик».

В 1974 году в фильме «В бой идут одни «старики» Быков сыграл роль командира эскадрильи Титаренко, а своему другу Смирнову доверил сыграть роль его механика. Против кандидатуры Смирнова возражало все руководство Госкино СССР: «Это же Федя из «Операции «Ы», все будут смеяться». Но несмотря на сопротивление худсовета, Быков все же утвердил Смирнова на роль и после выхода фильма стало ясно, что Быков не ошибся. Всем запомнился эпизод, когда механик Макарыч тайком крестит взлетающий самолет. Этого эпизода не было в сценарии, его придумал Смирнов, знавший – что такое война. Именно эта роль впервые по-настоящему показала способность Смирнова играть серьезные драматические роли. А сам Смирнов в одном из разговоров с коллегами с горечью отметил: «Как жаль, что я так поздно нашел своего режиссера».

Но из-за запрета чиновников в Госкино Смирнов все же не смог сняться в картине своего друга Леонида Быкова «Аты-быты, шли солдаты», куда тот его настойчиво приглашал. А последней крупной работой Смирнова в кино была комедия чехословацкого режиссера Олдржиха Липского «Соло для слона с оркестром». Артист сыграл в ней клоуна по фамилии Смирнов. Позже он снялся еще в трех картинах - «Маринка, Янка и тайны королевского замка», «Дипломаты поневоле» и «Лес, в который ты никогда не войдешь», однако его появление в них ограничилось короткими эпизодами. Игорь Вознесенский рассказывал: «В моем фильме «Потрясающий Берендеев» он сыграл роль Артура Брагина. В 1975-м мне было всего двадцать пять лет, я только начинал. Но на эту роль никого больше не пробовал. И ни на секунду не пожалел. Уже затем я читал, что Смирнов был одиноким человеком с трагической судьбой, но на съемочной площадке Алексей Макарович не производил такого впечатления. Наоборот, был очень веселым, общительным. Порой мне казалось, что в окружении главных героев фильма - детей - он был самым младшим ребенком. Почти двухметрового роста и уже солидного возраста - но ребенком. У него была мечта сыграть солдата Швейка. Как я понял из его рассказов, он даже на фронте устраивал между боями представления. Мог цитировать роман о Швейке с любого места... Звездного гонора у него не было. Наоборот, в пивнушке на ВДНХ он старался сесть в углу и быть как можно незаметнее. К стойке за пивом ходил я, потому что народ буквально не давал ему прохода. Каждый стремился выразить ему свое почтение-восхищение, а Алексей Макарович дико смущался... Он был в высшей степени интеллигентным человеком, очень начитанным, очень тонким. Казалось бы, я по сравнению с ним был пацаном в большом кино, но он ни разу не дал мне повода усомниться, что на съемочной площадке главным является режиссер».

Последние годы жизни Смирнова сложились трагически. За три года до смерти Смирнов женился на женщине, у которой было двое детей. Но жить семье было почти не на что. Из театра актер ушел, а в кино сниматься его теперь не приглашали. Жена вскоре ушла от Смирнова, а у актера был диагностирован ряд тяжелых заболеваний.

Единственной женщиной, которую Смирнов безумно любил на протяжении всей жизни, и о ком постоянно заботился – была его мама, с которой они жили в скромной ленинградской коммунальной квартире - совсем не так, как принято жить семье актера, имеющего всесоюзную славу. Соседи актера рассказывали: «В последние годы жизни нам казалось, что Леша помешался. Когда исчезла его коллекция жуков и скорпионов, он стал собирать обыкновенных тараканов, расставил по всему подъезду мышеловки и спиртовал мышей, крыс... Он подбирал на улицах бездомных собак и кошек, приводил к себе на ночлег каких-то грязных обездоленных людей. Мы звонили на «Ленфильм», просили помочь Смирнову, но никто так и не откликнулся».

В октябре 1978 года у Смирнова случился сердечный приступ, после которого он длительное время провел в больнице. 25 марта 1979 года к нему в гости приехал Леонид Быков. Это была последняя встреча друзей. Посмотреть на знаменитого режиссера сбежался весь персонал ленинградской больницы. Быков принес Смирнову апельсины и провел у постели больного друга два часа. На прощание, похлопав его по плечу, сказал фразу из фильма: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя две недели Леонид Быков погиб в автокатастрофе. Врачи не сказали Смирнову о трагической гибели друга, опасаясь, что такое известие окончательно подорвет здоровье актера. Но при выписке кто-то все же сообщил Алексею Макаровичу эту трагическую весть. Смерть единственного друга потрясла Смирнова. Своим здоровьем он больше не занимался. Вскоре домой к Смирнову была вызвана «скорая помощь», но до больницы врачи Смирнова не довезли. 7 мая 1979 года Алексей Смирнов скончался от сердечного приступа.

Алексей Смирнов был похоронен на Южном кладбище Санкт-Петербурга.

Алексей Смирнов Актеры Биография История Факты Видео Длиннопост

pikabu.ru

Биография Алексея Макаровича Смирнова

Алексей Макарович Смирнов родился 28 февраля 1920 года в городе Данилове Ярославской области.

Окончил театральную студию при Ленинградском театре музыкальной комедии (1940). После её окончания некоторое время работал актёром эстрады. Однако начавшаяся вскоре война заставила его забыть о сцене на несколько лет. Добровольцем ушёл на фронт. За мужество и героизм, проявленные в боях, он стал кавалером Ордена Славы II, III степени,  был награждён орденом Красной звезды, медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Однако завершить войну в Берлине ему не удалось: во время одного из боёв он был сильно контужен взрывом снаряда и после длительного лечения в госпитале комиссован.

Вернувшись в Ленинград, где жила его мама, он вскоре предпринял новую попытку вернуться на сцену и в 1946 году был принят в труппу Ленинградского театра музыкальной комедии. Сначала играл в массовках, затем получил ряд ролей второго плана. Учитывая колоритную внешность актёра, режиссёры обычно доверяли ему исключительно комические роли... В начале 50-х на счету Смирнова было несколько заметных ролей в репертуаре Театра музкомедии. Особенно актёру удалась роль Петра I из «Табачного капитана».

Но актёр пошёл другим путём. Слава об актёре-комике довольно быстро распространилась тогда не только в театральной среде, но и среди кинематографистов. В 1958 году режиссёр Юрий Озеров пригласил Смирнова на одну из ролей в свою картину  «Кочубей». Актёр сыграл в нем «буржуйчика» – единственного комического персонажа в этой серьезной картине. И Смирнову удалось рассмешить зрителей. В 1961 году на экраны страны вышли сразу два фильма с участием Смирнова, которые имели хороший приём у публики: «Полосатый рейс» и «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Однако настоящее открытие Смирнова для всесоюзного кинозрителя произошло через два года благодаря Леониду Гайдаю. В новелле «Вождь краснокожих» из фильма «Деловые люди» он доверил Смирнову роль Билла – добродушного увальня, решившего заработать себе на жизнь с помощью киднеппинга. Фильм имел прекрасный приём. После этого успеха актёр Смирнов начал своё триумфальное шествие по съёмочным площадкам страны. Острохарактерные комедийные роли сделали Смирнова кумиром миллионов кинозрителей.

Между тем в повседневной жизни Алексей Макарович был совсем иным человеком, чем его экранные герои. Из-за тяжелой контузии он так и не смог создать семью, и единственной женщиной, которая коротала с ним дни в ленинградской коммуналке, была его мама, которую он безумно любил. Жили они скромно, совсем не так, как принято жить семье актёра, имеющего всесоюзную славу. Отдельную квартиру ему, заслуженному фронтовику, актёру, принёсшему своим талантом в кассу советского кинематографа миллионы рублей, человеку, на руках которого была серьёзно больная мать, ленинградские киночиновники дать так и не удосужились, а сам за себя он просить не умел... 

На счету актёра десятки киноролей, но собенную популярность актёру принесла роль Макарыча в фильме «В бой идут одни старики», которую режиссёр и автор сценария этого фильма Леонид Быков написал специально для Смирнова.

Последние годы жизни Смирнова сложились непросто. Из-за многочисленных болезней он стал мало сниматься. Особенно Алексей Макарович сожалел, что не смог сняться в последнем фильме своего лучшего друга Леонида Быкова – «Аты-баты, шли солдаты...», где режиссёр также приготовил для него интересную роль...

После серьёзного сердечного приступа Смирнов пролежал в больнице больше полугода. За это время никто, кроме Леонида Быкова, Алексея Макаровича так и не навестил. 25 марта 1979 года Быков пришел к другу и, прощаясь, сказал фразу из «Стариков»: «Будем жить, Макарыч! Будем жить». Спустя 2 недели Леонид Фёдорович Быков трагически погиб в автокатастрофе. Смирнов в те дни по-прежнему находился в одной из ленинградских больниц и ничего не знал о смерти лучшего друга. Только накануне выписки, 7 мая, кто-то из врачей сообщил ему об этом. В тот же день Алексей Макарович умер (по другой версии известие о смерти Быкова застало Смирнова уже дома, ему стало плохо, его опять увезли в больницу, где он и скончался). Ему было всего лишь 59 лет.

Алексей Макарович Смирнов умер 7 мая 1979 года, не дожив двух суток до Дня Победы, за которую воевал четыре года. Его похоронили на Южном кладбище (г. С.-Петербург, 3-й рябиновый уч., 21 ряд, 9 могила).

Алексей Макарович Смирнов (1920 -1979)

До 1946 года – артист эстрады, в 1946-1952 годах – актёр Ленинградского государственного театра музыкальной комедии, в 1952–1961 годах – артист Ленгосэстрады, с 1961 – актёр киностудии «Ленфильм». Заслуженный артист РСФСР (1976).

www.aleksey-smirnov.ru

Алексей Смирнов - биография, фото, личная жизнь

Алексей Смирнов родился в Ярославской области в городке Данилове. У его родителей Анны Ивановны и Макара Степановича был также и младший сын Аркадий. Когда Леше было 6 лет, семья перебралась в Ленинград, но там их застало горе: неожиданно скончался глава семейства и матери пришлось одной растить двух мальчишек. До конца жизни Алексей Смирнов прожил в той коммунальной квартире, которую получил еще его отец.

В школьные годы мальчик посещал кружок драмы. Участие в постановочных сценках настолько увлекало его, что сразу после школы Смирнов отправился учиться в студию при Ленинградском театре музыкальной комедии, которую окончил в 1940 году и сразу же стал актером этого театра. Но на сцене Музкомедии успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари», так как был призван на срочную службу, где его и застала война. Алексей Смирнов служил командиром огневого взвода, а позднее - артиллерийской батареи.

Война

На Украинском и Белорусском фронтах также выполнял функции разведчика, неоднократно ходил в тыл врага. Благодаря его персональным действиям было уничтожено множество подразделений противника, освобожден город Староконстантинов, а также захвачена деревня Эйхенрид. Не раз Алексей Макарович совершал подвиги: для того, чтобы воодушевить боевых товарищей, в одиночку бросался в атаку на 4 десятка фашистов; вырывался из окружения во время разведки, причем, захватывая в плен солдат противника; на себе переправлял через реку миномет.

За доблесть Алексей Смирнов был награжден орденом Красной Звезды, дважды – орденом Славы, и многими медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Но о своих наградах в последующие годы предпочитал не распространяться, скромно считая, что делал то же самое, что и другие защитники Отечества. Великую победу актер встретил в звании гвардии старшина, но уже в запасе: во время одного из сражений он был очень сильно контужен и впоследствии комиссован.

После войны он вернулся в родную Музкомедию. Сначала ему доставались малозначительные персонажи в спектаклях, но затем публика запомнила внушительную комплекцию Смирнова и стала требовать новых появлений актера в образе добродушного увальня. Но самого Алексея такое амплуа тяготило: внутренне он был драматическим актером, а вовсе не комиком. Но единственная не совсем комедийная роль в театре досталась ему в постановке «Табачный капитан», где он вышел на сцену как царь Петр I.

Фильмы

В кино Алексей Смирнов появился уже хорошо известным актером благодаря участию в спектаклях. Сначала его попробовали в эпизоде военной драмы «Балтийская слава», затем дали единственную комедийную роль буржуя в серьезном историческом фильме «Кочубей». После этой работы предложения просто посыпались на актера.

Не всегда он выбирал картины из-за хорошего сценария или сотрудничества с мастеровитыми коллегами. Например, в мелодраме «Роман и Франческа» Смирнов захотел участвовать, чтобы посмотреть на восстановленный Киев, в котором бывал во время войны. Первыми «народными» ролями Алексея Макаровича были матрос Кныш из «Полосатого рейса» и атаман запорожских казаков в «Вечерах на хуторе близ Диканьки». Публика с восторгом встречала его появление на экране.

Но самую большую любовь зрителей принесли Смирнову фильмы великого режиссера Леонида Гайдая. Киноновелла «Вождь краснокожих» и особенно «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» сделали его всенародным любимцем. Зрители цитировали персонажей Смирнова, как будто это были настоящие люди, а не экранные герои.

А режиссеры встали в очередь за популярным актером, так как стало повсеместно известно, что Алексей Смирнов не только требовательный к себе профессионал, но и очень послушный исполнитель, готовый беспрекословно купаться в ледяной воде, контактировать с дикими животными, падать с высоты и выполнять любые требования руководителей кинофильмов.

Но сам актер считал по-настоящему «своим» режиссером только Леонида Быкова, с которым у него к тому же завязалась крепкая дружба. Вместе они поработали в комедии «Зайчик», героической картине «Разведчики», а затем в легендарной военной драме «В бой идут одни «старики», которую Быков не представлял себе без участия Смирнова.

Режиссеру пришлось натуральным образом бороться за товарища с министерством культуры. Благодаря роли механика Макарыча в этом фильме Алексей Смирнов открылся зрителю как незаурядный драматический актёр, а финальная сцена у могилы остается одним из самых драматических эпизодов в советском кинематографе.

Личная жизнь

 Алексей Смирнов никогда не был женат. Перед самой войной он сделал предложение своей возлюбленной Лидии Масловой, но так как из-за контузии, полученной на фронте, не мог иметь детей, то, скрыв от девушки настоящую причину, разорвал помолвку. До конца жизни он жил в коммунальной квартирке и ухаживал за больной матерью, страдавшей тяжелым психическим недугом.

Алексей Макарович мечтал о детях, даже хотел усыновить ребенка-инвалида, но ему не позволили власть имущие. Тем не менее, Смирнов часто посещал детские дома и дарил ребятам собственноручно сделанные игрушки, которые искусно вырезал из дерева.

Актер увлекался коллекционированием. У него была огромная библиотека редких книг, большое количество высушенных насекомых и заспиртованных пресмыкающихся, а также альбом с вырезками из прессы о самом себе.

Последние годы

В последние годы Алексей Смирнов вел очень замкнутый образ жизни. К этому привели усилившаяся болезнь матери, которая даже перестала узнавать сына, собственное ухудшение здоровья, а также начинавшаяся зависимость от алкоголя. Скончался актер 7 мая 1979 года. Существует несколько версий того, что именно привело к трагическому финалу жизни 59-летнего Алексея Смирнова.

По официальной версии он находился в больнице из-за ишемической болезни сердца и в течение двух недель восстанавливал здоровье. В день выписки он узнал, что в автокатастрофе погиб его лучший друг Леонид Быков. Это новость стала сильным ударом для актера, который он не смог выдержать. 

По другой информации он попал в больницу как раз после известия о гибели Быкова и не пережил этой трагедии. Третья версия исходит от главврача больницы и говорит о том, что актер втайне от докторов решил помянуть друга, и выпитая рюмка коньяка стала для него фатальной.

Алексей Смирнов был похоронен в ставшем родным ему Санкт-Петербурге. Долгие годы память об актере хранилась лишь в кинолентах с его участием. О нем не писали в газетах, могила практически не посещалась. 

Только в 21 веке люди отблагодарили великого артиста и героя войны, установив ему памятник в Харькове. Экспозиция представляет собой Алексея Смирнова в образе механика Макарыча из фильма «В бой идут одни «старики». В новом тысячелетии был снят и ряд документальных лент о жизни актера, наиболее известная из которых «Острова. Алексей Смирнов» вышла в 2012 году.

ussr-akter.ru

Алексей Смирнов биография актера, фото, личная жизнь

Алексей Смирнов – это великий актер с сотнями граней. За свою жизнь он исполнил огромное множество самых разных ролей, представ перед зрителями как в комическом так и в драматическом амплуа.

Именно поэтому воплощенные им экранные образы уже давно стали своеобразной классикой советского кино. Именно поэтому разговор об этом выдающемся актере с насыщенной и глубокой судьбой представляется настолько интересным.

Алексей Смирнов появился на свет 28 февраля 1920 года в городке Данилов (Ярославская область). Здесь он провел несколько первых лет своей жизни, однако уже очень скоро вместе с родителями переехал в Ленинград.

Отец будущего актера довольно рано умер, поэтому все тяготы воспитания сыновей (Алексея и его младшего брата Аркадия) легли на плечи матери. Маленькая семья жила довольно бедно. Родным домом для них была комната в коммуналке. А денег порой не хватало даже на самое необходимое.

Несмотря на это, любовь к искусству стала проявляться в душе Алексея Смирнова уже с самых ранних лет. Еще в школе он играл в местном драмкружке, а впоследствии стал заниматься в актерской студии при Ленинградском театре музкомедии. В 1940-м году, после получения диплома об окончании данного заведения, наш сегодняшний герой стал выступать на местной сцене уже в качестве профессионального актера. В дебютном для себя театральном сезоне актер исполнил одну из ролей в музыкальной постановке «Роз-Мари». Все, казалось, складывалось довольно успешно. Однако очень скоро крест на всех прежних планах поставила Вторая мировая война. В 1941-м году Алексей Смирнов отправился добровольцем на фронт. В Советской армии наш сегодняшний герой сначала служил химинструктором, а затем – командиром огневого взвода. Во время Второй мировой войны он принял участие во многих кровопролитных сражениях. Вместе со своим минометным полком Алексей дошел до самой Германии, однако в боях за Берлин участия уже не принимал. Во время одного из сражений он был сильно контужен и отправлен за линию фронта.

Военные подвиги Смирнова были отмечены медалью «За отвагу», орденом «Красной звезды», двумя орденами «Славы», а также медалью «За боевые заслуги».

После возвращения с фронта талантливый актер долгое время работал в Ленинградском театре музкомедии, однако большого успеха здесь не добился. Будучи неизвестным, он жил очень и очень бедно. Кроме того, на попечении сына оставалась его больная мать, которая утратила рассудок из-за смерти младшего ребенка. Из-за постоянных гастролей ленинградского театра Алексей Смирнов долгое время не мог уделять ей достаточное внимание. Поэтому в один прекрасный день он был вынужден оставить театр. В 1952-м году он стал выступать на сцене «Ленгосэстрады», уделяя больше времени семейным делам. Именно в этот период дела стали несколько выправляться. Внушительная комплекция и добродушная улыбка Алексея Смирнова принесли ему множество интересных комедийных ролей. Добродушные, но немного неуклюжие персонажи актера очень нравились театральной публике, приводя в настоящий восторг как взрослых так и детей. Благодаря своему уникальному умению смешить людей, уже к середине пятидесятых годов Алексей Смирнов стал настоящей звездой своего театра. Его приглашали на ведущие роли в спектаклях. Многие зрители приходили специально, чтобы посмотреть именно на него. В 1959-м году наш сегодняшний герой сумел блеснуть также и в кино, исполнив небольшую комическую роль в фильме «Кочубей», в котором его герой был единственным комедийным персонажем.

Впоследствии такие небольшие комедийные роли стали основой его творчества. Большой успех принесли актеру фильмы «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», «Семь стариков и одна девушка», «Свадьба в Малиновке», «Айболит-66», а также некоторые другие. Алексей Смирнов работал на одной съемочной площадке с такими актерами как Наталья Варлей, Александр Демьяненко, Михаил Пуговкин и многие другие. Подобные работы сделали Алексея Смирнова очень популярным, однако актерские работы несколько другого плана также время от времени встречались в биографии нашего сегодняшнего героя. Ярким примером тому является фильм «В бой идут одни старики», в котором он исполнил драматичную роль механика Макарыча.

За свои многочисленные работы в театре и кино Алексей Смирнов был награжден званием Заслуженного артиста РСФСР. Верным актерскому искусству наш сегодняшний герой оставался до последних дней своей жизни. Узнав о смерти своего близкого друга Леонида Быкова, Алексей стал много пить и уже очень скоро был госпитализирован. У него начались осложнения, связанные с ишемической болезнью сердца. Кроме того, у актера была обнаружена жидкость в легких и проблемы с кровообращением. В итоге Алексей пролежал в больнице несколько дней, а уже седьмого мая был выписан. В этот же день артиста не стало. По наиболее распространенной версии, причиной кончины Смирнова стала тайком выпитая бутылка коньяка, вызвавшая разрыв сердца. Всю свою жизнь Алексей Смирнов был одинок. Из-за полученной на войне контузии у него начались проблемы сексуального характера. В итоге актер стал бесплодным. Вернувшись с фронта, он расстался с девушкой, с которой встречался до войны. Лишь только несколько лет спустя она узнала об истинных причинах расставания. Впоследствии актер предпринимал попытки наладить отношения с женщинами, но все они терпели фиаско. До конца своей жизни Алексей Смирнов прожил в коммунальной квартире вместе со своей матерью. О войне вспоминать он не любил, а потому о боевых наградах, которые могли бы обеспечить актера собственным жильем, знали только немногие.

Как отмечают друзья Смирнова, актер всегда очень любил детей. Кроме того, одним из главных увлечений Алексея было чтение.

Редакция УзнайВсё.ру

Обнаружив ошибку в тексте, выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

  • 7.2

    Операция Ы

    Operaciya Y

    Роль: Верзила / недовольный покупатель

    комедия

    СССР

    1965

Поделитесь с друзьями и получите подарок

uznayvse.ru

Алексей Макарович Смирнов

Алексей Смирнов — известный советский актер, получивший всесоюзную славу благодаря роли повесы в комедии Гайдая «Операция Ы». Играл как в комическом, так и в драматическом амплуа.

Воплощенные Смирновым образы признаны классикой советского кино. Именно поэтому интересно рассказывать о жизни и творчестве выдающегося актера с глубокой и насыщенной судьбой.

Родился Алексей Смирнов в 1920 году в небольшом городке Данилове в Ярославской области. Здесь прошли первые годы жизни Алексея, потом семья переехала в Ленинград. Отец рано умер, поэтому на Алексея легли обязанности главы семейства. Ему предстояло заботиться не только о себе, но и о младшем брате Аркадии. Матери было сложно тянуть двоих детей. Жила семья бедно, достатка не было. Родным домом стала маленькая комнатушка в коммуналке.

Несмотря на всю серость и тяготы быта, Алексей не был обозленным и обиженным на весь мир. Паренек тянулся к прекрасному с ранних лет. Еще в школьные годы он играл в драматическом кружке, потом стал посещать занятия в актерской студии, работавшей при Ленинградском театре музыкальной комедии.

Фото: Алексей Смирнов в молодости

В 1940 году Алексею Смирнову выдали диплом, подтверждающий успешное окончание учебного заведения. Благодаря этому он смог выступать на сцене как профессиональный актер.

На сцене Музкомедии Алексей успел поучаствовать только в оперетте «Роз-Мари». Потом Смирнова призвали на воинскую службу, где ему пришлось выполнять долг перед Родиной в начале войны. Алексей Смирнов был командиром огневого взвода, а после — артиллерийской батареи.

Служил на Белорусском и Украинском фронтах, благодаря актерскому таланту удавалось хорошо выполнять роль разведчика. Алексей неоднократно был в тылу врага, принося оттуда ценную информацию для уничтожения фашистов. Во многом благодаря заслугам и личным качествам Алексея удалось освободить город Староконстантинов, а потом и захватить деревню Эйхенрид.

Алексей Макарович старался всячески подбадривать боевых товарищей. Для этого он совершал реальные подвиги, чтобы все понимали, что победить грозную немецкую армию не так сложно. Например, бросился в одиночку атаковать четыре десятка фашистов; вырвался из окружения в процессе проведения разведки; в одиночку переправил на себе миномет через реку.

Но до Берлина отважному Алексею Смирнову дойти так и не удалось. Причиной стала контузия из-за взрыва снаряда. Алексея комиссовали, и он вернулся домой. Трагическое ранение привело к бесплодию. Но сказать об этом своей девушке, Лиде Масловой, Алексей так и не смог. Поэтому просто расстался с ней.

После войны талантливый актер долгое время служил в Ленинградском театре музкомедии, но большого успеха на этой работе добиться не удалось. Играл Алексей хорошо, но оставался неизвестным. Поэтому жил в трудное послевоенное время очень бедно. На скромную актерскую зарплату он содержал свою больную мать, которая после смерти младшего ребенка совсем утратила рассудок.

Приходилось постоянно гастролировать вместе с труппой Ленинградского театра, поэтому Алексей не мог уделять надлежащее внимание стареющей матери. Поэтому в 1952 году Алексей Макарович принимает волевое решение оставить театр по семейным обстоятельствам. Актер переходит на работу в «Ленгосэстраду», чтобы больше времени уделить семейным делам.

Именно тогда Алексей стал играть все лучше и лучше. Высокий рост, выправка, добродушная улыбка — все это очень располагало зрителей. Поэтому режиссеры видели Алексея Макаровича в самых разноплановых ролях, которые наперебой ему предлагали. Большинство его персонажей были неуклюжими, но их добродушие очень умиляло публику.

У Алексея Смирнова было врожденное умение веселить людей. Благодаря этому уже в середине 50-х годов актер становится звездой театра, в котором он работал. Алексею начали доверять ведущие роли в постановках, а многие зрители приходили в театр специально ради игры Алексея.

Первая роль в кино — это небольшой комический персонаж в ленте «Кочубей». К слову, герой Алексея Смирнова стал единственным комедийным персонажем во всем фильме. Далее актеру все больше и больше поручали играть комедийные роли.

Самый большой успех и настоящую всесоюзную славу актеру принесла роль в комедии «Операция Ы». Здесь он сыграл роль хулигана, нарушающего общественный порядок. Фразы Алексея быстро стали крылатыми, а сам он стал ассоциироваться с добродушным лентяем.

Далее Алексей Макарович сыграл роли в фильмах «Свадьба в Малиновке», «Семь стариков и одна девушка», «Айболит-66» и т. д.

На съемочной площадке Алексей Смирнов работал с уже известными и именитыми актерами: Натальей Варлей, Михаилом Пуговкиным, Александром Демьяненко. Комедийные роли нравились актеру и прославили его, но периодически в творческой биографии Алексея встречаются и совершенно иные работы. Например, драматичная роль Макарыча в кинофильме «В бой идут одни старики».

За множественные заслуги актера в период работы в театре и кино Смирнова наградили почетным званием заслуженного артиста СССР. Актерское искусство было единственным видом деятельности актера на протяжении всей жизни.

В личной жизни актера больше пробелов, чем событий. Смирнов ни разу не был женат. Перед войной актер сделал предложение своей девушке Лидии Масловой, но потом расторгнул помолвку. Причиной стала контузия, из-за которой Алексей стал бесплодным. С женщинами у Алексея не получалось, поэтому он посвятил свою жизнь уходу за мамой. Они так и жили в комнате в коммуналке.

Алексей Макарович мечтал о воспитании детей, хотел усыновить ребенка. Но сделать это ему не дали власть имущие, когда Алексей уже готовил документы на усыновление ребенка-инвалида из детдома.

Алексей Смирнов часто ходил в детские дома и дарил деткам игрушки, которые сам на досуге вырезал из дерева.

Актер очень любил коллекционировать редкие книги. Также у Алексея Макаровича была большая коллекция засушенных насекомых и заспиртованных в баночках пресмыкающихся.

Смерть

Последние несколько лет своей жизни актер вел довольно замкнутый и отчужденный образ жизни. Набирала силы давняя привычка Алексея лечить стрессы алкоголем. Все чаще и чаще актер тянулся к рюмке, когда видел ухудшение здоровья матери. Умер актер 7 мая 1979 года.

Фото: Могила Алексея Смирнова

Есть несколько версий причин смерти Алексея. По первой версии, он находился в больнице и лечился от обостряющейся ишемической болезни сердца. Здоровье шло на поправку, но в день выписки Алексей узнает о смерти известного Леонида Быкова, своего лучшего друга. Новость стала фатальной для неокрепшего сердца актера, поэтому приступ стал смертельным.

По другой версии, актера погубила рюмка коньяка, которая и убила лечившегося от зависимости Смирнова. Пить ему было категорически нельзя из-за вводимых в кровь препаратов. Но Алексей ослушался докторов, что и привело к смерти.

Похоронили Алексея Смирнова в уже ставшем для него таким родным Санкт-Петербурге. Продолжительное время не было практически никакой информации об актере. Власти умалчивали сведения о его жизни и смерти. Могила артиста практически не посещалась друзьями и поклонниками.

Только в 21 веке появился первый памятник актеру, его установили в Харькове.

  • 1957 Улица полна неожиданностей
  • 1961 Командировка
  • 1963 Деловые люди
  • 1964 Зайчик
  • 1965 Операция «Ы» и другие приключения Шурика
  • 1965 Спящий лев
  • 1966 Три толстяка
  • 1967 Свадьба в Малиновке
  • 1968 Огонь, вода и… медные трубы
  • Полная фильмография
  • Страница в Википедии

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru


Смотрите также