Село куг мирзалиев нурахмед мирзахмедович биография


История села Куг

О происхождении топонима «Куг» (лез. – хъукьвар, табас. – кугьар) имеется несколько версий. Наиболее вероятной кажется версии, связывающая название села с терновником – колючим кустарником с терпкими синевато-черными плодами, по-лезгински называемым къукьвар. В силу определенных фонетических процессов со временем топоним къукъвар (терг) превратилось в хъукьвар. Правдоподобность данной версии можно обосновать тем, что действительно в местах, где раньше располагались хутора ЧIуру хуьр (разрушенное село). Бардаса хуьр (Бардаскент), КьветIерин ара (Среди валунов), Ягьухь (У леса) и др., из которых образовалось позже с.Куг, в изобилии растет этот кустарник. Кстати, вокруг нынешнего населенного пункта Куг, также много такого кустарника.

По рассказам старожилов Гаджимагомедова Рамалдана, Хайирова Мала и Хидирова Нюдюра, записанным еще в 1940 году, село Куг образовалось из этих семи аулов. Объединились они после большой эпидемии чумы и природных катаклизмов. Говорят, что несколько лет подряд была засуха, в результате исчезли источники с питьевой водой, иссохли реки, участились случаи нападения на людей (особенно детей) змей и т.д. Под влиянием этих факторов все семь аулов почти были обезлюжены. Оставшиеся в живых жители семи аулов решили объединиться, чтобы легче было противостоять не только природным катаклизма, ни и внешним врагам. И они выбрали очень удобное во всех отношениях место, где и расположено современное селение Куг. Оно раскинулось на огромном холме, напоминающем верблюда. Это место выгодно отличалось от мест бывших хуторов тем, что, во-первых, можно избежать наводнения; во-вторых, крестьяне сэкономили пашни, луга; в-третьих, всю территорию Куга можно обозреть из любой точки старого селения; в четвертых, вокруг села и в селе было много источников с питьевой водой и т.д.

Старое село Куг состояло из трех магалов: верхний магал, или Алахар, Элкъвей мягьле – круглый и средний магал, где расположилась Джма-мечеть, Агъа мягьле – нижний магал. О топониме «Алахар» существует легенда. Предполагают, что жители этого магала переселились в Куг из селения Ялак (лезг.Ялахъар) Ахтынского района. Старшина села с согласия Кугского джамаата выделил им самую макушку холма, где не было ни питьевой воды, ни земли под огороды. Пришельцы обжили этот участок, породнились с местным населением, а магал получил название Алахар. Кстати, алахарцы отличаются от остального населения своим упорством, трудолюбием, большой выносливостью и сплоченностью. После землетрясения 1966 года в Южном Дагестане, село неузнаваемо изменилось: крыши всех домов покрыты шифером и железом (а в старом Куге только Джума-мечеть имела черепичную крышу), к трем имеющимся магалам присоединились еще новые четыре магала: Чархукент (Село у камней), Темягькент (Апетиткент), Юргъакент (Село, где буйно растут сорняки), Сувалкент (Село на горке).

В настоящее время с высоты птичьего полета село напоминает огромного орла в полете. Оно продолжает расти и развиваться.

Что же говорят ученые об истории села?

Известный кавказовед и наш земляк Ханмагомедов Б.Г.-К. говорил, что в архивах Тбилиси он наткнулся на документ, в котором утверждалось, что население Куга в стародавние времена было двуязычным: жители свободно говорили на лезгинском и табасаранском языках. В какой-то мере этому утверждению уважаемого профессора можно поверить – в отличие он населения других лезгинских сел, граничащих с табасаранцами (Архит, Асакент, Канциль, Заза) Кугцы лучше понимают и разговаривают на табасаранском языке. Более того, в Куге и сейчас около 30 семей со смешанными (с табасаранцами) браками. Село Куг – одно из самых старинных сел не только в Хивском районе, но и в Южном Дагестане. Об этом свидетельствуют материалы историко-археографической работы. Исследования проводились заведующим сектором арабских стран Института востоковедения Академии наук России Аликберовым А.К. в 1987 году в этом селе. Как вытекает из названных материалов, Кугцы прошли все стадии религиозного развития: язычество, зороастризм, христианство и ислам. На территории села хорошо сохранились различные по типу и функциям святилища, культовые камни и скалы, сакральные деревья и священные леса, горы и пещеры. Подавляющее их число было приспособлено местным мусульманским населением к исламу, однако обряды и верования, связанные с этими памятниками, во многих случаях имеют черты глубокого архаизма. Наиболее интересен сакральный комплекс близ села, включающий в себя священный лес, пещеры, образованные путем выветривания, причудливые изваяния и языческое святилище, где до сих пор с помощью сложных обрядов жители «вызывают» дождь или солнце.

О древности происхождения села Куг свидетельствует арабская надпись на памятнике из камня доломитовой породы, находящемся в одном из бывших старинных хуторов (Регьверик галай чIуру хуьр, разрушенное село у реки). Эту надпись, вырезанную на камне мелким полукуфическим шрифтом, прочитал и перевел Аликберов А.К. в 1987 году. Перевод гласит:

«Да простит Аллах их всех ! Я обращаюсь к Аллаху, чтобы защитил от шайтана проклятого. Во имя Аллаха милостивого и милосердного. Скончался владелец этой могилы Хатиб Мухаммед в конце месяца раби аль-авваль семьсот тридцатого года от хиджры пророка. Нет бога, кроме него самого. Все вещи тленны, кроме существа его, мудрого и ожидаемого».

Месяц арабского лунного календаря раби аль-авваль 730 года хиджры начался 24 декабря 1329 года и закончился 23 января 1330 года. А поскольку в надписи указывается конец месяца, то датировку можно определенно уточнить: хатиб (что означает «проповедник ислама») Мухамед скончался между 13 и 23 января 1330 года. Отсюда вывод: более 700 лет назад в Куге были ученые мужи, и его возраст составляет не менее 2000 лет.

Основными видами деятельности мужской части населения были животноводство, хлебопашество и отходничество. Женщины в основном вели натуральное домашнее хозяйство, занимались ковроткачеством и выделкой шерстяных и льняных натуральных тканей для нужд семьи. Кроме того, Куг был известен славными мастерами резьбы по камню (Гасанха, Метелим), поделками из цветных металлов (Рамахан Шабанов, он же был известен и как оружейник). Кугцы вели натуральное крестьянское хозяйства, основными предметами торговли были зерно, скот, камни, надгробные памятники.

Отходничество и сейчас является одним из самых распространенных видов деятельности горцев. Как все малоземельные и безземельные горцы, определенное число мужского населения Куга тоже занималось отходничеством. Все они в основном работали на нефтяных промыслах Нобеля, Тагиева и других нефтепромышленников Баку. Как известно, Баку в начале ХХ столетия был одним из промышленных центров России, где уже сложился сознательный рабочий класс.

В это время в Баку создаются рабочие марксистские кружки, руководителями которых были А.Азизбеков, С.Шаумян, И.Сталин, К.Агасиев и др. Активным участником одного из рабочих кружков был наш земляк Нюдюр Хидиров. Он выполнял партийные поручения. Черноволосого грузина (Сталина), затем стал активным участником группы «Гуммет», одними из руководителей которой были Ахтынцы К.Агасиев и М.Айдинбеков. По заданию этих революционеров Н.Хидиров неоднократно выезжал в горные лезгинские села. И проводил там разъяснительную работу среди крестьян. Его рассказы и встречи с сознательными пролетариями городов Баку, Дербента, ежегодное участие в весенней путине на Каспии открыли глаза многим нашим односельчанам. Большую активность проявили Кугцы в годы Гражданской войны. Когда в Дагестан пришли деникинцы и турецкие янычары, большинство мужского населения Куга вошло в отряд, руководимый бесстрашным революционером Тарикули Юзбековым.

Все Кугцы хорошо знали Юзбекова, поэтому по первому его призыву они активно включились в борьбу за освобождение Южного Дагестана от белогвардейцев и иноземных захватчиков. В боях за Дербент особо отличились Аскеров Мурсали, Курбанов Шериф, Хсенов Джамалдин, Абдурахманов Мирзафер, Байрамбеков Мирзабала, Алиметов Аликбер, Ферзилаев Аскер, Сурхаев Келбали и многие другие. Как активный красный партизан Аскеров Мурсали был удостоен великой чести – был избарн делегатом Чрезвычайного съезда народов Дагестана в г.Темир-Хан-Шуре (ныне Буйнакск) 13 ноября 1920 года. Активное участие Кугцы принимали и в организации комитета бедноты, и в колхозном строительстве. Однако при этом не обошлось без перегибов. Как и повсюду в стране, в разряд кулаков попали честные зажиточные крестьянские хозяйства Гаджиева Аслана, Рамазанова Ашурали и других. В 30-е годы, как и по всей стране, в Куге стали преследовать служителей культа. Из Куга был сослан в Сибирь один из замечательных ученых-арабистов Алискеров Селимхан (он свободно переводил Коран, читал на лезгинском, русском, табасаранском, азербайджанском языках). Преследовалась семья Байрамбековых только за то, что их прадед Байрамбек пешком посетил мусульманскую святыню - Каабу.

С установлением советской власти в селе усиливаются авторитет и влияние Коммунистической партии и Ленинского комсомола в массах. До 1935 года село Куг входило в состав Касумкентского района, там же находилась партийная ячейка. Из сельчан многие молодые люди начали посещать партийные и комсомольские собрания в селении Зизик. В эти годы первыми комсомольцами стали Абдуллаев Алипулат, Тагиев Тагир, Ханкишиев Магомед, Кенберов Мурсал и другие, а из женщин первой комсомолкой – Курбанова Джаган.

Первыми коммунистами села стали Магомедов Керим, Мустафаев Буллу, Эмиргамзаев Саидахмед, Ахмедов Курбали, Азимов Фархад, Эмирбеков Загирбек, Рамазанов Шихзада, Максумов Гашим, Сурхаев Кербали, Ханалиев Кадыр, Байрамбеков Мирзабала, а из числа женщин – Казибекова Джавагир, Рамазанова Фатимат, Тажибова Беневша. Они проводили большую организационно-политическую работу, боролись с неграмотностью, выступали с концертами, докладами перед населением.

Эмирбеков Загир Эмирбекович, ветеран ВОВ

В организации культурно-массовой работы среди населения отличились молодые комсомольцы Тагиев Т., Ахмедова К., и др. Они стали примером для всех в суровые годы Великой Отечественной войны. Тагиев Тагир, будучи секретарем комсомольской организации колхоза, добровольно встал в ряды защитников Отечества. Его примеру последовали и другие комсомольцы и коммунисты: Ахмедов К., Эмиорбеков З., Сурхаев К., Мустафаев Б., Байрамбеков М.. Еще до начала Великой Отечественной войны из числа первых комсомольцев села записались в Красную Армию Рамалданов Шамсудин ,Аликберов Важиб, Ханкишиев Магомед, Шихкеримов Шихджалиль, Гайдаралиев Махмуд. Они являются участниками двух войн – Финской и Великой Отечественной. Светлую память о них хранят односельчане, воздвигнув в центре села многометровый монумент, возле которого проходят все торжественные события в селе.

До организации колхозов в селе функционировало ТОЗ (товарищество по совместной обработке земли), которым руководил Курбанов Курбан. По инициативе многих активистов в 1933 году в селе была создана сельскохозяйственная артель бедняков, где занимались развитием животноводства и растениеводства. Первым председателем этого кооператива стал Рамазанов Шихзада. Через три года, т.е. в марте 1936 года, был создан колхоз, который носил имя М.И.Калинина.

Председателем был избран Эмиргамзаев Сейидахмед, который работал в этой должности более 10 лет. После него председателями были Абдуллаев Алиппулат, Сурхаев Келбали, Шихалиев Наврузали, Рамазанов Шихзада, Булуев Багавдин, Рамалданов Мугудин.

Колхоз был многоотраслевым: развивали животновоство (мелкий и крупный рогатый скот), виноградарство, пчеловодство и т.д. Колхоз им. М.И.Калинина с.Куг и колхоз им. К.Маркса с. Яргиль объединились в колхоз «Дружба». Руководили им. Булуев Багавдин и Рамалданов Мугудин.

С 1 января 1969 года колхоз «Дружба» объединили с колхозом им.В.Ленина с.Кашкент в один совхоз «Кашкентский». Директорами совхоза в разные годы работали Казанфар Чубанов, Камалов Камал, Юсуфов Юсуф, Байрамбеков Мухтар.

 

Мухтар Байрамбеков, председатель районного собрания

 В 1990 году Кугцы отделились от совхоза «Кашкентский» и создали колхоз, председателем которого стал Байрамбеков Байрамбег, бывший секретарь Хивского райкома КПСС, директор Канцильской и Кугской средних школ. Он сумел быстро организовать хозяйство, улучшить быт колхозников.

Затем председателем был избран Ахмедов Ахмед. В настоящее время колхозом руководит Рамазанов Н.Ш.

 

Ахмед Ахмедов, справа

На 1 января 2015 года в с.Куг проживает более 905 человек, в т.ч. 91 детей школьного возраста, всего хозяйств 195, площадь составляет 1021,2га.

Функционируют в селе средняя общеобразовательная школа, сельский Дом культуры, сельская библиотека, фельдшерско-акушерский пункт, СПК, два магазина,мечеть, действует постоянный маршрут Куг-Дербент.

Проложен водопровод из сел. Ашага-Ярак протяженностью 9,3 км., село полностью газифицировано. Начато строительство спортивного зала.

Главой администрации села Куг в настоящее время работает Абдулкеримов Мурад Магомедкеримович, заместителем главы администрации более 18 лет работает Рамалданов Аркадий Мирзамагомедович.

 

Исабала Гасратов, зав. ОСМОН района на дому

 

mokug.e-dag.ru

В Дагестане состоялось собрание лезгинской общественности - 22 Июля 2012 - Лезгины в России

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

-1 Спам 38 Салам • 10:18, 26.07.2012

ПРОДОЛЖЕНИЕ. В Южном Дагестане не совершено ни одного теракта с их участием. Существенное влияние на верующих в регионе имеет шейх накшбандийского, шазилийского тарикатов Сиражудин Исрафилов из с. Хурик Табасаранского района, возглавляющий редакционный совет газеты «Ислам в Южном Дагестане» (издается в г. Дербенте). Под его патронажем функционирует мечеть «Бабуль-абваб» в г. Дербент, Исламский институт при этой мечети. Большая часть его мюридов – более 6 тыс. чел. проживают в Южном Дагестане. В регионе также действует его ученик, шейх накшбандийского тариката, имам суннитской части общины джума-мечети №1 г. Дербента Исамудин Саидов, который имеет несколько сот мюридов. В то же время в регионе в 2005 году обострялась религиозная ситуация. Так, например, в Дербенте 8-9 апреля 2005 года была массовая драка (участвовало более 200 чел) в джума-мечети №1 между двумя группировками верующих. Драку начала ваххабитствующая молодежь, т.н. «шах-салаховцы» (от названия родника и небольшого квартала в старой части г. Дербента). В результате предпринятых со стороны республиканских и городских органов власти мер религиозная ситуация в городе в настоящее время стабилизировалась. Конфликтной остается ситуация и вокруг реставрации христианского храма в с. Нюгди Дербентского района (конфликт между армянским культурно-религиозным обществом в г. Дербенте и местной шиитской общиной). Однако эти конфликты носят локальный характер. Все эти конфликтные ситуации усугубляются высоким уровнем безработицы в Южном Дагестане, особенно среди молодежи. Наряду с представителями традиционного ислама (сунниты и шииты) в регионе действуют мюридские общины шейхов Сиражутдина Исрафилова и Исамудина Саидова, сторонники религиозно-политического движения «нурджалар». (Основателем движения является мулла Саид Нурси (1873–1960). История организации начинается с 1945 г., когда, Саид Нурси провозгласил в Турции концепцию, которая включает 4 принципа: 1) ислам должен быть объявлен государственной религией Турции, а Коран – стать основой для конституции;2) светское правительство должно иметь лишь функции исполнительские и защитные; 3) контролировать правительство при этом должен специальный совет духовных лиц; 4) страна должна реально стать частью мусульманского мира и резко ограничить всякие контакты с христианским миром). Диапазон межрелигиозного диалога в Южном Дагестане, в т.ч. Дербенте, определяется суннитско-шиитскими отношениями. Следует отметить, что, учитывая существующие тенденции в Дагестане, значение конфессионального фактора, в том числе и тарикатских братств в общественно-политической жизни Южного Дагестана будет возрастать. Ханбабаев Кафлан Муслимович - с.н.с. Регионального центра этнополитических исследований ДНЦ РАН, к. филос. н., доцент

lezgi-yar.ru

В Курахском районе завершился республиканский турнир по вольной борьбе памяти Героя Советского Союза Араза Алиева - 12 Июля 2011 - Спорт

15:47

В Курахском районе завершился республиканский турнир по вольной борьбе памяти Героя Советского Союза Араза Алиева

В с. Курах Курахского района состоялся республиканский турнир по вольной борьбе, посвященный памяти Героя Советского Союза Араза Алиева, выходца из с. Цилинг Курахского района.

В соревнованиях приняли участие 115 борцов из 15 районов и городов республики. Среди них команды городов Махачкалы, Дербента, Дагестанские Огни, Ахтынского, Докузпаринского, Магарамкентского, Сулейман-Стальского, Табасаранского, Хивского, Курахского районов, пос. Белиджи, с. Куруш Хасавюртовского района.

Общепризовой фонд соревнований составил 200 тысяч рублей. Кроме вольной борьбы, соревнования проводились по армспорту, метанию камня и поднятию  гирь.

Еще до начала турнира ответственные работники учреждений и организаций района, артисты художественной самодеятельности районного Дома культуры встретили гостей по традиции  хлебом-солью на границе Курахского района. Уже в с. Курах под открытым небом прошел концерт, подготовленный коллективом художественной самодеятельности РДК. Перед соревнованиями к спортсменам обратился глава района Замир Азизов. По его словам, такие соревнования республиканского масштаба по вольной борьбе в районе проводятся впервые. Он пожелал спортсменам успехов на ковре.

Глава муниципального образования Сефербек Гамидов напомнил, что соревнования проводятся в честь Араза Алиева, который в 18 лет стал Героем Советского Союза за проявленную храбрость в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Он также назвал имена известных спортсменов, выходцев из района, которые показали высокие спортивные достижения в разные времена по отдельным видам спорта – это Ибрагимов Ибрагим, Эмиргамзаев Садир, Исаев Малик, Эминов Альберт, Сардаров Тамирлан, Бабаев Заур и многие другие.

Главный судья М. Ганиев в своем выступлении выразил слова благодарности в адрес Замира Азизова за инициативу проведения таких соревнований в районе.

Общекомандное первое место заняла команда Сулейман-Стальского района, 2-е место - команда Курахского района. Призеры награждены кубками и денежными призами, а также золотыми, серебряными и бронзовыми медалями, подготовленными мастером спорта международного  класса  по тайскому боксу – уроженцем с. Курах Зауром Бабаевым, и грамотами по семи весовым категориям. Денежными премиями по 12 тысяч рублей были также награждены главный судья М.Ганиев и все остальные 13 судей.

Соревнования завершились банкетом  в честь гостей. Глава администрации С. Гамидов заверил всех, что со следующего года география данных соревнований будет расширена. По его словам, турнир будет включен в республиканский календарь спортивных мероприятий, увеличат общий призовой фонд с целью развития вольной борьбы в районе.

Большой спортивный праздник в районе удался.

В подготовке и проведении турнира оказали помощь  депутаты дагестанского парламента, известные спортсмены и представители бизнеса – выходцы из района.

РИА-Дагестан

Ниже приведены схожие материалы: Похожие новости по теме:

Порядок вывода комментариев: По умолчанию Сначала новые Сначала старые

lezgi-yar.ru

Большие семьи

Большая семья Махсумовых.

В селении Муджух, по сообщению нашего информатора Махсумова Рашида, прежде неразделенных семей было довольно много. Например, большая семья Махсумовых включала представителей трех поколений и состояла из 42 человек. У Махсума было пятеро сыновей (Тахир, Муршуд, Келбали, Мамедали, Ферзали). Их женами являлись Хава, Хаджиханум, Ханумага, Хафизат и Кизил. Тахир - сын Махсума имел четырех сыновей и три дочери. Второй сын Муршуд - трех сыновей и три дочери. Третий сын Махсума - Келбали имел пятерых сыновей и три дочери. И, наконец, младший сын Махсума - Ферзали имел двух сыновей и две дочери (см. схему 1).

Схема 1. Большая семья Махсумовых.

Родители Сыновья и их жены Внуки и внучки
Отец-Махсум             Мать-Кизханум
Тахир, жена: Хава Муршуд,жена: Хаджиханум Келбали,жена: Ханумага Мамедали,жена: Хафизат Ферзали,жена: Кизил
Гаджибала, Нагди, Насир, Ибадуллах и три дочери

(имена не установлены)

Рашид, Гаджикаиб, Истабала,и три дочери

(имена не установлены)

Гулбаха, Шихбала, Энибала, Нухбала, Играмудини три дочери

(имена не установлены)

Зейдуллах, Магомедшериф, Агашерифи две дочери

(имена не установлены)

Нуфтали, Алиуллах и две дочери

(имена не установлены)

Таким образом, эта большая семья состояла из 42 человек (из них 23 мужчины), которые жили под одной крышей и ели из одного котла. Родословную Махсумовых можно довести до сегодняшнего дня. Сейчас в Муджухе живут представители шестого и седьмого поколений этой фамилии. Большая семья Махсумовых распалась в 1900-1910 гг., когда внуки Махсума в связи с женитьбой начали выделяться в самостоятельные хозяйства.

Большая семья Яралиевых.

В селении Верхний Тахирджал в конце XIX в. сохранялись большие семьи в составе до 60 человек. Благодаря нашим информаторам Надыралиеву Агали (ему сейчас более 100 лет) и Мухуралиеву Гулахмеду (70 лет) удалось восстановить большую семью Яралиевых в составе 62 человек, которые жили нераздельно еще во второй половине XIX в. (см. схему 2). Эта семья включала представителей четырех поколений: родителей - 2 человека, их сыновей с женами - 6 человек, внуков (с женами) - 26 человек и правнуков 28 человек. Итого 62 человека.

Схема 2. Большая семья Яралиевых.

Родители Сыновья и их жены Внуки с женами и дочери Правнуки и правнучки
Ярали       и       его жена
Шихали и его жена Недурали и его жена Хибуба и его жена
Мухурали и его две женыБинетали и его женаЭмирали и его жена

Три дочери

Мамали и его женаАзиз и его жена Три дочери Мамед и его женаАгабеш и его жена Пять дочерей
Ханахмед, Медет, Балахмед, Нурали, Мерзия, Кевсер Абас, Шихали, Балаханум, Ханумага, Гевхер Агали, Мирзежан, Нажимет, Гулпери, Марият Недурали, Суна, Пери, Гулпери Ахмед, Муминат, Аният, Луму, Халидин Ярали, Нажибат, Кизтамам
Большая семья Мухуралиевых

Большая семья Яралиевых начала распадаться в конце XIX в. Первым выделился старший сын Мухурали со своими женами и детьми в составе 9 человек. Семья Мухуралиевых, в свою очередь, впоследствии разрастается в большую семью. В 1908-1910 гг. она состояла из 36 человек: 14 мужчин и 22 женщин (см. схему 3). Численность этой дочерней семьи быстро возрастала потому, что сыновья Мухурали и Ханахмед имели по две жены, а Балахмед и Медет - по три жены (четвертый сын Нурали умер). Поэтому немудрено, что поколение их сыновей (вместе с женами и дочерьми) составляло 22 человека.

Схема 3. Большая семья Мухуралиевых.

Родители Сыновья и дочери Внуки и их жены Правнуки и правнучки
Отец - Мухурали             Матери - Ханумага и Баде
Ханахмед и его две жены Балахмед и его три жены Медет и его три жены: Нуралия, Мерзия, Кевсер
Султан. Жена: Марият Шихбала. Жена: Фейзебан Даглар. Жена: Анакиз
Гулахмед, его жена Муминат. Нурахмед Улубек. Мерем. Зурият Шахзада. Шахвелед. Меджид Жена Джуна. Абидат. Мензер Эмиржан. Мухурали Эмина. Медина
Родители Сыновья с женами и дочери Внуки с женами и внучки
Отец - Мустафа             Мать - Сарай
Буржум. Жена: Балакиз Незур. Жена: Ханумага Искендар. Жена: Багдат. три дочери
Казибек, его жена ЗаниятАгакерим, его жена АйнисеКарабек

Азиз

Шамсаддин, его жена (имя не установлено)Мустафа, его жена (имя не установлено)Сейфуддин, его жена (имя не установлено)

Сарай

Залиддин, его жена МуминатМурадали, его жена ТубунисеСайран

Хафизат

Comments:

  • JComments
  • Facebook
  • ВКонтакте
Download SocComments v1.3 Интересная статья? Поделись ей с другими:

xn--80attcj5c.com


Смотрите также