Ролан быков биография личная жизнь


Ролан Антонович Быков

Об актере Ролане Быкове можно рассказывать очень долго. Он был интересным и запоминающимся, заинтересовывал зрителей с первого же мгновения, как только появлялся на экране. У него была невероятная харизма, поэтому практически все его роли не оставались незамеченными. Из самого незначительного эпизода он мог сделать уникальный кадр, который врезался в память навсегда. Его путь в искусство был совсем не простым, но вера в себя и свои силы помогла ему преодолеть все трудности, и стать тем , кем он стал – «советским Чаплиным».

Слава к Ролану Быкову пришла после съемок в картинах «Вызываем огонь на себя», Айболит 66», «Служили два товарища», «Чучело».

Родился Ролан Быков 12 октября 1929 года в столице Украины городе Киеве. Его отца звали Семен Константинович Гордановский, он поляк по национальности. Он участвовал в четырех военных кампаниях, был в плену в Австрии, успешно бежал, и после этого сменил имя на Антон Михайлович Быков. Маму звали Элла Матусовна Ситняковская, она еврейка по национальности. Женщина так и не стала актрисой, очень любила искусство и литературу, поэтому и младшего сына назвала Роланом, в честь Ромена Роллана, она почему-то решила, что в этом сочетании Ролан не фамилия, а имя. Когда родился Ролан, в семье уже подрастал старший сын Героним, который впоследствии стал светилом науки, профессором, доктором медицинских наук и руководителем лаборатории радиоактивной диагностики при Институте хирургии им.Вишневского.

Фото: Ролан Быков в детстве

Когда Ролану Быкову оформляли свидетельство о рождении, то датой рождения поставили 12 ноября, да еще и записали Рональдом Анатольевичем, что всегда очень раздражало Ролана Быкова.

Ролан был совсем маленьким, когда родители расстались, и сыновья не виделись с отцом больше никогда. Их воспитала мама, в то время, когда отец заботился о своей новой семье.

Мать с сыновьями поселилась в Москве, где и прошли их детские годы. Во время войны они были в эвакуации в Йошкар-Оле, где Ролан внезапно открыл в себе один необычный дар – он мог предсказывать будущее. Паренек не отказывал никому, и вскоре возле их дома начал постоянно толпиться народ, чтобы узнать хоть что-то о себе и своих близких. Таким образом он зарабатывал на жизнь, но и одновременно подрывал свое здоровье. После того, как в 43-м они вернулись в столицу, Ролан долго провалялся в больнице с нервным истощением.

Еще до войны, в 39-м, Ролан серьезно заинтересовался театром, и записался в театральную студию под названием «Родник» во Дворце пионеров. Он занимался вместе с Александром Миттой, Владимиром Андреевым, Игорем Квашой — такими же юными поклонниками театра, даже не подозревая, что все они станут звездами советского искусства.

Фото: Ролан Быков в юности

После школы Ролан твердо решил поступать в театральный вуз, но куда бы он ни пришел, везде получал отказ. Педагоги видели, что юноша несомненно талантливый, но он был очень маленького роста, немногим более полутора метров. Именно это обстоятельство было причиной отказа.

Когда Быков пришел в Щукинское училище, он уже не надеялся на положительный результат, но у педагогов Львовой и Шихматова были свои представления об искусстве. Они не стали ставить его рост и щуплое телосложение во главу угла, и видели в парне только несомненный талант, благодаря которому он и пополнил ряды студентов их училища.

Театральная биография Ролана Быкова очень насыщена. Он работал со многими театрами в качестве актера, а потом уже и режиссера. В 1949-м он руководил самодеятельным театром при заводе «Сангигиена». В 1951-м вошел в труппу столичного ТЮЗа, сотрудничество с которым длилось восемь лет. Ролан был задействован во многих постановках театра, которые очень нравились юным зрителям. На этой же сцене он впервые примерил на себя роль Бармалея.

В 1959-м он ушел в «Ленком», который возглавлял один сезон.

Быков стал основателем студенческого театра при МГУ, хотя и не имел для этого разрешительных документов. Такое самоуправство не могло пройти безнаказанным, актер мог даже получить конкретный срок, но благодаря неразберихе в структуре власти, никто не знал, в чьих руках находится карающий меч.

Неожиданную поддержку Быков получил от актрисы Александры Яблочкиной, и театр Быкова официально утвердили.

Спустя много лет Ролан Быков устроился на киностудию «Мосфильм», в творческое объединение «Юность», где реализовал себя во многих ипостасях – актер, режиссер и художественный руководитель. Следующей ступенькой в карьере Быкова стало кресло директора Всесоюзного центра кино и ТВ, впоследствии переименованного на Фонд Ролана Быкова.

Ролан Быков пришел в кинематограф в 50-х. Первые его роли в фильмах «Педагогическая поэма», «Пути и судьбы», «Школа мужества», были эпизодическими. Одна из первых заметных работ актера была в картине «Шинель» по одноименному рассказу Гоголя. Быкову досталась роль Акакия Башмачкина, с которой он великолепно справился.

После этого было много других фильмов, тепло принятых и зрителями, и кинокритиками. Самыми выдающимися стали ленты «Вызываем огонь на себя», «Служили два товарища», «Я шагаю по Москве».

В 1965-м Ролан Быков получил основную роль в ленте «Здравствуйте, это я!». Он стал ученым-физиком Олегом Пономаревым, пострадавшим во время войны. В этом фильме Ролану посчастливилось сниматься с известными советскими актерами – Арменом Джигарханяном, Натальей Фатеевой, Маргаритой Тереховой. Потом его позвали в фильмы «Бегущая по волнам», «Мертвый сезон», «Комиссар». За работу в последней киноленте Быков был награжден почетной премией «Ника».

Одним из самых запоминающихся персонажей артиста стал Иван Корякин из фильма «Служили два товарища». В этом проекте был задействован очень сильный актерский состав. Ролану посчастливилось быть на съемочной площадке вместе с Олегом Янковским, Владимиром Высоцким, Ией Савиной, Анатолием Папановым, Николаем Крючковым. Их персонажи очень тонко воплотили на экране всю глубину трагедии россиян, когда одни приняли сторону красных, а другие белых.

Приглашали Ролана Быкова и в детское кино, и на эти приглашения он отвечал неизменным согласием. Актер очень любил детей, и хотел, чтобы они смотрели хорошее, доброе кино. Детям очень понравился его Бармалей в ленте «Айболит 66», охотник в сказке «Про красную шапочку», кот Базилио в фильме-сказке «Приключения Буратино».

Свое мастерство актер продемонстрировал в фильме «По семейным обстоятельствам». Ему досталась совсем крохотная роль доктора-логопеда, но он настолько красочно ее изобразил, что его персонаж стал самым запоминающимся в этой картине.

Ролан Быков прославился не только как актер, интересна и его режиссерская деятельность, которая стартовала в 1962-м. В этом году вышла его первая картина под названием «Семь нянек». В 1963-м он стал режиссером еще одного интересного фильма – «Пропало лето», который получил главную награду в молодежном конкурсе фестиваля в Каннах.

Первые удачи вдохновили начинающего режиссера, и он переключился на фильмы для детей. В 1984-м он снял социальную драму «Чучело», где в главной роли задействована Кристина Орбакайте, а сам Быков перевоплотился в ее деда. В 1986-м этот фильм получил Государственную премию СССР, и считается вершиной мастерства Ролана Быкова, как режиссера.

Быков часто был не только режиссером, но и исполнителем интересных персонажей в своих фильмах. Он мог перевоплотиться в женщину, как это случилось в картине «Внимание, черепаха!» или исполнить одновременно четыре роли, как в картине «Автомобиль, скрипка и собака Клякса».

В 90-х годах Ролан Быков начал работать над короткометражками. Самым ярким и сильным фильмом в этом жанре однозначно считается лента «Я сюда больше никогда не вернусь». Главная героиня – девочка Люба, постоянно страдает от выходок пьяной матери, которая гонит ее из дома. Роль Любы досталась Нине Гончаровой, а ее непутевую мать сыграла Елена Санаева. Это была последняя работа Быкова в качестве режиссера.

За свою жизнь Ролан Быков написал и выпустил две книги – «Я побит – начну сначала!» и «Заколдованная принцесса», которую напечатали в 1994-м.

В личной жизни Быкова было две жены, и они обе принадлежали к миру искусства. Первый раз Ролан женился на Лидии Князевой, актрисе-травести, с которой вместе снимался в фильме «Айболит 66». Детей у них не было, и они решили усыновить ребенка. Так в семье появился сын Олег, который прожил недолгую жизнь, и умер спустя 4 года после своего приемного отца.

Фото: Ролан Быков с женой

Второй раз Быков женился на Елене Санаевой, партнершей по фильму о Буратино. Совместных детей у них не было, но Ролан с большой любовью относился к Павлу – сыну Елены от первого брака.

Павел стал режиссером, как и его отчим. Его работы пользуются большой любовью у зрителя. Он также автор книги «Похороните меня за плинтусом», ставшей основой для одноименного фильма, в котором сыграли Светлана Крючкова, Мария Шукшина, Алексей Петренко.

В 90-х годах у актера была выявлена онкология – рак легких. В 1996-м Ролан Быков перенес операцию, но после нее прожил всего 2 года.

Фото: Могила Ролана Быкова

Актер и режиссер умер 6 октября 1998-го года в одной из больниц столицы. Местом вечного упокоения стало Новодевичье кладбище.

  • 1954 — Школа мужества
  • 1960 — Осторожно, бабушка!
  • 1964 — Вызываем огонь на себя
  • 1966 — Айболит-66
  • 1968 — Служили два товарища
  • 1976 — 12 стульев
  • 1977 — Юлия Вревская
  • 1980 — Мнимый больной
  • 1983 — Чучело
  • 1985 — Подсудимый
  • 1989 — Оно
  • 1995 — Ширли-мырли

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Кто по национальности Ролан Быков?

Известный актёр, режиссёр и сценарист Ролан Антонович Быков, возможно, вызывал любопытство некоторых сограждан в вопросе его национальной принадлежности, чему способствовало и редкое имя актёра. Ролан — вариант мужского германского имени Роланд, которое распространилось по Западной Европе. Изредка оно встречается в России.

Фамилия Ролана Антоновича исконно русская, произошедшая от прозвища Бык. Возможно, что основателя фамилии прозвали Быком и за выдающуюся физическую силу.

Однако отец Ролана получил имя Антона Михайловича Быкова в Первую мировую войну, побывав в плену. Его настоящая фамилия была польской — Гордановский, а имя и отчество — Семён Геронимович. Мать Ролана Элла Матусовна Ситняковская была по национальности еврейкой, любила искусство, но актёрская судьба не состоялась.

Ролану Быкову в своё время было отказано в поступлении в ГИТИС и в Школу-студию МХАТ. Причиной тому были малый рост Ролана и его профиль, выдающий еврейское происхождение. Он явно не соответствовал образу советского артиста. Зато он понравился в училище им. Щукина, после которого ступил на подмостки ТЮЗа Москвы. Там он начал свой блистательный творческий путь, вдохновенно играя в детских спектаклях.

Итак, Ролан Быков - на 50% еврей, на 50% поляк!

Подписывайтесь на канал и ставьте «палец вверх», чтобы вам чаще отображались наши статьи!

zen.yandex.ru

Почему пасынок называл Ролана Быкова карликом-кровопийцей

Когда на экране появляется гениальный, смешной и любимый Ролан Быков, невозможно и предположить, что признания он добивался с таким огромным трудом. 6 октября исполняется 20 лет со дня его смерти

Его фильмы запрещали, сценарии резали, складывали «на полку», его «травило» Госкино, ненавидел пасынок, против его жены ополчилась родня, но этот маленький человек смог преодолеть все.

Тайны имени

С самого начала в жизни Ролана была куча путаницы. Начать хотя бы с того, что родился он 12 октября 1929 года, а датой рождения записали 12 ноября. Имя Ролана Антоновича паспортист почему-то увидел как «Роланд Анатольевич» — так и записал.

Отец Ролана, Антон Михайлович Быков, до австрийского плена был Семеном Геронимовичем Гордановским, но сменил имя. В те времена среди большевиков это было обычной практикой. Мама — Элла Матусовна Ситняковская —тоже впоследствии стала Ольгой Матвеевной… При этом родители, взявшие для себя более русские имена, сыновей назвали Роланом и Геронимом.

Ролан не говорил до двух лет. Кое-кто из маминых подружек уже в открытую высказывался о неполноценности мальчика, но вдруг он заговорил без коверкания слов и используя значительный словарный запас. Возможно, Ролан бы пошел по стопам отца-военного, как это часто бывает в семьях офицеров. Но родители расстались, мальчики остались с матерью, а она была особой романтичной, увлекающейся книгами и искусством.

Змея, меняющая шкуру

С детства Ролан посещал театральную студию при московском Городском доме пионеров, а в 1947 году, вернувшись из эвакуации, попробовал поступать в театральный. Поступление началось с двух крупных неудач, которые сломили бы кого угодно: в Школе-студии МХАТ и ГИТИСе от маленького еврея попросту отмахнулись.

Но Ролану было не занимать упорства, он попробовал еще и с легкостью поступил в Щукинское училище. Сразу же после окончания пришел в ТЮЗ, и с тех пор его жизнь и творчество неразрывно были связаны с детьми.

Платили мало, поэтому любые предложения работы в кино были весьма кстати. Критики заметили Быкова в 1959 году после его участия в картине «Шинель», снятой Алексеем Баталовым. Режиссер пригласил Быкова на другую, второстепенную роль, но актер вдруг попросил попробоваться на Акакия Акакиевича. Как только режиссер увидел перевоплощение Быкова – роль немедленно досталась Ролану Антоновичу.

Кадр из фильма «Шинель», 1959 год

Баталов впоследствии вспоминал, что ни метель, ни сырость, ни пронизывающий ветер не мешали вконец простуженному актеру превратиться в своего персонажа. «Точно змея, меняя шкуру, он освобождался от себя», — говорил режиссер о моментах преображения Быкова.

Как бы ни был гениален Быков как актер, ему хотелось большего. И в 1962 году он впервые попробовал себя в режиссуре, сняв свой первый фильм для детей «Семь нянек». С тех пор детское кино стало главным его направлением в искусстве.

Ролан Быков в фильме «Айболит-66», 1966 год

Цензурно о цензорах

Казалось бы, кино для детей: что может быть безобидней? Но в то время картины к прокату допускала специальная комиссия Госкино. Цензоры «заворачивали» фильмы, если усматривали в них хоть малейший намек или смысл, порочащий советский коммунистический строй.

Часто их выводы были совершенно надуманными, но противиться уважаемым экспертам было невозможно. Приходилось либо резать пленку, убирая нелояльные кадры, либо фильму была уготована судьба пылиться в архивах. Несколько неприятностей произошли и с фильмами Быкова.

В картине «Внимание, черепаха!» была сцена, когда на черепаху наезжает танк. Комиссия усмотрела в этом аллегорию с введенными в Чехословакию советскими танками. Тем более что слова «Чехословакия» и «черепаха» начинаются со слога «че». Тогда фильм чуть не сняли с проката, но обошлось.

Ролан Быков сыграл кота Базилио в фильме «Приключения Буратино», 1975 год

Гораздо более печальная участь ждала фильм Александра Аскольдова «Комиссар», в котором Быков сыграл многодетного еврея. Фильм вызвал такую негативную реакцию цензоров, что Аскольдов с треском вылетел из партии, его выгнали из кино с «волчьим билетом». А сам фильм не просто должен был лечь на архивную полку, цензоры обязали Аскольдова смыть все негативы.

И если бы легендарный режиссер Сергей Герасимов не спрятал единственный экземпляр в свой сейф, где он пролежал 20 лет, фильм бы не дошел до наших дней.

«Чучело»

После того как Быков снялся у Аскольдова, он практически попал в опалу к цензорам. К любой его работе придирались, каждый кадр рассматривался чуть ли не под микроскопом. К 1982 году режиссер попросту оказался не у дел.

Когда жена Ролана Антоновича Елена Санаева дала прочесть ему повесть «Чучело», режиссер не спал ночь, а к утру решение было принято: он будет снимать. Тема была близка еще и потому, что сын Санаевой, Павел, в начальных классах был таким же изгоем, как главная героиня.

Ролан Быков в фильме «Андрей Рублев», 1966 год

Картину приходилось снимать в обстановке строжайшей изоляции площадки от журналистов. Боялись, что информация просочится в прессу и съемки будут прекращены, если «кто надо стукнет куда надо».

Быков здорово рисковал, показав советских школьников с их отвратительной стороны. Ему угрожали даже тюрьмой за антисоветчину, но режиссер уперся, решив, что будет снимать, пока его не посадят. Картину выпустили в прокат только после того, как вмешался сам генсек Андропов. В ином случае ее ждала бы участь «Комиссара».

Лиса Алиса и кот Базилио

Во время преследований режиссера поддерживала его вторая жена Елена. Будучи дочерью знаменитого актера Всеволода Санаева, она сумела не остаться в тени великого отца. Ее яркая внешность предполагала, что она будет сниматься в главных ролях, но роль Лисы Алисы в «Приключениях Буратино» практически закрыла для нее эту дорожку. С тех пор ей предлагали второстепенные характерные роли, с которыми она запросто справлялась.

Знакомство с Роланом Быковым состоялось, когда их обоих пригласили сниматься в фильме «Докер» Юрия Рогова. Быков — эдакий наглец! — для того, чтобы иметь возможность поцеловать красавицу и не получить оплеуху, затребовал внести в сценарий эпизод с поцелуем, который немедленно и сыграл.

Это была со всех сторон неравная партия. Лена была на 14 лет моложе, и все вокруг вначале принимали ее за дочь Ролана Антоновича. Она была на 10 сантиметров выше его, при этом он носил 48 размер одежды, и она несколько комплексовала из-за его мелкого телосложения. Его отец заявил, что ни за что на свете ее не примет, обозвав «одороблом» (чучело (укр.)).

Ролан Быков был заметной фигурой и на международной киноарене. Фото: Николай Малышев/ИТАР-ТАСС

 «Похороните меня за плинтусом»

Ради Ролана Быкова актриса практически оставила сына. У мальчика была астма, а Ролан Антонович много курил. Мать ушла жить с новым мужем, а сына бабушка ей не отдала. До своих 11 лет мальчик жил с деспотичной властной женщиной. Отражением его переживаний стала написанная повесть «Похороните меня за плинтусом», по которой впоследствии был снят нашумевший фильм.

Отчима он не мог простить за то, что тот отобрал у него мать, грубил Быкову, называл «карликом-кровопийцей», а себя «тяжкой крестягой» на шее бабушки. А «карлик» как мог боролся за то, чтобы у него наладились взаимоотношения с Пашей…

Павел Санаев, пасынок Ролана Быкова, автор повести «Похороните меня за плинтусом». Фото: Анатолий Мелихов/КП

Все в конце концов получилось. Подросток все-таки принял отчима, с женой наладились отношения, пошатнувшиеся в период, когда актер пил, переживая цензорное мракобесие. Времена комиссий Госкино канули в лету, никуда не делась известность и любовь народа. Только снимай! Беда пришла откуда не ждали. Ролану Антоновичу поставили смертельный диагноз: рак.

Говорят, что если человек умирает близко к дате своего рождения, то это значит, что он оплатил все счета в своей земной жизни, выполнил свое предназначение на Земле. Ролан Быков умер 6 октября 1998 года, не дожив всего 6 дней до 69 лет.

www.eg.ru

Ролан Быков родился 90 лет назад: насыщенная карьера и личная жизнь знаменитого актёра

Ролан Быков почти 45 лет своей жизни отдал искусству. Он обладал многогранным талантом, который позволял Быкову работать и развиваться в разных творческих направлениях. Ролан Антонович был не только прекрасным актёром, а ещё режиссером, педагогом и сценаристом, рассказывает Joinfo.ua.

Любовь к театру проснулась у Быкова в 10 лет

Жизнь будущего актёра началась 12 октября 1929 года в Киеве. Примечательно, что во всех документах у новорожденного было указано имя Роланд Анатольевич Быков, ведь при регистрации ребёнка работница паспортного стола совершила ошибку. Мальчику едва успело исполниться 5 лет, когда он вместе с родителями переехал в столицу России.

В десятилетнем возрасте Ролан начал ходить на занятия в театральную студию и с тех пор у него появилось твёрдое желание стать знаменитым актёром. Родители не удивились, когда после окончания школы их сын поступил в Щукинское театральное училище. Парень успевал не только учиться, а и занимать должность руководителя театрального коллектива, который существовал при одном из столичных театров.

В 1951 году Быков был зачислен в состав труппы Театра юного зрителя и с тех пор началась его профессиональная карьера. На эту сцену он выходил 8 лет, а затем перешёл работать в Ленинградский театр им. Ленкома. Правда, в этом учреждении культуры актёр задержался всего на 2 года, после чего решил посвятить свою дальнейшую жизнь сфере кинопроизводства.

Кино и всесоюзная популярность

Именно кинематограф принёс Ролану Быкову всесоюзную известность. Его первое появление на экране состоялось в 1954 году, когда актёр получил малозаметную роль в кинокартине «Школа мужества». Громко заявить о себе Быков сумел с помощью художественного фильма «Шинель», премьера которого состоялась в 1959 году. Исполнив очень яркую и запоминающуюся роль в этой картине, Ролан привлёк к себе внимание кинорежиссеров, благодаря чему его карьера начала стремительно развиваться.

Очень насыщенными для актёра выдались 60-е годы. За 10 лет Быков успел сыграть в 29 кинолентах, среди которых «Женитьба Бальзаминова», «Бегущая по волнам» и «Служили два товарища». Не менее интересным стало и следующее десятилетие. Быков был невероятно востребованным и мог позволить выбирать для себя только лучшие предложение режиссеров. Он показал прекрасную актёрскую игру в таких знаменитых картинах, как «Проверка на дорогах», «12 стульев», «Хождение по мукам».

Только в 90-е годы актёр снизил темп своей деятельности. За свою творческую карьеру Быков исполнил более сотни ролей и всегда выглядел в кадре достойно. В 1997 году он сыграл в кинофильме «Ночь жёлтого быка». Роль в этой ленте стала заключительной в фильмографии выдающегося актёра.

Стоит отметить и режиссерские работы Ролана Быкова. В 1962 году он впервые захотел поработать за кадром и снял кинокомедию «Семь нянек». Далее последовали такие фильмы для юных зрителей, как «Айболит – 66», «Внимание, черепаха!», «Автомобиль, скрипка и собака Клякса». В 1983 году Быков снял художественный фильм «Чучело», который вошёл в золотую коллекцию советского кино. Всего Ролан Антонович успел снять 11 картин, 2 из которых были короткометражными.

Личная жизнь Ролана Быкова

Личная жизнь актёра была не менее интересна, чем его творческая деятельность. Первой супругой Ролана была киноактриса Лидия Князева. Они прожили вместе 15 лет, но общих детей у пары так и не появилось. Зато супруги усыновили мальчика Олега и воспитывали его как родного.

Второй законной женой Быкова стала актриса Лена Санаева. Ролан Антонович стал хорошим отчимом для сына своей супруги от предыдущего брака.

В 1995 году медики выявили у знаменитого актёра злокачественную опухоль в лёгком. Быков проходил лечение и был прооперирован, но это не помогло. Его сердце остановилось 6 октября 1998 года. На тот момент актёру было 68 лет. Созданные Быковым экранные персонажи до сих пор продолжают радовать любителей советского кинематографа.

joinfo.ua

Ролан Быков - биография, личная жизнь актера

Ролан Быков проходил назначенное лечение, но не подозревал, что все настолько серьезно. А когда узнал, продолжал работать на пределе сил - так, как делал всю свою жизнь... Елене Санаевой врачи первой сообщили о страшном диагнозе мужа -раке легких. Она не стала говорить об этом своему Ролочке - так она называла супруга.- Медики меня обнадежили, сказали, что болезнь находится в начальной стадии и все поправимо, - рассказывает Санаева. - Я так надеялась, что мы справимся вместе с этой бедой... Не хотела его пугать.Два года она хранила эту тайну, а по ночам просила Бога о спасении мужа.

Ролан Быков - биография личной жизни

С Роланом Елена познакомилась в 1973 году -они должны были вместе сниматься в фильме «Докер». Тот, узнав, что его партнершей станет дочка народного артиста Всеволода Санаева, поморщился: не любил «папиных дочек» в профессии. Но все-таки набрал номер ее телефона:- Здравствуйте, Елена. Мы с вами летим в Ленинград на съемки.- Я не летаю на самолетах, приеду поездом.«Надо же, фифа какая!» - подумал Быков, бросив трубку, и стал уговаривать режиссера, чтобы вместо Елены взяли другую актрису. Но Санаева не сдалась - приехала, устроила разнос и заявила, что играть будет она. Ролан, увидев красавицу Елену, тут же пошел на попятную.- Перед напором и обаянием Быкова невозможно было устоять, - вспоминает биографию тех лет вдова режиссера. - Он сразу заявил мне, что у нас с ним будет поцелуй, хотя по сценарию ничего подобного не было. Взял мою руку, приложил к своей груди: «Вы слышите, как колотится мое сердце?..»Он ей не понравился: маленький, лысоватый. В письме подруге Елена написала о Быкове: «смесь шизы с алкашом». Да и внешне они смотрелись странно. Ему 43 и выглядел он старше своих лет, ей 29 - и смотрелась девочкой, еще и выше его на 10 сантиметров.К тому же Санаева была замужем за инженером Владимиром Конузиным, у них подрастал сын Павел. Быков тоже был женат, на актрисе Лидии Князевой, с которой прожил 14 лет. Своих детей у них не было, но пара усыновила мальчика из детдома. Несмотря на это, роман с Санаевой развивался стремительно.С мужем Елена развелась, но семью Ролана не разбивала:- Когда мы встретились, он уже два года не жил с Князевой. Однажды пьяным пришел домой ночью, а она просто не открыла ему дверь. И он ушел навсегда. Сначала жил у друга, потом у тети, затем снял квартиру.Елена Санаева стала для Быкова настоящим спасением, глотком свежего воздуха, которого ему так не хватало, той поддержкой, которой он был лишен.Биография их совместной личной жизни была непростой. Сына Павла Елена по сути отдала на воспитание родителям: своего жилья она не имела, да и Ролану было, конечно, проще без чужого ребенка. Около семи лет Санаева прожила в одной квартире с мамой Ролана, страдая от разлуки с сыном. И только когда мальчику исполнилось 11 лет, забрала его в свою семью.Родители Елены долго были настроены против Быкова. Они считали, что их красавица дочь зря тратит свою жизнь на неудачливого режиссера. Однажды им позвонила Лидия Князева, его первая жена:- У меня на антресолях лежит мешок писем от его женщин. Ролан сломает жизнь вашей дочери, вот увидите, - и они поверили...Многие коллеги, глядя на пару Быков-Санаева, понимающе кивали головами: «Ну, понятно, она - актриса, он - режиссер. Будет ее снимать». Но все было не так.- Ролан считал меня какой-то суперкрасавицей и сильно ревновал, - рассказывает Елена Всеволодовна. - Может, поэтому и не снимал в больших ролях, хотя все обещал...Самым ярким их дуэтом стал Кот Базилио и Лиса Алиса в «Приключениях Буратино».На съемках муж муштровал жену до седьмого пота.- Он был мастером, а я подмастерьем, - признается актриса.Так сложилось и в их дальнейшей жизни. Крупных ролей Санаева не сыграла, зато стала Быкову надежным тылом.- Ролан умел нравиться женщинам, но одно дело закрутить роман, другое -взять на себя все проблемы мужа. И когда мы встретились, он переживал тяжелые времена, - рассказывает Елена Всеволодовна.Быков тогда попал в опалу - ему не давали снимать. Предвзятое отношение к нему началось после веселой детской картины «Айболит 66». Чиновники увидели в ней множество крамольных и совсем не детских фраз с критикой советского строя. Что, например, значат слова Бармалея, распевающего: «Это даже хорошо, что сейчас нам плохо»?!Потом были съемки фильма «Внимание, черепаха!» Тоже детский фильм, однако чиновники посчитали, что черепаха под гусеницей советского танка - это символ Чехословакии, и не хотели выпускать картину. А съемки «Чучела»? Быкова пытались заставить смягчить картину - убрать сцену, где дети избивают девочку, но режиссер отказался. Когда директор Мосфильма сказал, что «мы все лишнее вырежем и без вас», Быков заметил: «Первого кто сунется в монтажную, я убью монтажным прессом - это очень тяжелая штука». Картину Быков отстоял - она даже получила Госпремию, но чего это ему стоило! Затяжной стресс повлек за собой инфаркт.Несправедливое отношение к своим лентам режиссер переносил тяжело. Были долгие семь лет, когда Быков сильно пил, заливая алкоголем горе и простои в работе.- Я поражался крепости здоровья в его небольшом теле, - вспоминает режиссер Александр Митта. - Он мог целый день работать, потом пить по-черному. Утром отмокнуть под душем и снова работать, а потом опять пить - и так несколько дней...Однажды Елена нашла мужа на ипподроме, пьющего в компании незнакомых мужчин. Она увела его с собой, посадила в такси. Ролан уткнулся ей в плечо и сказал: «Мать, я все понял. Ты - Родина!А Родину не бросают...» И к спиртному больше не прикасался.С приходом перестройки Быков со своей атомной энергией сумел адаптироваться к новой стране. Стал Секретарем Союза кинематографистов СССР, потом Народным депутатом СССР и даже банкиром. Был директором Всесоюзного Центра кино и телевидения для детей и юношества и бился за сохранение детского кино. Планов было - море. Ежедневно он составлял целый список дел, чтобы все успеть. Единственное, что стало его сильно беспокоить, -здоровье. Еще в конце 1980-х годов, когда Быков перенес воспаление легких, врачи настоятельно просили его бросить курить. Ведь он смолил еще с первого курса института. Много раз пытался «завязать», но всегда возвращался к сигарете. Яд, накопившийся в легких за все эти годы, спровоцировал онкологию...- Это было страшное время в нашей биографии, - вспоминает Елена Санаева. - Сначала умерла моя мама. Через 10 месяцев за ней от рака легких ушел мой папа. Он не хотел жить без нее. И ушел тихо, пока я ездила в больницу за кислородной подушкой. А через полгода я узнала об онкологии у Ролана...

- В последний год жизни Ролан Быков с Еленой приехал к нам в гости на дачу, - рассказывает Галина Польских. - И вдруг стал кричать: «Лена, поедем скорее домой!» и сильно закашлялся. Кашель был нехороший - на простудный не похож...

На одном из последних концертов Ролан Антонович сказал зрителям:- Жена запрещает мне об этом говорить, мол, накликаешь беду. Не накликаю! Пока не сделаю все что нужно, а нужно очень многое, - постараюсь не помереть.Он не сдержал своего слова. Перед уходом 68-летний актер успел покреститься.- Я забыла купить крестик, и когда священник протянул руку - сняла и дала ему свой, - рассказывает Елена Всеволодовна. -С ним Ролан и ушел. И на могиле поставили памятник - такой же крест. На памятнике надпись почерком мужа: «Я и после смерти буду жить любя». И в моем сердце он тоже - до сих пор жив и любим...Автор биографии: Евгений Строков

biography-life.ru

Ролан Быков и Елена Санаева Любовь вопреки

Ролан Быков и Елена Санаева

Любовь вопреки

Несмотря на свои отнюдь не плейбойские данные – небольшой рост и плохую дикцию, – Ролан Быков (1929) всегда пользовался успехом у слабого пола. Он обладал той самой харизмой, которая очень нравится женщинам. Поэтому романы он крутил и в школе, и в Театральном училище имени Щукина. В последнем Быков считался одним из самых талантливых студентов. Его поразительной работоспособности удивлялись тогда многие. Сравнить его можно разве что с Михаилом Ульяновым, который за время учебы умудрился подготовить около 50 ролей! У Быкова их было лишь на несколько штук меньше.

После окончания училища в 1951 году Быков попал в труппу Театра юного зрителя. Его первый оклад там был мизерным – 33 рубля 50 копеек. На жизнь этих денег, естественно, не хватало, и нашему герою приходилось подрабатывать на стороне – по воскресеньям он вел драматический кружок, получая при этом зарплату в два раза выше, чем в театре, – 60 рублей. Правда, свободного времени при такой загруженности у него практически не оставалось, но Быков из-за этого не страдал – он настолько сильно любил театр, что прожить без него хотя бы сутки было равносильно смерти.

…Первой женой Быкова стала его коллега – актриса ТЮЗа Лидия Князева (1925). В 1943–1945 годах она училась на театроведческом факультете ГИТИСа, после которого окончила студию при Московском ТЮЗе (1948). В 1947 году дебютировала на его сцене, исполнив роль Королевы в спектакле «Двенадцать месяцев» С. Я. Маршака. В 1954 году ей присвоили звание заслуженной артистки РСФСР. В том же году она вступила в члены КПСС.

Своих детей у них с Быковым не было, поэтому в 1958 году они усыновили 9?месячного мальчика Олега, взятого ими из детдома.

Этот брак просуществовал чуть менее десяти лет и распался в середине 60?х. Как метко заметила сама Князева: «В нашем пулеметном расчете два первых номера, патроны подавать некому». После развода на протяжении нескольких лет у Быкова были другие женщины, но ни одной из них не удалось стать его женой. Вот как об этом вспоминает пасынок актера, Павел Санаев:

«Он сам рассказывал, что многие пытались его на себе женить, и он несколько раз даже собирался «сдаться». Но во всех этих отношениях просматривалась какая-то неполноценность. Одна барышня, на которой он хотел жениться, была идеальной хозяйкой. Ролан Антонович – в театр, а она тут же кидается убирать, готовить, вытирать пыль. Он возвращается – она сидит в чистоте и книжку читает. Ролан спрашивает: «Что ты делаешь, милая?» – «Да вот, все убрала-постирала, борщ сварила, сижу читаю», – отвечает нежно. Как потом смеялся Ролан Антонович: «Хотелось дать три рубля, чтоб ушла».

Вторая девушка, признавшись Быкову в неземной любви, сбежала с ним в другой город прямо с какого-то мероприятия. В вагоне поезда пылко говорила, что готова стать его женой хоть завтра. Тогда Ролан Антонович тактично напомнил, что она вроде бы замужем. Девушка вскричала: «Я не люблю мужа!», сняла с пальца обручальное кольцо и… «выбросила» в окно. Утром это кольцо случайно выкатилось из ее кармана. А поскольку Ролан всегда презирал картинные выходки, тут же отправил девушку с кольцом обратно к мужу.

Но самая потрясающая история связана с дочерью какого-то высокопоставленного генерала. Ролан несколько дней подряд сидел на веранде их огромной дачи, переписывая какой-то сценарий. Генерала-отца такая работоспособность совершенно покорила, и он решил доверить потенциальному зятю сокровенную тайну. Таинственно приложив палец к губам, привел Ролана Антоновича в лес и, подойдя к одному из деревьев, нажал на стволе неприметную кнопку. В земле открылся электромеханический люк, замаскированный дерном, и обнаружился спуск в подземный бункер, построенный по всем правилам военной науки. Спустились.

В уютной комнате стояли два холодильника: один – с едой, другой – с напитками. Присели, выпили… Потом генерал поднял перископ и показал ошарашенному Ролану сидевших в беседке и ни о чем не подозревавших домочадцев: «Посмотри на них. Лодыри, тунеядцы. Ждут не дождутся, когда сдохну и им все достанется. Ты, гляжу, парень хороший. Хочешь, им назло все тебе отпишу? Хочешь? Садись, выпьем!» Ролан Антонович грешным делом подумал: «А может, правда, «продаться»? Буду сидеть в бункере, попивать в тишине коньячок…» Но «продаваться» было не в его характере, и очень скоро на этой почве они с генеральской дочкой расстались.

Череда мимолетных романов казалась нескончаемой, и Ролан Антонович сам признавался, что считал себя бабником. До встречи с мамой…»

Речь идет об актрисе Елене Санаевой (1942), которая родилась в семье знаменитого советского актера, народного артиста СССР Всеволода Санаева (1912–1996). Как и ее отец, Елена тоже выбрала актерскую профессию и окончила ГИТИС (1966). Тогда же стала сниматься в кино. Ее дебют состоялся в фильме «Генерал Рахимов» (1968; Люся). Затем были роли в фильмах: «По Руси» (1969; Капитолина), «Главный свидетель» (1970; главная роль – Мария Каплунцева), «Странные люди» (1970; дочь Рязанцева), к/ф «Первая дорога» (1971; Наталья), «Доверие» (1972; Марьяна Трофимова), «Печки-лавочки» (1972; Леночка Степанова).

Отметим, что до встречи с Быковым Санаева успела дважды побывать замужем. В первый раз это случилось через год после окончания Еленой ГИТИСа – в 1967 году. Ее избранником стал Владимир Конузин, который окончил Московский авиационно-технологический институт. Их познакомила на праздновании своего дня рождения подруга Санаевой, дальняя родственница Владимира. Видимо, познакомила не случайно. Молодой человек стал ухаживать за Еленой. До этого она три года была влюблена в другого человека, но там ничего хорошего не получалось. А про нового кавалера она подумала, что вроде он парень неплохой, да и замуж уже пора. Наверное, и он, общаясь с ней, тоже решил, что ему пора жениться. Так они и поступили.

Спустя два года – 16 августа 1969 года – у молодых родился сын Павел (ныне известный писатель и кинорежиссер Павел Санаев). А еще спустя два с половиной года супруги… развелись. Почему? Вот как об этом рассказывает сама Е. Санаева:

«Супружеская жизнь состоит из будней. Наверное, муж понял, что я не тот человек, который ему нужен, и появление сына Паши этого ничуть не изменило. Мы не умели договариваться, обижались по мелочам, взаимные отчуждение и раздражение накапливались. Однажды я была на даче, а мама пришла помочь сдать белье в прачечную и встретила у нас дома девушку в моих тапочках. Как говорится, не я первая, не я последняя. Он умолял не рассказывать мне, и папа посоветовал только: «Ты вот, дочка, привыкла доверять, а ты присмотрись». Я и присмотрелась. Володя сказал, что будет вечером патрулировать у гостиницы «Советская» дружинником. Приехала туда с Пашей, поспрашивала – никаких дружинников в помине нет и не было, и быть не должно. Поняла, что вранье началось, и предложила пожить раздельно, чтобы разобраться, нужны ли мы друг другу. Разобрались и стали жить отдельно…»

И все же какое-то время общение супругов продолжалось – отец забирал к себе сына на выходные. Но однажды, когда Елена в очередной раз передавала сына отцу около метро, их встретила мама Санаевой – женщина с весьма сложным характером (много позже она станет главной героиней повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»). Она начала ругать свою дочь за эти встречи. Тогда Елена предложила бывшему супругу: «Поскольку ты работаешь в двух трамвайных остановках от нашего дома, приезжай, я буду выводить ребенка на улицу, гуляйте, общайтесь, чтобы он тебя не забыл. Паша подрастет, станет полегче». На что муж обиделся и сказал: «Мне милостыни не надо». С тех пор они больше не виделись. Чуть позже у Владимира появилась новая семья, в ней родился еще один ребенок – сын Вася. Но родные братья не встречаются из-за того, что когда-то их родители не смогли найти взаимопонимания.

После развода Елена вскоре снова вышла замуж. Мужчина был значительно моложе ее и своей пылкой влюбленностью повысил женскую самооценку Елены, укрепил уверенность в себе. Их роман был в самом разгаре, когда на жизненном горизонте Санаевой внезапно объявился Ролан Быков.

В 1973 году режиссер с «Ленфильма» Юрий Рогов предложил Елене роль в фильме «Докер», где Быков должен был играть роль ее мужа. Натурные съемки проводились в Кишиневе, куда в самых последних числах декабря 72?го вылетели Ролан Быков, Ефим Копелян, Евгений Леонов?Гладышев и др. Елены Санаевой в их числе не было, поскольку она в тот момент была занята в съемках другого фильма («За облаками – небо» Юрия Егорова на Киностудии имени Горького). Также выяснилось, что она боится летать самолетами, поэтому приедет чуть позже поездом. Когда эти новости донесли до участников съемок, все восприняли их спокойно, за исключением одного человека – Быкова. Он единственный возмутился, сказав: «У меня все дни заранее расписаны, а эта Санаева еще и не летает. Видимо, думает, что если она дочь большого начальника (Всеволод Санаев с 71?го года занимал должность секретаря правления Союза кинематографистов СССР), то ей все позволено. Нечего ее ждать, надо брать другую актрису!» И Быков потребовал от молодого режиссера, чтобы тот немедленно вызвал в Кишинев одну из двух актрис – Люсьену Овчинникову или Майю Булгакову, которых он хорошо знал по предыдущим работам и которые, по его словам, не имеют привычки подводить своих коллег по работе.

Видимо, Быков был в таком нервном возбуждении, что Рогов побоялся ему перечить и позвонил в Москву Булгаковой. Параллельно раздался звонок и в доме Санаевой. Ей было сказано следующее: либо она прилетает в Кишинев не позднее 3 января 1973 года, либо на ее место берут другую актрису. Далее послушаем ее собственный рассказ:

«Мой отец, прошедший суровую школу кино, сразу сказал: «Леля, тебя не хотят». Я не могла ему поверить. Ведь режиссер и его жена – мои добрые приятели, они были так рады, что «Ленфильм» меня утвердил. Но Быков, очевидно, так увлек режиссера идеей сыграть вместе с Булгаковой, что она, моя соседка по дому и сослуживица по театру (они вместе работали в Театре киноактера. – Ф. Р.), не сказав мне ни слова, вылетела в Кишинев. Тут случилась эпидемия гриппа, в моей группе отменили съемки, и я смогла выехать вовремя. Садясь в поезд, я уже знала, что Булгакова в Кишиневе. Ехала и думала: «Господи, никогда не добивалась ни ролей, ни мужчин, ну, хотят они ее снимать – бог с ними! Выйду на остановке в Киеве, повидаю бабулю и вернусь». Я не знала, что заменить меня – быковская идея. Киев я все же проехала, решив, что раз уж я утвержденная на роль актриса, так хотя бы приеду и посмотрю им в глаза. Уехать смогу в тот же день. А актеры в фильме какие замечательные! И с Быковым в паре сыграть было бы здорово!

Ассистенты в Кишиневе встречают, делают вид, что все нормально. Везут в гостиницу. Я ни о чем не спрашиваю. Встречаюсь с женой режиссера. «А мне нагадали, подруга твоя приедет». – «Какая, – думаю, – подруга?» К вечеру и режиссер подоспел с дешевым молдавским вином: «Выпьем за встречу! Как хорошо, что ты приехала!» Ну, после второго бокала я весело спрашиваю: «А скажи-ка, друг мой, кого же ты вместо меня позвал?» – «Да Быков Майю Булгакову предложил, вот и сидит она в цековской гостинице». – «Ну и провожай ее с богом. А я буду играть свою роль».

Утром в павильоне мы встретились с Быковым. Он уже расхаживал, осваивал декорацию, делал предложения режиссеру и оператору. За всем наблюдала его подруга, которая приехала с ним на съемки. И тут я своему «мужу» по сценарию попадаюсь на глаза, и Быков, продолжая фонтанировать предложениями одно другого лучше, говорит, что в этой сцене он должен свою жену целовать, хотя в сценарии этого нет и в помине. Догадавшись об этом, я в этой сцене решила его чем-нибудь огреть. Но режиссер влюбленно смотрит в рот Быкову, а мне остается только целоваться. Развели сцену, подруга Быкова поднялась на партикабли, где крепится верхний свет, а мы начали сниматься. Но продолжалось это недолго – один дубль, и все. Дальше объявили перерыв, потому что синяк на моей губе был такой, что дальше снимать меня можно было только со спины.

Все выходят из декорации, а Быков укладывается на кровать: «Леночка, не уходите, давайте оговорим сцену дальше». Подруга его чуть с партикаблей не упала. А мне что делать? Сказать: «Ах, что вы, после того, как вы меня так поцеловали, я с вами и говорить не хочу»? Сажусь рядом на стул. Он делает вид, что ему плоховато с сердцем, а сам берет меня за руку, ресницы смежил, чтобы лучше видеть, как реагирую, и тихо так говорит: «Лена, что делать, вы такая красавица, я в вас влюблен, а у вас, говорят, молодой красивый муж? Как же быть?» Я руку забрала: «Никак не быть, роли свои играть». Ответила – и вышла из декорации. Больше он ни с кем на съемку не приезжал. А дальше, как говорят, «сюжет, достойный кисти Айвазовского». Ролан потом признавался, что за всю жизнь таких осад не предпринимал…

Мы встретились в очень плохой период его жизни – он уже несколько лет был холост: когда-то большая любовь его с выдающейся актрисой Князевой закончилась. Кроме того, его сняли с замечательной роли Искремаса в картине «Повесть об Искремасе» (в прокат фильм вышел под названием «Гори, гори, моя звезда», роль Искремаса в нем играл Олег Табаков. – Ф. Р.). На полке лежали «Комиссар» (1967) А. Аскольдова и «Проверка на дорогах» (1971) А. Германа. Умер его большой друг – великий клоун Л. Енгибаров, которого Ролан считал гением. В общем, печалей хватало. И любви в его жизни не было. Он уже и не верил, что она может случиться. В ту пору Михаил Жванецкий, пережив свою личную драму, сказал ему: «Нам остался только МОП». – «Что значит МОП?» – спросил Ролан (оба много ездили). «МОП – это младший обслуживающий персонал: официантки, стюардессы и т. д. Серьезной любви уже не будет, Ролан».

Ролан пообещал себе, что без любви жить не будет. Он долго искал ее, но не находил. Любил всех – и никого. Поэтому, когда мы встретились, он много раз говорил: «Это чудо. Я ни во что не верил. Я не верил, что смогу полюбить. Тебя Бог выдумал и послал мне». «Почему выдумал и послал?» – спрашивала я. «Мне надо не просто полюбить – мне нужно принести женщине дань. А тебя Бог выдумал такую, какую мне надо. Красивая и смешная девочка-журавлик на длинных ножках. Умница и хороший парень. Да еще и актриса замечательная. Это, конечно, слишком. Но ты полюбишь, полюбишь меня. Заиграешься. Я хорошая команда».

А теперь послушаем слова Ролана Быкова:

«Фильм «Докер» был ужасный, это единственная моя роль, которой стыжусь, но я благодарен судьбе, что она подарила мне встречу с Леной…

Когда мы только поженились, меня в разных компаниях несколько раз встречали фразой: «Здравствуйте, Ролан Антонович! Какая у вас чудная дочка!» Представляете, что со мной происходило? Я в бешенстве шипел: «Лена, купи себе что-нибудь солидное. Не ходи девочкой». А какая это была девочка!»

Отметим, что после «Докера» творческий дуэт Быкова и Санаевой успешно продолжился в картинах: т/ф «Приключения Буратино» (1975, незабываемые лиса Алиса и кот Базилио), «Деревня Утка» (1976; Быков в роли Шишка, Санаева – Таисия, мама Оли), т/ф «Дни хирурга Мишкина» (1977; Быков – Иван, отчим Веры, Санаева – Таисия, мама Веры), т/ф «Нос» (1977; Быков – Иван Яковлевич Ковалев, Нос, Санаева – дочь Подточиной), «По улицам комод водили» (1979; Быков – участковый врач в новелле «Вредная работа», Санаева – пассажирка в новелле «Комод»), «Пена» (1979; Быков – Полудушкин, человек, который может все достать, Санаева – Тамара, секретарь Махонина), т/ф «Жил-был настройщик» (1980; Быков – настройщик Иван Иванович, Санаева – Лена), «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников» (1980; Быков – Абу-Хасан/визирь Гулябада, Санаева – дух пещеры), «Амнистия» (1982; Быков – председатель месткома Иван Петрович Кичкайло, Санаева – замдиректора фабрики игрушек Рагнеда Ивановна Божешуткова), т/ф «Куда исчез Фоменко?» (1982; Быков – начальник цеха Мирон Петрович Манечкин, Санаева – Фея, подруга Алины), «Свадебный подарок» (1983; Быков – Яша, Санаева – Ольга) и др.

В 1974 году в фильме «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» Быков собирался снять своего пасынка Павла, но не получилось. Зато он привозил парня на съемки в Сочи, где тот здорово отдохнул, несмотря на то, что эта поездка далась им с большим трудом. Дело в том, что родители Елены – Лидия и Всеволод Санаевы – плохо относились к Быкову и считали, что их дочь сделала неправильный выбор. А тут еще им позвонила бывшая супруга Быкова Лидия Князева и сообщила: «Я ничего не имею против Лены, я ее не знаю, и с Быковым мы расстались до того, как они встретились. Но хочу вас предупредить: он сломает ей жизнь. У меня на антресолях лежит мешок писем от женщин, адресованных ему…» Затем в их дом звонили другие «доброжелатели», которые говорили примерно то же самое: «Что вы, Быков – такой разгульный, у него столько романов».

В итоге мама стала «пилить» свою дочь: «Он тебя высосет и выбросит». Вообще, Лидия Санаева была женщиной деспотичной и помыкала своими родными при любом удобном случае. И то, что ее дочь посмела уйти жить к другому мужчине, она считала предательством с ее стороны.

Вспоминает Павел Санаев: «Крики, проклятия и манипуляции чувством вины были главным оружием бабушки. Она нас любила, но с такой тиранической неистовостью, что ее любовь превращалась в оружие массового поражения. Противостоять бабушке не мог никто. Встреча с Роланом Быковым стала для мамы шансом изменить соотношение сил в свою пользу. Когда мама вышла из-под контроля бабушки, та не могла этого простить Ролану.

Быкова причисляли к врагам семьи очень долго. О нем ходило много слухов, которые, разумеется, в нашем доме всячески раздувались. «Связался черт с младенцем!» – патетически повторял дедушка, убежденный, что Ролан не только с мамой «не монтируется», а еще и «испортит ее и выбросит вон». Бабушка тоже твердила, что спасает меня, больного, отдавая последние силы, а мама, вместо того чтобы помогать ей, «таскается» с Роланом на съемки.

В детстве я действительно много болел, но не думаю, что присутствие мамы принесло бы какую-то реальную помощь. Если бы она не «таскалась» с Роланом, то моментально оказалась бы втянутой в орбиту бабушкиной тирании, из которой уже никогда не вырвалась бы.

Что любопытно, кляла бабушка Ролана только за глаза. При этом всегда очень мило болтала с ним по телефону, чувствуя, что тут, во?первых, не забалуешь, а во?вторых, с ним было просто интересно общаться. В то же время Ролан оставался «проклятым кровопийцей», и двери нашего дома были для него закрыты.

Маме разрешалось навещать меня всего пару раз в месяц, и каждая наша встреча, которой я с нетерпением ждал, заканчивалась страшной ссорой. Забрать же меня к себе мама не могла. Это было так же немыслимо, как, к примеру, прийти и попросить что-то у Сталина… Лишь однажды, когда мне было лет восемь, мы с мамой сбежали. Это произошло внезапно. Мама, улучив момент, когда бабушка вышла в магазин, а дед был где-то на съемках, увезла меня к себе. Тогда они жили с Роланом Антоновичем на Пятницкой. Те дни остались в памяти как моменты какого-то невероятного, свалившегося на голову счастья… Мне подарили конструктор, который я с упоением собирал, но самое главное – позволили печатать на пишущей машинке Ролана! Она заворожила меня с первого взгляда. Я перестукивал на ней какие-то отрывки из книжек, и это занятие казалось мне самым интересным из всех возможных…

Увы, прошло меньше месяца, и бабушка точно так же забрала меня обратно – когда дома не было мамы. Сопротивляться ей было невозможно…»

Между тем в 70?е годы Быков как режиссер снял три фильма, два из которых – детские, а один – телевизионная экранизация классического произведения. Речь идет о фильмах «Телеграмма» (1972), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» (1975) и «Нос» (1977). В последнем Быков сыграл главную роль.

При чтении этого послужного списка у читателя невольно складывается впечатление, что все в жизни и карьере Быкова складывалось успешно. Действительно, каждые два года – новая картина, каждый год – несколько ролей. Однако так было только до 1976 года. Затем в течение пяти лет ему зарубили на корню несколько сценариев и отлучили от режиссуры. Наш герой воспринимал все это с горечью. Порой срывался. Вот как он сам описывает это:

«Выпить я в свое время уважал. Семь лет пил по-черному. Лена пережила это вместе со мной…

Был такой случай. Я устал от Лениной опеки и сбежал от нее на ипподром, куда никогда не ходил и где, по моим расчетам, Лена никак не могла меня найти. Сел я за столик, ну и… все такое. И вдруг в ресторан входит она – красивая, стройная, молодая. Я поклялся себе: сделаю все, чтобы быть достойным ее. Пить бросил, потому что понял: если не остановлюсь, потеряю семью…»

А вот как вспоминает о тех же годах Елена Санаева: «Повода для ревности он мне не давал. Дело в том, что у него было достаточно веселых историй и до меня. Ролан мне даже говорил: «Ты даже не представляешь, насколько мне важно быть верным тебе». Хотя… Уже после его смерти меня подвозил один таксист, наверное, не очень умный человек, так вот, он мне рассказывал: «Помню, – говорит, – в 76?м вез вашего мужа с какой-то девицей за город…» И я вспомнила тот случай. Однажды он не пришел домой ночевать. Всю ночь не спала. В мыслях вертелось одно: выпьет где-нибудь, замерзнет, или прибьют по дороге… В шесть утра раздается телефонный звонок: «Ленуся, я почему-то в каком-то Лыткарино, не понимаю, как я здесь оказался. Солнце мое, я умоляю, только не волнуйся, я сейчас приеду, я уже мчусь!» И через сорок минут он подъехал к нашему дому на пожарной машине. Но таких случаев, может, парочку за всю жизнь и наберется. А вообще ему до конца жизни писали любовные письма. Однажды объявилась какая-то сумасшедшая, которая очень хотела родить от него. А у Ролана тогда уже обнаружили онкологию, и он лежал в больнице…»

В 80?е годы Быков и Санаева продолжали сниматься в совместных фильмах. Это были: «Искренне Ваш…» (1985; Быков – режиссер Геннадий Сергеевич Постников, Санаева – Нина, актриса театра, «Баба-яга»), «Подсудимый» (1986; Быков – адвокат, Санаева – Ирина Андреевна, председатель суда), «Оно» (1989; Быков – Пётр Петрович Фердыщенко, Санаева – Ираида Лукинична Палеологова).

Ролей могло бы быть и больше, но в годы горбачевской перестройки Быков превратился в активного киноперестройщика, и ему стало не до съемок. Он стал секретарем Союза кинематографистов СССР (1986–1990), народным депутатом СССР (1989–1991). Был выбран художественным руководителем объединения «Юность» на «Мосфильме» (1989). Ему тогда казалось, что новые времена вдохнут новую жизнь в советский кинематограф, в том числе и детский. Но это оказалось иллюзией – не для того делалась перестройка, чтобы людям (в том числе и детям) стало жить легче, а наоборот. Это, кстати, понял и сам Быков, но было поздно. Почти за 30 лет своей работы в режиссуре он снял девять фильмов, из которых семь – для детей (для взрослых – т/ф «Нос», 1977, «Свадебный подарок», 1982). Причем начинал он свой творческий путь как режиссер-оптимист («Семь нянек», 1962), а закончил как режиссер-пессимист («Чучело», 1984, «Я сюда больше никогда не вернусь», 1991).

Название последнего фильма Быкова можно считать символичным: в той стране, которую за шесть лет (1985–1991) перестроили Горбачев и К°, действительно жить стало худо всем – и взрослым, и детям. Сюжет фильма «Я сюда больше никогда не вернусь» заключался в следующем. Шестилетнюю Любу с побоями и проклятиями выгоняет вечно пьющая мать. Девочка прячется в глухом уголке, где спрятаны ее игрушки. Но кроме реальной окружающей ее действительности она ничего не знает, и игры ее сводятся к воспроизведению все тех же кошмаров, от которых она скрывается: брань, побои, смерть братика. Со словами «Я сюда больше никогда не вернусь» ребенок бросается с крутого обрыва в реку и попадает на небо.

Отметим, что новелла была снята по заказу ЮНЕСКО и вошла в международный киноальманах «How are the kids».

Несмотря на брак с Санаевой, Быков не прерывал отношений со своим сыном Олегом, которого он усыновил еще будучи мужем Лидии Князевой. Парень его по-настоящему радовал. Как расскажет позднее сам Быков:

«Мой старший сын Олег в детстве рос хиленьким мальчиком. Но вот на съемках «Айболита?66» увидел цирковых артистов и решил, что это его призвание. Цирковое училище – и ничего другого! Поступил… В результате хиленький мальчик превратился в настоящего атлета, который мог постоять за себя и за окружающих. Когда Олега призвали в армию, он мигом поставил на место «дедов». Потом оградил от нападок всю свою роту…»

Однако гораздо больше времени Быков, конечно, проводил со своим пасынком Павлом Санаевым. Первое время мальчик испытывал к нему дикую ненависть, поскольку считал, что тот отнимает у него мать. Но после того случая, когда Быков и Санаева выкрали Павла у дедушки с бабушкой и тот почти месяц жил у них дома, отношение пасынка к отчиму резко изменилось – они стали друзьями. В конце 70?х Быков даже хотел встретиться с отцом Павла (тот тогда работал в Румынии, а Быков ездил туда по своим киношным делам) на предмет усыновления. Но отец на встречу не явился. Кстати, со своим сыном он тоже не общался.

Когда после «Чучела» (1984) у Быкова и Санаевой появилось собственное отдельное жилье – «двушка» в «киношном» доме на улице Черняховского, – Павел стал жить с ними. По словам Санаевой: «Они с Роланом были большими друзьями. Как бы Ролан ни был занят, он всегда находил время вникнуть в проблемы сына, называл его Пашуней и всегда брал его сторону. Это было такое счастье – видеть, как они часами сидят под абажуром на кухне и говорят. Я им не мешала… Но и Паша тоже «воспитывал» Ролана. Быков не выносил, если я больше двух часов ходила по магазинам. «Где она ходит?!» – как-то закричал Ролан и выругался при этом. Паша сказал: «Я не разрешаю ругать маму». – «Извини, – Ролан сразу осекся, – ты больше этого не услышишь».

После окончания школы Павел поступил во ВГИК, на сценарный факультет. С середины обучения стал жить на Черняховского один, а родители переехали на улицу Врубеля (напротив газеты «Коммерсантъ»). Причем если мама Павла возражала против этого, то Быков, наоборот, поддерживал. Правда, предупредил: мол, если в квартире будет блатхата, то я это дело порушу. Но блатхаты там не было. Каждый день Павел начинал с того, что садился за письменный стол и писал рассказы. Кстати, литературным творчеством он увлекся именно благодаря Быкову. Это Быков прочитал однажды школьное сочинение восьмиклассника Паши Санаева на тему «Один день нашей Родины», пришел в ужас и дал ему новое задание: написать что-нибудь хотя бы об игрушечной черепашке. Павел написал, и… ему это понравилось. Много позже, в середине 90?х, Павел написал повесть «Похороните меня за плинтусом», которую посвятил Быкову (она была напечатана в журнале «Октябрь», потом вышла отдельной книгой).

Здесь уместно будет привести слова Павла Санаева о своем отчиме, сказанные им в 90?е: «Отношения у нас с ним замечательные, хотя он мне и не родной отец. Но дай бог каждому такого отчима. Он помог мне обрести веру в себя. Не то чтобы я постоянно жду похвал в свой адрес, но очень важно, когда тебя хвалят или ругают по делу и с пониманием. Понимающих людей очень мало. К счастью, мы с отчимом настолько на одной волне, что его оценка является для меня абсолютным критерием. Я полностью доверяю его таланту, уму и честности. Сказал бы он, что мои литературные опыты ничего не стоят, я бы этим не занимался. Но он высоко их оценил, я поверил ему, а потом уже и самому себе».

Старший сын Быкова Олег тоже окончил ВГИК, экономический факультет. Но по специальности тоже не работает. По словам отца: «В денежных вопросах Олег плавает. Я воспитал его, к сожалению, для той самой жизни, где человек выше денег. Однажды он пришел ко мне и говорит: «Отец, ко мне пришел мужик и стал советовать, как лучше провернуть левую сделку, чтобы прикарманить чужие деньги». Спрашиваю: «И что ты?» Отвечает: «Отлупил его!» Разве так ведут себя сегодняшние бизнесмены? Господи, до чего же Олег в этой жизни ни при чем! А ведь окончил экономический факультет ВГИКа и упорно пытается заняться бизнесом…»

В конце 1996 года Быкову сделали серьезную онкологическую операцию, и он на три месяца угодил на больничную койку. А какие развлечения в больнице? Книги да телевизор. И он смотрел все подряд, с утра до вечера шарил по каналам. Через пару дней на вопрос профессора о самочувствии он ответил: «Плохо». Врач встревожился, а Быков говорит: «Дело не в операции. У меня болит не рана после скальпеля, а душа после телепередач».

В 96?м Быков выкарабкался, а вот его теща с тестем – нет. Сначала умерла мама Елены, а затем и сам Всеволод Санаев.

Из интервью Ролана Быкова 1997 года: «Все домашнее хозяйство ведет жена. И дом, и мои болезни, и лекарства – все она на себе везет. И строительство дачи в Звенигороде – тоже. (Землю дали от «Мосфильма» еще в советские времена. У нас там хорошие соседи: Александр Белявский, Галя Польских, Алексей Сахаров…) Я уже не говорю о коттедже на Соколе (на улице Врубеля, напротив газеты «Коммерсантъ». – Ф. Р.), который мы получили в 1993 году, а до этого в нем жили несколько семей, и он так обветшал, что Лена перестраивала практически все, кроме наружных стен…»

После этого интервью Быков прожил еще полтора года. Он скончался 6 октября 1998 года от рака легких.

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также