Режиссер сергей герасимов биография


Сергей Герасимов: биография и фильмография :

Известный советский режиссер - Герасимов Сергей Аполлинариевич - был человеком удивительного таланта. Свою кинокарьеру он начал как актер, но славу ему принесли именно его режиссерские работы. Что же это был за человек, что его именем назвали один из самых престижных театральных вузов мира? И чем именно он заслужил такую честь?

Сергей Герасимов: биография ранних лет

С точки зрения советского времени, у этого, без сомнения, великого режиссера было самое что ни на есть подходящее происхождение. Его отец хотя и был дворянином, но своими привилегиями не пользовался. Он предпочитал трудиться инженером-технологом с крайне активной гражданской позицией – занимался организацией социал-демократических кружков среди рабочих одного из заводов царской России, за что и был в свое время сослан в Сибирь.

Мать будущего режиссера - Юдифь Эстрович - была из купеческого сословия. Еврейка, при замужестве она приняла православие и активно участвовала в деятельности революционного движения народовольцев.

От этого политически активного семейного союза родилось 5 детей, причем Герасимов Сергей Аполлинариевич (появившийся на свет в конце мая 1906 г.) был самым младшим.

Будущему режиссеру едва успело исполниться 3 года, как его отец погиб во время несчастного случая на работе, и Юдифь Борисовна осталась одна с детьми на руках.

После потери кормильца Герасимовы стали жить весьма скромно, но благодаря помощи родных и самоотверженному труду матери им удавалось выживать.

Не имея достаточно времени, чтобы ухаживать за младшим сыном, Юдифь Борисовна наняла ему няню – Наталью Евгеньевну, которая значительно повлияла на формирование творческого мировоззрения своего воспитанника. Именно эта добрая и заботливая женщина привила мальчику любовь к прекрасному.

Тернистый путь на сцену

Театр Сергей Герасимов полюбил с первого взгляда, когда в восьмилетнем возрасте попал на премьеру оперы «Евгений Онегин» в Екатеринбурге.

Желание связать свою судьбу с миром сцены было велико, но пылкий юноша отказаться от своих грез, и причиной тому послужило тяжелое финансовое положение семьи. Он устроился работать на завод в Красноярске, параллельно получая образование в местном реальном училище. На тот момент благополучие матери и родных оказалось в руках 14-летнего Сергея Герасимова, который в мятежные годы Гражданской войны был единственным добытчиком в семье.

Когда положение в стране понемногу стабилизировалось, семейство Герасимовых вернулось в Екатеринбург, и юный Сережа смог осуществить свою заветную мечту: он начал посещать местную театральную студию. К сожалению, она не оправдала надежд юноши, и он вскоре оставил ее, переехав в Ленинград к старшему брату.

Здесь Сергей Герасимов поступил в Ленинградское художественное училище, где проучился 2 года. Как и работа на заводе в Красноярске, так и учеба в художественном училище - это был выбор, навязанный будущему режиссеру его родными (не разделяющими его увлечения театром). Несмотря на это, все свободное время Герасимов проводил в Экспериментальном театре, где обучался азам актерского мастерства.

Что касается кинематографа (который только начинал развиваться в те годы), то он не особо интересовал юношу, однако судьба все решила за него. Однажды один из сокурсников предложил Герасимову посещать фабрику эксцентричного актера (ФЭКС). Эта экспериментальная творческая организация к тому времени была сосредоточена на изучении модного киноискусства и увлекла этим и будущего режиссера.

Благодаря ФЭКСу Герасимов познакомился с главной женщиной в своей жизни – Тамарой Макаровой, которая стала не только его женой, коллегой и помощницей во всех начинаниях, но и музой. Но это будет немного позже, а пока, окончив художественное училище, будущий режиссер решил все-таки получить специализированное актерское образование и поступил в Техникум сценических искусств.

Герасимов-актер

Свою карьеру в кино Сергей Герасимов начал благодаря ФЭКСу, сыграв шпика в короткометражной немой комедии «Мишки против Юденича» еще в 1925 г.

В будущие 2 года он продолжал сниматься в короткометражках («Братишка», «Чертово колесо»). Вскоре его старания и талант были замечены, и юношу стали приглашать в полнометражные кинокартины: «Шинель», «Союз великого дела», «Новый Вавилон», «Одна».

Первые режиссерские работы Сергея Герасимова

Несмотря на растущую востребованность как актера, Герасимов все более стал задумываться о профессии режиссера. Но поначалу мало кто рисковал доверять режиссуру кинокартин неопытному юноше. Поэтому первые свои работы Сергей Герасимов снимал совместно с более опытными коллегами.

Его кинодебютом стала короткометражка 1929 г. - «Двадцать два несчастья», над которой вместе с Герасимовым работал С. Бартенев. Потом было «Сердце Соломона» и картина «Лес», которая так и осталась пылиться на архивных полках.

Сергей Герасимов: личная жизнь

Каждому гению нужна своя муза, и для этого режиссера данную роль исполнила его супруга – известная советская актриса Тамара Макарова. Когда молодые люди только познакомились, оба они еще не были ни заслуженными, ни народными, и даже не догадывались, что всего через пару лет станут одними из самых видных деятелей кинематографа СССР.

Познакомившись в ФЭКС, Герасимов и Макарова вместе снимались в «Новом Вавилоне» и постепенно сблизились. За красивой и элегантной актрисой в то время ухаживало немало молодых людей. Более того, Герасимов ей поначалу не очень понравился, но его страсть заставила девушку присмотреться к нему повнимательнее…

Вместе Тамара и Сергей прожили всю жизнь, создав немало великих кинопроектов (это такие фильмы Сергея Герасимова, как «Семеро смелых», «Маскарад», «Учитель», «Молодая Гвардия», «Сельский врач»), и воспитав целую плеяду гениальных актеров и режиссеров.

Своих детей у этой пары не было. Но они вырастили сына репрессированной сестры Тамары Макаровой – Артура. Мальчик впоследствии пошел по стопам Герасимова и стал режиссером.

Несмотря на то что многие годы являлись образцовой семейной парой и творческим союзом Тамара Макарова и Сергей Герасимов, режиссер иногда позволял себе увлечения. На протяжении всей его творческой жизни о нем ходили самые разные сплетни, приписывающие ему романы практически с каждой актрисой, с которой он работал. Стоит отметить, что многие из них были вполне заслужены.

Что касается Тамары Федоровны, то, будучи любящей и мудрой женщиной, она прощала супругу увлечения, так как понимала, что это свойство его творческой натуры.

Однако известен реальный случай, когда брак Герасимова оказался под угрозой. Причиной тому стала студентка Сергея Аполлинариевича Нонна Мордюкова. Бесстрашная красавица покорила своего педагога, и он отдал ей главную роль в проекте «Молодая гвардия» (фильм 1948 г.). Режиссер всерьез подумывал о женитьбе на этой актрисе. Но девушка уже встречалась с будущим Штирлицем – Вячеславом Тихоновым, и вскоре молодые люди поженились. А страсть Герасимова постепенно остыла.

Довоенные кинокартины Герасимова

Хотя многие киноведы сегодня спорят о степени влияния Тамары Макаровой на творчество ее мужа, все сходятся в том, что успех пришел к Герасимову именно тогда, когда он стал снимать ее в своих лентах.

Первой совместной работой супругов стала картина «Люблю ли я тебя?», снятая по сценарию самого режиссера. И хотя она не стала знаковой в его творчестве и даже не сохранилась, эта лента стала первой самостоятельной режиссерской работой Сергея Герасимова.

Сделав выводы, в следующем году он в соавторстве с Юрием Германом пишет сценарий кинокартины «Семеро смелых» (1936 г.), в которой главная роль достается Тамаре Макаровой. Этот проект становится тем прорывом, который делает супругов звездами кинонебосвода СССР.

Через 2 года звездная чета вновь заставляет говорить о себе благодаря картине «Комсомольск», которая, как и «Семеро смелых», носила агитационный характер: призывала молодых людей ехать осваивать земли на Дальнем Востоке.

«Комсомольск» был одобрительно встречен руководством страны и полюбился зрителям. Однако после нее Сергей Аполлинариевич решает переквалифицироваться, и следующей его работой становится бытовая лента «Учитель», за которую и Герасимов, и Макарова получают по Сталинской премии.

Последней довоенной работой режиссера становится экранизация «Маскарада» Лермонтова. Эта кинолента (первая в творчестве Герасимова) была посвящена не современности, а прошлому. В главной роли в проекте блистала Тамара Макарова.

Кстати, она так же сыграла в картине непривычную для себя роль – изысканной дворянки, и сыграла весьма хорошо. Да и сам режиссер, работая над «Маскарадом», решил вспомнить прошлое и сыграл небольшую, но очень важную в сюжете роль Неизвестного.

В годы Великой Отечественной войны

С началом войны с Германией Гарасимов и его супруга не покинули Ленинград, хотя имели такую возможность. Они вплоть до 1943 г. оставались в этом героическом городе и, помимо работы на «Ленфильме», активно участвовали в его обороне.

В эти годы фильмы Сергея Герасимова не многочисленны, однако все они посвящены теме борьбы с оккупантами. Так, помимо первого выпуска «Боевого киносборника», он снял ленту «Непобедимые» с Макаровой в главной роли.

После 1943 г. семейство Герасимовых вынуждено эвакуироваться в Ташкент. Здесь появляется их совместный проект «Большая земля», посвященный вкладу тыла в борьбу с фашистами.

Через год супруги получили возможность вернуться в Ленинград, однако решили перебраться в столицу СССР.

Послевоенное творчество

В Москве многое меняется в жизни и творчестве Сергея Герасимова. В первую очередь теперь супруга перестает быть центром его кинотворчества. В большинстве своих будущих работ он выделяет ей роли, однако уже не главные, а второстепенные. А иногда и вовсе не приглашает сниматься, как в случае с экранизации романа Шолохова «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Главные же роли теперь получают более молодые и красивые актрисы, многие из которых были студентками Герасимова.

Настоящий успех и слава приходят к режиссеру благодаря ленте «Молодая гвардия», рассказывающей о борьбе комсомольцев с фашистским оккупантами. За эту работу и Сергей Аполлинариевич, и исполнители главных ролей получили по Сталинской премии.

Следующие несколько лет режиссер снимает документальные кинокартины о Китае – «Новый Пекин» и «Освобожденный Китай». Кроме того, после смерти Сталина именно ему поручают заняться съемками документальной ленты об этом.

Через 10 лет после «Молодой гвардии» Сергей Аполлинариевич снимает свой второй культовый послевоенный проект – «Тихий Дон» (фильм 1958 г.). Эта трехсерийная лента о судьбе донского казачества показала все мастерство Герасимова-режиссера, а также открыла миру таких талантливых актеров, как Петр Глебов, Элина Быстрицкая, Зинаида Кириченко и Людмила Хитяева.

Примечательно, что более чем через 30 лет один из учеников режиссера – Сергей Бондарчук – снимет свой вариант «Тихого Дона».

Работы Герасимова в 60-70 гг.

Следующей важной работой становится лента «Люди и звери». Фильм 1962 года рассказывает о судьбе лейтенанта Алексея Павлова, попавшего в плен и долго жившего на чужбине. Эта картина многие годы вынуждена была пылиться на полке и стала доступна зрителям лишь после распада СССР. Точно неизвестно, почему картина «Люди и звери» (фильм 1962 г.) была запрещена к показу даже в годы перестройки. Считается, что властям не понравилось слишком мягкое изображение капитализма.

После печальной судьбы «Людей и зверей» его создатель на долгие годы уходит из исторического кино, сосредоточившись на картинах о человеческих взаимоотношениях. Специально для своей ученицы – Галины Польских (к которой, по слухам, он тоже был неравнодушен) – он пишет сценарий ленты «Журналист». Фильм этот появляется на экранах в 1967 г. и довольно хорошо принимается зрителями. Помимо советских артистов, в нем снимались и француженки Анни Жирардо и Мирей Матье. Также и Тамара Макарова получила небольшую роль Ольги Паниной в кинокартине «Журналист».

Фильм следующий – это снова драма об отношениях, «У озера». Она стала полноправным дебютом для Натальи Белохвостиковой, которую Герасимов взял к себе на курс без экзаменов. Ходили слухи, что сценарий ленты, написанный самим Сергеем Аполлинариевичем, был отражением его чувств к этой невероятно красивой девушке. Ведь в центре сюжета – любовь молодой девушки и немолодого женатого директора комбината (в исполнении Василия Шукшина).

Словно извиняясь перед супругой за невнимательность к ней как к актрисе, Герасимов поручает Тамаре довольно важные роли в своих следующих 2 картинах: «Любить человека» и «Дочки-матери».

Фильм первый (из вышеперечисленных) посвящен взаимоотношениям стареющего мужчины и его более молодой супруги. Фактически он является своеобразным вариантом развития темы отношений между влюбленными разных возрастов, которая была рассмотрена в ленте «У озера».

А вот «Дочки-матери» (фильм 1974 г.) в этом плане намного интереснее. В этой ленте впервые за многие годы Герасимов снимает в одной из главных ролей – супругу. Тамара Федоровна играет интеллигентную преподавательницу балетной школы, которая приютила у себя девушку из детдома. Практически весь сюжет построен на взаимоотношениях людей из разных слоев общества.

Последние годы великого режиссера

Попав в мир кино фактически с улицы, Сергей Герасимов всю жизнь пытался предоставить подобный шанс и другим талантливым молодым людям. И даже в последнее десятилетие жизни он не отошел от этого принципа. Его последняя (в 70-х гг.) киноработа «Красное и черное» была снята на основе дипломного спектакля студентов его актерской мастерской.

Главную роль в ней получил студент Герасимова и Макаровой Николай Еременко-младший (дебютировал в ленте «У озера»). Его возлюбленную сыграла дочка двух других студентов (Сергея Бондарчука и Инны Макаровой) – Наталья Бондарчук, а ее очаровательную соперницу - Наталья Белохвостикова.

Экранизация «Красного и черного» стала возвращением Герасимова в историческое кино. Следующая его работа – это первая часть дилогии о Петре I – «Юность Петра» (фильм 1981 г.). В этом проекте режиссер собрал любимых артистов, включая супругу. Однако с художественной точки зрения данная картина (как и ее продолжение - «В начале славных дел») значительно уступают ранним работам режиссера.

В последующие годы успех этой дилогии Герасимова («Юность Петра» - фильм 1981 г. и «В начале славных дел») способствовал появлению мини-сериала «Россия молодая», где роль царя Петра сыграл все тот же Дмитрий Золотухин.

Последней работой Сергея Аполлинариевича стала лента «Лев Толстой», рассказывающая о старости великого российского классика. Примечательно, что Герасимов и Макарова исполнили в ней роли Льва Николаевича и его жены Софьи Андреевны.

На момент съемок здоровье режиссера вызывало опасения у его супруги, поэтому она была категорически против, чтобы он играл мертвого Толстого, считая это дурной приметой. Но Герасимов не согласился с ее доводами и сыграл, как и планировал.

Через год после выхода «Льва Толстого» (в 1985 г.), из-за проблем с сердцем, Сергея Герасимова не стало.

Тамара Федоровна Макарова пережила мужа на 12 лет, на протяжении которых более не снималась, хотя очень часто получала предложения от коллег и учеников.

Похоронены Сергей Герасимов и его супруга на Новодевичьем кладбище города Москвы, на 10-м участке.

К столетию со дня рождения Сергея Герасимова были установлены мемориальные таблички на домах, где они с супругой жили в Ленинграде и Москве.

Наследие Сергея Герасимова

После переезда в Москву Герасимов и Макарова преподавали во ВГИКе, а чуть позже стали совместно руководить мастерской.

В отличие от других педагогов, Сергей Аполлинариевич с супругой помогали своим студентам не только словом, но и делом. Так, наиболее талантливых учеников Герасимов снимал в своих кинокартинах или помогал им устроиться к другим режиссерам.

Ярким примером такой помощи может служить «Молодая гвардия» - фильм 1948 года. В этом проекте режиссер снял целую команду своих любимых учеников – Инну Макарову, Вячеслава Тихонова и Нонну Мордюкову, Сергея Гурзо, Сергея Бондарчука, Клару Лучко и многих других. Кроме того, именно с этой картины начала свою режиссерскую деятельность Татьяна Лиознова (ассистировала Герасимову и сняла несколько сцен), впоследствии подарившая зрителям «Семнадцать мгновений весны», «Три тополя на Плющихе» и «Карнавал».

Помимо вышеперечисленных артистов, Герасимов с супругой воспитали и множество других деятелей искусства. За это после смерти режиссера ВГИК был переименован в его честь.

www.syl.ru

Сергей Герасимов: биография, фото

Без преувеличения можно сказать, что Сергей Герасимов был самым известным не только в СССР, но и за рубежом, самым именитым и титулованным режиссером. Его вполне заслужено не обошла ни одна награда, ни один знак отличия – профессор и Герой Социалистического Труда, академик и Народный артист, лауреат Ленинской, Государственной и трёх Сталинских премий. Фильмы его, по-настоящему талантливые, были любимы советским зрителем. Переоценить его вклад в советский кинематограф просто невозможно.

Аристократ духа

Гениальный человек Сергей Герасимов в области кинематографии был всесторонне одаренным. Получив мировое признание как режиссер, он был великолепным актером, интересным сценаристом и драматургом. Вершин мастерства С. А. Герасимов достиг и как педагог. Он был сильной и цельной личностью, искренне верил в правоту своего дела и отдавался любимой работе целиком. В годы советской власти о своем дворянском происхождении не говорили, да и вспоминали неохотно. Убежденный член коммунистической партии с 1943 года, человек, чей талант был по достоинству оценен народом и правительством, не нуждался в дополнительных украшательствах. Сергей Герасимов был элегантен, воспитан, образован и красив. Его харизму не обеспечивало дворянское происхождение. Тем более что его отец и братья матери отбывали сроки в царской ссылке за антиправительственную деятельность. Но во всех современных биографиях режиссера подчеркивается как этот факт, так и то, что его очень любили женщины, а он отвечал им взаимностью.

Но обо всем по порядку. Родился Сергей Аполлинариевич Герасимов в 1906 году в поселке «Десятилетие» Челябинской области. Собственно, заимка, принадлежавшая отцу, такое название получила уже в годы Советской власти. «Политической» была и мать будущего режиссера. Сергей был последним из пяти детей.Отца он лишился в возрасте трех лет – Аполлинарий Герасимов, будучи инженером-технологом на Миасском заводе, трагически погиб во время геологической разведки. Воспитанием мальчика занималась няня Наталья Евгеньевна, женщина образованная и одаренная, привившая ему любовь к прекрасному. В возрасте восьми лет Сергей Герасимов попадает в театр и навсегда влюбляется в искусство лицедейства.

Начало кинематографической деятельности

Смерть отца сказалась на экономическом положении семьи, и будущий режиссер совмещал учебу в реальном училище с работой на заводе. В 1923 году в 17-летнем возрасте он попадает в Петроград. Сергей неплохо рисовал и по настоянию матери и сестер поступил в художественное училище, хотя бредил театром. И вот приятель пригласил его на фабрику эксцентрического актера. Герасимов поступил в мастерскую именно в тот момент, когда она перерождалась из театральной в кинематографическую. В кино он впервые снялся в небольшой роли шпика в 1925 году, как режиссер дебютировал фильмом «22 несчастья» в 1929 году.

Настоящий успех, который не покидал его уже никогда, пришел к С. Герасимову в 1936 году с выпуском в прокат его первой звуковой ленты «Семеро смелых». Фильм и сейчас смотреть интересно. К этому времени Сергей Герасимов, личная жизнь и карьера педагога которого уже сложились весьма удачно, был довольно известным актером, режиссером и преподавателем. В фильме снялись его обожаемая жена - красавица Тамара Макарова, и талантливый ученик, ставший открытием и любимым актёром довоенного поколения, Петр Алейников. Да там был просто букет любимейших актеров, в том числе и Леонид Утесов. Каждый последующий фильм становился событием: «Комсомольск», «Учитель» и драма «Маскарад», стоящая немного в стороне, потому что Герасимов очень любил снимать современность («Журналист», «Люди и звери», «У озера»), что не помешало ему создать такие шедевры, как «Красное и черное», «Тихий Дон», «Лев Толстой». Фильм с Тамарой Макаровой в роли Нины и великим Н. С. Мордвиновым в роли Арбенина С. Герасимов закончил ночью 22 июня 1941 года. Сам он гениально сыграл в этой картине Неизвестного. Фото Сергея Герасимова в этой роли публиковалось во многих биографических источниках.

Годы войны

О сильном характере этого человека говорит тот факт, что вместе с Тамарой Макаровой, которая работала в госпитале медсестрой, 1941-1942 гг. Сергей Герасимов провел в блокадном Ленинграде, снимая «Боевые киносборники». В эвакуации и потом в Москве он становится автором замечательных фильмов, посвященных мужеству солдат и тружеников тыла. Никогда Герасимов не забывал о педагогической работе – с 1944 года он руководил объединенной мастерской во ВГИКе.

Сомнительные подробности

Публикуемые сейчас жизнеописания известных людей, в том числе и биография Сергея Герасимова, обязательно содержат какие-то «пикантные» подробности, и часто они выступают на первый план. При советской власти не было желтой прессы. Но сплетни были всегда, а красивые кинозвезды просто обливались помоями. Чего только не говорили о Т. Макаровой, в том числе и о ее ориентации. Обсуждалась и личная жизнь Сергея Герасимова. Ходили очень упорные слухи, что он неравнодушен к Людмиле Хитяевой, которая снялась в роли Дарьи в «Тихом Доне», и что благодаря его покровительству она получила главную роль в «Поднятой целине» А. Иванова. Но о том, что весь ВГИК сотрясался от его страсти к Нонне Мордюковой, как-то не было слышно вообще. После выхода «Молодой гвардии» звездой №1 долгое время считалась обворожительная Инна Макарова, игравшая Любку Шевцову.

Слухи, подробности, домыслы…

Как-то слабо верится, что крупнейший отечественный режиссер, блестящий эрудированный человек был отвергнут огромной барышней из провинции и, главное, ее мамой из Ейска из-за лысины. Может быть, и хотел он ребеночка от казачки (своих детей у них с Макаровой не было, был приемный сын Артур, племянник Тамары Федоровны), но не до такой степени, чтобы потрясающая женщина сказочной, неординарной (у нее глаза необычной формы – как будто солнце всходит из-за горизонта) красоты писала бы письма в ЦК, чтобы вернули забулдыгу домой. Что-то в этом есть от незнания той эпохи. Муссируются слухи о том, что и карьеру он Мордюковой чуть не загубил – хотел бы, так загубил. И роль Аксиньи в «Тихом Доне» будто бы забрал у нее и отдал Э. Быстрицкой. А кто давал, чтобы забирать? И можно ли представить кого-нибудь, кроме несравненной Быстрицкой, в этой роли. Фильм собрал мыслимые и немыслимые отечественные и зарубежные награды, а Аксинья-Быстрицкая - это та роль, которая на века остается в кинематографической сокровищнице.

Союз, заключенный на небесах

Сергей Герасимов, биография которого закончилась в 1985 году, сразу после съемок последнего его шедевра «Лев Толстой», где они с Тамарой Макаровой сыграли главные роли, снял 31 фильм, сценарии написал к 24, как актер участвовал в 17. В большинстве фильмов снялась Тамара Макарова – актриса-легенда.

Со своей женой он вступил в брак в 1928 году, прожили они вместе более 55 лет, у них была общая работа. Вдвоем они вели мастерскую во ВГИКе, так и называлась она – класс Герасимова и Макаровой, выпустили в жизнь десятки гениальных актеров и режиссеров. Они были больше, чем просто пара.

Любимый и единственный муж

Конечно, Сергей Герасимов (фото прилагается) был красивым, страстным, увлекающимся человеком, артистической личностью. Безусловно, он увлекался студентками в какой-то степени, ведь среди них были красавицы. Но сейчас времена такие, что при даче интервью, особенно если они не очень частые, есть соблазн добавить, что та или иная актриса очень боялась разрушить семью учителя. Но ведь не разрушили. А Тамара Макарова, утонченная аристократка, доживала свой век в одиночестве. Она пережила мужа на 12 лет, живя воспоминаниями, актриса писала ему письма и всегда говорила, что, случись ей снова начать жизнь, она бы опять вышла замуж за Сергея Аполлинариевича. Женщина, несчастная в браке, вряд ли бы стала писать мужу неотправленные письма.

fb.ru

Герасимов, Сергей Аполлинариевич - это... Что такое Герасимов, Сергей Аполлинариевич?

Памятная монета Банка России, посвящённая 100-летию со дня рождения С. А. Герасимова

Серге́й Аполлина́риевич Гера́симов (1906—1985) — советский кинорежиссёр, сценарист, актёр кино, драматург и педагог. Лауреат Ленинской (1984), трёх Сталинских премий (1941, 1949, 1951) и Государственной премии СССР (1971). Герой Социалистического Труда (1974). Народный артист СССР (1948). Член ВКП(б) с 1943 года.

Биография

С. А. Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинской (ныне село Кундравы в Чебаркульском районе Челябинской области, Россия), (по другим источникам — в Екатеринбурге[1], Златоусте[2], п. Десятилетие[3][4]

В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930-м[5]) окончил Техникум сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. М. Козинцева и Л. З. Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. М. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), В. И. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. И. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов).

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. П. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Ф. Макарова, П. М. Алейников и др.).

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. С. Маркиной и М. С. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939). Автор сценария и режиссёр — С. Герасимов, главный оператор — В. Т. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Д. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».[6]

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. К. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял ЦСДФ. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия».

Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков.

Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской премии.

Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Б. Фрид), в 1958 году фильм «Память сердца» (режиссёр Т. М. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. А. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссёр С. А. Герасимов, главный оператор В. А. Рапопорт. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на Мкф в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Мкф в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Вкф в Москве (1958).

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Творческую деятельность режиссёра, актёра и сценариста Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Ф. Бондарчук, Л. А. Кулиджанов, Т. М. Лиознова, Николай Розанцев, И. В. Макарова, Н. В. Мордюкова, Н. Н. Рыбников, 3. М. Кириенко, Ж. А. Болотова, Г. А. Польских и многие другие.

Являлся также художественным руководителем творческого объединения московской ЦКДЮФ имени М. Горького.

Герасимов выступал и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939), «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах Герасимов перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на ЦКДЮФ имени М. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Знаменитый фильм А. Я. Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

Последние годы

Актёрам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нём по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника[источник не указан 796 дней].

На съёмках «Льва Толстого» (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1984) Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него всё. И стоял на своём, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником[источник не указан 796 дней].

Умер С. А. Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого», 26 ноября 1985 года (по другим источникам — 28 ноября[7]), после операции на сердце. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 10).

Семья

Фильмография

Режиссёрские и сценарные работы

Актёрские работы

Театральные постановки

Признание

Премии

Награды и звания

  • народный артист СССР (1948)
  • Герой Социалистического Труда (1974)
  • четыре ордена Ленина (1961, 1966, 1974, ?)
  • орден Октябрьской Революции
  • два ордена Трудового Красного Знамени (1940, 1950)
  • орден Красной Звезды (1944)
  • орден Белого льва III степени (Чехословакия)
  • ордена и медали иностранных государств.
  • Международная выставка декоративных искусств в Париже (1937, Почётный диплом, фильм «Семеро смелых»)
  • ВКФ (1958, Первая премия фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • ВКФ (1958, Премия за лучшую режиссуру, фильм «Тихий Дон»)
  • Гильдия режиссёров США (1958, Диплом лучшему иностранному фильму, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Карловых Варах (1958, Большая премия «Хрустальный глобус» «За создание широкой панорамы жизни народа», фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Мехико (1959, Диплом, фильм «Тихий Дон»)
  • МКФ в Москве (1967, Большой приз, фильм «Журналист»)
  • МКФ в Карловых Варах(1970, Главный приз, фильм «У озера»)
  • ВКФ (1973, Первая премия «За глубокую разработку актуальной и современной темы», фильм «Любить человека»)
  • ВКФ (1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «В начале славных дел»)
  • ВКФ(1981, Спец. приз «За масштабность воплощения исторической тематики», фильм «Юность Петра»)
  • МКФ в Карловых Варах (1984, Большая премия («Хрустальный глобус»), фильм «Лев Толстой»)
  • ВКФ(1985, Главный спец. приз и диплом, фильм «Лев Толстой»)[9]

Профессиональная и общественно-педагогическая деятельность

Примечания

  • Парфёнов Л. А. Сергей Герасимов. — М.: Искусство, 1975. — 280, [46] с. — (Мастера советского кино).

 Герасимов, Сергей Аполлинариевич на сайте «Герои страны»

dic.academic.ru

Сергей Герасимов. Биография. КиноМета.

Сергей Герасимов родился 21 мая (3 июня) 1906 года в станице Кундравинской Троицкого уезда Оренбургской губернии (ныне село в Чебаркульском районе Челябинской области). В 1923—1925 годах учился в Ленинградском художественном училище. В 1928 году (по другим данным — в 1930-м) окончил Техникум сценических искусств.

В кино — с 1924 года. Дебютировал как актёр в фильме «Мишки против Юденича» (1925), в котором играл роль Шпика.

Первые годы актёрской деятельности Герасимова проходили в мастерской «ФЭКС» (Фабрика эксцентрического актёра). Снимался в фильмах режиссёров Г. Козинцева и Л. Трауберга в ролях: Чиновника («Шинель», 1926), Медокса («С. В. Д.», 1927), Журналиста («Новый Вавилон», 1929), Председателя сельсовета («Одна», 1931), а также в фильмах режиссёров Ф. Эрмлера — Меньшевик («Обломок империи», 1929), Вс. Пудовкина — 2-й бонза («Дезертир», 1933) и других.

В мастерской «ФЭКС» Герасимов прошёл школу эксцентричного актёра. В своих первых ролях проявил себя как актёр преимущественно гротескового плана, мастер острого, графически чёткого рисунка образа. В дальнейшем, не оставляя полностью актёрской работы, Герасимов занимался преимущественно режиссурой, во многих своих фильмах выступая и как сценарист.

Большое место в творческой биографии Герасимова занимала педагогическая работа, он руководил актёрской мастерской на киностудии «Ленфильм».

Режиссёрским дебютом Герасимова был фильм «Двадцать два несчастья» (1930, совместно с С. Бартеневым); затем он поставил фильм «Сердце Соломона» (1932, сценарий совместно с М. Кресиным), «Люблю ли тебя?» (1934, сценарист Герасимов).

В педагогической практике по воспитанию киноактёров и в режиссёрской работе Герасимов, опираясь на опыт реалистической прозы, ищет собственные пути в киноискусстве.

Своеобразие дарования Герасимова выявилось в полной мере в его первом звуковом фильме «Семеро смелых» (1936, сценарий Герасимов совместно с Ю. Германом). Герасимов работал над этим фильмом с воспитанным в его мастерской коллективом молодых актёров (Т. Макарова, П. Алейников и др.).

Уже в этом фильме Герасимов проявил себя режиссёром-педагогом, воплощающим свои замыслы через углублённую работу с актёрами. В фильме «Семеро смелых» создан коллективный портрет советской молодёжи, раскрыты характеры в повседневной жизненной практике. Глубокое проникновение в жизнь советской молодёжи, документальная достоверность её изображения, высокий гражданский пафос в сочетании с предельно подробным рассказом о характере каждого героя — все эти черты были присущи и фильму «Комсомольск» (1938), поставлен Герасимовым по собственному сценарию, написанному совместно с 3. Маркиной и М. Витухновским. Этот фильм рассказывал, как в нелёгком труде и быте растут и закаляются характеры молодых строителей, комсомольцев 1930-х гг., закладывающих новый город в далёкой тайге.

Значительной работой Герасимова в предвоенном кино был фильм «Учитель» (1939; Сталинская премия, 1941). Автор сценария и режиссёр — С. Герасимов, главный оператор — В. Яковлев.

Придавая большое значение наследию русской и мировой культуры для духовного развития советского человека, Герасимов поставил фильм «Маскарад» (1941, сценарий Герасимова), стоящий несколько особняком в его творчестве. Картина, воссоздающая романтический пафос драмы Лермонтова, трактовалась режиссёром как трагедия обманутого доверия, она отличалась высокой режиссёрской и актёрской культурой (Арбенин — Н. Мордвинов). Одной из самых значительных актёрских работ в этом фильме было исполнение Герасимовым роли Неизвестного.

Но современная тема по-прежнему осталась основной для Герасимова. Режиссёр так определяет своё отношение к задачам кинематографии: «В нашем понимании современная тема в киноискусстве — это постановка и идейно-художественное решение тех вопросов, которые непосредственно влияют на развитие нашей жизни, на утверждение и углубление политики коммунистической партии и Советского государства».

В годы Великой Отечественной войны Сергей Герасимов принимал участие в создании «Боевого киносборника № 1» (1941), поставил фильмы «Непобедимые» (1943, совместно с М. Калатозовым) и «Большая земля» (1944), рассказывающие о героической борьбе советских людей на фронте и в тылу.

В 1944—1946 годах Герасимов возглавлял Центральную студию документальных фильмов. В 1944 году Герасимов возвращается к педагогической работе, он руководит объединённой режиссёрской и актёрской мастерской во ВГИКе. Работая со студентами, Сергей Герасимов всё больше утверждается в мысли о близости языка современного кино к языку реалистической прозы. Герасимов осуществил со своими учениками, в форме своеобразного киноспектакля, постановку романа А. Фадеева «Молодая гвардия» (Театр-студия киноактёра). На основе этого спектакля, в 1948 году, был поставлен фильм «Молодая гвардия» (Сталинская премия, 1949). Монументальный по форме, суровый по художественному колориту фильм рисует героическую борьбу комсомольского подполья, руководимого партией большевиков. Несмотря на то, что первоначальный вариант романа и сценария фильма подвергся серьёзной критике высшего партийного руководства (лично И. Сталина) за недооценённую роль партии в организации антифашистского подполья, фильм в конечном итоге был удостоен Сталинской преми.

Совместно с киноработниками КНР Герасимов создал документальный фильм «Освобождённый Китай» (1950; Сталинская премия, 1951), в 1952 году поставил фильм «Сельский врач» о людях советской деревни. В 1956 году, по сценарию Герасимова поставлен фильм «Дорога правды» (режиссёр Я. Фрид), в 1958 году фильм «Память сердца» (режиссёр Т. Лиознова).

В конце 1950-х гг. Герасимов создал одно из самых значительных произведений советского кино того периода — фильм «Тихий Дон» (3 серии, 1957—1958) по мотивам одноимённого романа М. Шолохова. Фильм решён в жанре народной драмы, он передаёт высокую правду человеческих характеров, рождённую в столкновениях революционной борьбы. Автор сценария и режиссёр С. Герасимов, главный оператор В. Рапопорт. Фильму (1-я серия) присуждена премия за цвет на Международном кинофестивале в Брюсселе (1958), 3-й серии фильма присуждена Большая премия на XI Международном кинофестивале в Карловых Варах (1958), 1-я премия и премия за режиссуру на I Всесоюзном кинофестивале в Москве (1958).

Герасимов продолжил работу над жанром киноромана; в 1962 году он закончил двухсерийный фильм «Люди и звери», охватывающий события эпического масштаба и жизнь множества людей, являющихся их участниками. Фильм рассказывает о трудном пути бывшего советского офицера, оставшегося после фашистского плена за границей и возвратившегося после длительного отсутствия на родину. Герасимов играл в этом фильме роль опустившегося эмигранта Князя Львова-Щербацкого.

Творческая деятельность режиссёра, актёра и сценариста, Герасимов совмещает с большой педагогической работой во ВГИКе, где он ведёт объединённую режиссёрскую и актёрскую мастерскую, руководит кафедрой режиссёрского и актёрского мастерства. Среди его учеников режиссёры и актёры: С. Бондарчук, Л. Кулиджанов, Т. Лиознова, И. Макарова, Н. Мордюкова, Н. Рыбников, 3. Кириенко, Ж. Болотова и многие другие. Являлся также художественным руководителем творческого объединения московской Киностудии им. Горького.

Герасимов выступал и как драматург — он автор пьес «Учитель» (1939) и «Наши дни» (1940) и эпизодически как театральный режиссёр.

В 1960-х годах Герасимов перешёл к фильмам на современную тему, сознательно вводя в сюжеты своих картин («Журналист», «У озера», «Любить человека») социально-публицистические интонации. Сохраняя известную склонность к дидактике, режиссёр, тем не менее, стремился выводить проблематику своих картин на «общечеловеческий» уровень (экология, гражданская и моральная ответственность, преемственность поколений).

Став одним из самых авторитетных деятелей советского кинематографа, он не отказался от традиции снимать в своих фильмах студенческую молодёжь, начинающих и непризнанных исполнителей, неоднократно выступал художественным руководителем в постановках молодых режиссёров на киностудии им. Горького.

На основе дипломного спектакля своей актёрской мастерской во ВГИКе в 1976 году им был поставлен телефильм «Красное и чёрное» по одноимённому роману Стендаля.

Знаменитый фильм Александра Аскольдова «Комиссар» обязан Герасимову в полном смысле слова своим существованием. Выяснилось, что Герасимов проигнорировал пришедший из ЦК КПСС приказ, предписывавший смыть все негативы «антисоветского» фильма «Комиссар». После смерти Герасимова в его сейфе был найден единственный уцелевший негатив фильма, хранившийся там все эти годы.

Актёрам не рекомендуется ложиться в гроб, даже если это требуется по ходу сцены. Считается, что снятый в гробу исполнитель вскоре окажется в нём по ходу уже совсем иного сценария. Суеверные стараются подложить вместо себя двойника. На съёмках «Льва Толстого» (Главный приз Международного кинофестиваля в Карловых Варах, 1984) Сергея Герасимова уговаривали отказаться от этой сцены. Но Герасимов был создателем фильма. Он вложил в него всё. И стоял на своём, считая непорядочным и по отношению к творчеству, и просто по-человечески подстраховаться двойником.

Умер Герасимов спустя год после выхода на экраны «Льва Толстого» 26 ноября 1985 года после операции на сердце.

Был женат на актрисе Тамаре Макаровой (1907—1997), которая играла главные роли во многих его фильмах.

Приёмный сын — писатель и киносценарист Артур Макаров (1931—1995).

kino.meta.ua

Влюбленный Сергей Герасимов едва не погубил карьеру Мордюковой

Друг и земляк великой актрисы писатель Евгений Котенко завершает книгу «Наша Нонна. Кинозвезда первой величины». «КП» первой публикует отрывки из нее

Школа как курорт

С детских лет мама приучила Нонну выступать перед колхозниками на праздниках. И у нее хорошо выходило. И недаром подруги и родственники в детстве называли ее Артисткой. Еще учась в школе, мечтала пойти туда, где делают волшебные кинофильмы.

Но эти ее артистические способности в школе очень беспокоили бедных учителей. То рассмешит весь класс, то сагитирует сбежать с урока. (...)

Нонна, вспоминая школьные годы, рассказывала: «Школу я воспринимала как курорт: училась неважно, так как главным моим стремлением было по звонку сигануть из окна, чудить, прогулять урок...

По русскому и литературе тем не менее сыпались хорошие отметки. Для нее было легко сочинение написать, словно прыгнуть в палисадник. Я и в передовых была, когда надо было полы мыть или парты таскать.

От меня постоянно ждали хулиганских выходок, хотели, чтобы отмочила что-нибудь. Один раз чуть не утопилась в Азовском море. В уборной кто-то написал слово на букву «х». Вызвали меня в учительскую и стали пытать. Сколько слез пролила, молила поверить, что это не я. Не выдержала и побежала к маме.

- Мама! Я в море утоплюсь!

Мама заплакала. Пошла в школу. Завуч «подбодрила»: «Мы верим, что не она писала, но на нее вполне подумать можно».

Мама - женщина решительная - приняла председательское решение - перевела дочь в другую школу, где из уважения к маме посадили Нонну за первую парту. Но и здесь она учудила. Только учительница отвернулась к доске, Нонна швырнула галошу через голову. Пролетев через класс над головами школьников, галоша звонко шлепнулась у стенки. Класс взорвался от хохота. Нонна сидела не шелохнувшись.

Ульяну Громову она сыграла вместо Клары Лучко

На роль Ульяны Громовой Сергей Герасимов готовил студентку своего четвертого курса Клару Лучко. Однако Мордюковой казалось, что Клара не подходит для этой роли: «Она высокая, красивая, вальяжная и в чем-то слишком изнеженная».

Но случилось неожиданно судьбоносное для Нонны и для самого Герасимова. Он пришел однажды на занятия второго курса, где незнакомая ему молоденькая студентка читала монолог Федры из «Ипполита». Размеренные, тяжеловатые классические строфы античного автора оживали от горячей страсти исполнительницы. Он увидел Нонну впервые и сразу почувствовал, что именно она, а не Клара, сыграет роль комсомолки-подпольщицы. (...)

Съемки фильма проходили в Краснодоне, родном городе молодогвардейцев. Вгиковцев встречали шумно и торжественно. На другой день после приезда Нонна побежала на хутор Первомайский, в домик Громовых, познакомилась с родителями Ульяны. Мать сказала:

- Тебя, девушка, хорошо подобрали на роль Ульяны, только ты очень смуглая, а Ульяша была белотелая. Скажи там, чтобы тебя подгримировали.

Киноэкспедиция длилась долго. И когда группа уезжала из Краснодона, рыдали все - и артисты, и жители города, и оставшиеся в живых подпольщики Валя Борц, Жора Арутюнянц, Радик Юркин.

Предпочла Тихонова режиссеру

Герасимов был человеком женатым. С молодых лет он умел убеждать, обладал характером напористым. Еще в конце двадцатых годов не устояла перед настойчивым влюблённым семнадцатилетняя актриса красавица Тамара Макарова, приглашенная на роль машинистки в фильме «Чужой пиджак». Вскоре после знакомства они поженились. У них по вине жены не было своих детей, кроме приемного сына Артура. Их нерастраченная родительская забота и доброта доставались студентам, некоторых студенток они опекали, как родных дочерей, помогали деньгами в том числе. (...)

Однако Нонна Мордюкова побаивалась лысого дядьку. «Лысина Герасимова пугала всех - и талантливых, и неталантливых», - вспоминала актриса. Иногда она перехватывала, как ей казалось, его вовсе не по-отечески горящие взгляды, относя их как одобряющие ее игру. И после работы он посматривал на статную девушку явно по-мужски заинтересованно.

В 1947 году Герасимову был сорок один год. Нонне шел двадцать второй. У сорокалетних мужчин - это опасный, критический возраст. И вот тут-то до съемок «Молодой гвардии» привычно отеческие чувства к ученицам изменили Сергею Аполлинариевичу. Его, как говорится, бес попутал: он безумно влюбился в свою студентку - чернобровую красавицу казачку с толстенной косой. Когда Герасимов стал снимать ее в «Молодой гвардии», то совсем потерял голову. Юная Нонна на съемках часто ходила босиком. «Как увижу ее ноги в земле, как молодая картошка, - делился Герасимов с другом, - так люблю ее еще сильнее». Женатый человек, он тогда всерьез думал о разводе, ездил даже в Ейск к матери Нонны просить руки ее дочери, но той не понравилось, что потенциальный зять, несмотря на 40-летний возраст, абсолютно лыс.

Отказ предполагавшейся тещи не остудил пыл влюбленного. Ухаживания и преследования становились неприличными, о них гремел в пересудах весь ВГИК.

Разразился скандал. Как говорит легенда, Тамара Макарова написала жалобу в ЦК КПСС. Герасимова вызвали на Старую площадь и будто бы настоятельно посоветовали прекратить безобразие.

Увещевание подействовало. Вроде бы успокоился, отстал, а может, затаился...

Нонна в то время после неудачного романчика с неким красавчиком Петей влюбилась в Вячеслава Тихонова и оказалась в сложном положении: Сергей Аполлинариевич склонял ее к замужеству, он хотел иметь наследника от крепкой казачки, но Нонна предпочла молодого красавца Тихонова. (...)

Нонна после участия в 1947 году в съемках «Молодой гвардии» примерно около пяти лет нигде не снималась. В чем дело? (...)

Велико было влияние Сергея Герасимова в киномире, силен авторитет. Он ли «заблокировал» бедную Нонну? Я считал: теперь никто не сможет подтвердить или опровергнуть это. Но в жизни молодой актрисы такой длительный простой был.

В мае 2008 года, то есть спустя шестьдесят лет, во время беседы с Нонной Викторовной я попросил развеять мои подозрения. «Да, - сказала она, - так он решил погубить мою карьеру молодой актрисы в отместку за то, что я отвергла его».

И у Сергея Герасимова после «Молодой гвардии» наступил период относительного спада в творчестве, в создании художественного кино, связанный, по-видимому, с глубоко личными, субъективными моментами, с крахом безумной любви к кубанской казачке. И длился этот период почти семь лет.

Только в середине 50-х годов Сергей Герасимов приступил к созданию «Тихого Дона» по роману Михаила Шолохова...

Мордюкова мечтала сыграть роль Аксиньи. Но в самый последний момент режиссер нанес ей страшный удар - неожиданно пригласил на эту роль молодую, никому в то время не известную Элину Быстрицкую. Для Нонны удар был настолько тяжелым, что она чуть не покончила жизнь самоубийством. Но, занятая съемками в других картинах, постепенно успокоилась.

Читайте также: Нонна МОРДЮКОВА: «Я хочу, чтобы гроб не открывали - пусть меня запомнят живой» [видео: последнее интервью]

Нонна МОРДЮКОВА: «На экране я мало целовалась» [видео: роли Нонны Мордюковой]

Лучшие роли Нонны Мордюковой.

www.kp.ru


Смотрите также