Раиса куркина биография личная жизнь


Раиса Куркина

В легендарном «Белом солнце пустыни», просмотр которого стал обязательным ритуалом отечественных космонавтов перед полетом, ярких женских персонажей немало. Наряду с восточными красавицами Гюльчатай, Лейлой и Зухрой зритель запомнил и русских. Конечно, это супруга товарища Сухова – разлюбезная Катерина Матвеевна и жена Павла Верещагина Настасья, по сюжету перенесшая смерть двух любимых мужчин – сначала сына, затем мужа. В образ последней блистательно вжилась Раиса Куркина.

Детство и юность

В 7-й день октября 1927-го в деревне Покровке в семье Куркиных родилась девочка Рая. Родители – простые рабочие на заводе. Так что тонкое понимание прекрасного и тяга к искусству передались ребенку от бабушки по отцовской линии и ее брата. Женщина считалась главной на селе певуньей, да такой, что с окрестных поселений приезжали послушать ее дивный голос. А мужчина и вовсе «сломал систему» и разрушил традиционные устои – взял и сбежал с бродячим театром.

Актриса Раиса Куркина (кадр из фильма «Время летних отпусков»)

Детство, проведенное в Москве, было по-настоящему счастливым. Раю никто никогда не обижал и не обманывал, не нашлось в нем места ни обидам, ни слезам, ни разочарованиям. Поэтому колоссальное доверие к людям сохранилось в ней на протяжении всей жизни. Яркое воспоминание ранних лет – дедушка нес ее, маленькую, закутанную по глаза в одеяло, а над головой мелькало голубое небо.

Война случилась, когда подростку еще не исполнилось 14 лет. И тогда же Раиса освоила свою первую профессию, устроившись в детсад. Проработав с дошкольниками 7 лет, девушка решила попробовать стать актрисой и поступить в знаменитую «Щуку».

Раиса Куркина в молодости (кадр из фильма «Гость с Кубани»)

На экзаменах она настолько глубоко «прожила» монолог несчастной Катерины из островской «Грозы», что из глаз, не переставая, лились слезы. Приемная комиссия дрогнула и пригласила абитуриентку назавтра на кафедру. Но Куркина не поняла, что это означало, да плюс вечером заглянул друг, принесший с собой книгу иероглифов. Девушке ужасно захотелось научиться разбираться в них, и наутро она уже несла документы в институт востоковедения.

При нем находился рабочий театр, где Рая играла на пару с Михаилом Ульяновым и Владимиром Этушем. Они-то, разглядев дарование, убедили вернуться в Щукинское училище. По окончании вуза в 1956-м Раиса связала свою творческую биографию с нынешним Театром киноактера.

Фильмы

Первую эпизодическую роль Куркина получила, еще будучи студенткой. В 1955-м она оказалась задействована в «Госте с Кубани», где предстала в образе комбайнерши. После дебюта актриса снималась практически каждый год.

Раиса Куркина (кадр из фильма «Идиот»)

В насыщенной фильмографии – экранизированное классическое произведение Федора Михайловича Достоевского «Идиот», мотылевские «Дети Памира», «Белорусский вокзал», «Звезда пленительного счастья» и «Афоня» с «Мимино». Но особое место, конечно, отведено легендарному «Белому солнцу пустыни», отметившему в 2019-м полувековой юбилей со дня премьерного показа для узкого круга зрителей.

Говоря о работе над кинолентой, артистка не жалела хвалебных комментариев, особенно – в сторону партнера Павла Луспекаева. Актер держался мужественно и отдавал все свое душевное тепло коллегам по съемочной площадке. И это несмотря на прогрессирующую болезнь, необходимые медикаменты, уменьшающие боль, и ампутированные пятку и пальцы на обеих ногах.

Павел Луспекаев и Раиса Куркина (кадр из фильма «Белое солнце пустыни»)

Чтобы помочь Раисе побороть стеснение в постельных сценах, «настоящее чудо» Луспекаев решился на гениальный психологический прием. Он подозвал к себе ее дочь Иру, усадил на колени и принялся развлекать историями. И вмиг стал родным.

«Сегодня модно говорить, что у «Белого солнца» трудная судьба, что картину запрещали, вырезали, и все разрешилось едва ли не по звонку Брежнева. Это все неправда. Фильм довольно легко случился и вышел на экраны», – подытожила легенда советского кино.Раиса Куркина (кадр из фильма «Афоня»)

Также трепетна, искренна и аккуратна артистка в своих воспоминаниях и высказываниях о Нонне Мордюковой, с которой Куркина снялась в «Павлухе». Удивительно непохожие женщины не только смогли ужиться в одном номере, но и соприкоснуться внутренней свободой.

«Нонка Мордюкова – таланта неземного. Мы с ней очень разные, но не до дискомфорта. Она могла презирать нас, городских и интеллигентных, но меня не презирала. Как ни странно, нам даже было вместе комфортно, я ее принимала такой, какой она была. Она ко мне тоже относилась уважительно», – рассказывала она.

До конца 80-х советские режиссеры активно приглашали Куркину к сотрудничеству, а вот с российским кино вышло наоборот. Грустная статистика: одна работа в 1996-м и пара – в 2004-м.

Личная жизнь

Раиса Куркина дважды была замужем. Первый раз она приняла предложение руки и сердца еще в молодости, только поступив в институт. Избранником оказался театральный деятель и основатель ТЮЗа в Челябинске Борис Скомаровский. У пары родилась единственная дочь Ирина, но вскоре молодые развелись по причине неверности супруга.

То же самое ждало женщину и во втором браке с Владимиром Мотылем. Их романтические отношения завязались на съемках «Детей Памира». Режиссер решился на развод с женой (к которой позднее вернулся), но счастливой личной жизни не случилось.

Актриса Раиса Куркина

Однажды Рая приехала к мужу в Чехословакию, где тот пребывал на гастролях, начала стирать одежду и обнаружила в кармане забытое письмо откровенного содержания. Мужчина стоял на коленях, умоляя не оставлять его – и актриса сдалась. Но через 2 месяца ему снова доставили телеграмму, и на этот раз она ушла насовсем.

«Дочь, зять и внучка сейчас находятся далеко, в Канаде. Но они часто звонят, зовут меня к себе. Но куда я поеду? Я привыкла в Москве, здесь все родное. Единственной подкормкой сил остаются воспоминания и возможность хотя бы мысленно общаться с близкими. У меня вся комната увешана их фотографиями», – призналась звезда советского кино.

Говоря о себе, артистка применяла фразу «идиотка со стажем». Выросшая в доверии, она могла легко предоставить ночлег вору и познакомить его со своей первой семьей. Свекровь угощала завтраками, муж водил в музеи. А гость, прожив неделю, исчез, прихватив с собой и вещи приютивших его людей. Уже из тюрьмы он писал письма Раисе и молил о прощении.

Раиса Куркина сейчас

Актриса, отметившая в 2017-м 90-летний юбилей, давно не снимается в кино, но охотно принимает приглашения в телепередачи.

Программа «Пусть говорят» - Раиса Куркина

В том же году Раиса Семеновна Куркина участвовала в программе «Сегодня вечером» на Первом канале, где встретилась не только с коллегами по «Белому солнцу», но и с канадскими родственниками. В 2018-м рассказала в «Пусть говорят» о высокой цене актерского успеха.

Фильмография

  • 1955 – «Гость с Кубани»
  • 1958 – «Идиот»
  • 1962 – «Павлуха»
  • 1962 – «Дети Памира»
  • 1964 – «Живые и мертвые»
  • 1968 – «Ташкент – город хлебный»
  • 1970 – «Белое солнце пустыни»
  • 1970 – «Возвращение «Святого Луки»
  • 1971 – «Белорусский вокзал»
  • 1975 – «Афоня»
  • 1975 – «Звезда пленительного счастья»
  • 1976 – «Два капитана»
  • 1978 – «Мимино»
  • 1984 – «Благие намерения»
  • 2004 – «Евлампия Романова. Следствие ведет дилетант – 2»
Page 2

Екатерина Дубакина

Актриса театра и кино, театральный режиссер

24smi.org

Раиса Куркина: сегодняшня жизнь 91-летней актрисы

Советская актриса Раиса Куркина запомнилась зрителям многими ролями, но особое место среди них занимает её Настасья из фильма «Белое солнце пустыни». По словам актрисы, ей не пришлось ничего играть, а лишь показать судьбу многих советских женщин. А какая жизнь сложилась у самой Раисы Куркиной?

Раиса Куркина в фильме «Время летних отпусков» 1960г. (источник фото: kino-teatr.ru)

Куркина Раиса Семёновна родилась 7 октября 1927 года в деревне Покровка Тульской области. В столицу семья перебралась, когда ей не было и трёх лет, так что Раиса помнит себя исключительно москвичкой.

Когда началась война, она только закончила восьмой класс. Чтобы быть полезной, Рая устроилась воспитательницей в детский сад, в котором проработала целых семь лет. И всё это время девушка размышляла о том, чем ей на самом деле хочется заниматься в жизни.

Мама рассказывала, что её бабушка была известной сельской певицей. Настолько популярной, что на вечера с её выступлением приезжали жители соседних деревень. А бабушкин брат в юности бежал из дома с труппой бродячего театра. Судьбы родственников натолкнули Раису на мысль о профессии актрисы.

Раиса Куркина в фильме «Идиот» 1958г. (источник фото: stuki-druki.com)

В возрасте 22 лет она подала документы в Щепкинское театральное училище. Для выступления перед комиссией Рая выбрала монолог Катерины из пьесы «Гроза». Она так старалась показать всю гамму эмоций, что преподаватели остановили абитуриентку и посоветовали вернуться завтра в более спокойном настроении.

Но Раиса не пришла. Устыдившись своего провала, она решила продолжить образование в Московском институте востоковедения. В школе французский язык давался ей довольно легко, а теперь будущая актриса изучала китайский, японский и немного арабский. Однако, до диплома Раиса не доучилась.

На третьем курсе она записалась в самодеятельный театр «Каучук». Если не быть актрисой профессионально, так хоть на любительской сцене играть. Но как раз эта сцена и открыла Раисе двери в мир высокого искусства. Михаил Ульянов и Владимир Этуш ставили спектакль в «Каучуке». Они и уговорили Куркину попытать счастья ещё раз.

Раиса Куркина в фильме «Белое солнце пустыни» (источник фото: imageban.ru)

В 1956 году Раиса закончила училище им.Щукина и поступила в труппу Государственного театра Киноактёра, где проработала всю жизнь. За год до этого актриса впервые появилась на экране.

В кино и театре Раиса Куркина проработала без малого полвека. За это время она снялась в семидесяти пяти фильмах, среди которых «Гость с Кубани», «Идиот», «Время летних отпусков», «Дети Памира», «Живые и мертвые», «Белое солнце пустыни», «Белорусский вокзал», «Птицы над городом», «Стоянка - три часа», легендарное кино «Звезда пленительного счастья», «Афоня», сериал «Два капитана», «Не могу сказать «Прощай!», «Мелодия на два голоса» и другие.

Самой любимой работой Раиса Семёновна всегда называла роль Настасьи в «Белом солнце пустыни». По словам актрисы, там она сыграла саму себя, не нужно было ничего придумывать и примерять чужой характер. Работалось легко и свободно, тем более, что режиссёром был её муж Владимир Мотыль.

Раиса Куркина в сериале «Два капитана» 1976г. (источник фото: m.kino-teatr.ru)

С развалом СССР, когда на экраны хлынули низкобюджетные сериалы, Раиса Куркина прекратила свою актёрскую деятельность. В качестве исключения, она появилась в эпизодах сериалов «Короли российского сыска», «Евлампия Романова» и «МУР есть МУР», но больше предложений не принимала. Актриса считает, что российское кино во многом уступает советскому, а потому быть причастной к этому безобразию совсем не хочется.

Сегодня Раиса Семёновна живёт одна в своей квартире. Свободное время тратит на чтение книг, которые уже читала и просмотр фильмов, которые уже видела. Актриса говорит, что ей интересно сравнивать свои ощущения и воспоминания от произведений тогда и сейчас. Единственным постоянным гостем нашей героини является социальный работник, который приносит продукты, стирает и убирает квартиру.

Раиса Куркина в возрасте (источник фото: teleprogramma.pro)

Раиса Куркина давно привыкла к одиночеству. Будучи два раза замужем, она никогда не была «за мужем». Первым супругом актрисы был режиссёр Борис Скомаровский. Раиса подарила мужу дочь Ирину, а взамен получила измену, которую не смогла простить.

Второй раз она вышла замуж за Владимира Мотыля, но и от него не увидела верности. Однажды нашла в кармане его пальто откровенное письмо от другой женщины и сразу подала на развод. По словам Раисы, она всю жизнь не терпела обмана и ни секунды не жалела о расставании.

Дочь Ирина, когда стала взрослой, переехала на постоянное место жительство в Канаду. Внуки, разумеется, тоже остались за границей. Одинокая старушка, тем более известная актриса, два раза становилась жертвой обманщиков. В первый раз ей сказали, что рублевые сбережения скоро обесценятся и их нужно срочно поменять. Второй раз, лжеврач предложил излечить доверчивую пожилую женщину от липового недуга. За горький опыт общения с мошенниками Раиса Семёновна отдала около 1,5 млн. рублей.

Читайте так же: АНГЕЛИНА СТЕПАНОВА. ТРАГИЧНАЯ ИСТОРИЯ ЗАПРЕТНОЙ ЛЮБВИ

ХОРОШЕГО ВАМ ДНЯ!

zen.yandex.ru

Раиса Куркина

Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Трейлер сериала «Прятки».

www.kino-teatr.ru

Последняя муза Владимира Мотыля

Режиссёр не дожил до свадьбы пару недель

26 июня исполняется 90 лет со дня рождения режиссера Владимира МОТЫЛЯ, имя которого можно смело вписать в золотую коллекцию Россию кинематографа. «Звезда пленительного счастья», «Белое солнце пустыни», «Женя, Женечка и Катюша»  - фильмы, ставшие патриотическими в нашей стране. В личной жизни Владимир Яковлевич официально был женат трижды, причем первый и третий раз на актрисе, которую знал со студенческих лет – Людмиле ПОДАРУЕВОЙ. Но только сейчас, накануне юбилейной даты, историю последних лет жизни рассказала женщина, которой суждено было стать последней музой Народного артиста.

С Натальей Мажугой мы встретились незадолго до юбилея Мотыля. Книга, которую она решила написать в память о режиссере, послужила поводом для откровенного разговора.

- Я никогда не хотела мелькать в модных программах и рассказывать, что я была последней любимой женщиной Владимира Яковлевича, - рассказала Наталья. – Но решила все же издать книгу воспоминаний друзей, в которой расскажу и нашу с ним непростую историю. Я обязана это сделать в память, которую обещала хранить… Мы познакомились в Санкт-Петербурге в 2005 году, куда Владимир Яковлевич приехал снимать свой последний фильм «Багровый цвет снегопада». Я подрабатывала администратором в гостинице на Садовой улице, куда он 5 февраля с группой заселился. Владимир Яковлевич подошел ко мне и говорит: «Я - кинорежиссер Мотыль. У вас типаж – подходящий для фильма, а я люблю работать с непрофессионалами». Конечно же, я знала, кто такой Мотыль, и понимала, что он делает такой заход, чтобы познакомиться. Но в то же время мне было интересно, и я попросила прочитать сценарий.

Раиса КУРКИНА свела с ума мэтра на съёмках «Белого солнца пустыни»

В основу сценария, который Мотыль написал сам, легла история любви молоденькой санитарки с немецкими корнями, оказавшейся на полях сражений Первой Мировой войны, и пожилого генерала русской армии, за которого она впоследствии выходит замуж.

- Когда Владимир Яковлевич захотел узнать мое мнение, он пригласил меня в ресторан, - вспоминает Наталья. - Я честно сказала, что повествование идет от женского лица, а некоторые поступки неженские. Мотыль заметил: «Все льстят, а ты – единственная, кто указал на недостатки». И после этого он пригласил меня приехать и посмотреть съемки. Роль у меня была эпизодическая, немецкой переводчицы. Я выучила текст на немецком языке, и сыграла. Когда они уехали в Киев на съемки, мне позвонили и предложили поработать в группе помощником режиссера. Вот тогда Владимир Яковлевич стал ухаживать. Я стала понимать, что он меня приучал к себе. Мы с ним словно проигрывали в жизни историю генерала и молодой санитарки, о которой снимали кино. Разницы в годах словно бы и не было.

- А как же супруга, которая еще была жива?

- Людмила Васильевна уже не вставала и не выходила из дома. Она на пять лет была старше Владимира, и я уважительно относилась к ней, всегда понимала, что если он ей звонит, это правильно. Конечно, он рассказал мне о своей жизни. Людмила - первая жена, с которой он развелся, когда женился на  актрисе Раисе Куркиной, сыгравшей жену таможенника Верещагина в «Белом солнце пустыни». Прожив с Куркиной шесть лет, расстался, и снова женился на Людмиле. Вспоминал, как тяжело с Куркиной расставались, так как она не давала развода, и пришлось идти в суд. Володя говорил мне, что они не уживались из-за взрывных характеров. Он был непростым человеком: мог вспылить, накричать, подойти и попросить прощения. Первая супруга Людмила не стала выяснять, упрекать, когда он вернулся назад. Кроме того, у них ведь общий ребенок, дочь Ирина.

-  Наверное, дочь не сразу ваши отношения приняла?

- Дочь Ирина знала обо мне, поскольку работала художником по костюмам на картине. Мотыль с ней общался на предмет меня, а она ничего обо мне слышать не хотела. Наверное, сложно понять, что твой 77-летний отец может еще кого-то искренне полюбить, или наоборот, что молодая женщина может питать чувства к человеку с такой возрастной разницей. Но для этого надо было знать Мотыля. Он был гений, который бегал по площадке так, что ему максимум можно было дать лет 60. В процессе съемок он усаживал меня рядом, и спрашивал мое мнение. Умел ухаживать и делал это ненавязчиво. Я видела, как он искренне переживал, когда умерла Людмила. Когда выразила ему соболезнование по телефону, Володя заплакал в трубку: «Близкий человек у меня теперь только ты. Когда все пройдет,  я тебе позвоню». Через неделю он попросил меня приехать в Москву, и тогда сказал: «Я понимаю, что это будет выглядеть некрасиво и непорядочно, если я тебе сейчас предложу руку и сердце. Я хочу вытащить тебя в Москву, потому что знаю, ты будешь хранить обо мне память». Речь даже шла о квартире, которую он хотел мне оставить.

С первой женой Людмилой Васильевной

Выйти как Антониони

Отбросив все предрассудки, Наталья переехала жить из Питера в Москву.

-  Счастье длилось недолго, но это было наше счастье. Помню, в сентябре 2007 года мы поехали в Пятигорск поправить его здоровье. Рядом с нашим домом располагался домик-музей им. Лермонтова, куда я непременно хотела сходить. Но Мотыль говорил, что ему ближе по душе поэт Пушкин. Я настояла, чтобы пойти туда одной. Чувствую, что он идет следом. В музее Мотыля узнали, нам сделали персональную экскурсию, после которой пригласили в комнату для гостей. На стене висел портрет Ельцина с его автографом, и Мотыль тогда оставил и свой, а мне сказал: «Какая ты, молодец, что вытащила меня». Еще я помню, как хотела подняться на вершину горы Машук, где стояла «лермонтовская беседка» и скульптура орла, но Володя сказал: «Что идти? Картина висит в комнате у нас. А орла и отсюда видать. Любуйся?» Но мы все же поднялись вдвоем и сделали фотографии.

- Но публично он вывел вас в свет? Не мог же все пять лет прятать?

- В 2006 году Мотыля пригласили на вручения приза «не меркнувшая зрительская любовь» на фестиваль «Виват кино России!». Он попросил меня выйти с ним, и рассказал такую историю: «Однажды я был в Каннах и наблюдал, как итальянский режиссер Антониони шел под руку с молодой красоткой. Я думал: Антониони может себе позволить идти с красивой девушкой под руку, а смогу ли я достичь того уровня величия, чтобы пойти по ковровой дорожке с молодой красавицей? И вот бог подарил мне тебя». Как я волновалась на ставшей первой в моей жизни этой дорожке, сложно представить.

- Когда речь все же шла о свадьбе?

- Через год после смерти жены Владимир сказал: «Не хочу, чтобы о тебе плохо думали, и хочу, чтобы ты имела права на какие-то авторские отчисления. Выходи за меня замуж. Надо торопиться, вдруг со мной что-то случиться». И потом добавил: «Я не знаю, кто тебе еще сможет сделать такое предложение». Тогда я, конечно, не думала о том, что его не станет, поэтому решила, что сначала надо сдать важный для него фильм  «Багровый цвет снегопада». Жалею до сих пор о том, что не закричала сразу же «Да!» Конечно, не последнюю роль сыграли окружавшие нас люди. Слухи ведь о свадьбе быстро расползлись. Знакомые стали мне откровенно ужасные вещи говорить, осуждать: «Так, ты авантюристка!? Ты понимаешь, что жить ему осталось недолго. Ты из-за наследства?» Люди не понимали, что мне с ним было безумно интересно. Мотыль был молод душой, у него не было нафталина. Мы могли поругаться, я могла фыркнуть, но уже на следующий день он подходил и говорил: «Прости меня, я не прав». В общем, я стала тянуть время,  предложив сдать картину, а потом расписаться. Он назначил дату премьеры в московском Доме кино на  11 марта, на мой день рождения. «Это будет тебе подарок, а после премьеры мы объявим о свадьбе», - сказал он мне тогда. Володя не дожил до премьеры и 21 февраля 2010 года умер.

Награду за последний фильм МОТЫЛЯ из рук РОДНЯНСКОГО получила его дочь Ирина. Фото: © РИА «Новости»

Дочь не приняла

- Почему писали, что он сам вызывал себе скорую помощь?

- Я уехала как раз за вещами в Питер на пару дней, чего до сих пор не могу себе простить. Вышла с поезда и узнала о сообщении в новостях: «Попал в реанимацию, вызвал себе скорую». Дочь Ирина мне даже не позвонила, впрочем, она и не хотела, чтобы я присутствовала на похоронах... Когда приехала скорая, Володя не смог открыть дверь. Я тут же помчалась в Москву, по дороге представляла, как приеду, возьму его за руку, скажу, что все будет хорошо, и появятся обнадеживающие сигналы на мониторе аппарата. Но когда приехала, взяла его руку и сказала «я больше никуда не уеду, дай знак, что ты слышишь!», он не отреагировал. Поняла, что это конец.  Две недели Володя пролежал без сознания, до премьеры так и не дожив. Ирина выпустила фильм уже без отца, меня даже нет в титрах, потому что роль порезали. Понятно, она хотела поддерживать память матери, и от ее имени появилась информация в СМИ, что великий режиссер не смог пережить смерть жены. Я знала, что это ложь, но промолчала.

- Но ведь он хотел, чтобы именно вы хранили о нем память?

- Вопреки желанию дочери, я пришла на похороны в Дом кино. Стоял гроб, а рядом - пустые стулья для близких. Раиса Куркина не пришла с ним проститься. «Добрые люди» мне посоветовали не светиться и не подходить. Я рыдала, смотрела на него, и не могла поверить, что он не встанет. Когда он умирал, мне приснился сон, как будто я иду по заснеженной лесной дороге, ноги тонут в сугробах, нет ни одной попутки, и вдруг меня обгоняет черный «мерседес». Я остановила его и бегу, чтобы сесть, протягиваю руки, а он ускользает. И вот похороны Володи: едет катафалк «мерседес», мы идет по заснеженной дороге, и я вижу, на расстоянии вытянутой руки, как он ускользает от меня… Неправильно, что я тогда не села на этот стул для родных людей. Самое неприятное, что снимавшийся у Мотыла актер Стас Садальский на похоронах стал толкать операторов со словами «Снимайте ее, она любовница Мотыля!» уже не в самом соку 40-летней давности его любовницу, Людочку Михееву, с которой Володя познакомился во время премьеры фильма «Звезда пленительного счастья». Садальский тогда давал ключи от коммуналки для их встреч. После этого вышла статья: «Ничего человеческого не было чуждо режиссеру»… «Добрые люди» после смерти Мотыля от меня отвернулись, и быстро перешли на стороны дочери. Оказалось мало друзей, которые меня поддерживали.

Музыку написал сам

- Кто был настоящим другом Мотыля?

- Он всю жизнь дружил с композитором, написавшим почти ко всем его фильмам музыку, Исааком Шварцем. И в конце жизни их дружба прошла еще одну проверку. Когда поехали к Исааку, чтобы он посмотрел «Багровый цвет снегопада», он сказал: «Мне надо подумать, приезжайте завтра». Утром мы собрались в путь, за нами заехал водитель, и тут раздается звонок: «Приезжай без подружки. Жена Тоня не хочет ее видеть». Тогда Мотыль коротко ответил: «Исаак, ты не понял, или мы приедем вдвоем, или никогда» и повесил трубку. Затем резко развернулся и мне сказал: «Мы не едем». Я возразила: «Вова, меня не все принимают. Езжай один». Но Мотыль закончил разговор: «Значит, он не станет писать музыку». И мы поехали в ресторан «Подворье» завтракать. И когда уже кушали, раздался звонок Исаака: «Вова, я был неправ. Приезжайте вдвоем». Исаак встречал нас у дороги. На следующий день мы снова приехали, и Исаак вынес вердикт: «Вова, мне жаль, ты ошибся с актрисой. Она носится с пистолетом. И эта постельная сцена с большевиком, которого она хочет убить, зачем она? Вова, пересними». В общем, Исаак сказал Мотылю то же самое, что и когда-то сделала я. Мы ехали обратно в полнейшей тишине. Мотыль объяснил, что он не может изменить сюжет картины.

- А откуда он взял сюжет?

- Володя прочитал статью об эмигрантке, которая, уехав в Париж, встречает убийцу мужа, но вместо того, чтобы его убить, она застрелила саму себя». Но Мотыль считал, что постельная сцена была важной. Якобы героиня Ксения Герстель хотела отомстить  троим убийцам, и через постель выудить информацию о подельниках. Поэтому Мотыль сказал нам с Исааком: «Кровожадные мои друзья! Должна быть надежда и светлый конец». Исаак попросил время, чтобы подумать, и через две недели мы все встретились. Шварц предложил: «Мне очень понравился большевик, которого сыграл Саша Цуркан. Под его героя я могу написать музыку. А героиня, сербская актриса, Даниэла Стоянович, не идет. Еще предложил романс «Цветы и шмели» на стихи Ивана Бунина в исполнении Елены Камбуровой. Мотыль, слушая музыку, вдруг встает и уходит молча. Исаак тогда говорит: «Куда он пошел? Это неслыханно! Писать под мою музыку?!» На пороге стоявший Мотыль мне объяснил: «Изя хочет меня обмануть. Это старая мелодия. Так было с фильмом «Несут меня кони». Я пыталась их помирить. Шварц звонил мне и говорил: «Передай, даже если я накарябаю левой ногой, это будет гениально». Но Мотыль уже написал свою музыку, Исаак же должен был только ее оформить в нотах. В общем, Мотыль так и сделал: «Я люблю Исаака, но мне важно закончить фильм, как я хочу». На похоронах Исаака Мотыль не был, но сказал СМИ, что «умер мой самый близкий друг». Мы общаемся с женой Тоней Шварц до сих пор. Она мне как-то позвонила и попросила помощи: найти художника для памятника на могилу. Я обратилась к знакомому скульптору. Он сделал памятник: семицветник в виде клавиш и между ними колокольчики на шнурке, которые, когда дул ветер, звенели. В мае этого года колокольчики из меди украли. Этот же скульптор тогда мне предложил сделать и памятник Мотылю. Когда дочь Ира приезжала на открытие памятника Исааку, я ей сказала, но она отклонила: «Папе не нужно, он не любил помпезности». Ира поставила на Востряковском кладбище камень и сделала табличку.

- Как сложилась ваша судьба после смерти Мотыля?

- В Москве пыталась поработать на кинопроектах, но деньги не платили. Вернулась в Питер, счастье свое еще не построила. Наверное, у меня планка завышена после смерти Володи. Я его часто вспоминаю, перечитывая письма. Может, это беда, потому что сравнивать приходиться.

Интересно, но факт…

- На главную роль пробовались сотни актрис, но Владимир Яковлевич увидел в Даниэле Стоянович сходство с матерью, которой и посвятил картину «Багровый цвет снегопада».

www.eg.ru


Смотрите также