Прексин олег михайлович биография


Прексин Олег Михайлович — АНО Экономическая летопись

Дата рождения: 28.6.1951

1987–1988

Старший специалист, референт сводного экономического отдела Государственной внешнеэкономической комиссии Совета

министров СССР

1988–1992

Заместитель председателя правления Donau Bank, Вена

1992–1996

Исполнительный директор от Российской Федерации, Республики Беларусь и Таджикистана, член правления Европейского банка реконструкции и развития, Лондон

1996–1997

Глава лондонского офиса Российского центра содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики РФ

1997–2002

Заместитель гендиректора корпорации «Росконтракт», президент, председатель правления банка «Стройкредит»

2003–2007

Советник гендиректора, председателя правления страховой группы «Согаз», член наблюдательного совета «ЕврофинансМоснарбанка»

2007–2008

Председатель совета директоров Группы «ЦентрИнвест»

На настоящий момент занимает должности:

• Член Совета директоров, Председатель Наблюдательного комитета Банка расчетов и сбережений;

• Президент Союза независимых поставщиков топлива;

• Вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ), Председатель Комитета АРБ по международной деятельности;

• Советник ректора Финансового университета при Правительстве Российской Федерации;

• Член Национального совета по развитию инвестиционного климата;

• Заместитель Председателя Правления Российского финансово-банковского союза (РФБС);

• Координатор международной Рабочей группы по финансовой индустрии Круглого стола промышленников РФ – ЕС (КСП);

• Член Комиссии по финансовой индустрии Совета по конкурентоспособности и отраслевым стратегиям Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП);

2015 — наст. время

Заместитель председателя Комитета РСПП

Кротов Н. И. От Международного Московского Банка к ЮниКредит Банку.Очерки истории. — М.: Экономическая летопись, 2009 Кротов Н. И. Жизнь и удивительные приключения в мире финансов, внимательно выслушанные и записанные летописцем Николаем Кротовым. М.: Экономическая летопись, 2010

letopis.org

Олег Прексин: «Главная цель – обеспечить преемственность в работе»

– Подход РСПП к организации работы «Деловой двадцатки» многие отмечали как новаторский. Это действительно так?

– Дело в том, что и «Группа двадцати» (G20) в её нынешнем виде, и «Деловая двадцатка» (В20) созданы сравнительно недавно, и организационные основы их деятельности до конца не устоялись. Поиск оптимальных форм и методов работы продолжается.

Поэтому резервы для творчества остаются у каждой страны-организатора «двадцаточного» процесса, начиная с определения приоритетов. У нас главными приоритетами были обеспечение сильного, устойчивого, всеобъемлющего, сбалансированного (надеюсь, не забыл ничего важного) экономического роста, повышение занятости, снижение безработицы и увеличение инвестиций в человеческий капитал.

В первую очередь мы постарались создать некую логистическую основу построения работы В20. В некоторых странах у руководства «Деловой двадцатки» становились отдельные предприниматели – крупные бизнесмены. Так было в Мексике и объявлено в Австралии. В Южной Корее, во Франции и у нас В20 возглавляют руководители ведущих национальных организаций бизнеса.

«В РСПП мы исходим из того, что для правильного построения “двадцаточной” работы важно учитывать позицию руководства страны»

В РСПП мы исходим из того, что для правильного построения «двадцаточной» работы важно учитывать позицию руководства страны. От того, насколько тесен диалог между руководством «Группы двадцати» и «Деловой двадцатки» (одной из важнейших аутрич-групп), во многом зависит эффективность процесса и конечные результаты деятельности В20.

Мы понимаем наших австралийских коллег, которые хотят использовать развитый нами механизм «Тройки». Речь идёт о том, чтобы у руля В20 стояли руководители деловых кругов стран, возглавлявшие, возглавляющие и готовящиеся возглавить «Двадцатку» за трёхлетний период. На сегодня это Мексика, Россия и Австралия.

Если говорить об организации процесса, то здесь можно отметить несколько проявлений новаторского подхода.

Во-первых, это раннее начало работы над приоритетами и организационным формированием основы деятельности бизнеса – целевых групп при чётком разделении деятельности на этапы.

Во-вторых, нам уже на ранних стадиях удалось наладить эффективный диалог с основным «треком» G20, рабочие контакты с шерпами, а также тесное взаимодействие с другими аутрич-группами – С20, L20, Y20.

Ещё одним новшеством стала организация в июне с.г. на полях крупнейшего делового форума стран – ПМЭФ-2013 – саммита «Деловой двадцатки» для открытого обсуждения вышедшей к маю «Зелёной книги» с предложениями В20, содержащихся в ней предварительных рекомендаций деловых кругов руководителю «Группы двадцати» В.В. Путину.

Итоговые рекомендации в виде «Белой книги» мы представили глобальным лидерам в сентябре на Петербургском саммите G20. При этом состав руководителей «Группы двадцати», встретившихся с делегацией В20, был самым представительным за всю историю подобных встреч.

– Сначала вы представили «Зелёную книгу», позже – «Белую книгу». Это сложившаяся практика?

– Нет. Это также было впервые. Хотя изобретение не наше. Мы позаимствовали данный подход из практики Евросоюза. В таком порядке там ведут подготовку наиболее важных законодательных актов. Сначала в виде «Зелёной книги» их выносят на всеобщее обсуждение, потом в виде «Белой книги» оформляют принятое решение в Брюсселе.

Одновременно с представлением итогов работы целевых групп лидерам национальных организаций – членов «Деловой двадцатки» мы направляли их и шерпам «Группы двадцати». С ними у нас были и прямые встречи, постоянный контакт с офисом российского шерпы в Администрации Президента РФ и регулярные выступления руководителей «Деловой двадцатки» на общих встречах шерп G20.

В совокупности это позволило обеспечить высокую степень учёта наших рекомендаций в конечных решениях «Группы двадцати» в Санкт-Петербурге. По числу наших рекомендаций, учтённых в решениях G20, российскому председательству нет равных: всего таковых 75. Каждая третья рекомендация, полностью или частично отражённая в решениях глобальных лидеров за всю историю деятельности В20, относится к тому периоду, когда «Деловой двадцаткой» руководил РСПП.

«Cостав руководителей “Группы двадцати”, встретившихся с делегацией В20, был самым представительным за всю историю подобных встреч»

– «Деловая двадцатка», вероятно, не была «закрытой системой». Насколько активно привлекались к её работе сторонние эксперты?

– Мы самым активным образом привлекли консультантов из многих международных организаций. Особо выделю Boston Consulting Group. Эта компания помогла нашей работе технически и содержательно. Также отмечу группу McKinsey и Ernst & Young, а также представителей Всемирного экономического форума в Давосе и Международной торговой палаты (ICC).

Мы использовали разные форматы встреч, в том числе заседаний целевых групп, которые проходили в России и за рубежом – в Давосе, Берлине, Лондоне и Женеве.

Серия заседаний всех целевых групп прошла в рамках Недели российского бизнеса, традиционно проводимой РСПП.

Возможности расширения круга участников дискуссии по тематике «Деловой двадцатки» значительно возросли, когда мы приняли решение о проведении бизнес-саммита на полях Петербургского международного экономического форума в дни его основной работы.

Ещё одно наше нововведение – предварительное совещание в расширенном составе представительной делегации В20, сформированной для встречи с глобальными лидерами, которое прошло в Санкт-Петербурге 5 сентября.

Тогда же состоялась отдельная встреча представителей деловых кругов стран БРИКС. Содействие координации позиций бизнеса стран БРИКС при подготовке предложений «Двадцатке» я бы также считал новым элементом в работе, который желательно сохранить. И это мнение не только РСПП – его активно поддержали наши партнёры по БРИКС. К дискуссиям привлекались и другие объединения российского бизнеса. Если посмотреть на состав рабочих групп, то там можно найти представителей практически всех ведущих объединений деловых кругов нашей страны.

Мне кажется, этот опыт будет полезен австралийским коллегам.

– Взаимодействие с преемниками – представителями Австралии – сегодня достаточно активное?

– Об этом мы позаботились заранее. Тесные контакты с австралийскими деловыми лидерами у нас развиваются, начиная с февраля, т.е. почти со времени начала нашего председательства.

Главная цель – обеспечить преемственность, чтобы работа по тем направлениям, которые мы считали и считаем приоритетными, не закончилась с российским председательством.

«Каждая третья рекомендация, полностью или частично отражённая в решениях глобальных лидеров за всю историю деятельности В20, относится к тому периоду, когда “Деловой двадцаткой” руководил РСПП»

Мы хотим максимально сохранить то, что считаем важным и на следующий год, и в дальнейшем.

Замечу, что традиционно по рекомендациям, которые одобряются страной-председателем «Двадцатки», наиболее серьёзные практические меры, связанные с их реализацией, принимаются именно в этой стране.

Судя по общению с австралийскими коллегами, с их стороны возможно укрупнение блоков и сужение тематики рассматриваемых «Деловой двадцаткой» проблем. По этому вопросу идёт дискуссия. Наши партнёры из Австралии склоняются к тому, чтобы создать четыре целевые группы, тогда как у нас их было семь.

Возможно, какой-то резон в этом есть. Если посмотрим на документацию «Двадцатки», то это тысячи и тысячи страниц. Плюс вспомогательные материалы. Всё это в итоге становится частью пакета каждого саммита G20, который «как бы» получил одобрение со стороны глобальных лидеров. Но ознакомиться с таким массивом информации в короткие сроки физически невозможно. Вдобавок есть масса вещей, понятных лишь узким специалистам, а мнение разработчиков рекомендаций не всегда разделяется коллегами. Тем не менее все они выдаются за позицию глобальных лидеров.

Не стоит ли лидерам сосредоточиться на наиболее ёмких, кратких и понятных всем документах, на решениях, которые они чётко понимают и реально поддерживают? А всем вспомогательным структурам вместе с предложениями предоставлять глобальным лидерам материалы о том, к каким последствиям приведёт в итоге принятие тех или иных мер, которые могут только казаться техническими? Речь идёт о чём-то наподобие наших оценок регулирующего воздействия (ОРВ).

В этом смысле определённое сужение тематики, прорабатываемой «Большой двадцаткой» и «Деловой двадцаткой», может пойти на пользу.

– Лично для вас что было самым сложным в период, когда вы были шерпой «Деловой двадцатки»?

– Главное было – не упустить остальные ключевые направления работы Управления международного сотрудничества РСПП, за которые я отвечаю. Конечно, председательство России в «Группе двадцати» – уникальное событие, но для нашего Союза не менее важными сейчас являются процессы, которые проходят в рамках формирования Единого экономического пространства. Речь идёт о работе Трёхстороннего диалога с нашими коллегами из Белоруссии и Казахстана, во взаимодействии с Евразийской экономической комиссией.

«Главная цель – обеспечить преемственность, чтобы работа по тем направлениям, которые мы считали и считаем приоритетными, не закончилась с российским председательством»

У нас немало вопросов, связанных с адаптацией России к участию во Всемирной торговой организации (ВТО).

В качестве авторитетной организации деловых кругов нашей страны РСПП подключён к подготовке вступления России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Большой блок работы связан с двусторонним сотрудничеством, с участием в диалоге с бизнесом Евросоюза, БРИКС, АТЭС и ШОС.

Важнейшая тема – предстоящее российское председательство в «Деловой восьмёрке». Принято решение будущего руководителя «Восьмёрки», Президента РФ Владимира Путина. РСПП поручено организовать в следующем году деловой саммит «Восьмёрки». Сейчас идёт плотная работа по определению будущих приоритетов.

Конечно, наша активная работа в «Деловой двадцатке» продолжится и в год председательства Австралии. Но это лишь одно из направлений деятельности РСПП по развитию всестороннего международного экономического сотрудничества.

businessofrussia.com

Российский банкир с «даниловскими корнями»

В книге «Жизнь и удивительные приключения в мире финансов, записанные Николаем Кротовым» рассказывается об известных банкирах и финансистах России. На одной из страниц красуется портрет Олега Прексина, председателя Ассоциации Российских банков.

Краткая биографическая справка гласит: «Олег Михайлович Прексин – российский банкир. Родился в Москве 28 июля 1951 года. В 1973 году окончил Московский финансовый институт (ныне – Финансовая Академия при правительстве Российской Федерации) по специальности «Международные экономические отношения». В советское время работал во Внешторгбанке СССР, Совете министров СССР, был заместителем председателя правления Донау-банка в Вене, членом Совета директоров. С 1992 по 1996 – исполнительным директором от Российской Федерации, Республики Беларусь и Таджикистана в Европейском банке реконструкции и развития в Лондоне (ЕБРР). Работал в аппарате правительства (в Государственной внешнеэкономической комиссии). Был заместителем генерального директора корпорации «Росконтракт», президентом-председателем правления банка «Стройкредит», советником председателя правления страховой группы «СОГАЗ», членом наблюдательного совета АКБ «Еврофинанс Моснарбанк».

Сегодня Олег Прексин успешно совмещает пост члена совета директоров банковской группы «Мой банк» с должностью вице-президента Ассоциации российских банков (АРБ). В то же время он является заместителем председателя правления Российского финансово-банковского союза, координатором международной рабочей группы по финансовой индустрии РФ-ЕС (РГФИ-FITF), членом Консультативного совета Российско-британской торговой палаты и Комитета по финансовой индустрии, а также Совета по конкурентоспособности Российского союза промышленников и предпринимателей. 

Олег Прексин имеет ученую степень и многочисленные публикации по вопросам международных валютно-кредитных отношений и банковского дела. Он является членом-корреспондентом Академии технологических наук Российской Федерации.

www.yelsk.by

Распределение членов Интеграционного совета по взаимодействию с ЕЭК по направлениям деятельности

Распределение членов Интеграционного совета по взаимодействию с ЕЭК по направлениям деятельности

(кураторы направлений деятельности)

Руководство работой Совета

- Мурычев Александр Васильевич исполнительный вице-президент РСПП, член Правления РСПП, председатель Совета

Финансовые рынки

- Андрюшин Сергей Анатольевич Ответственный секретарь Комиссии РСПП по банкам и банковской деятельности

- Березовой Олег Владимирович Генеральный директор Финансово-банковской ассоциации ЕвроАзиатского сотрудничества, член Правления РСПП

- Прексин Олег Михайлович Заместитель председателя Российского финансово-банковского союза, Вице-президент – член Совета Ассоциации российских банков, председатель Комитета АРБ по международной деятельности

Общий рынок лекарственных средств и медицинских изделий ЕАЭС

- Дмитриев Виктор Александрович Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей, член Правления РСПП

Агропромышленный комплекс, санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры

- Большаков Андрей Николаевич Член Совета директоров ГК «Талина», Заместитель председателя Комиссии РСПП по агропромышленному комплексу

Развитие конкуренции, антимонопольное регулирование, юридическое сопровождение, ОРВ

- Варварин Александр Викторович Вице-президент - Управляющий директор Управления корпоративных отношений

и правового обеспечения РСПП

Таможенное администрирование, взаимная и внешняя торговля,

инвестиционное сотрудничество

- Исаев Павел Анатольевич Заместитель генерального директора ПАО «Северсталь» по связям с деловыми ассоциациями, союзами и объединениями, Ответственный секретарь Комитета РСПП по интеграции, торгово-таможенной политике и ВТО

- Кожина Наталья Владимировна Начальник управления по взаимодействию с государственными органами и международному сотрудничеству АО «ЕВРОЦЕМЕНТ груп», эксперт по правовым вопросам, вопросам технического регулирования и ВТО НО «СОЮЗЦЕМЕНТ»

Техническое регулирование

- Лоцманов Андрей Николаевич Первый заместитель председателя Комитета РСПП  по техническому регулированию,

стандартизации и оценке соответствия

Транспорт и инфраструктура

- Парканский Никита Александрович Заместитель начальника Департамента ОАО «РЖД» по взаимодействию с федеральными и региональными органами власти, Ответственный секретарь Комиссии РСПП по транспорту и транспортной инфраструктуре

- Коршунова Лариса Павловна Директор по взаимодействию с органами государственной власти АО «ОТЛК ЕРА»

Промышленность

- Рудашевский Владимир Давыдович Советник Председателя Совета директоров АФК «Система», Заместитель председателя Комитета РСПП по промышленной политике

- Иванова Марина Александровна Директор по связям с государственными организациями ПАО «НЛМК», вице-президент Ассоциации предприятий чёрной металлургии «Русская Сталь»

- Заболев Николай Александрович Заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти и бизнес-сообществом ПАО «ТМК»

Рынок труда

- Трубкина Наталья Олеговна Заместитель председателя Комитета РСПП

по рынку труда и социальному партнерству

Международное сотрудничество

- Мельников Евгений Игоревич Директор Департамента по работе с РСПП, ТПП РФ и международными организациями АО «Группа компаний «Ренова», Первый заместитель председателя Комитета РСПП по международному сотрудничеству, Заместитель председателя Комитета РСПП по цифровой экономике

- Михневич Сергей Владимирович Директор центра по многостороннему сотрудничеству РСПП

- Петров Валерий Станиславович Заместитель Генерального директора ООО «Страховая компания «АРСЕНАЛЪ», Член Наблюдательного совета Банка ВТБ (ПАО), член подкомитета по финансово-банковской деятельности Комитета РСПП по международному сотрудничеству.

Организационное обеспечение, связь с Евразийской экономической комиссией

- Корниец Сергей Леонтьевич Ответственный секретарь Совета, директор по вопросам Евразийской интеграции РСПП

rspp.ru

На пути к Стрельне:финансовая повестка «Группы двадцати»

УДК 339.97

НА ПУТИ К СТРЕЛЬНЕ:

ФИНАНСОВАЯ ПОВЕСТКА «ГРУППЫ ДВАДЦАТИ»

ПРЕКСИН ОЛЕГ МИХАЙЛОВИЧ

кандидат экономических наук, исполнительный вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей, шерпа «Деловой двадцатки» (В-20) от России, вице-президент Ассоциации российских банков, советник ректора Финансового университета, Москва, Россия E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

Мировая экономика сталкивается со многими вызовами, связанными с финансовой сферой. Поиск ответов на большинство из них взяла на себя «Группа двадцати» (G-20) - учрежденный в разгар глобального финансового кризиса форум глав государств и правительств системообразующих стран. В конце 2012 года G-20, или, как ее еще называют, «Большую двадцатку», возглавила Россия, а к Российскому союзу промышленников и предпринимателей перешло руководство «бизнес-двадцаткой» (В-20), объединяющей деловые круги ведущих мировых держав. Основной задачей организации - лидера делового сообщества является подготовка, с учетом приоритетов текущего председательства, рекомендаций бизнеса главам государств и правительств G-20, которые соберутся на очередной саммит 5-6 сентября 2013 г. в Стрельне. Проект этих рекомендаций размещен на сайте www.B20russia.com и вынесен на открытое обсуждение.

В статье шерпы «бизнес-двадцатки» в год российского председательства в G-20 поднимаются ключевые финансовые проблемы глобальной повестки, которые частично нашли, но в основном еще ждут своего решения. Возможные дальнейшие шаги автор рассматривает в макроэкономическом контексте через призму их воздействия на общую экономическую ситуацию и положение в отдельных группах стран, затрагивая ряд тем дискуссионного характера. Предлагаемые рекомендации по развитию диалога в области финансовых реформ основываются на первоисточниках, в том числе впервые вводимых в научный оборот, а также на личном опыте участия автора в проработке поднятых тем в российских и международных финансовых организациях.

Автор приглашает читателей использовать возможность участия в формировании предложений глобальным лидерам в год российского председательства в «двадцатке». Такая возможность, считает он, скорее всего, сохранится и в следующем году, когда Россия останется в «Тройке» (председательствующие в «двадцатке» страны в минувшем, текущем и будущем году) и возглавит «Группу восьми», в повестке которой финансовой тематике сейчас отводится заметное место.

Ключевые слова: Группа двадцати; Большая двадцатка; G20; G-20; глобальные финансово-экономические вызовы; финансовые реформы; финансирование инвестиций; эффективное регулирование; доверие; транспарентность; устойчивый рост; сбалансированный рост; аутрич; Деловая двадцатка; В-20; В20; государственные заимствования; суверенный долг; управление суверенным долгом; международные финансовые организации; новый финансовый порядок.

ON THE WAY TO STRELNA: FROM DECLARATIONS TO ACTION - FINANCIAL AGENDA OF THE «GROUP OF TEN»

OLEG M. PREKSIN

Ph.D. (Economics), Executive Vice President of the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs, the Russia Business-20 (В-20) Sherpa, Vice President of the Association of Russian Banks, Advisor to the Rector of the Financial University, Moscow, Russia E-mail: [email protected]

ABSTRACT

The world economy faces many challenges related to the financial sector. Most of them should be answered by the «Group of Twenty» (G-20), a forum of Heads of State and Government of the backbone established at the height of the global financial crisis. At the end of 2012 the G-20 (G-20 is sometimes called the «Big Twenty») presidency passed to Russia and the Russian Union of Industrialists and Entrepreneurs headed «Business 20» (B-20), representing the business community of the leading world powers. The main objective of the leading organization of the business community is the development of guidelines that take into account the focal points of Russian presidency for G-20 Heads of State and Government who are expected to attend the upcoming G-20 Summit, to be held in Strelna, St.Petersburg on September 5-6, 2013. Draft guidelines have been posted on the website www.B20russia.com for public discussion. In his article the G-20 Sherpa raised key financial issues in the year of the Russian presidency of the global agenda which are partly found but mostly are still waiting for their decision. The author examines possible further steps in the macroeconomic context in the light of their impact on the overall economic situation and the situation of certain groups of countries and highlights a number of topics for discussion. Suggested guidelines for interactive dialogue in the field of financial reforms are based on many original sources, including those for the first time introduced into scientific circulation, as well as on the author's personal experience of participation in the elaboration of issues raised by Russian and international financial institutions.

The author invites readers to use the current opportunity to participate in formulating and submitting proposals to the global leaders in the year of Russian presidency in the G-20. This opportunity is most likely will continue next year when Russia remains in the G20 Troika of past, current and future chairs and heads the «G-8» which agenda gives a prominent place to financial issues.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: Group of Twenty; G20; G-20; Big Twenty, global financial and economic challenges; financial reforms; investment financaing; effective regulation; trust and transparency; sustainable growth; balanced growth; «outreach»; Business Twenty; B-20; В20; international financial organizations; New Financial Order; sovereign borrowings; public debt; public debt management.

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В рамках проходящего в период с 29 июня по 06 июля 2013 года визита представителей Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам в Финансовый университет был подписан меморандум о взаимопонимании между Институтом подготовки финансовых кадров Министерства финансов Вьетнама и Финансовым университетом. Кроме того, представители Министерства финансов Социалистической Республики Вьетнам посетили с визитом Федеральное казначейство и Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

Мировая экономика сегодня сталкивается с множеством вызовов: неустойчивость, неоднородность и неоднозначность роста, сохранение финансовых дисбалансов, устойчивые протекционистские настроения, неопределенность перспектив развития — вот далеко не полный перечень проблем нынешнего состояния мировой экономики и международных отношений. Большинство современных вызовов так или иначе связаны с финансовой сферой.

Становление «Большой двадцатки». Финансовая тематика всегда была в центре внимания «Группы двадцати». Собственно, вся история «двадцатки» началась с объявления в сентябре 1999 г. министрами финансов и управляющими центральных банков Великобритании, Германии, Италии, Канады, США, Франции и Японии (0-7) о расширении круга участников диалога по ключевым финансово-экономическим вопросам1. Толчком для этого решения послужил азиатский финансовый кризис 1997 г., перекинувшийся затем на другие страны и регионы. «Группа двадцати министров финансов и управляющих центральных банков», или в-20, возникла как «новый механизм для ведения неформального диалога в рамках бреттон-вудской институциональной системы, расширения дискуссий по ключевым вопросам финансово-экономической политики между системно значимыми экономиками и продвижения сотрудничества для поддержания стабильного, продолжающегося роста мировой экономики и всеобщего блага»2.

Начав с диалога по ограниченному набору проблем, руководители финансово-банковских ведомств стран зрелых и развивающихся рынков постепенно расширяли круг рассматриваемых вопросов. На встрече министров финансов и управляющих центральных банков в-20 в ноябре 2007 г. этот институт был провозглашен «центральным игроком в глобальной финансовой архитектуре, эффективно внося-

1 The Group of Twenty: A History. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ g20/docs/g20history.pdf — 132k — 2009-08-29 (дата обращения: 13.06.2013).

2 G-20, Communique, Meeting of Finance Ministers and Central Bank Governors, 16 December 1999. Цитируется по «The Group of Twenty: A History. URL: http://www.g8.utoronto.ca/g20/docs/g20history.pdf-132k — 2009-08-29 (дата обращения: 13.06.2013G-20)».

щим свой вклад в обеспечение глобальной финансово-экономической стабильности»3.

Разразившийся в 2007-2008 гг. мировой финансовый кризис стал причиной преобразования в-20 из элитного финансово-банковского клуба в клуб глобальных лидеров, посчитавших уже проверенный формат «двадцатки» оптимальной площадкой для рассмотрения и принятия чрезвычайных мер по борьбе с самым глубоким и обширным кризисом со времен Великой депрессии.

Поначалу антикризисные саммиты «Группы двадцати» проводились дважды в год, а в решениях отмечалось, что «бреттон-вудские организации должны подвергнуться комплексному реформированию»4 и что «глобальный кризис требует глобальных решений»5. Но с затуханием кризиса «у первоисточника» встречи «Большой двадцатки» стали ежегодными, а из решений исчезли положения о необходимости глобальных финансовых реформ.

Финансовая проблематика в-20. В целом по финансовой сфере перед «Большой двадцаткой» встали три группы задач, каждому из которых соответствуют свои решения: (1) предотвращение глобальной финансовой катастрофы; (2) достижение финансовой стабилизации и (3) оздоровление финансовой системы для ее полноценного использования в интересах экономического роста и занятости и борьбы с бедностью»6.

Основные финансовые проблемы, решением которых занимались главы ведущих государств и правительств, начиная с первой встречи «Большой двадцатки» в Вашингтоне в ноябре 2008 г. вплоть до саммита в Лос-Ка-босе в июне 2012 г., можно свести в несколько крупных блоков:

1. Повышение устойчивости финансовой системы в целом и стабилизация финансовых рынков, включая внебиржевые.

2. Укрепление капитальной базы, внутреннего учета и контроля, порядка оценки рисков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 The Group of Twenty: A History. URL: http://www.g8.utoronto.ca/ g20/docs/g20history.pdf — 132k — 2009-08-29 (дата обращения: 13.06.2013).

4 Декларация Саммита по финансовым рынкам и мировой экономике. Вашингтон, 14-15 ноября 2008 г.

5 Лондонский саммит. Заявление лидеров. 2 апреля 2009 г.

6 Декларация Саммита по финансовым рынкам и мировой экономике. Вашингтон, 14-15 ноября 2008 г.

и повышение транспарентности финансовых организаций с особым вниманием к системообразующим.

3. Устранение изъянов в организации внешнего финансового надзора и регулирования, включая теневой банковский сектор, по сути дела выпавший из-под контроля.

4. Защита вкладов и сбережений.

5. Обеспечение цивилизованной ликвидации проблемных финансовых организаций

без привлечения средств нало-0 гоплательщиков.

п°дробнее Решение проблем раз-

о нарушении

нал0г0в0г0 мывания налоговой базы, ук-

за.коччда.тсльстт лонения от уплаты налогов

читайте на стр. 6 ,

с помощью налоговых убежищ в юрисдикциях, отказывающихся от сотрудничества с финансовыми властями в странах С-20.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Расширение участия частных финансово-банковских учреждений в обеспечении экономического роста, занятости и в борьбе с бедностью, расширение доступа к финансовым средствам для малых и средних предприятий.

8. Реформирование международной ва-лютно-финансовой системы и ее бреттон-вуд-ских институтов.

9. Получение странами с развивающейся рыночной экономикой и развивающимися государствами доступа к необходимым финансовым средствам, в том числе по программам помощи.

10. Повышение способности международных финансовых организаций оказывать критически необходимую поддержку развитию глобальной экономики.

11. Реформа кредитно-рейтинговой деятельности.

12. Пересмотр практики выплаты вознаграждений руководителям высшего звена.

Почти по всем этим позициям «проверенным исследовательским группам» и «независимым консультантам» были заказаны обстоятельные доклады, но практически вне поля зрения «двадцатки» оказался один из главных катализаторов глобального финансового кризиса — крах сложившейся в США при поддержке американского государства системы «нестандартного» ипотечного кредитования,

раздутого за счет стимулирования спроса без должного внимания к обеспечению и реальным доходам населения.

Регулярные встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати» продолжились, но стали проводиться под эгидой саммитов глобальных лидеров. Являясь важнейшей составляющей процесса С-20 и располагая собственной повесткой и определенной долей автономности, они, по сути дела, остаются «Малой двадцаткой» в рамках «Большой». Периодические заявления участников таких встреч, как правило, отличаются оптимизмом в оценках текущей финансово-экономической ситуации и повышенной осторожностью в отношении любых действий, предполагающих государственные расходы7.

Особенности «двадцаточного» процесса. За без малого пять лет деятельности «Большой двадцатки» глобальные лидеры приняли немало «всеобъемлющих» планов и программ финансовых реформ, начиная с объявленного в 2009 г. в Вашингтоне первого такого плана вместе с программой реформ, основанной на пяти согласованных принципах8 и заканчивая Сеульскими планами действий в области развития, Каннским планом действий по обеспечению роста и занятости и принятым в Лос-Кабосе Планом действий для обеспечения экономического роста и создания рабочих мест9.

Появились и продолжают появляться десятки объемных докладов по актуальным финансово-экономическим проблемам, подготовленных по заказу «Группы двадцати» или

7 См., например, Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати» или Коммюнике совещания министров финансов и управляющих центральных банков. Вашингтон, 18-19 апреля 2013 г.

8 Эти пять принципов: повышение транспарентности и подотчетности; повышение качества регулирования; обеспечение целостности финансовых рынков; укрепление международного сотрудничества и реформирование международных финансовых организаций, впервые сформулированные в декларации вашингтонского Саммита по финансовым рынкам и мировой экономике, в разных комбинациях повторяются в итоговых документах практически всех следующих саммитов «двадцатки».

9 Декларация Саммита по финансовым рынкам и мировой экономике. Вашингтон, 14-15 ноября 2008 г.; Саммит «Группы двадцати в Сеуле». Декларация лидеров. 11-12 ноября 2010 г.; Коммюнике и Финальная декларация Саммита «Группы двадцати» в Каннах «Построение нашего общего будущего: возобновление коллективных действий для всеобщего блага». Канны, 3-4 ноября 2011 г.; Итоговая декларация лидеров «Группы двадцати». Лос-Кабос, 18-19 июня

2012 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Как показывает опыт проведения семи саммитов «Большой двадцатки», готовность глобальных лидеров к согласованным действиям ослабевает по мере выхода из наиболее острой фазы кризиса. Более того, по мнению одного из многолетних лидеров финансовой двадцатки, управляющего Банка Англии сэра Мервина Кинга, за все годы деятельности «двадцатке» не удалось решить ни одной из назревших глобальных финансовых задач.

инициативно для в-20 с широким выбором возможных решений и длинным списком дополнительных вопросов для рассмотрения. Стимулом служат итоговые документы саммита «двадцатки» в 2009 г. в Лондоне, где декларировалось твердое намерение глобальных лидеров «сделать все необходимое, чтобы:

• восстановить уверенность, темпы роста и рабочие места;

• восстановить финансовую систему и возобновить кредитование;

• укрепить финансовое регулирование, чтобы вернуть доверие;

• обеспечить финансирование и реформирование международных финансовых учреждений для преодоления текущего кризиса и предотвращения кризисов в будущем;

• поощрять глобальную торговлю и инвестиции, отказаться от протекционизма, чтобы заложить фундамент для благополучия;

• обеспечить устойчивый экономический рост для всех без ущерба для окружающей среды»10.

Затем в Питтсбурге главы государств и правительств «двадцатки» обязались «продолжать

принимать энергичные меры до тех пор, пока не будет достигнуто устойчивое восстановление экономики». В 2010 г. в Торонто они выразили готовность «нести ответственность за взятые на себя обязательства, предпринять все необходимые шаги для их полного осуществления в согласованные сроки»11.

Несмотря на множество правильных вещей, содержащихся в коммюнике и заявлениях глобальных лидеров, конкретных результатов не так много. Если с первым блоком задач (предотвращение масштабной финансовой катастрофы), справиться удалось, хоть и ценой огромных затрат12, то с утверждением глобальной финансовой стабильности, а тем более с оздоровлением финансовой системы для ее полноценного использования в интересах «экономического роста, занятости и снижения уровня бедности» дела обстоят хуже.

До стабилизации экономического роста и занятости даже на скромном уровне пока далеко. Уровень безработицы, особенно среди молодежи, зашкаливает. Идет так называемое «трехскоростное экономическое развитие», когда в одних странах «двадцатки» наблюдается сравнительно высокий рост, экономика других топчется на месте, а в третьих она опять пошла на спад. Крайне необходимые инвестиции в реальную экономику в большинстве стран «Группы двадцати» находятся на недопустимо низком уровне. О восстановлении доверия на рынках говорить не приходится. Для многих государств остро стоит проблема бюджетной консолидации и рефинансирования внешней задолженности. Царят протекционистские настроения (известно, что в течение самого короткого времени после декларативного заявления о коллективном отказе от протекционизма почти все страны «двадцатки» приняли те или иные меры по защите внутреннего рынка).

10 Лондонский саммит. Заявление лидеров. Заявление об укреплении финансовой системы. Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые организации. План действий по выходу из глобального финансового кризиса. 2 апреля 2009 г.

11 Питтсбургский саммит. Заявление глав государств «Группы двадцати». 24-25 сентября 2009 г. Лондонский саммит. Заявление лидеров. Заявление об укреплении финансовой системы. Заявление о направлении ресурсов через международные финансовые организации. План действий по выходу из глобального финансового кризиса. 2 апреля 2009 г.; Декларация лидеров государств «Группы 20» в Торонто. 26-27 июня 2010 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12 По некоторым подсчетам, суммарный коэффициент государственного долга ведущих западных держав по отношению к ВВП вырос с 84,1 % в 2007 г. до 109,9 % в 2010 г., и этот долг ложится тяжким бременем на нынешнее и будущее поколения, которым придется расплачиваться за него десятилетия [4].

Сохраняется практика двойных и даже тройных стандартов. Так, если одна страна, добиваясь снижения безработицы, ежемесячно закачивает в экономику по 85 млрд долл., то для других разовая мобилизации практически на порядок меньшей суммы дается ценой огромных социально-экономических и политических издержек, а коллективный поиск путей решения возникших финансовых проблем подчас становится предметом свободного творчества с непредсказуемым результатом. При желании этот список может быть продолжен.

Нельзя не заметить, что глобальные финансово-экономические интересы ряда участников «двадцаточного» процесса расходятся, и потому даже по тем позициям, по которым в-20 принимает общие решения, последующие действия не всегда совпадают.

Прежде всего речь идет о различиях в подходах ко многим глобальным проблемам и способам их решения у стран зрелых и развивающихся рынков. В составе «двадцатки» они представлены примерно поровну, хотя и каждая из двух групп по позициям, занимаемым входящими в них странами, неоднородна. Можно говорить о единых подходах стран БРИКС (Бразилии, Индии, Китая, России и Южной Африки), лидеров которых отличает общность взглядов по широкому кругу ключевых проблем мировой экономики и политики. Они реально координируют свои действия в «Группе двадцати», в том числе по вопросам финансовой повестки, используя для этого как различные многосторонние форумы, так и тематические встречи в «узком кругу», включая встречи министров финансов и управляющих центральных банков БРИКС в порядке подготовки к саммитам13.

Для стран «зрелых рыночных экономик» важную роль по-прежнему играют встречи министров финансов и управляющих центральных банков «Большой семерки», хотя некоторые финансовые темы глобального характера появляются и в повестке «Группы восьми», объединяющей страны «семерки» и Россию.

При всей важности многогранной деятельности «Большой двадцатки» приходится

13 Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта

2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1430 (дата обращения:

14.06.2013).

ЧИТАТЕЛЮ НА ЗАМЕТКУ

Тема институционализации «Большой двадцатки» возникает достаточно часто. Так, в посвященном G-20 специальном докладе Комиссии по европейским делам Национальной ассамблеи Франции предлагается учредить постоянный секретариат «Группы двадцати», разместив его «по технико-административным причинам» в штаб-квартире ОЭСР в Париже [2]. Есть и иные предложения, поступающие от представителей других входящих в «двадцатку» стран.

констатировать, что ее решения подчас остаются на бумаге. У в-20, как, впрочем, и у старшей по возрасту «восьмерки», отсутствует механизм обеспечения реализации принимаемых решений. Мониторинг их выполнения также далек от совершенства. Поэтому разработка механизма отчетности и оценки выполнения принятых «двадцаткой» обязательств остается одной из наиболее актуальных задач.

В силу неформального статуса «Группа двадцати» не располагает собственным аппаратом, который мог бы выполнять подобные функции. Основная нагрузка по поддержанию деятельности ложится на шерп принимающих «двадцатку» стран, работа которых содержит элементы свободного творчества.

Необязательность выполнения решений способна подорвать авторитет любой принимающей их организации, даже если эта организация, основанная на клубных принципах, по влиянию не имеет себе равных. От того, как дальше будет складываться ситуация с «исполнительской дисциплиной», во многом зависит дальнейшая судьба «Большой двадцатки», которой еще предстоит доказать свою эффективность. в-20 может реально стать важнейшим элементом глобальной системы финансово-экономического регулирования, центром подготовки и гарантом выполнения ключевых решений или опуститься до уровня ритуальных церемоний,

эффектных светских мероприятий, от которых мало что зависит.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Финансовые новеллы российской повестки.

Возглавив «Группу двадцати» в декабре 2012 г., Россия поставила во главу ее деятельности обеспечение роста и занятости. Как отмечено в обращении Президента страны в связи с началом российского председательства, главную задачу «мы видим в том, чтобы сконцентрировать усилия «двадцатки» на разработке мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест. Что для этого необходимо? Для нас ответ очевиден: это стимулирование инвестиций, доверие и транспарентность на рынках, эффективное регулирование»14. На этих приоритетах выстроена повестка российского председательства в в-20, где отражены все важнейшие направления деятельности «двадцатки», включая реформирование валютной системы, финансового регулирования и надзора. Вместе с тем в рамках сложившейся финансовой повестки российская сторона предложила обсудить две новые темы: «Финансирование инвестиций как основа экономического роста и создания рабочих мест» и «Модернизация национальных систем государственных заимствований и управления суверенным долгом»15. Тем самым обеспечива-

У G-20, как, впрочем, и у старшей по возрасту «восьмерки», отсутствует механизм обеспечения реализации принимаемых решений. Разработка механизма отчетности и оценки выполнения принятых «двадцаткой» обязательств остается одной из наиболее актуальных задач

ются преемственность повестки в-20 и новые подходы к ее рассмотрению.

Стратегическое видение повестки, обоснование выбора приоритетов и «дорожная карта» в-20 на 2013 г. представлены в Концепции российского председательства в «Группе

14 Обращение Владимира Путина по случаю начала председательства России в «Группе двадцати». URL: http://www.kremlin.ru/ tanscripts/17001 (дата обращения: 02.06.2013).

15 Там же.

двадцати»16. Финансовые вопросы красной нитью проходят через весь этот документ и выделены в самостоятельные разделы по финансированию инвестиций, реформированию международной валютно-финансовой системы и реформе финансового регулирования и надзора.

В Концепции поставлены следующие задачи:

• содействовать созданию более благоприятных условий для финансирования инвестиций;

• выявить новые источники «длинных» денег;

• проследить влияние реформы финансового регулирования на приток долгосрочных средств в экономику;

• определить роль в инвестиционной деятельности государственно-частных пар-тнерств (ГЧП);

• выявить возможности и барьеры в банковском секторе, в работе многосторонних и национальных банков развития;

• интенсифицировать обсуждение вопросов управления суверенным долгом и устойчивости систем государственных заимствований, равно как проблем реформирования международной ва-лютно-финансовой системы (МВФС) и обеспечения эффективного в плане экономического роста и занятости финансового надзора и регулирования17.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Финансирование инвестиций — важнейшая предпосылка экономического роста и главный фактор создания рабочих мест»18. Вместе с тем существенное снижение объемов инвестиций стало одним из наиболее явных негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса. Хотя в определенной мере свертывание инвестиций можно связать и с принятыми «двадцаткой» жесткими антикризисными мерами.

Практика показала: то, что разрабатывалось во избежание скатывания к общей финансовой катастрофе, может стать серьезным

16 Концепция председательства Российской Федерации в «Группе двадцати». Декабрь 2012. URL: http://ru.g20russia.ru/docs./g20_russia/ online (дата обращения: 19.01.2013).

17 Там же.

18 Там же.

препятствием на пути к восстановлению экономического роста, по крайней мере, для ряда стран и групп государств. Поэтому одна из первоочередных задач российского председательства в G-20 видится в мониторинге регулирующего воздействия, в отслеживании последствий принимаемых мер, их влияния на экономический рост и занятость с внесением по результатам необходимых корректировок в реализуемые планы и программы.

Ключевые цели российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 г. встретили общую поддержку. Лидеры БРИКС, например, в принятых на саммите в Дурбане Этеквин-ской декларации и Этеквинском плане действий особо отметили «усилия, направленные на увеличение финансирования и обеспечение устойчивости государственного долга, ставящие целью обеспечение сильного, устойчивого, всеобъемлющего и сбалансированного роста, а также создание рабочих мест во всем мире»19. Другие подчеркивали важность российских инициатив по мониторингу реализации принимаемых G-20 решений, отслеживанию их реальных последствий. Так или иначе, положительно отозвались о российских инициативах все «штатные» и «нештатные» партнеры по «двадцатке».

Придавая особое значение сотрудничеству с партнерами по управляющей «тройке» (с Мексикой, ранее возглавлявшей G20, и с Австралией, к которой следующей перейдет председательство), Россия усилила диалог по широкому кругу заинтересованных сторон в формате «аутрич»: с не входящими в «Группу двадцати» влиятельными государствами, международными организациями (с акцентом на вовлечение ООН), деловым сообществом, профсоюзами, гражданским обществом, молодежью, научными и экспертными кругами. Руководство страны убеждено, что этим «мы не только повысим легитимность, прозрачность и эффективность «Группы двадцати», но также расширим свое стратегическое видение, сможем вырабатывать более действенные решения и увеличим общественную пользу от деятельности «Группы двадцати»

19 Этеквинская декларация и Этеквинский план действий. 27 марта 2013 г. URL: http://www.kremlin.ru/ref_notes/1430 (дата обращения: 14.06.2013).

благодаря синергетическому эффекту от взаимодействия»20.

Для разработки финансовой тематики особое значение имеет диалог с «Деловой двадцаткой» (В-20, или Бизнес-двадцаткой) — неформальным объединением лидеров деловых кругов стран «Группы двадцати», которые, начиная с лондонского саммита 2009 г., вносят свой вклад в работу над рекомендациями главам государств и правительств входящих в в-20 стран в ходе подготовки регулярных встреч на высшем уровне.

«Зеленая книга», проект предложений делового сообщества главам государств и правительств G-20, вынесена на открытое обсуждение всеми заинтересованными сторонами и размещен на сайте «Деловой двадцатки» -www.B20russia.com

В год российского председательства в «Группе двадцати» Бизнес-двадцатку возглавляет Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), получивший соответствующие полномочия и от зарубежных партнеров по В-20, и от руководства нашей страны. Работу над рекомендациями глобальным лидерам развернули созданные РСПП семь представительных целевых групп, две из которых («Финансовая система — восстановление доверия и роста» и «Инвестиции и инфраструктура») непосредственно посвящены финансовой тематике, а в остальных она стала непременным атрибутом подготовки пакета предложения.

Полугодовая работа целевых групп В-20 завершилась выпуском проекта предложений делового сообщества главам государств и правительств G-20, которые соберутся на очередной саммит «Группы двадцати» 5-6 сентября 2013 г. в Стрельне. Этот проект, именуемый «Зеленая книга», вынесен на открытое обсуждение всеми заинтересованными сторонами и размещен на сайте «Деловой

20 Концепция председательства Российской Федерации в «Группе двадцати». Декабрь 2012. URL: http://ru.g20russia.ru/docs./g20_russia/ online (дата обращения: 19.01.2013).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

двадцатки» — www.B20russia.com. После подведения итогов обсуждения и внесения всех необходимых поправок рекомендации бизнеса уже в виде «Белой книги» будут официально вручены вначале шерпам в-20 на встрече в последней декаде июля 2013 г. (рабочий диалог с шерпами «Большой двадцатки» В-20 ведет с самого начала российского председательства в «двадцатке»), а затем и непосредственно главам государств и правительств стран «Группы двадцати» на встрече в Стрельне.

Что делать? Именно так назван заключительный раздел брошюры Марка Медиша и Даниеля Лучича из вашингтонского Центра глобальных интересов, посвященной российскому председательству в «Группе двадцати». Среди советов общего характера, которые эти авторы дают России, есть конкретика: предлагается напомнить миру об опасности проявления в нынешней ситуации «настроений защитников осажденной крепости» и отметить дефицит сотрудничества со ссылкой на западноевропейский рецепт оказания финансовой поддержки Кипру [5]. Подобные решения не способствуют восстановлению доверия на финансовом рынке, без чего трудно ожидать успешного выполнения им функций посредника между владельцами свободных денежных средств и получателями кредитов. Ситуация по Кипру заслуживает внимания прежде всего потому, что не согласуется с декларированными «Группой двадцати» принципами типа «защита вкладов и сбережений». Выдвинутые Еврогруппой условия поддержки Кипра существенно отличаются от тех, что годом ранее получила Греция. Казалось, на греческом примере отработан универсальный механизм обмена бюджетной консолидации и реформ на списание части долга и поддержку национальных банковских институтов, но по Кипру решения были совсем иными. Председатель Еврогруппы что ни день выступал с новыми заявлениями, то выдавая киприотский финансовый пакет за новый универсальный, то называя его сугубо специфическим подходом к урегулированию долговых проблем одной конкретно взятой страны. Впрочем, и греческий пакет подвергся критике со стороны экспертов выступающего постоянным участником встреч «двадцатки» Международного

валютного фонда (МВФ).

Принуждая одни страны к жесточайшей бюджетной экономии, несмотря на замедление экономического роста, ухудшение ситуации с занятостью и усиление социальной напряженности, лидеры в-20 примирительно относятся к весьма либеральной монетарной политике других. Так, США с суммарной задолженностью государства, корпораций, домохозяйств, втрое превышающей ВВП, чья ситуация перед каждым законодательным повышением лимита государственного долга приводит рынки в крайнее напряжение, добиваясь снижения уровня безработицы, в последнее время ежемесячно вливали в экономику по 85 трлн долл.21 А для Кипра получение 10 трлн стало почти непреодолимой проблемой. Налицо опять двойные стандарты и отсутствие ясных ориентиров в финансовой политике. Получается, «двадцатка» может успешно функционировать в относительно спокойных условиях, решая проблемы второго и третьего порядка, но по-прежнему не готова к четкой работе с предсказуемым результатом в острых ситуациях.

Ликвидация громадного отрыва финансовой сферы от реальной экономики и устранение возникших в этой связи вопиющих финансовых дисбалансов представляется одной из важнейших задач, стоящих перед глобальными лидерами.

То, что в Национальном докладе, из которого почерпнута табл. 1, названо «нарастанием финансовой глубины мировой экономики», является скорее показателем опасного разрастания ее перекосов, усиливающегося отрыва глобальных финансовых активов от развития реальной экономики в целом и производственной сферы в частности, свидетельством классического роста фиктивного капитала в ущерб производственному.

Главный принцип дальнейших действий можно сформулировать следующим образом: финансовая консолидация и финансовое регулирование не должны препятствовать экономическому росту и занятости ни на глобальном уровне, ни в отдельных странах

21 США при этом получили от агентства «Standard & Poors' подтверждение суверенного краткосрочного кредитного рейтинга на уровне «А1+» и долгосрочного — «АА+» с пересмотром прогноза последнего с «негативного» на «стабильный».

Таблица 1

Динамика финансовых показателей развития мировой экономики,%

Основные показатели, в целом по миру 1980 1990 2000 2002 2007 2008 2020 2030

Банковские депозиты/ ВВП 46 83 106 114 101 100 110-120 120-130

Ценные бумаги/ВВП 57 127 243 175 250 192 310-330 410-480

Глобальные финансовые активы/ВВП 103 210 349 289 351 292 420-450 530-610

Биржевые деривативы/ ВВП н/д н/д 44 72 146 95 200-220 270-310

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внебиржевые деривативы/ВВП н/д н/д 297 427 1078 899 1900-2000 2700-2900

Источник: приводится по тексту Национального доклада «Системный риск финансового рынка России: 2012-2020» (Материалы к обсуждению), подготовленного в интересах СРО «Национальная фондовая ассоциация» к VII Международному РЕПО-ФОРУМУ НФА зав. отделом международных рынков капитала ИМЭМО РАН, д. э. н., проф. Я. М. Миркиным. Москва, 2011. С. 11.

и регионах. Еще в первом совместном заявлении — Декларации вашингтонского саммита по финансовым рынкам и мировой экономике — лидеры «двадцатки» обязались «не допускать зарегулированности, которая затормозила бы экономический рост и еще в большей степени сузила потоки капитала, в том числе в развивающиеся страны»22. Но именно это как раз и происходит. Причем с сужением притока капитала столкнулись не только государства развивающихся рынков, но и многие страны зрелых экономик, мировое производство в целом и инновационные отрасли в частности.

Очевидно, что ситуация требует срочного вмешательства глобальных лидеров. Вот лишь некоторые из мер, способных, по мнению автора, реально помочь ее выправлению, оздоровлению финансовой сферы, которое всегда было если не главной, то одной из наиважнейших целей деятельности «Большой двадцатки»:

1. Путем согласованных действий обеспечить постепенную стерилизацию глобального финансового навеса над реальной экономикой.

2. Добиваться адекватности глобального финансового надзора и регулирования сложившейся рыночной ситуации, сокращая серьезное отставание, во многом связанное с конфликтом интересов у главных бенефициаров

22 Декларация Саммита по финансовым рынкам и мировой экономике. Вашингтон, 14-15 ноября 2008 г.

существующего финансового миропорядка, претендующих на роль его основных реформаторов.

3. Стремиться к органичному соединению финансовых реформ на национальных, региональных и международном уровнях.

4. Реформы национальных финансов начать с модернизация систем государственных заимствований и управления суверенным долгом, увязав их с общими мерами по финансовая консолидации и финансовой дисциплине, разрабатываемыми под эгидой «двадцатки». При этом во избежание ненужной конкуренции как минимум внешние заимствования для рефинансирования суверенного долга и кредиты частных заемщиков на производственные цели желательно развести по разным сегментам глобального финансового рынка, ориентировав первые на межгосударственные кредиты и кредиты МВФ, ресурсы которого могут быть многократно увеличены за счет дополнительной эмиссии специальных прав заимствования (СДР).

5. Стимулировать инвестиции в реальную экономику и ее инновационное развитие на основе государственно-частного партнерства (ГЧП) на всех уровнях: национальных, региональных, глобальном, определяя и распространяя лучшие мировые практики.

6. Добиваться ограничения массированных трансграничных перетоков спекулятивного

капитала, самым негативным образом сказывающихся на формирующихся экономиках и многократно усиливающих рыночную во-латильность.

7. Одновременно стимулировать развитие и торговли и инвестиций в производство, придавая первостепенное значение последним во избежание разрастания глобальных дисбалансов и возникновения новых финансовых пузырей.

8. Стремиться увязывать финансовую поддержку крупных инфраструктурных проектов с развитием на соответствующих территориях производственных мощностей, что особенно важно для развивающихся экономик, стремящихся к диверсификации производства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Обеспечить должный надзор и регулирование в «теневом» банковском секторе, на который в ряде стран приходится около половины всех операций банковского характера.

10. Не торопиться сбрасывать со счетов банковские источники кредитной поддержки, традиционно обеспечивавшие основной приток инвестиций в Западной Европе и странах развивающихся рынков.

По данным «Группы тридцати», объединяющей многие знаковые фигуры в глобальной финансовой иерархии, в большинстве западноевропейских стран на банки приходится от 59 % до 71 % общей суммы средств, привлеченных для долгосрочных инвестиций, а в США — только 19 %. Рекордный 81 % инвестиционных ресурсов в США обеспечивает фондовый рынок (выпуск акций и облигаций). Показатели по Китаю близки в европейским: на банки приходится 75 % привлеченных под долгосрочные вложения средств [3]. Похожая картина складывается и по России.

Коммерческие банки стали главным объектом ужесточения требований финансовых регуляторов к устойчивости институциональных участников рынка, хотя не их деятельность послужила детонатором зародившегося в США глобального кризиса. По мнению аналитиков, введение нормативов «Базель-Ш» ведет к снижению банковских вложений в экономику, существенно влияя на ее общее состояние. «Группа тридцати» ожидает значительного повышения спроса на долгосрочные инвестиции в Европе, Азии и Америке. В таких странах, как

Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Мексика, США, Франция и Япония, в совокупности он вырастет с 11,7 трлн долл. в 2010 г. до 18,8 трлн долл. США в 2020 г. [3] Кстати, добившись самых высоких в «Большой семерке» темпов экономического роста, США пока не собираются вводить по отношению к своим банкам даже старые базельские требования, не говоря уже о новых. На встрече в Вашингтоне в апреле 2013 г. министры финансов и управляющие центральных банков стран «двадцатки» отметили, что нормативы по «Базель-III» приняты лишь в половине юрисдикций «Группы двадцати»23. Руководители финансово-банковского блока «с интересом ожидают результатов проводимого в настоящее время анализа макроэкономического воздействия реформ системы регулирования»24. А Россия берет повышенные обязательства и по срокам их введения, и по нормативам. Возникает вопрос: не является ли «Базель-Ш» завуалированным средством конкурентной борьбы за рынки? Ведь фондовому рынку в большинстве стран предстоит еще долго расти, чтобы компенсировать утрату банковских источников кредитования, а инвестиционные ресурсы необходимы сегодня. В таких условиях самым простым способом решения проблемы увеличения притока инвестиционных ресурсов для экономического роста и занятости представляются отдаление общих сроков введения ужесточающих требований «Базель-III» и адресный мораторий на их применение к банковскому кредитованию отраслей, имеющих приоритетное значение.

Средством конкурентной борьбы за рынки может служить и продвижение с использованием государственной, межгосударственной финансовой и другой поддержки так называемых «зеленых» товаров, услуг и технологий, особенно когда у них нет четкого общепринятого определения. Это позволяет, объявив иные товары, услуги и технологии «незелеными», если не совсем убрать с рынка конкурентов, то по меньшей мере лишить их многих конкурентных преимуществ. Поэтому формирование на международном уровне

23 Коммюнике Совещания министров финансов и управляющих центральных банков. Вашингтон, 18-19 апреля 2013 г.

24 Там же.

соответствующих регулярно обновляемых реестров весьма актуально.

Важным резервом поддержания глобального экономического роста и занятости является коренная реформа ключевых бреттон-вудских институтов. По утверждению многих экспертов, «международная финансовая система стала практически «несистемой», не способной генерировать дисциплину, а координация действий между ведущими державами и МВФ наблюдается лишь в чрезвычайных ситуациях вследствие мощнейших кризисов» [2]. Организационные основы и принципы деятельности МВФ и МБРР, других международных банков развития, офшорных финансовых центров и международных рейтинговых агентств, существующая система резервных валют и международных расчетов — все эти и другие составляющие современных международных валютно-кредитных и финансовых отношений нуждаются в серьезной модернизации.

Помимо хорошо известных тем пересмотра квот и систем управления в ведущих международных финансовых организациях, следует особо отметить важность изменения принципов деятельности региональных банков развития. Сегодня в их деятельности преобладают рыночные принципы, не позволяющие странам формирующихся экономик добиться коренных структурных реформ и сохраняющие их повышенную зависимость от внешней конъюнктуры. Условия финансирования со стороны банков развития должны быть серьезно скорректированы на неравные условия доступа на рынки для заемщиков из зрелых и развивающихся экономик, нивелируя нынешний разрыв.

Следует поставить под международный контроль движение капитала через офшорные юрисдикции, определив общий для всех режим функционирования.

Наиболее радикальным средством борьбы с коррупцией может послужить глобальный переход на безналичные расчеты. Он создаст полную открытость (транспарентность) и поможет эффективной оценке рисков по меньшей мере при потребительском кредитовании. Он же послужит средством выявления криминальных доходов, борьбы с серыми зарплатами, роста налоговых поступлений. За безналичным денежным оборотом — будущее,

и любой шаг в этом направлении будет способствовать решению целого блока проблем.

Обеспечению высокой надежности глобальных платежей могло бы способствовать создание сети параллельных, не зависящих одна от другой платежных систем, контролируемых из разных финансовых центров.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наконец, следует добиваться расширения круга валют, используемых в качестве резервных, при обеспечении должной прозрачности и общепризнанных правил в отношении их эмиссии. Общий круг валют, используемых в международных расчетах и резервах, способны дополнить:

• отделение спекулятивного оборота на товарно-сырьевых биржах от реальных сделок купли-продажи (их объемы могут различаться на порядок);

• пересмотр режима деятельности традиционных и создание новых товарных бирж в основных странах — поставщиках сырья на мировой рынок;

• учреждение товарно-сырьевых бирж, на которых цены могут фиксироваться в национальных валютах, обладающих достаточной стабильностью и др.

Должна сложиться новая система рейтинговых агентств (международных и национальных, межгосударственных и частных), способных по существу оценить риски по инвестиционным операциям с использованием, при необходимости, корректирующих коэффициентов. При этом должны учитываться воздействие таких операций на экономический рост и занятость, а также возможности применения частичных государственных гарантий.

Синергия взаимодействия бизнеса и власти, положительный эффект плодотворного диалога со всеми форматами «аутрич», культивируемого в период российского председательства в «двадцатке», могут быть весьма значительны. Выстраивание определенной системы взаимоотношений между всеми заинтересованными сторонами представляется еще одним резервом для эффективного поиска решений финансовых и других проблем, стоящих перед «двадцаткой». Действующие на площадках в-20 и в-8, АТЭС, БРИКС, Всемирного, Петербургского международного, Астанинско-го и многих других экономических форумов

форматы диалога бизнеса и власти, управляющих и разных групп управляемых, только выиграют от усиления элементов координации.

Региональные и трансрегиональные площадки, безусловно, полезны для дискуссий и выработки коллективных подходов к решению тех или иных проблем основными группами стран. Тем не менее вопрос о легитимности и конечной эффективности принимаемых там решений для глобального сообщества остается открытым. По авторитетному мнению независимых международных экспертов во главе с Нобелевским лауреатом по экономике Дж. Стиглицем, «ООН — единственная международная организация, обладающая политической легитимностью и широким мандатом в отношении всех проблем и способная всеобъемлюще учитывать все соответствующие аспекты политики, разработанной в ответ на вызовы, порождаемые глобализацией экономики, нерешенностью социальных и экономических проблем» [1].

Трудно подменить основной, по-настоящему глобальный форум, каковым является ООН, клубами избранных, пусть даже

наиболее влиятельных и авторитетных государств. И это не в последнюю очередь касается глобальной валютно-финансовой реформы. По сути, именно ООН еще в ранний период деятельности этой организации и принимались все принципиальные решения, определяющие сегодняшний валют-но-финансовый ландшафт. В мире не существует более легитимного и авторитетного органа для принятия «дорожной карты» по эволюции к новому финансовому миропорядку. Поэтому созыв рано или поздно под эгидой ООН глобальной валютно-финансо-вой конференции по типу бреттон-вудской представляется неизбежным. Возможно, такой конференции должны предшествовать целевые конференции руководителей крупнейших региональных финансово-экономических организаций и встречи авторитетных представителей экспертного сообщества для выработки общих подходов к решению назревших финансовых проблем. Но чем скорее процесс перейдет из затянувшейся фазы общих рассуждений и деклараций в стадию практических действий — тем лучше.

ЛИТЕРАТУРА

1. Доклад Стиглица о реформе международной валютно-финансовой системы: уроки глобального кризиса / Пер. с англ. д. ю. н. Юмашева Ю. М. - М.: Международные отношения, 2010. - 324 с.

2. L'Union europeenne, au coeur du project de regulation mondiale porte par le G20. Assemblee Nationale, Rapport d'information, 2011, 329 p. (in French and English).

3. Long Term Finance and Economic Growth. The Group of Thirty Working Group on Long-term Finance. - Washington, D.C, 2013. - 70 p.

4. Davies H. The Financial Crisis. Who is to Blame? - Cambridge: Polity Press, 2010. - 229 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Medish M., Lucich D. Toward the St. Petersburg G-20 Summit: Russia's Turn to Steer the Group of Twenty. An Interim Assessment. - Washington: Center on Global Interests, 2013. - 29 p.

REFERENCES

1. The Stiglitz Report: Reforming the International Monetary and Financial Systems in the Wake of the Global Crisis. Traslated from English by Y. Yumashev. Moscow, 2010, 324 p. (in Russian).

2. L'Union europeenne, au coeur du project de regulation mondiale porte par le G20. Assemblee Nationale, Rapport d'information, 2011, 329 p. (in French and English).

3. Long Term Finance and Economic Growth. The Group of Thirty Working Group on Long-term Finance. Washington, D.C, 2013, 70 p.

4. Davies H. The Financial Crisis. Who is to Blame? Cambridge, 2010, 229 p.

5. Medish M., Lucich D. Toward the St. Petersburg G-20 Summit: Russia's Turn to Steer the Group of Twenty. An Interim Assessment. Washington, 2013, 29 p.

cyberleninka.ru

ПОИСК ЛЮДЕЙ / ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: ГОДЫ И ЛЮДИ

Родился 28 июня 1951 года. В 1973 году с отличием окончил Московский финансовый институт (ныне – Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации). Имеет учёную степень кандидата экономических наук и публикации по вопросам международных валютно-кредитных отношений и финансово-банковского дела. В 2007 году был избран членом-корреспондентом Академии технологических наук Российской Федерации, в 2008 году - председателем Научного совета академии «Банковские, финансовые и инвестиционные технологии». В настоящее время является Вице-президентом Ассоциации российских банков, председателем Комитета по международной деятельности АРБ, Верховным Комиссаром ЕОЭС по финансам и инвестициям.

www.fa100.ru


Смотрите также