Плеханов георгий валентинович биография


Плеханов Георгий Валентинович: краткая биография, семья, основные идеи

Видный политический деятель предреволюционной эпохи и один из создателей Российской социал-демократической партии Георгий Валентинович Плеханов, краткая биография которого легла в основу данной статьи, родился 11 декабря (29 ноября) 1856 года на Тамбовщине. Его отец Валентин Петрович - глава большой многодетной семьи - был отставным штабс-капитаном и не имел ни богатства, ни связей. Поэтому будущему теоретику и пропагандисту марксизма пришлось всего в жизни добиваться своими силами.

Становление жизненных взглядов

Окончив с золотой медалью Воронежскую военную гимназию, Георгий поступил в Санкт-Петербургское юнкерское училище, причём сделал это вопреки желанию отца, мотивируя свой поступок тем, что военная служба является наиболее достойным занятием для дворянина. Однако очень скоро Георгий Валентинович разочаровывается в выбранном им пути и в 1874 году успешно сдаёт вступительные экзамены в не менее престижное столичное учебное заведение – Горный институт.

Несмотря на успехи в учёбе, отмеченные присуждением ему Екатерининской стипендии, молодой студент был отчислен со второго курса за неуплату. Это заставило Георгия Валентиновича, оставив прежний идеализм, по-новому взглянуть на реалии окружавшей жизни и прийти к мысли о необходимости переустройства политической системы страны.

В этом же году Г. В. Плеханов вступает в организацию «Земля и воля», члены которой видели путь решения коренных социальных проблем в сближении интеллигенции с народом и обретении ею утраченных ранее «истинных корней». Вскоре он становится одним из её руководителей и приобретает известность как видный публицист и теоретик этого политического направления. После распада «Земли и воли» Плеханов возглавляет тайное общество «Чёрный Передел», выступавшее за изменение существовавшего строя методами, не выходящими за рамки существовавших законов.

Тем не менее, во избежание ареста, в 1880 году Георгий Валентинович был вынужден эмигрировать в Швейцарию, где в то время находилось много его соотечественников, также покинувших Россию, спасаясь от преследования охранки. Встав во главе круга единомышленников, Г. В. Плеханов уже через три года создаёт в Женеве организацию, получившую название группы «Освобождение труда», а несколько позже основывает «Союз русских социал-демократов за границей». Эти его детища сыграли заметную роль в политической жизни того времени. В 1900 году Плеханов и Ленин основали и возглавили революционную газету «Искра», издававшуюся за рубежом и тайно переправлявшуюся в Россию.

Организация II съезда РСДРП стала одним из наиболее ярких эпизодов биографии Георгия Валентиновича Плеханова. Кратко это событие можно обрисовать следующим образом. Первый съезд новообразованной партии, состоявшийся весной 1898 года в Минске, не принёс желаемых результатов. На нём не были приняты ни её программа, ни устав, в результате чего в последующий период Плеханов трудился над созывом II съезда, открывшегося 24 июля (6 августа) в Брюсселе, но, в интересах конспирации, перенесённого затем в Лондон.

Образование меньшевистского крыла РСДРП

На нём в ходе обсуждения ряда наиболее существенных политических вопросов между Плехановым и Лениным обозначились принципиальные разногласия, что стало причиной их последующего разрыва. Это наложило отпечаток на всю последующую историю партии. Как известно, сторонники Ленина, получившие на выборах в центральные органы руководства большинство голосов, стали именоваться «большевиками», а их оппоненты, возглавляемые Ю. О. Мартовым – «меньшевиками».

К их числу примкнул и Георгий Валентинович Плеханов. В краткой биографии этого человека, опубликованной вместе с некрологом после его кончины, последовавшей в 1918 году, указывалось, в частности, что он являлся одним из наиболее активных деятелей меньшевистской фракции РСДРП. Такая позиция, занятая им в ходе II съезда партии и определившая всё дальнейшее направление деятельности, послужила причиной весьма предвзятого отношения к нему со стороны официальной советской пропаганды, сохранявшегося на протяжении длительного периода.

Публицистическая деятельность в годы эмиграции

В событиях Первой русской революции (1905–1907) Плеханов активного участия не принимал, оставаясь всё это время за границей. Свою роль как одного из руководителей РСДРП Плеханов ограничил лишь публикациями в газете «Искра», среди которых наибольший общественный резонанс получила статья, вышедшая в феврале 1905 года. В ней он призывал к началу вооружённого восстания, но подчёркивал, что его успех будет зависеть в первую очередь от того, насколько широкий масштаб примет агитация, развёрнутая среди солдат и матросов. Дальнейшие события показали его полную правоту.

Кроме газеты «Искра», статьи Георгия Валентиновича печатались в общепартийных газетах, таких как «Социал-демократ», «Звезда» и ряде других, предоставлявших свои страницы как большевикам, так и их политическим оппонентам – меньшевикам.

Возвращение на Родину

С 1905 по 1912 гг. многие свои работы Плеханов издавал в журнале «Дневник социал-демократа», основанном им в Женеве, нелегально переправляемом на родину и сыгравшем определённую роль в подготовке последующих событий. Вернуться в Россию он получил возможность лишь после Февральской революции. В марте 1917 года на Финляндском вокзале Петрограда его встретили товарищи по партии: М. И. Скобелев, И. Г. Церетели и Н. С. Чхеидзе.

Однако приём, оказанный Плеханову Исполкомом Петроградского совета РСДРП(б), нельзя было назвать радушным. Вернувшись после 37 лет эмиграции, он не был допущен к руководящей партийной работе, главным образом потому, что вопреки позиции большевиков, призывавших к скорейшему выходу России из Первой мировой войны, считал необходимым дальнейшее участие в ней на стороне Антанты.

Убеждённый критик большевизма

В течение всего последующего периода, вплоть до захвата большевиками власти, Плеханов вёл с ними полемику на страницах газеты «Единство», основанной им ещё четырьмя годами ранее в Швейцарии и теперь легально издававшейся в Петрограде. Всячески поддерживая Временное правительство, он в то же время критически относился к сторонникам Ленина, апрельские тезисы которого назвал «откровенным бредом».

В краткой биографии Георгия Валентиновича Плеханова, включённой в программу многих учебных заведений страны, подчёркивается его крайне негативное отношение к октябрьскому вооружённому перевороту, в результате которого большевики, по сути, узурпировали власть. В своих публикациях того периода он неоднократно подчёркивал, что ситуация, при которой дальнейшая судьба страны находится в руках одного класса, или, что ещё хуже, одной правящей партии, чревата для неё самыми пагубными последствиями. Надо ли говорить, что ход дальнейших событий полностью подтвердил его точку зрения.

Обращение к петроградскому пролетариату

За несколько месяцев до смерти Плеханов обратился с открытым письмом к рабочим Петрограда. Указывая на несвоевременность захвата власти пролетариатом, он предупреждал, что его следствием станет не социальная революция, преддверием которой явилось падение монархии и последующие события, а гражданская война, способная отбросить общество далеко назад от завоёванных к тому времени позиций. В то же время он с глубоким сожалением констатировал, что, по его мнению, власть большевики захватили надолго, и вооружённая борьбы с ними приведёт лишь к бессмысленному кровопролитию. Как известно, этот его тезис нашёл в дальнейшем своё историческое подтверждение.

Ещё в 1887 году у Георгия Валентиновича был диагностирован туберкулёз, которым он страдал на протяжении всех последующих лет. К осени 1917 года состояние здоровья настолько ухудшилось, что его жена, Розалия Марковна, с которой Плеханов состоял в браке с 1879 года, сочла нужным поместить мужа во французскую больницу, находившуюся в Петрограде на 14-й линии Васильевского острова.

После принятия ряда неотложных мер больной был отправлен в Финляндию, где лечение продолжалось в частном санатории доктора Циммермана – известного в те годы специалиста по лёгочным заболеваниям. Этому медицинскому учреждению суждено было стать последним адресом Плеханова. Там он скончался 30 мая 1918 года после длительной агонии, продолжавшейся почти две недели. Причиной смерти, как показало вскрытие, явилась эмболия – патологический процесс, нередко поражающий сердце в результате обострения туберкулёза.

Через несколько дней гроб с телом покойного был доставлен в Петроград, где 5 июня на Литераторских мостках Александро-Невской лавры состоялось погребение. Весьма символично, что рядом с могилой Плеханова высится надгробие другого выдающегося деятеля российской истории – литературного критика и публициста В. Г. Белинского. Он также пытался искать пути преодоления социальной несправедливости и не признавал насилия в качестве инструмента для достижения высших целей.

Семья Плеханова

Как уже отмечалось выше, с 1879 года Георгий Валентинович состоял в браке. Его жена Розалия Марковна (урождённая Боград) происходила из многодетной еврейской семьи, проживавшей в Херсонской губернии. Окончив вначале Мариинскую гимназию, а затем медицинский факультет Женевского университета, она получила диплом врача и некоторое время вела собственную практику. Детьми Плеханова, рождёнными в этом браке, стали четыре дочери. Две из них - Вера и Мария - умерли ещё в детстве, тогда как остальные - Лидия и Евгения - дожили до преклонных лет, но в России так и не побывали.

В середине 20-х годов Розалия Марковна переехала из Парижа в Ленинград, где принимала участие в подготовке издания архива своего покойного мужа, большинство материалов из которого она привезла с собой. С 1928 года она руководила одним из подразделений Российской национальной библиотеки, получившим название Дома Плеханова, а спустя десятилетие вернулась в Париж, где и скончалась 30 августа 1949 года. Один из внуков Георгия Валентиновича - сын его дочери Евгении Клод Бато-Плеханов - стал видным французским дипломатом, о судьбах же остальных его потомков мало что известно.

Основные идеи Плеханова и их критика

Завершая краткую биографию Георгия Валентиновича Плеханова, нельзя обойти стороной те философские взгляды, которые нашли отражение в его многочисленных публикациях. Так, сопоставляя материализм и идеализм, он решительно отдавал предпочтение первому из этих учений. Основной тезис большинства его произведений, написанных на эту тему, состоял в том, что духовный мир людей является плодом окружающей их среды. Иными словами, Плеханов придерживался классической формулы марксизма, гласящей, что именно бытие определяет сознание.

В то же время, по мнению современных исследователей, принципиальным заблуждением Плеханова явился выдвинутый им постулат, согласно которому материя, под которой он подразумевал окружающую среду, делится на природу и зависящее от неё человеческое общество. Эта зависимость проявляется в формировании общественного мнения, соответствующего тем или иным природным, а точнее, географическим условиям.

Подобной точки зрения придерживались в прошлом и знаменитые французские философы-материалисты Гольбах и Гельвеций. К несчастью, ни они, ни их последователь Плеханов не учитывали, что основным свойством общественного мнения является тенденция к постоянному изменению под воздействием совершенно иных факторов, нежели сохраняющиеся в неизменном виде географические особенности. Ясность в этот вопрос внёс К. Маркс, развив выдвинутую им теорию «производственных сил».

fb.ru

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

Деятель российского и международного социал-демократического движения.

Дво­ря­нин. Окон­чил Во­ро­неж­скую во­енную гим­на­зию (1873), учил­ся во Втором военном Кон­стан­ти­нов­ском училище (1873-1874) и в Гор­ном институте (1874-1876) в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Всту­пил в «Се­вер­ную ре­во­лю­ци­он­но-на­род­ни­че­скую груп­пу», став­шую ядром организации «Зем­ля и во­ля» 1870-х годов. Один из ор­га­ни­за­то­ров по­ли­тических де­мон­ст­ра­ции ра­бо­чих и сту­ден­тов у Ка­зан­ско­го со­бо­ра в декабре 1876 года. В 1877 году в связи с уг­ро­зой аре­ста несколько ме­ся­цев про­вёл за гра­ни­цей, по воз­вра­ще­нии уво­лен из института, пе­ре­шёл на по­ло­же­ние рево­лю­цио­не­ра-под­поль­щи­ка. Вёл про­па­ган­ду сре­ди ра­бо­чих в Санкт-Пе­тер­бур­ге, Са­ра­то­ве, Рос­то­ве-на-До­ну, счи­тал в этот пе­ри­од, что ра­бо­чий ва­жен не сам по се­бе, а пре­ж­де все­го как со­юз­ник главной ре­во­люционной си­лы - кре­сть­ян­ст­ва. Один из ре­дак­то­ров окон­чательного ва­ри­ан­та про­грам­мы «Зем­ли и во­ли» (1878) и жур­на­ла с тем же на­зва­ни­ем. Опуб­ли­ко­вал в нём статью «За­кон эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия об­ще­ст­ва и за­да­чи со­циа­лиз­ма в Рос­сии» (1879, № 3-4), ко­то­рая сра­зу вы­дви­ну­ла Плеханова в чис­ло ве­ду­щих тео­ре­ти­ков на­род­ни­че­ст­ва. При­зна­вая от­кры­тую К. Мар­ксом за­ко­но­мер­ность сме­ны об­щественно-эко­но­мических фор­ма­ций и ре­шаю­щую роль со­ци­аль­но-эко­но­мических фак­то­ров в этом про­цес­се, Плеханов ут­вер­ждал, что Рос­сия по­ка не под­чи­ня­ет­ся этой за­ко­но­мер­но­сти, по­сколь­ку кре­сть­я­не дер­жат­ся за об­щи­ну. По­это­му основные уси­лия российских ре­во­лю­цио­не­ров долж­ны быть на­прав­ле­ны на пол­ное раз­ру­ше­ние вся­ко­го го­су­дар­ст­ва и обес­пе­че­ние кре­сть­я­ни­ну воз­мож­но­сти раз­ви­вать кол­лек­ти­ви­ст­ские на­ча­ла, за­ло­жен­ные в об­щи­не. Уст­ра­не­ние са­мо­дер­жа­вия, по мне­нию Плеханова, при­ве­ло бы в ко­неч­ном счё­те к тор­же­ст­ву в Рос­сии об­щин­но­го со­циа­лиз­ма. В свя­зи с пе­ре­хо­дом зем­ле­воль­цев к тер­ро­ри­стической дея­тель­но­сти Плеханов по­ки­нул в знак про­тес­та их съезд (июнь 1879).

По­сле окон­ча­тель­но­го рас­ко­ла ор­га­ни­за­ции во­шёл в «Чёр­ный пе­ре­дел», стал идей­ным ру­ко­во­ди­те­лем ор­га­ни­за­ции. Жил в Санкт-Пе­тер­бур­ге по фаль­ши­во­му пас­пор­ту. На­пи­сал ма­ни­фест «Чёр­но­го пе­ре­де­ла», в ко­то­ром кре­сть­я­нам пред­ла­га­лось со­би­рать схо­ды и по­сы­лать хо­до­ков к на­след­ни­ку пре­сто­ла с прось­ба­ми: пе­ре­де­лить ме­ж­ду кре­сть­я­на­ми по­ров­ну и без вся­ко­го вы­ку­па все ка­зён­ные и по­ме­щи­чьи зем­ли, лу­га и ле­са; пре­до­с­та­вить на­ро­ду пра­во сво­бод­но и бес­по­шлин­но за­ни­мать­ся лю­бы­ми про­мыс­ла­ми; умень­шить по­да­ти и по­вин­но­сти и про­стить не­до­им­ки; ли­к­ви­ди­ро­вать долж­но­сти уряд­ни­ков, ста­но­вых, ис­прав­ни­ков и др. В слу­чае от­ка­за цар­ских вла­стей удов­ле­тво­рить эти прось­бы кре­сть­я­нам ре­ко­мен­до­ва­лось не пла­тить по­да­тей, от­ка­зы­вать­ся от во­енной служ­бы и при­ся­ги на вер­ность ца­рю, а ес­ли на них пой­дут си­лой - «сто­ять друж­но». Изу­чая тру­ды ста­ти­сти­ков, по­свя­щён­ные кре­сть­ян­ской об­щи­не и сви­де­тель­ст­во­вав­шие о про­цес­се её раз­ло­же­ния и по­яв­ле­нии в ней со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ст­ва, Плеханов на­чал со­мне­вать­ся в ос­но­вах на­род­нической док­три­ны.

В 1880 году был вы­ну­ж­ден эмиг­ри­ро­вать в свя­зи с мас­со­вы­ми аре­ста­ми на­род­ни­ков, на­чав­ши­ми­ся по­сле по­ку­ше­ния на императора Алек­сан­д­ра II в но­ябре 1879 года. До 1917 года жил в Ев­ро­пе (в Швей­ца­рии, Фран­ции, Ве­ли­ко­бри­та­нии, Ита­лии), по­се­щал лек­ции в Же­нев­ском университете и Сор­бон­не, ус­та­но­вил лич­ные кон­так­ты с ли­де­ра­ми западноев­ропейской со­ци­ал-де­мо­кра­тии. Из­вес­тие о смер­тельном ра­не­нии 1(13) мара 1881 года императора Алек­сан­д­ра II чле­на­ми «На­род­ной во­ли» Плеханов вос­при­нял как ко­нец на­ро­до­воль­че­ст­ва.

В начале 1880-х годов, раз­оча­ро­вав­шись в идео­ло­гии и прак­ти­ке на­род­ни­че­ст­ва и пе­ре­жив в этой свя­зи глу­бокий идей­ный кри­зис, Плеханов пе­ре­шёл на по­зи­ции мар­ксиз­ма. Пе­ре­вёл на русский язык «Ма­ни­фест Ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии» К. Мар­кса и Ф. Эн­гель­са (опубликован в 1882 году в Же­не­ве с пре­ди­сло­ви­ем ав­то­ров и Плеханова, ти­раж не­ле­галь­но пе­ре­прав­лен в Рос­сию). Один из ос­но­ва­те­лей пер­вой российской мар­к­си­ст­ской груп­пы «Ос­во­бо­ж­де­ние тру­да» (1883). В сво­их пер­вых марк­си­ст­ских ра­бо­тах «Со­циа­лизм и по­ли­ти­че­ская борь­ба» (1883), «На­ши раз­но­гла­сия» (1885; обе опубликованы в Же­не­ве), первом (1883) и втором (1885; опубликован в 1888 году в Же­не­ве) ва­ри­ан­тах «Про­ек­та про­грам­мы рус­ских со­ци­ал-де­мо­кра­тов» Плеханов бли­жай­шее бу­ду­щее Рос­сии свя­зы­вал с раз­ви­ти­ем ка­пи­та­лиз­ма и ра­бо­че­го дви­же­ния. На­ро­до­воль­че­ской мо­де­ли со­циа­ли­стического пе­ре­во­ро­та он про­ти­во­пос­тав­лял идею двух сле­дую­щих друг за дру­гом с от­но­си­тель­но не­боль­шим (позд­нее при­шёл к вы­во­ду, что зна­чи­тель­ным) ин­тер­ва­лом ре­во­лю­ций - бур­жу­аз­но-де­мо­кра­ти­че­ской и со­циа­ли­сти­че­ской. Главной дви­жу­щей си­лой этих ре­во­лю­ций счи­тал про­ле­та­ри­ат, ру­ко­во­ди­мый мар­кси­ст­ской пар­ти­ей. Плеханов ви­дел в кре­сть­ян­ст­ве, как и в на­ро­ж­дав­шей­ся ли­бе­раль­ной бур­жуа­зии, ре­аль­ных со­юз­ни­ков ра­бо­чих в их борь­бе с са­мо­дер­жа­ви­ем. Рус­ская бур­жуа­зия, по мне­нию Плеханова, за­по­зда­ла в сво­ём со­ци­аль­но-по­ли­тическом раз­ви­тии, по­это­му её гос­под­ство не смо­жет быть про­дол­жи­тель­ным. Под­го­тов­ку ус­ло­вий для со­циа­ли­стического (ком­му­ни­стического) пе­ре­во­ро­та (с це­лью ус­та­нов­ле­ния дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та, пе­ре­хо­да средств про­изводства в об­щественную соб­ст­вен­ность) Плеханов, вслед за Мар­ксом, свя­зы­вал с бы­ст­рой про­ле­та­ри­заци­ей кре­сть­ян­ст­ва и городского ме­щан­ст­ва, пре­вра­ще­ни­ем на­ём­ных ра­бо­чих в са­мый мно­го­численный слой об­ще­ст­ва.

В 1889 году Плеханов вы­сту­пил на уч­ре­дительной кон­грес­се Ин­тер­на­цио­на­ла Второго (Па­риж), зая­вил, что за­да­ча российских со­ци­ал-де­мо­кра­тов - ус­во­ить взгля­ды на­учного со­циа­лиз­ма, рас­про­стра­нить их в ра­бо­чей сре­де и с по­мо­щью ра­бо­чих «при­сту­пом взять твер­ды­ню са­мо­дер­жа­вия». Стал од­ним из при­знан­ных ли­де­ров ев­ропейской со­ци­ал-де­мо­кра­тии, поль­зо­вал­ся у них боль­шим ав­то­ри­те­том как один из ве­ду­щих тео­ре­ти­ков марк­сиз­ма. Уча­ст­во­вал в Цю­рих­ском (1893), Па­риж­ском (1900; из­бран членом Ме­ж­дународного со­циа­ли­стического бю­ро от Рос­сии), Ам­стер­дам­ском (1904), Ко­пен­га­ген­ском (1910) кон­грес­сах Второго Ин­тер­на­цио­на­ла. В конце 1890-х годов Плеханов од­ним из пер­вых вы­сту­пил про­тив по­пы­ток Э. Берн­штей­на пе­ре­смот­реть не­ко­то­рые фун­даментальные по­ло­же­ния марк­сиз­ма. Плеханов ка­те­го­ри­че­ски от­вер­гал его мысль о «за­ту­ха­нии» клас­со­вой борь­бы, вы­смеи­вал те­зис о воз­мож­но­сти пре­одо­ле­ния про­ти­во­ре­чий ка­пи­та­лиз­ма по­сред­ст­вом ре­форм, счи­тал прин­ци­пи­аль­но не­вер­ным от­каз от на­силь­ст­вен­ных спо­со­бов ус­та­нов­ле­ния дик­та­ту­ры про­ле­тариа­та, хо­тя и под­чёр­ки­вал, что не­об­хо­ди­мо све­сти к ми­ни­му­му по­тря­се­ния при пе­ре­хо­де к со­циа­лиз­му. Не ста­вя под со­мне­ние ос­но­во­по­ла­гаю­щий вы­вод Мар­кса об ис­то­рической об­ре­чён­но­сти бур­жу­аз­но­го спо­со­ба про­изводства, Плеханов всё же не отри­цал, что Маркс за­бе­жал впе­рёд, пред­ска­зы­вая ско­рый крах ка­пи­та­ли­стической сис­те­мы.

Член ре­дак­ции газеты «Ис­кра» (1900-1905; опуб­ли­ко­вал в ней свыше 50 ста­тей и за­ме­ток) и журнала «За­ря». Один из ос­но­ва­те­лей Рос­сий­ской со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ра­бо­чей пар­тии и основных ав­то­ров её про­грам­мы (при­ня­та II съез­дом РСДРП, 1903). Не­од­но­крат­но по­ле­ми­зи­ро­вал по по­во­ду её со­дер­жа­ния с В.И. Ле­ни­ным, од­на­ко на II съез­де под­дер­жал его по всем во­про­сам. По­сле рас­ко­ла пар­тии на боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков примк­нул пер­во­на­чаль­но к пер­вым, од­на­ко вско­ре пе­ре­шёл на про­ти­во­по­лож­ную сто­ро­ну, при этом ос­та­вал­ся цен­три­стом, не раз­де­ляя край­них по­зи­ций боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков. В русско-японскую вой­ну 1904-1905 годов счи­тал, что по­бе­да Рос­сии ук­ре­пит по­зи­ции са­мо­дер­жа­вия, а по­ра­же­ние - ос­ла­бит их и при­бли­зит ре­во­лю­цию в Рос­сии. Из­да­вал в Же­не­ве «Днев­ник со­ци­ал-де­мо­кра­та» (1905-1916; с пе­ре­ры­ва­ми). С на­ча­лом Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов рас­смат­ри­вал шан­сы на ус­пех вос­ста­ния как дос­та­точ­но вы­со­кие, при­зы­вал российских со­ци­ал-де­мо­кра­тов ус­ко­рить по­ли­тическое вос­пи­та­ние про­ле­та­риа­та, сде­лать всё воз­мож­ное, что­бы в ре­шаю­щий мо­мент на­род был воо­ру­жён и обу­чен, ко­ор­ди­ни­ро­вать дей­ст­вия всех «вра­гов цар­ско­го са­мо­дер­жа­вия», вклю­чая ли­бе­ра­лов, под ло­зун­гом «врозь ид­ти, вме­сте бить».

На IV (Объ­е­ди­ни­тель­ном) съез­де РСДРП (Сток­гольм, 1906) Плеханов вы­сту­пил как один из док­лад­чи­ков по аг­рар­но­му во­про­су, под­дер­жал пред­ло­жен­ную мень­ше­ви­ка­ми про­грам­му «му­ни­ци­па­ли­за­ции» зем­ли (пе­ре­да­чу круп­ных и средних по­ме­щичь­их име­ний в рас­по­ря­же­ние ор­га­нов ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния для по­сле­дую­щей раз­да­чи этих зе­мель в арен­ду кре­сть­я­нам), ка­те­го­ри­че­ски от­верг боль­ше­ви­ст­скую про­грам­му на­цио­на­ли­за­ции зем­ли. По­сле по­ра­же­ния Ре­во­лю­ции 1905-1907 годов вы­сту­пал за ис­поль­зо­ва­ние ле­галь­ных воз­мож­но­стей ре­во­люционной ра­бо­ты, в ча­ст­но­сти три­бу­ны Государственной ду­мы, при­да­вал боль­шое зна­че­ние раз­ви­тию проф­со­юз­но­го дви­же­ния, под­дер­жи­вал идею со­зы­ва «ра­бо­че­го съез­да». В то же вре­мя счи­тал не­до­пус­ти­мым от­каз от не­ле­галь­ной дея­тель­но­сти, к че­му при­зы­ва­ли пра­вые мень­ше­ви­ки (так называемые ли­к­ви­да­то­ры). Воз­гла­вил те­че­ние ре­во­люционной час­ти мень­ше­ви­ков, вы­сту­пав­ших за со­хра­не­ние не­ле­галь­ной пар­тии (мень­ше­ви­ки-«пар­тий­цы»). В 1910 году на ко­рот­кое вре­мя вновь сбли­зил­ся с Ле­ни­ным, од­на­ко с 1911 года на­чал ак­тив­но при­зы­вать к объ­еди­не­нию боль­ше­ви­ков и мень­ше­ви­ков, кри­ти­куя Ле­ни­на и его сто­рон­ни­ков за рас­коль­ни­че­ст­во, из­да­вал га­зе­ты «За пар­тию» и «Един­ст­во» (1912-1914). Од­но­вре­мен­но ра­бо­тал над мно­го­том­ной «Ис­то­ри­ей рус­ской об­ще­ст­вен­ной мыс­ли» (т. 1-3, 1914-1917, ра­бо­та не за­вер­ше­на).

В Первую ми­ро­вую вой­ну за­нял обо­рон­че­скую по­зи­цию, счи­тал, что ло­зунг ми­ра, с ко­то­рым вы­сту­пи­ли уча­ст­ни­ки ме­ж­ду­народной со­циа­ли­стической кон­фе­рен­ции в Цим­мер­валь­де (Швей­ца­рия, 1915), рав­но­си­лен пре­да­тель­ст­ву национальных ин­те­ре­сов Рос­сии и вы­го­ден толь­ко Гер­ма­нии и её со­юз­ни­кам. По­сле Февральской ре­во­лю­ции 1917 года вер­нул­ся в Пет­ро­град, воз­гла­вил не­боль­шую внеф­рак­ци­он­ную груп­пу «Един­ст­во». Под­дер­жи­вал по­ли­ти­ку Временного пра­ви­тель­ст­ва, три­ж­ды по­лу­чал при­гла­ше­ние вой­ти в его со­став, од­на­ко вы­ну­ж­ден был от­ка­зать­ся в свя­зи с тем, что Ис­пол­ком Пет­ро­со­ве­та не под­дер­жал его кан­ди­да­ту­ру. При­зы­вал к пат­рио­тическому еди­не­нию всех клас­сов российского об­ще­ст­ва. Ка­те­го­ри­че­ски от­ри­цал воз­мож­ность осу­ще­ст­в­ле­ния в тот пе­ри­од в Рос­сии со­циа­ли­стической ре­во­лю­ции, не­га­тив­но оце­ни­вал дея­тель­ность боль­ше­ви­ков и лич­но Ле­ни­на (тре­бо­вал его аре­ста, но не счи­тал германским шпио­ном) по под­го­тов­ке во­оруженного вос­ста­ния с це­лью свер­же­ния Временного пра­ви­тель­ст­ва. Осу­дил ор­га­ни­зо­ван­ное боль­ше­ви­ка­ми воо­руженное свер­же­ние Временного пра­ви­тель­ст­ва в Пет­ро­гра­де, рос­пуск Уч­ре­ди­тель­но­го со­б­ра­ния и за­клю­че­ние Бре­ст­ско­го ми­ра 1918 года с Гер­ма­ни­ей. С января 1918 года в свя­зи с ухуд­ше­ни­ем здо­ро­вья на­хо­дил­ся в са­на­то­рии в Фин­лян­дии. По­хо­ро­нен на Ли­те­ра­тор­ских мос­тках Вол­ко­ва клад­би­ща (Санкт-Пе­тер­бург).

В 1999 году опуб­ли­ко­ва­но (При­ло­же­ние к «Не­за­ви­си­мой га­зе­те» за 1 декбря) «По­ли­ти­че­ское за­ве­ща­ние» Плеханова, яко­бы про­дик­то­ван­ное им в апреле 1918 дру­гу Л.Г. Дей­чу, ко­то­рый за­тем пе­ре­дал его пле­мян­ни­ку Плеханов - С.Г. Пле­ха­но­ву. В хо­де на­учной дис­кус­сии ав­тор­ст­во Плеханова не под­твер­жде­но.

Па­мят­ник Плеханову ус­та­нов­лен в Санкт-Пе­тер­бур­ге (1925, скульп­то­ры И.Я. Гинц­бург, М.Я. Хар­ла­мов, архитектор Я.Г. Ге­вирц). Имя Плеханова но­сят Российский эко­но­мический университет, Санкт-Пе­тербургский государственный гор­ный институт, ули­цы в ря­де го­ро­дов (Харь­ков, Ни­ко­ла­ев, Во­ро­неж и др.), на­се­лён­ные пунк­ты в Ле­нинградской, Ли­пец­кой, Туль­ской, Тю­мен­ской об­лас­тях.

Сочинения:

Год на ро­ди­не. Па­риж, 1921. Т. 1-2;

Со­чи­не­ния. М., 1923-1927. Т. 1-24;

Из­бран­ные фи­ло­соф­ские про­из­ве­де­ния. М., 1956-1958. Т. 1-5;

Фи­ло­соф­ско-ли­те­ра­тур­ное на­сле­дие Г.В. Пле­ха­но­ва. М., 1973-1974. Т. 1-3;

Из­бран­ные тру­ды. М., 2010.

Литература

  • Бе­ре­жан­ский А.С. Г.В. Пле­ха­нов: От на­род­ни­че­ст­ва к мар­ксиз­му. Во­ро­неж, 1991
  • Тю­тю­кин С.В. Г.В. Пле­ха­нов. Судь­ба рус­ско­го мар­ксис­та. М., 1997
  • Бэ­рон С.Х. Г.В. Пле­ха­нов – ос­но­во­по­лож­ник рус­ско­го мар­ксиз­ма. СПб., 1998
  • Ор­лов Б.С. Г. Пле­ха­нов и Фев­раль­ская ре­во­лю­ция 1917 г. М., 2007

w.histrf.ru

Краткая биография Георгия Плеханова

Плеханов Георгий Валентинович (1856—1918), русский революционер, теоретик и пропагандист марксизма.

Родился 11 декабря 1856 г. в селе Чудаловка (ныне в Липецкой области) в небогатой помещичьей семье. Учился в Воронежской военной гимназии, Константиновском военном училище (с 1873 г.) и петербургском Горном институте (с 1874 г.).

Студентом увлёкся подпольной жизнью революционеров-народников. Был одним из организаторов «Земли и воли», устраивал демонстрации и стачки, писал прокламации; заслужил кличку Оратор.

Душа у Плеханова не лежала к терроризму, поэтому после раскола организации он стал редактором журнала и одним из руководителей группы «Чёрный передел».

Выслеженный полицией, бежал за границу (1880 г.), где к нему присоединились другие оставившие свою партию руководители народников. Многие из них заинтересовались западным социализмом, особенно марксизмом, создали в Женеве группу «Освобождение труда» и усердно повели борьбу с народничеством, издавая книги и брошюры.

Долгие годы Плеханов жил в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция и другие страны Европы). Работы его были оценены европейскими социалистами: он произнёс речь при образовании II Интернационала (1889 г.).

В 90-х гг. XIX в. Плеханов и его соратники перевели на русский и издали ряд сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса в России; они легально выпускали марксистский журнал «Новое слово».

Летом 1900 г. Плеханов вступил в соглашение с выехавшим за границу В. И. Лениным о совместном издании газеты «Искра» и участвовал в создании РСДРП. После раскола партии на II съезде (1903 г.) авторитетный вождь российской социал-демократии был озадачен, а затем оскорблён нетерпимостью Ленина, которого он поддерживал, и стал склоняться к более мягким меньшевикам.

В ходе революции 1905 г. Плеханов считал большевистский призыв к вооружённому восстанию ошибочным, но после неё предостерегал меньшевиков от полного перехода к легальной партийной деятельности.

Во время Первой мировой войны Плеханов горячо призывал россиян идти до конца в борьбе Антанты с германским блоком. В Россию вернулся после Февральской революции 1917 г.

Октябрьский переворот он расценил как ошибку. Здоровье его резко ухудшилось, уже в ноябре Георгия Валентиновича перевезли из Петрограда в один из санаториев в Финляндии, где он не имел влияния на события в России.

Умер 31 июля 1918 г. в Териоках (ныне Зеленогорск Ленинградской области). Похоронен в Петербурге.

citaty.su

Биография Плеханова

18.05.2018

Содержание

  • 1 Детство и молодость
  • 2 Взрослая жизнь
  • 3 Последние годы

Георгий Валентинович Плеханов — российский приверженец марксизма, философ и яркий активист движения социал-демократов в конце XIX — начале XX века. Он родился в Тамбовской губернии в семье военного 29 ноября 1856 года.

Детство и молодость

С самого детства Георгий самостоятельным мальчиком, у него были незаурядные умственные способности. От сверстников он отличался своей дисциплинированностью, выносливостью и любовью к порядку. На эти черты характера наложило отпечаток воспитание строгого отца, который придерживался консервативно-монархических взглядов.

Природная одаренность и желание постигать что-то новое помогали Плеханову в учебе. Он с отличием закончил в воронежскую военную гимназию, после чего он поступил в юнкерское училище в Петербурге, заявив отцу, что он не хочет быть штатским человеком. Однако, быстро разочаровавшись в военном искусстве, там оставляет учебу в петербургском училище и поступает в один из престижных высших учебных заведений того времени, в Горный институт. Но его закончить Плеханов не сумел, хотя и подавал большие надежды. Здесь он увлекается идеями Михаила Бакунина и становится приверженцем движения бакунистов. Одновременно с этим, он вступает в народное движение «Земля и воля».

Взрослая жизнь

После распада этого движения на два течения, он становится во главе одного из них. Приверженцы этого движения стали называть его «Черный передел». Оно исповедовало социально-демократические взгляды, старалась прививать их мирным путем, в отличие от второго движения. Однако, органы правопорядка в те времена не старались различать эти два направления, и Плеханова хотели посадить за решетку. Он вынужден был по подложным документам покинуть страну. В 1880 году он оказывается в Швейцарии.

За границей он продолжает развивать свою теоретическую деятельность. Георгий Валентинович увлекается идеями марксизма. Он переводит «Манифест Коммунистической Партии», адаптируя его под российскую действительность. Лев Троцкий, оценивая заслуги Плеханова, называл его «крестоносцем марксизма». В 1883 году он организовал свою первую российскую группу приверженцев марксизма, называлась она «Освобождение труда».

Все годы в эмиграции он стремился повлиять на ситуацию, которая творилась в стране. В то время он участвовал в создании оппозиционной газеты «Искра». Он стал ее первым руководителем. Во время революции 1905 года Он хотел вернуться в страну, но из-за тяжелой болезни не смог попасть в Россию. В 1887 году он заразился туберкулезом, с которым боролся до конца своих дней.

Последние годы

Плеханову удалось вернуться в страну только после революционных событий 1917 года. Он выступал активным сторонником временного правительства, критикуя идеи Ленина о передаче власти пролетариату, так как считал, что российское общество к этому не готово. Осенью 1917 года его здоровье значительно ухудшилось, обострился туберкулез. Чтобы бороться с недугом его супруга вывезла Плеханова в Финляндию, где ему стало лучше, однако, это были лишь временное улучшение. Весной 1918 года у Георгия Валентиновича открылось кровотечение из легких, и он стал быстро угасать. 30 мая этого года его не стало.

Перед смертью к нему за поддержкой обращались многие деятели того времени, однако, всем он им отказывал, мотивируя это тем, что будущая власть стрелять в пролетариат не может, считая это преступным деянием. На похороны Плеханова пришли все противоборствующие стороны того времени, кроме Советской власти.

istoriyakratko.ru

Плеханов Георгий Валентинович (1856–1918)

Персоналии   Уроженцы Липецкого края   Грязинский район  

Первый русский марксист, выдающийся литературный критик и теоретик искусства Георгий Валентинович Плеханов родился 11 декабря 1856 года в селе Гудаловке Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне с. Плеханово Грязинского района). Его отец – небогатый тамбовский помещик – Валентин Петрович Плеханов был человеком суровым и требовательным к себе и окружающим. От матери Марии Федоровны, урожденной Белинской (внучатой племянницы В. Г. Белинского), Георгий унаследовал доброту, впечатлительность, внимание к людям.

В доме Плехановых имелась большая библиотека, в которой преобладали книги по военному делу. Георгий просиживал в ней часами и, начитавшись книг по военному искусству, решил посвятить себя военной службе. Он успешно сдал приемные экзамены в Воронежскую военную гимназию и был зачислен сразу во второй класс.

Кроме изучения военных наук, Георгий Плеханов много работал над собой, познакомился с сочинениями классиков русской литературы, лучшими произведениями критиков революционно-демократического лагеря. На всю жизнь стали для него близкими имена Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Белинского, Чернышевского.

В 1873 году Плеханов окончил военную гимназию (незадолго перед этим умер его отец) и поступил в Константиновское военное училище, где пробыл недолго, всего несколько (месяцев, после чего ушел в отставку и вернулся на родину – в село Гудаловку. Отсюда в конце марта 1874 г. он уехал в Петербург, где успешно сдал вступительные экзамены в Горный институт.

Во время учебы в училище, а затем в Горном институте Г. В. Плеханов несколько раз приезжал в родные места, жил в Гудаловке и в Липецке. Удивительная природа Черноземья, первые впечатления детства и отрочества, несомненно, повлияли на формирование его эстетических вкусов.

«Когда я познакомилась с «зеленым городком» – с Липецком, действительно утопающим в зелени, с чудным его местоположением на холмах, с которых открывается незабвенный вид на долину реки Воронеж, с его сияющими прудами, озерами, сочными лугами и густыми хвойными лесами, – сказала себе: мне понятна теперь любовь Георгия Валентиновича ко всему прекрасному, к природе, животным, скульптуре, поэзии. Здесь, в Липецке, развилась эта поэтическая сторона натуры Георгия Валентиновича»1– так писала его жена Розалия Марковна после посещения родины Плеханова в 1927 году.

В 1876 году Г. В. Плеханов окончательно становится на революционный путь, а летом 1877 года его отчисляют из института. Мировоззрение Плеханова претерпело сложную эволюцию. Являясь вначале лидером народнической организации «Земля и воля», он под влиянием идей марксизма порывает с народничеством и становится страстным сторонником и пропагандистом марксистских идей в России.

С января 1880 года до Февральской революции 1917 года Плеханов живет в эмиграции (Швейцария, Италия, Франция).

Активно участвуя в борьбе идей, Плеханов написал много трудов по эстетике. Его интерес к вопросам искусства был постоянным.

Период с 1883 по 1903 год был в творчестве Плеханова – литературного критика – наиболее плодотворным. В эти годы были написаны работы: «Белинский и разумная действительность» (1897), «Литературные взгляды Белинского» (1897), «Эстетическая теория Чернышевского» (1897), «Письма без адреса» (1899-1900).

В них Плеханов выступил с защитой революционно-демократических традиций в эстетике и критике. Среди последователей Маркса он больше других сделал для применения исторического материализма к эстетике, теории искусства и литературы.

К числу примечательных теоретических и критических выступлений Плеханова относятся статьи «Пролетарское движение и буржуазное искусство» (1905), «Генрик Ибсен» (1906), «К психологии рабочего движения» (1907), «Искусство и общественная жизнь» (1912—1913), статьи о Л. Н. Толстом, а также многочисленные письма Плеханова к деятелям литературы и искусства.

Вернувшись в Россию 31 марта (13 апреля) 1917 года, Плеханов стал свидетелем Октябрьской революции, но не принял ее, хотя и не выступил против Советской власти.

Г. В. Плеханов умер 30 мая 1918 года от туберкулеза.

По собственному его предсмертному желанию он был похоронен на Волковом кладбище в Ленинграде, близ дорогих ему могил Белинского и Добролюбова. Архив и библиотека Плеханова хранятся в специально созданном в Ленинграде Доме Плеханова.

Чтут память своего земляка липчане. В 1928 году с. Гудаловка было переименовано в с. Плеханово, в том же году улица Продольная в г. Липецке была переименована в улицу Плеханова. В 1972 году в его честь названа площадь Плеханова в районе пересечения улиц Плеханова и Зегеля. В Липецке был открыт мемориальный музей Г. В. Плеханова, на котором в 1956 году была установлена мемориальная доска. 30 октября 1998 года перед домом-музеем была установлена скульптура Г. В. Плеханова (автор Е. А. Вольфсон). 6 декабря 2006 года в с. Плеханово Грязинского района был открыт памятный знак в честь 150-летия со дня рождения Г. В. Плеханова (скульптор И. Мазур).

1 Бережанский А. Годы на родине // Собеседник. – Воронеж, 1971. – С. 90.

Произведения автора

  • Сочинения: в 24-х т. – М.-Пг., 1923-1928. – (Ин-т ЕС Маркса и Ф. Энгельса. Б-ка науч. социализма).
  • Литературное наследие: в 8-ми т. – М.: Мосэкгиз, 1934-1940.
  • Избранные философские произведения: в 5-ти т. – М.: Госполитиздат, 1956-1958.
  • Избранные труды / сост., авт. вступ. ст. и коммент. С. В. Тютюкин. – М. : Росспэн, 2010. – 550 с. – (Б-ка отечественной общественной мысли с древнейших времен до начала XX века).
  • За двадцать лет: сб. статей лит., экон. и филос.-ист. – Пб., 1905. – 652 с.
  • О задачах социалистов в борьбе с голодом в России. – СПб. : Изд. М. Малых, 1906. – 84 с.
  • Статьи о Толстом / предисл. В. Ваганяна. – Москва : Госиздат, [б. г.]. – 95 с.
  • Н. Г. Чернышевский. – Пб.: Шиповник, 1910. – 537 с.
  • 14-е декабря 1825 года : речь произнесённая на русском собрании в Женеве 14-27 декабря 1900 года. – Пг : Госиздат, 1921. – 31 с.
  • Искусство: сб. ст. / вступ. ст. Л. Аксельрод-Ортодокс и В. Фриче. – М.: Новая Москва, 1922. – 216 с.
  • Искусство и общественная жизнь. – М. : Московский ин-т журналистики, 1922. – 68 с.
  • Предшественники К. Маркса и Ф. Энгельса. – М. : Московский рабочий, 1922. – 230 с.
  • В. Г. Белинский: сб. ст.. – М.-Пг., 1923. – 333 с.
  • А. И. Герцен: сб. ст. – М., 1924. – 215 с.
  • Искусство и литература. – М.: Гослитиздат, 1948. – 888 с.
  • Письма без адреса. Искусство и общественная жизнь / послесл. и примеч. У. Гуральника. – М. : Гослитиздат, 1956. – 248 с.
  • Литература и эстетика: в 2-х т. / подгот. текста, вступ. ст. и коммент. Б. И. Бурсова. – М.: Гослитиздат, 1958. – (Памятники мировой эстет. и крит. мысли).
  • Философско-литературное наследие Г. В. Плеханова: в 3-х т. – М.: Наука, 1973.
  • Эстетика и социология искусства: в 2-х т. / вступ. ст. М. А. Лифшица; примеч. И. Л. Галинской. – М.: Искусство, 1978. – (История эстетики в памятниках и документах).
  • Политическое завещание: pro et contra (Последние мысли Г. В. Плеханова) / ред. А. Бережанский. – Липецк: Де-факто, 2006. – 120 с.

Литература о жизни и творчестве

  • Аптекман О. В. Георгий Валентинович Плеханов : из личных воспоминаний / О. В. Аптекман. – Л. : Колос, 1924. – 96 с.
  • Клоков А. Ю. К истории музея Г. В. Плеханова в Липецке // Бартеневские чтения : материалы межрегион. конф. 18-19 ноября 2003 г. – Липецк, 2005. – С. 113-117.
  • Бережанский А. Здесь жил Плеханов: музей человека, который предсказал последствия революции : [история создания музея Плеханова в Липецке. Экспозиция] // Музей. – 2005. – № 5. – С. 34-35.
  • Бережанский А. С. Плеханов: от народничества – к марксизму / А. С. Бережанский. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Росспэн, 2006. – 264 с. – (Библиотека фонда Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов и деятели русской культуры : фотоальбом. – Липецк : Де-факто, 2006. – 33 с. – (К 150-летию Г. В. Плеханова).
  • Георгий Валентинович Плеханов : к 150-летию философа, мыслителя и общественного деятеля. – Липецк : Липец. обл. краеведческий музей : Респект, 2006. – 130 с.
  • Душа полна воспоминаний : Георгий Валентинович Плеханов и Липецкий край : из фондов Липецкой областной научной библиотеки, Государственного архива Липецкой области и архивного отдела г. Липецка. – Липецк, 2006. – 143 с.: ил.; 1 компакт-диск (CD-R).
  • Историко-философское наследие Г. В. Плеханова и современность : материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 150-летию со дня рождения Г. В. Плеханова, 5-6 дек. 2006 г. – Липецк: Ин-т развития образования, 2006. – 199 с.
  • Каталог мемориального фонда Г. В. Плеханова. – Липецк : Липец. обл. краеведческий музей, 2006. – 31 с.
  • Плеханов Георгий Валентинович (1856-1918) // Выдающиеся экономисты России и мира : сб. науч. трудов. – Липецк: ЛГПУ, 2006. – C. 12-20.: фото.
  • Ненахов А. В. Об исторических взглядах Г. В. Плеханова // Межвузовские научно-методические чтения памяти К. Ф. Калайдовича: сб. материалов. – Елец, 2006. – Вып.7. – С. 99-101.: ил., фото.
  • Щукина Е. П. Георгий Валентинович Плеханов : [по архив. материалам] // Вестник архивиста. – 2006. – Вып. 1. – С. 130-134.
  • Колтаков В. М. Дом-музей Г. В. Плеханова // Исторические и памятные места Липецка / В. М. Колтаков, А. В. Овчинников. – Липецк : Де-факто, 2007. – С. 77-83.: фото.
  • Григорьев Е. К. Маркс и его «ученики» на родине ленинизма : [Г. В. Плеханов, упомин. документы из ГАЛО] // Вопросы истории. – 2007. – № 1. – С. 58-78.
  • Шахов В. Великий сын Подстепья // Подъем. – 2007. – № 5. – С. 176-183.
  • Гудухин В. Озарение : документальная повесть о жизни и деятельности Г. В. Плеханова / В. Гудухин. – Липецк : Неоновый город, 2008. – 67 с.

Справочные материалы

  • Общественная мысль России XVIII-начала ХХ в. : энциклопедия. – М., 2005. – С. 404-407.: ил.
  • Воронежская историко-культурная энциклопедия. – 2-е изд. – Воронеж, 2009. – С. 413.
  • Липецкая энциклопедия. – Липецк, 2001. – Т. 3. – С. 62-66.
  • Тамбовская энциклопедия. – Тамбов, 2004. – С. 446-447. : портр.
  • Бунинская энциклопедия / авт.-сост. А. В. Дмитриев. – Липецк, 2010. – С. 578-579.: портр.
  • Славные имена земли Липецкой : биогр. справ. об извест. писателях, ученых, просветителях, деятелях искусства. – Липецк, 2007. – С. 271-277.: ил.
  • История русской литературы конца XIX–начала XX века: библиогр. указ. / под ред. К. Д. Муратовой. – М.-Л., 1963. – С. 339- 347.
  • Русские писатели. 1800-1917: биогр. словарь. – М., 1999. – Т. 4. – С. 642-647. : портр.
  • Общественно-политические деятели Липецкого края: биобиблиогр. указ. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1980. – С. 3-4.
  • Писатели Липецкого края: библиогр. указ. – Воронеж, 1986. – Вып. 1. – С. 84-88.

lounb.ru

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

ПЛЕХАНОВ ГЕОРГИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ

(род. в 1856 г. – ум. в 1918 г.)

Основатель русского марксистского движения и социал-демократической партии, лидер меньшевизма и теоретик марксизма.

Плеханова заслуженно считают «отцом» марксизма в России. Он родился в мелкопоместной дворянской семье в поместье Гудаловка Тамбовской губернии 29 ноября 1856 года. В 1873 году окончил Воронежскую военную гимназию и был зачислен в юнкерское училище в Петербурге, однако уже через год разочаровался в военной карьере и поступил в Петербургский горный институт.

В 1875 году Плеханов вступил в народнический кружок. Он вел революционную пропаганду среди рабочих, выступал на собраниях, писал прокламации, руководил стачками. В 1876 году, во время первой политической демонстрации в России, Георгий произнес антимонархическую речь. Боясь преследований, он перешел на нелегальное положение и бросил институт. Вскоре Плеханов принял участие в «хождении в народ», став одним из руководителей революционной организации «Земля и воля». В 1878 году – он один из редакторов одноименного журнала, составитель программы группы «Земля и воля».

В 1879 году Плеханов выступил против тактики террора, призывая революционеров из «Земли и воли» к пропагандистской деятельности. После раскола группы на Воронежском съезде он стал во главе организации «Черный передел». В 1880 году, спасаясь от ареста, эмигрировал из России.

Плеханов прожил за границей 37 лет, получив известность как революционный теоретик, литературный критик и талантливый журналист-публицист. Он учился в Сорбонне и в Женевском университете, вел дружбу с лидерами социал-демократии, перевел на русский язык «Манифест Коммунистической партии», участвовал в создании Второго Интернационала, стал его видным деятелем.

Порвав с народничеством в 1883 году, Плеханов основал за границей (совместно с Аксельродом, Засулич, Дейчем и Игнатовым) первую русскую социал-демократическую марксистскую организацию – группу «Освобождение труда». Теперь он считал, что движущей силой русской революции является пролетариат, и остро критиковал народничество за мечты о крестьянской общине. «Революционное движение в России может восторжествовать только как революционное движение рабочих», – утверждал Плеханов. Плехановская критика народничества приводит к враждебному отношению марксистов к крестьянству как к реакционному классу. За 20 лет существования группы Плеханов написал и издал 147 работ. На его теоретических трудах было воспитано несколько поколений российских марксистов. В 1895 году Плеханов выпустил свою самую известную книгу – «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», в которой развивал идеи исторического материализма. В конце 1890-х годов он принял участие в журнале легальных марксистов «Новое слово», тогда же выступал против «бернштейнианства» и «экономизма».

В конце 1894 – начале 1895 года Плеханов создает «Союз русских социал-демократов за границей», а в 1901 году – «Заграничную Лигу русской социал-демократии». В начале XX века он – один из основателей РСДРП.

В 1900 году Плеханов редактирует «Искру», выступает с проектом программы партии. Он принимает активное участие во II съезде Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП), выступает вместе с Лениным против меньшевиков. Однако после съезда он порвал с Лениным и перешел к меньшевикам.

Выступая против большевистской тактики, он развенчивал ленинские идеи о руководящей роли пролетариата в революции, о перерастании буржуазной революции в социалистическую, о революционно-демократической диктатуре пролетариата и крестьянства. Считая, что революция 1905 года была общенациональной и буржуазной, Плеханов призывал марксистов ориентироваться на буржуазные и либерально настроенные слои населения.

В 1887 году он заболел туберкулезом, и обострение болезни не дало возможности вернуться в Россию во время революции 1905–1907 годов. В начале 1905 года Плеханов призывал народ к вооруженному восстанию против самодержавия. В то же время он возражал против неподготовленного декабрьского восстания в Москве 1905 года и призывал социал-демократов войти в блок с кадетами во время выборов в Государственную думу в 1906–1907 годах.

Плеханов стал во главе меньшевиков, хотя выступал не только против ленинцев, но и против богостроительства и богоискательства, против «ликвидаторов», призывавших вывести марксистскую партию из подполья на легальную почву. В период реакции он был готов блокироваться с большевиками. Плеханов сотрудничал с общепартийной газетой «Социал-демократ», с большевистской газетой «Звезда», опубликовал серию статей против «ликвидаторов».

Во время Первой мировой войны он – руководитель группы меньшевиков и газеты «Единство» – оказался во главе социалистов-«оборонцев». Большевистский призыв солдатам брататься на фронте Плеханов назвал «бесстыдной провокацией».

После Февральской революции 1917-го, вернувшись из эмиграции в Россию, он поддержал Временное правительство, выступил против «Апрельских тезисов» Ленина, назвав эти тезисы «бредом», характеризуя как «…безумную и крайне вредную попытку посеять анархическую смуту в Русской земле». В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов предупреждал, что преждевременное взятие власти одним классом или одной партией может привести к печальным последствиям.

С весны 1917-го Плеханов становится главным оппонентом Ленина. Он высказывается за продолжение войны для защиты Родины и революции «от немцев», против развязывания гражданской войны, заявляет, что Россия страдает не от капитализма, а от недостатка развития капитализма, призывает «сплотиться вокруг Временного правительства». Главная идея Плеханова: социалистическая революция в России преждевременна. В своем выступлении в августе 1917-го на Государственном совещании он призывает буржуазию пойти на соглашение с революционной демократией.

Некоторые политические силы прочили Плеханова в премьеры Временного правительства, к нему поступали предложения стать министром этого правительства. Но Плеханов оставался над схваткой и возглавил… лишь Комиссию для выработки новых ставок оплаты труда железнодорожников.

В дни анархии летом 1917-го Плеханову захотелось «твердой власти», однако на предложение Савинкова стать главой будущего правительства он ответил: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, не я буду его расстреливать даже тогда, когда он идет по ложному пути». Плеханов осудил мятеж генерала Корнилова и призвал к союзу демократических сил перед лицом переворота, анархии и коллапса. Незадолго до Октября он пророчески заявил, что если Ленин станет главой России, «.. это будет началом конца нашей революции. Торжество ленинской тактики принесет с собой такую гибельную, такую страшную экономическую разруху, что весьма значительное большинство населения страны повернется спиной к революционерам».

К Октябрьской революции Плеханов отнесся крайне враждебно; однако, оставаясь противником большевиков, категорически отказался представлять враждебные им силы и практически отошел от политической деятельности. В декабре 1917-го он серьезно заболел и был перевезен в санаторий в Финляндию. 30 мая 1918 года Георгий Валентинович скончался в Питкеярви (Финляндия), проклиная «отступника» Ленина и разуверившись в мудрости российского пролетариата.

В год 150-летия со дня рождения Плеханова решением декабрьского (2005 г.) Политсовета СДПР 2006 год был объявлен годом его имени. В рядах нынешней Социал-демократической партии России состоит праправнучка Плеханова – Ирина.

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также