Нина гребешкова жена гайдая биография


История любви: Леонид Гайдай и Нина Гребешкова

Знакомство

Они познакомились в конце 40-х годов XX века во время учебы во ВГИК. И если Гребешкова пришла туда молодой студенткой, то Гайдай, который был старше ее на семь лет, поступил в университет после войны и ранения. Будущий режиссер воевал на Калининском фронте, был награжден орденом Великой Отечественной войны и медалью «За боевые заслуги».

Гребешкова вспоминала в интервью, что они с мужем подружились во время подготовки студенческого спектакля: долго готовились к нему, репетировали сценки. Потом Гайдай стал провожать Нину до дома. Считается, что эти моменты режиссер использовал позже в фильме «Операция Ы»: там, где Шурик после удачной сдачи экзамена провожает студентку Лиду и целует ее в конце сцены.

Во время одной из таких прогулок до дома Гайдай и сделал предложение своей возлюбленной.

«Когда я сказала маме, что выхожу замуж за Гайдая, она только руками всплеснула: «Ой, Нина, Нина! Неужто никого лучше не нашла? Он же совсем больной! Ты ведь ребеночка захочешь, а от осинки не родятся апельсинки!», — рассказывала об этом эпизоде Гребешкова.

Быт

Молодые поженились в 50-х годах, и поначалу ютились в квартире, принадлежавшей родителям Нины. По словам Гребешковой, Гайдай обиделся, что она не взяла его фамилию: «Народ уже знал меня как Гребешкову. А Гайдай — была красивая фамилия, но непонятная: то ли мужская, то ли женская».

Актриса стала сниматься, еще будучи студенткой. К моменту начала ее отношений с Гайдаем в 1950 году на ее счету уже было четыре картины. В том числе — фильм 1954 года «Испытание верности» о любви советской молодежи и ее желании участвовать в больших стройках.

Гайдай снял свою первую картину в 1956 году. Это была драма по рассказам Короленко «Долгий путь». Но уже вскоре режиссера привлек юмористический жанр.

В 1958 году вышла его сатирическая лента «Жених с того света», которая высмеивала советскую бюрократию. Этот фильм чуть не стоил Гайдаю карьеры: из киноленты вырезали больше половины эпизодов. Полнометражная картина стала короткометражной, а сам режиссер подвергся опале. Позднее ему пришлось реабилитироваться и снять кино о комсомольской молодежи — «Трижды воскресший».

«В быту Гайдай шутил редко, вопреки сложившемуся о нем мнению, как о неисправимом шутнике. В общении он был очень галантен, но сдержан. Например, Леня никогда мне не признавался в любви. Когда я его спрашивала, любит ли он меня, отвечал: «Нинок, любовь не в словах, а в поступках», — говорила Нина Гребешкова.

При этом, по ее словам, режиссер был очень рассеян в быту: постоянно думал о работе и не мог, что называется, приколотить правильно гвоздь в стену.

Звездный час

Общероссийская слава пришла к Леониду Гайдаю в начале 60-х годов — после серии юмористических короткометражек «Пес Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики». В середине седьмого десятилетия XX века Гайдай уже почувствовал свою режиссерскую силу и обрел неповторимый стиль.

В 1965 году вышла кинокомедия «Операция «Ы» и другие приключения Шурика», состоящая из трех киноновелл. Тогда она заняла первое место в прокате. В 1966-м на экранах появилась «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» — и тоже стала лидером проката. Наконец, в 1968-м году вышла «Бриллиантовая рука» — комедия, которую в 1995 году в результате опроса телезрителей назвали лучшим отечественным комедийным фильмом за 100 лет.

Гайдай постоянно давал своей жене небольшие роли в фильмах. Но главную не предлагал никогда. «Леня был уверен, что это неправильно, что про него скажут, будто он «продвигает» свою жену», — рассказывала Гребешкова

При этом сама Гребешкова ради небольших ролей у мужа жертвовала другими более солидными предложениями о съемках. Она считала, что должна находиться рядом с супругом еще и потому, чтобы заботиться о его здоровье. У Гайдая были проблемы с желудком, а супруга следила за питанием мужа. Иногда режиссер так сильно увлекался работой, что забывал поесть.

Счастье

После выхода фильма «Бриллиантовая рука» народная молва говорила о разводе Гайдая и Гребешковой. В фильме актриса сыграла жену главного героя, роль которого исполнил Юрий Никулин — после этого пошли слухи о реальном романе между артистами.

Сегодня актриса говорит об этом со смехом и категорически отрицает любовные чувства между ней и Никулиным. В свою очередь, красивые женщины окружали и Гайдая — в своих картинах он снимал главных красоток советского кино Наталью Варлей и Светлану Светличную.

«Он любил всех своих героинь — наслаждался эксцентричностью Селезневой, прелестью Варлей... И я не ревновала, а как бы влезала в его шкуру. Я ему все разрешала, — вспоминала Гребешкова. — Он очень любил красивых женщин. Но издалека — из-за своей застенчивости. Например, едем с ним в метро. Он говорит мне: «Посмотри, какая красивая женщина!»

При этом единственными женщинами в жизни Гайдая оставались только его супруга и дочь Оксана, которая родилась в 1957-м году. «Незадолго до своего ухода Леня сказал: «Знаешь, Нинок, я очень перед тобой виноват». Я напряглась: ну, думаю, сейчас начнет поверять мне какие-то свои мужские истории, а мне они совсем неинтересны. Но он заговорил о другом: «Я ведь не сделал для тебя ни одной картины», — вспоминала Гребешкова в одном из интервью.

Гайдая не стало в 1993 году. Он умер в больнице от тромба в легочной артерии на руках у жены. «Леня лежал в больнице с воспалением легких. Мы говорили о даче. Вдруг он закашлялся. Я обняла его, а он в моих руках раз — и обмяк. Я говорю: «Леня, Леня…» А в ответ —тишина. Конечно, пережить это для меня нелегко было. Но, с другой стороны, знаю, что смерть его не была мучительной…» — рассказывала Нина Гребешкова.

Когда один из журналистов спросил ее, что бы она могла сказать мужу сегодня, если бы знала, что он услышал ее, Гребешкова ответила: «Я сказала бы ему, что он был, есть и будет со мной, пока я жива».

lady.mail.ru

Гребешкова Нина Павловна: фильмография, фото, биография, рост, семья

Гребешкова Нина Павловна – известная актриса, исполнившая десятки ярких ролей в фильмах. А вы знаете, какой вуз она окончила? Как попала в кинематограф? Если нет, то рекомендуем прочесть статью.

Гребешкова Нина Павловна: биография, детство и юность

Она появилась на свет 29 ноября 1930 года. Ее родным и любимым городом является Москва. В каких же условиях воспитывалась Гребешкова Нина Павловна? Семья ее не имела отношения к актерскому искусству. Отец нашей героини был маляром. А мать зарабатывала деньги шитьем одежды на заказ. Также она занималась воспитанием троих детей – дочки и двух сыновей.

Когда началась война, Нина была третьеклассницей. Отец ушел на фронт. А ее, двух братьев и маму эвакуировали в Пензенскую область. Они обосновались в деревне Сурьмино.

Нина росла послушной и любознательной девочкой. В будущем она мечтала стать учительницей начальных классов. Однако судьба распорядилась по-своему.

В 10 классе Гребешкова окончательно определилась с профессией. Все решил случай. В один из дней девочка оправилась на день рождения к своей подруге. Нина разговорилась с ее отцом, поэтом Владимиром Луговским. Именно он подробно рассказал Нине об актерской профессии. Девочка загорелась идеей сниматься в кино.

По окончании средней школы наша героиня вместе с подругой Машей Луговской отправилась в Москву. Девушки подали документы во ВГИК. Им удалось поступить в вуз с первого раза. Свой курс Нина называла «пестрым». Ведь на нем обучались и серьезные, и легкомысленные люди.

Внешность

Миниатюрная девушка со светлыми волосами, добрыми глазами и лучезарной улыбкой. Такой в юности была Гребешкова Нина Павловна. Рост ее составлял 155 см. Наша героиня не считала себя привлекательной. Хотя вокруг нее всегда было много поклонников.

Знакомство с кинематографом

Будучи студенткой первого курса, Нина Гребешкова стала сниматься в фильмах. Ее первая роль – выпускница школы в ленте «Смелые люди» (1950). Всесоюзной известности девушка не приобрела, зато получила бесценный опыт работы в кадре. Режиссер остался доволен сотрудничеством со студенткой театрального вуза.

Почти два года Нину утверждали на эпизодические роли. А на третьем курсе талантливую девушку отправили в Ленинград. Она участвовала в съемках фильма «Честь товарища». Гребешкова успешно вжилась в образ Гали Богачевой. Эта роль стала своеобразным трамплином для дальнейшего развития ее карьеры.

Молодая актриса успевала учиться в вузе и сниматься в кино. В ее творческой копилке появились такие картины, как «Беспокойная весна» и «Испытание верности». Однако славы эти фильмы ей не принесли.

Сотрудничество с Л. Гайдаем и Г. Данелией

Немалую роль в успешной карьере нашей героини сыграл ее горячо любимый муж. Речь идет о Леониде Гайдае. Об их личной жизни мы расскажем чуть позже. А пока остановимся на рабочих моментах.

Однажды Л. Гайдай предложил супруге сняться в своем комедийном фильме «Кавказская пленница». Гребешкова Нина Павловна тогда была нарасхват. Но она отказалась от заманчивого предложения, поступившего от другого режиссера, чтобы угодить мужу. Нина и Леонид поехали на Кавказ. Именно там проходили съемки «Кавказской пленницы». Гребешкова предстала перед зрителями в образе медсестры «скорой помощи».

В дальнейшем Нина Павловна снималась почти во всех картинах мужа. Также она сотрудничала с не менее известным режиссером – Георгием Данелией. Плодом их совместной работы являются такие фильмы, как «Слезы капали», «Настя» и «Орел и решка».

В последние годы своей жизни Л. Гайдай просил у супруги прощения за то, что так и не снял ее в главной роли. Нина Павловна никогда на него не обижалась. Она понимала, что блат в кино – дело неблагодарное.

Достижения

В 2001 году звание «Заслуженная артистка РФ» получила Гребешкова Нина Павловна. Фильмография ее на сегодняшний день включает в себя свыше 50 ролей. И это еще не предел. Ниже перечислены наиболее яркие и запоминающиеся киноработы актрисы:

  • «Не может быть!» (1975 г.) – Анна Горбушкина;
  • «Спортлото-82» (1982 г.) – Клавдия Антоновна;
  • «Француз» (1988 г.) – учительница;
  • «Поклонник» (1999 г.) – лже-бабушка;
  • «Нина. Расплата за любовь» (2001 г.) – мать главной героини;
  • «Виола Тараканова» (2004 г.) – соседка Полины;
  • «Звезда эпохи» (2005 г.) – Евдокия Турчанинова;
  • «Фото моей девушки» (2007 г.) – тетя Таня;
  • «Легенда №17» (2012 г.) – баба Саша;
  • «Экипаж» (2016 г.) – пожилая пассажирка.

Наша героиня участвовала в озвучивании двух зарубежных картин – «Анатомия любви» (1972) и «Золотой гусь» (1999).

История любви

Знакомство Нины Гребешковой и Леонида Гайдая произошло в стенах ВГИКа. Озорная девушка невысокого роста сразу же приглянулась парню с режиссерского курса. Леня был не только выше своей избранницы, но и старше на 8 лет. Однако это не помешало им влюбиться друг в друга.

Эта «дюймовочка» стала музой режиссера. В Нине его привлекли такие качества, как простота, жизненный оптимизм и искренность. Леонид пригласил нашу героиню исполнить роль француженки в своем отчетном спектакле. Студентка Гребешкова, недолго думая, согласилась. На репетиции все было на высшем уровне. Вот только сцена с поцелуем немного смутила девушку.

Леонид Гайдай красиво и настойчиво ухаживал за Ниной. Он преподносил даме своего сердца букеты, осыпал комплиментами, устраивал для нее прогулки по ночному городу. В итоге девушка согласилась на серьезные отношения с ним.

Гребешкова Нина Павловна: семья

В 1953 году влюбленные сыграли свадьбу. Торжество было скромным. Нина и Леонид расписались в одном из столичных ЗАГСов. Дальнейшее празднование проходило дома.

Гайдар обиделся на свою жену. Дело в том, что Нина отказалась брать его фамилию. Все просто: режиссеры и зрители знали ее как Гребешкову.

Семейная жизнь двух творческих людей была далека от идеала. Поначалу молодым приходилось ютиться в комнате родителей Нины. На небольшой площади проживало 5 человек. Это родители нашей героини, ее младший брат и сами молодые супруги.

Со временем удалось решить квартирный вопрос. Л. Гайдай и Н. Гребешкова переехали в 3-комнатные апартаменты. Вскоре у них родилась общая дочь Оксана. Новоиспеченный отец души не чаял в малышке. Но он сразу же заявил жене о том, что больше не хочет детей. Для Нины это оказалось настоящим ударом. Ведь она мечтала о большой семье. Но со временем женщина смирилась с тем, что у нее одна дочь.

Вдова

В ноябре 1993 года ушел из жизни режиссер Л. Гайдай. Гребешкова Нина Павловна (фото см. выше) осталась вдовой. Она бережно хранит память о любимом супруге, с которым прожила в браке 40 лет. Ее самыми близкими людьми на данный момент являются дочь Оксана и внучка Оленька.

В заключение

Теперь вам известно, когда родилась и где училась Гребешкова Нина Павловна. Несмотря на солидный возраст, вдова режиссера Л. Гайдая продолжает сниматься в кино. Создаваемые ею образы вызывают симпатию у зрителей. Пожелаем этой замечательной женщине крепкого здоровья и творческого благополучия!

fb.ru

Нина Гребешкова Быть женой Гайдая

Нина Гребешкова

Быть женой Гайдая

В Нину Павловну Гребешкову невозможно не влюбиться. Красивая женщина, талантливая актриса, мудрый человек. Общаться с ней – огромное удовольствие. Ее дом – воплощение уюта и умиротворения, ее мысли и оценки поражают своей глубиной и остротой. Нина Гребешкова появилась на экранах страны в начале пятидесятых и сразу же стала любимой и популярной актрисой. Фильмы «Честь товарища», «Испытание верности», «Беспокойная весна» открыли юной очаровательной блондинке дорогу в большое кино. Но волею судьбы ей суждено было стать женой гениального человека – Леонида Гайдая, тем самым отодвинув себя на второй план.

– Честно говоря, я хотела быть учительницей первых классов, – вспоминает Нина Павловна. – Я очень любила детей, и мне казалось, что общаться с ними очень интересно. Представьте: маленький человечек приходит в класс, садится за парту, и ты начинаешь ему что-то объяснять... Но все сложилось иначе. Будучи десятиклассницей, я пришла на день рождения к своей подруге, и там ее отец меня спросил: «Ну а вы куда будете поступать?» – «Я буду педагогом!» – «А почему именно педагогом?» – «Ну, хочу сеять разумное, доброе, вечное...» Тогда он спрашивает: «А вы знаете, что есть другая профессия, которая тоже сеет разумное, доброе, вечное?» – «Какая?» – «Актриса!» Я говорю: «Ну что вы, для меня это исключено». – «А почему? Вы не хотели бы стать актрисой?» – «Да мало ли чего я хотела бы. Дело все в том – смогу ли я». Да и вообще такого вопроса в нашем доме не стояло. И тогда он сказал своей дочери: «Вот когда вы получите аттестаты, ты обязательно отведи ее во ВГИК». Что такое ВГИК, я даже представления не имела. Но тем не менее получили мы аттестаты, и подруга привезла меня в Институт кинематографии. И, представьте, я поступила. На курс Сергея Герасимова. Мне было 17 лет, сама я была, как мне кажется, очень легкомысленной – ну, в том плане, что все мне нравилось, все казалось прекрасным, возвышенным. А вокруг были люди такого плана, как Лева Кулиджанов, Яша Сегель, Глеб Комаровский, Вася Ордынский, – они прошли войну, и я для них была просто ребенком, который все время улыбается, всему радуется, не очень понимая, что от него требуют. У нас был пестрый курс – пришли люди зрелые, уже знающие что такое жизнь и чего она стоит, и такие легкомысленные, как я, как Алла Ларионова. Мы больше смеялись, нас все развлекало.

– Но при этом вас почти сразу начали приглашать сниматься.

– Да, я начала сниматься уже с первого курса. Помню, был эпизод в «Смелых людях» – я играла девочку с куклой. И достаточно было появиться в этом эпизоде, чтобы весь Гагаринский переулок, в котором я жила, начал считать меня знаменитой актрисой. Фильмов-то было тогда мало, и каждую картину смотрели все и по несколько раз. Потом были еще эпизоды, а на третьем курсе я уехала в Ленинград сниматься в картине «Честь товарища». Это по «Алым погонам» Бирюкова. Там я играла Галю Богачеву. Ну и пошло-поехало. Пришлось перейти на курс ниже, так как съемки мешали учиться.

– Трудно в студенчестве определить свое будущее? Надежды редко оправдываются?

– Конечно. Взять, к примеру, Колю Рыбникова. Я играла в дипломе и у себя на курсе, и на герасимовском курсе, с которого ушла. Играла княжну Буйносову в «Петре I», где Петра как раз играл Рыбников. Как он играл! Я не знаю, может ли быть лучше. Коля был чрезвычайно одаренным человеком, с большим темпераментом, с большим чувством искренности. Трудно дать ему определение. Он был таким, каким был, – и все. Но он так и не сыграл тех ролей, для которых был создан.

– За годы учебы вы из легкомысленной девочки не превратились в мудрого, рассудительного человека?

– Нет. Эти годы меня не изменили. Изменил меня Леонид Иович Гайдай. Он был очень серьезным человеком, несмотря на то, что снимал такие веселые, добрые комедии. Он был требовательным, не выносил, когда человек радуется без причины, изображает телячий восторг.

Он был старше меня на восемь лет. Я думала, что надо с ним советоваться в каких-то семейных вопросах, а он отвечал: «А я не знаю». – «Ну как же? Ты же постарше, ты должен понимать лучше меня». – «Ты знаешь, если человек дурак, то это надолго». Эту фразу он даже сам взял в одну из картин. И вообще очень много наших семейных выражений шли в его фильмы.

Леня умерил мой пыл, мое легкомыслие. Я поняла, что в быту он еще легкомысленнее меня и надо все брать на себя. Конечно, вначале я не понимала, какого человека послал мне Бог, и как-то пыталась вести все по норме: муж, жена, обязанности, кто что должен и что не должен. Ну а потом я поняла, что это бесполезно

– Когда вы встретились?

– Мы встретились на белокуровском курсе в 49-м году. Больше того, я у него играла госпожу де Несюнжен в отрывке из «Отца Горио». Это трудно было себе представить, но он, видимо, очень хорошо ко мне относился, раз видел во мне госпожу де Несюнжен. 1 ноября 1953 года мы поженились и прожили вместе 40 лет. Все было. Все должно быть в жизни. Но, в общем, это было счастье.

– Нина Павловна, Гайдай сделал из вас по большому счету актрису комедийную. Но начинали-то вы с героинь?

– Нет, вначале были пионерки и комсомолки! А когда мне исполнилось тридцать лет, стали поговаривать: «Ну какая она комсомолка? Все-таки тридцать лет уже. Так не годится». «Все, – подумала я. – Моя творческая биография закончилась». Я очень переживала. Мне казалось, что у меня больше ничего не будет. Но тут повезло. Эйсымонт снимал картину «Приключения Толи Клюквина» и взял меня на молодую маму. А потом Гайдай пригласил на «Бриллиантовую руку» – тоже в какой-то степени на молодую маму. И так я продержалась до сего дня.

И что интересно: собралась я сниматься я в «Кавказской пленнице» в роли врача-психиатра – ну что это за роль, сами понимаете. А в это же время меня пригласили в Киев на какую-то большую работу. Леня болел, очень просил меня приехать к нему на съемки, и я подумала: «Ну что ж делать? Придется ехать на этот эпизод и отказываться от большой роли». В итоге «Кавказская пленница» идет до сих пор, а ту картину ни я не помню, и никто не помнит. Так что не знаешь, где найдешь, где потеряешь.

– У Гайдая любой эпизод становился хитом. Фразы из его фильмов стали крылатыми, и порой даже не помнишь, откуда они.

– Леня, когда снимал фильм, не думал, чтобы послать его на какой-то фестиваль или оставить его на века. Он получал сам колоссальное удовольствие и доставлял его другим. Он проигрывал все сам, он же был потрясающий актер! На дипломе был водевиль «Бархатная шляпка», и он играл там главную роль. Так, как он играл, я никогда больше не видела, чтобы так играли актеры. Он был Богом данный комедийный актер! Пырьев на том спектакле развалился в кресле, вытянув ноги, и не мог даже смеяться. Уже шли только вздрагивания. Рядом – такой же Барнет. Это было очень смешно.

– Как вы относились к тому, что в нашем кинематографе постоянно связывали воедино три фамилии – Гайдай, Данелия, Рязанов? Их сравнивали, ругали, хвалили, но варили в одном котле. И, что самое обидное, обсуждали, кому что можно доверить для следующей постановки.

– Я считаю, что сравнивать вообще никого нельзя. Но у нас, действительно, всегда говорили – Гайдай, Данелия, Рязанов, три комедиографа. Но они же все разные! Абсолютно! И меня удивляет наше киноведение, которое всегда выстраивало их в ряд и периодически меняло местами: то один впереди, то другой. Гайдай есть Гайдай! И когда он выступал перед зрителями, то никогда не говорил: «Объявите, что я народный артист Советского Союза, лауреат такой-то премии...» и так далее. Он просил просто назвать его фамилию – и все. Когда мы приходили домой, я ему говорила: «Ну почему ты отказываешься от этого? Ведь ты все это заслужил». А он отвечал: «Понимаешь, звания – они у многих. А у меня есть имя, и мне этого достаточно». Ему не было нужно ничего лишнего.

А с Гией Данелия у них были замечательные отношения. Они уважали и очень высоко ценили друг друга. Данелия сыграл в жизни Лени весьма значительную роль. Взять хотя бы тот факт, что Гия добился разрешения снимать «12 стульев» и отдал эту возможность Гайдаю. Он знал, что Леня мечтал об этом.

– Данелия часто снимал вас в своих картинах.

– Да, у меня была чудная роль в фильме «Слезы капали». Мы сняли хорошую сцену объяснения любви с Леоновым. Когда Данелия показал ее своему другу Таланкину, тот даже удивился: «Ну надо же, Гребешкова-то какая актриса!» А потом всю эту сцену вырезали. Гия долго извинялся и говорил, что наша линия уводит от главной темы.

С тех пор Данелия стал звать меня во все фильмы. Давал мне сценарий и говорил: «Выбирай что хочешь». Однажды Леня даже вспылил. Я должна была сниматься у него и в то же время дала согласие Гии. Леня тогда кричал своей ассистентке: «Ах так? Ну хорошо! Гребешкова идет сниматься у Данелии, а вы ищите другую актрису!»

– Я редко встречал до 70-летия Гайдая какие-либо его интервью, статьи о нем, не видел, чтобы он мелькал на телевидении, выступал с рассказами о своем творчестве, вел какие-либо передачи о кино. О Леониде Иовиче в полную силу заговорили лишь в последний год его жизни...

– А вы знаете, как он мучился? Вот ему позвонят, пригласят, он всегда отвечал: «Хорошо, приду». А потом начинал мучиться и говорить: «Ну зачем я согласился, ну что я буду говорить? Пусть смотрят кино, там же все сказано, что я из себя представляю. Есть же киноведы, пусть они все разъясняют...» Для него это было мучительно, а еще тяжелее, когда в газете печатали все наоборот. «Ну я же не это говорил!» – восклицал он. Его иронические, иносказательные фразы переносились на лист буквально, тем самым меняя весь смысл сказанного.

Он не любил интервью, не любил всякие должности и не любил много говорить. Он был человеком из разряда слушающих. У него все откладывалось в памяти. Очень любил людей с юмором. Но больше всего любил актеров. Постольку, поскольку по своей природе он был сам актером.

– А были у него любимые комедии, над которыми он от души смеялся?

– В детстве он посмотрел впервые фильм Чарли Чаплина, в Иркутске. И бегал на чаплинские сеансы по три-четыре раза. И это в него вошло. Эксцентрика Чаплина перемешалась с эксцентрикой самого Гайдая, преломилась в нем. Но он продолжал смотреть ранние фильмы Чаплина до конца своей жизни. Перед началом работы над каждой своей картиной он обязательно заказывал в Госфильмофонде, в Белых столбах, Чаплина и смотрел. Не пропускал и телепоказы. Очень любил Питкина, одно время очень увлекался алогизмами, как, помните, в «Бриллиантовой руке»: Никулин входил в дверь к женщине легкого поведения и выходил неожиданно из другой двери. Ему казалось, что это здорово.

– Известно, что Леонид Иович был очень суеверным: разбивал тарелки перед съемками или в каждый фильм включал эпизод с черной кошкой...

– Да-да. А кошек он вообще любил. В общем-то, я виновата перед ним, так как не разрешила ему при жизни иметь в доме кошку. Но зато сейчас внучка меня уговорила, и мы взяли в дом кошку. Как бы в память о Лене.

И вообще во всем он любил игру. Ну как бы вам сказать – он не любил вот так вот разложить все по полочкам и, согласно реестру, потом выполнять. Для него обязательно должна была во всем быть игра. С внучкой ли, с тещей, с друзьями обязательно должна была быть какая-нибудь игра. С тещей, например, он любил играть в карты, хотя всегда проигрывал. Не мог пройти мимо игровых автоматов. И так во всем. Причем включался он в игру моментально, естественно. И не поймешь, шутит он или говорит всерьез.

– Из-за этого легко было с ним работать на съемочной площадке?

– Мне было работать с ним очень тяжело. Лично мне. Потому что он сидел за аппаратом и проигрывал все то, что я играю. Уж вроде ты и не смотришь на него и не видишь этого, но у меня постоянно возникало несколько странное чувство: ну что вот он там за меня играет?! «Если бы его не было, все было бы нормально». Другим актерам, по-моему, было легче.

Знаете, как он работал? Вот идет сцена, ты отговорил положенный текст и вроде как уже пора останавливаться. А он не говорит «стоп». Почему? Потому что для него важна импровизация. Если актер живет в образе, он знает, что ему делать. «Продолжай жить, как ты нормально живешь! Ну текст кончился, но что-то ведь должно продолжаться!» В этом отношении был, конечно, незаменим Георгий Михайлович Вицин. Леня его боготворил. Вицин никогда не терялся – полное спокойствие. Приехал на съемку – лежит, отдыхает где-нибудь за декорациями, ждет съемку. Он всегда готов, всегда знает текст и на сто процентов включается в импровизацию. Уникальный актер. Слава Богу, у него есть популярность, но он все равно недооценен критиками, почестями. Хотя ему это и не надо. Он получал удовольствие от работы.

И вообще человеческий фактор играл в нашей жизни большую роль – в работе, в семье, в быту. Наш человек или не наш человек, порядочный или непорядочный. Вот это как-то определяло круг людей. Мы не дружили с кем-то очень близко, не ходили в гости, не собирали застолья. Но многое выяснилось после того, как Леня ушел. Оказалось, что есть много людей – истинных друзей, которые не причисляли себя к друзьям дома, ни на что не претендовали, а просто поддержали в трудную минуту. Вокруг меня оказались и Леня Куравлев, и Юрий Волович, и Наташа Варлей, и Дима Харатьян – они меня просто спасли. Без них бы я пропала. Тогда все навалилось сразу – беда же не приходит одна – ушел Леня, нашу квартиру затопило, потом сгорела дача... Они меня просто спасли.

– В тот же год Леонида Гайдая назвали человеком кинематографического года. Как это принято в нашем обществе, художнику дали приз после смерти.

– Вообще 1993 год был удивительным. 30 января ему исполнилось семьдесят лет. 20 марта – пятьдесят лет его ранению на фронте – он считал это вторым днем своего рождения. 1 ноября – сорок лет совместной жизни. И 19 ноября он умер.

А все призы и премии он называл «цацками». Он к ним не стремился. «Ну что эти цацки будут стоять, пылиться? Зачем они мне?» Зато каждое утро, отправляясь за сигаретами, он подходил к афишам и искал свои фильмы. А дома сообщал, что три его картины идут. Четыре картины идут. А им уже по 20-30 лет! И ему этого было достаточно. Конечно, Леня был бы доволен, если бы его фильм послали на Каннский кинофестиваль и там бы чего-то дали. Каждый человек был бы доволен. Ну не посылали, не давали – и ладно. Короче говоря, своими картинами Гайдай собирал деньги для Госкино и «Мосфильма». Все на эти деньги жили. Не зря же, когда «Мосфильм» растаскивали на независимые объединения, Армен Медведев пришел на студию и сказал: «Не забывайте, что двадцать лет вас кормил Гайдай!» Леня тогда пришел домой гордый и с удовольствием пересказывал всем слова председателя Госкино. «Ну а ты-то сам взял себе объединение?» – спросила я его. «А зачем? Руководить? Я умею только снимать кино...»

И сейчас на фильмах Гайдая продолжают делать деньги. Только теперь прокатчики и видеопредприниматели.

– Помню, как Андрей Кончаловский сказал, что, если бы Леонид Гайдай делал свои фильмы в Америке, он был бы самым богатым человеком в мире.

– Но так не случилось. Он не жил там и не хотел. Хотя, когда впервые побывал в Америке, по возвращении сказал: «Нинок, тебе обязательно надо съездить туда». А я-то как думала – там стреляют, убивают, грабят. Я туда не хотела. Леня сказал: «Ну что ты, это ХХI век. Тебе обязательно надо туда съездить-посмотреть». И вот после какой-то картины он получил постановочные и тут же пошел за путевкой только ради того, чтобы я съездила и посмотрела с ним Америку. И подобралась очень интересная группа: Толя Папанов с женой, Ефим Березин. Все меня спрашивали: «Ну как? А это тебе как?» – «Ну ничего особенного», – отвечала я. Такая патриотка была!

– Нина Павловна, не жалеете о том, что с определенного времени посвятили себя исключительно кинокомедии?

– Да вы ошибаетесь! У меня шестьдесят картин! Гайдай снял пятнадцать-шестнадцать, а у меня – шестьдесят! Другое дело, что те картины, в которых я снималась, практически умерли. Я не хочу обижать режиссеров, они тоже вкладывали в свой труд душу, но эти фильмы не выдержали времени. А гайдаевские выдержали. И я счастлива, что где-то сбоку принимала в них участие. По существу ведь у меня только «Не может быть!» и «Бриллиантовая рука» – более-менее центральные роли, а в остальных – эпизоды.

– Вас это не задевало?

– Нет, не задевало. Дело еще в том, что эксцентрика вообще была для меня неведомым материалом. Я могу сыграть женщину любой профессии, маму, тетю, деревенскую старушку – самые разные роли. Я же человек с образованием. Но комедия для меня – самое трудное. А потом я всегда видела, как Леня метался в поисках нового материала, как он мучился, страдал, и я очень переживала за него и так же радовалась, когда он, наконец, находил нужный сценарий. Поэтому о себе я уже не думала. Главное, что успокаивался он. Единственный фильм, за который он взялся без души, – это «Опасно для жизни». Так сложилось, что он должен был его снять. Поэтому Леня этот фильм недолюбливал.

Я вам вот что скажу: дело все в том, что я не сразу поняла, с кем живу. Я всю жизнь считала, что Леня ничего не понимает, все делает не так, как надо. И в какой-то определенный момент я устала бороться и решила: пусть он живет так, как хочет. И мы продолжали дружно жить. Все было нормально, но я уже ни на что не реагировала, не протестовала. А сейчас произошла странная вещь – оказалось, что Леня был очень мудрым человеком. Не учителем, не назидателем, который бы формулировал свои позиции, – нет. Он просто своей жизнью и своим отношением к любым вещам был весьма определенен: да – нет, нравится – не нравится, хочу – не хочу. И он всегда оказывался прав. Теперь я часто думаю: «А что бы сказал Леня?»

Его фильмы – подтверждение его мудрости. Казалось бы, какие-то пустяки – «надо, Федя, надо», «жить хорошо, а хорошо жить – еще лучше», еще что-то... Вроде расхожие фразы. А по существу-то мудрые, общечеловеческие.

Следующая глава

culture.wikireading.ru

Нина Гребешкова: какая она, муза, жена и актриса режиссера Леонида Гайдая?

А высокий худой сибиряк, успевший вернуться с фронта, где получил тяжелое ранение в ногу, постоянно чувствовал неловкость в присутствии этой кареглазой веселой москвички. Уже тогда он подумал о том, что его шансы невелики, ведь Гайдай был старше Нины на 8 лет…

«В те годы, — вспоминает Нина Павловна, — все будущие режиссеры должны были непременно изучать актерское мастерство. Кроме того, Гайдай ставил и небольшие сценки. Для участия в них брал нас, студентов».

Однажды он попросил Нину сыграть роль француженки в небольшом отрывке из произведения Оноре де Бальзака «Отец Горио». Там в одном месте молодой ловелас, студент Растиньяк с девушкой целуется. Нина на репетициях целоваться отказалась. Гайдай, по словам Гребешковой, ужасно возмутился, а потом спросил: «А, может, ты вообще не целовалась в жизни?»

Нина в действительности ни с кем еще не целовалась, но Гайдаю серьезно ответила: «Конечно, целовалась». После этих репетиций отношения Леонида и Нины стали странно таинственными. Гайдай чувствовал, что эта озорная девчушка притягивает его все больше и больше. Тогда он мог только догадываться о том, что встретил ту единственную, которой было суждено стать его женой, любимой, музой — той, которая будет всегда рядом…

Родители будущей народной артистки РФ переехали в Москву из Ярославской области. Это была обычная трудовая семья. Отец, Павел Александрович, был маляром, занимался и орнаментальной росписью. Мать, Екатерина Ивановна, была отличной швеей. В семье росли два сына — Николай и Валентин, и она, любимая всеми Ниночка. Нина Павловна родилась в Москве, 29 ноября 1930 года.

Нина училась в 3-м классе, когда началась Вторая мировая война. Нина Павловна хорошо помнит, как мать собирала детей, чтобы уехать в Пензенскую область. Надеялись, что война скоро закончится. Мать даже не взяла теплые детские вещи. Отец ушел на фронт. Он-то потом и спас их. В посылке прислал жене швейную машинку, валенки и пальтишки. Нина пошла в школу, которая находилась в деревне Сурмино. «Нам, ученикам, очень повезло, — рассказывает Гребешкова, — здесь жили эвакуированные преподаватели Академии им. Фрунзе. Они нас почти не спрашивали, а только читали лекции, как студентам».

Когда в 1943 году они вернулись в Москву, Ниночку сразу приняли в 6-й класс. Возвращение домой было для всей семьи большой радостью. Юная Нина гуляла с подругами по родным улицам столицы, они ходили в театры, посещали школьные праздники, отмечали дни рождения. Уже в то время она мечтала стать учительницей. Однажды Нина пришла в гости к подруге Маше, отец которой был известный поэт Владимир Луговской. Он поинтересовался у Нины, куда она пойдет учиться после окончания школы. В ответ услышал: «Хочу преподавать в младших классах, сеять разумное, доброе, вечное…»

Владимир Луговской заметил: «Но ведь сеять разумное, доброе, вечное, можно не только в школе… Есть еще прекрасная профессия. Вы не хотите стать артисткой?» Нина растерялась. Для нее такие артистки кино, как Любовь Орлова, Вера Марецкая или красавица Дина Дурбин были недосягаемыми «звездами». Но, получив аттестаты, подруги отвезли свои документы в приемную комиссию ВГИКа. На курсе, где учились Нина и Маша, всегда царила живая творческая атмосфера. Работал со студентами режиссер театра и кино Сергей Герасимов. Причем с первого курса Нина Гребешкова сразу попала в поле зрения режиссеров. Ее приглашали на небольшие эпизодические роли, а потом предложили главную роль в фильме «Честь товарища». Как-то Нина даже «провалила» один экзамен, увлекшись съемками в кино.

Сергей Герасимов строго сказал своей ученице: «Выбирай, либо сниматься, либо заниматься!» Нина Павловна позже напишет об этом случае так: «Я боялась, что Герасимов меня отчислит с курса и перешла на другой курс, к актеру Василию Ванину, от него — к Владимиру Белокурову. Потом наш курс вел Григорий Александров»…

Когда Леонид Гайдай сделал Нине Гребешковой предложение, она не удивилась, ведь встречались они уже давно. Но ее забавляло то, что она ростом маленькая, худенькая, а он — высокий. Нина об этом ему сказала, заметив, что они «будут смешно смотреться». Но Гайдай ей ответил: «Да разве в этом дело. Просто большую женщину я не подниму, а маленькую буду всю жизнь носить на руках».

Сразу после окончания института Нину Гребешкову пригласил на съемки своего фильма «Испытание верности» известный режиссер Иван Пырьев. Она была счастлива. К тому же ей очень хотелось заработать денег на новую квартиру. До сих пор они с Леонидом жили в квартире ее мамы на 23-х метрах. Впоследствии молодой семье удалось приобрести трехкомнатную квартиру, в которой до них жили актеры Алла Ларионова и Николай Рыбников.

Нина Павловна вспоминает, что с виду веселый и разговорчивый Гайдай на самом деле очень любил одиночество. Он много читал, писал сценарии. Нина Павловна, напротив, приглашала друзей-актеров на свои пироги, радовалась их шуткам и смеху. Она также старалась обустроить их быт, всегда что-то покупала в дом, затевала ремонт в комнатах или перестановку мебели. К увлечениям супруги Гайдай относился с улыбкой, всегда спрашивая ее: «Нинок, а нам это нужно? Мне кажется, что и так все хорошо». Но зато обожал собак (одна или две собаки всегда жили у них в квартире), любил варить борщ, предварительно купив на рынке свежее мясо с «сахарной» косточкой.

Когда у них родилась дочь Оксана, Леонид Гайдай радовался, как ребенок. Сегодня Оксана и внучка Нины Гребешковой и Леонида Гайдая Оля работают экономистами.

Нина Гребешкова снялась в шести фильмах Гайдая, и роли почти все не главные. Он однажды сказал жене, будто упрекая себя: «Знаешь, Ниночка, большую роль сыграть проще, легче… а вот эпизод надо играть только на отлично, его уже не переделать».

Нине Павловне всегда казалось, что муж был недоволен тем, что так и не создал в кино для нее главной роли. Но Нина Павловна высоко ценила талант режиссера Гайдая и никогда не обижалась на его выбор актеров для своего нового фильма. Она не требовала для себя от него ролей, не считала себя «звездой» экрана, всегда оставаясь, как о ней говорят друзья, «солнечно-улыбчивой» женщиной.

После смерти Леонида Гайдая Нина Гребешкова продолжает сниматься в кино. Как и прежде, в эпизодах. Считает, что в этом ей «помогает» Гайдай: «Ведь он все видит, все понимает… Для меня он не умер, а просто вышел на минутку…»

shkolazhizni.ru

Лучшая роль – жена Гайдая: Почему Нина Гребешкова осталась актрисой второго плана

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: fakty.uaПеред смертью знаменитый режиссер Леонид Гайдай признался своей жене, что очень перед ней виноват. Она приготовилась услышать что-то очень неприятное, но его «грех» оказался для нее безобидным: он попросил прощения за то, что никогда не снимал ее в главных ролях. Нина Гребешкова действительно появлялась на экранах только в эпизодах, правда, они запоминались больше, чем многие главные роли, – чего только стоит роль жены Горбункова в «Бриллиантовой руке»! Нереализованной актрисой она никогда себя не чувствовала и считала, что ее лучшая роль – жена Гайдая. И только она знала о том, какие эпизоды из их жизни режиссер запечатлел в своих легендарных фильмах.

Нина Гребешкова в молодости | Фото: 24smi.org

Нина Гребешкова не собиралась становиться актрисой и после школы подала документы во ВГИК за компанию с подругой. И на экзамены пошла за компанию, зарегистрировавшись последней в очереди. И неожиданно для себя самой прошла с первой попытки! Уже потом она узнала, что обошла 2 тысячи конкурентов, в том числе Юрия Никулина и Юрия Яковлева, которых тогда не приняли.

Актриса Нина Гребешкова | Фото: kino-teatr.ru

Актриса с дочерью Оксаной | Фото: segodnya.ua

Уже на первом курсе Нина начала сниматься в кино. И хотя первая роль в фильме «Смелые люди» была эпизодической, ее заметили и в институте и на улицах узнавали и называли кинозвездой. Потом были фильмы «Спортивная честь», «Сеанс гипноза» и «Честь товарища», и к моменту их бракосочетания с Леонидом Гайдаем она была уже популярной актрисой, а он – начинающим, никому не известным режиссером. Именно поэтому она отказалась взять его фамилию в ЗАГСе – ее уже все знали как Гребешкову. Гайдая это расстроило, но решение жены он поддержал.

Леонид Гайдай и Нина Гребешкова на актерской вечеринке с Ю. Никулиным и В. Этушем | Фото: 7days.ru

Нина Гребешкова и Леонид Гайдай | Фото: 24smi.org

Когда к Леониду Гайдаю пришли слава и признание, ей многие завидовали: быть женой режиссера для актрисы – залог успешной кинокарьеры. Но их пара была нестандартной: Гайдай признавал ее актерский талант, но предлагать роли в своих фильмах не спешил. Впервые она снялась у него в фильме «Трижды воскресший», но эта работа не заслужила всесоюзной популярности. Первой ее заметной работой в фильме супруга стала небольшая роль второго врача в «Кавказской пленнице», хотя изначально в сценарии ее вообще не было.

Кадр из фильма *Кавказская пленница*, 1966 | Фото: aif.ru

Кадр из фильма *Кавказская пленница*, 1966 | Фото: kino-teatr.ru

Когда Гайдай приступил к съемкам «Кавказской пленницы», Гребешкова получила заманчивое предложение от другого режиссера, но без раздумий от него отказалась. У супруга тогда открылась язва желудка, и она отправилась вместе с ним на съемки, чтобы готовить для него диетические супы и паровые котлеты. Увидев, какой заботой и вниманием жена окружила режиссера, его коллеги по съемкам начали его стыдить: как можно не найти для нее хотя бы крошечной роли в своем фильме, ведь она всегда рядом и ничем не занята, кроме приготовления пищи! И Гайдай поддался на уговоры. Гребешкова не любила эту роль – ее героиня казалась ей слишком злой. Но работа Нины так впечатлила и съемочную группу, и его самого, что с тех пор он стал снимать ее практически во всех своих фильмах. Правда, в главных ролях всегда были другие актрисы, а ей доставались лишь эпизоды!

Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: aif.ru

С тех пор актриса практически перестала сниматься у других режиссеров, сознательно отказавшись от собственной кинокарьеры, которая, возможно, могла бы сложиться куда более успешно. Сама она никогда не считала это жертвой и не раз повторяла, что ее лучшая роль – жена Гайдая. Даже когда муж предлагал ей роли в своих фильмах, актриса соглашалась неохотно: «Я не сразу к нему пошла играть, долго отказывалась от предложений. Я же самодостаточная актриса, гордая. Он предлагает, а я говорю: «Ну найди другую артистку. Будут говорить, что ты мне роль по блату дал. И вообще, почему я?». А он всегда спокойно отвечал: «Нина, ну разве ты не сыграешь? Сыграешь, и отлично сыграешь, я уверен». И я всегда к этим эпизодам подходила профессионально, раскладывала жизнь моей героини до кадра и после, проживала ее много раз. Больше всего горжусь ролью в «12 стульях».

Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: newsland.comа

Кадр из фильма *Бриллиантовая рука*, 1968 | Фото: 7days.ru

Самой заметной ее работой в фильме Гайдая стала роль жены Семена Горбункова в «Бриллиантовой руке». Прочитав сценарий, она категорически отказалась играть слишком правильную, напыщенную и пресную героиню. Образ управдома казался ей куда более привлекательным, но режиссер был непреклонен. Тогда актриса начала дорабатывать слишком плоский и схематичный, как ей казалось, образ, и благодаря этому сделала жену Горбункова не только запоминающейся, но и очень живой и понятной зрителю. Режиссеру приходили письма, в которых зрители восхищались: «Именно такой и должна быть настоящая жена!»

Нина Гребешкова в фильме *12 стульев*, 1971 | Фото: goodhouse.ru

После выхода фильма на экраны Гребешкову тут же «поженили» с Юрием Никулиным – уж очень убедительно они выглядели на экране в качестве семейной пары. А когда зрители узнали о том, что на самом деле она – супруга Гайдая, ее останавливали на улицах и стыдили: как можно было променять такого талантливого артиста на режиссера!

Нина Гребешкова в фильме *Спортлото-82*, 1982 | Фото: 24smi.org

Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: kino-teatr.ru

Многих своих героев и многие сцены в фильмах Гайдай «подсмотрел» в собственной жизни. Его жена говорила: «Лёня мне и в ухаживаниях, и в семейной жизни очень напоминал Шурика из своей «Кавказской пленницы». Невероятно скромный, добрый... Когда Леня ухаживал за мной, то провожал пешком от Сельскохозяйственной выставки до Гагаринского переулка на Арбате, где я жила. Это и был тогда настоящий Шурик – в очках, с книжкой. Он мне что-то все время увлеченно рассказывал, читал стихи, как Шурик в новелле «Наваждение» из «Операции «Ы». Леня очень любил Ярослава Смелякова и стихотворение «Хорошая девочка Лида» читал на вступительных экзаменах во ВГИК… В его картинах зашифрована его и наша жизнь! Вот героя он назвал Шуриком – это имя Лениного брата, но он дал ему свой характер и свое мироощущение». Когда Нина Гребешкова подвозила на своей машине в булочную Татьяну Пельтцер, родилась фраза «Наши люди в булочную на такси не ездят!», которую позже Гайдай включил в комедию «Бриллиантовая рука». А однажды во время спора с мужем Нина воскликнула: «Так и хочется устроить скандал!». Эту фразу режиссер «подарил» главной героине фильма «Иван Васильевич меняет профессию».

Последняя работа актрисы – в фильме *Экипаж*, 2016 | Фото: 24smi.org

Заслуженная артистка России Нина Гребешкова | Фото: aif.ru и fakty.ua

Нина Гребешкова никогда не считала себя невостребованной актрисой – и после смерти мужа она продолжала сниматься в фильмах и сериалах. Кроме того, актриса говорила, что очень счастлива от того, что всю жизнь прожила в единственном браке с любимым человеком. В свободное от съемок время она с удовольствием занималась дачей и посвящала себя заботам о дочери и внучке.

Актриса Нина Гребешкова | Фото: fakty.ua

Очень много интересных моментов осталось за кадром «Кавказской пленницы»: Почему Гайдай перестал работать с Моргуновым, а цензура запретила фильм к показу.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Сейчас Нина Павловна проводит время на даче

Нина Павловна Гребешкова (род. 29 ноября 1930 года, Москва) — советская и российская актриса, заслуженная артистка России (2001) и вдова режиссёра Леонида Гайдая.

Биография

В 1954 году Нина Гребешкова окончила Всесоюзный государственный институт кинематографии, мастерскую В. Белокурова и В. Ванина.

Начинала с ролей девочек, школьниц, пионерок. Затем играла молодых мам и учительниц.

Снялась у Ивана Пырьева в картине «Испытание верности».

В 1954—1990 годах — актриса Театра-студии киноактёра.

Самая известная роль актрисы — это роль Надежды Ивановны Горбунковой в фильме «Бриллиантовая рука»

Известна в основном запоминающимися ролями второго плана в 11 картинах своего мужа режиссёра Леонида Гайдая.

Личная жизнь

40 лет была женой режиссёра Леонида Гайдая.

Дочь — Оксана Леонидовна Гайдай (Худякова) (род. 27 ноября 1957) — экономист, работает в банке

внучка — Ольга Худякова — экономист, работает в банке, родилась в Малайзии

Фильмы

Сниматься в кино Нина Гребешкова начала уже на первом курсе. Ее дебют – эпизод в картине «Смелые люди», где она сыграла девочку с куклой. После показа фильма весь переулок Гагаринский, где жила Нина Гребешкова, считал ее кинозвездой. Так началась творческая биография артистки. В начале 50-х последовали эпизодические роли в комедии «Спортивная честь» и короткометражке «Сеанс гипноза».

На третьем курсе актрису пригласили на съемки в Ленинград. Она сыграла Галю Богачеву в фильме «Честь товарища», экранизации произведения Бориса Изюмского «Алые погоны». А дальше – закружилось-завертелось.

В 50-е годы Нина Гребешкова стала любимицей миллионов советских зрителей. Сначала она играла школьниц, затем появлялась на экране в образах мам и учителей. Ей повезло сниматься у мэтра советского кинематографа Ивана Пырьева в фильме «Испытание верности», где снялись также Сергей Ромоданов, Марина Ладынина, Василий Топорков.

В 1956 году вчерашняя выпускница ВГИКа появилась на экране в комедии о комсомольцах, которые основали совхоз на казахской целине – «Беспокойная весна». Через год актриса засветилась в драме о казахской девушке — революционерке «Ботагоз». В этом же году фильмография Гребешковой пополняется ролью в детском фильме-сказке «Звездный мальчик». В 1959 году с участием Нины Павловны вышло две картины – военный фильм «Девочка ищет отца» и экранизация «Муму».

В начале 60-х актриса получала роли в комедиях, драмах, мелодрамах, детских и военных фильмах – Нина Гребешкова сыграла более чем в семидесяти фильмах, но запомнилась яркими эпизодами в комедиях Леонида Гайдая.

Первым фильмом Гайдая, в котором снялась Нина Гребешкова, стала киноповесть «Трижды воскресший» о судьбе небольшого парохода «Орленок». После забвения судно отреставрировали и пустили в очередное плавание по Волге. В фильме был собран звездный актерский состав – Алла Ларионова, Всеволод Санаев, Надежда Румянцева. Нине Гребешковой досталась роль Зои Николаевны, директора школы. Фильм не получил всесоюзной популярности, но стал хорошей школой для режиссера.

Настоящий успех начался с «Кавказской пленницы». Гайдай предложил Нине сняться в комедии – та, не задумываясь, поехала с ним на Кавказ. Для этого Гребешковой пришлось отказаться от другого заманчивого предложения. В «Кавказской пленнице» Нина Павловна сыграла медсестру из психбольницы. После этого актриса появлялась почти во всех картинах Леонида Гайдая и Георгия Данелия.

Данелия давал Гребешковой сценарий и говорил: «Выбирай любую роль». Нина появлялась на экране в разных образах, но запомнилась по комедиям. Многие картины с участием актрисы ушли в прошлое, не выдержав испытания временем, а «Бриллиантовая рука» и «Не может быть!», в которых Нина Гребешкова сыграла центральные роли, зрители с удовольствием смотрят и сегодня. Единственным фильмом Леонида Гайдая, в который не попала Нина Гребешкова, стала комедия «Иван Васильевич меняет профессию».

В 1982 году Нина Гребешкова снялась в самом кассовом фильме сезона – «Спортлото — 82», который в СССР посмотрело 55 миллионов зрителей. Актрисе досталась роль Клавдии Антоновны, тети главного героя Константина (Альгис Арлаускас).

Актриса и сейчас иногда появляется на экране в эпизодах – говорит, что ей не привыкать. По мнению Нины Павловны, маленькую роль сыграть намного сложнее, чем кажется, ведь в одном-двух предложениях нужно раскрыть характер героя, показать личность. Среди работ актрисы 2000-х годов – сериал «Каменская-2», ироничные детективы «Виола Тараканова» и «Даша Васильева», музыкальный фильм «Первый дома», мелодрама «Победитель».

Нина Гребешкова сейчас

В 2016 году с участием актрисы вышел фильм-катастрофа Николая Лебедева «Экипаж». Нина Гребешкова исполнила роль пожилой пассажирки самолета, который, прилетев в южную страну, оказался в эпицентре извержения вулкана. В основной актерский состав картины вошли Данила Козловский, Владимир Машков, Елена Яковлева, Агне Грудите, Катерина Шпица. В России кинокартину посмотрели более 5 миллионов зрителей, при этом создатели собрали $ 22 млн.

Сейчас пожилая актриса проводит время, как и большинство российских пенсионеров, на даче. После смерти Леонида Гайдая дом на приусадебном участке сгорел после поджога хулиганами, но вскоре друзья и поклонники режиссера помогли Нине Павловне отстроить его заново. Нина Гребешкова часто бывает на даче, которая расположена недалеко от Звенигорода, занимается садоводством. У артистки живут две кошки – Масяня и Груша.

В 2015 году съемочная группа и дизайнеры передачи «Идеальный ремонт» побывали на загородном участке у заслуженной артистки РФ. После работы мастеров дача полностью преобразилась и стала пригодной для круглогодичного пребывания.

pronedra.ru


Смотрите также