Николай рерих биография и творчество


Николай Константинович Рерих. Краткая биография и интересные факты из жизни художника | Николай Рерих

Скачать презентацию

Сегодня Рерих один из самых знаменитых художников мира. А его философское наследие распространено на всех континентах.

Детство

*    Николай Рерих родился 9 октября 1874 года в Петербурге, в семье нотариуса.*    В семье Рерихов было четверо детей. Их детство проходило традиционно: летом - усадьба с её деревенским привольем, зимой - учёба, рождественские праздники, прогулки по Невскому проспекту, занятия музыкой.*    Беззаботная пора быстро пролетела и в восьмилетнем возрасте Николай Рерих перешагнул порог известной тогда в Петербурге частной гимназии Карла Ивановича Мая.

*    Собеседование при приёме он прошел легко. И опытный педагог, директор гимназии К.И. Май, сказал: «Будет профессором!» Проницательность старого учителя оправдалась.

Увлечение археологией

*    Однажды летом, когда Рериху шел 10-й год, в имение отца Извару приехал известный археолог Лев Ивановский. Ученому понравился смышленый гимназист и он стал брать его с собой на раскопки. Во время этих раскопок исторические события, о которых Николай Рерих читал в детстве, словно оживали в его воображении.*    «Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка» - писал впоследствии Николай Константинович.Увлечение археологией*    Николай Рерих серьезно увлекается археологией: читает книги по истории, сам проводит раскопки в окрестностях имения своей семьи, делает зарисовки древних курганов, записывает народные легенды, былины, предания.

*    Все это найдет отражение в будущих картинах художника. С точностью учёного-археолога он откроет нам мир древних славян на своих полотнах.

Юность

*    В 1891 году Николаю Рериху исполнилось 17 лет. В это время друг семьи скульптор Михаил Микешин обратил внимание на художественные способности юноши и стал первым учителем будущего художника.*    После окончания гимназии в 1893 году Николай Рерих поступает в Академию художеств и одновременно, по просьбе отца, на юридический факультет Петербургского университета. В университете он посещает лекции и на историческом факультете.

Учёба в Академии художеств и  Петербургском университете

*    В Академии художеств Н.К.Рерих занимается в классе знаменитого пейзажиста Архипа Ивановича Куинджи.*    В 1897 году Николаю Рериху вручили диплом на звание художника. Его дипломная работа называлась «Гонец. Восстал род на род». Эту работу прямо с выставки приобрёл для своей коллекции П.М. Третьяков.

*    Через год в 1898 году Николай Рерих заканчивает юридический факультет Петербургского университета.*    Отец надеялся, что старший сын наследует его нотариальную контору и станет юристом. Но, к тому времени, Николай Рерих уже выбрал другой жизненный путь и будущее звало его к новым горизонтам. *    После окончания учебы Николай Рерих поступил на службу в Общество поощрения художеств помощником директора музея и одновременно - помощником главного редактора журнала «Искусство и художественная промышленность». *    Каждое лето Николай Константинович, к тому времени уже активный член Археологического общества, совершает археологические экспедиции, которые дают ему богатый материал для творчества.

*    Он создаёт серию архитектурных этюдов,  которая и сейчас помогает увидеть красоту русского зодчества.

Семья

*    В одной из поездок по делам Археологического общества Николай Рерих знакомится с удивительной девушкой - Еленой Ивановной Шапошниковой. 28 октября 1901 года состоялась их свадьба. *    В 1902 году в семье Рерихов родился сын Юрий, ставший впоследствии всемирно известным востоковедом, в 1904 году - Святослав, пошедший по стопам отца и ставший художником с мировым именем.*    «Ладой» называл Николай Константинович свою «другиню и вдохновительницу» Елену Ивановну.*    Многие картины, общественные начинания Н.К.Рериха являются результатом совместного творчества, в котором Елена Ивановна принимала активное участие.

*    Как писал Николай Константинович: «Творили вместе, и недаром сказано, что произведения должны бы носить два имени - женское и мужское».

Начало творческой деятельности

*    С 1902 года Н.К.Рерих получает широкую известность. Он принимает участие в крупных выставках России и Европы, где его работы часто занимают призовые места.*    С 1905 года Н.К.Рерих начинает сотрудничество с театрами и за несколько лет становится одним из самых ярких театральных художников мира. Его декорации вызывают восторг у публики, а эскизы костюмов находят отражение даже в модной одежде того времени.

Отъезд из России

*    В 1916 в связи с ухудшением здоровья Николая Константиновича, по совету врачей его семья переезжает в Финляндию. По делам службы Н.К.Рерих изредка приезжает в Санкт-Петербург.*    Начавшаяся вскоре революция и гражданская война отрезали художника от родины. Н.К.Рерих вместе с семьей оказался за границей.*    Н.К.Рерих участвует в европейских выставках, а через два года, по приглашению Чикагского института искусств, уезжает в Америку. Здесь его выставки имеют оглушительный успех.*    За 2,5 года в США его персональная передвижная выставка объезжает десятки крупнейших городов. И везде имя Н.К.Рериха вызывает интерес.*    В это время Николай Константинович рисует эскизы для Чикагской оперы, читает лекции о русском искусстве, пишет серии картин «Новая Мексика», «Сюита океана», «Санкта», «Мечты мудрости».*    Вокруг Рериха собирается круг сотрудников, которые по его инициативе создают целый ряд культурных организаций: Международный центр искусств, Музей Рериха, Объединение художников, Институт Объединенных искусств.*    Под руководством Н.К.Рериха разворачивается огромная культурная деятельность: выставочная, издательская, образовательная.

*    В Институте были созданы секции живописи, музыки, хореографии, архитектуры, театра, литературы и лекторий с научным и философским отделениями. Здесь могли учиться и дети и взрослые.

Центрально-азиатская экспедиция

*    В 1924-1928 годах Н.К.Рериху удалось осуществить свою давнюю мечту - экспедицию по труднодоступным районам Центральной Азии. Она прошла по маршруту: Индия - Китай - Алтай - Монголия -Тибет - Индия.*    Экспедиция дала богатейший материал: были собраны коллекции минералов и высокогорных растений, впервые на картах были отмечены и уточнены десятки горных вершин и перевалов, зарегистрированы неизвестные науке археологические памятники, найдены уникальные древние манускрипты.

*    Во время Центрально-азиатской экспедиции было пройдено 25 тысяч километров, преодолено 35 высокогорных перевалов, две большие пустыни - Такла-Макан и Гоби. Н.К.Рерихом написано более 500 картин, этюдов и рисунков. Были написаны книги «Сердце Азии», «Алтай - Гималаи».

Пакт Рериха

*    Н.К.Рерих поражал всех своей работоспособностью и размахом идей. В 1929 году, после возвращения из экспедиции, он подготовил и опубликовал на различных языках проект договора о защите культурных ценностей. Проект получил всемирную известность и широкий отклик среди мировой общественности. Во многих странах были образованы комитеты в поддержку Пакта.*    Пакт Рериха стал первым международным актом, специально посвященным охране культурных ценностей.

*    В рамках Пакта был утвержден, предложенный Рерихом отличительный знак, которым предполагалось отмечать защищаемые объекты культуры. Это было «Знамя Мира» - белое полотнище, на котором изображены три круга - прошлые, настоящие и будущие достижения человечества, окруженные кольцом Вечности.*    15 апреля 1935 года в Вашингтоне более 20-ти стран подписали договор «Об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» - Пакт Рериха.

*    По инициативе общественных организаций мира в честь подписания Пакта Рериха 15 апреля отмечается Международный день культуры.

Институт «Урусвати»

*    Обширные научные материалы, собранные во время экспедиции, требовали систематизации и обработки. В 1928 году Н.К.Рерих основывает в Индии высокогорный Институт научных исследований «Урусвати», что в переводе с санскрита означает «Свет утренней зари».

*    Н.К.Рерих привлёк к сотрудничеству и обмену информацией десятки научных учреждений Азии, Европы, Америки.*    Из института «Урусвати» поступали научные материалы в Мичиганский университет, Нью-Йоркский ботанический сад, Пенджабский университет, Парижский музей естественной истории, Гарвардский университет.*    Директор Института генетики АН СССР академик Н.И.Вавилов обращался в институт «Урусвати» за информацией и получал семена для своей уникальной ботанической коллекции.*    Сотрудникам института «Урусвати», при участии лам-лекарей, удалось составить первый в мире атлас тибетских лекарственных трав.*    Работала биохимическая лаборатория, велось исследование космических лучей в высокогорных условиях, выпускался научный сборник.*    В настоящее время в институте находится музей, где можно познакомиться с документами того времени.*    Работой института руководил старший сын Н.К.Рериха - Юрий Николаевич, к тому времени всемирно известный учёный-востоковед и лингвист.

*    Младший сын Н.К.Рериха - Святослав Николаевич, всемирно известный художник и учёный, изучал древнее искусство народов Азии и занимался вопросами тибетской фармокопеи.

Великая отечественная война

*    С первых дней Великой Отечественной войны Н.К.Рерих использует все возможности, чтобы помочь Родине. Вместе с младшим сыном он устраивает выставки и продажу картин, а все вырученные деньги перечисляет в фонд Красной Армии.*    Н.К.Рерих пишет многочисленные статьи в газеты, выступает по радио в поддержку советского народа.*    «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!». Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство!»,- писал Н.К.Рерих в 1943 году в статье «Слава».

*    В эти грозные для России годы художник в своём творчестве вновь обращается к теме родной земли. Он создаёт целый ряд картин - «Александр Невский», «Партизаны», «Победа». Н.К.Рерих, используя образы русской истории, предвидит победу русского народа над фашизмом.

Последние годы

*    Мысль о возвращении на Родину не покидала Н.К.Рериха никогда. Он всегда оставался патриотом и российским гражданином, имея при себе лишь один паспорт - России.*    Сразу по окончании войны художник запросил визу на въезд в Советский Союз и стал готовится к переезду. 

*    13 декабря 1947 года он ушёл из жизни, работая над новым вариантом картины «Приказ Учителя», так и не вернувшись на Родину.

rerih.org

Николай Рерих: жизнь и творчество художника

Николай Константинович Рерих (1874 — 1947) — русский художник, писатель, путешественник, археолог.

Содержание

Биография Николая Рериха

Творчество Рериха

Мировое признание художника

Картины Николая Рериха

Библиография

Николай Константинович Рерих, выдающийся художник, ученый, общественный деятель, родился 27 сентября 1874 года в Петербурге. Предки Рериха, принадлежавшие к древнему датско-норвежскому роду, переселились в Россию в первой половине XVIII века. Отец Николая Константиновича, владелец нотариальной конторы, был человеком большой культуры, с широким кругом интересов. Дом Рериха часто посещали видные ученые.

С детства будущий художник увлекается чтением исторических книг, любит слушать старинные предания, мечтает о путешествиях. У мальчика развивается богатая фантазия, пытливый интерес к древней Руси. В гимназические годы он участвует в раскопках курганов, тогда же у него проявляется способность к рисованию.

В 1893 году Рерих заканчивает гимназию и становится одновременно студентом Академии художеств и юридического факультета университета. Однако загадки далекой истории волнуют его по-прежнему и юноша слушает лекции на историко-филологическом факультете; летние месяцы Рерих проводит на раскопках как член Русского археологического общества.

С 1901 года Николай Константинович – секретарь Общества Поощрения Художеств, а с 1906 – директор Художественной Школы. В 1909 году избран академиком Российской Академии Художеств. С 1910 года он возглавляет художественное объединение “Мир искусства”.

В 1900–1910 гг. Николай Рерих – один из создателей и наиболее активных деятелей Общества возрождения художественной Руси, а также Общества защиты и сохранения в России памятников искусства и старины.

В 1920–1922 гг. Николай Константинович создаёт уже в США (так как в России было невозможно) Институт объединённых искусств и другие эволюционные культурно-просветительские Объединения.

В 1923 г. в Нью-Йорке открыт первый Музей Рериха (Nicolas Roerich Museum), ставший первым музеем русского художника за рубежом.

В 1923–1928 гг. Н.К. Рерих предпринимает беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и Монголию, а в 1934–1935 гг. – по Маньчжурии и Китаю.

В 1928 г. в Индии Рерихами создаётся Гималайский Институт научных исследований “Урусвати”, а в 1942 году, в Нью-Йорке, по инициативе Николая Константиновича Рериха – Американо-Русская ассоциация, где он избирается почётным Президентом.

В 1945 году, в долине Кулу (Гималаи, Индия), где Рерихи жили с конца 1928 года, Николай Константинович начинает сборы на Родину, но накануне отъезда, 13 декабря 1947 года, уходит с земного плана.

Творчество Рериха

Николай Рерих создал более 7000 художественных произведений. Он работал в области монументального и прикладного искусства, известен как автор сценографии, оставил серии эскизов для костюмов, мебели, вышивки и др. Все это многообразное наследие отмечено печатью большого самобытного таланта.

Николай Рерих сформировался как художник и общественный деятель культуры в конце XIX — начале XX века.

Знание истории, многочисленные археологические раскопки, «хождения по русской старине» помогли Рериху по-новому отобразить в своем творчестве образ родной природы и ступени развития тысячелетней истории русского народа.

Своеобразное мировоззрение Н.К.Рериха было основано на убеждении, что повышением духовной культуры масс можно преобразить жизнь на земле, победить невежество, пошлость, войны: «Там где культура, там и мир… Пока культура лишь роскошь,… она еще не перестроит жизнь. Культура должна войти в ближайший, каждодневный обиход как хижины, так и дворца».

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древне-русской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Тзонг-Ка-Па Настасья Микулична Ростов Великий

В своих ранних произведениях Рерих показал новый, бывший до него мало известным в искусстве мир славянской Руси, раскрыл в яркой образной форме свое понимание древней эпохи. В его работах излишне искать предельную точность в передаче того или иного факта истории. Он создает поэтические, овеянные былинным духом картины, которые дают самое общее представление об эпохе.

Мечтами о новом искусстве, несущем людям радость и красоту, поисками этого искусства пронизаны и художественные устремления Рериха во второй период творчества. По-прежнему увлекаясь историей славянской Руси и создавая картины на эти темы, он обращается также теперь к самому древнему периоду — эпохе каменного века.

Тщательно, с научной прозорливостью исследует он исторические материалы, производит археологические раскопки, собирает богатейшую коллекцию предметов это-го времени. К 1916 году их насчитывается около 35 тысяч. Эта была одна из самых крупнейших в мире частных коллекций подобного рода.

В своих произведениях он помимо воскрешения этого малоизученного, самого раннего периода истории и пробуждения в зрителях патриотических чувств пытается придать изображаемому глубокий философский смысл.

Постепенно в искусстве Рериха этого периода все большее место начинают занимать образы народных сказок.

В поисках красоты давно прошедшего Рерих в зрелый период творчества исследует историю и искусство не только России, но и других стран.

В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в который вкладывал глубокий смысл. Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением гор. Рерих запечатлевает ледники Каракорума, вечные снега Алтая, каменистые уступы Тибетского нагорья, горные озера, бурные реки. Многообразен рельеф его пейзажей. Но особенно близким, ярким источником вдохновения стали для него Гималаи. Восточным Гималаям он посвятил более шестисот произведений.

Многие из его картин стали для зрителей художественным открытием.

Мировое признание художника

Николай Константинович Рерих принадлежит к плеяде выдающихся деятелей отечественной и мировой культуры. О признании его многогранной культурной деятельности свидетельствуют награды, которыми его удостоили правительства многих стран мира, а также почетные звания, присвоенные научными, общественными и культурными организациями, основателем, покровителем, президентом и действительным членом которых он состоял.

Награды:

  • Кавалер российских орденов Святого Станислава, Святой Анны и Святого Владимира; 
  • Кавалер югославского ордена Святого Саввы; 
  • Кавалер ордена Почетного Легиона Франции; 
  • Кавалер Королевского Шведского ордена Полярной Звезды.

Список организаций, членом которых состоял Н.К. Рерих:

  • Действительный член Российской академии художеств.
  • Основатель Института Объединенных Искусств в Нью-Йорке (CША).
  • Основатель Международного культурного центра «Corona Mundi» (США).
  • Почетный директор Музея имени Н.К. Рериха в Нью-Йорке и его филиалов в Европе, Америке и странах Востока.
  • Действительный член Югославской академии наук и художеств (Загреб).
  • Действительный член Португальской академии (Коимбра).
  • Действительный член Реймской академии (Франция).
  • Действительный член Международного института науки и литературы (Болонья, Италия).
  • Почетный член Комитета по культуре (Буэнос-Айрес, Аргентина).
  • Вице-президент Общества Марка Твена (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США).
  • Почетный член Просветительского общества Бенареса (Индия).
  • Почетный член Общества Мора (Франция).
  • Член Красного Креста (Франция).
  • Член Общества по изучению древностей (Франция).
  • Пожизненный член Федерации французских художников (Париж).
  • Член Осеннего салона (Париж).
  • Пожизненный член Общества антикваров (Париж).
  • Почетный президент Международного союза в поддержку Пакта Рериха (Брюгге).
  • Почетный покровитель Исторического общества при академии (Париж).
  • Почетный президент Общества имени Рериха во Франции (Париж).
  • Член-учредитель Этнографического общества (Париж).
  • Почетный президент Академии имени Рериха (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Общества за культурный прогресс «Фламма» (штат Индиана, США).
  • Почетный президент Общества имени Рериха в Филадельфии (США).
  • Почетный член Общества по охране исторических памятников (Нью-Йорк).
  • Почетный президент Латвийского общества Рериха (Рига).
  • Почетный президент обществ Рериха в Литве, Югославии, Китае.
  • Почетный член Института имени Субхас Чандра Боше (Калькутта).
  • Член Института Джагадиcа Боше (Индия).
  • Член Нагати Прачари Сабха (Индия).
  • Пожизненный член Королевского азиатского общества в Бенгалии (Калькутта).
  • Пожизненный член Общества «Искусство Востока» (Калькутта).
  • Почетный президент и доктор литературы Международного института по изучению буддизма в Сан-Франциско (Калифорния) [Международный буддийский институт (США)].
  • Почетный член Русского музея истории и культуры в Праге (Чехословакия).
  • Почетный член Общества Люзас (Париж).
  • Почетный член Лиги в защиту искусства (Париж).
  • Покровитель Культурного общества (Амритсара, Индия).
  • Член-благотворитель Ассоциации международных исследований (Париж).
  • Почетный член Ассоциации Филда (С.-Луис, США).
  • Почетный член Общества Браурведа (Ява).
  • Почетный член Национальной ассоциации естественной медицины в Америке (Лос-Анджелес, Калифорния).
  • Почетный президент Центра искусств и культуры (Аллахабад, Индия).
  • Президент Лиги культуры (США).
  • Почетный президент Американо-Русской культурной ассоциации в Нью-Йорке (США).
  • Вице-президент Американского института археологии (США) и многих других организаций и обществ.

Библиография

  • Эрнст С. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Общины Св. Евгении, 1918. — 127 с.: [35] л. ил. — (Рус. художники).
  • Ростиславов А. А. Н. К. Рерих.— Пг.: Изд. Н. И. Бутковской. 1918. — 72 с.: ил.
  • Бурлюк Д. Д. Рерих: черты его жизни и творчества (1918—1930). — Нью-Йорк: Изд-во М. Н. Бурлюк, 1930. — 31 с.: ил.
  • Князева В. П. Николай Константинович Рерих. 1874—1947: [монография]. — Л.: М.: Искусство, 1963. — 112 с.: ил.
  • Алёхин, А. Д. Живопись раннего периода творчества Н. К. Рериха (до 1916 г.). Автореферат диссертации. — М., 1970.
  • Полякова Е. И. Николай Рерих.— М.: Искусство, 1973, 1985. — 303 с.: ил.
  • Живкова Л. Т. Делото на Николай Рьорих : [предговор] // Богомил Райнов. Николай Рьорих : [албум]. София, 1978. С. 5-10. — Болгар. яз.
  • Короткина Л. В. Рерих в Петербурге-Петрограде. — Л.: Лениздат. — 1985. — 224 с.: ил. — (Выдающиеся деятели науки и культуры в
  • Петербурге-Петрограде-Ленинграде).
  • Беликов П. Ф., Князева В. П. Николай Константинович Рерих / Серия: Жизнь замечательных людей.— М.: Молодая гвардия. — 1973. — 2-е
  • изд.
  • Беликов П. Ф. Рерих (Опыт духовной биографии).— Новосибирск, 1994; М., 2011.
  • Башкова Н. В. Проблема преображения человека в философии русского космизма (В. И. Вернадский, Н. К. Рерих, Е. И. Рерих, К. Э.
  • Циолковский): автореф. дис. … канд. филос. наук / Тул. гос. пед. ун-т им. Л. Н. Толстого. — Тула, 2004. — 22 с.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: icr.su, bibliotekar.ru, sibro.ru, omen-center.ru, ru.wikipedia.org

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Николай Рерих: картины художника

Николай Рерих - все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Николай Рерих: жизнь и творчество художника

4.5 (90.34%) 29 голос(ов)

allpainters.ru

Николай РерихЖизнь и творчество

Николай Константинович Рерих - выдающийся русский художник и мыслитель. У каждого времени есть люди, намного опередившие его. Одним из таких людей был Рерих. Творчество Рериха своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление. Краски его картин казались современникам необыкновенно яркими по сравнению с окружающей обыденностью. Лишь спустя много лет 12 апреля 1961 года первый космонавт Земли Юрий Гагарин записал в бортжурнале космического корабля «Восток»: «Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, черному. Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Картины Рериха пользуются заслуженным успехом и вводят нас в мир не только прошлых героев, но и героев будущего. У его полотен есть не только художественный образ, но и глубокий смысл. В них мы видим не только Рериха-художника, но и Рериха-мыслителя. И если Рерих-художник получил широкое признание, то Рерих-мыслитель остался не понятым современниками. Фундаментальный философский труд «Учение Живой Этики» («Агни Йога»), который художник создал вместе со своей «спутницей, другиней, вдохновительницей» Еленой Ивановной Рерих, долгие годы оставался незнакомым широкой аудитории. В «Живой Этике» Рерихов рассматривается ответственность человека перед собой, человечеством, мирозданием. «Друзья мои, для чего мы живем? Чтобы познавать и совершенствоваться». Такой простой и необыкновенно глубокий ответ дает «Живая Этика» на самый важный вопрос бытия - вопрос о смысле человеческой жизни. Если всё вокруг, все царства природы в процессе эволюции проходят в своем развитии от самых примитивных форм до таких совершенных, как человек, то таково же предназначение человека - совершенствоваться. А чтобы «непрестанно улучшаться», как призывает «Живая Этика», нужно глубокое знание жизни и её законов. Отсюда простота и сложность формулы «познавать и совершенствоваться».

Рерих-художник прошел большой путь к Рериху-мыслителю. Понимание Рериха-мыслителя привело к появлению Рериха-общественного деятеля. После всех ужасов Первой мировой войны, Рерих выступил с инициативой сохранения культурных ценностей во время военных конфликтов. Пакт Рериха (лат. Pax Cultura, англ. The Roerich Pact), также известный как Международный договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников был принят в 1935 году. Через несколько лет началась страшнейшая в мировой истории война. Символ Пакта Рериха - Знамя Мира или Знамя Культуры, это своего рода «красный крест культуры».

rerih.org

Николай Константинович Рерих, картины и биография

   Николай Константинович Рерих – это настоящее явление в российской и мировой культуре. Человек уникальных способностей, художник, писатель, археолог, ученый, философ, сценограф и мистик, духовный учитель нескольких поколений людей – все эти характеристики относятся к одному человеку.    За свою не слишком долгую жизнь, а прожил Рерих 73 заполненных постоянными трудами года, мастер создал более 7 000 картин, написал более 30 книг, две из которых стихотворные труды. В число его достижений входит основание международных культурных движений «Знамя мира» и «Мир через культуру». Рерих подал идею и основал Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, ставший известным как Пакт Рериха. В Индии он основал Институт Гималайских исследований «Урусвати», а также множество других обществ и учреждений образования.

   Родился Николай Константинович в 1874 году в Санкт-Петербурге в семье нотариуса и общественного деятеля. Его мать была родом из купеческой семьи. Кроме Николая, в семье было еще двое сыновей – Борис и Владимир.

   С ранних лет маленький Николай интересовался искусством, археологией и живописью. Его привлекало не только российское историческое наследие, но и материальная и духовная культура Востока.

   После окончания в 1893 году гимназии Рерих одновременно учится в университете Санкт-Петербурга на юридическом факультете и в Императорской Академии художеств. Еще через два года он проходит обучение у известного художника Архипа Куинджи. В это же время Рерих организует самостоятельные археологические экспедиции. Ему удается найти большое количество памятников разных эпох и собрать коллекцию орудий эпохи неолита.

   В 1897 году он завершает обучение в Академии художеств. Его полотна исполнены в русском стиле на историческую и легендарную тематику. Они были высоко оценены выдающимися людьми той эпохи, включая Льва Толстого, а дипломную работу купил сам Третьяков.    Через два года талантливый художник женится на Елене Ивановне Шапошниковой, с которой проживет жизнь в полной гармонии. У них родится двое сыновей, оба станут известными и талантливыми людьми.    Этот период жизни ознаменовался для него множеством достижений и работ. Ему довелось потрудиться в разных жанрах, писать фрески в церквях, создавать монументальные художественные полотна, работать для оформления спектаклей.

   Революция застала Рериха в Финляндии, где он поправлял здоровье. Вернуться в Россию ему не было суждено. Только в советское время он будет навещать свою родину по делам.

   В 1919 – 1920 годах он проживает в Лондоне, где принимает участие в знаменитых балетных постановках Сергея Дягилева. Здесь же вместе с женой он становится членом теософского общества, основанного Еленой Блаватской. После этого его ожидает трехлетнее турне по Америке. Туда ему еще трижды предстоит возвращаться, но на весьма непродолжительный срок.

   Его всегда привлекала Индия с ее древней философией и особым отношением к жизни. В поисках духовного просветления Рерих с семьей попадает в Гималаи, где находит свою вторую родину. Под его руководством организуется Центрально-Азиатская экспедиция. Она пыталась попасть в запретный тогда Тибет, но этому так и не было суждено случиться.

   Индийский период Рериха ознаменовался созданием множества картин, которые отличались необыкновенной экспрессией и узнаваемым стилем изображения. В эти годы ученому и художнику, общественному деятелю удалось сделать так много, что хватило бы на десяток человеческих жизней. Скончался он в 1947 году, так и не узнав, что ему отказали в возвращении на горячо любимую им родину.

muzei-mira.com

Николай Рерих – жизнь и творчество художника — PORUSSKI.me

Многие знают Рериха как прекрасного, самобытного живописца, чьи полотна – это странный, красочный и манящий мир Востока, танцующие горные хребты, огненные переливы неба. Однако немногим известно, что его удивительная личность не исчерпывается художественными заслугами. Художник серьезно занимался археологией и проводил экспедиции, был прекрасным мыслителем и писателем, основал собственный университет в Гималаях и активно занимался общественной деятельностью. По инициативе Рериха был утвержден Международный Договор об охране культурно-исторических памятников, называнный Пактом Рериха. В прошлом году Пакту исполнилось 80 лет. Вместе со своей семьей живописец прошел через весь Дальний Восток и Среднюю Азию, оставив богатейшее наследие в самых разных областях культуры.

Часть художественного наследия можно увидеть в рериховском зале Государственного Музея Востока, открывшего постоянную экспозицию «Наследие Рерихов» еще в 1977 году.

Гималаи. Розовые горы Сострадание

Будущий художник появился на свет 9 октября 1874 года на Васильевском острове в Санкт-Петербурге. С детских лет Николая Рериха привлекали живопись, археология и история и богатое культурное наследие России и Востока. По окончании гимназии Николай Рерих одновременно поступает на юридический факультет Петербургского университета и в Императорскую академию художеств, т.к. отец Рериха, известный нотариус, пожелал, чтобы сын продолжил его дело. Он считал занятия искусством «увлечениями юности» и настаивал на Юридическом факультете Университета.

Перед поступлением в Академию перед Рерихом встал вопрос – к кому пойти учиться? Выбор пал на Куинджи и Репина, однако молодой художник никак не решался выбрать – оба были великими мастерами. Их характеры тоже были очень разные: Репин не скупился на похвалу, а Куинджи, напротив, был сдержан и строг. Дальнейшую судьбу Рериха определил случай: у Репина не осталось мест в мастерской, и Николай принес свои работы в Императорскую Академию Художеств на суд Куинджи. Тот оказался строгим, но справедливым судьей: он взял Николая на обучение и стал для него мудрым наставником не только в живописи, но и в жизни. Теплые воспоминания и признательность к нему Рерих пронес через всю свою жизнь. В 1897 году, при выпуске из Академии, 23-летний Николай представил свою дипломную картину «Гонец», которая по праву считается первой серьезной работой художника. «Гонец» заслужил не только высочайшую оценку Комиссии, но и одобрения самого Третьякова, который приобрел работу для своей галереи.

Гонец. Восстал род на род

Помимо основной учебы в университете и Академии, Рерих посещал лекции по русской истории и археологии. Чуть позже, в студенческие годы, художник получил разрешение на проведение археологических раскопок, став почетным членом Русского археологического сообщества. С 1892 года он провел археологические работы по старорусским губерниям: Петербурской, Псковской, Ярославской, Смоленской. Их результатом стала обширная коллекция археологических находок. Спустя десять лет Рерих вновь посетит эти земли – уже в составе собственной экспедиции, в ходе которой будут созданы более ста русских архитектурных этюдов.

Старый Псков Внутренний двор Печорского монастыря Кострома. Терем бояр Романовых / Старый костел / Ростов Великий. Паперть

У любого великого мужчины есть своя муза. Для Рериха ею стала Елена Ивановна Шапошникова, известная как Елена Рерих. От своего внучатого дяди, великого фельдмаршала Михаила Кутузова она взяла железный характер и жизненную мудрость, а от матери Екатерины Голенищевой-Кутузовой – глубокую девичью красоту. Елена прошла с Рерихом рука об руку через всю жизнь, была верным компаньоном в долгих экспедициях, помогала в общественных делах. Все свои философские труды художник посвящал ей – «Елене, жене моей, другине, спутнице и вдохновительнице».

«Вдохновительница» родила Николаю двух прекрасных сыновей – Юрия и Святослава, которые впоследствии добились великих успехов. Юрий Рерих, старший сын Николая, стал ученым-востоковедом с мировым именем и владел более чем тридцатью языками и диалектами. Юрий возглавил Университет Урусвати, основанный семьей Рерихов в 1928 году в Западных Гималаях. Младший Святослав нашел себя в живописи, продолжив дело отца. Творческий тандем старшего и младшего Рерихов можно увидеть на круглогодичной выставке «Рерих — отец и сын» в Международном центре-музее им. Николая Рериха.

Сердцем творчества Рериха стали его образы Гималаев. Зимой 1923 года он приехал в Индию. Здесь Рерих жил в долине Кулу, где позже им был основан университет «Урусвати», что в переводе означает «свет утренней звезды».

Николай долго и с нетерпением ждал встречи с Гималаями, потому что считал их священным местом концентрации духовной силы. Наконец – чудо! – она случилась, и он, зачарованный безмолвной красотой индийских гор, спрашивал самого себя: «Что может быть величественнее, нежели непревзойденные горы со всеми их несказанными сияниями, со всем неизреченным многообразием?» Рерих писал Гималаи на протяжении многих лет. Основная часть гималайского собрания была создана во время Центрально-Азиатской экспедиции. Её походные условия определили формат работ: все они написаны темперой на небольших форматах. Их художник чаще всего делал горизонтальными, чтобы подчеркнуть протяженность и бескрайность горных хребтов.

Изображения Гималаев стали своего рода путевым дневником, где вместо записей роль заметок играли живописные этюды. Виды гор на картинах Рериха настолько панорамны, будто бы художник писал их с натуры, находясь на одной из вершин, а не внизу. Они поражают буйством и богатством цвета: от небесно-лазуревых, синих, белоснежных до малиново-багряных, пурпурных. “Я горд, что мне было предназначено прославить во многих картинах величавые Священные Гималаи. Любя Индию и будучи русским, я счастлив, что в истории русского искусства Гималаи и Индия будут воспеты с любовью и уважением”, – писал Рерих. Некоторые работы из гималайской серии можно увидеть в Государственной Третьяковской Галерее.

Кришна. Весна в Кулу Канченджанга Красные кони Канченджанга

Несмотря на то что большую часть жизни Рерих провел вне России, его по праву можно считать исконно русским художником: мысль о возвращении на Родину сопровождала его всегда. Истинную привязанность к Родине отражает рериховский живописный стиль, возникший и окрепший на русской народной основе. Большие яркие пятна цвета и четкие контуры напоминают зрителю древнерусские фрески, а постановка фигур роднит полотна с православными иконами.

Художник считал наследие Востока намного ближе русской культуре и ратовал за сближение традиций. Ему удалось воплотить его в своей живописи, соединив восточные образы и русский колорит. Рерих остался верен своему стилю до конца творческого пути. Его неизмеримая любовь к Роcсии отражена в строках: «Для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Для народа русского мы трудились. Ему несем знания и достижения».

porusski.me

Жизнь и творчество Николая Константиновича Рериха

Реферат по предмету

«Культурология.» на тему:

«Жизнь и творчество Николая

Константиновича Рериха»

Москва 1998

Введение.

Николай Константинович Рерих занимает почетное место среди деятелей русской культуры. Рерих - человек интереснейшей биографии, феноменальных знаний, редкого таланта. Он широко известен в мире как крупный художник, ученый, общественный деятель, оставивший после себя огромное наследие.

Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в Индии, три года в США. Он посетил почти все страны Европы, Америки, Азии. Пять лет художник провел в большой научной экспедиции по Центральной Азии.

На протяжении многих лет Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединенных искусств и музей, в Индии, в долине Кулу,- Гималайский институт научных исследований.

Всемирное признание и одобрение получил так называемый «Пакт Рериха», легший в 1954 году в основу Международной конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта.

За долгие годы своей жизни Рерих создал более семи тысяч картин. Они разошлись по всему миру. Собрания произведений художника имеются в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне, Брюгге, Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бенаресе, Аллахабаде, Бомбее и многих других городах. Различными издательствами мира выпущено двадцать семь книг, принадлежащих перу Рериха.

Поразительна жизнь этого художника, объехавшего многие страны и пронесшего по всему миру славу о русской культуре. В истории нашего изобразительного искусства, пожалуй, нет имени другого деятеля, который получил бы такое широкое мировое признание, как Рерих.

Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге в семье крупного юриста. Уже в гимназические годы проявились его редкая одаренность и широта интересов. Он увлекался историей, географией, сочинял былины и сказы, рисовал. Рериху было мало тех знаний, которые он получал в гимназии. В свободное время он постоянно находил для себя какие-то новые увлекательные занятия. Его любознательности не было конца. Особенно плодотворными для него были летние месяцы в имении отца в Изваре под Петербургом.

Рериха манили к себе глухие, дремучие леса, гладь озера с густыми туманами, заросли камышей. Рано его внимание привлекли курганы. В последствии это отобразилось во многих его работах.

В 1893 году он окончил гимназию и одновременно сдал экзамены в университет и Академию художеств. По настоянию отца он поступил на юридический факультет, но любимым для него стал историко-филологический. Особенно Рериха увлекла археология.

Еще с большим увлечением он занимался в Академии художеств. С первых же дней учебы помимо классных заданий он пробовал самостоятельно работать над историческими композициями.

Первым, кто обратил на Рериха внимание и горячо поддержал его, был И. Репин. Также Рерих заинтересовал и Стасова, прежде всего своей тягой к русской истории, широтой своих творческих планов.

К осени 1895 года общий натурный класс был окончен, и Рерих поступил в мастерскую А. Куинджи. Куинджи оказал большое влияние на своего ученика. Он разбудил в нем новый дар - дар пейзажиста. Рерих, тонко чувствовавший природу, начинает много работать над пейзажными этюдами с натуры. Изменяется и строй его исторических полотен. В них теперь активнейшую роль играет пейзаж. Он становится одним из компонентов содержания его произведений и основным источником настроения.

Еще в натурном классе Рерих неоднократно пробовал сочинять эскиза на «сюжеты чисто археологического содержания». В 1897 году он берется за осуществление большого замысла. Его глубоко интересовал важнейший момент истории - образование в IX веке древнерусского государства. Этот период ему представлялся сложным, полным острой напряженной борьбы как внутри племен, так и с соседями. Рерих долго обдумывает отдельные сюжеты, пробует разрабатывать различные композиции. Постепенно у него складывается замысел большой серии «Начало Руси. Славяне.»

В 1897 году появилась первая картина серии - «Гонец. Восстал род на род». Картина уносит воображение в далекие времена. Глубокая ночь. В этой картине поражает проникновение в старину, понимание духа исторической эпохи с ее характерными особенностями: типами и чувствами людей, напряженными моментами их жизни, пейзажем. Своеобразный колорит времени дают также верно взятые исторические детали: лодка-однодеревка, укрепленный славянский городок. Над ними художник особенно много работал. Он неоднократно советовался со Стасовым о типе древней славянской избы, плетне городка, форме лодки, посылал ему в письмах свои зарисовки и, только когда получал полное одобрение со стороны Стасова, вводил их в картину.

И в то же самое время в картине нет рабского следования археологическим деталям, стремления к предельно точному реконструированию прошлого. Обратившись к далекой эпохе, о которой тогда можно было судить в основном по скудным, подчас почерпнутым из преданий сведениям, единичным памятникам материальной культуры, Рерих остро ощутил невозможность создания художественных произведений только на основании этого материала. Он пришел к твердому убеждению, что художнику следует широко дополнять известные факты поэтическим вымыслом, догадкой и стремится передавать в картине прежде всего целостное представление об эпохе, определенное историческое настроение. Эта мысль определила метод создания многих произведений Рериха, а в «Гонце» нашла свое первое удачное воплощение. Успех картины был окончательно закреплен тем, что она с выставки была куплена П. Третьяковым.

После окончания Академии художеств на протяжении многих лет Рерих с увлечением продолжал работать над серией «Начало Руси. Славяне». Одна за другой появляются его картины, в которых он, по существу, одним из первых так широко и талантливо стал показывать мало еще изученный мир славянской Руси, и это выдвинуло его в ряды самобытных мастеров. Из ранних работ особенно интересны «Идолы» (1901) и «Заморские гости» (1901), исполненные во Франции, куда художник уехал осенью 1900 года для пополнения своего художественного образования.В свое время эти картины получили высокую оценку современников.

Помимо них Рерих за границей начинает картины «Предательница», «Древнерусский город», разрабатывает эскизы к двум большим панно «Княжая охота». Возникают новые замыслы, один сменяет другой, и все они связаны с Древней Русью, с думами о родине. Но большим творческим планам сопутствует острая тоска по родине. И летом 1901 года художник покидает Францию.

По возвращении на родину Рерих еще больше углубляется в изучение русской старины. Эти годы полны напряженного творчества, завершения старого, поисков новых тем и художественных решений.

Одной из интереснейших работ этого времени стала картина «Зловещие» (1901). Тревожные, щемящие сердце предчувствия вызывает она у зрителей. Нерадостен ее тусклый, серый пейзаж. Устрашающе чернеют вороны. Что-то зловещее, тягостное заключено в их неподвижности и настороженности.

В 1902 году было создано другое значительное произведение - «Город строят». От тревожных предчувствий, от «зловещих», Рерих вновь возвращается к славянской Руси и ищет в ней жизненные идеалы, ответ на вопрос о судьбах народа. Это произведение искусства вызвало много споров. Зрителей больше всего удивляла необычная манера письма. По достоинству картину смогли оценить тогда немногие, и прежде всего В. Серов, настоявший на приобретении ее в Третьяковскую галерею.

Поиски образов древней народной Руси, стремление к лаконичной декоративной манере письма сказались и в других произведениях этого времени: «Городок» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Древняя жизнь», «Бой Александра Невского с ярлом Биргером» (1904), «Славяне на Днепре» (1905).

В мае 1903 года Николай Константинович начал большое путешествие по России - объезд городов, богатых памятниками старины. Летом следующего года путешествие возобновилось. Эта своеобразная поездка «за стариной», как называл ее художник, охватила огромный район - Ярославль, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов Великий, Вильну, Митаву, Ригу, Псков, Тверь, Углич, Калязин, Звенигород и другие города.

Рерих поставил перед собой грандиозную задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно он знакомился со старой живописью, в глухих отдаленных селах терпеливо разыскивал предметы прикладного искусства, с увлечением слушал сказки, песни, восхищался танцами. И во всем этом видел подлинную красоту народную, «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Во время поездки перед Николаем Константиновичем открылось величественное зрелище многообразных, неповторимых по своим формам памятников отечественной старины. Он полностью отказывается в это время от стилизации. Его широкий уверенный мазок красиво, выразительно точно передает характернейшие черты различных архитектурных сооружений. Рерих пишет их с тонким пониманием конструктивной основы, особенностей стиля эпохи, своеобразной исторической красоты. Им была создана большая живописная серия, насчитывающая около девяноста произведений. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества, воспето самое ценное и дорогое, что составляет гордость русского искусства. «Пантеоном нашей былой Славы», «Росскими Елисейскими полями» назвал эти этюды один из биографов художника. К сожалению, эта серия произведений была потеряна Россией: семьдесят пять картин были проданы врозь с аукциона.

Во время путешествий по древнерусским городам Рерих увидел и другое - страшные картины разрушения памятников старины, гибель многих из них. С этих пор он неустанно выступает в периодической печати с пропагандой родного искусства и призывает принять срочные меры для его сохранения.

mirznanii.com


Смотрите также