Николай чиндяйкин биография личная жизнь жена


Николай Чиндяйкин: личная жизнь, жена

В личной жизни актера было немало испытаний, через которые ему пришлось пройти, но сейчас он счастлив, ведь рядом с ним любимая женщина – жена Николая Чиндяйкина Раса фон Торнау. Это третий брак актера, а в первый раз он женился еще в студенческие годы. С Натальей Трояновской он познакомился во время учебы в Ростовском театральном училище, а потом вместе они работали в Театре юного зрителя.

Первая супруга артиста была очень образованным человеком, много читала, и Николаю было с ней безумно интересно. После свадьбы они поселились в общежитии, а ранние годы дочки Насти, родившейся у Николая, когда ему был двадцать один год, прошло за кулисами театра.

На фото: Николай Чиндяйкин с первой женой и дочкой

Однако ни совместная работа, ни родившаяся у них дочь не спасли этот брак, просуществовавший почти пять лет. С первой женой у Чиндяйкина и после развода сохранились нормальные отношения – он продолжает общаться с ней и с дочерью, а о своей первой супруге всегда говорит с чувством благодарности и уважения.

Потом в личной жизни Николая Чиндяйкина произошла судьбоносная встреча – после развода он уехал из Ростова в Омск и там встретил актрису Татьяну Ожигову.

На фото: Татьяна Ожигова

Из-за вспыхнувшего романа Николай Дмитриевич чуть не сломал себе карьеру – его возлюбленная тогда была замужем за главным режиссером театра, в который устроился актер. С Татьяной Николай Чиндяйкин был знаком еще по ГИТИСу и ростовскому театру, а потом она уехала в Омск и там вышла замуж.

Ожигова была ведущей актрисой Омского театра, которую хорошо знали в городе. Несмотря на все сложности и препоны, Татьяна Ожигова стала женой Николая Чиндяйкина, но судьба отмерила им недолгую семейную жизнь – вместе они прожили пятнадцать лет, пока Татьяна не умерла от рака.

Новость о болезни жены стало для Николая Дмитриевича страшным ударом, но он не опустил рук и боролся за ее жизнь до самого конца. Это был трагический период в биографии актера – он был раздавлен горем, начал пить, не представляя себе, как будет жить дальше без горячо любимой Татьяны.

По словам актера, целых три года после ее смерти он просто заставлял себя жить, настолько тяжело ему было.

Николая Дмитриевича спасала работа, на отсутствие которой он не жаловался. Во втором браке у Чиндяйкина не было детей, так случилось из-за огромной занятости Татьяны Ожеговой в театре – на ней держался весь репертуар, и она постоянно откладывала рождение ребенка.

С появлением в личной жизни Николая Чиндяйкина Расы фон Торнау все постепенно начало вставать на свои места. Они познакомились в «Школе драматического искусства» – Раса была студенткой у руководителя театра Анатолия Васильева, а Чиндяйкин – режиссером.

На фото: Николай Чиндяйкин с женой Расой

До знакомства с Николаем Дмитриевичем Раса уже была замужем, и только после развода у нее с Чиндяйкиным начался бурный роман, несмотря на двенадцатилетнюю разницу в возрасте. Испытывая к Расе искренние чувства, Николай Дмитриевич тем не менее не хотел связывать себя узами брака:

«Я объяснял ей, что всерьез ничего не может быть просто потому, что у меня все уже позади, я все пережил – эмоции, страсть, нежность, и у меня сил не хватит ни на что новое. И вообще, мне ничего этого не нужно», - рассказывает Николай Чиндяйкин.

Он не хотел нагружать девушку своими проблемами, но она была совсем другого мнения.

Несколько раз они то расходились, то сходились вновь, пока, наконец, решили больше не расставаться.

О своей третьей жене актер отзывается, как о творческом талантливом человеке – она хорошо рисует, пишет стихи, обладает актерским мастерством – Раса фон Торнау была примой Театра пластической импровизации.

Она прекрасно ладит с его дочкой от первого брака Анастасией, которая часто приходит уже со своими детьми в гости к отцу и его жене.

2aktera.ru

Семейные драмы Николая Чиндяйкина

Сложилось мнение, что известные люди живут счастливой жизнью и у них нет практически проблем. Но на самом деле их жизнь не многим отличается от жизни обычных людей. Они также имеют проблемы со здоровьем, карьерой и теряют близких людей. Просто некоторые из них находят силы, чтобы преодолеть трудности и стать счастливым.

Жизнь актера Николая Чиндяйкина сложена из сплошных испытаний. Он родился в небольшом российском селе сразу после войны. Его детство было полным лишения, но при этом он был счастлив в своей семье. Когда Николай был школьником его семья переехала на Украину.

Жизнь немного наладилась и парень стал интересоваться всем. Он пробовал играть в теннис, записался в художественную студию, кружок фото-и радио-моделирования. Кроме того Николай стал изучать немецкий язык и писать стихи.

Несмотря на такую заинтересованность разнообразными сферами деятельности больше всего на свете Николай хотел стать артистом. После окончания школы он поступил в Ростовское училище искусств. Получив диплом устроился на свою первую работу в театр юного зрителя в этом же городе.

После пяти лет работы в этом театре Чиндяйкин достиг всего. Ему доверяли ставить спектакли, а на сцене ему не было равных. Несмотря на такое признание актер понимал что нужно двигаться далее. Дорога была лишь одна — в столицу. Николай решился на переезд и поступил в Москве в ГИТИС. Это дало мощный толчок его карьере, но разрушило семью.

Трагедии в личной жизни

Актер и певцов принято считать легкомысленными людьми. Об их любовных похождениях можно писать целые книги. Действительно, некоторые из них, предпочитают не обременять себя серьезными отношениями и меняют партнеров очень часто. Для Николая Чиндяйкина каждый развод был трагедией и ударом.

Артист был женат трижды. Со своей первой женой он познакомился в юном возрасте, во время учебы в училище. Девушку звали Натальей, она поразила парня своей образованностью и начитанностью. Им всегда было интересно вдвоем. Незаметно для себя Наталья и Николай влюбились друг в друга.

Далее была свадьба. Веселая, студенческая свадьба, которую праздновали в общежитии училища. После окончания ВУЗа Наталья и Николай вместе были зачислены в труппу театра юного зрителя. На тот момент в их семье уже подрастала меленькая доченька Анастасия. Детство девочки проходило за кулисами театра, где она могла наблюдать за подготовкой родителей к спектаклю.

Интересные заметки:

Супруги находились вместе практически круглосуточно, но это не спасло их брак. После пяти лет совместной жизни Наталья и Николай приняли решение подать на развод. Их отношения не выдержали испытание расстоянием, когда Николай уехал из Ростова в Омск.

Только смерть разлучит их

Переехав в Омск и устроившись работать в местный театр, Николай стал подумывать о своей личной жизни. Работа свела его с удивительной женщиной Татьяной Ожиговой. Она стала его партнером в театральных постановках, а после и любимой женой.

На момент их знакомства Татьяна была замужем, но чувства были настолько сильными, что женщина была готова начать все сначала. Она сообщила своему супругу, что влюблена в другого и подала на развод. После этого ничего не мешало влюбленных официально оформить свои отношения.

В счастливом браке Татьяна и Николай прожили почти 15 лет. Отношения супругов были образцовыми. Все было практически, как в сказке и должно было завершиться также.

Действительность оказалась намного суровее. Оказалось, что у Татьяны обнаружили онкологическое заболевание. Вместе с Николаем она боролась за каждый день своей жизни. Болезнь оказалась сильнее.

Татьяна умерла прямо на руках своего супруга. Для Чиндяйкина это стало сильнейшим потрясением, от которого он смог оправиться через несколько лет.

Жажда жизни

После смерти любимой Татьяны актер больше не надеялся встретить любовь. Он просто не мог позволить снова пережить боль утраты. Он решил, что остаток дней проживет в одиночестве. Но в его жизни появилась та, кто пробудила интерес и заставила сердце биться чаще.

В жизни Николая Чиндяйкина появилась молодая женщина. Ею стала актриса из Вильнюса Раса фон Торнау. Познакомились они в «Школе драматического искусства», где она была студенткой, а Николай работал режиссером. Вначале их связывали исключительно рабочие отношения. Да и по-другому пока не могло быть.

У Николая еще были свежи воспоминания о Татьяне, а Раса была на тот момент замужем. Актриса поняла, что ошиблась в своем выборе. С супругом у нее постоянно возникали разногласия, и семейная жизнь рушилась на глазах. Самым правильным решением было отпустить друг друга.

После того, как развод был оформлен Раса смогла осмотреться вокруг себя. И она увидела, что уже давно рядом с ней есть человек, с которым они очень похожи.

Так между Николаем и Расой возникли романтические отношения. Это был бурный и страстный роман, который не находил логического завершения. Мужчина не решался сделать последний шаг и предложить возлюбленной стать его женой. Николай честно сказал, что в его жизни уже была любовь, страсть, нежность и разлука. Он больше не готов переживать все это снова.

Но Раса смогла убедить Николая не ставить точку в отношениях. Именно она смогла помочь ему преодолеть страхи и сомнения. Именно благодаря ней актер снова вернулся к полноценной жизни, которая наполнена смыслом и любовью.

rustars.tv

Николай Чиндяйкин

Чиндяйкин Николай Дмитриевич – российский актёр театра и кино, преподаватель актёрского мастерства и театральный режиссёр. С 2013 года является Народным артистом Российской Федерации. Родился Николай после Великой Отечественной войны в 1947 году 8 марта. Познакомились его родители ещё во время фашистского плена в Белоруссии.

Детство и юность

После войны они нашли друг друга и создали семью. В полутора километрах от села, где они жили, находился лесозаготовительный комбинат, в котором работали заключённые. Отца звали Дмитрий, он работал шофёром на лесовозе, потом механиком. Мать, Стефанида Полякова, была санитаркой. У Николая есть старшая на год и десять месяцев сестра, которую зовут Лена.

Часто ребёнком отец брал мальчика с собой на работу, в кабине водителя Коля пел ему песни. Детство мальчика было счастливым, несмотря на трудные послевоенные годы. Играли с ребятами в казаки-разбойники или разведчиков. Несмотря на пережитое, родители были добрыми, сентиментальными, терпеливыми и понимающими. Они умели радоваться жизни. Детей называли только ласково: Ленусик и Колик.

С детских лет родители привили Николаю любовь к труду. Отец научил его всем навыкам, которыми должен обладать каждый мужчина: прибить, напилить, закрутить.

Пошёл в школу в родном селе, там он окончил семилетку. В 1959 году, когда Николаю было 12 лет, они всей семьёй переехали в город Ворошиловск (сейчас Алчевск) на Донбассе. Город произвёл на мальчика огромное впечатление, там у него началась новая жизнь. Он записался во всевозможные кружки. Занимался на баяне, играл на трубе в оркестре, ходил на рисование, на теннис, секции по радио и фотографии и многое другое. Выучил немецкий язык и стал писать стихи.

Записался в ДК «Химик» в театральную студию, где руководителем была Горошенко Надежда Леонтьевна.

Выступать на сцене у Николая отлично получалось и очень нравилось, именно тогда, впервые выйдя на сцену, молодой человек понял, что хочет быть артистом. Надежда Леонтьевна сразу заметила способности Николая. Родители были не против увлечения сына, с радостью и гордостью посещали спектакли, в которых участвовал Николай.

После 10 класса, в 1964 году молодой человек поступил в Ростовское училище искусств, где пошёл учиться на актёра. Познавать навыки актёрского мастерства Николаю очень нравилось. После первого курса у молодого человека случайно на медосмотре обнаружили хроническое заболевание почек – нефрит.

Часто ему приходилось лежать в больнице, а также ежегодно ездить в специализированный санаторий в Среднюю Азию. Ему запрещалось пить спиртные напитки, он сидел на строгой диете. Все считали его обречённым. Мама постоянно собирала разные травы, поила сына и молилась. Несмотря на заболевание, в 1968 году Николай, окончив училище, получил актёрское образование.

Интересные заметки:

Профессиональная деятельность

В 1968 году, сразу после окончания училища, Николай устраивается актёром в труппу Ростовского ТЮЗа, где прослужил до 1973 года. Принимал участие в таких постановках: «Город на заре», «Собака на сене», «Апрель», «Старший сын», «Вишнёвый сад», играя в них главные роли.

В 1973 году решил поменять жизнь. По приглашению однокурсника Коли Калинина поехал на Север в Омск и устроился работать в Театр драмы, где прослужил 15 лет. На учёт по болезни в Омске становиться не стал, и лечиться тоже, пустил всё на самотёк, стал жить как обычный здоровый человек.

В театре Николай стал ведущим актёром, там он усовершенствовал своё актёрское мастерство и получил признание зрителей. Там же у артиста появилось желание ставить постановки. Среди спектаклей, в которых принимал участие актёр, были:

  • «Орфей спускается в ад»;
  • «Двое на качелях»;
  • «Царская охота»;
  • «Царь Борис»;
  • «Мещане» и много других.

Вместе с омским театром актёр объездил весь мир (Европу, Америку, Японию). Его отец отмечал на карте города и страны, в которых гастролировал Николай. Через некоторое время Николай решил провериться и посмотреть свои анализы, оказалось, что он был совершенно здоров. До сих пор артист считает, что выздоровел благодаря молитвам и отварам матери. Врачи считают это чудом.

В 1987 году переехал в Москву, где окончил ГИТИС, факультет режиссуры, так как давно мечтал стать квалифицированным постановщиком театральных спектаклей. Его наставниками были театральные режиссёры Буткевич Михаил Михайлович (1926-1995 годы жизни) и Васильев Анатолий Александрович (1942 года рождения).

С 1987 года Николай стал работать педагогом, режиссёром и актёром в театре «Школа драматического искусства» Анатолия Васильева. Гастролировал по миру с разными проектами. Является режиссёром-постановщиком таких театральных работ: «Иосиф и его братья»(1993), «Плач Иеремии»(1996) и многих других.

С 1993 года работает преподавателем актёрского мастерства в РАТИ (ГИТИСе) на актёрско-режиссёрском курсе в мастерской Васильева. С 1996 преподаёт в Российской академии театрального искусства. С 2008 года стал играть в Театре на Таганке. Среди спектаклей, в которых актёр участвовал:

  • «Обрыв» (председатель);
  • «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат);
  • «Мефисто» (генерал);
  • «Старший сын» (Сарафанов).

В кино Николай стал сниматься с 1990 года. Его дебютным фильмом стала приключенческая драма «Морской волк»(1990), где актёр сыграл кока Томаса Магриджа. После этой киноработы актёра стали активно приглашать режиссёры в свои проекты. Каждый режиссёр хотел у себя видеть многоопытного, вдумчивого актёра, который владеет редким даром перевоплощения. Среди ярких фильмов и сериалов, в которых снимался актёр, можно назвать:

  • «Мужская работа»;
  • «Бандитский Петербург 7»;
  • «Антикиллер»;
  • «Дети Арбата»;
  • «Платина»;
  • «Александровский сад»;
  • «Савва Морозов»;
  • «Слуга Государев»;
  • «Осенний детектив»;
  • «Час Волкова»;
  • «ППС»;
  • «Нюхач» и другие.

Персонажи Николая всегда полны энергии, харизмы, он является артистом широкого диапазона, играя разнообразнейшие роли от генералов до мафиози. Благодаря своим образам, особенно отрицательным, заслужил любовь и признание зрителей. За последнее время актёр снялся в таких проектах: «Нюхач» (2 и 3 сезоны), «Хорошие руки», «Моя жизнь».

Несмотря на то, что актёр начал сниматься в кино в 43 года, его фильмография насчитывает уже более 99 работ в разножанровых фильмах и сериалах. График артиста расписан на много месяцев вперёд. Он успешен и востребован в своей любимой профессии.

Фильмография

Личная жизнь

Сегодня актёр женат третий раз. Все его жёны по специальности актрисы. Первой женой Николая стала однокурсница по училищу Трояновская Наталья. Когда им было 18 лет, ещё студентами решили создать семью. После окончания училища вместе работали в Ростовском ТЮЗе. В 1968 году у них родилась дочь, которую назвали Анастасией. Вместе они прожили пять лет и без конфликтов расстались. Николай уехал в Омск, а Наталья с дочерью осталась в Ростове.

Второй женой была Народная артистка и театральный деятель Ожигова Татьяна Анатольевна (1944-1989 годы жизни). Вместе они работали ведущими актёрами омского театра и прожили вместе 15 лет. Весь основной репертуар театра держался на них. Жили они театром.

Из-за гастролей и творческой занятости не успели завести детей. В 1987 году они переехали в Москву, где жена уговорила Николая осуществить его месту и поступить на режиссёрский факультет в ГИТИС. Уже в тот период было известно о болезни Татьяны. В 1989 году она умерла от онкологии. Актёр долго не мог оправиться после смерти жены.

Был инициатором издания книги об Ожиговой (собирала книгу подруга актрисы Елена Пугачёва).

Третья супруга Николая – Раса фон Торнау (20.07.1959 год рождения) актриса и театральный деятель. Она литовка с немецкими корнями, её род был известен ещё в ХII веке, они были баронетами. Познакомились в «Школе драматического искусства» Васильева, где Николай преподавал, а Раса была его студенткой, потом вместе работали.

Сначала их связывала дружба, а через два года, почувствовав близкую по духу связь, поженились. Раса увлекается рисованием и написанием стихотворений. Она на 12 лет моложе актёра. Николай счастлив в браке, у них с супругой полная гармония и понимание в отношениях.

В отношениях с женщинами актёр по жизни решительный и настойчивый. Дочь Анастасия в 2013 году окончила с красным дипломом ГИТИС, продюсерский факультет. Является автором и редактором многих проектов на телевидении. Сегодня она замужем за режиссёром Вадимом Шанауриным (он успешно снимает сериалы и пишет к ним сценарии). У них двое сыновей – Алексей и Артём. С дочерью и внуками Николай регулярно видится и поддерживает близкие тёплые отношения.

Интересные факты из жизни актёра

Фамилия Чиндяйкин является по происхождению мордовской. Его родственники до сих пор живут в Алчевске, недалеко от Луганска. Первый раз в жизни актёр попробовал водку в 26 лет, так как до этого из-за болезни почек ему не разрешалось употреблять спиртные напитки. Предпочитает квас, виски и водку. Из блюд любит холодец.

Николай никогда не унывает. Никто из знакомых и друзей не видел его в плохом настроении. Считает себя удачливым по жизни. Он любознательный, ему всё в жизни интересно. Считает себя православным человеком, для которого уныние – грех. Несмотря на свой возраст (71 год), актёр не забывает заниматься спортом. Старается поддерживать себя в форме. По утрам он регулярно делает зарядку и занимается на велотренажёре, периодически посещает бассейн.

Артист любит рисовать, сочинять русское хокку – это увлечение очень успокаивает актёру нервы.

В свободное время пишет стихи, поёт лирические песни, аккомпанируя себе на гитаре, любит читать книги по философии, играет в шахматы. Летом на даче любит ловить рыбу и заниматься разными хозяйскими делами. Большинство костюмов для роли майора Волкова для актёра придумала его жена Раса. Во время пробки на дороге предпочитает слушать в машине симфоническую музыку. Его любимой песней является Гимн Советского Союза.

В середине 90-х Николай стал лысеть, из-за этого побрился налысо. Актёр считает, что лысина принесла ему успех и деньги в кинематографе. В этот период, благодаря внешности (лысине), его стали очень часто приглашать играть популярных на тот период героев: бандитов, криминальных авторитетов, чиновников, генералов милиции. Именно такие образы были востребованы в то время.

В 2008 у актёра случился инфаркт миокарда, в 2016 у него был повторный сердечный приступ, лечился в кардиологической клинике в Москве.

Всё, что сегодня добыто артистом, достигнуто им самим, своими силами и возможностями. Сегодня он уже делает в жизни то, что ему нравится. Считает, что уже имеет право. Сниматься в кино, играть на театральной сцене для Николая равнозначно воздуху, для него это и есть сама жизнь – его дыхание. Без любимой работы он не может.

rustars.tv

Трагедии в судьбе Николая Чиндяйкина: неизлечимая болезнь и смерть любимой жены

Известный актер Николай Чиндяйкин получил всенародную славу после съемок в сериалах «Осенний детектив», «Час Волкова». Артист принял участие в съемках многих фильмов, а также сыграл не одну успешную роль и на театральной сцене. Он с ранних лет увлекался театром и демонстрировал свои артистические способности. При этом в 17 лет врачи поставили ему страшный диагноз. Врачи уверяли, что болезнь неизлечима, но через десятки лет артист узнал, что полностью здоров.

«У меня обнаружили заболевание почек на первом курсе университета. Меня положили в больницу, отправили в санаторий, я стал чувствовать себя иначе, другая жизнь началась. А когда мне было больше 30 лет, мне сказали, что болезни больше нет, я здоров», — вспоминает Николай.

больше по теме

Трагедии Ольги Науменко: как звезда фильма «Ирония судьбы» пережила смерть дочери и мужаСегодня гостьей программы Бориса Корчевникова «Судьба человека» стала актриса Ольга Науменко. В жизни Николая Чиндяйкина было три брака. Первой женой актера стала его однокурсница Наталья, родившая супругу дочь Настю. Их студенческий брак продлился всего пять лет. Тогда артист переехал в Омск и не смог быть рядом с дочерью. «Там все сразу навалилось. И моя болезнь, и профессия, и человеческое недопонимание. Слава богу, что мы сделали все, что могли, чтобы дочь не пострадала. Мы так и остались с ней папой и дочкой», — говорит Чиндяйкин. Николай старался как можно чаще видеться с дочерью, хоть это было нелегко. Второй супругой Николая стала Татьяна Ожигова. На момент знакомства Татьяна еще была замужем за другим, но между артистами возникли пылкие чувства, поэтому Николай был готов бороться за нее. Пара была счастлива в браке 15 лет, однако Татьяна скончалась от онкологической болезни. Ее смерть стала большим ударом для Чиндайкина, который не мог смириться с такой тяжелой утратой. «Она ушла на моих глазах. Мне было очень тяжело. Я работал, много пил, жить было невозможно», — говорит артист.

Все же Николай смог встретить свою любовь. Его третьей женой стала артистка из Вильнюса Раса фон Торнау. Сначала артисты были просто друзьями, но в итоге просто общение переросло в нечто большее. Причем сама Раса попросила актера жениться на ней. Николай и Раса до сих пор счастливы вместе.

Читать ещё •••

Видео дня. Какие эротические сцены вырезали из «Москва слезам не верит»

kino.rambler.ru

Этот невероятный Николай Чиндяйкин

В моём представлении личность Николая Чиндяйкина соткана не то чтобы из противоречий, но из несовместимых вроде бы деталей. Рожден в деревне с жутковатым именем Второе Черное – и женат на баронессе Расе фон Торнау, чьи предки пришли в Литву с крестоносцами. Но и в родословной фрейлейн фон Торнау тоже сочетается несочетаемое. Вот что рассказал мне Николай Дмитриевич в интервью, на следующее утро после его публичной встречи в Таллине, в клубе «Импрессум»:

- Отец Расы фон Торнау - из немецких баронов, когда-то осевших в Литве. Перед войной все его родственники, видя, что за катастрофа надвигается, уехали в Америку; он один остался, пошел добровольцем в Красную Армию, а потом, когда пришла новая власть, ему уже было много за 80, и он уже не понимал, что творится и почему его жизнь с их точки зрения неправильна. Вот это – настоящая шекспировская трагедия, когда человек идет воевать не за какие-то блага, а за свое миропонимание, и в конце жизни оказывается в таком положении… Он никогда не кичился своим баронством, хотя документы сохранились, и когда ему показывали эти родословные книги, говорил: ну да, я из этого рода, но ко мне это не имеет отношения; всё, чего я добился, я сделал своими руками.

Фантазии на сцене материализуются

Но продолжим о несочетаемом. В день своего 60-летия артист вместо того, чтобы праздновать (как поступили бы 99% его коллег), играл в Таллине антрепризный спектакль. Немногим ранее он приезжал в Таллин с высоким искусством – как постановщик театрализованной оратории «Плач Иеремии», над которой работал вместе с великим режиссером и исследователем возможностей театра Анатолием Васильевым. А потому мой первый вопрос вполне очевиден:

- Как в вашем творчестве сочетаются совместная работа с Васильевым и антрепризы, множество ролей в сериалах - то менты, то уголовники?

- Знаете, чем дальше, тем больше я понимаю, что есть знание, которое не приобретешь ни через какие книги, только через свою жизнь.

Режиссура всегда привлекала меня очень сильно. В 83-м я, тогда актер Омского театра, поступил в ГИТИС на режиссуру. Судьба подарила встречи с гениями - Анатолием Васильевым, Ежи Гротовским.

Я был правой рукой Васильева, продолжал играть, но больше занимался режиссурой; потом жизнь сделала еще один поворот, Васильев на несколько лет уехал из России, я стал больше сниматься, потом перешел в Художественный театр.

Я уважаю позицию тех людей, которые считают: может быть только одно - или высокое искусство, или сериал. Но мне мой опыт подсказывал совершенно другое. На пространстве моей профессии много интересов. И они для меня равноценны. Mне было интересно, смогу ли я поставить чисто кассовый спектакль – и чтобы огромный зал был полон. При этом я хорошо знал, что могу поставить спектакль в маленьком подвале, и он будет известен в театральных кругах; о нём напишут, станут возить на фестивали в Авиньон и Эдинбург – ну а как насчет массового искусства?

Да, я поставил пьесу моего приятеля Пети Гладилина «Афинские вечера», и в ней играла Оля Аросева (царство ей небесное, грандиозная была актриса!), и Лёва Дуров, и Вера Алентова. И некоторые критики вопрошали: как же так – после Васильева антрепризный спектакль? А я на это отчечаю: почему же нет? Ведь я не зачеркнул то, что было сделано мной.

- Когда я смотрел «Афинские вечера», меня поначалу терзал вопрос: сколько лет героине Аросевой? Получалось, что она современница Блока и Гумилёва, а действие происходило в 1990-е годы, и старушка была вполне еще бодрой. Потом оказалось, что это ее фантазии…

- Мы с Петей Гладилиным на эту тему говорили. Тут особый момент. Видно, что это фантазия, в которой живет эта дама. И весь смысл пьесы в том, что фантазия тоже имеет право на существование. Я сказал Пете: не будем мучиться. Мы никогда не сведем концы с концами. Пусть оно дышит и летит. Кто не поверит – значит, ему не надо.

Я не очень верю в противопоставление «высокое – низкое». Есть намерения человека. Намерения его сердца. Нет хороших и плохих жанров. Сказать, что серьезный спектакль – хорошо, а сериал – плохо, всё равно что сказать, что все романы хороши, а все анекдоты плохи. Есть скучнейшие романы, читать которые – наказание. И есть анекдоты, в которых всё-всё про жизнь.

- Среди тех, кого вы сыграли в сериалах, есть герои, которых вы особенно любите?

- Если я не влюблен в роль, мне играть ее не хочется. Пытаюсь найти в персонаже что-то близкое мне. Актеру играть неинтересного ему персонажа – всё равно что режиссеру работать с нелюбимым актером. И ему портишь жизнь, и себе. Так что могу сказать, что люблю их всех. Конечно, есть более близкие персонажи. Вот вчера ко мне подошел молодой человек и попросил разрешения сфотографироваться со мной, потому что он смотрел «Парни из стали». Сам он боксер и сказал, что ему сразу было видно, что я боксер. (Так по роли.) Я разными видами спорта занимался, но боксом – никогда. И герой этого сериала Рогов – неожиданно пришедшая ко мне роль.

Эти трудные 90-е годы

- Какие события последних двадцати лет рождают в вашей душе чувство гордости, а какие – сожаления? Насколько правдиво отражает российскую историю кинематограф?

- Чувство гордости? То, что страна не развалилась окончательно. Я не принадлежу к тем, кто восхищается 90-ми годами. Я видел полный культурный провал. Пустые залы. Абсолютное отсутствие интереса к чему бы то ни было. Кроме митингов, криков и т.д. Я не считаю, что будущее рождается на баррикадах или еще где-то. Кино тогда практически перестало существовать. Я шел по «Мосфильму», и увиденное напоминало мне то, как снимают в кино гражданскую войну. Раскрытые двери. Разбросанные по полу листы бумаги. Коридоры, истоптанные ногами. Паутина в углах. Казалось: всё, конец!

На мой взгляд, наш сегодняшний кинематограф еще не отражает реальность. Приходится слышать: к чему проблемы, кино – это развлечение, мы пришли посмеяться или поплакать. Но я свою жизнь прожил с иными представлениями. Для меня кино всегда значило больше, чем способ забыться на два часа. Наше кино еще в самом начале пути. Не может национальный кинематограф замкнуться на трех-четырех темах и на трех-четырех объектах в пределах Садового кольца. Это меня не радует. Но надежда всё-таки есть. Вот «Географ глобус пропил» для меня в первую очередь ценен попыткой рассказать о пермяках. Россия очень разная. А в кино обычно все снивелировано. И вдруг я увидел пермские проблемы, и говор пермский, и дети играют пермские, и даже Костя Хабенский, утонченный столичный интеллигент, вдруг выглядит настоящим пермяком. Это пока еще робкая попытка, но очень правильный посыл.

- Вы сыграли в кино немало главарей мафии. Причем один из них, Эдуард Николаевич Денисов (он же Эд Бургундский) в «Каменской», чрезвычайно обаятелен. Да и остальных никак нельзя назвать отталкивающими злодеями, которым за один только внешний вид смело можно давать десять лет строгого режима с конфискацией. Вы встречались с прототипами этих персонажей?

- Общался ли я с этими людьми? В художественном смысле – да. Я их играл. Мой отец после войны попал в контрольно-фильтровочный лагерь, на лесоповал, и мое детство прошло рядом с зэками. Конечно, они были не похожи на нынешних уголовников, ходили в ватниках, в сапогах с завернутыми голенищами, но суть-то одна. Скучно говорить это, но я согласен с Глебом Жегловым: вор должен сидеть в тюрьме. Ты можешь восхищаться обаятельными мафиози на экране до тех пор, пока у тебя не уведут машину, а потом всё-таки бежишь в полицию и слёзно просишь найти. И всё это грустная правда жизни. А кино – оно веселее.

Я играю не преступника. Я играю двигатель сюжета. Кино не сваришь из одних положительных персонажей.

А еще хочу сказать, что великое искусство не ходит по квартирам с протянутой рукой. Нужно потрудиться, оторвать от дивана одно место и пойти туда, где находится это высокое искусство. Недосягаемое. Мир так устроен – и не собирается переустраиваться. Всё-таки вы идете к Моне Лизе, а не она приходит к вам на дом. Можете вырезать из журнала репродукцию и повесить на стену. Но вы ведь от этого не заплачете, как плачут люди, стоя перед великим искусством.

Но бывает ведь, когда улицы пустеют оттого, что по телевизору идет сериал по Достоевскому, в котором потрясающе играет Женя Миронов, на уровне литературы. И открывается в его игре та удивительная ткань, которая соединяет нас с этим невероятным языком, который – как знают люди, много занимавшиеся Достоевским – единственно возможен: стоит актеру вместо «спасибо-с», сказать просто «спасибо», как всё нарушится. Есть высокое искусство и в наши дни, и если желаешь, ты его увидишь.

Россия, которую мы не знаем

- Вы часто бываете в российской глубинке?

- Очень часто.

- Недавно обретший второй дом в Эстонии известный московский музыкальный критик Артемий Троицкий, желая потрафить своим хозяевам, заявил, что в российской провинции жизнь тяжелая, бедная и отсталая. Хуже, чем при Брежневе. Так ли это?

- Для него Россия – пустота, а для меня Родина, где я вырос, где люди дороги мне такими, какие они есть… Человек думает так, как Троицкий – пусть думает, пусть живет или ищет себе другое место. Мне нечего в своих взглядах скрывать и переоценивать. За 20 лет Россия, прежде всего, показала миру свою способность изменяться, что чрезвычайно важно для любой страны. Показала миру свою необходимость: человеческую, государственную, культурную.

А что меня разочаровывает? Это то, что мы не смогли довести эту работу до конца. И во многом мир это не воспринял и сказал России: «Нет! Мы вам не верим!». Отчасти в этом есть и наши проблемы, потому что проще всего сказать: «Ах, это вы не хотите нас понять!». Мы что-то не смогли доказать – надеюсь, что эта работа еще впереди.

Теперь про провинцию… Вот простейший пример. Приезжает в российскую глубинку спектакль. А билеты сейчас дорогие, но куда бы мы ни приехали, да хоть в Благовещенск – залы полны. Людям нужно это. Конечно, я могу пройтись по этому Благовещенску и увидеть: вот тут дорога вся в выбоинах, вот этот дом явно разваливается, вот здесь скверик облюбовала пьянь - при желании всё можно найти. Но в этом далеком дальневосточном городе проходит музыкальный фестиваль «Амурская осень».

Парадокс, но меня радует, что в Хабаровске и в Новосибирске я вижу такие же пробки, как в Москве. Вообще-то, от пробок мало радости. Но я-то вырос в то время, когда легковая машина – это было нечто запредельно обкомовское, и зрители фильма «Берегись автомобиля» сочувствовали Деточкину, потому что знали: на зарплату честного человека машину не купишь. То, что девушка-студентка в Новосибирске подъезжает к университету на своей машине, пусть это подержанная «Тойота», красная цена которой полторы тысячи баксов, но по всем наблюдениям – киньте в меня камень, если я не прав – Россия (не абстрактная Россия, а конкретные ее люди) никогда не жила так богато, как сейчас. Я ходил в школу в отцовских ботинках и в куртке, перелицованной из старого папиного пальто. Наши дети не знают цену вещам…

- Может, это не так хорошо?

- Может быть. Но это уже другая проблема. Хочу сказать о другом. Вот вам еще русская глубинка: Таруса, где два раза в год проходят музыкальные фестивали с участием самых лучших исполнителей. Где два раза в год проводятся Цветаевские чтения. Где стоит памятник Марине Цветаевой. И первый в России памятник Белле Ахатовне Ахмадулиной поставлен в Тарусе. На крутом берегу Оки. О какой глубинке вы говорите? Городок с населением 80 000 жителей стал культурным центром общероссийского масштаба!

- Таруса издавна была таким местом. Там жил Паустовский. Когда я учился на 1-м курсе, у нас из рук в руки передавался замечательный альманах «Тарусские страницы», позже запрещенный, хотя ничего крамольного в нём не было…

- Ну хорошо, вы правы… Другой пример - Омск. Потрясающий театральный фестиваль «Академия». Ну ладно, Омск большой город. Но в Омской области есть городок Тара, родина Михаила Александровича Ульянова. Затерянный в лесах. Там сейчас есть театр.

Я ни с кем не дискутирую. Это бесполезно. Я просто хочу сказать: есть человек по имени Николай Дмитриевич Чиндяйкин – и у него такой жизненный опыт и такое видение своей страны.

Штампы играть не интересно

- Вам предлагали роль Сталина, но вы ее не сыграли. Почему?

- Фильм назывался «Китайская шкатулка», о попытке покушения на Сталина во время войны. Факт такой был, но для кино придумали историю повеселее. Там не было никаких размышлений о роли Сталина как личности, никакой политической опасности там не было. И мне было интересно сыграть эту роль. Грим сделали – потрясающий! Тем не менее режиссер, чтобы отвести от себя возможный удар, взял на эту роль Геннадия Хазанова. Мол, что вы хотите: у нас Сталина играет комедийный актер!

Мне кажется, что привычка все беззакония приписывать одному Сталину освободила слишком многих от признания собственных ошибок и необходимости покаяния. От замены личности на вершине этой пирамиды в те годы мало что изменилось бы. Я считаю, что это всё осудить необходимо, но эта тенденция спихнуть всё на одну фигуру страшно вредит будущему.

- Зато другую страшную фигуру, Лаврентия Берии, вы сыграли…

- В «Детях Арбата». Но я не сыграл, я только обозначил его присутствие в кадре. Там тоже режиссер перестраховался. Берия... Многое вырезали, в том числе часть моих эпизодов. Наверно, Берия показался им слишком неоднозначным. Я всегда очеловечиваю кинообраз. А сыграть штамп мне не интересно. И в результате к Берии интерес у меня погас. А ведь личность шекспировского размаха – и в том, что сделал для страны, и в его злодействах.

Страсти в политическом театре

- Вы ведь много лет жили на Украине...

- В Алчевске, под Луганском. Там, где сейчас война.

- У вас нет опасений, что этот пожар может перекинуться на всю Европу?

- Надеюсь, этого не произойдет. Да, существует страшное помутнение разума у низов, которым внушили очень простую идею: кто виноват в их нищете? Россия и Путин. Но ведь, кроме масс, существуют люди, личности, одиночки, не позволяющие увлечь себя бредовыми идеями. И на Западе тоже. Ну откуда взялась мысль, будто Россия сейчас захватит Прибалтику? Очевидно, что это невозможно. 23 года никаких поползновений на возврат в границы СССР. Скорее наоборот: на Украине кто только не пасся, какие деньги не тратились, а Россия демонстративно отстранялась. Это только со стороны Россия может казаться монстром, а на самом деле ей, как и любой стране, нужен покой. И уверенность в завтрашнем дне. То есть безопасность. Даже с жутким Советским Союзом мир считался. Умели договариваться. А сегодня не хотят.

В цивилизованном мире есть понимание: нельзя дотрагиваться до чужого лица. А России не только до лица дотрагиваются.

- Ну а Крым?

- Всё нужно рассматривать в контексте. Если я затащил в свой дом женщину и держу ее – это преступление. А если в мою дверь стучится женщина и умоляет спасти, и ты открываешь дверь и убеждаешься, что ей грозит опасность, как ее не впустить?..

Аннексия? Мы живем в цивилизованном мире. Я жил на Украине, у меня там много друзей; украинцы в массе своей очень хорошие люди. Хотя, кажется, очень уж доверчивые. Свидетельство тому - та компания, которой они дали прийти к власти… Ведь даже если ты театр возглавляешь, должна быть ответственность. У нас был один пьющий артист. В гримерке он, как выпьет, с пафосом держал речь: вот если б я был директором театра… Ну, что бы сделал? Я бы приказ издал уволить, б…, всех. Вот эта манера - дорваться до власти, стукнуть кулаком по столу, а последствия пусть другие расхлебывают, - она и театр губит, а тут речь о государстве…

Смотрите полный видеоотчет о публичной встрече с Николаем Чиндяйкиным в Таллине - на сайте impressum-club.eu.

www.amur.kp.ru

Актер Николай Чиндяйкин: «В Мордовии открылся потрясающий храм!»

На праздничном богослужении в честь освящения атяшевского храма Андрея Первозванного побывал народный артист России Николай Чиндяйкин. Мордовия для него — родная земля, в местном селе Алове похоронен его дед. Чиндяйкин по праву является одним из самых востребованных актеров отечественного кинематографа. Мы видим его на телеэкранах практически каждый день. Жители Мордовии помнят и любят его за роли в фильмах «Мама не горюй», «Час Волкова», «Каменская»… С Николаем Чиндяйкиным беседовала ТАТЬЯНА МИХАЙЛОВА.

«С»: Николай Дмитриевич, вы только что побывали на праздничном богослужении в новом храме Андрея Первозванного. Поделитесь впечатлениями…

— Произошло прекрасное событие! В Атяшеве открылся храм потрясающей красоты. Это свидетельствует о том, что люди смотрят в будущее, они настроены на добро и созидание. Я горжусь своими мордовскими корнями и тесно связан с этой землей. Ведь наши предки — это самое главное в человеческой жизни. Атяшево быстро меняется в лучшую сторону. Если честно, я не узнал главную площадь! Сколько всего понастроили! Люди улыбчивые, доброжелательные… Дай Бог!

«С»: Вы воцерквленный человек?

— В этом вопросе должна быть скромность. Льщу себя надеждой, что являюсь таковым! Стараюсь… Надо понимать, все мы грешные, и все-таки стремиться к исправлению. Наверное, это общие слова, но они самые правильные.

«С»: Мы практически каждый день видим вас на телевизионном экране. Над чем сегодня работаете, в каких картинах снимаетесь?

— Никакой особой патетики нет. Сейчас мой профессиональный ориентир поменялся в сторону театра. Там больше возможностей для творческого самовыражения. Все-таки кино постоянно использует одни и те же качества актера. В этом его специфика. Но понемногу начинаешь уставать. Стараюсь проявить себя как-то по-другому. Впрочем, это касается не только искусства, но и любой специальности. Самое страшное — стоять у конвейера, выполняя одну и ту же операцию. Теперь у меня более интересная работа, которую я делаю с удовольствием. Вот сейчас в церкви звучал «Символ веры». Там есть слова о Понтии Пилате. Именно его я играю в спектакле «Мастер и Маргарита» по роману Михаила Булгакова.

«С»: Каковы самоощущения в этой роли?

— Трудно сказать. Эта тема звучит во мне, она есть. Находиться в роли Пилата интересно и даже пронзительно. При этом ведь очень важно, как все сделано, можешь ли ты находиться в атмосфере спектакля естественно, органично, не испытывая чужеродность. Это зависит от места, действия, от партнеров, режиссуры… Далеко не все артист может сделать сам в силу того, что театр — это коллективное творчество. Живописец, к примеру, окончательно принадлежит себе. И над ним нет постоянного судьи. Театр здесь более притягателен, и в этом же его проблема… К примеру, поставьте «Мерседес» в болото и он уже перестанет быть машиной. Так и артист. Нужно поставить его в правильную рамку, дать ему достойное окружение. Только в этом случае талант раскрывается и помогает реализоваться другим. Это не всегда получается. Я не жалуюсь, такова специфика работы. Как правило, в таком месте, как МХТ имени Чехова — театре со своей насыщенной жизнью, биографией, — есть больше возможностей для реализации.

«С»: Вам интересно, как справились с ролью Понтия Пилата Михаил Ульянов в картине Юрия Кары и Кирилл Лавров в телесериале Владимира Бортко?

— В общих чертах. Не более того. К работе это никак не относится. К примеру, когда человек женится, ему вряд ли интересно, как сочетались браком его друзья, приятели… (Смеется — «С».) Серьезная работа всегда начинается с чистого листа. Как говорят японцы: тишина, пустота, ничего. Иначе не получится. Я много лет преподавал студентам. И говорил так: если, взяв ручку и чистый лист, всегда вспоминать Льва Толстого, то ничего путного не выйдет! Лучше тогда все бросить и идти гулять. Иначе невозможно. Зачем? Идиотизм!

«С»: Вы часто играете брутальных личностей. Мечтаете о какой-то конкретной роли?

— Я вообще не мечтатель… Все грезы остались в детстве. Сейчас я просто работаю. Возможно, это правильно, потому что жизнь подарила мне такие чудеса, о которых я не мог и мечтать! Гораздо интереснее, когда все приходит само. А если не конкретизировать, неплохо было бы сыграть комедийную роль — отрывную, яркую! В театре много лет занимался капустниками — тогда камеди-клабов всяких еще и в помине не было.

«С»: Как влияет на вашу жизнь экономическая нестабильность?

— На творчество — никак. Проблемы испытывают театральные и кинематографические проекты. Если человек пишет стихи, музыку — он зависит только от Бога… На сцене я вряд ли сыграю хуже из-за каких-то европейских санкций! (Смеется — «С».) А вот по-человечески экономические и политические события меня сильно беспокоят. Это своего рода очевидное-невероятное. Конечно, меня задевает, что о моей Родине куется какое-то нелепое мнение. Сплошная ложь. Но таков мир — в нем нет справедливости…

Просто надо быть крепче, держаться друг друга. Главное — понимать все изнутри и запечатлеть это в уме и сердце. Хранить отношение внутри себя и меньше заботиться о том, что про нас думают. Наша беда в том, что мы слишком много внимания уделяем лжи. Ну, ничего! Господи, мы много пережили — и с этим справимся! Разве можно объяснить моим внукам, что я ходил в школу в папиных ботинках? Ничего, надо будет — пойдут в моих и они!

«С»: Что вас радует сегодня?

Открытие храма! Знаете, я с комизмом воспринимаю фразу «в наше трудное время…». Достаточно вспомнить, что пережили мои родители. А сегодня все по-другому! Вообще, долго жить — интересно! Посмотрите свежим взглядом на Москву или ваше Атяшево. Все движется, развивается в лучшую сторону. Просто надо поменьше ныть и смотреть на мир открытыми глазами, видеть очевидное и не путать его с невероятным! (Смеется — «С».)  И все будет нормально. Мне кажется, мы слишком много впускаем в личную жизнь разных обам, меркель. Ну, ходит тетка в штанах. Самая умная в мире, что ли? Нет же! Таких секретарей обкомов я видел много раз. В нашей стране есть толковые женщины и мужики. Один такой на самом верху — с мозгами, огромным опытом. Так что Обамой и прочими у нас есть кому заниматься!

Личное дело

Николай Дмитриевич Чиндяйкин родился 8 марта 1947 года в селе Черное Нижегородской области. Его дед и многочисленная родня родом из села Алова Атяшевского района Мордовии, там и похоронены.

В 1959-м вместе с семьей переехал на Украину. В 1968 году окончил Ростовское училище искусств. Служил в Ростовском ТЮЗе и Омском театре драмы.

В 1987-м завершил обучение на режиссерском факультете ГИТИСа и начал работать в «Школе драматического искусства» Анатолия Васильева. С 1989 года снимается в кино и телесериалах. В 1997-м удостоен национальной театральной премии «Золотая маска». C 2008 года — актер МХТ им. Чехова. Женат вторым браком на баронессе Расе фон Торнау — актрисе из Вильнюса.

Первая супруга умерла.

У Чиндяйкина взрослая дочь Настя, двое внуков.

Фильмография: «Мама не горюй», «Парни из стали», «Дальнобойщики», «Каменская», «Час Волкова», «Нюхач»…

stolica-s.su


Смотрите также