Николай алексеев бард биография


Фильм Кино про Алексеева (2014) смотреть онлайн в хорошем HD качестве

В новостях по телевизору показывают глухую деревеньку, и главная героиня, женщина лет 60-ти, узнает на экране местного жителя, пожилого человека по имени Николай Алексеев.

Далее рассказ переключается на этого нищего старика, в тоске проживающего остатки своих дней. Вскоре он получает вызов из Москвы с приглашением выступить на радио в передаче, посвященной его творчеству.

Алексеев находит свою старую гитару и записи своих песен и отправляется в столицу.

На радио его встречает женщина-ведущая, рассказавшая, что передача будет идти в прямом эфире.

В начале программы Николай Васильевич из-за волнения не может исполнить песню, но, пообщавшись с поклонниками, он обретает силу.

Ведущая рассказывает историю жизни Алексеева, дает ему посмотреть видеоролик, записанный накануне, где люди на улице говорят о своей любви к его песням.

Параллельно показаны воспоминания самого Николая Васильевича о молодости. Как он участвовал в фестивалях авторской песни, как ухаживал за девушками, как мечтал о славе. Однажды за дурацкую выходку его задержали и пригрозили статьей об измене родины, пообещав закрыть на все глаза, если он будет доносить на коллег. Испугавшись тюрьмы, Алексеев соглашается.

Ведущая дарит гостю его пластинку, вышедшую с успехом много лет назад. Зашедший случайно на студию Макаревич признается Алексееву, что является его поклонником.

Воспоминания приводят героя к фестивалю бардовской песни, где он знакомится с журналисткой, которая признается ему в любви. Он воспринимает это признание по-своему и пытается тут же в лесу ее соблазнить. Девушка вырывается от него. Далее идут воспоминания этой девушки. Она была дочкой знакомых Алексеева и несколько лет была тайком влюблена в него.

Передача заканчивается, и счастливый Алексеев едет домой.

В студию приезжает директор радиостанции и, застав там одного из сотрудников, возмущается, что он здесь делает ночью. Из соседней комнаты выходит женщина, ведущая эфир, и признается, что она мать молодого человека и, будучи проездом в Москве, попросила его показать ей радио.

Выясняется, что никакого эфира не было. Ведущая — это и есть та влюбленная в Алексеева девочка, которая, увидев его несчастным в новостях, решает сделать для него что-то хорошее. Она придумывает всю историю с передачей, упрашивает подыграть ей Макаревича и людей на улице и сама издает его пластинку.

www.ivi.ru

Воскресная рецензия. «Кино про Алексеева»: прямой эфир как спасательная операция

Российский кинематограф в последние годы все больше радует. Есть немало самобытных и интересных режиссеров, один из которых, безусловно, Михаил Сегал, обративший на себя внимание прошлым своим полнометражным творением – фильмом «Рассказы». Новая его картина в отличие от «Рассказов» не дробится на несколько отдельных новелл, а представляет собой единую историю.

Сначала кажется, что это история одного человека – барда Алексеева, который доживает свой век в деревеньке под Тулой. Само название подталкивает именно к такому восприятию. Однако постепенно понимаешь, что все не совсем так. Вернее, совсем не так. Автор фильма лукавит и практически до самого финала водит зрителей за нос, пряча основную тему картины под маской творческой биографии.

Итак, Николай Васильевич Алексеев, в прошлом – бард, в настоящем – одинокий деревенский житель, чьи будни однообразны, размеренны и не предполагают никаких неожиданностей. Однако происходит чудо, и Алексеев получает телеграмму с просьбой приехать в Москву и выступить в прямом эфире на радио. Немолодая ведущая с помощью наводящих вопросов, звонков слушателей и цитат из советских газет возвращает гостя студии в прошлое, заставляет вспомнить времена, когда он, будучи молодым бардом, отчаянно стремился к признанию. Для самого Алексеева этот радиоэфир становится откровением – он и не подозревал, скольких людей вдохновил и как широко стал известен его талант. Студенты, полярники, космонавны поют его песни с расположенного в студии экрана. Домой бард увозит сольную пластинку, о существовании которой, похоже, даже не догадывался…

Постоянные флешбэки, рассказывая о прошлом барда, открывают перед зрителями окно в другую эпоху. В то время, когда толпы молодых людей собирались в лесу, чтобы петь и слушать песни у костра на берегу реки. Время, когда Юрий Гагарин летел в космос, а Андрей Тарковский снимал «Ивана Рублева». Определение любви, данное этим режиссером, во многом определит судьбу юного барда, который впредь будет цитировать его при каждом удобном случае. Постепенно красивый образ, позволяющий кружить головы девушкам, переплавится в искреннее убеждение, в крик души самого Алексеева.

Правда, крик этот едва ли связан с реальной жизненной драмой героя. Молодой бард с завышенной самооценкой и сомнительными моральными принципами на героя вообще походит мало, и в этом особая прелесть картины, маскирующейся под байопик вымышленного якобы неординарного персонажа.

Сомнения в том, что «Кино про Алексеева» – это действительно кино про Алексеева, начинают возникать в тот момент, когда ведущая прямого эфира вместе с героем оставляет студию, чтобы выпить чаю и позволить ошалевшему от свалившегося на него внимания пожилому барду прийти в себя. Этот странный полуночный радиоэфир больше похож на спасательную операцию, на акт реанимации человека, потерявшего вдохновение и веру в себя. Подозрения крепнут по мере развития творческой карьеры Николая Алексеева, которая все никак не достигнет своей кульминации… Невольно задаешься вопросом, когда же создатели картины наконец-то расскажут, чем этот рыжий парень, раз за разом цитирующий однажды подслушанные рассуждения великого режиссера, завоевал сердца стольких людей.

Финал снимает все возникающие вопросы и опрокидывает восприятие всего фильма. Михаил Сегал раскрывает карты, и становится очевидно, что он создал в первую очередь великолепный, красивый и глубокий фильм о любви.

Смотреть в Ярославле: киноклуб «Нефть».

Какие фильмы вышли в Ярославле на этой неделе, читайте в материале «Кинопремьеры недели».

yarreg.ru

Эпоха перекройки :: Частный Корреспондент

Бывает так, что на фестивале сразу определяется лидер – фильм, который обсуждают и за который болеют почти все гости и участники. В прошлом году таким фильмом на «Кинотавре» был «Географ глобус пропил» Александра Велединского: ближе к концу киносмотра жюри нужно было лишь официально оформить этот статус вручением главного приза. В этом году ситуация гораздо сложнее. Число претендентов на награды растет с каждым днем, и членам жюри остается только посочувствовать – баталии им явно предстоят нешуточные.

На почве жести

Тему прощания с детством – одну из главных на 25-м «Кинотавре» - продолжил «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского. Это история школьного гетто, куда попадают дети-инвалиды: все они по разным причинам, реальным и надуманным, были признаны негодными к обучению по нормальной школьной программе. 1 сентября в классе появляется новенькая – девочка в инвалидной коляске по имени Лена, которая много лет училась дома, а теперь наконец-то попала в школу. Красивой одноклассницей тут же начинают интересоваться сразу трое учеников. Мальчики готовы носить ее на руках, таскать ее коляску по высоким лестницам (пандусов в здании, конечно же, нет) и посвящать ее в свои развлечения, самым веселым из которых является ныряние под поезда на железной дороге. Лена отдаст предпочтение самому симпатичному из поклонников. Неудачники обидятся и захотят отомстить.

Даже если вы видели сотню хороших фильмов о первой любви, этот, сто первый, не покажется ни банальным, ни скучным. Твердовскому удается ловко соединить социальный аспект с философским, советскую классику (первым вспоминается «Чучело») – с современным европейским кино. Зал «Кинотавра» смотрел эту картину, буквально замерев от восторга. Увы, ближе к финалу стройная конструкция рассыпается на глазах: в кадре начинается жесть ради жести, логические связи рушатся, а последний аккорд и вовсе звучит фальшивой нотой. Но все это можно списать на режиссерскую неопытность. Твердовскому – 25 лет, он окончил ВГИК в 2011 году, и «Класс коррекции» - его полнометражный дебют. В конце концов, бог с ней, с логикой, главное, что хватка у постановщика железная, а все остальное придет с опытом.

Внутри Николая Алексеева

Вторая сенсация конкурсной программы – «Кино про Алексеева» Михаила Сегала, картина, в которой свою первую за 10 лет кинороль сыграл Александр Збруев. По сюжету одинокий старик, живущий где-то под Тулой, получает приглашение приехать в Москву и принять участие в записи радиопередачи. Во время эфира выясняется, что Николай Алексеев – бард, на песнях которого выросло не одно поколение: с МКС ему передают приветы космонавты, хипстеры на улицах столицы поют его куплеты, забежавший в студию Андрей Макаревич просит сделать совместное фото.

Из нашего времени действие перемещается в прошлое, где молодой Алексеев (Алексей Капитонов) отмечает полет Гагарина, смотрит «Пять вечеров» в театре «Современник», заезжает на съемочную площадку «Андрея Рублева» и знакомится с режиссером, которого все уважительно называют Андреем Арсеньевичем. Постепенно зритель начинает догадываться, что гениальность главного героя, заявленная в начале картины, скорее мифологического свойства: Алексеев – человек, пропустивший через себя эпоху, но сам в ней никакого следа не оставивший.

Когда на Каннском фестивале год назад показали фильм братьев Коэн «Внутри Льюина Дэвиса», появление чего-то подобного в России казалось невозможным. Вот у них там – Боб Дилан, Гринвич-Виллидж, битники, красивые бороды, романтика, а у нас? У нас – что? И тут неожиданно появляется Сегал со своей киносагой о бардах - обманчиво легкой, очень амбициозной, невероятно красивой. Российский режиссер, конечно, проявляет к клубам самодеятельной песни куда меньше пиетета, чем Коэны к своим фолк-трубадурам («Мне не нужен Городницкий». – «Да он никому не нужен»). Но отсутствие восторженного придыхания не стоит путать с неуважением: просто Сегала интересует век целиком, а не его отдельные явления.

«Нулевые» годы российское авторское кино потратило на поиски своего героя. Оно под разными ракурсами разглядывало современного маленького человека, но, как в плохом магазине, никак не могло подобрать нужную оптику. То получалось далеко – слишком далеко, и персонажи превращались в набросанные пунктиром силуэты, ходячие символы, в которых невозможно было опознать реальных людей. То получалось близко, совсем близко - так, что были видны все несовершенства, и полученная картина многих отталкивала: зрители кляли ее как «чернуху», гротескное, как им казалось, искажение реальности.

С картиной Коэнов «Кино про Алексеева» объединяет и еще одна важная вещь. Советская, а потом и новая российская киношкола часто ставила знак равенства между персонажем и временем, в котором он существует. Это легко увидеть на примере все того же Географа, пропившего свой глобус: безнадега там не только в самих героях, но и вокруг них. Сегал же смотрит на историю по-другому, по-своему. Для него наличие антигероя не является констатацией антиэпохи: время – оно всегда объемнее, шире и богаче, чем наши представления о нем. Где-то в одной общаге жил один ...к, который обманывал наивных девушек и стучал на коллег в КГБ. А в космос тем временем летел Юрий Гагарин.

Красота как страшная сила

Зрительские ожидания, впрочем, оправдывают далеко не все авторы, приехавшие на «Кинотавр». Ангелина Никонова, дебютировавшая здесь три года назад мощнейшим «Портретом в сумерках», на этот раз привезла «Велкам Хом» - комедию о жизни эмигрантов в Нью-Йорке. Картина снята на английском и армянском, но все языковые тонкости и акценты зачем-то были убиты закадровой озвучкой. Главный герой – армянин, продавец ковров, в свободное от работы время снимающийся в артхаусном кино и путешествующий по фестивалям. Дома его ждет беременная жена с тремя детьми, неоплаченные счета и разговоры по скайпу с Ереваном. Главная героиня – русская модель, переехавшая в США по приглашению женатого любовника-режиссера. Их сведут вместе очередные киносъемки, но еще раньше они закрутят такой же легкий и необязательный, как и вся эта картина, роман.

Чувствуется, что рассказанная в фильме история – очень личная, режиссер Никонова долгое время сама жила в Америке. Снимались тут ее ближайшие друзья и коллеги – муза Ольга Дыховичная и актер Карен Карагулян. Галерея второстепенных персонажей тоже впечатляющая: армянский кузен-трансвестит, русский мафиози, не говорящая по-английски бабулька, попадающая в дом престарелых ветеранов ЛГБТ-движения. Но фильму так и не удается выйти за рамки дружеского междусобойчика: ощущение такое, будто тебя против воли затащили в незнакомую компанию, где все друг друга знают, а ты – никого, и от этого неловко и невесело.

«Левиафан» Звягинцева как раз вполне бы мог потягаться и с Джейланом, и с другими конкурсными картинами. Прежде всего своей смелостью – и художественной, и гражданской, и какой угодно еще: несмотря на некоторые натяжки и дурновкусие, в целом это замечательная картина. Честная, без экивоков и заигрываний с властью, без стыдливых эвфемизмов, уловок и околичностей: речь в ней о том, что власть сращена с церковью и судами, и правды ты нигде не найдешь, живя в ситуации бандитского беспредела. (Недаром одна то ли простодушная до идиотизма, то ли служивая девица-репортер написала в соцсетях: дескать, Минкульт ему, Звягинцеву, такому-сякому, деньги дает, а он плюет в рожу этому самому Минкульту).

Удивил и режиссер «Брестской крепости» Александр Котт, который представил «Испытание» - немое кино о любовном треугольнике в казахских степях. Это даже и не фильм вовсе, а настоящее художественное полотно: каждый кадр можно вставлять в рамку и вешать на стену. Персонажей всего четверо. Юная казахская девушка, живущая с отцом, бывшим летчиком, ее поклонник, каждый день приезжающий к ним во двор попить воды из колодца, и кудрявый светловолосый парень, очевидно, сбежавший с расположенной неподалеку базы, где проходят ядерные испытания.

Котт в интервью фестивальной газете определил свою картину как «красивое кино о красивой смерти» - и этим, собственно, его описание и исчерпывается. Выдающееся изобразительное решение играет с фильмом злую шутку: хочется увидеть второй план, а там – стена с гвоздем, как в музее. Хотя президенту жюри Андрею Звягинцеву «Испытание» вполне может прийтись по вкусу, он и сам когда-то снимал ленты с нарочитыми, бьющими в лоб библейскими аллюзиями. Но вкусы, как известно, имеют свойство меняться.

ОТПРАВИТЬ:       

Статьи по теме:

www.chaskor.ru

Акрида - Россиское кино на 36 ММКФ: КСП, джаз и косухи

«Кино про Алексеева» Михаила Сегала стал фильмом открытия Российской программы. В первых кадрах фильма мы видим, как разбивается трехлитровая банка соленых огурцов. Потом на камеру крупным планом сыплются грибы лисички и ягоды красной рябины. Если не знать фильмы Сегала, можно подумать, что сейчас начнется какой-нибудь  самоварный патриотизм. Но, разумеется, не тут-то было... В «Кино про Алексеева» некий условный персонаж действует в совершено реальном пространстве. Бард Николай Васильевич Алексеев фигура вымышленная (Справедливости ради на до отметить, что в действительности существует его однофамилиц, бард Николай Алексеев. Однако, речь тут не о нем). 

Очень пожилой человек Николай Васильевич Алексеев (Александр Сбруев)  живет в бедной  деревенской избушке в Тульской области, он подрабатывает тем, что продает на трассе соленые огурцы. Однажды героя чуть не сбивает машина, и рассказ об этом происшествии сразу же попадает в телевизионные новости. Через некоторое время Алексеев получает телеграмму о том, что его приглашают на радиоэфир. Оказывается, Николай Васильевич в прошлом был известным бардом, и теперь публика жаждет вновь услышать его песни.  Хотя, действие происходит в наше время, перед глазами постоянно висит коричнево-охристая картинка свойственная фильмам постперестроечного реализма.

Параллельно мы видим эпизоды из жизни молодого Алексеева. Тут и картинка повеселее: больше солнца и ярких цветов. Вот он инженер-конструктор, работающий над новым проектом, вот тут же, в КБ  знакомится с симпатичной девушкой... Однако, вскоре находится «хороший вариант» с московской квартирой и Алексеев не прочь жениться по расчету. Он пишет песни про «туманные луга» и  «одинокие вечера», принимает участие в КСПшных слетах. Однажды по доносу «доброжелателей» молодой бард попадает в КГБ, где его обвиняют в «оскорблении партии» и делают стукачем. Теперь песни Алексеева начинают звучать несколько иначе: «Здравствуй, мама, я - дезертир, не на  щите пришел, а с позором. Навоевался, побился о мир, запуган светом, клеймен приговором»... Но,  Алексеев продолжает жить, петь песни, разрабатывать новое оружие (автомат Фролова) в своем КБ и флиртовать с женщинами. При каждом удобном случае он рассказывает одну и ту же «телегу» о том, что такое любовь, подслушанную им на съемках фильма Тарковского «Андрей Рублев»: «Это понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». Кажется, что все герои фильма бесконечно озабочены поиском «формулы любви». Только к реальной жизни все эти формулы никак не привязаны. Алексеев откровенно насмехается над девушкой, которая говорит ему о своих чувствах, да и с другими людьми ведет себя не лучше.  Как складывалась судьба Николая Васильевича в зрелые годы нам неизвестно. Но, вот сейчас престарелый бард сидит в студии и принимает звонки от восторженных радиослушателей. Оказывается, что песни Алексеева знают и эмигранты в  Америке, и космонавты на орбитальной станции. Оказывается, он был всеобщим кумиром, и на его творчестве «выросло целое поколение». Оказывается, о песнях Алексеева в свое время хорошо отзывались Бродский и Окуджава, только сам Алексеев ничего об этом не знал. А теперь в студию случайно заходит Андрей Макаревич (сыгравший в фильме самого себя) и просит сфотографироваться с «антикварной»  знаменитостью. В довершении всего, ведущая радиоэфира достает неизвестно откуда пластинку с песнями Алексеева, якобы, когда-то выпущенную фирмой «Мелодия». О существовании такой пластинки, Алексеев, разумеется, тоже не знал.  После всего этого шоу Николай Васильевич едет домой в поезде с блаженной улыбкой на лице, обнимая заветную пластинку. Через несколько минут зрителю становится понятно, что никакого радиоэфира не было, не было восторженных поклонников, никогда не было хвалебных рецензий в прессе, а пластинка фирмы  «Мелодия» сделана недавно, ее  обложка напечатана на принтере. Кому и зачем понадобилось насмехаться над стариком, который ведь еще не при смерти и вполне может узнать правду? Оказывается женщина, в юности влюбленная в Алексеева увидела его в новостном сюжете про аварию на трассе...  После чего она  решила «понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». А может быть, просто решила отомстить за отвергнутую любовь? Так или иначе впечатление от фильма остается очень тягостное. Герой целого поколения - это второсортный бард, КГБшный стукач, а в придачу еще и разработчик смертоносного оружия. После такого определения хочется с пеной у рта защищать бедную совдепию и кричать, что все там было не так уж плохо. Были ведь и бескорыстные храбрые герои, и талантливые поэты, и хорошие люди, и настоящая любовь.

Интересен еще и некий зашифрованный месседж создателей картины. То на двери в доме культуры почему-то нацарапано крупными буквами «Каста»  (название известной отечественной рэп-команды). То на гитаре у Алексеева, взятой им на прокат у молодого человека написано «Nirvana» и приклеен портрет ее лидера Курта Кобейна. С этой гитарой Николай Васильевич едет в электричке. Случайный попутчик задает ему вопрос: «А Вы знаете, что такое нирвана?», на что Алексеев отвечает: «Конечно, каждый образованный человек знает, что такое нирвана».  Действительно, ведь на песнях Курта Кобейна выросло целое поколение, это его песни слушают на всех континентах земного шара и, наверное, даже в космосе. Но, кому адресованы подобные «тайные послания» в фильме и для чего они  нужны вообще? Музыка «Касты» или «Нирваны» не звучит в картине ни разу, а также не звучит музыка других групп аналогичных направлений. Непонятно, почему режиссер не снял полнометражный фильм о ком-то из музыкантов, работающих в современных стилях, если это ему действительно интересно, а взялся за Клуб Самодеятельной Песни?  Или,  может быть «Кино про Алексеева» это сказка про несбывшуюся мечту? Мечту о том, чтобы российские поэты и композиторы  были всеобщими кумирами и задавали тон музыкальной культуре планеты...

Еще один фильм российской программы 36-го ММКФ, имеющий отношение к современной музыке - «Милый джаз» (реж. Александр Джамц) оказался современной стилизацией под новую волну. Картина снята на черно-белую пленку, героиня - молодая девушка, джазовая барабанщица,  бунтующая против мамаши-бизнесменши. Стилизовано тут почти все: и операторская работа и монтаж и актерская игра. По форме все это, в некотором роде интересно. Только вот джаза тут не так много, как хотелось бы. А если уж играть на балалайке  «Summertime», то можно было бы делать это и получше...

Фильм «Косухи»  (реж. Себастьян Аларкон) рассказывает о трех молодых людях из разных слоев современного общества. Черные кожаные куртки «косухи» - это, пожалуй все, что как-то связывает героев фильма с неформальной культурой. В общем, картина не об этом. По сценарию косухи с железными шипами на плечах носят драгдиллеры, принадлежащие к одной мафиозной группировке. К двум героям фильма куртки попадают случайно,  из-за чего они становятся участниками неких драматических событий. Третий парень действительно работает курьером, правда не до конца знает, что именно доставляет клиентам. В финальных кадрах фильма все трое встречаются и обнаруживают что день рождения у них сегодня, в один день.  В картине затронуты и социальные проблемы, и  взаимоотношения детей-студентов с родителями,  и общая  «подвешенность в воздухе» современной молодежи в идеологическом,  культурном и материальном плане. Один из героев фильма музыкант, играющий в панк-команде. Вот он приходит на репетиционную базу расположенную на закрывшемся заводе, и мы слышим  песню группы «Анклав» под названием «Чума». Группа приняла участие в съемках фильма в полном составе. Звучит песня в таком плохом качестве, что разобрать слова почти невозможно. А зря, кажется, это было бы сегодня весьма актуально: «Последняя осень давно прошла, по плану, как и обещали. И Бог бомжом подох в метро, он сгнил под нашими ногами. А в платье белом, улыбаясь, голубоглазый мальчик-дьявол, шагает кротко по земле,  он Иешуа, мы так ждали... Новый день - Да здравствует чума!»   

                                                                                                                                                                                                      Анна Юферева

www.akrida.ru


Смотрите также