Мейерхольд всеволод эмильевич биография


Всеволод Мейерхольд

Один из первых театральных режиссеров-авангардистов Советского Союза, рискнувший использовать в сценическом искусстве метод гротеска и создавший новаторскую актерскую систему, именуемую «биомеханика». Всеволод Мейерхольд и сегодня остается примером для кино- и театральной элиты, не желающей умещать свое творчество в привычные рамки.

Всеволод Мейерхольд

По мнению Евгения Вахтангова, Мейерхольд «дал корни театру будущего». При жизни его называли Мастер и Волшебник театра. Но справедливости ради не следует забывать, что у мэтра хватало и критиков. Уважаемый в театральном мире Немирович-Данченко смотрел на эксперименты и творческие потуги молодого коллеги со скепсисом.

Детство и юность

Родился Карл Казимир Теодор Майергольд — так звучит данное режиссеру при рождении имя — в многодетной семье винодела Эмилия Майергольда. Завод приносил семейству этнических немцев-лютеран достаток, но не счастье. Альвина Даниловна, мама Мейерхольда, родив восьмого и последнего ребенка — сына Карла, страдала от деспотичного нрава мужа и его измен, которых тот не скрывал.

Вторая мужская гимназия в Пензе, где учился Мейерхольд

Детство и юность Мейерхольда прошли в Пензе. Тут и сегодня сохранилось здание 2-й гимназии, где получал знания режиссер. Учился Карл плохо, его трижды оставляли на второй год. Вместо 8 лет сын винозаводчика грыз гранит науки 11. Единственной отдушиной для юноши были званые вечера, которые устраивала мама для творческой элиты города. Первые театрализованные постановки Карл увидел на домашней сцене.

Дальнейшая биография Карла пестрит интересными фактами. Первый любительский спектакль он поставил в 18 лет. День премьеры оказался и радостным, и скорбным: 14 февраля 1892 года стартовала творческая биография Мейерхольда, но этот же день оказался последним в жизни главы семейства. Отменять премьеру из-за умиравшего родителя сын и не подумал.

Всеволод Мейерхольд в молодости

В 21 год молодой человек окончательно порвал с прошлым, приняв православие и сменив имя на то, под которым его знают сегодня миллионы. Всеволодом он стал, отдав дань восхищения любимому Гаршину.

В 1895 году Всеволод Мейерхольд отправился в Москву и поступил в университет, выбрав юриспруденцию. Уже через год он понял, что хитросплетения законов его утомляют, и бросил вуз.

Всеволод Мейерхольд на сцене

Экзамены в музыкально-драматическом училище, открытом при столичной филармонии, Всеволод выдержал с блеском: экзаменаторы, пораженные талантом и темпераментом пензенского самородка, зачислили его на 2-й курс.

Театр

Всеволод Мейерхольд «заболел» театром не только благодаря матери — огромное впечатление на юношу произвел спектакль «Отелло», поставленный Константином Станиславским. Режиссер стал кумиром Всеволода на всю жизнь.

В студенческие годы на талантливого пензенца повлиял Владимир Немирович-Данченко, отметивший темпераментного студента. Педагог поделился с учеником планами о создании нового театра в столице, на сцену которого собирался вывести своих подопечных.

Всеволод Мейерхольд в роли Пьерро

Окончив училище, Всеволод Мейерхольд влился в труппу МХТ. Режиссер доверил ему роли Гамлета, Василия Шуйского, царя Иоанна. На подмостках ставились произведения Шекспира и Чехова. Вчерашний студент поначалу увлеченно играл, блестяще вживаясь в образы разноплановых героев, но запала хватило лишь на 4 сезона.

Уход из МХТ актер объяснил иссякшим вдохновением, но биографы называют еще одну причину: Немирович-Данченко не ввел Мейерхольда в круг пайщиков нового театра. Да и к самому артисту охладел, увидев в его манере игры сумбур и сумятицу.

Портрет Всеволода Мейерхольда (Художник Александр Головин)

Обиженный Всеволод покинул МХТ с коллегой Александром Кошеверовым. Актеры отправились в глубинку — Херсон, где организовали свой театр.

В провинции работу детища Мейерхольда приняли прохладно, но нашлись и поклонники. Театральный сезон стартовал в сентябре 1902 года.

Спектакль «Клоп» в постановке Мейерхольда

Поначалу спектакли казались «списанными» с постановок МХТ, но вскоре внимательные зрители отметили «почерк» режиссера. Всеволод Мейерхольд, в отличие от своего кумира Станиславского, поставил акцент не на психологизме и внутренней наполненности игры, а на пластике, зрелищности.

Станиславский, услышавший об успехе Мейерхольда в Херсоне, предложил молодому коллеге вернуться в столицу и присоединиться к труппе образованного на основе МХТ театра, возглавляемого им и Немировичем-Данченко. Всеволод тут же согласился и примчался в Москву.

Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко

Однако на столичных подмостках Всеволод Мейерхольд поставил только 3 спектакля. И если Станиславский принял новаторство коллеги задумчиво, то Немирович-Данченко не жалел сарказма. В 1905 году режиссеру пришлось вернуться в Херсон.

Удача снова улыбнулась Мейерхольду: спустя год он уже трудился в Санкт-Петербурге, куда его позвала прима Вера Комиссаржевская. По протекции знаменитой актрисы режиссер возглавил театр на Офицерской и за сезон представил зрителям 13 постановок. Здесь авангардизм приняли восторженно.

Отец нового театра Всеволод Мейерхольд

В 1908-м спектакли эпатажного Всеволода Мейерхольда ставили даже на подмостках театра, до недавних пор считавшегося самым консервативным — Александринского.

Премьера последнего дореволюционного спектакля Мейерхольда прошла в феврале переломного 1917-го. Мэтр поставил лермонтовский «Маскарад».

Всеволод Мейерхольд, Владимир Маяковский и Николай Эрдман

Революцию 43-летний Всеволод Мейерхольд принял восторженно. «Отец нового театра», как его называли, охотно сотрудничал с новой властью и без промедления стал членом ВКПб.

На сцене шла «Мистерия-буфф» Владимира Маяковского, декорации которой нарисовал Казимир Малевич. Вместе с Маяковским, Александром Блоком, Натаном Альтманом и другими представителями культурной элиты Мейерхольд открыто заявил о симпатиях революционным идеям и новым вождям.

Здание театра Мейерхольда, ныне зал им. Чайковского

В 1920-м в столице открыл двери Государственный театр, получивший имя режиссера. Сокращенно он назывался ГосТиМ. На его подмостках шли спектакли по произведениям принявших новый порядок авторов — Юрия Олеши, Ильи Эренбурга, Николая Эрдмана и, конечно же, Маяковского.

Примой театра стала Зинаида Райх, потеснившая звезду Марию Бабанову. Из-за острых конфликтов с фавориткой режиссера Бабанова, а вместе с ней треть труппы покинули театр. Дело было не только в Райх — крутым и деспотичным нравом отличался и сам Мейерхольд, пресекавший на сцене любую свободу и не терпевший чужого мнения.

Всеволод Мейерхольд восторженно принял революцию

Есть предположения, что Алексей Толстой, создавая свою знаменитую сказочную историю о Буратино, видел прототипом Карабаса-Барабаса именно Мейерхольда, для которого артисты являлись марионетками. Прообразом же доброго Папы Карло считают Станиславского.

Всеволод Эмильевич попробовал силы и в кинематографе. На его счету 3 фильма, в которых он проявил себя как режиссер и актер. В ленте «Портрет Дориана Грея» он сыграл Лорда Генри.

Владимир Маяковский, Дмитрий Шостакович, Александр Родченко и Всеволод Мейерхольд

Лояльность к власти не стала «защитной грамотой» для мэтра — в середине 1930-х над его головой сгустились тучи. О своей судьбе он догадывался, но возможностью эмигрировать не воспользовался, отказавшись остаться в Париже во время поездки.

Зимой 1936 года газета «Правда» опубликовала статью под названием «Сумбур вместо музыки». Критиковалась опера «Леди Макбет Мценского уезда», поставленная Дмитрием Шостаковичем, а вместе с ней эстетство и «левацкое искусство», якобы отрицавшее простоту и реализм. И все это автор назвал «мейерхольдовщиной».

Портрет Всеволода Мейерхольда кисти Петра Кончаловского, 1938 год

Летом того же года звания народных артистов СССР присвоили Станиславскому, Немировичу-Данченко, Качалову, Москвину. В перечне награжденных Мейерхольда не оказалось. Режиссер ринулся доказывать, что он «свой», что по-прежнему лоялен к власти. На подмостках шли спектакли о колхозной деревне, воспевались новые герои.

Однако чуда не случилось: в январе 1938-го ГосТиМ закрыли. От опального и безработного режиссера отвернулись все, кто раньше хвалил его и гордился личным знакомством. Прежними остались отношения с Борисом Пастернаком, несколькими артистами и писателями.

Борис Пастернак и Всеволод Мейерхольд

В мае руку помощи Всеволоду Мейерхольду протянул Станиславский, назначив режиссером возглавляемого им Оперного театра.

Смерть учителя и кумира в начале августа Мейерхольд воспринял как личную драму и знак беды. В июне 1939-го его арестовали.

Личная жизнь

Первая супруга Ольга Мунт — школьная любовь Всеволода Эмильевича, на которой он женился вопреки воле матери на 1-м курсе университета — подарила мужу троих дочерей. Супруги жили в столице, в доме на Новинском бульваре.

Всеволод Мейерхольд с Ольгой Мунт и Зинаидой Райх

С бывшей женой Сергея Есенина Зинаидой Райх мэтр познакомился в Наркомпросе, где она трудилась секретаршей. Пригласил красавицу стать студенткой театральной мастерской, которой руководил.

Ольга Мунт отнеслась к молодой женщине, у которой на руках остались двое крошечных детей Есенина, с сочувствием, тепло приняла в своем доме. Летом 1922-го Мунт с детьми отправилась на юг. Когда вернулась из отдыха, увидела, что в доме обосновалась Райх. Ольге пришлось искать новое жилище.

Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд

Позже дочь Зинаиды Райх — Татьяна Есенина — в своих мемуарах откровенно написала, что любви к отчиму мать не испытывала. Поговаривали, что союз с театральным мэтром, руководившим собственным театром, открывал женщине двери в мир богемы.

Спустя 5-6 лет Райх стала примой театра. Но жизнь супругов трудно назвать благополучной: на людях они играли идеальную пару, но за закрытыми дверями бушевали шекспировские страсти.

Смерть

Зинаиду Райх жестоко убили через 25 дней после ареста Мейерхольда. Преступники проникли через окно и нанесли женщине 17 ножевых ран.

Зинаида Райх и Всеволод Мейерхольд незадолго до смерти

По одним предположениям, в дом забрались грабители, увидев которых, женщина начала истошно кричать. По другим — убийство замаскировали под ограбление. Якобы так НКВД отомстил Райх за то, что во время ареста супруга она обвинила власти в убийстве Есенина.

Всеволод Мейерхольд пережил жену: после жестоких пыток в Бутырской тюрьме его обвинили в работе на японскую разведку. В феврале 1940-го его расстреляли в одном из подвалов Лубянки. Прах захоронили в общей могиле у Донского монастыря.

Всеволод Мейерхольд после ареста

По другим сведениям, причиной смерти режиссера стало утопление в бочке с нечистотами. Перед этим Мейерхольду, отказавшемуся от навета на коллег, сломали пальцы на руках. На сохранившемся тюремном фото видно, как постарел и осунулся Всеволод Эмильевич в тюремных застенках.

Могила Зинаиды Райх и ее сына, в которой нет праха Мейерхольда

Внучка Мейерхольда, Мария Валентей, в середине 1950-х установила на могиле Зинаиды Райх на Ваганьковском кладбище общий памятник, на котором выбито имя деда. В том же 1956-м она добилась реабилитации режиссера. О месте его захоронения Валентей узнала лишь в 1987 году.

В середине 1980-х на родине мэтра открыли Центр театрального искусства, названный «Домом Мейерхольда».

Театральные работы

  • 1906 - «Балаганчик»
  • 1917 - «Маскарад»
  • 1918 - «Мистерия-Буфф»
  • 1921 - «Союз молодежи»
  • 1922 - «Великодушный рогоносец»
  • 1922 - «Смерть Тарелкина»
  • 1924 - «Учитель Бабус»
  • 1926 - «Рычи, Китай»
  • 1929 - «Клоп»
  • 1930 - «Баня»
  • 1931 - «Последний решительный»
  • 1933 - «Вступление»
  • 1934 «Дама с камелиями»
  • 1935 - «33 обморока»
  • 1935 - «Каменный гость»
Page 2

Илона Новоселова

Экстрасенс, ясновидящая, медиум, участница шоу «Битва экстрасенсов»

24smi.org

Всеволод Мейерхольд

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 3

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 4
автор фото: Борис Фабисович

Новые проекты Крыжовникова, Хлебникова, Астрахана и ДружининойФрагмент новой книги киноведа «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино» с предисловием Мартина СкорсезеЦеремонию открытия горельефа посетил Никита Михалков.10 лучших столичных театров, в которые стоит купить билет50-летие Театра на Таганке отметят по всем фронтам.C 10 по 15 февраля в ЦИМе пройдет фестиваль к 140-летию классика авангарда «Я – Мейерхольд».Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства приглашает на открытие выставки.21-31 марта - в Малом зале Общественного центра Восточного округа «Моссовет».«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст»Мейерхольд был неповторимым режиссером. И это неправда, что он виртуоз всего лишь внешнего рисунка спектакля, этакий щеголь сцены, ее ловкач.Генриетта Яновская поставила очень горький спектакль про «пять пудов любви», причем самой мучительной, убивающей душу и не дающей жить.Ни один театральный диспут в Москве не обходился без участия Таирова. Часто его оппонентом бывал Всеволод Мейерхольд.Мейерхольд считал постановку провалившейся.Во второй половине сезона 1922/23 года я сыграл две новые роли в Первой студии МХАТ.Казалось бы, частный вопрос техники ремесла в мейерхольдовской школе становился вопросом мировоззрения.19 января 1924 г. Зинаида Николаевна Райх впервые вышла на сцену Театра имени Мейерхольда. Ее дебютная роль - Аксюша в спектакле «Лес» А. Островского.

www.kino-teatr.ru

Всеволод Мейерхольд

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2
автор фото: Борис Фабисович

Карл Казимир Теодор Мейергольд

Лорд Генри

Великие режиссеры театра (документальный)

последнее обновление информации: 11.12.2018

В голосовании могут принимать участие только зарегистрированные посетители сайта.

Если вы уже зарегистрированы - Войдите.

Вы хотите зарегистрироваться?

26 августа

12 июля

Новые проекты Крыжовникова, Хлебникова, Астрахана и Дружининой

1 декабря 2017

Фрагмент новой книги киноведа «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино» с предисловием Мартина Скорсезе

23 мая 2016

Церемонию открытия горельефа посетил Никита Михалков.Все новости >>
Page 3

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 4

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 5
автор фото: Борис Фабисович

Новые проекты Крыжовникова, Хлебникова, Астрахана и ДружининойФрагмент новой книги киноведа «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино» с предисловием Мартина СкорсезеЦеремонию открытия горельефа посетил Никита Михалков.10 лучших столичных театров, в которые стоит купить билет50-летие Театра на Таганке отметят по всем фронтам.C 10 по 15 февраля в ЦИМе пройдет фестиваль к 140-летию классика авангарда «Я – Мейерхольд».Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства приглашает на открытие выставки.21-31 марта - в Малом зале Общественного центра Восточного округа «Моссовет».«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст»Мейерхольд был неповторимым режиссером. И это неправда, что он виртуоз всего лишь внешнего рисунка спектакля, этакий щеголь сцены, ее ловкач.Генриетта Яновская поставила очень горький спектакль про «пять пудов любви», причем самой мучительной, убивающей душу и не дающей жить.Ни один театральный диспут в Москве не обходился без участия Таирова. Часто его оппонентом бывал Всеволод Мейерхольд.Мейерхольд считал постановку провалившейся.Во второй половине сезона 1922/23 года я сыграл две новые роли в Первой студии МХАТ.Казалось бы, частный вопрос техники ремесла в мейерхольдовской школе становился вопросом мировоззрения.19 января 1924 г. Зинаида Николаевна Райх впервые вышла на сцену Театра имени Мейерхольда. Ее дебютная роль - Аксюша в спектакле «Лес» А. Островского.

www.kino-teatr.ru

Всеволод Мейерхольд

Антон Хабаров влюбляется в женщину, которая ждёт с фронта своего любимого мужа.Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирВ первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2
автор фото: Борис Фабисович

Новые проекты Крыжовникова, Хлебникова, Астрахана и ДружининойФрагмент новой книги киноведа «Эйзенштейн на бумаге. Графические работы мастера кино» с предисловием Мартина СкорсезеЦеремонию открытия горельефа посетил Никита Михалков.10 лучших столичных театров, в которые стоит купить билет50-летие Театра на Таганке отметят по всем фронтам.C 10 по 15 февраля в ЦИМе пройдет фестиваль к 140-летию классика авангарда «Я – Мейерхольд».Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства приглашает на открытие выставки.21-31 марта - в Малом зале Общественного центра Восточного округа «Моссовет».«Умейте любить искусство в себе, а не себя в искусстве. Если вы будете эксплуатировать искусство, оно вас предаст»Мейерхольд был неповторимым режиссером. И это неправда, что он виртуоз всего лишь внешнего рисунка спектакля, этакий щеголь сцены, ее ловкач.Генриетта Яновская поставила очень горький спектакль про «пять пудов любви», причем самой мучительной, убивающей душу и не дающей жить.Ни один театральный диспут в Москве не обходился без участия Таирова. Часто его оппонентом бывал Всеволод Мейерхольд.Мейерхольд считал постановку провалившейся.Во второй половине сезона 1922/23 года я сыграл две новые роли в Первой студии МХАТ.Казалось бы, частный вопрос техники ремесла в мейерхольдовской школе становился вопросом мировоззрения.19 января 1924 г. Зинаида Николаевна Райх впервые вышла на сцену Театра имени Мейерхольда. Ее дебютная роль - Аксюша в спектакле «Лес» А. Островского.

www.kino-teatr.ru

Всеволод МЕЙЕРХОЛЬД

В. Мейерхольд родился 9 февраля 1874 года в Пензе в многодетной семье (у него было еще два брата и несколько сестер). Fro отец — Эмилий Федорович — был выходцем из Германии, наполовину французом, мать — Альвина Даниловна — рижской немкой. При рождении мальчику дали имя Карл Теодор Казимир, а Всеволодом он стал в 21 год, когда принял православие.

Детство и юность Мейерхольд провел в Пензе, где его отец владел спирто-водочным заводом. Учиться мальчик пошел во 2-ю Пензенскую гимназию и, стоит отметить, учился крайне скверно. На протяжении гимназического курса он трижды оставался на второй год и вместо восьми лет проучился в гимназии одиннадцать. Кроме этого, Мейерхольдам явно не повезло с главой семейства. Эмилий Федорович был человеком крайне деспотичным и постоянно третировал членов своей семьи (жене изменял почти в открытую). В результате из дома ушел старший сын, средний стал спиваться, а младший — Казимир — однажды заявил: «Такого отца я должен ненавидеть!»

Театром Мейерхольд увлекся еще в Пензе и в 18-летнем возрасте поставил свой первый любительский спектакль — «Горе от ума». В нем он играл Репетилова. Премьера этого спектакля состоялась в скорбный, казалось бы, для нашего героя день — 14 февраля 1892 года, в день, когда в доме Мейерхольдов умирал глава семейства Эмилий Федорович. Однако отношения с отцом у Мейерхольда были настолько испорчены, что он и не подумал проведать умирающего (так же поступил и средний брат — Федор, который тоже был участником этого спектакля).

После смерти главы семьи казалось, что Мейерхольды наконец обрели долгожданный покой и свободу. Увы, все сложилось не так уж безоблачно. Старший сын уехал в Ростов, средний пытался разобраться в отцовской бухгалтерии и все чаще прикладывался к рюмке. Казимир же не захотел наследовать дело отца и решил целиком посвятить себя театру. Учеба в гимназии ему откровенно опротивела, и он буквально с трудом доучивался последние два года. Тогда же к нему пришла и первая любовь к сверстнице Ольге Мунт, игравшей с ним в любительском театре. Но и эта любовь, как ему казалось — безответная, мучила юношу и отнимала у него последние силы. Мейерхольда неоднократно посещала мысль о самоубийстве.

Летом 1895 года в жизни нашего героя происходит целая череда знаменательных событий: 24 июня он меняет имя на Всеволод и поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В те же дни он объявляет близким о своей помолвке с О. Мунт, но семья относится к этому отрицательно. Доводы вроде бы убедительны: следует подождать до окончания университета, ведь студенческие браки так недолговечны. Но Мейерхольд ничего не хочет слушать. Упрямство и взрывной темперамент достались ему в наследство от отца. Помолвка молодых состоялась, а вот венчание произошло в следующем году — 17 апреля 1896 года. За месяц др этого Мейерхольд создал в Пензе Народный театр.

В сентябре 1896 года Мейерхольд воплотил в жизнь свою давнюю мечту — он поступил в музыкально-драматическое училище Московского филармонического общества. На экзаменах он читал монологи с таким темпераментом, что экзаменаторы были приятно поражены и зачислили его сразу на второй курс. В этом заведении, в отличие от пензенской гимназии, Мейерхольд вскоре станет лучшим учеником.

В феврале 1898 года у Всеволода и Ольги родилась дочь Мария. В том же году Всеволод заканчивает учебу в училище, знакомится с К. С. Станиславским и поступает в только что созданный Художественный театр. Он сходится с революционером А. Ремизовым, который приобщает его к идеям К. Маркса. Пензенская жандармерия вносит Мейерхольда в список «неблагонадежных особ».

В Художественном театре Мейерхольд изо всех сил стремился выбиться в ведущие актеры, однако это его желание не всегда находило понимание со стороны других участников коллектива. Например, в постановке «Царь Федор Иоаннович» ему сперва отводилась главная роль, он к ней готовился, но затем роль была отдана И. Москвину. Зато вскоре в «Чайке» ему достается роль Треплева (сам Мейерхольд считал ее своей лучшей ролью). К нему приходит настоящая слава, фотокарточки с его изображением продаются во всех писчебумажных магазинах города. С ним сближается А. П. Чехов.

И все же полного удовлетворения от пребывания в Художественном театре Мейерхольд не испытывает. У него не ладятся отношения с В. Немировичем-Данченко, и хотя Всеволод занят в четырех спектаклях из пяти, мысли об уходе все чаще приходят ему в голову. Ситуация достигла кульминации 12 февраля 1902 года. В тот день Мейерхольд узнал, что он не включен в число пайщиков-учредителей театра. Его гневу нет предела, и он тут же заявляет о своем уходе. Вместе с К. Станиславским они создают Театр-студию на Поварской, но в 1905 году, накануне открытия, Станиславский внезапно отказывается работать с Мейерхольдом. Тот уходит в Театр Комиссаржевской. Работает там какое-то время и вновь терпит неудачу: в разгар сезона Комиссаржевская разрывает контракт с ним. После этого творческий путь Мейерхольда будет связан с двумя театрами: Александринским и Мариинским.

Перед самой революцией Мейерхольд ставит спектакли в петроградской Студии на Бородинской. В это же время состоялся первый контакт режиссера с немым кинематографом. В 1915 году «Товарищество Тиман, Рейнгардт, Осипов и K°», которое выпускало фильмы «Русской Золотой серии», обратилось к Мейерхольду с просьбой попробовать свои силы в кино. К тому времени «серия» переживала полосу неудач, и участие в ней знаменитого театрального режиссера должно было, по мнению ее создателей, вновь привлечь в кинотеатры народ. Мейерхольд снял два фильма: «Портрет Дориана Грея» и «Сильный человек». Однако ни один из этих фильмов успехом у зрителей не пользовался.

Октябрьскую революцию Мейерхольд встретил с восторгом. Уже через несколько месяцев после нее он вступил в ряды ВКП(б). В 1919 году по доносу недоброжелателей Мейерхольда как большевистского агитатора арестовывают в Крыму белогвардейцы. Без сомнения, его легко могли бы расстрелять, однако они не сделали этого, так как Мейерхольд был достаточно известным актером и режиссером. Генерал Кутепов принял увлечение Мейерхольда большевизмом как издержки творческой натуры и приказал выпустить режиссера на свободу. Этот эпизод, да и последующее поведение Мейерхольда, когда он, уже будучи в Москве, надел кожаную тужурку и нацепил на пояс «маузер», большевики не забыли и поспешили отметить: в 1920 году он стал руководителем Первого Театра РСФСР, который в 1923 году стал называться Государственным театром имени В. Мейерхольда (ГОСТИМ). В том же 1923 году Мейерхольд был удостоен звания народного артиста республики.

В отличие от бурной творческой и общественной жизни, личная жизнь Мейерхольда внешне выглядела спокойной. Ольга Мунт подарила ему троих детей, причем все — девочки. Во время революции Мейерхольды жили в Москве на Новинском бульваре, в доме 32. В этом же доме размещались Высшие театральные мастерские, которыми Мейерхольд руководил. В 1921 году студенткой режиссерского факультета в этих мастерских стала 27-летняя Зинаида Райх, бывшая жена Сергея Есенина.

С Есениным Райх познакомилась в Петрограде в 1917 году. Она тогда работала машинисткой в газете «Дело народа», где Есенин бывал довольно часто. Райх была красивой женщиной, и Есенин, конечно же, не мог не обратить на нее внимания. Впервые они встретились весной, а летом того же года уже вместе уехали путешествовать к Белому морю. Тогда же и обвенчались. Однако их брак, во время которого Райх родила двух детей, длился всего три года. В 1920 году они расстались, и Райх с двумя крошечными детьми приехала в Москву. Здесь устроилась машинисткой в Наркомпрос. Именно там Мейерхольд ее впервые и увидел. Вскоре она стала студенткой в его мастерских и даже более того — начала посещать его дом. Сначала просто в качестве гостьи. Жена Мейерхольда приняла ее достаточно тепло, так как знала о бедственном положении Зинаиды.

Вскоре З.Райх стала в их доме своим человеком. Так продолжаюсь до лета 1922 года.

Тем летом жена Мейерхольда уехала вместе с детьми на юг отдыхать. А когда они вернулись назад, хозяйкой в их доме была уже Зинаида Райх. Екатерине Михайловне не оставалось ничего другого, как вместе с детьми искать себе иное жилище.

По мнению некоторых исследователей, 3. Райх не любила Мейерхольда и замуж за него вышла исключительно по расчету. В этом утверждении есть доля истины. Ведь на руках у Райх было двое маленьких детей, а Мейерхольд в то время был уже достаточно известным режиссером. К тому же брак с руководителем крупнейшего театра позволял Райх претендовать на роль примадонны в нем. По словам дочери 3. Райх Татьяны, ее мать «…вообще никогда никого не любила. Она была чувствительна, эмоциональна, могла увлечься, но любви она не знала. Для этого она, возможно, была слишком рациональна. А главное, всегда превыше всего ставила себя, свое благополучие и свои интересы. Да, ей нравилось кружить головы мужчинам, но вряд ли она шла на какие-то отношения, более глубокие, чем простое кокетство, со своими поклонниками, которых всегда было более чем достаточно».

Между тем весной 1926 года страна с большой помпой отметила 5-летие ГОСТИМа. Это было почти всенародное действо, во всяком случае, именно так его хотели представить. По тем временам это было еще непривычно, так как юбилеев тогда почти не отмечали. Юбилейный комитет возглавляла Клара Цеткин, одним из ее заместителей был сам нарком просвещения А. Луначарский. В состав комитета вошли С. Буденный, К.Радек, Н. Семашко, О. Каменева и другие деятели партии и государства. От творческой интеллигенции были делегированы: К. Станиславский, М. Чехов, В. Маяковский. Этот юбилей праздновался три дня подряд. Подробные отчеты о каждом дне торжеств помещала на своих страницах главная газета страны, «Правда» (номера от 27–29 апреля). Можно смело сказать, что это был наивысший триумф Мейерхольда.

В 1927 году ГОСТИМ впервые посетил И. Сталин. Он пришел на спектакль «Окно в деревню» и сидел в обычном ряду, так как правительственной ложи в театре тогда еще не было (театр находился на Садовой-Триумфальной). Спектакль Сталину не понравился, и он ушел из театра откровенно недовольный. Это был первый печальный звонок для Мейерхольда.

Однако, несмотря ни на что, ГОСТИМ в те годы по праву считался одним из самых новаторских театров страны. С ним работали такие авторы, как Маяковский, Вишневский, Безыменский, Олеша, Сельвинский, Герман. Именно на его подмостках были поставлены спектакли: «Мистерия-Буфф», «Великодушный рогоносец», «Лес», «Мандат», «Ревизор», «Горе уму», «Клоп», «Баня».

Последний спектакль весной 1930 года потерпел провал. Однако это не помешало театру отбыть на гастроли за границу. В Берлине Мейерхольд и Райх встретились с М. Чеховым, который незадолго до этого навсегда покинул СССР. Они попробовали уговорить артиста вернуться обратно, но тот остался непреклонен. Более того, он сам предложил им незамедлительно эмигрировать, иначе, по его словам, на родине их ждет верная гибель. На что Мейерхольд якобы ответил: «Я знаю, вы правы, мой конец будет таким, как вы говорите. Но в Советский Союз я вернусь».

В 1931 году ГОСТИМ переехал из старого здания на Садовой-Триумфальной на Тверскую, туда, где ныне располагается Театр Ермоловой. А на месте старого театра было решено выстроить новый, самый большой в Москве театр, оснащенный по последнему слову техники. Зрительный зал его должен был вмещать три тысячи мест, в театре планировалась открытая сцена-арена, стеклянный потолок. В этом здании Мейерхольд намеревался поставить «Гамлета», «Отелло» В.Шекспира, «Бориса Годунова» А.Пушкина.

К 30-м годам жена Мейерхольда считалась в его театре безоговорочной примой. Из-за конфликтов с ней из театра ушли многие артисты, в том числе бывшая прима Мария Бабанова. Хотя в этом случае не все однозначно. Приведу слова Н. Берновской: «В прессе 20-х годов, обсуждая ситуацию в театре Мейерхольда, не задумываясь, пользовались расхожим клише «Бабанова — Райх». Действительно, было: и обожаемая жена, из которой Мейерхольд во что бы то ни стало стремился сделать актрису, и гонения на юную Бабанову, которая казалась главной конкуренткой по причине своей необычайной одаренности, и осуществление желанной цели, когда 17 июня 1927 года Мария Ивановна наконец со слезами ушла из театра. (Потом всю жизнь эти слезы возвращались каждый раз, как только заходила речь о Мейерхольде.)

Очень долго формула «Бабанова — Райх» сохраняла актуальность и для самой Марии Ивановны, слишком непосредственно и живо она соединялась со всеми бесконечными несправедливостями, забыть которые не удавалось…

И все же к концу своей жизни она стала осознавать, что Мейерхольд явился в той ситуации не озабоченным супругом, а художником, неуемным, неумолимым, ревнивым, своенравно расставляющим фигуры на доске своей неукоснительной волей. Художником, не допускавшим никаких посторонних Влияний.

По одной из версий, конфликт Бабанова — Райх был предопределен еще и тем, что обе женщины любили Мейерхольда и претендовали на его расположение. Однако в отличие от М. Бабановой, ее соперница была намного решительнее и настойчивее в своих действиях. Дело порой доходило до запрещенных приемов. Например, в спектакле «Ревизор» обе актрисы играли главные роли: Райх — городничиху, Бабанова — ее дочь. Так вот, во время спектакля Райх исподтишка так щипала свою соперницу, что у той после этого на теле долго оставались синяки.

Не менее злопамятен и крут нравом был и сам Мейерхольд (этот нрав он явно перенял по наследству от отца). Вот как писал Д. Фернандес: «У Мейерхольда был трудный, властный характер. «Я вас боюсь и ненавижу», — говорил он ученикам своей мастерской. Его прозвали Доктором Дапертутто (Везде) — намек на инквизиторскую мелочность, с которой он командовал своей школой. Своим актерам он не оставлял ни малейшей свободы. Вместо того чтобы помогать им развивать собственные возможности, он говорил им, что они должны делать, в мельчайших деталях. Конечно, отец, но отец — диктатор и тиран».

На людях Мейерхольд и Райх сохраняли видимость семейного благополучия, однако в стенах своего дома в Брюсовском переулке давали волю чувствам. Дочь З.Райх вспоминает, что дома между супругами шла постоянная война. Скандалы следовали за скандалами, и дети боялись, что все рано или поздно закончится разводом. Однако развода так и не последовало. Хотя все предпосылки для него уже были.

Следует отметить и тот факт, что Мейерхольд был гомосексуалистом. По словам близко знавшего его И. Романовича, «круг гомосексуальных связей Мейерхольда был достаточно широк, в него входили многие известные люди. Этот факт интимной жизни Мастера, бесспорно, оказывал огромное влияние на его отношения с Зинаидой Николаевной. Может быть, меня заклеймят блюстители «чистоты риз», но я предполагаю, что и в бисексуальности Мейерхольда наряду со многим иным — ибо человеком он был сложным и противоречивым, многослойным — кроется, хотя бы частично, ответ на вопрос, почему он принял большевистскую революцию. В старой России свобода и нетривиальность сексуальной жизни не поощрялись. Возможно, Мейерхольд связывал с большевистским переворотом выход в царство подлинной свободы, в том числе творческой и сексуальной. Он не мог предположить, что этот переворот принесет еще большую несвободу, закрепощение всех и каждого, что гомосексуализм будет преследоваться как уголовное или даже государственное преступление».

Касаясь этой щекотливой темы, отмечу, что Мейерхольд довольно часто увлекался актерами своего театра. Например, известно, что он сильно симпатизировал Михаилу Цареву и, как отмечает Т. Есенина, «Мейерхольд постоянно тащил Царева в дом, на дачу. Не отпускал от себя. Постоянно восхищался им и своей дружбой с ним».

Подобные же знаки внимания Мейерхольд оказывал и другим молодым актерам: Евгению Самойлову, Аркадию Райкину. Известен случай, когда еще молодой Аркадий Исаакович пришел на репетицию к Мейерхольду и тихо сидел в глубине зала. Однако режиссер заметил незнакомого молодого человека, познакомился с ним и стал уговаривать его переехать из Ленинграда в Москву, даже предлагал ему квартиру.

Между тем в середине 30-х годов над Мейерхольдом начали сгущаться тучи. И хотя вечеринки, которые устраивались для столичной богемы в их доме (в кооперативный дом в Брюсовском переулке они переехали в 1928 году), посещали весьма влиятельные люди (в том числе и чекисты), сам хозяин дома понимал, что всерьез рассчитывать на их помощь в случае опасности ему не придется. 28 января 1936 года в «Правде» появилась статья «Сумбур вместо музыки». Речь в ней шла о только что поставленной в Большом театре опере Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». В статье обличалось «левацкое искусство», которое «вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». И все это есть не что иное, как «перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины».

6 сентября 1936 года звания народных артистов СССР впервые были присвоены целой группе деятелей, среди которых были: Станиславский, Немирович-Данченко, Качалов, Москвин, Щукин и другие. Фамилии Мейерхольда в этом списке не было.

Чтобы хоть как-то оправдаться перед властью, Мейерхольд пускался во все тяжкие. Он взялся поставить сначала пьесу Л. Сейфулиной «Наташа», действие которой происходило в колхозной деревне. Затем принялся репетировать спектакль «Одна жизнь» по пьесе Е. Габриловича, в основу которой был положен роман Н. Островского «Как закалялась сталь». Спектакль был представлен пред грозные очи приемной комиссии в ноябре 1937 года. И ни к чему хорошему это не привело. По свидетельству очевидцев, 3. Райх настоятельно советовала мужу обратиться лично к Сталину. Однако Мейерхольд колебался, так как с генсеком у него были прохладные отношения (у них был всего лишь короткий разговор после спектакля «Рычи, Китай!»). Он не верил, что эта встреча сможет что-либо изменить в его судьбе. Об этом ему говорил тогда и Б. Пастернак, один из немногих, кто продолжал поддерживать с опальным режиссером дружеские отношения. При этом поэт рассказывал о недостойном поведении А. Толстого, который сначала смешил Сталина анекдотами, а потом, как бы между делом, просил посодействовать в получении новой дачи. Так встреча Мейерхольда со Сталиным и не состоялась. А вскоре надобность в ней и вовсе отпала. 7 января 1938 года Комитет по делам искусств издал постановление о ликвидации Государственного театра имени В. Мейерхольда.

О том, что он сам и его театр обречены на гибель, Мейерхольд знал задолго до января 1938 года. Еще в 1936 году он и З.Райх пытались покинуть СССР, попросили визу для поездки в Европу для себя и детей. Однако власти были предусмотрительны и визу выдали лишь взрослым членам семьи. Дети как бы оставались в заложниках. Бегство из страны так и не состоялось.

Лишившись театра, Мейерхольд несколько месяцев был предоставлен самому себе. В это время он много читал, чуть ли не каждый день посещал концерты. Сбережения постепенно таяли, и Мейерхольд собирался в те дни продать свою машину. Но тут он внезапно получил приглашение на работу: в мае 1938 года его назначили режиссером Оперного театра К. Станиславского. Это назначение произошло по прямой протекции самого Константина Станиславского. Однако 7 августа того же года признанный мэтр скончался, и защитить Мейерхольда было уже некому. Хотя некоторое время он продолжал работать в театре на правах главного режиссера.

10 марта 1939 года состоялась премьера оперы Д. Верди «Риголетто». А 20 июня того же года в Ленинграде Мейерхольда арестовали. Арест произошел в квартире режиссера на Карповке, в доме № 13. Буквально за несколько часов перед этим режиссер был в гостях у актера Эраста Гарина, с которым они два года назад расстались со скандалом. Теперь произошло их примирение. По словам актера, Мейерхольд в тот вечер шутил, пил и совсем не выглядел удрученным. А в это время на Карповке его уже ждали чекисты.

Спустя 25 дней после ареста мужа — в ночь с 14 на 15 июля — в своей квартире в Брюсовском переулке была зарезана Зинаида Райх. В тот роковой день она была в доме со своей домработницей Лидией Анисимовной: дочь Татьяна с годовалым сыном жила на даче в Горенках, а Костя поехал на родину С. Есенина в Константиново. Перед тем как лечь спать, Райх отправилась в ванную комнату. В этот самый момент через балкон в квартиру проникли двое неизвестных мужчин. Когда они были в коридоре, из ванной неожиданно вышла хозяйка дома. Увидев незваных гостей, Райх начала истошно кричать, однако преступники выхватили ножи и стали с двух сторон наносить ей безжалостные удары. Все это время Райх продолжала кричать, но соседи так и не посмели вмешаться, видимо уверенные в том, что в квартире Мейерхольда происходит очередной обыск и у Райх началась истерика. Ничем не смогла помочь хозяйке и домработница. В результате преступники нанесли несчастной семнадцать ножевых ранений, после чего скрылись через парадную дверь. Из квартиры они ничего не унесли. Когда к месту происшествия приехала вызванная домработницей милиция, Райх была еще жива. Оперативники даже сумели ее допросить. Затем потерпевшую отправили в больницу Склифосовского, но довезти ее живой врачи не сумели: Райх умерла от потери крови. Вскоре их четырехкомнатную квартиру отдали в ведомство МГБ: там поселились шофер Берии и некая сотрудница того же ведомства. Преступников, убивших Райх, так и не нашли.

А Мейерхольда тем временем пытали в Бутырской тюрьме. В своем заявлении на имя В. Молотова режиссер писал: «Меня здесь били — больного шестидесятишестилетнего старика, клали на пол лицом вниз, резиновыми жгутами били по пяткам и по спине; когда сидел на стуле, той же резиной били по ногам (сверху, с большой силой), и по местам от колен до верхних частей ног. И в следующие дни, когда эти места ног были покрыты обильным внутренним кровоизлиянием, то по этим красно-сине-желтым кровоподтекам снова били этим жгутом, и боль была такая, что казалось, что на больные чувствительные места ног лили крутой кипяток (я кричал и плакал от боли). Меня били по спине этой резиной, меня били по лицу размахами с высоты…»

Напомню, что за всю свою жизнь Мейерхольд был в тюрьме дважды. В 1919 году в Крыму, когда его арестовали белогвардейцы, и ровно через 20 лет после этого Мейерхольд попал в застенки НКВД уже как «японский шпион». Из этих застенков он живым не вышел. 2 февраля 1940 года его расстреляли в подвале здания военной коллегии Верховного суда СССР (здание на Лубянке напротив нынешнего «Детского мира») вместе с группой других заключенных, среди которых был и известный журналист Михаил Кольцов. Реабилитировали Мейерхольда через 15 лет — 26 ноября 1955 года. Причем его родственникам выдали фальшивую справку, в которой сообщалось, что Мейерхольд скончался от болезни 17 марта 1942 года. Однако позднее прокурор Ряжский подробно расследовал это дело и установил, что знаменитый режиссер был расстрелян.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Всеволод Мейерхольд: биография, творчество, карьера, личная жизнь

Имея немецкие корни, великий режиссер получил при рождении имя Карл Казимир Теодор, его настоящая фамилия – Майергольд. Он родился в Пензе 28 января 1874 года. Глава семейства владел винно-водочным производством, был с детьми строг и придирчив. Мать увлекалась, театром, музыкой, искусством. У Карла Майергольда было две сестры и пять братьев.

Учеба во второй мужской гимназии в Пензе давалась ему нелегко, юноша трижды оставался на второй год. Поэтому окончил это учебное заведение лишь в 1895. Тогда же Карл получил русский паспорт, сменив имя на Всеволода и немного изменив фамилию. От лютеранской веры, в которой его вырастили, он отказался в пользу православия. Свое новое имя Мейерхольд выбрал неслучайно, а в честь любимого писателя и поэта Всеволода Гаршина.

Продолжить образование он решил на юридическом факультете Императорского Московского университета. Однако интерес к театру вскоре пересилил, и в 1896 Мейерхольд переходит на второй курс музыкально-театрального училища при Московском филармоническом обществе. Он попадает в класс, которым руководил великий педагог и режиссер Владимир Иванович Немирович-Данченко. В годы учебы Всеволод Эмильевич впервые задумывается о режиссерской профессии.

Став выпускником театрального училища, в 1898 Мейерхольд получил работу в Московском Художественном театре. Одним из его основателей был Немирович-Данченко, который хотел продолжить сотрудничество со своими талантливыми учениками на большой сцене. Вместе с Мейерхольдом в новый театр пришли его сокурсники – будущие звезды Ольга Книппер и Иван Москвин.

Под руководством гениального режиссерского дуэта Станиславский-Немирович-Данченко молодой актер играл интересные, разноплановые роли:

  • Василий Шуйский («Царь Федор Иоаннович» А. К. Толстого);
  • Иоанн Грозный («Смерть Иоанна Грозного» А. К. Толстого);
  • Треплев и Тузенбах («Чайка» и «Три сестры» А. П. Чехова);
  •  принц Арагонский («Венецианский купец» У. Шекспира).

По-прежнему мечтая о режиссерской деятельности, в 1902 году Мейерхольд  покинул МХТ и возглавил театральную труппу в Херсоне. Они называли себя Товариществом новой драмы. «Провинциальный» период имел огромное значение для творчества Всеволода Эмильевича. Именно тогда происходило его становление как режиссера, в поисках новой театральной стилистики он разработал особую символистскую систему. И хотя постановки выходили одна за другой, исключая долгую проработку и репетиции, театр имел  огромный успех. За 3 года публике представили около 200 спектаклей, артисты много гастролировали.

Впервые громко заявив о себе, Мейерхольд вновь привлек внимание Станиславского. В 1905 он приглашает молодого режиссера возглавить Театр-студию на Поварской улице. Однако два гения очень быстро поняли, что не могут работать вместе. Ни один спектакль, подготовленный Мейерхольдом, широкая публика так и не увидела, а сам он вернулся в свой провинциальный театр.

В 1906 Всеволод Эмильевич по личному приглашению Веры Комиссаржевской на один сезон становится режиссером-постановщиком в Драматическом театре Петербурга, созданном великой актрисой. Он выпускает 13 спектаклей, но после нескольких громких провалов их сотрудничество заканчивается. Последняя работа – спектакль «Балаганчик» А. Блока – негласно открывает в России эпоху «театра условности».

1907-1917 года Мейерхольд работает в Александринском и Мариинском театрах, обращается в сторону классики. После Октябрьской революции он становится на сторону новой власти, вступает в коммунистическую партию. Следуя веяниям нового времени, в 1918 ставит «Мистерию-буфф» В. Маяковского, за оформление спектакля отвечает художник Каземир Малевич. Одновременно занимается педагогической деятельностью, уделяя особое внимание своей собственной системе упражнений для актеров «Биомеханика». В отличие от метода переживания, разработанного Станиславским, Мейерхольд предлагает прямо противоположный прием. По его мнению, актерская игра должна идти от внешнего к внутреннему содержанию роли.

Во время гастролей в Крыму в 1919 режиссер попал в руки белой контрразведки, полгода находился в тюрьме и лишь чудом избежал расстрела. Вернувшись домой, в 1920 он предлагает программу реформирования и политизации театра «Театральный Октябрь». Несколько месяцев работает в Театральном отделе Наркомпроса.

7 ноября 1920 в Москве открылся Государственный театр имени Мейерхольда, просуществовавший вплоть до 1938. Среди наиболее известных постановок режиссера в этот период можно назвать:

  • «Союз молодежи» Г. Ибсена (1921);
  • «Лес» А. Н. Островского (1924);
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя (1926);
  • «Клоп» В. Маяковского (1929);
  • «Баня» В. Маяковского (1930);
  • «Свадьба Кречинского» А. В. Сухово-Кобылина (1933);
  • «Дама с камелиями» А. Дюма-сына (1934).

7 января 1938 театр закрыли, обвинив его создателя и руководителя в «антиобщественной атмосфере, подхалимстве, зажиме самокритики, самовлюблённости».

Впервые Мейерхольд женился в 1896 году на своей ровеснице Ольге Мунт (1874-1940). Они познакомились в Пензе, когда вместе участвовали в любительских спектаклях. В этом браке режиссер стал отцом трех дочерей – Марии (1897-1929), Татьяны (1902-1986), Ирины (1905-1981).

Во время работы в Наркомпросе он познакомился с актрисой Зинаидой Райх, а в 1921 она стала студенткой Высших режиссерских мастерских в Москве, которыми руководил Мейерхольд. Невзирая на двадцатилетнюю разницу в возрасте, он оставил первую семью и женился на Райх в 1922. Режиссер заботился и растил сына и дочь жены от брака с Сергеем Есениным. Вторая супруга Мейерхольда была убита 15 июля 1939 года в своей квартире спустя 24 дня после его ареста. Это преступление до сих пор хранит множество тайн и загадок.

Арест Мейерхольда состоялся 20 июня 1939 года в Ленинграде. Против него выдвинули обвинения в контрреволюционной деятельности. После трех недель издевательств и пыток он подписал навязанные следствием показания. Верховный суд СССР 1 февраля 1940 приговорил режиссера к расстрелу, а уже на следующий день приговор привели в исполнение. Прах Мейерхольда был кремирован и захоронен в общей могиле.

Только спустя 15 лет режиссера реабилитировали посмертно. Внучка Всеволода Эмильевича – Мария Валентей приложила немало усилий для сохранения творческого наследия режиссера. На могиле Зинаиды Райх она также установила памятник, посвященный режиссеру и его музе.

www.kakprosto.ru


Смотрите также