Марина райкина биография родители


"Райкина на нас не хватает..."

Театр «Сатирикон» в этом году отмечает 75-летие. Сейчас он носит имя своего основателя: Аркадий Райкин создал его в 1939 году, правда, — в Ленинграде и под другим названием —Театр миниатюр. В 1982 году труппа переехала в Москву, а через пять лет театр получил нынешнее «имя».

Сегодня каждый без труда может найти хитовые программыфильмы Аркадия Райкина, в том числе «Люди и манекены», в сети. О творчестве актерском, о сатире и гражданской позиции Аркадия Райкина корреспондент «ВМ» побеседовала с Мариной Михайловной, вдовой его брата Макса, и с племянником Андреем Райкиным, тележурналистом.

«МОСКВА. РАЙКИНУ»

Когда в 1939 году Аркадий Райкин стал победителем Всесоюзного конкурса артистов эстрады, председатель жюри Исаак Дунаевский спросил у Леонида Утесова: «Как ты думаешь, этот парень будет иметь успех?» — «Всегда», — ответил кумир. Так и случилось. Само присутствие и успех сатирического театра в Советском Союзе казались чем-то невероятным. Ведь сатира как вид искусства в то время неустанно запрещалась бюрократами-партократами всех мастей. Аркадий Райкин был один такой в Стране Советов — воин против армии чиновников. Мишенями его искусства становились всевозможные человеческие пороки: подлость, хамство, вопиющее невежество, воинствующая наглость и бездушность .

Макс Райкин как-то сказал: «...Аркадию можно было бы присвоить звание Героя Советского Союза за войну с врагами внутренними». А с началом войны Театр миниатюр отправился гастролировать на фронтах Великой Отечественной. То есть можно сказать, что свой «фронт» у этого театра был всегда: до последних дней жизни его создателя Аркадия Райкина.

- Феноменально, что и во времена массовых репрессий конца 30-х и до начала 50-х, и при советском бюрократизме до 80-х действовал этот культурный «партизанский» отряд. Почему Райкину было так много позволено?

Андрей Райкин:

- Судьба и Бог хранили. У него было много оберегов — талант, личное мужество, мировая известность да и некоторые высокопоставленные «поклонники». Например, во время войны в 1942 году он совершил «дипломатический маневр» — направил «отцу народов» приглашение на свой спектакль для кремлевского гарнизона. И получил от И. В. Сталина записку с извинениями, что, мол, рад бы, но занят и прийти в театр не сможет. Записка с автографом самого вождя порой действовала как «охранная грамота». А во время войны дядя, выступая с актерской бригадой перед бойцами под Новороссийском, познакомился с полковником Брежневым, начальником политотдела 18-й армии. С тех пор сам факт этого знакомства иногда спасал Райкина от происков чиновников. Вообще «убрать» театр они не рискнули, но чинили множество мелких пакостей при подготовке каждой новой программы, запрещали сохранять его выступления в виде фильмов. Ведь Райкин со сцены критиковал и КГБ, и суды, и милицию, и, даже трудно представить, саму КПСС. В числе его театральных подвигов, к примеру, появление в 1953 году на сцене образа чиновника, начисто лишенного чувства юмора и более того — загримированного под самого Сталина. Потому-то и воспринимался Райкин простым народом как защитник. К нему шли тонны писем со всей страны, иногда с самым простым адресом — «Москва. Райкину». В годы расцвета таланта Аркадия Исааковича родилось крылатое выражение: «Райкина на вас не хватает». Так говорили бюрократам и негодяям.

ФАМИЛИЯ ЗАЩИТИТ

В династии Райкиных много талантливых людей. Это, конечно, жена Аркадия Райкина — Руфь, острохарактерная актриса и литератор. Младший брат Райкина, Макс, актер, автор многих миниатюр театра, его жена Марина Михайловна, переводчик с двух иностранных языков, литературный редактор, сын Райкина Константин, всемирно известный артист, режиссер, руководитель Театра «Сатирикон»... Аркадий Исаакович очень тепло относился к семье брата и сыграл важную роль в его женитьбе. Родственники из семьи Макса не любят давать интервью, но для корреспондента «ВМ» сделали исключение.

- Марина Михайловна, а как вы познакомились с Максом Райкиным? Мне кажется, это малоизвестный факт...

Марина Райкина:

- Когда мне было 13 лет, я сказала родителям, что выйду замуж только за Райкина. На что они заявили, что, во-первых, он стар для меня, а главное — счастливо женат. С Максом Райкиным мы познакомились в 1944 году в экстернате. Его посадили ко мне за парту. Макс сразу уверил меня, что просто однофамилец моего любимого артиста. И до моего первого появления у них в гостях успешно скрывал свое родство. Когда я увидела Аркадия, изумление мое было так велико, что он сказал: «Проходи. Сегодня я уже обедал и тебя не съем». А в 1949 году, когда арестовали моего отца Михаила Савельевича Шапрова, Аркадий приехал к нам в Москву и сказал, что если мы с Максом поженимся, то фамилия Райкина меня защитит.

- Ваш отец Михаил Шапров был репрессирован, хотя служил верой и правдой дипломатии СССР, был секретарем самого министра иностранных дел Чичерина, служил в дипмиссиях многих стран Европы. Чем он не угодил?

Марина Райкина:

- Во время так называемых «чисток» мидовского аппарата в 1939 году отца сняли со всех постов, но по странному стечению обстоятельств не выгнали из партии. И партия предложила ему создавать... диафильмы. Во время войны его не взяли на фронт даже как ополченца — после автомобильной аварии у отца была парализована рука. В 1949 году секретарша МИДа, наша соседка по дому по фамилии Федорова, сообщила в органы, что Михаил Шапров — враг народа и шпион. Помню, как пришли в наш дом из НКВД... За время обыска весь пол покрылся слоем окурков толщиной в 10 сантиметров. Изъяли много бумаг и фотографий. Забрали фото, где он был снят вместе с Гитлером, Геббельсом, Молотовым и Риббентропом во время подписания Пакта о ненападении Германии на Советский Союз. Забрали даже снимок, где я малышкой сидела на коленях у Сталина и он угощал меня конфетой. После ареста отца от нас отвернулись все знакомые... Но я продолжала общаться с «особо защищенными» детьми руководителей СССР — со Светланой Аллилуевой, с Соней Молотовой, с братьями Микоян...

Папа семь лет провел в ГУЛАГе, затем был освобожден и реабилитирован. Он работал некоторое время директором Центральной студии документальных, а затем главным редактором Центральной студии научно-популярных фильмов. Можно сказать, ему повезло. Многие погибли...

- Тот факт, что Аркадий Райкин посоветовал брату жениться на дочери «врага народа», говорит сам за себя. Вы сказали, он всегда спасал и защищал. Предполагаю, что подобных поступков у Аркадия Исааковича было множество...

Марина Райкина:

- Муж написал в своей книге «Про то, про это», что Аркадий с женой Руфью Марковной, которую близкие звали Ромма, помогали без размышлений и опаски всем знакомым, вернувшимся из лагерей. Поддержали материально джазового музыканта Эдди Рознера, актрису Зою Федорову. Аркадий Исаакович принимал на работу людей, уничтоженных властью, многим вернул возможность нормально жить и трудиться. Расскажу историю о моем друге детства, Саше Александровском, сыне бывшего посла СССР в Чехословакии. В 1952 году во время спектакля к Максу Райкину подошла билетерша и сказала, что в зале находится Саша. Его отец, дипломат С. Александровский, арестован и расстрелян как враг народа, мать была на поселении под Красноярском. Александровский-младший приехал в Москву из Сибири нелегально, чтобы узнать судьбу отца. Женщина добавила, что у Саши нет денег и он хочет кому-нибудь продать золотую брошь матери. Макс отвел парня к Руфи Марковне. Тут же выяснилось, что Саша — мой друг, и они обнялись как родные. После спектакля все вместе с сыном «врага народа» приехали к нам на съемную дачу в Быково, где уже находилась я, дочь «врага народа». Почти все лето Саша жил у нас на даче.

- В середине 80-х театр Аркадия Райкина «поселился» в Марьиной роще. Почему произошло это переселение?

Андрей Райкин:

- Театр миниатюр переехал из Ленинграда в Москву при поддержке Леонида Брежнева. Ленинградские чиновники, управлявшие тогда культурой города, создали обстановку, невыносимую для жизни театра. Дядя лежал в Кремлевской больнице в кардиологии и там договорился с товарищем из ближнего к Генсеку круга съездить в гости к Брежневу. Тогда Райкину и было обещано, что ему отдадут под «Сатирикон» здание кинотеатра «Таджикистан». Последний сезон в 1986–1987 годах Аркадий Райкин работал в своем московском театре.

- Андрей Максович, какой для вас из творческих заветов Райкина главный?

Андрей Райкин:

- Вся его жизнь и творчество — пример и образец. Это прививка настоящего мастерства, высокого искусства и лучших человеческих качеств. Театр Аркадия Райкина всегда противостоял бескультурью, невежеству, безразличию, мракобесию и самодурству. Думаю, Райкина нам всем по-прежнему не хватает...

ЦИФРА

100 лет со дня рождения Аркадия Райкина отмечали в 2011 году. К этой дате о великом артисте сняли документальный фильм.

ИГРАЛ МАСТЕРСКИ И БЕЗ РЕКВИЗИТА

На Всесоюзном конкурсе, определившем будущую судьбу артиста, Аркадий Райкин изображал Чарли Чаплина. И тогдашний мэтр эстрадного жанра Николай Смирнов Сокольский решил его испытать. Николай Павлович спрятал трость, необходимую для выступления Райкина. Аркадий обегал весь театр, и ему удалось одолжить лишь какую-то палку в гардеробе. И даже с таким убогим реквизитом его выступление имело колоссальный успех.

ПИЩА ДЛЯ ЮМОРИСТА

Михаил Жванецкий, который имел честь работать вместе с Райкиным, отзывался о нем очень тепло. Сатирик рассказывал о Райкине такую забавную историю. Оказывается, Аркадий Исаакович очень внимательно относился к своему питанию. «В ресторане в Баку он постоянно бегал на кухню — проверял, как готовят. За столом он руководил приготовлением. Когда мы с труппой садились за стол, он говорил, что можно не беспокоиться — он все проверил», — рассказывал Жванецкий.

moskva.bezformata.com

«Райкина на нас не хватает...»

Сегодня каждый без труда может найти в сети хитовые программы и фильмы Аркадия Райкина, в том числе «Люди и манекены». О творчестве актерском, о сатире и гражданской позиции Аркадия Райкина корреспондент «ВМ» побеседовала с Мариной Михайловной, вдовой его брата Макса, и с племянником Андреем Райкиным, тележурналистом.

«МОСКВА. РАЙКИНУ»

Когда в 1939 году Аркадий Райкин стал победителем Всесоюзного конкурса артистов эстрады, председатель жюри Исаак Дунаевский спросил у Леонида Утесова: «Как ты думаешь, этот парень будет иметь успех?» — «Всегда», — ответил кумир. Так и случилось. Само присутствие и успех сатирического театра в Советском Союзе казались чем-то невероятным. Ведь сатира как вид искусства в то время неустанно запрещалась бюрократами-партократами всех мастей. Аркадий Райкин был один такой в Стране Советов — воин против армии чиновников. Мишенями его искусства становились всевозможные человеческие пороки: подлость, хамство, вопиющее невежество, воинствующая наглость и бездушность .

Макс Райкин как-то сказал: «...Аркадию можно было бы присвоить звание Героя Советского Союза за войну с врагами внутренними». А с началом войны Театр миниатюр отправился гастролировать на фронтах Великой Отечественной. То есть можно сказать, что свой «фронт» у этого театра был всегда: до последних дней жизни его создателя Аркадия Райкина.

- Феноменально, что и во времена массовых репрессий конца 30-х и до начала 50-х, и при советском бюрократизме до 80-х действовал этот культурный «партизанский» отряд. Почему Райкину было так много позволено?

Андрей Райкин:

- Судьба и Бог хранили. У него было много оберегов — талант, личное мужество, мировая известность да и некоторые высокопоставленные «поклонники». Например, во время войны в 1942 году он совершил «дипломатический маневр» — направил «отцу народов» приглашение на свой спектакль для кремлевского гарнизона. И получил от И. В. Сталина записку с извинениями, что, мол, рад бы, но занят и прийти в театр не сможет. Записка с автографом самого вождя порой действовала как «охранная грамота». А во время войны дядя, выступая с актерской бригадой перед бойцами под Новороссийском, познакомился с полковником Брежневым, начальником политотдела 18-й армии. С тех пор сам факт этого знакомства иногда спасал Райкина от происков чиновников. Вообще «убрать» театр они не рискнули, но чинили множество мелких пакостей при подготовке каждой новой программы, запрещали сохранять его выступления в виде фильмов. Ведь Райкин со сцены критиковал и КГБ, и суды, и милицию, и, даже трудно представить, саму КПСС. В числе его театральных подвигов, к примеру, появление в 1953 году на сцене образа чиновника, начисто лишенного чувства юмора и более того — загримированного под самого Сталина. Потому-то и воспринимался Райкин простым народом как защитник. К нему шли тонны писем со всей страны, иногда с самым простым адресом — «Москва. Райкину». В годы расцвета таланта Аркадия Исааковича родилось крылатое выражение: «Райкина на вас не хватает». Так говорили бюрократам и негодяям.

ФАМИЛИЯ ЗАЩИТИТ

В династии Райкиных много талантливых людей. Это, конечно, жена Аркадия Райкина — Руфь, острохарактерная актриса и литератор. Младший брат Райкина, Макс, актер, автор многих миниатюр театра, его жена Марина Михайловна, переводчик с двух иностранных языков, литературный редактор, сын Райкина Константин, всемирно известный артист, режиссер, руководитель Театра «Сатирикон»... Аркадий Исаакович очень тепло относился к семье брата и сыграл важную роль в его женитьбе. Родственники из семьи Макса не любят давать интервью, но для корреспондента «ВМ» сделали исключение.

- Марина Михайловна, а как вы познакомились с Максом Райкиным? Мне кажется, это малоизвестный факт...

Марина Райкина:

- Когда мне было 13 лет, я сказала родителям, что выйду замуж только за Райкина. На что они заявили, что, во-первых, он стар для меня, а главное — счастливо женат. С Максом Райкиным мы познакомились в 1944 году в экстернате. Его посадили ко мне за парту. Макс сразу уверил меня, что просто однофамилец моего любимого артиста. И до моего первого появления у них в гостях успешно скрывал свое родство. Когда я увидела Аркадия, изумление мое было так велико, что он сказал: «Проходи. Сегодня я уже обедал и тебя не съем». А в 1949 году, когда арестовали моего отца Михаила Савельевича Шапрова, Аркадий приехал к нам в Москву и сказал, что если мы с Максом поженимся, то фамилия Райкина меня защитит.

- Ваш отец Михаил Шапров был репрессирован, хотя служил верой и правдой дипломатии СССР, был секретарем самого министра иностранных дел Чичерина, служил в дипмиссиях многих стран Европы. Чем он не угодил?

Марина Райкина:

- Во время так называемых «чисток» мидовского аппарата в 1939 году отца сняли со всех постов, но по странному стечению обстоятельств не выгнали из партии. И партия предложила ему создавать... диафильмы. Во время войны его не взяли на фронт даже как ополченца — после автомобильной аварии у отца была парализована рука. В 1949 году секретарша МИДа, наша соседка по дому по фамилии Федорова, сообщила в органы, что Михаил Шапров — враг народа и шпион. Помню, как пришли в наш дом из НКВД... За время обыска весь пол покрылся слоем окурков толщиной в 10 сантиметров. Изъяли много бумаг и фотографий. Забрали фото, где он был снят вместе с Гитлером, Геббельсом, Молотовым и Риббентропом во время подписания Пакта о ненападении Германии на Советский Союз. Забрали даже снимок, где я малышкой сидела на коленях у Сталина и он угощал меня конфетой. После ареста отца от нас отвернулись все знакомые... Но я продолжала общаться с «особо защищенными» детьми руководителей СССР — со Светланой Аллилуевой, с Соней Молотовой, с братьями Микоян...

Папа семь лет провел в ГУЛАГе, затем был освобожден и реабилитирован. Он работал некоторое время директором Центральной студии документальных, а затем главным редактором Центральной студии научно-популярных фильмов. Можно сказать, ему повезло. Многие погибли...

- Тот факт, что Аркадий Райкин посоветовал брату жениться на дочери «врага народа», говорит сам за себя. Вы сказали, он всегда спасал и защищал. Предполагаю, что подобных поступков у Аркадия Исааковича было множество...

Марина Райкина:

- Муж написал в своей книге «Про то, про это», что Аркадий с женой Руфью Марковной, которую близкие звали Ромма, помогали без размышлений и опаски всем знакомым, вернувшимся из лагерей. Поддержали материально джазового музыканта Эдди Рознера, актрису Зою Федорову. Аркадий Исаакович принимал на работу людей, уничтоженных властью, многим вернул возможность нормально жить и трудиться. Расскажу историю о моем друге детства, Саше Александровском, сыне бывшего посла СССР в Чехословакии. В 1952 году во время спектакля к Максу Райкину подошла билетерша и сказала, что в зале находится Саша. Его отец, дипломат С. Александровский, арестован и расстрелян как враг народа, мать была на поселении под Красноярском. Александровский-младший приехал в Москву из Сибири нелегально, чтобы узнать судьбу отца. Женщина добавила, что у Саши нет денег и он хочет кому-нибудь продать золотую брошь матери. Макс отвел парня к Руфи Марковне. Тут же выяснилось, что Саша — мой друг, и они обнялись как родные. После спектакля все вместе с сыном «врага народа» приехали к нам на съемную дачу в Быково, где уже находилась я, дочь «врага народа». Почти все лето Саша жил у нас на даче.

- В середине 80-х театр Аркадия Райкина «поселился» в Марьиной роще. Почему произошло это переселение?

Андрей Райкин:

- Театр миниатюр переехал из Ленинграда в Москву при поддержке Леонида Брежнева. Ленинградские чиновники, управлявшие тогда культурой города, создали обстановку, невыносимую для жизни театра. Дядя лежал в Кремлевской больнице в кардиологии и там договорился с товарищем из ближнего к Генсеку круга съездить в гости к Брежневу. Тогда Райкину и было обещано, что ему отдадут под «Сатирикон» здание кинотеатра «Таджикистан». Последний сезон в 1986–1987 годах Аркадий Райкин работал в своем московском театре.

- Андрей Максович, какой для вас из творческих заветов Райкина главный?

Андрей Райкин:

- Вся его жизнь и творчество — пример и образец. Это прививка настоящего мастерства, высокого искусства и лучших человеческих качеств. Театр Аркадия Райкина всегда противостоял бескультурью, невежеству, безразличию, мракобесию и самодурству. Думаю, Райкина нам всем по-прежнему не хватает...

ЦИФРА

100 лет со дня рождения Аркадия Райкина отмечали в 2011 году. К этой дате о великом артисте сняли документальный фильм.

ИГРАЛ МАСТЕРСКИ И БЕЗ РЕКВИЗИТА

На Всесоюзном конкурсе, определившем будущую судьбу артиста, Аркадий Райкин изображал Чарли Чаплина. И тогдашний мэтр эстрадного жанра Николай Смирнов Сокольский решил его испытать. Николай Павлович спрятал трость, необходимую для выступления Райкина. Аркадий обегал весь театр, и ему удалось одолжить лишь какую-то палку в гардеробе. И даже с таким убогим реквизитом его выступление имело колоссальный успех.

ПИЩА ДЛЯ ЮМОРИСТА

Михаил Жванецкий, который имел честь работать вместе с Райкиным, отзывался о нем очень тепло. Сатирик рассказывал о Райкине такую забавную историю. Оказывается, Аркадий Исаакович очень внимательно относился к своему питанию. «В ресторане в Баку он постоянно бегал на кухню — проверял, как готовят. За столом он руководил приготовлением. Когда мы с труппой садились за стол, он говорил, что можно не беспокоиться — он все проверил», — рассказывал Жванецкий.

vm.ru

Райкин — на все времена

Артистам ХХ века повезло. Появилось кино, а потом телевидение. Они и сохранили для современников и потомков образы великих, многих сделав бессмертными. Позволили не только слышать, но и видеть... Вчера исполнилось сто лет с того дня, как в Риге появился на свет ребенок по имени Аркаша. Но ощущение такое, что великий артист жив. Он часто появляется на экране и произносит тысячу раз слышанную, но каждый раз воспринимаемую по–новому фразу: «В Греции все есть!» Да, написал ее Михаил Жванецкий, но золотой эта фраза, как и сотни других, стала благодаря Аркадию Райкину.

* * *

«Он был неотразимый красавец, а на сцене изображал смешное, как нелепый комик. Мужской шарм придавал этому комизму особый вкус. Со сцены он говорил такие смелые слова, от которых многие вжимались в кресла в ожидании расправы над артистом. А вне сцены он производил впечатление тихого человека, который способен произвести шум, только топоча домашними туфлями. И, наконец, он был блестящим, успешным, хорошо оплачиваемым артистом, но при этом никогда не был балагуром, дежурным тамадой любой компании. Он не рассказывал баек, и байки не сопровождают его после смерти. Странное дело, но его энергетика — тихого гения — с годами струит печальный свет».

Марина Райкина, дочь.

* * *

«Моя первая встреча с Аркадием Райкиным произошла в 1939 году в Москве на Всесоюзном конкурсе артистов советской эстрады. Перед членами жюри, известными мастерами искусств, прошла вереница начинающих молодых эстрадников. Многие ошибочно думали, что искусство эстрады — их призвание.

Мой коллега по жюри Исаак Дунаевский все время грустно спрашивал меня: «Этот надолго?» «На год», — отвечал я. «А этот?» — «Может быть, на три года...» Вдруг на эстраду вышел худощавый с большой шапкой черных волос молодой человек. Это был Аркадий Райкин, тогда мало кому известный молодой артист. Он быстро и непринужденно исполнил три эстрадных номера. Члены жюри оживились. Зрители аплодировали артисту. И когда Дунаевский, улыбаясь, спросил меня: «Старик, а этот надолго?» — «На всю жизнь!..»

Леонид Утесов, певец.

* * *

«Это было еще до перестройки. Я поехал в Москву в Союз художников СССР. Союз находился на Гоголевском бульваре, там же и кафе, в котором собирались художники. За одним из столиков сидел Аркадий Райкин с сыном. Они пришли к Таиру Салахову, с которым Аркадий Райкин был в родстве. Я же дружил с Салаховым, мы учились в институте имени Сурикова, знали друг друга давно.

Райкин был немногословен, преимущественно молчал и слушал других. Я наблюдал за ним. Удивительно, но в жизни он выглядел точно так, как на экране телевизора...

Я попросил Константина поинтересоваться у отца, не согласится ли Аркадий Исаакович позировать мне для большого портрета. Сын Райкина сказал, что отец страшно занят, и когда у него появится свободное время — не знает...

Так я и не написал портрет великого артиста».

Май Данциг, художник.

* * *

«Я, как только первый раз увидел Аркадия Исааковича в Тбилиси, сразу понял — эстрада должна быть «шикарной», перефразируя Чехова: на эстраде в человеке все должно быть шикарно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Каждый сейчас может закрыть глаза и вспомнить Аркадия Исааковича на сцене, в кино, если кому посчастливилось — в жизни, и вы поймете, что вот этим «состоянием шика» (в самом хорошем смысле этого слова) и был всегда Райкин. Я видел, как в антракте костюмерши выжимали его рубашки, но зритель никогда не видел актерского пота великого артиста. И каждый, кто его видел на сцене, думал, что это раз плюнуть.

Однажды он процитировал мне Станислава Ежи Леца: «Только не надо путать музу легкого жанра с музой легкого поведения».

Зиновий Высоковский, артист.

* * *

«Первый инфаркт ударил Райкина вскоре после памятных гастролей в Минске. Я тогда ехал в командировку в Новосибирск и проездом посетил Райкиных в их московской квартире. Аркадий Исаакович лежал в Кремлевской больнице. Настроение у Ромы (домашнее имя жены) было соответствующее. «Ой, Алик, дорогой, вы едете в Новосибирск, скажите там, пожалуйста, всем, что Аркадий Исаакович поправляется. По Москве ползут слухи, что Райкин умер от инфаркта, и какой–то мерзавец поторопился прислать телеграмму соболезнования. Внук (сын Кати Райкиной) плачет от обиды». Позже я узнал, что инфаркт у Райкина случился в кабинете у Шауро, тогдашнего заведующего отделом культуры ЦК КПСС, вполне способного и слух пустить, и телеграмму соболезнования организовать».

Альберт Плакс, режиссер.

* * *

«Он выходил, нет, скорее, выбегал на сцену легкой походкой, откидывал красивую голову с седой прядью и начинал... Таким он остался в памяти. А каким он был за кадром?

Даже дома его крайне редко видели в пижаме, халате или, упаси боже, в спортивных трико с отвисшими коленями. Всегда в костюмах, в крайнем случае, в элегантных свитерах. Вообще, одежде придавал очень серьезное значение. Когда хорошие вещи были в дефиците и не было возможности привозить их из–за границы, Райкин шил костюмы только у лучших мастеров Москвы и Риги.

Цвета предпочитал яркие: ослепительно–белый, ярко–синий. Однажды он шел по Минску в элегантнейшем белом костюме. Навстречу — человек в зеленой шляпе. Увидев белое явление и не узнав артиста, протянул: «Вот пижон!»

Райкин, ни слова не говоря, подошел к человеку, взялся за поля шляпы и надвинул ее ему на уши.

Одежда была пунктиком Райкина.

Особых пристрастий в еде не имел. В алкоголе — тем более.

В общем, за кулисами он был скучным человеком.

Алла Коженкова, театральный художник, оформившая последний спектакль Аркадия Райкина «Мир дому твоему»: «Он был так тих, что казался немощен. Но вот он начал читать мне пьесу, и я просто сошла с ума. Он прыгал, бегал на четвереньках, как собачка, пищал. Он работал за женщин, мужчин, животных. «Где публика? — думала я. — Почему я единственный свидетель этого спектакля?»

«Мир дому твоему» — единственный спектакль Райкина, где вместо привычных кепки, дерева и лавки была декорация, детально воспроизводившая его московскую квартиру — стол, антикварный буфет, кресло, зеркала.

Именно в такой домашней декорации этого спектакля в 1987 году и хоронили Райкина».

Марина Райкина.

* * *

Райкин заставлял зрителей смеяться, хохотать, а иногда грустно улыбаться. Но не смех, а мысль и боль всегда были главными достоинствами его творчества, его оружием.

XXI век — время римейков и перепевок всего и вся. Раскрашиваются и перелицовываются фильмы, пьесы, книги, перепеваются старые песни. Но я не видел и не слышал, чтобы кто–то попытался повторить Аркадия Райкина. И это правильно.

www.sb.by

Звездная родня

Это только на первый взгляд кажется, что актеры крутят романы направо и налево. Нет, они, конечно, влюбляются, но чаще всего - в своих же коллег. И все из-за... дефицита общения. Утром - съемки, вечером - спектакли, где и когда им знакомиться да еще и назначать свидания «людям с улицы»? Актерские браки стали такой обыденностью, что, когда у Фаины Раневской спросили про одну известную актрису, за кого она вышла замуж, Раневская ответила: «За зрителя!» Это казалось исчерпывающей характеристикой. Неудивительно, что многие наши кумиры состоят друг с другом в родстве. Олег Табаков - родственник Чухраев, а Галина Волчек - покойного Зиновия Гердта. И таких примеров в киношно-театральной тусовке можно встретить сколько угодно. Зная, как велик сегодня интерес к генеалогическим древам вообще, а к актерским семьям в особенности, мы и решили начать публикацию нового сериала «Актерские династии». К слову, если вы сами составили генеалогическое древо кого-либо из наших знаменитостей, пишите нам. Мы изучим ваш вариант и, если он не погрешит против истины, опубликуем его, а автор лучшего древа получит приз! Путеводитель У Аркадия Райкина и его супруги Руфины Иоффе было двое детей - Екатерина и Константин. Если Аркадий Райкин был однолюбом, то его дети оказались более ветреными: и Константин, и Екатерина прошли через несколько браков. Первой женой Константина Райкина была Гулия Салахова, дочь того самого культового художника Таира Салахова, одного из основоположников «сурового стиля». Родная сестра Гулии, Айдан, - сейчас известная московская галеристка и художница, в свое время открыла первую в столице частную арт-галерею. Про свою вторую жену Райкин никогда ничего не рассказывает. Лишь вздыхает тяжело: развод был очень нелегким. В перерывах было увлечение красавицей Мариной Нееловой. Об этом романе говорила вся Москва, а Константин и Марина прекрасно общаются до сих пор. Третья супруга, актриса театра «Сатирикон» Елена Бутенко, как никто понимает Константина Аркадьевича. У них 15-летняя дочь Полина, которая танцует в коллективе «Тодес». Екатерина Райкина, сестра Константина, была замужем три раза. Первым ее супругом был молодой Михаил Державин, который позже также сочетался законными браками с дочерью маршала Буденного Ниной и певицей Роксаной Бабаян. Вторым мужем стал другой представитель актерской братии, незабвенный «Ипполит» - Юрий Яковлев. Дочь Юрия Яковлева Алена была замужем за Кириллом Козаковым, сыном Михаила Козакова. Сейчас Алена замужем за другим Кириллом - известным режиссером рекламных роликов Мозголевским. Кирилл Козаков живет в браке с дочерью сценариста Юрия Ряшенцева и бывшей супругой сына режиссера Шенгелая Машей Шенгелая. А у родственников Юрия Яковлева и Михаила Козакова теперь общая внучка по имени Маша. Впрочем, и сами дедушки - люди весьма любвеобильные. Михаил Козаков официально был женат четыре раза. В свою первую жену, эстонку Грету Таар, он влюбился еще в школе. Став взрослыми, Михаил и Грета поженились. От этого брака у пары двое детей - Катя и Кирилл (тот самый, женившийся на Алене Яковлевой). Потом было долгое увлечение Анастасией Вертинской, все шло к браку, но Настю «отбил» Олег Ефремов. Вторым официальным браком была женитьба на грузинке Медее. Брак довольно быстро распался, а вот со своей дочкой Мананой, живущей ныне в Тбилиси, Козаков общается по сей день. Манана, к слову, пошла по отцовским стопам и стала актрисой. Сейчас она замужем за грузинским режиссером Леваном Цуладзе, у них растет дочка Тинатин. После Медеи у Михаила Козакова началось увлечение актрисой Театра на Таганке Татьяной Иваненко, но его предупредили, что она «женщина Высоцкого». Пришлось отступиться. Самый длительный, но, увы, бездетный брак сложился у Козакова с Региной, которая живет в Америке. Сейчас Михаил Козаков в браке с Анной Ямпольской, с которой его разделяют двадцать пять лет разницы. Несмотря на это, пара чувствует себя счастливой, у них сын и дочка. По поводу многочисленных браков Михал Михалыч охотно цитирует своего любимого поэта Бродского: «Вы бабник?» - «Безусловно!» И тем не менее сам же признает, что, несмотря на любвеобильность, в юности он на всех своих пассиях предпочитал жениться. «Я человек семейный. В семье - абсолютный подкаблучник, - обронил как-то Козаков. - Все четыре мои жены - разных национальностей, а три из них - с экзотическими именами: Грета, Медея, Регина. Со мной рядом всегда были хорошие женщины, я уважаю их и дружу с ними». У Юрия Яковлева - три брака и трое детей. Жены уходили от известного актера все чаще из-за его легкомысленного характера и похождений «на сторону». Первая супруга Кира Мачульская была врачом. В то время как она была беременна дочерью Аленой, соратница по театру Екатерина Райкина, дочь Аркадия Райкина (позже ставшая женой), носила под сердцем сына Алексея. Так получилось, что у Яковлева почти одновременно родились Алена (от Киры) и Алеша (от Кати). Семейная легенда гласит, что взрослый Алексей, увидев однажды в театральном училище Алену, влюбился в нее с первого взгляда. И лишь позже узнал, что это его сестра. «Санта-Барбара» отдыхает! Нынешняя супруга Юрия Яковлева, директор музея Театра имени Вахтангова Ирина Сергеева, оказалась умной и терпимой, вместе они живут больше тридцати лет. От этого брака у Яковлева сын Антон, в недавнем прошлом актер кино и театра «Современник». Вообще все дети у Юрия Васильевича оказались небесталанными. Алена играет в Театре сатиры, Алексей в свое время играл в Театре Ермоловой, а сейчас занимается недвижимостью. Его супруга - известная оперная прима Лилия Амарфи, она солистка Театра оперетты, народная артистка России, прекрасная оперная певица. Все трое детей очень дружны между собой и уже подарили своему отцу трех внуков. Чем сейчас занимаются родственники? КОНСТАНТИН Райкин впервые за последние двенадцать лет снялся в кино. Режиссер Сергей Урсуляк уговорил актера сыграть легендарного сыщика Эркюля Пуаро в пятисерийном фильме по роману Агаты Кристи «Убийство Роджера Экройда». От всех остальных предложений Райкин постоянно отказывается - руководство театром «Сатирикон» не оставляет времени ни на что. Михаил Козаков после нескольких лет жизни в Израиле вернулся в Россию. Сейчас Михаил Козаков как раз пишет мемуары, почему он вновь в Москве. В России у актера складывается все хорошо. У него - собственный театр «Антреприза Михаила Козакова». Юрий Яковлев верен своему родному Театру имени Вахтангова. В кино сейчас не снимается и был очень возмущен, когда в Москве вывесили его фотографии из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» в качестве рекламы одной водки.

www.kp.ru

Марина Райкина

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

www.kino-teatr.ru

Тихий гений - МК

Чем отличается гений от таланта? Наверное, тем, что первый — это творец, по законам которого добровольно живут тысячи и миллионы. Но творить собственный мир могут режиссеры, художники, композиторы... А артисты? Они лишь таланты или талантища, представляющие чужие миры. Аркадий Райкин — тот редкий артист, который может смело быть причислен к гениям. Он не писал себе текстов, от которых в истерике заходилась публика, но все говорили: “Как сказал Райкин...” Не сговариваясь, считали, что и “в Греческом зале”, и “если меня прислонить к стенке”, “вкус спесфический”, “пускай все будет, но пусть чего-то не хватает” и прочее артист придумал сам. Причем артист — отпадный красавец, украсивший бы своим лицом не один голливудский шедевр. А не комедиант со смешной, комичной внешностью. Если верить Станиславскому — гении рождаются раз в сто лет. Сегодня Аркадию Райкину исполнилось бы 90.

РАЙКИН — может быть, самая загадочная звезда в нашем искусстве. Во всяком случае, он до сих пор не подходит ни под какие стандарты и как будто самим собой опровергает все, что делал. Он был неотразимый красавец, а на сцене изображал смешное, как нелепый комик. Мужской шарм придавал этому комизму особый вкус. Со сцены он говорил такие смелые слова, от которых многие вжимались в кресла в ожидании расправы над артистом. А вне сцены он производил впечатление тихого человека, который способен произвести шум, только топоча домашними туфлями. И, наконец, он был блестящим, успешным, хорошо оплачиваемым артистом, но при этом никогда не был балагуром, дежурным тамадой любой компании. Он не устанавливал дистанции с коллегами, с другими людьми, но отчего-то само собой складывалось, что был Он — и были все остальные. Он не рассказывал баек, и байки не сопровождают его после смерти. Странное дело, но его энергетика — тихого гения — с годами струит печальный свет.

СЛУХИ ПРО РАЙКИНА Имя любой легенды, согласно всем легендарным законам, было окутано слухами. Еще при жизни артиста по стране ходили слухи — один нелепее другого. Попробуем их развеять. Итак:

Слух №1

Райкин — это псевдоним. А настоящая фамилия артиста — Штипельман .

Райкин — родовая фамилия. Этот слух, распространяемый на полном серьезе, принадлежит коллеге Райкина по сатирическому цеху Аркадию Хайту, ныне покойному.

Слух №2

Райкин состоял в сионистской организации, для которой он зарабатывал деньги.

Аркадий Райкин не состоял ни в какой организации, ни в одной партии, тем более в коммунистической. В Театре миниатюр, которым он руководил, не было даже партийной организации и был всего один коммунист — артист Минкович.

Слух №3

С целью поддержки сионистской организации Аркадий Райкин переправлял в Израиль бриллианты в золотом гробу собственной матери.

Мать Аркадия Райкина — Елизавета Борисовна — скончалась в 1965 году в возрасте 87 лет и похоронена в Санкт-Петербурге, на Преображенском кладбище.

Слух №4

Вся семья Райкина, его ближайшие родственники эмигрировали в Америку, Израиль, Канаду.

Лишь одна родная сестра Аркадия Райкина — Софья Исааковна — в середине 80-х переехала на ПМЖ в США. Троюродный брат, известный отоларинголог Ленинграда Рафаил Райкин , жил в Израиле. Остальные — дети, родная сестра, семья брата, скончавшегося два года назад, продолжают жить и работать в Москве и Санкт-Петербурге.

Слух №5

Райкин имел несколько квартир, машину, огромную дачу.

Долгое время, будучи известным артистом, Аркадий Райкин жил в коммунальной квартире на Греческой улице в Ленинграде. Позднее получил четырехкомнатную квартиру на Кировском проспекте. Когда переехал в Москву, ленинградские власти квартиру отобрали, а московские дали в Благовещенском переулке. Его возила служебная машина. Дачи у него никогда не было, он снимал многие годы дачу для своей семьи.

Слух №6

Все потомки Райкина пошли по актерской линии.

Пожалуй, это единственный слух, во многом соответствующий действительности. Его собственные дети — Екатерина и Константин — стали артистами. Единственный внук Алексей Яковлев начинал как артист, но затем ушел в бизнес. Внучка Полина — учащаяся школы — танцует в ансамбле “Тодес” и пробует себя на сцене и в кино. Внучатый племянник Андрей пошел по музыкальной линии, студент консерваторского училища.Гений за сценойОн выходил, нет, скорее выбегал на сцену легкой походкой, откидывал красивую голову с седой прядью и начинал... Таким он остался в памяти. А каким он был за кадром? Об этом немного знали только самые близкие люди. Немного, потому что и для них он оставался загадкой.

Так, даже дома его крайне редко видели в пижаме, халате или, упаси боже, в спортивных трико с отвисшими коленями. Всегда в костюмах, в крайнем случае в элегантных свитерах. Вообще одежде придавал очень серьезное значение. Когда хорошие вещи были в дефиците и не было возможности привозить их из-за границы, Райкин шил костюмы только у лучших мастеров Москвы и Риги.

Цвета предпочитал яркие: ослепительно-белый, ярко-синий. Однажды он шел по Минску в элегантнейшем белом костюме. Навстречу — человек в зеленой шляпе. Увидев белое явление и не узнав артиста, протянул:

— Во пижон.

Райкин, ни слова не говоря, подошел к человеку, взялся за поля шляпы и надвинул ее ему на уши.

Одежда была пунктиком Райкина.

— Обычно перед спектаклем после второго звонка, когда мы, артисты, стояли за кулисами, к нам подходил Аркадий и желал ни пуха ни пера, — вспоминал родной брат Райкина Макс Райкин , работавший с ним много лет в театре. — Мы тоже желали ему ни пуха, и спектакль начинался. Но иногда он выкидывал фортели. Вдруг не появлялся даже после третьего звонка, мы дергались: не случилось ли что? Но неожиданно, перед тем как открывался занавес, он буквально влетал на сцену в шикарнейшем костюме. Мы шалели, и было видно, что ему этот прикол доставил удовольствие. Он проделывал это всегда — и когда ему было 30, и 40, и 50 лет. Даже тогда, когда стукнуло 75 и он тяжело болел.

Говорят, что даже за грибами Райкин отправлялся в костюме. Кирзовые сапоги и телогрейка даже в лесу, где нет публики, были явно не для него.

Грибы, пожалуй, единственная слабость Райкина, которую с большой натяжкой можно было назвать хобби. Во всяком случае, это ему доставляло удовольствие, он разбирался в грибах, любил их собирать. Когда ему однажды на гастролях на Волге, в специальном рыбном хозяйстве предложили удочку, он, постояв с ней десять минут, бросил ее со словами: “Какое скучное занятие”.

Особых пристрастий в еде не имел. В алкоголе — тем более.

В общем, за кулисами он был скучным человеком. А те из приходящих, кто наблюдал его дома, удивлялись тихости и замкнутости. Говорил тоже тихо. И преображался в привычный образ, когда читал участникам спектакля пьесу.

Алла Коженкова , театральный художник, оформившая последний спектакль Аркадия Райкина “Мир дому твоему”:

— Он был так тих, что казался немощен. Но вот он начал читать мне пьесу, и я просто сошла с ума. Он прыгал, бегал на четвереньках, как собачка, пищал. Он работал за женщин, мужчин, животных. “Где публика? — думала я. — Почему я единственный свидетель этого спектакля?”

“Мир дому твоему” — единственный спектакль Райкина, где вместо привычных кепки, дерева и лавки была декорация, детально воспроизводившая его московскую квартиру — стол, антикварный буфет, кресло, зеркала.

— Все это невозможно было сделать в мастерских — было бы видно, что подделка, и мы с Аркадием Исааковичем ездили по комиссионкам. Как только он заходил в магазин, начинался спектакль. Однажды, увидев живого Райкина, директор магазина — здоровенный дядька — остолбенел и от неожиданности сказал глупость: “Первый раз в жизни вижу вас так близко”. — “И я первый раз в жизни вижу вас так близко”, — ответил Райкин.

Именно в такой домашней декорации этого спектакля в 1987 году и хоронили Райкина.Райкину давали на чайОднажды в гостинице “Астория” Райкин с писателями Массом и Червинским обсуждали спектакль “Любовь и три апельсина”. Райкин должен был играть несколько ролей. В это время вошел официант, и хитрый Масс, известный шутник, спросил:

— Аркадий, а вы могли бы сыграть официанта?

— Конечно.

— Нет, не на сцене, а в жизни, — пошутил Масс.

— Конечно, смог бы, — пошутил Райкин.

Надел пиджак, перекинул через локоть салфетку, расчесал волосы на прямой пробор, выпустил на лоб черный чубчик и стал рассматривать себя в зеркало. Но тут его охватила неуверенность. Все молча смотрели на него, и он понял, что отступать поздно. В сопровождении настоящего официанта вошел в номер, где расхаживал здоровый человек восточного типа.

— Что будете заказывать? — обмирая, спросил Райкин.

— Простите, дорогой, но вам никто не говорил, что вы поразительно похожи на...

— Да говорили, говорили. Меня здесь все так и называют.

Человек смотрел в упор и недоверчиво:

— Но голос, голос! Скажите, дорогой, а вы сами его видели?

— Нет, на сцене не видел никогда. Нет никакой возможности.

— Обязательно посмотрите, обязательно!

Потом Райкин принес заказанный обед, и восточный человек снова завел свою песню:

— И черные волосы, и седая прядь, и голос у него такой своеобразный...

Райкин молчал как партизан. Не найдя сочувствия, лицо кавказской национальности свирепо принялось за бифштекс, и Райкин с облегчением приготовился уйти.

— Дорогой, давай рассчитаемся.

Он рассчитался, дал на чай и добавил:

— Тебе еще на два билета хватит. Обязательно пойди посмотри. Просто со стула упадешь, когда его увидишь.Артисты из горкома партииВ 1964 году театр Райкина привез в Москву новый спектакль “Плюс — минус”. Люди стояли ночами в очереди за билетами, хотя афиш в городе не было. Однако через неделю Райкину позвонил администратор Театра эстрады и сказал, что поступило распоряжение билеты на спектакль больше не продавать.

— Горком партии запретил. Я не могу их ослушаться. Вам надо срочно туда сходить, чтобы разрешили.

И Райкин, как школьник, отправился по инстанциям. Его встретили с распростертыми объятиями: “Какими судьбами, Аркадий Исаакович?” Вежливо выслушали и отправили в другой кабинет, где повторилось то же самое с той разницей, что вежливо предложили чай-кофе.

Райкин прошел ряд кабинетов, но правды не нашел. Вернулся домой, измученный опустился в кресло и, обхватив голову руками, сказал жене:

— Мы думаем, что мы с тобой артисты. Ошибочка. Вот там артисты — это настоящие артисты!Ай, молодца!В конце 50-х театр Райкина приехал в Польшу на гастроли. В Лигнице, где в штабе советской группы войск артисты должны были в шефском порядке отыграть несколько спектаклей, их поселили в здании бывшего гестапо, в котором в те годы располагалось общежитие военнослужащих. В каждой комнате было по шесть коек с суконными одеялами, сломанные стулья, шкафы. Вода шла только два раза в сутки. В грязных туалетах можно было играть только “Бурю” Шекспира. Когда один артист открыл в туалете окно, чтобы проветрить помещение, раздался крик офицера: “Закрой окно! Стрелять буду!”

Райкин был взбешен, его в таком состоянии никто не видел. Он вызвал к себе директора Григория Тихантовского, говорил с ним, как рассказывают очевидцы, на повышенных тонах. Но в конце концов потерял самообладание и дал ему в ухо. Это был первый и последний раз, когда все видели дерущегося Райкина.У Зощенко другая фамилияВ 1946 году вышло судьбоносное постановление о журналах “Звезда” и “Ленинград”, сломавших судьбы Зощенко, Ахматовой и писателя с меньшим именем — Хазина. Последний в то время написал сатирические стихи “Новые похождения Евгения Онегина”, которые Райкин взял в свою новую программу. Естественно, что после постановления ни о каком “Евгении Онегине” не могло быть и речи. Для Хазина наступили черные дни, семья жила только на скромную зарплату его жены — актрисы Театра комедии.

Тогда Райкин взял произведение Хазина и на свой страх и риск поставил его в программу под другой фамилией. Подставное лицо заключило с театром договор, получило деньги и отдало их гонимому писателю. Такой же трюк был проделан с миниатюрой Зощенко.Милиция снимает шляпуИзвестный режиссер Георгий Товстоногов ехал по Москве на автомобиле. Художница, которая его везла, нарушила правила, и гаишник приказал ей прижаться к тротуару.

— Сиди, я разберусь, — сказал режиссер и уверенной походкой направился к милиционеру.

Художница видела, как известный мастер что-то объяснял человеку со свистком, но тот был невозмутим. Тогда она подошла к милиционеру:

— Понимаете, мы спешим в театр Райкина, вот мои документы.

— Вы работаете в театре Райкина? Неужели? В самом театре? А как себя чувствует Аркадий Исаакович?

И стал подробно расспрашивать о здоровье артиста, передавать приветы с выражением любви от всей милицейской массы. Потом взял под козырек и отпустил машину. Всю дорогу Товстоногов молчал.Члены ЦК отдыхалиКогда МХАТ отмечал свой юбилей, была следующая мизансцена: артисты театра сидели на сцене и принимали поздравления с корзинами цветов от различных организаций. Знатные люди выходили, читали приветственные адреса, коллеги пели и шутили для мхатовцев. Те же, сидя, благородно взирали на подношения и капустные номера. Но когда на сцену вышел Райкин, весь МХАТ как по команде встал, как будто юбилей был не у Художественного театра, а у Райкина.

Министр культуры Екатерина Фурцева, сидевшая в зале, произнесла в шоке:

— Как же так? Когда вышел на сцену представитель ЦК, артисты слушали его сидя, а вышел Райкин, и все встали. Кто велел?

Ну как объяснить чиновнику, что “велел” — не тот глагол для любви и сердца. Его действительно любили и продолжают любить, и любовь эта особенная — благоговейная, с дистанцией и добровольной позицией снизу вверх. Так смотрят восторженно только на звезду, масштаб которой даже со временем не определим и вряд ли когда-нибудь будет измерен.

www.mk.ru


Смотрите также