Маргарита назарова биография


Маргарита Назарова

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 2

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 3

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 4
Роберт Грегори Дэвид  19.01.2019 21:17Помним, восхищаемся. > >Мария Вершинская  (Санкт-Петербург)  2.11.2018 06:15Напишу то, что Алексей(сын) говорил об этой ситуации в интервью. Он не вернулся из Франции не по своей воле. Тогда была такая ситуация в стране - цирк был никому не нужен и его животных отказались перевозить... >>Мария Вершинская  (Санкт-Петербург)  2.11.2018 05:04Потому что у неё там была собственная квартира от государства, данная ей еще во время работы в цирке. ... >>Иван Таранов  2.09.2018 14:37 ... Стоп , стоп ! ...'' даже телефон отключили за НЕУПЛАТУ ..'' ....А как нам быть с тем , что ЗАКОН одинаков для всех ? И для известной артистки и для дворника ЖЭКа ? ...При всём... >>balkon7  (Самара)  12.12.2017 01:04А почему она в последние годы жила в Нижнем Новгороде, кто нибудь знает? >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 58Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Королева тигров: Маргарита Назарова

Жизнь Маргариты Назаровой – мечта любого сценариста, даже выдумывать специально ничего не надо. Неудивительно, что история великой дрессировщицы стала сюжетом для биографического многосерийного фильма, который в 2016 году назад вышел на Первом канале.

«Пятно в биографии»

Звездой Маргарита Назарова стала благодаря мужу, - в этом уверены почти все, кто ее знал. Если бы не его статус, дальше кордебалета и «Цирка на сцене» Рита не продвинулась бы. «Еще бы, с ее-то пятном в биографии», - саркастически замечали коллеги по цеху. «Пятном» была работа в немецком кабаре в годы войны. Жестокое замечание, если учесть, что попала девушка туда не по своей воле, еще будучи несовершеннолетней – ее угнали на работы в Германию в самом начале войны, в 15-летнем возрасте. Кабак не был пределом ее мечтаний, в детстве она училась в балетной школе и мечтала стать балериной. Но 4 года войны и голод перечеркнули планы. Вернувшись на родину и разыскав в Даугавпилсе маму и сестер (отец пропал без вести в одном из боев), Рита поняла, что танцевать – единственное, что она умеет очень хорошо, и устроилась в кордебалет местного театра, директором которого тогда был Константин Константиновский. Эта встреча изменила всю ее жизнь.

Майор НКВД

Общий снимок труппы Даугавпилсского театра. Впереди сидят Евгения Пузеп, Константин Константиновский и Маргарита Назарова.

Константин Константиновский, в отличии от Риты, уже был личностью почти легендарной. До войны он возглавлял кинологическую службу Дальневосточного пограничного округа, а в военное время, будучи блестящим кинологом, занимался обучением собак-санитаров и собак-камикадзе, которые во время боя подрывали военную технику противника. Дрессура не перестала быть его страстью и после войны. К моменту знакомства с Маргаритой майор НКВД Константиновский уже был знаменит, сотрудничал с «Мосфильмом», ставя для картин сложные трюки с животными. Он-то и стал для Назаровой тем самым Пигмалионом, который вылепил из нее цирковую Галатею.

Дрессировщица поневоле

О том, что она может легко управляться с самыми опасными хищниками, Маргарита Назарова выяснила на съемках фильма «Случай в тайге» в 1952 году, где работал ее супруг, а она его сопровождала. Когда на Константиновского бросился медведь, Рита, спасая любимого, находчиво и смело переключила внимание зверя на себя при помощи… банки со сгущенкой. Медведь ушел вслед за молодой женщиной в клетку, забыв о своих кровожадных намерениях. Похожий эпизод произошел через год при работе над лентой «Опасные тропы»: на ее мужа прыгнул тигр, но Рита среагировала еще быстрее – и хищника в полете остановила мощная струя холодной воды. Девушке сразу же предложили работу в качестве дублерши главной героини в этой картине (после происшествия с тигром, актриса Макагонова наотрез отказалась рисковать своей жизнью), и Назарова блестяще исполнила опасный трюк, спасаясь от тигра на дереве, как и было положено по сценарию.  

После съемок Константиновский предлагает ей стать его ассистенткой и начинает полноценное обучение азам дрессуры. Но впечатлила Маргарита не только мужа, но и главного консультанта картины - старейшего укротителя хищников Бориса Эдера, который сразу вспомнит про Назарову, когда встанет вопрос о дублерше в «Укротительнице тигров».

«Укротительница тигров»

В 1954-м Назарова еще не знаменитость, но потенциал будущей звезды уже очевиден. Идет работа над фильмом, который принесет невероятную популярность Людмиле Касаткиной. И мало кто догадывается, что всякий раз, когда ее героиня входит в клетку к тиграм, актрису сменяет дублерша Назарова.

Эта картина во многом очень личная для Маргариты. Шикарный бархатный костюм, в котором девушка Лена выходит на манеж – это мечта Назаровой, ее идея фикс и фирменный стиль, которому она потом будет верна долгие годы. Четверка полосатых актеров – это ее личные первенцы Ахилл, Рада, Байкалочка и, конечно же, Пурш, которому даже кличку ради кино менять не стали. А еще - невероятно сложные трюки, придуманные Назаровой вместе с консультантами специально для этой картины. Нам, зрителям, избалованным компьютерными спецэффектами, трудно даже вообразить, насколько сложными были те живые съемки с хищниками и людьми. Чтобы понять уровень работы Назаровой в этой ленте, нужно еще раз внимательно пересмотреть все сцены с тиграми. Людмила Касаткина, к слову, зашла к хищникам лишь однажды, ради одного крупного плана, вышла на ватных ногах, а потом расплакалась на плече у Назаровой. Рита гладила перепуганную актрису по голове и думала о том, что, вероятно, сейчас не только Люда, но и она сама делает важный шаг на пути к собственной славе.

Цирковая выскочка

Вскоре после успеха «Укротительницы тигров» Маргарите Назаровой предложили работу в цирке с готовым аттракционом – номерами, которые уже успела подготовить со своими тиграми к съемкам в кино. Зрители восприняли дебют артистки на ура, коллеги по манежу – холодно, очень уж невиданным был зигзаг Назаровой, пришедшей в насквозь династический цирк из кино. А вот супруг Маргариты Константин Константиновский, пожалуй, впервые почувствовал укол ревности: ведь в успехе жены была большая доля его работы, но все лавры доставались только ей.

«Костя всю жизнь готовил для Маргариты аттракционы, работал с животными, страховал жену, – вспоминала после смерти Назаровой ее цирковая подруга Энгелина Рогальская. – И, хотя на манеж с хищниками выходила Маргарита, мы-то знали, что за этими прекрасными номерами стоит труд Кости. Именно его тигры воспринимали как хозяина».

Итальянская страсть

Это была красивая пара – Назарова и Константиновский. Они удивительно дополняли друг друга, и мало кто из тех, кто знал влюбленных, мог поначалу догадаться, какие страсти кипели в этом союзе. «Маргарита признавалась, что мирились они в постели», - вспоминала потом в интервью КП ее приятельница Рогальская. -  Их союз у нас называли браком по-итальянски: бурные выяснения отношений сменялись страстной любовью».

Константиновскому трудно было смириться с ролью мужа знаменитости. Бесконечные поклонники, в том числе и из «партийной ложи». Но когда он решил уйти от Назаровой и сделать собственный номер с животными, его вызвали «наверх» и настойчиво попросили «не разрушать советскую семью». На самом же деле, волновала всех не семья, а карьера Назаровой, уже провозглашенной «первой в мире женщиной – укротительницей тигров». А, как выяснилось, без Константиновского «за кадром» трюки с хищниками у Маргариты получались не так хорошо.

«Полосатый рейс»

Говорят, что фильм появился благодаря Никите Сергеевичу Хрущеву, который имел неосторожность в присутствии подчиненных и короля Эфиопии бросить про Назарову фразу: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Разумеется, помощники генсека восприняли это как руководство к действию. Сценарий, правда, никак не складывался, пока однажды не всплыла история про белых медведей на морском судне, которых нужно было перевезти с острова Врангеля в Мурманск. На полпути мишки вырвались из своих клеток и… Этот-то сюжет и стал основой для фильма, «заказанного» Никитой Сергеевичем. «Мы снимем очень смешной фильм, если останемся живы», - шутил тогда режиссер Владимир Фетин.

Все трюки в картине ставил Константиновский. В работе с животными не бывает дублей, есть «варианты». Животное не в состоянии дважды сделать одно и то же. Самым забавным из таких «вариантов» стала сцена с ванной, в которой «мылся» герой Евгения Леонова. Изначально планировалось, что в этом эпизоде его заменит Константиновский – сев спиной к камере. Но дрессировщик уперся: «Спиной – это не смешно, нужно, чтобы актер сел лицом к тигру и к камере». Леонова уговаривали несколько дней. И он согласился на один единственный дубль, при условии, что между ним и тигром поставят закаленное стекло. Однако в тот момент, когда актер намылил лицо, коварная съемочная группа убрала стекло и выпустила зверя. Тигр вальяжно подошел к ванне и ткнулся носом в актера. «Я не в кадре?» - спросил Леонов и смыл пену с глаз. Увидев перед собой тигриную морду, актер громко икнул, сполз в ванну, а затем пулей выскочил из нее, в чем мать родила. В сценарии ничего подобного не было, но кадры вышли настолько потрясающими, что съемочная группа рискнула показать их Фурцевой. «Я не ханжа, оставляйте», - с этими словами министр культуры одобрила первый в советском кино мужской стриптиз.

Эта картина стала звездным часом в карьере Маргариты Назаровой. Никогда ни до, ни после у нее не было такого невероятного успеха у публики.

За кадром красивой картинки

Какими бы дрессированными и послушными ни были тигры Назаровой, несколько раз она едва не погибла от их лап. Однажды ее опасно ранила тигрица Рада. В 1955 году, выполняя прыжок над дрессировщицей, зверь случайно сдвинул лапами сбил тумбу – траектория прыжка изменилась ровно настолько, чтобы тигрица в полете когтями скальпировала Риту. Как потом рассказывала сама Назарова, вернувшись из больницы она обнаружила сильно похудевшую Раду – как выяснилось, тигрица очень переживала случившееся и отказывалась есть до возвращения хозяйки. А в другой раз любимец Пурш ранил Маргариту в висок – когда всего-то играючи пытался снять лапой с головы хозяйки бант. Об остальных шрамах Назарова вспоминала так: «Да, конечно, всякое бывало, это же тигры, царапали часто, спасибо, что мышцы при этом не рвали – замазал зеленкой и работаешь дальше». 

Время потерь

Первым от дрессировщицы ушел Пурш. С этим бенгальским тигром она бок о бок проработала больше 10 лет, он был полноценной самостоятельной звездой и в цирке, и на экране. Маргарита любила эпатировать публику, выгуливая Пурша на поводке и катая на заднем сидении автомобиля. Пурш ни разу не напал на человека, это был исключительный тигр. А еще он главным среди ее животных. Когда в 1964 году он умер от сахарного диабета, управлять хищниками Маргарите стало намного сложнее.

Еще через 6 лет, не дожив до своего 50-летия, умер Константин Константиновский. Данные о причинах этой трагедии разнятся – то ли у Константиновского было воспаление мозга, вызванное травмой, полученной на работе, то ли онкология, но ясно одно – после плановой операции он не пришел в себя, и, пробыв несколько дней в коме, умер. Назаровой даже не дали проститься с ним – Назарова в тот момент находилась на гастролях. После смерти мужа Маргарита поняла, какую огромную роль Константиновский играл в ее карьере. Эти двое – Пурш на арене, и муж – по ту строну, фактически обеспечивали ее безопасность во время выступлений на сцене…

Точку в карьере дрессировщицы положил случай на гастролях в Пензе. Уходя со сцены, один из тигров набросился на повернувшуюся к нему спиной Маргариту. Залечивая страшные раны, врачи запретили ей выходить на арену.  Назарова не сопротивлялась: к тому моменту ей уже нечего и некого было терять.

«Мне ничего не надо»

Маргарита Назарова стала матерью незадолго до съемок в самой звездной ее картине – «Полосатый рейс», так что, первые годы жизни сына пришлись на пик популярности его матери, и, при всей любви к нему, Назарова проводила больше времени с хищниками, нежели с ребенком. Видимо, потому действительно теплых и глубоких отношений у матери с сыном не сложилось: выросший сын эмигрировал во Францию, оставив мать один на один с образовавшейся вокруг нее внезапной пустотой.

Выйдя на пенсию, Маргарита Назарова в буквальном смысле ушла в затвор. Поселившись в Нижнем Новгороде, она около 20 лет вела жизнь обычной пенсионерки, избегала интервью и съемок, бедствовала, экономила деньги и распродавала имущество. Когда ей пытались помочь, она повторяла лишь: «Мне ничего не надо». Ей было почти 79 лет, когда она умерла – до своего очередного дня рождения дрессировщица не дожила всего месяц. Тело Назаровой обнаружили милиционеры, вызванные по сигналу сердобольной соседки. Свой последний приют Маргарита Назарова нашла кладбище недалеко от Нижнего Новгорода. На надгробном камне она изображена с тигром – вероятнее всего, с любимым Пуршем, ведь только ему она доверчиво могла класть в пасть свою руку.

А на цирковой сцене сейчас царит новая Маргарита Назарова – внучка великой дрессировщицы. Девушка, правда, не рискует работать с тиграми, предпочитая кошек. Но, говорят, талант своей бабушки она, несомненно, унаследовала.

Источник фото: Getty Images, архивы пресс-служб, кадры из к-ф

www.marieclaire.ru

Маргарита Назарова

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 2

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 3

Новая комедия Павла Руминова и еще 4 отечественных фильма об отношениях отцов и дочерейThe Hollywood Film Awards — 2019Актёр очень любит природу и доверяет ейБывшая девушка Александра Петрова снова влюбленаГала-вечер LACMA Art + FilmУчастник рок-группы Linkin Park Майк Шинода о песне, записанной специально для российского фильма.Появились подробности фильма «Гипнотический».Ведьмак Генри Кавилл изо всех сил старается найти свое место в мире, где люди часто оказываются намного хуже монстров.Сергей Волчков о Павлине Паоло и песне «Луч солнца золотого».Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНовый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа Пулмана

Page 4
Роберт Грегори Дэвид  19.01.2019 21:17Помним, восхищаемся. >>Мария Вершинская  (Санкт-Петербург)  2.11.2018 06:15Напишу то, что Алексей(сын) говорил об этой ситуации в интервью. Он не вернулся из Франции не по своей воле. Тогда была такая ситуация в стране - цирк был никому не нужен и его животных отказались перевозить... >>Мария Вершинская  (Санкт-Петербург)  2.11.2018 05:04Потому что у неё там была собственная квартира от государства, данная ей еще во время работы в цирке. ... >>Иван Таранов  2.09.2018 14:37 ... Стоп , стоп ! ...'' даже телефон отключили за НЕУПЛАТУ ..'' ....А как нам быть с тем , что ЗАКОН одинаков для всех ? И для известной артистки и для дворника ЖЭКа ? ...При всём... >>balkon7  (Самара)  12.12.2017 01:04А почему она в последние годы жила в Нижнем Новгороде, кто нибудь знает? >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 58Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Главный тигр Маргариты Назаровой

фото: «Полосатый рейс», РИА Новости (Панаярский)

Рита родилась в Царском Селе под Ленинградом. Ее мама была учительницей начальных классов, а папа занимал должность в местном лесничестве. Когда девочка была совсем маленькой, отец принес домой медвежонка, который остался без матери.

Маргарита обрадовалась новому жителю и попыталась подружиться с малышом. Она даже учила дикое животное танцевать, но тот никак не хотел усваивать уроки. Когда школьные каникулы кончились, косолапого отдали в зоопарк, а девочку вернули к привычным занятиям.

В числе прочих обычных занятий у одаренной и любопытной Маргариты были языки и балетная школа. Она хорошо училась, танцевала и даже пела, покоряя непослушными кудряшками и голубыми глазами сердца взрослых. Ей прочили счастливое будущее, но в планы семьи Назаровых вмешалась война.

Папу призвали в армию, а маму с тремя дочками эвакуировали в Павловск. Именно в этом городе семью застанет фашистский отряд. Семью угнали в Германию. Немного говорившую по немецки Маргариту пристроили уборщицей в богатый дом в Гамбурге.

Если верить воспоминаниям самой актрисы, хозяева не обижали и относились к ней даже дружелюбно. Но присматривающие за Назаровой немцы скоро узнали о танцевальных навыках девушки. Теперь из прислуги она превратилась в танцовщицу кабаре, где была вынуждена выступать полуобнаженной.

На ее отца так и не придет похоронка — он вечно будет считаться без вести пропавшим, а маму с сестрами из Гамбурга, где оставили только пластичную Маргариту, угнали в Латвию. Девушка уже мысленно попрощалась с родными и была уверена, что ее пребыванию в Германии нет конца, когда в 1945 году в кабаре ворвались советские солдаты.

Желая прекратить бесконечный праздник, они стали угрожать, что немедленно расстреляют весь персонал, тогда Назарова что было сил закричала: «Ребята! Я русская!». Это ее и спасло. Пообщавшись с освободителями, будущая дрессировщица рассказала, что хочет отправиться в Латвию — к маме и сестрам. И ей действительно удалось их разыскать.

Отчаянная

РИА Новости (Трошин)

После войны семья осталась жить в Даугавпилсе. Чтобы заработать уже выросшая Маргарита решила вернуться в кабаре — танцевать она умела лучше всего. В творческой среде девушку прозвали «отчаянной балериной» — она уже тогда не страшилась вводить в свои номера сложные элементы.

Стараясь потрясти публику и побольше заработать, Назарова прыгала с высоченной вышки в воду, пыталась дрессировать домашних животных и даже придумала сложный номер с мотоциклами. Это все она делала уже на арене местного цирка, забросив кабаре.

После одного из выступлений к красивой и азартной девушке подошел высокий мужчина. Он сказал, что некоторое время наблюдал за ее работой и был потрясен смелостью и потенциалом девушки. Мужчина предложил Маргарите работать вместе. Это был дрессировщик диких животных Константин Константиновский.

Именно он откроет Назаровой новый мир — который станет смыслом ее жизни.

Тигры

РИА Новости (Лев Великжанин)

Сначала Константин позволял девушке лишь кормить хищников в его присутствии и строго наказал не походить к ним без него. Но Маргарита ослушалась Константиновского. Тайком от него она приходила к вольерам и подолгу разговаривала с животными и даже пыталась их гладить.

В итоге один из них, тигр Пурш так привык к очаровательной новенькой, что стал для нее почти ручным котиком. Впоследствии она смогла выводить его во двор на цепи, как собачку. Но другие тигры не были так благосклонны к Назаровой.

Шло время. Работая вместе, Маргарита и Константин сблизились. Сначала решили жить вместе, а потом и сочетались браком. Примечательно, что его мама была против этой взбалмошной Риты. Она не раз говорила сыну, что не одобряет его брак потому, что хочет видеть у него дома любящую его жену-хозяйку, а не «эти странные отношения».

Тем временем бесстрашная Назарова все-таки была допущена до тигров. В учебе первая в мире дрессировщица использовала не только знаменитый подход Павлова, основанный на рефлексах животного. Маргарита Петровна догадалась обратить внимание на индивидуальные особенности каждого тигра, чтобы найти к нему подход.

Ее дебют состоялся в Калуге, а на весь мир имя Маргариты Назаровой прозвучало после 6-го Всемирного фестиваля молодежи в 1957 году, для которого вместе с Константиновским они подготовили захватывающую программу «Водная феерия».

Актриса

Случай в тайге (1953)

Но прежде, чем найти себя в качестве укротительницы, эффектная девушка пробовала примерить и роль актрисы. Впервые она попросилась в массовку в кинокартине «Случай в тайге», где, после прослушивания, ее одобрили на эпизодическую роль.

А в 1954 году она уже попала в кино в качестве дублерши. Тогда актриса фильма «Опасные тропы» Лилия Юдина по сюжету должна была войти в клетку с тиграми. Но поняв всю опасность, она наотрез отказалась это сделать. Тогда на площадку вызвали еще не прославленную Маргариту Назарову.

Поразившись красоте и пластичности профессиональной дрессировщицы, киношники немедленно записали ее в число «своих» и через короткое время позвали дублировать Людмилу Касаткину в «Укротительнице тигров».

А, когда в начале 60-х Владимир Фетин захотел снимать ставшую культовой комедию «Полосатый рейс», он уже не задумывался о том, кого брать на главную роль. Так Назарова стала настоящей знаменитостью, теперь узнаваемую во всем СССР.

Звезда

Полосатый рейс (1961)

Говорят, своим статусом звезды она полностью обязана мужу. Якобы, именно он ставил сложные номера и страховал любимую супругу, именно его тигры считали своим хозяином и не смели обижать «самку вождя». А Константиновский предпочитал оставаться в тени.

Пока женщина завоевывала положение, о ее романах ходили легенды. Посмотреть на красивую и бесстрашную блондинку в цирк приходили все высокопоставленные чиновники. А она якобы слишком развязно вела себя, поднимаясь в их ложу после выступления.

Покой в семью принес только родившийся в 1960 году сын Алеша. Маргарита стала нежнее и тише, некоторое время посвятила воспитанию ребенка и уюту в семье. Но радоваться воцарившемуся миру Константину оставалось недолго. На съемках «Полосатого рейса» жена повторила судьбу своей героини — влюбилась в «старпома Олега Петровича» — актера Ивана Дмитриева.

Роман долго не продлился, но стал первым после рождения Алеши, который снова дал возможность Маргарите поверить в свои женские чары. После Дмитриева у нее завязались длительные отношения с послом, работавшим в Иране, куда укротительница ездила с гастролями.

В 1962 году, не выдержав Ритиных влюбленностей, Константин ушел из семьи и создал свой номер с тиграми, уже без участия Назаровой. Вдруг его вызывали «на ковер» и ультимативно заявили, что люди ходят «на Маргариту» и составлять ей конкуренцию не нужно. Руководство цирка почти заставило Константиновского вернуться к жене.

Это конец

В 1967 году у Константина обнаружили рак мозга. Он сам настоял на операции, хотя врачи предупреждали, что вероятность ее благоприятного исхода ничтожно мала. Через шесть дней после удаления опухли супруг самой знаменитой в стране дрессировщицы скончался.

Сплетники, наверное, правы: вся известность Назаровой, видимо, и правда опиралась на талант мужа. После его ухода звери перестали слушаться Маргариту, а ее ручной тигр Пурш к тому времени уже умер.

Она продолжала работать, но сама понимала, что без Кости ничего не получается. Итогом стараний стала трагедия: в начале 70-х, на гастролях в Костроме один из тигров повел себя неожиданным образом. Он испугался шума трибун и просто покинул манеж. А, не найдя своей привычной клетки, вернулся к Назаровой и напал на нее сзади, разодрав когтями спину.

Дрессировщица сильно не пострадала, и ее отпустили домой. Однако уже психологически она не смогла доверять хищникам. Это выступление было последним для Назаровой.

Ко всему прочему, сын Риты и Кости, Алексей, смог попасть на учебу во Францию и решил не возвращаться. Так знаменитая дрессировщица и актриса почти в одночасье оказалась забытой. Скоро она уехала из Москвы, купив скромную квартиру в Нижнем Новгороде.

В 2005 году соседка бывшей знаменитости забила тревогу: Назарова несколько дней не выходит из квартиры, на звонки не отвечает. Прибывшие сотрудники МЧС вскрыли дверь. Маргарита Петровна к тому времени уже трое суток, как была мертва.

На похороны в Нижний прилетал и Алексей. В честь легендарных родителей он назвал своих детей — сына Константином, а дочь Маргаритой. Все дети и внуки Назаровой и Константиновского продолжили династию, только выбрали для дрессировки более безопасных животных — кошек.

www.goodhouse.ru

Маргарита Назарова: настоящая история звезды Полосатого рейса

На Первом канале идет сериал о судьбе известной дрессировщицы. Насколько он близок к реальности? Ведь биография артистки до сих пор хранит много тайн.

Текст: Сергей Амроян·21 апреля 2016·

В проекте показан путь Назаровой от юношеских лет, со времен войны до момента ее ухода со сцены и жизни в затворничестве. Судьба Маргариты Назаровой действительно была насыщена событиями, в том числе и драматическими.

Когда началась война, будущей артистке не исполнилось и 15 лет. Отца забрали на фронт, Рита с мамой и ее сестрами поехали к тетке в Павловск. Там девушка попала в плен к фашистам. Об этом этапе своей биографии Назарова потом вспоминать не особенно любила. Из-за чего, возможно, и возникли слухи – мол, стала она работать на КГБ, а в плену вынужденно спала с немецкими солдатами…

– Да, Риточка была в плену, я тоже была, – говорит заслуженная артистка России Энгелина Рогальская, подруга Назаровой. – Об этом периоде жизни Назарова упоминала вскользь. Но при немецких солдатах на столах она голая не отплясывала, не надо наговаривать.

– Я видел в анонсе сериала такой эпизод: к Назаровой подходит парень и говорит: «Ты, шалава, отдавалась немцам, а со мной не хочешь», – вступает в разговор народный артист России Михаил Багдасаров, известный дрессировщик, который много лет дружил с Назаровой и ее мужем. – Такого не могло быть. Мужчины обращали на Маргариту Петровну внимание, но дальше букета цветов и поцелуя руки дело не доходило. Для чего ей делать подобную рекламу? Я единственный оставшийся в живых человек из тех, кто долгие годы работал с Маргаритой Петровной, и знаю ее лучше всех. Назарова заметила меня в бакинском цирке в 1962 году, когда ее тигры за 10 минут до начала представления вырвались из клетки, как в «Полосатом рейсе». Я был тогда еще пацаном, работал униформистом. Помог зверей загнать, представление началось… Затем расхрабрился, пришел и попросил взять меня на работу.

А КГБ под Назарову копало, это да. Когда мы гастролировали в Италии, с нами поехал какой-то мужчина. А потом на выступлениях в Украине Назарову вызвали в киевский КГБ, и этот товарищ сидел там в костюме полковника…

В центре сериала – непростая история любви Назаровой и ее супруга и коллеги Константина Константиновского. Также на экране покажут тайный роман дрессировщицы с немцем, с ним Маргарита Петровна встретилась в конце 60-х на гастролях в Италии.

В реальности Назарова и Константиновский прожили вместе около 20 лет, у них родился сын Алексей, ныне он тоже дрессировщик. Супруги любили друг друга, но, по воспоминаниям очевидцев, страсти в семье кипели.

– С Маргариткой и Константином мы с мужем познакомились на съемках «Укротительницы тигров» в Ленинграде, – рассказывает Рогальская. – Они уже были женаты. А встретились они, когда работали над фильмом «Случай в тайге». Назарова снималась в массовке, а Костя дрессировал там животных. Красивый, высокий, хорошо сложенный, он произвел впечатление на Риту. Хотя на нее смотрели многие мужчины. Режиссер «Укротительницы тигров» пытался за ней приударить, известный дрессировщик Эддер тоже. Но она их будто не замечала. Говорила: «А зачем они мне? Никогда не пойду против Кости. Он родной».

– Обычно в начале репетиций у них была тишь да гладь, Маргарита Петровна с Константином Александровичем называли друг друга мамочкой и папочкой, но потом могли сильно спорить, кричать, – вспоминает Багдасаров. – Однажды, помню, они так разругались, что Назарова вызвала скорую и объявила, что у мужа белая горячка. И Константиновского забрали в психушку! Через пару дней разобрались и выпустили. Пару раз Маргарита Петровна его и в милицию на 15 суток определяла. Но при этом они искренне любили друг друга и жить врозь не могли. Я бы назвал их союз итальянской семьей.

– Нельзя сказать, что Константиновский сделал Назарову дрессировщицей, наоборот, она ему во многом помогала, – настаивает Михаил Ашотович. – Когда на съемках «Полосатого рейса» бурый медведь выбежал из клетки и пошел на мужа, Назарова не растерялась, банкой сгущенки отвлекла зверя и заманила его в клетку. У обоих супругов были сильные характеры.

В сериале Ольга Погодина, исполнительница главной роли, повторяет трюки дрессировщицы: поднимается на качелях с тигром под купол цирка, кормит хищников изо рта, кладет голову в пасть полосатой кошки и даже плавает с животными в аттракционе под названием «Водная феерия». Пурша, любимого тигра Назаровой, играют пять зверей из цирка братьев Запашных.

– Пурш, я бы сказал, был первым ручным тигром в Советском Союзе, – говорит Багдасаров. – Родился в рижском зоопарке, мать от него отказалась, и тигренка взяла домой служащая по уходу за животными. Тут приехали на гастроли Назарова и Константиновский, к ним пришла эта женщина, рассказала про тигренка, так что им он достался ручным. А назвали его так за характерное нежное урчание «пурр-пурр». В «Полосатом рейсе» в 99% сцен снимался Пурш, остальные тигры ему чуть подыгрывали. Пурша дрессировщики водили на поводке по городам нашей страны и за границей, жили с ним в гостинице, возили в машине, ужинали в ленинградском ресторане «Астория»… Константиновский был гениальным человеком, он прекрасно понимал, что надо делать, чтобы о нем и Маргарите Петровне писали и говорили еще больше. Прогулки были великолепным рекламным трюком. После такого все билеты на их аттракцион раскупались.

Сериал затронет и драматичный период в судьбе Назаровой – уход из жизни Константиновского в 1970 году, ее отшельничество. Но смерть артистки (она ее настигла в 2005 году) зрителям не покажут.

– Конечно, Назарову надломила смерть мужа, – считает Багдасаров. – За год до этого, когда мы вернулись после гастролей в Италии, у Константина Александровича начались головокружения и обнаружили опухоль мозга, которую надо было удалять. Светило того времени профессор Думбадзе сделал Константиновскому трепанацию черепа в ленинградской клинике. Но дрессировщик скончался, сказалась еще и полученная во время войны контузия от взорванной гранаты. Плюс во время съемок «Полосатого рейса» Константин, борясь с Пуршем на корабле, раза три сильно ударился о люк.

Назарова и Константиновский на манеже

– Через несколько лет после смерти мужа Назарова замкнулось, скрылась от всех, сидела в квартире, впуская к себе только двух близких подруг, – вспоминает Багдасаров. – Пошли сплетни, дрязги… Говорили, что она сошла с ума. Но с психикой у нее было все в порядке, просто ей стало тяжело работать, рядом уже не было человека, который мог ее спасти в любую минуту. Работа дрессировщика очень опасная, каждый день ты идешь на смерть. Правую руку, которой для нее являлся Константиновский, ей оторвали. Когда его не стало, она начала меньше доверять и мне, ее левой руке, да и другим тоже. Человек просто устал, все ей надоело.

А вот Энгелина Рогальская считает: «У нее было тихое помешательство».

– Когда я встретила Риту после похорон Кости, то уже было заметно что-то странное в глазах, – говорит артистка. – Тогда в ее жизни появился джигит Мераб Гарсеванишвили, он помогал с животными, но, по слухам, хотел прибрать аттракцион Риты к рукам. Назарова решила ввести в свою программу новых животных. Но на репетиции звери буквально начали рвать друг друга в клочья. Рядом не было уже надежного Константиновского, а Мераб оказался непрофессионалом. Назарова чудом спаслась, но больше на манеж не вышла. Аттракцион передали их с Константином сыну Алексею, вернувшемуся из армии, а Рита уединилась в квартире в Нижнем Новгороде. Мы на съемках «Укротительницы тигров» подружились с Людмилой Касаткиной и хотели помочь Рите. Но когда мы к ней приехали, она нам не открыла, в итоге передали деньги женщине, которая их просунула в дверную щель. Когда я в последний раз была в Нижнем Новгороде, мне сказали, что Рита лежит в психиатрическом диспансере.

В сериале Константиновского сыграл Андрей Чернышов

– Я видел Назарову примерно за год до смерти в кабинете директора горьковского цирка, – вспоминает Багдасаров. – Зашла женщина, обмолвилась с директором парой фраз. Я поднял голову и вижу: это пожилая похудевшая Назарова. Бросился на колени, извинился, что не признал сразу. А она: «Мишенька, сиди, занимайся делом». Вместе с рядом артистов цирка я выхлопотал ей государственную пенсию президента Ельцина. Но Маргарита Петровна от нее отказалась, считала, что и обычной ей хватает. Она была гордой женщиной…

До конца этого года в цирке Нижнего Новгорода, который я сейчас возглавляю, появится монумент Назаровой, и цирк станет носить ее имя. Для этого нам нужно около 5 млн рублей. Но сделать это – мой долг, я стал дрессировщиком через семью Назаровой – Константиновского. В нашем цирке будут и музей Назаровой, и школа. А придет время, и я сниму свой фильм о Маргарите Петровне и обо всех советских дрессировщицах.

Ольга Погодина, сопродюсер и исполнительница главной роли:

— Это были неповторимая картина в моей жизни и самая дорогая мне героиня. Их отношения с Константиновским я бы назвала векторным браком. Там и измены были с обеих сторон – это не тайна, но любили они всю жизнь только друг друга.

Ольга Погодина в роли Маргариты Назаровой

— Я лично эти эмоции понимаю. Когда чувства сильны, люди могут совершать немыслимые вещи – подчас даже жестокие. Жизнь ведь сильнее вымысла. В финальных сериях у нас разворачивается большая драма. Возможно, Маргарита Петровна посмотрела бы и сказала: «А это я по-другому воспринимала». Но, к сожалению, с ней не встретиться, не в этой жизни…

Алексей Пиманов, сопродюсер:

— Вся группа была влюблена в сценарий! Конечно, это художественное кино, но мы постарались как можно бережнее восстановить всю историю – от немецкого плена и до последних дней Маргариты Петровны. Общались с ее коллегами, нашли и сына. Алексей Константиновский сейчас живет в Болгарии, у него свой передвижной цирк. В конце жизни Назарова жила затворницей. Нам кажется, чтобы никто не беспокоил, изображала некую неадекватность, продолжая «жить» мужем Константином Константиновским. Ведь про их великую любовь мы и снимали фильм. И думаем, мы нашли ответ, почему Назарова обрекла себя на такое затворничество.

www.wday.ru

НАЗАРОВА Маргарита Петровна

chtoby_pomnili[andrey_g]

Актриса цирка и кино, дрессировщица тигров

Народная артистка РСФСР (1969)

 

Маргарита Назарова родилась 26 ноября 1926 года в городе Детское Село (сейчас город Пушкин) под Ленинградом.

 

Папа Маргариты Назаровой был лесником, а мама – учительницей. В интервью Маргарита Назарова рассказывала: «Детство мое было замечательным, но все вдруг полетело в тартарары. Началась война. Мне было 15 лет. Отца взяли на фронт, а мама переехала с нами к тетке в Павловск. Там мы голодали. Никому не приведи Бог увидеть войну. Случилось однажды вот что. Гитлеровцы развили молниеносное наступление - вот-вот займут Павловск. Руководители города объявили срочную эвакуацию. Совсем мало времени дали на сборы. А я тем временем с группой взрослых пришла в соседнюю деревню узнать, можно ли выменять кое-какие вещи на картошку. Мы попали под обстрел и разбежались кто куда. Мама не уходила до последнего, все ждала моего возвращения. За ней пришел какой-то мужчина, стал торопить. Она умоляла подождать. Мужчина оттолкнул ее, взял сестер на руки и сказал: «Жить хотите? Идите за мной». Мама в полуобморочном состоянии поплелась за ними. Сестры рассказывали, что она всю дорогу голосила: «Незабудочка моя, Незабудочка». А меня фашисты взяли в плен. Поездом отправили в Гамбург. Когда прибыли к месту назначения, нас выстроили у поезда, стали считать. Подошел гитлеровский начальник. Он внимательно осмотрел нас. Потом, улыбаясь, показал пальцем на меня. Меня вывели из толпы и на отдельной машине отправили работать служанкой в богатый дом. Там хозяйка относилась ко мне очень хорошо». 

В немецкой школе Назарова изучала немецкий язык, научилась общаться с немцами, и вскоре ее хозяин сказал Маргарите, что хочет отдать ее в кабаре. Маргарита Назарова стала танцовщицей, и однажды накануне выступления она услышала на улице  автоматные очереди. Вскоре в кабаре вошли русские солдаты, которые, увидев танцовщиц,  сказали: «Никак мы к немецким шлюхам попали? Так и перестрелял бы их всех». Маргарита крикнула: «Ребята, я - русская!». Солдаты ее освободили. 

В конце лета 1945 года Маргарита вернулась в СССР, и вскоре нашла в Риге маму с сестрами, там же она узнала, что ее отец пропал без вести. Чтобы заработать на жизнь, Назарова подготовила небольшой танцевально-акробатический номер и устроилась с ним на работу в коллектив «Цирк на сцене». Там она нашла себе партнера, с которым выступала в акробатическом этюде, и постепенно стала вводить в свою программу собак и лошадей. После восьми лет работы в цирке она решила попробовать себя в роли цирковой мотогонщицы, а потом стала дрессировщицей. Это случилось во время съемок картины «Опасные тропы». Для съемок этой картины кино­студия приобрела трех уссурийских тиг­ров, которые не­задолго перед этим были выловлены в сихотэ-алиньской тайге, а четвертый - бенгальский тигр Пурш  был приобретен в Рижском зоопарке. В качестве дрессировщика студией был приглашен народный артист РСФСР Борис Эдер, а дрессировщиком-стажером был назначен Константин Константиновский. В связи с тем, что актриса, исполнявшая роль Га­лины, и спасавшаяся по сценарию от тигра на дереве, отказалась от работы с тигром, ей потребовалась дублерша, и была приглашена Маргарита Назарова.  

Под руко­водством Бориса Эдера Назарова училась общаться с тиграми. Она изучала характер и повадки каждого тигра, обучалась технике работы дрес­сировщика, и  осваивала правила ухода за зверями. Когда Назарова впервые приблизи­лась к Пуршу в клетке, тигр вни­мательно наблюдал за каждым ее движе­нием, но не проявлял никаких признаков агрессивности. «Погладьте его», - предложил Эдер. Маргарита Назарова  коснулась бока тигра. Видя, что Пурш принял ласку, решила повторить ее. Но как только ее рука снова коснулась тигра, тот бросился на нее. Между На­заровой и тигром оказался Эдер, который наказал Пурша, и Назарова сно­ва подошла к тигру, который в этот раз  отнесся к ней более терпимо. Так началась дружба между Пуршем и его хозяйкой.

 

После завершения съемок «Опасных троп», Назарова приняла участие в поста­новке  фильма «Укротительница тигров», в котором дублировала ­актрису Людмилу Касаткину. В процессе подготовки и проведения съемок Назарова все бо­лее находила понимание с тиграми, и после успеш­ного окончания съемок с этой группой зверей и дрессировщиков был подготовлен новый аттракцион по сценарию, предложенному Борисом Эдером. Назарова стала дрессировщицей, а Константиновский - тренером группы, и вскоре - мужем Маргариты Назаровой. За короткое время их имена стали известны не только в СССР, но и за его пределами.

В основе системы дрессировки и по­строения аттракциона Назаровой лежало творческое освоение приемов советской школы дрессировки животных, исполь­зующей учение  физиолога Павлова о высшей нервной деятель­ности, и его методику воспитания у живот­ного временных связей — условных реф­лексов. Работая с крупными хищниками, Назарова учитывала особенности характера зверей. Например, однажды Назарова заметила, что тигр по кличке Ахилл стал на представлениях непослушным, в то время, как на репетициях до­бросовестно выполнял свои обя­занности. Назарова решила, что у Ахилла образовалась сложная временная связь, обусловленная тем, что на репе­тиции при его непослушании дрессиров­щица любыми средствами заставляет его быть послушным, а на представлении она всячески старается избежать конфликта. И Ахилл «сообразил» — при работе в присутствии зрителей можно побезобразничать, а на репетиции, во избежание неприятностей, безобразничать не сле­дует... Оставлять такую временную связь у зверя было нельзя, так как она могла привести к серьезным последствиям. Назарова по­просила цирковых артистов и обслужива­ющий персонал прийти на репетицию и изображать публику, а оркестр - дать обычное музыкальное сопровождение. На репетиции был включен полный свет, как на представлении, и Назарова работала в обычном для представления костюме. «Зрители» аплодировали, а Константиновский сидел на своем обычном месте — у прохода в первом ряду. Ахилл  почувствовал себя на пред­ставлении и перестал слушаться дресси­ровщицу. Тигр тут же был наказан, и с того момента Ахилл вел себя одинаково и на репетициях и на представлениях.

 

Система дрессировки тигров, которой придерживалась Маргарита Назарова, от­личалась рядом интересных осо­бенностей. Назарова не тре­бовала от своих питомцев постоянного си­дения на тумбах, и они могли свободно перемеща­ться по клетке во время пауз, необходимых дрессировщику для переста­новки реквизита. Но как только реквизит подготовлен и начинается очередной трюк — тигры дисциплинированно зани­мали свои места. Это придавало всему номе­ру атмосферу непринужденности. Но добиться этого было не­легко, и еще труднее было обеспечить безопасность дрессировщика. Она часто зависела от мелочей. Как-то Марга­рита Назарова перед представлением не­достаточно тщательно вымыла руки, они сохранили запах духов, и одна из тигриц чуть было не сорвала выполнение трюка. А однажды на репети­ции во время гастролей в Новосибирске летом 1966 года во время отработки прыжка тигрицы Рады над головой Маргариты Назаровой тум­ба, с которой Рада прыгала, под напором задних лап тигрицы сдвину­лась. Это понизило траекторию полета Рады в прыжке, и тигрица ненамеренно задела задней лапой голову дрессировщи­цы, сорвав с нее кожу вместе с волосами.  

Тигр по кличке Пурш со временем стал любимчиком дрессировщицы. Она часто сама выгуливала его на поводке, катала в машине и водила в кафе. Назарова не боялась брать тигра с собой в город, и однажды он встретил вместе с хозяйкой Новый 1963 год в ресторане гостиницы «Астория». Съев пять килограммов говядины, яичницу из двух десятков яиц, и запив все это двумя литрами свежего молока, он наблюдал, как веселится компания. А однажды сбежал время гастролей в Киеве. Тигр заглянул в буфет,  найденный по запаху сосисок, и испугав буфетчицу, проглотил 31 колбаску, сломал буфетную стойку и отправился на поиски гримерки своей хозяйки. В конечном итоге Назарова нашла тигра на своем диване. Однажды досталось от Пурша и самой Назаровой. Чтобы скрыть шрам на голове от когтей Рады, артистка сменила прическу и перехватила волосы бантом. Пурш посчитал его лишним и попытался сорвать. Назарова увернулась, но получила тяжелую травму - разрыв височной артерии.

 

Назарова выезжала с Пуршем в тайгу, где тигр на свободе играл со своей хозяйкой. Так же они побывали на острове на Оби в Новосибирске, где Назарова обнаружила любовь тигра к воде. Позже один из номеров, подготовленных Назаровой и Константиновским, так и назывался - «Тигры в воде». Номер готовился в течение года. Сначала дрессировщики вывезли одного тигра на пароходе на Волгу, и наблюдали - как реагирует зверь на воду. Потом то же самое стали делать в бассейне, и увеличили количество тигров. Маргарита Назарова рассказывала: «В воду запускали пять тигров. Это очень красивое зрелище. Они плавали, прыгали в воде, играли друг с другом. Я плавала вместе с ними. Основные трюки выполняла с тигром Пуршем. Мы подходили с Пуршем к бассейну, он снимал с меня туфли, брал зубами за руку и вел к воде. На репетициях Пурш любил надо мной подшутить. Подбежит ко мне и хвать лапой за горло, хитренько так смотрит в глаза и начинает давить. В такие минуты я старалась приблизиться к тигриной морде и потереться об нее носом. Пурш убегал. Или в бассейне подплывет ко мне, положит лапу на мою голову и давай топить. Держит под водой несколько секунд, потом отпускает. Я в своих питомцев верила. Испугалась только два раза. Первый случай был в Москве. Мы выступали в Старом цирке. Моя ассистентка Вера Попова очень любила животных, хорошо за ними ухаживала. Она старалась почаще выгуливать их в вольере. И случилось так, что кто-то открыл дверь в вольер. Мы глянули - тигров нет. Мы побежали на хозяйственный двор цирка - пусто. Выбежали на улицу, а тигры уже входят в кинотеатр, расположенный рядом с цирком. Там полно зрителей. Суматоха началась. Подоспели мы с Верой вовремя. Или однажды тоже был случай. Мы плыли в Австралию на гастроли. Начался шторм. И вот во время жуткой качки подбежал к моей ассистентке взволнованный негр. Ничего по-русски сказать не может. Только кричит: «Тайга, тайга». И показывает в сторону кормы. Пошла моя Вера. А там тигричка Байкал ходит. Весь шторм мы у нее дежурили. Два дня тигрица на корме была. Потом загнали ее в клетку. Французы, которые наблюдали за нашей работой, хотели угостить нас шампанским. Мы от шампанского отказались, запросили мороженого. Нам принесли мороженое и бутылку коньяка с запиской «Коньяк для тигров». Еще один тревожный момент был у меня в Казани. Во время представления, когда меня с тигром и львом подняли над ареной на качелях, вдруг испортилась лебедка. И я с хищниками 15 минут качалась над ареной. Тигр не выдержал и спрыгнул с большой высоты, а лев лежал спокойно. Качели вручную спустили. У меня был такой стресс, что попала в больницу. Я испугалась за зверя, который с такой высоты сиганул. Испугалась за зрителей, которые сидели под нами. Звери есть звери. И в ногу когти запускали, и в ягодицы. Спасибо, что мышцы не раздирали. Йодом помажешься и опять за работу». 

В Маргариту Назарову часто влюблялись мужчины. В интервью она рассказывала: «Особенно влюблялись мои партнеры по цирковым номерам. Когда я гастролировала по СССР, то практически в каждом городе был артист местного цирка, который выступал в моем аттракционе. Константиновский не всегда ездил со мной. Он много работал в кино как режиссер-дрессировщик, за границей нередко бывал. Все мои партнеры предлагали мне руку и сердце, хотели стать моими мужьями. Но я отвечала: «Зачем бросать семью? Можно дружить и так».

 

Когда в 1960 году в Москву с дружеским визитом прибыл король Эфиопии Хайле Селассие II, генеральный секретарь КПСС Никита Хрущев пригласил гостя в цирк  посмотреть выступление Назаровой. После программы ее вызвали в ложу к партийным деятелям, и Назарова взяла с собой маленьких тигрят. Хрущев сказал: «Такие героические женщины есть только в Советском Союзе. О них кино нужно снимать!» Помощники Хрущева восприняли эти слова как приказ к действию. К выполнению заказа подключились лучшие драматурги. В предлагаемых сценариях были разные варианты развития событий. Был совхоз-миллионер, организовавший у себя зоопарк, где трудилась героиня Назаровой. Так же Маргарите Назаровой предлагали роль работницы фабрики, покорившей в будущем опасных хищников. Еще она была зоотехником и милиционером. Но совершенно случайно авторам фильма стала известна история о путешествии белых медведей на морском судне, которых отловили на острове Врангеля и направили в Мурманск. Когда до порта оставалось менее половины пути, звери вырвались из клеток и громили на теплоходе все, что им попадалось по пути. Морякам потребовался целый час, чтобы водворить беглецов на место. Об этом происшествии директору «Ленфильма» рассказал начинающий писатель Виктор Конецкий, и вскоре началась работа над сценарием именно по этому сюжету. Только вместо медведей в качестве главных героев фигурировали тигры. К написанию отдельных сцен подключился кинорежиссер Алексей Каплер, отсидевший в лагерях десять лет за роман со Светланой Аллилуевой - дочерью Сталина и женившейся потом на поэтессе Юлии Друниной. Назаровой идея будущей картины понравилась, и она с удовольствием согласилась в ней сниматься. 

Приступая к работе над этой комедией, режиссер Владимир Фетин шутил: «Постараемся сделать веселый интересный фильм, если останемся живы...» Трагизм шутки заключался в том, что незадолго до съемок «Полосатого рейса» западногерманский журнал сообщил об обстоятельствах трагической гибели дрессировщика Иоахима Барранка, который снимался в фильме «Голиаф и великаны». Режиссер попросил его: «Не кормите львов два дня, и они рассвирепеют. Если сцена удастся, вы получите восемь тысяч марок». Дрессировщик львов последовал указаниям режиссера, и вошел в клетку к голодным львам, которые бросились на него. Ударом лапы один из львов свалил дрессировщика, второй укусил за руку, которой дрессировщик прикрывал горло. Истекая кровью, дрессировщик звал на помощь, но съемка продолжалась. Узнав об этом случае, актер Евгений Леонов спросил: «А наших-то кормить будут?» - его успокаивали: «Будут-будут. У нас и инженер по технике безопасности будет работать. Михаил Стопкин зовут. Его слово - закон для дрессировщиков и кинематографистов». – «Стопкин», - задумчиво произнес Леонов. 

Маргарита Назарова рассказывала: «Перед съемками я очень волновалась, но мои сомнения были чисто актерские. Как дрессировщица я не опасалась, что тигры будут плохо «играть». Но мне приходилось туго. Дублей в этом фильме не было, а были варианты. Зверь не может дважды повторить задание. Приходилось мгновенно реагировать на неожиданные повороты. Тигр Пурш вел себя как заправский артист. Остальные звери внесли немало коррективов. Почти все трюки мы делали в то время, когда животных на судне не было. Артист Смирнов месяц ходил вокруг клеток с тиграми, кормил их. И все для того, чтобы снять один эпизод, где он тащит тигра за хвост. На самом деле он только дотронулся до кончика хвоста. Очень боялся хищников Леонов. Вместо него намыленным в ванне должен был сидеть Константиновский. Но сидеть спиной к тигру дрессировщик отказался. «Спиной - это не интересно и не смешно», - убеждал он режиссера Фетина. – «Нужно сидеть лицом к тигру. Поговорите с Леоновым». – «Что вы», - режиссер безнадежно махнул рукой. – «Леонов поклялся всеми святыми, что он не циркач и не трюкач и ни за что не сядет в ванну, если рядом будет тигр». Константиновский сам полчаса уговаривал Леонова. Он гарантировал ему полную безопасность. Костя поклялся, что ляжет на пол между ванной и тигром. И Леонов согласился только на один дубль. Артист сел в ванну. Когда намылил лицо, Костя подал знак впустить в декорацию тигра. Вошел Пурш, все замерли. Тигр подошел к тумбочке, потом к ванне и неожиданно ткнулся носом в руку Леонова. «Я не в кадре?» - спросил Леонов. «Да, чуть подвинься влево», - ответил Фетин. Камера работала, все сняли. Когда Леонов стал промывать водой глаза, он увидел уставившуюся морду тигра. И, дико икнув, очень естественно нырнул на дно». 

Нужно отметить, что изначально этой сцены в сценарии не было. Ее придумал режиссер Владимир Фетин. Леонов наотрез отказался подходить к хищнику, и согласился лишь после того, когда для сцены специально изготовили бронированное стекло, которое должно было отделять актера от зверя. Когда во время съемки Леонов намылился, пена полностью покрыла его голову, и артист ничего не видел. В этот момент режиссер-дрессировщик Константин Константиновский убрал стекло, а Назарова впустила Пурша, который подбежал к ванне и начал обнюхивать моющегося Леонова. Тигр ткнул актера мордой в плечо и громко чихнул. Евгений Павлович, услышав шум, спросил режиссера: «Я что - не в кадре?!» А когда протер глаза, то увидел перед собой тигра. Артист тут же спрятался под водой, а Пурш попытался достать его лапой. Леонов выскочил из ванны, голый бросился к выходу и вскоре оказался в рубке. Пурш не погнался за Евгением Павловичем, хотя любой другой тигр в таких случаях преследовал бы человека. Эту сцену потом пришлось согласовывать с министром культуры СССР Екатериной Фурцевой. Она заявила: «Я - не ханжа». А Леонов позднее, отойдя от шока и обиды на Константиновского и Фетина, сказал: «Ну, вы, мужики, и даете!» В советском кино это был первый мужской стриптиз. Сам Евгений Павлович не раз рассказывал об этом эпизоде на творческих вечерах.

 

Тигров, шаривших лапами в воде, снимали тогда, когда Леонова в ванной не было. Остальные трюки с тиграми выполняла Маргарита Назарова вместе со своими ассистентами. Только с корабля в море она прыгала не сама, а была вызвана спортсменка. А в воде с хищниками плавала сама дрессировщица. Единственная съемка зверей на суше, куда они вышли «группой в полосатых купальниках», тоже едва не закончилась трагедией. Одна из тигриц перепрыгнула через ограждение и оказалась на настоящем одесском пляже - Аркадии. Среди отдыхающих началась паника, но ситуацию спасла осветитель Тоня Иванова, которая бросилась навстречу зверю и ударила его по носу брезентовой рукавицей. Тигрица от неожиданности повернула обратно. Позже Василий Лановой назвал эпизод, в котором он принял тигров за пловцов в полосатых купальниках, своей любимой ролью, потому что в ней некогда было ошибаться. Актер в это время просто отдыхал в Одессе, и его уговорили сняться в эпизоде  за пятьдесят рублей – большая сумма по тем временам. 

По словам Маргариты Назаровой, еще одна настоящая драма разыгралась в последние дни съемок легендарного фильма. Для съемок в картине в Одесском зоопарке был куплен лев по кличке Вася, на счету которого к тому времени было участие в несколько фильмах. Назарову лев сначала не принял, но вскоре они подружились, и Маргарита Петровна могла делать с ним все, что угодно. Но с тиграми Вася не сошелся, и все сцены с Васей пришлось снимать отдельно от тигров. Не переносил Вася и актеров. Поэтому для съемок эпизода со спящим львом, якобы наевшимся люминала, Васю убили из-за того, что лев не хотел есть снотворное, и при приближении актеров всегда на них бросался. После этого случая Маргарита Назарпова несколько дней плакала, наотрез отказывалась работать и чуть не сорвала съемки последних эпизодов картины. Но, несмотря на этот случай, позже Маргарита Назарова очень любила смотреть по телевизору «Полосатый рейс». Она рассказывала: «Смотрю и на своего Пурша, налюбоваться не могу. Он же после съемок «Полосатого рейса» вскоре умер. Заболел, а меня рядом не было. Ветврач назначил лекарство, от него еще хуже зверю стало. Через два часа умер».

 

Случилось несчастье и с супругом Маргариты Назаровой. Однажды тигрица Юлька запустила ему когти в голову, и тут же их убрала. Таким образом она просто играла, запустив когти в голову дрессировщика. Однако после этого случая у Константиновского  начался воспалительный процесс мозга. Врачи сделали ему операцию, но она прошло неудачно, и спустя семь дней Константин Константиновский  умер. Ему было всего 52 года. В это время Маргарита Назарова была на гастролях в Свердловске, и администрация цирка не отпустила ее на операцию к мужу. Назарова очень тяжело перенесла эти смерти, и переживания привели к тому, что она попала в больницу, и оказалась на контроле в психдиспансере. Но после полутора лет лечения Назарова нашла в себе силы вернуться в цирк. 

После смерти Константиновского Назарова повторно вышла замуж. В интервью она рассказывала: «Вышла через два года. За грузина, тоже артиста цирка, он занимался джигитовкой. Мираб был моложе меня на 15 лет. Но он оказался очень жадным. Поэтому я с ним быстро рассталась». 

Во время выступления в Пензе, ставшего последним в карьере Назаровой, один из тигров испугался и убежал со сцены. Его должны были поймать за кулисами и задержать в клетке помощники дрессировщицы, но они не успели захлопнуть клетку, и хищник вернулся обратно к стоящей спиной к нему дрессировщице. Тигр схватил Назарову когтями, подмял под себя и перепрыгнул через женщину. Назарова попала в больницу,  и вскоре врачи запретили ей работать с хищниками. Маргарита Петровна передала свой номер сыну Алексею, который спустя некоторое время стал жить за границей. 

Во время работы в цирке Маргарита Назарова получила трехкомнатную квартиру в Нижнем Новгороде. Она стояла на очереди в московском цирковом главке, но сама просила поселить ее в Нижнем Новгороде, где жила в обычном панельном доме недалеко от цирка, напротив здания Нижегородской ярмарки. Вот как описывали позже журналисты быт Маргариты Назаровой после выхода на пенсию: «Огромный панельный дом на улице Совнаркомовской, поднимаемся на четвертый этаж. Звонок не работает, стучим в дверь. Навстречу выходит элегантная старушка. Выцветшие обои. Старый черно-белый  телевизор «Рекорд». Старинная арабская мебель - стол и тумбочки покрыты мятыми полинявшими скатертями. О днях золотых напоминает только фарфоровая композиция «Тигры», подаренная артистке в Италии. И еще - обычное шерстяное одеяло, на котором тоже нарисован тигр. Одеяло висит вместо ковра над диваном. В кресле сидят три огромные (много раз стиранные) мягкие игрушки, подаренные когда-то поклонниками. Многие дорогие вещи артистка давно распродала, пенсии (сейчас она составляет 400 рублей) не хватает, чтобы прожить. Весь быт Маргариты Петровны Назаровой говорит о нелегком житье-бытье одинокой пенсионерки. Нищета... На столе - старые-престарые кастрюли. «А чайник у меня развалился совсем, - говорит Маргарита Петровна, - так что чайком вас не угощу. Сейчас коплю потихонечку деньги. К лету куплю себе симпатичный чайник». Мы поинтересовались, как она питается? И узнали, что ее дневной рацион включает одну сосиску, 50 граммов сыра, хлеб и чай. Она очень любит салаты, но позволить себе такой роскоши не может. Яблоки ест только летом и осенью. Любит сладости. Как получит пенсию - покупает себе небольшую шоколадку. Назарова не в состоянии сама следить за квартирой. Она - больной человек. Ее постоянно мучают жуткие головные боли. Врачи считают, что болезнь - последствие травм и сильного стресса, который Маргарита Петровна пережила в связи с преждевременной кончиной мужа. Надо отдать должное нижегородским органам социальной защиты, они стремятся помочь Назаровой, чем могут. Присылают к празднику подарки со сладостями. Ежемесячно приносят небольшую материальную помощь». 

«Это была не квартира - монастырь, - рассказывали соседи Назаровой. - Маргариту Петровну звали пожить в гостинице цирка, чтобы хоть на время вырваться из нищеты. Но она всегда гордо качала головой: «Мне ничего не надо!»  

После рассказа в прессе о бедственном положении бывшей дрессировщицы президент Борис Ельцин за особые заслуги перед Российской Федерацией установил Маргарите  Назаровой дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение, и она стала получать 750 рублей в месяц, что не очень повлияло на ее бедственное положение. 

Маргарита Назарова скончалась 25 октября 2005 года в Нижнем Новгороде в своей нижегородской квартире. О смерти актрисы стало известно лишь 27 октября 2005 года, после того, как милиция вскрыла дверь ее квартиры. Соседка Назаровой обратила внимание, что она уже несколько дней не выходит из дома. Милиционеры вскрыли квартиру и обнаружили Назарову без признаков жизни. 

Маргарита Назарова была похоронена на Нагорном кладбище в Кстовском районе Нижегородской области, близ села Федяково за счет мэрии Нижнего Новгорода.

 

О Маргарите Назаровой был снят документальный фильм.

Использованные материалы: 

Текст статьи «Блеск и нищета укротительницы тигров», журнал «Фактор»Текст статьи «Маргарита Назарова дрессировщица тигров», автор Б.ГершковичТекст статьи «Маргарита Назарова: жизнь цвета тигровой шкуры», автор Ю.Троицкая Материалы сайта «Википедия»Материалы сайта www.kp.ruМатериалы сайта www.president.org.uaМатериалы сайта www.tvcenter.ru

 

26 ноября 1926 года – 25 октября 2005 года

chtoby-pomnili.livejournal.com


Смотрите также