Марецкая биография личная жизнь


Роман длиною в жизнь... Ростислав Плятт и Вера Марецкая

Опубликовано пользователем сайта

Вера Марецкая и Ростислав Плятт. Народные артисты СССР. Герои СоцТруда. У них еще множеств наград и премий, перечислять не имеет смысла, моя статья не об этом. Всю жизнь проработали вместе в театре Моссовета. Они его создатели.

Ростислава Яновича не приняли в студию МХАТ, кто-то из студийцев его знакомит с Юрий Александровичем Завадским. На всю жизнь он станет его учителем и другом. Завадский являлся учеником Вахтангова, красивый, умный, высокий мужчина. Эстет. Человек серебряного века.

Завадский знакомит Ростислава со своей второй женой — актрисой Верой Марецкой. Вера Петровна была  беременна. Это была первая встреча, которая перевернула жизнь Ростиславу Яновичу. Плятт мог любоваться ею часами. Красавица, игривая кошка и фурия, всегда разная… Иногда ему казалось, что и Вера смотрит на него как-то не так, как на всех. Но нет! Ничего нет и не может произойти.

Это была середина 30-х готов прошлого века. Москва.

Начинаются закрывать театры, студии…

Студию Завадского отправляют в Ростов, якобы укреплять культуру в регионе.  На самом деле как говорила Ф.Раневская, чтобы спасти Веру. Дело в том, что у В.П. родные братья занимали по тем временам расстрелянные должности. Старший брат главредактор Правды, а младший историк и журналист «Московского комсомольца». Они поддерживали Бухаринцев. В общем в одночасье, Вера Петровна потеряла братьев и стала сестрой врагов народа. Такие были времена. Ростислав Плятт к тому времени женился  на актрисе. Нина Бутова,  была склонна к эскападам, шумным выяснениям отношений. Она была в молодости хороша собой рыжекудрая, но с годами тяжелый характер изменил ее лицо, придав ему выражение капризности. Она не умела хозяйничать, купленный молодыми холодильник вечно был пуст, что Плятта не смущало в театральном буфете отлично кормили! Он не отказывал ей ни в чем, не ссорился из-за ее прихотей, они даже по своему любили друг друга. Чувства к Марецкой, впрочем, никуда не девались.

А вот брак Марецкой и Завадского треснул! 4 года всего жили  вместе. У них родился сын Евгений, в честь Вахтангова. Брак закончился, но дружба осталась на всю жизнь…

После Марецкой, Завадский ушел к Галине Улановой.  После развода Вера стала многодетной мамой. Она усыновила родного племянника, сына старшего брата и вышла второй раз замуж и родила дочку, от актера  из студии Завадского. Пока она работала в театре и кино, ее муж сидел с детьми, у него были золотые руки, он всё делал по дому…

Идет во всю война, муж Веры отправляется на фронт. В тот же день, когда была  премьера фильма «Она защищает Родину» приходит похоронка. Муж погиб под Орлом. Вера остается одна с тремя детьми. Родную сестру Татьяну Марецкую отправляют в Сибирь-ссылка, на всякий случай т.к. братья были врагами народа. Ее отпустят из тюрьмы благодаря сестре, через 2 года. Но до 60-х ей нельзя будет жить в Москве.

Плятт во время войны работал на радио в Москве. А Вера Петровна была в эвакуации в Алмате вместе с остальными киношниками.  Она приходила в себя, когда слышала по радио его голос. Это означало, что налет кончился  и началась очередная вечерняя передача: Плятт всегда читал  в этот час антифашисткую публицистику.  Спокойный родной голос,  потом не раз  еще помогал ей овладеть собой: у  нее даже выработался рефлекс: если Славик читает – становится легче дышать.

Ю.А. Завадский становится главным режиссером театра Моссовета, а Марецкая В.П. становится главной его актрисой. Ее уже знает весь СССР, у нее уже звания и награды…Именно благодаря Марецкой появилось здание театра Моссовета.

Говорят поклонников было много у нее, а кто-то даже говорит, что женщина она была любвеобильной. Вот и Станислав Садальский недавно рассказал, что первой его любовью и женщиной была Вера Марецкая…

Плятт и Марецкая начинают покорят театральную Москву. На них идут в театр.  Они выступают вместе на радио, на капустниках…

Когда их чувство переросло в нечто большее, не знает никто. Они тщательно пытались скрывать свой роман, но вся театральная столица о нем знала. Трудно было не догадаться…Везде вместе. Даже гримерка одна на двоих. Жена Ростислава Плятта переходит в театр Моссовета, муж ей не пробивает никаких ролей, она просто актриса массовки. Она естественно узнает о романе мужа. Плятт пытался уйти несколько раз из-дому, но  жена угрожала покончить с собой и это были не пустые слова.

В Плятте Вера нашла идеального партнера, с такой же страстью к лицедейству, жаждой импровизации, с таким же чувством смешного и прекрасного. Один из первых учеников Завадского, он свыше двадцати лет был с ней рядом- даже в эвакуации, куда отказался поехать, но постоянно напоминал о себе выступлениями по радио. Для всех в театре Плятт вошел в жизнь Марецкой как-то незаметно, но для них самих была некая «точка отсчета»: какой-то 60-й спектакль «Госпожи министерши», сыгранный уже после того, как она вернулась из творческого отпуска, предоставленного ей в связи со съемками фильма «Сельская учительница». Спектакль шел уже второй сезон, публика принимала его с восторгом, актеры чувствовали себя свободно и раскованно, все понемногу импровизировали и озорничали.  А больше всех – Марецкая с Пляттом. Свою сцену каждый раз они играли по-разному.

— Мне на каждом представлении надо хоть одно местечко сыграть по-новому, не так, как в прошлые разы,- сказала как-то она ему. –Иначе у меня роль вянет, сохнет, дохнет, я ее чувствовать перестаю, разлюбляю…

— Что верно, то верно, — отозвался он. – Я уже давно себе говорю: с ней все время надо быть начеку, в напряжении. Ведь если она свою реплику иначе скажет, то и отвечать нужно иначе. Она- с сюрпризами. Вчера чуть усмехнулась, сегодня почти расхохоталась, вчера сказала с ленцой, сегодня- с подковырочкой. Благодаря этим сюрпризам, по-моему, наши спектакли и сохраняют свежесть.

— Мои сюрпризы!- фыркнула она. – А сам такое творит, зазеваешься – и пропала, навек в дурах оставит!

Он улыбнулся:

— Это я о тебе забочусь, чтобы ты не дай бог не соскучилась, чтобы у тебя роль не завяла.

Никому он больше так не улыбался – заботливо и бережно. Иногда она нарочно подпускала  какое-нибудь соленое словцо, но его улыбка от этого не менялась.

Завадский любил и уважал Марецкую до последних своих дней. Очень оберегал ее. Конечно он знал о их романе и очень злился, когда на связь не выходили ни Марецкая ни Плятт. Они могли на месяц снять номер в гостинице. Уезжали вместе на творческие вечера, отдыхали вместе в санаториях и работали тоже вместе. Готовили роли у нее дома, а вечерами гуляли по Тверской. Иногда приходили в дом Актера посидеть послушать анекдоты, выпить. Когда поклонники Веры Петровны пытались ее проводить домой, тут же вставал из-за стола Плятт со своим практически 2-х метровым ростом и поклонники сразу стихали.

В 1971 году Вере Петровне ставят страшный диагноз-рак головного мозга. Операции и химии ей продлят жизнь на 7 лет. Именно столько она будет бороться…ни разу никому не пожалуется ни в театре ни дома. Она не умела жаловаться. В 1975 году будут снимать на пленку спектакль «Странная Миссис Сэвидж» в заборе в больнице будет дыра, она будет врачам говорить, что пошла гулять, а в это время к дыре в заборе будет подъезжать машина из театра…так будет снят этот спектакль. Последний раз она выйдет на сцену в январе 1976 года именно в этом спектакле. За кулисами будут плакать Плятт и Завадский. Все всё знают. Все прощаются.

В марте 1977 года умирает Ю.А. Завадский. Говорят, после того как не стало Завадского, Плятт собрал вещи и ушел к Марецкой и сделал ей предложение. Но она сказала: «Поздно Славик»

В июне 1978 года не станет жены Плятта, она скончается от сердечного приступа. А в августе не станет и самой Веры Петровны. Проститься с ней придут тысячи поклонников, с ней будет прощаться Страна, Москва и ОН.

Когда гроб с телом стоял в церкви, к нему подошел Славик, как называла его Вера Петровна. Нагнувшись к ней он разрыдался, он прощался с той, которую всю жизнь любил. На панихиде были только близкие люди. Ростислав Плятт скажет: «ты всегда была сильнее меня, а уходишь первая!»

Через год Плятт жениться на жене своего друга. Разница в возрасте между ними будет 20 лет.

Евгений Ст:)в: «пришел в гримерку к себе слышу Ростислав Янович зовет. Говорит Женя, вы видели вчера по телевизору показывали «Члена правительства»? Правда Вера Петровна хороша?! И у него покатились слезы из глаз.»

Виталий Вульф: «гуляли по парку с Пляттом, говорили о кино, театре и вдруг Ростислав Янович начал рассказывать о Вере Петровне…»

Она так и осталась в его сердце…

Однажды в интервью Валентина Талызина скажет, что Вера Петровна хитрая женщина. Держала двух мужиков на коротком повадке. Так они вместе и ходили по высоким кабинетам. Завадский-режиссер и бывший муж, В.П. и Плятт, тот который любил ее всю жизнь.

Славик уйдет к Вере  в 1989 году.

Никто в театре и за его пределами их не осуждал, никто не шушукался, даже острая на язык Фаина Раневская молчала. Их все любили и уважали.

Нам же осталось смотреть их фильмы и слушать их ГОЛОСА.

Во время съемок фильма «Легкая жизнь» с участием Плятта и Марецкой сбегался весь Мосфильм. Говорят это была сплошная импровизация, но к сожалению многое было вырезано.

Последнее появление Веры Марецкой в театре. Как всегда за спиной Ростислав Плятт

Ну и конечно же ГОЛОСА Марецкой и Плятта

Последний спектакль с Верой Марецкой

www.spletnik.ru

Как сложилась судьба Веры Марецкой

«Вот стою я перед вами, простая русская баба» — это слова из монолога Александры Соколовой, которую блистательно сыграла Вера Марецкая. «Живучая!» — говорит про себя героиня фильма «Член правительства». То же самое можно сказать и о самой актрисе. Ей не раз приходилось биться не только за себя, но и за своих родных. Но ни разу Марецкая не дала слабину и ни от кого не открестилась.

Блестящая карьера и измена супруга

Вера Марецкая появилась на свет в 1906 году в подмосковной Барвихе. Отец девочки заведовал буфетом при цирке, поэтому Вера частенько бывала на представлениях. Уже тогда в ее душе зародилась мечта о театральной сцене. Но родители были настроены иначе. Они рассчитывали на то, что дочь выберет более серьезную профессию. Вера расстраивать их не хотела, а потому отлично сдав все экзамены на философский факультет, одновременно, но уже тайно, поступила в школу-студию при театре Евгения Вахтангова. Потом, конечно, все открылось, но, во-первых, было уже поздно, а, во-вторых, девушке сопутствовал успех на актерском поприще. Едва закончив обучение в студии, Марецкая уже блистала на экране. К тому же ладилась у молодой актрисы и личная жизнь. Она вышла замуж за Юрия Завадского, который до этого брака являлся педагогом Марецкой, а после — руководил театром, в котором работала его супруга. У молодоженов родился сын, которого назвали в честь Вахтангова Евгением. Но счастье оказалось недолгим. Завадский увлекся известной балериной Галиной Улановой и ушел от Марецкой, оставив ту в одиночестве с маленьким ребенком на руках. Но надо отдать должное Завадскому, он навсегда сохранил теплые дружеские отношения с бывшей женой.

Враги народа

Между тем Марецкая продолжала играть на сцене и в кино. Она пользовалась популярностью у публики, получала поощрения, награды и звания от властей. Последнее вызывает тем большее удивление, чем больше узнаешь о судьбах близких для актрисы людей. Так оба родных брата Веры Петровны Дмитрий и Григорий в 1930-е годы, когда в стране бушевали самые жуткие репрессии, оказались за решеткой. Марецкая отправляла им передачки, но ничем помочь так и не смогла. Мужчин расстреляли.

Почти то же самое случилось и с сестрой Веры Таней. Актриса хлопотала за нее, отсылала в лагерь вещи и продукты. Марецкая надеялась на то, что, в отличие от братьев, Татьяну она все-таки когда-нибудь увидит. И это действительно случилось. Но только через долгих 20 лет, когда на дворе уже были 60-е.

Ни от одного из своих близких Вера Мерецкая не отказалась, хотя и жестоко рисковала оказаться в опале с ярлыком родственницы «врагов народа».

Недолгое счастье

Удивительно, но, несмотря на такое «антисоветское» окружение из осужденных братьев и сестры, саму актрису беды обошли стороной. Говорят, все благодаря киноленте «Член правительства», которую посмотрел Сталин и прямо-таки восхитился игрой Марецкой. В 1935 году Вера Петровна получила звание заслуженной артистки РСФСР, в 1940-м — была награждена орденом «Знак почета». А потом началась война.

К тому моменту Вера Петровна вступила во второй брак. Ее избранником стал Георгий Троицкий, тоже актер. Правда, он был не так известен, как Завадский, но зато стал заботливым и внимательным мужем. На свет появилась дочка, которую родители назвали Марией. Однако отец не увидел, как растет его Маша. Он ушел на фронт и погиб в 1943 году.

Страшный диагноз

Мария Троицкая повзрослела и тоже вышла замуж. Через некоторое время зять Марецкой покончил с собой. Маша так переживала смерть супруга, что ее психика дала трещину, и молодая женщина оказалась в неврологической лечебнице.

Вера Петровна была в отчаянии. А тут еще ее начали мучить головные боли. Насилу близким удалось уговорить актрису показаться врачу. Диагноз оказался неутешительным — рак мозга.

Марецкая умерла в 1978-м. Почти до последних дней она мужественно выходила на сцену.

Ее дочь Мария оправилась от удара и сейчас проживает в США.

Видео дня. Как охрана расстреляла «Железную леди Индии»

weekend.rambler.ru

Вера Марецкая и Ростислав Плятт: несостоявшийся роман

Вера Марецкая и Ростислав Плятт и на театральной сцене и на экране часто играли супружескую пару. Они играли любовь, скандалы, обиды и снова любовь. Они были настолько убедительны, что зрители подозревали, что видят нечто большее, чем актерскую игру.

Еще с юности Вера Марецкая любила своего наставника, режиссера Юрия Завадского. Она впоследствии вышла за него замуж и родила сына. Однако супруг был натурой увлекающейся, что буквально сводило Марецкую с ума. Единственным ее утешением была работа. Спектакли с участием актрисы пользовались огромным успехом у публики. А неверный муж восхищался талантом Марецкой.

Все изменилось, когда в театр пришел начинающий актер Ростислав Плятт. Он без памяти влюбился в Марецкую. Чтобы там ни говорили, сложно представить, что актриса была совсем уж равнодушна к влюбленному в нее Плятту. Он был неимоверно талантливым, и при этом добродушным и заводным. Он часто на спор выделывал разные несуразицы, к примеру, как-то искупался голым в Москва реке напротив последней башни Кремля.

Марецкая оказывала Плятту явные знаки внимания, при этом расставаться с супругом вовсе не собиралась. Плятт вскоре решил, что с этой двусмысленной ситуацией нужно заканчивать. Он сделал предложение актрисе Нине Бутовой, и вскоре они поженились.

Нина была очень душевной и жалостливой женщиной. Она часто подбирала на улице животных, стараясь отогреть, накормить и выходить. По иронии судьбы, как только у Плятта появилась семья, Марецкая семьи лишилась. Ее муж, Юрий Завадский ушел к балерине Галине Улановой, однако, теперь уже Плятт не хотел разрушать свою семью. Марецкая, недолго думая, вышла замуж за актера Георгия Троицкого. Через год она родила дочь и вскоре стала вдовой. В 1943 году Троицкий погиб на фронте.

По сути, Марецкая и Плятт оказались в исходной ситуации. Один был свободен, другой – связан семейными узами. Вся эта ситуация развивалась под крылом все того же Завадского. И поделать с этим ничего было нельзя – Завадский возглавлял театр Моссовета, где служили и Марецкая, и Плятт.

В какой-то момент Плятт понял, что хочет быть только с Марецкой. Он собрал нехитрые пожитки и ушел от жены. Нина была раздавлена, она рыдала, а вот Марецкая была обескуражена. Да, на сцене они часто изображали любовь, но жизнь – это совсем другое, а вдруг все пойдет не так? Она сказала Плятту, что слишком поздно что-либо начинать и Плятт вернулся к жене.

Запутанный узел этих отношений разрубила смерть. В 1977 году умер Завадский, вслед за ним, в 1978 году скончалась Марецкая, а спустя несколько месяцев не стало и жены Плятта, Нины. После этого Плятт проживет еще 11 лет и снова женится. Его супругой станет Людмила Маратова – молодая преподавательница ГИТИСа.

Также смотрите:

Жаров и Целиковская: а была ли любовь?

zen.yandex.ru

Вера Завадская, она же Марецкая. Нелёгкая жизнь актрисы

— Голубушка, будьте чуть смелее. Что вы собираетесь читать? — голос Вахтангова гулко прозвучал в полупустом зале небольшой студии. — «Пир во время чумы»? Что ж, начинайте.

Невысокая, скромно одетая девушка с то и дело выбивающимися из-под косынки прядями волос вышла на середину зала и задорно начала декламировать Пушкина. Во время чтения стихов ноги и руки поступающей против ее воли выделывали какие-то то ли акробатические, то ли клоунские движения.

— Откуда эта забавная девчонка? — повернулся Вахтангов к сидящему рядом с ним молодому красивому человеку. — Случаем не циркачка?

Вера Марецкая в фильме «Дом на Трубной» (1928). Фото: Commons.wikimedia.org

— Вы почти угадали, Евгений Багратионович. Мариц... Мареуц... А-а, Марецкая, вот... Вера Петровна... действительно подрабатывала в цирке. Только не на манеже, а в буфете. Помогала отцу торговать конфетами.

— Я думаю, из нее может получиться хорошая актриса. И ты, Юрочка, поможешь Вере Петровне ею стать.

На лице Юрия Завадского, любимого ученика Вахтангова, единственного из студийцев, кому режиссер позволил присутствовать на вступительных экзаменах, появилась счастливая улыбка. Даже если бы и не поручение учителя, молоденькую девушку, мечтающую о сцене, он бы без внимания не оставил...

Вера и Юрочка

О своей первой встрече с Завадским Вера Петровна вспоминать не любила. Почему, она и сама не знала. Может, из-за того, что Юрочка в тот момент видел ее беспомощность? Куда приятнее были воспоминания об их свадьбе. Впрочем, произошедшее в тот день сложно назвать свадьбой — они зашли в загс в арбатском переулке по дороге в театр и тихо, без цветов и шампанского зарегистрировались. У нее даже ни одной свадебной фотографии нет. Единственное напоминание о судьбоносном событии — запись в трудовой книжке: «Завадская Вера Петровна».

Это была их с Юрочкой тайна: о том, что Вера поменяла фамилию, в театре так никто и не узнал. Для миллионов поклонников она навсегда осталась Марецкой...

Режиссер театра имени Моссовета Народный артист СССР Юрий Завадский. Фото: РИА Новости/ Михаил Озерский

Тишину больничного утра («Надо же, за окном совсем рассвело, а я опять так и не уснула.») нарушил скрип открывающейся двери в палату.

— Доброе утро, Вера Петровна. Как вы себя чувствуете? Нормально? Ну и хорошо. Скоро принесу завтрак. Что? Какие записки? Нет, вам никто ничего не передавал.

Ну да, правильно. От кого она еще надеется получить послание, если Юрочки больше нет? Странная все-таки вещь — судьба. Странная и страшная. Всю жизнь они были рядом — Завадский и его актриса, «Хозяйка», как ее называли в театре, — и в молодости, и в пору славы, и в самом конце, когда даже их палаты располагались на соседних этажах Кунцевской больницы. Была среди пациентов Кунцевской и другая знаменитая актриса из их с Юрочкой театра, ее вечная соперница — Любовь Петровна Орлова. Но о ней Вера Петровна в последние дни предпочитала не вспоминать. Тем более что и Орлова демонстративно делала вид, что не знакома с Марецкой.

Ну что ж, это театр. Ей ведь передавали, что говорила Орлова о спектакле «Странная миссис Сэвидж», в который Марецкая ввелась вместо нее: «Не могу смотреть на эту домработницу!» И это о ней! Откуда только у людей берется такая злость? Может, Любовь Петровна обиделась, что у нее забрали роль? Ну так с кем не бывает? Это же театр, и незачем при людях говорить о коллеге, пусть и нелюбимой (можно подумать, Орлову кто-то обожает), всякие гадости...

Кадр из фильма «Член правительства» (режиссер Иосиф Хейфиц). Фото: РИА Новости

Все будет хорошо?

Дверь в палату снова открылась. На большом подносе медсестра внесла завтрак — манную кашу, белый хлеб («Сколько раз можно повторять, что мучное она не ест?»), масло и кофе.

— Вера Петровна, приятного аппетита! Вы непременно должны позавтракать. Вот увидите, все будет хорошо. Вы обязательно поправитесь.

Советская российская актриса театра и кино Вера Петровна Марецкая с дочкой въезжают в новую квартиру. 1947 год. Фото: РИА Новости

Ага, поправится. Первый раз ей об этом сказали в 69-м, когда она попала в больницу с диагнозом «мастопатия». Опухоль была злокачественной. Но после пятичасовой операции врачи успокоили, что все будет нормально. Успели. И первое время действительно все вроде бы было хорошо. Но в 73-м, садясь в машину, она сильно ударилась головой. Появилась шишка, которая стала расти. И страшно болела! Во время одной из репетиций боль стала такой невыносимой, что она потеряла сознание и упала в обморок. Это был, пожалуй, второй случай, когда Юрочка видел ее беспомощной. «Теперь у тебя в театре есть падшая женщина», — придя в себя, улыбнулась она, глядя ему в глаза.

Врачи и тогда пообещали, что ничего страшного больше не произойдет. Пообещали и... фактически поселили в больнице — месяц разрешали выходить на сцену, а потом месяц держали в палате. Потом снова на месяц отпускали играть и вновь клали в больницу. И при этом все время говорили, что она поправляется, поправляется, поправляется...

Юрочку тоже успокаивали, и он тоже поначалу верил. И она вместе с ним верила. Пока... Пока, почти как сегодня, не скрипнула дверь палаты и профессор, старась не смотреть ей в глаза, сообщил, что Юрий Александрович Завадский скончался. Первой о его смерти почему-то сообщили ей, хотя мужем и женой они не были уже больше сорока лет. Хотя что за глупое «почему-то»?! Разве могло быть как-то иначе?

Вся ее жизнь была связана с Завадским, его именем, его спектаклями, его радостями и его проблемами. Он требовал ее к себе (где бы она ни была) даже тогда, когда у него просто болела голова. Ей потом передавали, что Раневская, приходя в театр, передразнивает «Ве-Пе»: «Ребенку требуется мамочка!»

Странная вещь — судьба. Странная и страшная. Первый раз она подумала об этом в 37-м, когда стало известно об аресте и расстреле двух ее братьев — Мити и Гриши. Первый работал в «Правде», второй — в «Комсомолке», оба — ученики Бухарина. Как она умоляла лубянских начальников дать ей хотя бы возможность повидать братьев! Куда там! Единственное, что позволили, — усыновить Шурку, племянника. Сын с дочерью нормально приняли нового брата.

Другой раз свою несправедливость судьба продемонстрировала ей в сорок первом. Только-только закончились съемки фильма «Она защищает Родину». После первого показа, на котором были все свои, ни один человек не сказал ей ни одного доброго слова. Все почему-то смотрели мимо. «Неужели я завалила роль?» — терзалась всю ночь Марецкая. Все выяснилось утром следующего дня: за час до премьеры на студию пришла похоронка. Погиб ее второй муж — Георгий Троицкий, Троша.

Кадр из фильма «Мать». Фото: РИА Новости

«...живучая»

Единственным близким человеком остался Юрий Завадский. Помогал с продуктами, с одеждой для детей, советовал, как лучше хлопотать за младшую сестру. Танюшу арестовали после того, как на экраны вышел фильм «Член правительства». Но успех Марецкой-старшей не помог. Тюремное начальство заметило лишь фильм «Она защищает Родину». После премьеры Татьяну вызвал начальник тюрьмы: «Так вы и есть сестра Марецкой? А что, очень похожи... Идите».

Да, вот такая вот жизнь. Сейчас опять придут врачи и начнутся ужасные про цедуры. Зачем? Конец-то все равно один, и она знает, что он не за горами. Как бы ей хотелось всегда в жизни говорить только одну реплику ее королевы Анны из «Стакана воды»: «Я так хочу, я так приказываю, я королева». И все препятствия и проблемы после этого отступали бы. Но все, как всегда, происходит наоборот. И девизом ее, отнюдь не королевской, как думали многие, жизни, оставались слова другой хрестоматийной героини: «Вот стою я перед вами, простая русская баба, мужем битая, попами пуганая, врагами стреляная — живучая»...

aif.ru

Марецкая Вера Петровна - КТО ЕСТЬ КТО: биографии и автобиографии, мемуары, воспоминания, досье звезд, актеров, писателей, знаменитостей, режиссеров, политиков, известных людей

31.07.1906, деревня Барвиха, Московская область - 17.08.1978, Москва

Герой Социалистического труда (1976)Четырежды лауреат Сталинской премии (1941, 1943, 1947, 1951)Кавалер двух орденов Трудового Красного ЗнамениКавалер двух орденов «Знак Почета»Кавалер ордена Ленина

Кавалер золотой медали «Серп и молот»

Вера Марецкая родилась в 1906 году в подмосковной Барвихе. Ее родители к миру искусства никакого отношения не имели. Хотя нет, некая связь все же существовала. Глава семейства Марецких, Петр Григорьевич, с 1912 года арендовал буфет в цирке Никитиных. После революции он остался работать там же на должности продавца. Дети (Вера, ее сестра и два брата) регулярно помогали отцу. Особенно нравилось бывать в цирке Вере. Работать приходилось в основном в антракте, а все остальное время можно было стоять за кулисами и смотреть представление. Вера закрывала глаза и видела себя то бесстрашной наездницей, то грациозной воздушной гимнасткой…

Родители же были другого мнения о будущем своей дочери. Им хотелось дать детям серьезное образование. По настоянию родителей Вера сдала вступительные экзамены на философский факультет Московского университета. Но мир искусства продолжал пленить ее воображение. В тайне от отца она подала документы сразу в три театральных студии. Прошла в две и выбрала школу-студию при театре имени Вахтангова, поскольку Е.Б. Вахтангов был учеником К.С. Станиславского. С философией было покончено.

В 1924 году Вера Марецкая окончила Школу-студию. Как раз в это время Юрий Завадский, в то время еще актер студии Вахтангова, решил основать собственную театральную студию. Марецкая поддержала Юрия Александровича, став одной из первых его актрис.

В студии (а позднее театре Юрия Завадского) молодая Марецкая начала с возрастных характерных ролей. Она с блеском перевоплощалась в различных смешных старух, среди которых особо запомнились мадам Соковнина, забавная степенная тетка из первого публичного спектакля студии «Простая вещь» (1927) и шепелявая толстуха фрау Шнютхен из комедии «Компас».

Темперамент Марецкой, ее чувство юмора, безудержная фантазия сказались и на ее дальнейшем репертуаре. В спектакле «Нырятин» она весело сыграла бойкую беспризорницу Степку, в «Волках и овцах» на выразительном контрасте ложной скромности и алчности «подала» свою лицемерку Глафиру. Одной из лучших работ Веры Марецкой в довоенный период была роль проститутки Бетти Дорланж в «Школе неплательщиков» Вернейля. Рассказывают, что когда актриса подходила к авансцене и произносила в зал: «Господа, совершенно не с кем жить», - зал просто лежал.

Тем временем отношения между Марецкой и Завадским развивались странным образом. Именно он открыл Марецкую как актрису, стал для нее настоящим учителем. Вскоре творческие отношения переросли в личные. Марецкая вышла замуж за любимого мастера, родила ему сына, но их брак оказался недолгим. Когда их сыну Жене исполнилось четыре года, Завадский влюбился в молодую, блистательную Галину Уланову и ушел из семьи.

Казалось бы, после этого Марецкой оставалось в ответ покинуть театр. Недостатков в предложениях не было. Талантливую актрису хотели видеть у себя многие режиссеры, но… Вера Петровна осталась и проработала с бывшим мужем всю жизнь, продолжая оставаться одной из ведущих актрис его театра.

Несмотря на успехи в театре настоящее всенародное признание Вере Марецкой как актрисе принес кинематограф. Дебютировала на экране Марецкая в 19-летнем возрасте, сыграв небольшую роль в идеологической драме Якова Протазанова «Его призыв». В том же 1925 году Протазанов вновь привлек актрису к съемкам. В его комедии «Закройщик из Торжка» (где в главной роли снялся блистательный Игорь Ильинский) Марецкая сыграла работницу Катю.

Образ трогательной простушки Кати понравился и запомнился зрителям. А партнер Марецкой по фильму Игорь Ильинский так отозвался о ее работе: «Простота, наивность, естественность без наигрыша составляли главное очарование Марецкой».

Одно за другим стали поступать предложения от режиссеров. В период с 1927 по 1930 год она сыграла роли в фильмах: «Земля в плену» (проститутка), «Живой труп» (дамочка), «Два-Бульди-Два» (секретарь ревкома), «Стыдно сказать» (Софочка). Яркую характерность и настоящий лиризм актриса продемонстрировала в роли скромной деревенской девушки Параши в сатирической комедии Бориса Барнета «Дом на Трубной».

После столь бурного начала Вера Марецкая стала реже сниматься в кино. Сказалась ее занятость в театре. Следующая заметная роль ею была сыграна уже в 1935 году. В историко-социальной драме «Любовь и ненависть», рассказывающей о событиях 1919 года, Марецкая предстала в образе бойкой шахтерки Веры, подбившей женщин принять бой против белых. Тема становления женского характера, продемонстрированная актрисой в фильме, с этого момента стала определяющей в ее дальнейшем кинотворчестве.

Как можно заметить, практически все картины, в которых доводилось сниматься Вере Марецкой, были насквозь пронизаны коммунистической идеологией. Что поделать, такое было время. Однако в этих фальшивых, идейных лентах ей удавалось создавать настоящие, живые образы простых русских баб, наделенные непридуманной искренностью. Такими, например, были ее Варя Постникова в фильме «Поколение победителей» (1936) и Александра Соколова в картине «Член правительства» (1939).

Драма режиссеров Александра Зархи и Иосифа Хейфица «Член правительства» была создана все в том же духе соцреализма, но… «Но это неважно, - говорит историк театра, телеведущий и литератор Виталий Вульф, - когда видишь стоящую на трибуне Марецкую-крестьянку, произносящую речь. Это можно смотреть бесконечно, потому что за ее героиней мудрость и жизнь народная». Именно эта роль принесла Марецкой широкое, всенародное признание.

Всенародное признание, благосклонность официальных властей. Казалось бы, о чем еще можно было мечтать? Мало кто знал, что за всем этим в жизни Веры Марецкой скрывалась страшная трагедия. Ее братья Дмитрий и Григорий, окончившие Институт красной профессуры, были партийными деятелями, близкими к Бухарину. Это и погубило их. В 30-е годы один за другим они были арестованы и расстреляны.

На второй день после начала Великой Отечественной войны пропала младшая сестра Марецкой Татьяна. После того, как Вера Павловна обзвонила сначала знакомых, затем больницы и морги, она, наконец, догадалась обратиться в соответствующие органы. Опасения подтвердились…

Вера Марецкая всячески пыталась вытащить сестру из тюрьмы, но никакая популярность здесь значения не имела. Безжалостная сталинская машина работала безукоризненно. Татьяна вышла из тюрьмы спустя два года и вплоть до 60-х была лишена возможности проживания в столице.

Что же касается личной жизни, то после ухода Завадского, Вера Марецкая вышла замуж за довольно посредственного актера Георгия Троицкого. В этом браке у нее родилась дочь Маша. Троицкий, или как его называла Вера Петровна Троша, в творческую жизнь жены не вмешивался, занимаясь в основном устройством быта и уходом за дочкой.

Творческие вопросы Вера Марецкая по-прежнему решала с Завадским. В 1940 году на базе его театра-студии был организован Театр им. Моссовета. Завадский стал в нем главным режиссером, а Марецкая по-прежнему оставалась одной из его прим.

Лучшие работы актрисы, как в театре, так и в кино, пришлись на 40-е годы. Первой ролью на сцене театра Моссовета для Веры Петровны стала Мирандолина в пьесе К. Гольдони «Трактирщица». Героиня Марецкой сразу же понравилась зрителям своим жизнелюбием. Благодаря этому качеству именно эта пьеса в годы войны вызывала неизменный успех у фронтовиков.

В Театре им. Моссовета Марецкой доводилось играть роли самого разного плана. Вера Петровна с одинаковым успехом появлялась в образе нежной и робкой Машеньки («Машенька»), напористой и лихой кавалерист-девицы Дуровой («Надежда Дурова»), пышущей здоровьем крестьянки Розетты («Любовью не шутят»), или актрисы Кручининой («Без вины виноватые»). За роль Надежды Дуровой Вера Марецкая была в 1942 году удостоена Сталинской премии.

В годы войны Театр им. Моссовета по решению правительства эвакуировали в Алма-Ату. Там, помимо работы на сцене, актриса продолжила съемки в кино. В 1943 году она сыграла одну из лучших своих ролей – партизанку Прасковью Лукьянову в драме Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину» (впоследствии актриса за эту роль получила вторую Сталинскую премию). Премьерный показ картины был прерван трагическим известием – под Орлом погиб ее муж Марецкой Георгий Троицкий (он ушел добровольцем на фронт еще в начале войны). Больше Вера Петровна замуж не выходила…

В кино Марецкая снималась чаще всего в главных ролях, однако порой случались и эпизоды. Причем эти работы запоминались не меньше, чем главные. Чего только стоит ее акушерка Змеюкина в знаменитой комедии Исидора Анненского «Свадьба» (1944). «Когда вы смотрите фильм «Свадьба», где Марецкая фантастически и завораживающе исполняет роль Змеюкиной, невозможно не восхищаться, - говорит Виталий Вульф. - Капризная, обворожительная и обольстительная!» И эта замечательная картина снималась в годы войны в одной-единственной комнате в Лиховом переулке!

Сразу же после войны на экраны вышла еще одна картина с участием Веры Марецкой – драма Марка Донского «Сельская учительница». Фильм охватывал период с кануна Первой мировой войны, когда героиня Марецкой, выпускница гимназии Варвара Васильевна, отправляется в глухую деревню, и до окончания второй мировой. Перед зрителями прошла фактически вся жизнь сельской учительницы – от молодой девушки, до пожилой женщины. Такое сыграть под силу только актрисам, обладающим огромным талантом!

Сама Вера Петровна отмечала: «Необычайно человечный и поэтический сценарий Марии Смирновой давал прекрасный материал для создания чистого, нежного, типичного для русской действительности образа женщины с ее готовностью к самопожертвованию, отказу от жизненных благ ради благородного, большого дела». Эта работа актрисы вновь была отмечена Сталинской премией.

В 50-е – 60-е годы Вера Марецкая снималась в кино крайне редко. Среди ее работ можно отметить главную роль в картине «Мать» по одноименному роману Максима Горького, взбалмошную тетушку в комедии «Легкая жизнь» и восьмидесятилетнюю бабушку Варвару Антоновну в драме «Ночной звонок» (это была последняя работа актрисы в кино).

Зато в Театре Моссовета Вера Марецкая играла много самых разных ролей: Маргарет Чалмерс («Кража», 1954), Леди («Орфей спускается в ад»), директор фабрики Капитолина Солнцева («Рассвет над Москвой», 1950) и другие. За последнюю Вера Петровна была в четвертый раз удостоена Сталинской премии.

Люди, хорошо знавшие Марецкую, отмечали, что Вера Петровна безумно любила театр и работала с полной самоотверженностью. Георгий Бахтаров, которому посчастливилось играть вместе с Марецкой в пьесе «Враги» вспоминает: «Вера Петровна к работе относилась истово, не щадила ни себя, ни меня. Только отыграем сцену из «Врагов», садимся в машину, чтобы ехать на следующий концерт, она говорит: «Давайте текст повторять». Пытаюсь отнекиваться: «Вера Петровна, мы же только что с вами отыграли, знаем всё назубок. Зачем нам повторять?» - «Ах вы, лентяй эдакий, нет, давайте повторять!» И мы прямо в машине начинали репетировать».

Для Юрия Завадского Вера Марецкая всегда оставалась актрисой номер один. Однако в театре были еще две великие актрисы: Фаина Раневская и Любовь Орлова. И режиссеру нередко приходилось лавировать между этими тремя глыбами, обладавшими, кстати, непростыми характерами. В 70-е годы все это вылилось в страшный конфликт. Но об этом чуть ниже…

В 60-е годы Театр им. Моссовета купался в лучах славы. Вера Марецкая была уже не просто популярна, ее с полным основанием относили к звездам кино и театра первой величины. Гастроли по Советскому Союзу, поездки с театром в Румынию, Болгарию, Югославию, Францию. Участие в театральном фестивале в Эдинбурге… Активная общественная деятельность Марецкой была отмечена грамотой Всемирного совета мира.

Все хорошо складывалось и в семейной жизни. Дочь Маша удачно вышла замуж за очаровательного мужчину, молодого ученого Дмитрия. И вдруг… Несколько лет счастливой жизни были перечеркнуты внезапной смертью Дмитрия, - он повесился. Маша, потрясенная этим известием, попала в неврологическую клинику.

Марецкая - сильный человек. Она с головой уходит в работу, несмотря на постоянные головные боли. Юрий Завадский и Ростислав Плятт (с которым Марецкую связывала давняя дружба) буквально силой заставляют Веру Петровну обследоваться. В больнице ее ждет страшный диагноз – рак головного мозга.

Как раз в это время Завадский ставил на сцене театра прекрасный грустно-смешной спектакль «Странная миссис Сэвидж». Главную роль в нем исполняла Фаина Раневская. К тому времени великую актрису тоже стало подводить здоровье, и Фаина Григорьевна стала уговаривать режиссера освободить ее.

Завадский пошел навстречу и отдал роль ее сопернице Любови Орловой, чем вызвал необыкновенный гнев Раневской. Орлова сыграла миссис Сэвидж очень по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы. Однако вскоре эта история получила новое продолжение.

После диагноза Марецкой Юрий Завадский решил ввести ее на роль миссис Сэвидж. Дать ей последний шанс. Однако и для Любови Орловой эта роль была последним шансом. Последовал взрыв. Не зная о болезни Марецкой, Орлова стала требовать вернуть ее в спектакль, угрожая дойти до самых «верхов».

Тем временем Вера Петровна, измученная химиотерапиями, буквально на зубах вытаскивала эту роль. На одном из спектаклей Марецкая расплакалась, ее партнер (в театре уже знали про рак) Константин Михайлов поклонился ниже обычного. Зал тоже плакал. Они прощались друг с другом. За кулисами плакал Завадский…

Затем была вторая операция, короткое возвращение на сцену и снова больница. Вскоре в ту же Кунцевкую больницу попала и Любовь Орлова. Они лежали в разных палатах. Марецкая периодически писала ей записки, но обиженная Орлова не отвечала.

26 января 1975 года Любовь Орлова скончалась. Марецкая нашла в себе силы пойти на панихиду. Она долго стояла у гроба, а затем, говорят, тихо произнесла: «И тут она первая...»

Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но - не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», - шутя говорила потом.

Измученная болезнью, Марецкая и в больнице продолжала работать. Она читала стихи русских поэтов, а сын записывал ее на магнитофон. Вскоре в той же Кунцевской больнице оказался и Завадский. По старой привычке они с Верой Петровной обменивались рисунками и приветами. Умер Юрий Александрович в 1977 году, и первой об этом сообщили Марецкой. Спустя год, 17 августа 1978 года, из жизни ушла Вера Петровна…

Фильмография:

1925 Его призыв («23 января»)1925 Закройщик из Торжка1927 Земля в Плену1928 Дом на Трубной («Параша»)1929 Два-бульди-два1929 Живой труп («Законный брак»)1929 Сто двадцать тысяч в год1930 Стыдно сказать1935 Любовь и ненависть1936 Зори Парижа1936 Поколение победителей1939 Член правительства1941 Дело Артамоновых1942 Котовский1943 Она защищает Родину1944 Свадьба1947 Сельская учительница («Воспитание чувств»)1949 У них есть Родина1955 Мать1956 Полюшко-поле1962 Среди добрых людей1964 Легкая жизнь1969 Ночной звонок

Раздел Актёры

www.ktoestkto.ru

Любовь Орлова и Вера Марецкая. Что не поделили королевы советского кино и театра

В кино они были слишком разными, чтобы соперничать: ослепительная кокетливая красавица Орлова и яркая, хариматичная, но совершенно другая Марецкая. Ее называли очень глубокой актрисой, умеющей гениально перевоплощаться. Она не была помешана на нарядах, не одержима страхом постареть. «Полем битвы» двух прим стал театр.

Рожденная стать звездой

«Закройщик из Торжка» (1925 г.) – одна из первых киноработ Марецкой«Закройщик из Торжка» (1925 г.) – одна из первых киноработ Марецкой. Кадр из фильма

Будущая звезда советского кино и театра родилась 31 июля (18-го по старому стилю) 1906 года в подмосковной деревне Барвиха. Родители видели дочь студенткой философского факультета – но Вера втайне от них подала документы сразу в три театральные студии.

Приняли Марецкую в две – она выбрала школу-студию при Театре имени Вахтангова (сегодня – Театральный институт имени Бориса Щукина). Актриса рано вышла замуж – в 19 лет, за своего педагога Юрия Завадского. Роман развивался стремительно. Расписались они в 1924 году, по дороге в театр.

мЮрий Завадский в молодости. Источник: Wikimedia

Когда она закончила институт, Юрию Александровичу предложили возглавить театр, Вера стала его примой. Для зрителей она навсегда осталась Марецкой – хотя в паспорте у нее уже стояла фамилия мужа.

Умению актрисы перевоплощаться на сцене удивлялись и в кино, и в театре. Только что она играла юную героиню – и вдруг становилась чуть ли не старухой. И все было так естественно, так гармонично. Подобные метаморфозы можно было наблюдать в одном из самых знаменитых ее фильмов, «Сельская учительница» (1947 г): в начале картины сорокалетняя Марецкая была юной девушкой, а в конце – убеленной сединами пожилой женщиной.

Совершенно не с кем жить…

Кадр из фильма «Сельская учительница»Кадр из фильма «Сельская учительница», 1947 г.

В 1926 году у пары родился сын Женя – а через четыре года Юрий Завадский, потерявший голову от Галины Улановой точно также, как несколько лет назад от Верочки, ушел к балерине. Но он остался ее главным режиссером, а она осталась его любимой актрисой, режиссер советовался с Марецкой по самым разным поводам, в театре даже посмеивались над этим. В 1936-м Вера уехала за попавшим в опалу бывшим мужем в Ростов, через четыре года, когда Завадскому предложили возглавить театр имени Моссовета, вернулась в столицу.

Знаменитые советские актрисы, оставшиеся к старости в одиночествеОчень многие из них играли счастливых жен, матерей и бабушек. А потом, когда гасли софиты, они возвращались в пустые квартиры, где их никто не ждал.

Некоторые биографы утверждают, что актриса на всю жизнь осталась и самой большой любовью режиссера. Но жил он с другой. И о том, каких трудов Марецкой стоило «держать лицо», что творилось в ее душе, никто так и не узнал. После развода она выходила на сцену в спектакле «Школа неплательщиков» и произносила свою знаменитую реплику: «Господа, совершенно не с кем жить». Зал хохотал.

В 1940 году актриса вышла замуж снова – за актера Юрия Троицкого, у них родилась дочь Маша. Но скоро девочка лишилась отца: Троицкий, ушедший добровольцем на фронт, погиб в 1943-м. Был у Марецкой и третий «сын» — племянник Шура. Братьев актрисы расстреляли как врагов народа, она пыталась ходатайствовать, воспользоваться своими связями и званиями, обивала пороги вышестоящих инстанций, но тщетно. На волоске от расстрела оказалась младшая сестра.

Кадр из фильма «Дело Артамоновых»Кадр из фильма «Дело Артамоновых» (1941 г.)

Рисковала повторить судьбу родственников и сама актриса. Некоторые считают, что героически-патриотическое «амплуа» (а именно таких героинь Вера Марецкая особенно часто играла в кино) ей посоветовал выбрать Завадский, это он уговорил ее сняться в картине «Член правительства». Лента, рассказывающая историю бывшей крестьянки-батрачки, ставшей председателем колхоза, а затем – депутатом, стала классикой советского кино. Режиссер надеялся, что фильм обезопасит Веру от репрессий.

Хозяйка театра

После смерти второго мужа замуж Вера Марецкая больше не вышла. Главной любовью в ее жизни стал театр. Больше тридцати лет, с 1940 года и до 70-х она выходила на сцену театра имени Моссовета. Там ее уважительно называли «Хозяйкой». Начиная с 50-х в кино Марецкая снималась мало, раз в два-три года. Вера Петровна часто повторяла, что театр – ее дом, в его стенах – вся ее жизнь. А жизнь за его стенами подбрасывала ей новые испытания.

После того, как зять актрисы, молодой ученый, покончил с собой, ее дочь из-за потрясения попала в неврологическую клинику. Вера Петровна из-за переживаний не обращала внимания на собственные сильные головные боли, которые все учащались. А когда попала к врачам – те поставили страшный диагноз: опухоль головного мозга. Болезнь уже достигла серьезной стадии – операция и химиотерапия могли помочь лишь временно. Но Марецкая не сдавалась, она как ни в чем не бывало выходила на сцену своего второго «дома».

Столичные театралы говорили, что в Театре Моссовета были три примы – Раневская, Марецкая и Орлова. Но если между первыми двумя были напряженно-приятельские отношения, то Марецкая и Орлова откровенно соперничали – за новые спектакли, главные роли, любовь и аплодисменты зрителей.

Любовь Орлова в фильме «Весна»

Любовь Орлова в фильме «Весна» (1947 г.)

Примы и смерть

Цена молодости Любови Орловой: сплетни, секреты и пластические операцииБольше всего на свете кинозвезда №1 советской эпохи боялась старости и до последних дней изображала «юную девушку», пользуясь многочисленными уловками.

Орлова чувствовала себя обиженной – многие роли, на которые она рассчитывала, Завадский отдавал Вере Петровне. Апогея их соперничество достигло в 60-е, когда обе актрисы были уже немолоды и не очень здоровы.

В конце 60-х в театре поставили спектакль «Странная миссис Сэвидж». Вначале главную роль в нем играла Фаина Раневская, в этой роли легендарная актриса выходила на сцену более ста раз – а потом заявила, что больше играть в постановке не будет. Говорили разное: что она поссорилась с Завадским, устала от роли, некоторые считали, что это лишь очередная выходка славящейся своей эксцентричностью актрисы. Роль отдали Любовь Орловой. А потом Завадский решил заменить ее Марецкой. Это стало его своеобразным прощальным подарком актрисе: оба они уже знали, что дни ее сочтены.

Вера Марецкая в фильме-спектакле «Странная миссис Сэвидж»Вера Марецкая в фильме-спектакле «Странная миссис Сэвидж», 1975 г. Кадр из фильма

Рассказывали, что Любовь Орлова устраивала страшные скандалы, директор театра юлил, а Завадский чуть ли не плакал, объяснял, что Вере «осталось недолго» и просил: «Пусть сыграет еще один спектакль». Орлова сдалась – но до конца жизни так и не простила этого. А вскоре рак – поджелудочной железы – обнаружили и у нее. Какое то время две примы театра лежали в одной больнице, только на разных этажах, уверяли, что Марецкая пыталась извиниться перед Орловой, передавала ей конфеты.

Любовь Орлова все же опередила свою соперницу — она ушла из жизни первая, на три года раньше Марецкой, в 1975-м. Потом, весной 1977-го скончался Юрий Завадский. Вера Марецкая умерла вскоре после своего 72-го дня рождения, 12 августа 1978 года.

teleprogramma.pro


Смотрите также