Любовь соколова биография личная жизнь


Любовь Соколова – актриса: биография, личная жизнь, причина смерти

Любовь Соколова была талантливой актрисой, биография которой насчитывает почти 400 ролей в кино, однако у неё была непростая личная жизнь. Ей пришлось познать много горестей, но в то же самое время, она умела преодолевать трудности. Смерть первого мужа и разлука со вторым, хоть и стали тяжелыми ударами, но Соколова нашла в себе силы, чтобы справиться с ними. Она снималась в кино фактически до последнего года своей жизни.

Биография

Любовь Соколова родилась в небольшом провинциальном городе Иваново-Вознесенске в 1921 г. Семья была бедной. Отец трудился столяром, а мать – продавцом. Зарабатывали родители немного, поэтому на девочке лежало много обязанностей. Уже с самого раннего возраста она проявляла интерес к искусству. Любовь переодевалась в платья матери и устраивала представления. Когда она пошла в школу, то в свободное от учебы и домашних обязанностей время, ходила в местный театр.

Любовь Соколова на старте своего творческого пути

Такая тяга к искусству не осталась незамеченной. Мать Любовь Сергеевны планировала, что дочь в будущем поступит в консерваторию. Однако способностей именно к музыке она не проявляла. В 1940 г. Соколова оканчивает школу, и ей приходится выбирать, что делать в будущем. Она решает переехать в большой город Ленинград и поступить в пединститут. Это ей и удается сделать в 1940 г.

Интересно:Вера Васильева — актриса: биография, личная жизнь

Первый год жизни в новом городе складывается очень удачно для молодой студентки. При «Ленфильме» была школа, в которую проходил набор слушателей. Соколова узнала об этом и решила попробовать реализовать свой актерский талант. Ей удалось это блестяще сделать.

[stextbox id=’info’]Претендентов было свыше тысячи (!!!). Она оказалась среди 22 победителей, которые были зачислены на курсы актерской школы.[/stextbox]

Любовь Сергеевна, приученная с детства к труду, вела активный образ жизни. Она не только училась в институте и посещала курсы, но и подрабатывала. Будучи девушкой, она носила чемоданы на вокзале. Зарабатывала немного, но денег на минимальные потребности хватало.

[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=x3cQhx4XHr4[/youtube]

Именно в это время Соколова встречается с Георгием Араповским. Он также ходил в актерскую школу. Молодые люди понимают, что между ними много чего общего. В мае 1941 г. они поженились. Казалось, что их ждут успехи в карьере и счастливая личная жизнь. Но вскоре в биографии актрисы наступила «чёрная полоса».

Интересно: Ирина Розанова: биография, муж, дети, национальность, фото

Нападение Германии на СССР поставило Ленинград в очень трудное положение. Город оказался в блокаде. Любовь Сергеевна со своим мужем и свекровью пошла работать на военный завод. Положение было очень тяжелым. Еды не хватало. В городе начался голод. Сначала умерла мать Георгия, а затем и сам муж Соколовой. Это было тяжелейшим ударом для неё.

Любось Сергеевна Соколова, заслуженная артистка РСФСР

Любовь Сергеевна сумела эвакуироваться из города в 1942 г. Сначала она помогала ленинградцам, которым удалось выбраться из осажденного города. Затем Соколова поехала в Иваново, а потом отправилась в столицу СССР. Она встретила Любовь Сергеевну тепло.

[stextbox id=’info’]Оказалось, что пережившие блокаду жители Ленинграда, получают льготы при поступлении в столичные вузы. Соколова воспользовалась такой возможностью.[/stextbox]

Она была сразу зачислена на второй курс ВГИКа. Учебное заведение было эвакуировано в Казахстан. Туда и отправилась молодая студентка из Иваново.

Любовь Сергеевна не сосредотачивалась исключительно на учебе. Она посещала театры и оценивала актерское мастерство. Ей казалось, что многое можно улучшить в их игре. Соколова думала, что сделала бы на их месте. Также она принимала участие в спектаклях студентов. На фото тех лет она выглядит очень красивой. Но с противоположным полом у неё не было отношений в то время. Боль от утраты мужа была слишком сильной.

Интересно: Георгий Вицин: биография, личная жизнь, причина смерти, дети, фото

Карьера

После окончания вуза Любовь Сергеевна решает продолжить работу в театре. Она ездит в Германию выступать перед советскими солдатами. База драмтеатра тогда была размещена в Потсдаме. Гарнизонов было много, поэтому работы всегда хватало.

[stextbox id=’info’]В Германии Соколова прожила пять лет. За это время она сыграла несколько десятков театральных ролей.[/stextbox]

В 1956 г. актриса возвращается назад в СССР. Она работает в Театре-студии кинотеатра. Кстати, там она трудилась всю жизнь, параллельно снимаясь в кино. Именно благодаря фильмам, Соколова и стала знаменитостью. Свою первую роль получила в «Повести о настоящем человеке». Впрочем, знаменитости Любовь Сергеевне она не принесла.

Любовь Соколова в фильме «Три сестры»

По возвращении из Германии, Соколову приглашают играть во второстепенных ролях. Это удается ей с успехом. Остается только удивлять, почему ей не давали главные роли, которые она исполнила бы очень удачно. Актриса играла в фильмах разного жанра. Это были комедии, классические пьесы, мелодрамы. Вот лишь несколько картин с её участием, известных многим советским зрителям:

  • «Тихий Дон».
  • «Две жизни».
  • «Хождение по мукам».
  • «Ночной гость».
 Загрузка ...

Соколова снялась в «Ирония судьбы, или с легким паром». Этот фильм стал одним из наиболее популярных по просмотрам в новогодние праздники среди жителей постсоветского пространства. Любовь Сергеевна сыграла в нём роль матери Надежды.

Любовь Соколова в кинокартине «Ирония судьбы, или С легким паром»

Личная жизнь

Соколова на протяжении длительного времени не отвечала взаимностью на внимание противоположного пола. Но всё же ситуация изменилась, когда она встретила режиссера Георгия Данелию. Он стал человеком, который активно ухаживал за ней, и вскоре актриса согласилась стать его женой. Любовь Соколова, чья биография наполнялась солидным списком ролей в кино и театре, решила внести изменения в свою личную жизнь с новым мужем. Поначалу всё складывалось очень удачно. Много детей у пары не было, а лишь единственный сын Николай.

Увы, но семейное счастье начало постепенно рушиться. Георгий иногда выпивал и у него были отношения с другими женщинами. Это длилось на протяжении долгого времени.

[stextbox id=’info’]Брак не выдержал испытаний и после 26 лет совместной жизни супруги решили развестись.[/stextbox]

Муж и сын Николай

Актриса Любовь Соколова старалась не унывать и работать, о чём свидетельствует её плодотворная биография, но в личной жизни она оставляла важное место детям. Точнее, одному ребенку – своему сыну Николаю. Однако с ним случилось несчастье. Он вступил в секту и стал мало общаться с матерью. Однажды его нашли мертвым в квартире. Тогда ему было всего 26 лет.

Интересные факты

Обратите внимание, что материнские роли давались актрисе наиболее успешно. Она их играла довольно часто. В СССР даже иногда называли её «всенародной мамой».

Интересно: Светлана Немоляева: биография, личная жизнь, муж, фото

В 1994 г. Соколова попала в аварию. Вместе с ней в машине ехала актриса Майа Булгакова. Она скончалась спустя несколько дней после трагедии. Любовь Сергеевне удалось выжить. Через несколько недель её выписали из больницы.

Смерть

Актриса Любовь Соколова, имеющая в своей биографии непростую личную жизнь, в которой значимое место занимает трагедия с мужем и сыном, умерла 6 июня 2001 года. Причиной смерти стал сердечный приступ. Это событие расстроило многих поклонников её творчества. Смерть «всенародной мамы» стала трагедией для тех, кто вырос в Советском Союзе.

[youtube]https://www.youtube.com/watch?v=wKsS11bp57I[/youtube]

zakulisi.ru

Данелия сказал «Я полюбил другую». Драма актрисы Любови Соколовой

Любовь Соколова родилась 31 июля 1921 года в рабочей семье в городе Иваново-Вознесенск. Она успешно училась на педагогическом факультете в Ленинграде, но в 1940 году при киностудии «Ленфильм» организовали киноактёрскую школу… Знаменитый режиссёр Сергей Герасимов, набиравший творческую мастерскую, Любу сразу оценил: две шикарные косы, выразительные большие глаза. Кстати, абитуриентов, желающих поступить в школу, было 1200, а приняли только 22.

Любовь Соколова Фото: Commons.wikimedia.org

Её дебют мог бы состояться в 1940 году в картине «Фронтовые подруги» на Ленфильме. Но… сценарист фильма пропел пошлую частушку и скромница Соколова убежала со съемок. Потом вместо Соколовой эту роль сыграла актриса Тамара Алёшина.

И если в кино дебют не состоялся, то в личной жизни он был очень счастливым. Её избранником стал выходец из дворянской семьи Георгий Арановский. Они прожили вместе всего один год — он пролетел как один день, настолько счастливы они были. А потом началась война. Во время Великой Отечественной Соколова работала на заводе слесарем по металлу — обрабатывала детали для самолётных двигателей. За работу ей выдавали 250 граммов хлеба. Также помогала ухаживать за ранеными в медицинском пункте. Мужа армию не взяли из-за проблем со зрением и он устроился на другой завод. Там он и умер от голода — свалился у станка, и его отнесли, как и многих, умирать в подвал.

После войны вышло постановление: ленинградские блокадники могут без экзаменов поступать в любое учебное заведение. Соколова решила воспользоваться своим счастливым шансом и воплотить давнюю мечту в жизнь — стать актрисой, играть в театре и кино. Её сразу зачислили на второй курс ВГИКА на курс Бибикова и Пыжовой.

В кино её дебют состоялся в 1948 году в роли медсестры-партизанки Варвары в картине «Повесть о настоящем человеке». По сюжету в её дом приползает изувеченный Мересьев, которого сыграл Павел Кадочников. Но ни работа в Театре-студии киноактера, ни съемки не давали возможности снять даже угол — Соколовой приходилось жить в театральной гримёрке.

Любовь Соколова и Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке», 1948 год 

И всё же начало в кинематографе было положено, далее предложения ролей просто посыпались… За свою жизнь актриса Любовь Соколова снялась в порядка 400 картинах. «Тихий Дон», «Преступление и наказание», «Приваловские миллионы», «Серёжа», «Далеко от Москвы», «Я шагаю по Москве», «Тридцать три», «Ирония судьбы, или С лёгким паром!».

Во время съемок в 1959 году картины «Доброе утро» Соколова познакомилась с начинающим режиссёром Георгием Данелия.

Как рассказывала актриса в интервью, после смерти первого мужа она долгое время не хотела ни романов, ни замужества. Слишком тяжело она пережила уход из жизни любимого человека. Но Данелия начал ухаживать очень активно, буквально ходил за ней по пятам. Убедил Соколову, что они ровесники, узнав, что она не приемлет отношений с мужчиной младше неё.

Любовь Соколова в роли Ольги и Леонид Иванов в роли Вершинина в фильме «Три сестры». 1963 год 

В конце концов актриса сдалась и переехала в квартиру Данелия на Чистых прудах. Мать режиссёра — советский кинорежиссёр и сценарист, лауреат Сталинской премии первой степени Мария Ивлиановна Анджапаридзе. Тётя — знаменитая актриса Верико Анджапаридзе. Жили Соколова и Данелия, не расписываясь, но новые родственники Любашу обожали. Соколова была действительно создана для семейной жизни: она обожала домашнее хозяйство, целыми днями стирала, мыла, готовила. Вставала раньше всех в доме и ложилась позже всех. От многих ролей пришлось отказаться: она не могла бросить семью даже на неделю и отправиться в киноэкспедицию.

В 38 лет актриса стала матерью, родила в 1959 году сына Николая. Раньше забеременеть у неё не получалось, да и эти роды были сложными: ребенок шёл боком.

Но когда сын стал подрастать, она стала возвращаться в кино. Играла не только у собственного мужа, но и у других режиссёров. Если посмотреть её фильмографию, становится понятно: чаще всего актрису Любовь Соколову видели в качестве матери. Конечно, больше всего зрителю запомнилась роль Соколовой в «Иронии судьбы» — мама Нади, которую сыграла Барбара Брыльска. На съёмках Эльдар Рязанов требовал: «Это комедия! Больше импровизации». И Соколова вместе с Мягковым устроили в кадре очень смешные прятки в квартире. Рязанов всё это вырезал, что безумно обидело актрису.

Любовь Соколова в фильме «Ирония судьбы, или С лёгким паром», 1975 год 

Личная история была драматичной. Как рассказывала актриса в интервью, несмотря на то, что она прожила с Данелия 26 лет, ей было очень непросто. Он был, по её словам, человеком увлекающимся, мог здорово выпить, пропасть на несколько дней из дома. О романе Георгия Данелия с писательницей Викторией Токаревой не судачил в Москве разве что ленивый. Но ради сына Соколова терпела всё. Нарыдается в подушку — и дальше живёт.

А однажды режиссёр пришёл домой и сказал: «Люба, прости, я полюбил и решил жениться. Надо разъехаться» (брак с Любовью Соколовой Данелия так официально и не оформил).

Она собрала вещи и съехала в маленькую квартирку к матери. Началась депрессия. Не проронив ни слезинки, она целыми днями смотрела в одну точку. Узнав о ее состоянии, коллега Санаев позвонил и настоял, чтобы Соколова пошла к целительнице Джуне. На сеансах актриса рыдала так, что её тело буквально сотрясалось. К сожалению, и роль матери принесла огромные страдания — их сын Николай сначала попал в секту, а потом погиб при невыясненных обстоятельствах. Это окончательно подкосило Любовь Сергеевну.

В одном из последних своих интервью Любовь Соколова рассказала, что сосед предлагает ей пожениться, но она отказывается, потому что на сердце всё выжжено. Но она никогда не жалуется. Если становится грустно — моет полы, отправляется на прогулку…

VII международный кинофестиваль «Созвездие-95». Любовь Соколова, актриса, награждена призом Гильдии актеров кино России «За выдающийся вклад в профессию». Фото: РИА Новости/ Галина Кмит

Умерла актриса 6 июня 2011 года от сердечного приступа. Но в сердцах миллионов зрителей Любовь Соколова навсегда осталась лучшей мамой советского кинематографа…

aif.ru

Блокада, 400 ролей и четверть века в любви с Данелией. Как жила «всенародная мама» Любовь Соколова

Родилась будущая актриса в маленьком городке Иваново-Вознесенске. Родители были людьми простыми: папа краснодеревщик, мама — продавец. Дом — полная чаша, огород, полный двор скотины, за которой ухаживала и маленькая Люба.

Актерские таланты проснулись в ней лет в пять-шесть. Тогда девочка наряжалась в мамины платья и шали, устраивала чтения стихов и настоящие представления с песнями и плясками. В школе Люба участвовала в драмкружке и страстно мечтала стать артисткой.

Ленфильм

Но в довоенные годы в театральные вузы был огромный конкурс. Поверить в то, что провинциальная девчонка может запросто пройти во ВГИК было невозможно. Поэтому после школы девочка отправилась подальше от Москвы — в Ленинград и поступила там в педагогический. Но долго учиться тому, к чему не лежит душа не смогла. Узнав, что в актерской школе при Ленфильме идет набор, Соколова рванула туда.

Она прочла отрывок из чеховской «Чайки» так, что в один миг влюбила в себя всю экзаменационную комиссию. Разумеется, девушку с одухотворенным лицом немедленно приняли в театральное. Надо отметить, что актриса прошла конкурс, минуя более тысячи абитуриентов на место.

Там она встретила свою первую любовь — начинающего актера Георгия Араповского. Он очаровал юную студентку манерами истинного ленинградца, тонкими и нежными ухаживаниями, добротой и широтой души. К концу первого курса Любовь согласилась выйти за него замуж и переехать к его маме.

Талантливую студентку быстро заметили киношники. Актрису пригласили сниматься в картину «Фронтовые подруги». Окрыленная, она принялась за работу, однако сценарист картины Сергей Михалков приметил молодую красавицу и стал делать недвусмысленные намеки. Неиспорченная, верная идеалам артистка дала сценаристу жесткий отпор и сниматься в кино отказалась. Она вернулась домой и еще раз призналась в любви мужу.

Блокада

Однако семейной идиллии не было суждено длиться долго. Как и в другие счастливые дома в тот год, к Араповским-Соколовым ворвалась война.

Девушка забросила занятия и пошла на завод. Туда же определили и свекровь, и мужа, которому дала отставку военная комиссия: у Георгия было слишком слабое зрение для войны. Скоро от недоедания и тяжелой работы в могилу сошли и свекровь, и супруг Любови.

Отгоревав свое, под непрерывной бомбежкой, с другими ленинградцами, она отправилась на Ладожское озеро, по которому проходила «дорога жизни». Это был единственный путь вырваться из блокадного кольца.

ВГИК

Любови повезло. Она прошла страшную дорогу невредимой. В знак благодарности судьбе Соколова на некоторое время осталась помогать медсестрам, принимавшим раненых и покалеченных ленинградцев, которым повезло меньше. А потом отправилась в Москву.

Там будущая актриса пришла во ВГИК, куда ее приняли сразу на второй курс. Вместе с вузом она была эвакуирована в Алма-Ату, где продолжала обучение и начинала работать. Окончив знаменитый институт, актриса приняла предложение следующие пять лет провести в Германии, выступая для российских солдат, которые были вынуждены оставаться там после войны.

Данелия

Вернувшись по окончанию контракта, актриса быстро и живо вписалась в советский кинематограф. Она работала с лучшими режиссерами, один из который — Георгий Данелия, — положил на красавицу глаз.

После трагической гибели первого мужа Соколова не считала нужным начинать новые отношения. Она все еще переживала горе войны, блокады, смерти близких, ведь супруг умер буквально на ее руках.

Но Данелия был непреклонен. Он соврал ей о своем возрасте, понимая, что с младшим мужчиной актриса связывать свою жизнь не будет, признавался в любви, ухаживал, помогал и постоянно был рядом. Она не пошла за него замуж, однако согласилась съехаться с набирающим обороты режиссером.

Семья

В этом союзе родился единственный сын Любови Соколовой Николай. После появления его на свет актриса призналась, что семья для нее важнее всего и стала отказываться от больших ролей. Зато на второстепенные и эпизодические актрису звали постоянно. Она даже войдет в книгу рекордов Гиннеса, ведь сыграет без малого в 400 картинах! Но это будет позже. А пока актрису поглотила семья.

Со стороны казалось, что добродушная и отрытая женщина с супругом живет счастливой жизнью. И только самой актрисе были известны постоянные гулянки творческого мужа, его страсть к спиртному, увлечения женщинами. Например, в определенный период времени вся Москва говорила о том, что знаменитая писательница Виктория Токарева является любовницей Данелии. Соколова рыдала в подушку, но от супруга не уходила.

Разрыв

Любвеобильность Георгия Николаевича порицала и его мать. Свекровь стояла на стороне невестки и делала сыну внушения, чтобы тот вернулся в семью. Нагулявшись, он действительно пришел с извинениями и они снова зажили счастливо. Всего семейная идиллия продолжалась 26 лет, после которых у режиссера снова появилось увлечение — молодая актриса Галина Юркова.

На этот раз Данелия признался жене, что полюбил другую. Весть Соколова приняла с достоинством: поцеловала любимого в щечку и попрощалась. А после актриса собрала вещи и уехала к старенькой маме в их маленькую квартирку.

Николай

Она стала больше работать и больше заниматься сыном. Тот пошел в родителей: поступил в театральный, стал поэтом, режиссером и художником. Темперамент Николай унаследовал у папы: страсти рвали его душу. Соколов-Данелия женился в 17 лет на однокурснице, которая скоро родила сначала первую дочь Маргариту, потом вторую — Алену. Немолодая Любовь Сергеевна была счастлива стать бабушкой. Но спустя несколько лет сын стал отдаляться.

Он связался с какой-то религиозной сектой, условием существования в которой был отказ от родственников. Очень сколько Николай оборвал все связи с родителями, отказывался общаться с ними. Разошелся и с женой. Прошло некоторое время, и с родителями талантливый режиссер все же наладил отношения.

Трагедия

Однажды он отправился к отцу, который тогда руководил объединением на Мосфильме — просить денег и благословения на очередные съемки. Тот отказал, сын пришел к матери в рыданиях. По ее собственному свидетельству, катался по полу, кричал, что хочет умереть… Соколова позвонила бывшему мужу, конфликт удалось уладить, однако…

Ему было 26, когда при неясных обстоятельствах его тело нашли в одной из квартир его друзей. Николай лежал в прихожей с телефонной трубкой в руке, а еще одного парня мертвым нашли на кухне. Шла середина 80-х. Причину смерти существовавшая тогда экспертиза определить так и не смогла.

Искалеченная душа

После того, как судьба отняла у Соколовой семью, она ушла в работу. Известно, что актриса принципиально отказывалась играть отрицательных персонажей и скоро завоевала себе славу «всенародной мамы» — доброй и душевной женщины, которая все поймет и простит, примет и поможет.

Соколова рассказывала, что люди по‑прежнему тянутся к ней.

Следующим ударом для актрисы стала смерть ее близкой подруги Майи Булгаковой. Вместе они ехали на гастроли и попали в ДТП. Соколова попала в больницу, Майя же умерла через несколько дней после аварии.

Искалеченная душа актрисы теперь отказывалась принимать новых людей. В одном из последних интервью Соколова рассказывала, что люди по‑прежнему тянутся к ней. Вот сосед предлагал съехаться. Но она отказалась: зачем?

Любовь Соколов умерла от инфаркта в собственной квартире, не дожив до 80-летия полтора месяца.

Фото: Legion Media, Persona Stars

www.goodhouse.ru

Любовь Соколова (Lyubov Sokolova): фильмография, фото, биография. Актер.

Любовь Сергеевна родилась 31 июля 1921 года в городке Иваново-Вознесенск. Ее отец Сергей Максимович работал столяром-краснодеревщиком, а мать Прасковья Федоровна была директором магазина. Именно родители с малых лет привили Соколовой стремление и любовь к труду. Маленькая Люба быстро сделалась в доме хозяйкой: ухаживала за домашним скотом и следила за огородом. Актерские задатки начали проявляться у нее уже в пятилетнем возрасте. Девочка организовывала импровизированные костюмированные спектакли, зрителями которых становились домочадцы и соседи. В школе Соколова принимала активное участие в детской самодеятельности. Позднее родители отвели ее в театральный кружок, где Любовь изучала азы актерского мастерства. Помимо драматического искусства Соколова увлекалась пением. Прасковья Федоровна мечтала о музыкальной карьере для дочери, но определиться с выбором будущей артистке помогла руководительница драматического кружка. Она посоветовала Любе переехать в Ленинград и получить педагогическое образование, а после этого уже решать, чему в дальнейшем посвятить свою жизнь.

В 1940 году Соколова стала студенткой Педагогического института имени Герцена. В это же время известный режиссер Сергей Герасимов набирал учеников в новую актерскую школу при киностудии «Ленфильм». Девушка, обладавшая прекрасными внешними данными и определенным сценическим опытом, легко поступила на обучение, несмотря на огромную конкуренцию: ей удалось обойти около тысячи претендентов.

Кинематографический дебют Соколовой должен был состояться еще в 1941 году. Начинающую актрису утвердили на роль в военной драме Виктора Эйсымонта «Фронтовые подруги». Однако после нелепого инцидента с одним из сценаристов картины, Сергеем Михалковым, Соколова отказалась от роли. В 1941 году началась Великая Отечественная война. Незадолго до печальных событий Любовь Сергеевна вышла замуж за однокурсника Георгия Араповского. Молодой супруг умер в самом начале военных действий, а сама Соколова переехала в Москву. В 1942 году для продолжения обучения она поступила во Всесоюзный институт кинематографии. С отличием окончив ВГИК в 1946 году, Соколова устроилась на работу в Театр-студию киноактера. Ее настоящий кинематографический дебют состоялся в 1948-м в военной драме Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», где актриса появилась в образе колхозницы Варвары.

За свой продолжительный творческий путь Любовь Сергеевна исполнила порядка двухсот ролей в кино. Последняя картина с ее участием вышла на экраны в 2001 году. Соколова умерла летом того же года в возрасте семидесяти девяти лет и была похоронена в Москве на Кунцевском кладбище.

www.ivi.ru

Любовь Соколова

Pодилась 31 июля 1921 года в городе Иваново-Вознесенске. Отец – Соколов Сергей Максимович, был столяром-краснодеревщиком. Мать – Соколова Прасковья Федоровна, работала в магазине, после окончания торговой академии стала директором универмага. Сын – Данелия Николай Георгиевич, кинорежиссер, автор кинокартин «Моментальный снимок» и «Эй, Семенов!». Трагически погиб в 1985 году. Внучка – Данелия Маргарита Николаевна, юрист. Правнучка – Седова Александра.

Имя Любови Соколовой достойно внесения в Книгу рекордов Гиннесса за уникальное достижение: в кино актриса сыграла около 370 ролей! Многие называли ее и продолжают именовать после кончины «наша мама». Может оттого, что ее всегда окружала аура удивительной доброты и сердечности. Может потому, что она сыграла несчетное количество матерей. Ее кинематографическими детьми были Барбара Брыльска, Ирина Мирошниченко, Валерий Золотухин, Никита Михалков, Олег Янковский и многие другие. Ее партнеры по экрану восторженно говорят о маме Любе: «Какое счастье было работать с ней! И знать, что рядом всегда такой надежный и чуткий человек...»

Путь Соколовой к актерской профессии начался еще в детстве. Как и многие сверстницы, она мечтала стать артисткой. Уже в раннем детстве самозабвенно играла на сцене импровизированного театра в старинных детских платьицах, которые ей давала бабушка. Позднее участвовала в школьной самодеятельности, читала стихи, танцевала, в 10-м классе занималась в драмкружке, где сыграла Агафью Тихоновну в «Женитьбе».

Очень любила петь, особенно когда семья собиралась у самовара или на скамеечке у дома. Мама мечтала видеть дочку студенткой консерватории, но руководительница школьного драмкружка сказала Любе: «Нет, певицей тебе не быть. Надо ехать в Ленинград в педагогический институт, может, у тебя потом и другая профессия точно определится...»

Следуя этому совету, в 1940 году Любовь Соколова отправилась в Ленинград, где поступила в Педагогический институт имени Герцена. И вдруг узнала, что Сергей Герасимов набирает слушателей в только что открытую при «Ленфильме» актерскую школу. Среди небольшого количества принятых, к своей величайшей радости, Любовь увидела и свою фамилию.

В киношколе она встретила Георгия Араповского, тоже студента актерского факультета. Они полюбили друг друга и в мае 1941 года поженились. Учеба складывалась вполне удачно. Соколовой предложили роль в картине «Фронтовые подруги». Но сняться в этом фильме ей не довелось. Потому что, как вспоминала Любовь Сергеевна, обиделась на автора сценария Сергея Михалкова, когда он в кадре спел, как ей показалось, неприличную частушку. Зато потом танцевала на балу в «Маскараде» и была счастлива: все было впереди. Но тут – война, блокада...

Всей семьей стали работать на авиационном заводе: Георгий слесарем, а Любовь со свекровью – учениками слесаря. Потом наступил голод, от которого погибли свекровь и муж. Сама же уцелела только чудом.

В феврале 1942 года Люба пережила эвакуацию под бомбежками и обстрелами по льду Ладожского озера, некоторое время ухаживала за ранеными на эвакопункте при «Дороге жизни». Затем приехала в Иваново, а оттуда – в Москву.

В столице добилась приема у министра кинематографии и стала студенткой ВГИКа, находившегося в эвакуации в Алма-Ате. Соколову приняли на 2-й курс актерского факультета. Вслед за Герасимовым ее педагогами стали знаменитые Борис Бибиков и Ольга Пыжова. Студенткой она играла в учебных спектаклях главные роли классического репертуара, часто ходила в МХАТ и думала: «Эта актриса хороша, но я сыграла бы интереснее».

В 1946 году, окончив с отличием институт, Соколова пришла в Театр-студию киноактера, а в 1951–1956 годах играла в Драматическом театре Группы советских войск в Германии (Потсдам), на сцене которого создала целый ряд персонажей современного и классического репертуара: Шурка в «Егоре Булычеве и других» и Любушка-горбунья в «Последних» М. Горького, Поленька в «Доходном месте» А. Островского, Женя Шабунина в пьесе Б. Лавренева «За тех, кто в море»...

В кино Любовь Соколова впервые снялась в 1948 году в роли простой деревенской женщины Варвары в фильме «Повесть о настоящем человеке» режиссера Александра Столпера. Дебют молодой актрисы не прошел незамеченным. У нее появились многочисленные поклонники, одно за другим последовали новые предложения. В нее все больше и больше влюблялись, бесконечно ей доверяя, все, кто увидел ее потом в «Тихом Доне» или «Сереже», в «Далеко от Москвы» или в «Преступлении и наказании», в «Пути к причалу» или в «Я шагаю по Москве», в «Тридцати трех» или в «Иронии судьбы...» Но тогда, в начале 1950-х, никому еще не приходило в голову, что Соколовой суждено будет стать самой снимающейся актрисой советского и мирового кинематографа.

В 1957 году на съемках фильма «Хождение по мукам» Любовь Соколова познакомилась с Георгием Данелия, в то время студентом Высших режиссерских курсов. В гражданском браке они прожили 26 лет. У них родился сын Николай. Семейные заботы не позволяли Соколовой приниматься за большие роли, от таких предложений приходилось отказываться.

Актриса стала мастером эпизодических ролей и играла их всегда с удовольствием. «Такие роли открывают простор для воображения, основанного на полном, четком представлении кого играешь, на знании людей и жизни», – говорила Любовь Сергеевна. И в этом ей очень помогал ее нелегкий жизненный опыт. Во многих картинах она воспринимала случающееся с ее героинями как близкое, свое.

В фильме Станислава Ростоцкого «Доживем до понедельника» Любовь Соколова сыграла маму мальчика, который плохо учится. И вот она объясняет, что живется им трудно, отец – потомственный алкоголик. «Я старалась сыграть несчастного человека, – вспоминала Любовь Сергеевна, – в котором тем не менее живо чувство собственного достоинства. И вспоминала при этом нянечку из школы, где учился мой сын. Она мне близка и понятна, как и многие люди, чья жизнь сложилась нелегко».

Свое творческое кредо сама артистка определяла так: «Надо непременно войти в ритм каждого человека, чей характер, судьбу, заботы и мечты тебе дано прожить... Вот я и стараюсь всегда передать переживание человека, не забывая при этом о сплаве логики и чувства, как учил меня замечательный педагог Борис Бибиков...»

В многочисленных ролях, сыгранных Любовью Соколовой, она сотни раз «перевыполняла» задания, которые требовали от актрисы всего лишь бытовой правды. Но со временем артистка научилась придавать ей глубокий художественный смысл. В результате появились сжигаемая болью, ненавистью и талантом Анисья в «Хмуром утре», болеющая всепониманием, привычной усталостью и долгом Ольга в «Трех сестрах», обладающая великим женским даром ждать и возвращать к причалу заплутавших мужиков Мария в фильме «Путь к причалу»...

Все искреннее и истинное, что есть в душе у артистки, она отдавала своим героиням, воплощая на экране их жизнь. Глубоко исследуя изображаемый ею характер, актриса порой судила этих героинь. И, случалось, осуждала. Однако не торопилась выносить приговор, призывая зрителя к размышлению.

Как-то, выступая перед зрителями, Любовь Сергеевна рассказывала о своих ролях, о любимых героинях. Волновалась и не могла одолеть смущенья. Говорила сбивчиво, стараясь сформулировать собственную творческую позицию. Ее выручила пришедшая к слову строка из стихотворения – «застенчивое чувство доброты» – вот, сказала она, какое душевное качество более всего дорого ей в характерах ее героинь.

Застенчивым чувством доброты пленяет зрителя и талант самой Любови Соколовой. Нередко сыгранные ею роли основывались исключительно на обаянии артистки. Увиденная однажды улыбка Соколовой запоминалась навсегда. Ее своеобразный говорок был совершенно индивидуален, пластика завораживала, а отсутствие грима не мешало перевоплощению.

В творческой биографии Соколовой почти отсутствуют отрицательные персонажи. «Я не хотела играть людей, совершающих неблаговидные поступки. Я перенесла столько горя, а тут – стать человеком, который творит зло!» Правда, одно исключение все-таки было. И единственным режиссером, которому удалось уговорить на это Соколову, был великий Иосиф Хейфиц. В фильме «Единственная» она сыграла мать, которая пыталась разлучить своего сына с его женой. «Я никак не могла оправдать ее поведение для себя, – вспоминает Любовь Сергеевна, – а Хейфиц мне сказал: “Люба, это ее темная любовь”...».

В 1990 году Любовь Сергеевна Соколова стала народной артисткой СССР. Она награждена многими медалями, в том числе «За отвагу» и «За трудовую доблесть», отмечена почетными знаками.

Фильмография артистки занимает не одну страницу. Вот лишь основные ее работы: «Повесть о настоящем человеке» (1948), «Это начиналось так...» (1956), «Сестры» («Две жизни» – киновариант) (1956–1957), «Семья Ульяновых» (1957), «Тихий Дон» (1957–1958), «Ночной гость» (1958), «Фома Гордеев» (1959), «Хмурое утро» (1959), «Сережа» (1960), «В трудный час» («Под Москвой») (1961), «Две жизни» (1961), «Вступление» (1962), «Путь к причалу» (1962), «Живые и мертвые» (1963), «Оптимистическая трагедия» (1963), «Русский лес» (1963), «Синяя тетрадь» (1963), «Я шагаю по Москве» (1963), «Валера» (1964), «Мать и мачеха» (1964), «Три сестры» (1964), «Рабочий поселок» (1965), «Тридцать три» (“Ненаучная фантастика”) (1965), «Берегись автомобиля» (1966), «Маленький беглец» (1966), «Я солдат, мама» (1966), «История Аси Клячиной, которая любила, да не вышла замуж» («Асино счастье») (1967), «Татьянин день» (1967), «Четыре страницы одной молодой жизни» (1967), «...И снова май!» (1968), «Доживем до понедельника» (1968), «Гори, гори, моя звезда» (1969), «День и вся жизнь» (1969), «Преступление и наказание» (1969), «Роковой выстрел» (к/а «Странные люди») (1969), «Только три ночи» (1969), «Белорусский вокзал» (1970), «Дорога на Рюбецаль» (1970), «Расплата» (1970), «Счастье Анны» (1970), «Червоточина» (к/а «В лазоревой степи») (1970), «Джентльмены удачи» (1971), «Конец Любавиных» (1971), «Месяц август» (1971), «Телеграмма» (1971), «Меченый атом» (1972), «Печки-лавочки» (1972), «Приваловские миллионы» (1972), «Дверь без замка» (1973), «И на Тихом океане...» (1973), «Москва, любовь моя» (1974), «Небо со мной» (1974), «Помни имя свое» (1974), «Сержант милиции» (1974), «Алмазы для Марии» (1975), «Единственная...» (1975), «Ирония судьбы, или С легким паром!» (1975), «Когда наступает сентябрь» (1975), «От зари до зари» (1975), «Повесть о человеческом сердце» (1975), «Роса» (1975), «Близкая даль» (1976), «Два капитана» (1976), «Додумался, поздравляю!» (1976), «Преступление» («Нетерпимость», фильм 1) (1976), «А у нас была тишина...» (1977), «Белый Бим Черное ухо» (1977), «Девочка, хочешь сниматься в кино?» (1977), «Исчезновение» (1977), «Дети как дети» (1978), «Молодая жена» (1978), «Пока безумствует мечта» (1978), «Последний шанс» (1978), «Срочный вызов» (1978), «Уходя – уходи» (1978), «Моя Анфиса» (1979), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1979), «Опасные друзья» (1979), «Сцены из семейной жизни» (1979), «Цыган» (1979), «Вам и не снилось...» (1980), «Мелодия на два голоса» (1980), «Не стреляйте в белых лебедей» (1980), «Полет с космонавтом» (1980), «Последний побег» (1980), «Тайное голосование» (1980), «Сашка» (1981), «Хочу, чтоб он пришел» (1981), «Шофер на один рейс» (1981), «Возвращение резидента» (1982), «Детский мир» (1982), «Надежда и опора» (1982), «Оставить след» (1982), «Путешествие будет приятным» (1982), «Витя Глушаков – друг апачей» (1983), «Карантин» (1983), «Признать виновным» (1983), «Я тебя никогда не забуду» (1983), «Возвращение с орбиты» (1984), «И жизнь, и слезы, и любовь...» (1984), «Нам не дано предугадать...» (1984), «Похищение» (1984), «Репортаж с линии огня» (1984), «Сильная личность из 2-го А» (1984), «Тихие воды глубоки» (1984), «Внимание! Всем постам...» (1985), «Город невест» (1985), «Не ходите, девки, замуж» (1985), «Самая обаятельная и привлекательная» (1985), «Верую в любовь» (1986), «Говорит Москва» (1986), «Земля моего детства» (1986), «Очная ставка» (1986), «Жизнь Клима Самгина» (1987), «Спасите наши души» (1987), «Ссуда на брак» (1987), «Запретная зона» (1988), «Авария – дочь мента» (1989), «Автостоп» (1990), «Бабник» (1990), «Место убийцы вакантно...» (1990), «Наутилус» (1990), «Затерянный в Сибири» (1991), «Кровь за кровь» (1991), «Миф о Леониде» (1991), «Пока гром не грянет» (1991), «Ваш выход, девочки...» (1992), «Новый Одеон» (1992), «Риск без контрак та» (1992), «Хэлп ми» («Парень по вызову») (1992), «Бездна, круг седьмой» (1993), «Бравые парни» (1993), «Завещание Сталина» (1993), «Несравненная» (1993), «Я сама» (1993), «Бульварный роман» (1994), «Курочка Ряба» (1994), «Маша и звери» (1995)...

Более полувека снималась в кино Любовь Соколова. Она навсегда породнилась с теми, чью жизнь правдиво показала на экране. Не со стороны изучала она окружающую действительность – жила в ней ежечасно, ежеминутно.

Замечательная хозяйка, подвижница во всех отношениях, она была легка на подъем: работа в Театре-студии киноактера, постоянные поездки с творческими вечерами и концертами по стране, бесконечные съемки, записи на радио, участие в телепередачах.

Среди этих забот всегда находилось время для внучки Маргариты, а также чтобы перечитывать Чехова, посмотреть фильмы любимых режиссеров: Георгия Данелия, Григория Рошаля, Эльдара Рязанова.

Скончалась 6 июня 2001 года.

cumir.ru

Подруга Любови Соколовой о ее расставании с Данелией, дружбе с Ельциной и знаменитых ролях - 7Дней.ру

Любовь Соколова Фото: Global Look Press/Russian Look

В жизни Любы любовь, драма, трагедия переплелись до отчаяния. Но все-таки любви было больше…

Однажды меня пригласил на свой юбилей известный режиссер, — вспоминает подруга Соколовой, актриса Любовь Омельченко. — Собиралась я поехать к нему с Любой, но когда сказала об этом его жене по телефону, та ответила: «Не-ет, ты ее не бери с собой, она странная стала — частушки любовные поет о своем бывшем муже.

Похоже, из ума выжила». Нет, не зря мы с Любой считали, что в Москве одно думают, другое делают, а третье чувствуют... В тот раз она меня уже ждала, спрашивала, что подарить юбиляру, а я сказала бы: тебя, мол, не хотят принимать? Поэтому заехала за ней на машине, но мы попали в пробку и часа три в ней простояли. Разговорились, и Люба стала вспоминать свою жизнь. Столько рассказала! Наш водитель плакал, смеялся и, когда мы наконец доехали, признался: «Сегодня у меня удивительный день!» Да, Люба Соколова, хоть и играла роли простых русских женщин, была ни на кого не похожей. Мы дружили тридцать лет, и сейчас я постараюсь рассказать о ней.

…Была я смешной девочкой, приехала в Москву из провинции и поступила в Школу-студию МХАТ.

Высокая, большая сверху. Когда шла по Тверской, ко мне часто подходили незнакомые мужчины: «Вы — Венера Милосская, вас надо лепить». Я останавливалась и наивно хлопала глазами. Старшая сестра, учившаяся в театральном институте в Ленинграде и приезжавшая ко мне, ругала: «Что ты их слушаешь?» А ведь внутренне я была маленькой, к тому же, что называется, монастырского воспитания, ходила в длинной юбке и, садясь, пониже натягивала подол.

Но мое казацкое начало все-таки раскрылось — когда я в Школе-студии играла Лушку из «Поднятой целины» Михаила Шолохова. Сама выбрала отрывок из романа и попала в точку, потому что моя героиня дала мне возможность впервые почувствовать себя актрисой. Вышла я в казацких кофте и юбке, которые сшила для этой сцены, и начала… Куда только делась моя зажатость?

Преподаватели со студентами гудели и ухахатывались. «Вы посмотрите на меня, товарищ Давыдов… — в эти шолоховские слова я вкладывала весь жар, на какой была способна, — я женщина красивая, на любовь дюже гожая. Вы посмотрите: что глаза у меня хороши, что брови, что нога подо мной, ну и все остальное…» Здесь я взялась за свою длиннющую юбку и потянула ее вверх. Все в зале аж привстали — настолько никто не ожидал от меня подобного движения, как не ожидали и выданной мной игры. А среди зрителей присутствовали члены съемочной группы из Ленинграда, искавшие молодую актрису в картину «Счастье Анны». И меня, девочку-студентку, без проб утвердили. Сниматься предстояло с уже известными актерами, одну из главных ролей должна была играть Любовь Соколова.

Была я смешной девочкой, приехала в Москву из провинции и поступила в Школу-студию МХАТ. Любовь Омельченко Фото: из личного архива Л. Омельченко

Съемки проходили в Костроме. Вернулись мы в первый раз в гостиницу, пошли в ресторан — обед на съемочную площадку не привозили. За стол я села рядом с Любовью Сергеевной, напротив — Николай Гриценко. Я «темная» была, не знала особенно, что это за актер, ну, видела в каких-то картинах, и то мельком: у нас дома телевизора не было, спасибо, к соседям можно было иногда зайти посмотреть. И вот передо мной Николай Олимпиевич, возле него на столе — икра черная, водка в графине, сборная солянка, от вида и запаха которой я чуть сознание не потеряла, потому что моя мама ее великолепно готовила, а в институте и на съемках уже никакой солянки я не пробовала: вела полуголодное существование. Любовь Сергеевна спросила меня на весь ресторан и, как часто у нее бывало в обычной жизни, окая: «Ну, что есть-то будем?» Я тонким голоском: «Чай пить будем…»

— «Ну, чай-то потом, а есть что будем?» Николай Олимпиевич водку пил, икрой закусывал, а я сидела, в руках маленький кошелек с какими-то копейками мяла.

Когда я много лет спустя спросила Любу, почему она меня, еще девочку, выбрала себе в подруги, услышала в ответ: «У тебя такое лицо было, когда ты кошелек в руках теребила! Ты же казачка — я понимала, что просить ни за что не станешь, а есть-то, понятно, хотелось…» А тогда, в ресторане, она объявила мне: «Ну хорошо, давай комплексные». Комплексный обед — полтарелки супа, второе и компот — стоил шесть рублей, а у меня стипендия была двадцать, и тех уже не осталось. Поэтому я молчала. Люба тихо говорит: «Послушай: когда уйдет твоя красота и попа станет, как у меня сейчас, тебя начнут снимать вовсю. Тогда и отдашь мне комплексными».

7days.ru


Смотрите также