Лопухина мария ивановна биография


Загадка портрета Марии Лопухиной: картина, которая несла смерть?

  • Подписаться
  • Поделиться в Facebook
  • Рассказать ВКонтакте

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

В истории живописи немало примеров, когда за той или иной картиной тянется шлейф дурной славы. Негативное влияние на владельцев, самого художника или прототипов работ не поддается логическому объяснению. Одна из таких картин – «Портрет М. И. Лопухиной» Владимира Боровиковского. В ХІХ в. об этом портрете ходили нехорошие слухи.

И. Бугаевский-Благодарный. Портрет художника В. Л. Боровиковского

В. Боровиковскому позировала дочь отставного генерала Ивана Толстого графиня Мария Лопухина. На тот момент ей было 18 лет, она недавно вышла замуж, и этот портрет заказал художнику ее муж, егермейстер при дворе Павла І. Она была красива, здорова и излучала спокойствие, нежность и счастье. Но через 5 лет после того, как работа над портретом была завершена, молодая девушка скончалась от чахотки. Во времена А. С. Пушкина ходили слухи, что стоит любой девушке только взглянуть на картину – ее ждет скорая смерть. Как шептались в салонах, жертвами портрета стали не меньше десятка девушек на выданье. Суеверные люди считали, что в портрете живет дух Лопухиной, который забирает к себе души молодых девиц.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной, 1797 г.

Если отвлечься от мистической составляющей, нельзя не отметить высокую эстетическую ценность портрета. Эта работа по праву считается вершиной сентиментализма в русской живописи и самым поэтичным творением Боровиковского. Кроме несомненного сходства с прототипом, этот портрет является и воплощением идеала женственности в русском искусстве конца XVIII в. Естественная красота девушки гармонирует с окружающей природой. Это был золотой век русского портрета, а Боровиковский считался его признанным мастером. А. Бенуа писал: «Боровиковский настолько оригинален, что его можно отличить среди тысяч портретистов. Я бы сказал, что он очень русский».

В. Боровиковский. Портрет Е. А. Нарышкиной, 1799 г. Особенности портретного стиля автора узнаваемы

Портрет Марии Лопухиной восхищал и вдохновлял современников. Так, например, поэт Я. Полонский посвятил ему стихотворные строки:Она давно прошла, и нет уже тех глазИ той улыбки нет, что молча выражалиСтраданье – тень любви, и мысли – тень печали.Но красоту ее Боровиковский спас.Так часть души ее от нас не улетела,И будет этот взгляд и эта прелесть телаК ней равнодушное потомство привлекать.Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

В. Боровиковский. Портрет М. И. Лопухиной. Фрагмент

Своей недоброй славой картина была обязана не автору-художнику, а отцу девушки, позировавшей для портрета. Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Говорили, что он обладает сакральным знанием и после смерти дочери «переселил» ее душу в этот портрет.

Зал Третьяковской галереи, в которой хранится портрет Марии Лопухиной

Конец слухам был положен в конце ХІХ в. В 1880 г. известный меценат Павел Третьяков приобрел эту картину для своей галереи. С тех пор она выставляется на всеобщее обозрение вот уже больше столетия. Ежедневно в Третьяковке бывают сотни людей, и случаев массовой смертности среди них не было зафиксировано. Разговоры о проклятии постепенно поутихли и сошли на нет. Но люди склонны верить в мистические совпадения: говорят, что самая дорогая картина Мунка приносит несчастья, и перечисляют другие 10 фактов о картинах известных художников

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Присоединяйтесь к нам на Facebook, чтобы видеть материалы, которых нет на сайте:

kulturologia.ru

Мария Лопухина и ее «бешеный» брат

Удивительно, как в одной семье могли появиться на свет абсолютно противоположные по своему характеру дети. Кроткая, безответная Мария и ее младший брат – впоследствии шулер и скандалист, пытавшийся застрелить Пушкина.

Свадебный портрет Марии Лопухиной, который написал Владимир Боровиковский, известен каждому. Портрет очаровательной юной женщины, только вышедшей замуж, частенько украшает обложки блокнотов и крышечки шкатулок.

Владимир Боровиковский. «Портрет Марии Лопухиной»

А вот портрет ее брата знают далеко не все…

Неизвестный художник. Портрет Федора Толстого

Мария была старшей дочерью в большой семье графа Ивана Толстого, дослужившегося в Семеновском полку до генерал-майора. Выйдя в отставку, отец стал предводителем Кологривского дворянства.

Спокойная и рассудительная от природы Мария обожала младших сестер: Веру, Шурочку и Екатерину. Все сестры впоследствии благополучно вышли замуж и стали примерными женами. А вот братья Януарий, Федя и Петр имели совсем другой норов. Особенно отличался характером Федор. Острый ум, взрывной характер и странная жестокость. Этот юноша вошел в историю под именем Федор Толстой Американец.

Детство толстовских отпрысков прошло в Костромской губернии. Там, в своем имении, они наслаждались свободой и вольной жизнью. Но все чаще Мария старалась уединиться, чтобы не видеть, как очаровательный мальчик Федя с черными кудрями и ангельским лицом режет ножом живых лягушек или избивает до полусмерти какого-нибудь крестьянского постреленка.

Но к счастью для нее отец решил отправить буйного сына в военно-морской корпус.

Больше Марии не суждено было его увидеть. В 1797 году, когда ей только исполнилось 18 лет, к ней посватался егермейстер, служивший при дворе императора Павла I, двадцативосьмилетний Степан Лопухин. Это он заказал портрет художнику Боровиковскому в качестве свадебного подарка своей очаровательной молодой жене.

По слухам, Мария совсем не хотела выходить замуж за этого человека. Он был ей несимпатичен, но пойти против воли родителей она не посмела. И хотя супруг любил ее и относился бережно, ответных чувств она не испытала. Может быть поэтому Мария и прожила так мало. Несчастливая в браке она заболела чахоткой и умерла спустя три года после замужества. Детей у нее не было.

А вот ее брат, словно проживая жизнь за двоих, имел на своем счету столько приключений, что хватит не на один роман.

В 21 год Федор Иванович вместе с экспедицией Крузенштерна отправился в кругосветное плавание, первое для русских кораблей. Остались документальные свидетельства его поведения на корабле. Федор Иванович был так груб и агрессивен, что довел до белого каления видавших виды моряков. За «невозможные» проступки его высадили то ли на Камчатке, то ли на каком-то безымянном острове, после чего Федор Толстой оказался на Алеутских островах, где жил среди диких племен, а потом сухопутным маршрутом вернулся обратно весь в шрамах и татуировках. После этого Толстой и получил прозвище Американец.

Его лишили всех званий, но он так отличился во время Отечественной войны 1812 года, что снова был произведен в офицеры.

Известен случай, когда бешеный бретер поссорился с Пушкиным. Он распустил нелепый слух о том, что поэта, якобы, высекли в полицейском участке. Они должны были стреляться, но Пушкин, придя на место дуэли демонстративно достал черешню и стал есть ее, выплевывая косточки. Дуэль не состоялась.

Александр Сергеевич Пушкин. Рисунок. Профиль Толстого

А потом что-то слегка переменилось в этом человеке. С Пушкиным Толстой Американец в итоге помирился и даже стал его другом. Именно он договаривался с матерью Натальи Гончаровой о свадьбе с поэтом.

Карл Брюллов. Наталья Гончарова (эскиз)

Любимец женщин, Толстой женился на цыганке Авдотье Тугаевой и был с ней счастлив до самой смерти.

Филипп Рейхель. Портрет Федора Толстого

Федор Толстой участвовал почти в сотне дуэлей, бился в сражениях, где ежеминутно рисковал, неоднократно на его жизнь покушались обманутые им в карточных играх. Но судьба хранила Американца. Он прожил относительно долгую по тем временам жизнь – 64 года, и умер в окружении близких.

Художник, журналист Ольга Шарапова

zen.yandex.ru

Русская Джоконда. Мария Лопухина.

Наталья Эстеван: литературный дневник

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье - тень любви, и мысли - тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Русский поэт Яков Полонский посвятил эти замечательные строки 100 лет спустя после написания портрета Марии Лопухиной художником В.Боровиковским.

Портрет М.И.Лопухиной нередко называют самым поэтичным созданием из всех портретов В.Боровиковского. В нем виден тонкий деликатный рисунок, правильность форм и проникновение в самые глубины душевного мира его героини, выражение не только глубокой задумчивости, но и печали… Однако, как бы ни были высоки живописные качества портрета, как бы ни был характерен для своей эпохи его замысел, работа Боровиковского не могла бы сохранить до наших дней силу своего художественного воздействия, если бы сам образ не был отмечен чертами глубокой и подлинной жизненности. Он сумел воплотить в облике Лопухиной такую напряженную жизнь чувства, какой не знали его предшественники в русской портретной живописи. В то же время от всей картины и образа девушки исходит ощущение простоты, как единение человека и природы, без придания модели тяжеловесных аксессуаров, каких-то дорогих перьев и драгоценностей – как это было принято тогда в изображении парадных портретов. Свободное белое платье, подвязанное под грудью голубым шарфом, нежно-лилового цвета шаль, у неё не парик, а естественные волосы. Всё лаконично и просто, как это было свойственно новому стилю и направлению в искусстве того времени – конца XVIII века, и этот стиль получил название “сентиментализм”.

Пейзажный фон, подчеркивая близость к природе, соответствует мечтательной настроенности молодой женщины. В портрете поражает удивительная гармоничность образа и средств выражения. В картине всё изображено в согласии, в гармонии всех деталей: тенистый уголок парка, васильки среди колосьев спелой ржи, слегка увядшие розы, непринужденная поза молодой женщины, и исполненное удивительного очарования прелестное лицо. В утренней свежести кожи, в томности взгляда, в мечтательной улыбке, даже в некоторой неправильности черт Лопухиной есть подлинная красота, красота душевная и лирическая.

Художник, рисуя портрет Лопухиной, использовал традиционный приём репрезентативного портрета – окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Мария Лопухина стоит в саду, облокотившись на старую каменную консоль. Её лицо, может быть, и далеко от классического идеала красоты, но оно исполнено такого несказанного очарования, такой душевной прелести, что рядом с ним многие классические красавицы покажутся холодными и чопорными. Пленительный образ нежной, меланхоличной и мечтательной молодой женщины передан художником с большой душевностью и любовью. Практически никакого жеманства и кокетства в образе Марии, лишь естественность и спокойствие, в её позе прослеживается достоинство, умение держать себя, об этом говорит горделивая осанка, вырабатываемая у девочек с детства. Задумчивый, томный, грустно-мечтательный, но в то же время открытый смелый взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность чуть усталой позы, плавные линии, мягкие, округлые формы, простое белое платье, пепельный цвет волос, зеленый фон листвы и, наконец, мягкая воздушная дымка, заполняющая пространство – всё это играет на создание у зрителя прекрасного и незабываемого образа.

Портрет Марии Лопухиной явился одним из самых жизненных и удачных портретов Боровиковского, в том смысле, что действительно ему удалось передать непосредственный человеческий облик этой юной женщины, что-то живое и магнетически-притягательное, и вместе с тем драматическое в ее лице и взгляде. Особенно во взгляде. Боровиковский, в числе некоторых других живописцев (Федор Рокотов, Дмитрий Левицкий) овладел техникой “писать взгляд”, не просто пустые глаза, но со смыслом, с внутренним выражением. Лопухина смотрит на зрителя задумчиво, но и слегка рассеянно, как бы погруженная в свои мысли, в свою душевную жизнь. И чувствуется в ее живом одухотворенном лице, что эта девушка красива не только внешней красотой, но обладает и умом и сердцем. Всё это художник сумел отразить в портрете, он вложил часть своей души в своё произведение. Ко всему можно прибавить, что портрет технически совершенен с точки зрения навыков живописи – Боровиковский владел техникой “лессировочного” письма. То есть, через верхние красочные слои живописи просвечивают нижележащие слои. Это придает особую нарядность, особую красочность колориту. Портрет вообще красив по цветовому строю. Колорит и его цветовая гамма гармонично строятся на сочетании блеклых, нежных тонов. Это выражено и в цвете пейзажного фона задника, в его нежно-салатовых тонах, и в нежно-лиловом цвете шали, и в голубом цвете пояса, повязанного на талии, и в белом платье Лопухиной. Но это всё детали, хотя и очень важные. Главное, что художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью.

Однако во времена Пушкина портретом Марии Лопухиной пугали молодых девушек, так как она прожила жизнь короткую и несчастливую, а через три года после написания портрета умерла от чахотки. Что-то в этом многим виделось мистическое, как будто портрет забрал жизнь молодой женщины. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье. Конец слухам положил меценат Павел Третьяков, который приобрел портрет для своей галереи. С тех пор этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений.

Портрет Лопухиной долгое время находился в собрании родственников, он хранился у племянницы Марии – дочери её старшего брата Федора Толстого-”Американца”. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в этом доме портрет и увидел Павел Михайлович Третьяков. Как ему удалось приобрести семейную реликвию, сейчас уже точно не узнать. Случилось это уже в конце 1880-х годов и именно тогда картина и попала в собрание Третьяковской галереи. Надо сказать, что Павел Третьяков купил сравнительно немного работ Боровиковского, но портрет Лопухиной среди них настоящая жемчужина. Когда посетители Третьяковки приходят в зал Боровиковского, то сразу обращают на него внимание. Портрет практически никогда не покидает стены галереи. Он побывал всего на двух выставках, да и то в пределах Москвы. Многие зрители приходят в Третьяковку полюбоваться именно портретом Марии Лопухиной. В облике молодой дамы столько обаяния, магнетизм её взгляда притягивает любителей и ценителей живописи. Присутствует в этом портрете и некая загадка, тайна, которую до конца невозможно постичь.

Лёгкая улыбка и грусть, простота и естественность, единение с природой и мечтательность. Это «Мария Лопухина». Портрет Марии Лопухиной В. Боровиковского находится в Третьяковской галерее. Это настоящий шедевр национальной живописи. Такой русский образ, он был написан в 1797 году. Таинственная улыбка, недосказанность и нежность. Это Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, родственница Льва Николаевича Толстого. Толстой – её двоюродный племянник. В год написания портрета, Марию отдали замуж за Степана Лопухина, который был егермейстером и действительным камергером при дворе Павла Первого. Впрочем, портрет кисти известного уже тогда Боровиковского и есть свадебный подарок Лопухина 18-летней супруге. Семейная жизнь не сделала Марию Ивановну счастливой. Муж её был грубым, и душевных разговоров с ним вести не получалось. Детей у них не было, и в 23 года она умерла от чахотки, лекарства от которой тогда ещё не придумали. Её могилой стала родовая усыпальница Лопухиных в монастыре. Спустя пару лет, там же последний приют нашёл и ее супруг. Во время написания портрета художнику Боровиковскому было 40 лет. Он был излюбленным живописцем, получал массу заказов, даже от императорской семьи. Портрет Марии Лопухиной стал одним из лучших у художника, и, бесспорно, самым известным. Это портрет эпохи сентиментализма, которая культивировала живые чувства, эмоциональность и нравственность. Естественность красоты и красота естественности, человек в природе. Девушка на картине изображена на фоне парка, и это является дополнением её образа. Природа здесь, как часть самой молодой женщины. Нежный румянец, коснувшийся её щёк, и розы, голубенькие цветы и голубой пояс, изогнутая фигура и наклонившееся дерево. Размытые контуры, переливающиеся оттенки нежной палитры, усиленные повторы – всё это создаёт единство человека и природы. Девушка немного печальна, но печальна красиво, мечтательно. Рядом с ней, вторя её меланхолии, увядает роза, возможно, являясь предметом раздумий художника о мимолётности красоты. Платье Марии простое и снова – естественное. Волосы ниспадают вьющимися локонами и скромно откинуты назад.

Эта картина будит воображение, так и просит домыслить разгадку тайны. Историю любви, некий секрет. Она, как воплощение русской интеллигентной красавицы, является вдохновением для многих своих ценителей.

Впервые в русском искусстве изображается национальный русский пейзаж. Приглушёнными лирическими тонами он выписывает белые стволы берез, золотистые колосья, васильки, розы, лилии. И на их фоне гибкая фигура девушки в простой одежде и без сложной причёски – такой гармоничный образ единения с природой… Эта грациозная поза, рука, лицо, глаза - Боровиковскому удалось правдиво выразить эмоциональную жизнь человека, написать взгляд – смысл на живом лице, и такое случилось впервые в истории русской живописи. Мысленно художник проник в самые глубины душевного мира героини, нюансы внутреннего состояния, сотворил эстетический идеал... «Неуловимая подвижность фигуры, изменчивость выражения лица, загадочность улыбки…» Подобными фразами зрители выражают своё впечатление, увидев знаменитую «Мону Лизу» великого Леонардо да Винчи. Схожее впечатление производит и портрет М.И.Лопухиной. Невероятно большой диапазон чувств, мыслей, вопросов о любви и смерти, эфемерности бытия и его вечности, борьбе и единстве добра и зла способны вызвать и одна, и другая картины...

В зале Боровиковского в Третьяковской галерее портрет М.И.Лопухиной – настоящая жемчужина, зрители сразу обращают на него внимание. Сквозь общую неброскость портрета проступает взгляд, он-то и приковывает к себе внимание, держит в напряжении, манит, притягивает, велит остаться. Этот загадочный взгляд то меняется от несколько высокомерного до нежного, то выражает аристократическую надменность, то трогательную детскость юной прекрасной девушки, то вдруг неожиданно тревожно пророчит близкий трагический конец... И до наших дней портрет сохранил силу своего необычайного художественного воздействия. У посетителей Третьяковки есть поверье, вглядываясь в образ на портрете, загадывать на будущее по выражению лица и глаз Марии Ивановны. Говорят, она особенно расположена к влюбленным парам, иногда может даже дружелюбно подмигнуть – на счастье...

(Материалы из интернета)

Другие статьи в литературном дневнике:

www.proza.ru

Портрет Марии Лопухиной - это... Что такое Портрет Марии Лопухиной?

«Портрет М. И. Лопухиной» — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского.

Содержание

  • 1 Модель
  • 2 Описание
  • 3 Провенанс
  • 4 Источники
  • 5 Литература

Модель

На портрете изображена Мария Ивановна Лопухина́ (1779—1803), представительница графского рода Толстых, сестра Фёдора Ивановича Толстого, жена егермейстера С. А. Лопухина, невестка орловского наместника А. С. Лопухина.

Описание

Художник использовал традиционный приём репрезентативного портрета — окружение персонажа предметами и атрибутами, помогающими раскрыть его образ. Однако Боровиковский попытался показать не общественный статус Лопухиной, а личные, интимные стороны её характера. Основной темой портрета стало гармоничное слияние человека с природой, характерное для эстетики конца XVIII века, сложившейся под влиянием сентиментализма. Это слияние художник выражает через композиционно-ритмические и колористические соотношения. Лопухина изображена на фоне пейзажа, во многом условного и декоративного, но в нём прослеживаются уже типичные черты русского национального пейзажа — стволы берёз, колосья ржи, васильки. Пейзаж перекликается с обликом Лопухиной — изгиб её фигуры вторит склоненным колосьям, белые берёзы отражаются в платье, голубые васильки перекликаются с шёлковым поясом, а нежно-лиловая шаль — с поникшими бутонами роз. Художник сумел наполнить образ своей модели жизненной достоверностью, глубиной чувств и необычайной поэтичностью. Этим портретом восхищались не только современники, но и зрители следующих поколений. Так, русский поэт Яков Петрович Полонский почти сто лет спустя посвятил портрету следующие строки:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье — тень любви, и мысли — тень печали, Но красоту её Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать.

Во времена Пушкина портрет Марии Лопухиной был одной из главных «страшилок». Девушка прожила жизнь короткую и несчастливую, а после написания портрета умерла от чахотки. Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье... Конец слухам положил меценат Третьяков, который в 1880 году купил портрет для своей галереи.

Провенанс

Портрет, созданный Боровиковским в 1797 году, долгое время находился в собрании родственников. Он хранился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого. Портрет высоко ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, которая стала супругой московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков в конце 1880-х годов, и оттуда картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Источники

Литература

  • Алексеева Т. В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура XVIII—XIX веков. — М.: Искусство, 1975.
  • Алексеева Т. В. О некоторых малоизвестных работах В. Л. Боровиковского // Искусство. 1982. № 8. С.54-61.
  • Бенуа А. Н. История русского искусства в XIX веке / Сост., вступ. статья и коммент. В. М. Володарского. — М.: Республика, 1995.
  • Вдовин Г. Становление «Я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. — М.: Наш дом, 1999.
  • Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Живопись XVIII века. — М.: Красная площадь, 1998.
  • Государственный Русский музей. Живопись. XVIII век. Каталог. Т. 1. — СПб., 1998.
  • Ильина Т. В. Русское искусство XVIII века. — М.: Высшая школа, 1999.
  • История русского искусства / Под ред. И. Э. Грабаря. Т. 7. — М.: Академия наук СССР, 1961.
  • Маркина Л. Владимир Боровиковский. — М.: Белый город, 2001.
  • Прядильщиков И. Портрет втройне исторического значения // Чудеса и приключения. — 2002. — № 7.
  • Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф…»: Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII века. — М.: Книга, 1990.
  • Шумова М. Н. Русская живопись первой половины XIX века. М., Искусство. 1978.

dic.academic.ru

История одной картины. Владимир Боровиковский. Портрет Марии Ивановны Лопухиной | Журнал Ярмарки Мастеров

Владимир Лукич Боровиковский (1757 – 1825) начинал свое творчество как иконописец. Екатерина II, путешествующая в 1787 году по Украине, где родился и жил художник, увидела его работы и пригласила в Петербург, где Боровиковский впоследствии и учился у Лампи и Левицкого…

Боровиковский создал множество прекрасных работ, но портрет Марии Лопухиной занимает особое место в его творчестве.

Портрет был написан художником в 1797 году. Боровиковскому уже 40 лет, его модели – только 18. По-видимому, он был очарован юной Марией, а может быть и немного влюблен – ведь без любви такой шедевр создать невозможно.

Мария Ивановна Лопухина, урожденная графиня Толстая, дочь генерала И.А.Толстого и родная сестра знаменитого русского авантюриста Федора Толстого-американца. В юном возрасте она вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина, но недолго блистала в свете. В 1803 году, через пять лет после написания портрета, она умерла от чахотки.

Ее отец Иван Толстой был известным мистиком и магистром масонской ложи. Потому и поползли слухи, что-де ему удалось заманить дух умершей дочери в этот портрет. И что если молодые девушки взглянут на картину, то вскорости умрут. По версии салонных сплетниц, портрет Марии погубил не меньше десяти дворянок на выданье.

Портрет долгое время находился у племянницы Марии Ивановны, дочери Федора Толстого и ценился как семейная реликвия. И именно в доме дочери Толстого, супруги московского губернатора Перфильева, этот портрет увидел Павел Михайлович Третьяков. Так картина попала в собрание Третьяковской галереи.

Большой смертности среди посетительниц оной замечено не было. Разговоры и утихли. Но осадочек-то остался!

   0.0 (0 голосов)

www.livemaster.ru

Портрет М. И. Лопухиной Владимира Лукича Боровиковского, фото работы

Другие работы этого художника

Все работы художника

artchive.ru


Смотрите также