Леонид непомнящий биография личная жизнь


Художник Леонид Непомнящий: биография, личная жизнь, творчество :

Огромное количество российских художников стали всемирно известны, покоряя любителей искусства своим мастерством и видением мира. Среди громких имен в среде художников можно отметить и Леонида Непомнящего. Его работы видели, восхищаются ими не только жители постсоветских стран, но и много американцев, бразильцев и европейцев. Почерк этого мастера узнаваем и любим многими ценителями искусства по всему миру.

Будучи талантливым человеком, Непомнящий окружает себя такими же интересными людьми. Его женой была известная российская актриса Валентина Талызина. Дочь Ксения также востребована в кино и театре.

Происхождение

По словам самого художника Леонида Непомнящего, фамилия его рода досталась им от одного из предков, который был талантливым скрипачом.

Эта история часто звучала из уст Леонида и приобрела характер байки. Его дед прибился к конной армии Буденного, не помнил ничего из своего прошлого и именно поэтому получил фамилию Непомнящий от армейцев.

Но тут недавно выяснилось, что брат знаменитого художника – профессиональный музыкант. Да и сам художник любит музыку и часто исполняет московские фольклорные песенки про Шаляпина и Коровина. И это выходит у него очень артистично и талантливо.

Так что можно утверждать, что история с фамилией художника вполне реальна, ведь гены деда-скрипача дают о себе знать.

Детство и юность

Родился будущий художник в городе Москве 28 апреля 1939 года, в тяжелое для всей страны в целом и для его семьи в частности время. Первые годы жизни маленького Леонида выпали на период Второй мировой войны, когда население жило в страхе, а сильнейшая его часть воевала.

Юные годы Леонида Непомнящего прошли в учебе за школьной партой. А далее в подготовке к поступлению в ВУЗ с художественным уклоном.

Выбор пал на Московский государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Поступить туда молодой человек смог с первого раза. Его учителями были такие известные преподаватели как Б.А. Успенский, О.М. Савостюк и Н.А. Пономарев. Непомнящий стал выпускником мастерской плаката в 1965 году.

Начало карьеры

Карьера плакатиста развивалась стремительно, поскольку этот жанр рисунка был очень популярен во время хрущевской оттепели. И художнику прекрасно удавалось показать на плакатах свой талант, поскольку в этом жанре можно было выражать некую раскрепощенность и прямо обращаться к народу.

Юный художник Леонид Непомнящий остро переживал за судьбу своей страны в целом и отдельных ее жителей в частности. Он тонко и глубоко чувствовал, интересовался социальными проблемами.

В 1969 году после четырех лет успешного труда Леонид Непомнящий стал членом Союза художников СССР.

Через некоторое время художник почувствовал неактуальность плакатов в своей жизни, снижение их роли в самовыражении его как творца, и поэтому начал искать новые ниши для области художества, где он смог бы искренне самовыразиться и опять найти диалог и взаимопонимание со зрителями.

Книжная иллюстрация

Леонид Непомнящий открыл для себя как новое поле для творчества книжную иллюстрацию. Именно в картинках к книгам художник смог выразить свои замыслы и осуществить их на бумаге.

Книги, иллюстрированные искусником, заставляют читателя мечтать, фантазировать и размышлять, поскольку все работы отличаются своеобразным стилем, композиционным построением и высоким мастерством.

В начале восьмидесятых иллюстратор стал одним из самых востребованных среди своих коллег, издатели и авторы ценили его за чуткость в стилистике. Он с таким же огромным успехом мог иллюстрировать детектив, сказку или исторический роман.

Спустя годы работы в этой сфере, у мастера сложился свой собственный, неповторимый и легкоузнаваемый стиль.

Творения художника можно было легко выделить среди остальных, благодаря его необыкновенным персонажам, нагромождению загадочных предметов, тонкому таинственному цвету. Эти составляющие наполняли книгу будто волшебным светом, превращая в сказку все вокруг.

Переезд в Мексику

В 1991 году биография Леонида Непомнящего кардинально поменяла свое географическое положение. Дело в том, что художник решил изменить что-то в творчестве и в личной жизни. Он переехал жить в Мексику. Его давно привлекала эта страна с ее давней историей, традициями и самобытностью.

Там характер работ художника в этот период изменился. Его картины наполнились национальной мексиканской своеобразностью, местным фольклором, природными достопримечательностями, деталями быта, аккордами цвета. Также стало намного богаче орнаментное сопровождение работ художника.

Кроме мексиканского характера, художник воспроизводил сочетание разных культур у себя в работах: венгерские ритмы, русские образы, разные краски и оттенки.

В той стране услышали и увидели работы художника. Особенно стали популярны в Мексике графические интерпретации к творению Сервантеса «Дон Кихот».

Художник провел в Мексике около пятнадцати лет. Все это время он творил, вступал в диалог на культурную тему и борьбу за взаимопонимание. Леонид Непомнящий сотрудничал с самыми большими издательскими организациями, иллюстрировал и создавал картины.

Возвращение на родину

В 2004 году мастер вернулся в столицу Российской Федерации, наполненный новым опытом и яркими красочными воспоминаниями, которые выплескивал в своих творениях.

В собственной мастерской в Москве его окружают натюрморты с попугаями и орхидеями.

Свое возвращение в родные края художник сопроводил выставкой пары графических циклов. Основой данного показа стали традиции, национальные мотивы, русская архитектура, быт, костюмы.

Полотна цикла художник создавал еще в Мексике, и только немного подкоректировал на родине.

Следующий цикл работ был представлен под названием «Гусарские анекдоты». Он имел юмористический характер, но не изменял своему автору в сочетании интересных образов.

Следующими на московской выставке представлены картины из серий «Пушкинские хроники» и тонкой красивой «Музыки», наполненных образами музыки, архитектуры, природы и старинного быта.

Следующая выставка будет иметь иной характер, так как относится к Ветхому Завету.

Личная жизнь

Леонид Непомнящий – человек не публичный. Его редко можно встретить на светских мероприятиях, в прессе и телевидении он также не мелькает. Освещать свою личную жизнь этот человек не любит, больше сообщает народу о своем творчестве и новых выставках.

Факты о его личной жизни очень скудные. Самым известным периодом из личной жизни художника был брак с актрисой Валентиной Талызиной.

Дочь от их брака – Ксения Хаирова – пошла по стопам матери и также стала актрисой.

Молодые люди повязали себя узами брака в середине шестидесятых годов. Это была яркая и талантливая пара, им было хорошо вместе, через год совместной жизни в семье появилась дочь.

Валентина Талызина была яркой и востребованной актрисой, часто играла любовные сцены. Во время очередных съемок фильма героиня актрисы была влюблена в молодого человека, исполнял которого Юрий Орлов. Кинороман перешел в реальную жизнь.

Валентина ушла от мужа к своему коллеге. Непомнящий и Талызина прожили в совместном браке около двенадцати лет и в памяти общественности запомнились как красивая пара. Некоторые и по сей день называют Леонида Непомнящего мужем Талызиной.

Награды художника

Леонид непомнящий – один из талантливых художников современной России. Заслуженный художник Российской Федерации. Он окончил художественный институт в 1965 году и через несколько лет стал самым востребованным плакатистом в стане. А в 1968 году стал лауреатом первой премии ЦК ВЛКСМ. Это звание он получил, благодаря участию в выставке плакатов, которые были посвящены пятидесятилетию комсомола.

В период с 1965 по 1990 год был активным участником многих экспозиций местного, всероссийского и всесоюзного значения, брал участие в выставках советского плаката во Франции, Польше, Вьетнаме, Японии и на Кубе.

Имеет ряд наград, премий и дипломов. В восьмидесятые годы признан одним из лучших книжных графиков.

В 1989 году ему вручили серебряную медаль Академии художеств СССР.

В 1992 году за свои книжные иллюстрации получил премию Совета по культуре правительства Мексики и национальную премию «Антонио Роблес».

www.syl.ru

Леонид Непомнящий: творчество и личная жизнь художника

Леонид Непомнящий является довольно неординарной личностью. В данной статье мы раскроем некоторые факты из жизни известного художника, а также осветим его творческую деятельность. Существует множество слухов о его личной жизни, но это делает художника еще более привлекательным. Ведь так устроена жизнь: чем скандальнее биография человека, тем больше им интересуются. Как художник Леонид Непомнящий внес огромный вклад в развитие отечественной живописи.

Биография художника

Имя художника стало известным, когда ему еще не было тридцати лет. Непомнящий Леонид Борисович появился на свет в 1939 г. в сердце России, Москве. С самого детства он проявлял интерес к живописи. Вначале Леонид проявил себя как художник-плакатист. Большой этап развития он пережил во время учебы в МГХИ имени В. И. Сурикова. Этот знаменитый институт выпустил в мир множество знаменитых впоследствии художников. Являясь студентом этого учебного заведения, Непомнящий брал уроки у таких известных мастеров, как Успенский Б. А., Савостюк О. М., Пономарев Н. А. Чуть позже, уже в 1969 году, Леонид вступил в Союз художников СССР. В возрасте двадцати шести лет женился на знаменитой актрисе, чем привлек к себе внимание общества. Через четыре года родилась дочь Ксюша. Впоследствии брак распался и Леонид уехал в Мексику. Прожив там более тринадцати лет, он вернулся на родину и по сей день работает и живет в столице.

За время, пока Леонид Непомнящий жил в России, он участвовал во многих выставках разного уровня. Это были и республиканские, и всесоюзные, и международные выставки, где работы художника были оценены на самом высоком уровне. Так как начинал он как плакатист, то неудивительно, что в 1968 году за свои работы на всесоюзной выставке, посвященной пятидесятилетию комсомола, он получил премию ЦК ВЛКСМ.

Когда художник уехал в Мексику, поклонники таланта с надеждой ждали его возвращения, чтобы он смог и дальше радовать их своими работами. И их надежды оправдались. Он вернулся и продолжил творить уже в Москве.

Еще большую популярность Леонид Непомнящий приобрел благодаря сотрудничеству с писателями и издательствами. Ему предложили создавать иллюстрации к различным романам и рассказам, стихам и прозе. Такая работа сделала его очень популярным, и в течение десяти лет он стал одним из десяти лучших иллюстраторов. Настоящую славу принес ему роман Конан Дойля «Записки о Шерлоке Холмсе». Но это было не единственное произведение, которое он украсил своими графическими работами. Множество как взрослых, так и детских книг содержат иллюстрации Леонида Непомнящего. Рисунки его достаточно узнаваемы благодаря авторскому стилю. Среди работ автора есть и портреты, которые он писал на заказ, и пейзажи. В его коллекции присутствуют работы на детскую тематику, церковную и историческую темы.

Леонид Непомнящий впервые привлек к себе внимание, когда женился на знаменитой актрисе того времени Валентине Талызиной. Вначале брак был счастливым, и у них родилась дочь, которую назвали Ксенией. Но потом начались проблемы, часть из которых просачивалась в прессу. Леонид любил выпить, ему нравились шумные компании и веселые вечеринки. Со временем это пагубно сказалось на семейной жизни. Позже художник встретил новую любовь, Татьяну. Именно с ней он потом уехал в Мексику, жил и творил там.

Жизнь в Мексике

Находясь в Мексике, Леонид продолжал творить и создал множество картин и иллюстраций к книгам. Даже там он получал премии, чем принес известность и себе, и стране. Это были:

  • премия совета культуры Мексиканского правительства;
  • национальная премия Антонио Робле.

Период жизни, когда художник жил в этой прекрасной стране, запечатлен на полотнах автора. Яркие краски, разнообразие форм и оттенков четко передают ритм жизни и местный колорит. Те, кто посещает квартиру художника в Москве, говорят о том, что на стенах висят натюрморты с изображением попугаев, цветов и других объектов внимания художника. Эти картины как будто уносят зрителя в далекую страну и вызывают желание увидеть все своими глазами.

Но не стоит думать, что художнику легко далась его известность в Мексике. Попав в чужую страну в то время, он вынужден был бороться за право творить. Деятели культуры Мексики не сразу смогли оценить по достоинству его талант. Только со временем, трудом и упорством он заработал себе имя.

Современный Леонид Непомнящий

После возвращения на родину художник продолжил активно творить в ритме, к которому привык за всю жизнь. Организация выставок, новые работы и иллюстрации – это то, что делает его счастливым и радует почитателей его таланта. На данный момент в его планы не входит покидать пределы родины. Что же касается его поклонников, то они с радостью посещают выставки, приобретают работы автора и всегда с нетерпением ждут новых идей и полотен Леонида Непомнящего.

fb.ru

Любимые мужчины Валентины Талызиной

Народная артистка отмечает 75-летний юбилей

Сложно поверить, что Валентине Илларионовне исполнилось 75 лет!

Народная артистка отмечает 75-летний юбилей

У популярной актрисы театра и кино, любимицы нескольких поколений зрителей и просто обаятельной женщины Валентина ТАЛЫЗИНОЙ - юбилей. Сложно поверить, что Валентине Илларионовне исполнилось 75 лет. Она не только сыграла на экране и сцене добрую сотню разноплановых ролей, но и бесподобно озвучила нескольких обожаемых всеми персонажей. Например, маму дяди Федора в мультике о Простоквашино. А еще голосом Талызиной говорят Барбара БРЫЛЬСКА в «Иронии судьбы», Лилита ОЗОЛИНЯ в «Долгой дороге в дюнах» и Элеонора ЗУБКОВА в картине «ТАСС уполномочен заявить». «Я очень скромный человек, - призналась недавно актриса, - но, озвучив в кинематографе трех женщин, решила на этом поставить точку. Они все получили по Государственной премии, и я сказала себе: «Валя, зачем?»...

Теперь уже трудно представить, что, поступив в ГИТИС, Талызина напрямую заявляла педагогам, что у нее нет ни слуха, ни голоса. Виной тому стала детская обида на учительницу, которая однажды упрекнула второклассницу Валю, что та спела на одном из школьных вечеров русскую версию песни из популярной в те годы картины «Серенада солнечной долины». Дескать, слишком легкомысленно, и даже пошло, о чем не преминула поставить в известность маму своей ученицы. С тех пор Талызина стеснялась петь. Побороть скованность будущей звезды смогла лишь педагог по вокалу из театрального института Галина Рождественская.

Несмотря ни на что, Валюша росла открытой и веселой девочкой. Уже во втором классе взяла и влюбилась. Она до сих пор не может забыть своего первого избранника:

- Он был небольшого росточка, но с необыкновенно развитым чувством юмора, - вспоминала Талызина в интервью, - И учился хорошо, был одним из первых учеников школы... В старших классах мы с ним стали ходить на танцы, и тогда он уже признался, что любит меня, то есть у нас была взаимность.

По словам актрисы, после окончания школы, ее возлюбленный быстро женился на другой. Причем сделал это по глупости и без особых чувств. Он быстро завел двоих детей, но и Валю, как оказалось, часто вспоминал. Однажды, когда Талызина училась в ГИТИСе, этот ухажер разыскал ее в Москве и пригласил в ресторан. Там выяснилось, что теперь он трудится на гидроэлектростанции и хорошо зарабатывает.

- Помню, как мы сидели в ресторане «Берлин», и он уговаривал меня выйти за него замуж, - рассказывала Талызина, -  Весь стол был уставлен дорогой едой. Я была студенткой, и посещение ресторана для меня в то время было событием крайне редким. Но я не притронулась к еде. Сидела и плакала. А потом выпалила, что не пойду за него, встала и ушла. Вот так все и закончилось…

Восхитительная фигура Талызиной всегда сводила мужчинс ума. Фото: 1tv.ru

Расплата за полотно

Сразу после окончания института Талызина стала служить в театре Моссовета, в котором, кстати, работает и сейчас. А тогда, в конце 50-х – начале 60-х годов, коллеги по театру стали распускать слухи о романах молодой актрисы с режиссером Юрием Завадским и партнером по сцене Леонидом Марковым. Впрочем, добродушная Валентина Илларионовна к подобным разговорам относилась с улыбкой. Дескать, ничего у нее с ними не было. Предметом завистливых сплетен молодая артистка стала, и едва начав сниматься в кино. В картине «Человек, который сомневается» дебютную роль на экране исполнила не только Талызина, но и талантливый красавец Геннадий Корольков. Разумеется, длинные языки коллег по съемочной площадке тут же приписали парочке бурный роман.

С дочкой Ксенией. Фото: 1tv.ru

В середине 60-х Талызина, наконец, положила конец нелепым пересудам и вышла замуж за художника Леонида Непомнящего. А в марте 1969 года у них родилась дочь Ксения.

12 лет жизни в браке с Непомнящим актриса сейчас, по прошествии нескольких десятилетий, описывает,  как легкие и веселые. Дескать, получив очередной гонорар за картину, Непомнящий тут же устраивал пышную пирушку, которая порой не прекращалась по нескольку дней. Для этого даровитый живописец сам готовил множество вкусных блюд и созывал кучу друзей.

- Характер у супруга был золотой, - поведала в одном из интервью Талызина. -  Но он много пил. И чем дальше, тем больше. Я долго терпела, но из-за дочки не могла решиться расстаться с ним.

По слухам, на съемках картины «Иванов катер» Валентина влюбилась в актера Юрия Орлова. Дескать, парочка играла любовников, и их роман на площадке как-то сам собой перешагнул и в реальную жизнь. Но, постепенно взвесив все «за» и «против», Талызина не решилась разрушать семью Орлова и сама поставила точку в отношениях с ухажером. Правда, вернувшись из киноэкспедиции домой, начавшая стремительно набирать заслуженную популярность актриса случайно узнала, что и у ее благоверного появилась тайная зазноба.

Валентина Талызина с мужем Леонидом Непомнящим. Фото: 1tv.ru

Вскоре Непомнящий решил подать на развод. Через некоторое время он женился и укатил со второй супругой в Мексику, где жил и работал целых 15 лет. В чужой стране художник быстро освоился. Он окончательно завязал с алкоголем и быстро вошел в сотню лучших художников Мексики.

Три года назад Леонид вернулся на родину. И даже пришел в квартиру бывшей жены, но не для того, чтобы с ней снова жить, а чтобы написать ее портрет. Поболтав о том, о сем, Талызина и Непомняший решили, что работать живописец все же будет по фотографии и за пределами дома актрисы.

По настоянию дочки Ксении Валентина Илларионовна щедро заплатила Леониду Михайловичу за полотно. С тех пор они видятся нечасто. Непомнящий счастлив в браке с нынешней женой Татьяной, тоже художником.

- Сейчас я даже благодарна бывшему мужу за то, что он ушел от меня, - сказала Талызина в предъюбилейном интервью, - Я состоялась в профессии только потому, что осталась одна. Привыкла рассчитывать только на себя.

Портрет актрисы кисти ее бывшего мужа (в круге) украшает гостинную в доме Талызиной на Большой Никитской. Фото: nepomnyashchy.com

Кстати, дочка актрисы пошла по ее стопам. Ксения Хаирова так же, как и мама, окончила ГИТИС. Работает в театре, снимается в кино. В свою очередь ее дочь, внучка Валентины Илларионовны тоже имеет все шансы прославиться. Настя занимается в академии хореографического танца, где уже показывает первые успехи. В будущем она мечтает блистать на сцене Большого театра и еще раз прославить фамилию бабушки Талызина, которую с гордостью носит.

С дочкой Ксенией. Фото: 1tv.ru

Валентина Илларионовна с внучкой Настей. Фото: 1tv.ru

Валентина Талызина обожает дружеские застолья.

Актриса среди коллег-артистов.

www.eg.ru

Леонид Непомнящий: творчество и личная жизнь художника

Леонид Непомнящий является довольно неординарной личностью. В данной статье мы раскроем некоторые факты из жизни известного художника, а также осветим его творческую деятельность. Существует множество слухов о его личной жизни, но это делает художника еще более привлекательным. Ведь так устроена жизнь: чем скандальнее биография человека, тем больше им интересуются. Как художник Леонид Непомнящий внес огромный вклад в развитие отечественной живописи.

Биография художника

Имя художника стало известным, когда ему еще не было тридцати лет. Непомнящий Леонид Борисович появился на свет в 1939 г. в сердце России, Москве. С самого детства он проявлял интерес к живописи. Вначале Леонид проявил себя как художник-плакатист. Большой этап развития он пережил во время учебы в МГХИ имени В. И. Сурикова. Этот знаменитый институт выпустил в мир множество знаменитых впоследствии художников. Являясь студентом этого учебного заведения, Непомнящий брал уроки у таких известных мастеров, как Успенский Б. А., Савостюк О. М., Пономарев Н. А. Чуть позже, уже в 1969 году, Леонид вступил в Союз художников СССР. В возрасте двадцати шести лет женился на знаменитой актрисе, чем привлек к себе внимание общества. Через четыре года родилась дочь Ксюша. Впоследствии брак распался и Леонид уехал в Мексику. Прожив там более тринадцати лет, он вернулся на родину и по сей день работает и живет в столице.

Творческий путь

За время, пока Леонид Непомнящий жил в России, он участвовал во многих выставках разного уровня. Это были и республиканские, и всесоюзные, и международные выставки, где работы художника были оценены на самом высоком уровне. Так как начинал он как плакатист, то неудивительно, что в 1968 году за свои работы на всесоюзной выставке, посвященной пятидесятилетию комсомола, он получил премию ЦК ВЛКСМ.

Когда художник уехал в Мексику, поклонники таланта с надеждой ждали его возвращения, чтобы он смог и дальше радовать их своими работами. И их надежды оправдались. Он вернулся и продолжил творить уже в Москве.

Еще большую популярность Леонид Непомнящий приобрел благодаря сотрудничеству с писателями и издательствами. Ему предложили создавать иллюстрации к различным романам и рассказам, стихам и прозе. Такая работа сделала его очень популярным, и в течение десяти лет он стал одним из десяти лучших иллюстраторов. Настоящую славу принес ему роман Конан Дойля «Записки о Шерлоке Холмсе». Но это было не единственное произведение, которое он украсил своими графическими работами. Множество как взрослых, так и детских книг содержат иллюстрации Леонида Непомнящего. Рисунки его достаточно узнаваемы благодаря авторскому стилю. Среди работ автора есть и портреты, которые он писал на заказ, и пейзажи. В его коллекции присутствуют работы на детскую тематику, церковную и историческую темы.

Личная жизнь

Леонид Непомнящий впервые привлек к себе внимание, когда женился на знаменитой актрисе того времени Валентине Талызиной. Вначале брак был счастливым, и у них родилась дочь, которую назвали Ксенией. Но потом начались проблемы, часть из которых просачивалась в прессу. Леонид любил выпить, ему нравились шумные компании и веселые вечеринки. Со временем это пагубно сказалось на семейной жизни. Позже художник встретил новую любовь, Татьяну. Именно с ней он потом уехал в Мексику, жил и творил там.

Жизнь в Мексике

Находясь в Мексике, Леонид продолжал творить и создал множество картин и иллюстраций к книгам. Даже там он получал премии, чем принес известность и себе, и стране. Это были:

  • премия совета культуры Мексиканского правительства;
  • национальная премия Антонио Робле.

Период жизни, когда художник жил в этой прекрасной стране, запечатлен на полотнах автора. Яркие краски, разнообразие форм и оттенков четко передают ритм жизни и местный колорит. Те, кто посещает квартиру художника в Москве, говорят о том, что на стенах висят натюрморты с изображением попугаев, цветов и других объектов внимания художника. Эти картины как будто уносят зрителя в далекую страну и вызывают желание увидеть все своими глазами.

Но не стоит думать, что художнику легко далась его известность в Мексике. Попав в чужую страну в то время, он вынужден был бороться за право творить. Деятели культуры Мексики не сразу смогли оценить по достоинству его талант. Только со временем, трудом и упорством он заработал себе имя.

Современный Леонид Непомнящий

После возвращения на родину художник продолжил активно творить в ритме, к которому привык за всю жизнь. Организация выставок, новые работы и иллюстрации – это то, что делает его счастливым и радует почитателей его таланта. На данный момент в его планы не входит покидать пределы родины. Что же касается его поклонников, то они с радостью посещают выставки, приобретают работы автора и всегда с нетерпением ждут новых идей и полотен Леонида Непомнящего.

autogear.ru

Леонид Непомнящий: творчество и личная жизнь художника.

Леонид Непомнящий является довольно неординарной личностью. В данной статье мы раскроем некоторые факты из жизни известного художника, а также осветим его творческую деятельность. Существует множество слухов о его личной жизни, но это делает художника еще более привлекательным. Ведь так устроена жизнь: чем скандальнее биография человека, тем больше им интересуются. Как художник Леонид Непомнящий внес огромный вклад в развитие отечественной живописи.

Биография художника

Имя художника стало известным, когда ему еще не было тридцати лет. Непомнящий Леонид Борисович появился на свет в 1939 г. в сердце России, Москве. С самого детства он проявлял интерес к живописи. Вначале Леонид проявил себя как художник-плакатист. Большой этап развития он пережил во время учебы в МГХИ имени В. И. Сурикова. Этот знаменитый институт выпустил в мир множество знаменитых впоследствии художников. Являясь студентом этого учебного заведения, Непомнящий брал уроки у таких известных мастеров, как Успенский Б. А., Савостюк О. М., Пономарев Н. А. Чуть позже, уже в 1969 году, Леонид вступил в Союз художников СССР. В возрасте двадцати шести лет женился на знаменитой актрисе, чем привлек к себе внимание общества. Через четыре года родилась дочь Ксюша. Впоследствии брак распался и Леонид уехал в Мексику. Прожив там более тринадцати лет, он вернулся на родину и по сей день работает и живет в столице.

Творческий путь

За время, пока Леонид Непомнящий жил в России, он участвовал во многих выставках разного уровня. Это были и республиканские, и всесоюзные, и международные выставки, где работы художника были оценены на самом высоком уровне. Так как начинал он как плакатист, то неудивительно, что в 1968 году за свои работы на всесоюзной выставке, посвященной пятидесятилетию комсомола, он получил премию ЦК ВЛКСМ.

Когда художник уехал в Мексику, поклонники таланта с надеждой ждали его возвращения, чтобы он смог и дальше радовать их своими работами. И их надежды оправдались. Он вернулся и продолжил творить уже в Москве.

Еще большую популярность Леонид Непомнящий приобрел благодаря сотрудничеству с писателями и издательствами. Ему предложили создавать иллюстрации к различным романам и рассказам, стихам и прозе. Такая работа сделала его очень популярным, и в течение десяти лет он стал одним из десяти лучших иллюстраторов. Настоящую славу принес ему роман Конан Дойля «Записки о Шерлоке Холмсе». Но это было не единственное произведение, которое он украсил своими графическими работами. Множество как взрослых, так и детских книг содержат иллюстрации Леонида Непомнящего. Рисунки его достаточно узнаваемы благодаря авторскому стилю. Среди работ автора есть и портреты, которые он писал на заказ, и пейзажи. В его коллекции присутствуют работы на детскую тематику, церковную и историческую темы.

Личная жизнь

Леонид Непомнящий впервые привлек к себе внимание, когда женился на знаменитой актрисе того времени Вначале брак был счастливым, и у них родилась дочь, которую назвали Ксенией. Но потом начались проблемы, часть из которых просачивалась в прессу. Леонид любил выпить, ему нравились шумные компании и веселые вечеринки. Со временем это пагубно сказалось на семейной жизни. Позже художник встретил новую любовь, Татьяну. Именно с ней он потом уехал в Мексику, жил и творил там.

Жизнь в Мексике

Находясь в Мексике, Леонид продолжал творить и создал множество картин и иллюстраций к книгам. Даже там он получал премии, чем принес известность и себе, и стране. Это были:

  • премия совета культуры Мексиканского правительства;
  • национальная премия Антонио Робле.

Период жизни, когда художник жил в этой прекрасной стране, запечатлен на полотнах автора. Яркие краски, разнообразие форм и оттенков четко передают и местный колорит. Те, кто посещает квартиру художника в Москве, говорят о том, что на стенах висят натюрморты с изображением попугаев, цветов и других объектов внимания художника. Эти картины как будто уносят зрителя в далекую страну и вызывают желание увидеть все своими глазами.

Но не стоит думать, что художнику легко далась его известность в Мексике. Попав в чужую страну в то время, он вынужден был бороться за право творить. Деятели культуры Мексики не сразу смогли оценить по достоинству его талант. Только со временем, трудом и упорством он заработал себе имя.

Современный Леонид Непомнящий

После возвращения на родину художник продолжил активно творить в ритме, к которому привык за всю жизнь. Организация выставок, новые работы и иллюстрации - это то, что делает его счастливым и радует почитателей его таланта. На данный момент в его планы не входит покидать пределы родины. Что же касается его поклонников, то они с радостью посещают выставки, приобретают работы автора и всегда с нетерпением ждут новых идей и полотен Леонида Непомнящего.

О ХУДОЖНИКЕ

Леонид Непомнящий, Заслуженный художник России. Окончил МГХИ им. Сурикова. С 1965 по 1990 годы - активный участник московских, всероссийских и всесоюзных художественных выставок. Награждён множеством наград, дипломов и премий МОСХ РСФСР, СХ РСФСР и СХ СССР, ГОСКОМИЗДАТА СССР. Участник выставок советского плаката на Кубе, Польше, Франции, Японии, Вьетнаме.

С 1991 по 2004 год Леонид Непомнящий жил и работал в Мексике. Сотрудничал с крупнейшими издательствами этой страны. В 1992 году награждён премией совета по культуре правительства Мексики и национальной премией «Антонио Роблес» за книжные иллюстрации. В настоящее время художник живет и работает в Москве.

Где теперь Леонид Непомнящий?

Но кто видел его в последние годы? Где он? Как теперь выглядит, над чем работает? Кого ни спросишь - пожимают плечами. Непомнящий как-то постепенно превратился в некий миф. Его образ, его след то и дело возникали и снова растворялись в пространстве и времени. Он неуловим, и все же - вот он. Вроде бы еще вчера отбивался от комаров на пленэре в тверской глубинке, а сегодня - он уже улыбается с мексиканской фотографии на фоне Полифорума Сикейроса.

Странное чувство: он, кажется, здесь, с нами, даже когда он далеко от нас. Снимаю с полки книгу - иллюстрации Непомнящего, захожу в галерею - жена Татьяна, тоже художник, как ни в чем ни бывало развешивает его новые работы. Включаю телевизор - актриса Валентина Талызина что-то нелицеприятное говорит о бывшем муже. Он всегда незримо присутствует в теплых дружеских застольях. Вспоминают его веселые байки, например, о происхождении фамилии, которую якобы получил его дед, скрипач, прибившийся к конной армии Буденного. Воспринималось это как легенда. Но вот стало известно, что брат нашего художника - профессиональный музыкант. Значит, не такая уж и легенда, гены работают. Леониду же досталось просто любить музыку и временами блистать исполнением мосховского фольклора, знаменитыми куплетами про Коровина и Шаляпина, так артистично, смешно, незабываемо. Встречаясь, художники говорили о нем уже, как правило, в мемуарных интонациях. Довольно долго его не было среди нас. Пятнадцать лет Непомнящий провел в Мексике и недавно вернулся.

Тогда же его отъезд стал для многих неожиданным и необъяснимым. Уезжал художник со сложившейся творческой биографией, признанный и принятый. Не каждому по силам так резко изменить судьбу, что он сделал тогда, в девяностом. Очевидно, это было глубоко осознанно. Перемены в жизни должны были повлечь изменения в творчестве. Одним словом, его отъезд был результатом художнической, творческой рефлексии. Со стороны казалось, он благополучен: состоялся как мастер, как график и плакатист, обладавший индивидуальным, узнаваемым почерком. Что и зачем менять? Но только он сам мог знать, от чего он хотел уйти, отказаться, с чем порвать, что забыть. Заметим, что после окончания суриковского института молодой художник Леонид Непомнящий твердо выбрал свой путь - он сразу оказался среди тех, кто противостоял скучно правильному застойному академическому искусству. Именно плакат как жанр давал тогда редкую возможность яркого авторского высказывания. Непомнящий много трудился в этом жанре, имел успех. Его работы даже воспроизводили в хрестоматийных изданиях истории советского плаката. Удивительно, как он умудрялся уклоняться от прославленческих, откровенно конъюнктурных тем и образов.

Этот вид искусства его привлекал своей декоративностью, возможностью работать, наслаждаясь цветом.

Профессиональное качество его работ было столь убедительным, что признавалось даже строгой академической средой. За цикл плакатов на тему русской военной истории «Куликово поле», «Полтава», «Бородино» он в 1989 году был удостоен серебряной медали Академии художеств СССР. Сейчас, много лет спустя, он спокойно просматривает эти листы. Ему не в чем себя упрекнуть за длительный опыт работы в самом идеологизированном жанре искусства советского времени. И все же... Кто знает, может быть, он счел для себя этот путь исчерпанным, может быть, ему претила громкая официозность плакатных выставок, но он все больше отдалялся от когорты единомышленников. Его тянуло к тишине мастерской, сосредоточенной работе, размышлению, к удовольствию от самого процесса рисования.

Ничто так не отвечало этой потребности его души, как книжная иллюстрация. Эта область ему была давно знакома. Его любили во многих издательствах. Художника с папкой рисунков под мышкой часто видели в коридорах «Молодой гвардии», «Правды», «Малыша». Но настоящий роман у него сложился с Детгизом, переименованным позже в издательство «Детская литература». Он всегда мечтал о таком искреннем и благодарном читателе, как дети, хорошо понимал тех, к кому обращена его работа. В нем самом жил «кусочек детства». За годы работы в детской книге Непомнящий преобразился и как художник, и как человек. Эта работа давала выход искренности, человеческому теплу, непосредственной наблюдательности. На его страницах обитали хитроватые звери, цвели цветы, сияло солнце. И дети были и трудолюбивые, и добрые, и ленивые, и глуповатые, но все почему-то очень хорошие. Сейчас, наверное, мало кто помнит, что Детгиз было одним из лучших наших издательств, работавших для детей. Оно было уникальным явлением в истории отечественной культуры. И творчество Непомнящего, соответствуя его гуманному и благородному духу, очень органично вписалось в его рамки. Из года в год много лет подряд он получал премию Госкомиздата «Лучшая книга года», что свидетельствовало не только о его профессиональных достижениях, но и о том, сколь востребованы и любимы его книги.

Они погружали читателя в мир родной природы и домашнего тепла. В них смеялись снопы, оживали деревья, бегали зеленые волки. В них всегда обитали рукотворные мудрые вещи: бабушкино одеяло, пестрый половичок, цветастая шаль - то, что создавало уют в доме, где жили простые и добрые люди.

Его книги, кажется, источают тепло и ласку. Но мало кому известна истинная цена этому чуду. Надо было до тонкостей знать книжное дело, спорить на худсоветах и редколлегиях, терпеть издательско-типографские неурядицы, чтобы в конце концов пробилось на страницы твое, автора и художника, по-детски чистое восприятие красоты мира.

В 1980-х годах Непомнящий вошел в число лучших книжных графиков. Если вдуматься, честь немалая, так как отечественная книга, детская книга в частности, знала когда-то такие имена, как В. Конашевич, А. Каневский, Ю. Васнецов, Т. Маврина, ставшие классикой мировой книги. Авторы и издатели ценили его за своего рода абсолютный слух, чуткость к стилистике повествования, будь то исторический роман, детектив о Шерлоке Холмсе или любимые им сказки. Постепенно сложился его собственный, узнаваемый, неповторимый стиль. В сказку у него, кажется, превращалось все: он любил необыкновенных, неординарных персонажей, тонкий таинственный свет, нагромождение загадочных вещей, что наполняло книгу каким-то волшебным очарованием. Недаром так нравились в Мексике его графические интерпретации «Дон Кихота» Сервантеса. Они воспроизводились часто и жили уже отдельной от книги жизнью. Особенно увлекали его мотивы народной самобытности, национального своеобразия. Прикосновение к фольклору открывало ему невиданное богатство орнаментов, деталей быта, аккордов цвета. Он с наслаждением сочетал такие разные, несхожие русские, венгерские ритмы, краски, образы.

Может быть, именно это отсутствие боязни погрузиться в другую культуру поддерживало его, окрыляло при отъезде в Мексику. Его манила загадочная древняя страна с мощными культурными традициями. Но все пятнадцать лет его жизни в Мексике прошли не только в диалогах на почве культур, но в самой настоящей борьбе за взаимное понимание.

Не секрет, что наши живописцы, скульпторы, графики, получившие фундаментальное образование в художественных вузах советского времени, имеют сегодня успех за рубежом, а иные - даже славу. Но всем им пришлось отстаивать свою идентичность. Нынешние граждане мира - Эрнест Неизвестный, Михаил Шемякин, Илья Кабаков, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на Западе, бились в одиночку. У каждого по-своему складывались отношения со своей и чужой культурой. Непомнящему предстояло утверждаться в другом обществе, человеческие взаимоотношения в котором были совершенно другими, чем на родине. Вряд ли мексиканские менеджеры сразу и в полной мере могли оценить, что к ним явился мастер с многолетним опытом, еще в юности удостоившийся премии Ленинского комсомола за «Трех мушкетеров» А.Дюма. Никого не интересовала его творческая личность, обстоятельства формирования и причастность к тем или иным направлениям в искусстве. Важны были только реальные работы, только демонстрация мастерства, умения. Уровень художественной культуры Леонида Непомнящего, безусловно, внушал доверие и вскоре покорил мексиканских издателей. Даже коллег-художников он удивлял тонкой отделкой рисунка, ювелирной, многодельной и кропотливой работой над листом. Очень скоро Непомнящий добился успеха, получил престижную национальную премию имени Антонио Роблеса, много работал в книжной индустрии. Теперь где-нибудь высоко в горах в городке или деревушке маленький мексиканец держит в руках книгу, оформленную сеньором Леонидом Непомнящим. Даже не одну книгу, а много, конечно же, сказок, сказок народов бывшего СССР. Это была его инициатива, его многолетняя программа - познакомить мексиканских детей с фольклором далекого континента, не известных им стран.

Таковы факты его мексиканского бытия, окрашенные романтикой и экзотикой. А жизнь, внутренняя жизнь художника складывалась из многих проблем. Мы знаем, как много наших мастеров - актеров, художников, музыкантов - вернулось на родину, не сумев реализовать себя в рамках другой культуры, пожертвовать чем-то, чтобы приспособиться к чужому менталитету.

Соприкоснувшись с масштабностью мексиканских живописных традиции, давших миру таких гигантов, как Д. Ривера, Х.-К. Ороско, Д.А. Сикейрос, наш художник остро почувствовал разность культур, ощутил особое обаяние национального склада своего, родного искусства. Когда-то, во времена юности Непомнящего, у нас полыхали искусствоведческие споры, в которых одна сторона утверждала безоговорочный приоритет монументального искусства и предрекала отмирание станковизма. Наше искусство пережило тогда бурный, хотя и недолгий подъем монументальной живописи. Возникли знаменитые мозаичные и фресковые циклы: Музей космонавтики в Калуге, кинотеатр «Октябрь» в Москве. Может быть, Непомнящий тогда и не знал об ученых спорах, но теперь, оказавшись в стране гениев монументализма, всем существом почувствовал правомерность и необходимость станкового искусства, его камерной, обращенной к душе теплоты. Искусства, делающегося не для площадей и публичных центров, а для семьи, друзей, для отдельного человека. Он даже пробовал писать маслом. Но сам знал и ценил в себе природу графика. В эти годы Непомнящий много размышляет, экспериментирует, оставаясь, по существу, наедине с собой. Ему нравилась страна, люди. Но та роль, которую они отводили искусству в своей жизни, слишком отличалась от его привычного понимания. К своему удивлению он не обнаружил в массовом сознании потребности украсить свой быт картиной или гравюрой. Натюрморт над обеденным столом, пейзаж или портрет любимой собаки в комнате оказались большой редкостью, чем-то почти немыслимым. Он понял: атмосфера частной жизни здесь не нуждается в художественной сентиментальности.

И мексиканская домашняя аура показалась ему холодноватой. Может быть, он и сам не ожидал, но его мысли и чувства все больше обращались назад. Чего недоставало ему в той жизни? Широты московских застолий, долгих дружеских разговоров, бескорыстного, безалаберного неделового общения с доброй половиной Москвы. Всего того, что стало частью его души и характера.

Его возвращение в Москву сопровождалось показом нескольких станковых графических циклов. В них остро прочувствовано национальное начало, традиция, его воспитавшая и державшая, все то, что он так любит: русская история, быт, костюм, архитектура, утварь... Пятнадцать листов цикла «Русская песня» создавались еще в Мексике, как и остроумный, не без влияния Баркова, цикл «Гусарские анекдоты». Рассмотрев на одном из листов кота в кивере и встретившись с улыбкой рыбы, мы точно убедились: вернулся тот самый Непомнящий.

У него здесь сейчас много дел: надо поставить на крыло дочь Варвару, которую он планирует воспитать настоящим художником. Старшая, Ксения, едва успев закончить ГИТИС, уже читала русскую классику по телевидению, заметим, с хорошим чувством стиля. В своей московской мастерской он окружен натюрмортами с орхидеями и попугаями. Мексиканские воспоминания длятся, превращаясь в цветные феерии. Но к выставке он готовит обширные «Пушкинские хроники» и тонкую, красивую серию «Музыка». В каждом листе, как всегда, у Непомнящего соединяются образы природы, музыки, архитектуры, старинного быта. По секрету он сказал, что принялся теперь за «Ветхий Завет».

Он снова вошел в привычный рабочий ритм. Шум за окном не напоминает гудящий Мехико. Но время от времени мы слышим от него, что мексиканская жара переносится куда легче московской. Это настораживает близких. Неужели опять исчезнет? Куда потянет его завтра? Естественность, с которой наши мастера передвигаются по миру, осознается нами как завоеванная ценность нашей гражданской и художественной жизни. Они удивляют, восхищают, творят, их видят в Нью-Йорке, Париже, Мехико. Это стало приметой наших дней, знаком безусловной победы над прошлым.

Елена КОРОТКЕВИЧ

Непомнящий Леонид Михайлович (р.28.04.1939 г., Москва -) - советский и российский художник, график, плакатист.

Биография

Леонид Михайлович Непомнящий родился в 1939 году в Москве. Начинал как плакатист. В 1965 окончил мастерскую плаката Московского государственного художественного института им. В. И. Сурикова. Учился у Н. А. Пономарева, О. М. Савостюка, Б. А. Успенского. C 1969 Член Союза художников СССР.

В середине 60-х годов Леонид Непомнящий женился на актрисе кино Валентине Талызиной, с которой прожил в браке 12 лет. В марте 1969 года у них родилась дочь Ксения.

Участник республиканских, всесоюзных, зарубежных художественных выставок. Сотрудничал с издательством «Плакат» и «Агитплакат». Лауреат первой премии ЦК ВЛКСМ (за плакаты, представленные на Всесоюзной выставке, посвященной 50-летию комсомола, 1968).

С 1991 по 2004 год Леонид Непомнящий жил и работал в Мексике.

В настоящее время живет и работает в Москве.

Творчество

Жанр плаката обладал в советское время особой привлекательностью: для зрителей - потому что он обрел новое дыхание в пору хрущевской оттепели, художников в нем привлекала раскрепощенность изобразительного языка, возможность прямого обращения к зрителю. В работах графика, отмеченных престижными премиями и дипломами, чувствовалась глубокая заинтересованность общественными судьбами своей страны. Возможно, именно эта чуткость к социальному нерву позволила художнику очень рано ощутить неадекватность плакатной пластики изменениям, произошедшим в обществе. Начались поиски новой для него области творчества, где он мог бы рассчитывать на искреннее самовыражение и взаимопонимание со зрителем. Такой новой для него землей оказалась книжная иллюстрация. Именно здесь он смог осуществить свои самые заветные замыслы. Многим читателям книги с иллюстрациями Непомнящего дарят радостную возможность мечтать, размышлять, фантазировать, удивляться. Его работы отличает интересное композиционное построение, своеобразие стиля и, безусловно, высокое профессиональное мастерство.

В 1980-х годах Непомнящий вошел в число лучших книжных графиков. Авторы и издатели ценили его за своего рода абсолютный слух, чуткость к стилистике повествования, будь то исторический роман, детектив о Шерлоке Холмсе или любимые им сказки. Постепенно сложился его собственный, узнаваемый, неповторимый стиль. В сказку у него, кажется, превращалось все: он любил необыкновенных, неординарных персонажей, тонкий таинственный свет, нагромождение загадочных вещей, что наполняло книгу каким-то волшебным очарованием.

С 1991 по 2004 год Леонид Непомнящий жил и работал в Мексике. Сотрудничал с крупнейшими издательствами этой страны. В 1992 году награждён премией совета по культуре правительства Мексики и национальной премией «Антонио Роблес» за книжные иллюстрации.

В своей московской мастерской он окружен натюрмортами с орхидеями и попугаями. Мексиканские воспоминания длятся, превращаясь в цветные феерии. Но к выставке он готовит обширные «Пушкинские хроники» и тонкую, красивую серию «Музыка». В каждом листе, как всегда, у Непомнящего соединяются образы природы, музыки, архитектуры, старинного быта. По секрету он сказал, что принялся теперь за «Ветхий Завет».

Он снова вошел в привычный рабочий ритм. Шум за окном не напоминает гудящий Мехико. Но время от времени мы слышим от него, что мексиканская жара переносится куда легче московской. Это настораживает близких. Неужели опять исчезнет? Куда потянет его завтра?

Естественность, с которой наши мастера передвигаются по миру, осознается нами как завоеванная ценность нашей гражданской и художественной жизни. Они удивляют, восхищают, творят, их видят в Нью-Йорке, Париже, Мехико. Это стало приметой наших дней, знаком безусловной победы над прошлым.

(исп. статья Елены Короткевич, жур. «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» №10 за 2008 г

Актриса Ксения Леонидовна Хаирова сумела доказать всем скептикам, что является исключением из правила о том, что «природа отдыхает на детях знаменитостей».

А знаменитостей среди её родных действительно предостаточно. Ксения родилась в семье, где оба родителя – известные в мире искусства люди. Мама – Народная артистка России . Отец – известный художник Леонид Непомнящий.

Как это часто бывает у людей творческих, родители Ксении недолго прожили вместе. После развода отец уехал в Мексику, где у него появилась новая семья. А Ксения Талызина – такой была в девичестве фамилия актрисы – осталась с мамой.

Ксения училась в школе, где углублённо изучались иностранные языки. Отдать дочь в специализированную школу было идеей мамы. Валентина Илларионовна, как никто знавшая изнанку актёрской профессии, больше всего не желала дочери судьбы артистки. Но гены взяли верх. После окончания спецшколы Ксения Талызина, уже собравшаяся поступать в престижный институт иностранных языков, вдруг передумала и отнесла документы в ГИТИС. Увещевания матери не возымели действия.

Так в 1986 году Талызина-младшая начала учиться в театральном вузе. Она была зачислена на курс Евгения Лазарева.

Театр

В 1991 году, получив диплом, начинающая актриса была принята в труппу столичного Театра Российской армии (ЦАТРА). Но на эту сцену Ксения Хаирова так и не успела выйти, потому что в том же 1991-ом получила предложение от польского режиссёра Януша Юзефовича. Он как раз набирал артистов в свой мюзикл «Metro». Хаирова неожиданно прошла во второй тур и уехала в Польшу.

В столицу Ксения Хаирова вернулась через год и снова устроилась в ЦАТРА. Театралы увидели молодую артистку в постановках «Солдат и Ева». На тот момент к ней было приковано особо пристальное внимание, ведь Ксения Леонидовна ещё носила фамилию матери. Это оказалось ещё одним стимулом, чтобы играть в полную силу, каждый раз доказывая, что сцена для неё не блажь ребёнка великой актрисы Талызиной, а зов сердца.

Вскоре театральные ценители убедились, что перед ними вполне зрелая и талантливая артистка. Спектакли «На бойком месте», «Много шума из ничего», «Странная миссис Сэвидж», в которых Ксения Хаирова сыграла весьма заметные роли, стали доказательством её мастерства.

Для самой артистки наиболее ярким событием тех лет оказалась встреча с легендарным Петером Штайном. Театральный режиссёр решил поставить в Москве свою «Орестею». Ксении Хаировой досталась роль Электры. Постановка имела огромный успех. Вместе с «Орестеей» актриса долгое время гастролировала по Европе.

В наши дни Ксения Хаирова продолжает служить в Театре Российской армии. Она играет сразу в нескольких спектаклях. Среди наиболее ярких ролей последнего времени - Монастырская в спектакле «Вечно живые» и Анна Фаликова в «Одноклассниках».

Фильмы

Кинематографическая биография Ксении Хаировой началась сразу же после окончания ГИТИСа. Она дебютировала в картине «Николай Вавилов». Это была маленькая роль, но первая карьерная ступенька была пройдена. Участие в этом проекте для Хаировой было ценно тем, что она смогла наблюдать «вживую» игру таких звёзд кинематографа, как и Костас Сморигинас.

Спустя год Ксения Хаирова сыграла крупную роль в картине «Наш американский Боря». В титрах этого и предыдущего фильмов артистка ещё значится как Талызина. Но после смены маминой фамилии на нынешнюю, кажется, «упал» какой-то барьер, мешающий режиссёрам задействовать актрису в своих проектах.

Начиная с середины 1990-х, Ксения Хаирова снимается регулярно и много. Чаще всего она появляется в популярных сериалах. «Счастье ты мое», «Сыщики-5», «Аэропорт-2», «Час Волкова –2», «Опера-1. Хроники убойного отдела». Всюду Хаирова играет яркие и запоминающиеся роли. Особенно полюбились зрителям её героини в мелодрамах «Гонка за счастьем» и «Дочки-матери».

Но настоящая известность обрушилась на Ксению Хаирову после выхода на экраны рейтингового сериала «Институт благородных девиц». Этот проект транслировался несколько лет кряду и из-за своей популярности был продолжен на несколько сезонов. Работа в этой ленте оказалась хотя и тяжёлой (артистка была задействована и в театре, и на съёмочной площадке), но крайне интересной.

Работа в «Институте благородных девиц» окончилась в 2013 году, но тут же Ксения Хаирова была задействована в новых проектах. Примечательно, что образы, создаваемые артисткой в фильмах «До смерти красивы», «Голоса», «Предлагаемые обстоятельства» и «Город соблазнов», совсем непохожи. Хаирова не раз доказывала, что ей по силам разнообразные амплуа, диапазон которых колеблется от лёгких комедийных до глубоко-психологических и даже трагичных.

В 2014-ом поклонники Ксении Хаировой увидели любимую актрису в сериалах «Умельцы» и «Хорошие руки».

Личная жизнь

Актриса была замужем трижды. Но так уж случилось, что все официальные браки оказались несчастливыми.

Первый раз Ксения Хаирова вышла замуж за выпускника МАТИ Эльдара Уманчеева. Хаирова утверждает, что это был брак по огромной и взаимной любви. Но Эльдар решил сменить место жительства, поменяв Россию на США. Ксения, у которой карьера шла по нарастающей, не хотела покидать родину и ехать в неизвестность. Это стало причиной расставания.

Второй брак, о котором Хаирова не любит вспоминать, тоже окончился разводом. Но в отличии от первого супруга, с которым Ксения поддерживает дружеские отношения, разрыв со вторым мужем был очень болезненным. Как утверждает женщина, она выкинула этого человека из своей жизни, несмотря на 6-месячную беременность. Дочь Настя не видела своего отца никогда. Она носит фамилию своей легендарной бабушки – Талызина.

От третьего мужа Ксения оставила фамилию Хаирова. Но совместная жизнь опять не сложилась. Муж ревновал жену к работе и каждый раз, когда она отправлялась на гастроли, в доме бушевал скандал. Бросать профессию ради спокойствия в семье актриса не стала, решив бросить мужа.

Сегодня личная жизнь Ксении Хаировой устроена, хотя подробностями она делится неохотно. Известно, что её гражданского мужа зовут Юрий. Он полностью разделяет все взгляды своей половинки на жизнь и уважает её профессию. Знакомство с Юрием произошло во время съёмок «Института благородных девиц».

Фильмография

  • «Счастье ты мое»
  • «Сыщики-5»
  • «Аэропорт-2»
  • «Опера-1. Хроники убойного отдела»
  • «Гонка за счастьем»
  • «Дочки-матери»
  • «Голоса»
  • «Институт благородных девиц»
  • «Умельцы»
  • «Хорошие руки»

analytspectr.ru

Непомнящий Леонид

Где теперь Леонид Непомнящий? Опубликовано в журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования»

№10 за 2008г.

Но кто видел его в последние годы? Где он? Как теперь выглядит, над чем

работает? Кого ни спросишь — пожимают плечами. Непомнящий как-то постепенно

превратился в некий миф. Его образ, его след то и дело возникали и снова

растворялись в пространстве и времени. Он неуловим, и все же — вот он. Вроде

бы еще вчера отбивался от комаров на пленэре в тверской глубинке, а сегодня —

он уже улыбается с мексиканской фотографии на фоне Полифорума Сикейроса.

Странное чувство: он, кажется, здесь, с нами, даже когда он далеко от нас.

Снимаю с полки книгу — иллюстрации Непомнящего, захожу в галерею — жена

Татьяна, тоже художник, как ни в чем ни бывало развешивает его новые работы.

Включаю телевизор — актриса Валентина Талызина что-то нелицеприятное говорит

о бывшем муже. Он всегда незримо присутствует в теплых дружеских застольях.

Вспоминают его веселые байки, например, о происхождении фамилии, которую якобы

получил его дед, скрипач, прибившийся к конной армии Буденного. Воспринималось

это как легенда. Но вот стало известно, что брат нашего художника —

профессиональный музыкант. Значит, не такая уж и легенда, гены работают.

Леониду же досталось просто любить музыку и временами блистать исполнением

мосховского фольклора, знаменитыми куплетами про Коровина и Шаляпина, так

артистично, смешно, незабываемо. Встречаясь, художники говорили о нем уже, как

правило, в мемуарных интонациях. Довольно долго его не было среди нас.

Пятнадцать лет Непомнящий провел в Мексике и недавно вернулся.

Тогда же его отъезд стал для многих неожиданным и необъяснимым. Уезжал

художник со сложившейся творческой биографией, признанный и принятый. Не

каждому по силам так резко изменить судьбу, что он сделал тогда, в девяностом.

Очевидно, это было глубоко осознанно. Перемены в жизни должны были повлечь

изменения в творчестве. Одним словом, его отъезд был результатом

художнической, творческой рефлексии. Со стороны казалось, он благополучен:

состоялся как мастер, как график и плакатист, обладавший индивидуальным,

узнаваемым почерком. Что и зачем менять? Но только он сам мог знать, от чего

он хотел уйти, отказаться, с чем порвать, что забыть. Заметим, что после

окончания суриковского института молодой художник Леонид Непомнящий твердо

выбрал свой путь — он сразу оказался среди тех, кто противостоял скучно

правильному застойному академическому искусству. Именно плакат как жанр давал

тогда редкую возможность яркого авторского высказывания. Непомнящий много

трудился в этом жанре, имел успех. Его работы даже воспроизводили в

хрестоматийных изданиях истории советского плаката. Удивительно, как он

умудрялся уклоняться от прославленческих, откровенно конъюнктурных тем и

образов.

Этот вид искусства его привлекал своей декоративностью, возможностью работать,

наслаждаясь цветом.

Профессиональное качество его работ было столь убедительным, что признавалось

даже строгой академической средой. За цикл плакатов на тему русской военной

истории «Куликово поле», «Полтава», «Бородино» он в 1989 году был удостоен

серебряной медали Академии художеств СССР. Сейчас, много лет спустя, он

спокойно просматривает эти листы. Ему не в чем себя упрекнуть за длительный

опыт работы в самом идеологизированном жанре искусства советского времени. И

все же... Кто знает, может быть, он счел для себя этот путь исчерпанным, может

быть, ему претила громкая официозность плакатных выставок, но он все больше

отдалялся от когорты единомышленников. Его тянуло к тишине мастерской,

сосредоточенной работе, размышлению, к удовольствию от самого процесса

рисования.

Ничто так не отвечало этой потребности его души, как книжная иллюстрация. Эта

область ему была давно знакома. Его любили во многих издательствах. Художника

с папкой рисунков под мышкой часто видели в коридорах «Молодой гвардии»,

«Правды», «Малыша». Но настоящий роман у него сложился с Детгизом,

переименованным позже в издательство «Детская литература». Он всегда мечтал о

таком искреннем и благодарном читателе, как дети, хорошо понимал тех, к кому

обращена его работа. В нем самом жил «кусочек детства». За годы работы в

детской книге Непомнящий преобразился и как художник, и как человек. Эта

работа давала выход искренности, человеческому теплу, непосредственной

наблюдательности. На его страницах обитали хитроватые звери, цвели цветы,

сияло солнце. И дети были и трудолюбивые, и добрые, и ленивые, и глуповатые,

но все почему-то очень хорошие. Сейчас, наверное, мало кто помнит, что Детгиз

было одним из лучших наших издательств, работавших для детей. Оно было

уникальным явлением в истории отечественной культуры. И творчество

Непомнящего, соответствуя его гуманному и благородному духу, очень органично

вписалось в его рамки. Из года в год много лет подряд он получал премию

Госкомиздата «Лучшая книга года», что свидетельствовало не только о его

профессиональных достижениях, но и о том, сколь востребованы и любимы его

книги.

Они погружали читателя в мир родной природы и домашнего тепла. В них смеялись

снопы, оживали деревья, бегали зеленые волки. В них всегда обитали рукотворные

мудрые вещи: бабушкино одеяло, пестрый половичок, цветастая шаль — то, что

создавало уют в доме, где жили простые и добрые люди.

Его книги, кажется, источают тепло и ласку. Но мало кому известна истинная

цена этому чуду. Надо было до тонкостей знать книжное дело, спорить на

худсоветах и редколлегиях, терпеть издательско-типографские неурядицы, чтобы в

конце концов пробилось на страницы твое, автора и художника, по-детски чистое

восприятие красоты мира.

В 1980-х годах Непомнящий вошел в число лучших книжных графиков. Если

вдуматься, честь немалая, так как отечественная книга, детская книга в

частности, знала когда-то такие имена, как В. Конашевич, А. Каневский, Ю.

Васнецов, Т. Маврина, ставшие классикой мировой книги. Авторы и издатели

ценили его за своего рода абсолютный слух, чуткость к стилистике

повествования, будь то исторический роман, детектив о Шерлоке Холмсе или

любимые им сказки. Постепенно сложился его собственный, узнаваемый,

неповторимый стиль. В сказку у него, кажется, превращалось все: он любил

необыкновенных, неординарных персонажей, тонкий таинственный свет,

нагромождение загадочных вещей, что наполняло книгу каким-то волшебным

очарованием. Недаром так нравились в Мексике его графические интерпретации

«Дон Кихота» Сервантеса. Они воспроизводились часто и жили уже отдельной от

книги жизнью. Особенно увлекали его мотивы народной самобытности,

национального своеобразия. Прикосновение к фольклору открывало ему невиданное

богатство орнаментов, деталей быта, аккордов цвета. Он с наслаждением сочетал

такие разные, несхожие русские, венгерские ритмы, краски, образы.

Может быть, именно это отсутствие боязни погрузиться в другую культуру

поддерживало его, окрыляло при отъезде в Мексику. Его манила загадочная

древняя страна с мощными культурными традициями. Но все пятнадцать лет его

жизни в Мексике прошли не только в диалогах на почве культур, но в самой

настоящей борьбе за взаимное понимание.

Не секрет, что наши живописцы, скульпторы, графики, получившие фундаментальное

образование в художественных вузах советского времени, имеют сегодня успех за

рубежом, а иные — даже славу. Но всем им пришлось отстаивать свою

идентичность. Нынешние граждане мира — Эрнест Неизвестный, Михаил Шемякин,

Илья Кабаков, в силу разных обстоятельств оказавшиеся на Западе, бились в

одиночку. У каждого по-своему складывались отношения со своей и чужой

культурой. Непомнящему предстояло утверждаться в другом обществе, человеческие

взаимоотношения в котором были совершенно другими, чем на родине. Вряд ли

мексиканские менеджеры сразу и в полной мере могли оценить, что к ним явился

мастер с многолетним опытом, еще в юности удостоившийся премии Ленинского

комсомола за «Трех мушкетеров» А.Дюма. Никого не интересовала его творческая

личность, обстоятельства формирования и причастность к тем или иным

направлениям в искусстве. Важны были только реальные работы, только

демонстрация мастерства, умения. Уровень художественной культуры Леонида

Непомнящего, безусловно, внушал доверие и вскоре покорил мексиканских

издателей. Даже коллег-художников он удивлял тонкой отделкой рисунка,

ювелирной, многодельной и кропотливой работой над листом. Очень скоро

Непомнящий добился успеха, получил престижную национальную премию имени

Антонио Роблеса, много работал в книжной индустрии. Теперь где-нибудь высоко в

горах в городке или деревушке маленький мексиканец держит в руках книгу,

оформленную сеньором Леонидом Непомнящим. Даже не одну книгу, а много, конечно

же, сказок, сказок народов бывшего СССР. Это была его инициатива, его

многолетняя программа — познакомить мексиканских детей с фольклором далекого

континента, не известных им стран.

Таковы факты его мексиканского бытия, окрашенные романтикой и экзотикой. А

жизнь, внутренняя жизнь художника складывалась из многих проблем. Мы знаем,

как много наших мастеров — актеров, художников, музыкантов — вернулось на

родину, не сумев реализовать себя в рамках другой культуры, пожертвовать чем-

то, чтобы приспособиться к чужому менталитету.

Соприкоснувшись с масштабностью мексиканских живописных традиции, давших миру

таких гигантов, как Д. Ривера, Х.-К. Ороско, Д.А. Сикейрос, наш художник остро

почувствовал разность культур, ощутил особое обаяние национального склада

своего, родного искусства. Когда-то, во времена юности Непомнящего, у нас

полыхали искусствоведческие споры, в которых одна сторона утверждала

безоговорочный приоритет монументального искусства и предрекала отмирание

станковизма. Наше искусство пережило тогда бурный, хотя и недолгий подъем

монументальной живописи. Возникли знаменитые мозаичные и фресковые циклы:

Музей космонавтики в Калуге, кинотеатр «Октябрь» в Москве. Может быть,

Непомнящий тогда и не знал об ученых спорах, но теперь, оказавшись в стране

гениев монументализма, всем существом почувствовал правомерность и

необходимость станкового искусства, его камерной, обращенной к душе теплоты.

Искусства, делающегося не для площадей и публичных центров, а для семьи,

друзей, для отдельного человека. Он даже пробовал писать маслом. Но сам знал и

ценил в себе природу графика. В эти годы Непомнящий много размышляет,

экспериментирует, оставаясь, по существу, наедине с собой. Ему нравилась

страна, люди. Но та роль, которую они отводили искусству в своей жизни,

слишком отличалась от его привычного понимания. К своему удивлению он не

обнаружил в массовом сознании потребности украсить свой быт картиной или

гравюрой. Натюрморт над обеденным столом, пейзаж или портрет любимой собаки в

комнате оказались большой редкостью, чем-то почти немыслимым. Он понял:

атмосфера частной жизни здесь не нуждается в художественной сентиментальности.

И мексиканская домашняя аура показалась ему холодноватой. Может быть, он и сам

не ожидал, но его мысли и чувства все больше обращались назад. Чего

недоставало ему в той жизни? Широты московских застолий, долгих дружеских

разговоров, бескорыстного, безалаберного неделового общения с доброй половиной

Москвы. Всего того, что стало частью его души и характера.

Его возвращение в Москву сопровождалось показом нескольких станковых

графических циклов. В них остро прочувствовано национальное начало, традиция,

его воспитавшая и державшая, все то, что он так любит: русская история, быт,

костюм, архитектура, утварь... Пятнадцать листов цикла «Русская песня»

создавались еще в Мексике, как и остроумный, не без влияния Баркова, цикл

«Гусарские анекдоты». Рассмотрев на одном из листов кота в кивере и

встретившись с улыбкой рыбы, мы точно убедились: вернулся тот самый

Непомнящий.

У него здесь сейчас много дел: надо поставить на крыло дочь Варвару, которую

он планирует воспитать настоящим художником. Старшая, Ксения, едва успев

закончить ГИТИС, уже читала русскую классику по телевидению, заметим, с

хорошим чувством стиля. В своей московской мастерской он окружен натюрмортами

с орхидеями и попугаями. Мексиканские воспоминания длятся, превращаясь в

цветные феерии. Но к выставке он готовит обширные «Пушкинские хроники» и

тонкую, красивую серию «Музыка». В каждом листе, как всегда, у Непомнящего

соединяются образы природы, музыки, архитектуры, старинного быта. По секрету

он сказал, что принялся теперь за «Ветхий Завет».

Он снова вошел в привычный рабочий ритм. Шум за окном не напоминает гудящий

Мехико. Но время от времени мы слышим от него, что мексиканская жара

переносится куда легче московской. Это настораживает близких. Неужели опять

исчезнет? Куда потянет его завтра?

Естественность, с которой наши мастера передвигаются по миру, осознается нами

как завоеванная ценность нашей гражданской и художественной жизни. Они

удивляют, восхищают, творят, их видят в Нью-Йорке, Париже, Мехико. Это стало

приметой наших дней, знаком безусловной победы над прошлым.

Елена КОРОТКЕВИЧ

family-values.ru


Смотрите также