Лебедев кумач биография личная жизнь


Василий Лебедев-Кумач: некоторые странности любимого поэта сталинской эпохи

120 лет назад, 8 августа 1898 года, родился человек, который за 50 лет жизни сумел стать главным поэтом-песенником своего времени, добившись одновременно любви и ненависти своих современников

Его песни «Широка страна моя родная», «Утро красит нежным цветом», «Легко на сердце от песни веселой» и другие распевал весь СССР, и до сих пор они очень популярны. Правда, слова «другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек» совершенно не подходили к атмосфере репрессий. А многие знаменитые коллеги вообще откровенно не жаловали поэта и предъявляли ему серьезные обвинения.

Мог бы учиться в Оксфорде

Сын московского сапожника Ивана Никитовича Кумача неизвестно почему при рождении получил фамилию матери-портнихи Марии Михайловны Лебедевой. Из-за бедности родителей он, скорее всего, закончил бы обучение тремя классами, но мальчику повезло.

Его первая учительница выхлопотала для Васи гимназическую стипендию у проживавшего в Англии историка Павла Виноградова. Он даже лично приезжал в Москву для того, чтобы принять экзамен у своего стипендиата, и оказался чрезвычайно доволен уровнем показанных Василием знаний. Виноградов пообещал по окончании гимназии устроить парня в Оксфордский университет, но все планы сломала революция.

Вместо Оксфорда Василию Лебедеву пришлось в 1917 году поступить в Московский университет, который так и не удалось закончить. Чтобы банально прокормиться, Василий начинает сотрудничать с различными печатными изданиями, включая журнал «Крокодил», публикуя в них свои стихи.

Рисунок Петра Белянина «Темное» совещание в редакции «Крокодила». Номер 7 – Василий Лебедев-Кумач. Источник: wikimedia.org

Лебедев быстро смекнул, что наибольшим успехом пользуется патриотический жанр, начав активно прославлять комсомол и партию большевиков, не забывая вспоминать «добрым словом» самого товарища Сталина.

Славил доносчиков и чекистов

В годы насильственной коллективизации из-под пера Василия Ивановича, который стал уже Лебедевым-Кумачом, вышло большое количество стихов, воспевающих честных работников, готовых пожертвовать жизнью своей семьи ради сохранения и спасения колхозного имущества.

В 1938 году Лебедев-Кумач написал «Гимн НКВД», став любимым поэтом советских чекистов.

Не забывал он и критиковать своих коллег, которые за такую критику в то время могли поплатиться жизнью. Так, в частности, чуть не произошло с Валентином Катаевым, о котором Лебедев-Кумач высказался в газете «Правда».

Будучи депутатом Верховного Совета СССР, он часто выступал с трибуны долго и в стихах. В некоторых источниках утверждают, что после одной такой речи поэт Ярослав Смеляков, недавно освободившийся из заточения, высказался: «Надоела мне моча Лебедева-Кумача», и тут же был посажен заново.

В 1938 году вместе с Александром Александровым Лебедев-Кумач написал «Гимн партии большевиков», который стал победителем конкурса на создание первого Гимна Советского Союза.

Правда, впоследствии руководство страны решило видоизменить текст, заменив его словами Сергея Михалкова.

Лучший поэт советского кинематографа

Леонид Утесов исполняет песню «Легко на сердце от песни веселой». Кадр из фильма «Веселые ребята» (1934)

Его песни, звучащие в фильмах «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Вратарь», «Трактористы», просто излучают счастье и оптимизм. И народ действительно их любил.

Правда, в узких кругах тексты поэта встречали не столь восторженно. Так, в своих воспоминаниях Леонид Утесов утверждал, что первоначально песни, написанные к «Веселым ребятам», были «бездарные и безликие» и что якобы певец написал отдельное письмо Лебедеву-Кумачу, и только после этого появились те шедевры, которые мы знаем наизусть.

А во время съемок «Цирка» знаменитая «Широка страна моя родная» была утверждена непримиримым композитором Дунаевским только с 36-го раза. Правда, и к этому варианту у современников было много вопросов, уж слишком диссонировал текст с происходящим вокруг.

Личный враг Гитлера

23 июня 1941 года, на второй день после нападения гитлеровской Германии на СССР, Лебедев-Кумач получил задание написать патриотическую песню. Уже на следующий день газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали текст «Священной войны». Она исполняется по сей день, и до сих пор слушать ее равнодушно невозможно.

Сводный 1000-трубный военный оркестр исполняет «Священную войну» во время Парада Победы. 9 мая 2012 года. Источник: Сайт Минобороны РФ

Впервые (на музыку Александра Александрова) она прозвучала в исполнении Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР 26 июня 1941 года, став символом борьбы советского народа за свободу и независимость Родины.

Примечательно, что Гитлер незамедлительно назвал своими личными врагами передававшего сводки Совинформбюро диктора Юрия Левитана, а также Лебедева-Кумача, написавшего мощнейший текст «Священной войны», и пообещал повесить их на Красной площади после захвата Москвы.

К сожалению, больше ничего столь же значительного ему написать так и не удалось. После Победы он находился в глубокой депрессии, об этом свидетельствуют записи из его дневника, например: «Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, еще 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов. И глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно»

20 февраля 1949 года поэт-песенник скончался.

Поэт Василий Лебедев-Кумач. Фото Федора Кислова / Фотохроника ТАСС

Обвинения в плагиате

Еще при жизни Лебедева-Кумача ему часто инкриминировали заимствования в текстах. Особенно на этом настаивал Александр Фадеев, который не любил коллегу.

В 1972 году во Всесоюзное агентство СССР по авторским правам обратилась гражданка Польши Фаина Квятковская. Она заявила, что является автором польского и русского текстов известнейшего фокстрота «У самовара». В Советском Союзе его исполнял Леонид Утесов, а автором назвал себя Василий Лебедев-Кумач, который якобы присвоил себе полагающийся ей авторский гонорар за выпущенные пластинки.

Сначала ВААП решило не реагировать на это письмо, но выяснилось, что еще в 1931 году германская фирма миллионным тиражом выпустила пластинку с записью этой песни, а Утесов начал исполнять ее только через год.

Скандал замяли чисто по-советски. Перед Квятковской извинились и выплатили ей гонорар в размере… 9 рублей 50 копеек.

Еще больший скандал вышел из-за легендарной песни «Священная война», авторство которой приписывается учителю русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александру Боде. Дочь Боде написала сыну композитора Александрова и изложила свою версию создания песни ее отцом в 1916 году.

Специалисты утверждают, что Лебедев-Кумач лишь немного сократил старую песню и изменил фразу «с германской силой темною» на «с фашистской…».

Правда, потомкам Александра Боде так и не удалось ничего добиться, и уже современный российский суд, из-за недостатка доказательств, сохранил авторство «Священной войны» за Василием Лебедевым-Кумачом.

www.eg.ru

Биография Василия Лебедева-Кумача

Советский поэт, автор текстов песен Василий Иванович Лебедев-Кумач (настоящая фамилия Лебедев) родился 5 августа (24 июля — по старому стилю) 1898 года в Москве в семье сапожника. Его отец — Иван Филиппович Лебедев, умер, когда Василий учился в третьем классе городского училища.

Свои первые стихи он написал в 1911 году, начал публиковаться в печати с 1916 года. В 1917 году он поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить его не смог из-за начала Гражданской войны.

В 1919-1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агит-поездов. С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестьянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец», позднее в журнале «Крокодил», в котором проработал 12 лет.

В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства (сборники «Чаинки в блюдце» (1925), «Со всех волостей» (1926), «Людишки и делишки» (1927), «Печальные улыбки» (1927).

С 1929 года Лебедев-Кумач принимал участие в создании театральных обозрений для агитационного театра «Синяя блуза» и самодеятельных рабочих коллективов (пьесы «За годом год», «Кирюшкина победа», «Жена завмага»). В 1934 году в содружестве с композитором Исааком Дунаевским он сочинил «Марш веселых ребят» для кинофильма Григория Александрова «Веселые ребята», принесший Лебедеву-Кумачу широкое признание и определивший его дальнейший творческий путь поэта-песенника.

В 1934-1937 годах Лебедевым-Кумачом написано более ста песен, большинство — к кинофильмам: «Волга-Волга, „Богатая невеста“, „Если завтра война“, „Остров сокровищ“, „Вратарь“, „Цирк“, „Дети капитана Гранта“ и многим другим.

В 1938 году Василий Лебедев-Кумач стал депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1939 году был принят в ряды ВКП (б).

После того, как 22 июня 1941 года произошло нападение фашистской Германии на Советский Союз, Лебедев-Кумач написал стихотворение „Священная война“. 24 июня 1941 года оно было опубликовано в „Красной звезде“ и „Известиях“, а вскоре автор текста был объявлен фашистами врагом рейха. Во время Великой Отечественной войны Лебедев-Кумач служил в военно-морском флоте политработником, был сотрудником газеты „Красный флот“, войну закончил в звании капитана первого ранга. В годы войны Лебедев-Кумач написал много массовых песен и стихов, звавших к битве (сборники „Споем, товарищи, споем! “, „В бой за Родину! “, „Будем драться до победы“, все 1941 года; „Вперед к победе! “, „Комсомольцы-моряки“, оба 1943 года).

В 1946 году здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось, работать стало труднее.

Василий Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Поэтическая деятельность принесла Лебедеву-Кумачу не одну государственную награду. В 1937 году первым среди советских поэтов он был отмечен орденом Трудового Красного Знамени „за выдающуюся деятельность в области массовой песни“. В 1939 году поэт был награжден орденом „Знак Почета“ — „за выдающиеся заслуги в области художественной литературы“. За песню „Священная война“ в 1941 году Лебедев-Кумач получил Сталинскую (Государственную) премию.

Василий Лебедев-Кумач был женат, вместе с супругой воспитал дочь Марину. Внучка Лебедева-Кумача — журналист Мария Деева.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Аудио:

1. Евгений Кибкало исполняет „Спортивный марш“. Музыка — И. Дунаевского, слова В. Лебедева-Кумача

2. „Молодежная“. Музыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача

3. „Песня о Родине“. Музыка Исаака Дунаевского, слова Василия Лебедева-Кумача

Предоставлено ФГУП „Фирма Мелодия“

news.rambler.ru

Всесоюзный запевала. В.Лебедев – Кумач.

Василий Иванович Лебедев-Кумач (8 августа 1898 – 20 февраля 1949), русский советский поэт и автор слов многих популярных советских песен. Лауреат Сталинской премии второй степени за 1941 год.

Родился в Москве в семье бедного сапожника Ивана Никитича Кумача (1870—1936) и портнихи Марии Михайловны Лебедевой (1873—1945). Настоящая фамилия — Лебедев. Бесплатно, на стипендию выделенную историком-медиевистом П. Г. Виноградовым, учился в 10-й Московской гимназии, которую окончил в 1917 году с золотой медалью. В том же году поступил на историко-филологический факультет Московского университета, но закончить его не смог из-за революции и гражданской войны.  Работал в различных периодических изданиях, в 1922—1934 годах — сотрудник и член редколлегии журнала «Крокодил», писал для эстрады и кино.

Один из основателей Союза писателей СССР и член с 1934 года. Депутат Верховного Совета СССР с 1938 года.Член ВКП(б) с 1939 года. Во время Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот». Капитан первого ранга.

Стихи начал писать с 13 лет, а первое стихотворение было напечатано в 1916 году в малотиражном московском журнале «Гермес». Вначале  это были переводы из Горация, а потом и собственные на античную тему. В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Красноармеец» позднее — в журнале «Крокодил» и др. Выходили отдельные сборники: «Развод» (1925), «Чаинки в блюдце», (1925), «Со всех волостей» (1926), «Защитный цвет» (1926), «Печальные улыбки» (1927), «Людишки и делишки», (1927).В 1919–1921 годах  Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА», писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года Лебедев-Кумач начал сотрудничать в «большой печати»: «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Гудок», журналы «Лапоть» и «Крокодил». Он создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов на тему быта, хозяйственного и культурного строительства. Участвовал в создании театральных обозрений для «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов. Как и полагалось в то время, клеймил обывателя, от управдома до жены завмага (выше подыматься было нельзя), ну, а в 1930-х появился замаскированный классовый враг – пришлось бороться и с ним и даже написать «Гимн НКВД». Наставлял молодежь: «Будь упорным, умным, ловким./ Различать умей врагов,/ И нажать курок винтовки/ Будь готов!/ – Всегда готов!»

В самом жутком, 1937 году Василий Иванович написал, со свойственным ему задором и жизнелюбием: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». А когда его избрали в Верховный Совет, он немедленно выступил с длинной рифмованной речью, прославляющей Сталина, закончив выступление словами: «Горжусь быть бардом сталинской эпохи». А в 1940 году Лебедев-Кумач чуть не погубил собрата по перу Валентина Катаева, обрушив на него в «Правде» политические обвинения за пьесу «Домик». 

Газета “Известия”, 2 апреля 1941 года. Депутаты Верховного Совета РСФСР – лауреаты Сталинской премии. Мордвинов А.Г., Барсова В.В., Лебедев-Кумач В.И., Дунаевский И.О.

«Речь на третьей сессии Верховного Совета РСФСР 31 мая 1940 года по докладу Бюджетной комиссии»:

Товарищи депутаты Верховного Совета! Пускай моя мысль не удивляет вас: Задача выполнения народного бюджета Связана с задачей воспитания масс. Бюджет — это кровное дело всех граждан, Шахтер и танкист, машинист и поэт, Колхозник и летчик — пусть трудится каждый, Чтоб был исполнен народный бюджет! Надо любым путем непременно Сделать, чтоб каждому в сердце вошло: Копейка народная также священна, Как и любое народное добро! И в том же стиле было еще четыре страницы. За эти вирши сложно критиковать Лебедева-Кумача, он писал в духе своего времени.

Писал также для эстрады (для театральных обозрений «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Г. В. Александрова «Весёлые ребята» (1934), «Цирк», «Волга, Волга» (1938), к фильму «Дети капитана Гранта» и др. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор.

Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 г.; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 г.), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей»:

Звонки как птицы, одна за другой Песни летят над советской страной Весел напев городов и полей – Жить стало лучше. жить стало светлей

Также автор слов «Гимна партии большевиков» (1939 год, музыка А. В. Александрова), в частности, со словами:

Изменников подлых гнилую породу Ты грозно сметаешь с пути своего! Ты гордость народа, ты – мудрость народа, Ты – сердце народа,ты – совесть его!

и «Священная война» (1941), музыка А. В. Александрова).

Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная Вскипает, как волна. Идет война народная, Священная война…

После смерти поэта, особенно в период “перестройки” и развала СССР  появились публикации, обвинявшие автора легендарной песни в плагиате. Суть этого  обвинения заключалась в том, что песню «Священная война» написал еще в 1916 году Александр Адольфович Боде, преподаватель Рыбинской мужской гимназии, который почему-то только в 1937 году решил отправить текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939-м умер.

Александр Боде.

Обвиняющие Лебедева-Кумача в плагиате, приводили следующий довод: «В четырехтомнике «История советской литературы», вышедшем в 1968 году, воспроизведен автограф этой песни… Нет на рукописи Кумача ни помарок, ни исправлений. А раз написано сразу набело, значит, списано». Но дело в том, что в Центральном  (ныне Российском) государственном архиве литературы и искусства, хранится черновик «Священной войны». Обратимся к свидетельству известного исследователя песен Юрия Бирюкова:

«Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача».

Идет война народная,

Священная война,

И ярость благородная

Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачеркивает в ней «и», меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.

Следующей была строфа:

За землю нашу милую,

За Родину свою

Всем сердцем…

Пойдем ломить…

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой…

Всем сердцем, всею силою…

Зачеркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,

За наш Союз большой

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому

Загоним пулю в лоб,

Насильнику фашистскому

Найдем дорогу в гроб…

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И еще одна версия этой строфы:

Сожмем железным обручем,

Загоним пулю в лоб.

Мы всей фашистской сволочи

Сколотим крепкий гроб…

Доктор искусствоведения, профессор истории музыки Московской государственной консерватории Е. М. Левашёв в своей работе «Судьба песни. Заключение эксперта» утверждает, что Лебедев-Кумач заимствовал тексты некоторых своих песен. Так, по его утверждению, поэт украл одну из строф песни «Москва майская» у Абрама Палея из начала стихотворения «Вечер», а текст песни к кинофильму «Моряки» — из стихотворения «Цусима» Владимира Тан-Богораза. В статье утверждается, что после официальной жалобы Палея в Союз писателей в начале ноября 1940 года Александром Фадеевым был собран Пленум правления Союза писателей, на котором были приведены примеры около 12 случаев воровства Лебедева-Кумача, однако «по высочайшему звонку» дело было замято. Приводится и отрывок из мемуаров Юрия Олеши «Книга прощания» (М., «Вагриус», 1999, стр.156): «Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате […]. В публике крики: позор!».

Однако, был и еще случай со знаменитым шлягером «У самовара» ( «У самовара я и моя Маша, / А на дворе совсем уже темно…» / Эта песня была написана Фаиной Квятковской для варшавского кабаре «Морское око». В 1934 году песня попала в джаз-оркестр Утесова, и там слова приписали Лебедеву-Кумачу. Очевидно, он не возражал: песня была весьма популярной. Со временем авторство было возвращено Квятковской.

Вот что сказал по этому поводу сам  Лебедев-Кумач : «Ангелов – нет. Искушения бывают даже у порядочных людей». Оба эти скандала с плагиатом произошли почти одновременно, но руководители тогдашней «Литературной газеты» Чаковский и Кривицкий решили: мифы разрушать не следует. Позже главный редактор «Недели» Сырокомский заявил: «Про «Машу» напечатаю, про «Священную войну» – не дам…»

Легко осуждать поступки людей прошлого, не замечая реалий настоящего. Эпоха Лебедева-Кумача очень напоминает нынешнюю Россию. Государство использует творцов для пропаганды собственных идей, для претворения в жизнь не совсем чистых помыслов…Привести можно сотни современных  примеров. 

В середине октября 1941 года Лебедеву-Кумачу позвонил руководитель Союза писателей Александр Фадеев и сказал: «Вы назначаетесь начальником последнего эвакуационного эшелона писателей в Казань». По свидетельству родных, Василий Иванович закричал: «Я никуда из Москвы не поеду! Я мужчина, я могу держать в руках оружие!» Еще один звонок из ЦК: объявлена всеобщая эвакуация. Значит, Москву сдают?! Лебедев-Кумач метался по квартире и говорил жене, не говорил, а почти кричал: «Как же так? Я же писал: «Наша поступь тверда, и врагу никогда не гулять по республикам нашим» – значит, я все врал? Ну, как же я мог так врать? Как же?..» Лебедев-Кумач был буквально ошеломлен.

Лебедев – Кумач в военной форме

В воспоминаниях Юрия Нагибина написано, что на перроне Киевского вокзала он услышал, что Лебедев-Кумач сошел с ума, срывал с груди ордена и клеймил вождей как предателей…

Жена Кумача вспоминала, что при отъезде из Москвы Лебедев-Кумач выглядел несчастным и растерянным. Он увидел в газетном киоске портрет Сталина, глаза у него сделались белыми, и вдруг он заорал каким-то диким голосом: «Что же ты, сволочь усатая, Москву сдаешь?!» К счастью для Кумача, его не арестовали, а отвели в медпункт. Какое-то время Лебедева-Кумача лечили в психиатрической лечебнице НКВД в Казани. Подлечили его психику и отпустили в Москву. Он рвался на фронт, но его пустили туда только в 1943 году. И попал он в военно-морской флот, которому он посвятил «Краснофлотский марш»: «Мы – храбрые люди, / Мы родину любим, / И жизнь мы готовы отдать за нее, – / За море широкое, / За небо высокое, / За красное знамя свое!»

Василий Иванович с женой Кирой.

В сороковые годы здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось. Он перенёс несколько инфарктов. В 1946 году в личном дневнике он написал: “Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — всё мелко, всё потускнело. Ну, ещё 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов… и глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно…”

Спустя некоторое время появилась ещё одна запись: “Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда — всё рано или поздно вскроется…”

Отдых, лечение в престижных санаториях не помогли, и в июле 1947 года Лебедев-Кумач уехал на дачу, во Внуково. Там он и прожил последние свои полтора года, по октябрь 1948-го. Один, без людей, в обществе собак, Увы и Микки. Жена во Внуково ехать отказалась, а с дочерью Мариной он активно переписывался и все время ждал ее в гости. Занимался ремонтом, разной починкой, топил печь, вечера коротал без электричества при керосиновой лампе.

И не верилось, что когда-то он писал задорно и весело:

Эй, грянем сильнее! Подтянем дружнее: Всех разбудим, будим, будим! Все добудем, будем, будем!

Словно колос, наша радость наливается!

«Ты спрашиваешь, не скучно ли мне, – писал Лебедев-Кумач дочери. – Родненькая моя, я вообще не привык скучать, а тут все время находятся хотя бы мелкие делишки по дому и по обслуживанию самого себя. Это отчасти хорошо, потому что отвлекает от мыслей о болезни и помогает рассредоточиться. Иной раз с утра едва-едва встанешь (особенно, если ночью не спалось), а потом начнешь понемногу выполнять мелкие «необходимости» – и, смотришь, разошелся. Много времени, чтобы подумать, а я это дело очень люблю. Всяческие мысли идут, ассоциации, воспоминания. Кое-что записываю. Очень хочется написать кое-что в прозе. Обдумываю и постараюсь обязательно осуществить. Но ведь это не так просто. И болезнь моя мешает, и отвык я от прозы здорово. И хочется, если уж написать, хотя бы маленькую вещицу, так уж сделать это как следует, чтобы не стыдно было и самому прочесть, и другим показать – в первую очередь тебе и маме…»

Словечко «стыдно» – это о прошлых бодряческих песнях? «Морская гвардия идет уверенно, / Любой опасности глядит она в глаза, / В боях испытана, в огне проверена, / Морская гвардия – для недругов гроза!» А жизнь показала, что не такая уже она и гроза… А уж о том, что «И в воде не утонем и в огне мы не сгорим!» – и говорить не приходится. Бесшабашная ложь.

А тем временем в стране обсуждалось постановление ЦК о Михаиле Зощенко и об Анне Ахматовой и о развернувшейся борьбе с «безродными космополитами». Все писатели были ввергнуты в водоворот этих событий. И лишь Лебедев-Кумач отсиживался на даче во Внуково и молчал. Собратья по перу никак не могли понять поступок «основоположника жанра советской массовой песни». Многие утверждали: «Кумач кончился». А он не кончился, он вел эпистолярный разговор с дочерью в жизни. Наставлял, советовал:

«Внуково, 6 /X-47

Милая моя доченька!.. В общем, я верю и знаю, что у тебя все должно обойтись хорошо. Но все же не трать зря нервы и духовные силы – умей сосредоточить внимание на том, что сейчас нужнее всего. И еще помни – в жизни все расценивается не по тайным твоим мыслям и талантам, а по делам. В принципе, в потенции ты можешь быть сверхгением, но если ты себя никак не проявила – грош тебе цена. И наоборот – кто свои копеечные способности сумел развить и показать, тому честь и хвала. Одним словом, под лежачий камень и вода не течет. Родная моя, я говорю с тобою, как с самим собой, поэтому пойми все, как надо…»

Звал дочь на Новый год: «… достанем лыжи и устроим такой Дингли-Делл, какой ни одному Диккенсу не снился. И елка будет чудесно пахнуть снегом, а снег – елкой. А дрова – и елкой, и сосной, и березой. И в печке среди углей будут золотые саламандры (как у Франса в «Харчевне королевы Гусиные Лапы»)…»

Сообщал дочери, что отрастил усы и «стал походить на Брета Гарта!..» Что много читает, что рад возвращению из ссылки своего друга художника Константина Ротова – «хорошо, что он уже на свободе. Но вступать в жизнь ему будет не очень легко…»

15 октября 1948 года: «… Здоровье мое ведет себя очень неровно, иногда здорово прищучивает, иногда отпускает. Пока что жить и работать спокойно не удается… все уговаривают лечь в Кремлевку. Порой мне кажется, что эскулапы безумно правы, а порой тошнит от одной мысли о Кремлевке. Золотко мое, как ты себя чувствуешь?..»

31 октября 1948 года Лебедев-Кумач был госпитализирован в Кремлевскую больницу. Незадолго перед своей кончиной написал последние стихи:

…Как первый цвет, как вешний снег, Прошла весна моя… Вот этот лысый человек — Ужели это я?.. Ужели я мальчишка тот, Что был кудряв и рыж И голубиный хоровод

Гонял с соседних крыш?..

20 февраля 1949 года Василий Лебедев-Кумач скончался, на 51-м году жизни.

Могила В.И.Лебедева-Кумача на Новодевичьем кладбище.

Нет, не зря жил на свете Василий Иванович, писавший простенькие тексты, но какие-то выразительные и запоминающиеся. Признайтесь, что иногда и вы их напеваете…

В. И. Лебедев-Кумач внес в сокровищницу русской советской поэзии простые по форме и глубокие по содержанию произведения, ставшие неотъемлемой частью нашей социалистической культуры. (Правда, 21 февраля 1949  г.)

vmardoni.ru

Василий Лебедев-Кумач

В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор.

Кто хочет — тот добьется

ВАСИЛИЙ Иванович Лебедев-Кумач родился в 1898 году в Москве в семье сапожника. Настоящая фамилия — Лебедев. Стихи начал писать с 13 лет, а первое стихотворение было напечатано в 1916 году. В 1919–1921 годах Лебедев-Кумач работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «Агит-РОСТА» — писал рассказы, статьи, фельетоны, частушки для фронтовых газет, лозунги для агитпоездов. Одновременно учился на историко-филологическом факультете МГУ. С 1922 года сотрудничал в «Рабочей газете», «Крестянской газете», «Гудке», в журнале «Красноармеец». Не без его участия возник журнал «Крокодил», в котором Лебедев-Кумач проработал 12 лет.

В 30-е годы он становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга».

В некоторых публикациях перестроечного времени Лебедева-Кумача изображали чуть ли не придворным поэтом. Он действительно был обласкан властью: депутат Верховного Совета РСФСР, лауреат Сталинской премии, немало орденов и медалей, но… Сколько ни старайтесь, вы не найдете никакой идеологической подоплеки в его лучших песнях, которые мы помним и любим до сих пор. В самом деле:

* * *

Капитан, капитан, улыбнитесь,

Ведь улыбка — это флаг корабля.

Капитан, капитан, подтянитесь —

Только смелым покоряются моря.

* * *

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся — позабудь про докторов.

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

* * *

Кто привык за победу бороться,

Вместе с нами пускай запоет!

Кто весел — тот смеется,

Кто хочет — тот добьется,

Кто ищет — тот всегда найдет!

* * *

Как много девушек хороших,

Как много ласковых имен!

Но лишь одно из них тревожит,

Унося покой и сон,

Когда влюблен.

* * *

Сердце, тебе не хочется покоя!

Сердце, как хорошо на свете жить!

Сердце, как хорошо, что ты такое!

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

Юмор, жизнелюбие, задор — вот отличительные черты творчества Лебедева-Кумача. И все же, все же… Это он в тридцать седьмом году — быть может, в самом жутком году российской истории — написал: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек». А когда его избрали в Верховный Совет, он немедленно выступил с длинной рифмованной речью, прославляющей Сталина, закончив выступление словами: «Горжусь быть бардом сталинской эпохи». А в 1940 году Лебедев-Кумач чуть не погубил собрата по перу Валентина Катаева, обрушив на него в «Правде» политические обвинения за пьесу «Домик».

Пусть ярость благородная вскипает, как волна

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война!

Под эту песню, написанную Лебедевым-Кумачом через два дня после начала войны, уходили на фронт, погибали, совершали подвиги.

И вдруг на гребне перестройки появились публикации, обвинявшие автора легендарной песни в плагиате. Суть этого довольно грязненького обвинения заключалась в том, что песню «Священная война» написал еще в 1916 году Александр Адольфович Боде, преподаватель Рыбинской мужской гимназии, который почему-то только в 1937 году решил отправить текст Лебедеву-Кумачу. Не дождавшись ответа, Боде в 1939-м умер. Странно, почему он отправил «Священную войну» именно Лебедеву-Кумачу, а не в какую-нибудь газету? Почему ждал так много лет? Почему, в конце концов, не разучил песню со своими гимназистами в Рыбинске еще в годы Первой мировой войны?

Те, кто пытался очернить имя Лебедева-Кумача, приводили следующий довод: «В четырехтомнике «История советской литературы», вышедшем в 1968 году, воспроизведен автограф этой песни… Нет на ру

кописи Кумача ни помарок, ни исправлений. А раз написано сразу набело, значит, списано». И недосуг было этим самым очернителям заглянуть в Центральный (ныне Российский) государственный архив литературы и искусства, где хранится черновик «Священной войны». Обратимся к свидетельству известного исследователя песен Юрия Бирюкова: «Строки написаны карандашом, как всегда у Кумача».

Идет война народная,

Священная война,

И ярость благородная

Вскипает, как волна.

С этой строфы зародилось стихотворение. Поэт зачеркивает в ней «и», меняет на «пусть», а в окончательном варианте меняет строки местами и делает строфу рефреном-припевом.

Следующей была строфа:

За землю нашу милую,

За Родину свою

Всем сердцем…

Пойдем ломить…

Кумач подбирает рифму:

Всем сердцем, всей душой…

Всем сердцем, всею силою…

Зачеркивает «Родину свою». Меняет на «Союз большой». В итоге строфа принимает такой вид:

За землю нашу милую,

За наш Союз большой

Пойдем ломить всей силою,

Всем сердцем, всей душой.

Третья строфа поначалу выглядит так:

Тупому зверю низкому

Загоним пулю в лоб,

Насильнику фашистскому

Найдем дорогу в гроб…

Вариант последней строки:

Сколотим крепкий гроб.

И еще одна версия этой строфы:

Сожмем железным обручем,

Загоним пулю в лоб.

Мы всей фашистской сволочи

Сколотим крепкий гроб…

В книге «Всегда на страже» Ю. Бирюков приводит воспоминания бывшего редактора «Красной звезды» генерал-майора Д. Ортенберга:

«Первый военный номер «Красной звезды». Как его делать? Трудная задача, хотя за плечами был уже опыт «Героической красноармейской» и «Героического похода» — фронтовых газет на Халхин-Голе и на войне с белофиннами… Во фронтовых газетах… не бывало, кажется, ни одного номера без стихов».

Редактор вызывает литературного сотрудника Соловейчика: «Добывайте срочно стихи». Тот садится за телефон, но никто из поэтов, как на грех, не отвечает. Удается связаться только с Лебедевым-Кумачом:

— Василий Иванович, газете нужны стихи…

— Когда?

— Не позже завтрашнего утра.

— Ну что ж, сделаю…

«На следующий день, — вспоминает далее редактор, — заходит ко мне человек среднего роста, светлоглазый, с золотистой шевелюрой. Это и был Василий Лебедев-Кумач… Стихи немедленно пошли в набор… В сердце ударила строка, вынесенная потом в заголовок стихотворения: «Священная война». Да, именно священная! Эти слова жили в мыслях и чувствах нашего сражающегося народа. Но Лебедев-Кумач впервые произнес их вслух».

* * *

Вот, собственно, и вся история. В погоне за сенсацией иные журналисты не щадят ни свата, ни брата. Кому-то зачем-то понадобилось опорочить имя замечательного поэта-песенника. И никто за это не ответил, никто не наказан… Только в «Независимой газете» от 05.07.2000 г. появилось опровержение: «Сведения, изложенные в статье «Священная война» — эхо двух эпох» о поэте-песеннике В. И. Лебедеве-Кумаче, признаны не соответствующими действительности и порочащими честь, достоинство, деловую репутацию автора песни «Священная война» В. И. Лебедева-Кумача. В связи с чем редакция газеты доводит до сведения читателей, что автором текста песни «Священная война» является В. И. Лебедев-Кумач».

_________________________________________________

«Песня хороша только тогда, когда звук, и слово, и мелодия, и мысль слились в одно целое, когда из песни «буквально ни слова, ни ноты не выкинешь». «Поэт и композитор — два равноправных творца песни, и чем теснее и теплее их содружество, тем лучше и продуктивней они смогут работать». «Надо писать песню так, чтобы самому хотелось ее запеть. Запевала должен начинать песню от самого сердца и петь ее со всей страстью и любовью — только тогда ее подхватит весь народ». В. И. Лебедев-Кумач

facecollection.ru

Лебедев-Кумач, Василий Иванович - это... Что такое Лебедев-Кумач, Василий Иванович?

Васи́лий Ива́нович Ле́бедев-Кума́ч (настоящая фамилия — Лебедев) (1898—1949), русский советский поэт. Член ВКП(б) с 1939 года.[1] Лауреат Сталинской премии второй степени (1941 ) Автор слов многих популярных советских песен: «Широка страна моя родная», «Священная война», «Веселый ветер» (из к/ф «Дети капитана Гранта») и других.

Биография

В. И. Лебедев родился 24 июля (5 августа) 1898 года в Москве в семье сапожника. В 1919—1921 годах учился на историко-филологическом факультете МГУ. Одновременно работал в Бюро печати управления Реввоенсовета и в военном отделе «АгитРОСТА». Позднее работал в различных периодических изданиях, в 1922—1934 годах сотрудник и член редколлегии журнала «Крокодил», писал для эстрады и кино. Член СП СССР с 1934 года. Депутат ВС СССР с 1938 года. Во время Великой Отечественной войны служил в ВМФ политработником, был сотрудником газеты «Красный флот»; капитан первого ранга.

Творчество

Печатался с 1916 года. В начале литературной деятельности писал в основном сатирические стихи, рассказы, фельетоны. С 1918 года сотрудничал с газетами «Беднота», «Гудок», «Рабочая газета», «Крестьянская газета», «Красноармеец» позднее — в журнале «Крокодил» и др. Выходили отдельные сборники: «Развод» (1925 ), «Чаинки в блюдце», (1925 ), «Со всех волостей» (1926 ), «Печальные улыбки» (1927 ), «Людишки и делишки», (1927 )

Писал также для эстрады (для театральных обозрений «Синей блузы» и самодеятельных рабочих коллективов) и кино — тексты песен к кинокомедиям Григория Александрова «Весёлые ребята» (1934 год ), «Цирк», «Волга-Волга» (1938 ), к фильму «Дети капитана Гранта» и др. Многие из этих песен пользовались большой популярностью, а некоторые исполняются до сих пор.

Считается одним из создателей жанра советской массовой песни, «проникнутой глубоким патриотизмом, жизнерадостностью мироощущения»[2]: «Песня о Родине» («Широка страна моя родная…», 1936 г.; музыка И. О. Дунаевского), «Марш весёлых ребят» («Легко на сердце от песни весёлой…», 1934 г., музыка И. О. Дунаевского), «Москва майская» («Утро красит нежным светом стены древнего Кремля…», 1937 г.), песни «Жить стало лучше, жить стало веселей»:

Зво́нки как птицы, одна за другой,

Песни летят над советской страной. Весел напев городов и полей —

Жить стало лучше, жить стало веселей!..

Также автор слов «Гимна партии большевиков» (1939 г., музыка А. В. Александрова), в частности, со словами:

Изменников подлых гнилую породу[3]

Ты грозно сметаешь с пути своего! Ты гордость народа, ты — мудрость народа,

Ты — сердце народа, ты — совесть его!

и «Священная война» (1941 г., музыка А. В. Александрова).

Последние годы жизни

В сороковые годы здоровье Лебедева-Кумача пошатнулось. Он перенёс несколько инфарктов. В это же время у него происходит мучительная переоценка своего творчества. В 1946 году в личном дневнике он написал:

Болею от бездарности, от серости жизни своей. Перестал видеть главную задачу — все мелко, все потускнело. Ну, ещё 12 костюмов, три автомобиля, 10 сервизов… и глупо, и пошло, и недостойно, и не интересно…[4]

Спустя некоторое время появилась ещё одна запись:

Рабство, подхалимаж, подсиживание, нечистые методы работы, неправда — все рано или поздно вскроется…[4]

Когда Лебедеву-Кумачу пришёл заказ написать поэму о Сталине, поэт ответил отказом [1].

В. И. Лебедев-Кумач умер 20 февраля 1949 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Могила В. И. Лебедева-Кумача на Новодевичьем кладбище

Плагиат

Доктор искусствоведения, профессор истории музыки Московской Государственной консерватории Е. М. Левашев в своей работе «Судьба песни. Заключение эксперта» утверждает, что Лебедев-Кумач плагиатил тексты некоторых своих песен. Так, по его утверждению, поэт украл одну из строф песни «Москва майская» у А. Палея из начала стихотворения «Вечер», а текст песни к кинофильму «Моряки» — из стихотворения «Цусима» В. Тан-Богораза [5]. В статье утверждается, что после официальной жалобы Палея в Союз писателей Фадеевым был собран Пленум правления Союза писателей, на котором были приведены примеры около 12 случаев воровства Лебедева-Кумача, однако «по высочайшему звонку» дело было замято. Приводится и отрывок из мемуаров Ю. К. Олеши «Книга прощания» (М., «Вагриус», 1999, стр.156): «Позавчера в Клубе писателей Фадеев разгромил Лебедева-Кумача. Сенсационное настроение в зале. Фадеев приводил строчки, говорящие о плагиате […]. В публике крики: позор!». Левашев также утверждает, что автором песни «Священная война» является не Лебедев-Кумач, а А. А. Боде.

Журналист, бывший сотрудник «Литературной газеты» Андрей Мальгин также согласен с тем, что текст песни «Священная война», а также и песни «У самовара» являются плагиатом.[4].

Однако в связи с тем, что выводы эксперта опирались на совокупность косвенных, а не прямых доказательств, с юридической точки зрения вопрос остался спорным. В 1998 году внучка Лебедева-Кумача подала в Мещанский межмуниципальный суд г. Москвы «Иск о защите чести и достоинства» с целью опровергнуть сведения, опубликованные в СМИ, о том, что текст «Священной войны» был украден. В связи с тем, что судья не учла мнения специалистов, заявив «об отсутствии необходимости учёта судом мнения экспертов» суд принял решение о том, что текст песни «Священная война» принадлежит Лебедеву-Кумачу.

Отзывы

  • В мае 1941 года критик М. Беккер, разбирая в журнале «Октябрь» стихи и песни Лебедева-Кумача, писал: «Лебедев-Кумач, как никто из советских поэтов, передаёт песенной строкой чувство молодости, присущее людям сталинской эпохи. Его бесспорной заслугой является создание жанра весёлой, жизнерадостной песни. Бодростью, молодостью веет от каждой её строки»[6].
  • Александр Фадеев относился к Лебедеву-Кумачу негативно не только как к поэту, но и как к человеку. Фадеев считал Лебедева-Кумача трусливым приспособленцем и рассказывал, что в период битвы за Москву Лебедев-Кумач сразу попытался бежать из города, «привёз на вокзал два пикапа вещей, не мог их погрузить в течение двух суток и психически помешался»[7].
  • Отрицательно характеризует его В. Казак в книге «Лексикон русской литературы XX века»: «Гимнические песни Лебедева-Кумача отличаются зависимостью от сиюминутных партийных лозунгов, советским патриотизмом, тенденциозным оптимизмом и дешёвой идеализацией. Они примитивны в отношении лексики, в них преобладает грамматическая рифма, они банальны по содержанию, полны пустых эпитетов („серый туман“, „золотые лучи сол­нца“)»[8]».

Награды и премии

Ссылки

  • Василий Иванович Лебедев-Кумач

Примечания

  1. ↑ Во 2-м изд. БСЭ указан 1940 г.
  2. ↑ Большая советская энциклопедия. 2-е изд.
  3. ↑ В издании 1950 г. — «Противников чести, труда и свободы»
  4. ↑ 1 2 3 Лебедев-Кумач, поэт и плагиатор Семен Бадаш,
  5. ↑ Судьба песни // Архив наследия — 2000 / Сост. и науч. ред. Плужников В. И.; РАН. Российский Научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва. — М.: Институт Наследия, 2001. — С. 305—330.
  6. ↑ Стяжельникова В. Советская песня и формирование новой идентичности. — 2002.
  7. ↑ Громова Н. А. Эвакуация идёт… : 1941—1944. — М., 2008. — С. 64.
  8. ↑ Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917. — М.: РИК «Культура», 1996. — 492 с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8. — С. 219.

dic.academic.ru

В.И. Лебедев-Кумач: судьба поэта

   5 августа родился один из самых известных советских поэтов-песенников Василий Иванович Лебедев-Кумач. Песни, написанные на его стихи, распевал весь Советский Союз. Госпремия, благоволение Сталина, избрание депутатом в Верховный Совет РСФСР, что еще можно было желать в то время? Но только на первый взгляд жизнь поэта – это сплошной триумф.

   Василий Лебедев (именно так звучит его настоящая фамилия) родился в семье бедного сапожника и портнихи. Когда в России началась революция 1905 года и начались бои в Москве – это стало одним из самых сильных впечатлений детства, и в этот год Василий написал свои первые стихи.

   В 1908 году он начал учиться в первом классе городского реального училища. Василий рассказывал: «А учиться мне было трудно. Отец умер, когда я учился только в третьем классе. А когда поступил в гимназию, стало еще труднее: нечем было платить за право учения, плата же немалая. Была в гимназии только одна стипендия – имени историка, профессора П.Г. Виноградова, предназначенная для лучшего ученика. Очень хотелось получить эту стипендию, напряг все свои силенки и победил. Стало немножко легче. Через год приехал в Москву из Лондона профессор Виноградов, меня ему представили. Обрадовался профессор, что у меня по истории годовая отметка была пять с плюсом. И увеличил стипендию на 100 рублей в год – на экипировку. Но эту дополнительную сотню я получил лишь один раз, так как историк в дальнейшем «забыл» высылать обещанную прибавку. А когда в первую мировую войну погиб мой старший брат, жить стало вновь труднее. Бегал по богатым квартирам, давал уроки по русскому языку и латыни. Кончил гимназию с золотой медалью. В 1917 году поступил в Московский университет на историко-филологический факультет, но закончить не смог – революция и гражданская война сделали меня поэтом-агитатором».

   Вместе с Владимиром Маяковским юный поэт работал в военном отделе «АгитРОСТА». Основной чертой поэзии Лебедева в это время стало соединение ораторских лозунгов с песенным строем стиха. В 20-е годы поэт работал также для эстрады – сочинял куплеты, сценки, частушки, лозунги для агитпоездов.

  С 1922 года сотрудничал с «Рабочей газетой», «Крестьянской газетой», «Гудком», журналом «Красноармеец», позднее с журналом «Крокодил», в котором проработал 12 лет. В этот период поэт создал множество литературных пародий, сатирических сказок, фельетонов, посвященных темам хозяйства и культурного строительства.

  Псевдоним «Кумач» стал частью официальной фамилии поэта. Вот что он рассказывал: «Героика того времени, кумачовые повязки красноармейцев, кумачовые банты и флаги подсказали мне литературный псевдоним — Кумач, который навсегда слился с моей фамилией (а весной 1941 года при очередной перемене паспорта я просил Главное управление милиции вписать мой псевдоним в паспорт)».

   Слава поэта-песенника к Василию Лебедеву-Кумачу приходит в 30-е годы. Отправной точкой можно считать его знакомство с Леонидом Утесовым на рубеже 1920-1930-х годов. Утесов иногда заказывал ему тексты для своих эстрадных песенок. Во время съемок музыкальной кинокомедии «Веселые ребята» он, будучи исполнителем главной роли, предложил Лебедева-Кумача в качестве автора песен к будущему фильму. Имя Василия Ивановича в ту пору было мало кому известно, и кандидатуру отвергли. Но Леонид Осипович все-таки обратился к Лебедеву-Кумачу с просьбой написать слова на уже готовую мелодию Дунаевского. Так родился знаменитый марш «Нам песня жить и любить помогает…» Услышав песню, режиссер картины Александров воскликнул: «Как это здорово! Как ударно! Кто это написал?»

  В домашнем архиве сохранилось письмо Дунаевского Лебедеву-Кумачу: «Дорогой друг, нам обязательно нужно работать вместе. Ваше участие в картине для меня залог успеха». Когда Григорий Александров приступил к съемкам своего следующего фильма — «Цирк», — авторы песен были определены уже заранее.

  Ключевой песней картины стала «Песня о Родине»:

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек.

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек!

  Писал ее Василий Иванович ночью на коммунальной кухне под веревками с мокрым бельем, среди примусов и керосинок. Другого места и времени для работы у него не было. В единственной комнате, которую занимала семья, спала 6-летняя дочка, и нельзя было курить.

   31 декабря 1936 года вышел указ о награждении создателей кинофильма «Цирк». Среди прочих была указана фамилия Лебедева-Кумача, удостоенного ордена Трудового Красного Знамени.

  В 30-е годы Василий Иванович становится признанным лидером поэтов-песенников. Им написаны тексты песен к кинофильмам «Веселые ребята», «Цирк», «Дети капитана Гранта», «Волга-Волга». Прошло уже много лет с момента выхода любимых всем народом кинокомедий, но песни, написанные на стихи Лебедева-Кумача, продолжают жить среди нас: они звучат по радио, их поют новые исполнители, с ними знакомо уже не одно поколение людей нашей страны.

  Юмор, жизнелюбие, задор – вот чем покорил Лебедев-Кумач песенную аудиторию. Сейчас его сочинения назывались бы хитами, а тогда это были просто популярные всенародно любимые песни, которые распевали все от мала до велика. Парадокс в том, что поэт, отмеченный тогдашним правительством, писал стихи, в которых идеология как таковая не присутствовала. 

Закаляйся! Если хочешь быть здоров,

Постарайся – позабудь про докторов.

Водой холодной обливайся,

Если хочешь быть здоров!

  В его стихах звучат и романтические мотивы, наивно-трогательные, подкупающие оптимизмом и верой в добро как в песне «Ветер» из кинофильма «Дети капитана Гранта»:

Кто привык за победу бороться,

Вместе с нами пускай запоет!

Кто весел – тот смеется,

Кто хочет – тот добьется,

Кто ищет – тот всегда найдет!

  А чью душу не трогает проникновенный лиризм его песен, таких, как, например, «Песня Кости» из кинофильма «Веселые ребята»!

Как много девушек хороших,

Как много ласковых имен!

Но лишь одно из них тревожит,

Унося покой и сон,

Когда влюблен.

Сердце, тебе не хочется покоя!

Сердце, как хорошо на свете жить!

Сердце, как хорошо, что ты такое!

Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить!

  Песни эти уже живут своей жизнью. Можно не знать их автора, но слова многих из них на слуху и в наши дни:

А ну-ка, девушки!

А ну, красавицы

Пускай поет про нас страна,

И звонкой песнею

Пускай прославятся

Среди героев наши имена!

или:

Утро красит нежным светом

Стены древнего Кремля,

Просыпается с рассветом

Вся советская земля.

  Поэту удалось подняться и до высокого трагизма в песне «Священная война», написанной 24 июня 1941 года:

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой!

С фашистской силой темною,

С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна.

Идет война народная,

Священная война!

  Под эту песню уходили на фронт, погибали, защищая Родину, совершали подвиги. Она стала поистине народным произведением, как и многие другие стихи поэта.

  Интересна история создания этой одной из самых знаменитых песен времен Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 года газеты «Известия» и «Красная звезда» опубликовали стихотворение В. И. Лебедева-Кумача, начинавшееся словами: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой...»

  Стихи эти потребовали от поэта упорной работы. Хранящиеся в архиве черновики говорят о том, что Лебедев-Кумач не раз переписывал и дорабатывал отдельные строки и строфы, подчас заменяя целые четверостишия. Видимо, замысел этих стихов возник у поэта еще в предвоенную пору. По свидетельству Евгения Долматовского, за несколько дней до вероломного нападения гитлеровских полчищ Лебедев-Кумач под впечатлением кинохроники, где показывались налеты фашистской авиации на города Испании и Варшаву, занес в свою записную книжку такие слова:

Не смеют крылья черные

Над Родиной летать...

  Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:

  – Будем разучивать новую песню – «Священная война».

   Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.

  Сразу после напряженной репетиции группа ансамбля выехала на Белорусский вокзал для выступления перед бойцами, уезжающими на передовую. В зале ожидания был сколочен из свежевыструганных досок помост – своеобразная эстрада для выступления. Артисты ансамбля поднялись на это возвышение, и у них невольно зародилось сомнение: можно ли выступать в такой обстановке? В зале - шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня «Священная война», тонут в общем гуле. Но вот поднимается рука Александра Васильевича Александрова, и зал постепенно затихает...

  Волнения оказались напрасными. С первых же тактов песня захватила бойцов. А когда зазвучал второй куплет, в зале наступила абсолютная тишина. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы, и это волнение передается исполнителям. У них у всех тоже слезы на глазах... Песня утихла, но бойцы потребовали повторения. Вновь и вновь – пять раз подряд! – пел ансамбль «Священную войну».

  Так начался путь песни, славный и долгий путь. С этого дня «Священная война» была взята на вооружение нашей армией, всем народом, стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. Ее пели всюду - на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где ковалось оружие для победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио.

   «Священная война» звучала и во многих странах мира. Несколько лет назад Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова был на гастролях в Канаде. Эта песня не входила в его концертную программу. Но 9 мая в честь праздника Победы артисты решили начать концерт «Священной войной», хотя не чувствовали особой уверенности, что песня дойдет до слушателей: уж больно далеки они были от событий второй мировой войны. Успех был ошеломляющий. На следующий день местные газеты сообщали, что русские отметили День Победы песней, с которой они начали долгую и тяжелую дорогу к Берлину, к победе. В этом они были правы.

  Кстати, еще в марте 1941 года Лебедев-Кумач за тексты к общеизвестным песням получил Сталинскую премию, которой распорядился, как настоящий патриот – всю сумму до копейки, как только началась война, перевел в Фонд обороны.

  В победу в великой войне Лебедев-Кумач внес свой вклад  не только песней, но и непосредственным участием в военных действиях в рядах военно-морского флота. Местом его командировки стал Северный флот. Поэт был корреспондентом фронтовой газеты, выходил в море, участвовал в боевых действиях и продолжал писать стихи. Он пришел с фронта, награжденный тремя орденами и несколькими медалями.

  Однако в последующие годы его здоровье заметно пошатнулось, он перенес несколько инфарктов. У Василия Ивановича с юности было больное сердце, а многолетняя работа на износ и война усугубили болезнь. В 1947 году после второго инфаркта врачи посоветовали ему пожить за городом. Уехал на дачу и принял решение в Москву больше не возвращаться. Два последних, самых печальных и одиноких года жизни он провел в обществе любимой собаки и кота. Вел дневник, начал работать над автобиографической прозой. В письме к дочери написал: «Сознание очищается от шелухи и ила. Многое в душе обдумалось и улеглось. Так хочется писать хорошие, нужные людям вещи! И несколько тем уже вырисовывается. Но все это за тысячи верст от «газетчины».

    Всё изменилось в 90-х – Лебедева-Кумача обвинили в плагиате. В прессе появилась статья о том, что песня «Священная война» была написана в годы Первой мировой войны учителем словесности из города Рыбинска, а Лебедев-Кумач спустя тридцать лет присвоил себе авторство. Якобы текст был сочинён во время Первой мировой, в 1916 году, и в 1937 году отправлен по почте Василию Ивановичу, а в 1939 году Боде умер, так и не дождавшись ответа.

  Аргументом в пользу этой версии стало то, что в изданной в 1968 году «Истории советской литературы» приведена фотокопия рукописи «Священной войны» без исправлений. По версии разоблачителей, это означало отсутствие «мук творчества» и плагиат. При этом рукописей Александра Боде и свидетельств публичного исполнения произведения тоже найдено не было. Никаких прямых доказательств версии о плагиате так и не было найдено.

  В качестве доказательств обратного можно привести черновик песни, хранящийся в Российском государственном архиве литературы и искусства. На нём видны помарки, замены и исправления.

    Исследователь песенного творчества Лебедева-Кумача Юрий Бирюков в своей книге «Всегда на страже» отмечает, что стихи «написаны карандашом, как всегда у Кумача». Кроме того, он приводит рассказ экс-редактора «Красной звезды» Давида Ортенберга о том, как искали стихи для первого номера газеты. Обзвонили всех поэтов, но нашли только Кумача. Тот пообещал до утра что-то написать. На следующее утро Лебедев-Кумач принёс стихи, и они сразу ушли в набор. По словам Ортенберга, ему врезалось в память заглавие стихотворения – «Священная война».

  В 1998 году появляется очередная статья, называющая поэта плагиатором. Тогда его внучка, Мария Деева, подала в суд иск о защите чести и достоинства. Заседания многократно переносились и затягивались, но в итоге суд признал авторство песни за Лебедевым-Кумачом, и в 2000-м газета опубликовала опровержение своих материалов. Таким образом, в этой истории была поставлена окончательная точка.

   Но, к счастью,  все эти бури Лебедева-Кумача не затронули. Он умер 20 февраля 1949 года, а его поэзия любима до сих пор.

alisa2002marina.blogspot.com


Смотрите также