Ладынина биография личная


Марина Ладынина

Марина Алексеевна Ладынина — советская актриса кино и театра. В 1944 году стала Заслуженной артисткой РСФСР, а в 1950 году – Народной артисткой СССР, была Лауреатом пяти Сталинских премий.

Ладынина Марина родилась в крестьянской семье в селе Скотинино Смоленской области. После ее рождения семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец Марины, Ладынин Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мама Мария Наумовна вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери, в семье подрастали еще три ребенка – брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, домашние обязанности возлагались на нее: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши.

Актриса Марина Ладынина

С детства Ладынина проявляла интерес к творчеству. Научилась читать рано и всегда пересказывала прочитанное деревенским друзьям. Благодаря этому в школе девочку взяли суфлером в самодеятельный театр. Вскоре Марине начали давать эпизодические роли в спектаклях.

Первой серьезной работой стала роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии.

Марина Ладынина в молодости

В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарово. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина так и поступила: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Ладынина окончила обучение.

В скором времени Марину приняли в труппу МХАТа, где девушка застала весь цвет театральной русской школы. Актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие успешные роли.

Фильмы

В 1934 году девушку пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для творческой биографии Марины и ее личной жизни. Ради Пырьева девушка оставила мысли о сцене и начала карьеру киноактрисы.

Марина Ладынина в фильме «В шесть часов вечера после войны»

В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль взял Ладынину. После съемок разыгрался скандал по поводу того, что в фильме издеваются над украинским языком. Однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили Орденом Владимира Ленина.

Следующей успешной работой Ивана Пырьева и Марины Ладыниной стал фильм «Трактористы», после выхода которого актриса и режиссер стали звездами. За эту работу оба получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя Сталинскими премиями. Вскоре режиссер решил изменить тематику фильмов. Новой картиной стала мелодрама «Любимая девушка», где актриса играла рабочую завода Варю Лугину.

Марина Ладынина в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Позднее Ладынина снялась в комедии «Антоша Рыбкин», музыкальной комедии «Свинарка и пастух», мелодраме «В шесть часов вечера после войны». В конце 40-х на экраны вышла музыкальная лента «Сказание о земле Сибирской», где Ладынина предстала в роли певицы Наташи Малининой.

Артистка сыграла роль председателя колхоза в комедии «Кубанские казаки». После этого фильма популярность актрисы возросла многократно. На улице Горького висели два портрета. На одном был Иосиф Сталин, а на другом – фото Марины Ладыниной.

Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

Роковой в ее жизни оказалась роль в фильме «Испытание верности». После выхода ленты Ладынина и Пырьев расстались. Актриса больше не захотела сниматься в кино. Фильмография актрисы так и осталась небольшой – всего 9 значимых работ, созданных в соавторстве с Пырьевым, не считая нескольких проходящих фильмов. Позднее артистке часто предлагали сниматься, но Марина Алексеевна от фильмов отказывалась, ей не хотелось играть возрастные роли.

В 1946-1992 годах Марина Ладынина служила в Театре киноактера. Кроме того, актриса давала творческие вечера во многих городах Советского Союза. С программой «Товарищ кино» Марина Ладынина исколесила всю страну. Зарплата позволяла Марине Алексеевне долгое время не думать о пенсии.

Марина Ладынина в фильме «Испытание верности»

В 1998 году актрисе была вручена премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Получать награду артистка вышла на сцену в сопровождении Владимира Зельдина, партнера по фильму «Свинарка и пастух». После работы над фильмом артисты остались дружны на всю жизнь. Владимир стал одним из немногих людей, вхожих в дом Ладыниной до последних дней жизни актрисы.

Личная жизнь

Первый раз Марина Ладынина вышла замуж еще в институте – за однокурсника Ивана Любезнова. Брак продлился недолго, вскоре молодые люди развелись, но дружбу сохранили на всю жизнь. Иван все-таки остался родственником Марины Ладыниной – артист женился на ее младшей сестре Валентине.

Иван Любезнов и Марина Ладынина

По слухам, у Марины Ладыниной сразу же после развода случился роман с иностранцем, итальянским дипломатом, которого в НКВД считали шпионом. Актрису стали регулярно приглашать на Лубянку, чтобы склонить к сотрудничеству. Девушка не соглашалась. Из-за проблем с властью Марине пришлось уволиться из МХАТа.

Девушка ушла в никуда – пришлось подрабатывать прачкой, так как никакой профессией, кроме актерской, Ладынина не владела. Личная жизнь артистки еще раз ушла на небольшой виток. Марина познакомилась с врачом из Сибири и даже решилась на переезд к нему, но в это же время молодой человек выехал в Москву, и пути влюбленных разминулись. После таких неудач на личном фронте девушку ждали большие перемены.

Иван Пырьев и Марина Ладынина

Жизнь актрисы изменилась 14 апреля 1936 года, после встречи с кинорежиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат, любовь к сыну долгое время не позволяла режиссеру подать на развод. Но в итоге Иван Александрович решился на этот шаг. 14 января 1938 года у Пырьева и Ладыниной родился сын Андрей. Мальчика Марина родила тайно, так как до этого у нее состоялся неприятный разговор с первой супругой Ивана – Адой Войцик. Марина долгое время не хотела продолжать отношения с Иваном Пырьевым, но режиссер настоял на своем.

На протяжении 20 лет брака с Пырьевым Марина Ладынина находилась как за каменной стеной. Супруг полностью обеспечивал семью. Постоянные повышения по службе сделали их состоятельными людьми. Ладынина и Пырьев жили в доме на Котельнической набережной. Платья актрисе шила модистка, обслуживающая кремлевских жен. Но в 50-е годы у Ладыниной началась депрессия, связанная с уходящим возрастом. Марина подолгу могла не общаться с родными, замкнувшись в себе.

Марина Ладынина с сыном

Во время съемок последнего совместного фильма режиссер увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, которая была младше на 40 лет. Это стало завершением отношений Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, актриса не смогла простить мужа.

Андрей остался с отцом. Юноша пошел по стопам талантливых родителей и выбрал профессию кинорежиссера.

Ладынина так и не захотела заводить новые отношения и предпочла жить в одиночестве. Марина Алексеевна вела уединенный образ жизни, но увлеклась пением и практически до 70-ти лет занималась с педагогами вокалом. Позднее, когда родился внук, Марина Алексеевна стала навещать семью сына, покупая им деликатесные продукты по льготным карточкам.

Марина Ладынина

После смерти отца Ладынина перевезла к себе мать. Актриса трепетно относилась к родственникам и всем помогла устроиться в Москве. Ивана Александровича актриса не забыла до конца своих дней. Как утверждала подруга актрисы, режиссер за день до своей смерти приснился Марине. На похоронах бывшего мужа, когда один из журналистов спросил, сильно ли актриса любила его, Марина Алексеевна тихо ответила, что и сейчас любит.

Смерть

В последние десять лет жизни актриса перестала с кем-либо общаться. Новое начальство уволило Ладынину из Театра киноактера за прогулы без уважительной причины. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, помогала деньгами, продуктами, подарила холодильник.

В тот роковой день Марина Ладынина поскользнулась и упала в ванной комнате, пролежав целый день без сознания. Только вечером домработница вернулась домой, обнаружила актрису и сразу же вызвала врачей. Оказалось, что у актрисы был перелом шейки бедра. Специалисты боролись за жизнь Марины Ладыниной, но ее сердце не смогло выдержать нагрузки.

Могила Марины Ладыниной

10 марта 2003 года актриса скончалась. Марину Алексеевну похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с местом захоронения Юрия Никулина, Бориса Брунова и Галины Улановой.

В 2012 году в Назарово открыли памятник Марине Ладыниной, единственный в стране.

Фильмография

  • 1929 — «В город входить нельзя»
  • 1935 — «Вражьи тропы»
  • 1937 — «Богатая невеста»
  • 1939 — «Трактористы»
  • 1940 — «Любимая девушка»
  • 1941 — «Свинарка и пастух»
  • 1942 — «Антоша Рыбкин»
  • 1942 — «Секретарь райкома»
  • 1944 — «В 6 часов вечера после войны»
  • 1947 — «Сказание о земле Сибирской»
  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1951 — «Тарас Шевченко»
  • 1954 — «Испытание верности»
Page 2

24smi.org

Вся неправда о Марине Ладыниной. Сын легендарной актрисы развенчал мифы о своей матери

Белокурая девушка с искрящимися глазами. Наслаждающаяся собственной красотой, славой, народной любовью…

Пожилая женщина. Ненавидящая свое отражение в зеркале. Немощная, больная. Никому не нужная. Себе в первую очередь…

24 июня страна отмечает столетие Марины Ладыниной. Пожалуй, самой загадочной звезды тоталитарной эпохи. Актрисы, жизнь которой разделилась на “до” и “после”.

До и после Пырьева. “До” были — “Свинарка и пастух”, “Трактористы”, “Кубанские казаки”.

“После” — 50 лет молчания, забвения и скорби. 50 лет, окутанные самыми немыслимыми слухами и легендами… — 99 процентов из того, что было написано о матери, — вранье! — с такого заявления начал свой рассказ сын великого режиссера и легендарной актрисы Андрей Ладынин.

Кинорежиссера Андрея Ладынина часто приглашают в различные ток-шоу, просят об интервью. Ответ всегда один: “нет”.

“Как, — удивляются журналисты, — вы не хотите рассказать о своих родителях?!” “Кому?” — переспрашивает он в ответ. “Народу”. “Нет, — говорит, — не хочу…”

Андрей Иванович до сих пор не может забыть, как во время похорон, едва гроб матери засыпали землей, к нему подошла съемочная группа: “Скажите что-нибудь”. “Вы с ума сошли! — Ладынин не сдержался. — Похоронили мою мать! Что я должен комментировать?! Что говорить?!!”

— Я бы и вас послал, — признается Андрей Иванович. — Но просто за эти пять лет, что нет матери, я устал уже от того бреда, который приходится слушать и читать. Ведь до чего додумались! Оказывается, мать последние годы жизни преподавала самодеятельность для официанток. Оказывается, умерла в нищете. А мой сын — что самое вопиющее! — отбирал у нее жалкую пенсию. За такое бы в суд подать, да мороки много. Лучше, наверное, один раз рассказать, как на самом деле было…

МИФ 1-Й После развода всесильный Пырьев запретил снимать свою бывшую супругу.

— Когда они расстались, мать была очень злая на отца, много гадостей мне про него говорила. Но никогда я от нее такой истории не слышал — будто Пырьев запретил режиссерам снимать Ладынину. Да и как он мог запрещать! Развелись родители в 62-м. К тому времени Пырьев не был ни директором “Мосфильма”, ни председателем Союза кинематографистов. И в качестве кого он мог запрещать?!

Мать не снималась, потому что не хотела играть старух. Ее приглашали в картины, делали пробы. Но когда она видела эти пробы, она всякий раз повторяла: “Это не я! Выгоните оператора!” А Николаю Губенко, который пригласил мать в очень хорошую картину “И жизнь, и слезы, и любовь”, она так и заявила: “Чтобы я играла старуху — да никогда в жизни!”

Лет 15 мать не хотела выходить на пенсию. Отказывалась как могла, хотя пенсия у нее была как зарплата замминистра. Ее воротило от самого слова “пенсионер”, это слово она запрещала при себе произносить даже. Она ненавидела свой возраст, и это была самая настоящая патология. Когда приближалось 90-летие Ладыниной, про нее вспомнили, стали засыпать всевозможными наградами. Помню, позвонил ей: “Мам, я слышал, тебе “Нику” собираются давать”. Она в ответ: “Да, сволочи, собираются”. “Почему сволочи?” — “Как?! Теперь все узнают, сколько мне лет!” На полном серьезе!

МИФ 2-Й В замужнюю Ладынину без памяти влюбился тогдашний министр госбезопасности Абакумов и терроризировал актрису своими ухаживаниями.

— Нет, Абакумов не преследовал ее. Просто очень редко он звонил матери и приглашал на прогулку. Брал ее за руку, сажал в машину: несколько часов они катались по Москве, а вечером Абакумов провожал мать домой. Вот такая платоническая любовь. И продолжалась она, кстати, очень недолго.

Конечно, мама очень боялась этого человека. И отец боялся. По вечерам на кухне мать все ему рассказывала. Помню, папа как-то сказал: “Не надо ничего делать! Ты с ума сошла!” Абакумов же мог пристрелить его в две секунды, никакие бы связи отцу не помогли.

Кстати, Абакумов помог нашей семье уехать в эвакуацию. В тот день он пришел на вокзал, но так и не подошел к матери — стоял и смотрел издалека. На том все и закончилось — больше Абакумов о себе не напоминал.

МИФ 3-Й У Ладыниной завязался роман с итальянцем, и под этим соусом НКВД пытался завербовать актрису в качестве сексота.

— Соответствует действительности. Мать очень не любила рассказывать эту историю, однажды только, помню, обмолвилась: “Не понимаю, почему меня тогда не посадили”.

Это было, когда она еще не знала отца. Мать закончила училище, ее взяли во МХАТ. И вот тогда на каком-то приеме Ладынина познакомилась с итальянским дипломатом. Он звал ее замуж, хотел увезти в Италию…

Тогда мать вызвали на Лубянку. Сказали: непременно выходить замуж и “стучать”. Уезжать она не хотела. Тогда ей предложили: ладно, замуж не надо. И “стучать” не надо. Вы продолжите встречаться с итальянцем. В один из вечеров в ресторане к вам подойдет человек, и вы его представите как хорошего знакомого. Мать и на это не согласилась.

Ее тут же уволили из театра, пообещали, что никогда она не будет сниматься в кино. Итальянец тот вскоре уехал. Обещал вернуться, но… И какое-то время, чтобы заработать на жизнь, мать стирала белье. Пока не встретила Пырьева, а он сумел ее отстоять. То есть если бы не НКВД, мать не встретила бы Пырьева и не стала бы великой актрисой.

МИФ 4-Й Ладынина была ярой антисталинисткой, чуть ли не диссиденткой. Всю жизнь она мечтала рассказать правду об ужасах коллективизации.

— Это все Сванидзе придумал. Он снимал про Ладынину фильм, но не успел, потому что она умерла. Сванидзе хотел убедить мать, чтобы она на всю страну сказала, что является жертвой сталинизма. Мать говорила ему: “Вы с ума сошли, у меня пять Сталинских премий!” Тогда они стали подругу матери уговаривать: дескать, Марина не хочет, так вы скажите. Та их чуть ли не матом послала.

По правде сказать, мать была недостаточно образованна, чтобы всерьез рассуждать на эту тему. К Сталину она относилась, как и все: знала, что сажают, и очень боялась. Но в тюрьме мать не сидела, и о том времени она вспоминала хорошо.

МИФ 5-Й Актриса и режиссер разошлись из-за того, что Пырьев был жутким ловеласом, не пропускал ни одной юбки. И Ладынина не могла смириться с его многочисленными увлечениями.

— Знаете, почему все режиссеры женились на актрисах? Времени не было! Кино — если бы вы сняли хоть одну картину, вы бы поняли — это работа 24 часа в сутки. Каким ловеласом?!

Да, у отца был мимолетный роман с актрисой Марченко, которая у него снималась. Пырьев тогда лежал в больнице, ему делали какую-то несложную операцию, Марченко его навещала. И в один из своих визитов она разделась и влезла к нему в постель. А он почему-то не стал отказываться.

Мой сводный брат Эрик (сын Пырьева от первого брака. — Авт.) долго тогда объяснял отцу, кто такая Марченко, — тот все не верил. Потом сам поймал ее с каким-то мужиком, и все было кончено.

Вообще, у отца с матерью были хорошие отношения, пока она не начала стареть. С возрастом мать всех стала ненавидеть — всех людей на свете! Почти каждый день такое случалось: вот она встанет утром, в зеркало посмотрит — все, дома скандал. Постоянно лаялась, раздражалась, была очень сварливой. Придиралась к любой мелочи.

И все равно отец бы не ушел от нее, он был очень терпеливый. Я видел, как при массовке в тридцать человек мать обзывала его кретином. И он терпел. Потому что процесс идет, и если сейчас он вспылит, нужно будет отменять съемку.

А после той истории с Марченко, которая длилась очень недолго, папа вернулся домой. Мать его приняла, и все было нормально — они жили вместе, обо всех обидах вроде как забыли. И вдруг отцу приносят бумагу — Ладынина на него в ЦК “телегу” накатала: просила наказать, привлечь, отчитать. Именно за историю с Марченко, которая уже год как кончилась. Отец как увидел это письмо — собрал вещи и ушел.

Больше они не виделись ни разу. Мало того: мать пережила отца на 35 лет и ни разу за это время не сходила на его могилу. На могилу человека, с которым прожила всю жизнь! Так и не простила отца до смерти…

МИФ 6-Й После развода родителей Андрей остался с отцом. Ему как представителю золотой молодежи куда удобнее было жить с прославленным режиссером, чем с никому не нужной отставной актрисой.

— Какая я, к черту, золотая молодежь! Когда они стали разъезжаться, я пришел к матери и спросил: “Ты хочешь, чтобы я жил с тобой, или нет?” Она сказала категорически: “Нет”. На хрен, говорит, мне твоя жена? Вы здесь будете жить, она еще рожать начнет…

Она и жену мою терпеть не могла только за то, что та сделала ее бабушкой. Но наши отношения из-за этого не испортились — у нас они всегда были ровные. Ну да, ругались. Но все с матерями ругаются — это нормально.

МИФ 7-Й Ладынина умирала в жуткой нищете. Чтобы хоть как-то прокормить себя, однажды ей пришлось продать свое лучшее концертное платье.

— Чушь несусветная! Много лет вместе с бригадой “Товарищ кино” мать ездила по городам и весям, давала концерты и зарабатывала огромные деньги. За две программы можно было “Жигули” купить!

После развода отец оставил ей дачу, у матери была машина с водителем. Она получала пенсию, доплату от президента, доплату от Союза кинематографистов, от “Мосфильма”. И потом, все время находились какие-то люди — меценаты, спонсоры, которые давали ей деньги. Там две тысячи долларов, сям две тысячи…

А что ей к тому времени нужно было? Платья она не носила. Кушала — кашку, тарелку в день. Что еще?.. Ей уже ничего не надо было. Жизнь матери состояла лишь в каждодневном преодолении жуткой боли. У нее болели ноги, у нее стоял кардиостимулятор, она почти не видела. Даже встать с постели для нее была проблема…

Вообще, до этого возраста доживать не надо, никому не советую. Последние годы мать постоянно жаловалась на жизнь. У нее все было плохо. Все! Муж плохой, роли плохие, жизнь плохая, квартира плохая, дача плохая… Ну есть такие люди, которые всем недовольны. Лет пять последних она вообще говорила, что ей жить надоело…

МИФ 8-Й В конце жизни Марина Алексеевна целиком и полностью зависела от своей приживалки Ирины Сединковой — провинциальной девушки, которую однажды приютила.

— Последние пару лет так и было. Ну 94 года — что вы хотите! Мать тогда уже и меня не узнавала. А однажды она позвонила моему сыну и поздравила его с днем рождения, как будто он — Иван Александрович Пырьев.

Периодически мать просила меня выгнать эту Ирину. Но когда я приезжал, всякий раз она говорила “не надо”. И так продолжалось несколько лет. Вообще, чаще всего я наблюдал такую картину: мать на эту Иру орет, хамит ей. Та в ответ — ни полслова, лишь опускает глаза.

На самом деле я долго не знал, что там происходило. Только после смерти матери все стало ясно — сейчас уже двух мнений быть не может: хоть воровать там особо нечего, эта Ирина умудрилась украсть все, что было можно.

Лучко мне рассказывала такую историю. За несколько лет до смерти матери был юбилей фильма “Кубанские казаки”. В Краснодарском крае губернатор собрал всех оставшихся в живых артистов и подарил им по “Волге”. Мать, естественно, поехать не могла, и ей выписали деньги. Так, оказывается, Ирина эти деньги получила, а мать их и в глаза не видела. Даже не знала про эти деньги ничего!

Конечно, Ирина матери помогала: она сидела с ней, ухаживала. Но за это она жила в Москве, ездила на два месяца в правительственный санаторий, пользовалась деньгами. Кончила ВГИК, в конце концов, — мать Баталова за нее попросила.

Тут еще такой момент. Именно под влиянием своей приживалки мать последние несколько лет стала сниматься на ТВ, давать интервью. Ирина была просто на седьмом небе от счастья: она назначала съемки, командовала, сидела рядом с матерью. И ее снимали, и ее фотографировали. Но это еще что: ведь после смерти матери эта Ирина стала выдавать себя за племянницу Ладыниной!

МИФ 9-Й В последние годы Марина Алексеевна вела замкнутый образ жизни, ни с кем не общалась, самым близким существом для актрисы стала ее собака.

— Начнем с того, что собаки у нее вообще не было.

А во-вторых, когда человеку 90 с лишним, то большинство его знакомых отошли уже в мир иной. Но к матери и я часто приезжал, и сын мой. А еще жена Ельцина ее регулярно навещала. Наина Иосифовна занималась благотворительностью: собирала пожилых актрис, помогала им жить, доставала бесплатные путевки в правительственный санаторий. По два месяца в году мать жила просто в царских условиях, во дворце, где до сих пор сохранился коммунизм. За что Наине Иосифовне, конечно, большое спасибо.

МИФ 10-Й Марина Ладынина оставила какое-то сумасшедшее наследство, из-за которого по сей день грызутся все ее родственники.

— Когда мать умерла, у нее на книжке оставалось около шести тысяч. Драгоценности?.. Одно кольцо, которое забрала Ирина, пара сережек, цепочка. Все. Мать не умела жить, все уходило между пальцев — она и сама не знала, на что тратит деньги. Какие-то платья покупала у спекулянтов за фантастические суммы… Антиквариат? В 53-м, когда родители переехали на Котельническую набережную, они купили старинную мебель. И с тех пор ее ни разу не чинили! Когда мать умерла и мы стали разбирать мебель, этот антиквариат просто развалился на куски. Там все уже пришло в негодность, настолько было запущено…

Отец, кстати, тоже не умел жить. Два костюма у него было всю жизнь, а парадные ботинки мы с ним носили по очереди. Пырьев — народный артист, лауреат Госпремий, председатель Союза, директор “Мосфильма”, депутат Верховного Совета! А оставил после себя лишь 16 рублей на сберкнижке…

Все материно наследство, если о нем вообще можно говорить, состояло из небольшой двухкомнатной квартиры на Котельнической набережной. Которую она завещала внуку. А больше от матери ничего не осталось. Кроме замечательных фильмов, конечно. И светлой памяти…

Источник

spletnik.temaretik.com

Марина Алексеевна Ладынина

Марина Ладынина — советская и российская актриса кино, театра, Народная артистка СССР, Лауреат сталинской премии, бывшая жена режиссера Ивана Пырьева. Наиболее известна по фильмам «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки».

Марина Ладынина родилась в глубинке в июне 1908 года. По одним сведениям она родилась в Смоленской области, а по другим в Красноярском крае.

Фото: Марина Ладынина

Есть разница и в годах рождения: 1907 или 1908. Известно, что родители ее были самыми простыми людьми. У отца было всего лишь три класса образования, а мама не имела образования вовсе.

Конечно, детство в ее биографии было очень сложным, как и у всех граждан страны. Она прошла трудный период испытаний вместе с Отечеством: Первая мировая война, Революция, Великая Отечественная Война, голод, разруха, тяжёлое восстановление. У неё был брат и две других сестры. Она ходила в школу, но поскольку была старше, то выполняла еще и обязанности по уходу за детьми. Она гладила, стирала, во время летних каникул работала дояркой.

Читать она выучилась очень быстро, любимым времяпрепровождением было чтение книг, а впоследствии пересказ их местным детям, одноклассникам. Им нравилось слушать ее истории, которые она поясняла в действиях и лицах. Благодаря этому ее позвали в местный театр самодеятельности, предложили работать суфлером. А затем она стала получать и небольшие роли.

Фото: Марина Ладынина в юности

Она обучалась в педагогическом классе в школе города Ачинска, небольшого города в Красноярском крае. В городе был театр. Ей там доверяли некоторые роли по замене заболевших актеров. Местные служители искусства увидели, что девочка необычайно талантлива, а поэтому убедили ее в том, чтобы в будущем связать свою судьбу с театром. Некоторое время она работала учительницей в сибирской глубинке. Однажды она познакомилась с артистом столичного театра Всеволода Мейерхольда, который оценил артистизм девушки и настойчиво посоветовал ей ехать в Москву и поступать в ГИТИС.

Взвесив все «за» и «против», она решила попробовать свои силы, приехала в 1929 году в столицу и с первой попытки поступила. В 1933 году она успешно закончила его, а после этого ее сразу пригласили в МХАТ. Она познакомилась со многими известными актерами, а ее выступления оценивал сам Максим Горький, который прекрасно отзывался о ее артистических данных. А в театральном институте на ее институтских документах стояла отметка приемной комиссии: «особо одарённая».

В 1929 году она снялась в фильме «В город входить нельзя», это чёрно-белый фильм, который был популярен в конце 20-ых годов. На тот момент она была первокурсницей в ГИТИСе. Это была крохотная, эпизодическая роль, но фильм открыл ей дорогу в большое кино. Также она снялась в 1932 году в фильме этого же режиссера, который назывался «Просперити».

Фильм, как и большинство картин того времени, идеологический, он рассказывал о борьбе рабочих в США за улучшение условий существования. Да, в основном ей пришлось участвовать в фильмах крайне политизированных, строго выдержанных с точки зрения идеологии. Накал пропаганды будет спадать только к середине 50-ых годов после смерти Сталина. Но в это время она уже практически перестанет сниматься.

Несмотря на тот факт, что ей достался политизированный кинематографический пласт, это не помешало ей заявить о себе, как о талантливой актрисе.

Когда снималась эта производственная драма, то артистку заметил Иван Пырьев, который в то время начинал карьеру. Ему понравилась красивая актриса, оценил он по достоинству и ее артистический талант, после этого он решил приглашать ее в свои картины. Можно сказать, что съемка в этом фильме стала для неё судьбоносной.

Именно Пырьев убедил Марину, что она будет лучше смотреться в кино, и именно кинематограф в полной мере раскроет ее потрясающий потенциал. Собственно, так и получилось, ведь от рождения у Марины Алексеевны внешность была простая, но в то же время красивая, аристократичная.

Она великолепно смотрелась на экране в роли красивых лирических героинь. Она начала встречаться с Пырьевым, который стал приглашать ее в свои картины. Собственно, именно он и сделал ее по-настоящему знаменитой актрисой, которой рукоплескали простые рабочие и чиновники всех мастей, которую чествовал своим вниманием Сталин, которая получала мешки писем от мужчин со всего СССР.

Пик карьеры в творческой биографии Ладыниной приходится на 30-ые и 40-ые годы. К сожалению, в фильмографии актрисы 16 фильмов, это ничтожно мало. В 30-ых годах вышло 4 фильма с ее участием, в 40-ых годах вышло 7 фильмов с ее участием, в 50-ых годах только 2 фильма, а в 60-ых годах только один, и тот не дошел до публики.

Поистине всенародную славу ей принесли фильмы Ивана Пырьева: «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской».

Когда вышел на экраны фильм «Богатая невеста», то разразился скандал, поскольку считалось, что в картине специально коверкают украинский язык, представляя его в невыгодном свете. Но когда сам Сталин посмотрел фильм, то он был очарован талантом и артистизмом главной героини, поэтому ни о каких запретах картины речь не шла. И даже более того!

Иосиф Сталин наградил режиссёра и саму актрису орденом Владимира Ленина. Это означало признание на государственном уровне, с тех пор никто из чиновников не решался вставлять палки в колёса в творчество Ладыниной и Пырьева.

Собственно, так было и ранее, но награждение орденом Ленина из рук самого вождя служило сигналом для всего сталинского окружения о том, что эти люди искусства вошли в касту избранных. После этого дуэт Пырьева и Ладыниной стал набирать обороты. Вышла картина «Трактористы», которая закрепила успех. Эта картина была по душе рабочему классу, поэтому слава режиссера и артистки стала поистине всенародной. Вновь они были награждены сталинскими премиями. Надо сказать, что впоследствии актриса ещё четыре раза получала столь престижные премии за свои работы в тандеме с мастером.

Далее Иван Пырьев несколько изменил тематику своих лент, стал больше добавлять лиричности. Эти фильмы тоже пользовались большим успехом. Например, все знают ленты: «Свинарка и пастух», «В 6 часов вечера после войны», «Сказание о земле сибирской». В последней картине артистка исполнила роль певицы.

Она действительно была одарена не только артистически, но и музыкально. Немногие знают, но до 70 лет своей жизни она брала уроки пения, посещала профессиональных педагогов. К своим способностям она относилась очень строго, считала, что их необходимо постоянно развивать.

Пожалуй, этот фильм стоит выделить отдельно, он является апогеем в ее карьере. Часто бывало так, что в городах висели портреты Сталина, а наравне с ними и портреты Марины Ладыниной. «Кубанские казаки» стал дорогой в будущее и для многих начинающих звезд: Екатерина Савинова, Клара Лучко, Александр Хвыля, Юрий Любимов, Валентина Телегина.

Фото: Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

Лента эта была весьма простенькой и повествовала о жизни обычных людей. Но режиссёр умело преподнёс ее, снабдив нотками мелодрамы, драмы, комедии, добавив музыкальности, хорошо продумав образ каждого героя, добавив прекрасные декорации.

Фильм «Испытание верности» стал завершающим в ее карьере. Вышел он в 1954 году, когда исполнительнице было 46 лет. После этого дал трещину их брак с Иваном Пырьевым, актриса больше не захотела сниматься в кино.

Кто-то считает, что это была месть Пырьева, который на тот момент занимал должность директора Мосфильма. Но это не так. Даже он не смог бы запретить сниматься столь прославленной актрисе, которую ценил и награждал сам Сталин.

Скорее всего, актриса довольно болезненно переживала уходящую молодость и хотела, чтобы зрители запомнили ее молодой, жизнерадостной, красивой. После 40 лет она перестала активно сниматься.

Кому-то такой шаг покажется верхом легкомыслия, но он тоже по-своему верен. Расчет актрисы оказался правильным. Теперь о ней вспоминают многие поколения советских и российских людей, как об очень красивой, свежей, молодой актрисе с горящими глазами, она ассоциируется с самой молодостью. И такая она во всех картинах.

Возрастные роли ее не привлекали, и она понимала, что зрители больше всего ценят именно молодость, свежесть, способность актёров и особенно актрис сыграть молодых лирических героинь, которые находятся в прекрасной форме.

После окончания съемок в фильме она, конечно, продолжала бескорыстно служить своей профессии. Например, почти полвека, вплоть до 1992 года она прослужила в Театре Киноактера. В 1998 году она получила премию «Ника». Ее талант отмечали не только советские чиновники, но и российские зрители, деятели искусства.

Личная жизнь

Личная жизнь Марины Ладыниной довольно непростая, как у многих артистов. Первым ее мужем был однокурсник Иван Любезнов, но по каким-то причинам этот брак вскоре распался. Интересно, что впоследствии Иван Любезнов женился на младшей сестре марины Ладыниной Валентине. В этом браке родился будущий знаменитый артист Михаил Любезнов, который запомнился зрителям по участию в картине «Здравствуйте, я ваша тетя!». Он был отличным поэтом, его трогательные стихи, наполненные необычайной лирикой и грустью, будут интересны и сейчас, они словно созданы на все времена. К сожалению, в молодом возрасте он покончил жизнь самоубийством во время приступа депрессии.

Фото: Марина Ладынина и ее муж

Актриса несмотря на развод сохраняла дружеские отношения с Иваном Любезновым.

Впоследствии она хотела выйти замуж за врача из Сибири и даже планировала уехать к нему, оставив актерскую карьеру, но, к счастью, этого не случилось.

На съемочной площадке она познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат на актрисе Аде Войцик, в семье подрастал сын Эрик. У пары одно время был роман, и Иван Пырьев принял решение уйти из семьи, хотя этот развод был очень болезненным для всех, особенно для Ады Войцик, которая после этого впала в депрессию.

В 1938 году у пары родился сына Андрей, который умер в 2011 году, пережив свою мать на 8 лет. Замужем за режиссером она была почти два десятка лет. Этот брак, конечно, благоприятно сказался на карьере актрисы, да и на материальном положении. Но она никогда не скрывала, что искренне любила своего мужа.

Эти отношения были довольно проблемными, поскольку было известно, что Пырьев человек увлекающийся и может позволить себе романы на стороне. Одним из его последних увлечений была актриса Людмила Марченко, которая была младше его на 40 лет. В результате Марина Алексеевна развелась с мужем и стала вести более замкнутый образ жизни.

Она мало с кем общалась, но навещала семью сына, очень любила внука, которого назвали в честь дедушки: Иван. Он родился в 1972 году, выбрал себе профессию историка, египтолога.

В последние годы жизни ее навещала и Наина Ельцина, которая помогала ей в тяжелые годы после распада СССР, приносила актрисе продукты, подарила холодильник.

Актриса умерла в весьма преклонном возрасте 94 года. Она поскользнулась в ванной, упала, сломала шейку бедра. Без сознания пролежала она на полу почти весь день. Вечером ее пришла навестить домработница, которая и обнаружила ее в плачевном состоянии.

Фото: Могила Марины Ладыниной

К сожалению, врачам не удалось спасти актрису, она умерла 10 марта 2003 года, была похоронена на Новодевичьем кладбище рядом с Галиной Улановой, Юрием Никулиным, Борисом Бруновым.

  • 1929 — В город входить нельзя
  • 1932 — Просперити
  • 1937 — Богатая невеста
  • 1939 — Трактористы
  • 1941 — Свинарка и пастух
  • 1942 — Секретарь райкома
  • 1949 — Кубанские казаки
  • 1954 — Испытание верности

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Марина Ладынина

Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Картина посвящена созданию новой пластинки Канье Уэста «Jesus Is King».Трейлер сериала «Эпидемия».На старте новой платформы доступны «Утреннее шоу», «Видеть», «Дикинсон» и другие оригинальные сериалы.Владимир Вдовиченков рассказывает роботу о понятиях семьи и любви.Война между двумя боссами сицилийской мафии.

Page 2
Дима Маврин  13.07.2019 19:40+++! >>G.E.A.  (Бишкек)  24.06.2019 19:42Марина Алексеевна. Любим. Помним! >>Adriadna  (New York)  24.06.2019 00:44 ... Легенда советского кино. Красивая женщина. Бесспорно талантливая. Помним. Светлая память. >>G.E.A.  (Бишкек)  10.03.2019 18:06Марина Алексеевна.Помним и Любим! >>Ирия Гай  25.06.2018 00:02Помним. >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 127Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Марина Ладынина – биография, фото, личная жизнь, фильмография, смерть | Биографии

Марина Ладынина: биография

Марина Алексеевна Ладынина — советская актриса кино и театра. В 1944 году стала Заслуженной артисткой РСФСР, а в 1950 году – Народной артисткой СССР, была Лауреатом пяти Сталинских премий.

Ладынина Марина родилась в крестьянской семье в селе Скотинино Смоленской области. После ее рождения семья переехала в село Назарово, находящееся рядом с городом Ачинском. Отец Марины, Ладынин Алексей Дмитриевич, имел всего три класса образования, а мама Мария Наумовна вовсе была безграмотной. Кроме старшей дочери, в семье подрастали еще три ребенка – брат Толя и сестры Клава и Валя. Так как Марина была старшей, домашние обязанности возлагались на нее: стирка, уборка, приготовление пищи. На летних каникулах девочка работала дояркой у местной фермерши.

Актриса Марина Ладынина

С детства Ладынина проявляла интерес к творчеству. Научилась читать рано и всегда пересказывала прочитанное деревенским друзьям. Благодаря этому в школе девочку взяли суфлером в самодеятельный театр. Вскоре Марине начали давать эпизодические роли в спектаклях.

Первой серьезной работой стала роль Наташи в спектакле «Русалка». Затем Ладынину стали приглашать в Ачинский драматический театр, чтобы подменить актеров, которые заболели. Там девушку окончательно убедили в том, чтобы выбрать искусство в качестве профессии.

Марина Ладынина в молодости

В 16 лет, после окончания школы, Марина Ладынина стала учительницей в селе Назарово. По счастливому случаю в село приехал артист московского театра Всеволода Мейерхольда Сергей Фадеев, который, увидев актерские данные девушки, посоветовал ей сдать экзамены в ГИТИС и даже подарил книгу «Моя жизнь в искусстве». Ладынина так и поступила: в 1929 году переехала в Москву и поступила в ГИТИС с первой попытки. В 1933-м Ладынина окончила обучение.

В скором времени Марину приняли в труппу МХАТа, где девушка застала весь цвет театральной русской школы. Актрисе посчастливилось играть на одной сцене рядом с Константином Станиславским, Ольгой Книппер-Чеховой, Владимиром Немировичем-Данченко, Ольгой Андровской. Игру Ладыниной в спектакле «Егор Булычев и другие» отметил сам Максим Горький. Затем последовали другие успешные роли.

Фильмы

В 1934 году девушку пригласили на съемки фильма «Вражьи тропы», где Марина Алексеевна познакомилась с режиссером Иваном Пырьевым. Встреча оказалась судьбоносной для творческой биографии Марины и ее личной жизни. Ради Пырьева девушка оставила мысли о сцене и начала карьеру киноактрисы.

Марина Ладынина в фильме «В шесть часов вечера после войны»

В то время Пырьев начинал снимать фильм «Богатая невеста» и на главную роль взял Ладынину. После съемок разыгрался скандал по поводу того, что в фильме издеваются над украинским языком. Однако, когда Иосиф Сталин увидел фильм и оказался от него в восторге, юную актрису и режиссера наградили Орденом Владимира Ленина.

Следующей успешной работой Ивана Пырьева и Марины Ладыниной стал фильм «Трактористы», после выхода которого актриса и режиссер стали звездами. За эту работу оба получили Сталинские премии. Позднее коллекция государственных наград Марины Ладыниной пополнилась еще четырьмя Сталинскими премиями. Вскоре режиссер решил изменить тематику фильмов. Новой картиной стала мелодрама «Любимая девушка», где актриса играла рабочую завода Варю Лугину.

Марина Ладынина в фильме «Сказание о земле Сибирской»

Позднее Ладынина снялась в комедии «Антоша Рыбкин», музыкальной комедии «Свинарка и пастух», мелодраме «В шесть часов вечера после войны». В конце 40-х на экраны вышла музыкальная лента «Сказание о земле Сибирской», где Ладынина предстала в роли певицы Наташи Малининой.

Артистка сыграла роль председателя колхоза в комедии «Кубанские казаки». После этого фильма популярность актрисы возросла многократно. На улице Горького висели два портрета. На одном был Иосиф Сталин, а на другом – фото Марины Ладыниной.

Марина Ладынина в фильме «Кубанские казаки»

Роковой в ее жизни оказалась роль в фильме «Испытание верности». После выхода ленты Ладынина и Пырьев расстались. Актриса больше не захотела сниматься в кино. Фильмография актрисы так и осталась небольшой – всего 9 значимых работ, созданных в соавторстве с Пырьевым, не считая нескольких проходящих фильмов. Позднее артистке часто предлагали сниматься, но Марина Алексеевна от фильмов отказывалась, ей не хотелось играть возрастные роли.

В 1946-1992 годах Марина Ладынина служила в Театре киноактера. Кроме того, актриса давала творческие вечера во многих городах Советского Союза. С программой «Товарищ кино» Марина Ладынина исколесила всю страну. Зарплата позволяла Марине Алексеевне долгое время не думать о пенсии.

Марина Ладынина в фильме «Испытание верности»

В 1998 году актрисе была вручена премия «Ника» в номинации «За честь и достоинство». Получать награду артистка вышла на сцену в сопровождении Владимира Зельдина, партнера по фильму «Свинарка и пастух». После работы над фильмом артисты остались дружны на всю жизнь. Владимир стал одним из немногих людей, вхожих в дом Ладыниной до последних дней жизни актрисы.

Личная жизнь

Первый раз Марина Ладынина вышла замуж еще в институте – за однокурсника Ивана Любезнова. Брак продлился недолго, вскоре молодые люди развелись, но дружбу сохранили на всю жизнь. Иван все-таки остался родственником Марины Ладыниной – артист женился на ее младшей сестре Валентине.

Иван Любезнов и Марина Ладынина

По слухам, у Марины Ладыниной сразу же после развода случился роман с иностранцем, итальянским дипломатом, которого в НКВД считали шпионом. Актрису стали регулярно приглашать на Лубянку, чтобы склонить к сотрудничеству. Девушка не соглашалась. Из-за проблем с властью Марине пришлось уволиться из МХАТа.

Девушка ушла в никуда – пришлось подрабатывать прачкой, так как никакой профессией, кроме актерской, Ладынина не владела. Личная жизнь артистки еще раз ушла на небольшой виток. Марина познакомилась с врачом из Сибири и даже решилась на переезд к нему, но в это же время молодой человек выехал в Москву, и пути влюбленных разминулись. После таких неудач на личном фронте девушку ждали большие перемены.

Иван Пырьев и Марина Ладынина

Жизнь актрисы изменилась 14 апреля 1936 года, после встречи с кинорежиссером Иваном Пырьевым. На тот момент он был женат, любовь к сыну долгое время не позволяла режиссеру подать на развод. Но в итоге Иван Александрович решился на этот шаг. 14 января 1938 года у Пырьева и Ладыниной родился сын Андрей. Мальчика Марина родила тайно, так как до этого у нее состоялся неприятный разговор с первой супругой Ивана – Адой Войцик. Марина долгое время не хотела продолжать отношения с Иваном Пырьевым, но режиссер настоял на своем.

На протяжении 20 лет брака с Пырьевым Марина Ладынина находилась как за каменной стеной. Супруг полностью обеспечивал семью. Постоянные повышения по службе сделали их состоятельными людьми. Ладынина и Пырьев жили в доме на Котельнической набережной. Платья актрисе шила модистка, обслуживающая кремлевских жен. Но в 50-е годы у Ладыниной началась депрессия, связанная с уходящим возрастом. Марина подолгу могла не общаться с родными, замкнувшись в себе.

Марина Ладынина с сыном

Во время съемок последнего совместного фильма режиссер увлекся молодой актрисой Людмилой Марченко, которая была младше на 40 лет. Это стало завершением отношений Марины Ладыниной и Ивана Пырьева, актриса не смогла простить мужа.

Андрей остался с отцом. Юноша пошел по стопам талантливых родителей и выбрал профессию кинорежиссера.

Ладынина так и не захотела заводить новые отношения и предпочла жить в одиночестве. Марина Алексеевна вела уединенный образ жизни, но увлеклась пением и практически до 70-ти лет занималась с педагогами вокалом. Позднее, когда родился внук, Марина Алексеевна стала навещать семью сына, покупая им деликатесные продукты по льготным карточкам.

Марина Ладынина

После смерти отца Ладынина перевезла к себе мать. Актриса трепетно относилась к родственникам и всем помогла устроиться в Москве. Ивана Александровича актриса не забыла до конца своих дней. Как утверждала подруга актрисы, режиссер за день до своей смерти приснился Марине. На похоронах бывшего мужа, когда один из журналистов спросил, сильно ли актриса любила его, Марина Алексеевна тихо ответила, что и сейчас любит.

Смерть

В последние десять лет жизни актриса перестала с кем-либо общаться. Новое начальство уволило Ладынину из Театра киноактера за прогулы без уважительной причины. Иногда к ней приходила Наина Ельцина, помогала деньгами, продуктами, подарила холодильник.

В тот роковой день Марина Ладынина поскользнулась и упала в ванной комнате, пролежав целый день без сознания. Только вечером домработница вернулась домой, обнаружила актрису и сразу же вызвала врачей. Оказалось, что у актрисы был перелом шейки бедра. Специалисты боролись за жизнь Марины Ладыниной, но ее сердце не смогло выдержать нагрузки.

Могила Марины Ладыниной

10 марта 2003 года актриса скончалась. Марину Алексеевну похоронили на Новодевичьем кладбище рядом с местом захоронения Юрия Никулина, Бориса Брунова и Галины Улановой.

В 2012 году в Назарово открыли памятник Марине Ладыниной, единственный в стране.

Фильмография

  • 1929 — «В город входить нельзя»
  • 1935 — «Вражьи тропы»
  • 1937 — «Богатая невеста»
  • 1939 — «Трактористы»
  • 1940 — «Любимая девушка»
  • 1941 — «Свинарка и пастух»
  • 1942 — «Антоша Рыбкин»
  • 1942 — «Секретарь райкома»
  • 1944 — «В 6 часов вечера после войны»
  • 1947 — «Сказание о земле Сибирской»
  • 1949 — «Кубанские казаки»
  • 1951 — «Тарас Шевченко»
  • 1954 — «Испытание верности»

Фото

biografii.net

Марина Ладынина боялась своей домработницы

Приживалка звезды шантажировала её самоубийством

МАРИНА ЛАДЫНИНА

Недавно на Первом канале был показан фильм-воспоминание о Марине ЛАДЫНИНОЙ «От страсти до ненависти». Вскоре после эфира в редакции раздался звонок: ближайшая подруга актрисы Рогнеда ЯЦЕНКО возмущалась количеством вранья и несуразностей, прозвучавших с экрана. Более всего друзей Марины Алексеевны поразило, что главной героиней картины выступила псевдо-родственница, которая, по словам самой великой актрисы, отравила ей последние годы жизни.

Анна НАДЕЖДИНА

В этом доме имя Ирины Седенковой - синоним ругательства.

- Аферистка она, - кипятится Рогнеда Михайловна, более всего сокрушаясь, что 15 лет назад не захлопнула дверь перед носом неожиданной визитерки, представившейся страстной поклонницей звезды.

В тот период сама Яценко жила у Ладыниной, ухаживая за болевшей подругой. Познакомились они много десятилетий назад, когда актриса расходилась с Иваном Пырьевым и в результате обмена переехала из 5-комнатной квартиры на Котельнической набережной в «двушку» в том же доме.

- Марина Алексеевна тяжело переживала развод. Многие друзья отвернулись, в кино с подачи Пырьева не снимали, в нормальный театр не устроиться - у каждого режиссера были свои жены и любовницы. Зарабатывала выездными концертами «Мы из кино»: по 15 рублей за выступление в зале и тройная ставка - за стадионы. С актрисой поселилась мать - Мария Наумовна (Ладынина вообще всю семью вывезла из Сибири), тяжелого характера женщина. Одно из самых ярких детских воспоминаний Марины, когда мать избила ее табуреткой. Девочка собрала вещи, запрыгнула на проезжавшую мимо телегу. И только под вечер, замерзнув, вернулась домой. Под старость Мария Наумовна стала форменной Кабанихой, но Ладынина ее не оставляла: поселила сначала на даче в Пахре, потом у себя в квартире. После смерти матери она сама предложила мне переехать к ней. За Мариной требовался уход: давление, осложнения после воспаления легких. А после перелома позвоночника в результате падения она и передвигалась с трудом.

Фальшивая племянница

По словам Рогнеды Михайловны, роковая домработница Ирина Седенкова изначально приметила Ладынину в качестве средства переехать из Нижнего Новгорода в Москву. Она хотела сменить профессию инженера на беззаботное существование в богемной тусовке.

- Эта аферистка вычислила квартиру Марины, - продолжает Яценко. - Приезжала, сидела под окнами, примечая, кто приходит в гости, изучила мой распорядок дня. И однажды вечером позвонила в дверь: «Я так люблю Ладынину… приехала познакомиться… можно, чем-то вам помочь?» Я даже обрадовалась, потому как должна была уходить на службу в ночь (работала в гостинице переводчицей). «Марина Алексеевна, - говорю, - пусть девочка останется. Ей идти некуда, да и мне спокойнее, что вы под присмотром». Ладынина было возмутилась - как можно чужого человека пускать в дом? Но я уговорила. Седенкова стала приезжать регулярно. А однажды, когда я вернулась из отпуска, то узнала, что девица уже переселилась в квартиру. И сделала все возможное, чтобы отвадить не только меня, но и всех друзей актрисы.

Ладынина действительно привязалась к Седенковой. Помогла поступить во ВГИК на курсы киноведов, попросив Алексея Баталова «не придираться» к своей помощнице. По три месяца в году они отдыхали в ведомственных санаториях, причем актрисе приходилось записывать Ирину, как «племянницу».

С РОГНЕДОЙ ЯЦЕНКО: были лучшими подругами

Та настолько вошла во вкус, что сама стала представляться родственницей звезды и даже сыну Ладыниной Андрею как-то заявила, что действительно в родстве со звездой - со стороны отца. Вскоре «племянница» стала намекать, что неплохо бы ее прописать в квартире - столкнувшись с нежеланием Ладыниной, она быстро забыла о любви и восхищении и начала откровенно хамить. Рассказывает соседка Марины Алексеевны Галина:

- Я часто приходила к Ладыниной помочь убраться по дому. Однажды застаю невероятную картину: весь дом в битой посуде. Оказывается, Седенкова устроила очередной скандал. Холодильник пустой, поэтому я сбегала домой за обедом. Накормила Марину, помогла ей походить по комнате - врачи велели делать хоть несколько кругов в день. А вечером пришла Ирина: сорвала с хозяйки одеяло, злобно заорала: «Почему лежишь, а не бегаешь?» У Ладыниной такие испуганные глаза сделались…

Шальные деньги

- Я вообще не понимаю, что происходило, - продолжает Рогнеда Яценко. - Ладынина перед Пырьевым не склонялась, а Ирину боялась - будто загипнотизировали ее. Та ее полностью отрезала от мира: не подпускала к телефону, к двери, запирала в комнате, когда принимала своих гостей. Марина втайне звонила мне от соседей: «Если Ирина об этом узнает, она меня прибьет. Но я с ней больше не могу. Моя жизнь напоминает кошмар. Помоги мне от нее избавиться!»

1941 г.: «Свинарка и пастух»; 1944 г.: «В шесть часов вечера после войны»; 1947 г.: «Сказание о земле Сибирской»; 1950 г.: «Кубанские казаки»

Один раз я с сыном приехала и выгнала аферистку, мы сменили замки. А спустя какое-то время снова застала ее в квартире - она на коленях признавалась Ладыниной в любви и просила прощения. Вскоре все пошло по-старому. Седенкова стала шантажировать, что выбросится из окна, если ее выгонят. Однажды действительно вылезла на карниз и притаилась: Марина Алексеевна в ужасе выскочила во двор с криками: «Ирина!» А в последние годы она начала клянчить деньги у всех знакомых - «на лечение больной Ладыниной», хотя я точно знаю, что ее лекарства были бесплатными. Марине Алексеевне многие хотели помочь: ее поклонницей была Наина Ельцина, еще одна богатая дама - Гуля, которая просто выписала чек на большую сумму. Естественно, деньгами распоряжалась Седенкова.

Когда был юбилей фильма «Кубанские казаки», Ладыниной, Лучко и Давыдову подарили по машине. На встречу приехала Ирина и взяла подарок наличными. Однако после смерти Марины Алексеевны на сберкнижке этих денег не было, как и пенсии, которую она не снимала. Об этом мне рассказал ее сын Андрей. Зато Седенкова недавно купила квартиру в престижном доме - на какие шиши, спрашивается? Ладынина завещала ей только кровать, люстру и рояль.

1935 г.: «Вражьи тропы»; 1937 г.: «Богатая невеста»; 1939 г.: «Трактористы»; 1940 г.: «Любимая девушка»

После смерти актрисы Ирина выпросила у Андрея разрешения пожить в квартире какое-то время. И вывезла, что смогла. Телевизор, видики, чемоданы, концертные платья. Ладынину даже хоронили в кофте, хотя у нее были такие наряды! Она делала их на заказ у матери Аджубея - Нины, у которой все кремлевские жены обшивались. Она такая смелая была на высказывания. А на угрозы, что посадят, говорила - ваши жены этого не допустят.

Так вот, когда отмечали девять дней со дня смерти Марины Алексеевны, Андрей потихоньку меня спросил: «А что, у матери не было посуды?» - на столах лежали копеечные общепитовские ложки-вилки, стояли разнокалиберные тарелки и минимум еды. Наина Иосифовна сама послала шофера купить еды и закусок.

Самое обидное, что из дома пропали 30 кассет с записями репетиций Марины - стихи, песни. И рукописи автобиографической книги, которую Ладынина не закончила. Зато Седенкова теперь пишет о ней статьи, печатает интервью, консультирует фильм, где одна ложь громоздится на другой.

Бессовестная ложь

- Рогнеда Михайловна, а можно конкретные примеры?

- Ну, например, неправда, что сын плохо относился к матери, что внук в последние годы приезжал и отбирал пенсию. К моменту расставания Ладыниной и Пырьева их сын Андрей уже окончил институт, был женат на красавице актрисе Люде Шляхтур. Марина сама предложила ему остаться с отцом, которому под семью сына дали «трешку» на Смоленской. А когда Андрей разводился, то прятался от жены у мамы. Когда он познакомился с нынешней супругой Светланой, родители пополам скинулись ему на квартиру.

С СЫНОМ АНДРЕЕМ: Марина называла себя «сумасшедшей мамой»

Марина при мне распорола свою каракулевую шубу, чтобы наделать из нее много воротников: я их потом сдавала в комиссионку. Что касается внука Вани… Он кандидат наук, профессор, историк, полиглот - и такой человек будет обирать родную бабушку? Понятно же, почему Седенкова выставляла их в невыгодном свете. Мне рассказывала приятельница Ладыниной, ныне покойная Раиса Прут, что Ирина к ней приезжала советоваться, сможет ли она отсудить наследство у Андрея...

- Я читала, будто Ладынина перед смертью сказала, что и на том свете будет вспоминать только Пырьева и Ирину…

- Это из интервью режиссера фильма Галины Григорьевой: дескать, Седенкова держала Ладынину за руку до последнего и слышала эти слова. Забавно, учитывая, что ее в палату практически не пускали. И, по словам Андрея и лечащего врача, с которым я разговаривала на кладбище, Марина Алексеевна все пять дней в больнице в себя не приходила. С ее смертью вообще не все ясно: по официальной версии скончалась она от сердечной недостаточности. Но в больницу поступила с переломом шейки бедра. Ирина говорит, что Ладынина поскользнулась в ванной и потеряла сознание, а она обнаружила ее только вечером, вернувшись с рынка. Спрашивается, какая же это домработница, что целый день проводит на базаре, оставив дома больную женщину! Я ничего не утверждаю, но все соседи знают, что Ирина небрежно относилась к подопечной. Могла толкнуть. Да и Ладынина постоянно повторяла: «Я боюсь, она меня побьет»…

ИРИНА СЕДЕНКОВА

- Я вообще надеюсь, что фильм запретят к показу, - продолжает Яценко. - Любой киновед посмеется над такими фактами, как, например: что вместе с Ладыниной на сцене МХАТа выступал Немирович-Данченко, который, как известно, актером не был. И что впоследствии он «нес гроб Пырьева», хотя к тому времени великий театральный режиссер уже 25 лет как умер. Андрей возмущается подробным рассказом, как его мать, будучи уже в возрасте, голой купалась в озере на Пахре - никогда не было подобного. Да и рассказ Павла Винника, что первый муж Иван Любезнов изменил Марине с ее сестрой, тоже неправда. Он всегда любил только Ладынину. Забирал ее из роддома, они общались до последнего. На Валентине он женился потом, как мне кажется, из желания быть ближе к Марине. Она сама, когда уже жила с Пырьевым, пошутила: «Ванька, тебе подойдет моя Валя». Только хорошего из этого не вышло. Валентина нутром чуяла неладное, пить начала, особенно после того, как ее сын покончил с собой.

Лесбийский след?

ПРОДУКТОВАЯ КАРТОЧКА: по ней выдавали спецзаказы

- Я читала, что и Ладынина прикладывалась к спиртному…

- Кто в наше время не прикладывается? Если вы об алкоголизме, этого не было. Марина любила хорошее красное вино. В магазине ее называли «Мадам Каберне». Когда собирались друзья, тот же Дунаевский, Марина лепила вкуснейшие пельмени - под них шла только водочка. Мы очень любили шампанское. Ладынина хитро научилась его открывать - легонько постукивая по бутылке пальчиком.

- Правда, что Пырьев пытался к ней вернуться?

- Приходил с цветами. Но Марина его не простила, хотя и любила. Не зря же в ночь его смерти она во сне увидела Пырьева, который стучал ей в окно. У них вообще бурные были отношения. Говорят, в молодости перед его энергетикой никто не мог устоять. Он, когда Марину впервые случайно встретил на улице, сразу влюбился. Она тоже его полюбила. К тому же он фактически спас ее от КГБ. У Марины был роман с фашистом-итальянцем, служащим посольства, который очень негативно относился к Советской власти. Но Марину Алексеевну боготворил. Она даже просила похоронить вместе с ней подаренное им кольцо с бриллиантом. Но родные побоялись, что могилу ограбят.

ЛЕГЕНДЫ СОВЕТСКОГО КИНО: Михаил Ромм, Иван Пырьев, Марина Ладынина и Николай Черкасов

За связь с иностранцем ее вызвали в органы, предложили «стучать». А после отказа запретили уезжать из Москвы, работать в театре - она тогда ушла из МХАТа и подрабатывала стиркой у друзей. Пырьев сам несколько раз ездил на Лубянку и добился разрешения снимать Ладынину в «Богатой невесте» в Киеве. Там она и забеременела.

Расписались они, когда Андрею исполнилось уже 14 лет. С годами Пырьев очень изменился, особенно когда возглавил «Мосфильм». У него была страсть влюбляться в своих актрис, а кто не подчинялся, попадал в немилость. Так Клара Румянова была навечно сослана озвучивать Зайца в мультиках, пострадала Екатерина Савинова. Кстати, вопреки утверждениям, Люся Марченко на уговоры Пырьева не поддалась - ей нравился Олег Стриженов. Но и в кино она потом практически не снималась.

- Рогнеда Михайловна, как же получилось, что при наличии родного сына Ладыниной, людей, которые помнят ее лично, на экраны вышел документальный фильм, в котором столько огрехов?

- Это не ко мне вопрос. Почему, спрашивается, режиссер, продюсер и сценарист Галина Григорьева не брала трубку, когда ей звонил Андрей, желавший принять участие в съемках? С этим фильмом вообще темная история. Его начинали две сценаристки, которые как раз собирали материал по близким друзьям и родственникам актрисы. Потом их внезапно уволили, и фильм практически с нуля стала снимать Григорьева, сделавшая главной героиней домработницу Ирину Седенкову.

- Все равно не понимаю - кому это было нужно?

- Ну… вы меня вынуждаете пуститься совсем уж в область домыслов. Скажем так… По слухам, у Григорьевой что-то не так с ориентацией. А Ладынина в свое время мне рассказывала, что Седенкова приносила в дом какие-то журналы о лесбиянках. И даже один раз к ней в постель под одеяло лазила. Пыталась подбиться. А когда ее отвергли, очень даже обиделась.

ПОХОРОНЫ ЗВЕЗДЫ: Рогнеда (справа) прощается с Мариной

КСТАТИ

* Марина Ладынина всегда уверяла, что появилась на свет в селе Назарово в Красноярском крае. Хотя родилась она в деревне Скотинино - это название казалось ей неблагозвучным.

* В детстве актрисе предсказали, что будет она богатой и счастливой. Девочка провалилась в деревенский туалет, откуда ее спас заезжий китаец - он-то и заявил: подобная примета - на удачу.

* Ладынину не сразу удалось похоронить на Новодевичьем кладбище - дескать, мест больше нет. Только когда Наина Ельцина позвонила Путину, президентским указом выделили участок под могилу.

* Марина Алексеевна отмечала два дня рождения: 11 и 24 июня - по старому и новому стилю.

www.eg.ru


Смотрите также