Кулаков кирилл денисович биография


«Строгий до суровости»: Казанское танковое возглавил генерал с сирийским следом

Новый начальник училища и Казанского гарнизона — свой для Татарстана: здесь учился, получал награды от Минниханова и Шаймиева

Как стало известно «БИЗНЕС Online», в пятницу офицерскому составу Казанского танкового училища представили нового начальника — генерал-майора Кирилла Кулакова. Наш вуз — его альма-матер: он окончил его в 1990 году, а затем трудился в его стенах. Затем было назначение в чебаркульскую танковую бригаду, недавно преобразованную в дивизию. Там-то полковника Кулакова прошлым летом и повысили до генерал-майора. «Вражеские голоса» указывают, что дело не обошлось без сирийской кампании.

МАКАРЕВИЧ ПРЕДСТАВИЛ НОВОГО НАЧАЛЬНИКА

Не успели утихнуть споры читателей «БИЗНЕС Online» о скором возвращении Казанскому высшему военному командному училищу (КВВКУ) самостоятельного статуса и исторического — танкового — названия, как у вуза сменился начальник. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в сфере высшего военного образования, в минувшую пятницу начальник Общевойсковой академии Вооруженных сил РФ (казанское училище — ее филиал) Олег Макаревич представил офицерам нового руководителя. Им назначен генерал-майор Кирилл Кулаков. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердили в вузе. Предшественник Кулакова, Владимир Майстренко, по информации источника, нового назначения пока не получил.

В чем причина смены руководства? Источник предложил не искать никаких подводных течений: «О смене руководства было известно еще в декабре. Все предельно просто: у Майстренко закончился определенный период службы, ему генерал-лейтенанта надо получать, и он пойдет на повышение — мы же все люди карьерного роста. Сейчас он ждет место. Куда направят? Можно сделать два предположения. Первое. Он ведь пришел из Москвы, из Академии генерального штаба, где был профессором кафедры военной стратегии, поэтому, возможно, вернется туда начальником кафедры. Безусловно, это повышение: в академии обучают, условно говоря, тех, кто полковника перерос — перспективных людей, будущих генералов. Второе — штабная должность. У Майстренко ведь развито оперативное мышление, и до академии он был заместителем начальника штаба армии в Северо-Кавказском военном округе... Словом, подчеркну, основной фактор — необходимость дальнейшего роста. И в военной среде такие перемены воспринимают как закономерность — своего рода круговорот. В конце концов, каждый солдат мечтает стать генералом. Все нормально».

Предшественник Кулакова, Владимир Майстренко, по информации источника, нового назначения пока не получил Фото: «БИЗНЕС Online»

Напомним, что Майстренко (родился 4 августа 1962 года в Пскове, из семьи военнослужащего, в 1983 году окончил Харьковское гвардейское высшее танковое командное ордена Красной Звезды училище имени Верховного Совета Украинской ССР), был назначен начальником училища в августе 2014 года.

КУЛАКОВУ ПРЕДСТОЯТ В КАЗАНИ ГРАНДИОЗНЫЕ ДЕЛА

О Кулакове известно немного. Он 1969 года рождения, в 1990-м окончил Казанское танковое училище, после этого служил, предположительно, в одной из групп советских войск за границей, после ликвидации которой вернулся на службу в родной вуз. При генерал-майоре Валерии Миронченко, возглавлявшем училище в 1995 - 2014 годах (ныне — начальник Казанского суворовского военного училища), дорос до заместителя. Сослуживцы этого времени характеризуют его как «боевого, требовательного, строгого до суровости».

Именно на Кулакова ляжет теперь работа по реорганизации танкового училища, необходимость которой показала, в том числе, война в Сирии Фото: «БИЗНЕС Online»

С уходом Миронченко Кулакова назначают командиром 7-й отдельной гвардейской Краснознаменной Оренбургского казачества танковой бригады, дислоцированной в Чебаркуле (Центральный военный округ). «Вражеские голоса», то есть западные СМИ, утверждают, что весной 2016 года чебаркульские танкисты участвовали в сирийской кампании. В российской прессе такой информации нет.

11 июня 2016 года указом президента России Кулакову было присвоено звание генерал-майора. А в сентябре появилась информация о том, что его бригада будет переформирована в новое соединение — 90-ю гвардейскую танковую Витебско-Новгородскую дважды Краснознаменную дивизию.

Как подчеркнул источник «БИЗНЕС Online», такие назначения обязательно согласовываются с руководством региона, к тому же начальник танкового автоматически становится начальником Казанского гарнизона. К слову, в 2009 году Минтимер Шаймиев за большой вклад в воспитание и обучение высококвалифицированных военных специалистов наградил Кулакова медалью «За доблестный труд». Не обошел его вниманием и Рустам Минниханов — в 2013-м он объявил благодарность за высокие результаты в служебной деятельности, обучении и воспитании личного состава. Кстати, коллектив училища благодаря финансовой поддержке президента РТ подготовил фундаментальный труд по истории танкового дела в Казани. Сейчас книга проходит финальную редактуру.

Также следует отметить, что именно на Кулакова ляжет работа по воплощению реорганизации училища в дело. Напомним, эксперты прочат «глубокую перестройку, грандиозные преобразования», необходимость которых показала, в том числе, война в Сирии.

Page 2

ONLINE-Новости

Еще новости
Фоторепортаж
Афиша

Поможем детям

  • Будущая балерина уверена, что выздоровеет
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Об училище

Cвою историю училище ведет с 1 сентября 1866 года, будучи преобразовано указом Александром II из существовавшего в Казани с 1861 года училища «Военного ведомства» в Юнкерское училище.

1 сентября 1909 года было «Высочайше повелено» Николаем II именовать училище Казанским военным училищем.

В начале ноября 1917 года распоряжением Командующего войсками Казанского военного округа училище было расформировано.

Как юнкерское, так и военное училище располагались в Казанском Кремле.

Выпускниками юнкерского училища были один из первых Маршалов Советского Союза А.И. Егоров, заместитель Наркома по военным и морским делам генерал-полковник Л.Л. Клюев, видный военачальник Шорин В.И.

Потребность в хорошо подготовленных командных кадрах для национальных формирований РККА вынудило РВС Республики приказом от 22 февраля 1919 г. на базе бывшего военного училища создать 1-е Казанские мусульманские пехотные командные курсы – эта дата является официальной датой образования училища.

ПОДРОБНЕЕ»

Структурно Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище состоит из 8 кафедр, 3 отделов, 14 служб, 5 отделений, батальонов, учебной роты. 

ПОДРОБНЕЕ»

Начальник училища, генерал-майор

ПОДРОБНЕЕ»

Свидетельство о государственной аккредитации от 1 августа 2018 г. № 2897

Скачать (2.2 Мб)

Лицензия на осуществление образовательной деятельности от 8 декабря 2017 г. № 2682

Скачать (3.6 Мб)

kvtkku.mil.ru

Танкистами случайно не становятся

Генерал-майор Кирилл КУЛАКОВ.

В феврале 2019 года легендарное училище, дислоцирующееся в столице Татарстана, отметит 100-летний юбилей. За долгие годы из стен этого военного вуза вышли тысячи профессионалов своего дела. 47 выпускников КВТККУ были удостоены звания Героя Советского Союза, ещё 14 – Героя России. О том, как прославленное учебное заведение подходит к знаменательной дате, наша беседа.

– Кирилл Денисович, сейчас горячая пора для абитуриентов. Как вуз подготовился к приёму и каковы ожидания от набора курсантов в 2018 году? – Набор проходит в соответствии с установленными требованиями и положениями. Он включает в себя профессиональный отбор кандидатов, предусматривающий определение годности поступающих в училище по состоянию здоровья; определение категории профессиональной пригодности на основе социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования кандидатов и, наконец, вступительные испытания. Они в свою очередь состоят из оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов по результатам ЕГЭ по математике (профильный предмет), русскому языку (обязательный предмет) и обществознанию. Отмечу, что минимальное количество баллов ЕГЭ для поступления в Казанское танковое училище было установлено по русскому языку – 42, по математике – 36, по обществознанию – 50 баллов. Оценивается и уровень физической подготовленности кандидатов. Проверка проводится по трём упражнениям – подтягивание на перекладине, бег на 100 метров и 3 км. Результат определяется с помощью таблицы перевода суммы набранных баллов в 100-балльную шкалу. Вуз готов к приёму курсантского пополнения. В этом году конкурс составил более четырёх человек на место. Что касается ожиданий и чаяний, то могу заверить, что абитуриенты, решившие поступать в танковое военное училище, делают осознанный выбор по зову сердца и души. Это не люди с улицы, которые вдруг захотели попытать счастья в столь сложной ратной профессии. Это уже образованные люди, знающие, что их ждёт за воротами КПП. Поэтому мы с радостью ожидаем первокурсников, которые уже этим летом сделают первый шаг в освоении военного дела.

– Несколько слов об изменениях в учебной программе, связанных с переходом на четырёхлетний срок обучения.

– Для начала напомню, что наша основная задача – обучение офицеров-танкистов с полной военно-специальной подготовкой для Вооружённых Сил. Специальность – «Управление персоналом (Вооружённые Силы РФ, другие войска, воинские формирования и приравненные к ним органы РФ)». Военная специальность определена как «Применение танковых подразделений». Лицам, завершившим обучение и прошедшим государственную итоговую аттестацию, присваиваются воинское звание лейтенант, квалификация «Специалист в области управления» и выдаётся диплом государственного образца о высшем образовании. В 2017 году после пятилетнего перерыва был осуществлён первый выпуск молодых офицеров. Всего мы выпустили 75 человек, в том числе 4 – с золотой медалью и 14 – с дипломом с отличием. До недавнего времени нормативный срок освоения основной образовательной программы составлял 5 лет. Но решением министра обороны РФ от 15 октября 2015 года об усилении практической направленности подготовки и оптимизации сроков обучения курсанты 2013, 2014 и 2015 годов были переведены на сокращённые сроки обу­чения, по индивидуальным учебным планам в объёме реализуемой образовательной программы. Нормативный 5-летний календарный срок её освоения сокращён на 3,6 и 9 месяцев соответственно. Начиная с набора 2016 года курсанты осваивают ту же программу за 4 года

– Как это отражается на выпусках? В этом году, например, не было традиционного выпуска летом…

– В 2018 году в училище запланировано два выпуска, первый уже прошёл 30 марта. 122 выпускника пополнили ряды Вооружённых Сил. Второй состоится 26 декабря, когда курсанты набора 2014 года покинут вуз .Это будет 84-й выпуск в истории КВТККУ. Наконец, на 31 октября 2019 года запланирован последний, так называемый ускоренный выпуск. Он коснётся 104 курсантов набора 2015 года. После этого церемонии выпуска будут проходить в привычное время – только летом.

– Качественная подготовка специалистов невозможна без достойной и современной учебно-материальной базы. Уникальность вуза обеспечивается в том числе его возможностями. Чем в этом смысле гордится Казанское танковое?

Танк фронтовых лет олицетворяет славные традиции войск.

– За последние годы усовершенствованы и переоборудованы учебные здания, обновлён парк учебной техники и полигона. В эксплуатацию сдан новый плавательный бассейн, оборудованный для проведения занятий по легководолазной подготовке курсантов, а это – одна из важнейших учебных дисциплин для танкистов. – Как процесс перевооружения и модернизации Вооружённых Сил России отражается на материально-техническом оснащении вуза? – В рамках развития Вооружённых Сил идёт большое строительство. Это касается не только войск, но и военных учебных заведений. Проходит масштабная реконструкция, возводятся новые учебные корпуса, совершенствуется база для практических занятий. У нас, в частности, в самом разгаре строительство двух корпусов для лаборатории практических работ кафедры эксплуатации вооружения и техники. Речь идёт о корпусе для хранения техники и отдельном корпусе с учебными лабораториями и учебными классами, где курсанты смогут отрабатывать на технике практические вопросы подготовки. Планируем, что первый из ожидаемых корпусов будет отстроен к концу 2018 года. Планируется также строительство нового спортивного комплекса для курсантов. Кроме этого, предстоит модернизация полевой базы.

– Кирилл Денисович, уже в обозримом будущем в войска начнут поступать новейшие танки Т-14 «Армата». Казанское танковое училище готовится к появлению этих машин?

– Пока танк «Армата» проходит войсковые испытания. Уже после их завершения мы непосредственно приступим к переподготовке научно-педагогического состава и технического персонала. Займёмся и модернизацией тренажёрной базы и подготовкой командиров подразделений обеспечения, которым предстоит непосредственно отвечать за эксплуатацию этих машин.

Т-72 в различных модификациях – основная машина, которую осваивают казанские курсанты

– Т-72 – это основная машина, которую изучают казанские курсанты? – Да, Т-72 изучается в различных модификациях. Но в качестве второй изучаемой машины курсанты осваивают и Т-80 с газотурбинной силовой установкой. Необходимо учесть, что восьмидесятка имеет возможности очень глубокой модернизации, и при современных возможностях и технологиях оборонно-промышленного комплекса нашей страны у этой машины появятся большие перспективы развития.

– Где и как курсанты проходят войсковые стажировки? Хватает ли им практики в войсках?

– Программой предусмотрена одна практика по срокам не менее чем в две недели и одна стажировка – не менее месяца. Стажировки проходят в войсках – в частях и соединениях военных округов, не только Центрального, в границах которого дислоцируется училище. Небольшой процент курсантов попадает в учебные воинские части, большинство же стажируется в линейных боевых частях.

– Участвуют ли курсанты в соревнованиях, входящих в «Армейские международные игры»? Как этот опыт отражается на их профессиональной подготовке?

– Сейчас мы единственный танковый вуз командного профиля. В прошлом году команда Казанского танкового училища заняла третье место на всеармейском этапе конкурса «Танковый биатлон». В этом году наши курсанты поднялись на одну строчку выше, стали вторыми. Ряд экипажей будут отобраны в состав российской команды для основного, международного этапа состязаний. Если говорить о соревновательном факторе в профессиональной подготовке танкистов, то достаточно взять неизменных победителей последних трёх лет из Восточного военного округа. Все они – выпускники нашего легендарного училища. Некоторые из них участвовали в «Танковом биатлоне» ещё в качестве курсантов, а уже сейчас, став офицерами, продолжают совершенствовать своё мастерство и передавать приобретённый опыт своим подчинённым.

– Вы проходили службу в училище, затем командовали танковым соединением Центрального военного округа. Как используете свой собственный опыт в деле подготовки танкистов?

Учитываются ли события в Сирийской Арабской Республике в образовательном процессе? – Мы стараемся проводить занятия, в том числе межкафедральные, с большим уклоном в сторону практической части подготовки. Это позволяет максимально близко подводить курсантов к вой­сковым реалиям. Чтобы не было разрыва между программами, по которым учатся в войсках и в военных вузах, мы, по крайней мере у себя, стараемся дать курсантам то, что им будет необходимо после выпуска. Учебная программа в военном учебном заведении имеет свои нюансы и, конечно же, отличается от программ боевой подготовки, используемых в линейных частях и соединениях. Так что одна из наших целей – чтобы наш выпускник, приходя в войска, уже имел максимально возможное представление, как организуются и проводятся те или иные занятия по предметам боевой подготовки в подразделении. Особенно это касается учений и практических занятий с применением межвидовых сил и средств. Важно заложить фундамент подобных знаний в стенах училища, чтобы лейтенант отправлялся к новому месту службы профессионалом своего дела, а не дилетантом. Замечу, что на всех практических занятиях мы используем опыт, полученный нашими подразделениями во время операции в Сирии. Партизанский характер этого локального конфликта показал, что ряд используемых нами тактических приёмов попросту изжил себя и для успешного противодействия террористам необходимы новые. Этому мы и обучаем наших курсантов. Большинство офицеров-преподавателей обладают собственным практическим опытом участия в боевых действиях, поэтому процесс обучения у нас состоит не только из сухой теории, но и строится на передаче курсантам личного опыта преподавателей. Впрочем, изучается и обобщается не только боевой опыт применения, но, например, и опыт эксплуатации танков российского производства в различных климатических условиях. Всё это используется в программе обучения наших курсантов.

– Кирилл Денисович, вы сами выпускник Казанского танкового училища. Можете ли вы сравнить условия обучения 30 лет назад и нынешние?

Тяжело в учении – легко в бою.

– Время вместе с прогрессом не стоят на месте. Разница, мягко говоря, существенная. Начнём хотя бы с того, что в конце 1980-х у нас и в мыслях не было о таком компьютерном и электронном насыщении учебно-лабораторной базы. Компьютерные тренажёры и электронные библиотеки, которые связаны не только локальными, но и глобальными сетями, – это качественный прорыв в обучении. Нельзя не отметить и социально-бытовые условия, в которых сейчас проживают и учатся казанские курсанты. Если раньше довольно остро стоял вопрос с размещением или банно-прачечным обеспечением, то сейчас подобных проблем нет вообще. Ещё больше заметна разница в питании. Широкий выбор блюд, разнообразное меню в любое время года – условия для курсантов ныне созданы максимально комфортные. Такая обстановка позволяет полностью сосредоточиться на учебном процессе и основательно постигать военное дело.

– Казань – один из немногих российских городов, в котором расположены как довузовское общеобразовательное учреждение Минобороны, так и военный вуз. Как у вас налажено взаимодействие с Казанским суворовским военным училищем?

– Все гарнизонные мероприятия проходят совместно с привлечением и курсантов, и суворовцев. Проводим большую военно-патриотическую работу с воспитанниками Казанского СВУ, ориентируем их таким образом на дальнейшее поступление как в наше танковое училище, так и другие военные вузы Сухопутных войск и Министерства обороны в целом. Такая система существовала в советское время, когда почти 100 процентов выпускников суворовских и Нахимовского училища поступали в военные вузы, и отрадно, что мы вновь вернулись к этому. То, что в нашем прекрасном городе есть и суворовское училище, и танковое, – безусловно, большое преимущество. У многих суворовцев есть стремление стать курсантами нашего учебного заведения. Они регулярно проходят практику на нашей базе, общаются с курсантами, видят, как те учатся и живут. И, конечно, в этой связи нельзя не упомянуть, что один из наших ярких выпускников, которым гордится училище, – начальник Генерального штаба Вооружённых Сил РФ – первый заместитель министра обороны, Герой России генерал армии Валерий Герасимов поступал в училище в 1973 году, как раз будучи казанским суворовцем.

– До февраля будущего года уже не так много времени. Как идёт подготовка к празднованию такой круглой даты в истории училища?

– Программа подготовки и проведения 100-летнего юбилея уже свёрстана, согласована и утверждена главнокомандующим Сухопутными войсками генерал-полковником Олегом Салюковым. Сформирована рабочая группа, в том числе и с привлечением представителей органов местного самоуправления как города Казани, так и Республики Татарстан. Ожидаем, что праздничные мероприятия пройдут достойно, на высоком уровне. Запланировано проведение военно-исторической реконструкции, посвящённой истории училища начиная с 1919 года, когда тут были созданы Первые Казанские мусульманские пехотные командные курсы, и до настоящего времени. Мы затронем каждый этап развития училища, когда оно готовило пехотинцев, кавалеристов, технических специалистов бронетанковых войск и, наконец, танкистов. Рассчитываем, что для зрителей, среди которых будут как казанская молодёжь, так и ветераны училища, гости со всей страны, получится всё интересно и познавательно. Поднимается большой пласт архивных документов, открывающий порой неизвестные страницы истории, особенно в насыщенные первые десятилетия существования, когда чуть ли не каждый год, а иногда и по нескольку раз в год предшественники нынешнего училища реформировались и реорганизовывались. Готовим к третьему переизданию книгу о выпускниках Казанского высшего танкового командного Краснознамённого училища. Отмечу, что рабочие совещания по подготовке к празднованию векового юбилея нашего вуза проходят в еженедельном формате.

Важно заложить фундамент знаний в стенах училища, чтобы лейтенант отправлялся к месту службы профессионалом своего дела

– И в завершение, Кирилл Денисович, как вы можете охарактеризовать современный облик курсанта, будущего офицера и защитника ­Отечества? – На всём этапе развития училища курсанты по своему облику мало чем отличаются от своих коллег 10, 20, 30 или 40 лет тому назад. Сюда случайные люди не приходят, к нам поступают уже сформированные люди, со своим мировоззрением, жизненными позициями и установками. Курсанты у нас целеустремлённые, отважные, твёрдые, любящие Родину, преданные ей, заточенные под выполнение сложных задач по обеспечению защиты нашего государства. А отличительная особенность заключается в том, что на нашем училищном гербе есть девиз, придуманный юнкерами, обучавшимися в Казани ещё полтора века назад, – «Победи или умри». Наши курсанты и выпускники служат Родине, руководствуясь этими словами по сей день. Мы гордимся своими героями и выпускниками. На их примерах мы воспитываем подрастающее поколение курсантов, чтобы они выходили из стен нашего училища достойными офицерами и сынами Отечества.

Леонид ХАЙРЕМДИНОВ, «Красная звезда» 

Фото из архива училища.

Казань

Ноябрь 2019 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Окт    
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930  
https://youtu.be/6dSu5N4Jl3c

redstar.ru

Интервью / Кирилл Кулаков

А. Ермолин― Добрый день всем, кто нас слушает, в эфире программа «Военный совет», ведущий в студии Анатолий Ермолин. Наш гость сегодня Кирилл Денисович Кулаков, начальник Казанского высшего танкового командного училища, генерал-майор. Кирилл Денисович, добрый день.

К. Кулаков― Добрый день.

А. Ермолин― Ну, во-первых, разрешите вас с наступающим поздравить, все-таки завтра большой праздник у нас, поэтому чтобы задать тон нашей программе, предлагаю именно вот это и произнести.

К. Кулаков― Спасибо. Ну, ремарочку внесу, праздник официальный в воскресенье, именно будет 10-го, второе воскресенье сентября.

А. Ермолин― Ну да, да, да. Скажите, пожалуйста, а сами-то почему стали танкистом? Как так жизнь сложилась?

К. Кулаков― Военным я еще решил стать в третьем классе, посмотрев фильм «Офицеры».

А. Ермолин― Я даже не сомневался. Пьеса-то называлась «Танкисты», кстати говоря.

К. Кулаков― Да. Пришел в военный комиссариат свой по месту жительства, после 3-го класса во время каникул. Да, меня даже не увидел дежурный потому, что я был маленький еще. Но я достучался все-таки, нашел нужных людей, которые подсказали, что еще надо поучиться, готовиться. И по окончанию 8-го класса я поступил в Суворовское училище, ну а затем уже по окончанию Суворовского училища, поступил в Казанское танковое училище, и его успешно закончил.

А. Ермолин― Что, так с 3-го класса мечта не поменялась, так вот и (неразборчиво) стать?

К. Кулаков― Наоборот, она была только каждый год все целеустремленней.

А. Ермолин― Ну, а когда все-таки свершилось, скажем, сравнение детской мечты, детских образов вот с тем, что реально вы увидели в жизни?

К. Кулаков― Ну, когда человек готовится целеустремленно к такой задачи как стать военным, я думаю, его уже наверное там не пугают никакие не трудности, ни какие-то другие вопросы, поэтому я морально был готов, настроен, поэтому даже наоборот очень воодушевлен был при поступлении, поэтому никаких сомнений даже и не возникало по этому вопросу, в выборе своей профессии.

А. Ермолин― То есть, всю жизнь, именно в танковых войсках по сути дела, да?

К. Кулаков― Да.

А. Ермолин― А как складывалась вообще военная биография?

К. Кулаков― Да, как и у всех военных. По окончании училища, начинал службу в Германии, затем на Дальнем Востоке, затем в Центральном военном округе. Закончил училище, академию.

А. Ермолин― То есть, прошли все уровни должностей, да?

К. Кулаков― Да.

А. Ермолин― Как и герой известного фильма, да?

К. Кулаков― Да.

А. Ермолин― А что из себя сейчас представляют танковые войска? Я вот так совсем уж широко хочу зайти на тему, чтобы потом перейти собственно к училищу, которое вы возглавляете.

К. Кулаков― Сейчас в рамках реорганизации вооруженных сил, и формирования (неразборчиво) создаются танковые объединения, в частности первая танковая армия, воссозданная. Реорганизуются, воссоздаются танковые дивизии, бронетанковые войска, на этапе такого активного формирования и выхода, я так думаю. Надеюсь, мы те рубежи, которые были в недавнем прошлом, даже при Советском Союзе, когда у нас основная ударная сила – это были танковые объединения, соединения. Сейчас наверное руководство страны и вооруженных сил, тоже наверное на этом пути решения, и танковые войска воссоздаются, в частности первая танковая армия тому пример.

А. Ермолин― А я вот корректно говорю танковые войска, или все-таки это вот… Это часть сухопутных войск?

К. Кулаков― Это да, одна из составляющих частей сухопутных войск, но корректно будет уже называть танковые войска, поскольку от объединения и выше, это от армии, уже можно называть танковые войска.

А. Ермолин― А вот бригада собственно формируется по принципу, если там меньше танков, то это мотопехотная, да? Бригада. А если танков определенное количество больше, да? То соответственно это уже танковая бригада называется, да? То есть, все равно ударная сила – пехота, да?

К. Кулаков― Ну конечно, да. Тот род или вид войск, который основу составляет, от этого и идет наименование либо танковое, либо мотострелковое.

А. Ермолин― А скажите пожалуйста, вот а что из себя представляет Казанское высшее танковое командное училище сегодня?

К. Кулаков― История училища ведет свою летопись от 1 сентября 1866 года, еще когда по указу Александра II в Казани было организовано юнкерское пехотное училище, впоследствии оно приказом революционного военного совета было реорганизовано в казанские, пехотные мусульманские курсы, и в дальнейшем своем развитии вышло к 40-му году, и в 41-м году стало официально наименоваться Казанское танковое училище, и по сей день ведет свою историю как Казанское танковое училище. Сегодня оно единственное в нашей стране училище, которое готовит офицеров-танкистов, поэтому мы этим очень гордимся, что оно у нас единственное. И у училища большие перспективы в развитии вооруженных сил.

А. Ермолин― Интересное название было, пехотные мусульманские курсы. Это до войны сохранялось, да? Это название.

К. Кулаков― В предвоенный период – нет, оно 6 раз меняло название, и были и пулеметные курсы, и мусульманские курсы, кавалеристские даже. А вот к 40-му, и с 39-го по 40-й год чисто пехотное было, и в 41-м году, накануне начала Великой Отечественной войны, перешло на подготовку именно специалистов для танковых войск, и стало наименоваться Казанское танковое училище.

А. Ермолин― А как сейчас… Ну, так ассоциативно мысль уходит, вот соотношение ваших курсантов по концессиям. Все-таки из Казани много учится слушателей, курсантов, и какая часть из них скажем, до сих пор остаются мусульманами, если говорить про название.

К. Кулаков― Да нет, сейчас так однозначно сказать нельзя, сейчас ребята учатся со всех регионов нашей страны, поэтому тут приоритет кому-то отдать довольно-таки сложно в принципе. Равномерно наверное сейчас, нельзя приоритет отдать, что именно по региональному принципу как-то распределяются абитуриенты и учащиеся в ВУЗе. В принципе, со всех регионов наверное, в процентном отношении наверное одинаково. Конечно, при поступлении абитуриентов больше конечно с близлежащих территорий. Это и Татарстан, и Ульяновская область, и Самарская область, и Чувашская республика, Марий Эл, то есть вот абитуриентов. Ну поступают, вот если уже по окончательному набору если судить, то приоритет трудно кому-либо отдать, из каких-либо регионов.

А. Ермолин― А скажите пожалуйста, а вот с точки зрения ну такого, скажем социального, психологического портрета, вот что ребята-курсанты из себя… Абитуриенты представляют, потому что я вот… Ну, к счастью знаю многих танкистов, и… Ну, правда вы первый, который в третьем классе пришел в военкомат, но я знаю людей, которые были в этой студии. Генералы, руководители, которые ну просто влюблены в танк. Вот именно в танк, в танковые войска, то есть вот там… Я уж не буду говорить, там какие эпитеты звучали, когда мы выходили за пределы этой студии, но такое ощущение, что это… Что они любят танк больше, чем женщин иногда. Вот что это за любовь? И собственно, вот сохраняют ли ее современные ребята, которые приходят? Есть ли у них такая же страсть, как у вас?

К. Кулаков― Ну, как и любой настоящий мужчина, который любит технику, автомобили дорогие. А мы любим по своему, конечно же. Танк – это воплощение всего, и мощь, и скорость, и броня, и огонь. Поэтому любой я думаю мужчина, наверное первый раз увидев, почувствовав что это такое, наверное он тоже будет влюблен на всю жизнь в эту технику, поэтому такое есть. Будем так говорить, профессиональная болезнь, любовь в танке.

А. Ермолин― А когда это начинается, когда видишь? Ну, я тоже был курсантом я пограничное училище заканчивал, на меня вот несгладимое впечатление произвели там боевые машины пехоты, когда первый раз по болотам вот на них начинаешь там действовать. Вот в качестве члена десанта, да? На броне. А вот когда ваши курсанты вот реально уже могут управлять этой машиной?

К. Кулаков― На первом курсе, уже на втором месяце обучения, уже курсанты практически осваивают и навыки вождения боевых машин, и практическое выполнение стрельб из вооружения танка. Прямо практически с первых месяцев обучения, уже идут практически…

А. Ермолин― Еще не получив права на автомобиль, да? Уже начинают получать права на управление танком.

К. Кулаков― Водительское удостоверение получают гораздо позже, после 3-го курса, а уже осваивать боевые машины начинают практически с первых месяцев обучения.

А. Ермолин― А кстати, какие права на танк нужны? Ну, в кавычках права.

К. Кулаков― Удостоверение на право управления, удостоверение механика-водителя.

А. Ермолин― Механика-водителя, да?

К. Кулаков― Да, да. При определенном практическом стаже вождения, часов и километража, это 250 километров надо пройти практического вождения. После этого сдаются квалификационные экзамены, и вручается удостоверение классного специалиста, и удостоверение механика-водителя 3-го класса.

А. Ермолин― А 250 километров – это за 5 лет?

К. Кулаков― За 4.

А. Ермолин― А, за 4, да? У вас бакалавриат, да?

К. Кулаков― Да.

А. Ермолин― Это много, или мало?

К. Кулаков― Достаточно для того, чтобы в совершенстве управлять и владеть этой техникой. Достаточно.

А. Ермолин― Ну тут есть какая-то специфика, да? Потому, что 250, в общем-то для обычного водителя не очень много, да? То есть, пока не сядешь, и не поедешь, навыки все-таки не приходят. А у вас-то ехать некуда?

К. Кулаков― Ну, здесь же заложено не только то, что… Основа, сколько проехать километров. А основа в том, что освоить преодоление препятствий, естественных, искусственных препятствий. То есть, научиться навыкам преодоления. А просто пройти по прямому отрезку 250 километров, конечно не большой участок. Но основа здесь заложена на в прямолинейном движении, а именно в преодолении естественных, искусственных препятствий, в умении действовать, маневрировать на поле боя. Вот это все суммируется в общую составляющую по километражу, и…

А. Ермолин― Ну, я правильно понимаю, что у вас есть какая-то программа, да? И в этой программе есть конкретные препятствия, которые должен уметь преодолевать.

К. Кулаков― Конечно, да. В программе подготовки курсантов заложена отработка упражнений в вождении боевых машин, которые предусматривают поэтапно освоение и преодоление по сложности всех этих элементов, искусственных и естественных препятствий.

А. Ермолин― А вот когда мы смотрим вот эти соревнования по тому же танковому биатлону, вот это какой уровень мастерства? Вот это вот что за люди за рычагами сидят?

К. Кулаков― Ну как правило, это уже мастера своего дела, и они имеют классную квалификацию, либо 1 класс, либо мастер, это уже высший уровень квалификации у танкиста.

А. Ермолин― А как вы оцениваете там вот третий уровень, второй, первый, мастер. Вот в чем уровни профессионализма различаются?

К. Кулаков― Здесь заложен целый комплекс требований по классным квалификациям. Соответственно, самая низшая классная квалификация – это третья, затем вторая, первая, и мастер. Все зависит от стажа практического, то есть не так, чтобы можно сразу минуя промежуточный класс там второй или первый, получить мастера. Каждое присвоение классной квалификации предусматривает под собой – это определенный период времени, то есть не раньше чем 2 или 3 года от каждой квалификации. В течение которого, этого времени военнослужащий должен не только мастерски водить, но еще должен обладать знаниями и по тактической подготовке, и по… Должен сдать нормативы по физической подготовке… Там целый комплекс требований, которые подразумевают присвоение классной квалификации. Поэтому те ребята, которые уже выходят на такие серьезные соревнования всероссийские, или международные по танковому биатлону, это как правило ребята уже с первым классом, или мастера.

А. Ермолин― А это чаще контрактники, или офицеры? Вот тут такой вопрос с подводными камнями, вот (неразборчиво).

К. Кулаков― Ну даже на нашем примере… На примере нашего училища скажу, у нас в этом году участвовали курсанты в танковом биатлоне.

А. Ермолин― И как?

К. Кулаков― Основной костяк конечно сборной составляет – это военнослужащие по контракту, но мы в рамках вот всероссийских соревнований выступали полностью с экипажами курсантов, и на международный этап даже был отобран наш один экипаж, из числа курсантов.

А. Ермолин― Получилось у них? Как они справились с этим?

К. Кулаков― Ну, их в основной состав не включили, они были в резерве основного состава на международных играх. Ну я думаю, на следующий год мы уже будем у нас составлять костяк сборной России.

А. Ермолин― То есть, попробовали. А вот ну в принципе, вот когда молодые лейтенанты заканчивают и приходят в войска, ну они как-то стараются поддерживать практику вот собственного управления танком, или есть механики, водители, которые тебе подчиняются, да? Командирское место все-таки не за рычагами.

К. Кулаков― Безусловно, командир выполняет все упражнения и вождения, стрельб так же, как и его подчиненные. И по принципу делай как я. То есть, выполняет первым командир, затем уже его подчиненные. То есть, практика там серьезная. То есть, лейтенантам скучать не дают.

А. Ермолин― То есть в экипаже, принцип взаимозаменяемости…

К. Кулаков― Абсолютная взаимозаменяемость и членов экипажей. То есть, сейчас в свете новых требований, предъявляемых военнослужащим, сейчас каждый член экипажа должен быть готов заменить любого. То ли механик наводчика должен заменить, то ли наоборот, или командиром любой может быть. То есть…

А. Ермолин― Мы сейчас заговорили про экипаж, и в общем-то ведь если вспомнить тоже вот советское кино, ведь есть замечательные фильмы именно про экипаж. У вас какие любимые фильмы из этой серии, где вот собственно дух передается самым лучшим образом? Вот именно дух того коллектива? Потому, что сейчас много фильмов про войну, но вот мне как-то они не кажется настоящими.

К. Кулаков― Ну, однозначно на этот вопрос тоже ответить тяжело. Довольно-таки много очень фильмов патриотической направленности, и даже в частности если говорим о танкистах… Ну, наверное самый такой яркий фильм – это сериал «Битва за Москву». Наверное больше там вот показано героических событий, где танкисты сыграли наверное главную, или коренную роль в развитии событий под Москвой. Вот в этом фильме там четко видно, как слаженно работает экипаж, как он зависит каждый член экипажа друг от друга. Я думаю, наверное вот один из… Ну там сериал целый этих… Эпопея этих фильмов, да, «Битва за Москву», поэтому…

А. Ермолин― Кирилл Денисович, а вот даже в этой студии неоднократно разгорались споры о том, что в принципе танки, как… Ну, как разновидность вооружения, утрачивают свою роль, что сейчас там мобильные воины, что танки тяжелые, и не перебрасываются. Вот вы как-то в этих дискуссиях принимаете участие? Вот ваше отношение, утрачивают танки свое значение в современном бою?

К. Кулаков― Нет, практика показывает, что танк был, есть и остается, и я надеюсь, наверное останется очень актуальным огневым средством, средством главным на поле боя. Поскольку обладая высокими динамическими качествами, и скоростными, и огневыми качествами, и бронезащитой. Я думаю, в ближайшее время его актуальность наверное будет ни с каким другим боевым средством, которое действует именно в сухопутных операциях, несравнимо ни с чем, наверное.

А. Ермолин― Я помню, мы жарко спорили с генерал-лейтенантом Скоковым в этой студии, и обсуждали собственно потери в первую Чеченскую… И он так сказал: «Да надо просто уметь пользоваться танком в городских условиях».

К. Кулаков― Совершенно верно, да.

А. Ермолин― А по каким дисциплинам вы учите ваших курсантов? А вообще, вот вы же не только курсантов учите, да? Вот какие категории у вас учатся?

К. Кулаков― У нас обучается широкий спектр. Ну, в первую очередь конечно это курсанты, которые обучаются по программе высшего образования. Так же мы готовим младших специалистов, это военнослужащих срочной службы по трем специальностям: командир, наводчик и механик-водитель. Осуществляем переподготовку военнослужащих по контракту, по военно-учетной специальности тоже на командиров танковых экипажей, на наводчиков, на механиков-водителей, так же проводим подготовку военнослужащих по контракту имеющих высшее образование, прослуживших не менее 5 лет, обучаем их по программам подготовки, и с последующим присвоением первого офицерского звания лейтенант, такую категорию обучаем. Так же переподготовку осуществляем офицеров по гражданским дисциплинам, то есть спектр у нас, наших обучаемых довольно-таки большой.

А. Ермолин― А вот категория переподготовки контрактников, вот как долго это длится, и вообще что это за ребята приходят, вот интересно. То есть, это взрослые люди, которые собственно отслужили, пошли на гражданку… Вот что их ведет обратно в вооруженные силы? Как вы на них смотрите, как оцениваете, и чему учите?

К. Кулаков― В последние годы очень высокий престиж службы в армии, в нашей стране, и поэтому очень многие сейчас желают в армии послужить. А контингент, который приходит, я уже повторяюсь, это военнослужащие, которые отслужили по контракту не менее 5 лет, и уже имеющие высшее образование.

А. Ермолин― Это вы про высшее образование говорите, а если вот контрактники приходят… Ну, вот просто служил человек (неразборчиво).

К. Кулаков― А которые служат по другим критериям, значит они проходят подготовку по военно-учетной специальности. Это трехмесячные курсы подготовки, где они осваивают специальность именно для танковых подразделений.

А. Ермолин― Ну, то есть та же самая программа, да? Что и для тех, кого вы берете вот…

К. Кулаков― Практически одинаковая программа, как и для военнослужащих срочной службы но за исключением курса общевоенной подготовки. Поскольку им уже не надо это проходить, они занимаются чисто уже только по специальности, 3 месяца занимаются.

А. Ермолин― А есть ли у вас какой-то вот особый фокус на подготовку сержантов? Ну, вот было, и до сих пор по-моему проходит такой большой эксперимент, на базе Рязанского училища воздушно-десантных войск. Ну, они вроде бы даже не только с десантниками занимаются, а это как бы такая школа подготовки сержантов-профессионалов для всех видов и родов войск. Или сейчас что-то меняется? У вас тоже есть какие-то свои виды на подготовку именно сержантов?

К. Кулаков― Воинское звание сержант, оно предусматривает штатом занимаемую должность, во-первых, должна предусматривать. У нас командир танка – это младший командный состав сержантский, и военнослужащие, обучающиеся по специальности командир танка, которые осваивают свою специальность на отлично, по всем показателям. По военным дисциплинам, по физической подготовленности своей, по общему уровню образования. Если у них все эти критерии складываются в отличную оценку, вот такая категория военнослужащих представляется к присвоению первичного звания сержанта, младший сержант, и уже в войска они идут младшими сержантами. Те, кто в такие критерии не укладываются, по прибытию в воинские части, при сдаче контрольных и итоговых проверок, если они выходят на более высокий уровень, то им в соответствии тоже с занимаемой должностью, присваиваются воинские звания сержант. Но сейчас приоритет отдается военнослужащим контрактной службы. То есть, у нас задача министром поставлена, чтобы все первичные должности сержантов занимали военнослужащие по контракту. И вот у них, между ними идет сейчас будем так говорить, даже конкурентная борьба.

А. Ермолин― Мы тут прервемся Кирилл Денисович, потому что время подошло к небольшому перерыву, и мы вернемся в эфир через несколько минут.

НОВОСТИ.

А. Ермолин― Мы продолжаем заседание «Военного совета», ведущий в студии Анатолий Ермолин, наш гость сегодня Кирилл Денисович Кулаков, начальник Казанского высшего танкового командного училища, генерал-майор. Как вы уже поняли из первой части нашей программы, или даже из названия те, кто только к нам подключился. Мы говорим о подготовке современных танкистов. Кирилл Денисович, вот мы остановились на подготовке младших специалистов. Младшего командного состава, и специалистов для танковых войск. Расскажите чуть подробнее, вот что вы предлагаете тем вчерашним мальчикам, которые закончили только-только школу. И сколько у вас кстати таких, кто к вам сейчас поступил, в этом году?

К. Кулаков― Поступило к нам 120 человек, курсантов. Хотя набор был довольно-таки большой, и конкурс большой был, 6,5 человек на место было.

А. Ермолин― Немного, чуть больше роты. И, тем более что вы… Ну я имею в виду, учебной роты. Тем более что вы всю страну обеспечиваете сейчас кадрами.

К. Кулаков― Да. Ну на следующий год, у нас уже есть задание увеличить набор, мы его будем увеличивать. В этом году мы 120 ребят набрали. В целом, конкурсный список составлял 6,5 человек на место.

А. Ермолин― 6,5 человек на место?

К. Кулаков― 6,5 человек, да.

А. Ермолин― Это как в МГИМО, наверное. А расскажите, вот что этих ребят ждет? Вот как они будут учиться прежде всего, по каким специальностям? Какие дипломы получат, какие программы?

К. Кулаков― Диплом получают общегосударственного образца, первый и второй курс идет усвоение и общегражданских дисциплин, и военных дисциплин. Третий, четвертый курс уже больше ориентирован чисто на военные дисциплины.

А. Ермолин― А гражданского образца, вот какого профиля? Это инженерный профиль, или командный?

К. Кулаков― Командный профиль.

А. Ермолин― А инженерной подготовки у вас такой вот…

К. Кулаков― Почему, есть.

А. Ермолин― Ну нет, я имею в виду, чтобы вот давали именно дипломы.

К. Кулаков― Дипломы инженера выдают наши коллеги, это Омский танковый институт инженерный.

А. Ермолин― То есть, все-таки есть определенная альтернатива, да? Вот именно если про танкистов инженерного профиля говорить, да?

К. Кулаков― Конечно, инженеры готовятся, и успешно готовятся. В Омском училище тоже очень хорошее учебное заведение выпускает высококлассных специалистов, именно инженеров. Мы командиров, а Омск – инженеров.

А. Ермолин― Все, вот теперь я понял. Хорошо, что мы как-то так вот вышли на этот вопрос, а то у меня уже было ощущение, что вообще единственные, кто для танковых войск кадры готовит. Хорошо, вот как кстати… Конкурс очень большой, серьезно очень большой. А ребята не комплексуют, что их диплом не будет как-то там котироваться на гражданке, если что.

К. Кулаков― Никаких вопросов не возникало, никогда ни у кого я думаю, не возникнет, поскольку это же общегражданского образца диплом. Диплом, перечень всех дисциплин, которые проходят и те же студенты в гражданских ВУЗах, поэтому…

А. Ермолин― Или они приравниваются… Ну я не знаю там, вот (неразборчиво), кадровые работники, то есть вот… Какое гражданское преломление у них бывает?

К. Кулаков― Управление персоналом.

А. Ермолин― А, управление персоналом? Все, я понял. Да, действительно востребованная специальность на рынках труда. А в каких условиях сейчас живут ваши курсанты? Вот что из себя сейчас представляет казарма, если ее можно назвать казармой?

К. Кулаков― Да, если можно. Конечно в том понимании, что было раньше и что сейчас, конечно разительная разница, поскольку казармой сейчас ее не называют казармой, сейчас называется это или курсантское, или солдатское общежитие. Они оборудованы и кубриками для проживания на 5-6 человек, и оборудованы бытовыми уже совершенно условиями, отличными от прошлых лет, это и полностью обеспеченные в вопросах банно-прачечного обслуживания, обеспечены машинками автоматическими для стирки личных вещей, там обмундирования, душевыми кабинами, комнаты досуга, с чайными комнатами оборудованы. То есть, практически элитное общежитие между гостиничным типом, и общежитием, вот если можно грань такую провести.

А. Ермолин― Правильно это? С точки зрения формирования характера человека, который в общем (неразборчиво).

К. Кулаков― Ну я думаю, что правильно. В том плане, что культура, повышает ее уровень сознание человека, то есть создать человеку условие достойные для него, и соответственно человек будет достоин этих условий. Поэтому я так думаю, что друг для друга взаимосвязаны эти два понятия, и поэтому чем лучше условия, тем более воспитанней, культурней выходят наши воспитанники.

А. Ермолин― А что сейчас осталось вот от того времени? Наверное что кухни нет, да, практически. Уже (неразборчиво) аутсорсинг у вас.

К. Кулаков― Нет.

А. Ермолин― Полы-то хоть моют? Или тоже аутсорсинг?

К. Кулаков― Нет, казарменные помещения военнослужащие сами осуществляют уборку, то есть в этом плане…

А. Ермолин― И дневальные остались.

К. Кулаков― Дневальные однозначно.

А. Ермолин― Слава Богу, что самообслуживанием занимаются наши курсанты. А физическая подготовка, вот какие у вас есть условия для того, чтобы ребята нормально себя чувствовали. Есть ли возможности там для кого-то, заниматься ну я не знаю, там в каких-то секциях. Более спортивные залы, тренажерные залы?

К. Кулаков― База очень разнообразная, богатая, спортивная база. В училище у нас есть открытый спортивный городок на сразу полторы тысячи военнослужащих, которые могут одновременно заниматься на гимнастических многопролетных снарядах. Есть спортивный комплекс, который включает в себя и гимнастический зал, зал борьбы, зал бокса, основной зал большой, спортивный. Залы по видам спорта, есть залы тяжелой атлетики большой, сейчас отстроен плавательный бассейн с комплексом легкой водолазной подготовки. То есть занятие спортом – это сейчас наверное один из таких, приоритетных дисциплин в училище, и я скажу даже, нынешний выпуск лейтенантов, которые в войска вошли, 90% выпускников имели первые взрослые разряды по различным, по военно-прикладным вилам спорта, и по видам спорта. Кандидаты мастера, и мастера спорта. 90% от выпуска.

А. Ермолин― Ну здорово, и мастерам-то это в 2 раза денежное содержание повышает?

К. Кулаков― Да, те кто высший уровень физической подготовки имеет, те получают солидную надбавку в денежном содержании.

А. Ермолин― Умножаем на 2, насколько (неразборчиво).

К. Кулаков― Ну не на два, но около этого.

А. Ермолин― Ну вот тут кстати тоже такой вопрос…

К. Кулаков― Все зависит от денежного оклада самого военнослужащего, идет процентная надбавка.

А. Ермолин― Ну, с одной стороны это правильно, и безусловно это правильно. Но с другой стороны немножко обидно потому, что есть люди, которым природа подарила вот такую особенность их организма, что им легко выполнять там первый разряд, КМС, или там мастера спорта. Мастера спорта никому конечно легко не бывает. Но есть ребята, которые хотели бы, но вот в силу каких-то таких своих особенностей, ничего у них не получится.

К. Кулаков― Ну есть, к чему стремиться.

А. Ермолин― Ну есть, к чему стремиться. А кстати, вот с точки зрения физической подготовки, вот какая специфика подготовки вот именно офицеров-танкистов? Вот чему вы предаете большее внимание, большее значение?

К. Кулаков― Больше конечно силовой нагрузки, и выносливости. Приоритет вот отдается при организации занятий по физической подготовке, силовая нагрузка и выносливость. Поскольку такие качества необходимы для танкистов, поскольку есть тяжелые физические нагрузки, нагрузки по пребыванию в закрытом пространстве бронетехники, то есть они требуют от военнослужащего таких, серьезных физических качеств.

А. Ермолин― И психологических наверное, да?

К. Кулаков― Безусловно, безусловно. Ну, человек физически развит, он как правило и духовно закаляется, поэтому…

А. Ермолин― А трудно, вот физически это большой труд, обслуживать танк? Ну в общем-то в условиях военных действий, там я вот Афганистан вспоминаю, там не важно, ты офицер, лейтенант, майор там, сержант там, это… Все будем окапывать бронетранспортеры, там танки и так далее. Вот насколько тяжелые эти физические…

К. Кулаков― Скажу кратко, как и в танковых войсках это уже крылатая фраза: броня не любит слабых мышц.

А. Ермолин― Да, это хорошая фраза, надо ее запомнить. Вот вы упомянули, что у вас есть бассейн, где есть специальный комплекс для прохождения водолазной подготовки. Расскажите зачем, и вот какие компетенции, в каких ситуациях нужны… Компетенции водолаза я имею в виду, нужны современным танкистам?

К. Кулаков― Ну специальность водолаза мы не осваиваем, мы этот комплекс используем для того, чтобы подготовить специалистов для танковых подразделений, это преодоление водных преград. Поскольку при преодолении водных преград используются индивидуальные дыхательные аппараты, практически так же, как и у подводников, конструктивно примерно они похожи между собой. И чтобы человек получил практику, умел пользоваться данным дыхательным аппаратом, используется вот комплекс легкой водолазной подготовки, где они тренируются в пребывании в подводном положении, находясь в этих дыхательных аппаратах. Покидая затопленную машину, то есть стоит макет танка в специальном гидро-тренажере происходит затопление, где военнослужащие используют эти дыхательные аппараты перед затоплением, затапливают машину, и тренируются в эвакуации, уже из затопленных машин, то есть, если в случае экстренных ситуаций. Поэтому, этот комплекс и используется для подготовки, и на привитие навыков курсантам вот в этих вопросах, а чисто…

А. Ермолин― Ну, это точно очень большая психологическая нагрузка.

К. Кулаков― Да, а как специалисты-водолазы, у нас такой направленности нет.

А. Ермолин― Ну да, просто это как бы преломление такое.

К. Кулаков― Ну, одна из составляющих подготовки, да, водолазной такой.

А. Ермолин― А вот когда танк затопленный, и из него надо выйти, там большая глубина?

К. Кулаков― По своим техническим характеристикам танк может преодолевать до 5 метров водные преграды. Вот, до 5 метров составляет глубина.

А. Ермолин― Я просто почему спрашиваю, потому, что когда-то проходил подготовку боевого пловца, и хорошо знаю, что если кандидат в боевые пловцы не проходит торпедный аппарат в сухую, его никогда не пустят в мокрый аппарат потому, что это психически очень такая, огромная нагрузка. А тут еще ты на глубине, ты еще в танке, тебе надо чего-то открывать. У вас (неразборчиво) большой? Там по размеру. Ну, он меньше, чем у водолазов, да?

К. Кулаков― Да нет, я бы сказал по габаритным размерам наверное идентичный.

А. Ермолин― А, тоже большой, да?

К. Кулаков― За исключением разницы между подводным аппаратом, и нашими аппаратами, это воздушный мешок, который помогает потом при всплытии, при эвакуации из затопленной машины он помогает всплыть. Ну, он же и существует, как и камера для охлаждения воздуха, которая поступает из регенеративного патрона.

А. Ермолин― То есть, у вас тоже закрытого типа. Ну я больше не буду (неразборчиво) конструктивные особенности аппарата.

К. Кулаков― Закрытый аппарат, да.

А. Ермолин― Давайте поговорим про те тренажеры, которые у вас есть. Вот и собственно известно, что в вооруженных силах огромное значение сейчас придается. Вот ну, это сильная экономия, в том числе боеприпасов. Вот расскажите, какая техника, какая учебно-материальная база у вас есть в училище?

К. Кулаков― Тренажерная база достаточно широкая, основу конечно составляют, это макеты боевых машин, так же есть эти электронные тренажеры, это и средства связи, автомобилей, электронные есть комплексы для тренировки стрельбе, из всех типов стрелкового оружия. Основу конечно составляют, это электронные тренажеры. Это танки, БНП, которые широко используются в учебном процессе курсантами, особенно на первоначальном этапе их подготовки. Чтобы потом уже имею какой-то багаж практических навыков, курсант не терялся при эксплуатации уже настоящей боевой машины. Вот он очень широко используется, у нас целый лабораторный комплекс есть тренажерный. Где все тренажеры всех боевых машин, стрелкового оружия, автомобилей, все есть.

А. Ермолин― А эффект присутствия большой? Это реальная обстановка, вот как в танке, да? Или это вот какой-то учебный компьютер, там (неразборчиво).

К. Кулаков― Нет, это не компьютер, нет. Это естественно, это замкнутое бронированное пространство, да, со всеми элементами вооружения, которое имеется на настоящей боевой машине. При отработке упражнений, естественно создается иллюзия и боевой обстановки, и преодоление местности той, по которой осуществляется то или иное упражнение. То есть, они все динамические, будем так говорить. Они не статические тренажеры, он помимо того, что он электронный, он еще и динамический. То есть, он имитирует и движение, и стрельбу машины.

А. Ермолин― А чего видно?

К. Кулаков― Реальное поле.

А. Ермолин― Вот и как вообще сейчас (неразборчиво).

К. Кулаков― Реальное поле, реальную мишенную обстановку видит, если это упражнение учебных стрельб. Есть в программе, заложены и такие ситуационные моменты, как реальная боевая обстановка, то есть на поле боя с реальными макетами боевых машин, где курсанты осуществляют тренировку в поражении целей, в получении практических навыков при управлении своими подразделениями в бою.

А. Ермолин― А как команда, они могут отрабатывать взаимодействие? То есть, это…

К. Кулаков― Безусловно.

А. Ермолин― То есть, это не индивидуальный (неразборчиво)?

К. Кулаков― Для этого у нас отдельные есть электронные тоже классы, это класс управления боем, с макетом местности, с элементами тоже и боевых машин, где курсанты учатся уже непосредственно в управлении своими подразделениями, в принятии решений по складывающейся обстановке. Это уже немножко другой элемент, вот именно где учатся управлять уже подразделениями.

А. Ермолин― Ну, это уже такая тактическая подготовка, да?

К. Кулаков― Это тактическая подготовка, да.

А. Ермолин― А приживается у вас вот та самая ЕСУТЗ?

К. Кулаков― Безусловно, сейчас да, одно из приоритетных направлений.

А. Ермолин― Тут надо подсказать нашим слушателям, что это такое.

К. Кулаков― Это единая система управления в тактическом звене, это от взвода до армейского будем говорить формирования, вот в этом звене, в управлении курсанты учатся управлять уже на современных средствах связи, с использованием компьютеров, с использованием современных средства связи, управлять своими подразделениями в боевой обстановке. На практических занятиях очень широко мы его используем, и на классных занятиях у нас есть два их. В двух вариантах, на подвижной базе, и стационарная уже в виде класса.

А. Ермолин― А вот какая техника компьютерная есть скажем так, на уровне взвода, роты. Вот с какого уровня офицер может видеть там обстановку на персональном компьютере, леп-топе, и так далее.

К. Кулаков― Ну, тут однозначно на такой вопрос ответить сложно. На всех уровнях управления, начиная от взвода, с до… Включая соединения.

А. Ермолин― В экипаже есть же, да? Раз они включены в эту систему, да?

К. Кулаков― Да.

А. Ермолин― Значит там есть компьютеры, там (неразборчиво).

К. Кулаков― Сейчас даже есть и комплексы, разработанные для пехотинцев. Даже у пехотинцев есть индивидуальный монитор, на котором отображается вся информация поля боя, обстановки, которая складывается в его подразделении, так что…

А. Ермолин― А не забывают старые, добрые топографические карты генштабовские?

К. Кулаков― Нет.

А. Ермолин― Ориентируют…

К. Кулаков― Карта да, сейчас тоже актуальна, и без нее в реальной обстановке тоже не обойтись. Поэтому карта остается еще актуальным документом. Во-первых, это и документ, на котором командир принимает свое решение, по которому потом его оценивают. Целесообразное это решение, или не целесообразное, и потом на топографической карте это все отображается, поэтому документ пока актуальный.

А. Ермолин― Вот даже интересно, современные ребята к вам приходят? Им что легче, нанести обстановку на карте, или все-таки уже на компьютере, да? Используя систему знаков.

К. Кулаков― Конечно. Нет, сейчас конечно широко применяются электронные карты, с применением современных вычислительных средств, конечно гораздо быстрее и оперативнее принимается решение, информация передается из одного тактического звена в другое, и общий обмен информации происходит кончено гораздо быстрее, чем при использовании конечно старых…

А. Ермолин― Ради этого, эта система и внедрялось, да?

К. Кулаков― Старых методов, да.

А. Ермолин― Чтобы сократить время принятия решения.

К. Кулаков― Конечно. Тут безусловно, скорость принятия решения, реакция передачи информации, конечно это не сопоставимо, конечно.

А. Ермолин― Кирилл Яковлевич, а расскажите пожалуйста, вот когда ваши курсанты реально знакомятся с практикой того, что происходит в войсках? Какие есть стажировки, с какого курса, что они там делают?

К. Кулаков― Курсанты получают войсковую практику на втором, на третьем, на четвертом курсе. На втором курсе они работают в качестве командиров экипажей, на третьем курсе в качестве командиров отделений, и на четвертом курсе работают в качестве командиров взводов. На втором курсе, это двухнедельная практика, на третьем курсе двухнедельная, и на четвертом курсе, это они уже в течение месяца получают войсковую практику в управлении подразделениями.

А. Ермолин― Когда же время для них находите? Четвертый курс, уже там и к ГОСам готовятся, и уже заканчивать там.

К. Кулаков― Бюджет программы подготовки рассчитан таким образом, чтобы на практику, и на войсковые стажировки отводилось вот это количество времени, оно заложено в бюджет. Поэтому все рассчитано, никаких там увеличений, или уменьшений программы, мы в рамках того бюджета, который у нас есть, выделен на подготовку курсантов не можем, уйти вправо-влево. Поэтому мы строго руководствуемся этим, и я думаю, это никогда лишним не будет, курсанту получить эту практику именно.

А. Ермолин― Нет, ну это здорово. Три практики, это так и логика понятна практики. А вот… Уже совсем немного времени остается до конца эфира, Кирилл Денисович, расскажите, вот… Ну, вот за последние 10 лет, за последние 9 лет нашего эфира, да? Вот с точки зрения ну, нормального быта скажем, статуса там, денежного обеспечения, вот насколько реально все поменялось?

К. Кулаков― Я скажу, что ситуация серьезным образом изменилась в лучшую сторону, конечно. Вот сейчас категория военнослужащих всех категорий, независимо это или военнослужащий по контракту, или офицер. Конечно чувствуют себя достаточно уверенно и в материальном плане, это и приличная зарплата, это широкий социальный пакет гарантий, это и обеспечение жильем, это медицинское обеспечение, санаторно-курортное. В общем я скажу, что военнослужащий сейчас себя чувствует достаточно уверенней, чем как вы говорите, десяток лет назад. Конечно, это очень сказывается и на качестве службы, когда человек не чувствует проблем, что у него в семье возникают какие-то социальные, там или бытовые проблемы. Конечно, он больше отдается вопросам службы целиком и полностью. Когда его никакие проблемы не беспокоят, когда он чувствует, что его семья защищена и в социальном плане. Конечно, это очень здорово сказывается на результатах службы, и человек чувствует себя очень уверенно.

А. Ермолин― Я как раз, вот у нас остается меньше минуты, буквально тут 40 секунд. Не могу не предоставить вам слово Кирилл Денисович, чтобы вы накануне праздника обратились к своим боевым товарищам.

К. Кулаков― Спасибо. Я бы сегодня, пользуясь таким моментом, хотел бы поздравить сегодня всех военнослужащих всех категорий. И военнослужащих срочной службы, и военнослужащих по контракту, курсантов конечно же в первую очередь своего училища. Всех офицеров, которые имеют, или имели отношение к службе в танковых войсках, поздравить с их профессиональным праздником, пожелать им успеха в службе, крепкого здоровья, успехов, и в заключении скажу: броня крепка, и танки наши быстры. С праздником всех, всего доброго.

А. Ермолин― Спасибо, это был «Военный совет».

Page 2

Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru

Михаил Горбачев журналист, автоэксперт, автор книг по вождению и гоночной теории, архитектор автодромов

Не про «Джокер»... Принимают участие очень интересные люди, и каждый по-своему уникален. Хотите только звёзд смотреть, а просто россияне вас не колышат? Тогда у вас диагноз серьёзный. Кстати, водителей в России около 40 млн, и шоу сделано, если хотите, для них. Есть вопросы? Алё, «телеэксперты», вы меня услышали?..

показать больше материалов

echo.msk.ru

«Победи или умри» - девиз Казанского танкового училища

- Согласитесь, Кирилл Денисович,  100 лет -  это целая эпоха. Получается, ваше училище ведет родословную  с Гражданской войны?

- Это не совсем так.  Казанское танковое училище - правопреемник Казанского пехотного юнкерского училища, образованного еще в 1866 году. В феврале 1919 года для училища начался новый отсчет времени. Приказом Реввоенсовета республики №1418 в Казани на базе бывшего пехотного юнкерского училища было узаконено образование 1-х Казанских мусульманских пехотных командных курсов (1-х КМПКК), которые затем стали Татаро-башкирской военной школой (1923 - 1937 гг.), пехотным училищем (1937 - 1941 гг.) и, наконец, Казанским танковым училищем, 22 февраля 2019 года училищу исполняется 100 лет.

Выпускники командных курсов и военной школы принимали активное участие в Гражданской войне 1918-1922 годов, борьбе с бандитскими элементами на Кавказе и басмачами в Средней Азии. В дальнейшем выпускники училища отличились в вооруженном конфликте на Китайско-Восточной железной дороге, в борьбе с фалангистами в Испании, отражали агрессию японских милитаристов в боях на озере Хасан и реке Халхин-Гол. За 22 предвоенных года существования училища (1919-1941 гг.) было  произведено 26 выпусков и подготовлены 3.620 командиров Красной Армии.

В годы Великой Отечественной войны Казанское танковое училище готовило специалистов на бронетехнику, в том числе и поступавшую в нашу страну по ленд-лизу: английские танки «Валентайн» и «Матильда», американский танк «Шерман». Всего за годы войны училище произвело 25 выпусков в количестве 4.628 человек.

С 1963 году Казанское танковое училище приступило к подготовке офицеров- танкистов с высшим образованием. С 1 января 2009 года произошла реорганизация училища - в результате присоединения Казанского высшего артиллерийского командного училища в качестве структурного подразделения. 

Распоряжением Правительства РФ от 22.03.2017 г. училище реорганизовано в форме выделения из состава Общевойсковой академии ВС РФ в качестве самостоятельной образовательной организации с возвращением исторического наименования Казанское высшее танковое командное Краснознаменное училище.

За годы своего существования училище выпустило свыше 25 тысяч офицеров, более 200 из них стали генералами. Готовясь встретить 100-летний юбилей родного училища, мы вправе сказать, что нам есть чем гордиться: 48 выпускников стали Героями Советского Союза, 3 выпускника - Героями Социалистического Труда, 2 выпускника - полными кавалерами ордена Славы, 14 выпускников последних лет удостоены звания Герой Российской Федерации.

В училище воспитано более 100 докторов и кандидатов наук, 25 лауреатов государственных и других премий, более 140 мастеров спорта СССР и России.

- Каким образом старинный знак юнкерского пехотного училища стал знаком Казанского танкового? Что значат для будущего танкиста слова «Победи или умри»?

- Как и подавляющая часть военно-учебных заведений, Казанское военное училище имело свой нагрудный знак, утвержденный 27 февраля 1915 года, на котором был девиз: «Победи или умри!». Нагрудный знак, являвшийся в определенной степени произведением искусства, отражал профессиональную направленность, возраст училища (1866).

Выпускники училища доказали свою верность Присяге и Знамени училища в сражениях русско-турецкой войны 1877-1878 годов, проявив героизм и мужество при освобождении Болгарии от турецкого ига,  на полях боев с японскими самураями в русско-японской войне 1904-1905 годов, в годы Первой мировой войны, Великой Отечественной войны.

В послевоенное время выпускники училища участвовали во многих локальных войнах и вооруженных конфликтах, в том числе в Сирийской Арабской Республике. Из 14 выпускников - Героев Российской Федерации  половина удостоены этого звания посмертно: Марат Ахметшин, Игорь Ахпашев, Денис Ветчинов, Виталий Горин, Алексей Козин, Сергей Кустов, Константин Ситкин.

Считаю, что совершенно не случайно старинный знак училища стал знаком Казанского танкового, так же как и девиз: «Победи или умри!».

Нынешние курсанты стремятся в учебе и военной службе заслужить этот знак и носить его на своей военной форме, как символ верности Отечеству и славы выпускников предыдущих поколений.

Реформы реформами, а задачи военной подготовки - по предназначению 

- За последние двадцать лет училище не раз подвергалось реформам, меняло даже названия, что, очевидно, не могло не отразиться на качестве подготовки будущих офицеров-танкистов. Какие изменения произошли с училищем сейчас, и как это повлияло на программу обучения?

- Учитывая опыт применения вооруженных сил в боевых действиях за пределами Российской Федерации, скоротечность и динамику изменения обстановки на поле боя, при проведении занятий на кафедрах училища больше внимания уделяется вопросам организационно-управленческой деятельности.

Принимая во внимание возрастающую роль человеческого фактора, в практике подготовки курсантов важное место отводится вопросам, связанным с индивидуальной работой с военнослужащими разных категорий, и методической подготовке.

Отличительными особенностями построения программы обучения является то, что в действующие учебные планы и программы внесены изменения, учитывающие опыт боевых действий в современных локальных войнах и вооруженных конфликтах, нормы международного гуманитарного права.

- Педагоги во все времена были и остаются настоящим золотым фондом практически каждого учебного заведения. Что можете сказать о преподавательском коллективе училища, его научном и методическом потенциале?

- Да, педагоги - это настоящий золотой фонд нашего учебного заведения. У нас  особое внимание уделяется вопросу профессиональной подготовленности профессорско-преподавательского состава училища.

Научно-педагогический потенциал училища из числа профессорско-преподавательского состава составляет 73,7%. В настоящее время 91%  преподавателей-офицеров имеют войсковой опыт. Творческими коллективами кафедр разрабатываются научно-исследовательские работы. Тематика проводимых научных исследований актуальна и направлена на решение проблем укрепления обороноспособности страны, подготовку высококвалифицированных военных управленческих кадров, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и училища. Результаты проводимых исследований реализованы в монографиях, учебниках, учебных пособиях, справочниках, инструкциях, методиках и других документах, а также в образовательном процессе вуза.

- Есть информация о том, что в ваше училище вырос конкурс при поступлении. Чем вы это можете объяснить?

- Да, это действительно так. В 2018 году конкурс по поступившим личным делам составил 4,3 человека на одно место (537 чел.). В настоящее время отмечается устойчивая тенденция к росту количества желающих стать офицерами-танкистами. Объяснение простое - повышение престижа профессии офицера.

Затрагивая тему преемственности поколений, я прежде всего делаю акцент на специфике профессиональной деятельности офицеров, которых готовит наше училище. Ведь каждому из них необходимо иметь высокую нервно-психическую устойчивость, достаточную военно-профессиональную направленность, быть дисциплинированным и ответственным, обладать выдержкой и самоконтролем, быть физически подготовленным и здоровым.

Для будущего танкиста важны соответствующая морально-психологическая готовность, умение действовать осмысленно, хладнокровно и эффективно, а для этого необходимо обладать высоким уровнем интеллектуального развития, помимо этого иметь развитые коммуникативные и организаторские способности, которые пригодятся в дальнейшей работе с личным составом.

- Сегодняшнее поколение танков - это сложнейшие комплексы электронного оборудования и современного вооружения. Трудно ли нынешнему поколению курсантов освоить эту технику?

- Сегодняшние курсанты - это молодежь, достаточно грамотная и умеющая разбираться в технике. Уровень общеобразовательной подготовленности курсанта достаточно быстро позволяет усвоить требования образовательной программы по освоению сложной современной техники и вооружения танкового подразделения. А имеющаяся в училище учебная материально-техническая база только способствует этому процессу.

Для проведения занятий в училище имеются 8 лекционных аудиторий, 61 специализированный класс, 4 лаборатории, 23 класса на полигоне и приказарменном огневом городке.

Активно используются тренажерные комплексы огневой подготовки и вождения, классы управления боем, моделирования практических работ, электронных тренажеров для работы на средствах ЕСУ ТЗ, стрелковый тир на 100 метров, огневой городок с участком для стрельбы из стрелкового оружия. В 2017 году  было осуществлено получение комплексов БЛА «Элерон-10», организована подготовка личного состава по вопросам их применения и обслуживания.

Учебные планы учитывают опыт боевых действий, в том числе в Сирии  

- Имеется ли в училище возможность изучения и внедрения опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике?

- Командованием и профессорско-преподавательским составом училища уделяется серьезное внимание внедрению опыта применения бронетанковой техники в Сирийской Арабской Республике.

Преподавательский состав имеет возможность изучения данного опыта - как на основе аналитического материала, собранного и обобщенного военными специалистами Министерства обороны, так и на основе личного опыта, полученного в ходе стажировок и выполнения специальных задач в Сирийской Арабской Республике, а это на текущий момент 50% педагогов-офицеров.

В свою очередь, полученный личный опыт внедряется в образовательный процесс училища. В этих целях преподавателями разрабатываются новые упражнения подготовительных стрельб из танка, на занятиях по тактике при выработке замысла боя и в ходе управления подразделениями при выполнении полученной задачи обращается внимание на использование тех способов применения бронетанковой техники, которые доказали свою эффективность в современных условиях.

Широко внедряется в учебный процесс использование микропроцессорной и вычислительной техники, автоматизированных комплексов управления и связи. На занятиях в полевых условиях преподаватели разнообразят и усложняют тактическую обстановку, заставляют принимать решения в ограниченное время и при недостатке информации, вводят элементы риска, физической и интеллектуальной напряженности.

К важнейшим мероприятиям образовательной деятельности отнесена стажировка в соединениях и воинских частях военных округов и участие курсантов с 2016 года в конкурсе полевой выучки «Танковый биатлон».

В тесном единстве с военно-профессиональным обучением осуществляется физическое, нравственное и эстетическое воспитание с использованием богатых возможностей училища и города Казани.

zvezdaweekly.ru

Кирилл Кулаков: «К нам идут люди хорошо образованные»

В войсках ожидают поступления на вооружение новейших танков Т-14 «Армата» и «реактивных» газотурбинных Т-80БВМ. О том, планируется ли в связи с этим увеличенный набор абитуриентов, о престиже профессии танкиста и об изменениях в жизни одного из старейших военных вузов России «Известиям» рассказал начальник Казанского краснознаменного танкового училища генерал-майор Кирилл Кулаков.

— Кирилл Денисович, в войсках ждут поступления новейших танков Т-14 «Армата». Ваш вуз уже начал готовиться к появлению этих машин? Готовите преподавательский состав, методические пособия, тренажерную базу?

— Сейчас танк «Армата» пока проходит войсковые испытания. А вот уже после их завершения мы непосредственно приступим к подготовке профессорско-преподавательского состава и технического персонала. Займемся и подготовкой командиров подразделений обеспечения, которые будут непосредственно отвечать за эксплуатацию этих машин. Но сейчас мы уже приступили к изучению общего устройства, особенностей конструкции перспективного танка.

— Буквально за два дня до нашей встречи Минобороны заключило контракт о модернизации «реактивных» танков Т-80. Насколько известно, у нас давно уже не готовят специалистов для эксплуатации машин с газотурбинными силовыми установками. Будут ли в связи с этим внесены изменения в программу обучения курсантов? Будут ли готовить специалистов на эти машины?

— В действительности у нас всегда продолжалась подготовка специалистов на эти танки. Правда, пока этот танк рассматривается как запасной. Основная машина, которую мы изучаем, — это танки Т-72 различных модификаций. Тем не менее курсанты осваивают Т-80. «Восьмидесятка» имеет возможности очень глубокой модернизации, и при современных возможностях военно-промышленного комплекса у этой машины очень большие перспективы развития.

Фото: ТАСС/Антон Новодережки

Танк Т-72

— Сейчас Вооруженные силы России активно осваиваются в арктическом регионе. Формируются новые арктические части. Готовите ли вы специалистов для работы в сложнейших условиях Заполярья?

— Конкретно для арктических частей и соединений мы специалистов не готовим. Наши выпускники готовы работать в любых климатических зонах. Для них нет разницы, где исполнять свои обязанности — в регионах с жарким климатом или, наоборот, с холодным. Наши курсанты готовы во всех климатических зонах служить и эксплуатировать боевые машины.

— Бронетехника российского производства активно участвует в различных войнах и военных конфликтах в разных регионах земного шара. Вы обобщаете опыт ее применения? Внедряете ли его в учебный процесс?

— Конечно, опыт эксплуатации танков российского производства в различных климатических и боевых условиях изучается и обобществляется. И он используется в программе обучения наших курсантов. Большинство наших офицеров-преподавателей имеют собственный практический опыт участия в военных конфликтах. Так что процесс обучения у нас состоит не только из сухой теории, но и строится на передаче личного опыта офицеров-преподавателей курсантам.

— А «Танковый биатлон» как-то влияет на программу обучения?

— «Танковый биатлон» — это в первую очередь соревнования танкистов. И я хочу сказать — очень увлекательный сам по себе вид состязаний. Мы четыре года принимаем в нем участие. В этом году наши курсанты вышли на всероссийский этап. Заняли там третье место. Один экипаж был отобран в сборную команду России на международный этап. Участвовал в соревнованиях по «Танковому биатлону» в Алабино.

 Опыт, полученный в этих соревнованиях, передается и другим курсантам.

— Поступление в войска новой танковой техники повлияло на конкурс при поступлении в ваше училище? Влияет ли это на престиж танковых войск?

— Конкурс растет из года в год. Танковые войска сегодня очень высокотехнологичный род войск. Это и сложная оптико-электронная техника, и высокопроизводительные вычислительные системы, и высокотехнологичные машины. В этом году конкурс составил уже 6,5 человека на место. И решением руководства Минобороны у нас увеличены наборы курсантов на последующие годы. Престиж танковых войск растет.

Могу отметить, что и контингент абитуриентов у нас серьезно изменился. К нам идут люди хорошо образованные. Даже если сравнить по результатам ЕГЭ по трем предметам среднеобразовательной программы, то средний балл поступающих в наше училище не ниже 180.

— С приходом на вооружение новой техники вы пересматриваете программу обучения? Какие новые дисциплины и предметы у вас появлялись?

— Программы, конечно, пересматриваются в свете требований и развития современных вооруженных сил и общеобразовательных стандартов. Как пример — у нас появился предмет «информатика». Курсанты сейчас изучают не только программное обеспечение и персональные компьютеры, но и электронные средства, применяющиеся в боевых машинах. Это электронные системы боевого управления, элементы единой системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ), современные цифровые системы связи.

— Раньше бытовала байка, что в танковые войска не брали юношей ростом выше 173 см. Сегодня есть ограничения для абитуриентов по этому показателю?

— Ограничения по росту, конечно, существуют.

— Но ведь Т-14 «Армата» вроде «высокий» танк?

— К сожалению, обитаемость отделения, где находится экипаж, свои коррективы вносит, и определенные ограничения есть. Могу только сказать, что норматив по росту все-таки подрос. Теперь он 176 см (смеется). Но это рекомендуемое. На самом деле жестких ограничений как таковых нет, но приоритет для кандидатов с ростом не выше этой отметки.

Фото: РИА Новости/Евгений Биятов

Танк Т-80 

— Какой у вас самый любимый танк?

— Для меня это Т-80. В общем-то вся линейка этих танков. Я на него учился, на нем служил.

— А у курсантов есть машины- «любимчики»?

— Мы готовим курсантов на управление всеми типами машин. Каждый танк, будь это Т-72Б3, Т-90 или Т-80, по-своему интересен и уникален. Однозначно ответить сложно. У каждой машины своя специфика и изюминка. Так что у каждого курсанта свой «любимчик».

iz.ru


Смотрите также