Кукрыниксы биография художники


Художники Кукрыниксы: состав и биография коллектива, картины

Творческое объединение художников Кукрыниксы, прославившееся в 30-40-х годах XX века своими сатирическими произведениями, сегодня почти неизвестно новым поколениям. Художники сыграли важную роль в культуре и политике Советского Союза.

ВХУТЕМАС – точка встречи

Высшие художественно-технические мастерские, созданные 1920 году и известные всему миру как ВХУТЕМАС, выпустили большое число дизайнеров и художников, которые существенно повлияли не только на советскую культуру, но и оставили след в мировом искусстве.

В частности, отсюда начали свой путь художники Кукрыниксы, которые пришли сюда разными путями и из разных мест, но с одной целью – научиться создавать прекрасное. Михаил Куприянов и Порфирий Крылов познакомились в 1922 году, работая над выпусками стенгазеты ВХУТЕМАСа «Арапотдел». Они подписывали свои работы сокращением Кукры и Крыкуп. Позже к ним присоединился студент-новобранец Николай Соколов, который уже давно подписывал свои работы как Никс. Так появилась знаменитая группа Кукрыниксы. Студентов объединила не только любовь к искусству, но и общее мировоззрение. Их стихия была смех, они тонко подмечали юмористические черточки в окружающей действительности, и это стало их исходной точкой в сотрудничестве.

Художники Кукрыниксы – это уникальное явление в мировой культуре. Одновременная работа над произведениями требовала от них тесной связи и близости во взглядах. Их объединяла творческая платформа – они стремились подметить смешное и выразить это в рисунках. Большую роль в формировании содружества сыграл В. Маяковский, он воплощал их мысли и настроения. Его «Окна сатиры Роста» стали настоящим университетом для карикатуристов. Поэт тоже обратил внимание на интересный коллектив и предложил им оформить постановку «Клопа», позже они создадут серию эскизов по этому произведению. В этой работе кристаллизовались черты их художественного метода, они черпали у Маяковского смелость, меткость и злободневность.

Биография коллектива связана с созданием уникального явления в изобразительном искусстве, оно получило название «положительная сатира». Вторым человеком, сыгравшим важнейшую роль в формировании Кукрыниксов, был Горький. Он не только помогал им найти работу, но и наставлял на правильный идеологический путь. Именно он поощрял их интерес к политике и помогал понять линию партии. Главными в их творчестве стали истинно сатирические произведения – насмешливые и язвительные. На протяжении нескольких десятилетий, с середины 20-х годов до конца 90-х, художники тесно дружили, и это позволяло им творить совместно.

Художники Кукрыниксы смогли создать уникальный метод работы над произведением. Творческие группы существовали и до них, но таких, в которых все креативные индивидуальности стерты во имя коллективного «Я» художника, не бывало. Они работали таким образом, чтобы потенциал каждого творца был в наибольшей степени воплощен в конечном произведении. В результате тесного единения возник узнаваемый сатирический стиль художников, который наиболее полно реализовался в плакатах и карикатурах, но различим и в живописных полотнах. Они работали над произведением по очереди, рисунок ходил по кругу, каждый вносил в него свои штрихи, и получался коллективный продукт.

Кукрыниксы всегда придерживались двух принципов: народности и партийности. Они понимали искусство как служение Родине, а героическое настроение эпохи 20-х годов они пронесли через всю свою творческую жизнь.

Вехи творческого пути

Начинали совместную работу Кукрыниксы как карикатуристы в знаменитой стенгазете «Арапотдел», которая остро высмеивала космополитов и формалистов, проводя в жизнь линию партии. С 1924 года они начинают заниматься иллюстрациями к литературным произведениям. Они иллюстрировали молодых писателей и даже выработали такой жанр, как изобразительная критика. Максим Горький обратил внимание на необычных иллюстраторов и посоветовал им шире черпать темы для искусства из жизни, а не только из литературы. В конце 20-х годов шаржи Кукрыниксов печатают во всех литературных журналах, они сближаются со многими писателями. Они разоблачали литературные пороки: скуку, заумь, формализм. И сегодня многие их шаржи не утратили актуальности.

Начиная с 1925 года, группа активно сотрудничает с советскими СМИ, публикуя там едкие карикатуры на социальные пороки. Постепенно слава их нарастала, и каждый читатель, открывая газету, искал сначала эти рисунки. В этот период оттачивается их техника, особенно им удаются рисунки тушью, а шаржевая, язвительная подача привлекает своей нетипичной для советской прессы резкостью. Их серии, такие как «Транспорт» в газете «Правда», принесли им серьезную славу. Они становятся рупором эпохи.

В предвоенные годы Кукрыниксы находят себя в новом жанре – политического плаката. В годы войны он становится настоящим оружием против врага. Кукрыниксы, плакаты которых помогали народу Советского Союза в самые трудные времена, становились мощным идеологическим инструментом власти. Их плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!» появился на улицах страны уже в июне 1941 года. Они служили Родине и прошли всю войну с солдатами в виде плакатов и листовок. Также они работали в проекте «Окна ТАСС», который в форме плаката освещал новости и поддерживал боевой дух нации. После войны они получили аккредитацию на Нюрнбергский процесс и вели оттуда свой саркастический репортаж. Кукрыниксы стали настоящими классиками советской карикатуры, они были известны во всем мире, получили немало профессиональных наград.

Третьим направлением, в котором работали Кукрыниксы, была живопись. Они писали жанровые картины, портреты, полотна на исторические темы, закладывая основы нового направления в искусстве – социалистического реализма. В период восстановления страны Кукрыниксы много работают в прессе, занимаются книжной графикой, пишут картины. В 60-х годах они создают большое количество иллюстраций к русской классике. При этом каждый художник творит и самостоятельно. В 80-90-х годах в силу возраста художники работают меньше, но их творческий союз не распался до конца жизни.

Значительные работы Кукрыниксов

Художники Кукрыниксы были очень продуктивны, из под их карандаша и кисти вышло немало замечательных работ. Самыми заметными были: серия сатирических портретов «Лицо врага», объединявшая выразительные возможности плаката и станковой живописи, триптих «Старые хозяева», иллюстрации к собранию сочинений Гоголя и произведениям Горького, Салтыкова-Щедрина, Ильфа и Петрова, а также многочисленные плакаты военных лет. К последним можно отнести «Музей битых», «План окружения и взятия Москвы», «Долг платежом красен», а также живописные полотна «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец».

Выставки и наследие Кукрыниксов

В 1932 году состоялась первая выставка Кукрыниксов, которую организовал Максим Горький. Здесь была представлена политическая и бытовая карикатура, живопись, книжная графика. В 1952 году состоялась значительная выставка в Академии художеств СССР, на которой было широко и полно представлено творчество Кукрыниксов, а также автономные работы художников, входящих в объединение. В 2008 году состоялась ретроспективная выставка Кукрыниксов.

Художники-карикатуристы, чье наследие тесно связано с историей советского государства, неоднократно получали самые высокие государственные награды и премии. Их труд хранится в крупнейших музеях России.

Творческий путь Михаила Куприянова

Родился Михаил Куприянов в небольшом городке Тетюши на Волге. С детства любил рисовать, учился в Ташкенте в Центральных художественных мастерских, куда его направили по молодежной путевке. За особые успехи в учебе он был командирован на учебу в Москву во ВХУТЕМАС, где и стал членом Кукрыниксов.

Самостоятельная творческая жизнь Куприянова сложилась успешно, он реализовал себя как живописец. Он любил жанр пейзажа. Сегодня известны его серии из картин с видами Ленинграда, Каспийского моря и Подмосковья.

Окончил свой жизненный путь в 1991 году.

Художник Порфирий Крылов

Второй участник сообщества Кукрыниксов – Порфирий Крылов родился в Туле. С детства он проявлял художественные способности, учился в изостудии, затем поступил во ВХУТЕМАС. Кроме деятельности в Кукрыниксах, много работал как живописец, писал портреты, пейзажи, натюрморты. Его произведения находятся в коллекциях многих музеев мира. В Туле открыт его дом-музей.

Порфирий Никитич умер в 1990 году.

Творческая биография Николая Соколова

Москвич Николай Соколов учился в изостудии Пролеткульта, после которой поступил во ВХУТЕМАС и стал третьим участником Кукрыниксов. Соколов состоялся как талантливый живописец. Его любимым жанром был лирический пейзаж. Его работы «Лермонтовские места», «Абрамцево», «Вечер на Волге» и другие хранятся в лучших музеях России.

Умер Николай Соколов в 2000 году.

fb.ru

О творчестве художников Кукрыниксы

Известный советский поэт Александр Жаров вспоминает, что в 1925 году, в бытность его редактором одного молодежного журнала, к нему в кабинет как-то зашли трое студентов-художников и предложили свои услуги. «А что вы можете нарисовать?»—спросил Жаров. Тогда молодые люди сразу же принялись за дело и, в процессе работы передавая рисунок один другому, быстро набросали несколько метких шаржей на присутствовавших при этом литераторов, чем вызвали общее восхищение. С той поры в журнале стали регулярно появляться острые и выразительные рисунки молодых авторов, подписанные составной фамилией Кукрыниксы.

Это было на заре совместной творческой деятельности талантливых советских художников Михаила Васильевича Куприянова, Порфирия Никитича Крылова и Николая Александровича Соколова.

Творчество Кукрыниксов поражает своим многообразием. Вдохновенно и настойчиво трудятся вдумчивые художники над большими живописными полотнами, карикатурой, плакатом, книжной иллюстрацией и даже над скульптурным портретом, добиваясь в каждом виде искусства высоких результатов. Необычайная актуальность тематики, идейная направленность и доходчивость содержания, оригинальность и лаконизм художественного языка — эти ясно видимые каждому достоинства произведений Кукрыниксов делают их понятными самому широкому кругу советских зрителей и читателей.

Карикатуры художников Кукрыниксов

Будучи даровитыми живописца­ми, Кукрыниксы прежде всего и бо­лее всего — виднейшие мастера со­ветской политической графики, художественной сатиры. Трудно назвать хотя бы одно значительное со­бытие в международной жизни на­чиная с 30-х годов и кончая сегод­няшним днем, которое не вызвало бы соответствующего отклика в их творчестве.

В свое время карикату­ры Кукрыниксов беспощадно разо­блачали заговор империалистических держав против республикан­ской Испании, подготовку второй мировой войны («Схема строгого контроля испанских границ», «Про­должение последней войны» и дру­гие). В этих, как и во всех других произведениях, художники высту­пают выразителями взглядов и интересов нашего народа, неустанно борющегося за мир во всем мире.

С неменьшим успехом выступают Кукрыниксы в области бытовой сатиры. Их удары направляются против всего отжившего, косного и уродливого, что мешает движению советского народа к прекрасному будущему. Из обширного цикла работ Кукрыниксов на бытовые темы следует выделить серию «Транспорт», рисунки «Безвыходный выходной», «Служебная записка», «Поганки» (о молодых людях, раболепствующих перед иностранщиной).

Карикатуры Кукрыниксов настолько своеобразны по форме, что зритель тотчас узнает их авторов, даже не глядя на подпись. Неистощимые в художественной выдумке и изобретательности, Кукрыниксы умеют несколькими смелыми и точными линиями воссоздать перед нами облик того или иного политического дегенерата (Столыпин, Керенский, Врангель), показать типическое в образах бюрократа, очковтирателя, хапуги. Отточенность кукрыниксовской графики является ярким примером большого значения коллективности в творчестве: каждый из художников предлагает свое решение темы, в процессе обсуждения из них отбирается все лучшее, а затем все силы коллектива направляются на отработку окончательного варианта.

Плакаты ВОВ в творчестве Кукрыниксов

Еще свежи в нашей памяти мно­гочисленные плакаты в «Окнах ТАСС», созданные Кукрыниксами в суровые годы борьбы с фашистскими захватчиками: «Беспощадно раз­громим и уничтожим врага!», «Пре­вращение фрицев», «Волжский утес», «Уборка урожая — грозный удар по врагу» и другие. Отвечав­шие самым насущным задачам времени, предельно выразительные, они были мощным идейным ору­жием, придавали еще больше сил советским воинам на фронте и тру­довому населению в тылу.

 

 

На страницах «Правды», «Крокодила» и других советских изданий неизменно появ­лялись острые карикатуры Кукрыниксов, пригвождающие к позорному столбу трубадуров холодной войны и их пособников. В 1958— 1959 годах были опубликованы ка­рикатуры «Берлинский вопрос», «Воинствующий попугай» и другие. В № 2 «Крокодила» за 1960 год, по­священном памяти А. П. Чехова, запоминается остроумная карикатура «Злоумышленник в международном масштабе»: западногерманский канцлер Аденауэр старательно отвинчивает гайки с рельсов, у которых стоит указатель «К мирному сосуществованию».

Картины художников Кукрыниксов

Великий Новгород в январе 1944 года. На фоне мрачного неба высится величественная громада Софийского собора. Из-под снега торчат обломки варварски разрушенного памятника «Тысячелетие России». Около строений суетливо мечутся с факелами гитлеровские вояки. Вынужденные под могучими ударами Советской Армии позорно бежать из древнего города, они в бессильной злобе пытаются уничто­жить бесценные сокровища русской культуры.

Таково содержание широко из­вестной картины Кукрыниксов «Бегство фашистов из Новгорода». Несмотря на драматическую напря­женность момента, хорошо передан­ную контрастами темных и светлых пятен, картина проникнута оптими­стическим настроением. Художники сумели показать в ней полнейшую обреченность выродков, намеревав­шихся поработить нашу социали­стическую  Родину.

Патриотическим чувством проник­нуты и другие живописные работы Кукрыниксов, посвященные собы­тиям Великой Отечественной вой­ны, — «Таня», «Правда», «Конец».

В последней картине в образах большой художественной силы по­казана бесславная гибель гитле­ризма, в разгроме которого Совет­ский Союз сыграл решающую роль.

Иллюстрируя произведения Гоголя, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Горького, художники стремятся с максимальной полнотой раскрыть перед читателем гуманистическую направленность великой русской литературы. Наиболее удачны в этом отношении рисунки Кукрыниксов к гоголевской «Шинели», рассказам Чехова «Тоска» и «Спать хочется».

Необходимо отметить, что каждый из Кукрыниксов обладает яркой творческой индивидуальностью и много работает самостоятельно. Так, М. Куприянова особенно увлекают пейзажи Подмосковья и Волги, П. Крылов выполнил множество портретов и прекрасно передал живописное своеобразие Парижа, Рима и Венеции, а Н. Соколов любовно изображает жизнь родной Москвы и трогательную прелесть русской природы. Непрерывно обогащая свои знания и опыт, художники соединяют их в том или ином общем замысле, упорно добиваясь в каждом новом произведении все большей завершенности сюжета и его художественного воплощения.

Блиц

Сколько художников Кукрыниксы? 

*Трое

Что означает псевдоним «Кукрыниксы» — расшифровка

*Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трех букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова.

Годы жизни

*Михаил Васильевич Куприянов 1903—1991

Порфирий Никитич Крылов 1902—1990

Николай Александрович Соколов 1903—2000 (источник — Википедия)

Метки: биография и творчество художников Кукрыниксов.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

uchitel76.ru

Кукрыниксы – художники Победы

Приближается очередная годовщина победы советского народа в Великой Отечественной войне. И мы должны ещё бережнее сохранять память о минувшей войне и передавать её будущим поколениям, чтобы не допустить попыток переписать историю, не дать измазать чёрной краской подвиг советских солдат и офицеров, героев подпольщиков и тружеников тыла. Сегодня мы остановимся на творчестве группы советских художников-карикатуристов, которые весь свой талант отдали нашей Победе.

Политическая карикатура в военные годы стала не только частью пропаганды, но и предстала как настоящее оружие. С помощью рисунков талантливых художников страшный враг превращался в жалкое уродливое существо. Карикатура вызывала улыбку и у суровых воинов, и у тружеников тыла. А улыбка очень была нужна советским людям, принявшим на себя все тяготы войны.

Неразлучная троица

«Кукрыниксы» – эту сложную аббревиатуру создали друзья-художники, слово сложено из первых слогов фамилий Куприянов и Крылов и трёх первых букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Началось их совместное творчество ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских (Вхутемас). Сначала они обозначались как Кукры или Крыкуп, а когда к ним присоединился Соколов в 1924 году, они работали уже втроём как Кукрыниксы. Миллионы читателей с тех пор особо и не задумывались, что рисовали эти карикатуры вполне конкретные и заслуженные люди – Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903 – 1991), Порфирий Крылов (1902 – 1990) и Николай Соколов (1903 – 2000).

Первая коллективная карикатура была создана ими в 1924 году в студенческой газете Вхутемаса, а в 1926 году их рисунки стали появляться в журнале «Комсомолия». Сначала это были карикатуры в основном на литературные темы. Безграничные возможности их таланта по достоинству оценил Максим Горький, который посоветовал им не ограничиваться литературой, а шире показывать жизнь как внутри страны, так и за её пределами. В 1933 году они начинают сотрудничать с газетой «Правда», в которой публикуют карикатуры на международные и внутренние темы. В 1935 году они создают для «Истории гражданской войны» карикатуры на контрреволюционеров, интервентов, предателей. В 1937-м на остриё их пера попадают испанские фашисты и их покровители.

«Вставай страна огромная…»

Но особое место, глубокий размах и силу мы видим в творчестве Кукрыниксов в годы Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года они вступили в бой с фашистами вместе с миллионами советских людей. Как только репродукторы объявили о начале войны, вся троица поехала в редакцию газеты «Правда». Их встретили словами: «Вот вам троим, будет теперь работы!». Они сразу приступили к работе, и уже через несколько часов в редакции было два эскиза. Теперь их знают все. На одном рисунке красноармеец прокалывает штыком Гитлера, порвавшего договор о ненападении, а на другом – Гитлера ждёт судьба Наполеона.

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», первый военный плакат Кукрыниксов, 1941

На третий день войны на улицах городов появился плакат Кукрыниксов: «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». По сути это было первое подобное произведение, которое задало тон всей советской сатире и творчеству самих карикатуристов. Врага стали «бить» новым оружием, ясно сознавая его преступные намерения и бесчеловечность.

Во многом вдохновение художников стало оружием осаждённой страны. Сатирики в фантасмагорических, но объективных образах воссоздали историю фашизма, нанесли по нему и по его идеологии сокрушительные удары и поставили «точку» в Нюрнберге, где фашизм был осуждён мировым сообществом. Три талантливых художника убивали врага своим оружием-смехом и сатирой, поднимали боевой дух солдат…

Пиковое положение

Каждый день – в бой

Всю войну художники провели по сути на передовой. Они часто бывали в действующих частях, напрямую сталкивались с ужасами войны…

Кукрыниксы стали инициаторами создания «Окон ТАСС». Плакаты снабжались стихами и текстами. Все известные художники и карикатуристы объединили свои усилия в «Окнах», выступили единым фронтом против фашизма. Плакаты были очень популярны, не оставляли зрителей равнодушными. Простой народ с нетерпением ждал выхода очередных сатирических плакатов. Смех давал людям силы для дальнейшей борьбы.

Кукрыниксы. Три года войны. Окно ТАСС № 993

В 1942 году художники были удостоены высшей награды – Сталинской премии, потом их будет ещё четыре, а также Ленинская и Государственная премии.

Кукрыниксы были не только карикатуристами, но и замечательными художниками. Никого не оставил равнодушным подвиг Зои Космодемьянской, и они пишут картину «Таня», вызывавшую слёзы у зрителей. После появилась картина «Бегство фашистов из Новгорода». Художники в 1944 году приехали в Великий Новгород и застали разбитый памятник «Тысячелетие России», полуразрушенный Софийский собор. Все свои переживания они изобразили на этой картине. Но, наверное, венцом их творчества в годы Великой Отечественной войны стали картины «Подписание акта о безоговорочной капитуляции Германии», написанной в 1946 году, и «Конец. Последние часы в ставке Гитлера». Бесславное окончание войны в Берлине и ужас фюрера перед советскими войсками – не об этом ли мечтали художники в трагические месяцы 1941 года?

Курыниксы. Бегство фашистов из Новгорода

Война завершилась, и в нашей общей Победе есть заслуга и Кукрыниксов…

После Победы

В мирные послевоенные годы у художников работы не стало меньше. Они так же чутко реагировали на все события внутренней и внешней жизни. Доставалось от них мировому империализму, колониальной политике Соединённых Штатов, войне во Вьетнаме, Корее…

Кукрыниксы постоянно работали в журнале «Крокодил». Редко какой номер выходил без их очередной острой карикатуры. А уж все их работы ещё долго обсуждались на работе и дома. Как и прежде, Кукрыниксы не только смеялись. Они очень серьёзно относились к иллюстрированию книжек. До настоящего времени их иллюстрации к чеховской «Даме с собачкой» считаются лучшими. Как говорили современники, их иллюстрации к книге «Золотой телёнок» Ильфа и Петрова сделали её в два раза смешнее.

Иллюстрация Кукрыниксов к рассказу А.П. Чехова «Дама с собачкой»

В списке их работ иллюстрации к таким книгам, как «Фома Гордеев» и «Мать» Горького, «Портрет» Гоголя, «Дон-Кихот» Сервантеса, «Хождение по мукам» Алексея Толстого.

Кукрыниксы получили все мыслимые и немыслимые премии. Их имена не забыты до сих пор. Постоянно устраиваются их выставки, а плакаты, созданные ими, обязательно присутствуют на всех выставках, посвящённых Великой Отечественной войне.

Источник иллюстраций: https://www.davno.ru

histrf.ru

Кукрыниксы

Творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903–1991), Порфирий Крылов (1902–1990) и Николай Соколов (1903–2000).

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Художники работали всегда вместе, в этом и заключался феномен их коллективного творчества. Наибольшую известность «Кукрыниксам» принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры, шаржи, плакаты и книжные иллюстрации, созданные в характерном сатирическом стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов СССР. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп. В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и с тех пор они работали уже втроём как Кукрыниксы.

В начале творческого пути в группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись преимущественно политической карикатурой.

Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные Кукрыниксами в годы Великой Отечественной войны 1941–1945, сочетающие в символически-обобщённых образах злую сатиру и героизм («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладают и послевоенные работы Кукрыниксов, обличающие поджигателей войны, империалистов, врагов мира и социализма. За политические карикатуры и плакаты Кукрыниксы удостоены Государственной премии СССР (1942) и Ленинской премии (1965).

Работы Кукрыниксов есть почти во всех крупных музейных собраниях России; Государственной Третьяковской галерее, Российской государственной библиотеке, Рыбинском и Ярославском государственных историко-архитектурных художественных музеях-заповедниках, Тульском музее изобразительных искусств, частных собраниях России и зарубежья.

 Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

tramvaiiskusstv.ru

Кукрыниксы - это... Что такое Кукрыниксы?

Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников-графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990) и Николай Соколов (1903—2000).

Биография коллектива

Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.

Совместное творчество Кукрыниксов началось ещё в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских. В Московский ВХУТЕМАС художники съехались из разных концов Советского Союза. Куприянов из Казани, Крылов из Тулы, Соколов из Рыбинска. В 1922 году Куприянов и Крылов познакомились и стали работать вдвоём в стенгазете ВХУТЕМАСа как Кукры и Крыкуп.В это время Соколов, ещё живя в Рыбинске, ставил на своих рисунках подпись Никс. В 1924 году он присоединился к Куприянову и Крылову, и в стенгазете они работали уже втроём как Кукрыниксы[1])

В группе происходил поиск нового единого стиля использовавшего мастерство каждого из авторов. Первыми под перо карикатуристов попали герои литературных произведений. Позже, когда Кукрыниксы стали постоянными сотрудниками газеты «Правда» и журнала «Крокодил», они занялись политической карикатурой.

Этапными работами для Кукрыниксов были гротескные злободневные карикатуры на темы внутренней и международной жизни (серии «Транспорт», 1933—1934, «Поджигатели войны», 1953—1957), агитационные, в том числе антифашистские, плакаты («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941), иллюстрации к произведениям Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина (1939), А. П. Чехова (1940—1946), М. Горького («Жизнь Клима Самгина», «Фома Гордеев», «Мать», 1933, 1948—1949), И. А. Ильфа и Е. П. Петрова («Золотой Телёнок»), М. Сервантеса («Дон Кихот»).

Кукрыниксы. Почтовая карточка с оригинальной маркой, Россия, 2003 год.

Значимым моментом в творчестве стал военный плакат «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Он появился на июньских улицах Моск­вы одним из первых — сразу же после нападения гитлеровской Германии на СССР. Кукрыниксы прошли всю войну: их листовки сопровождали советских солдат всю военную дорогу до Берлина. Кроме того, был очень популярен цикл плакатов «Окна ТАСС».

Они стали классиками советской политической карикатуры, которую понимали как орудие борьбы с политическим врагом, и совершенно не признавали иных веяний в искусстве и в карикатуре, проявившихся в полной мере в первую очередь в новом формате «Литературной газеты» (отдел юмора «Клуб 12 стульев»[2]). Их политические карикатуры, часто публикуемые в газете «Правда», принадлежат к лучшим образцам этого жанра («Клещи в клещи», «Потеряла я колечко…», «Под Орлом аукнулось, в Риме откликнулось», «Уолл-стрижка», «Львиная доля», серия рисунков «Поджигатели войны» и др.). Коллективу принадлежат многочисленные политические плакаты («Превращение фрицев», «Народы предупреждают» и др.). Кукрыниксы известны также и как живописцы и мастера станкового рисунка. Они — авторы картин «Утро», «Таня», «Бегство немцев из Новгорода», «Конец» (1947—1948), «Старые хозяева» (1936—1937). Ими выполнены рисунки пастелью — «И. В. Сталин и В. М. Молотов», «И. В. Сталин в Курейке», «Баррикады на Пресне в 1905 г.», «Чкалов на острове Удд» и др.

Члены коллектива работали также и порознь — в области портрета и пейзажа.

Работы и выставки

Обширная коллекция художественных работ, принадлежащих перу Кукрыниксов, собрана в частной коллекции семьи Мамонтовых.[3]

Музей-заповедник «Царицыно» с 30 апреля 2008 года выставлял посмертную выставку, посвящённую Дню Победы «История глазами Кукрыниксов. 1928—1945. Военный плакат. Карикатура. Живопись. Графика»[3]

Цитаты

Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.

… Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения.

— Кеменов В. С. Статьи об искусстве. — М., 1965. — С. 104—105.

См. также

Примечания

dic.academic.ru

Художники Кукрыниксы: кем были эти люди? :

Агитационные открытки и плакаты времен Великой Отечественной войны современному поколению известны в качестве музейных и выставочных экспонатов, из соответствующих тематических изданий и фильмов. Самые меткие и запоминающиеся произведения этого цикла создали художники Кукрыниксы. Содружество этих молодых людей – редкое соединение таланта, общности интересов, взаимной поддержки и дополнения друг друга. Авторству этого коллектива принадлежат не только графические произведения. Кукрыниксы одинаково удачно создавали живописные полотна, иллюстрации к литературным изданиям, пробовали себя в оформлении театральных декораций и скульптуре. Кем были эти талантливые люди?

Как родился Кукрыникс?

Талантливые молодые художники Куприянов, Крылов и Соколов начинали свой путь в искусстве по-разному, и первые учителя, и школы у них были совсем разными, и родились в разных городах. Познакомились они в стенах Высших государственных художественно-технических мастерских, сокращенно именуемых ВХУТЕМАС. Сначала сдружились Куприянов с Крыловым. Их веселые карикатуры и шаржи украшали студенческие газеты и подписывались именами Крыкул или Кукры. «Никс», или Николай Соколов присоединился к ребятам двумя годами позже, тогда в анаграмму внесли и его инициалы.

Совместное творчество

Более широкой публике веселая троица стала известна после начала работы в журнале «Комсомолия», главным редактором которой был известный поэт Жаров. Было это в 1924 году. Карикатуры и веселые сатирические рисунки ребята создавали легко. Выглядело это примерно так: один брал лист и начинал рисовать, потом рисунок передавался из рук в руки. То, что получалось в итоге, восхищало и выходило гениальным.

Через некоторое время друзьям стали заказывать дружеские шаржи многие знаменитости. Первые пятилетки, строительство нового государственного хозяйства увлекли друзей. Они ездили по стране, темы для творчества стали более серьезными, чем легкая шутка. Художники Кукрыниксы в сатирической форме обличали недобросовестных исполнителей, политическую обстановку вокруг Страны Советов.

Особенную популярность коллективу принесла агитационная работа в годы Великой Отечественной. Много событий происходило в жизни самих художников и в их окружении, но трио сумело сохранить свое содружество до 1990 года и распалось только после смерти Крылова. Кукрыниксов называют родоначальниками нового направления в искусстве – публицистической графики.

Михаил Куприянов (1903-1991)

Талантливый мальчик родился на берегах Волги, в небольшом городке Тетюшах. Еще в детские годы его акварельный пейзаж получил премию на городской выставке. События бурного революционного времени не располагали к художественным занятиям – нужно было выживать в новой обстановке. Это обстоятельство и забросило Мишу Куприянова в угольные шахты Туркестана.

Но счастливый случай свел его с людьми, которые рассмотрели талант и направили парня на учебу в художественную школу-интернат, а после ее окончания – во ВХУТЕМАС. Кисти Куприянова принадлежат несколько удачных пейзажей, но больше всего его тянуло к веселому и смешному. Неслучайно, что на его пути встретился такой же веселый товарищ.

Порфирий Крылов (1902-1990)

В отличие от его нового знакомого, Порфирия всерьез привлекала акварельная живопись, во ВХУТЕМАСе он окончил курс именно по этой специализации. Сын тульского рабочего оружейного завода поразил в свое время преподавателей вуза своими юношескими работами. Конек Крылова – теплые и чувственные пейзажи. В более поздних работах проявился Крылов – портретист. Именно этому художнику доверили делать портретные зарисовки преступников фашизма на Нюрнбергском процессе. Но при всех этих талантах самую большую популярность художнику принесло именно содружество Кукрыниксов, работа графика, шаржиста, декоратора, иллюстратора.

«Никс»

Как и остальные члены знаменитой тройки, Николай Соколов (1903-2000) пришел в графику своей, отличительной от остальных, дорогой. Что было общим для всех учеников мастерской искусств, так это увлечение любимым занятием с раннего детства. Соколов не был исключением. Подарок матери, коробку с акварельными красками, он считал самым ярким и волнующим воспоминанием детства. В изостудию парнишка пришел в период работы конторщиком в Рыбинском управлении водного транспорта. Именно тогда в активном молодом человеке проявился интерес к отображению событий общественной жизни в форме плакатов, листовок, афиш. Неудивительно, что это увлечение свело Соколова с Куприяновым и Крыловым. Так Кукры дополнились Никсом.

Графика Кукрыниксов

Союз одаренных творческих людей подарил миру непревзойденного мастера публицистической графики и художественной сатиры. Не было такого события в стране и в мире, начиная в тридцатых годов прошлого века, на которое не откликнулись бы художники Кукрыниксы. Не меньшим успехом пользуются до сих пор их юмористические шаржи на бытовые темы. Особенно ценным оказался талант друзей в агитационных листовках и плакатах времен Второй мировой войны. Графика того периода поражает своей меткостью и способностью поднять боевой дух армии.

Индивидуальная живопись

Несмотря на более чем полвека тесного содружества, художники Кукрыниксы сохраняли каждый свое индивидуальное видение мира. Ценными произведениями живописи стали как совместно созданные картины, так и отдельные произведения каждого мастера. После них еще никому не удалось создать такой коллектив, где был бы достигнут пик совместной популярности и сохранена при этом неповторимость индивидуальности.

www.syl.ru


Смотрите также