Копелян ефим биография личная жизнь


Ефим Копелян

Ефим Копелян – советский актер театра и кино, ведущий артист труппы Ленинградского БДТ (руководитель Георгий Товстоногов). Всесоюзную известность получил после появления на экране в фильмах «Неуловимые мстители», «Интервенция», «Судьба резидента», «Вечный зов».

Ефим Копелян родился в белорусском городе Речица в апреле 1912 года в зажиточной семье. По национальности Копеляны были евреями. Дед по матери владел лесопильным заводом. Отец работал заготовителем леса. Мама заботилась о семье, в которой росло шестеро детей, и все – сыновья.

Актер Ефим Копелян

Родные Ефима были поклонниками искусства. Отец и двое старших братьев рисовали. Позднее старший брат Исаак даже стал знаменитым художником-оформителем. Владел кистью и будущий артист. Ефим мечтал о профессии архитектора.

Мир искусства манил Копеляна с ранних лет. Однажды Ефиму попался в руки томик Уильяма Шекспира. Мальчик прочитал «Короля Лир» и был сражен красотой произведения. Вряд ли в столь юном возрасте он понял философский подтекст трагедии, но в считанные дни перечитал все, что написал великий британец. Тогда Ефим Копелян даже не догадывался, что придет время, и он сам сыграет на подмостках театра героев, которые вызвали бурю эмоций в детстве.

Ефим Копелян

После окончания «семилетки» в родном городке юноша отправился в Ленинград. Здесь некоторое время трудился токарем на «Красном Путиловце», присматривался к новому городу. А присмотревшись, отнес документы в Академию художеств, где был архитектурный факультет. На тот момент Ефиму исполнилось 17 лет.

Однажды парень с целью заработать карманные деньги пришел в Большой драмтеатр. Здесь как раз требовались юноши его возраста для массовки. Копелян навсегда остался в БДТ.

Театр

В 1935 году молодой артист окончил Театральную студию при БДТ и был принят в труппу театра. Дебютировал в постановке «Не сдадимся», рассказывавшей героическую эпопею челюскинцев. В первые годы работы в театре Копеляну доверяли эпизодические роли.

Актер Ефим Копелян

А потом грянула Великая Отечественная война. Ефим Копелян сразу записался в народное ополчение. Но на фронт попасть не удалось. Из артистов сформировали Театр народного ополчения, который гастролировал по линии фронта. Со временем его переименовали в Ленинградский фронтовой агитвзвод. Иногда труппе приходилось срочно заменять выбывшего артиста, погибшего от пули или осколка во время бомбежки.

После окончания войны Ефим Копелян опять вернулся в родной БДТ. Артисту по-прежнему доверяли играть малозначительных персонажей. Но в 1956 году в театр пришел Георгий Товстоногов, сумевший увидеть в Копеляне скрытый потенциал. Ефим Захарович сыграл множество интересных и сложных персонажей. Товстоногов задействовал актера в лучших постановках, среди которых оказались спектакли «Пять вечеров» Александра Володина, «Горе от ума» Александра Грибоедова, «Три сестры» Антона Чехова, «Ханума» Авксентия Цагарели. За непревзойденное мастерство Копеляна даже называли «нашим Габеном».

Фильмы

Кинематографическая биография Ефима Копеляна началась в начале 30-х годов. Кинодебют состоялся в картине «Ошибка героя», где артист предстал в роли балалаечника. Но второе появление на экране состоялось только спустя 9 лет. Это были эпизодические роли в спортивном фильме «Боксеры» и приключенческой ленте «Танкер «Дербент».

Ефим Копелян в фильме «Балтийская слава»

С началом войны кинокарьера Ефима приостановилась. Нового предложения пришлось ждать 8 лет. В начале 50-х фильмография уже признанного театрального актера пополнялась участием в телевизионных спектаклях, таких как «Разлом», «Любовь Яровая». Затем последовали работы в экранизации «Овод», историко-революционном фильме «Пролог».

Благодаря колоритной внешности артисту поручают роль попа Гапона, бурового мастера из Баку, казачьего есаула. В военном фильме Яна Фрида о революции 1917 года «Балтийская слава» Копелян сыграл одного из вершителей переворота. Главные роли в картине достались Иосифу Кутянскому, Павлу Кадочникову. Еще в двух лентах, посвященных революционному движению, актер предстал в образе Льва Троцкого («В дни Октября») и Григория Орджоникидзе («Кочубей»). Во втором фильме главного героя представил зрителям Николай Рыбников.

Ефим Копелян в фильме «До свидания, мальчики»

В начале 60-х военные и революционные фильмы сменились социальными драмами и киноповестями. В фильме о космонавтах «Самые первые» Копелян сыграл научного сотрудника, в киноленте «713-й просит посадку» предстал пассажиром самолета.

Первые яркие роли достались артисту в конце 1960-х и в начале 1970-х. В военной киноповести «До свидания, мальчики», где главных героев сыграли Евгений Стеблов, Николай Досталь, Михаил Кононов, Виктория Федорова, актеру досталась эпизодическая роль жестянщика. Фильм посмотрела 13-миллионная зрительская аудитория, что сразу повлияло на популярность артистов, участвующих в фильме.

Ефим Копелян в фильме «Даурия»

Затем последовали «Неуловимые мстители», «Новые приключения неуловимых», «Опасные гастроли», «Преступление и наказание», «Николай Бауман», «Даурия» – эти картины принесли Ефиму Копеляну настоящую известность. Актер играл настолько многогранно и талантливо, что даже в крошечной роли запоминался зрителю навсегда.

Актер обладал замечательным голосом, за что Копеляна ценили многие режиссеры. Негласно актера называли Ефим Закадрович. Этот проникновенный голос звучал во многих фильмах как закадровый текст автора. Самая знаменитая работа Копеляна в озвучивании – лента «17 мгновений весны».

Ефим Копелян в фильме «Ольга Сергеевна»

В 1973 году Ефим Захарович Копелян получил звание Народного артиста Советского Союза. Последней работой актера стала роль Михаила Лукича Кафтанова из популярного телесериала середины 70-х годов «Вечный зов». Копелян снимался в фильме до последних дней, пока был здоров. Помимо этого, Ефим Захарович появился еще в двух значимых проектах времени – водевиле «Соломенная шляпка» и драме «Ольга Сергеевна».

Личная жизнь

Первый брак Ефима Копеляна на артистке Татьяне Певцовой оказался коротким: пара прожила вместе 5 лет и рассталась в 1940-ом. А через год артист встретил любовь всей жизни – актрису Людмилу Макарову. Молодые люди познакомились в БДТ. Поженились за месяц до начала войны.

Ефим Копелян и Людмила Макарова

Личная жизнь Ефима Копеляна сложилась счастливо. С женой актера связывали нежные и трогательные дружеские отношения. На публике артист не любил проявлять чувства, но супруга всегда была уверена, что Фима обожает ее. Актеры прожили вместе 34 года. В этом браке родился единственный сын Кирилл Копелян, продолживший актерскую династию. Сын ушел из жизни в 2005 году, Людмила Макарова – в 2014.

Смерть

Последние годы жизни Ефим Копелян много работал. Актер был востребован в кинематографе и театре. Постоянные гастроли, переезды и плохие бытовые условия во время поездок измотали силы и подорвали здоровье.

Смерть Ефима Копеляна стала внезапной. Артист умер от второго инфаркта. Первый он сумел пережить, помогли врачи. Но после лечения в больнице Ефима Захаровича направили поправлять здоровье в санаторий в Мельничном Ручье. 6 марта 1975 года артисту стало плохо. Но так как у медперсонала уже начинались выходные перед Международным женским днем, то скорую помощь пришлось вызывать из Ленинграда. Сердце актера не выдержало нагрузки, и врачи по приезду только констатировали смерть.

Могила актера находится на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. В 2012 году к столетию со дня рождения артиста были выпущены почтовые марки с портретным фото Копеляна.

Фильмография

  • 1955 — «Овод»
  • 1957 — «Хождение по мукам»
  • 1964 — «До свидания, мальчики!»
  • 1965 — «Двадцать шесть бакинских комиссаров»
  • 1966 — «Неуловимые мстители»
  • 1967 — «Николай Бауман»
  • 1968 — «Новые приключения неуловимых»
  • 1968 — «Интервенция»
  • 1968 — «Ошибка резидента»
  • 1969 — «Опасные гастроли»
  • 1971 — «Корона Российской империи, или Снова неуловимые»
  • 1973-1983 — «Вечный зов»
  • 1973 — «Крах инженера Гарина»
  • 1974 — «Соломенная шляпка»
  • 1975 — «Ольга Сергеевна»
Page 2

24smi.org

Ефим Захарович Копелян

Этого актера всегда ставили в один ряд с прославленным французом Габеном. Выразительное молчание Ефима Копеляна на сцене иногда говорило больше, чем слова. Он был сдержанным, простым и очень талантливым. Именно эти качества разглядел в нем Г. Товстоногов, и оставил Копеляна в театре, тогда как с многими актерами труппы безжалостно распрощался.

Фильмография Ефима Копеляна насчитывает несколько десятков фильмов. Ему редко доставались главные роли, но его второстепенные герои были яркими и незабываемыми. Даже отрицательные герои в его исполнении выглядели не такими плохими, как к примеру атаман Бурмаш из «Неуловимых мстителей».

Родился Ефим Копелян 12.04.1912 года в небольшом городишке Речица, в Белоруссии. У них была зажиточная еврейская семья. Дед по материнской линии был владельцем лесопильного завода, отец заготавливал лес, а мама окружала заботой свое многочисленное семейство, в котором подрастало шестеро сыновей.

Фото: Ефим Копелян в молодости

Мужчины в семье были творческими личностями. У отца и двоих братьев был явный талант к рисованию, для старшего брата Исаака рисование стало впоследствии профессией — он выучился на художника-оформителя. Двоих братьев унесла безжалостная война – Абрам сложил голову под Ленинградом, Евгений погиб в Польше. Ефим тоже любил рисовать и мечтал стать архитектором.

Искусство нравилось мальчику с детства, а еще он очень любил читать, причем все подряд – от классики до современных произведений. Однажды он наткнулся на книжку сочинений Шекспира и на одном дыхании прочел «Короля Лира». Ефима поразила красота изложения, и он не отрываясь прочел все, что принадлежало перу великого британца. В те времена он не мог знать, что в недалеком будущем он будет изображать на сцене тех героев, которые так поразили его воображение.

Окончив семь классов в родной Речице, Ефим уезжает в Ленинград. Крепкого парня взяли на работу на завод «Красный Путиловец» токарем. Попутно он осматривается в незнакомом месте и решает поступать учиться.

Вскоре Копелян стал студентом архитектурного факультета Академии художеств. Парню было всего семнадцать лет.

Чтобы заработать деньги на карманные расходы, Ефим не отказывается от любой работы. Как-то он узнал, что в Большом драматическом театре нужны молодые люди для участия в массовке. Он пришел… и остался в этом театре на всю жизнь.

После этого в биографии Ефима Копеляна наступают большие перемены. Он бросает свою архитектуру и начинает учебу в Театральной студии при Большом драмтеатре. По окончании учебы талантливого парня приняли туда же на работу. Дебютной работой стала постановка «Не сдадимся», в которой речь шла о героях-челюскинцах. Копелян был задействован в основном в эпизодах.

Когда началась война, Ефим сразу пошел в военкомат и оказался в народном ополчении. Но до фронта дело не дошло. Было принято решение собрать всех артистов во вновь созданном Театре народного ополчения и отправить его с концертами на фронт. Вскоре этот театр стал называться Ленинградским фронтовым агитвзводом. Часто артистам приходилось выступать вместо своего погибшего или раненого коллеги.

Когда война осталась позади, Копелян снова стал служить в родном БДТ. В его репертуаре ничего не изменилось – персонажами актера так и остались второстепенные герои. В 1956-м сменилось руководство театра. На эту должность был назначен Г.Товстоногов, который по достоинству оценил талант Ефима Копеляна и оставил его в труппе, тогда как большинству актеров он указал на дверь. Товстоногов стал доверять актеру очень сложные роли, репертуар Копеляна стал интересным и разнообразным. Ефим играл в «Пяти вечерах», «Горе от ума», «Трех сестрах», «Хануме». Его умение держать многозначительную паузу отметили и зрители и критики, единогласно назвавшие актера «наш Габен».

Свою биографию в кинематографе Копелян начал еще в 30-х годах. Его первой работой стала картина «Ошибка героя», в которой он стал балалаечником. Потом Ефима не видно было на экране на протяжении девяти лет. И только в 1939-м он сыграл второстепенных персонажей в фильмах «Боксеры» и «Танкер»Дербент».

Во время войны Копелян не снимался вообще. Первые киноработы датированы 50-ми годами, когда уже известный театральный актер был приглашен на съемки картин «Разлом» и «Любовь Яровая». После этого он снимался в «Оводе» и «Прологе».

Артист обладал колоритной внешностью, поэтому его герои были очень разноплановыми – поп Гапон, буровой мастер, казачий есаул. В картине «Балтийская слава» Ефиму досталась роль одного из организаторов революционного переворота 1917 года. В фильме «В дни Октября» актер стал Львом Троцким, в «Кочубее» — Григорием Орджоникидзе.

В 60-е годы на экраны вместо фильмов о войне и революции стали выходить социально-психологические картины и киноповести. В картине «Самые первые», посвященной советским космонавтам, актер стал научным сотрудником, а в ленте «713-й просит посадку» Ефим сыграл пассажира самолета.

Заметными стали персонажи Копеляна только в 60-х, 70-х годах. Его пригласили на съемки киноповести о войне под названием «До свидания, мальчики». В главных ролях можно было видеть Евгения Стеблова, Н.Досталя, Михаила Кононова, В.Федорову. Копеляну досталась роль второго плана – жестянщик. После выхода картины ее посмотрели 13 миллионов зрителей, и актерский состав сразу приобрел популярность и узнаваемость.

После этого Копелян снимается в культовых проектах «Неуловимые мстители», «Преступление и наказание», «Даурия», «Николай Бауман», после которых к нему пришла настоящая слава. Игра актера была настолько талантливой, что даже самые незначительные персонажи оставались в памяти навсегда.

Еще одно достоинство актера – его голос, с незабываемыми выразительными оттенками. Он озвучил множество фильмов и даже получил прозвище Ефима Закадровича. Когда снимались «17 мгновений весны», режиссер Т. Лиознова хотела дать роль Копеляну. Но не дала, и как оказалось впоследствии, очень правильно поступила. Зато его голос звучит постоянно, голос, который не похож ни на чей другой. Ефим озвучивал внутренний голос разведчика Штирлица, он был взвешенным и спокойным, даже когда над Штирлицем надвигалась явная угроза. Он говорил, когда Штирлиц спал, ел, брился и даже молчал.

Заслуги актера Ефима Копеляна были отмечены в 1973 году, когда он стал Народным артистом СССР. Его последняя заметная работа в кинематографе — картина «Вечный зов», где его герой Кафтанов. Актер продолжал сниматься в кино до тех пор, пока позволяло здоровье. Перед самой смертью он снялся еще в двух фильмах «Соломенная шляпка» и «Ольга Сергеевна».

Первой женой Ефима Копеляна стала актриса Татьяна Певцова. Их брак длился всего пять лет, развелись они в 1940 году. Спустя год в жизнь Ефима навсегда вошла Людмила Макарова. Их знакомство состоялось в театре, а свадьбу они сыграли буквально перед самой войной.

Фото: Ефим Копелян — личная жизнь

Свою личную жизнь актер считал счастливой. Они не только любили друг друга, но и были настоящими друзьями, сумели понести свои чувства через 34 года совместной жизни. Ефим никогда не давал волю чувствам в присутствии посторонних, но жена всегда знала, что муж ее просто обожает. Они родили сына Кирилла, который тоже стал актером. Сына не стало в 2005-м, Людмилы Макаровой в 2014-м.

Ефиму Копеляну было немногим за 60, а он уже был очень больным человеком. Сказались фронтовые будни, многочисленные гастрольные поездки и отсутствие нормальных бытовых условий. Он умер внезапно, после того, как случился второй инфаркт. После первого приступа он поехал на восстановление в санаторий. И вдруг актеру снова стало плохо. Карета скорой помощи, вызванная из Ленинграда, не успела, и докторам осталось только констатировать смерть. Это случилось 06.03.1975 года.

Фото: Могила Ефима Копеляна

Похоронили известного актера на Волковском кладбище в Ленинграде. В память о великом артисте, и в связи со столетием его рождения, в 2012-м появились почтовые марки, на которых изображен неподражаемый Ефим Копелян.

  • 1941 — Танкер «Дербент»
  • 1956 — Искатели
  • 1958 — Мистер Икс
  • 1963 — Два воскресенья
  • 1967 — Бабье царство
  • 1967 — Софья Перовская
  • 1968 — Интервенция
  • 1969 — Её имя — Весна
  • 1970 — Чайка
  • 1973 — Вечный зов
  • 1975 — Ярослав Домбровский

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

biographe.ru

Ефим Копелян (Efim Kopelyan): фильмография, фото, биография. Актер, Исполнитель.

Ефим Захарович родился 30 марта 1912 года в местечке Речица Гомельской области. От матери Марии Френкель и отца Залмана Копеляна мальчик унаследовал еврейские корни. Глава семьи был лесозаготовителем. Дед по материнской линии Мордух Френкель являлся одним из самых состоятельных людей города. Он владел заводом по обработке дерева, производящим основные поставки для военного ведомства, которое занималось строительством мостов. Семья будущего артиста была немаленькой. Кроме Ефима, родители воспитывали еще пятерых сыновей: Михаила, Абрама, Евгения, Исаака и Григория. Все они, за исключением последнего, приходились Ефиму старшими братьями. Позднее Абрам и Евгений погибли на фронте во время Великой отечественной войны.

Все члены семьи Копелян были творческими людьми с прекрасным образованием. Впоследствии двое братьев стали художниками, а сам Ефим с детства хотел овладеть профессией архитектора. После окончания школы он оставил родной город и переехал в Ленинград. Некоторое время ему приходилось работать токарем, а затем удалось поступить в Академию художеств. Свой выбор Копелян остановил на архитектурном факультете. Казалось, что его дальнейшая судьба предопределена. Все изменил заурядный случай. Однажды Ефим узнал о наборе в театральную массовку и, прельстившись дополнительным заработком, пришел в Большой драматический театр имени М. Горького. Царящая здесь атмосфера настолько впечатлила юношу, что вскоре тот принял решение заняться актерским ремеслом. На пару с приятелем Ефим поступил в театральную Студию при БДТ. Первые годы обучения преподаватели отказывались видеть в Копеляне серьезный талант. Раньше всех искру в нем разглядел требовательный педагог и художественный руководитель БДТ Константин Тверской. Единственную пятерку на выпускных экзаменах он поставил именно за выступление Ефима Захаровича.

После выпуска из вуза новоиспеченного актера пригласили присоединиться к труппе Большого драматического театра. Его дебютной работой на сцене стала роль кинооператора Буркова в постановке «Не сдадимся». С началом войны в Ленинграде был сформирован Театр народного ополчения. Желая поддержать моральный дух людей, Копелян не прекращал выступать на сцене. После окончания войны он вернулся в родной БДТ. Расцвет театральной карьеры артиста начался с приходом нового руководителя Георгия Товстоногова, разглядевшего в Копеляне мощный драматический потенциал.

Кинематографический дебют Ефима Захаровича состоялся еще в 1932 году в драме Эдуарда Иогансона «Ошибка героя». Однако активная работа на съемках началась только с конца сороковых. Иногда фильмы с участием Копеляна выходили по нескольку раз в год. Среди наиболее ярких работ актера следует выделить картины «Преступление и наказание», «Опасные гастроли», «Николай Бауман», «Неуловимые мстители», «Вечный зов» и «Даурия». В общей сложности за свою многолетнюю творческую карьеру Копелян исполнил порядка ста пятидесяти ролей в кино и на сцене. Актер скончался весной 1975 года после инфаркта в возрасте шестидесяти двух лет и был похоронен на Волковском кладбище в Ленинграде.

  • 1973 Крах инженера Гарина Смотреть онлайн

www.ivi.ru

“...Один артист был с армянской фамилией Копелян”

  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).
  • Notice: Undefined offset: 0 в функции include() (строка 98 в файле /bhome/part3/03/vh58790/russia-armenia.info/www/sites/all/themes/professional_theme/templates/node--article.tpl.php).

В Петербурге отмечают 105 лет со дня рождения выдающегося актера, легендарного артиста БДТ Ефима Копеляна. Он всю жизнь работал в одном театре - Большом драматическом (тогда - имени Горького): с 1931 года - во вспомогательном составе (в 1935 году окончил студию при театре и был зачислен в основной состав) до 1975-го, когда внезапно оборвалась его жизнь, пишет “Российская газета”, публикуя интересные эпизоды из жизни одного из самых известных и любимых в СССР артистов со странной “армянской фамилией”.

В БДТ ходили “на Копеляна”. “А я не актер, - сказал он как-то коллеге Георгию Штилю. - Просто любитель жизни”. “Все, что он сыграл в театре, - это были жемчужины”, - заметил Сергей Юрский. Когда Копелян умер, Георгий Товстоногов сказал: “Мы сегодня провожаем в последний путь “совесть театра”. В театре его боготворили. “Фимочку нельзя было не любить на сцене”, - говорила партнерша Зинаида Шарко. “Для меня он всегда был человеком, в присутствии которого невозможно было опускаться до сплетни, пошлого анекдота, любого проявления актерского чванства”, - вспоминает Олег Басилашвили. Копеляна знала вся страна. Все смотрели кино: “Неуловимые мстители” (атаман Бурнаш), “Преступление и наказание” (Свидригайлов), “Николай Бауман” (фабрикант Савва Морозов), “Вечный зов” (Кафтанов). И “Интервенция”, “Опасные гастроли”, “Даурия”, “Соломенная шляпка”… В телесериале “Семнадцать мгновений весны” голос Копеляна звучит за кадром. Он выступил в роли внутреннего голоса Штирлица, будучи к тому времени ведущим актером БДТ, сыграв около 60 ролей в кино. Кто-то из остроумцев назвал Ефима Захаровича Копеляна “Ефильмом Закадровичем”: “Он же все время за кадром”. В 1976 году, уже посмертно, актера отметили за эту работу Государственной премией. “На сцену я попал случайно, - писал Копелян. - Быть актером никогда не собирался. Учился на архитектурном факультете Академии художеств. Пришел в массовку Большого драматического театра, чтобы просто подзаработать…”

О замечательном актере вспоминают коллеги.

Владимир Татосов, народный артист России:

“Он был прост и величествен, как Медный всадник и Нева”

- Мы вместе работали в БДТ, снимались в кино, дружили семьями. Когда о Копеляне говорят только как о замечательном артисте, это далеко еще не все. Хороших артистов в то время в стране было довольно много и, в частности, в БДТ, которым руководил Георгий Александрович Товстоногов. Помимо того, что Ефим Копелян был великолепным артистом (не случайно его звали “наш Жан Габен”), он был огромной личностью. Был сдержан на оценки. Рассказывал о чем-то, не стараясь никого удивить, за ним было интересно наблюдать в такие минуты. Допустим, в гостях за столом кто-то из известных артистов берет на себя внимание - говорит громко, чтобы слышали все. И вдруг образовывается тишина. На другом конце стола Копелян что-то рассказывает сидящему рядом. И все хотят слышать, что он говорит. Он был прост и величествен, как Петропавловская крепость, как Медный всадник, как Нева... Он понимал и любил жизнь во всех ее проявлениях. Сказать, что Копелян был трезвенником, было бы неправдой. Я сам неоднократно “позволял” с ним... Однажды, находясь на гастролях в Москве, придя на спектакль, вдруг слышим, как завтруппой кричит кому-то: “Я вас не пущу! Вы нетрезвый! Вы не имеете права выйти на сцену!” Актер (его недавно приняли в труппу), действительно выпивший, бросился к Копеляну: “Ефим Захарович, ну что за глупость! Я выйду в толпе, кто заметит?” Он, по-видимому, рассчитывал на сочувствие Копеляна. Ефим посмотрел на него и произнес: “Сказать честно? Вы дважды дилетант. Выпить столько, сколько вы могли бы, вы не выпили, зная, что впереди у вас спектакль. И вы не сможете сыграть спектакль так, как сыграли бы, если были бы трезвым… Не пускай его, ты прав”. На следующий день этому артисту вручили билет до Ленинграда. Вот вам Копелян.

Расскажу еще случай. Во время блокады в Ленинграде у актера Театра музыкальной комедии Анатолия Викентьевича Королькевича украли хлебную карточку на месяц. Можете себе представить состояние блокадного дистрофика? На счастье, рядом оказался Копелян. Получив свою карточку, он оторвал половину и отдал Королькевичу. В этом поступке - Копелян.

Иван Краско, народный артист России: “Неуместный комитет”

Это было, когда я работал в БДТ. Однажды обращаюсь к Копеляну: - Ефим Захарович, я прошу вас войти в состав профсоюзного комитета. Пауза. Крутит правой рукой ус (такой привычный жест!). - В “неуместный” комитет? Вы с ума сошли, Ваня! - Я понимаю ваше ироничное отношение, но вы мне будете нужны один или два раза в год, на самые важные собрания, больше беспокоить не буду, а в конце отчетного года напишу, что народный артист Копелян активно работал в профсоюзной организации. Он захохотал. - Что вы говорите? Есть шанс прославиться! И согласился. Произошло ЧП. Завтруппой грубо обошелся с одной немолодой актрисой. Бесправной, без звания. И я уговорил ее написать заявление. Степанова вызвали на заседание профкома. Он вошел, вальяжно развалился на стуле и спросил: - Ну, чем провинился заведующий труппой? Вдруг голос Копеляна (он сидел вдалеке, незаметно): - А вы сначала сядьте, как следует. Тот вздрогнул, извинился, сел прямо, выслушал наши претензии, на предложение объявить ему выговор сказал: - Да, я провинился. Извините меня. И ушел, бледный. Воцарилось молчание. Ситуация странная. Все-таки завтруппой - наш начальник. Копелян встал и, покручивая ус, сказал: - Ну что, товарищи, я вас поздравляю. По-моему, это единственный случай в истории советских профсоюзов, когда рядовые работники объявили выговор своему начальнику. И мы так хохотали!

В альбоме, который БДТ подготовил к 100-летию со дня рождения Ефима Копеляна, я написал: “У меня нормальная сексуальная ориентация, но тем не менее я до сих пор, как девчонка, влюблен в Ефима Захаровича Копеляна. Эталон мужчины. Достоинство короля в сочетании с простотой мудреца. Искренность, надежность. Уникальное чувство юмора изобличало в нем совершенного ребенка. Усы на моем лице - дань памяти этому великому человеку”.

Олег Басилашвили, народный артист СССР: “На улице устроили пляски!”

- Это было в Тбилиси. Очень давно. Так мне рассказывали. БДТ впервые приехал в солнечную Грузию. Товстоногова (он же грузин!) и актеров носили на руках. Сплошной праздник - с вином, цветами. Одно только смущало тбилисских зрителей: один артист был с армянской фамилией “Копелян”. И вот однажды после спектакля руководитель Грузинского театрального общества, режиссер Додо Алексидзе, остроумный человек, взял за руку Ефима Захаровича, вывел на сцену и сказал: “Внимание! - все замерли. - Копелян - еврей!” Зал взорвался аплодисментами. На улице устроили пляски. Главное - не армянин, а кто - это другое дело. И стал Копелян всеобщим любимцем в Тбилиси.

И еще история. После одной провальной премьеры, где я очень скверно играл, иду по коридору. Навстречу Копелян. Прячу глаза от стыда. А он меня останавливает: “Удивительно, - говорит. - Даже в такой скверной роли вы смогли найти что-то интересное!” Понял, насколько мне тяжело. И поддержал.

Людмила Макарова, народная артистка СССР, вдова Е.Копеляна: “С годами муж становился все красивее”

Людмила Макарова и Ефим Копелян познакомились в Ленинградском БДТ. Незадолго до ухода из жизни, накануне 90-летнего юбилея, Людмила Иосифовна рассказала автору этих строк: - Поженились мы в 1941 году, в мае, перед самой войной. Но поженились не сразу, прошло два года “приглядки”. Ефим Захарович был почти на 10 лет старше. А сколько у него было поклонниц! Он был очень начитанным, умнее меня, многому меня научил - отношению к жизни, к людям. Научил меня принимать людей такими, какие они есть. Он умел прощать… Ему писали письма (дикое количество!), дарили подарки. Со всей страны писали - и школьницы, и учителя, и все-все-все. С годами он становился все красивее и красивее. Был такой мужественный, интересный, с усами. “С высоты” прожитых лет, я так думала: даже если у него и было что-то, увлекся когда (он ведь много ездил), то слава тебе, господи. …Это никогда не мешало нашей жизни и нашим отношениям... Все знают, что Ефим Захарович был замечательным артистом и человеком. Никогда не вмешивался ни в какие интриги... У него было потрясающее чувство юмора. Хотя вид у него был довольно грозный. И некоторые наши ребята, особенно молодые или новички, кто плохо его знал, немного даже побаивались его. А он был справедливым, добрым, очень смешливым человеком. Друзей приводил домой, был очень открытым. Любил играть в карты. В преферанс он играл замечательно! С юмором. Я занималась своими делами в другой комнате, слышала и просто наслаждалась... Вместе на сцене мы играли очень мало. В молодости мы с Ефимом Захаровичем играли мужа и жену в “Девушке с кувшином”. Потом - в спектакле “Шестой этаж”... Я очень любила эстраду, а Фимочка - нет. Но однажды я уговорила его сыграть в концерте чудесный отрывок из “Хозяйки гостиницы” Гольдони. Он не хотел, а потом все-таки согласился. И прекрасно сыграл! Когда муж ушел из жизни, я была еще в приличной форме, но не могла даже представить, что в мой дом войдет какой-то другой мужчина, а не Фимочка! Умер и наш сын Кирилл. Он был неплохим артистом. Но случилась жуткая история. Его избили до полусмерти, едва вытащили из комы. Стал инвалидом первой группы, работу пришлось оставить. Сын не был женат. К сожалению, у меня нет внуков. Вот и вся моя жизнь. Без театра, без ролей я жить бы не смогла. Пока жива и здорова, играю, участвую в театральной жизни и как член худсовета. И еще меня спасают воспоминания.

Она всю жизнь хранила его телеграммы и письма, полные любви, нежности, заботы о ней, а еще - юмора. Подписывался он именами персонажей: “твой Пиквик-младший”, “твой неистовый Ролан”, “твой венецианский мавр”. “Это было чудесное время”, - признавалась Людмила Макарова.

Р.S.

Ефим Копелян похоронен в питерском некрополе “Литераторские мостки”. Рядом в 2014 году похоронили Людмилу Макарову.

(С сокращениями)

Светлана МАЗУРОВА

russia-armenia.info

КОПЕЛЯН ЕФИМ

 Как уходили кумиры. Последние дни и часы народных любимцевРаззаков Федор

КОПЕЛЯН ЕФИМ (актер театра, кино: «Танкер „Дербент“ (1941), „Пролог“ (1956), „Кочубей“ (1958), „Время, вперед!“, „Двадцать шесть бакинских комиссаров“ (оба – 1966), „Неуловимые мстители“ (1967), „Николай Бауман“ (1968), „Интервенция“ (1968, 1987), „Новые приключения неуловимых“ (1969), „Опасные гастроли“, „Преступление и наказание“ (оба – 1970), „Корона Российской империи, или Снова неуловимые“ (1971), „Даурия“ (1972), „Старая крепость“ (т/ф, 1973), „Исполняющий обязанности“ (1974), „Повесть о человеческом сердце“, „Ярослав Домбровский“, „Вечный зов“ (т/ф, 1–5-я серии) (все – 1976) и др.; скончался 6 марта 1975 года на 63-м году жизни).

Копелян в начале 1975 года лег в больницу в Мельничьих Ручьях под Ленинградом. Попал он туда прямо накануне премьеры многострадального спектакля «Три мешка сорной пшеницы»: дома почувствовал себя плохо, и осмотревший его врач поставил диагноз – инфаркт. После двухмесячного лечения Копелян пошел на поправку, и врачи собирались его выписать сразу после мартовских праздников. Но, увы…

Вспоминает жена актера Л. Макарова: «6 марта я навестила его в больнице. Он был бледен, но ни на что не жаловался. В больнице было довольно холодно, неуютно, и я ему сказала: „Слушай, поедем домой, хватит тебе здесь лежать“. Он говорит: „До конца лечения немножко осталось, я доживу здесь, сейчас пообедаю, отдохну“. Я передала ему теплые ботинки, поменяла белье. И он пошел провожать меня на автобусную остановку. Это было в три часа дня. А вечером, спустя три часа после нашего расставания, возвращаюсь домой. А у подъезда – почти вся труппа и врач наш из БДТ. Говорит осторожно: с Фимой хуже стало. Тут я глянула на Стржельчика. Он стоял молча, весь какой-то… И я все поняла… Фима умер от второго инфаркта… Ему было шестьдесят два года…

Это случилось перед праздниками, врачи ушли домой, он оказался почти без присмотра. Мне потом многие советовали подать на них в суд. Какой в этом смысл? Зачем? Человека нет, что я буду разбираться, доставлять еще кому-то неприятности?..»

Отмечу, что на момент смерти Копелян снимался в роли купца Кафтанова в телесериале «Вечный зов». В те мартовские дни 75-го съемочная группа фильма заканчивала натурные съемки на Валдае (с 28 февраля по 19 марта), но Копеляна туда не взяли, поскольку эпизоды с его участием там снимать не предполагалось. Группа рассчитывала снять эти эпизоды уже в павильонах «Мосфильма», тем более что их было не так много – всего три-четыре (в них Кафтанов отдавал свою дочь на растерзание Косоротову, после чего Иван Савельев убивал Кафтанова). После смерти Копеляна был подобран его дублер, который и доиграл эту роль, в основном со спины.

Следующая глава

Глава 9 Ефим Александров Личное знакомство произошло, если я не ошибаюсь, в 1986 году. Я еще был студентом ГИТИСа. Однажды к нам на курс пришел музыкант и сказал, что у Винокура проводится конкурс, нужен человек, который будет и играть, и петь. Дал телефон, и когда я пришел, то

Ефим Зайцевский Денису Васильевичу Давыдову{19} Я вызван из толпы народной Всезвучным голосом твоим, Певец-герой! Ты благородным Почтил вниманием своим На службе юного солдата; О славе мне заговорил, Призвал меня призывом брата И лирой свету огласил! Твоею дружбою,

КОПЕЛЯН Ефим КОПЕЛЯН Ефим (актер театра, кино: «Ошибка героя» (1932; балалаечник), «Танкер «Дербент» (1941), «Джамбул» (1952; Анастас Микоян), «Овод» (1955; начальник погранпоста), «Пролог» (1956; поп Гапон), «Сестры» (казачий есаул), «В дни Октября» (Лев Троцкий) (оба – 1957), «Кочубей» (1959;

Ефим Бобров Наш шолохов – Хорошо воспеты широкие просторы Придонья в произведениях нашего Шолохова, – говорит земляк Михаила Александровича партизан Михей Нестерович Павлов1. – Вы не стесняйтесь ехать к нему, он примет вас как желанных гостей. До него все идут. Он с

ЕФИМ ИВАНОВИЧ ИЗ СТАНИЦЫ УДОБНОЙ Он родился в 1887 году!В 1888 году Репин приезжал на Кубань рисовать запорожских типов для своей знаменитой картины. Удивимся — Л. Толстой еще будет жить двадцать три года! От станицы Удобной до Екатеринодара надо было добираться несколько

Гольбрайх Ефим Абелевич Гольбрайх Ефим Абелевич. Фотография сделана в 1943 году и пробита осколком. Е. Г. — Я родился в 1921 году, в городе Витебске. Мой отец, до революции, был членом боевой организации партии эсеров-революционеров. После 1917 года он

Ефим Ховив На Н. А. Глебова Голосу читательскому вторя, Говорит и критик неспроста: — Средь «Степей» и даже меж «Предгорий» «Карабарчик» — это высота! Автору первого тома толстого романа Роман прозаик сочинил — Немалые труды. Ведь он извел бутыль чернил И три ведра

Ефим Ховив ВСТРЕТИМСЯ В БЕРЛИНЕ Новоселье в „испанском“ домеВ сентябре 39-го, в Челябинске, в Тракторозаводском районе, заселяли новый дом на южной стороне улицы Спартака. Северная сторона уже была застроена, а на южной, между редкими зданиями, еще тянулись длинные

3. Ефим Черепанов и «господа правящие» В октябре 1825 года на Медном руднике вспыхнул пожар. Одна из конных водоотливных машин сгорела. Положение с откачкой воды стало критическим.Черепановы готовы были приступить к строительству паровых двигателей для откачки воды.

СЕВЕЛА ЭФРАИМ (ЕФИМ) (род. в 1928 г.) Киносценарист, режиссер, писатель, которого часто сравнивают с Зощенко. Его книги огромными тиражами издаются в США, Германии, Израиле, России, Италии, Швеции, Голландии, Франции. Самыми известными режиссерскими и сценаристскими его

ШИФРИН ЕФИМ (НАХИМ) ЗАЛМАНОВИЧ (род. в 1956 г.) Артист эстрады, исполнитель вокальных произведений в своих спектаклях и концертах, исполнитель ролей в кино, юмористическом киножурнале «Ералаш», видеоклипах, видеофильмах. Автор трех магнитоальбомов и книги «Театр имени

Приснись мне, Ефим! В руках у меня солидный том — «Дождь пополам с солнцем», выпущенный издательством «Советский писатель» (1989), который презентовала мне вдова Ефима, Надя. Издан он превосходно, с суперобложкой, с иллюстрациями художницы Татьяны Мавриной, с которой при

Наш дед Ефим Сижу на корточках над самой водой, где песочек, над речкой, и грежу: как это было, когда? В памяти вы остались иными: и речка, и тот берег, и излука, что справа, и остров, что слева, и небо, и воздух: многократно повторяя природу, память изменила ее за многие годы, или

Ефим Шифрин Ефим ШифринВ 2005 году Ефим Шифрин отсудил у культурного фонда «Артэс», который без согласия юмориста показывал его старые номера в «Аншлаге», 160 тысяч рублей.Так закончились всяческие отношения Шифрина с Региной Дубовицкой.Началась же эта история

ПЕЧЕНКИН Ефим Никифорович Ефим Никифорович Печенкин родился в 1917 году в селе Пименовка Кетовского района Курганской области в семье крестьянина. По национальности русский. Член КПСС с 1943 года. После окончания Пименовской начальной школы жил в Кургане у старшего брата,

biography.wikireading.ru


Смотрите также