Константин аксаков биография


Константин Сергеевич Аксаков (славянофил): биография, годы жизни, деятельность

202 года назад, 10 апреля (29 марта по ст. ст.) 1817 года на свет появился публицист, литературный критик, историк и идеолог славянофильства Константин Сергеевич Аксаков

«Маленький оратор»

– так в детстве прозвали домашние Костю. Он стал первенцем в семье писателя Сергея Аксакова и генеральской дочери Ольги Заплатиной. По словам младшего брата Ивана, Константин очень походил на мать, которая отличалась пылким патриотизмом, нравственной строгостью и неприятием несправедливости, поэтичной душой и живой натурой. В духе любви к своей стране, в серьезной православной традиции воспитывала Ольга Семёновна и своих детей. Отец же, Сергей Тимофеевич, души в них не чаял. Например, с маленьким Костей он почти никогда надолго не расставался. Семейный уклад вообще был пронизан взаимной любовью, теплотой и пониманием. С подачи родителей мальчик читал много исторических и поэтических произведений (первой книжкой по истории стала «История Трои»). С интересом мальчик изучал труды Ломоносова и Карамзина, Дмитриева и Хераскова.

Первые годы жизни Константина прошли в родовом имении Аксаково под Оренбургом. Однако в 1826 году Аксакова-старшего назначили цензором, и семья перебралась в московский дом, летнее время продолжая проводить в деревне. У родителей собирался салон, посетители которого придерживались патриотического направления, – Николай Надеждин, Михаил Погодин, Степан Шевырёв, посещали вечера и великие, Гоголь и Щепкин.

Всё это влияло на детей Аксаковых. Константин был зачинателем многих игр на русскую тему. Например, он ставил театральные сцены по «Истории государства Российского» Карамзина, разыгрывал с братом батальные сражения русских войск с неприятелем. Важно, что в доме, несмотря на всеобщее франкофильство вокруг, говорили только на родном языке.

К.С. Аксаков. Источник: http://lgz.ru/

Славянофил

В 1832 году 15-летний Константин Аксаков стал студентом словесного отделения Московского университета. В годы обучения он увлеченно исследовал классическую немецкую философию, в особенности Гегеля. Некоторое время вместе с однокашником Виссарионом Белинским он состоял в кружке Николая Станкевича, который распался в 1837 году. Через год молодой человек посетил Европу. Эта поездка еще сильнее убедила его в большем потенциале России по сравнению с Западом.

В 1839 году Константин Сергеевич подружился к близкими ему по духу Юрием Самариным, Алексеем Хомяковым и Иваном Киреевским, которые и составили основу кружка славянофилов. Собирались они в аксаковском доме. Друзья не только соглашались в своих идеях, но нередко спорили. Так, например, в отличие от Хомякова и Киреевского, считавших православную веру главной причиной особенности русского пути, Аксаков ставил во главу угла понятие народности, внутрь которого уже входили многие уникальные черты, будь то православие, быт или сама наша история.

Большое внимание Аксаков уделял русскому языку, который ярко отражал народный дух. Его сущностью он считал понятие свободы, а деятелем, внесшим наибольший вклад в его развитие, – Михаила Ломоносова. Ему, как создателю русского литературного языка, Константин посвятил свою магистерскую диссертацию. Её защита в 1847 году принесла звание магистра русской словесности. Антиподом Ломоносова в этой сфере для Аксакова стал царь Пётр I, который, по мнению магистра, повлиял на искажение родного языка под игом иностранщины. Все свои идеи относительно языка славянофил многие годы излагал в большом исследовании «Опыт русской грамматики», который не успел довести до конца.

В исторических работах (например, «О быте славян вообще и русских в частности» (1852), «О внутреннем состоянии России» (1855), «О русском воззрении» (1856) и многих других) Константин Сергеевич выражал собственные взгляды на русскую историю. Его главными понятиями здесь были «Земля» и «Государство». Земля представляла сам народ с его общинной организацией и внутренними «нравственными» законами. Государство же, к которому прибегла Земля, выполняло военную функцию защиты последней и отпора врагам. Это объединение, в отличие от Европы, было мирным и сознательным. Не в пример западной истории с её насилием, по мысли Аксакова, главным содержанием отечественной истории была свобода, что, как мы помним, составляло и суть нашего языка.

О своих идеях Константин Сергеевич увлечённо спорил с представителями противоположного направления общественной мысли 1840-х годов – западниками. Одним из его оппонентов был знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьёв (Аксаков первым писал рецензии на соловьёвскую «Историю России»). Они по-разному смотрели на суть петровского периода отечественной истории. Нелюбимый Аксаковым Пётр I разрушил, по его мнению, союз Земли и Государства, своевольно насаждая в родной стране чуждые, неорганичные ей западные порядки. Славянофил высказывал надежду на постепенное восстановление исконных начал русской жизни. Именно в таком ключе он составлял еще один свой труд – «Русскую историю для детей», который ему тоже не суждено было закончить.

Вера в скорое русское возрождение проецировалась Константином Сергеевичем на современную ему политику. Это нашло отражение в упомянутых выше исторических работах мыслителя. Он призывал Александра II, стоявшего на пороге Великих реформ, дать свободу народу, так как тот в силу своего характера никогда ею не злоупотребит и никогда не выступит против монархии и государства. По Аксакову, высшие народные интересы лежали не в сфере политики, а в сфере духовности и нравственности.

И.Е. Репин. Портрет И.С. Аксакова. Источник: https://pinterest.com

Публицист и критик

Собиравшийся изначально преподавать в университете Константин Сергеевич в итоге сосредоточился на публицистике и литературной критике. Он сотрудничал с такими журналами, как «Москвитянин», «Русская беседа», особенно плодотворно с «Молвой», став фактически её редактором в 1857 году. Аксаков был автором не только исторических, но и злободневных статей. Большое обсуждение, например, вызвала его статья «Публика – народ. Опыт синонимов», за которую «Молва» получила строгий выговор от цензуры. В этом тексте автор разносил в пух и прах отечественное дворянство с его презрением к родной культуре и языку. По его мнению, оно было лишь публикой, тогда как настоящая жизнь проходила в народной среде.

Константин Сергеевич преуспел и на ниве литературной критики. Знаменательной стала критическая брошюра Аксакова 1842 года «Несколько слов о поэме Гоголя: «Похождения Чичикова, или Мёртвые души». В ней он сравнил Гоголя с Гомером, а его поэму – с русскими былинами. Эта работа положила начало литературной полемике с университетским другом автора Виссарионом Белинским, который критически отозвался о работе Аксакова, обвиняя его в излишней мечтательности. Итогом подобных споров стал разрыв отношений двух страстных критиков.

Некая невинная восторженность в Константине Сергеевиче действительно присутствовала, и он сам это признавал. Ее примером может служить демонстративное ношение им русской одежды (косоворотки и шапки-мурмолки), которое в итоге было запрещено III Отделением в 1849 году. Как критик Аксаков сотрудничал и со славянофильским «Московским литературным и ученым сборником». Здесь выходили его рецензии на произведения Николая Некрасова, Владимира Соллогуба и др.

Могилы С.Т. и К.С. Аксаковых на Новодевичьем кладбище. Источник: https://pinterest.com

«Праведник умер»

Эти слова о Константине Аксакове принадлежат священнику, исповедавшему его перед кончиной и поражённому силой его христианской веры. Семейные узы среди представителей славного рода Аксаковых были чрезвычайно сильны. Невероятная близость отца и сына – Сергея Тимофеевича и Константина Сергеевича – чрезвычайно повлияла на судьбу последнего. После смерти отца в 1859 году Аксаков затосковал, что пробудило в нем чахотку. Она сожгла выдающегося мыслителя очень быстро: знаменитый славянофил, перед которым «все единогласно преклонялись … с уважением», скончался на греческом острове Закинф 19 (7 по ст. ст.) декабря 1860 года. Константин Аксаков ушёл из жизни в 43 года на пороге больших перемен в жизни столь горячо любимой им родины.

Обложка: https://pinterest.com

histrf.ru

Константин Аксаков: биография, деятельность и интересные факты

В текущем году исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского философа, драматурга, лингвиста и поэта. Константин Аксаков прожил всего лишь 43 года.

Он являлся видным деятелем движения славянофилов России начала – середины XIX века. Его взгляды, предполагающие предоставление прав сельской общине, были прогрессивными для своего времени, омраченного крепостным рабством. От деда, суворовского генерала, Константину достались личностные качества: патриотизм и пылкость.

Детство, юношество

Род Аксаковых происходил от варяга, служившего киевским князьям. Еще в допетровской Руси в нем были дворяне, «государевы люди». 29.03.1817 года в деревне Аксаково Оренбургской губернии родился Константин Аксаков. Биография его детских лет связана с поместьем отца, Сергея Тимофеевича, писателя и литературного критика. Из-под пера родителя вышли чудесные сказки «Городок в табакерке», «Аленький цветочек». У Константина были младшие брат Иван и сестра Вера, они дружили между собой.

Семья Аксаковых в быту придерживалась старорусских традиций. Константин воспитывался в духе хлебосольства и широкой жизни. В 1826-м Аксаковы переехали в Москву.

Константин Аксаков получил среднее образование в пансионате Погодина. Еще в подростковом возрасте проявились его жажда к знаниям и литературный талант. Юноша был идеалистом, человеком непрактичным и немеркантильным. Пятнадцатилетним он поступил на словесное отделение Московского университета, на кафедру профессоров Победоносцева, Надеждина.

В студенческие годы будущий публицист вместе с Виссарионом Белинским, Иваном Тургеневым, Василием Бакуниным, Василием Боткиным участвовал в кружке немецкой философии писателя Станкевича, затем – в обществе славянофилов Самарина, Хомякова. Атмосферу этих собраний Иван Тургенев отобразил в романе «Рудин». Молодым людям претила атмосфера казенного псевдопатриотизма, они искали в философии простоту и искренность. Себя со студенческой скамьи и до последних дней Аксаков называл «славянофилом и гегельянцем».

Магистерская работа Константина Сергеевича представляла собой исследование о месте Ломоносова в русской литературе. Цензурный комитет долго не принимал ее, принуждая студента делать правки. С молодых лет у начинающего критика начались проблемы с официальной цензурой. Пытливый аналитический ум Аксакова был высоко оценен, ему предложили ученую карьеру в Киеве. Однако уезжать из Москвы молодой человек не собирался.

Первые стихи Аксаков Константин публиковал в журналах «Отечественные записки», «Телескоп», «Московский наблюдатель». Поэзия Аксакова культивировала идеалы романтизма, свойственного Гете, она пришлась по душе его современникам благодаря легкости звучания и отличиям от державопоклонных од.

Его читателям запоминались образы русской природы, философские темы, выражение человеческих чувств.

Спустя полвека поэты Фет и Тютчев продолжат тему натуралистической поэзии, основы которой заложил Константин Аксаков. Стихи его - «Ручей», «Элегия», «Думы», «Гроза», «Скоро зима» - одновременно возвышенны и просты. Умеет поэт душевно писать и о малой родине, и о любви. В его стихах ощущается уют сельского дома, очарование русской природы. Искренны и просты его стихотворения «А.В.Г.», «Тяжело на душе».

Позже П. И. Чайковский написал музыку на один из его измененных стихов. Получилась одна из самых популярных в XIX веке детских песенок.

Проза Аксакова

Повести и рассказы Константина Аксакова написаны в духе романтизма и с неоспоримым талантом. Работая над ними, славянофил превращался то в философа, то в лирика. Например, в повести «Бражник» он создал картину Страшного суда над почившим весьма достойным человеком, не пьяницей, но бражником.

Интересна своим художественным замыслом повесть «Облако». В ней мы вначале знакомимся с одухотворенным и мечтательным отроком Лотарием Грюненфельдом, проводящим время за созерцанием природы. Затем он предстает перед читателем молодым человеком, уже не столь безгрешным. Лотарий разучился видеть хорошее в людях, равнодушие затронуло его чувства. Но когда в его жизни встретилась девушка, полюбившая его, то все наносное как будто смыло светлыми воспоминаниями детства об одухотворенной природе, о высоком чистом небе с облаками.

Написание пьес

В 40-е годы Константин Аксаков создал несколько произведений для театра. Драматические произведения Константин Сергеевич писал под псевдонимом Еврипидин, среди них «Князь Луповицкий», «Освобождение Москвы», «Почтовая карета».

В драме «Освобождение Москвы» Константин Сергеевич показал роль народа главной в деле освобождения столицы от польских завоевателей. Данный спектакль запретили сразу после премьеры в Малом театре. Впрочем, драматургом Аксаков был посредственным, его пьесы отличались умозрительностью, их идейность превалировала над художественностью. Особенной популярностью у публики они не пользовались.

Литературная критика

Поприще литературной критики оказалось для Аксакова более успешным. Константин Сергеевич писал о том, что волновало его современников - образованных людей России. Он издал брошюру по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», где написал об эпичности произведения, о правдивости изображения в нем помещичьих психотипов Ноздрева, Манилова, Собакевича. Однако самым главным в поэме Николая Васильевича Аксаков считает «русскость», «дух и образ великого, могучего пространства». Он также упоминает удивительный по художественной силе и метафоричности гоголевский образ вечной русской песни, которая, не умолкая, вечно летает над огромной державой, слышная то в одном месте, то в другом.

Аксаков в журнале «Московитянин» диспутировал с Виссарионом Белинским по этому же произведению Николая Васильевича. Его визави считал слабостью произведения «попытки Гоголя предстать национальным пророком», а лиризм поэмы назвал неуместным. Константин Сергеевич, для которого народная идея всегда была первейшей и главнейшей, не мог промолчать в такой ситуации.

К тридцати годам Константин Аксаков опубликовал ряд других литературоведческих статей в «Московском сборнике».

Историческая публицистика

В 1847-1852 гг. из-под его пера выходят в свет рецензии на «Историю России» профессора С. М. Соловьева. В них ощущается трепетное отношение к судьбам Родины как к живой памяти, вестнику старины, учителю жизни. Публицистическое произведение Аксакова настолько глубоко комментирует «Историю», что в гимназиях их изучали одновременно. Впрочем, если своей статьей герой нашего повествования популяризует профессора Соловьева, то в стихотворной форме он уже дружески подтрунивает над ним:

Идеолог движения славянофилов

Московский дом Аксаковых в конце 40-х годов слыл литературным салоном, который посещали Тургенев, Гоголь, Погодин, Белинский, Загоскин.

В 38-летнем возрасте Аксаков Константин Сергеевич написал мемуарное произведение «Воспоминания студенчества», а также «О внутреннем состоянии России». В этих работах критик презентовал взгляды на социальное и государственное устройство Родины. Он полагал, что первичной социальной общностью для России является крестьянская община. Славянофильская политическая платформа базировалась на понятиях «земли» и «государства», при помощи которых обосновывался особый исторический путь России.

Аксаков усматривал антагонизм между государственной царской властью и земским (общественным) началом. Имперской власти Константин Аксаков определил лишь функцию «охранения народной жизни» и защиты. По мнению Константина Сергеевича, неотъемлемыми реквизитами российского общества должны быть суверенные права народа: печати, слова, мнения. Причем они не могут ограничиваться или же регулироваться государством.

«История пошла путем неверным»

Во взглядах славянофилов на историю России выразилось мнение о трагическом ее изломе императором Петром I, искусственно возвысившим государство над социумом. Именно в таком неестественном статусе державы-идола Аксаков Константин усматривал грядущие язвы российского общества: взяточничество, крепостное рабство, церковный раскол.

Свои взгляды Аксаков изложил в письме Александру II, впоследствии издавшему указ об отмене крепостного права и этим заслужившему эпитет «Освободитель».

Критика западной демократии

Произведения Константина Аксакова, в частности статья «Голос из Москвы» 1848 года, отрицают ценность революционного опыта Европы для России. Он критиковал опыт западных демократий за «обоготворение правительства», чрезмерную политизацию общественной жизни. Коренной же интерес российского общества, по мнению Аксакова, лежала в области духовно-религиозной.

Еще одна его работа - «О русском воззрении» - расставляет все точки над I в проблеме «национальное - гуманистическое». Публицист обосновывает право культурного и социального суверенитета русского народа, который имеет право не копировать западную демократию. Примечательно, что философ и писатель на практике применял свою прорусскую позицию. Он, житель столицы, носил бороду, одевался в зипун и ермолку (крестьянскую зимнюю шапку).

Последние годы жизни

Казалось бы, жизнь удалась. Авторитетом в научных, политических и писательских кругах пользовался Аксаков Константин Сергеевич. Биография его свидетельствует о множестве единомышленников. Дом Аксаковых по-прежнему является модным московским литературным салоном. В него вхожи Лев Толстой, Тарас Шевченко, Иван Тургенев...

Все разрушилось в один день. В 1859 году у Аксакова умер отец, Сергей Тимофеевич. Сын крайне тяжело перенес утрату, будучи душевно привязанным к родителю. Имея от природы крепкое здоровье, он просто на глазах исхудал, ослаб и заболел туберкулезом. Через полтора года после смерти папы Аксаков Константин Сергеевич умер, пребывая на лечении на средиземноморском острове Зант.

Его похоронили на кладбище Симоновского монастыря, рядом с могилой отца. В XX веке Аксаковых перезахоронили на Новодевичьем кладбище.

Заключение

Убежденным славянофилом вошел в историю Константин Аксаков. Биография (краткая в нашем изложении, но такая богатая на самом деле) его содержит сведения о многих чудачествах. Он отказывался в своем быту от западного, при этом носил крестьянский наряд, который в XIX веке уже практически вышел из употребления. Друзья подтрунивали над ним, но понимали: для Константина Сергеевича это очень важно. Его рассуждения и взгляды отличались общинной моралью. Он ратовал за возвращение в общественную жизнь России уничтоженных имперской властью нетленных моральных ценностей.

При этом философ и писатель был нелицемерен, принципиален и честен. Гегельянец и славянофил Аксаков не признавал ни имперской идеологии, ни прозападной. Люди, и даже оппоненты, его уважали и ценили. Он не написал, подобно Льву Толстому, Николаю Гоголю, Ивану Тургеневу, эпохальных произведений, однако был верным и надежным другом для всех них. Константин Аксаков чутко и глубоко понимал литературный процесс, был известным ученым-лингвистом, одним из самых видных специалистов в области истории России.

fb.ru

Славянофил и гегельянец: как жил и о чём писал Константин Аксаков

Краткая биография

Константин Аксаков — старший сын знаменитого писателя Сергея Тимофеевича Аксакова (1791–1859), автора биографических книг «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука», а также известной сказки «Аленький цветочек». Переняв у отца любовь к литературе, он во многом разделил и его убеждения, в зрелом возрасте став одним из идеологов славянофильства [1]. Но повлияла на Константина Аксакова и мать Ольга Семёновна Заплатина, которая в четыре года научила его читать, причём первой книгой мальчика стала «История Трои» [2]. Биографы убеждены, что по материнской линии он унаследовал две важные черты характера — патриотизм и пылкость: его дед был суворовским генералом, а бабушка — пленной турчанкой [3].

Детство будущий историк провёл в селе Аксаково в Оренбургской губернии. Фамильный топоним неудивителен: род Аксаковых ведёт свою историю от знатного варяга (норвежца), поселившегося в Киевской Руси в начале XI века. Многие представители семьи ещё в допетровскую эпоху были «государевыми людьми» — воеводами, стряпчими, стольниками — и заслужили дворянский титул и поместья [3].

Получив хорошее домашнее образование, в 15 лет Константин Аксаков поступил на словесное отделение Московского университета. Диплом кандидата он получил в 1835 году, а вот степень магистра — только в 1847-м. Диссертацию «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» Аксаков опубликовал годом раньше, но защитить смог лишь после правок, которые требовал внести цензурный комитет. В дальнейшем столкновения с официальной идеологией продолжились: через пять лет он попал под полицейский надзор за статью «Богатыри князя Владимира» [2]. В этом видна горькая ирония судьбы: его отец несколько лет служил цензором, но его уволили за то, что он пропустил чересчур смелую пьесу [4].

Константин Аксаков стал автором множества художественных и публицистических произведений, которые печатались в популярных тогда журналах и газетах: «Телескоп», «Молва», «Московский наблюдатель», «Русская беседа», «Москвитянин», «День», «Русь», «Московский сборник». С 1857 года он был фактическим редактором газеты «Молва» [2]. Тексты Аксакова часто становились предметом обсуждения, и современники признавали его литературное дарование. В 1858 году его избрали действительным членом Общества любителей российской словесности [5].

По словам родных и друзей, Константин Аксаков отличался крепким здоровьем, но его сломила смерть отца, к которому он был очень привязан. Историк умер от чахотки 19 декабря 1860 года, всего на полтора года пережив Сергея Аксакова.

Интересно, что многие современники запомнили Константина Аксакова не как философа и писателя, а как бородатого чудака в зипуне и мурмолке (старинной шапке). Он носил крестьянскую одежду, противясь моде на европейские костюмы и демонстрируя свою верность русской старине и народным обычаям. Это нередко делало его предметом насмешек. Например, Александр Герцен однажды написал: «Аксаков оделся так национально, что народ на улицах принимал его за персиянина». Но Аксаков относился к своему наряду очень серьёзно, для него это был символ смирения и благочестия: «Фрак может быть революционером, а зипун — никогда. Россия, по-моему, должна скинуть фрак и надеть зипун — и внутренним и внешним образом» [6].

Московские адреса Аксакова

Аксаковы перебрались в Москву в 1826 году, и Константин всей душой полюбил этот город. Биографы приводят всего два случая, когда он покидал Москву надолго. В 1838 году юноша провёл пять месяцев в Германии и Швейцарии — эта была дань уважения немецкой культуре, к которой он приобщился во время учёбы в университете. Он детально изучал философию Гегеля, переводил немецких поэтов, в первую очередь Гёте и Шиллера. Вторая заграничная поездка стала для Аксакова последней: в 1859 году, заболев чахоткой, он по совету врачей отправился на Адриатику и умер на греческом острове Занте (Закинф) [6].

Константин Аксаков был приверженцем идеализма в философии, практические аспекты были ему чужды и в повседневности. Кроме того, он был горячо, как ребёнок, привязан к родителям, поэтому всё время жил с ними. Обычно семья проводила лето в Абрамцеве, а на зиму снимала квартиру в центре Москвы — большинство адресов тяготеют к Арбату.

В 1829–1833 годах Аксаковы поселились в Большом Афанасьевском переулке (дом 12). Здесь часто бывал Николай Гоголь, который сначала сильно повлиял на творчество Сергея Тимофеевича, а потом дружил и с Константином: сохранилась их переписка, критические статьи Аксакова о поэме «Мёртвые души» и «На смерть Гоголя» [4]. В доме 8 в том же переулке в 1835–1839 годах собирался кружок Николая Станкевича, с участниками которого Константин Аксаков познакомился в университете. Виссарион Белинский, Михаил Бакунин, Василий Боткин, Михаил Катков и другие молодые люди обсуждали философию Гегеля и Шеллинга, классическую и современную литературу. Посещал кружок и Иван Тургенев, запечатлевший эти встречи в романе «Рудин» [1]. Сам Аксаков вспоминал их так: «Кружок Станкевича был замечательное явление в умственной истории нашего общества… Искусственность российского классического патриотизма, претензии, наполнявшие нашу литературу, усилившаяся фабрикация стихов, неискренность печатного лиризма, всё это породило справедливое желание простоты и искренности, породило сильное нападение на всякую фразу и эффект; и то и другое высказывалось в кружке Станкевича, быть может впервые, как мнение целого общества людей» [4]. В 1848–1849 годах семейное гнездо располагалось в Сивцеве Вражке (дом 30). Уютный дом в глубине сада посещали историки и философы, писатели и поэты, актёры и музыканты. Среди гостей были Иван Тургенев, Пётр Вяземский, Михаил Загоскин, Михаил Погодин, Алексей Хомяков, Михаил Щепкин, Павел Мочалов и Виссарион Белинский [1]. Своё сорокалетие здесь отметил Николай Гоголь [4]. В 1984 году по этому адресу открылся Дом-музей Аксаковых. Не сохранился дом в Малом Лёвшинском переулке, где Аксаковы жили зимой 1855/1856 года. В нём сложился литературный салон, завсегдатаями которого были писатели Лев Толстой, Иван Тургенев и Тарас Шевченко, историк Сергей Соловьёв и декабрист Сергей Волконский [1].

В процессе реконструкции Москвы не стало и дома 7 на Собачьей Площадке, где жил славянофил Алексей Хомяков. Его навещали Александр Герцен, Пётр Чаадаев, братья Киреевские, Николай Языков, Михаил Погодин [1]. В 1920-х годах Наркомпрос разместил здесь «Бытовой музей сороковых годов XIX века», который закрыли за «идеологическую вредность для пролетариата», а здание отдали музыкальному училищу имени Гнесиных. В 1962 году дом вместе с Собачьей Площадкой снесли при строительстве Калининского проспекта (сейчас Новый Арбат).

Константин Аксаков был похоронен на кладбище Симонова монастыря, рядом с отцом. Но в 1930-х годах монастырь разрушили (сейчас на его территории находится, в частности, ДК «ЗИЛ»), и прах обоих Аксаковых перенесли на Новодевичье кладбище [1].

Москва в творчестве Аксакова

Константин Аксаков живо интересовался отечественной историей, историей и теорией русского языка, увлекался философией, особенно учением Гегеля. Рано оформившийся литературный талант (первые стихи и рассказы он написал в 12–13 лет) был подкреплён отличным образованием и собственными исследованиями. Благодаря этому Аксаков свободно чувствовал себя в разных жанрах: он писал лирические и гражданские стихи, прозаические и поэтические переводы, статьи и трактаты по истории и лингвистике, литературные рецензии, трагические драмы и сатирические пьесы, публицистику по актуальным политическим вопросам…

Его обширное литературное наследие по большей части осталось разбросано по журнальным и газетным публикациям. Иван Сергеевич Аксаков, тоже литератор, пытался издать полное собрание сочинений брата, но проект растянулся на 20 лет и так и не был закончен. В 1861 году опубликован первый том с историческими статьями; второй и третий тома, вышедшие в 1875 и 1880 годах, объединили филологические исследования Константина Аксакова [2].

Его творческая и научная деятельность страдали от цензуры. Например, в 1850 году прошло всего одно представление его исторической драмы «Освобождение Москвы в 1612 году». Пьесу запретили, потому что автор отдал ключевую роль в изгнании захватчиков народу [1].

Искренняя любовь Аксакова к Москве проявляется и в его лирике. В некоторых произведениях, например в акростихе 1840-х годов, поэт очень прямо выражает свои чувства:

Мои мечты и силы молодые Одной тебе я отдал, посвятя; Судьбой своей чудесной в дни былые Как сильно ты тревожила дитя! Всю жизнь свою останусь я с тобою, А ты сияй бессмертной красотою [6].

Важной темой в творчестве Аксакова стало противопоставление Москвы, «народной», «земской» (естественной, исторически сложившейся) столицы, Санкт-Петербургу, столице «правительственной», «государственной» (политической, назначенной искусственно). Эта тема звучит в ряде стихотворений 1840-х годов, например в «Москве» и «Подлеце (Подражании Пушкину)» [6], а в 1856 году в статье «Значение столицы» она обретает черты политического манифеста.

Это противопоставление фактически является иллюстрацией одной из главных идей славянофилов: у России есть свой путь, с которого её заставил свернуть Пётр I, насильно переиначивая страну по западным образцам. Исходя из этих предпосылок, Аксаков делает следующие выводы:

«Средоточие правительства должно быть там же, где средоточие народное. Это необходимое условие благоденствия страны. В России, наоборот, средоточие правительственное уже полтораста лет находится вне средоточия народного. Это неизбежный источник всех её бедствий и зол. Для благоденствия России средоточию правительственному необходимо вернуться в средоточие народное. Другими словами: правительству необходимо перенести свою столицу из Петербурга в Москву… Великое благое начинание, великая истинная польза возможны лишь при этом условии, то есть при возвращении столицы в Москву; без этого добра не будет» [7].

Современники отнеслись к этим словам Аксакова примерно так же, как и к его зипуну и мурмолке. Лишь через 60 лет желание философа в некотором смысле сбылось: Москва вновь стала столицей, а Россия опять начала искать собственный путь.

Использованные источники

Стародуб К. Литературная Москва: Историко-краеведческая энциклопедия для школьников. — М. : Просвещение, 1997. — С. 16–19, 32, 189–190.

Трубачёв С. Аксаков, Константин Сергеевич // Русский биографический словарь А. А. Половцова в 25 томах. Т.1. — СПб., 1896. — С. 100–103.

Аксаковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т.1. — СПб., 1890. — С. 303–306.

Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты / Романюк С. К. — М. : Центрполиграф, 2016. — С. 455–457, 532.

Словарь членов Общества любителей Российской словесности при Московском Университете. — М. : Печатня А. Снегиревой, 1911. — С. 4–6.

Поэты кружка Н. В. Станкевича: Н. В. Станкевич, В. И. Красов, К. С. Аксаков, И. П. Клюшников. — М. ; Л. : Советский писатель, 1964.

Аксаков К. С. Значение столицы // Москва — Петербург. Pro et contra. Диалог культур в истории национального самосознания. — СПб. : Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2000. — С. 232–247.

weekend.rambler.ru

Аксаков Константин Сергеевич – краткая биография - Русская историческая библиотека

Константин Сергеевич Аксаков – известный русский историк и публицист славянофильского толка. Он родился в 1817 г. в селе Аксакове, Оренбургской губернии, умер в 1860 г. на греческом острове Занте (Закинфе). Сын писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, Константин Сергеевич вырос в деревне, окруженный привольной природой и патриархальными крестьянами, а с 9-летняго возраста (когда его родители в 1826 г. окончательно переселились в Москву) – в обстановке хлебосольной и широкой жизни, крепко державшейся старорусских заветов. Матерью Константина Сергеевича была Ольга Семеновна, урождённая Заплатина, женщина прямодушная и горячая патриотка. По отзыву Ивана Сергеевича Аксакова, написавшего биографию своего брата, этот последний унаследовал от матери нравственные свойства, а от отца эстетический вкус и любовь к литературе. В Константине ещё мальчиком проснулась любовь ко всему родному, особенно древнерусскому. 12 лет юный Аксаков учредил среди знакомых мальчиков дружину воинов и писал приключения «дружины молодых людей, любивших древнерусское вооружение». Рядом с этим, в даровитом юноше шло развитие других умственных интересов: выучившись читать 4-х лет, Константин Сергеевич перечитал всю классическую литературу и, воспитываясь дома, получил тщательное образование. Учителями его были такие люди, как Фролов, известный географ, и Венелин.

Поступив в 1832 г. на словесный факультет московского университета, Константин Сергеевич примкнул к слагавшемуся кружку Станкевича, в состав которого входили Белинский, Боткин, Сатин, Кетчер, Клюшников и др. Время пребывания Аксакова в московском университете совпадает с эпохой резкой перемены в профессуре и студенчестве. На смену старым профессорам пришли Павлов, Надеждин, Шевырев и Погодин, а студенты стали увлекаться философией гегельянства и общественными вопросами. В кружке, к которому примкнул Константин Аксаков, гегельянство было возведено в настоящий религиозный культ; оно имело заметное влияние на историческое понимание Аксакова. Уже в это время начинало развиваться общественное миросозерцание Константина Сергеевича в национальном направлении, постепенно отдалявшем его от кружка Станкевича. Аксаков в 1840 г. окончательно расходится с Белинским и сближается с Хомяковым, Иваном и Петром Киреевскими.

Окончив в 1835 г. университетский курс, Аксаков ревностно принялся за литературную деятельность, помещая рецензии и стихи (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К 1838 г. относится 5-месячное пребывание Аксакова в Берлине, не выдержав одинокой и самостоятельной жизни за границей, Аксаков вернулся в родной дом, где жил в кругу страстно любимого отца и приятелей жизнью ученого, чуждого всяких сердечных увлечений. В 1847 г. Аксаков защитил магистерскую диссертацию: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», посвященную изложению взглядов Гегеля на историю литературы и обзору русского языка до Ломоносова. В «Московском Сборнике» 1852 г. была помещена статья Аксакова «О родовом быте у славян вообще и у русских в частности», сделавшая эпоху в русской литературе в качестве опровержения взглядов Соловьева и Кавелина на родовой быт древней Руси и замены их учением об общинно-вечевом укладе славянской истории.

Константин Сергеевич Аксаков

В декабре 1850 г. Константин Сергеевич Аксаков поставил на московской сцене патриотическую драму «Освобождение Москвы», в 1612 г. снятую с репертуара на другой день после представления за выраженную в пьесе мысль, что Москву освободил народ, а не бояре. За статью: «Богатыри князя Владимира», помещённую в «Московском Сборнике» за 1853 г., не пропущенном цензурой, автор вместе со многими другими был отдан под полицейский надзор и на время вынужден отказаться от печати, в которой выступил снова с 1856 г., когда принял горячее участие в новооснованном журнале «Русская Беседа». В 1857 г. Аксаков сам редактировал еженедельную газету «Москву», в которой помещал много небольших статей. К концу 1850-х гг. относится появление в печати комедии: «Князь Липовицкий» (1856, затем в Лейпциге, 1857), написанной в 1851 г. и изображающей превосходство народной мудрости, унаследованной от древних времен и имеющей своим источником православие, над западным мировоззрением «оторванной» от земли интеллигенции. В 1858 г. вышла в Петербурге незначительная драматическая шутка в 3 действиях «Олег под Константинополем», написанная в начале 1830-х годов в пику скептикам, сомневавшимся в самом существовании Олега.

Влечение Константина Аксакова к теоретическим построениям направило его мысль к филологическим и историко-философским трудам; и те, и другие отмечены публицистическим стремлением доказать национальную исключительность русского племени. В трудах по грамматике: «Опыт русск. грамматики», «О русских глаголах» (М. 1855) Аксаков стремился освободить наш язык «от наложенного на него ига иноземной грамматики», доказать, что русские грамматические формы совершеннее форм других языков. Важнее – сочинения Аксакова по русской истории. В статье, наиболее полно выражающей взгляды Аксакова: «Об основных началах русской истории» (Собр. соч. 1861 г. т. I), Аксаков резко отделяет землю (народ) от государства (власти) и утверждает, что между ними постоянно существовали отношения добровольных уступок. Русский народ никогда не был глубоко проникнут язычеством; он крестился легко и без борьбы. У него не было пороков, но были грехи, в которых народ постоянно каялся. «История русского народа есть единственная во всем мире история народа христианского не только по исповеданию, но по жизни своей, по крайней мере, по стремлению своей жизни». Напротив, Запад представлялся Константину Аксакову «отвратительным явлением». Прямота и одушевление, с которым провозглашались эти взгляды, составляли отличительные признаки всего характера Аксакова. В 1859 г. умер отец Аксакова, Сергей Тимофеевич. Константин Сергеевич, обладавший дотоле железным здоровьем, не перенес его смерти и стал медленно таять. Он умер одиноко на острове Занте, куда по настоянию врачей переехал за несколько дней до смерти. Собрание сочинений его (т. I – III) подготовлена И. С. Аксаковым и снабжено его примечаниями. Оно осталось неоконченным.

Аксаков принадлежит к числу четырех главных теоретиков славянофильской школы в её первоначальном чистом виде, причем Хомяков и Иван Киреевский создали религиозно-философскую доктрину этой замечательной школы, тогда как на долю Аксакова и Юрия Самарина выпало её историческое и политическое обоснование. Политическое – более на долю Самарина, историческое – преимущественно на долю Аксакова. Ранее Самарина выступивший на поприще умственной деятельности, Аксаков долго являлся в составе школы главным представителем светской стороны славянофильского учения. После смерти К. С. Аксакова много его стихотворений было напечатано в «Руси», «Дне», «Русском Архиве» и других изданиях.

rushist.com

Константин Сергеевич Аксаков - это... Что такое Константин Сергеевич Аксаков?

Константи́н Серге́евич Акса́ков (29 марта (10 апреля) 1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии — 7 (19) декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства[1]; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и жены его Ольги Семеновны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеология
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

В селе Аксакове провёл первые десять лет своей жизни. 1832 г. пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом Московского университета на словесном факультете. Его профессорами были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырев, тогда ещё молодой энтузиаст, только что вернувшийся из-за границы; кружок товарищей состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассек, Белинского. В середине 1830-х гг. прямо или косвенно к ним примкнули Громовский, Боткин, Тургенев, Катков. Но уже с конца 1830-х годов кружок этот распался — умер глава его Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский круто повернул к требованиям активного противодействия тяжести общественных условий и переехал в Петербург.

Аксаков же, с детства преданный русскому быту, остался верен ему и примкнул к иному, не похожему по внешности на первый, скромный, кружку славянофилов — А. С. Хомякова, Киреевских, Ю. Ф. Самарина. В 1838 г. Константин Аксаков отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине Константин Аксаков в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиной; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от неё. Константин Аксаков всю жизнь остался холостым.

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобожденная Москва». В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках.

Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики». Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка покончила с ним на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.

Наиболее обстоятельная монография о Константине Аксакове принадлежит С. А. Венгерову («Критико-биографический словарь», т. I).

Идеология

Аксаков отстаивал самобытность русского быта, доказывая что все сферы Российской жизни пострадали от иноземного влияния, и должны от него освободиться. Он заявлял, что для России возможна лишь одна форма правления — православная монархия. Разделяя понятия «Земля» и «Государство», он критиковал правительство за чрезмерное «иго государства над землею», начало которому положил Пётр I.[2]

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Биография на сайте «Кругосвет».

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Константин Аксаков - это... Что такое Константин Аксаков?

Константи́н Серге́евич Акса́ков (29 марта (10 апреля) 1817, с. Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии — 7 (19) декабря 1860, о. Занте, Греция) — русский публицист, поэт, литературный критик, историк и лингвист, глава русских славянофилов и идеолог славянофильства[1]; старший сын Сергея Тимофеевича Аксакова и жены его Ольги Семеновны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Идеология
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки

Биография

В селе Аксакове провёл первые десять лет своей жизни. 1832 г. пятнадцатилетний Аксаков был уже студентом Московского университета на словесном факультете. Его профессорами были Павлов, предшественник Белинского, Надеждин, Шевырев, тогда ещё молодой энтузиаст, только что вернувшийся из-за границы; кружок товарищей состоял из Станкевича, Сатина, Кетчера, Клюшникова, Ев. Корша, В. Пассек, Белинского. В середине 1830-х гг. прямо или косвенно к ним примкнули Громовский, Боткин, Тургенев, Катков. Но уже с конца 1830-х годов кружок этот распался — умер глава его Н. В. Станкевич, В. Г. Белинский круто повернул к требованиям активного противодействия тяжести общественных условий и переехал в Петербург.

Аксаков же, с детства преданный русскому быту, остался верен ему и примкнул к иному, не похожему по внешности на первый, скромный, кружку славянофилов — А. С. Хомякова, Киреевских, Ю. Ф. Самарина. В 1838 г. Константин Аксаков отправился за границу, но полное неумение жить самостоятельно через пять месяцев заставило его вернуться домой, под кров родительского дома, где все житейское, прозаичное не касалось его. Поездка эта ознаменовалась, между прочим, тем, что в Берлине Константин Аксаков в первый и последний раз в жизни пытался сблизиться с женщиной; но практические требования хорошенькой продавщицы цветов разочаровали идеалиста, и он бежал от неё. Константин Аксаков всю жизнь остался холостым.

В 1841 защитил свою магистерскую диссертацию о Ломоносове. Диссертация была готова гораздо раньше, но цензура заставила изменить некоторые выражения о Петре и Петровском периоде и перепечатать книгу. Константину Аксакову много несчастливилось от цензуры. I том славянофильского «Московского сборника», предпринятого изданием в 1846 г., возбуждал много недоразумений, II же, со статьей Аксакова о «Богатырях князя Владимира», был уничтожен совсем, а её автору, как и другим участникам «Сборника» — Хомякову, Киреевским, кн. Черкасскому, — повелено было печатать не иначе как пройдя Главное управление цензуры в Петербурге. Снята была со сцены и его драма «Освобожденная Москва». В 1857 году Константин Сергеевич редактировал газету «Молва». Литературная деятельность его обширна и разнообразна — его историко-филологические исследования и критические статьи издавались отдельными книгами и печатались во многих газетах, журналах и сборниках.

Кроме того, он писал драмы и стихотворения, как оригинальные, так и переводные (драмы «Освобожденная Москва», «Князь Луповицкий», «Олег под Константинополем»). Полное собрание сочинений, изданное в Москве И. С. Аксаковым между 1861 и 1880 гг., осталось незаконченным; вышли только три тома, из которых III посвящен «Опыту русской грамматики». Смерть отца губительно повлияла на нежно любящего сына, и он не перенёс потери: лёгочная чахотка покончила с ним на острове Занте греческого архипелага 7 декабря 1860 г.

Наиболее обстоятельная монография о Константине Аксакове принадлежит С. А. Венгерову («Критико-биографический словарь», т. I).

Идеология

Аксаков отстаивал самобытность русского быта, доказывая что все сферы Российской жизни пострадали от иноземного влияния, и должны от него освободиться. Он заявлял, что для России возможна лишь одна форма правления — православная монархия. Разделяя понятия «Земля» и «Государство», он критиковал правительство за чрезмерное «иго государства над землею», начало которому положил Пётр I.[2]

Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 1. А — Анкетирование. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.
  2. ↑ Биография на сайте «Кругосвет».

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также