Колдунов александр иванович биография


«Ахтунг, ахтунг, Колдун!»

rus_gall

Маршал Александр Иванович Колдунов – легендарная личность. Он – дважды Герой Советского Союза, один из самых результативных советских летчиков-истребителей времен Великой Отечественной войны. На его боевом счету – 47 немецких самолетов, причем первый он сбил в небе Украины, а последний – в предместьях Вены. «Колдуном» и «хозяином неба» звали его боевые товарищи. Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!»

     Уже тогда, в двадцать с небольшим лет, он был настоящим командиром-лидером. Бывало, специально выводил своих ведомых на немецкий самолет, командуя «Давай, сбивай!». И им ничего не оставалось, как просто жать на гашетки.

     Родился Александр Колдунов 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново Монастырского района Смоленской области. С раннего детства мечтал быть летчиком, причем обязательно истребителем. Окончив среднюю школу, он поступил в Реутовский аэроклуб, который успешно закончил.

     Аэроклуб в Реутове был отличной школой. Не даром из его стен вышло немало отличных летчиков, в частности еще один знаменитый истребитель, Герой Советского Союза Василий Барсуков. Колдунов изо всех сил стремился попасть в военное авиационное училище, хотя был еще очень молод. Вполне естественно, что ему отказали. Тогда он пошел к военкому. Тот лишь руками развел – ничем не могу помочь. Но настойчивый парень не успокоился и написал письмо Наркому обороны К. Е. Ворошилову. Тот и разрешил Колдунову поступить в 1941 году в знаменитое Качинское военное авиационное училище.

      После успешного окончания курса летной подготовки весной 1943 года младший лейтенант Колдунов был направлен инструктором в 3-ю запасную авиационную бригаду, которая располагалась в Саратове. Но сидение в тылу было не для Колдунова. Он решил, во что быта не стало попасть на фронт. А как? Оказалось, очень просто. Сложив вещи, он сел в транспортный самолет Ли-2, летевший на фронт. Александр самовольно «пристроился» к летчикам 866-го истребительного авиаполка. Отлично понимая молодого пилота, командир дивизии Б.А.Смирнов, сам боевой истребитель, разрешил ему остаться в части, тем более, что несмотря на свою неопытность, Колдунов хорошо пилотировал самолет, отличался дисциплинированностью, точностью, аккуратностью и безграничной смелостью. Так Александр, практически по собственной инициативе, оказался на передовой. В мае 1943 года он был на фронте, а уже 21 июля одержал в своем третьем бою первую победу, сбив над рекой Северный Донец пикировщик Ju.87. Но и его самолет при этом получил 16 пробоин.

Помните, как в культовой книге об Алексее Маресьеве, наш знаменитый летчик-герой опасался пилотов немецкой авиационной дивизии «Рихтгофен»?  Так вот Колдунову пришлось столкнуться с прославленными фашистскими асами с самых первых дней своего нахождения на передовой, в районе Харькова. Но он не стушевался, а, наоборот, сбил несколько вражеских самолетов. В одном из боев с двумя вражескими «охотниками» был ранен, но сумел посадить свой самолет. Выключив двигатель, он спланировал и аккуратно посадил истребитель рядом с аэродромом. В полевом госпитале Александр пролежал всего три дня и снова вернулся в строй. Такой он был деятельной личностью.

     Когда личный счет Колдунова вырос до пяти сбитых самолетов, его назначили командиром звена. А вскоре он стал заместителем командира эскадрильи. Однажды шестерка «Яков», возглавляемая Колдуновым, прикрывала сухопутные войска на правом берегу Днепра. Неожиданно в небе появились истребители противника. На максимальной скорости Александр атаковал Bf.109 и первой же очередью сбил. Но в это время два самолета противника зажали в клещи его ведомого. Тогда Колдунов боевым разворотом зашел в хвост ближайшему «мессеру» и сбил его. После этого противник оставил поле боя. Вскоре появилась группа бомбардировщиков. Атаковав их, Александр поджег ведущего, а затем с товарищами разогнал остальных. В одном боевом вылете Колдунов одержал сразу три победы и довел свой личный счет до десяти сбитых самолетов противника! Это стало настоящим триумфом 20-летнего летчика. Осенью 1943 года он стал уже командиром эскадрильи, в двадцать-то лет!

     За счет чего же он так быстро смог адаптироваться в боевых условиях? Только за счет своего трудолюбия. В свободное от полетов время он тренировался на земле у стендов с макетами самолетов, отрабатывая ракурсы и дистанции стрельбы, начало открытия огня. Результат не замедлил себя ждать. Наряду с Покрышкиным и Кожедубом он стал гордостью советской истребительной авиации. Достаточно сказать, что он стал самым результативным пилотом, летавшим на «Яках».

     Вновь отличился молодой летчик, ставший к тому времени старшим лейтенантом, на Правобережной Украине, где советские войска развивали наступление в район государственной границы. Весной 1944 года он сопровождал транспортные Ли-2, которые должны были сбросить груз конно-механизированной группе генерал-лейтенанта Плиева, глубоко прорвавшимся в тыл противника. Над линией фронта группа советских самолетов встретилась с 18 пикировщиками Ju.87. Они летели бомбить наши войска. Умело маневрируя, ведя огонь короткими очередями, четыре «Яка» просто разгромили противника. Они сбили 5 «юнкерсов», два из которых оказались на счету Колдунова. Но и его самолет в том бою получил повреждение - было разбито правое крыло. Позже выяснилось, что Александр попросту подставился под очереди немецких самолетов, прикрыв собой тяжелые транспортные самолеты, которые и сопровождал. А инженеры и техники потом удивлялись: как можно было драться на таком покалеченном самолете?

     Именно тогда товарищи и начали называть его «хозяином неба» или «колдуном». Даже немецкие радионаводчики частенько предупреждали своих: «Ахтунг, ахтунг, Колдун!» Порой он создавал в воздухе такие ловушки, из которых противник уже не выбирался. Частенько он подводил ведомых к вражескому самолету и говорил: «Я прикрываю, а ты сбивай!»

     Но не только немцы уважали 20-летнего «хозяина». В мае 1944 года его полк посетил бывший министр авиации Франции Пьер Кот. Именно Колдунову поручили удивить высокого гостя. Тот и удивил. В своих послевоенных воспоминаниях, командир дивизии Борис Смирнов писал: «Перед гостем предстал худощавый высокий пилот в солдатской шинели. В то время у нас не хватало лётного обмундирования, и Колдунов, прямо скажем, не смотрелся. Рукава шинели чуть ли не по локоть, кирзовые сапоги с короткими голенищами... Колдунов взлетел. Через несколько минут он появился над командным пунктом. На высоте 20 метров, на большой скорости он перевернул самолет «на спину», пролетел над всем аэродромом вниз головой и затем на минимально допустимой высоте исполнил динамичный каскад фигур высшего пилотажа. Бывший министр был в восторге: «Вот это солдат!  Вот это лётчик!». Француз был в восторге и даже подарил Александру золотые часы.

      К тому времени Колдунов был уже капитаном, командиром эскадрильи 866-го истребительного авиаполка, который входил в состав 288-й истребительной авиадивизии 3-й Украинского фронта. Всего за год своей боевой практики он совершил 223 боевых вылета, провел 45 воздушных боев, уничтожил лично 15 и в группе 1 самолет противника. Наградой за это ему стало присвоение 2 августа 1944 года звания Героя Советского Союза.

     Ни всем летчикам предоставлялась честь летать на «именных» самолетах. А Колдунову повезло. В начале августа 1944 года над селом Граденицы в Одесской области, его шестерка уничтожила два вражеских самолета. Наблюдавший бой своими глазами, колхозник этого села Герасим Богаченко, пожелал купить на свои деньги новейший самолет-истребитель и вручить его командиру той отважной группы. Осенью 1944 года Колдунову торжественно вручили «именной» Як-3. На этой машине он участвовал в боях за освобождение Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. Александр подружился с немолодым колхозником из Молдавии. В своем первом письме ему он писал: «Докладываю, дорогой Герасим Алексеевич, сегодня сбит 5 стервятник на вашем самолёте. Обещаю число звёзд на нём увеличить. Машина отличная». После войны этот самый Як-3 по просьбе правительства Румынии был передан этой стране и установили в одном из Домов пионеров Бухареста.

     В конце 1944 года в районе Будапешта была блокирована группировка противника. Большую тревогу нашим войскам доставляли немецкие «охотники» летавшие на «мессерах», размалеванных драконами и тузами (прямо как в фильме «В бой идут одни старики»). Для борьбы с ними создали специальную шестерку истребителей, которую возглавил Колдунов. Наши асы сразу же принялись за дело. Лишь за 7 дней боев наши пилоты уничтожили 22 самолета противника, а всего, за 3 месяца боев под Будапештом, отважная шестерка сбила 35 самолетов. Из них 15, за три месяца боев, уничтожил командир группы Александр Колдунов.

     Однажды отважному летчику едва удалось избежать печальной трагедии. Дело в том, что 7 ноября 1944 года у города Ниш в Югославии, две группы американских самолетов Р-38 «Лайтнинг» по ошибке атаковали наши войска, двигающиеся походным маршем. Для отражения налета была поднята эскадрилья истребителей во главе с Колдуновым. В первой же атаке советские летчики сбили 3 самолета союзников. Однополчане видели, что один из них, сбил Колдунов, хотя сбитые «лайтинги» официально не записали никому. Тот самолет особенно увлекся расстрелом колонны. Позднее американская сторона принесла извинения за инцидент.

     К тому времени молодой советский летчик стал настоящим асом. Ему были не страшны никакие «охотники» и «рихтгофены». Показательный случай произошел в конце декабря 1944 года. Александр получил срочное задание доставить пакет штаба армии командиру одной из авиачастей. Подлетая на своем «Яке» к аэродрому назначения, он вдруг заметил, что два Bf.109 штурмуют наши самолеты. Колдунов с ходу атаковал противника и сбил ведущего. Ведомый пытался сбежать и уйти за облака. Но советский капитан настиг его и расстрелял в упор, после чего благополучно посадил свою машину и вручил пакет командиру части.

     Свой последний бой Колдунов провел вблизи города Санкт-Пальтена в Австрии с пятеркой «фоккеров», груженых бомбами. Александр тогда стремительно атаковал ведущего. Тот, не успев сбросить бомбы, взорвался в воздухе. Александр тут же зашел в хвост второму Fw.190 и сбил его.

     Всего за два года своей боевой практики майор Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в которых уничтожил лично 46 самолетов противника и 1 в составе группы. Это - восьмой результат среди советских летчиков-истребителей за годы Великой Отечественной войны. Летал исключительно на «Яках». 23 февраля 1948 года он второй раз получил звание Героя Советского Союза.

     После войны Александр Иванович продолжил службу в истребительной авиации. Летал до 42 лет, успев освоить МиГ-21. В 1952 году он окончил Военно-Воздушную Академию в Монино, а в 1960 году - Военную Академию Генштаба. Командовал авиаполком, дивизией. С 1960 года был заместителем, а затем - командующим ВВС Бакинского ВО. С ноября 1970 года он командовал войсками ПВО Московского военного округа. С 1975 года 1-й заместитель, а в 1978 - 1987 годах - Главнокомандующий Войсками ПВО, заместитель министра обороны СССР. В 1984 году ему было присвоено звание Маршала авиации. Тогда же ему вручили Ленинскую премию.

     28 мая 1987 года, в День пограничника на Васильевском спуске у стен Кремля приземлился легкомоторный самолет с опознавательными знаками ФРГ. За штурвалом самолета-нарушителя, находился девятнадцатилетний пилот-любитель Матиас Руст. Шла перестройка и руководство страны не решилось сбить нарушителя. Постоянно подзуживаемый своим ближайшим окружением, Горбачев искал повод для расправы над оппозиционным руководством Вооруженных Сил СССР. Нужно было искать виновного. Им и «выбрали» маршала Колдунова. То, что не смогли сделать асы люфтваффе, доделал Матиас Руст.

     В результате проведенной операции руководство Советской Армии было фактически обезглавлено. Через два дня после посадки Руста со своих постов были сняты министр обороны СССР маршал Советского Союза Соколов и командующий войсками ПВО маршал авиации Колдунов. Служащие ПВО подполковник Карпец и майор Черных, непосредственно отвечавшие за сектор, через который проник нарушитель, были преданы суду и приговорены к четырем и пяти годам лишения свободы соответственно. Всего же 298 офицеров ПВО были отстранены от занимаемых должностей. Умер маршал после тяжелой болезни 7 июня 1992 года.

     За годы войны и дальнейшей службы Колдунов был награжден тремя орденами Ленина, шестью орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденами  Красной Звезды, «За службу Родине в ВС СССР» 3-й степени, медалями, иностранными орденами. Его бронзовый бюст установлен на родине. Его именем названы улицы и школы во многих городах и посёлках.

rus-gall.livejournal.com

Колдунов Александр Иванович

Советский военный и государственный деятель.Главный маршал авиации СССР. Дважды Герой Советского Союза.

Александр Колдунов родился 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново, Смоленская область. Окончил среднюю школу в городе Электроугли Московской области. Учился в аэроклубе в Реутове. С 1941 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны в марте 1943 года окончил Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу имени Мясникова.

     Колдунов распределен в запасной авиаполк, но сумел добиться зачисления в действующую армию. С мая находился в должности летчика 594-го штурмового авиационного полка на фронте. Первая победа одержана 21 июня над рекой Северский Донец. Прошел путь от младшего летчика до командира истребительной эскадрильи. Отличился в битве за Днепр, Ясско-Кишиневской операции, Будапештской операции, освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Австрии. К началу мая 1944 года совершил 223 боевых вылета, провел 45 воздушных боев, сбил лично 15 самолетов противника. 

      За эти подвиги 2 августа 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР капитану Александру Ивановичу Колдунову присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

     Всего за годы войны Колдунов совершил 412 боевых вылетов, провел 96 воздушных боев, в ходе которых им лично сбито 46 вражеских самолетов. Через три года, в составе группы награжденных к годовщине Советской Армии, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года майор Колдунов награжден второй медалью «Золотая Звезда», став дважды Героем Советского Союза.

    После войны Александр Иванович продолжил службу в истребительной авиации ВВС. В 1952 году окончил Военно-воздушную академию в Монино. Командовал истребительным авиационным полком, истребительной авиационной дивизией. В 1960 году получил дополнительное образование в Военной академии Генерального штаба. Затем переведен в войска противовоздушной обороны и несколько лет служил в Бакинском округе ПВО. Являлся заместителем командующего и командующим истребительной авиацией округа. Позднее стал первым заместителем командующего войсками округа. С июля 1968 года - командующий 11-й отдельной армией ПВО.

     В ноябре 1970 года Александр Колдунов стал командующим войсками Московского округа ПВО. С декабря 1975 года занимал пост первого заместителя Главнокомандующего Войсками Противовоздушной обороны страны. С июля 1978 года являлся Главнокомандующим Войсками Противовоздушной обороны СССР. В октябре 1984 года присвоено воинское звание Главный маршал авиации. Снят с должности 11 июня 1987 года после скандального полета немецкого пилота Матиаса Руста к Москве и его посадки на Васильевский спуск.

     Александр Иванович Колдунов являлся депутатом Совета Национальностей Верховного Совета СССР IX-XI созывов от Туркменской ССР.

     Умер Александр Иванович Колдунов 7 июня 1992 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Награды Александра Колдунова

Дважды Герой Советского Союза Три ордена Ленина Шесть орденов Красного Знамени Орден Александра Невского Два ордена Отечественной войны I степени Орден Красной Звезды Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени медали СССРиностранные ордена и медали

Ленинская премия 

ruspekh.ru

Александр Колдунов

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 августа 1944 года Александру Ивановичу Колдунову было присвоено звание Героя Советского Союза. 23 февраля 1948 года за новые подвиги он удостоен второй медали «Золотая Звезда». Награжден также многими орденами и медалями.

Александр Иванович Колдунов по национальности русский. Член КПСС с 1944 года.

В рядах Советской Армии с 1941 года. В 1943 году окончил Качинскую военную авиационную школу летчиков.

В годы Великой Отечественной войны отважный летчик сражался на многих фронтах, произвел 358 боевых вылетов, уча

ствовал в 96 воздушных боях, лично сбил в воздушных боях 46 самолетов противника.

После войны окончил Краснознаменную Военно-воздушную академию, а затем Академию Генерального штаба. Ныне генерал-полковник авиации А. И. Колдунов продолжает службу в Советской Армии. Был делегатом XXIV съезда парти

и. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС, в 1971 году — депутатом Верховного Совета РСФСР, а в 1974 году — депутатом Верховного Совета СССР.

Третий год идет война. Враг еще силен. Но уверенность в нашей победе в эти суровые годы величайших испытаний не покидала советских людей. Каждый стремился вн

ести свой вклад в разгром противника.

Курсантам скорее хотелось попасть на фронт, в настоящий бой. И вот авиационная школа окончена. Но выпускников направили в запасной полк.

Вместе с этим полком на аэродроме базировалась авиационная дивизия, которая должна была вскоре отправиться на фронт.

Дивизия получала новую материальную часть, пополнялась и летным составом. Когда в полк прибыл Александр Колдунов, дивизия была уже укомплектована.

Значит, опять ждать. Но ведь фашисты жгут наши города, села, топчут нашу землю. Колдунов решил попытать счастья. И обратился к командиру только что с

формированного полка с просьбой взять его на фронт. Однако полк был уже укомплектован.

Опять учебные полеты. По нескольку в день. На войне физическая сила, выносливость, натренированность очень нужны.

И не только сила и выносливость. Перед каждым полетом, во время подготовки к нему на земле

многое нужно предусмотреть, отработать на тренажере порядок действий в той или иной обстановке, в особых случаях, в воздушном бою. Каждый летчик, а летчик-истребитель особенно, должен быть готов к любым неожиданностям. От него требуется умение мгновенно оценить обстановку, не теряться, действовать р

ешительно и быстро. Многое дано летчику-истребителю: в его распоряжении совершенный самолет с мощным вооружением, прекрасное прицельное [535] оборудование, безотказный парашют. Не дано одного — времени на раздумье. В воздушном бою каждая секунда на счету.

Самолет продолжает набирать высоту. Обла

ка ровным белым маревом виднеются далеко внизу. Небо потемнело...

Истребитель — прекрасный самолет! Он не боится перегрузок, послушно делает самые сложные фигуры высшего пилотажа. «Скорее бы освоить его — и в бой!» — думал Колдунов.

Экипаж многоместного самолета, как правило, представляет со

бой единое целое, где один дополняет другого, люди помогают друг другу, объединенные одной общей целью. Если даже кто-то дрогнул, растерялся в напряженный момент, ему помогут преодолеть секундную слабость.

Иное у истребителей, летающих на одноместном самолете. Здесь летчик один и надеяться долже

н в первую очередь на себя. Конечно, с КП внимательно следят за самолетом, помогают. Но они на земле, а летчик в воздухе, где может произойти всякое, особенно в боевой обстановке.

Летчик-истребитель один в самолете. Он и штурман, и радист, и самое основное — не просто летчик, а воздушный боец, к

оторый ищет боя, стремясь уничтожить противника.

Нельзя сказать, что Колдунов не боялся первой встречи с врагом. Это чувство присуще всякому нормальному человеку. Быстро преодолеть его, усилием воли взять себя в руки и действовать, как требует обстановка, может не каждый. Летчику-истребителю тер

яться нельзя. Мгновенно может произойти событие, угрожающее жизни, но ни на секунду не имеет права поддаться панике, страху воздушный боец.

Летчиками не рождаются, многие черты характера вырабатываются уже в училище, в части опытными учителями и наставниками. Такие преподаватели были у Колдунова

. С непередаваемым чувством восторга и азарта проводил он каждый учебный бой.

Вот и сейчас летчики на земле с восхищением следят за полетом Колдунова. Сложные фигуры высшего пилотажа следуют одна за другой. Не верится, что управляет самолетом вчерашний курсант.

После посадки командир полка,

с которым он разговаривал утром, остановил Колдунова, пристально посмотрел на него, раздумывая, а потом спросил:

— Ну что, на фронт, значит, хочется?

— Конечно, товарищ командир! — ответил Колдунов.

— Как тебя зовут?

— Александром.

— Ну вот что, Саша. Я тут говорил о тебе. Команд

ование не возражает, но твое личное дело не пришло еще, а формально без него забрать тебя не могу.

— А если не формально, товарищ командир?

— А не формально через два часа вылетает ЛИ-2 с инженерно-техническим составом. Забирай свои вещи, залезай в самолет и вылетай. Возьму тебя запасным лет

чиком. А там что-нибудь придумаем. Что мне бумаги, я видел, как летаешь, да и товарищи тебя хвалят.

— Спасибо, товарищ командир! — обрадовался Колдунов и побежал к командному пункту.

И вот он в ЛИ-2. Техники устроили его в хвосте самолета, завалив кучей чехлов. Комендант, проверявший пассажи

ров по списку, ничего не заметил. Захлопнулась дверца, взревели моторы, и после короткой пробежки ЛИ-2 поднялся в воздух.

Инженер полка откинул чехлы.

— Ну как, жив, воздушный заяц?

— Так точно, товарищ инженер, жив-здоров! — бодро ответил Колдунов, вылезая из своего убежища.

В Старо

бельске, где базировался полк, судьба снова свела Колдунова с его попутчиками.

Один летчик раненым на подбитой машине вернулся с задания. Командир полка вызвал Колдунова и сказал:

— Вместе с техниками ремонтируйте машину. Будете на ней летать.

С рвением взялся Александр за ремонт. Целыми

днями не отходил от самолета, забывая о еде и отдыхе. Машина была отремонтирована, и Колдунов поднялся в воздух. Техники поработали на славу. Самолет повиновался летчику, ровно работал мотор. Наконец-то он стал равноправным истребителем!

Но командир все еще присматривался к молодому летчику. Сп

устя пять дней после первого вылета он наконец решил испытать новичка. Да и время было такое, что летчиков не хватало. Командир поставил перед Колдуновым первую боевую задачу.

— Парой будете прикрывать два ИЛ-2, идущих на разведку немецкого аэродрома в районе Краматорска. Пойдете ведущим, — сказ

ал он.

— Ведущим? — удивленно переспросил Колдунов.

— Ведущим, — спокойно повторил командир и с улыбкой посмотрел вслед Колдунову, когда тот пошел к самолету.

Командир понимал, какие чувства испытывает молодой летчик. Первый боевой вылет, и не в группе, где можно надеяться на помощь боле

е опытных летчиков, а в паре, да еще старшим.

У командира были основания поступать так. Время горячее, и, чем скорее боец войдет в строй, тем лучше. Не много таких моментов в жизни летчика, как первый боевой вылет, первая встреча с врагом.

Командир был уверен, что Александр справится с задание

Через несколько минут пара во главе с Колдуновым поднялась в воздух.

Первый вылет запомнился надолго. При подходе самолетов к цели фашисты открыли сильный зенитный огонь. Дымные разрывы со всех сторон окутали самолет. Стараясь уйти от них, Колдунов резко разворачивал истребитель из сторон

ы в сторону, не теряя из виду «илов», деловито работавших у самой земли. Вспышки пламени появились на немецком аэродроме: штурмовики что-то подожгли. Вдруг сбоку промелькнули черные тени, и Колдунов увидел, как четверка МЕ-109 в плотном боевом порядке заходит в хвост «илам». Он дал команду ведомому

и ринулся на них. А когда до самолетов противника оставался приблизительно километр, открыл огонь. Немцы, заметив истребители, развернулись попарно в разные стороны и стали заходить на них сзади. Что было дальше, Колдунов плохо помнил. Трассы огненными лентами мелькали со всех сторон, истребители пр

оносились перед самолетом. Колдунов делал резкие развороты, снижался, снова набирал высоту, стрелял до тех пор, пока не кончились патроны. «Илы» выполнили задание и благополучно вернулись на свой аэродром.

Странное чувство испытывал Колдунов, возвращаясь. С одной стороны, задание выполнено, и эт

о главное. Жаль, конечно, что не удалось сбить ни одного фашистского самолета. С другой стороны, обидно было, что так сумбурно проходил бой. На какое-то время потерял из виду прикрываемые самолеты, слишком рано открыл огонь, вовремя не давал команд ведомому, и, вообще, все шло не так, как представля

лось перед вылетом.

Колдунов рассказал командиру обо всем, что произошло в полете. Тот выслушал его и неожиданно похвалил.

— Ничего, сначала всегда так бывает. Научитесь и сбивать противника, — успокоил он Колдунова.

Шло время. После каждой встречи с противником росла уверенность в своих

силах, накапливался опыт.

Давно был сбит первый фашистский самолет, боевой счет увеличивался. О Колдунове начали говорить как об опытном истребителе. Исчезли былая нерешительность и колебания. Теперь он твердо знал, что сильнее любого немецкого летчика, каким бы опытным тот ни был. Сильнее не т

олько мастерством, но и верой в правоту своего дела, которая заставляла думать не об опасности, а о том, как уничтожить врага. Колдунов стал чувствовать себя в полете легко и уверенно. Основные движения он научился делать автоматически, мгновенно реагируя на изменение обстановки. Его самолет узнавал

и в воздухе по своеобразной манере летать, по тому, как бесстрашно, но продуманно вел себя летчик в бою. Дерзкие атаки, огонь с коротких дистанций, резкие развороты как раз тогда, когда нужно, ни секундой раньше или позже...

Каждый летчик имеет свои особенности: один хорошо пилотирует самолет, б

есстрашно атакует противника, но недостаточно метко стреляет, другой — отличный стрелок, но слишком напряжен в полете, быстро утомляется, становится неосмотрительным. Колдунов, казалось, вобрал в себя все лучшее. Настойчивый и наблюдательный, он анализировал каждый вылет и воздушный бой, не только с

вой, но и товарищей. Нередко противник во много раз численно превосходил группу Колдунова, но все же терпел поражение.

Но иногда и одиночный самолет доставлял больше хлопот, чем целая группа. Однажды наши самолеты возвращались с боевого задания. Колдунов стоял около своего истребителя и наблюдал

, как товарищи один за другим сажали машины. В этот момент на горизонте появилась темная точка, и вскоре стало видно, что это Ю-88. Немец рассчитал точно. Возвращавшиеся самолеты не могли помешать ему разведать аэродром, горючее было на исходе. Если же взлетит истребитель, он надеялся уйти от него.

Разведчик был над аэродромом, когда с КП поступил приказ: Колдунову немедленно взлететь и уничтожить «юнкерс». Пока «як» взлетал и набирал высоту, немецкий самолет развернулся в сторону фронта и скрылся в облаках. Колдунов уверенно направил свою машину за ним. Темная пелена окружила его. Секунды

тянутся бесконечно долго. Но вот самолет вынырнул из облаков. И сразу же Колдунов увидел впереди противника. «Юнкерс» находился ниже его, чуть в стороне. Колдунов развернул самолет и стал сближаться. Но враг попался опытный. Заметив истребитель, он стал снижаться, прижимаясь к земле и стараясь на м

аксимальной скорости уйти от преследования.

«Не уйдешь», — подумал Колдунов и, спикировав, зашел ему в хвост. Прицелившись, он приготовился нажать на гашетку, как вдруг густой дым повалил от «юнкерса» и все потемнело перед глазами. Немецкий летчик выпустил дымовую завесу.

Колдунов немного от

вернул в сторону, затем круто повернул машину на прежний курс. Но что это? Прямо перед самолетом медленно покачиваются небольшие парашютики. «Значит, немец выбросил из кабины разрывные гранаты на парашютах», — мелькнуло в голове Колдунова. Опять резкий отворот — и летчик ускользнул от новой опасност

и. Но тем временем «юнкерс» ушел далеко. Колдунов дал полный газ.

Догнать во что бы то ни стало! Разведчик должен быть уничтожен! И вот «юнкерс» на дистанции огня. Колдунов выпустил две пулеметные очереди, но противник продолжал лететь. Впереди горный хребет, а за ним скоро и линия фронта. Если

разведчик перевалит через горы, он может уйти. Этого допустить нельзя. Колдунов как бы слился со своим «яком» в одно целое. Все мышцы напряжены, во рту пересохло. Нужно подойти ближе. Секунда, другая, пора... И две длинные очереди одна за другой впились во вражескую машину. «Юнкерс» покачнулся, стал

терять высоту. Еще очередь. Вражеская машина задымила и рухнула на скалы.

Каждый вылет и похож и непохож на все остальные. Можно предполагать исход боя, сопоставляя известные данные о летных качествах самолетов, принимающих участие в бою с каждой стороны, но все это будут только предположения.

В воздушной схватке много неожиданного, не поддающегося учету заранее. Исход сражения зависит от воли и мужества летчика, от его тактической подготовленности, умения быстро принять правильное решение и осуществить его. Воздушный бой — это прежде всего поединок характеров.

На счету у Колдунова бы

ло уже 20 сбитых самолетов противника, когда произошел такой случай. Конный корпус генерала И. А. Плиева весной 1944 года прорвался далеко в глубь обороны противника и оказался отрезанным от своих войск. Колдунов получил приказание шестеркой прикрывать шесть ЛИ-2. которые должны были сбросить груз к

онникам. Перед линией фронта 12 немецких истребителей атаковали группу. Наши истребители были связаны необходимостью прикрывать тихоходные транспортные самолеты, тогда как вдвое превосходящий по численности наши силы противник был свободен в выборе маневра. Приблизившись, немецкие самолеты стали раз

деляться на две группы. Нужно было немедленно принимать решение. В этот момент Колдунов устремился на ведущего. С огромной скоростью самолеты несутся на встречных курсах. Кто-то должен отвернуть. Но немецкий летчик не сворачивает. Секунда, вторая... Сейчас будет поздно, машины столкнутся. Еще мгнове

ние... и немец не выдержал. Резким рывком он задрал вверх нос самолета. Колдунов успел короткой очередью сбить фашистский истребитель. С разворота Колдунов поймал в перекрестие второй самолет. Очередь — и второй «мессершмитт» падает на землю. Немцы растерялись, боевой порядок их распался, некоторые

повернули назад, а оставшиеся издалека обстреляли группу и повернули в сторону, уклонившись от боя. ЛИ-2 точно сбросили груз и невредимыми вернулись на свой аэродром. Не имела потерь и шестерка истребителей.

За этим воздушным боем наблюдали бойцы наземных войск и местные жители. На следующий ден

ь в часть истребителей приехал колхозник Герасим Алексеевич Богаченко и, обратившись к командиру, попросил помочь ему купить на личные сбережения самолет для летчика, сбившего вчера на его глазах два немецких истребителя. Вскоре Колдунов получил новый ЯК-3, на котором летал до конца войны.

Подчи

ненные любили Колдунова и гордились своим прославленным командиром. Все, чему учил он их на земле, подкреплялось примером в воздушных боях.

В начале 1945 года командующий воздушной армией приказал Колдунову подобрать пять лучших летчиков, чтобы создать шестерку особого назначения, так называемую

«группу по расчистке воздуха». Подбирать летчиков долго не пришлось. Лучшими в воздушной армии были его ведомые, которых он научил мастерству воздушного боя и умению побеждать врага в любой обстановке. Капитаны Шишов и Сидоренко, лейтенанты Сурнев, Шамонов и Гурьев вместе с Колдуновым образовали зн

аменитую шестерку, наводившую ужас на фашистских стервятников. Одно желание объединяло летчиков этой группы — победить, уничтожить как можно больше фашистов. Это стремление было основой большой, крепкой дружбы.

Иногда шестерка делала по три-четыре вылета в день, атакуя любую по численности враже

скую группу. С рассветом они были готовы к вылету. Обычно ждать приходилось недолго. Команда — и самолеты один за другим исчезают в небе. Посадка, несколько минут отдыха, пока техники заправляют самолеты горючим и перезаряжают оружие, — и снова в бой.

Всего до конца войны они сбили 32 вражеских

facecollection.ru

КОЛДУНОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Александр Колдунов, Александр Иванович Колдунов, Маршал Колдунов.

Советский военный деятель, Главный маршал авиации (1984), дважды Герой Советского Союза (1944, 1948).

Биография

Родился 20 сентября 1923 года в деревне Мощиново (ныне – Монастырщинский район Смоленской области). В 1940 году окончил 9 классов школы и аэроклуб, работал токарем на московском предприятии. В феврале 1941 года был призван на службу в РККА и направлен на учёбу в Качинскую ВАШЛ. Окончил её весной 1943 года.

Великая Отечественная война

С мая 1943 года – в действующей армии. Служил старшим лётчиком, командиром звена, заместителем командира, командиром эскадрильи 866-го истребительного авиаполка. Летал на самолётах Як-3, Як-7Б, Як-9. Совершал вылеты на сопровождение штурмовых и бомбардировочных групп, прикрытие наземных войск, воздушную разведку, штурмовку скоплений живой силы и боевой техники противника, перехват вражеских самолётов. Не раз при выполнении поставленных задач попадал под огонь вражеской зенитной артиллерии, но, рискуя жизнью, всегда добивался цели. Обладал отличной техникой пилотирования, хладнокровно и уверенно вёл себя в боях. Не раз вступал в сражения против превосходящих сил врага, навязывая ему свою волю.

Боевую работу Колдунова отличала исключительно высокая эффективность. Только во время Криворожской, Николаевской и Одесской операций он, летая в сложнейших метеорологических условиях, произвёл 36 боевых вылетов, сбив 2 самолёта. По состоянию на 24 мая 1944 года лётчик уже совершил 223 боевых вылета, в 45 воздушных боях сбив 15 вражеских самолётов лично и ещё 1 – в группе. За это он был удостоен звания Героя. В результате проведённых им штурмовок на земле были уничтожены 4 самолёта, 4 артиллерийские батареи, 30 автомашин, до 300 солдат и офицеров противника. Во всех воздушных боях Колдунов не имел ни одного поражения, всегда выходя победителем. В отдельных боях он сбивал по 2-3 самолёта. За время войны был ранен лишь единожды – легко осколком в сентябре 1943 года.

При выполнении заданий разведывательного характера проявлял себя как исключительно внимательный лётчик. Точно устанавливал расположение огневых точек, артиллерийских батарей, резервов противника. В ряде случаев вскрывал подготовку немецких войск в атаке, точно устанавливая районы сосредоточения танков и живой силы и своевременно сообщая по радио наземному командованию.

Отлично поставил боевую работу своей эскадрильи, которая только за время Кишинёвской операции совершила 121 боевой вылет на штурмовку вражеских наземных сил, уничтожив: 48 автомашин, 12 повозок, до 124 солдат и офицеров. Действия её и других лётных частей в значительной степени способствовали быстрой ликвидации 12 окружённых немецких и румынских дивизий. Своим личным примером он воспитывал личный состав эскадрильи в наступательном духе, вырабатывая в них качества лётчика-истребителя. Впоследствии Колдунов участвовал в освобождении Румынии, Югославии, Венгрии и Австрии.

За время войны совершил 412 боевых вылетов, сбив 46 вражеских самолётов лично и ещё 1 – в группе. В 1948 году он был во второй раз удостоен высшей степени отличия СССР.

Послевоенная жизнь

В 1952 году окончил ВВА, в 1960 году – ВАГШ. С ноября 1970 года – командующий Московским округом ПВО, с декабря 1975 года – первый заместитель командующего, командующий Войсками ПВО. С 1978 по 1987 годы командовал войсками ПВО ВС государств – участников Варшавского договора. С августа 1987 года – в ГГИ МО СССР. Умер 7 июня 1992 года.

Литература

  • Бодрихин Н. Г. Величайшие воздушные асы XX века. – М.: ЛитРес, 2011.
  • Бодрихин Н. Г. Великие лётчики мира: 100 историй о покорителях неба. – М.: ЛитРес, 2011.
  • Дважды Герои Советского Союза. – М.: Воениздат, 1973.
  • Люди бессмертного подвига. Кн. 1. – М., 1975.
  • Шагалов Е. С. Александр Иванович Колдунов. – Смоленск, 1959.
  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. – М.: Воениздат, 1987. – Т. 1.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 686044. Ед. хр. 116.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Ед. хр. 1533.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690155. Ед. хр. 3613.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Ед. хр. 1446.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 690306. Ед. хр. 1916.
  • ЦАМО. Ф. 33. Оп. 793756. Ед. хр. 60.
  • Симонов А. А. Колдунов Александр Иванович. [Электронный источник] // Патриотический Интернет-проект «Герои страны». URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=1239 (дата обращения: 28.10.2018).

w.histrf.ru


Смотрите также