Казимир малевич биография и творчество


Казимир Малевич: жизнь и творчество художника

 Казимир Северинович Малевич (1878 — 1935) – художник, прославленный в жанре авангардизма, импрессионизма, футуризма, кубизма.

Содержание

Биография Казимира Малевича

Творчество Малевича

Интересные факты из жизни художника

Картины Казимира Малевича

Библиография

Казимир Малевич родился в Киеве 11 февраля (23 февраля) 1879 года. Его родители по происхождению были поляками. Отец его, Северин, работал в качестве управляющего в Киеве на заводе известного в ту пору сахарозаводчика Терещенко. А вот согласно другим данным отцом Казимира Малевича был белорусский фольклорист и этнограф Северин Антонович Малевич. Впрочем, если личность отца художника и вызывает вопросы, то доподлинно известно, что мать Казимира – Людвига Александровна – была обычной домохозяйкой.

В семье родилось четырнадцать душ детей, но до зрелого возраста дожили лишь девятеро, и Казимир был старшим среди этой шумной ватаги.

Рисовать он начал с легкой руки своей матери, в пятнадцатилетнем возрасте, после того, как она подарила сыну набор с красками. Когда Малевичу исполнилось семнадцать, он некоторое время занимался в Киевской художественной школе Н.И. Мурашко.

Малевичи решили всей семьей перебраться в город Курск в 1896 году. С чем было связано это решение о переезде – неизвестно, но известно то, что Казимир там какое-то время трудился в должности какого-то мелкого чиновника, изнывая от рутинной тоски.

Так продолжаться долго не могло, поэтому он все-таки бросил карьеру клерка ради живописи.

Его первые картины были написаны под влиянием французских импрессионистов и сами, конечно же, были созданы тоже в стиле импрессионизма. Спустя какое-то время, он со страстью увлекся футуризмом. Был чуть ли не самым активным участником всех футуристических выставок, и даже работал над костюмами и декорациями, одним словом, оформлял футуристическую оперу под названием «Победа над Солнцем» в 1913-ом году. Этот спектакль, прошедший в Петербурге, стал одним из самых важных этапов в развитии всего русского авангарда.

Именно геометризация форм и максимальное упрощение в оформлении и натолкнули Казимира Малевича на мысль о создании нового направления – супрематизма.

Творчество Малевича

Художник совершил революцию, сделал шаг, на который до него никто не мог решиться никто в мире. Он полностью отказался от изобразительности, даже от изобразительности раздробленной, которая до этого существовала в футуризме и кубизме.

Свои первые сорок девять полотен художник продемонстрировал миру на выставке, прошедшей в Петрограде в 1915 году – «0,10». Под своими работами художник разместил табличку: «Супрематизм живописи». Среди этих полотен был и знаменитый на весь мир «Черный квадрат», написанный в 1914-ом году (?), который вызвал яростнейшие нападки со стороны критики. Впрочем, эти нападки не стихают и по сей день.

Уже в следующем году Казимир Малевич издал брошюру под названием «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», в которой доходчиво обосновывал свое новшество.

Супрематизм в итоге оказал настолько огромное влияние не только на живопись, но и на архитектурное искусство Запада и России, что принес своему создателю воистину мировую славу.

Супрематизм Музыкальный инструмент Цветочница

 Как и все художники нестандартного, «левого» направления, Казимир Малевич во время революции вел очень активную деятельность.

Художник занимался декорациями для первого спектакля Владимира Маяковского «Мистерия – буфф» в 1918-ом, он заведовал Художественным отделом при Московском совете. Когда перебрался в Петроград, то заведовал и преподавал в Свободных художественных мастерских.

В 1919-ом году, осенью, Казимир отправился в город Витебск, для того, чтобы преподавать в Народной художественной школе, которую организовал Марк Шагал, и которая вскоре преобразовалась в Художественно-практический институт. Он покинул Витебск лишь в 1922-ом году, чтобы вернуться в Петроград и работать на фарфоровом заводе, изобретать все новые и новые формы росписей, занимался изучением возможностей применения супрематизма в архитектуре.

В 1932-ом Малевич добился должности руководителя Экспериментальной лаборатории при Русском музее, где разработал теорию о «прибавочном элементе в живописи», которую выдвигал ранее.

В том же 1932-ом году Малевич внезапно вновь обратился к традиционному реализму. Возможно, это было связано с веяниями нового времени, но, так или иначе, а закончить этот новый период своего творчества Казимир Малевич так и не смог. В 1933 году он тяжело заболел, а два года спустя, в 1935 – скончался.

Интересные факты из жизни художника

С того момента, как Казимир Малевич создал знаменитый «Черный квадрат» прошло почти 100 лет, а шумиха вокруг него так и не утихает. К единому мнению, как именно знаменитая картина была создана, до сих пор не пришли. Об истории происхождения шедевра, на данный момент, существует две версии: прозаическая и мистическая.

Прозаическая версия гласит о том, как Малевич готовился к очень большой выставке. Но обстоятельства не складывались в его пользу и художник или не успел закончить работу, или просто испортил ее. И в панике, не зная, что делать, схватил краску темного цвета нарисовал по верх своей работы черный квадрат. В итоге, на полотне образовался так называемый эффект «кракле» — это когда краска растрескивается. Так выходит в результате нанесения краски на еще одну, не высохшую. Именно в таком хаотичном расположении огромного количества трещин люди находят разные изображения.

А вот мистическая версия гласит о том, что над этой работой Казимир работал не один месяц. Через философское осмысление мира, когда было достигнуто некое глубинное понимание и озарения, и был создан «Черный квадрат».

После того, как картина была, наконец, закончена, создатель не мог ни спать, ни есть. Как писал сам творец, он был занят тем, что вглядывался в загадочное пространство черного квадрата. Он утверждал, что он видит в этом квадрате то, что люди когда-то видели в лице Бога.

Почему же эта картина известна на весь мир? Мало найдется людей, которые о ней не знают. Может все дело в том, что до Малевича такого никто не делал? Может, дело именно в новаторстве?

Но! Все дело в том, что Казимир Малевич не был первым художником, который нарисовал черный квадрат на холсте.

В Париже, в 1882 году, проходила выставка, которая называлась «Искусство непоследовательных» и в выставке принимали участие работы шести художников. Самой неординарной картиной была признана работа, которая называлась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхода. Догадайтесь, что было на ней изображено? Много художников терпят фиаско, только потому что не смогли правильно подать свою работу.

Почему же тогда о картине Малевича знает весь мир, а о картине Пола неизвестно ничего? Могу лишь предположить, что все дело в том, как именно работа была представлена публике.

На выставке картина Малевича висела в «красном углу». В таком месте принято вешать икону. Художник назвал свое творение высшим произведением искусства и окружил ее мистикой. А вот Билхот абсолютно ничего не поведал о скрытом значении своей работы. Ни кому не предложил попытаться разглядеть, что именно скрывается за простым черным пятном.

Библиография

  • Шатских А. С. Казимир Малевич. — М.: Слово, 1996. — 96 с.
  • Анисимов Григорий. Кумир поверженный — всё Бог. Повесть о художнике Казимире Малевиче. — М.: Лира, 2001. — 280 с. — 1500 экз. — ISBN 5-85164-060-Х.
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче: В 2-х т. / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. — М.: RA, 2004. — ISBN 5-269-01028-3.

При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: mif-facts.com.ua, ru.wikipedia.org, ote4estvo.ru

Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес [email protected], мы и наши читатели будем вам очень благодарны.

Казимир Малевич: картины художника

Казимир Малевич - все картины Творчество. Свобода. Живопись.

Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!

Казимир Малевич: жизнь и творчество художника

3.8 (75%) 4 голос(ов)

allpainters.ru

Биография Казимира Малевича

Малевич Казимир Северинович (1879-1935) – русский живописец, педагог и теоретик искусства. Знаковая личность не только для отечественного искусства, но и для мировой живописи, ведь именно его считают основоположником абстрактного направления супрематизма. Его картины знают миллионы людей, но понимают немногие. Одних полотна Малевича раздражают своей простотой и пугают отсутствием мысли, других восхищают глубиной и тайнами. Он рисовал для избранных, но равнодушным не оставил никого.

Рождение и семья

Казимир родился 23 февраля 1879 года в Киеве. Спустя три недели его крестили в костеле святого Александра, о чем была сделана метрическая запись в приходской книге.

Мальчик имел польское происхождение. Его папа, Малевич Северин Антонович, 1845 года рождения, был шляхтичем Волынской губернии, родом из небольшого селения Турбов Подольской губернии (сейчас Винницкая область на Украине). Работал управляющим у российского промышленника Николая Артемьевича Терещенко на сахароваренных заводах.

Мама, Людвига Александровна (девичья фамилия Галиновская), полячка, 1858 года рождения, была домохозяйкой. 10 марта 1878 года она обвенчалась с Северином, а спустя год появился на свет их первенец Казимир. Всего в семье родилось четырнадцать детей, но пятеро из них умерли в младенческом возрасте. Кроме самого старшего выжили четыре девочки (Виктория, Мария, Северина, Ванда) и четыре мальчика (Мечислав, Антон, Бронислав, Болеслав).

Детство

Дома Малевичи говорили в основном на польском языке, но хорошо знали и украинский, на нем общались с соседями и на улице. Так как отец управлял несколькими заводами, семья часто переезжала по Подольской губернии из одного села в другое – Моевка, Белополье, Волчок, Пархомовка.

Родители Малевича

Маленькому Казимиру очень нравились крестьяне, он во всем старался подражать их жизни, ел сало и натирал корочку хлеба чесноком, не признавал обуви и бегал по траве босиком. Сельские жители казались ему нарядными и чистыми. Особенно нравились ребенку крестьянские свадьбы. В детской памяти остались красивые невесты с товарками в цветных узорчатых костюмах, с вплетенными в косы ленточками, в интересных головных уборах и сафьяновых сапожках. И женихи с товарищами в белых вышитых рубахах с широкими красными поясами, голубых шароварах и серых бараньих шапках. На фоне этого в мальчике развивалось чувство прекрасного, тяга к художеству и искусству.

Когда Казимиру было двенадцать лет, семья переехала в город Конотоп. Однажды отец взял сына с собою в Киев, где они побывали на художественной выставке. Юного Малевича до глубины души поразила одна из работ – портрет девочки на скамейке, которая чистила картофель. Это полотно пробудило в подростке желание взяться за холст и кисть.

Заметив у сына интерес к художеству, мама на пятнадцатилетие подарила ему набор с красками, и Казимир по-настоящему увлекся рисованием. В шестнадцать лет он написал свою первую картину маслом, которой дал название «Лунная ночь». На полотне изобразил реку, отражающийся в ней лунный свет и лодку на берегу. Друзья по достоинству оценили работу Малевича, и один из них без спроса автора отнес картину в магазин, где ее довольно быстро купили за 5 рублей.

Молодость

С каждым днем Казимир все больше и больше увлекался рисованием. Когда ему исполнилось семнадцать лет, он попросил у отца разрешения для дальнейшей учебы в Киевской художественной школе. Это учебное заведение основал русский художник-передвижник Николай Мурашко. Малевич поступил на курс к русско-украинскому жанровому живописцу Николаю Пимоненко, но проучился всего лишь год. Из-за работы отца семья была вынуждена снова переехать. На этот раз в город Курск, где за 260 рублей сняли квартиру в пять комнат.

Здесь Казимир устроился на работу в управление Московско-Курской железной дороги на должность чертежника. Но занятия рисованием не оставил, с другими начинающими живописцами организовал художественный кружок. С этого времени началась его двойная жизнь, которая тяготила творческую личность. С одной стороны, были повседневные провинциальные заботы и работа чертежника, которая казалась ему скучной и нелюбимой. С другой – он безумно жаждал творческой деятельности. В какой-то момент разрываться между ненавистной должностью и полетом фантазии стало для него невыносимым.

Московский период

В 1904 году Малевич принял решение все круто поменять в своей жизни и уехал в Москву, где подал прошение принять его в училище живописи, ваяния и зодчества. Казимиру отказали, но о возвращении в Курск не могло быть и речи. Он снял в Лефортово комнату в художественной коммуне, где помимо него проживало еще человек тридцать таких же коммунаров. Радовало то, что цена за проживание составляла 7 рублей, по тогдашним московским меркам это считалось дешево. Однако спустя полгода деньги закончились, и Малевичу все же пришлось вернуться в Курск.

В 1906 году он предпринял еще одну попытку поступить в московское училище, но ему снова отказали.

В 1907 году в Москву отправилась мать семейства Людвига Александровна, там она устроилась работать в столовую на должность заведующей. В скором времени она открыла собственную столовую на Тверской и перевезла из Курска всю семью. Снова оказавшись в Москве, Казимир стал посещать занятия у русского художника Федора Рерберга. В 1907 году даже получил возможность принять участие в выставке Московского товарищества художеств. А в 1910 году он уже выставлял картины на первой выставке авангардистов «Бубновый валет». Здесь Малевич познакомился со многими художниками нового направления и сделал первый шаг, чтобы порвать с реалистической живописью.

Творчество

Началась полоса признания творчества Малевича. В 1911 году он участвовал в выставке «Московский салон», через несколько месяцев повез свои полотна в Петербург на выставку объединения авангардистов «Союз молодежи». В 1912 году поехал в Мюнхен на совместную выставку с немецкими экспрессионистами.

В 1915 году Казимир основал новое направление в живописи супрематизм и написал самую знаменитую картину «Черный квадрат». Отныне в своем творчестве художник использовал геометрические фигуры и минимум красок. Чаще всего в картинах встречается черный цвет, но иногда мрачная характеристика его «собственного Я» разбавлена желтыми и красными оттенками.

Самые известные работы этого направления:

  • «Скачет красная конница»;
  • «Белое на белом»;
  • «Красный квадрат»;
  • «Черный круг».

В ноябре 1917 года Малевич стал председателем «Бубнового валета». В 1918 году переехал в Петроград, где создавал декорации для театральных постановок.

С 1919 года руководил «Мастерской по изучению нового искусства супрематизма» в Москве. Затем в Витебске возглавил мастерскую Народного художественного училища.

В 1922 году его полотна были представлены на первой русской художественной выставке в Берлине.

С 1923 года назначен директором музея художественной культуры в Петрограде.

В 1924 году возглавил Ленинградский государственный институт художественной культуры.

Но с 1926 года со стороны советской власти начались гонения на представителей «реакционного» искусства. Находясь в Германии, Малевич опасался худшего и составил завещание, согласно которому его картины остались в этой стране. Художника заподозрили в шпионаже и арестовали по возвращении на родину.

В декабре 1930 года Казимир вышел на свободу. Тюрьма не сломила его, и Малевич стал посредством холста и кисти критиковать коллективизацию и раскулачивание. В его творчестве начался крестьянский цикл, ярким примером которого стала работа «На жатву (Марфа и Ванька)».

В последние годы писал портреты в жанре реализма. Осталась незаконченной его картина «Соцгород».

Личная жизнь

Во время проживания в Курске Малевич познакомился с дочерью городского фельдшера Казимирой Ивановной Зглейц. Девушка понравилась молодому художнику, больше всего он вдохновился ее именем и подумал, что это судьба. Медлить с предложением руки и сердца не стал, и в 1899 году молодые поженились.

Но Казимира привыкла к безбедному существованию и постоянно требовала от мужа приличных заработков. Из-за этого Малевичу приходилось откладывать свои любимые кисти и с утра до ночи трудиться на ненавистной работе чертежника. Но долго так жить он не мог, несмотря на то, что уже родилось двое детей Анатолий и Галина. В семье наметился раскол, и художник уехал в Москву.

Через два года Казимира с детьми перебралась вслед за супругом. Однако, увидев, что в своем творчестве он не преуспел и по-прежнему беден, женщина завела себе любовника-генерала, а потом и вовсе бросила Малевича. Она отправилась в село Мещерское, где устроилась в психиатрическую больницу фельдшером. В скором времени завела роман с врачом и уехала с ним, оставив детей одной из сотрудниц.

Настоящей отдушиной в сложившейся ситуации стало для художника знакомство с детской писательницей Софьей Рафалович. Она была дочерью Рафаловича Михаила Фердинандовича, который заведовал хозяйством в той самой психиатрической больнице, где оставила малышей жена Малевича. Казимир как раз приехал за детьми, и тут повстречался с Соней.

В скором времени они стали жить гражданским браком. Официально скрепить отношения не получалось, так как художник долго не мог оформить развод с первой супругой. Софья не стала пилить Малевича и требовать денег, сама обустроила уютный домик на Немчиновке, который достался ей по наследству. А когда наступили тяжелые времена, Соня из ниток плела авоськи и продавала, тем самым спасая семью от голодной смерти.

Сыграть свадьбу Софья с Казимиром смогли лишь в 1909 году. Спустя одиннадцать лет у них родилась дочь Уна. Но в 1925 году Соня умерла.

Оставшись с маленькой дочкой на руках, Малевич через два года снова женился. Его третья супруга Наталья Манченко была моложе художника на 23 года.

Болезнь и смерть

В 1933 году у Казимира обнаружили рак предстательной железы. Заболевание быстро прогрессировало, через пару лет он уже не мог вставать с постели.

От Союза художников ему не платили пенсию, так что умирал Малевич в полной нищете. Его не стало 15 мая 1935 года. Похоронен живописец на кладбище вблизи деревни Немчиновки.

stories-of-success.ru

Казимир Малевич биография

Биография Малевича (Казимира Севериновича), русского и советского художника-авангардиста, достаточно интересна. Он жил и творил в очень смутное время, и, наверное, не случайно, что именно в это время им было предложено совершенно новое направление в искусстве  – супрематизм, предтеча современного авангарда.

Родился Казимир Северинович Малевич  в 1879 году  в Киеве.  Происходил из семьи этнических поляков. Семья была большая. Казимир был старшим из 14 детей. В семье говорили исключительно по-польски, с соседями общались на украинском языке.

До 17 лет Казимир воспитывался дома (семья к тому моменту успела переехать в Конотоп), а в 1895 году он поступил в Киевскую рисовальную студию (первую картину художник написал в 16 лет, а друзья, судя по его рассказам в автобиографии, продали ее за 5 рублей).

В 1896 году  Казимир начал работать (в это время семья уже жила в Курске). Творчество он не оставил, продолжая непрофессионально заниматься живописью. В 1899 году он женился.

В 1905 году Малевич уехал в Москву. Он попытался поступить в  Московское училище живописи, но его не зачислили на курс. В 1906 году он предпринял вторую попытку поступить в училище, опять провалился и вернулся домой.

В 1907 году вся семья перебралась  в Москву. Казимир стал посещать занятия по художественному творчеству.

В 1909 году он развелся и  женился на Софье Рафалович, польке, отец которой приютил у себя в доме детей Малевича (в краткой биографии  Казимира Малевича нет указаний на причину, по которым его дети остались одни, без матери).

В 1910 – 1914 годах началась полоса признания неопримитивистского творчества Малевича. Он принял участие в большом количестве московских выставок (например, «Бубновый валет»), выставлялся в мюнхенской галерее. Именно в это время он знакомился с М. Матюшиным, В. Хлебниковым, А. Моргуновым и другими авангардистами.

В 1915 году им было написано самое известное произведение  – «Черный квадрат». В 1916 году им было организовано общество «Супремус», где он пропагандировал идеи ухода от кубизма и футуризма к супрематизму.

После революции он, что называется, «попал в струю» и стал много заниматься вопросами развития советского искусства. К этому времени художник жил уже в Петрограде, работал с В. Мейерхольдом и В. Маяковским, преподавал в Народном художественном училище, которым руководил М. Шагал.

Малевич создал общество УНОВИС (многие ученики Малевича преданно следовали за ним из Петрограда в Москву и обратно) и даже родившуюся дочь называл Уной.

В 20-ые годы работал директором различных музеев и институтов Петрограда, вел научную и преподавательскую работу, выставлялся в Берлине и Варшаве, открыл несколько выставок в ведущих музеях Петрограда и Москвы, преподавал в Киеве, где специально для него была открыта мастерская. В это же время он развелся со второй женой и женился снова.

В 30-ых годах он работал в Русском музее, много выставлялся, но писал в основном портреты, хотя интересовался архитектурой и скульптурой.

В 1933 году он тяжело заболел, а в 1935 скончался. Захоронен недалеко от села  Немчиновка, где долгое время жил и работал.

  • В 1930 году Малевич был посажен в тюрьму. Ему было предъявлено обвинение в шпионаже в пользу Германии. Но следователи и друзья в органах сделали все, чтобы через полгода художник вышел на свободу.
  • Мало кто знает, что кроме “Черного квадрата”, есть еще “Черный круг” и “Черный треугольник”, а сам “Черный квадрат” мастер переписывал несколько раз и только последняя, четвертая версия, его полностью удовлетворила.

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

obrazovaka.ru

Казимир Малевич: биография и творчество

Жизнь основоположника русского авангарда полна тайн и скелетов в шкафу. Некоторые моменты биографии творца до сих пор остаются загадкой для искусствоведов. Вопросы вызывает даже точная дата и место рождения художника. Мнения разделились пополам, между 1879 и 1878 годом.

Также есть сторонники теории о том, что Казимир родился в городе Копыле, что в Белоруссии, а не в Киеве. Согласно официальной версии, Казимир Малевич появился на свет в марте 1879 года в Киеве, в семье шляхтича Северина Антоновича Малевича.

Он был первым ребенком в семье, а всего у Малевичей было четырнадцать детей. Правда, выжили из них лишь четверо братьев и четверо сестер Казимира. Сам художник всю жизнь называл себя поляком, однако, в сложный для государства период в документах писал, что он украинской национальности.

Будучи ребенком, Казимир не проявлял никакого интереса к искусству. Ситуация круто изменилась, когда мальчику было пятнадцать. На одной из киевских выставок, куда сына привез отец, будущего абстракциониста вдохновил портрет девочки, которая чистила картошку. Подросток настолько увлекся желанием творить, что на день рождения получил в подарок заветные краски.

На тот момент никто и подумать не мог, к чему приведет такое хобби. Но уже через два года парень изъявил желание учиться в художественной школе Киева. После долгих уговоров, семья приняла решение старшего сына. Но, доучиться Казимиру было не суждено: через год родители переехали в Курск, забрав с собой начинающего художника.

В новом городе молодой человек начал работать чертежником в железнодорожном управлении. Работа была ненавистной для парня, и лишь рисование помогало ему отвлечься. К тому моменту Казимир уже продал свою первую картину «Лунная ночь», стоимость которой тогда оценили в пять рублей. К сожалению, полотно было утеряно.

Через два года после переезда в Курск, молодой художник уехал в Москву, чтобы поступить в художественное училище. Дважды он пытался начать обучение там, и дважды получал отказ. Казимир не сдавался и решил получать знания в студии Федора Рерберга.

Три года он, как губка, впитывал знания. А позже его творения выставили в обществе «Бубновый валет», представители которого относились к раннему авангарду.

В 1912 году Казимир Северинович участвовал в мюнхенской выставке «Синий всадник». Творец также начинает иллюстрировать книги футуристических поэтов. Кстати, как говорил сам художник, идея знаменитого «Черного квадрата» пришла к нему во время создания декораций для оперы Алексея Крученых.

Без молодого таланта не обошлась и первая футуристическая выставка «Трамвай В», прошедшая в 1915 году. В это же время пишется и манифест художника, в котором он впервые говорит о направлении супрематизма. В основе таких творений лежит доминирование красок, цвета, над иными составляющими картины. В этом же году был представлен знаменитый «Черный квадрат».

Начиная с 1917 года, дела стремительно пошли вверх. Он стал одним из разработчиков проекта Народной академии искусств, занимал высокопоставленные должности в художественных учреждениях.

Зимой этого же года Казимир Северинович, переехавший из революционной столицы в Витебск, создал группу «Утвердителей нового искусства».

Проблемы с властью у художника начались после выхода в свет его статьи «Монастырь на госснабжении». Ситуация усугубилась после поездки в столицу Германии. Такая популярность за рубежом была непростительна, и с тех пор авангард попал в немилость к советской власти.

Приписав Казимиру шпионаж, его арестовали. Но через два месяца пришлось реабилитировать, так как такое положение дел вызвало бурю недовольства на Западе. С этих пор Малевич на своих полотнах изображает исключительно правдивое положение дел, жизнь крестьян, раскулачивание и коллективизацию.

Художник снова попал за решетку на несколько месяцев. Кстати, после этого в творчестве маэстро начинается эпоха «постсупрематизма». Вскоре проблемы с властью забылись, и авангардист снова начал получать престижные должности. В последние годы художник писал в жанре реализма.

Казимир Малевич был женат трижды и имел троих детей. Первый брак распался из-за непонимания женой увлечения супруга, вторая женщина творца умерла. Последней его избранницей стала Наталья Манченко, которая была значительно младше мужа.

Художник умер от страшной болезни — рака предстательной железы. В последний год жизни он даже не поднимался с постели. За творцом ухаживали преданные ученики из «УНОВИСа». Они же и кремировали Казимира Малевича, исполнив его последнюю волю, и установили на месте захоронения праха супрематический монумент, созданный по эскизам учителя.

portalinform.ru

Малевич, Казимир Северинович - это... Что такое Малевич, Казимир Северинович?

Казими́р Севери́нович Мале́вич (11 (23) февраля 1879[1], Киев — 15 мая 1935, Ленинград) — российский и советский художник-авангардист польского происхождения, педагог, теоретик искусства, философ. Основоположник супрематизма — направления в абстрактном искусстве.

Казимир Малевич родился 11 (23) февраля 1879 года в Киеве[1]. По распространённому мнению дата рождения Казимира Малевича — 1878 год[2][3], однако, имеется запись в приходской книге за 1879 год костёла св. Александра в Киеве о том, что Казимир Малевич родился 11 февраля, а крещен 1 марта (по старому стилю) 1879 года[1][4][5]. Семья будущего художника жила в Киеве на Бульонной улице (с 2012 года она носит имя Казимира Малевича), в Киеве похоронен его отец[6].

Родители Малевича и сам он были поляками по происхождению[2][7][8][9][10]. Отец Казимира Малевича Северин Малевич (шляхтич Волынской губернии Житомирского уезда) и мать Людвика (Людвига Александровна, в девичестве Галиновская) обвенчались в Киеве 26 февраля 1878 года (по старому стилю)[4]. Отец работал управляющим на сахарном заводе известного промышленника Терещенко в селе Пархомовка (Харьковской губернии). По данным одной белорусской газеты, существует легенда о том, что отцом Малевича якобы был белорусский этнограф и фольклорист Северин Антонович Малевич (1845—1902)[11][неавторитетный источник?]. Мать Людвига Александровна (1858—1942) была домохозяйкой. У четы Малевичей родилось четырнадцать детей, но только девять из них дожили до зрелого возраста. Казимир был первенцем. Рисовать начал учиться после того, как в возрасте 15 лет мать подарила ему набор красок.

До 17 лет жил на Подолье — Ямполь, Харковщина — Пархомовка (з 1890 по 1894, в Пархомовском художecтвенном музее есть несколько его работ, а также на Черниговщине — Вовчок і Конотоп. В 1895 году в возрасте 17 лет поступил в Киевскую рисовальную школу Н. И. Мурашко.

В 1896 году семья Малевичей переехала в Курск. Здесь Казимир работал чертежником в Управлении Курско-Московской железной дороги, параллельно занимаясь живописью. Вместе с соратниками по духу Малевич сумел организовать в Курске художественный кружок. Малевич вынужден был вести как бы двойную жизнь — с одной стороны повседневные заботы провинциала, нелюбимая и тоскливая служба чертежником на железной дороге и с другой — жажда творчества.

Дом, в котором К. Малевич жил в Курске, ул. Почтовая, 17

1898 год сам Малевич в своей «Автобиографии» назвал «началом публичных выставок» (хотя документальных сведений об этом не обнаружено).

В 1899 году женился на Казимире Ивановне Зглейц (1881—1942). Венчание произошло 27 января 1902 года в Курске в католическом Храме Успения Богородицы[12][13].

В Курске семья Малевичей снимала дом (пять комнат) по ул. Почтовая, 17, принадлежавший Анне Клейн, за 260 рублей в год. Здание сохранилось до наших дней, но находится под угрозой разрушения.[14]

В 1905 году решился круто изменить свою жизнь и переехать в Москву, несмотря даже на то, что супруга была против. Ведь Малевич оставлял её с детьми в Курске. Это наметило раскол в его семейной жизни.

5 августа 1905 года он впервые подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Однако в училище его не приняли. Возвращаться в Курск к жене и детям Малевич не захотел. Тогда он поселился в художественной коммуне в Лефортово. Здесь, в большом доме художника Курдюмова, жили около тридцати «коммунаров». Платить за комнату приходилось по семь рублей в месяц — по московским меркам, очень дешево. Но через полгода, весной 1906-ого, когда деньги на жизнь закончились, Малевич был вынужден все же вернуться назад, в Курск, к семье и службе в Управлении Курско-Москвской железной дороги. Летом 1906 года он снова подал документы в Московское училище, однако его не приняли и во второй раз.

В 1907-м году в Москву поехала мать Казимира Малевича Людвига Александровна, найдя работу заведующей столовой. Через несколько месяцев, сняв квартиру из пяти комнат, она отправила невестке распоряжение переезжать со всей семьёй в Москву. Впоследствии Людвига Александровна арендовала столовую на Тверской улице. Эту столовую в рождественские праздники 1908 года ограбили. Имущество семьи было описано и продано, и Малевичи переехали в меблированные комнаты в Брюсовом переулке, а Людвига Александровна вновь открыла столовую в Напрудном переулке. Три из пяти комнат занимал Казимир Малевич с семьёй (женой и двумя детьми). Там усилились размолвки и Казимира Зглейц взяв обоих детей, уехала в село Мещерское и нашла работу фельдшерицей в психиатрической лечебнице. Уехав оттуда с врачом, она оставила детей у одной из сотрудниц больницы.

С 1906 до 1910 года Казимир посещал занятия в студии Ф. И. Рерберга в Москве

В 1907 году принимал участие в XIV выставке Московского товарищества художников. Познакомился с М. Ф. Ларионовым.

Когда Казимир Малевич приехал за детьми, они были у заведующего хозяйством Михаила Фердинандовича Рафаловича. Дочь Рафаловича, Софья Михайловна Рафалович, вскоре стала гражданской женой Казимира Малевича (несколько лет Малевич не мог получить развода с первой женой).

В 1909 году развёлся с первой женой и вступил в брак с Софьей Михайловной Рафалович (18? — 1925), отцу которой принадлежал дом в Немчиновке, куда отныне Малевич постоянно приезжал жить и работать.

В 1910 году принял участие в первой выставке «Бубнового валета».

В феврале 1911 года экспонировал свои работы на первой выставке общества «Московский салон». В апреле — мае участвовал в выставке петербургского «Союза молодёжи».

1912 год. Малевич участвовал в выставках «Союза молодёжи» и «Синего всадника» в Мюнхене. Экспонировал более двадцати неопримитивистских работ на выставке «Ослиный хвост» в Москве (художник входил в группу молодых художников «Ослиный хвост»). Познакомился с М. В. Матюшиным.

В 1913 году Малевич принял участие в «Диспуте о современной живописи» в Петербурге, а также в «Первом в России вечере речетворцев» в Москве. Участвовал в выставке «Мишень». Оформил ряд футуристических изданий. На последней выставке «Союза молодежи» экспонировал, наряду с неопримитивистскими произведениями, картины, названные им самим «заумным реализмом» и «кубо-футуристическим реализмом».

В декабре 1913 года в Петербургском «Луна-парке» состоялись два представления оперы «Победа над Солнцем» (музыка М. Матюшина, текст А. Кручёных, пролог В. Хлебникова, декорации и эскизы костюмов М. Малевича). Согласно воспоминаниям самого художника, именно во время работы над постановкой оперы к нему пришла идея «Чёрного квадрата» — задник декорации одной из сцен представлял собой квадрат, наполовину закрашенный чёрным.

В 1914 году, вместе с Моргуновым, устроил эпатажную акцию на Кузнецком мосту в Москве, разгуливая по улице с деревянными ложками в петлицах. Участвовал в выставках общества «Бубновый валет», Салона независимых в Париже. С начала Первой мировой войны сотрудничал с издательством «Сегодняшний лубок». Иллюстрировал книги А. Кручёных и В. Хлебникова.

В 1915 году участвовал в первой футуристической выставке «Трамвай В» в Петрограде. Работал над первыми супрематическими полотнами. Написал манифест «От кубизма к супрематизму. Новый живописный реализм», изданный Матюшиным. На «Последней футуристической выставке картин „0,10“» экспонировал 39 работ под общим названием «Супрематизм живописи».

Самое знаменитое живописное произведение Малевича Чёрный квадрат (1915), которое явилось своеобразным живописным манифестом супрематизма. Был впервые выставлен в Петрограде 1 января 1916 года (19 декабря 1915 г. по старому стилю) и имел значительный успех. Мистическим дополнением к картине служат «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

1916 год. Малевич участвовал с докладом «Кубизм — футуризм — супрематизм» в организованной совместно с И. А. Пуни «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». Принял участие в выставке «Магазин». Экспонировал 60 супрематических полотен на выставке «Бубновый валет». Организовал общество «Супремус» (в него входят О. В. Розанова, Л. С. Попова, А. А. Экстер, И. В. Клюн, В. Е. Пестель и др.), готовил к изданию одноимённый журнал. Летом Малевич был призван на военную службу (демобилизован в 1917 году).

В мае 1917 Малевич был избран в совет профессионального Союза художников-живописцев в Москве представителем от левой федерации (молодой фракции). В августе становится председателем Художественной секции Московского совета солдатских депутатов, занимается просветительской работой, разрабатывает проект Народной академии искусств. В октябре был избран председателем общества «Бубновый валет». В ноябре 1917 московский Военно-революционный комитет назначил Малевича комиссаром по охране памятников старины и членом Комиссии по охране художественных ценностей, в чью обязанность входила охрана ценностей Кремля. В этом же году выступает с докладом на диспуте «Заборная живопись и литература».

В 1918 году он опубликовал статьи в журнале «Анархия». Избран членом Художественной коллегии Отдела ИЗО Наркомпроса. Пишет «Декларацию прав художника». Переезжает в Петроград. Создаёт декорации и костюмы к спектаклю В. В. Маяковского «Мистерия-Буфф». Участвовал в заседании комиссии по организации Музея художественной культуры (МХК).

В 1919 году он вернулся в Москву. Руководил «Мастерской по изучению нового искусства Супрематизма» в Свободных государственных художественных мастерских. Экспонировал супрематические работы на X Государственной выставке («Беспредметное творчество и супрематизм»).

В ноябре 1919 года художник переехал в Витебск, где начал руководить мастерской в Народном художественном училище «нового революционного образца», которую возглавлял Марк Шагал.

В том же 1919 году Малевич издал теоретическую работу «О новых системах в искусстве». В декабре в Москве открылась первая ретроспективная выставка художника «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму».

К 1920 году вокруг художника сложилась группа преданных учеников — УНОВИС (Утвердители Нового Искусства). Её членами стали Л. Лисицкий, Л. Хидекель, И. Чашник, Н. Коган. Сам Малевич в этот период практически не создавал картин, сосредоточившись на написании теоретических и философских работ. Также, под влиянием Эль Лисицкого, начались первые опыты в области архитектуры.

В 1920 г. Малевич выступил с лекцией «О новом искусстве» на конференции УНОВИС’а в Смоленске, руководил работами по декоративному оформлению Витебска к 3-й годовщине Октября. В этом же году у художника родилась дочь, которую он, в честь УНОВИС’а, назвал Уной.

1921 год. Участвовал в выставке, приуроченной к Третьему конгрессу Коминтерна в Москве.

В 1922 году Малевич закончил работу над своим главным теоретико-философским трудом — «Супрематизм. Мир как беспредметность или вечный покой». В Витебске была издана его брошюра «Бог не скинут. Искусство, церковь, фабрика».

В начале июня 1922 года художник переехал в Петроград с несколькими учениками — членами УНОВИС’а. Участвовал в деятельности петроградского Музея художественной культуры. Работы Малевича экспонировались на Первой русской художественной выставке в Берлине.

В 1923 году в Москве состоялась вторая персональная выставка художника, посвящённая 25-летию творческой деятельности. В этом же году он прочитал доклад в государственной Академии художественных наук (ГАНХ) в Москве; создал эскизы новых форм и декоративных супрематических росписей для Петроградского государственного фарфорового завода.

С 1924 по 1926 год Малевич работал директором Ленинградского государственного института художественной культуры[15] (ГИНХУК), возглавлял в нём формально-теоретический отдел.

В 1925 году художник прочитал доклад «О прибавочном элементе в живописи» в ГАНХ; участвовал в выставке «Левые течения в русской живописи за 15 лет»; работал над объёмными архитектурными супрематическими моделями — архитектонами.

Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА).

В 1926 году экспонировал архитектоны на ежегодной отчётной выставке ГИНХУКа. 10 июня в «Ленинградской правде» была опубликована статья Г.Серого «Монастырь на госснабжении», послужившая поводом для закрытия ГИНХУК. Был аннулирован подготовленный к печати сборник трудов Института с работой Малевича «Введение в теорию прибавочного элемента в живописи». В конце года ГИНХУК был ликвидирован.

В 1927 Казимир Северинович вступил в третий брак — с Наталией Андреевной Манченко (1902—1990).

В 1927 Малевич уехал в заграничную командировку в Варшаву (8-29 марта), где была организована его персональная выставка, затем — в Берлин (29 марта — 5 июня), где ему был предоставлен зал на ежегодной Большой берлинской художественной выставке (7 мая — 30 сентября). 7 апреля 1927 посетил Баухаус в Дессау, где познакомился с Вальтером Гропиусом и Ласло Мохой-Надем. 5 июня срочно вернулся в Ленинград, оставив картины, экспонировавшиеся на выставке, пояснительные таблицы к лекциям и теоретические записи на попечение архитектора Гуго Херинга (часть их в настоящее время принадлежит Городскому музею Амстердама и МоМА). В Мюнхене в свет вышла книга «Мир как беспредметность». В этом же году работы Малевича экспонировались на организованной Н. Н. Пуниным в Русском музее выставке Отдела новейших течений в искусстве.

В 1928 год. Малевич работал в Государственном институте истории искусств; публиковал статьи в харьковском журнале «Новая генерация». Готовясь к персональной выставке в Государственной Третьяковской галерее, художник вновь обратился к станковой живописи: так как многие его работы 1900—1910-х годов к тому времени были за границей, он создал цикл работ «периода импрессионизма» и датировал их 1903—1906 годами; таким же образом он восстановил работы крестьянского цикла и датировал их 1908—1912 годами. Предположительно, для этой же выставки Малевич создал третий вариант «Чёрного квадрата», по своим пропорциям соответствующий картине 1915 года. Сделано это было по просьбе дирекции галереи, так как работа 1915 года, хранившаяся к тому моменту в Третьяковской галереи, была в довольно плохом состоянии.

С 1928 до 1930 года Малевич преподавал в киевском художественном институте.

1 ноября 1929 года в ГТГ открылась «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича». В этом же году работы Малевича экспонировались на выставке «Абстрактная и сюрреалистическая живопись и пластика» в Цюрихе. В Государственном институте истории искусств был закрыт отдел, которым руководил Малевич.

В 1929 году Малевич был назначен Луначарским «народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА»[16].

В 1930 году произведения художника экспонировались на выставках в Берлине и Вене, сокращённый вариант выставки ГТГ открылся в Киеве (февраль — май).

Осенью 1930 года Малевич был арестован НКВД как «германский шпион». В тюрьме он пробыл до декабря 1930 года.

В 1931 году работал над эскизами росписи Красного театра в Ленинграде.

В 1932 получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее. Произведения художника были включены в экспозицию «Искусство эпохи империализма» в Русском музее.

В 1932 году художник участвовал в юбилейной выставке «Художники РСФСР за XV лет». По мнению некоторых специалистов, для этой выставки художником был написан четвёртый, последний из известных на сегодняшний день, вариант «Чёрного квадрата» (ныне хранится в Эрмитаже).

В 1932 году Малевич работал над неосуществлённым проектом — картиной «Соцгород». Начался последний период в творчестве художника: в это время он писал в основном портреты реалистического характера.

1933 год — началась тяжелая болезнь (рак предстательной железы).

1934 — участвовал в выставке «Женщина в социалистическом строительстве».

В 1935 году поздние портреты Малевича экспонировались на Первой выставке ленинградских художников (последний показ работ Малевича на родине — вплоть до 1962 года).

Скончался Малевич в Ленинграде 15 мая 1935 года.

По завещанию, после смерти тело Малевича было кремировано в супрематическом гробу, а затем урна была захоронена под любимым дубом художника близ деревни Немчиновки. Над могилой был установлен кубический монумент с изображённым чёрным квадратом. В годы войны могила была утрачена.

В настоящее время её местонахождение было установлено энтузиастами с достаточной точностью. Могила находится недалеко от улицы Малевича в Немчиновке, географические координаты 55.721333, 37.33855° с. ш. 37° в. д. / 55.721333° с. ш. 37.338° в. д. (G) (O). На месте могилы установлен небольшой монумент: белый куб с красным квадратом. По некоторым данным, нынешний владелец этого участка земли ООО «РОНД» намеревается построить на месте захоронения великого художника шестиэтажный дом.[17]

В сентябре 2012 года депутаты Киевского городского совета поддержали инициативу профессора-искусствоведа Дмитрия Горбачева и президента Ассоциации европейских журналистов историка искусства Артура Рудзицкого, о переименовании улицы Боженко в улицу Казимира Малевича в Киеве. Именно на этой киевской улице - тогда Бульонской - родился в 1879 году К.Малевич.

Знаменитые картины

Выставки

Персональные выставки

  • 1919 — «Казимир Малевич. Его путь от импрессионизма к супрематизму», Москва
  • 1923 — Персональная выставка, посвящённая 25-летию творческой деятельности, Москва
  • 1927 — Персональная выставка в Варшаве
  • 1929 — «Выставка произведений живописи и графики К. С. Малевича», Москва, Государственная Третьяковская галерея
  • 1930 — Персональная выставка в Киеве
  • 1988 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Ленинград, Русский музей, 10 ноября — 18 декабря.
  • 1988—1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Москва, Третьяковская галерея, 29 декабря 1988 года — 10 февраля 1989 года
  • 1989 — «Казимир Малевич. 1878—1935», Амстердам, Stedelijk Museum Amsterdam, 5 марта — 29 мая.
  • 2000—2001 — «Казимир Малевич в Русском Музее», Санкт-Петербург, Государственный Русский музей, 30 ноября 2000 года — 11 марта 2001 года

Коллективные выставки

Избранные работы

  • Отдых (Общество в цилиндрах). 1908. Государственный Русский музей.

  • Чёрный круг. 1915. Private Collection, Courtesy Galerie Gmurzynska Zug.

  • Красный квадрат. 1915. Private Collection, Courtesy Galerie Gmurzynska Zug (бывшее собрание Н.Харджиева).

  • Супрематическая композиция. Середина 1910-х (мотив 1915 г.). Частное собрание (ранее в собрании МоМА)

  • Супрематизм. 1915-1916 (по другим данным, 1917). Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленко.

  • Супрематизм (Звуковые волны). 1918. Городской музей (Амстердам).

  • Красный квадрат на черном фоне. Около 1922. Музей Людвига, Кёльн.

  • Эскиз к картине «Пейзаж новый». 1929-1932. Частное собрание

  • Девушка с красным древком. 1932-33. Государственная Третьяковская галерея.

  • Автопортрет. Художник. 1933. Государственный Русский музей.

  • Портрет Уны. 1934. Частное собрание

Библиография

Сочинения Казимира Малевича

  • Малевич К. В. Хлебников // Творчество, 1991, № 7, с. 4-5.
  • Малевич К. По лестнице познания: Из неопубликованных стихотворений / Вступ. сл. Г.Айги (1991, тираж 1000 экз.)
  • Малевич К. Лень как действительная истина человечества. С прилож. ст. Ф. Ф. Ингольда «Реабилитация праздности» / Предисл. и примеч. А. С. Шатских (1994, серия «Библиотека Сергея Кудрявцева», тираж 25 именных и 125 нумерованных экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 1. Статьи, манифесты, теоретические сочинения и др. работы. 1913—1929 / Общ. ред., вступ. ст., сост., подг. текстов и комм. А. С. Шатских; раздел «Статьи в газете „Анархия“ (1918)» — публ., сост., подг. текста А. Д. Сарабьянова (1995, тираж 2750 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 2. Статьи и теоретические сочинения, опубликованные в Германии, Польше и на Украине. 1924—1930 / Сост., предисл., ред. переводов, комм. Л.Демосфеновой; науч. ред. А. С. Шатских (1998, тираж 1500 экз., доп. тираж 500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 3. Супрематизм. Мир как беспредметность, или Вечный покой. С прилож. писем К. Малевича к М. О. Гершензону. 1918—1924 / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2000, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 4. Трактаты и лекции первой половины 1920-х годов. С приложением переписки К. С. Малевича и Эль Лисицкого / Сост., публ., вступ. ст., подг. текста, комм. и примеч. А. С. Шатских (2003, тираж 1500 экз.)
  • Малевич К. Собрание сочинеий в пяти томах. Т 5. Произведения разных лет: Статьи. Трактаты. Манифесты и декларации. Проекты лекций, Записки и заметки. Поэзия. 2004.
  • К. Малевич. Чёрный квадрат. СПб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. 288 с., Серия «Азбука-классика», 3000 экз., ISBN 978-5-389-02945-3

О Казимире Малевиче

Книги
Альбомы, каталоги
  • Андреева Е. Казимир Малевич ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. — СПб.: Арка, 2010. — 28 с. ISBN 978-5-91208-068-5
  • В круге Малевича: Соратники, ученики, последователи в России 1920—1950-х. — [Б.м.]: Palace Editions, 2000. — 360 с. — ISBN 5-93332-039-0
  • Казимир Малевич. 1878—1935: [Каталог выставок 1988—1989 гг. в Ленинграде, Москве, Амстердаме] / Предисл. Юрия Королёва и Евгении Петровой; вступление В. А. Л. Беерена. — Амстердам: Stedelijk Museum Amsterdam, 1988. — 280 с. — ISBN 90-5006-021-8
  • Казимир Малевич в Русском музее. — [Б.м.]: Palace Editions, 2000. — 450 с. — ISBN 5-93332-009-9
Мемуары, переписка, критика
  • Малевич о себе. Современники о Малевиче / Сост., вступ. ст. И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. В 2 т. — М.: RA, 2004. — ISBN 5-269-01028-3
  • Малевич та Україна / Укладач антології Д. О. Горбачов. — Київ, 2006. — 456 с. — ISBN 966-96670-0-3
Монографии
Биографии
Статьи
  • Азизян И. А. К. Малевич и И. Клюн: от футуризма к супрематизму и беспредметному творчеству // «0.10». Научно-аналитический информационный бюллетень Фонда К. С. Малевича. — 2001. — № 2. — С. ???
  • Азизян И. А. Тема единства в супрематической теории Малевича // Архитектура в истории русской культуры. Вып. 3: Желаемое и действительное / Под ред. И. А. Бондаренко. — М. : УРСС, 2002. — 328 с. — ISBN 5-8360-0043-3.
  • Горячева Т. Малевич и метафизическая живопись // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 1. — С. 49—59.
  • Горячева Т. Малевич и Ренессанс // Вопросы искусствознания. — 1993. — № 2/3. — С. 107—118.
  • Гурьянова Нина. «Декларация прав художника» Малевича в контексте московского анархизма 1917—1918 годов // Искусство супрематизма / Ред.-сост. Корнелия Ичин. — Белград: Издательство филологического факультета в Белграде, 2012. — С. 28—43.
  • Кацис Л. «Черный квадрат» Казимира Малевича и «Сказ про два квадрата» Эль-Лисицкого в иудейской перспективе // Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. — М.: ОГИ, 2000. — С. 132—139.
  • Курбановский А. Малевич и Гуссерль: Пунктир супрематической феноменологии // Историко-философский ежегодник — 2006 / Институт философии РАН. — М.: Наука, 2006. — С. 329—336.
  • Н. О. Малевич возрождённый // НГ Ex libris. — 2004. — 1 апреля.
  • Михалевич Б.А. «Черный квадрат» в Эстетическом поле (Творческие принципы Казимира Малевича) // Сб. «Автор и зритель» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Эстетическое поле. Гармония «Хаоса» в искусстве (К. Малевич, В. Кандинский, П. Филонов) // «Альманах-2» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т). - 2007.
  • Михалевич Б. Искусство в эстетическом поле. Субстанциализм (… линиями Авангарда) // «Альманах–3» (Санкт-Петербург. Гос. ун-т) - 2008.
  • Раппапорт А. Утопия и авангард: портрет у Малевича и Филонова // Вопросы философии — 1991. — № 11. — С. ???
  • Робинсон Э. Апофатическое искусство Казимира Малевича // Человек. — 1991. — № 5. — С. ???
  • Артур Рудзицкий Киев под знаком Малевича -документы, фото, текст книги А.Туровского на англ.языке
  • Фиртич И. Г. «Англичании в Москве» К. С. Малевича как Притча о Новом видении // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. — СПб., 1997. — С. 30—40.
  • Шатских А. С. Малевич в Витебске // Искусство. — 1988. — № 11.
  • Шихирева О. Н. К вопросу о позднем творчестве К. С. Малевича // Альманах «Аполлон». Бюллетень № 1. Из истории русского авангарда века. — СПб., 1997. — С. 67—74.

Фильмография

См. также

Примечания

  1. ↑ 1 2 3 Д. Горбачев. Малевич и Украина. — Киев, 2006. — 456 с. ISBN 966-96670-0-3
  2. ↑ 1 2 Родословие и предки К. С. Малевича // Малевич о себе. Современники о Малевиче. Авторы-составители И. А. Вакар, Т. Н. Михиенко. Т. 1. Москва, 2004. С. 372—385.
  3. ↑ Шатских А. С. Казимир Малевич. — М.: «Слово», 1996. — 96 с.
  4. ↑ 1 2 Историк: «В некоторых анкетах 1920-х годов в графе „национальность“ Казимир Малевич писал: украинец» 09.04.2009. Артур Рудзицкий
  5. ↑ Александровский костёл — Костел Святого Александра
  6. ↑ Кто Вы, Казимир Малевич? Елена Новикова «Зеркало недели» № 26, 09 июля 2005
  7. ↑ Советское искусствознание, выпуск 27
  8. ↑ «Позвонки минувших дней: произведения 40-х--50-х годов, дневники и письма» Евгений Шварц
  9. ↑ Картины и жизнь: записки коллекционера. Борис Грибанов
  10. ↑ «Лицо квадрата: мистерии Казимира Малевича» Иннеса Левкова-Ламм
  11. ↑ Анастасія Зелянкова. Белорус, который обмнул мир // Салідарнасць, 04.11.2008
  12. ↑ Храм Успения Богородицы
  13. ↑ Римско-католический костёл в Курске
  14. ↑ Здесь жил Малевич (Городские Известия, г. Курск, № 45 (2749), 14 апреля 2009 года)
  15. ↑ Казимир Малевич
  16. ↑ «Сайт Государственного Эрмитажа, 2009» «В 1929 г. А.Луначарский назначил Малевича „народным комиссаром ИЗО НАРКОМПРОСА“, но уже в следующем 1930 г. его выставка в Киеве была запрещена».
  17. ↑ Уцелеет ли могила Казимира Малевича? (Контрабанда, 29 сентября 2011 года)

dic.academic.ru

Казимир Малевич. Жизнь и творчество.

Биография и стиль знаменитого русского мастера.

Малевич. Биография и стиль.

Молодость и обучение

Русский художник Казимир Северинович Малевич родился в Киеве. В 1900-х годах он создавал пейзажи и другие работы под влиянием картин импрессионистов. В 1904 году, после смерти отца, он переехал в Москву, где с 1904 по 1910 год обучался в московском училище живописи, скульптуры и архитектуры, а также в студии Федора Рерберга.

В 1907 Казимир знакомится с Михаилом Ларионовым и в течение следующих нескольких лет оба мастера совершенствуют примитивистский стиль, а также вступают в объединение «Бубновый валет» и более радикальный «Ослиный хвост». Стоит отметить, что картины Малевича являются интенсивнее и ярче по цвету, чем Ларионова, отражающие влияние Матисса.

Точильщик

Первые выставки

В 1911 году работы Малевича появляются на второй выставке Владимира Татлина и группы «Союз молодежи» в Санкт-Петербурге. Год спустя работы Казимира на крестьянскую тематику находились на выставке «Ослиный хвост», в Москве.

Картины Малевича демонстрировали поглощение западных авангардных влияний, и сочетали в себе кубизм и футуризм, притом эти стили не были похожи на классические картины Брака или Пикассо.

Девушки в поле

Алогизм

Антиевропейские взгляды на живопись Ларионова привели художников к разрыву. Малевич вступает в новый интеллектуальный круг современных художников, писателей и композиторов. Группа присоединилась к концепции «алогизма», идеей которой было вырваться из границ и общепринятых правил. Работы мастеров подрывали различные принципы и законы логики.

Супрематизм

Черный квадрат

Кульминацией «алогизма» стало создание в Санкт-Петербурге, в декабре 1913 года, оперы «Победа над солнцем», для которой Малевич конструировал декорации. Занавес с черным квадратом символизировал новые возможности, появившиеся в связи с кончиной старых порядков.

Так началось исследование и совершенствование Малевичем  революционной формы искусства, известной как супрематизм. Направление основывалось на утопических идеалах искусства и являлось политически-революционным.

Первая выставка супрематизма («0,10») состоялась в Санкт-Петербурге, в декабре 1915 года, и состояла из тридцати пяти абстрактных произведений Малевича, включивших в себя изображение множества треугольников, прямоугольников и кругов, исполненных в ярких красках. Основным произведением стал знаменитый Черный квадрат на белом фоне, который помог приобрести Малевичу его статус и влияние.

Красный квадрат

После публикации манифеста от кубизма к супрематизму (1915 год), Малевич начинает работать с другими супрематистами, такими как Любовь Попова, Дэвид Бурлюк, Натан Альтман и другими.

Малевич обосновывал свой супрематизм, ссылаясь на желание создавать искусство, независимое от объекта и осуждал классическую живопись, обвиняя ее в краже образов из природы, а старых мастеров в неумении придумать нечто новое. На этапе развития направления, Малевич, создававший первоначально строгие и концептуальные работы, подобные черному квадрату, столкнулся с дилеммой. Развитие абстрактных образов расширяло содержание картин, препятствуя идеям о простоте и аскетизме. Фактически, после долгих поисков и экспериментов с глубиной цвета и содержанием, признание того, что исследования супрематизма зашли в тупик, стала композиция «Белое на белом» (1918, Музей современного искусства, Нью-Йорк).

Международное признание

В 1927 году работы Малевича выставлялись в Варшаве и Берлине. Эти выставки, наконец, принесли художнику международное призвание. К счастью для истории искусства, Казимир оставил большую часть своих работ не на территории Советского Союза, справедливо пологая, что советская власть со временем будет расправляться с модернистскими движениями.

Художник скончался от рака в мае 1935 года в Ленинграде. В настоящее время Малевич рассматривается многими критиками в качестве важной фигуры абстрактных художественных движений дореволюционной России и одного из самых инновационных художников 20-го века.

artrue.ru


Смотрите также