Ивана вырыпаева биография


Иван Вырыпаев

Иван Вырыпаев – актер, режиссер, сценарист и драматург, которого современные критики относят к направлению «новая драма». Постановщик стал театральным и кинематографическим открытием для культурной России 2000-2010 годов. Его популярность распространяется и на Западе, где по пьесам Вырыпаева ставят спектакли. Работы режиссера неоднократно завоевывали Гран-при фестивалей «Новая драма» и «Контакт». Он становился лауреатом премий «Золотая маска» и «Триумф». В 2009 году Вырыпаева признали лучшим драматургом в Германии.

Детство и юность

Иван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в Иркутске. Обязанности по воспитанию сына лежали на отце, преподавателе колледжа, так как мать трагически погибла. Мальчику не хватало тепла и внимания, поэтому он был хулиганом и грозой сверстников. Сложный характер не стал препятствием на пути к увлечению искусством и театром. Решив выучиться на актера, Иван легко добился поставленной цели.

Окончив школу, он поступил в Иркутское театральное училище. В это время Иван начал писать первые пьесы. В 1995 году Вырыпаев уехал в Магадан, где отработал сезон в местном театре и даже преподавал сценическое мастерство студентам в училище искусства.

Актер и режиссер Иван Вырыпаев

В 1996-м постановщик подался в Петропавловск-Камчатский, где был актером в Театре драмы и комедии. Здесь он познакомился с режиссером Виктором Рыжаковым. Творческих деятелей связали теплая дружба и общие идеи. Впоследствии Виктор неоднократно ставил спектакли по пьесам Ивана. В их числе и постановка «Солнечная линия».

Вскоре Вырыпаев вернулся в Иркутск. Некоторое время в родном городе он трудился в основанном им театре «Пространство игры», с которым бывал на гастролях по городам России. В 1998-м Иван поступил в театральное училище им. Б. Щукина на заочное отделение направления «режиссер драматического театра». Параллельно с получением профильного образования Вырыпаев продолжал педагогическую деятельность, занимаясь со студентами театрального училища в Иркутске.

Театр и фильмы

Первым спектаклем, поставленным Вырыпаевым, стали «Сны». Он затрагивал вопросы о любви, Боге и свободе, но с трудом воспринимался публикой, не готовой к новому формату преподнесения драмы. Для осознания происходящего требовалось полное погружение в материал, в котором главенствовал текст.

Театральный режиссер Иван Вырыпаев

За дебютом на театральных подмостках появились спектакли «Город, где я», а также «Валентинов день». Обе пьесы написаны Вырыпаевым специально для постановки. Вторая стала продолжением известного драматургического произведения «Валентин и Валентина». Режиссер рассказывал о чувствах и переживаниях, которые настигли героев спустя десятилетия.

Переехав в 2001 году в Москву, Иван Вырыпаев начал сотрудничать с уникальной площадкой – Центром новой пьесы «Театр.Doc». С этого момента его имя знал каждый театральный критик столицы и городов, где интересуются сценическими экспериментами. Этому способствовала постановка под названием «Кислород». Ивана воспринимали как режиссера с нестандартным подходом, вдохнувшим в театр глоток свежего воздуха.

В 2005-м в театре «Практика» постановщик выпустил спектакли «Июль» и «Бытие №2», став проповедником «новой драмы». Площадка, созданная Эдуардом Бояковым, располагала к экспериментам и опытам. Здесь играли пьесы современной драматургии, а постоянной трупы не существовало: режиссеры приглашали артистов к сотрудничеству на проект.

Иван Вырыпаев в театре

Тогда же были поставлены спектакли «Танец Дели», «Иллюзии», «Борис Годунов», «Женитьба». Сейчас большой популярностью среди режиссеров пользуется пьеса Вырыпаева «Пьяные». Ее сценический дебют состоялся в Дюссельдорфе.

Став художественным руководителем, Вырыпаев понял, что ему по душе вольный труд, а управление он готов оставить другим. Получив приглашение возглавить «Практику» в 2013 году, постановщик долго раздумывал, но согласился. Он хорошо чувствовал площадку и материал, который на ней воплощался. Режиссер уверен, что сегодня театр имеет воспитательную функцию и как постановщик пытается передать зрителю понимание современного мира без прикрас.

Иван Вырыпаев на сцене

Параллельно с реализацией на театральном поприще Вырыпаев занимался работой в кинематографе. В 2006 году на экраны вышел фильм «Эйфория», повествовавший о сильной любви героев и такой же ревности. История любовного треугольника шокировала многих зрителей и удостоилась награды Венецианского кинофестиваля и «Кинотавра». Дебют положил начало развитию фильмографии Ивана.

Жизнь пьесы «Кислород», которую Вырыпаев впервые поставил в 2002 году в Иркутске, продолжилась в кадре кинокамеры в 2009-м. Премьера прошла летом и покорила поклонников артхауса. Мощные тексты буквально гипнотизировали зрителей, следящих за происходящим на экране. Речь шла о жизни современных молодых людей, полной безнравственности и отчужденности. Цитаты из Библии переплетались с матом, жаргоном, современной музыкой и создавали непривычный симбиоз. Лента поднимала вопросы о жизни, смерти и религии.

Иван Вырыпаев

Третьей картиной, которой Вырыпаев вновь громко заявил о себе, стал фильм «Спасение». Премьера состоялась в 2015 году. Лента рассказывала о монахине, отправившейся ради миссии в Гималаи. Непредвиденные обстоятельства поменяли ее планы и взгляды.

Творческая биография Ивана Вырыпаева продолжает пополняться интересными работами, среди которых пьесы, спектакли и киноленты. Сегодня драматург и режиссер популярен в России и Европе. Его пьесы переводят на иностранные языки и ставят на театральных подмостках разных стран.

Личная жизнь

У Ивана Вырыпаева трое детей. Первый брак был заключен им в Иркутске. От него у драматурга есть сын по имени Геннадий. Мальчик родился в 1994 году.

Иван Вырыпаев и его жена Каролина Грушка

В 2003-м Вырыпаев женился на актрисе Полине Агуреевой. Она сыграла главную женскую роль в фильме «Эйфория». Жена подарила режиссеру сына. Мальчика назвали Петром. Союз творческих людей оказался неудачным, и, решив строить личную жизнь порознь, Иван и Полина расстались в 2007 году.

Сейчас Иван женат на польской актрисе Каролине Грушке. Возлюбленную Вырыпаев запечатлел в нескольких фильмах. Первой совместной работой для них стала «Эйфория». В 2012 году у Ивана родилась дочь.

Иван Вырыпаев сейчас

Проживая в Москве, драматург и постановщик является художественным руководителем «Движения KISLOROD». В 2019 году он порадовал поклонников лекцией, проведенной в Петербурге на сцене «ЛенДока».

Иван Вырыпаев в 2019 году

В апреле того же года на сцене БДТ им. Товстоногова состоялась премьера спектакля «Волнение» по пьесе Вырыпаева. Автор написал ее специально для Алисы Фрейндлих, которая в 2019-м отмечает 35 лет службы в БДТ. В этом году знаменитой сцене исполняется 100 лет.

Иван Вырыпаев не ведет активности в социальных сетях, но его фото опубликованы в Интернете.

Фильмография

  • 2006 – «Эйфория»
  • 2008 – «Кислород»
  • 2009 – «Короткое замыкание»
  • 2006 – «Бумер. Фильм второй»
  • 2006 – «Бункер, или учёные под землёй»
  • 2007 – «Лучшее время года»
  • 2008 – «Кислород»

Театральные постановки

  • «Сахар» – театр «Практика»
  • «Невыносимо долгие объятия» – театр «Практика»
  • Ufo – театр «Практика»
  • «Иллюзии» – МХТ им. Чехова
  • «Пьяные» – МХТ им. Чехова
  • «Dreamworks» – МХТ им. Чехова
  • «Летние осы кусают нас даже в ноябре» - Мастерская Петра Фоменко»
  • «Волнение» - БДТ им. Товстоногова
Page 2

Татьяна Тотьмянина

Фигуристка, чемпионка Олимпиады, Европы и мира, Заслуженный мастер спорта

24smi.org

Иван Вырыпаев

День рождения: 03.08.1974

Иван Вырыпаев вырос с отцом, Александром Николаевичем, который преподавал в Иркутском педагогическом колледже и был награжден медалью за заслуги в профессии «Патриот России». Мать Ивана трагически погибла.

В детстве слыл хулиганом и грозой двора, по собственному признанию, даже отбирал деньги у одноклассников. Несмотря на буйный нрав, проявлял интерес к кино и театру, неожиданно для всех даже решил стать профессиональным актером.

В 1995 году Иван получил диплом Иркутского театрального училища, тогда же начал писать свои первые пьесы. В Иркутске он основал собственный театр «Пространство игры», с которым гастролировал по России. На сцене театра Вырыпаев ставил спектакли по собственным первым работам.

Он уехал в Магадан, где работал в театре, а затем переехал в Петропавловск-Камчатский. Там два года выступал на сцене Театра драмы и комедии. На Камчатке познакомился с театральным режиссером Виктором Рыжаковым, с которым по сей день плотно сотрудничает.

В 2002 года актер переехал в Москву, где принялся за реализацию своих театральных планов. В 2006 году работал арт-директором театра «Практика», в 2013 занял пост художественного руководителя.

За годы работы Вырыпаев стал одной из самых значимых фигур театрального искусства в России и в Европе. Драматургия режиссера узнаваема и особенна, он уделяет внимание каждой фразе, именно слова ставя в основу всего спектакля, погружая зрителя в мир емких диалогов и монологов.

Пьесы Ивана Вырыпаева переведены на несколько языков, особой популярностью у заграничных режиссеров пользуются «Сны», «Валентинов день», «Кислород».

Фильмы Ивана Вырыпаева

Реализовав на театральной сцене множество экспериментов и форм, Вырыпаев отправился покорять неизвестный мир кино.

В 2006 году вышла картина «Эйфория». Зарисовка на тему непростых отношений мужчины и женщины в реалиях сельского быта изначально должна была стать современным видением шолоховского «Тихого Дона», но свой дебют на экране Иван Вырыпаев называет неудачным.

Он не смог донести до зрителя и критиков главный посыл, заострив слишком много внимания на стереотипах о русских пьяницах и разгильдяях. Тем не менее, картина была отмечена на фестивале в Венеции, получив от жюри «Малого золотого льва».

Вышедший позже фильм «Кислород» снят по одноименной успешной пьесе Вырыпаева, которая завоевала любовь зрителей в российском театре, а затем и на подмостках Англии, Чехии, Польши и др.

Картина «Кислород» получилась приближенной к первоначальному источнику – коллаж из коротких клипов в сопровождении речитатива смотрелся стильно, фильм получился эмоциональным и целостным.

Оценить его смогли немногие, в прокате картина прошла незаметно. Вырыпаев представил свою трактовку десяти заповедей и размышления об их значении для современного молодого человека. Материал пьесы потребовал тщательной переработки – в театре это был страстный монолог с яркими визуальными эффектами, для кино подобный формат не подходил.

Интересные заметки:

«Танец Дели» (2012) и «Спасение» (2015) укрепили позиции режиссера в независимом кино, доказав его глубину и способность передавать остроту чувств через экран. Полина Гришина, сыгравшая главную роль путешествующей монахини в «Спасении», получила на премии «Кинотавр-2015» награду в номинации «Лучшая женская роль».

Награды режиссера

  • 2004 – молодежная премия «Триумф».
  • Награда Гильдии кинокритиков РФ «Белый слон».
  • 2006 – Приз Независимого молодежного жюри «Золотой львенок», Венеция («Эйфория»).
  • 2007 – премия «Ника», «Открытие года» («Эйфория»).
  • Премия «Кинотавр», «Лучший режиссер» («Кислород»).
  • 2012 – Награда за вклад в развитие искусства, Польша.

Две актрисы в жизни драматурга

С 2003 по 2007 год режиссера связывали узы брака с актрисой Полиной Агуреевой, которая сыграла главную роль в его картине «Эйфория». У пары в 2006 году родился сын Геннадий. Агуреева об отношениях вспоминает, как о «бесконечной борьбе везде – и в любви, в творчестве».

Сейчас Иван Вырыпаев счастлив в союзе с актрисой польского происхождения – Каролиной Грушкой. Она снималась во всех картинах мужа, исключая дебютную «Эйфорию». В 2012 году у супругов родилась дочь.

rustars.tv

�ван вырыпаев - биография, информация, личная жизнь. �ван Вырыпаев: «У меня двое детей и три жены Наш раненый нашей шрапнелью

Отец - Александр Николаевич Вырыпаев преподает в �ркутском педколледже № 1, награжден медалью «Патриот России».

Супруги и дети:

От первого брака сын Геннадий

Вторая жена (2003-2007), актриса театра Петра Фоменко, Полина Агуреева. Сын Пётр (р.2005).

Третья супруга - польская актриса Каролина Грушка.

В 1995 году �ван окончил �ркутское театральное училище, после окончания один сезон проработал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году �ван Вырыпаев основал Театр-студию «Пространство игры» в �ркутске. В том же году �ван становится студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучаясь заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999-2001 годах �ван Вырыпаев преподаёт мастерство актёра в �ркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

�ван Вырыпаев получил широкую известность и популярность в Европе, как театральный драматург, режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на польский, немецкий, болгарский, румынский, английский, французский языки.

Работает в Москве, живёт как в Польше, так и России.

Творчество

Отношение к исламу

�ван Вырыпаев признается в любви к арабскому миру и исламу: «Мы побывали в семи странах. На меня произвела впечатление Сирия, Дамаск в особенности. Вообще арабский мир для меня - одно из самых сильных откровений. Я очень люблю его культуру, �слам, как-то стараюсь это изучать. Для меня это источник вдохновения»

Фильмография

  • 2006 - Эйфория
  • 2008 - Кислород
  • 2009 - Короткое замыкание
  • 2006 - Бумер. Фильм второй
  • 2006 - Бункер, или учёные РїРѕРґ землёй
  • 2006 - Эйфория
  • 2007 - Лучшее время РіРѕРґР°
  • 2008 - Кислород
  • 2006 - Бункер, или учёные РїРѕРґ землёй - Гвидон
  • 2006 - Бумер. Фильм второй

Драматургия

  • 1999 - «Сны»
  • 2000 - «Город, РіРґРµ СЏВ»
  • 2001 - «Валентинов день»
  • 2002 - «Кислород»
  • 2004 - «Бытиё 2В»
  • 2006 - В«Р�юль»
  • 2008 - «Объяснить»

РљРЅРёРіРё

  • Вырыпаев Р�. 13 текстов, написанных осенью. - Рњ.: Время 2005. - 240 СЃ. ISBN 5-9691-0082-X

Признание и награды

  • Лауреат молодежной премии «Триумф» 2004
  • Лауреат премии РёРј. Володина «Надежда СЂСѓСЃСЃРєРѕР№ драматургии»
  • Вторая премия РЅР° международном фестивале современной драматургии РІ Гейдельберге, (Германия)
  • Гран-РїСЂРё международного фестиваля Контакт Рі. РўРѕСЂСѓРЅСЊ (Польша) (Р·Р° спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (РњРѕСЃРєРІР°) (Р·Р° спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии «Золотая маска» (РњРѕСЃРєРІР°) (Р·Р° спекталь «Кислород»)
  • Гран-РїСЂРё фестиваля «Новая драма» 2005 Рі. (Р·Р° спекталь «Бытие 2В»)
  • Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» (Р·Р° фильм «Эйфория»)
  • РџСЂРёР· независимого молодежного жюри 63 РњРљР¤ РІ Венеции «Золотой львёнок» (Р·Р° фильм «Эйфория»)

�ркутские кинематографисты снимают фильм «�ркутск �вана Вырыпаева» про соотечественника и известного российского драматурга. Режиссер ленты - автор нашумевшего фильма «Похабовск. Обратная сторона Сибири» Юрий Яшников. В съемках принял участие российский писатель и драматург Евгений Гришковец. О том, зачем и для кого снимают этот фильм, рассказал Юрий Яшников.

141 15 85

Герой нашел нас сам

Мы не собирались снимать фильм. �дея съемок возникла совершенно спонтанно. В 2016 году иркутский союз кинематографистов (�ркутское областное отделение Союза кинематографистов РФ. - Прим. ред.) пригласил �вана Вырыпаева презентовать в �ркутске новый фильм «Спасение». Мне как руководителю молодежного центра союза поручили его встречать. Захотелось встретить как-то интересно, и мы с Сергеем Дубасом придумали снять маленький ролик про визит �вана. Как-никак знаменитый на весь мир драматург-иркутянин на родину прилетает.

Администрация аэропорта откликнулась на нашу просьбу и даже разрешила снимать у трапа самолета. В итоге первыми словами �вана в фильме были: «О, а как вас сюда пустили?» Мы с оператором �льей Закаблуковским, будучи уверенными, что снимаем просто ролик, посадили гостя в машину и повезли на «Чайку», где живет его папа.

�менно в те 20 минут, что мы ехали, начал рождаться фильм. В дороге �ван как бы между делом наговорил нам столько неожиданных вещей! Как режиссера меня потрясло его мировоззрение, чистые формулировки окружающего мира, что показалось преступным не запечатлеть это на пленку. Мы не искали героя, он нашел нас сам.

О внезапной смене наших планов мы �вана, конечно, не известили. У меня тогда язык не поворачивался сказать, что мы начали фильм. Я боялся услышать «нет». Думаю, он сразу начал догадываться. Ведь за ним неотступно ходили сначала два оператора, а на выступлениях их количество доходило до четырех и восьми человек.

Разоблачение чуть не произошло в день отлета �вана. Машина, на которой мы его везли, была полностью облеплена камерами, а внутри сидел оператор. Провожаем �вана до здания аэропорта, открывается дверь - и там его встречает другой оператор. � тут Вырыпаев останавливается, поворачивается ко мне и спрашивает: «Юр, что происходит? Это уже совсем не походит на съемку маленького ролика…» Я даже не успел ничего ему ответить, как подошла сотрудница и быстро-быстро увлекла �вана на посадку. Он улетел, так и не зная ничего. Объяснился я позже в электронном письме. � �ван прислал короткое: «Окей, снимайте».

В родном �ркутске �ван Вырыпаев бывает редко. В 2001 году он уехал в Москву, а во время наших съемок по семейным обстоятельствам перебрался в Польшу. Но остался в памяти свой, «вырыпаевский», �ркутск как напоминание о прошедшем детстве и юности. О событиях, которые когда-то причиняли ему радость и боль.

Он вспоминал, как вырос и жил на «Чайке», и прекрасно помнит ту вакханалию 90-х годов. Что многие его одноклассники скончались от героина. А проезжая по городу, признался, что его мама погибла в ДТП в маршрутке. Авария произошла по вине водителя, который находился в наркотическом опьянении. �ван тогда только начал жить в столице и вдруг потерял маму. У него даже не было денег приехать на похороны. Ему помог Михаил Ефремов, с которым они успели подружиться.

� всё же причина оставить родной город у будущего драматурга была серьезной. Он мечтал создать свой театр, но �ркутск не позволил.

Патриарх «новой русской драмы»

В современном отечественном театре есть устоявшееся движение «новая русская драма». Его патриархами в стране считают троих человек: это Евгений Гришковец, Кирилл Серебренников и �ван Вырыпаев. C 1998 года �ван грезил идеей говорить об актуальных проблемах театральным языком. Но авторитетные люди из иркутской театральной среды блокировали его попытки. � это творчество �вана, которое не нашло тогда реализации в �ркутске, стало культовым направлением в российской драматургии. Останься он тогда здесь, то не стал бы нынешним Вырыпаевым. Он понимает это и, наверное, потому не держит зла на родной город.

По жанру фильм документальный с двумя главными героями - �ваном и �ркутском. Мы покажем реального Вырыпаева. А также об �ване расскажут люди, с которыми он работал, общался. А может и не работал никогда, как, например, с Евгением Гришковцом. Но покуда их обоих называют патриархами новой русской драмы, значит, есть у этих людей однозначно что-то общее. � в то же время - колоссальные различия.

Во время разговора с Гришковцом об �ване у нас пробегали мурашки по коже. Честно говоря, он наговорил много негативного. Но одна фраза потрясла всю съемочную группу. Евгений признался, что считает �вана Вырыпаева величайшим художником из всех своих современников. � тут же добавил, что общение у них не складывается. «Да и о чем нам общаться?» - усмехался Гришковец.

В фильме не будет цензуры. Во время съемок я сказал �вану: «Вань, ты понимаешь, что мы наснимали такого…?» А насколько откровенные факты нам стали известны, можете представить? Он ответил, что это наш фильм и своими материалами можем распоряжаться, как и задумали. Кстати, когда я сказал, что мы сняли Гришковца, �ван даже не отреагировал. Вот что уж точно он не мог сказать: «Ну что, ну что он там про меня сказал?» (Смеется.) Нет, это не Вырыпаев.

«А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»

Забавно, но на момент съемок я и моя команда ничего толком не знали о творчестве �вана. Я не видел ни одного его спектакля, не читал его пьес. Смотрел только фильм «Кислород» и мельком - «Танец Дели». �з-за такого «незнания» произошло немало смешных моментов.

Все друзья и коллеги �вана, видя, что мы снимаем про него фильм, были уверены, что мы какие-то ярые фанаты. � очень удивлялись, узнавая, что это не так. В Москве я познакомился с ученицей �вана по имени Анна-Мария, она снимала бэкстейдж (фильм о фильме. - Прим. ред.) на съемках «Спасения». Мы попросили несколько кадров. Скидывая видео, она попутно объясняла мне, где и какая сцена. Пока я не сказал, что фильма-то не видел. Она посмотрела на меня изумленными глазами и спросила: «А почему ты фильм про Ваню снимаешь вообще?»

Мы не перестаём каждый съемочный день удивляться: почему раньше эта идея не пришла к нам в голову? � я счастлив, что так произошло, да еще нас поддержало областное министерство культуры и архивов. Возьмись снимать про Ваню кто-то другой, например из Москвы или Польши, - �ркутска в фильме бы не было. � он точно не назывался бы «�ркутск �вана Вырыпаева». Ну отметили бы, что, мол, родился в �ркутске, и всё.

А мы хотим показать и �ркутск и �вана тех, 90-х годов. То, как город повлиял на будущего сценариста. В этом свете приятно видеть, что много кто соглашается принять участие в съемках. Кроме Евгения Гришковца мы уже сняли Вениамина Смехова, Михаила Козырева, иркутянок - Анну Матисон и Наталью Меркулову. Съемки еще продолжаются, и фильм мы закончим в следующем году.

Юрий Яшников поделился интервью с Евгением Гришковцом, в котором он говорит об �ркутске и личности �вана Вырыпаева.

Вырыпаев и �ркутск

Помню, я однажды встречался с Ваней в �ркутске, это было, когда мы с Аней Матисон снимали фильм «Сатисфакция». Он приехал к нам такой упитанный, смешной и очень самоуверенный. Это было как раз после успеха фильма «Кислород», премьеру которого он и привез в �ркутск. Ваня тогда мне показался отвратительным просто. Он вел себя очень самоуверенно, как некий сектант, который понимает, что он уже просветленный, который познал какую-то истину, а мы тут суетимся по каким-то мелким вопросам, погрязли в глупости.

Я считаю, что у него на самом деле нет контакта с этим городом. �ркутск ведь город очень тяжелый, из сибирских городов он самый тяжелый, пожалуй. Город, который находится на отшибе и построенный какими-то не очень счастливыми людьми - декабристами и прочими ссыльными. � они не встретились: Ваня с городом. Судя из того, что он транслирует в своих произведениях, я вижу, что ему там было тяжело. Да даже чисто символически: город убил его маму. Что может быть более символичным, чем смерть в маршрутном такси? Город убил маму.

Я видел Ваню веселым, но никогда - по-настоящему счастливым. Мне кажется, он один из самых несчастных людей, которых я встречал в жизни. Он удачливый, но несчастливый человек, потому что он был как-то сильно несчастлив в том месте, где родился. Я так вижу. Это совершенно не совпадает с моим отношением к родному городу Кемерово. Кемерово я люблю, я там был и счастлив и несчастлив. Но и меня очень любят в Кемерово.

А �ркутск как не любил Ваню, так по-прежнему и не любит. Он любим какой-то небольшой группой, но в целом иркутяне его, в общем-то, и не знают. Вот даже те в �ркутске, кто никогда не читал Вампилова, знают, что был такой Вампилов. А Ваня Вампиловым для �ркутска не стал. � не станет. Потому что тут есть странные глубокие взаимоотношения с городом, из которых произросла его таинственная художественная душа.

Меня в �ркутске любят больше, чем Ваню Вырыпаева, и гораздо больше знают. Я там снимал кино, десятки раз был в �ркутске, и для меня он стал даже не просто городом, а художественным пространством. Но по большому счету этот город для меня непонятен. Я хорошо себя чувствую и понимаю всё про Томск, Новосибирск, свое родное Кемерово, Омск, Красноярск. А �ркутск мне непонятен. Самый неулыбчивый город Сибири. Даже в Чите мне понятнее, чем в �ркутске.

Возможно, у меня такое отношение к �ркутску, потому что у меня нет восторженного отношения к Байкалу. Я когда смотрю на Байкал - мне страшно. Он для меня какой-то космический объект. Настолько мощное и неподвластное человеку место. Я сугубо городской человек, мне возле Байкала страшно. Я никогда не умилялся Байкалу, как могу умиляться около озера �ссык-Куль в Киргизии. Там приятно, а Байкал жуткий. Я человек, который ходил в море, служил на флоте три года, не боюсь океанского простора и глубин океана. А на Байкале мне жутко. � рядом с ним этот город, немножко на отшибе. Вот �ркутск никак не тот город, где я могу чувствовать себя вольготно и расслабленно.

Для меня Ваня во многом, наверное, важнейший художник из всех моих современников. Мне все время хочется понять, как и почему он так ощущал и ощущает этот город. У него какие-то глубинные и очень тяжелые взаимоотношения с городом, которые он не озвучил, не выговорил.

Про плохое образование

Я не знаю более талантливого художника, который занимался бы театром. Ваня априори театрален. У него не получается писать прозу, снимать кино. Он не смыслит ни черта в кино, ничего не понимает в киноязыке. Но ему случайно удалось сделать удивительный фильм «Спасение». Ваня настолько одарен, фантастически, но очень не образован. Он не невежественный человек, он просто не образованный.

Вот Чехов тоже не был же образован, он был обычным медиком. Он пытался писать прозу, а у него получались только маленькие рассказы. Но не знал, как написать роман, не знал анатомии и технологии романа - у него не получалось. � даже повесть «Степь», которую он пытался написать как большое прозаическое произведение, во многих местах проваливается.

� театральный от природы Ваня родился человеком, который обязан сделать собственный театр. Он ничего не смыслит в режиссуре театральной, то есть в законах восприятия. Он просто не очень хорошо знает людей. Он находится глубоко и далеко в тех сферах, куда я не ходил и даже не смотрел. Мне туда заглядывать страшно. Я не буду расшифровывать то, что я сейчас сказал.

В частности, я никогда в жизни не пробовал наркотиков. Это один из тех потаенных уголков, где я не был, а Ваня бывал. � заходил, видимо, в серьезные дебри. Так что, когда Ваня говорит об инопланетянах, он имеет в виду совершенно не то же самое, когда я говорю об инопланетянах. (Смеется.) Вот. Я знаю много людей, знаю много гениальных артистов, знавал несколько больших поэтов, живописцев. Но я не знаю более одаренного человека, чем �ван Вырыпаев. � я полагаю, он со своим дарованием не очень справляется.

У него недостаточно инструментов, чтобы обрабатывать те замыслы, которые ему приходят, которые ему даны, которые с ним случаются. Если бы он имел образование, было бы гораздо больше инструментов. � он в силу наличия таких инструментов был бы лучше услышан людьми. Они же плохо его слышат. Потому что он не очень внятно говорит. �ркутск не дал ему нужного образования. �ркутск заставлял его, или требовал от него, или предлагал ему делать не то, что ему нужно было делать в те юные годы. Мне посчастливилось больше: я получил в Кемерово очень хорошее образование.

Было время, когда я уже поставил на Вырыпаеве крест. Но несколько лет назад жизнь переубедила меня. А тогда у меня к нему были самые большие претензии, поскольку он самый талантливый. Какие претензии могут быть к бездарю и дураку? Никаких. � он мне чертовски интересен.

Следующего его произведения я очень жду. � даже если оно будет неудачным, точнее ошибочным, потому что Ваня делает огромное количество ошибок. Но это ошибки. Ошибки простительны, иногда ошибки бывают прекрасны. Ваня совершает и простительные, и прекрасные ошибки. Даже если это будет так, я восприму это с досадой, я скажу: «Эх, жалко, жалко, что это неудачно. Подождем другого».

«О чем нам разговаривать?»

У нас никогда не было с ним существенных разговоров. А о чем нам разговаривать? Нам лучше переписываться эсэмэсками короткими. Например, когда посмотрю его очередной спектакль. Мне очень нравится спектакль «Пьяные», меня поразил текст «�ллюзий». Я тогда позвонил Ване и сказал, что я так не умею писать, я таким способом не владею.

В �ркутске он бы сдох. Потом он сдох бы в Москве. Сейчас может жить в Варшаве. Он уже говорит по-польски, он тепло отзывается о Варшаве, которую я терпеть не могу. Он постоянно перемещается. Я уехал из Кемерово, понимая, что там очень хорошо живу, а мне нужно обострить свою жизнь до невозможности. А Ваня уехал из �ркутска от невыносимости. Я так думаю. Потом ему было невыносимо в Москве. Это не закономерно, а жизненно необходимо было уехать. Воздуха не хватало человеку. Нечем было дышать.

Я никогда не ходил в его театр «Практика», я не люблю этот театр. Я видел сделанные им спектакли - считаю, что все они плохи. Я не могу это смотреть. Это неубедительно. Но он абсолютно уникальный драматург, выдающийся. �менно человек, который пишет для театра.

Дарья Васильева, �А «�ркутск онлайн»

URL: http://www.сайт/news/articles/20170511/theatre/

Чтобы сообщить об опечатке, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

141 15 85

- -

-

�ван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в �ркутске. Его отец был преподавателем �ркутского педагогического колледжа, а мать имела образование в области торговли, она трагически погибла. Вырыпаев окончил �ркутское театральное училище, после чего недолго проработал актером в Магаданском театре, а затем уехал на Камчатку и еще два сезона был актером Театра драмы и комедии. В 1998 году Вырыпаев поступил в Высшее театральное училище им. Щукина, где обучался заочно по специальности «Режиссер драматического театра». В том же году он основал свою театральную студию «Пространство игры» в родном �ркутске.

�ван Вырыпаев - Фильмы

Вырыпаев выступает как театральный режиссер, сценарист, автор пьес, а с 2006 года и как кинорежиссер. Он получил международную известность как театральный деятель: его постановки и спектакли по его произведениям идут в Польше, Англии, Болгарии, Чехии, Германии, Франции, Канаде и, конечно, в России. В 2006 году он стал арт-директором московского театра «Практика», а так же дебютировал как кинорежиссер с картиной «Эйфория», которая получила признание критиков на Венецианском фестивале. В 2009 году вышел фильм по собственной пьесе Вырыпаева «Кислород», а также он принял участие в киноальманахе «Короткое замыкание». В 2012 году режиссер выпустил ленту «Танец Дели» - своеобразную серию из семи короткометражных фильмов, объединенных общей идеей. В 2013 году Вырыпаев стал художественным руководителем театра «Практика», в 2015 году вышел его фильм «Спасение» о католической монахине Анне, которую отправляют в миссию в Гималаи, и она сталкивается с незнакомой культурой Тибета.

�ван Вырыпаев - «Эйфория»

Дебютный кинофильм Вырыпаева 2006 года. Действие картины разворачивается в донской степи, где живет Вера (Полина Агуреева) со своим мужем Валерием (Михаил Окунев) и дочерью. На свадьбе друзей она знакомится с Павлом (Максим Ушаков) и между ними возникает влечение. Они встречаются вдвоем в степи, но не находят общего языка. Вернувшись домой, Вера узнает, что ее дочь укусила за палец собака, и девочку нужно везти в больницу. Пока она бегает к соседям за помощью, Валерий отрезает дочери пораненный палец, поит ее водкой и убивает собаку. Вера хоронит пса в степи вместе с Павлом. Фильм получил приз «Золотой львенок» на Венецианском кинофестивале и специальный диплом жюри на фестивале «Кинотавр».

�ван Вырыпаев - «Кислород»

В 2009 году Вырыпаев экранизировал собственную пьесу «Кислород», отражающую авторское представление о грехах, десяти заповедях и любви. В обычный летний день Саня () гуляет по городу и рассматривает окружающих: хип-хоп танцоров, скейтбордистов, целующиеся парочки. � вдруг он видит прекрасную девушку Сашу (Каролина Грушка) - яркую, рыжеволосую, свободную, и влюбляется в нее. Она становится для него самим кислородом.

�ван Вырыпаев - «Танец Дели»

В 2012 году Вырыпаев выпустил серию из семи короткометражных картин, образующую единое художественное целое. Серия рассказывает о знаменитой танцовщице (Каролина Грушка), создавшей «Танец Дели», и через ее историю раскрывает идею воплощения человеческих страданий в искусство. Действие фильмов разворачивается в больнице, где герои встречаются, влюбляются, сталкиваются со смертью близких, ищут гармонию и счастье.

�ван Вырыпаев - Личная жизнь

С 2003 по 2007 год Вырыпаев был женат на актрисе , в 2005 году у них родился сын Петр. На сегодняшний день женат на польской актрисе , у них есть общая дочь. Большую часть времени семья проживает в Польше.

Российский режиссёр, сценарист, драматург, актёр. Один из самых ярких представителей «Новой драмы » в современном российском театре, обладатель «Золотой маски » и приза Венецианского кинофестиваля.

�ван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в �ркутске . После школы поступил на актёрское отделение �ркутского театрального училища. В 1995 году окончил училище и переехал в Магадан , чтобы играть на сцене Магаданского театра и преподавать сценическое движение в Магаданском государственном училище искусств. В 1996 году Вырыпаев перебрался на Камчатку , где работал в Театре драмы и комедии. Спустя два года вернулся в �ркутск и открыл в родном городе театр-студию «Пространство игры », где в 1999 году поставил спектакль по своей первой пьесе под названием «Сны », в 2000-м – «Город, где я », в 2001-м – «Валентинов день ».

В 1998 году Вырыпаев поступил на заочное отделение режиссёрского факультета Щукинского училища. До 2001 года Вырыпаев учился, ставил спектакли и преподавал актёрское мастерство в �ркутском театральном училище.

В 2001 году �ван Вырыпаев оказался в Москве в качестве режиссёра Центра новой пьесы «Театр.Doc ». В 2002 году столица заговорила о его спектакле «Кислород », поставленном по собственной пьесе.

Дебют на московской театральной сцене был высоко оценён критикой: Вырыпаев получил престижную премию «Золотая маска» в номинации «Новация».

В 2002 году Вырыпаев в составе коллектива авторов получил первый опыт работы над киносценарием – для сериала «Деньги » �вана Дыховичного . В том же году состоялся актёрский дебют Вырыпаева в кино, он снялся в эпизоде картины «Дневник убийцы » коллеги режиссёра Кирилла Серебренникова .

В 2004 году �ван Вырыпаев стал лауреатом молодёжной премии «Триумф» .

В 2005 году режиссёр начал сотрудничать с театром «Практика », поставил на его сцене спектакли «Бытие №2 » и «�юль ».

В том же году он открыл агентство творческих проектов «Движение Кислород » для продюсирования собственных проектов и выпустил книгу «13 текстов, написанных осенью » в издательстве «Время ».

В 2006 году Вырыпаева пригласили писать сценарий для «Бумера-2 » и фантастического сериала «Бункер, или Учёные под землёй ». В сериале �ван сыграл одну из ролей.

В 2006 году он снял свой первый полнометражный фильм «Эйфория ».

Дебютный фильм принёс Вырыпаеву Гран-при на Международном кинофестивале в Варшаве, «Малого золотого льва» Венецианского кинофестиваля, премию «Ника», а также специальный приз жюри российского фестиваля «Кинотавр».

Несмотря на успех, Вырыпаев считает себя, прежде всего, театральным режиссёром. В 2008 году он поставил в Москве свой новый спектакль «Объяснить ».

В 2009 году на экраны вышла его вторая картина «Кислород » по мотивам одноимённой пьесы, с большим успехом показанной на московской театральной сцене.

Вырыпаев получил за «Кислород» приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру.

Также в 2009 году �ван Вырыпаев стал одним из участников проекта «Короткое замыкание », в рамках которого он снял новеллу «Ощущать » с Каролиной Грушкой в главной роли.

В 2010 году �ван Вырыпаев снял свой третий полнометражный фильм под названием «Чистый свет ». Действие фильма происходит в тибетских Гималаях.

�ван Вырыпаев о съёмках: «На первом месте у меня человек, который сидит в зрительном зале – в театре и в кино. Я выбираю себе трёх зрителей, для которых, мне кажется, предназначен этот фильм. Например, “Кислород” – это фильм для абсолютно молодого человека, который никогда не видел спектакль “Кислород”. Это значит, все мои друзья сразу отсеиваются, потому что им не может понравиться этот фильм априори, они были фанатами моего спектакля. Я должен монтировать для человека, который первый раз слышит текст. � он молодой, ему 27 лет, он ищет, для него важны такие-то ценности – таким я его приблизительно представляю. А ещё я “сажаю” в зал какого-то кинокритика, который разбирается в современном кинопроцессе».

От первого брака у Вырыпаева растёт сын Гена . Второй раз �ван женился на московской актрисе, звезде «Мастерской Петра Фоменко » Полине Агуреевой , она сыграла главную женскую роль в его кинодебюте «Эйфория ». От этого брака у Вырыпаева есть сын Пётр . На кинофестивале в Варшаве , где Вырыпаев получил приз за «Эйфорию », он познакомился с польской актрисой Каролиной Грушкой . В 2007 году они поженились. Грушка стала звездой двух его следующих фильмов.

Спектакли �вана Вырыпаева увидели зрители в 20 странах мира, в частности в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии. Его пьесы «Сны » и «Валентинов день » были переведены на другие языки.

Каролина Грушка об �ване: «Он очень чётко представляет себе историю, которую хочет рассказать. Он открыт ко всему происходящему на съёмках, готов откликнуться на импровизацию. При этом хорошо подготовлен к съёмкам. Мне кажется, что он испытывает радость от работы. Он знает, каким языком разговаривать с актёром: сказывается его участие в театральных постановках».

Фильмография :

  • Чистый свет (2010), сценарист, режиссёр, продюсер
  • Короткое замыкание. Ощущать (2009), сценарист, режиссёр
  • Кислород (2009), сценарист, режиссёр
  • Лучшее время РіРѕРґР° (2007), сценарист
  • Антонина обернулась (2007), сценарист
  • Эйфория (2006), сценарист, режиссёр
  • Бункер, или Учёные РїРѕРґ землёй (сериал) (2006), сценарист
  • Бумер: Фильм второй (2006), сценарист
  • Деньги (сериал) (2002), сценарист
На днях премьерный показ «Кислорода» успешно прошел на Московском кинофестивале, а с 30 июля зрители смогут посмотреть эту работу в кинотеатрах. Корреспондент «Труда-7» встретился с �ваном Вырыпаевым, чтобы поговорить о нашумевшей работе и жизненных взглядах автора.

- Многие называют вас человеком-бунтом. Согласны с таким утверждением?

Наверное, это происходит потому, что в моих работах ломаются какие-то привычные стереотипы. Хотя наша творческая группа сама по себе ни против чего не выступает, ничего не ломает. Мы, наоборот, стремимся к созиданию. Просто иногда, чтобы постелить новый пол в квартире, нужно сломать старый.

- В ваших фильмах есть тема смерти. Кажется, вы нарочно ее романтизируете.

Как у физического существа у меня есть инстинкт самосохранения. Мне будет страшно, если моей жизни будет угрожать опасность. Но вообще отношение к смерти всем нам необходимо менять. Смерть - это естественно. Мы боимся смерти, потому что это заложено природой. Но нам необходимо принять смерть как естественный и нормальный процесс. Мы умрем - это нормально, это не плохо. В театр и в кино мы приходим, чтобы пережить конфликт, чтобы получить очищение. Важно,чтобы люди достали что-то потаенное, страшное у себя внутри и выпустили это, расстались с этим, чтобы мы освобождались от негативных эмоций и комплексов.

- Что для вас значит семья?

Я люблю свою семью. У меня двое детей и три жены. Я уже два раза был разведен. По возможности занимаюсь воспитанием детей.

- Как вас воспринимали в школе? Вас можно было назвать белой вороной?

Нет, я был обычным ребенком. Да и сейчас я совсем обычный.

- А учителя догадывались, что вы будете поступать в театральное?

Нет, меня учительница литературы привела в театральный кружок. Я рос в очень неблагоприятном районе �ркутска. Был настоящим хулиганом. Не романтическим хулиганом, а самым настоящим - отбирал деньги на вокзале, избивал людей, сам часто дрался. Рано начал пить. � моя учительница по литературе Марина Борисовна Никифорова взяла меня за руку и отвела во Дворец пионеров, пристроила в театральный кружок.

- А что же иркутского хулигана так зацепило в театре?

Гастроли. (Смеется.) Нам обещали гастроли в Одессу, но они так и не состоялись. А потом мне понравилось играть.

- Тема наркомании вашу жизнь затронула?

Героин я сумел обойти стороной. У меня в классе половина ребят умерли, как во время Великой Отечественной войны. Большинство из них - от СП�Да и героина. В �ркутске в начале 90-х годов героин был как чума, население словно выкосило. Я находился в компании людей, которые кололись, мне предлагали шприц, но карма так сложилась, что я не попробовал. Меня не назовешь волевым человеком, просто так сложилась судьба. Но меня многому научили эти ребята. Я видел ломки у наркоманов. � первая пьеса, что я написал, была про героин - «Сны». Эту пьесу я посвятил своим друзьям, особенно одному своему однокласснику, который умер от СП�Да.

- Порок обошел вас стороной?

Всякое в жизни было. Я пробовал легкие наркотики. Я много пил, причинял много зла близким. Но уже два года вообще не пью. Мне это стало не интересно. Все это чушь. Ни в коем случае не надо ни пить, ни курить. Это все иллюзия. Но как бросить пить, у меня нет рецепта. Мы пьем и курим, потому что наша нация такая. Надо как-то выкарабкиваться. Если ты родился в �ркутске, где все пьют и курят, то сложно уйти от этого. Но надо найти способ и вынырнуть! � я никогда не позволял себе писать пьяным, потому что ни наркотики, ни алкоголь не дадут твоему произведению силы. �х пишешь не ты, а кто-то другой.

- Существует же мнение, что нужно дойти до дна, чтобы суметь от него оттолкнуться?

�менно так. К сожалению, наверное, в большинстве случаев так и стоит поступать. Но не стоит переживать. Все будет так, как будет.

- На какую аудиторию рассчитаны ваши фильмы?

Не хочется делать ограничений. Фильм рассчитан на людей, которые неравнодушны к окружающей среде и своему внутреннему миру, которые любят задавать вопросы не только относительно социальной среды и политики, но и по поводу духовного содержания мира. В основе фильма «Кислород» лежат десять вечных заповедей. На тех, кому эти заповеди небезразличны, и рассчитан фильм.

Герои фильма настойчиво пытаются изложить свою точку зрения. Вы считаете, что иного взгляда на ситуацию быть не может?

Не согласен. Во-первых, это не моя точка зрения, а позиция героев. А я не герой этого фильма. Они молодые максималисты. � фильм не дает ответа ни на один поставленный вопрос, он помогает задуматься над ними.

- А где же ваша личная точка зрения?

Она везде. Есть три уровня: мораль, нравственность и осознание. Мораль - мы просто говорим: «Не бросай окурок мимо урны, иначе оштрафуем!» Ты просто боишься штрафа. Нравственность - человек сам думает, что не стоит сорить. А осознание приходит тогда, когда ты понимаешь, что ты часть планеты, природы и каков вред мусора. Мы же обычно застреваем на уровне морали, меньшее количество - на нравственности, и очень малая часть людей - на уровне осознания.

За «Эйфорию» вас многие осуждали, а с «Кислородом» дело обстоит иначе. Фильм еще не вышел в широкий прокат, а его всюду одобряют. �рония судьбы?

У меня никогда не было легкости в творчестве. Как раз наоборот, меня больше ругают, чем одобряют. Ругают меня, конечно, громко, поэтому и создается впечатление, что премьера прошла шумно и ярко. (Смеется.) «Кислород» по определению не может всем нравиться, у него есть эстетические границы. На показе в рамках ММКФ я видел, как бедные бабушки в темноте уходят из зала.

Наше досье

�ван Вырыпаев родился 3 августа 1974 года в городе �ркутске. В 1995-м окончил �ркутское театральное училище, отделение «Актер драматического театра». Драматург, режиссер, актер. Женат на Полине Агуреевой, актрисе театра Петра Фоменко, есть сын Петр пяти лет. От предыдущего брака - сын Геннадий. В 2006 году Вырыпаев был награжден специальным дипломом жюри фестиваля «Кинотавр» за фильм «Эйфория», в 2009 году получил приз «Кинотавра» за лучшую режиссуру в картине «Кислород». Спектакли: «�юль», «Бытие №2», «Кислород».

naruhog.ru

Иван Вырыпаев: грани творчества

Вырыпаев Иван Александрович – актёр, сценарист, кинорежиссёр, продюсер. Сам он позиционирует себя прежде всего как драматург. Сложный, глубокий, кому-то непонятный, он умеет удивлять и стремится поделиться своим внутренним миром со зрителем. Сегодня он герой нашего рассказа.

Биография начинающего актера

Вырыпаев Иван Александрович родом из северного региона России. Он родился в августе 1974 года в далеком Иркутске. Отец Ивана – Александр Николаевич Вырыпаев – преподаватель в Иркутском педагогическом колледже, мама – работник торговли.

Актерское образование Иван Вырыпаев получил в театральном училище своего родного города. В 1995 году, после окончания учебы, молодой человек отправился в холодный Магадан, где на сцене городского театра постигал азы профессии. Параллельно работе Вырыпаев преподавал сценическое движение в училище искусств Магадана. Год спустя уехал на Камчатку, где в течение двух лет проработал в Театре драмы и комедии. Однако тоска по родине не давала ему покоя, и, набравшись некоторого актерского опыта, начинающий артист вернулся в Иркутск. Здесь Иван Александрович создал собственную театральную студию «Пространство игры», на сцене которой в 1999 году состоялась премьера его спектакля «Сны». К слову, автором спектакля выступил сам Иван Вырыпаев. Пьесы драматурга позже были представлены на суд театрального зрителя в постановках «Город, где я» (2000), «Валентинов день» (2001), «Кислород» (2002), «Бытие 2» (2004), «Июль» (2006).

Помимо работы в театре, Вырыпаев принял участие в нескольких телевизионных картинах. Например, в 2002 году исполнил роль Ивана Азовского в фильме «Дневник убийцы», в 2006 году – Гвидона в фильме «Бункер, или Ученые под землей».

Режиссерская деятельность. И не только...

Иван Александрович не переставал развиваться в профессии, однако ему хотелось выйти за пределы актерских рамок. Для этого нужны были знания, и в 1998 году он поступил в Щукинское училище на режиссёрский факультет. Во время учебы драматург продолжал ставить спектакли на сцене студии. Он также преподавал студентам актерское мастерство. А в 2001 году судьба предоставила Вырыпаеву счастливый случай – его пригласили в Москву режиссировать постановки в Центре новой пьесы «Театр.Doc». Первый успех не заставил себя долго ждать. В 2002 году столичная интеллигенция громко обсуждала спектакль «Кислород», автором которого стал начинающий режиссер Иван Вырыпаев. Этот период можно назвать отправной точкой в деятельности этого многогранного и однозначно талантливого человека. Дальше было много интересной работы, которая требовала выдержки, знаний, опыта.

Сегодня Иван Александрович возглавляет агентство творческих проектов «Движение Kislorod», в функции которого входит помощь талантливой молодежи, заинтересованной в искусстве, в частности художникам. Спектакли драматурга Вырыпаева известны в странах Европы – его постановки интересны зрителям Англии, Чехии, Польши, Болгарии, Франции. Он популярен в среде студенческой молодежи ГИТИСа, Варшавской академии театрального искусства, школы-студии МХАТ. С 2013 года Вырыпаев является художественным руководителем театра «Практика».

«Практика» – театр особенный, не похожий на храм искусства в классическом понимании этого слова. Созданная в 2005 году Эдуардом Бояковым, «Практика» имеет собственный формат. Это значит, что существуют некоторые постулаты, в соответствии с которыми театр живет. В частности на сцене «Практики» играют только современную пьесу, у театра нет собственной труппы. И это оправдано тем, что спектакли, которые ставятся на театральной сцене, очень разноплановые. По словам художественного руководителя Вырыпаева, добиться иногда от актера труппы требуемого в роли характера бывает весьма проблематично. Есть ситуации, когда для постановки пьесы требуются определенные актеры, люди со стороны.

Иван Александрович уже руководил театром в 2006 году. Однако позже принял решение оставить должность и уйти на вольные хлеба. По его собственным словам, руководить, в принципе, очень сложно, для этого нужен талант. Вырыпаев откровенно заявляет, что выстраивать отношения с людьми, в частности с труппой театра, – задача трудная, и у него это плохо получается. Когда в 2013 году ему поступило предложение возглавить «Практику», он долго колебался. Но все же принял предложение о сотрудничестве, так как театр очень ему дорог, близка сама идея «Практики». Вырыпаев не собирается ничего менять в формате театра, а будет лишь продолжать развивать сложившиеся традиции.

Выдавить из себя раба

Говоря о современном театре как о некоем институте, Иван Александрович Вырыпаев утверждает, что театр сегодня нужен людям – он несет в себе функцию воспитания. И ключевым в этом вопросе является способ выражения образовательной функции со сцены, метод воздействия на зрителя. Это очень тонкая грань, которую важно чувствовать и нельзя переходить. По словам Вырыпаева, его миссия как режиссера и руководителя заключается в том, чтобы создавать спектакли, которые будут открывать зрителю мир таким, какой он есть, – нравится это кому-то или не очень. Можно не любить или не принимать каких-то явлений, но нельзя их отрицать.

Ключевой задачей на пути познания мира и существования с ним в гармонии Вырыпаев считает полное раскрепощение человека, его открытость новому. Этому надо учиться. Драматург утверждает, что необходимо стремиться быть свободным и пытаться выдавливать из себя раба – привычку жить в страхе, заложенную в памяти еще предками, которая как наследство передается из поколения в поколение. Секрет успеха – учиться жить в согласии: не только брать, но и отдавать, улыбаться себе и окружающим, существовать по законам вселенной, открывать свое сердце. Важно признавать других другими, пытаться понимать и слышать друг друга. И в этом стремлении искусство – мощное оружие.

Фильм «Спасение» – номинант «Кинотавра»

Работы Ивана Вырыпаева были неоднократно отмечены наградами на Международных фестивалях («Кинотавр», «Золотой львенок»). Он не раз становился лауреатом различных премий («Золотая маска», «Триумф»). Иван Александрович признан в 2009 году лучшим драматургом Германии.

Самая свежая работа Вырыпаева – фильм «Спасение» – в июне 2015 года стала лауреатом российского кинофестиваля «Кинотавр». По словам самого драматурга и кинорежиссера, фестиваль – это прекрасная возможность быть замеченным зрителем. Вырыпаев рад, что все его фильмы (кроме «Танца Дели») участвовали в «Кинотавре». Последняя работа режиссера, картина «Спасение», весьма необычна. Идея фильма возникла, когда Вырыпаев узнал о том, что в горах Тибета есть храм, в котором службы проводит католический священник, а прихожане – тибетцы. Оказалось, что это обычная католическая практика – у нее по всему миру существуют миссии.

На роль главной героини фильма (монахини) была выбрана непрофессиональная актриса Полина Гришина, воспитанная в православном монастыре. Суть фильма сводится к тому, что баланс в современном мире может быть достигнут только посредством знакомства культур друг с другом и их взаимного проникновения. По словам автора картины, фильм посвящается тем людям, для кого духовный путь – это ежедневный труд, а цель их существования – дойти до конца.

Парадоксально, но сам Иван Вырыпаев, фильмы которого получили признание широкой аудитории, не считает себя полноценным кинорежиссером, потому как основное занятие для него – это драматургия. Кино, по мнению Ивана Александровича, – просто способ обратиться к зрителю и наладить контакт с огромным количеством людей. Его картины «Эйфория», «Кислород», «Супергопер», «Танец Дели» нашли отклик в сердцах многих.

О любви к России

Сегодня все больше людей стремится уехать из России. Вырыпаев же, наоборот, планирует остаться здесь и поднимать культуру своего родного государства. Он говорит, что очень любит Россию, и хотя многие вещи ему неприятны, он не собирается покидать эту прекрасную, по его словам, страну.

Конечно, как и многим, Вырыпаеву сложно мириться с бюрократией, хамством, грубостью. Однако если не работать над проблемой, ничего не изменится. По мнению драматурга, только созидание, а не разрушение может изменить ситуацию.

Вырыпаев уверен, что нужно просто максимально открыться миру, все остальное придет постепенно само собой. Не нужно оглядываться на Запад, необходимо стараться сохранить свою ментальность. Важно развивать самосознание, уважать то, что имеешь. По словам Ивана Александровича, только в случае обстоятельств непреодолимой силы, которые будут угрожать безопасности его родных, он уедет из страны. А пока…

Он творит, самовыражается, делится своей душой. И главное, что Вырыпаев сам себе ответил на вопрос о том, кто он есть. Драматург понял, что театр для него – его учитель и его жизнь. Он раньше с этим спорил, а сейчас с благодарностью принял.

fb.ru

Иван Вырыпаев - это... Что такое Иван Вырыпаев?

Ива́н Алекса́ндрович Вырыпа́ев (родился 3 августа 1974 года в Иркутске) — русский актёр, режиссёр, сценарист.

Биография

В 1995 году Иван окончил Иркутское театральное училище, после окончания один сезон проработал актёром Магаданского театра, затем два сезона актёром Театра драмы и комедии на Камчатке.

В 1998 году Иван Вырыпаев основал Театр-студию «Пространство игры» в Иркутске. В том же году Иван становится студентом Высшего театрального училища им. Щукина, обучаясь заочно на отделении «Режиссёр драматического театра».

В 1999—2001 годах Иван Вырыпаев преподаёт мастерство актёра в Иркутском театральном училище, на курсе Вячеслава Кокорина.

Иван Вырыпаев получил широкую известность и популярность в Европе, как театральный драматург, режиссёр, автор оригинальных творческих проектов. Его постановки, а также спектакли по его пьесам с успехом идут в Польше, Германии, Чехии, Болгарии, Англии. Пьеса «Сны» переведена на английский, французский, немецкий, болгарский, польский языки, пьеса «Валентинов день» переведена на немецкий язык, пьеса «Кислород» переведена на польский, немецкий, болгарский, румынский, английский, французский языки.

Живёт и работает в Москве.

Художественный руководитель «Движения KISLOROD»

Творчество

Фильмография

Режиссёр
  • 2006 — Эйфория 
  • 2008 — Кислород
Сценарист
Актёр
  • 2006 — Бункер, или учёные под землёй — Валерьян

Драматургия

Признание и награды

  • Лауреат молодежной премии «Триумф» 2004
  • Лауреат премии им. Володина «Надежда русской драматургии»
  • Вторая премия на международном фестивале современной драматургии в Гейдельберге, (Германия)
  • Гран-при международного фестиваля Контакт г. Торунь (Польша) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии фестиваля «Новая драма» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Лауреат премии «Золотая маска» (Москва) (за спекталь «Кислород»)
  • Гран-при фестиваля «Новая драма» 2005 г. (за спекталь «Бытие 2»)
  • Специальный диплом жюри фестиваля «Кинотавр» (за фильм «Эйфория»)
  • Приз независимого молодежного жюри 63 МКФ в Венеции «Золотой львёнок» (за фильм «Эйфория»)

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru


Смотрите также