Ирина метлицкая биография причина


Ирина Метлицкая

Одной из самых красивых женщин отечественного кинематографа в 2016-ом могло бы исполниться 55 лет. Утончённая, неземная, с невероятно грустными глазами, кажется, она заключала в себе какую-то загадку, недосказанность. Такой Ирина Метлицкая и запомнилась зрителям навсегда.

Детство и юность

Родилась Ирина Юрьевна Метлицкая на берегу Белого моря, в насквозь продуваемом ветрами из Северного Ледовитого океана городе судостроителей Северодвинске. Здесь прошло детство будущей актрисы. Но взрослеть и оканчивать школу ей пришлось в Минске, куда переехала с мамой после развода родителей.

Актриса Ирина Метлицкая

Почти восемь лет мама с дочерью кочевали по съёмным квартирам и жили очень скромно. Наверное, такая жизнь наложила свой отпечаток на девочку: она была замкнутой и отстранённой. Обилия подружек у Ирины Метлицкой никогда не было. Она сосредоточилась на учёбе в физико-математической школе и радовала маму немалыми успехами.

Татьяна Павловна в одном из интервью рассказала, что никаких артистических талантов в те годы она в дочери не обнаружила. Более того, Ира не любила оказываться в центре внимания. В самодеятельности она никогда не участвовала. Единственный кружок, который посещала – танцевальный.

Ирина Метлицкая в молодости

В старших классах Метлицкая определилась с будущей профессией: она нацелилась на Белорусский университет, выбрав «мужской» физико-математический факультет. Но в выпускном классе случилось событие, перевернувшее мир девушки с ног на голову. В их класс как-то заглянул режиссёр Игорь Добролюбов.

Он искал ребят для своего нового фильма «Расписание на послезавтра». Это картина о талантливых учениках физико-математической школы. Взгляд режиссёра сразу выделил стройную девушку с большими, грустными и какими-то не по-детски мудрыми глазами.

Ирина Метлицкая в фильме «Расписание на послезавтра»

Так началась кинематографическая биография Ирины Метлицкой. Магия кино мгновенно пленила её. А работа на площадке с такими звёздами, как Олег Даль и Маргарита Терехова, открыла старшекласснице мир, без которого она больше не представляла жизни.

Своими планами сдержанная Ира ни с кем не делилась. После вручения аттестата она, как и планировала ранее, поступила на физико-математический факультет. Как оказалось, лишь для того, чтобы хорошенько подготовиться к поступлению в театральный вуз. После первого курса Метлицкая бросила университет и уехала в Москву.

Театр

Она с лёгкостью поступила в Щукинское училище. На курсе Ирина Метлицкая училась с Евгением Дворжецким и Еленой Казариновой. Многим она казалась неприступной и холодной. Царственная осанка и холодный взгляд остужали юношеский пыл парней, которые ходили за ней толпами.

Ирина Метлицкая на сцене

Всё внимание Ира сосредоточила на учёбе. Она получала повышенную стипендию и уже на 4-ом курсе была принята в труппу «модного» «Современника», попасть в который было особенно трудно. Ей сразу начали доверять «сложные» роли. Метлицкая сыграла Людмилу в спектакле «Мелкий бес», главных героинь в постановках «Крутой маршрут» и «Звезды на утреннем небе».

На протяжении девяти лет она выходила на эту сцену и покоряла зрителей неземной красотой и каким-то нездешним внутренним светом. Олег Табаков, увидев актрису в какой-то крошечной роли в одном из спектаклей, признался, что был сражен. Ему показалось, что он «проглотил атом солнца».

Ирина Метлицкая в театральной гримерной

На талантливую Метлицкую обратил внимание Роман Виктюк. Попасть в его театр мечтали многие. Ирине он предложил сыграть набоковскую Лолиту. На тот момент у неё уже подрастало двое детей, но актриса блестяще перевоплотилась в хрупкого подростка, ломкую куклу и одновременно живого человека.

Сергей Маковецкий, вместе с Метлицкой задействованный в спектакле «Мадам Баттерфляй», признался, что стал свидетелем рождения звезды. По его словам, зрители влюблялись в Ирину мгновенно. Каждое её появление на сцене было сродни магии. Она играла удивительно легко, словно дышала.

Фильмы

В кинематограф актриса вернулась в середине 1980-х. Её вторым фильмом после «Расписания на послезавтра» оказалась мелодрама «Личное дело судьи Ивановой». Метлицкой досталась небольшая роль учительницы литературы. Потом было ещё несколько картин, среди которых наиболее известные «Не забудьте выключить телевизор», «Мы веселы, счастливы, талантливы!», «Выкуп» и «Радости земные».

Ирина Метлицкая в фильме «Куколка»

Талант Ирины Метлицкой заиграл всеми гранями в самом конце 1980-х. Драма «Куколка» вышла на экраны в 1988 году и превратила актрису в настоящую кинозвезду. Это первая главная роль, в которой Метлицкая появилась в самом выигрышном образе, для которого, кажется, была создана. Хрупкая, бесконечно женственная героиня со стальным стержнем внутри, жестокая и одновременно милосердная.

Ирина Метлицкая в фильме «Палач»

Таких героинь она сыграла в картинах «Роман «alla russa»» Алоиза Бренча, «Палач» и «Любовь, предвестие печали» Виктора Сергеева, «Макаров» Владимира Хотиненко и «Черная вуаль» Александра Прошкина.

Ирина Метлицкая в фильме «Чёрная вуаль»

Картина «Чёрная вуаль» вышла на экраны в 1995-ом. Это была последняя работа Ирины Метлицкой на экране. К сожалению, актриса так и не появилась в роли Анны Карениной, как это планировал известный режиссёр Владимир Соловьёв. В сложные для кинематографа 90-е денег на экранизацию романа Льва Толстого не нашлось. А потом уже было поздно.

Личная жизнь

С Сергеем Газаровым, талантливым и всем известным актёром, Метлицкая познакомилась в «Современнике». Это была любовь с первого взгляда, причём единственная на всю жизнь.

Ирина Метлицкая и ее муж Сергей Газаров

После встречи с главным мужчиной своей жизни Ирина, постоянно окруженная толпой поклонников, казалась неприступным замком, на который все могли лишь издали любоваться.

Этот роман был невероятно прекрасен. На протяжении 14 лет, которые отвела им судьба, супруги, кажется, «дышали» друг другом. Им все завидовали. Двое сыновей, Никита и Пётр, родившиеся один за другим, появились как-то легко и незаметно.

Ирина Метлицкая с семьей

Каждый раз беременности Ирины коллеги не замечали, а рождение мальчиков удивительным образом совпадало с закрытием театрального сезона. А после открытия Метлицкая появлялась снова стройная и лёгкая, словно после отпуска.

«Она как-то умела всё делать легко, - позже рассказала коллега по «Современнику» Лия Ахеджакова. - И рожала легко, и кормила легко, и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать. У неё было лёгкое дыхание».

Личная жизнь Ирины Метлицкой и Сергея Газарова была невероятно счастливой. Им щедро было отмерено всего. Кроме времени.

Смерть

Страшный диагноз – рак крови – был поставлен в 1995-ом. Но актриса продолжала выходить на сцену и сниматься в кино. Никто, кроме родных, не знал о её смертельной болезни. Когда Ирину Метлицкую, бледную и исхудавшую, коллеги просили поделиться диетой, она лишь грустно улыбалась.

Могила Ирины Метлицкой

Сергей Газаров до последнего бился за жизнь любимой женщины. Он нашел возможность повезти её в Париж, где Ирине сделали операцию. Над излечением актрисы бились лучшие европейские онкологи. Но всё было тщетно.

Актриса не дожила до своего 36-летия 4 месяца. Причина смерти Ирины Метлицкой – быстротекущая лейкемия. Когда её не стало 5 июня 1997 года, все были шокированы известием. Ведь большинство её коллег и поклонников даже не предполагали, что она болела.

Фильмография

  • 1978 — «Расписание на послезавтра»
  • 1985 — «Личное дело судьи Ивановой»
  • 1986 — «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
  • 1988 — «Радости земные»
  • 1988 — «Куколка»
  • 1990 — «Палач»
  • 1993 — «Макаров»
  • 1994 — «Роман «Alla russa»»
  • 1994 — «Любовь, предвестие печали»
  • 1995 — «Чёрная вуаль»
Page 2

Мара Багдасарян

Гонщица, стритрейсер

24smi.org

Ирина Метлицкая: дата и причина смерти, краткая биография

Ирина Юрьевна Метлицкая ушла из жизни 5 июня 1997 года в возрасте 35 лет. Причиной смерти стала лейкемия. Первый раз она снялась в кино школьницей, и с тех пор мечтала о судьбе актрисы. Окончила «Щуку», играла в «Современнике» и у Романа Виктюка. Она была очень красивой и всегда приковывала взгляды зрителей.

5 июня 1997 года в Москве скончалась прекрасная актриса театра и кино Ирина Юрьевна Метлицкая. Ее смерть стала большим ударом для семьи и очень печальной неожиданностью для зрителей. Ирина пользовалась заслуженной любовью и уважением публики и коллег.

Причиной смерти Ирины Метлицкой стала лейкемия. Актриса похоронена в Москве на Троекуровском кладбище. На похоронах были близкие, коллеги и просто зрители, пришедшие проститься с любимой актрисой.

Детство Метлицкой

Ирина Метлицкая (Irina Metlitskaya) родилась в Северодвинске 5 октября 1961 года. После развода родителей Ира с мамой переехали в Минск. Им приходилось тяжело, долго снимали жилье, меняли квартиры. Девочка всегда была сдержанной и целеустремленной Она училась в физико-математической школе, но при этом, как сама признавалась, мечтала быть то эстрадной певицей, то балериной.

Когда Ирина училась в 10 классе, режиссер Игорь Добролюбов приступил к съемкам фильма «Расписание на послезавтра». Фильм был о школьниках, учениках школы с физико-математическим уклоном, поэтому как раз в такую школу и зашел режиссер в поисках артистов. Ира сразу обратила на себя его внимание. С самых ранних лет ее отличала серьезность, немного грустный взгляд. Так началась актерская биография Ирины Метлицкой.

Ребята-актеры были приглашены в Москву на премьеру фильма вместе с исполнителями главных ролей. А актерский состав был «звездным» – директора школы сыграл Олег Даль, учительницу литературы – Маргарита Терехова. Несмотря на это, юная Ира Метлицкая не затерялась на их фоне, ее заметили. С этого момента девушка увлеклась кино и стала мечтать о карьере актрисы.

Рис.1. Кадр из фильма «Расписание на послезавтра»

Юность, учеба

Девушка сделала свой выбор, но никому об этом не сказала. Как и планировалось раньше, она поступила в Белорусский государственный университет на физфак, но проучилась там всего год. Как выяснилось, она все это время готовилась к поступлению в театральное училище. В знаменитую «Щуку» (театральное училище имени Б. В. Щукина) Ирина поступила с легкостью. Учеба давалась ей легко. Сокурсники считали ее этакой «Снежной королевой» – спокойной, уверенной, невозмутимой. Инесса Перелыгина вспоминала, что Метлицкую даже называли гордячкой, она была очень красива, редко бывала в компаниях, вела себя сдержанно, занималась учебой. Ирина окончила училище в 1984 году.

Работа в театре Современник и у Виктюка

Еще на четвертом курсе она стала играть в известном на всю страну «Современнике». Молодой актрисе сразу посчастливилось сыграть серьезные интересные роли. Одной из работ стала роль Кароллы в пьесе Е. Гинзбург «Крутой маршрут». В этом же театре была исполнена роль Клары в спектакле «Звезды на утреннем небе».

Работе в «Современнике» было отдано 9 лет. Актриса тяжело переживала расставание с ним, долго испытывала ностальгию. Ее еще долго звали обратно Г. Волчек и друзья.

В 1991 году Метлицкую заметил Роман Виктюк. Он был очарован талантом молодой актрисы. Так началась работа в Театре Романа Виктюка. Зрители были поражены способностью Ирины перевоплощаться. В знаменитой постановке набоковской «Лолиты» она сумела предстать на сцене девочкой-подростком. Настоящую знаменитость ей принесла постановка «Мадам Баттерфляй». Сотрудничество с Театром Виктюка длилось 2 года.

Сама Ирина вспоминала о работе с Романом Виктюком с двойственными чувствами. Как она признавалась в интервью, со временем устала от чернухи, от тяжелых эмоций, передаваемых зрителю. Хотелось легкости, тонких и нежных чувств.

Была еще работа в Театре Луны, где актриса сыграла Феодору в «Византии».

Работа в кино

В середине 80-х актриса снова вернулась в кино. В 1985 году на экраны вышел фильм «Личное дело судьи Ивановой». За ним последовали «Палач», «Куколка», и множество других. В каждой роли Ирина Метлицкая создавала свой неповторимый образ. Зрители привыкли видеть ее хрупкой, но уверенной в себе, сильной женщиной. С особенной теплотой она вспоминала съемки в фильме «Я люблю» по мотивам повести В. Токаревой.

Рис. 2. Кадр из фильма «Палач»

Ирина не успела сыграть Анну Каренину. Сергей Соловьев готовился к работе над фильмом, но судьба распорядилась иначе. Также Соловьев говорил о театральной постановке романа «Идиот» с участием Метлицкой.

Друзья, знакомые

Во время учебы Ирина особенно близко ни с кем не сходилась. Ее однокурсниками были Евгений Дворжецкий и Елена Казаринова. На этом же курсе училась Нина Горелик, ставшая впоследствии женой Евгения Дворжецкого. Она вспоминает, что Ирина была просто невероятно красива. Несмотря на ее закрытость, они были в хороших отношениях. Евгений Дворжецкий погиб в 1999 году.

В театре ей довелось работать со многими прославленными артистами. Сергей Маковецкий, игравший вместе с ней в «Мадам Баттерфляй», утверждал, что она «вытворяла немыслимое», без всяких усилий заставляя зрителей влюбиться в себя.

Талант молодой актрисы отмечали все, кто так или иначе был связан с ее работой. Очень тепло и с большим уважением отзывались о ней Олег Табаков, Лия Ахеджакова.

Личная жизнь

Актриса не любила много говорить о личном. В ее жизни был единственный брак, очень счастливый. Ее мужем стал режиссер и актер Сергей Газаров. Оба они кратко говорили о семейной жизни, предпочитая не впускать туда посторонних. Ирина лишь рассказывала, что познакомились во время работы в «Современнике». В семье росли два сына – Никита и Петр, их именами была названа семейная киностудия.

Рис. 3. Метлицкая и Газаров с сыновьями

В 1995 году Метлицкой был поставлен диагноз «лейкемия». Болезнь развивалась стремительно. Всегда закрытая, актриса долго скрывала болезнь от коллег. Несмотря на все усилия врачей и близких, помочь ей не удалось. Особенно тяжело пришлось семье – младшему ребенку в тот момент было всего 8 лет.

Ирине Метлицкой было всего 35. Она навсегда останется одной из самых красивых и рано ушедших звезд отечественного кинематографа. Сохранились ее фото и записи фильмов.

Рис.4. Памятник на Троекуровском кладбище

Наиболее известные фильмы с участием актрисы

Ирина сыграла не так уж и много ролей, но хорошо запомнилась зрителю. У нее были красивые пышные волосы и задумчивый, немного грустный взгляд. Вот список нескольких картин, в которых она снялась:

  • «Расписание на послезавтра» (1987 г.);
  • «Личное дело судьи Ивановой» (1985 г.);
  • «Радости земные» (1988 г.);
  • «Куколка» (1988 г.);
  • «Палач» (1990 г.);
  • «Макаров» (1993 г.);
  • «Я люблю» (1994 г.);
  • «Черная вуаль» (1995 г.).

О ее жизни рассказывает фильм «Умереть красивой»

aeternamemoria.ru

Ирина Метлицкая — биография, личная жизнь, фото, фильмы, причина смерти, новости

Ирина Метлицкая: биография

Одной из самых красивых женщин отечественного кинематографа в 2016-ом могло бы исполниться 55 лет. Утончённая, неземная, с невероятно грустными глазами, кажется, она заключала в себе какую-то загадку, недосказанность. Такой Ирина Метлицкая и запомнилась зрителям навсегда.

Детство и юность

Родилась Ирина Юрьевна Метлицкая на берегу Белого моря, в насквозь продуваемом ветрами из Северного Ледовитого океана городе судостроителей Северодвинске. Здесь прошло детство будущей актрисы. Но взрослеть и оканчивать школу ей пришлось в Минске, куда переехала с мамой после развода родителей.

Актриса Ирина Метлицкая

Почти восемь лет мама с дочерью кочевали по съёмным квартирам и жили очень скромно. Наверное, такая жизнь наложила свой отпечаток на девочку: она была замкнутой и отстранённой. Обилия подружек у Ирины Метлицкой никогда не было. Она сосредоточилась на учёбе в физико-математической школе и радовала маму немалыми успехами.

Татьяна Павловна в одном из интервью рассказала, что никаких артистических талантов в те годы она в дочери не обнаружила. Более того, Ира не любила оказываться в центре внимания. В самодеятельности она никогда не участвовала. Единственный кружок, который посещала – танцевальный.

Ирина Метлицкая в молодости

В старших классах Метлицкая определилась с будущей профессией: она нацелилась на Белорусский университет, выбрав «мужской» физико-математический факультет. Но в выпускном классе случилось событие, перевернувшее мир девушки с ног на голову. В их класс как-то заглянул режиссёр Игорь Добролюбов.

Он искал ребят для своего нового фильма «Расписание на послезавтра». Это картина о талантливых учениках физико-математической школы. Взгляд режиссёра сразу выделил стройную девушку с большими, грустными и какими-то не по-детски мудрыми глазами.

Ирина Метлицкая в фильме «Расписание на послезавтра»

Так началась кинематографическая биография Ирины Метлицкой. Магия кино мгновенно пленила её. А работа на площадке с такими звёздами, как Олег Даль и Маргарита Терехова, открыла старшекласснице мир, без которого она больше не представляла жизни.

Своими планами сдержанная Ира ни с кем не делилась. После вручения аттестата она, как и планировала ранее, поступила на физико-математический факультет. Как оказалось, лишь для того, чтобы хорошенько подготовиться к поступлению в театральный вуз. После первого курса Метлицкая бросила университет и уехала в Москву.

Театр

Она с лёгкостью поступила в Щукинское училище. На курсе Ирина Метлицкая училась с Евгением Дворжецким и Еленой Казариновой. Многим она казалась неприступной и холодной. Царственная осанка и холодный взгляд остужали юношеский пыл парней, которые ходили за ней толпами.

Ирина Метлицкая на сцене

Всё внимание Ира сосредоточила на учёбе. Она получала повышенную стипендию и уже на 4-ом курсе была принята в труппу «модного» «Современника», попасть в который было особенно трудно. Ей сразу начали доверять «сложные» роли. Метлицкая сыграла Людмилу в спектакле «Мелкий бес», главных героинь в постановках «Крутой маршрут» и «Звезды на утреннем небе».

На протяжении девяти лет она выходила на эту сцену и покоряла зрителей неземной красотой и каким-то нездешним внутренним светом. Олег Табаков, увидев актрису в какой-то крошечной роли в одном из спектаклей, признался, что был сражен. Ему показалось, что он «проглотил атом солнца».

Ирина Метлицкая в театральной гримерной

На талантливую Метлицкую обратил внимание Роман Виктюк. Попасть в его театр мечтали многие. Ирине он предложил сыграть набоковскую Лолиту. На тот момент у неё уже подрастало двое детей, но актриса блестяще перевоплотилась в хрупкого подростка, ломкую куклу и одновременно живого человека.

Сергей Маковецкий, вместе с Метлицкой задействованный в спектакле «Мадам Баттерфляй», признался, что стал свидетелем рождения звезды. По его словам, зрители влюблялись в Ирину мгновенно. Каждое её появление на сцене было сродни магии. Она играла удивительно легко, словно дышала.

Фильмы

В кинематограф актриса вернулась в середине 1980-х. Её вторым фильмом после «Расписания на послезавтра» оказалась мелодрама «Личное дело судьи Ивановой». Метлицкой досталась небольшая роль учительницы литературы. Потом было ещё несколько картин, среди которых наиболее известные «Не забудьте выключить телевизор», «Мы веселы, счастливы, талантливы!», «Выкуп» и «Радости земные».

Ирина Метлицкая в фильме «Куколка»

Талант Ирины Метлицкой заиграл всеми гранями в самом конце 1980-х. Драма «Куколка» вышла на экраны в 1988 году и превратила актрису в настоящую кинозвезду. Это первая главная роль, в которой Метлицкая появилась в самом выигрышном образе, для которого, кажется, была создана. Хрупкая, бесконечно женственная героиня со стальным стержнем внутри, жестокая и одновременно милосердная.

Ирина Метлицкая в фильме «Палач»

Таких героинь она сыграла в картинах «Роман «alla russa»» Алоиза Бренча, «Палач» и «Любовь, предвестие печали» Виктора Сергеева, «Макаров» Владимира Хотиненко и «Черная вуаль» Александра Прошкина.

Ирина Метлицкая в фильме «Чёрная вуаль»

Картина «Чёрная вуаль» вышла на экраны в 1995-ом. Это была последняя работа Ирины Метлицкой на экране. К сожалению, актриса так и не появилась в роли Анны Карениной, как это планировал известный режиссёр Владимир Соловьёв. В сложные для кинематографа 90-е денег на экранизацию романа Льва Толстого не нашлось. А потом уже было поздно.

Личная жизнь

С Сергеем Газаровым, талантливым и всем известным актёром, Метлицкая познакомилась в «Современнике». Это была любовь с первого взгляда, причём единственная на всю жизнь.

Ирина Метлицкая и ее муж Сергей Газаров

После встречи с главным мужчиной своей жизни Ирина, постоянно окруженная толпой поклонников, казалась неприступным замком, на который все могли лишь издали любоваться.

Этот роман был невероятно прекрасен. На протяжении 14 лет, которые отвела им судьба, супруги, кажется, «дышали» друг другом. Им все завидовали. Двое сыновей, Никита и Пётр, родившиеся один за другим, появились как-то легко и незаметно.

Ирина Метлицкая с семьей

Каждый раз беременности Ирины коллеги не замечали, а рождение мальчиков удивительным образом совпадало с закрытием театрального сезона. А после открытия Метлицкая появлялась снова стройная и лёгкая, словно после отпуска.

«Она как-то умела всё делать легко, — позже рассказала коллега по «Современнику» Лия Ахеджакова. — И рожала легко, и кормила легко, и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать. У неё было лёгкое дыхание».

Личная жизнь Ирины Метлицкой и Сергея Газарова была невероятно счастливой. Им щедро было отмерено всего. Кроме времени.

Смерть

Страшный диагноз – рак крови – был поставлен в 1995-ом. Но актриса продолжала выходить на сцену и сниматься в кино. Никто, кроме родных, не знал о её смертельной болезни. Когда Ирину Метлицкую, бледную и исхудавшую, коллеги просили поделиться диетой, она лишь грустно улыбалась.

Могила Ирины Метлицкой

Сергей Газаров до последнего бился за жизнь любимой женщины. Он нашел возможность повезти её в Париж, где Ирине сделали операцию. Над излечением актрисы бились лучшие европейские онкологи. Но всё было тщетно.

Актриса не дожила до своего 36-летия 4 месяца. Причина смерти Ирины Метлицкой – быстротекущая лейкемия. Когда её не стало 5 июня 1997 года, все были шокированы известием. Ведь большинство её коллег и поклонников даже не предполагали, что она болела.

Фильмография

  • 1978 — «Расписание на послезавтра»
  • 1985 — «Личное дело судьи Ивановой»
  • 1986 — «Мы веселы, счастливы, талантливы!»
  • 1988 — «Радости земные»
  • 1988 — «Куколка»
  • 1990 — «Палач»
  • 1993 — «Макаров»
  • 1994 — «Роман «Alla russa»»
  • 1994 — «Любовь, предвестие печали»
  • 1995 — «Чёрная вуаль»

Фото

pitachog.fun

Ирина Метлицкая

Кирилл Кяро на горнолыжном курорте влюбляется в замужнюю женщину.Актриса перевоплотится в «черную вдову» Патрицию Реджиани.Премьера отрывка из фильма «Успех».Продюсер Алексей Чадов предлагает семье Романа Курцына поработать вместе.Кардиохирург Дана Абызова волей случая становится частью преступной семьи.Лучшие костюмы звёзд на Хэллоуин-20193 ноября, 23:15, Первый каналОсиротевшая Мэри переезжает к дяде, в особняке которого есть потайная дверь.Новый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа ПуллманаАктёр тоже переживает за будущее планетыАктеру спасла жизнь череда случайностейГлуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицу

www.kino-teatr.ru

МЕТЛИЦКАЯ Ирина Юрьевна

chtoby_pomnili[andrey_g]

Актриса театра и кино

 

Ирина Метлицкая родилась 5 октября 1961 года в Северодвинске.

Ира росла целеустремленным и спокойным ребенком. Училась Ирина в физико-математической спецшколе. Однажды в класс заглянул режиссёр Игорь Добролюбов и, увидев высокую школьницу с грустными глазами, пригласил её на съёмки фильма «Расписание на послезавтра».

Ирина Метлицкая позже рассказывала в интервью: «Закончила спецшколу в Минске, физико-математическую. Поступила в университет, училась год. Родители хотели, чтобы я была физиком. Я проучилась год, параллельно готовилась в театральный, потому что в 10-м классе я снималась в своем первом фильме «Расписание на послезавтра». Я сбегала с уроков и пропадала на съемках - потому что там Даль, Терехова были... И я так заболела кинематографом».

Эта небольшая роль перевернула всю Ирину жизнь и, даже поступив в 1978 году в минский университет на физический факультет, Ирина не оставляла мечту стать актрисой, и через год, забрав документы, уехала в Москву.

В Щукинское училище Ирина поступила сразу.

«Ирка была умной, но вовсе не сложной натурой, - вспоминала Елена Казаринова, однокурсница по Щукинскому училищу. - У всех нас в компании были прозвища - Женю Дворжецкого звали Дворжик и Нос, я соответственно Каза, Иру величали Метлой. Но только за глаза - смельчаков попасть под холодный душ ее глаз не находилось. Конечно, мальчишки ходили за ней толпами. Она и Нина Дворжецкая были главными красавицами курса. Но близких подруг у Иры не было, да и кавалеров она предпочитала держать на расстоянии».

Евгений Дворжецкий рассказывал:

«Какое-то время я даже был влюблен в нее. Не я один. В училище на нее мужики западали. Когда Метла проходила, творилось нечто. Глаз останавливался сразу. Она даже кокетничала, но ни о какой доступности не могло быть и речи. Удивительно, что при своей красоте Метла была очень деловой. Она начала сниматься очень рано, но как-то так умела устроиться, что у нее никогда не было конфликтов с начальством, все сдавала вовремя. Она входила в кабинет ректора и получала любую подпись. При этом ничего специально такого она не делала: просто ей не могли отказать».

За отличную учебу Ира получала повышенную стипендию, и уже на четвертом курсе была принята в труппу театра «Современник».

Ее героини поражали сочетанием жесткого начала и жертвенной сущности. Такова была ее Ольга из фильма «Палач» - мстя за разрушенную любовь, журналистка разряжает в подонка охотничье ружье. Такова Анна, героиня драмы «Роман «alla russa», лишившая себя права на личное счастье из сострадания к изувеченному человеку. Такова княгиня Верховская из исторической драмы «Черная вуаль» - светская львица, ставшая сестрой милосердия в военном госпитале. Такой могла стать ее Анна Каренина - Сергей Соловьев только Ирине прочил эту роль, но сначала на фильм не нашли денег, а потом было уже поздно. Героини Метлицкой были очень разные, но их объединяло одно - они знали подлинную цену любви и умели любить.

«Она очень рано созрела, как актриса, - делилась воспоминаниями Лия Ахеджакова, - Ее все любили в театре, она была легкая, блистательная, красивая и всегда улыбалась. Я никогда не видела ее мрачной, депрессивной, угрюмой. При ней забывалось, что жизнь трудна, хотелось говорить: «Жизнь прекрасна!». Я видела, как начинался ее роман с Сережей, все происходило в театральных коридорчиках, на лестнице. И по тому, как светились два черных Сережкиных глаза, и как лучилась Ира, было ясно, что это не просто романчик. Это был удивительно красивый союз!».

Сережа - это муж актрисы, актер и режиссер Сергей Газаров. Они познакомились с Ириной, когда она только-только пришла в театр, и четырнадцать лет прожили вместе, родив двух сыновей.

«Денег не хватало ни на что, - вспоминала Казаринова. - Ира питалась исключительно яблоками и дешевым сыром, утверждая, что это особая диета. Жить в общежитии она не могла: не по-королевски это - драить общую кухню и бегать в халатике и бигудях. И какое-то время прожила в нашей квартире, у нас-то Ирка и оттаяла - никакой звездной болезни, как выяснилось, в ней не было и в помине. Это артистическая натура подталкивала к играм в жизни. А потом появился Сережа Газаров - и Ира стала просто влюбленной, абсолютно земной женщиной».

«Первый день, когда я увидел Иру, мне очень запомнился, - вспоминал Сергей Газаров. – «Современник» поехал на гастроли в Минск, в поезде мне сообщили, что моей партнершей будет молоденькая, хорошенькая актриса из «Щуки». Я подумал: «Ну и пусть будет, коль хорошенькая». Приехали в Минск, устроились в гостинице. Я стою на балконе и вижу - девушка идет по улице. Я сразу понял, что это именно она и так засмотрелся, что чуть с балкона не слетел. А потом мы начали репетировать вместе, и обнаружилось, что Ирина для меня очень родной человек. Я сначала не понимал, как на нее реагировать. Красивых женщин много - но она была не просто красивой женщиной, в ней была тайна, то, о чем мечтает любой мужчина, тайна, которую не удается разгадать, а так хочется, и потому желание быть рядом со временем только возрастает. Обескураженный, я даже у нее спросил: «Я, наверное, не первый человек, который от тебя обалдел, скажи, в чем твой секрет?». Она ответила: «Не надо в этом копаться, если ты узнаешь меня до конца, все очарование рухнет». Мы прожили четырнадцать лет в состоянии абсолютного счастья, а Ира так и осталась для меня тайной».

Когда только рождался этот союз, Ира жила в маленькой комнатке в коммунальной квартире в Большом Власьевском переулке. Чтобы не беспокоить соседей, Сергею иногда приходилось приходить в гости к Ирине через окно. Однажды бдительные стражи порядка поймали пылкого влюбленного и доставили в милицию. Правда, ознакомившись с ситуацией, сами подсадили к окну.

«Удивительно, но холодная и неприступная Ирка оказалась подлинным вулканом, а не уроженец Баку Сережа, - вспоминала Елена Казаринова. - Влюбленная Метлицкая светилась таким счастьем, что могла отогреть кого угодно. Глядя на нее, люди поневоле начинали улыбаться. Ирина и не думала скрывать ни начинавшегося романа, ни потом силу своей любви к мужу».

Их брак был красив и гармоничен, несмотря на кажущиеся значительные различия. Вскоре у них родился сын Никита, а спустя два года - Петр.

«Это было удивительно, никто даже не знал, что Ира беременна, - вспоминал Сергей, - В июле мы закрыли сезон в театре, ушли в отпуск, а вернулись в сентябре уже с ребенком. И второй точно так же появился, во время отпуска. Коллеги шутливо спрашивали - в каком универсаме мы покупаем ребятишек?».

«Она как-то умела все делать легко, - говорила Лия Ахеджакова, - и рожала легко и кормила легко и успевала семье всю себя отдать и на репетицию прибежать. У нее было легкое дыхание...»

Олег Табаков, увидев Иру, был очарован: «Она появилась на сцене и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил».

После девяти лет работы в «Современнике», Метлицкая получила предложение от Романа Виктюка, который попросил Метлицкую сыграть Лолиту. Будучи уже взрослой женщиной с двумя детьми, она сумела сыграть юную девушку - хрупкую, ломкую и в то же время ужасающе противную. Она изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время дала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была.

Евгений Дворжецкий рассказывал:

«Невероятный случай для красивой актрисы - она была умна. Ее эротизм имел интеллектуальный налет, может быть, поэтому она потрясающе играла героинь Серебряного века. Еще более невероятно для актрисы - она была преданной режиссеру. В свое время ушла из престижного «Современника» за бездомным режиссером Виктюком, таскалась за ним по всем площадкам. Испытала шок, узнав, что он на ее роли вводит других актрис.

- Что же он теряет самых преданных людей? - удивлялась она.

Последний год на нее многие обижались - стала капризной, конфликтует. А она скрывала, что тяжело больна и иногда нервы сдавали. От болезни сильно похудела. И хваталась за абсолютно дежурный комплимент: «Ирка, хорошо выглядишь», как за соломинку. На ее похоронах, говорят, в голос плакали даже сильные мужчины».

«Я видел, рождение звезды, - вспоминал Сергей Маковецкий, который играл с Ириной в спектакле «Мадам Баттерфляй», - Это происходило за моей спиной, потому что мой герой все время смотрел в зал. Боковым зрением или даже какими-то нервными окончаниями я чувствовал ее выход на сцену. В этот момент в нее влюблялись все - и мужчины и женщины - это был выход звезды. А потом она вытворяла немыслимое: болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Казалось, ей все давалось легко, без усилий».

За Ириной ухаживали мужчины, но она к этому относилась с вежливой холодностью. Она любила только своего Сережу, который страшно ее ревновал к партнерам по сцене, случайным прохожим, которые бросали на нее восхищенные взгляды, и при желании находил ее в любом конце земного шара. Порой Ирина, уезжая на съемки, сама не знала, в какой гостинице она остановится, но лишь только она пересекала порог номера, раздавался телефонный звонок - звонил Сергей.

Ей завидовали, а мужа записывали чуть ли не в мафиози. «Мы не жили роскошно, - говорил Сергей, - в юности приходилось экономить на всем, и большинство Ириных великолепных нарядов были сшиты и связаны ее собственными руками, даже костюм к свадьбе для меня она сшила сама. У нее были золотые руки, трудно вообразить, что она не умела делать. Меня удивляло, откуда у нее столько сил и энергии».

«То, что это необычная женщина я понял сразу, едва увидев ее на съемочной площадке, - рассказывал актер Андрей Соколов, который снимался с Метлицкой в двух картинах, - Она казалась холодной и сдержанной, но какая страсть, какое глубокое познание жизни и чего-то большего, посланного ей свыше, светилось в ее глазах! Мне кажется, булгаковская Маргарита была именно такой: Удивительно, Ириной хотелось любоваться, восхищаться, с ней было приятно общаться, но никогда не возникало желания приударить за ней. И не потому, что рядом был ее муж - Сергей всегда сопровождал ее на съемках. Мне казалось, что такая фамильярность могла бы ее обидеть - то, что между Ирой и Сергеем неземная любовь, было видно невооруженным взглядом».

Метлицкая принимала участие в спектаклях Театра Луны,играла Феодору в спектакле «Византия». Театр всё с большим упорством навязывал актрисе амплуа прекрасной и коварной соблазнительницы.

Киноэкран 1990-х годов открыл Ирину Метлицкую как идеал женственности.

Первой заметной киноролью Метлицкой стала учительница в фильме «Куколка», снятом в 1988 году режиссером И. Фридбергом.

Но от многих ролей она отказывалась: «Предлагают (сниматься) очень много. Но я много отказывалась - и раньше и, наверное, даже больше сейчас отказываюсь, потому что сценарии, которые приносятся, мне уже неинтересны. Я читаю; если я какую-то искру вижу в этом сценарии, я пытаюсь поговорить с режиссером, понять: он может вот это хорошее развить? К сожалению, очень часто так бывает: разговариваешь – замечательно понимаем друг друга, просто потрясающе. Как только дело доходит до работы, ты видишь, что человек, оказывается, имел в виду всё совершенно другое. То, что в нашем кинематографе сейчас, это не эротика, это порнография, причем хорошая такая, грубая, примитивная. Это же не эротика, ничего общего. Эротика, в моем представлении, - это когда достаточно одного жеста, но сделанного так, что это рождает эротические эмоции»

Когда молодая, красивая и блистательная Метлицкая в 1995 году вышла на сцену в качестве ведущей Московского кинофестиваля, никому и в голову не приходило, что врачи ей поставили страшный диагноз «острый лейкоз» (рак крови). До последнего момента только самые близкие знали, что Ира смертельно больна – и ее внезапная смерть удивила многих.

«Мы снимались вместе в картине «Черная вуаль», - вспоминал Сергей Маковецкий, - Ирина была весела, без тени утомления делала дубли: Только потом я понял, почему она так тщательно гримировалась, чтобы никому и в голову не пришло, что она не здорова». Она не хотела тревожить других своей болезнью, старалась остаться в памяти жизнерадостной и веселой. Ей это удалось, и тем отрезвляюще горче прозвучали на похоронах слова ее матери: «Если бы вы знали, как тяжело умирала моя дочь...»

Александр Прошкин – режиссер фильма «Черная вуаль», рассказывал о Метлицкой:

«Живой и естественный, даже я бы сказал смешливый человек. Сейчас уже, когда... анализируя через время, зная, что произошло, я понимаю, что это был человек невероятной внутренней силы. Потому что, вероятно, на нашей картине её настигла болезнь. И если в начале она была очень легким человеком в общении – в группе, с товарищами, - вдруг где-то на середине произошел какой-то сбой. Что-то стало её сильно беспокоить, мучить. Я это начинаю понимать опосредованно. Вдруг она начинала срываться на ком-то. Но тут же брала себя в руки и в работе была идеальна. Представьте себе, если надо было преодолеть физическую боль, – может быть, я не знаю. А выглядело это со стороны такими дамскими капризами. Через два часа, в перерыве съемки, сидела хохотала со всеми. Только если кто-то рядом курил, она очень остро реагировала, чего раньше не было».

Актриса перенесла две операции: Газаров находил лучших европейских онкологов, возил жену в Париж

- Ты знаешь, - говорила Метлицкая подруге, вернувшись из Франции, - если выживу, из профессии уйду. Хочу другого, мне не хватает в этой жизни чего-то настоящего, духовного… Теперь только по книжкам стараюсь хоть как-то добирать.

«Однажды, - рассказывал Газаров, - когда Ира еще не знала, что больна, она как-то очень внимательно посмотрела на меня и сказала: «А ты знаешь, что ты меня похоронишь?». Я был ошарашен, и попытался все перевести в шутку, но Ира взглядом договорила свою мысль - она умела говорить взглядом. Я увидел, как в этот миг в ее глазах блеснула остановка жизни, словно кто-то сверху ей подсказал будущее: Я все время задаю себе вопрос: «А все ли я для нее сделал?», - и мои ответы ужасны. В вопросах ее лечения я один принимал решение, я получал информацию от врачей, от наших и заграничных, от традиционных и любых других, каких только возможно: Может быть, ее можно было вылечить, но тогда я не знал такого способа: И сейчас не знаю: Для меня день ее смерти стал точкой моей жизни. Меня часто спрашивают, как я это пережил? Я не пережил: это нельзя пережить, это горе живет во мне, меняет свою форму, проявление, но продолжает жить. Время не лечит, мне не стало легче: стало хуже. Но я пытаюсь бороться с этим ради сыновей. Они не должны начинать жизнь с отрицательного заряда - у них впереди большая жизнь».

Ирина Метлицкая умерла 5 июня 1997 года, не дожив ровно 4 месяца до своего 36-летия.

«Я не узнала Иру в гробу. - Лена Казаринова, сказав это, расплакалась в голос. - Тонкие кости шириной в несколько сантиметров были обтянуты кожей. На веки ей положили, кажется, килограммы грима - глаза не хотели закрываться. Волшебных золотых волос не было. А характер она проявляла до последнего. Уже не встававшей с постели, ей очень захотелось мороженого. Но еще была пневмония, и ей отказали. Метлицкая из последних сил надменно произнесла: «Я хочу мороженого. Чтобы мухой сгоняли!» Сергей кинулся выполнять. Она съела ложечку и умерла».

Она могла сыграть героинь Бунина, Тургенева, Чехова, Толстого. Но… просто не успела.

Ирина Метлицкая похоронена на Троекуровском кладбище в Москве.

Использованные материалы:

Текст статьи «Ирина Метлицкая. Уходящая натура», авторы: К.Романенкова, Т.Алексеева

Материалы сайта www.press.try.md

Материалы сайта www.kino-teatr.ru

Материалы сайта www.cinemotions.blogspot.com

Материалы сайта Википедия

Роли в театре

Московский театр «Современник»

«Мелкий бес» — Людмила

«Крутой маршрут» — Каролла

«Звёзды на утреннем небе» — Клара

Театр Романа Виктюка

«Мадам Баттерфляй»

«Лолита» по роману Владимира Набокова — Лолита

Московский Театр Луны п/р С. Проханова

«Византия» — Феодора

Роли в кино

1978 — Расписание на послезавтра — Катя Шумейко

1985 — Личное дело судьи Ивановой — учительница литературы

1986 — Не забудьте выключить телевизор — Томка

1986 — Мы веселы, счастливы, талантливы! — официантка

1986 — Выкуп — Мари

1987 — Оглашению не подлежит — Вера

1988 — Радости земные — Алла Филимонова

1988 — Куколка — Елена Михайловна

1990 — Палач — журналистка Ольга

1992 — Танцующие призраки — Наталья Сергеевна

1992 — Мелодрама с покушением на убийство — Тамара Малышева

1992 — Катька и Шиз — Светлана Петровна

1993 — Макаров — Марго

1993 — Шейлок — Порция

1993 — Сотворение Адама — Нина

1993 — Раскол — Землячка, Розалия Самойловна

1994 — Я люблю — Марго

1994 — Роман «Alla russa» — Анна

1994 — Мсье Робина — Прабабушка

1994 — Любовь, предвестие печали — Мария

1995 — Экзерсис N5 (короткометражная новелла киноальманаха Прибытие поезда)

1995 — Чёрная вуаль — Верховская

 

5 октября 1961 года - 5 июня 1997 года

chtoby-pomnili.livejournal.com

Прерванный полет Ирины Метлицкой

Пройдут годы, душа привыкнет к боли, но Сергей Газаров не перестанет избегать вопросов о жене. Но однажды скажет на расспросы журналистов: «Она все время летала, — было такое ощущение».

Как стать королевой

Родители Ирины Метлицкой рано разошлись, и мама увезла ее из родного Северодвинска в Минск. Началась сложная, неустроенная жизнь, скитания по съемным квартирам. Ирина знала, что другие девочки живут не так, и вела себя так, чтобы ее не жалели, а недолюбливали. Держалась замкнуто, отстраненно, даже надменно. Прямая спина, спокойный взгляд — эту маску Снежной Королевы Ирина будет носить всю жизнь.

Эту маску Снежной Королевы Ирина будет носить всю жизнь.

Она с раннего детства была целеустремленной, любила преодолевать себя и решать сложные задачи. Училась в физико-математической школе, побеждала на разных математических олимпиадах. Рано стала думать о том, как выстроить свое будущее. Планировала так: учеба на физико-математическом факультете, интересная работа, наука. О принце и других девчачьих глупостях Ирина не думала.

Расписание на послезавтра (1978)

Так бы все и было, но однажды к ним в школу пришел режиссер «Беларусьфильма» Игорь Добролюбов: он искал актрису для «Расписания на послезавтра». Он пригласил Ирину на съемки. Режиссер не ошибся — оказалось, что у Метлицкой незаурядное актерское дарование. В этом фильме она играла вместе с Маргаритой Тереховой и Олегом Далем. Молчаливая девочка никому ничего не сказала, но она заболела кино. План жизни пришлось переписывать заново.

План жизни пришлось переписывать заново.

Ирина привыкла делать все как следует: к поступлению в Щукинское училище надо было готовиться. Но это был выпускной класс, времени не оставалось. Она легко поступила на физмат местного университета, и проучилась там год, параллельного готовясь к «Щуке». А потом забрала документы и уехала в Москву.

В «Щуку» поступила легко, даже играючи. Училась, как делала все — на совесть, изо всех сил. Получала повышенную стипендию, на нее и жила. На четвертом курсе начала играть в «Современнике» — для студентки это была большая честь и огромное достижение.

На их актерском курсе две красавицы — Ирина Метлицкая и Нина Дворжецкая

Считалось, что на их актерском курсе две красавицы — Ирина Метлицкая и Нина Дворжецкая. Парни ходили за ними табунами. Но Нина рано начала встречаться со своим «Дворжиком», а Ирина даже не замечала поклонников: учеба и работа в «Современнике» не оставляли на романы времени и сил.

Встреча с Виктюком

Москва. 1 ноября 1992 г. Сцена из спектакля по произведению В. Набокова в постановке режиссера Романа Виктюка. В ролях (слева направо): Неизвестный — Сергей Виноградов, Лолита — Ирина Метлицкая, Куилти — Сергей Маковецкий. Театр имени Моссовета.

Сильные люди часто выглядят баловнями судьбы. Кажется, что они ни в чем не сомневаются; что у них гораздо больше сил, чем у обычных людей, и поэтому все само идет к ним в руки, только бери… Так и Метлицкая — расхохоталась однажды в очереди в буфете «Современника», на нее обернулся модный режиссер Роман Виктюк и застыл, пораженный: не актриса, а солнечный луч! Подошел, предложил играть в своих спектаклях, она без колебаний согласилась.

Виктюк застыл, пораженный: не актриса, а солнечный луч!

Ирина искренне восхищалась талантом Виктюка, его режиссерским мастерством, и, как верный рыцарь, скиталась вместе с «бездомным» Виктюком по всем театрам… Но когда она, взрослая женщина, гениально сыграла у него Лолиту, все признали: Ирина всегда была звездой, Виктюк просто помог ей засиять.

В кино ее заметили после роли учительницы в «Куколке», а потом были Ольга в «Палаче», Анна в драме «Роман «alla russa»», работа в фильме «Любовь, предвестие печали», и другие роли загадочных, хрупких, но бесконечно сильных женщин.

Счастье

Все, что было у Ирины в жизни, далось ей неимоверными усилиями — все, кроме любви. Любовь пришла сама. Было так: актер Сергей Газаров стоял на балконе и смотрел, как по улице шла высокая и очень красивая девушка: как будто не касалась земли, как будто летела невысоко над ее поверхностью. Сергей наклонился посмотреть получше и чуть не свалился вниз…

Сергей наклонился посмотреть получше и чуть не свалился вниз…

Потом были совместная работа в «Современнике». Лия Ахеджакова рассказывала: обычно холодные, глаза Ирины просто светились от счастья. А Сергей любил ее просто безумно, всем сердцем.

Сергей Газаров и Ирина Метлицкая прожили вместе 14 абсолютно счастливых лет. Один за другим родились у них мальчишки. Бывает так: к людям просто приходит счастье, как награда за верность, за умение ценить друг друга. Такое счастье ужасно больно, просто невозможно терять…

«Мухой за мороженым!»

Когда биопсия подтвердила страшный диагноз, Ирина с привычной ей стойкостью никому ничего не сказала. Коллеги подкалывали: «Поделись, на какой диете сидишь?». Она отшучивалась, продолжала работать. Сергей искал по всему миру самых лучших онкологов, возил жену к врачам в Париж.

Сергей искал по всему миру самых лучших онкологов, возил жену к врачам в Париж.

Она перенесла две операции. Однажды сказала подруге: если выживет — уйдет из профессии, будет заниматься другими вещами, настоящими, духовными.

Ластик беспощадной болезни постепенно стирал Ирину — она лишилась своих золотых волос, страшно похудела, потускнел знаменитый лучистый взгляд. Остался только стальной характер. Перед смертью, уже не вставая с постели, Ирина попросила купить ей мороженого. «У тебя же еще пневмония, нет!», — ответили близкие. Ирина окинула их своим знаменитым надменным взглядом и четко, хоть и из последних сил, произнесла: «Я. Хочу. Мороженого. Чтоб мухой сгоняли!».

«Я. Хочу. Мороженого. Чтоб мухой сгоняли!».

Ирина Метлицкая не дожила и до 36 лет. Ее муж был просто раздавлен горем. «Серега был весь черный», — вспоминал те дни Евгений Дворжецкий. Мальчикам было тяжело без мамы, особенно младшему: он все время неосознанно искал ее в других женщинах, не отлипал от воспитательницы в детском саду.

До сих пор они не могут смотреть фильмов с участием Ирины, не могут смотреть на нее — такую красивую, невероятную…

Расписание на послезавтра (1978)

Не забудьте выключить телевизор (1986)

Мелодрама с покушением на убийство (1992)

Фото: Legion media, Persona Stars, А. Морковкин/ТАСС

www.goodhouse.ru


Смотрите также