Художник куинджи биография и его картины


Архип Куинджи – биография и картины художника в жанре Реализм, Импрессионизм – Art Challenge

Закат с деревьями

Закат с деревьями

1876-1890

1876-1890

Солнечный свет в парке

Солнечный свет в парке

1898—1908

1898—1908

Портрет В. М. Васнецова

Портрет В. М. Васнецова

Неизвестно

Неизвестно

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1881

1881

Лунная ночь. Зима

Лунная ночь. Зима

Неизвестно

Неизвестно

Крым. Южный берег

Крым. Южный берег

1887

1887

Лесная поляна (этюд)

Лесная поляна (этюд)

Лесная поляна

Лесная поляна

Облако

Облако

1898—1908

1898—1908

Закат

Закат

1898—1908

1898—1908

Ночь

Ночь

1880-е

1880-е

Тополя

Тополя

до 1875

до 1875

Стволы деревьев

Стволы деревьев

1880-е

1880-е

Украина

Украина

1879

1879

Крым.

Крым.

Неизвестно

Неизвестно

Лесок с берёзой

Лесок с берёзой

1885—1890

1885—1890

Крым

Крым

1900—1905

1900—1905

Ночь на Днепре

Ночь на Днепре

1880

1880

Ранняя весна

Ранняя весна

1890—1895

1890—1895

Эльбрус вечером

Эльбрус вечером

1898—1908

1898—1908

Казбек

Казбек

Неизвестно

Неизвестно

Вид на берег и море с гор. Крым

Вид на берег и море с гор. Крым

1880-е

1880-е

Красный закат

Красный закат

1890—1895

1890—1895

Днепр

Днепр

1901

1901

Зима. Оттепель

Зима. Оттепель

1890—1895

1890—1895

Сумерки

Сумерки

1890—1895

1890—1895

Голова крестьянина-украинца в соломенной шляпе

Голова крестьянина-украинца в соломенной шляпе

1890—1895

1890—1895

Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым

Прозрачная вода. Пасмурный день. Крым

1898—1908

1898—1908

Закат в лесу

Закат в лесу

Неизвестно

Неизвестно

Закат зимой. Берег моря

Закат зимой. Берег моря

1876—1890

1876—1890

Облака

Облака

1875

1875

Горы на берегу (этюд)

Горы на берегу (этюд)

Неизвестно

Неизвестно

Лунный серп на фоне заката

Лунный серп на фоне заката

1898—1908

1898—1908

Закат

Закат

1890—1895

1890—1895

Подсолнухи. Крым

Подсолнухи. Крым

1880-е

1880-е

Христос в Гефсиманском саду

Христос в Гефсиманском саду

1901

1901

Пахота на волах (набросок)

Пахота на волах (набросок)

Неизвестно

Неизвестно

Море с парусным кораблём

Море с парусным кораблём

1876—1890

1876—1890

Осень

Осень

1876—1890

1876—1890

После дождя

После дождя

1879

1879

Полдень. Стадо в степи

Полдень. Стадо в степи

1890—1895

1890—1895

Скалистый морской берег. Крым

Скалистый морской берег. Крым

1885—1890

1885—1890

Осень. Степь

Осень. Степь

1875

1875

Осень. Туман

Осень. Туман

1898—1908

1898—1908

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1880-е

1880-е

Туман в горах. Кавказ

Туман в горах. Кавказ

1898—1908

1898—1908

Степь вечером

Степь вечером

Неизвестно

Неизвестно

Ночь на Днепре

Ночь на Днепре

1898—1908

1898—1908

Лес (этюд)

Лес (этюд)

1870

1870

Ночное

Ночное

1905—1908

1905—1908

Днепр утром

Днепр утром

1881

1881

Эльбрус днём

Эльбрус днём

1898—1908

1898—1908

Мужская голова в соломенной шляпе (эскиз)

Мужская голова в соломенной шляпе (эскиз)

Неизвестно

Неизвестно

Восход солнца на горе Куинджи

Восход солнца на горе Куинджи

1890—1895

1890—1895

Лунная ночь на реке (этюд)

Лунная ночь на реке (этюд)

Неизвестно

Неизвестно

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1879

1879

Забытая деревня (эскиз)

Забытая деревня (эскиз)

1873

1873

Облако

Облако

1896

1896

Туман в горах. Кавказ

Туман в горах. Кавказ

1898—1908

1898—1908

Солнечные пятна на инее. Закат в лесу

Солнечные пятна на инее. Закат в лесу

1876—1890

1876—1890

Горы

Горы

1890—1895

1890—1895

Красный закат

Красный закат

1898—1908

1898—1908

Березовая роща. Пятна солнечного света

Березовая роща. Пятна солнечного света

1890—1895

1890—1895

Облака

Облака

1900—1905

1900—1905

Дерево на фоне вечернего неба. Украина

Дерево на фоне вечернего неба. Украина

1890—1895

1890—1895

Дубы

Дубы

1900—1905

1900—1905

Горный склон. Крым

Горный склон. Крым

1885—1890

1885—1890

Портрет Н. А. Ярошенко

Портрет Н. А. Ярошенко

Неизвестно

Неизвестно

Московский вид

Московский вид

19 век

19 век

Лунная ночь. Раздумье

Лунная ночь. Раздумье

1876—1890

1876—1890

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении (Исаакиевский собор при луне)

Вид Исаакиевского собора при лунном освещении (Исаакиевский собор при луне)

1869

1869

Озеро. Вечер

Озеро. Вечер

не ранее 1890

не ранее 1890

Зима

Зима

1890—1895

1890—1895

Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья

Москва. Вид на Кремль со стороны Замоскворечья

1882

1882

Вершина Эльбруса, освещённая солнцем

Вершина Эльбруса, освещённая солнцем

1898—1908

1898—1908

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1898—1908

1898—1908

Лесное болото

Лесное болото

1898—1908

1898—1908

Лов рыбы на Чёрном море

Лов рыбы на Чёрном море

1900

1900

Эффект заката

Эффект заката

1885—1890

1885—1890

Лунная ночь на Днепре

Лунная ночь на Днепре

1880

1880

Сосна

Сосна

1878

1878

Степь. Нива

Степь. Нива

1875

1875

Зима

Зима

Неизвестно

Неизвестно

Лесные дали

Лесные дали

не ранее 1890

не ранее 1890

Пейзаж

Пейзаж

1874

1874

Чумацкий тракт в Мариуполе

Чумацкий тракт в Мариуполе

1875

1875

Облака

Облака

1900—1905

1900—1905

Зима. Туман

Зима. Туман

1890—1895

1890—1895

Море. Крым

Море. Крым

1898—1908

1898—1908

Закат солнца в лесу

Закат солнца в лесу

1878

1878

Эльбрус

Эльбрус

1898—1908

1898—1908

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1898—1908

1898—1908

Днепр

Днепр

1901

1901

Лесная поляна

Лесная поляна

1887

1887

Закат в степи на берегу моря

Закат в степи на берегу моря

1898—1908

1898—1908

Дали. Крым

Дали. Крым

1898—1908

1898—1908

Эльбрус. Лунная ночь

Эльбрус. Лунная ночь

1890—1895

1890—1895

Горы

Горы

1885—1890

1885—1890

После дождя. Радуга

После дождя. Радуга

1900-е

1900-е

После грозы

После грозы

1879

1879

Крыши. Зима

Крыши. Зима

1876

1876

Снежные вершины. Кавказ

Снежные вершины. Кавказ

1890—1895

1890—1895

Вечер

Вечер

1885—1890

1885—1890

Забытая деревня

Забытая деревня

1874

1874

Волны

Волны

1870-е

1870-е

Лесной пейзаж (эскиз)

Лесной пейзаж (эскиз)

Неизвестно

Неизвестно

Кипарисы на берегу моря. Крым

Кипарисы на берегу моря. Крым

1887

1887

Берег моря

Берег моря

1885—1890

1885—1890

Зима. Пятна света на крышах хат

Зима. Пятна света на крышах хат

1890—1895

1890—1895

Зима

Зима

1890—1895

1890—1895

Лес. Лопухи

Лес. Лопухи

1898—1908

1898—1908

Морской берег. Вид на гору Демерджи. Крым

Морской берег. Вид на гору Демерджи. Крым

1880-е

1880-е

Скала

Скала

Неизвестно

Неизвестно

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1879

1879

Лес

Лес

1887

1887

Дарьяльское ущелье

Дарьяльское ущелье

1890—1895

1890—1895

Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного

Москва. Вид на Москворецкий мост, Кремль и храм Василия Блаженного

1882

1882

Крым

Крым

1900—1905

1900—1905

Бурьян

Бурьян

1875

1875

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1901

1901

Море. Крым

Море. Крым

1875—1879

1875—1879

Ладожское озеро

Ладожское озеро

1873

1873

Закат

Закат

1876—1890

1876—1890

Север

Север

1879

1879

Украинская ночь

Украинская ночь

1876

1876

Березовая роща (Лес)

Березовая роща (Лес)

1880-е

1880-е

Портрет И.Н.Крамского

Портрет И.Н.Крамского

Неизвестно

Неизвестно

Лесное озеро. Облако

Лесное озеро. Облако

не ранее 1890

не ранее 1890

Стволы берёз

Стволы берёз

1879

1879

Берег моря со скалой

Берег моря со скалой

1898—1908

1898—1908

В Крыму

В Крыму

1900—1905

1900—1905

Лунная ночь на море

Лунная ночь на море

1874

1874

Берёзовая роща

Берёзовая роща

1879

1879

Эльбрус вечером. Розовый закат

Эльбрус вечером. Розовый закат

1898—1908

1898—1908

Облако над горной долиной

Облако над горной долиной

1898—1908

1898—1908

Солнечные пятна на инее

Солнечные пятна на инее

1876—1890

1876—1890

Прибой. Крым

Прибой. Крым

1887

1887

После дождя

После дождя

1879

1879

Вид на Москву с Воробьёвых гор

Вид на Москву с Воробьёвых гор

1882

1882

Берег моря

Берег моря

1887

1887

Море

Море

1890—1895

1890—1895

Крым. Яйла

Крым. Яйла

1885—1890

1885—1890

После дождя

После дождя

1890—1895

1890—1895

Красный закат

Красный закат

1905—1908

1905—1908

Закат в степи

Закат в степи

1900

1900

Снежные вершины. Кавказ

Снежные вершины. Кавказ

1890—1895

1890—1895

Облако

Облако

1898—1908

1898—1908

Вечер на Украине

Вечер на Украине

1878

1878

Поляна в лесу. Туман

Поляна в лесу. Туман

1898—1908

1898—1908

Осень

Осень

1890—1895

1890—1895

Снежные вершины

Снежные вершины

1890—1895

1890—1895

Горы и облака (эскиз)

Горы и облака (эскиз)

Неизвестно

Неизвестно

На острове Валааме

На острове Валааме

1873

1873

Роща

Роща

1898—1908

1898—1908

Радуга

Радуга

1900—1905

1900—1905

Вечер в степи

Вечер в степи

1876—1890

1876—1890

Морской берег. Крым

Морской берег. Крым

1885—1890

1885—1890

Закат

Закат

1890—1895

1890—1895

Радуга

Радуга

Неизвестно

Неизвестно

Пейзаж. Степь

Пейзаж. Степь

1890—1895

1890—1895

Цветник. Кавказ

Цветник. Кавказ

1908

1908

Волга

Волга

1898—1908

1898—1908

Радуга

Радуга

1885-1895

1885-1895

Море. Серый день. Мариуполь

Море. Серый день. Мариуполь

1870-е

1870-е

Эльбрус днём

Эльбрус днём

не ранее 1890

не ранее 1890

Ай-Петри. Крым

Ай-Петри. Крым

1898—1908

1898—1908

Зима

Зима

1890—1895

1890—1895

Лес у воды

Лес у воды

1872

1872

Берёзовая роща

Берёзовая роща

около 1879

около 1879

Степь

Степь

1875

1875

Облако

Облако

1895

1895

Ночной пейзаж

Ночной пейзаж

1878

1878

Лодка в море. Крым

Лодка в море. Крым

до 1875

до 1875

Осенняя распутица

Осенняя распутица

1872

1872

Зима

Зима

1890-1895

1890-1895

Радуга

Радуга

1900-е

1900-е

Сумерки в степи

Сумерки в степи

Неизвестно

Неизвестно

Закат в лесу

Закат в лесу

около 1878

около 1878

Лес

Лес

1890-е

1890-е

После дождя

После дождя

1879

1879

artchallenge.ru

Архип Иванович Куинджи, Изображений: 175

Сведения о детстве Архипа Куинджи очень отрывочные и неполные. Даже дата его рождения известна недостоверно. Сохранились немногочисленные документы, на основании которых исследователи биографии Куинджи называют днём его рождения 15 января 1841 года. Произошло это событие в пригороде Мариуполя под названием Карасу.

Талант и бедность (1841-1854)

Считается, что предками художника были греки, которые проживали в Крыму в тесном соседстве с татарами. Происходило постепенное взаимопроникновение культур, стирался языковый барьер, возникали смешанные браки. Поэтому вполне возможно присутствие в семье Куинджи татарской крови, хотя сам художник всегда говорил, что считает себя русским.

Фамилия «Куинджи» (в первоначальной транскрипции Куюмджи) на татарском языке означает название ремесла: «золотых дел мастер». Известно, что дед художника действительно был ювелиром. Родной брат Архипа перевёл фамилию на русский язык и стал Золотарёвым.

Рождение талантливого ребёнка в бедной семье не обещает ему никаких привилегий. Отец Куинджи, Иван Христофорович, был сапожником и не мог обеспечить своим детям достаток. Когда Архипу исполнилось три года, отец внезапно умер. Очень недолго после этого прожила и мать. Маленькие сироты остались на попечении брата и сестры отца Куинджи, которые поочерёдно, как могли, заботились о них.

Благодаря поддержке родственников мальчик освоил грамоту, занимаясь со знакомым учителем-греком, а позже недолго посещал местное городское училище. Учёба там ему не нравилась и давалась с большим трудом. Как раз в этот период впервые ярко проявились его способности к рисованию. Увлекаясь, малыш рисовал не только на случайных обрывках бумаги, но и на мебели или заборе. Это занятие приносило ему неподдельную радость.

Бедность вынуждала его подрабатывать то пастушком, то помощником хлеботорговца, то учётчиком кирпичей на строительстве церкви. Но рисование по-прежнему было его главной страстью. Так продолжалось до 1855 года, когда кто-то из взрослых, заметив у мальчишки талант, посоветовал ему ехать учиться рисованию к Айвазовскому, в Феодосию. Архип Куинджи проделал этот неблизкий путь пешком, так как заплатить за проезд было нечем.

Новый поворот (1855-1859)

Крымские пейзажи поразили воображение впечатлительного подростка. Айвазовский в ту пору отсутствовал, поэтому его копиист, Адольф Фесслер, по доброте душевной принял участие в судьбе юного Архипа. Он преподал ему первые настоящие уроки рисования. Для бедного и застенчивого Архипа это означало, что у него есть надежда стать художником.

Он пробыл в Феодосии несколько месяцев. Дочь Айвазовского в своих воспоминаниях описывала его как невысокого, сильно курчавого паренька в соломенной шляпе, очень тихого и стеснительного.

Сам Айвазовский по возвращении в Феодосию не сумел рассмотреть талант Куинджи и не стал заниматься с ним. Правда, он доверил ему смешивание красок и покраску своего забора. Разочарованный и угнетённый таким поворотом событий юноша возвращается домой.

Удача с третьей попытки (1860-1868)

В родном городе Куинджи несколько месяцев работает ретушёром у фотографа, а позже отправляется в поисках заработка сначала в Одессу, а оттуда — в Таганрог. Этот город встретил его более приветливо. Архип нанимается в фотостудию С. С. Исаковича, снова в качестве ретушёра. И продолжает рисовать.

Окончательно осознав, что реализовать свою мечту в таких условиях он не сможет, Куинджи бросает всё и переезжает в Санкт-Петербург, где пытается поступить в Академию художеств. Однако судьба состроила ему новую гримасу — провал на экзаменах. Вторая попытка тоже оказалась неудачной.

Но талант и любовь к живописи требовали выхода и толкали на преодоление препятствий. Куинджи упорно занимается рисованием и в 1868 году выставляет свою первую картину под названием «Татарская сакля в Крыму». Эта работа открывает ему доступ в Академию художеств, куда его зачисляют как вольнослушателя.

В этот благодатный период Куинджи создаёт невероятно пронзительные картины «Осенняя распутица», «Забытая деревня» и «Чумацкий тракт в Мариуполе».

Они написаны в новаторской манере.Тщательно подобранные оттенки очень точно передают мрачность и унылость безрадостных пейзажей. Непривычные краски и особенная игра теней очень впечатлили публику, но получили неоднозначную оценку в среде художников.

«Северный» период (1869-1873)

Куинджи очень привлекала работа над пейзажами. Он вырабатывал свою особенную технику нанесения красок, которая позволяла создавать настолько необычные зрительные иллюзии, что друзья за глаза называли его мистификатором.

Вдохновлённый видами северной природы, художник за короткий период создал такие шедевры, как «Ладожское озеро», «Снег», «На острове Валаам», «Исаакиевский собор при лунном освещении».

Опять поворот и стремительный взлет (1874-1881)

В 1874 году жизнь Архипа Куинджи получает новое наполнение: художник женится на Вере Леонтьевне Кетчерджи. Он был влюблён в неё ещё с юношеских лет. Ранее этот брак был невозможен из-за крайней бедности Куинджи и богатого происхождения невесты.

Теперь же продажа картин сделала художника обеспеченным человеком. Он смог посетить Англию, Францию, Австрию, Швейцарию и другие страны для знакомства с различными школами живописи.

Наступил новый, более радостный период жизни. И картины художника приобрели другую тональность. Написанные в ту пору «Берёзовая роща», «Днепр утром», «Лунная ночь на Днепре», «Украинская ночь» произвели невероятное впечатление на публику.

Яркая, почти декоративная игра красок делала картины просто светящимися. Некоторые даже норовили заглянуть за холст, чтобы убедиться в отсутствии искусственной подсветки луны. Современник Куинджи, поэт Я. Полонский, рассматривая картины, в недоумении задавался вопросом: это картина или оконная рама, за которой открывается пейзаж непостижимой красоты?

Молчание гения (1882-1910)

После такого шумного успеха друзья Куинджи обоснованно ожидали новых картин и сюжетов. Но у художника своя логика — он прекратил выставки на 20 лет. В это время он продолжал писать, штудировать литературу, занимался с учениками, строил дачу в Крыму.

Несмотря на активный и обидчивый характер, Архип Куинджи слыл очень добрым человеком. Он постоянно и безвозмездно поддерживал деньгами своих учеников и учреждал премии лучшим молодым художникам. Его доброта распространялась также на животных и птиц.

Из письменных воспоминаний современников художника известно, что ежедневно около полудня он выходил во двор кормить птиц. Уже приученные к такому ритуалу к нему слетались воробьи, вороны, голуби и другая крылатая братия. Птицы совершенно его не боялись, садились на руки, что только радовало хозяина.

В 1901 году Куинджи прервал своё «молчание», представив взыскательной публике новые шедевры: «Вечер в Украине», теологический сюжет «Христос в Гефсиманском саду» и новый вариант «Берёзовой рощи». Они до сих пор волнуют и завораживают зрителя, надолго приковывая взгляд.

Больше он не выставлялся и многие картины стали известными только после его смерти. Умер гениальный художник 11 июля 1910 года. Причиной смерти стало больное сердце.

gallerix.ru

АРХИП КУИНДЖИ: ИСТОРИЯ ЖИЗНИ В ПЯТИ КАРТИНАХ

27 января родился один из наиболее известных и самобытных русских пейзажистов — Архип Куинджи.

«ОСЕННЯЯ РАСПУТИЦА», 1870–1872

Собрание Государственного Русского музея

Архип Куинджи родился в 1842 году (по другой версии — в 1840-м) в Мариуполе в небогатой семье грека-сапожника. Он рано осиротел, и его воспитывали родственники по отцовской линии. Куинджи с детства увлекался рисованием, и однажды его рисунки заметил хлеботорговец, у которого работал Архип. Он предложил юному художнику отправиться в Феодосию к Ивану Айвазовскому и снабдил его рекомендательным письмом. Однако известный живописец мальчика в ученики не взял.

Проработав некоторое время ретушером в фотомастерских разных городов, Куинджи переехал в Петербург. Исследователи расходятся во мнении, был ли он официальным студентом Академии художеств, однако подтверждают, что в 1868 году Куинджи представлял свои работы на академической выставке. Тогда совет Академии признал его достойным звания свободного художника, а два года спустя — внеклассного художника.

В конце 1860-х он познакомился с передвижниками и написал ряд работ под влиянием их идеи об изображении действительности такой, какая она есть. Жанровый пейзаж «Осенняя распутица», написанный в тот период, принес ему звание классного художника.

«НА ОСТРОВЕ ВАЛААМЕ», 1873

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В начале 1870-х многих художников привлекал своей суровой и прекрасной природой остров Валаам на Ладожском озере. Побывал там и Куинджи — романтические виды Русского Севера появились в его картинах «Ладожское озеро» и «Валаам». В это время он совсем отошел от классических традиций и подражания античности, идеализации образа натуры. В определенной степени этому способствовал рост популярности естественных наук и научного подхода к изучению природы в России того времени. В 1973 году Куинджи работал над картиной «На острове Валааме», слухи о которой до ее завершения стали распространяться среди петербургских художников.

Илья Репин писал Павлу Третьякову о еще не законченной работе Куинджи: «…всем она ужасно нравится, и еще не дальше как сегодня заходил ко мне Крамской – он от нее в восторге». Вполне возможно, что именно после одобрительных отзывов многих художников Павел Третьяков поручил своему брату Сергею, приехавшему в Петербург, приобрести картину «На острове Валааме». Она стала первым произведением Куинджи в собрании будущей Третьяковской галереи. Эта картина, представленная на академической выставке, была явно сильнее работ других художников, и известность Куинджи выросла в разы.

Даже Федор Достоевский в журнале «Гражданин» назвал «На острове Валааме» национальным пейзажем.

«УКРАИНСКАЯ НОЧЬ», 1876

Собрание Государственной Третьяковской галереи

В 1876 году V выставка передвижников прошла в неотапливаемой Академии наук: набирающих популярность конкурентов-передвижников Академия художеств не допустила в свои залы, и посетители рассматривали картины, не снимая шапок и калош. На этой выставке Куинджи представил картину «Украинская ночь», буквально ошеломившую публику, художников и критиков. Пейзаж поразил зрителей тем, как на фоне глубокой синей ночной тьмы изображен яркий лунный свет на белых стенах изб-мазанок.

В отзывах о пейзаже даже прозвучал специальный термин — «куинджевское пятно». Критики отмечали «новость и невиданной силы эффект… В иллюзии лунного света Куинджи пошел дальше всех, даже Айвазовского». Газета «Русские ведомости» писала, что у картины постоянно стоит толпа, чьим восторгам нет конца. Один из самых влиятельных художественных критиков того времени Владимир Стасов оценил значение этой работы так: «Если бы он [Куинджи] написал только свой «Вид Финляндии», «Забытую деревню», «Степь», «Чумацкий тракт», — он был бы только хороший пейзажист, каких можно указать еще несколько». Но именно после «Украинской ночи», по словам Стасова, он «пошел по своей собственной, крайне оригинальной дороге».

«БЕРЕЗОВАЯ РОЩА», 1879

Собрание Государственной Третьяковской галереи

Работы Архипа Куинджи продолжали вызывать восхищение у посетителей его выставок. Они спорили о законах оптики, лунном свете, пытались понять, как создается удивительное свечение на его картинах. Успех художника признала и Академия художеств, но звание академика ему так и не присудила, ограничившись званием художника 1-й степени. В 1878 году Куинджи вместе с женой Верой отправился в Париж на Всемирную выставку, где в разделе русского искусства представил несколько пейзажей. Французская пресса не обошла их вниманием — критик Эдмон Дюранти, защищавший импрессионистов, писал: «Куинджи, бесспорно, самый любопытный, самый интересный между молодыми русскими живописцами. Оригинальная национальность чувствуется у него еще более, чем у других».

Работы Куинджи высоко ценили коллеги. В 1879 году открытие VII выставки передвижников специально задержали на неделю, чтобы художник успел завершить три большие картины, обещанные организаторам.

Одна из этих картин — «Березовая роща» — дала возможность оценить нового Куинджи, мастерски работавшего с цветом в духе импрессионистов и постимпрессионистов. Это отметил и Александр Бенуа, назвав Куинджи «русским Моне».

«ЛУННАЯ НОЧЬ НА ДНЕПРЕ», 1880

Собрание Государственного Русского музея

Картина «Лунная ночь на Днепре» была написана Архипом Куинджи в то время, когда он окончательно вышел из Товарищества передвижных выставок: необходимость вписываться в определенную программу этого объединения сковывала художника. Картины Куинджи были необыкновенно популярны. Так, например, «Лунную ночь на Днепре», завораживавшую зрителей серебристым лунным сиянием, автор показывал зимой 1881 года всем желающим прямо в своей мастерской, открывая ее на два часа по воскресеньям. Затем для картины — случай небывалый в России — была организована выставка в зале Общества поощрения художеств, где экспонировалось только это полотно.

Художник Яков Минченков вспоминал: «…выставочный зал не вмещал публики, образовалась очередь, и экипажи посетителей тянулись по всей Морской улице». Картину приобрел великий князь Константин Николаевич, который взял «Лунную ночь…» — несмотря на уговоры Тургенева — с собой в кругосветное путешествие. Это не пошло на пользу картине — ее краски стали темнеть.

В поиске новых эффектных цветовых решений Куинджи экспериментировал с красками, различными пигментами, изучал влияние света на материалы. Его эксперименты, вызывавшие большой интерес коллег, впрочем, не были поддержаны другими художниками, которые опасались (и справедливо) недолговечности новых комбинаций красок.

В 1882 году, на вершине успеха и популярности, Архип Куинджи прекратил официальную работу художника, перестал выставляться. Все произведения, созданные в оставшиеся годы (около 500 картин), стали известны только после его смерти. Куинджи был финансово независим, его картины продавались, что позволило ему купить в Крыму имение Сара-Кикенеиз в 245 десятин. Он путешествовал по Кавказу, преподавал и принимал участие в сложном процессе обновления Академии художеств.

Последняя выставка работ Куинджи состоялась в 1901 году. После смерти художника в 1910 году, согласно завещанию, в котором он позаботился обо всех близких ему людях, его капитал (453 300 рублей) и все художественное наследие, оцененное в полмиллиона рублей, были переданы Обществу имени А.И. Куинджи.

pikabu.ru

Философия пейзажа: творчество Архипа Куинджи

Про Архипа Куинджи говорили, что его картины затмевают на выставках произведения других живописцев, не оставляя им шанса на внимание аудитории. «Для того, чтобы стать хорошим художником, надо даже спать с альбомом и карандашом», — говорил Куинджи. Следуя этому принципу, он неустанно трудился, прокладывая путь импрессионизму. Эксперименты со светом, тонко написанные пейзажи и неповторимая авторская манера принесли Архипу Ивановичу мировую известность.

Художник ушел из жизни 24 июля 1910 года. В годовщину смерти одного из самых известных русских пейзажистов предлагаем вам познакомиться с любопытными фактами из его биографии и, конечно, творчеством — чтобы вы сами убедились в том, что пройти мимо его работ на выставке было невозможно:

Архип Куинджи рано лишился родителей, поэтому нанимался на работу, будучи еще маленьким мальчиком. Чтобы заработать, он брался за любое дело: был пастухом, служил на постройке церкви, а также подрабатывал у хлеботорговца. Чувствуя тягу к живописи, Архип попытался поступить в ученики к Ивану Айвазовскому, однако художник его не заметил — в итоге ученик лишь красил забор да толок краски.

На острове Валааме, 1873 год

Украинская ночь, 1876 год

В юности Архип Иванович всерьез увлекался фотографией и даже попытался открыть собственную студию.

Березовая роща, 1901 год

Художник отличался вспыльчивым, нетерпеливым нравом. Он не умел пасовать перед трудностями, а любую задачу хотел решить здесь и сейчас. Современники рассказывали о нем следующее. Зайдя однажды к художнику Ивану Крамскому, Куинджи застал его сыновей за уроком математики. Репетитор объяснял сложную алгебраическую задачу. Куинджи тоже захотел выслушать объяснение. «Оставьте, Архип Иванович, все равно не поймете!» — возразил ему Крамской. Но тот никак не мог успокоиться: «Позвольте! Это… я — человек… и потому все могу понять!..» Куинджи потребовал дать ему условия задачи и формулы. Архип Иванович, никогда не прикасавшийся к математике, просидел над задачей ночь, а утром, гордый, явился к Ивану Крамскому — задача была решена.

Ладожское озеро, 1870−1873

После дождя, 1879 год

Юный Куинджи мечтал поступить в Академию художеств. Он «срезается» дважды, но не сдается и создает картину «Татарская сакля в Крыму». Игра светотени, контрасты берега на первом плане, холодный лунный свет, поражающий своим правдоподобием — все это не оставило профессоров равнодушными. Он удостоен звания свободного художника, после чего ему разрешено сдавать экзамены для получения диплома. Поначалу Куинджи прилежно учился, но после успеха своих работ на выставках Товарищества передвижников перестал посещать лекции.

Березовая роща, 1879 год

Художник тщательно подходил к вопросу организации выставок и всегда следил за тем, как освещены его картины. Выставляя в 1880-м свою работу «Лунная ночь на Днепре», художник направил на нее луч электрического света. Картина заиграла новыми красками, поразив публику эффектными цветовыми решениями. Вообще, многие критики отмечали удивительную силу, с которой Куинджи передавал свет.

Лунная ночь на Днепре, 1880 год

Архип Иванович много экспериментировал с цветом, стремясь сделать свои произведения максимально правдивыми. Он пользовался асфальтовыми красками, однако с течением времени они, увы, темнеют.

Снежные вершины, 1895 год

К Куинджи быстро пришла слава, а значит — излишнее внимание. В начале 80-х он решает стать затворником: работает над новыми картинами, но не выставляет их. Этот период в жизни художника длится целых 20 лет. Архип Иванович создает новые краски, которые должны быть устойчивы к воздействию света и воздуха. «Искусство — не игра для развлечения. Играть с искусством — тяжелый грех», — говорил художник. Он работал систематически, не отвлекаясь на шум славы, прорабатывая новые приемы в живописи.

Радуга, 1900−1905

Ночное, 1905−1908

Вечер на Украине, 1878 год

Художник активно занимался благотворительностью. Так, он передавал щедрые взносы в Академию художеств. На благотворительную деятельность уходила большая часть средств — сам Куиджи жил очень скромно.

diletant.media

Куинджи картины. Биография

Главная / Великие русские художники / Куинджи картины. Биография

Архип Иванович Куинджи, один из самых великих русских художников. Куинджи, в переводе с татарского, означает – золотых дел мастер. Архип был выходцем далеко не из богатой семьи, он был сыном сапожника и имел греческие корни. Родился он в Мариуполе в полной нищете, пас гусей, работал на хлебопекарне и на постройке церкви. Большое влияние на него и его творчество оказали картины Айвазовского, а именно его мастерство передачи света. Он всегда стремился передать именно эту стороны природы, о чём говорят такие его картины, как “Сумерки”, “Утро”, “Солнечные пятна на инее”. Художник придумывал свои собственные приёмы живописи, например, часто изображал в своих картинах высокий горизонт, оптическую иллюзию освещения. Такие работы как “Ночь на Днепре”, “Берёзовая роща” произвели большое впечатление на его современников, и за многие свои  картины мастер был награждён премиями, званиями и медалями, а самое главное – известностью.

Архип Куинджи был не просто художником, но и превосходным учителем. Он преподавал в художественной мастерской, где его учениками были такие великие деятели, как Н.К.Рерих, А.А.Рылов, К.Ф.Богаевский. Свой талант знаменитый пейзажист не унёс с собой в могилу, а передал по художественной линии и отдал его в надёжные руки своих последователей. Удивительно, но в 1897 году его уволили из этой мастерской за поддержку студенческих волнений. Спустя два года он создал своё собственное общество художников, которое целиком и полностью существовало на его средства.

Умер великий русский художник в 1910 году от тяжёлой болезни сердца. В последние свои дни он хотел увидеть всех своих учеников, но, к сожалению, не все смогли навестить своего учителя. Почти все свои деньги живописец завещал в Общество художников имени Куинджи. Остальные полагались жене, детям, семье и церкви. Вот таким он остался в сердцах потомков – талантливым, щедрым, защитником и меценатом.

Господар — строительная компания предлагает профессиональный генподряд. Полный спектр услуг от момента проектирования строительного объекта до сдачи. Все заботы компания возьмёт на себя: исследование, организация, контроль и многое другое.

Картины Куинджи 

Берёзовая роща

Цветник. Кавказ

Эффект заката

Эльбрус

Кипарисы на берегу моря. Крым

Крым

Лесное озеро. Облака

Лодка в море

Лунное пятно в зимнем лесу

Море. Крым

Москва. Вид на Кремль

На острове Валааме

Ночь

Ночное

Осенняя распутица

Полдень. Стадо в степи

После дождя

Роща

Север

Снежные вершины. Кавказ

Солнечные пятна на инее

Степь

Сумерки

Утро на Днепре

Вид на Москву с Воробьёвых гор

Волга

Забытая деревня

Зима

Владельцы садовых участков и дачники могут заказать навес из поликарбоната. Надёжные навесы из современного строительного материала защитят от дождя и снега.

👤 Блинцов | 2011-04-21, 13:08

art-assorty.ru

Архип Куинджи - биография, факты, фото

Архип Куинджи – русский художник, мастер пейзажной живописи. Его считают «художником света» за то, что ему удавалось невероятно точно передавать на холсте световые потоки.

За годы своей биографии он написал множество великолепных картин, созданных в стилях реализма, романтизма и философского пейзажа.

Итак, перед вами краткая биография Куинджи.

Биография Куинджи

Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи) родился 15 (27) января 1842 года в Мариуполе. Он рос в семье сапожника Ивана Христофоровича, который получил прозвище Еменджи, то есть «трудовой человек».

Мальчик осиротел, когда ему едва исполнилось 6 лет. После этого его воспитывали близкие родственники.

Детство и юность

Куинджи с самого детства много трудился. Довольно рано он успел поработать пастухом, помощником хлеботорговца и принять участие в церковной стройке.

Архип Куинджи любил животных, часто защищая их от издевательств хулиганов. Кроме этого он всегда приходил на помощь слабым товарищам. Первым учителем будущего художника был преподаватель-грек, который обучил его основам греческой грамматики.

Портрет работы В.М. Васнецова, 1869 г.

После этого Куинджи недолго обучался в местном училище. Стоит отметить, что его мало интересовали какие-либо дисциплины кроме рисования. Талантливый подросток рисовал при каждом удобном случае и использовал для этого все, что только мог.

Когда 11-летний Куинджи работал на стройке храма, он не переставал думать о художественном искусстве. После рабочего дня Архип шел в комнату, где проживал на тот момент, и до глубокой ночи расписывал ее стены.

Когда окружающие заметили в юноше творческие задатки, они посоветовали ему стать учеником Ивана Айвазовского.

В результате Куинджи пошел пешком в Феодосию, где проживал знаменитый маринист. Интересен факт, что Айвазовский не увидел в парне никакого таланта. И хотя он отказался обучать его живописи, художник не стал прогонять мальчика из мастерской.

Иван Константинович Айвазовский поручил Архипу красить забор и подготавливать краски. Через 2 месяца юноша решил вернуться домой, где начал трудиться в фотостудии. Позже Куинджи поехал в Петербург, мечтая стать студентом Академии художеств.

Художник Куинджи

На протяжении 2 лет Архип пробовал поступить в академию, но оба раза неудачно. В этот период биографии им была написана картина «Татарская сакля», которую Куинджи представил на Академической выставке. Благодаря этому, ему позволили стать вольнослушателем занятий в Академии.

В скором времени в биографии Куинджи произошли важные события. Он близко познакомился с такими выдающимися художниками, как Илья Репин, Иван Крамской и Виктор Васнецов.

Под их влиянием талантливый парень написал несколько мрачных картин, которые были прекрасно восприняты критиками.

После поездки на Валаам в 1870 г. Куинджи написал 2 великолепных пейзажа – «Ладожское озеро» и «На острове Валааме». Последнюю картину приобрел для своей коллекции Павел Третьяков. Через 3 года он представил на выставке свой новый шедевр «Снег», который в 1874 г. получил бронзовую медаль в Лондоне.

В 1876 г. в творческой биографии Куинджи появилась картина «Украинская ночь». Зрители восхищались тем, насколько мастерки был передан лунный свет на фоне темной ночи. С этого времени художник создал ряд полотен в стиле романтизма.

Архип Куинджи являлся первопроходцем в русском искусстве в отношении использования яркого цвета, за счет применения дополнительных цветов. Вскоре он решил покинуть общество передвижников, поскольку хотел радоваться жизни, а не объяснять ее.

В 1879 г. Куинджи представил на обозрение свою трилогию: «Север», «Березовая роща» и «После дождя». Искусствоведы отмечают в этих работах влияние импрессионистов, хотя и в малой степени.

В 1880 г. Архип Иванович объявил о выставке, на которой была представлена только одна его работа – «Лунная ночь на берегу Днепра». Интересен факт, что полотно находилось в темном помещении и освещалось лишь лучом электрического света.

В таких условиях пейзаж выглядел невероятно реалистично. Складывалось впечатление, будто Луна действительно светится. Зрители даже заходили за картину, чтобы убедиться в отсутствии какой-либо другой подсветки.

Произведение Куинджи вызвало настоящий ажиотаж в обществе. Его везде обсуждали, восхищаясь необыкновенным талантом мастера.

Во время написания своего шедевра художник по-прежнему экспериментировал с красками. В частности, он применил битум, который при воздействии воздуха и света начинал темнеть. Позже его работу купил великий князь Константин Константинович.

В 1882 г. Куинджи организовал очередную выставку, на который были 2 его картины – «Березовая роща» и «Лунная ночь на Днепре». Стоит отметить, что последний пейзаж многие считают лучшим в его биографии. Во время его написания, одним из первых зрителей еще незаконченной картины был Иван Тургенев, с которым художник поддерживал хорошие отношения.

Портрет художника Архипа Ивановича Куинджи (Репин, 1877 г.)

После этого Архип Куинджи перестал появляться в обществе и на целых 20 лет исчез из виду. Он полностью посвятил себя творчеству, однако при этом никому не показывал свои шедевры.

Во время поездки на Кавказ, живописец стал свидетелем редкого явления. Он увидел свое увеличенное отражение на ярко окрашенном облаке. После этого Куинджи написал ряд горных пейзажей.

В 1901 г. Архип Иванович согласился показать своим ученикам и близким друзьям свои последние картины. В их числе оказалось полотно «Христос в Гефсиманском саду», до глубины души поразившее всех зрителей.

Незадолго до смерти Куинджи были написаны такие картины, как «Радуга», «Вечер на Украине» и «Днепр утром».

Личная жизнь

Первой и последней любовью в биографии Куинджи была купеческая дочь Вера Кетчеджи-Шаповалова, которую он полюбил еще в 17-летнем возрасте. Молодые люди мечтали быть вместе, но отец девушки не хотел выдавать дочь за бедняка.

Отец согласился дать свое благословение на брак, если Куинджи представит ему 100 золотых монет. Чтобы заработать столько денег, художник отправился в Петербург. В результате ему удалось насобирать оговоренную сумму и привести ее будущему тестю.

Однако отец девушки заявил, что хочет больше денег. Куинджи ничего не оставалось, как вновь ехать в Петербург. Там он много работал и часто не доедал, однако смог накопить нужную сумму.

В 1875 г. молодые люди узаконили свои отношения и отправились в свадебное путешествие на Валаам. Во время поездки на море начался шторм, вследствие чего супругам только чудом удалось выжить. После этого эпизода они заключили, что раз Бог не допустил их смерти, им следует направить свою жизнь на добрые дела.

Архип Куинджи и его жена Вера Кетчерджи–Шаповалова

После свадьбы Куинджи испытывал невероятный творческий подъем. Его картины быстро раскупались, благодаря чему молодожены жили в достатке. Тем не менее, они вели простой образ жизни и не стремились к роскоши.

Архип вместе с женой нередко помогал перспективным художникам и нищим, и даже купил в Петербурге 3 дома, в которых поживали их знакомые.

Супруга живописца никогда не требовала от мужа дорогих подарков, а также не нуждалась в прислуге. Женщина самостоятельно занималась уборкой дома и готовила еду. Детей в семействе Куинджи не было.

Смерть

Летом 1910 г. у Архипа Куинджи воспалились легкие. Болезнь прогрессировала, лишая художника всяких сил. Его и без того слабое сердце усугубляло ситуацию.

Последние 2 месяца жизни Куинджи прожил в мучениях. Единственной отрадой для него было то, что рядом с ним находилась верная жена. Кроме этого к мастеру часто приходили его ученики и друзья. Все, кто его знал, отзывались о нем, как об исключительно добром и гостеприимном человеке.

Архип Иванович Куинджи умер 11 (24) июля 1910 года в возрасте 68 лет. Он нашел покой на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

Фото Архипа Куинджи

28-летний Архип Куинджи Художник Архип Куинджи в последние годы жизни Могила А. И. Куинджи на Тихвинском кладбище в Александро-Невской лавре (Санкт-Петербург) Памятник Архипу Куинджи в Мариуполе

Если вам понравилась краткая биография Архипа Куинджи, – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам вообще нравятся биографии выдающихся людей и интересные факты из их жизни – подписывайтесь на сайт InteresnyeFakty.org любым удобным способом. С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку:

interesnyefakty.org


Смотрите также