Художник айвазовский биография и его картины


Айвазовский картины

Главная / Великие русские художники / Айвазовский картины

Биография и картины Ивана Айвазовского с названиями.

Биография

Автопортрет

Иван Константинович Айвазовский — знаменитый русский художник. Известен, как непревзойдённый мастер живописи в жанре «марина» (морские пейзажи, батальные сцены на море). Во всём мире известен, как один из самых выдающихся русских художников, представляющих как российскую живопись в целом, так и высший уровень маринистического жанра. Если Ивана Шишкина можно назвать лучшим русским пейзажистом, который создавал непередаваемые пейзажи русского леса, то Иван Айвазовский — это лучший пейзажист, главное внимание которого было приковано к морю.

Иван Айвазовский имеет армянское происхождение. Родился 29 июня 1817 года в Феодосии. Настоящее имя — Ованнес Айвазян. С раннего детства обладал творческими способностями. Особые таланты наблюдались в музыке и рисовании. Обучался в Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга. Здесь его способности были оценены по достоинству. За свои картины он неоднократно получал высшие награды.

По причине высокой успеваемости, Айвазовский закончил обучение на два года раньше срока, после чего Академия отправила его в Крым. После он путешествовал по странам Европы, где на протяжении шести лет занимался самостоятельной живописью. За границей его творчество также было оценено по достоинству. После возвращения в Россию стал художником Главного морского штаба России, а затем профессором Академии художеств в Петербурге.

Главными сюжетами Ивана Айвазовского были морские пейзажи, батальные сцены на море (морские сражения). Кроме того, в его творчестве немало пейзажных картин, городских пейзажей, жанровой живописи.

За свою жизнь Айвазовский написал более 6000 картин. Последней картиной Ивана Константиновича Айвазовского стала работа под названием «Морской залив». В последний день своей жизни приступил к написанию картины «Взрыв турецкого корабля», которая так и осталась незаконченной.

Великий русский художник умер 19 апреля (2 мая) 1900 года в Феодосии. Художнику было 82 года. Похоронен в Феодосии, во дворе армянской церкви Сурб Саркис.

Иван Айвазовский является одним из величайших художников мирового значения. Спустя более ста лет после того, как не стало живописца, его картины ценятся всё так же высоко, представлены в крупнейших музеях, считаются бесценным достоянием мирового искусства. Вклад Айвазовского в мировую культуру и живопись сложно переоценить. Для многих последующих художников его искусство — это пример высшего уровня мастерства, к которому стоит стремиться.

Здесь вы можете увидеть собрание картин Ивана Айвазовского. Самые известные полотна. Естественно, представить несколько тысяч картин художника не представляется возможным, но и нескольких десятков, что вы можете увидеть в галерее на нашем сайте, достаточно для того, чтобы понять, насколько талантливым и гениальным был художник, который вошёл в мировую историю, как один из тех, чей талант будет удивлять, радовать и вдохновлять всегда.

Иван Айвазовский картины с названиями

Вид Константинополя при лунном освещении Буря на море ночью Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями Берег моря ночью. У маяка Берег моря. Штиль Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой Бурное море ночью Буря над Евпаторией Бухта Золотой Рог. Турция Великая Пирамида в Гизе Венеция Ветряная мельница на берегу моря Взрыв турецкого корабля Вид на Везувий в лунную ночь Вид на венецианскую лагуну Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог Волна Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе Всемирный потоп Выборгское морское сражение Галатская башня в лунную ночь Гурзуф ночью Девятый вал Зимний пейзаж Зимняя сцена в Малороссии Кораблекрушение Корабль Императрица Мария во время шторма Кронштадтский рейд Ледяные горы в Антарктиде Лунная ночь в Крыму Лунная ночь на Капри Море. Коктебель Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 г. Морской вид с часовней на берегу Морской залив Неаполитанский залив в лунную ночь Неаполитанский залив Переход евреев через Красное море Петербургская биржа Петр I при Красной горке Прощание Пушкина с морем Радуга Синопский бой 18 октября 1853 г. Синопский бой Баржи у морского берега Башни на скале у Босфора Чумаки в Малороссии Чёрное море Утро на море Тифлис Сцены из каирской жизни Сумерки в бухте Золотой Рог Спасающиеся от кораблекрушения Сошествие Ноя с горы Арарат Хаос. Сотворение мира Среди волн Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г.

По теме: биографии, великие русские художники, искусство, картины, марина, море, пейзажи, русские художники, шедевры

👤 Блинцов | 2019-10-24, 17:56

art-assorty.ru

Иван Константинович Айвазовский, Изображений: 516

В живописи Айвазовского очень ярко видны романтические мотивы произведений. С каждой картиной этого мастера зритель понимает, что его творческая энергия не могла исчерпать себя. Ведь картины Айвазовского можно по праву назвать величественными и эмоциональными шедеврами 19 века.  

Буря 1857 100х49Корабли на Феодосийском рейде. Чествование Айвазов…Корабль в бурю 1887 45х74Крещение армянского народа. Григорий Просветитель Лазоревый грот. Неаполь 1841 74х100Приморский город. Вид Ялты 1866 61,5х78Свадьба на Украине 1892 53х80У берегов Ялты 1894 34,5х58,3Ялта 1878Буря у скалистых берегов 1875 73х102Вид Константинополя 1849 227х46,5В тумане 1879 44х39Корабли Колумба 1880-е 140х170Корабль в бурю 1896 79х97Морской вид 1865 26х33Спокойное море 1863 45х58,5Ураган на море 1850 120х190Штиль на море 1879 58,5х82,4Вид Тифлиса 1869 132х170Восход солнца в Феодосии 1855 82х117Гурзуф ночью 1849 121,5х191,5Побережье в Альмафи 1841 71х105Приезд Петра I на Неву 1853 94х138Купание овец 1877 46Х62Лунная ночь 1862Морской вид при луне 1878 213,5х148После буриПриближение бури 1877 99х143Ревель 1844 118х188Туманное утроУтро на море 1849 85х101БуряВенеция 1870-е 100х140Дворец Ка д-Ордо в Венеции 1878 27х37Закат на море 1878Контрабандисты 1884 62,5х98Корабли в бурном море. Восход солнца 1871 108х143Ливень в Судаке 1897 106х141Морское сражение при Наварине 2 окт. 1827г. 1846 2…Морской вид 1855 95х142,5Морской пейзаж 1870 132х162Река Риони. Грузия 1870-е 36х44Туманное утро в Италии 1864 208х149Вид в Крыму при закате солнца 1862 59х83Лагуна. Этюд 1891Море. ЭтюдПарусник в бурю 1886Пейзаж со шхуной 1870-1880-е 26,8х33Прибой 1895 34,5х57,5Буря 1899 41х59Корабль в море 1870-е 28х40Кофейня в КрымуКрушение корабля Ингерманланд в Скагерраке в ночь …Лунная ночь. Всадник 36х27Море 1864 128х179Море 1867Морской берег. Крымское побережье у Ай – Петри 18…Морской залив 1842 120х191Прибой 1897 143х107Сигнал бури 1851 81х117Спасающиеся от кораблекрушения 1844 57х85Старая Феодосия 1845 60х96Утро на море 1883 110х163Феодосия. Закат солнца 1865 97х126Штиль на море 1876Ялта 1866 29,4х38,7Восточная сцена.В лодке 1846 45,5х37Восход солнца у берегов ЯлтыЛунная ночь. Разбитый корабль 1871 56х93Лунная ночь. У родника 1877 22х27Марина 1892. Дерево 1892 14,6х11,2Море 1882 32х47На рейде 1874 74х95Наваринский бой. Этюд.Карт.,масло 1887 10х15,5Ночь 39х58По дороге в Ялту 1860-е 19,8х27.7Пристань в Феодосии. Середина 19 в. 57х68,5Чумаки на отдыхе 1885Кораблекрушение у берегов Гурзуфа 1898 16х25,3Неаполитанский залив в лунную ночь 1858 121х191Неаполитанский залив в туманное утро 1874 148х214Неаполитанский маяк 1842 87х69Одесская гавань.Черное мореПарусник 1859 72.5х58,5Первый поезд в Феодосии 1892 96х194,5После бури 1854 91х65Прибой 1888 43,3х34,5Суда на рейде 1851 71х89Феодосия. Лунная ночь 1880Буря. Закат 1856 67х89Вид на взморье в окрестностях Петербурга 1835. 133…Купание овец 1878 211х282Море-2МореНа берегу 1878Утро. Морской залив 1878 33,8х45.5Фрегат на море 1838 42,7х77,9Южная ночь. Крым 1848 123.5х191.5Вид Петербурга 1888 46,2х76,2Волга 1887 180х278Горящий корабль.Эпизод русско-турецкой войныЗакат солнца у крымских берегов 1856 58,5х83,7Крымский берег 1886Море перед бурей 1856 36х48Ночь на море-2Смольный монастырь. Закат солнца 1847 42х60Утро на морском берегу. Судак 1856 96х146Утро после бури 1888 40х60Вид Судакской бухты 1879 73х94Кронштадт Форт Император Александр 1. 1844 120х185Кронштадтский рейд 1840 124х199Морской берег 1861. Бумага, сепия 29х43Морской пейзаж 1871 72х103Мхитаристы на острове св. Лазаря. Венеция 1843 68…Неаполитанский залив ночью 1895 28,2х40,8У берегов Ялты 1864 62х80Корабль в бурю 1895 72х90Море на фоне гор 1880Морской берег 1851 82х118Морской залив 1900 45х65Морской пейзаж 1878 22,6х28,2Морской пейзаж 1898На острове Крит 1867 96х126Неаполитанский залив утром 1893 46х74,7Нева 54х44Одесса 1840Перед Алупкой в Крыму. Лодка в море 1894 37х55Спасающиеся от бури 1872 65х80Вид Одессы с моряКораблекрушениеМоре-2. ЭтюдПосле кораблекрушенияСвеаборг 1844 115х188Феодосия. Восход солнца 1852 60х90Керчь 1839Гавань 1850Морской пейзаж 70х98Сжатое поле. Закат 1861 26х36Скалистый остров 1855 66х90Трапезунд с моря 1856 27.1х41.1Трапезунд с моря 1875 61х94Финский залив 1848Лунная ночь в Константинополе 1884 81х116Лунная ночь на берегу моря в Крыму 1852 120х188Море 60х95Скалы в тумане 1890 32.2х26,7Тройка в степи 1882Морской бой 1855 35х42Девятый валВолга у Жигулёвских гор 1887 129х219,5Морской берег 1840 42,8х61,5Бурное море 1860 80,5х117Кораблекрушение 1864 58х78Ночь на мореБриг Меркурий, атакованный двумя турецкими корабля…Лунная ночь в Крыму. Гурзуф 1839 101х136,5Башня. Кораблекрушение 1847 77х61Контрабандисты 1890-е 45х59Среди волн 1898 284х429Волна 1889 304х505Лунная дорожкаВечер в КаиреБушующее море 1872 29х18Вид на Большой Каскад и Большой Петергофский двор…Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент 1846 122,5х192…Золотой Рог 1872 109х131Буря на море ночью 1895 47,5х75Берег моря.Штиль 1843 114х187Буря на море ночью 1849 89х106Вид моря ночью 1873 22х30Конец бури на море 1893 91х135А.С.Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал 1880 198х156Берег моря.Туманное утро 1850-е 135х210Бой парохода Веста с турецким броненосцем Фехти-Бу…Взрыв корабля 1900 67х96,5 Это картина последняя-н…Ночь в Венеции 1861 91х126Ураган 1899Берега Далмации 1848 123х192Буря 1868 70х50Буря на море 1880 63х98Буря на Северном море 1865 269х195Вид в Ореанде 1858 34х27Волна 1895 74х96Гондольер на море ночью 1843 73х112Кораблекрушение 1876 136х170Кораблекрушение 1880-е 41х51Малахов курган 1893 71х84Штиль 1885 42х62А.С.Пушкин на берегу Чёрного моря 1897 186х141,5Баржи у морского берега 37,5х50,6Босфор в лунную ночь 1874 73х94Заход солнца на море 1866Кораблекрушение 1865 96х127Лунная ночь 1849 123х192Лунная ночь 1857 21,5х26,5Лунная ночь на море 1875Аул Гуниб в Дагестане.Вид с восточной стороны 1869…Бриг Меркурий после победы над двумя турецкими суд…Бурное море 1868 54,2х65Буря 1886. Дерево,масло 22,3х15,9Кораблекрушение 1884Ниагарский водопад 1892От штиля к урагану 1892 212х708Радуга 1873 102х132Восход солнца в гаваниВ Ливадии 37,4х29,8Вид на Москву с Воробьёвых гор 1848 40х51Девятый вал.Этюд 1857Десант в Субаши 1880-е 277х358Итальянский пейзаж. Вечер 1858 108х160Лунная дорожка 1886Лунная ночь 1870-еНеаполитанский залив 1841 73х108Ночь на Чёрном море 1879 58,5х69,5Парусник в море 1881Прощание А.С.Пушкина с моремПутешествие Посейдона по морю 1894 212,5х318Смотр Черноморского флота в 1849 г. 1886 131х249А.С.Пушкин и Раевская в Гурзуфе 16х22А.С.Пушкин на вершине Ай-Петри при восходе солнца …Аю-Даг в туманный день 1853 28х36Буря 1886 84х142Варяжская сага – путь из варяг в греки 1876 132х23…Закат на море 1851 39х67Кораблекрушение 1843 116х189Ледяные горы в Антарктиде 1870 110,5х130,5Наполеон на острове Святой Елены 1897 214х327Ночь на Украине 1871Парусник в море 1884 42х64Парусник у берегов Крыма в лунную ночь 1858 47х64Хаос. Сотворение мира 1841 106х75Ялта. Горы ночьюСудно посреди штормаАфинский Акрополь 1883 74,5х63,5Башни на скале у Босфора 1859 107х161Берег моря 1861 20х25Берег моря ночью.У маяка 1837 56х81Беспокойное море 1877 43х63Буря на Северном море 1875 47х63Гора Арарат 1885 23х34Закат на море 1886 25,2х33,2Море 1898Русская эскадра на Севастопольском рейдеХождение по водам 1888Алушта 1878 61х91Бурное море 1887В бурю 1872 72х92В волнах 1893Ветряные мельницы в украинскойСтепи при закате сол…Вид Константинополя при лунном освещении 1846 124х…Вид на Венецианскую лагуну 1841 76х118Вид на острове Капри 1845 59,5х86,5Волы на перешейке 1860Лунная ночь 1888 100х150Неаполитанский залив 1845 57х81Неаполитанский залив в лунную ночь 1842 92х141Облака над морем. Штиль 1889 112х146Остров Патмос 1854 116х190Пушкин на берегу Черного моря 1887 212х314Река Аракс и Арарат 1875 40х65Синопский бой 18 ноября 1853г. Ночь после бояУ крымских берегов 1890-е 36.5х55Хождение по водам 1890-е 70х50Берег Ялты 1885Буря на море 1847 53х44Буря на море лунной ночью 28х39Буря на Чёрном море 1873 134х172Вид Босфора 1864 49х62Вид Венеции с лагуны при закате 1873 63х99Вид моря с гор.Крым 1864 122х170,7Вид на Золотой РогВид на Константинополь и бухту Золотой РогВход в Севастопольскую бухту 1852 28х38,7Гибель корабля Лефорт. Аллегорическое изображение …Гибель Помпеи 1889 128х218Закат на море 1853 50х76Закат.МельницаКорабли на бушующем море 1866 61х78,2КорабльЛунная ночь 1899Лунная ночь на Капри 1841 26х38,5Лунная ночь на Чёрном море 1855 47х58Лунная ночь у взморья 1847 64,5х52,5Море 1881 49х42Море ночьюМоре. Коктебель 1853 82,5х118Морской берег. Прощанье 1868 56,5х75Морской вид 1841 74х100Морской вид 1900 24х30Неаполь в лунную ночь. Везувий 1870-е 62х80Ниагарский водопад 1893 35х52Ночь в Амальфи 1854 71,5х99,.9Облако над тихим морем 1877Прибой 1893 65х100СевастопольУкраинский пейзаж с чумаками при луне 1869 60х82Утро на берегу залива 1853 56х89Чёрное море. На Чёрном море начинает разыгрываться…Часовня на берегу моря 1847Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 г. 1848…Чумаки в Малороссии 1870-1880-е 80,5х143.3Ялта 1899 58х94Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 г. 1848 220х19…Большой рейд в Кронштадте 1836 71,5х93Буря на Ледовитом океане 1864 208х148Буря у берегов Ниццы 1885 118х150Буря у мыса Айя 1875В бурю 1899 152х107Венецианская ночьВенеция 1842 116,5х188Венеция 1844Венчание поэта в Древней Греции 1886 94Х146Вечер на мореВид Амальфи 1865 23х32Вид Амстердама 1854 59,5х84,8Вид Вико близ Неаполя 1855 95х142,5Вид Константинополя 1851 35х55,5Восточная сцена 1846 45,5х37Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива …Дарьяльское ущелье 1862 133х107Дорога на Ай-Петри 1894 41,5х59,5Дьявольское ущелье 1868 22х29.5Закат 1866 46х61Закат на море 1848 36х43Закат на море 1899 23х35Закат солнца в Малороссии 1863 124х171Закат солнца. Одинокий парусник 1853 90х140Заход солнца на море 1898Золотой Рог. Босфор 1872 83х104КавказКавказские горы с моря 1899 59х94Корабли в ночной тишине 1888 35х54Корабль Двенадцать апостолов 1897 105х139Крушение корабля в бушующем мореКрымский вид 46х69Крымский пейзаж с парусником 1874Лунная ночь. Купальня в Феодосии 1853 94х143Морской вид 1867 61х83Морской вид 1895 100х155Морской вид 1899 38х50Отара овец 1857 107х161Отара овец в бурю 1861 76х125Пётр I при Красной горке. зажигающий костёр для си…Пейзаж с Везувием 1896 68.7х100.2Порт ла Валетта на острове Мальта 1844 61х101Прибой у берегов Крыма 1880 47х75Пристань в Феодосии 1856 55х85Рыбаки на берегуморя1852 93,5х143Старая Феодосия 1839 46.5х56Стычка ширванцев с мюридами на Гунибе 1869 133х109…Фрегат под парусом 1838 57х82Часовня на берегу моряШторм 1861 124х171Берег Неаполя.Вид Везувия 1877 33х40Бурное море ночью 1853 82х117Буря на море 1850 82х117Буря на море 1873 91х71Буря на море 1893 28х41Буря на Чёрном море 1875 64,5х95Буря над Евпаторией 1861 206,6х317,3Буря.Крушение иностранного корабля 1855 206х320Бухта Золотой Рог.Турция 1845 51х76Бушующее мореВезувийВенецианская лагуна. Вид на остров Сан-Джорджо 184…Ветряная мельница на берегу моря 1837 67Х96Вечер в Крыму. Ялта 1848 126х196Вечер на море 1871 129х164Вечер.На рейдеВзрыв Аркадионского монастыря на Крите в 1866 году…Взрыв трёхмачтового парохода в Сулине 27 сентября …Взятие русскими матросами турецкой лодки и освобож…Взятие Севастополя 1855 59х84Вид Босфора 1874 60х95Вид Венеции со стороны Лидо 1855 71х99,5Вид Гуниба 1868Вид Константинополя при вечернем освещении 1846 12…Вид Константинополя с Чамлича 1870-е 120х188Вид на Аю-ДагВид на Везувий в лунную ночь 1858 121х190Вид Одессы в лунную ночь 1846 122х190Вид Одессы в лунную ночь 1855 78х128Всемирный потоп 1864 246,5х319,5Героиня Боболина с охотниками прорывается под град…Гурзуф 1859 64,5х95,5Дарьяльское ущелье 1891 35х26Дарьяльское ущелье в лунную ночь 1868 45х36Двадцатишести- пушечный корабль в виду берега 1852…Дворец дожей в Венеции при луне 1878 34х44Дороги от Млета до Гудаура 1868 40х60Закат на море 1856 121,5х188Золотой Рог 1895Камыши на Днепре 1857 108х161КанонеркаКаталикос Хримян Айрик в окрестностях Эчмиадзина 1…Кораблекрушение в Северном море 1875 41х58Корабль Императрица Мария во время шторма 1892 224…Корабль у берега 54х72Крейсер в море ночью 23х50Лёд на Днепре 1872 в 1872 годуЛунная ночь. Окрестности Ялты 1863 20,2х28Малага. Морской пейзаж 1854 44х53,5Мельница на берегу моря 1851 50х57Мельница на берегу реки. Украина 1880 32,3х43,8МельницаМинная атака катерами парохода Великий князь Конст…Море 1898.Этюд 24,3х20,3Море в лунную ночь 1858 54х54Море с розовым облакомМоре. Солнечный день 17х21Морской берег. Волна 1880 40х60Морской пейзаж 19х24Морской пейзажМорской пролив с маяком 1841 48,5х60Набережная восточного города 1852Неаполитанский залив в лунную ночь. Везувий 1840 2…Неаполитанский залив. Вид Везувия 1879 68х52Ночной Константинополь 1886 25х37Ночной пейзаж. ВенецияНочь в Крыму. Вид на Аю-Даг 1850 63х94Ночь. Трагедия в Мраморном море 1897Овцы на пастбище 1850-е 60х89,5Окрестности Ялты ночью 1866Остров Иския 1892 134.5х232Пейзаж с парусникомПереход евреев через Красное море 1891 96х160петербург. Переправа через Неву 1870-е 22х16,6Петергоф.Вид на большой каскад1846 121х191Пирамиды 1895 36х59Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лаза…После бури. Восход луны 1894 41х58Прибой у крымских берегов 1892 130х217Прощание 1895 42х66Русский и французские фрегаты 1858 58х80Синопский бойСмольный монастырь 1849 40х58Солнечный день 1884 40х62Сотворение мира 1864 196х233Сцены из каирской жизни 1881 66,5х98У берегов 1875 60х94,5Христофор Колумб 1880 207х277Штиль 1885 18.5х24Штиль. Вид Капри. Средиземное море 1892 216х345Шторм. ПарусникЭскадра Черноморского флота перед выходом на Севас…Вид на РевельБуря 1872 110х130Буря 1899 41х58Буря на море 1893 44,5х48Вид ЛивадииВид Крыма 1851Вид Леандровой башни в Константиноп. 1848 58х45,3Вид приморского города 1877 33,8х44Вид приморского города вечером с зажжённым маяком …Вид Тифлиса от Сейд-Абаза 1868Во время жатвы на Украине 1883 57х91Восход луны в Феодосии 1892 200х327,5Гибель корабля. Крушение купеческого судна в откры…Гурзуф 55х75Данте указывает художнику на необыкновенные облака…Десант Н.Н.Раевского у СубашиЗахват пароходом Россия турецкого военного транспо…Итальянский пейзаж 1855 95х142,5Караван в оазисе. ЕгипетКораблекрушение у Афонской горы 1856 97х148Кораблекрушение у скал 1870-е 36х46Корабль в бурю 1891Крым 1852 58х89Крымский вид.Аю-Даг 1865 59х77Лиссабон. Восход солнца 1860-е 42х55Лунная ночь в Константинополе 1862 123х169Лунная ночь в Крыму 1859 58,3х76,2Лунная ночь на Босфоре 1894 49,7х75,8Лунная ночь на Чёрном море 1873Лунная ночь. Берег моря 1885 18х23,9Море 1895Море ночью 1861Море с кораблём 1884 12,5х16,5Море с кораблём. ЭтюдМоре у скалистого берега 1851. Дерево, карандаш, п…Море. Закат 1896Морское сражение при Выборге 29 июня 1790 г. 1846 …Морское сражение при Ревеле 2 мая 1790 г. 1846 222…Морской вид 1892Морской вид с часовней на берегу 1845 58х88Морской вид. Этюд 13х10Морской пейзаж 1850-е. Картон, графит. карандаш, п…Морской пейзаж в Крыму 1866Морской пейзаж при луне 1849 16,2х24Морской пейзаж. Коктебель 1889Неаполитанский залив ранним утром 1897 61х94Неаполитанский залив утром 1843 67х100Ночь в крыму 1871 58х70,5Ночь на Чёрном море 100х76Ночь. Голубая волна 1876 47х64Обоз в степиОбоз чумаков 1862 61х83Овцы 1858 107х161Овцы,загоняемые бурею в море 1855 13х35,3Океан 1896 67,5х100Осада Севастополя 1859 32,5х72Остров Крит 1897 102х155Пейзаж с ветряными мельницамиПеред боем. Корабль Константин 1872Петербургская биржа 1847 81х116.5ПрощаниеСевастопольский рейд 1852 28х38,5Сошествие Ноя с горы Арарат 1870-еУтро 1851 81х113Утро в Неаполитанском заливе 1873 70,4х95Феодосия. Лунная ночь 1852 29х36Флот в виду Севастополя 1890 71х124Цепи Кавказских гор. Вид с Каранайских гор на Теми…Черноморский флот в Феодосии 1890 53х107Чесменское сражение 1886 333х220Ялта 1838 47х66

gallerix.ru

Иван Константинович Айвазовский

Великий художник-маринист Иван Константинович Айвазовский родился 17 июля 1817 года в семье рыночного старосты и мастерицы-вышивальщицы. До появления самого младшего сына в семье Константина и Рипсиме Айвазовских уже воспитывалось четверо отпрысков: три девочки и мальчик, названный Саргисом. При крещении будущей знаменитости было дано имя Ованес, которое впоследствии приобрело славянский вариант Иван.

Дом, в котором родился Айвазовский

Детство художника

Первые годы жизни мальчика в солнечной Феодосии прошли радостно и беззаботно. Семья торговца считалась довольно зажиточной, и в детстве маленький Ваня не знал ни в чем отказа. Счастье оборвалось внезапно: в 1812 году эпидемия чумы стала причиной разорения Константина. Теперь положение спасало мастерство матери семейства, производящей чудесные вышивки на заказ. Может быть, искусство Рипсиме и сформировало художественный вкус и мастерство будущего художника?

Свои первые произведения маленький гений выполнял на мокром песке.

Коренной житель портового города, Иван был без ума от моря. Морские пейзажи в любое время суток и при любой погоде просто завораживали мальчика. И немудрено, что, едва проснувшись, он мчался на берег, чтобы полюбоваться очередным шедевром природы. Ведь море никогда не бывает одинаковым! Конечно, рука сама тянулась к хворостине, чтобы тут же, на песке запечатлеть чудесную картину. Через мгновение безжалостные волны слизывали набросок. Но Ваня не унывал: его неуемная фантазия и естественная натура не знали предела.

Автопортрет. 1874 год.

Первые уроки художественного мастерства Иван получил от архитектора Якова Христиановича Коха. Познакомился юный Ованес с меценатом во время своей службы в греческой кофейне, куда его устроил отец. Несмелые наброски десятилетнего мальчика заворожили Коха недюжинным талантом автора. Вскоре он представляет юное дарование градоначальнику Феодосии А. И. Казначееву, ставшему впоследствии ярым поклонником произведений Ивана Константиновича Айвазовского.

С тех пор жизнь и судьба гения кардинально изменились: в 1831 году по ходатайству Казначеева, который к тому времени стал губернатором Тавриды, юноша зачислен в Таврическую гимназию, а в 1833 отправляется на учебу в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Здесь куратором Айвазовского стал профессор Максим Воробьев, который привил художнику тонкое понимание природы. Обожающий музыку, учитель был чрезвычайно обрадован тем фактом, что его ученик владеет игрой на скрипке. Скрипка, по мнению Воробьева, как никакой другой музыкальный инструмент, владела невесомой связью с художественными полотнами.

Начало учебы

Воздух над морем. 1935 год.

Мастерскую индивидуальность Айвазовского формировали произведения европейских художников, которые без устали копировал юный Ованес. Именно срисовывание известных полотен и оттачивало мастерство Ивана.

Первый успех и серебряную медаль второго достоинства получил в 1835 году этюд художника «Воздух над морем». Смелые мазки и необычная колористика картины очаровали зрителей и немного испугали маститых художников того времени: до Айвазовского еще никто не отображал такую концепцию моря. Впоследствии одаренность Айвазовского приобрела новых известных поклонников – А.С. Пушкина, В.А. Жуковского, К.П. Брюллова, М.И. Глинки. Дружба с ними наложила большой отпечаток на развитие личности и таланта Ивана Константиновича.

В 1837 году состоялась первая презентация полотен Ивана Константиновича Айвазовского. На академической выставке было представлено шесть морских пейзажей, за которые молодой человек удостоился золотой медали первой степени. К тому же, высшая оценка сулила художнику поездку на два года за границу с целью приобретения опыта. Однако, по причине малолетства Айвазовский был отправлен в Крым, где и продолжил самостоятельно оттачивать мастерство. Натуры Ялты, Гурзуфа, Феодосии, Керчи были запечатлены в картинах навечно.

Айвазовский никогда не искал легких путей. Уже в 1839 году он принимает участие в военно-морском походе к берегам Кавказа.

Цель похода – военная разведка. Цель художника – новые впечатления. Славные русские флотоводцы и будущие герои Севастополя М.П. Лазарев, В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.Н. Истомин остались друзьями Айвазовского на долгие годы. Их доблесть потрясла юношу. В свою очередь, Ованес привел в изумление опытных морских волков: при высадке десанта в Субаше он проявил смелость и отвагу как настоящий моряк. Отвага Айвазовского была отмечена высшими чинами в Петербурге.

Поездка вместе с другими пансионерами в Рим сулила продолжение образования и усовершенствование в пейзажной живописи. Изучая произведения классического искусства в музеях Рима, Венеции, Флоренции и Неаполя, Ованес перенимает опыт великих мастеров. Посещение музеев европейских городов отложили неизгладимый отпечаток в сознании юного художника.

В Италии Айвазовский посещает своего брата Гарика, живущего в монастыре. Изучая история своего рода, старший брат узнал, что фамилия предков – Айвазян. В итоге братьями было принято решение убрать из своей фамилии букву «Г». С тех пор Ованес Гайвазовский (а именно так юноша подписывал свои полотна) стал Иваном Айвазовским. Случилось это в 1841 году на 24 году жизни мастера.

Итальянский период

Свои пятьдесят знаменитых пейзажей Иван Константинович Айвазовский написал, воодушевленный природой Италии. Выставки в Неаполе и Риме вызвали огромное внимание как со стороны критиков, так и со стороны простых зрителей. Достоверное изображение моря и воздуха вызывало настоящий ажиотаж. Большую популярность приобрели картины, написаны в период 1841-1843 годов: «Вид на венецианскую лагуну», «Неаполитанский залив», «Побережье Амальфи», «Хаос. Сотворение мира.», «Неаполитанский залив в лунном свете», «Побережье. Штиль.» и другие. Успех полотен принесли автору европейскую славу.

В Италии Айвазовский работал и встречался со знаменитыми земляками, жившими в то время за границей: Н.В. Гоголем, художником А.А. Ивановым, профессором Академии художеств Петербурга Ф.И. Иордан. Оставили в душе мариниста и незабываемые встречи с английским коллегой Дж. Тернером.

Вид Амальфи. 1865 год.

В 1844 году автор произведений Иван Константинович Айвазовский возвращается на родину известным мастером и академиком Римской и Амстердамской Академии художеств. В России он сразу был назначен академиком пейзажной живописи Петербуржской Академии художеств.

Итогом полученного звания стал большой заказ от правительства – изобразить все русские военные порты в Балтийском море. Исполнение заказа послужило поводом причисления мастера к Главному морскому штабу. Звание живописца и право ношения адмиралтейского мундира стало приятным завершением Итальянского периода творчества.

Изображения морских баталий

Будучи свидетелем и активным участником военно-морских походов, маринист не мог обойти вниманием изображения батальных сцен. Среди известных картин на данную тему можно выделить «Кронштадский рейд», «Десант Н.Н. Раневского у Субаши», «Петр І при Красной Горке», «Морское сражение при Ревеле», «Наваринский бой» и многие другие.

Произведения Ивана Константиновича Айвазовского отображают доблесть российских моряков в разные исторические периоды. Вдохновленный очередным подвигом или героической историей, автор тут же брался за кисть, и писал до тех пор, пока картина не приобретала величественное совершенство. Рассматривая батальные сцены, зритель как бы погружается в процесс завоевания очередной вершины. Для достижения подобного эффекта не требуется 3D системы: мазки, красочная палитра и глубокое исполнение полностью поглощают созерцателя.

Библейские мотивы

Хождение по водам. 1890-е годы.

Будучи глубоко верующим, Айвазовский написал ряд полотен на библейскую тему. Одухотворенный Святым Писанием и рассказами своего брата-священнослужителя Гавриила, Иван Константинович олицетворял в своих картинах наиболее значимые священные моменты. Однако, на всех шедеврах присутствовала водная стихия – лейтмотив работ мастера.

Презентация Иваном Константиновичем Айвазовским сотворения мира величественно и незабываемо. Написанная в 1864 году картина представляет собой сплошной водно-небесный хаос. Полотно притягивает необъяснимой энергией. Перед картиной «Сотворение мира» можно стоять долго – и отойти, так и не поняв до конца ее мистической глубины.

Полотно «Всемирный потоп» иллюстрирует первую в мире глобальную катастрофу. Мертвые тела, низвергающиеся в бездну, навевают ужас и священный трепет. В такие моменты невольно задумываешься о смысле бренного бытия.

К библейским мотивам относятся также и картины «Сошествие Ноя с горы Арарат», «Переход евреев через Красное море», «Хождение по водам». И все полотна неразрывно связаны с водной стихией.

Пирамиды. 1895 год.

Не только море

Пейзажист-маринист Иван Константинович Айвазовский рисовал не только морские пейзажи. Красочны и необычны изображения художником видов дагестанского аула Гуниб, афинского Акрополя, большой пирамиды в Гизе, фонтана и дворца в Петергофе, Воробьевых гор в Москве. Интересные решения иллюстраций украинских пейзажей отображены в шедеврах «Жатва на Украине», «Зимний вид в Малороссии», «Волы на берегу» и многие другие. Свободная душа мариниста не могла пройти мимо широких степных просторов, безграничности небесного приволья. Чумаки на волах, мельницы находят сходство с далекими кораблями и скалами, а колыхающиеся от ветра душистые растения – с непокорными морскими волнами. Украинский период творчества живописца отмечен романтизмом и оптимистичным настроем.

Жены и дети

Иван Айвазовский, Юлия Гревс и их дочери. Слева направо: Елена, Александра, Мария, на коленях — Жанна.

За всю свою жизнь Иван Константинович Айвазовский был женат дважды. Первая супруга, дочь лейб-медика, простая гувернантка в доме богатой вдовы. До роковой встречи у 31-летнего мужчины не было никаких романтических отношений. Неискушенный в любовных играх, художник влюбился в строгую девушку в закрытом платье. Две недели ухаживаний – и избранница проронила вожделенное «да». А в положенный срок через девять месяцев на свет появилась первая дочь Елена.

С первой женой мастер прожил 12 не совсем счастливых лет. Любительница светской жизни, Джулия не желала всю жизнь прозябать в скромной Феодосии. На 13 годе совместной жизни супруга, забрав четырех дочек – Елену, Александру, Марию и Жанну, уезжает в Одессу. Развод Айвазовский получил спустя долгие двадцать лет супружества.

Второй брак настиг живописца в преклонные 65 лет. Избранницей гения стала вдова купца из Феодосии Анна Саркизова. Примечательно, что супругов разделяла разница в 40 лет. Однако, это не помешало супругам прожить в мире и согласии до самого конца мариниста.

Взрыв турецкого корабля. 1900 год.

Последняя картина

На протяжении долгой жизни Иван Константинович Айвазовский создал более шести тысяч картин. Многие полотна он писал с натуры. Но истинным мастерством художник считал умение творить шедевры по памяти. Именно по памяти была сотворена и последняя картина живописца «Взрыв корабля». Художник задался целью еще раз пересмотреть легендарный подвиг греческого повстанца Канариса при взрыве корабля адмирала.

С самого утра 19 апреля 1900 года Айвазовский сел за работу. К вечеру полотно было почти готово. Наклоненный корабль, оторванные части мачт и рей свидетельствуют о только что прозвучавшем взрыве. Греческие повстанцы, спешно покидающие место происшествия, еле виднеются вдали. Для большей достоверности оставалось наложить только несколько завершающих мазков. Уставший живописец решил перенести окончание картины на завтра. Но шедевру суждено было остаться неоконченным: ночью сердце художника Главного морского штаба, адмирала Ивана Константиновича Айвазовского остановилось во сне.

Похоронен великий живописец в родной Феодосии во дворе армянской церкви святого Сергия. На саркофаге выгравирована символическая эпитафия: «Родившись смертным – оставил по себе бессмертную память».

ayvazovskiy.su

Айвазовский картины. Самый известный художник-маринист России

Главная / Великие русские художники / Айвазовский картины. Самый известный художник-маринист России

Иван Айвазовский биография

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900) – знаменитый русский художник-маринист, писавший картины в жанре марина (маринизм). В своих полотнах он уделял особое значение морю, морским пейзажам и сражениям, кораблекрушениям.

Родился Иван Константинович в 1817 году в Феодосии. Айвазовский был выходцем из армянской семьи и всю жизнь чтил традиции армянской диаспоры. Художник много путешествовал по странам ближнего и дальнего зарубежья, в которых искал различные темы для своего искусства. Основной темой его картин было изображение моря и морских происшествий — жанр марина. Самая известная картина Айвазовского – «Девятый вал», которая находится в Русском музее. Иван Константинович увлекался батальной живописью. Его картины освещают битвы русского флота, яркий пример — «Чесменский бой».

Талант Ивана заметили в раннем детстве, когда он самостоятельно занимался уроками скрипки. Первые уроки мастерства живописи ему преподал Я. Х. Кох — архитектор. Затем обучался в Петербургской академии художеств, где успешно занимался живописью и получал за это медали и положительные отзывы. Славой Иван Константинович пользовался не только в России, но и за рубежом, например, во Франции он получил золотую медаль, а в музеях Турции, где он написал большое количество работ, до сих пор хранятся его картины.

Айвазовский является самым известным художником-маринистом России. Его талант и великое наследие прославили живопись русских художников на все времена. Непревзойдённые по мастерству картины хранятся в самых известных музеях мира и являются «иконами» жанра марина.

Айвазовский умер в 1900 году. Его похоронили в Феодосии, возле церкви Святого Георгия. На надгробии художника написано изречение Мовсеса Хоренаци: «Рождённый смертным, оставил по себе бессмертную память».

Все картины открываются в полном размере с описаниями!

Девятый вал

Автопортрет

Баржи у морского берега

Башни на скале у Босфора

Берег моря ночью. У маяка

Берег моря. Штиль

Бой в Хиосском проливе 24 июня 1770 года

Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими судами встречается с русской эскадрой

«Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями

Бурное море ночью

Буря на море ночью

Буря над Евпаторией

Бухта Золотой Рог. Турция

Венеция

Ветряная мельница на берегу моря

Вид Амстердама

Вид Константинополя при лунном освещении

Вид на Везувий в лунную ночь

Вид на венецианскую лагуну

Вид на Константинополь и бухту Золотой Рог

Волна

Восход луны в Феодосии

Всемирный потоп

Встреча рыбаков на берегу Неаполитанского залива

Выборгское морское сражение

Галатская башня в лунную ночь

Гурзуф ночью

Зимний пейзаж

Зимняя сцена в Малороссии

Итальянский пейзаж. Вечер

Керчь

Кораблекрушение

Восточная сцена. Кофейня у мечети Ортакёй в Константинополе

Кронштадтский рейд

Лунная ночь в Крыму

Лунная ночь на Капри

Море. Коктебель

Морское сражение при Наварине 2 октября 1827 года

Морской вид с часовней на берегу

Морской пролив с маяком

Неаполитанский залив в лунную ночь

Неаполитанский залив

Неаполитанский залив утром

Парусник у берегов Крыма в лунную ночь

Переход евреев через Красное море

Петербургская биржа

Петр I при Красной горке

Побережье Амальфи

Взрыв корабля

Прощание Пушкина с морем

А.С. Пушкин в Крыму у Гурзуфских скал

А.С. Пушкин и графиня Раевская у моря около Гурзуфа

Пушкин на берегу Чёрного моря

Радуга

Русский и французский фрегаты

Синопский бой

Синопский бой 18 октября 1853 года

Сошествие Ноя с горы Арарат

Спасающиеся от кораблекрушения

Среди волн

Ураган на море

Утро на море

Утро на морском берегу. Судак

Фрегат под парусом

Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года

Чёрное море

Штиль

Ледяные горы в Антарктиде

Хаос. Сотворение мира

Корабль Императрица Мария во время шторма

По теме: биографии, великие русские художники, искусство, картины, марина, пейзажи, русские художники, шедевры

👤 Блинцов | 2019-08-28, 13:30

art-assorty.ru

Иван Айвазовский - картины и рисунки (всего 579) - WikiArt.org

Ива́н Константи́нович Айвазо́вский (арм. Հովհաննես Այվազյան, Ованнес Айвазян; 17 [29] июля 1817 года, Феодосия — 19 апреля [2 мая] 1900 года, там же) — русский художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат. Живописец Главного Морского штаба, академик и почётный член Императорской Академии художеств, почётный член Академий художеств в Амстердаме, Риме, Париже, Флоренции и Штутгарте. Наиболее выдающийся художник армянского происхождения XIX века.Брат армянского историка и архиепископа Армянской Апостольской Церкви Габриэла Айвазовского. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в армянской семье купца Геворка (Константина) и Рипсиме Айвазян. 17 (29) июля 1817 года священник армянской церкви города Феодосии сделал запись о том, что у Константина (Геворка) Айвазовского и его жены Рипсиме родился «Ованнес, сын Геворка Айвазяна». Предки Айвазовского были из армян, переселившихся в Галицию из Западной Армении в XVIII веке. Дедушку художника звали Григор Айвазян, бабушку - Ашхен. Известно, что его родственники владели крупной земельной собственностью в районе Львова, однако никаких документов, более точно описывающих происхождение Айвазовского, не сохранилось. Его отец Константин (Геворк) и после переселения в Феодосию писал фамилию на польский манер: «Гайвазовский» (фамилия — полонизированная форма армянской фамилии Айвазян). Сам Айвазовский в своей автобиографии говорит об отце, что тот ввиду ссоры со своими братьями в юности переселился из Галиции в Дунайские княжества (Молдавию, Валахию), где занялся торговлей, а оттуда в Феодосию. Некоторые прижизненные публикации, посвященные Айвазовскому, передают с его слов семейное предание о том, что среди его предков были турки. Согласно этим публикациям, покойный отец художника рассказывал ему, что прадед художника (согласно Блудовой — по женской линии) был сыном турецкого военачальника и, будучи ребёнком, при взятии Азова русскими войсками (1696 г.), был спасён от гибели неким армянином, который его крестил и усыновил (вариант — солдатом).После смерти художника (в 1901 году) его биограф Н. Н. Кузьмин в своей книге рассказал эту же историю, однако уже про отца художника, сославшись на неназванный документ в архиве Айвазовского; однако никаких доказательств правдивости этой легенды не существует. Отец художника — Константин Григорьевич Айвазовский (1771—1841) после переселения в Феодосию женился на местной армянке Рипсиме (1784—1860), и от этого брака родились три дочери и два сына — Ованнес (Иван) и Саргис (впоследствии в монашестве — Габриэл). Первоначально торговые дела Айвазовского шли успешно, но во время эпидемии чумы 1812 года он разорился. Иван Айвазовский с детства обнаружил в себе художественные и музыкальные способности; в частности, он самостоятельно научился играть на скрипке. Феодосийский архитектор Яков Христианович Кох, первым обративший внимание на художественные способности мальчика, дал ему и первые уроки мастерства. Яков Христианович также всячески помогал юному Айвазовскому, периодически даря ему карандаши, бумагу, краски. Он также рекомендовал обратить внимание на юное дарование феодосийскому градоначальнику Александру Ивановичу Казначееву. После окончания феодосийского уездного училища Айвазовский был зачислен в симферопольскую гимназию при помощи Казначеева, который в то время уже был поклонником таланта будущего художника. Затем Айвазовский был принят за казённый счёт в Императорскую Академию художеств Санкт-Петербурга.

Айвазовский приехал в Петербург 28 августа 1833 года. Первоначально он учился в пейзажном классе у Максима Воробьёва. В 1835 году за пейзажи «Вид на взморье в окрестностях Петербурга» и «Этюд воздуха над морем» получил серебряную медаль и был определён помощником к модному французскому маринисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и представил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы критики. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были сняты с выставки. Художник был прощён лишь через полгода и определён в класс батальной живописи к профессору Александру Ивановичу Зауервейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауервейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину «Штиль». Ввиду особых успехов Айвазовского в учении, было принято необычное для академии решение — выпустить Айвазовского из академии на два года раньше положенного срока и послать его на эти два года в Крым для самостоятельных работ, а после этого — в командировку за границу на шесть лет.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

www.wikiart.org

Биография

Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: главная тема и герой картин Айвазовского — море, основной жанр — марина. Айвазовский активно использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах). Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие — около шести тысяч живописных полотен.

Известные картины Ивана Айвазовского: «Девятый вал», «Чесменский бой», «Черное море», «Среди волн», «Лунная ночь на Босфоре». Также у художника есть большое количество и неизвестных для широкого круга работ, к которым относятся различные эскизы и зарисовки морских пейзажей.

Художник Иван Айвазовский первый в России начал организовывать собственные персональные выставки. На его веку их прошло 120 — мало кто и на сегодняшний день может похвастаться таким. Он любил общество и женщин, но больше всего любил море. Его жизнь — пример удачного попадания в свою судьбу. Такое впечатление, что на каждом жизненном перекрестке он делал верный выбор. А мог бы и другой…

О происхождении художника Айвазовского и его первых картинах 

Предки Айвазовского бежали во время турецкого геноцида армян в Польшу, а затем перебрались в Крым. Отец художника в Феодосии уже подписывался фамилией Гайвазовский. Там родился и Ованес. В семье было три дочери и два сына. Родители еле сводили концы с концами, поэтому к труду Ованес приобщился рано. Мальчик очень хорошо рисовал и играл на скрипке. Краски и бумага в руки ему попадали нечасто, поэтому в основном приходилось использовать подручные средства — уголь да стены домов. Градоначальник Александр Казначеев однажды заинтересовался «настенным рисунком», изображавшим солдата в полной амуниции, и пожелал познакомиться с автором. Всю жизнь Иван Айвазовский с благодарностью вспоминал своего благодетеля и говорил, что именно от него получил «лучший и самый памятный подарок — ящик водяных красок и целую стопу рисовальной бумаги». Казначеев определил его в Симферопольскую гимназию, а на время учебы поселил у себя дома. Потом способствовал зачислению мальчика за казенный счет в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Юного студента записали Иваном Гайвазовским. Только в 1840 году из его фамилии исчезнет буква Г — так он захочет отдать дань уважения своим армянским корням.

В Академии художеств 

Айвазовский попал в класс к известному на тот момент пейзажисту, замечательному педагогу Максиму Воробьеву. У него Иван учился академическим премудростям, и от него же перенял любовь к романтическому направлению, тогда еще новаторскому. Айвазовский был частым гостем в доме учителя, да и сам делал успехи, его картины замечали и хвалили, и перед ним открывались удивительные перспективы. Более того, в 18 лет Иван Константинович получил серебряную медаль Академии. Эта медаль чуть не поставила крест на его будущем.

В России в то время был принят при дворе и чрезвычайно любим французский живописец-маринист Филипп Таннер. Его пригласили для написания важнейших российских портов. Айвазовского направили французу в помощники. Тот быстро оценил талант студента и поручал ему не только натягивать холсты, растирать краски, мыть кисти, но и зарисовывать виды. Работы было много, и Айвазовский совсем измучился в процессе подготовки Таннера к выставке. Однажды его встретил президент Академии Оленин. Встревоженный изможденным видом юноши, Оленин пригласил его к себе в имение. Там Айвазовский восстановил силы и… написал пару марин. Президент по собственной инициативе представил их на академической выставке 1836 года.

Для художника Айвазовского эта выставка памятна еще и тем, что его сразу же высоко оценил Карл Брюллов: «Я видел ваши картины на выставке и вдруг ощутил на губах соленый вкус моря… Видно, что вы одарены исключительной памятью, сохраняющей впечатления самой натуры. Это важно для истинного художника». На этой же выставке Айвазовский познакомился с Пушкиным. В следующем году поэт был убит, но эта встреча глубоко запала в душу художнику, и он потом написал множество картин, посвященных Пушкину.

Рецензии положительные! Более того, была рецензия, в которой картину Айвазовского противопоставляли манерным полотнам Таннера. Такое сравнение чрезвычайно оскорбило Таннера, и он, пользуясь положением приближенного к императору мастера живописи, нажаловался, что Айвазовский «похитил его секреты» и через его голову выставил свои картины на выставке. Нарушений субординации Николай I не любил, потому повелел работы строптивого ученика убрать. Но возникла путаница, картины Айвазовского провисели до конца выставки и были отмечены серебряной медалью. Когда выяснилось, что это те самые работы, император слышать не желал более о наглеце.

И здесь проявилось удивительное везение Ивана Константиновича Айвазовского на людей, принимающих участие в его судьбе. Жуковский, Глинка, Оленин, Кукольник — кто только не ходатайствовал о нём. Всё тщетно! В качестве «тяжелой артиллерии» на защиту молодого дарования встал учитель рисования царских дочерей, профессор академии Александр Зауервейд. Ему удалось смягчить гнев Николая I. Айвазовского перевели в класс батальной живописи, в которой преподавал Зауервейд. Вскоре юноша, получив золотую медаль Академии, был направлен на стажировку в Крым, а потом и в Европу.

Картины Айвазовского покоряют Европу 

В Европе художник Айвазовский впервые оказался в возрасте 23 лет. «Я, как пчела, собираю мед из цветника», — сообщал он о своем путешествии по Италии, в котором жадно впитывал новые виды и писал. В то время остро актуальной считалась работа с натуры. Иван Константинович естно пытался следовать этим призывам. В Сорренто три недели писал он виды с натуры, обследуя все окрестные пляжи. А после Айвазовский изобразил в мастерской по памяти две картины. Каково же было изумление художника, когда на выставке зрители равнодушно проходили мимо его «натуры» и надолго замирали у «придуманных» рассвета и заката. С этого момента он перестал пытаться втиснуть себя в рамки, которые явно были для него тесны. Художник всегда носил с собой блокнот с карандашом, чтобы делать наброски, эскизы, но писал отныне только в мастерской.

И снова попадание в свою колею — Айвазовский нашел свой путь, свой способ писать картины, хоть он и шел вразрез с тем, чему тогда обучали живописцев. А его нашла слава. Проведенные за границей годы, кажется, представляют собой нескончаемую череду успехов. Великий Тёрнер, создавший ни с чем не сопоставимую песнь моря, солнца и воздуха, пришел в восторг от работ русского художника. Широко известно стихотворение, посвященное британским мэтром тогда еще молодому Айвазовскому: «Прости мне, великий художник, если я ошибся, приняв картину за действительность, но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твое высоко и могущественно, потому что тебя вдохновляет Гений».

На становление кисти Айвазовского повлияли, в первую очередь, Клод Лоррен (Тёрнер тоже считал его своим учителем), Сильвестр Щедрин (талант Ивана Константиновича рос, пожалуй, в противостоянии принципам Щедрина, большого поклонника пленэрной живописи) и Карл Брюллов — умением сочетать академическую строгость с романтической взволнованностью.

Куда бы он ни приезжал, вскоре во всех художественных лавках появлялись сотни картин «под Айвазовского», а к нему самому выстраивалась очередь из желающих приобрести оригиналы. Ему больше не нужно было сопоставлять свои путешествия со скромным пансионом, выделяемым Академией. Швейцария, Голландия, Англия, Франция, Португалия и Испания — успех везде.

Череда правильных выборов 

 В 1844 году Ивану Айвазовскому исполнилось 27 лет. Некоторые в таком возрасте только находят свой путь, а некоторые — еще не находят. Он же успел покорить Европу, а по возвращении стал академиком и официальным художником морского флота. Ему поручено написать виды русских портов и приморских городов на Балтийском море, чем Иван Константинович с огромным удовольствием и занимается. Любовь к флоту и кораблям он пронес через всю жизнь, и пользовался заслуженной ответной любовью.

Айвазовскому неоднократно ставили в вину легкость, с которой из-под его кисти выходили морские волны. И, пожалуй, легкость, с которой ему давался успех. Он обласкан императором, он любим светом, дружен с знаменитыми писателями, композиторами, художниками. Ему пишется радостно и свободно. Знакомство с Виссарионом Белинским внесло диссонанс в эту гармонию. Суровых нравов критик не был любителем сантиментов. Он признал огромный талант Айвазовского как художника-мириниста и указал ему на поджидающую опасность. «Уезжайте отсюда, Иван Константинович. Погубит вас Санкт-Петербург. Не для таких, как вы, этот город… Вы погубите свой счастливый дар на царских заказах и на заказах его вельмож». Он помнил о том, как его карьера чуть не разрушилась в юности. К тому же его действительно невыносимо тянуло к морю. Зиму он мог проводить в Петербурге, но чуть становилось теплее — рвался к волнам.

В самых модных гостиных Петербурга долго обсуждали новость о странном художнике Айвазовском, баловне удачи и любимце императора, который в расцвете славы взял да и уехал в провинциальную Феодосию. И ни разу об этом не пожалел: найти своё место не менее важно, чем отыскать своё дело. Иван Константинович очень любил свой город. Кажется, он поставил целью отблагодарить его за старт в жизни, который был ему дан. Не занимая никакой чин, он стал настоящим отцом города. Его двор всегда был открыт для горожан, он устроил в Феодосии театр, художественную школу, галерею. Кажется, половина феодосийской ребятни была крещена лично им. Он приложил множество усилий, чтобы в Феодосии был построен порт и проложена железная дорога, подарил городу водопровод.

Художник Айвазовский и его женщины

Первая любовь Айвазовского, о которой до нас дошли то ли сведения, то ли легенды, — ведущая солистка Парижской оперы, балерина Мария Тальони. Она была старше художника на 13 лет. Он мечтал всегда быть рядом, но Мария решила, что в ее жизни главная роль отведена балету и отказалась стать его женой.

Уже построив дом в Феодосии, Айвазовский часто проводил зиму в Петербурге, где считался очень завидным женихом. И дело не только в известности и богатстве — он был очень красив, обходителен, обаятелен и жизнелюбив. Сколько красавиц мечтали вскружить ему голову! В одном из обеспеченных петербургских семейств старшие девочки перессорились, пытаясь определить, в кого влюблен зачастивший к ним Айвазовский. А он сам предложил давать уроки рисования и старшим, и младшим, которых на занятия приводила гувернантка. Мать семейства грешным делом подумывала, а вдруг это она сама в душу юноше запала? Две недели спустя Петербург получил новый повод для сплетен. Известный художник, молодой красавец, обаятельный богач женится на… гувернантке! Вот ради кого он приходил!

В браке с Юлией Гревс родились четыре девочки. Иван Константинович Айвазовский был несказанно счастлив и говорил, что лучшие его картины написаны по вдохновению, связанному с женитьбой. Увы, такое счастье не было бесконечным. Юлия мечтала блистать в Петербурге, а жизнь в Феодосии ее совершенно не устраивала. Семейный рай сменился скандалами, и через 11 лет она уехала в Одессу, откуда отправляла царю жалобы на мужа и препятствовала его общению с детьми. В 1877 году их брак был официально расторгнут.

Ивана Константиновича Айвазовского в Феодосии хорошо знали и любили. Когда сваха передала предложение 65-летнего мастера 26-летней вдове Анне Саркизовой, та недолго сомневалась. Свадьбу праздновала вся Феодосия. В этом браке художник обрел поддержку и понимание.

«Счастье улыбнулось мне», — сказал он как-то. Когда человек попадает в свою судьбу и проживает свою жизнь, то счастье ему действительно улыбается.

Сегодня картины Айвазовского выставляются по всему миру, они присутствуют и в каталогах различных авторитетных аукционов, например, таких, как «Сотбис» и имеют неимоверный успех. Самые богатые коллекционеры живописи желают купить работы Ивана Константиновича за огромные деньги. Но самые большие картины художника остаются в музеях и доступны публике: полотно «Среди волн» (282×425 см) выставляется в Галерее Айвазовского в Феодосии, «Девятый вал» (221×332 см) в Русском музее, «Черное море» (149×208 см) в Третьяковской галерее.

aivazovsky.biennale.info


Смотрите также