Халилов валерий михайлович биография


Валерий Халилов: биография, личная жизнь, семья

Многих россиян потрясла неожиданная новость о трагической гибели самолета Ту-154, которая произошла 25 декабря 2016 года. На борту было много известных людей, в том числе и Валерий Халилов – руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Он вместе со своим коллективом летел в Хмеймим, чтобы принять участие в новогодних мероприятиях. Весь состав трагически (91 человек, в том числе 64 артиста) погиб в небе над Сочи. Памяти Валерия Халилова – бессменного руководителя этого заслуженного ансамбля - и посвящена данная статья. Она расскажет о человеке, который всю свою жизнь служил музыке.

Валерий Халилов: биография

Художественный руководитель известного во всем мире ансамбля имени Александрова родился 30 января 1952 года в небольшом городке Термез в Узбекистане. Его отец тоже был военным дирижером. Музыкой мальчик стал заниматься с четырехлетнего возраста. С одиннадцати лет Валерий Халилов начал учиться в Московской военной музыкальной школе. Вначале он поступил на класс кларнета к педагогу Е. Егорову, а затем – на фортепьяно к Т. Соколовой. Именно это учебное заведение заложило в юношу ту музыкальную основу, которая помогла ему впоследствии стать военным дирижером.

С 1970-го по 1975-й год будущий руководитель целого музыкального коллектива обучался в Московской гос. консерватории на военно-дирижёрском факультете в классе профессора Г. П. Алявдина.

Работа

Первым местом его службы стало Пушкинское высшее командное училище, специализирующееся на радиоэлектронике ПВО. Здесь Валерий Халилов руководил оркестром. В 1980-м коллектив, дирижером которого он являлся, занял первое место на конкурсе Ленинградского военного округа.

Спустя год Валерий Халилов переходит на преподавательскую работу на кафедру военно-дирижерского факультета консерватории им. П. Чайковского. В 1984-м его перевели в распоряжение ВС СССР - в управление военно-оркестровой службы. Здесь он дослужился до заместителя начальника военно-оркестрового подразделения.

С 2002 по 2016 годы Валерий Халилов являлся начальником военно-оркестровой службы страны — Главным военным дирижером России. Будучи на этой должности, он неоднократно выступал в парадах на Красной площади, посвященных Дню Победы в качестве руководителя сводного оркестра. В мае 2015-го года дирижер стал членом попечительского совета общественной региональной организации «Академия праздничной культуры».

Именно Валерий Халилов является автором таких известных произведений, написанных для духового оркестра, как «Элегия» и «Адажио», а также маршей «Кадет», «Улан», «Молодёжный», «Рында» и т. д. Ему принадлежит множество песен и романсов. Но самое главное событие в жизни Халилова, которое многие сегодня называют судьбоносным, произошло в апреле 2016 года. Именно тогда Валерия Михайловича назначили на должность художественного руководителя и начальника ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. Александрова. С коллективом, с которым он проработал почти полтора года, дирижер и находился на борту злополучного самолета.

Валерий Халилов, фото которого часто можно было видеть на первых полосах газет, выступал организатором праздничных театрализованных мероприятий, в которых участвовали духовые оркестры нашей страны и зарубежные коллективы. В их числе такие международные фестивали, как «Спасская башня» и «Кремлёвская зоря», «Амурские волны», проходящий в Хабаровске, «Марш столетия» и т. д. Он много гастролировал. Его ансамбль выступал в США, Австрии, КНДР, Швеции, Венгрии, Швейцарии, Польше, Германии, Монголии, Франции, Финляндии, Бельгии.

Семья

Со своей супругой Валерий Михайлович Халилов познакомился в Гагре, еще когда был самым обычным солдатом. Он покорил молоденькую красавицу Наталью своим невероятным умением играть на нескольких музыкальных инструментах. Именно благодаря тому, что жена Валерия Халилова родом из Абхазии, его жизнь оказалась тесно связана с этим местом. Супруги мечтали построить небольшой дом рядом с отцовским участком Натальи. И им это удалось.

Как вспоминают соседи по Гагре, в частности Анзор Кококсерия - депутат Абхазии, Халиловы очень любили республику. Они при первой же возможности прилетали сюда, чтобы хотя бы несколько дней пожить в своем домике. Так получилось, что Валерий Михайлович по своему мировоззрению оказался очень близок к кавказскому народу. Он глубоко уважал традиции и культуру этой страны.

Когда Халиловы приезжали в Абхазию, то основное свое время проводили или на море, или на приусадебном участке. Валерий Михайлович старался как можно чаще отдыхать с женой и детьми. Он всегда говорил, что самое ценное, что имеет в этой жизни, – это его семья.

Валерия Халилова - отца двух дочерей - судьба наградила и внуками, и внучками. В одном из своих интервью рассказывал, что они очень на него похожи. С пеленок внуки ходят строем и даже пытаются дирижировать. Дочери Валерия Михайловича вспоминают, что их папа обожал их, всегда приглашал на свои концерты, слушал вместе с ними симфоническую музыку.

Воспоминания близких

Валерий Халилов запомнился окружающим как добродушный и отзывчивый человек. Он всегда уважал мнение своих близких и старался к нему прислушиваться. Приезжая в дом в Гаграх, дирижер часами возился на участке. Он даже пытался делать с соседями вино. Валерий Халилов был мужчиной физически достаточно крепким. Для него не было проблемой поколоть дрова, поработать в огороде. Его приусадебный участок содержался всегда в чистоте и порядке. Для многих друзей, по их словам, он был не товарищем, а братом.

Звания и награды

В. Халилов являлся членом российского Союза композиторов. Ему присвоили звание Народного артиста. В списке наград Халилова два ордена и несколько медалей. Он не раз удостаивался премий Минобороны и Минкультуры РФ в области искусства. В июле 2010 года Валерию Халилову было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. В 2016-м, уже после смерти, ему была присуждена премия Минобороны в номинации «Музыкальное искусство».

Трагическая гибель

Светлую память о талантливом музыканте, патриоте Отечества и просто хорошем человеке генерал-лейтенанте Халилове навсегда сохранят не только родные и близкие, но и многие почитатели его таланта. Он погиб, когда летел в Сирию, чтобы вместе с ансамблем поздравить российских военных и местных жителей с Новым годом. Но, к огромному сожалению, до места не добрался…

Валерия Халилова похоронили на родине его предков во Владимирской области. Именно таким было его желание. Рассказывают, что на Архангельском погосте было море народу. Да и Богоявленский собор, в котором проходил чин отпевания, мог с трудом вместить всех тех, кто захотел проститься с военным дирижером.

Его именем названа улица в Киржаче Владимирской области, а военно-музыкальное училище в Москве будет носить имя В. Халилова.

fb.ru

Валерий Халилов: «Не понимаю, как можно не любить Церковь»

На борту разбившегося сегодня ТУ-154 находился Валерий Халилов, главный военный дирижер России, начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова, который направлялся с составом ансамбля для организации поздравительных новогодних мероприятий на авиабазе Хмеймим. Мы собрали фрагменты из нескольких интервью Валерия Михайловича - о детстве, профессии и вере в Бога.

Меня крестили в четыре года. Рос я в деревне под Киржачом, моя бабушка была верующая, причем не просто набожная, как все старушки в те времена, а верующая глубоко, искренно. Она часто говорила мне: «Внучек, не нами заведено, не нам отменять», потому Православие и церковная жизнь казались мне чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным. Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!

***

Я был крепышом, честно говорю, это сейчас я худой такой. Вообще я был такой полненький, толстенький, уже был, так сказать, осознанным человечком. Папа был коммунистом, и мама, используя возможность такую, что отец работал, а я был в деревне, она бабушке говорит: «Давай, пока отца нет». Но папа не то, что был против, но знаете, как в те времена? Он был армейским офицером, дирижером был, как и мой брат дирижер, и племянник в Севастополе сейчас дирижер, кстати сказать. Поэтому, может из-за того, что мама опасалась, если узнают у отца, могут что-нибудь сделать. Короче, меня крестили. Я вот этот момент очень хорошо помню, как меня в первый раз крестили. Меня посадили на подворье, на дворе, у нас так изба и двор перед избой. В тазик посадили с холодной водой. Ну как это? Батюшка наклонился надо мной, а я был здоровым таким мальчиком, и я ему вцепился в бороду. Вы знаете, как это… Попа за бороду.

Я был крещен в четыре года, и когда в сенях я спал, у меня над головой была картина. Я не помню, какая, там много было святых людей на этой картине, но меня вот каждый «отбой», как сейчас военным языком говорят, меня сопровождала эта картина. Когда я ложился спать, мальчишка совсем, в деревне в этой избе. Потом она пропала, потому что были такие времени, когда ходили, картины собирали, иконы. А у нас деревня неохраняемая, просто взломали и многие иконы во многих наших, в деревушке домах, просто… Тогда вот такое что-то было безобразие. Эта икона пропала. Кроме того, у нас такая деревня, такая живописная, такая потрясающая, небольшая, такая патриархальная, не верить во что-то там такое небесное просто невозможно при всей ее красоте.

Вот в такой среде я воспитывался. Это все, как говорится, от Бога. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

Вот это все подвигло меня к вере в Бога. Ну, и кроме такого, были просто случаи, очень интересные… а почему вот я жил, потом уже, сейчас это Якиманка называется. Как и раньше, кстати сказать, и там вот эта церковь, метро Октябрьская. И вот Пасха, я помню. Люди ходят вокруг церкви, это мне сильно запомнилось. Мы, молодежь, стоим на парапетах вокруг церкви, нас милиция туда не пускает. Туда проникают бабушки в косыночках с детьми с маленькими – пропускали. Мы туда пройти не можем, мы молодежь – нас туда не пускают, и я думаю, вот что они там делают, что они там творят, почему нас не пускают.

Вот вопрос: почему? Что там такого плохого они делают, почему нас не пускают? Меня всегда туда тянуло, потому что оттуда раздавалось пение, какие-то запахи, знаете это, свечные, вот это все, кресты, таинство какое-то. Это все равно привлекало. Вот чем больше запрещали, тем я больше туда в этом смысле тоже тянуло. Какие-то есть мелочи незамечаемые, а потом анализируешь: а почему ты так сделал? Да потому, что вот эта мелочь на тебя повлияла, поэтому к Богу идет каждый своей, безусловно, дорогой, и к этой дороге ведут какие-то может быть, даже мелочи какие-то, я не знаю. Знамения? Не знаю. Но привело, слава Богу!

О выборе профессии

Папа у меня был военным дирижером. У меня сейчас младший брат военный дирижер. И действующий военный дирижер племянник, лейтенант, служит моряком в Севастополе. То есть у меня по мужской линии семья династийная, военные дирижеры. Благодаря отцу, я поступил в Московскую военно-музыкальную школу. И, честно говоря, поступив, я не понимал, зачем я туда поступил. Был оторван в 11 лет от домашнего уюта, попал в стены закрытого учебного заведения. Причем всё было присуще военному складу бытия: подъем, отбой, зарядки, физические нагрузки. И, конечно, общеобразовательные и музыкальные предметы. Срок обучения — 7 лет, поступив в 11, я закончил в 18. Весь мой физический, биологический рост пришелся на этот период. Школа заложила в меня то профессиональное образование, которым я до сих пор и пользуюсь. Вот так я стал военным дирижером.

Фото: menswork.ru

О музыке духовной и военной

Я часто думаю о внутреннем сходстве, казалось бы, противоположных сфер — военной и духовной музыки. Ведь у военной музыки потрясающая сила, и она, вопреки стереотипам, отнюдь не агрессивна. Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей — это шаг к милитаризации всей страны. Надо, как мне кажется, мыслить категориями художественного вкуса. Хороший марш написать так же трудно, как хорошую песню! Каждый великий композитор имеет свое лицо, национальная музыкальная традиция тоже: главная особенность нашей, российской, военной музыки — в особом мелодизме, в ее фольклорных, народных интонациях.

Умеют ли современные люди воспринимать классическую музыку? Определить, плохо или хорошо человек воспринимает музыку, можно только после того, как он научится воспринимать! А как человек откроет для себя прелесть классической музыки, если ему не прививали любовь к ней с самого детства? Есть в душе каждого из нас зона, открытая всему высокому и доброму — открытая правильной музыке. А правильной музыкой я называю ту, что в своем эмоциональном воздействии побуждает человека к самым лучшим поступкам — созиданию, творению. И если так называемая «легкая» музыка может служить ненавязчивым фоном, то классика — никогда. Слушать классику — работа души.

Люди во все времена — одни и те же, они всегда открыты хорошей музыке. А значит, мы должны просвещать в силу своих умений. Не хвалясь, могу сказать, что мы открыли для военных оркестров двери многих концертных залов: Большого зала Московской консерватории, Концертного зала имени Петра Ильича Чайковского, Международного дома музыки. И мы раздаем бесплатные билеты, невзирая на то, что по всем законам коммерции люди будто бы охотнее идут на мероприятия, когда купили билет за свои кровные деньги. Верите ли, я никогда не льстил себя надеждой, что все наши концерты будут проходить при аншлаге, но у нас люди на ступеньках сидят, лишь бы послушать музыку! И как после этого можно говорить, что современный человек не способен воспринимать классику?

Фото: menswork.ru

Мы мечтаем вернуть духовую музыку в парки, к людям. Ведь людям сегодня особенно недостает чего-то настоящего… на работе, в быту, и мы стараемся восполнить эту насущную потребность живой музыкой, красивыми мелодиями. Вот приходит на концерт типично городской человек: слившийся с городом, не мыслящий своей жизни без горячей воды и телевизора, как будто прилипший, присохший к этой комфортной жизни. И вдруг он слышит звуки военного духового оркестра, окунается в другой мир и… оттаивает. Спросите его в эту минуту, о чем он сейчас думает, и он точно скажет: о любви, о детях, о родине, о Боге.

Знаете, я подметил удивительную вещь: духовой оркестр просто не может играть плохую музыку! Даже если музыканты плохонько играют — все равно эта музыка очаровывает, пусть даже некоторые звуки переданы неверно. Это как в природе: одному нравится осень, другому нет: все вянет, слякотно, ноги промокают. Но все равно каждое время года прекрасно! Так же и духовая музыка: сама ее природа, само дыхание ее — чистое, светлое. Наверно, именно в этой плоскости музыка — военная ли или просто классическая — и пересекается с духовной жизнью. И мне очень хочется, чтобы моя работа воспитывала в людях только нравственное.

***

У меня шутка есть такая. Я говорю людям религиозным: «А вы знаете, у меня есть товарищ, который написал кандидатскую диссертацию на тему «Влияние духовой музыки на духовную жизнь духовенства». Это шутка, но конечно, на самом деле, и опять я говорю всегда об этом: техника развивается, но люди-то стремятся куда при урбанизации? Куда они стремятся? На природу. Я всегда сравниваю, посмотри, что в пятницу, что творится будет на дорогах – куда все бегут? В лес, на полянки, на природу.

Вот духовой оркестр – это природа, это живой звук, источаемый оттуда, изнутри. И даже если он играет примитивно, даже пацаны играют, самодеятельный оркестр – вот эти простые мелодии, вот этот примитивизм даже, в каком-то смысле, но подача вот этих звуков, вот этих природных, и опять говорю, на генном уровне заставляет людей слышать. Вокруг – раз, собирается, не хочу говорить, какие-то люди всякие, может быть даже странные, но они собираются, потому что видимо, вот эта наша музыка, она коим-то образом влияет на кору головного мозга. Собираются. Даже если плохенько играют – толпа собирается вокруг духового оркестра.

Фото: gudi1991.ru

О молитве в военном марше

Скажем, марш «Генерал Милорадович». Идею подсказал полковник Бабанко Геннадий Иванович, который во время моей службы в Пушкино был начальник политотдела училища и уже будучи на пенсии написал книгу «Генерал Милорадович», зная, что я пишу музыку, позвонил мне, и говорит: Валер, напиши музыку о генерале Милорадовиче, я тебе дам книгу почитать, а ты под впечатление этой книги напиши марш. И вот прочитав книгу, я понял, что судьба этого генерала совершенно необыкновенная и не просто забытая, но и в понятийном понимании она просто извращенная.

Генерал Милорадович, командуя арьергардом, не позволил противнику в желаемое для него время столкнуться с нашими войсками. Герой войны 1812 года. В 1824 году декабрьское восстание. Сенатская площадь. Как известно, декабристы вывели войска. Милорадович был генерал-губернатором Санкт-Петербурга. Когда он въехал на Сенатскую площадь, войска, узнав его, стали падать ниц. И один из декабристов, бывший поручик Каховский, видя, что сейчас произойдет перелом в восстании, он из дамского пистолета сзади нанес смертельное ранение Милорадовичу, от которого он скончался.

Так вот улица Каховского в Питере есть, а вот улицы Милорадовича нет. Да и вообще фамилия Милорадович возникла после того, как царь вызвал к себе Храбреновича, его предка, и сказал: ты мне очень мил своей храбростью, станешь Милорадовичем. И в этом марше впервые я использовал молитву, причем музыку к этой молитве я написал сам. Такого аналога нет. И если послушать марш внимательно, можно вообразить себе и светскую жизнь Санкт-Петербурга, и молебен перед боем, и возвращение этих русских воинов. Всё это с хором.

***

Кстати сказать, в марше, в нашем российском и советском, это впервые – внедрение молитвы в марш. Это я сделал, исходя из того образа, который мне сулил сам генерал Милорадович, потому что он был безусловно православным, верующим человеком, а коль войска уходят на поле брани, то всегда был молебен. Так вот этот молебен я сделал – я в Евангелии при помощи верующего человека нашел слова, посвященные «нашим воям», и положил на эти слова, как обычно делается, музыку. Вы услышите вот эту молитву в середине марша. А потом Вы услышите победоносное шествие, возвращение под салют наших войск с поля брани, и опять услышите первую часть, опять возвращение к светской жизни. Вот такое в течение, я не знаю, по-моему, пяти или четырех с половиной минут, перед Вами пронесется жизнь как бы этого генерала славного Милорадовича. Вот это марш, это русский марш, я его написал. В нем ничего нет такого предосудительного, касаемого, как говорят, извините за выражение, сапога – такого нет. Это очень такой светский, очень красивый, мне кажется, марш. Его, кстати сказать, многие дирижеры полюбили и часто исполняют, хотя он трудный для исполнения.

Марш «Генерал Милорадович» (автор Валерий Халилов)

https://www.pravmir.ru/wp-content/uploads/2016/12/Valeriy-Halilov-Marsh-General-Miloradovich.mp3

О военных музыкантах России

Наша страна — единственная, где существует отлаженная система подготовки военных дирижеров. За границей ими становятся люди, уже имеющие высшее музыкальное образование и прошедшие аттестацию по физической подготовке. А у нас армия сама выращивает себе музыкантов. Сначала среднее образование — Московское военно-музыкальное училище принимает девятиклассников, после окончания учебы они могут поступать в Институт военных дирижеров на базе Военного университета Минобороны. Такая система обучения и воспитания дает специалиста, знакомого с армейской жизнью изнутри. Приходя в оркестр лейтенантом, он уже знает, что и как делать. Это положительно сказывается на мастерстве наших оркестров. К примеру, во время парада на Красной площади 1000 военных музыкантов наизусть играют около 40 композиций. Иностранцы удивляются синхронности и красоте исполнения.

По материалам: Фома, Московский комсомолец, газета «Культура», радио «Вера»

Интервью с Валерием Халиловым на телеканале «Спас»

Валерий Халилов в гостях передачи «Церковь и мир»

Церковь и мир с митрополитом Иларионом ЭФИР ОТ 27.06.2015 от Церковь и мир с митрополитом Иларионом на Rutube.

Халилов Валерий Михайлович — начальник ансамбля — художественный руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В.Александрова, народный артист Российской Федерации, генерал-лейтенант

Родился в семье военного дирижёра. Музыкой начал заниматься в четырехлетнем возрасте. Окончил Московскую военно-музыкальную школу (ныне – Московское военно-музыкальное училище) и Военно-дирижёрский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. По окончании обучения был назначен военным дирижёром оркестра Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО.

После того, как оркестр под управлением Валерия Халилова занял I место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа (1980) – стал преподавателем кафедры дирижирования Военно-дирижёрского факультета при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

В 1984 году Валерий Халилов переведён в орган управления военно-оркестровой службы Министерства обороны СССР, где служил в качестве офицера военно-оркестровой службы, старшего офицера и заместителя начальника военно-оркестровой службы.

С 2002 года по 2016 год Валерий Халилов – начальник военно-оркестровой службы Вооружённых Сил Российской Федерации – главный военный дирижёр.

В апреле 2016 года приказом Министра обороны Российской Федерации Валерий Халилов назначен на должность Начальника ансамбля – художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А.В. Александрова.

Валерий Халилов – музыкальный руководитель таких международных военно-музыкальных фестивалей как «Спасская башня» (г. Москва), «Амурские волны» (г. Хабаровск), «Марш столетия» (г. Тамбов) и Международный военно-музыкальный фестиваль в Южно-Сахалинске.

Валерий Халилов – член Союза композиторов России. Его творчество как композитора, в основном, связано с жанрами духовой оркестровой, хоровой, вокальной и камерно–инструментальной музыки.

Гастролировал с ведущими оркестрами Вооружённых Сил Российской Федерации в Австрии, Бельгии, Венгрии, Германии, КНДР, Ливане, Монголии, Польше, США, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции.

Трагически погиб 25 декабря 2016 г. в результате авиационной катастрофы самолета Ту-154 RA-85572 Министерства обороны России, направлявшегося из аэропорта Адлер в Сирию.

www.pravmir.ru

Халилов Валерий Михайлович

Главный военный дирижер.Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ.Художественный руководитель Академического ансамбля

песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

Валерий Халилов родился 30 января 1952 года в городе Термез, Республика Узбекистан. Вырос в семье военного дирижера. В четыре года начал сочинять музыку. С 11 лет стал воспитанником военно-музыкального училища в городе Москва. С 1970 по 1975 года обучался на военно-дирижерском факультете при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского в классе профессора Г.П. Алявдина.

     Его первым местом службы, в качестве дирижера, стал оркестр Пушкинского высшего военного командного училища радиоэлектроники ПВО. В 1980 году оркестр под управлением Халилова занял первое место на конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа. В 1981 году Халилов перевели преподавателем на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. В 1984 году перешел в управление военно-оркестровой службы ВС СССР.

     С 2002 по 2016 года Халилов занимал пост Начальника военно-оркестровой службы Российской Федерации и Главного военного дирижера. В этой должности неоднократно выступал в качестве дирижера сводного военного оркестра, принимавшего участие в Парадах, посвященных Дню Победы на Красной площади. Позднее вошел в состав попечительского совета «Академии праздничной культуры».

     В декабре 2006 года получил звание генерал-майора. В 2010 году удостоен звания генерал-лейтенанта. Состоял в Союзе композиторов России. 

     Валерия Халилова в апреле 2016 года назначили на должность Начальника ансамбля - художественного руководителя Академического ансамбля песни и пляски Российской Армии имени А. В. Александрова.

     Халилов выступал организатором многих праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали как военные духовые оркестры России, так и коллективы из многих стран мира. Среди этих мероприятий были такие международные военно-музыкальные фестивали, как «Кремлевская зоря» и «Спасская башня». Являлся музыкальным руководитель международных военно-музыкальных фестивалей «Спасская башня», «Амурские волны» в городе Хабаровск, «Марш столетия», Международного военно-музыкального фестиваль в городе Южно-Сахалинск.

     Гастролировал с ведущими оркестрами Вооруженных Сил Российской Федерации в Австрии, Швеции, США, Венгрии, Германии, КНДР, Монголии, Польше, Финляндии, Франции, Швейцарии, Бельгии. Перу Халилова принадлежат произведения для духового оркестра: «Адажио», «Элегия», марши - «Кадет», «Молодежный», «Рында», «Улан», романсы и песни. 

     Валерий Михайлович Халилов погиб 25 декабря 2016 года в авиационной катастрофе самолета Минобороны России в городе Сочи, направлявшегося в Сирию. Всего погибло 92 человека, в том числе 64 артиста возглавляемого им ансамбля имени Александрова, почти весь хор и часть музыкантов оркестра - баянисты и балалаечники.

     За заслуги в профессиональной деятельности удостоен Почетного звания «Народный артист Российской Федерации». Награжден орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, орденом Почета, медалями СССР и России. Лауреат премии Министерства обороны Российской Федерации в области культуры и искусства в номинации «Музыкальное искусство».

25.12.2016

ruspekh.ru

«А пойдемте с нами кашу гречневую есть!» Памяти Валерия Халилова

В жизни генерал-лейтенанта Валерия Халилова соединились две, казалось бы, противоположные жизни. Как главный военный дирижер страны он блистал на Парадах Победы, руководил оркестром из тысячи человек во время международного фестиваля духовой музыки “Спасская башня” — военный музыкант был его основателем. А после уезжал в родную деревню во Владимирскую область: ходил в лес за земляникой, собирал всех соседей за одним столом, ухаживал за молитвенным столбом возле главной дороги.

Для него было естественным после общения со звездами мировой сцены есть со зрителями гречневую кашу на полевой кухне. Валерий Халилов погиб 25 декабря 2016 года в той страшной авиакатастрофе самолета Ту-154, который летел в Сирию. Прошел год. Правмир вспоминает великого дирижера и музыканта.

Любимый анекдот Халилова:

К дирижеру садится ангел на плечо и спрашивает: — У меня две новости для тебя, одна хорошая, другая плохая. С какой начать? — С хорошей. — Когда уйдешь в мир иной, ты будешь дирижером ангельского хора. — Так, а какая плохая? — Первая репетиция уже завтра.

На следующий день братья созвониться не успели

23 декабря в восемь вечера Валерий Халилов позвонил младшему брату — полковнику и композитору Александру Халилову: — Шурик! Ну как дела? А мы с Олей едем из Икеи, стол купили такой классный!

В этот момент Александр делал аранжировку к песне «Есть только миг» и остановился на строке «…за него и держись».

— Ты там песню «Дорогая сядем рядом» сделал? – продолжил старший Халилов. Он давно хотел добавить ее в репертуар ансамбля Александрова. И с улыбкой протянул: – Ну, Сань, ты же можешь.

— Сделаю, Валера, сделаю, — рассмеялся Александр. Он всегда был главным аранжировщиком композиций брата.

  На следующий день они созвониться не успели. А 25 декабря в 8 утра у Халилова-младшего раздался звонок друга:

— Саша, Валера улетел?

— Да. А что случилось?

— Самолет с радаров пропал…

— Я сразу приник к телевизору, — рассказывает Александр. — И около 10 утра пошли известия, что на борту был начальник ансамбля… И тут я понял, что уже все… Дальше говорить тяжело…

Валерий и Александр Халиловы

После смерти брата в кабинете Александра в Институте военных дирижеров  при Военном университете Минобороны не осталось пустого места. На стенах – фотографии Валерия в детстве, на параде, на Спасской башне, афиши вечеров памяти, вырезки из газет со статьями.

На полку Александр Халилов поставил любимую деревянную фигурку из кабинета Валерия Михайловича – два попугая на ветке: трогаешь одного, и оба начинают отбивать клювом ритм. Когда Александр Халилов с сыном Михаилом, тоже военным дирижером, приходили в гости к Валерию Михайловичу, он шутил: «О, два дятла пришли!». И начинали разговаривать.

Валерий Халилов в служебном кабинете.

Фотография трех музыкантов Халиловых с церемонии чествования военных династий теперь тоже висит над столом. А во весь экран компьютера – фотография Валерия Михайловича – в своем кабинете он разговаривает по телефону.

“Я воспитывался в раю деревенском”

Младший брат вспоминает, что в доме постоянно звучала музыка. Как раз, когда он родился, старшего, четырехлетнего Валеру, уже посадили за фортепьяно. Спустя год с бабочкой на шее будущий генерал-лейтенант играл «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». Отец, военный дирижер Михаил, тогда понял – династия продолжится.

Дирижер Михаил Халилов с детьми

Они жили в казахстанском Джамбуле, отец руководил городским военным оркестром, на концерты которого шли толпы — и в филармонию, и в парки. Днем вместе с ребятами Валера носился по городу босиком, ловили пескарей в каналах для орошения полей, а вечером бежал на концерт.

«Июльский вечер, светят фонари,  летают майские жуки и звучит музыка военного духового оркестра, а под нее танцуют пары, — будет вспоминать Валерий потом. — Сейчас это может выглядеть архаично, а тогда такой была среда обитания людей». 

Мама Клавдия очень любила фокстрот «Цветущий Май», и когда он звучал по радио, отец медленно шагал по комнате и дирижировал. А Валера с младшим братом Сашей и старшей сестрой Лилей, замерев, следили за движением его рук – оба брата потом стали музыкантами.

Александр вспоминает, как однажды в выходной отец взял служебный военный грузовик ЗИЛ-157, посадил сыновей на кузов, и они поехали в степи – собирать тюльпаны. После концертов Валерию будут дарить десятки букетов, но любимыми все равно останутся и тюльпаны и полевые васильки из родной деревни. Свое детство Халиловы провели там — в деревне Новинки Владимирской области, у бабушки и прабабушки по материнской линии.

Отец служил в Джамбуле, но мама с детьми периодически приезжала домой. В один из таких приездов Валерия крестили: как он с улыбкой вспоминал, посадили в тазик с холодной водой, а когда священник наклонился, то будущий дирижер вцепился ему в бороду. О деревенской жизни он вспоминал, как о самом большом счастье:  

— Я воспитывался в таком раю деревенском: запахи, птицы, поля, луга потрясающие, речушка рядом с домом прямо течет с серебряной водой. Пескари, мы из этой реки… Я не бегал никогда в деревню, все время были на реке, мы никогда не ходили пить воду из колодца. Мы пили из реки воду. Это точно. Рукой ловили пескарей, потом этих пескарей жарили сами. У меня вот эта русскость, она заложена вот этой деревней.

“Мы заходили в столовую училища и поплакивали”

В 1965 году у отца обнаружили опухоль мозга. Вся семья демобилизовалась в Москву, в однушку площадью 28 квадратных метров на станции метро Октябрьская. Валера учился в музыкальной школе на Якиманке, гулял в парке Горького и слушал вальсы и симфонии. А в 11 лет поступил в Московское военно-музыкальное училище. Конкурс — 50 человек на место, лимит — 30 мальчиков со всего СССР. Халилов прошел.

Началась жизнь строго по уставу: подъём в 07:15, отбой в 22:15.

— Надели погоны, поставили в строй, подстригли наголо – так мы ходили три года. Оторвали от родителей, домашнего уюта, разместили в казарме. Было тягостно и тоскливо, — будет вспоминать потом Валерий Халилов. – За серебряным бором располагались храм недействующий, где была столовая.  Мы с Сашей Магаем в эту столовую заходили и поплакивали. Ну, тяжело было на самом деле. Хотелось домой.

Учеба

Младший брат, поступивший туда же спустя четыре года, подтверждает, что было тяжело. Когда мама уезжала, и он начинал реветь. Кроме того, оба брата были небольшого роста. Старшекурсники добродушно подшучивали: когда младшие играли в раздевалке в жмурки, брали их и за ремни на брюках подвешивали на вешалку и убегали. После звонка завуч приходил и снимал. «Мы никогда, конечно, не говорили, кто это сделал», — рассказывал Валерий Михайлович.

На выходные домой Валера почти всегда приезжал с друзьями – в одной спальне размещались родители, бабушка, сестра с братом Сашей, четыре курсанта и пудель Пушок. “Дом сразу наполнялся специфическим «военным» ароматом – смесь казармы, кожи, гуталина”, так запомнил те дни Александр. Спали на полу, мама на всех варила кастрюлю макарон с сосисками, сидели и обсуждали учебные будни.

Курсанты

Три курсанта – Игорь Игнатов, Владимир Царев, Илья Паникаров – на всю жизнь останутся лучшими друзьями Валерия. А училище теперь носит его имя.

— Требовательность к себе – прежде всего. Дисциплина времени, дисциплина внутреннего содержания. Только тогда можно прийти к определенному успеху в своей жизни. Ну и конечно цель, к чему стремиться, — говорил об учебе дирижер. — Ничто не достигается легким путем. Если цель достигнута легким путем, значит, будьте осторожны, что-то здесь не так, мне так кажется.

«Мы этого дирижера за уши вытянем»

Дальше – военно-дирижерский факультет при Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского. На поступлении комиссия попросила курсантов выстроиться – по росту Валерий оказался самым низким – всего 156 сантиметров.

Начальник факультета удивился и с улыбкой обронил: «Зачем такой дирижер нужен? Ему все время будет нужна большая подставка». На что будущий начальник курса ответил: «Ничего, мы его за уши вытянем». Через год после летних каникул Валерий шел по коридору консерватории, прошел, поздоровавшись, мимо преподавателя, кларнетиста Авангарда Федотова и вдруг в спину ему полетел удивленный возглас: «Халилов, это ты?!» — «Я, Авангард Алексеевич! Вырос!»

Юный дирижер Халилов

Первые три года студенты опять жили в казарме. Потом Валерия Михайловича спрашивали: «А как можно заниматься творчеством в казарме? Не заглушает ли она талант?».

— Талант и творчество не зависит от окружающей среды. Или есть, или нет, — объяснял дирижер. — Люди могут писать музыку, сочинять стихи в любой ситуации. Пушкин в карете, например, сочинял. Удобно было? Наверное, нет. То же самое делал Лист, сочинял музыку и играл, брал с собой стан пианино, тренировался. То есть, я думаю, что это зависит от мышления, просто от сознания, что ты можешь, что умеешь. В этом и есть творчество. В любой ситуации, что называется.

«Я всем говорю: я начинал с села». — “С какого?” — “С Царского!»

После третьего курса курсант Халилов встретил свою будущую жену. Но сначала на отдыхе в Гаграх познакомились их мамы. «А ко мне сейчас две дочери приезжают из Киева», — сказала будущая теща Ирина Анатольевна. «А ко мне два сына из Москвы», — ответила Клавдия Николаевна». Решили познакомить.

«Меня пригласили в дом новых знакомых, там оказался рояль. Я, естественно, сел за него. Рояль – инструмент чувственный, так что я сразу всех покорил. Еще бы: не просто курсант — как играет! — будет рассказывать потом Валерий Михайлович.

Разъехались, начали переписываться. Наталья училась в инженерно-строительном институте.  На зимние каникулы с сестрой приехали в Москву. Валерий показывал музеи и театры. В 1974 году они поженились.

Свадьба Валерия и Натальи

Еще через год Валерий со званием лейтенанта окончил консерваторию. Его распределили в город Пушкин под Петербургом — руководить оркестром Пушкинского высшего училища противовоздушной обороны.

Августовским вечером с двумя чемоданами Валерий и Наталья приехали В Петербург, переночевали у знакомых, а утром на электричке отправились в путь. «Я всем говорю: я начинал с села». “С какого?” — “С Царского!» — шутил дирижер. Служебную квартиру им дали только через год, а пока они разместились в комнате в общежитии. Чуть позже из роддома туда привезут и первую дочку Олю.

А тогда сразу после приезда Халиловы бросили чемоданы и пошли гулять по бульвару к екатерининскому саду, увидели царский дворец. «Грудь всколыхнулась от этой невиданной красоты, и попав в лоно такой архитектурной чудесности, любой человек, мне кажется, воспылал бы интересом к истории и окружающей среде», — скажет потом дирижер.

Халилов начал изучать архитектуру города, обошел его весь. Директор Павловского дворца попросила написать музыку на стихотворение «Все мне видится Павловск холмистый» Анны Ахматовой. Лейтенант попробовал – получился романс. Оркестр исполнил его на 200-летие дворца. С того момента Халилов стал расти как композитор. Его называли «последним из могикан»: военную музыку, в частности марши, уже почти никто не писал.

— Мне больно слышать, когда говорят, что исполнение маршей – это шаг к милитаризации всей страны”, — дирижер потом признавался, что да, есть такие марши, которые “вызывают ощущение шествия какого-то железного, моторного чудовища на тебя. Но никакой лирики, никакой душевной потребности они не несут в себе.” И советовал слушать музыку: она о себе все скажет.

Самым сложным маршем композитора Халилова считается “Марш генерала Милорадовича”, посвященный герою войны 1812 года. Валерий Михайлович положил музыку на слова молитвы, причем не изменил в ней ни одного слова. Всего он написал 20 маршей.

“Он мог подойти к дворнику на улице и поговорить”

В 1981 году оркестр под управлением Халилова занял первое место в конкурсе военных оркестров Ленинградского военного округа, и Валерий уже в звании капитана был назначен преподавателем военно-дирижерского факультета при Московской консерватории. Переехали в Москву, получили малогабаритную трешку на Тимирязевской, в которой семья живет до сих пор. Родилась вторая дочка Маша.

Молодая семья

Через три года – новое назначение: Халилова перевели в военно-оркестровую службу Вооруженных сил Советского Союза. Стал офицером. 1990-е встретил уже заместителем начальника. Менялась власть в стране и в министерстве, четыре года – с 1991 по 1995 — не было парадов на 9 мая, закрылись многие духовые отделения и единственная музыкальная фабрика инструментов. «Были годы приснопамятные, когда на закупку музыкальных инструментов практически не выделялось ничего. Даже на ремонт музыкальных инструментов приходилось искать крохи», — будет вспоминать об этом времени Халилов.

Первый парад после перерыва начали готовить за полгода. Валерий Михайлович собрал дирижеров всех оркестров, чтобы смотреть репертуар.

— Помню, как стоял в очереди и мандражировал, — рассказывает Правмиру подполковник Игорь Шевернев, тогда он руководил оркестром Ракетной академии. — Но Валерий Михайлович похвалил.

Через десять лет Халилов – уже начальник военно-оркестровой службы ВС, главный военный дирижёр — пригласил Шевернева стать своим замом — главным инспектором.

— Однажды во время репетиции я ослушался, на что Валерий Михайлович ответил жестко: «Шевернев! Будешь начальником, будешь командовать!». Но у него было хорошее качество – быстро отходил, — вспоминает подполковник. — То есть с одной стороны, был требовательным, а с другой — очень открытым человеком. Мне кажется, каждый человек для него был целой планетой, он мог подойти к дворнику на улице и поговорить. Такой нерафинированный человек, несерийный.

Их кабинеты находились напротив друг друга, и когда Валерий Михайлович писал мелодию, часто звал: «Игорь, посмотри, какую ноту лучше взять?». С коллегами Валерий Халилов старался поддерживать неформальные отношения: звал их на дачу в родные Новинки, вместе накрывали стол, пели под гитару. В один из приездов Игорь неудачно захлопнул багажник и повредил сустав, и Валерий Михайлович несколько раз за вечер повторил,чтобы тот в понедельник утром обязательно сходил на рентген.

Дом Халиловых в Новинках

— Мне кажется, он хотел, чтобы человек раскрывался. Тогда служебные дела будут по-другому решаться, наверное. И если на работе он мог быть жестким, то дома – душа нараспашку, — делится Игорь. — Он часто рассказывал нам свой любимый анекдот: “К дирижеру садится ангел на плечо и спрашивает: у меня две новости для тебя, одна хорошая, другая плохая. С какой начать?” — “С хорошей”. — “Когда уйдешь в мир иной, ты будешь дирижером ангельского хора”. — “Так, а какая плохая?” — “А первая репетиция уже завтра”.

Военный оркестр — связующее звено между армией и народом

Приступив в 2002 году к новой должности начальника военно-оркестровой службы Вооруженных сил, Валерий Халилов отправился инспектировать оркестры по всей стране, а их больше двухсот. Слушал репертуар, проверял квалификацию дирижеров.

— Нужно сделать так, чтобы у того, кто сидит в зале или стоит на плацу, наше выступление осталось в памяти как одно из лучших воспоминаний в его жизни. В первую очередь хотелось бы, чтобы ряды военных музыкантов пополнялись квалифицированными кадрами, — говорил он.

Первый раз 9 мая по Красной площади Валерий — тогда еще курсант училища — прошел 1967 году в роте барабанщиков, был направляющим. С 2002 по 2016 год как главный военный дирижер Халилов провел 14 парадов. На Красную площадь выходил сводный хор из тысячи человек, а Валерий Николаевич дирижировал. Для большинства зрителей так и остается загадкой, как он умудрялся это делать.  

Фото: www.classicalmusicnews.ru

Говорят, что в те годы у оркестра Минобороны и появилась народная популярность. Он стал не только выполнять свои традиционные задачи — сопровождать разные воинские ритуалы, но и исполнять академическую музыку для широкой публики.

— Когда я был назначен на должность, сначала не знал, чем занять коллектив вне строя. А несколько лет спустя уже не знаю, как отбиться от постоянных предложений выступить, — признавался Валерий Михайлович и добавлял, что его задача как военного музыканта — популяризация жанра духовой музыки.

Так, он организовал военно-музыкальные фестивали в Хабаровске, Тамбове, Южно-Сахалинске, Воронеже, Севастополе, гастролировал по разным странам.

— Военный оркестр духовой заменить нечем, — объяснял Валерий Халилов. — Ему подвластны любые жанры – марша, вальса, увертюры, симфонии, оперы. К сожалению, многие любители музыки не знают возможности оркестра, потому что он не звучит. А раньше оркестр заменял филармонию.

Военный оркестр он называл «связующим звеном между армией и народом», а саму духовую музыку – «экологически чистым жанром» и “музыкальным символом страны наряду с гимном и гербом”: звуки не подлежат модернизации, это классика, причем оркестр играет ее при любых метеорологических условиях. И говорил: “Я считаю, что мы, военные музыканты, своим искусством очень много делаем для того, чтобы и воодушевлять, и одухотворять”.

Главным же творческим проектом Валерия Халилова стал Международный фестиваль военных оркестров «Спасская башня». Прошло несколько лет и август в Москве не представим без парадных дефиле и шоу от оркестров из разных уголков земли.  

Незадолго до катастрофы Валерий Михайлович как художественный руководитель фестиваля признавался: “В принципе мы все отдали на откуп музыке и старались подбирать репертуар таким образом, чтобы оркестры имели произведения более оптимистические, настроенческие, веселые. Это фестиваль-настроение”. За 4 месяца до его гибели на “Спасской башне” появилась светомузыка и проекция картин на храм Василия Блаженного под “Вальс цветов”.

—  Это все неуемное творчество, и оно интересно всем. Валера был патриотом до корней волос, любил родную землю. И все что происходило вокруг, его очень сильно беспокоило и за все очень переживал, как и нормальный адекватный человек, — рассказывает Александр Халилов. — И он понимал, что сблизить страны можно через музыку, и на самом деле это так. Некоторые говорили, что «музыка делает больше, чем дипломаты». В санкционные годы было очень сложно, некоторые отказывались от участия, но он относился с пониманием. Понимал, что все преходящее, а музыка вечна.

Коллеги вспоминают: однажды после концерта к Валерию Михайловичу подошла женщина – благодарила за музыку. А он предложил в ответ: «А пойдемте с нами кашу гречневую есть!» И провел без пропуска к полевой кухне.

“Все проблемы с работы несешь домой, а жена терпеливо слушает”

-А вообще его любимой кашей была рисовая. Мама часто готовила ее на завтрак. Папа был очень прост в еде, не любил приправ, — рассказывает младшая дочь Мария.

С двумя дочками Халилов проводил время так: играли в “Казаки-разбойники”, “12 палочек”, “Вышибалы”. Валерий Михайлович часто брал гитару и напевал “Дорогая, сядем рядом” и «Крутится-вертится шар голубой». Отдыхали Халиловы в деревне: строили шалаши, рыбачили, ходили в лес за ягодами и грибами, он очень любил землянику, а когда проходил мимо полевых цветов, восхищался: “Посмотрите, какие цветочки!”.

Семью он считал главным в жизни, и в одном из интервью говорил:

— Семья должна быть образцом, потому что все [там] зарождается, вся дальнейшая жизнь — это, конечно, в семье. Так и должно быть. А потом уже появляются другие моменты, связанные с образовательной деятельностью, с окружающими тебя людьми. Мне повезло сразу: столько лет женщина со мной живет, не бросила ни из-за моей ненормированной службы, ни из-за сложного характера. Я ведь капризный, требовательный. Все проблемы с работы несешь домой. А жена терпеливо слушает и все твои эмоции берет на себя. И весь дом, дети, внуки – все на ней, а мы на всем готовеньком.

Однажды из командировки Валерий Михайлович привез трем внукам военную форму с их именами и объяснял мальчишкам, как важно заботиться о единственной сестренке.

— И нас с сестрой, и внуков папа учил игре на фортепиано, строевому шагу, вместе ставили какие-то спектакли, сценки, всегда пели. Он всегда говорил, что добиваться всего нужно самому и считал, что оценки “3” и “4” получают только дураки — надо либо “2”, либо “5”, — вспоминает Мария. — Еще он любил собирать деревянные фигурки, у нас дома есть целая коллекция солдатиков-музыкантов, такой музей сувениров.

Когда два старших внука ушли из музыкальной школы, главный военный дирижер отреагировал спокойно: “Не хотят и не надо, если способность есть она будет проявляться”. Третий внук все-таки зацепился за музыку и стал учиться на кларнетиста — как когда-то и Валерий Михайлович.

— Конечно, мы ходили с ним на концерты, но на парадах были только на генеральных репетициях. Наверное, папе было неудобно просить билеты, — продолжает Мария. — Он всегда отправлял нас домой, если после концертов был какой-то фуршет, говорил: Не надо вам сюда”. Папа был очень скромным человеком.

— Он нас держал в ежовых рукавицах скромности, — с легкой улыбкой добавляет Александр Халилов. — Я даже не знал, что у него столько наград.

“Не понимаю, как можно не любить Церковь”

“Землей обетованной” для Валерия Халилова была его родная деревня Новинки, откуда родом его прабабушка, бабушка и мама. Туда все Халиловы отправлялись при любом удобном случае, там же проводили отпуска, а еще каждый год отдыхали в Гаграх. В деревне построили дом, посадили сад, по выходным кололи дрова и топили баню. В последнее лето своей жизни Валерий Михайлович посадил клумбу с лилиями.

В Новинках еще до революции появилась традиция: каждый год 28 июля – в день памяти святых мучеников Кирика и Иулитты, которые считаются покровителями деревни, — все жители собираются за одним столом, достают соленья – грибы, помидоры, огурцы, поют, общаются – как говорится, гуляет вся деревня. Со временем в деревне стали появляться новые жители, заборы начали расти. Тогда Валерий Халилов решил возродить традицию – 28 июля на большой поляне возле главной дороги вновь появились столы.

Деревня в день памяти святых Кирика и Иулиты

Еще он решил построить молельный столб на въезде в деревню и увлек этой затеей всех соседей. Внутрь креста положили список жителей деревни. Потом вместе с женой Валерий Михайлович ходил ко кресту и ухаживал за ним.

— Вот эти пироги из печки, вот эти вот грозы. Я несколько раз видел шаровые молнии, прямо трещали передо мной. Вот эти стада, вот этот запах после того, как стадо пройдет – это все настолько будоражило воображение, и сейчас, когда вот этот запах удается найти где-то, сразу раз – туда пропадаешь, в это прошлое. Вот это цветущее, запашное. Это потрясающе. Вот это, наверное. Вот это все подвигло меня к вере в Бога, — рассказывал Валерий Михайлович.

Он вспоминал, что бабушка была верующая и часто говорила: “Внучек, не нами заведено, не нам и отменять”. Может быть, поэтому православие и церковная жизнь казались Халилову чем-то совершенно органичным, неизменным и правильным:

— Деревянная часовенка, что стояла в нашей деревне, была разрушена, и по праздникам все бабушки ходили в монастырскую церковь в соседнее село. Я ходил вместе с ними, и я все помню, хотя и был маленький: леса наши сказочные, владимирские… поляны земляничные, маковки церквушек. Даже сама русская природа завораживает, а вот как можно не любить Церковь хотя бы как часть русской духовной культуры — я и вовсе не понимаю!

Близкие коллеги Халилова рассказывают, что перед ответственным мероприятиям он обычно заходил в храм святителя Николая в пяти минутах ходьбы от университета, а потом ехал выступать.

Он остался в статусе «действующий» военный

  В апреле 2016 года Халилов стал художественным руководителем Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. А.В. Александрова — на новую должность его назначили по приказу министра обороны Сергея Шойгу.

— Он очень сомневался, — делится брат Александр. — Сидел на стуле передо мной и говорил: «Сань, ну что делать?» Он же всю жизнь посвятил военно-оркестровой службе, а в ансамбле другая техника дирижирования. Говорю ему: «Какой бы ты ни был семь пядей во лбу, через год тебе все равно придется увольняться по возрасту. 65 лет же предел. Зато поднимешь ансамбль».

Так и случилось: через четыре месяца ансамбль впервые в истории дал первый концерт в Большом зале консерватории, а следом – в Большом театре.

Фото: Вечерняя Москва

21-го декабря 2016 года Валерий Халилов еще играл в минифутбол вместе с коллегами по службе — он считал, что дирижер должен быть образцом не только музыкального вкуса, но и выправки. Утром 23 декабря, за два дня до полета в Сирию, приехал в университет поздравить приятеля с Днем рождения — подарил ему фонарь с множеством опций. “Обычно руку пожимал, а тут вдруг обнял, как будто пришел попрощаться”, — вспоминают коллеги.

30 января — в день рождения дирижера — его дочь Мария написала у себя в фейсбуке:

“Сегодня Халилову Валерию Михайловичу, моему ПАПЕ — 65 лет. Это предельный возраст службы в Армии для генерала — лейтенанта. Эту дату мы ждали с некоторым волнением, потому что человек, посвятивший всю жизнь любимому делу — службе в Армии (с 11 лет) , подходит к черте, которая, меняет, с одной стороны, всего лишь два слова с «действующий», на «в отставке», с другой стороны несет в себе психологическую нагрузку, переводя активного, здорового, крепкого человека в новый статус » военный пенсионер».

Говоря с папой об этой дате, а поводов для этого было много, в глазах и в словах была уловимая грусть. Он не знал куда ему двигаться. Говорил, что будет жить в деревне и отдыхать в родных местах на Черном море. Но для столь творческого, энергичного, общественного и, не побоюсь этого слова, популярного человека просто «отдыхать» было бы трудно. Он бы не смог. Наверное, поэтому он ушел, не дожив до спокойного возраста и остался в статусе «действующий» военный, молодой и признанный всеми!!!

Папа подарил мне 34 года счастья. Кроме успехов карьерных, папа создал и хранил семейные ценности с таким же творческим подходом, как он творил и все остальное. Родители научили нас главному — радоваться мелочам. Папа научил любить и ценить природу. Земляника, васильки, сирень, запахи полыни, запах сена, грибы, роса, деревья и многое другое — это то, что делало его счастливым и наполняло энергией. И это то, что он передавал нам”.

Останки дирижера по его завещанию погребли возле храма Архангела Михаила в Киржачском районе — Валерий Халилов очень его любил, часто посещал и жертвовал деньги на восстановление. Похоронили со всеми воинскими почестями: под звуки оркестра и залпы салюта. Звучало его “Адажио”, которое Валерий Михайлович написал в 2006 году, и с того момента оно стало обязательным для траурных церемоний. Среди провожающих была и незнакомая женщина, которую дирижер однажды пригласил на гречневую кашу.

В марте в Московской филармонии прошел большой концерт памяти Валерия Халилова — его готовил к юбилею сам Валерий Михайлович, подбирал репертуар, договаривался с музыкантами. И программа почти не поменялась — только добавили памятные слова. В качестве названия взяли строку из песни “Любить всю жизнь” на стихи Александра Савицкого, ее композитором был Валерий Халилов.

Коллеги рассказывают: летом во время выступления оркестра в Тамбове на фестивале, который организовал Валерий Михайлович, вдруг появилась двойная радуга. Радугу заметили и во время “Спасской Башни”, а следом — в Хабаровске. Один из маршей Халилова так и называется — “Радуга”. Коллеги рассказывают: “Хотите верьте, хотите нет, но мы тогда подумали, что да, Валерий Михайлович с нами”.

www.pravmir.ru

Валерий Халилов: краткая биография, личная жизнь, семья

Многих россиян потрясла неожиданная новость о трагической гибели самолета Ту-154, которая произошла 25 декабря 2016 года. На борту было много известных людей, в том числе и Валерий Халилов – руководитель Академического ансамбля песни и пляски Российской армии им. Александрова. Он вместе со своим коллективом летел в Хмеймим, чтобы принять участие в новогодних мероприятиях. Весь состав трагически (91 человек, в том числе 64 артиста) погиб в небе над Сочи. Памяти Валерия Халилова – бессменного руководителя этого заслуженного ансамбля - и посвящена данная статья. Она расскажет о человеке, который всю свою жизнь служил музыке.

Валерий Халилов: биография

Художественный руководитель известного во всем мире ансамбля имени Александрова родился 30 января 1952 года в небольшом городке Термез в Узбекистане. Его отец тоже был военным дирижером. Музыкой мальчик стал заниматься с четырехлетнего возраста. С одиннадцати лет Валерий Халилов начал учиться в Московской военной музыкальной школе. Вначале он поступил на класс кларнета к педагогу Е. Егорову, а затем – на фортепьяно к Т. Соколовой. Именно это учебное заведение заложило в юношу ту музыкальную основу, которая помогла ему впоследствии стать военным дирижером.

С 1970-го по 1975-й год будущий руководитель целого музыкального коллектива обучался в Московской гос. консерватории на военно-дирижёрском факультете в классе профессора Г. П. Алявдина.

Работа

Первым местом его службы стало Пушкинское высшее командное училище, специализирующееся на радиоэлектронике ПВО. Здесь Валерий Халилов руководил оркестром. В 1980-м коллектив, дирижером которого он являлся, занял первое место на конкурсе Ленинградского военного округа.

Спустя год Валерий Халилов переходит на преподавательскую работу на кафедру военно-дирижерского факультета консерватории им. П. Чайковского. В 1984-м его перевели в распоряжение ВС СССР - в управление военно-оркестровой службы. Здесь он дослужился до заместителя начальника военно-оркестрового подразделения.

С 2002 по 2016 годы Валерий Халилов являлся начальником военно-оркестровой службы страны — Главным военным дирижером России. Будучи на этой должности, он неоднократно выступал в парадах на Красной площади, посвященных Дню Победы в качестве руководителя сводного оркестра. В мае 2015-го года дирижер стал членом попечительского совета общественной региональной организации «Академия праздничной культуры».

В ансамбле

Именно Валерий Халилов является автором таких известных произведений, написанных для духового оркестра, как «Элегия» и «Адажио», а также маршей «Кадет», «Улан», «Молодёжный», «Рында» и т. д. Ему принадлежит множество песен и романсов. Но самое главное событие в жизни Халилова, которое многие сегодня называют судьбоносным, произошло в апреле 2016 года. Именно тогда Валерия Михайловича назначили на должность художественного руководителя и начальника ансамбля песни и пляски Российской армии им. А. Александрова. С коллективом, с которым он проработал почти полтора года, дирижер и находился на борту злополучного самолета.

Валерий Халилов, фото которого часто можно было видеть на первых полосах газет, выступал организатором праздничных театрализованных мероприятий, в которых участвовали духовые оркестры нашей страны и зарубежные коллективы. В их числе такие международные фестивали, как «Спасская башня» и «Кремлёвская зоря», «Амурские волны», проходящий в Хабаровске, «Марш столетия» и т. д. Он много гастролировал. Его ансамбль выступал в США, Австрии, КНДР, Швеции, Венгрии, Швейцарии, Польше, Германии, Монголии, Франции, Финляндии, Бельгии.

Семья

Со своей супругой Валерий Михайлович Халилов познакомился в Гагре, еще когда был самым обычным солдатом. Он покорил молоденькую красавицу Наталью своим невероятным умением играть на нескольких музыкальных инструментах. Именно благодаря тому, что жена Валерия Халилова родом из Абхазии, его жизнь оказалась тесно связана с этим местом. Супруги мечтали построить небольшой дом рядом с отцовским участком Натальи. И им это удалось.

Как вспоминают соседи по Гагре, в частности Анзор Кококсерия - депутат Абхазии, Халиловы очень любили республику. Они при первой же возможности прилетали сюда, чтобы хотя бы несколько дней пожить в своем домике. Так получилось, что Валерий Михайлович по своему мировоззрению оказался очень близок к кавказскому народу. Он глубоко уважал традиции и культуру этой страны.

Когда Халиловы приезжали в Абхазию, то основное свое время проводили или на море, или на приусадебном участке. Валерий Михайлович старался как можно чаще отдыхать с женой и детьми. Он всегда говорил, что самое ценное, что имеет в этой жизни, – это его семья.

Валерия Халилова - отца двух дочерей - судьба наградила и внуками, и внучками. В одном из своих интервью рассказывал, что они очень на него похожи. С пеленок внуки ходят строем и даже пытаются дирижировать. Дочери Валерия Михайловича вспоминают, что их папа обожал их, всегда приглашал на свои концерты, слушал вместе с ними симфоническую музыку.

Воспоминания близких

Валерий Халилов запомнился окружающим как добродушный и отзывчивый человек. Он всегда уважал мнение своих близких и старался к нему прислушиваться. Приезжая в дом в Гаграх, дирижер часами возился на участке. Он даже пытался делать с соседями вино. Валерий Халилов был мужчиной физически достаточно крепким. Для него не было проблемой поколоть дрова, поработать в огороде. Его приусадебный участок содержался всегда в чистоте и порядке. Для многих друзей, по их словам, он был не товарищем, а братом.

Звания и награды

В. Халилов являлся членом российского Союза композиторов. Ему присвоили звание Народного артиста. В списке наград Халилова два ордена и несколько медалей. Он не раз удостаивался премий Минобороны и Минкультуры РФ в области искусства. В июле 2010 года Валерию Халилову было присвоено воинское звание генерал-лейтенанта. В 2016-м, уже после смерти, ему была присуждена премия Минобороны в номинации «Музыкальное искусство».

Трагическая гибель

Светлую память о талантливом музыканте, патриоте Отечества и просто хорошем человеке генерал-лейтенанте Халилове навсегда сохранят не только родные и близкие, но и многие почитатели его таланта. Он погиб, когда летел в Сирию, чтобы вместе с ансамблем поздравить российских военных и местных жителей с Новым годом. Но, к огромному сожалению, до места не добрался…

Валерия Халилова похоронили на родине его предков во Владимирской области. Именно таким было его желание. Рассказывают, что на Архангельском погосте было море народу. Да и Богоявленский собор, в котором проходил чин отпевания, мог с трудом вместить всех тех, кто захотел проститься с военным дирижером.

Его именем названа улица в Киржаче Владимирской области, а военно-музыкальное училище в Москве будет носить имя В. Халилова.

autogear.ru

ООД "Россия Православная"

Валерий Халилов – организатор праздничных театрализованных мероприятий, участие в которых принимали многочисленные военные духовые оркестры из разных стран мира. В эксклюзивном интервью корреспондентам ИА «Экзистенция» Марату Бекмурзаеву и Анне Качеровой Валерий Михайлович поделился воспоминаниями о годах учебы в военно-музыкальном училище, создании маршей и переменах, произошедших в военной музыке. ИА «Экзистенция»: Валерий Михайлович, кому принадлежит идея проведения фестиваля «Спасская башня»?

Халилов В.М.: Ставший традиционным фестиваль «Спасская башня» в 2010 году состоялся в третий раз. Первый военно-музыкальный смотр назывался «Кремлевская Зоря». Он прошел в сентябре 2007 года, разрешение на проведение было подписано Президентом РФ В.В. Путиным. Сама идея плац-концерта возникла в связи с удивительной архитектоникой Красной площади. Я считаю, что именно главная площадь столицы с историческими декорациями – стенами, башнями Кремля, Собором Василия Блаженного – является идеальной площадкой для потрясающего патриотического действа, знакомящего россиян с достижениями в области военной музыки. Основу фестиваля будут составлять военные оркестры, включающие в себя 1400 музыкантов из 15 стран. Кроме этого, как и в прошлые годы, в смотре принимали участие подразделения почетного караула – Президентского полка РФ и Республики Казахстан.

ИА «Экзистенция»: Что Вы сами ожидаете от фестиваля?

Халилов В.М.: Очень хотелось бы выстроить переход к финалу логично и «свести» все выступления высокопрофессионально. Например, оркестр Евросоюза, состоящий из 40 волынщиков, выступит по программе пятым номером. После дефиле к нему присоединится российский оркестр и исполнит номер на тему песен военных лет (в прошлом году мы играли попурри из песен легендарных The Beatles). Мы сместили акценты таким образом, чтобы сам финал – торжественная увертюра «1812 год» П.И. Чайковского и знаменитый старинный марш В.И. Агапкина «Прощание славянки» – получился цельным, без эклектики. 2010 год – юбилейный, мы празднуем 65-летие со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Поэтому особое внимание мы уделяем теме Победы. Днем 5 сентября для москвичей и гостей города ведущие военные оркестры фестиваля сыграют в Измайловском парке, Сокольниках, в парке Горького, в Александровском саду, на Поклонной горе и в Царицыно, а тем же вечером в 20.00 на Красной площади состоится благотворительный Гала-концерт «Рубежи нашей памяти», на котором барды исполнят военные песни.

ИА «Экзистенция»: Чем «Спасская башня-2010»  отличается от предыдущих фестивалей?

Халилов В.М.: Несмотря на традиционность фестиваля, на нем представлено много новшеств. Впервые на Красной площади выступил Роговой оркестр из Санкт-Петербурга. Известный со времен императрицы Елизаветы Петровны, необычный состав духовых инструментов возрожден и сыграет специально созданную фанфару: 14 музыкантов протрубили о начале праздника с гульбища Спасской башни. Новой и разнообразной стала и программа фестиваля. Оркестр Бундесвера (Германия) предложил вниманию зрителей произведения Рихарда Вагнера, коллектив из США исполнил музыку Майкла Джексона, курсанты московского военно-музыкального суворовского училища сыграли «Танец с саблями» Арама Хачатуряна и эстрадную музыку. 

ИА «Экзистенция»: Валерий Михайлович, Вы сделали блестящую карьеру военного дирижера, возглавили Военно-оркестровую службу Российской Армии, в этом году после парада Победы Вам присвоено звание генерал-лейтенанта. Расскажите, пожалуйста, как начиналась Ваша музыкальная карьера? Когда Вы впервые взяли в руки дирижерскую палочку?

Халилов В.М.: Это произошло в 1970-м году. Я окончил военно-музыкальное училище, затем поступил на военно-дирижерский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Я попал в класс профессора Георгия Петровича Алявдина, ученика Ильи Александровича Мусина – самого известного российского педагога, воспитанниками которого были выдающиеся дирижеры, в том числе и Валерий Абисалович Гергиев.

ИА «Экзистенция»: На каком музыкальном инструменте Вы начинали играть?

Халилов В.М.: Я занимаюсь музыкой с четырех лет. Играл на пианино.

ИА «Экзистенция»: То есть, у Вас не было сомнений в выборе профессии?

Халилов В.М.: У папы не было. У меня же были колоссальные сомнения. Поступив в суворовское музыкальное училище, я подумал: «Куда я вообще попал?» Мне было одиннадцать лет, и меня обрили наголо. Да, я любил поиграть в футбол, похулиганить, как все мальчишки во дворе, но при этом я был домашним ребенком, занимался музыкой. В училище мне случалось даже плакать от обиды…Оценивая свой выбор через много лет, я считаю, что он был верным, ведь я продолжил семейную династию. Военно-музыкальное училище – уникальное учебное заведение: у нас был огромный конкурс – пятьдесят человек на место, на курс поступило тридцать человек со всего СССР. Поразительный факт: за семь лет учебы было отчислено всего четыре курсанта, и то по состоянию здоровья. А коллектив педагогов и студентов у нас был замечательный.

ИА «Экзистенция»: Вы поддерживаете с ними отношения?

Халилов В.М.: Конечно! Мы собираемся ежегодно в конце мая в Серебряном Бору, где располагалось училище.

ИА «Экзистенция»: Что вдохновляет Вас на создание собственных произведений?

Халилов В.М.: Вдохновением служит армия, ведь основная тематика моего творчества – армейская. Я пишу марши, мне это нравится и легко дается, я не стремлюсь к другим жанрам. Однажды я был в гостях у великого русского композитора Георгия Васильевича Свиридова и поинтересовался: «Георгий Васильевич, а Вы бы смогли марш написать?». Он ответил: «Я же написал военный марш, в «Метели». А потом улыбнулся и говорит: «Конечно, это не военный марш. Просто тема такая. Я не смог бы написать». Я вообще не уверен, что, к примеру, известный композитор, но не армейский человек, может сочинить марш. Думаю, чтобы создать военную музыку, нужно находиться в недрах армии, впитать ее ритм. Для марша характерна определенная музыкальная форма: есть мотив, который должен быть развернут «сверху» и «снизу», есть «трио», во второй части должен быть обязательно контраст. Важно учитывать эти нюансы при создании марша. К примеру, симфонические или увертюрные музыкальные жанры – это развернутые произведения, создание которых требует большого количества времени, сосредоточения. Чтобы написать подобные произведения, необходимо учиться. А у меня нет специального образования, но есть умения, навыки и желание. Для меня творчество стало скорее хобби, во время учебы я входил в военно-научное общество по композиции, где и освоил основы композиторского письма. Это и есть мое «обучение». Меня принимала в Союз композиторов комиссия достаточно известных музыкантов. Я сыграл два своих произведения, и мне сказали: «Хватит!» Значит, этого было достаточно, чтобы признать меня композитором.

ИА «Экзистенция»: Как Вы считаете, что происходит сейчас с военной музыкой? 

Халилов В.М.: В последние пять-семь лет я начал чувствовать, что действительно началось реальное возрождение военной музыки в России. Во-первых, в последние годы мы получили достаточно средств, чтобы начать обновление оркестров музыкальными инструментами. Москву и Санкт-Петербург мы уже полностью «одели» в новые комплекты отличных инструментов мирового уровня. И продолжаем обеспечивать инструментами оркестры отдаленных гарнизонов. Ведь инструмент – это оружие каждого музыканта. Во-вторых, за последние годы мы провели Всеармейский конкурс военных оркестров. Впервые за всю историю Вооруженных сил СССР и РФ все военные дирижеры собрались для обмена опытом и знакомства с достижениями в военной музыке. А до этого на протяжении 15 лет у нас был silentium (молчание): инструменты не закупались, конкурсы и смотры не проводились, потому что средства на это не выделялись. Шли девяностые, время было непростое.

ИА «Экзистенция»: На Ваш взгляд, есть ли разница между оркестрами Советского Союза и РФ?

Халилов В.М.: Мы отказались от репертуара, который много лет нам насаждали: не играем сейчас, например, песню «Широка страна моя родная». Думаю, в выборе исполняемых произведений необходимо избегать идеологической архаики, важно выбирать произведения, представляющие культурную ценность и соответствующие духу времени. В то же время, нельзя отказываться от шедевров музыкальной культуры, таких как «Священная война» Александра Васильевича Александрова. Посмотрите, что произошло: музыка гимна Советского Союза осталась основой гимна Российской Федерации. Слова изменились, но музыка-то осталась. Потому что это шедевр.

ИА «Экзистенция»: Валерий Михайлович, а Вам не кажется, что народ устал от современной музыки, от «попсы»?

Халилов В.М.: Мы все с вами и составляем российский народ, я не отношу себя к «элите». После службы я спускаюсь в метро и становлюсь таким же, как и все, ведь в гражданском никто не может различить, что я генерал. Я прихожу домой и слышу по радио или телевидению современную музыку, и она меня удручает. Я категорически против фонограммы в любом ее виде. Я еще могу понять исполнение под аккомпанемент, ведь артист иногда не может везти с собой из Москвы в регион оркестр. Но он может петь своим голосом. Пусть это будет «минусовка», но когда и артист, и аккомпанемент «не живой» – я не могу этого понять! Приходит зритель на концерт в зал, а его, извините, дурачат. Меня, музыканта-профессионала, это коробит. Исполнитель обязан показать свое мастерство.

ИА «Экзистенция»: Какие исполнители Вам нравится?

Халилов В.М.: Меня привлекают настоящие профессиональные «откровения», за которыми стоят труд и любовь к музыке, переданная по-настоящему. Недавно Игорь Бутман сказал мне такую фразу о бардах: «Поэтом можешь ты не быть, но музыкантом быть не можешь!» Да, барды не являются музыкальными профессионалами, и в то же время, я обожаю их: это музыка достаточно серьезная, глубокая, интересная, где чувства доносятся по-настоящему, через сокровенность. И мне барды, честное слово, дороже, чем профессионал, который исполняет свою музыку вымученно.

ИА «Экзистенция»: На Ваш взгляд, какую роль играет военный оркестр в жизни общества? 

Халилов В.М.: Великий критик Владимир Васильевич Стасов сказал: «Военные оркестры – проводники не одной только военной, но всяческой музыки, в массу народную». Еще до революции, до эпохи радио и телевидения, военный оркестр являлся настоящим культурно-музыкальным центром, в задачи которого входило не только обеспечение строя военной музыкой или исполнение ритуальных протокольных произведений, но и  выступление перед зрителями как филармонии, игра на балах, в садах и парках. У каждого полка был свой гимн в виде марша или какой-нибудь «цитаты» из классического оперного произведения. Музыку военного оркестра раньше обожали все. Вспомните популярные произведения: «Амурские волны», «Осенний сон», «На сопках Маньчжурии», вальсы, созданные, кстати, военными дирижерами.

ИА «Экзистенция»: Какую цитату Вы произносите чаще всего?

Халилов В.М.: Слова Александра Суворова: «Музыка ведет к победе – победа ведет к славе!» Вообще-то я не строю свою жизнь по цитатам или постулатам. Я верующий человек. Конечно, в жизни есть внутренние эстетические нормы, правила, которым я следую. Знаю, что где-то пролегает грань, дальше которой идти нельзя, потому что там находится «черная дыра», к которой я просто боюсь приближаться. А если вспомнить еще цитаты, то я часто обращаюсь к строчкам Владимира Маяковского:

Это мало – построить парами, По штанине распушить канты. Все совдепы не сдвинут армии,

Если марш не дадут музыканты! 

www.rosprav.ru


Смотрите также