Гурзо сергей актер биография


Актер Гурзо Сергей Сафонович: биография, фильмография и интересные факты

Несмотря на то что о его смерти не сообщило ни одно ленинградское издательство, эта весть мгновенно разнеслась по Северной столице, и даже в Москве узнали, что умер Гурзо Сергей Сафонович (Сафронович). К месту погребения на Южном кладбище собрались тысячи поклонников его актёрского таланта. Остановилось сердце кумира советских кинозрителей 19 сентября 1974 года, Сергей Гурзо не дожил до своего 48-летия всего четыре дня.

Биография Гурзо Сергея Сафоновича: детство и юность

Родился будущий кумир советского приключенческого кино 50-60-х годов 23 сентября 1926 года в семье известного московского невропатолога С. И. Гурзо и преподавателя точных наук музыкального училища им. Гнесина Н. М. Гурзо. В детстве Сергей Гурзо был типичным московским школьником из интеллигентной семьи. Школа, дворовые игры и первая любовь - всё как у остальных подростков предвоенных лет. Семья будущего киноактёра жила в коммунальной квартире старого московского дома, что находится на Кузнецком мосту в самом центре столицы. Кроме Сергея, в семье было ещё двое детей. Войну Сергей Гурзо встретил пятнадцатилетним парнем, и уже через два года, в 1943-м, юноша добровольцем уходит на фронт. Тяжелое ранение молодой человек получил в одном из боёв на территории Польши в 1944 году.

После выздоровления Гурзо Сергей Сафонович по решению медицинской комиссии демобилизуется и возвращается в Москву, где юноше предстоит сделать выбор будущей профессии. Недолго думая, молодой человек решает идти по стопам своего дяди, брата матери Николая Михайловича Кудрявцева, ведущего столичного актёра МХАТа им. М. Горького. После первой же попытки, в 1946 году, молодой человек становится студентом престижного театрального московского вуза – Всесоюзного государственного института кинематографии. Борис Бибиков и Ольга Пыжова стали его кураторами театрального мастерства.

Дебют студента актёрского факультета

Талантливому юноше сразу оказывают внимание, и после головокружительного успеха в фильме Сергея Герасимова «Молодая гвардия», где одного из молодогвардейцев Краснодона, Сергея Тюленина, играет студент ВГИКа Гурзо Сергей, биография юноши как киноактёра становится достоянием советского кинематографа. Каждую свою кинематографическую победу молодой студент весело отмечает с друзьями. Через двадцать восемь лет Гурзо Сергей Сафонович скончается в Ленинградской клинике, его здоровье будет расшатано чрезмерным пристрастием к алкоголю. А пока будущее кумира советского кино кажется безоблачным.

После премьерного показа фильма «Молодая гвардия», где героев-краснодонцев сыграли молодые студенты театральных вузов, а впоследствии самые любимые и узнаваемые артисты советского кино – Вячеслав Тихонов, Нонна Мордюкова, Георгий Юматов, Инна Макарова и Сергей Гурзо, – актер получает несколько других предложений от ведущих режиссеров страны. Так, в 1950 году на экраны советских кинотеатров выходят три фильма с участием талантливого актёра:

  • «Далеко от Москвы».
  • «В мирные дни».
  • «Смелые люди».

Последняя кинокартина имела необычайный успех не только у рядовых граждан Страны Советов, но и среди партийной правительственной верхушки Советского Союза. Отныне Гурзо Сергей Сафонович входит в элиту советского кинематографа, его талантом восхищается сам И. В. Сталин, что делает путь актёра в кино совершенно беспрепятственным.

Интересные факты

Судьба благоволила к Сергею Гурзо, ему помогли удача, талант и... сам товарищ Сталин. В 1947 году Иосифу Виссарионовичу показали один из голливудских вестернов. После того как в зале включили свет, вождь произнёс: «Сюжета в фильме я не увидел, но закручен он лихо. Неужели наши кинематографисты не смогут создать такой же фильм?» Кинематографический комитет воспринял слова главы правительства как руководство к действию. Вскоре началась подготовка к съёмкам картины «Смелые люди», режиссером которой стал Константин Юдин. Картина имела грандиозный успех, но самое главное то, что его высоко оценил основной зритель страны. И. В. Сталин после просмотра художественной кинокартины «Смелые люди» сказал: «Такой фильм людям понравится». Более 41 миллиона зрителей собрал этот фильм в 1950 году, что являлось абсолютным показателем в советском кинопрокате послевоенного времени.

Звезда советского кино 50-60-х

Съёмки фильма проходили в Кисловодске и Пятигорске. Главную роль Василия Говорухина сыграл Гурзо Сергей Сафонович. Фильмография актера после выхода картины «Смелые люди» набирает обороты. Почти каждый год на экраны страны выходят кинопремьеры с его участием:

  • 1952 год - по мотивам повести И. Василенко «Звёздочка» на экраны страны выходит художественный фильм «Навстречу жизни».
  • 1953 год - «Тревожная молодость» по трилогии В. Беляева «Старая крепость».
  • 1954 год - «Застава в горах», фильм К. Юдина о советских пограничниках.
  • 1956 год - Сергей Гурзо играет главную роль в фильме «Беспокойная весна».
  • 1957 год - по одноименному роману Н. Островского снят фильм «Рождённые бурей».
  • 1959 год - вместе с С. Гурзо в производственной драме «Всё начинается с дороги» играют дебютанты кино – А. Демьяненко и Н. Крачковская.
  • 1961 год - актер предстал перед зрителем в образе обаятельного водителя грузовика в фильме И. Хейфица «Горизонт».
  • 1961 год - короткометражный фильм «Дипломат» и фильм-драма «Две жизни».
  • 1962 год - Сергей Гурзо снимается в картине «713-й просит посадку».
  • 1965 год - «Алёшкина охота», «Клятва Гиппократа» и «Заговор послов».
  • 1969 год - фильм «Влюблённые».

Личная жизнь кумира

Сергей Гурзо был внешне невероятно красивым и обаятельным молодым человеком, на что не могли не обратить внимания представительницы прекрасного пола. Когда он поступил в институт кинематографии, многие девушки заглядывались на него, а одна из однокурсниц – Надежда Самсонова – приглянулась и ему. Вскоре молодые люди поженились, и Сергей Гурзо приводит свою избранницу в дом на Кузнецком мосту. Жизнь, казалось, будет долгой и счастливой, молодые люди обожали и боготворили друг друга. В счастливом браке появляются двое детей. Двойняшки Сергей и Наталья Гурзо родились 2 ноября 1947 года. Впоследствии оба станут знаменитыми актёрами театра и кино.

Развод и уход из семьи

Кто бы мог подумать, что впереди актёра ожидает развод, болезнь и неудачи в кино. Страшный недуг – алкоголизм – разрушит не только его жизнь, но и жизнь его близких людей. Привязанность Сергея Гурзо к пьяному веселью после выхода каждой картины доставляла немало хлопот и огорчений семье. Он уже не мог обходиться без спиртного.

Отношения с супругой становились всё хуже, но это не останавливало любимца публики, он продолжал пить, проводя своё время в многочисленных компаниях всё новых и новых «друзей». Вскоре их брак с Надеждой Самсоновой распадается, и Сергей Сафонович уезжает в Ленинград, где женится на Ирине Губановой, не менее популярной кинозвезде 50-60-х годов. Однако из-за его пагубной привычки и этот брак обречён на неудачу.

Артист в дальнейшем имеет несколько незарегистрированных браков, которые терпят фиаско. Однако в одном из гражданских союзов у актёра рождаются две дочери, с которыми он не поддерживает отцовских отношений. Его по-прежнему увлекают друзья, с которыми можно прекрасно проводить время. Среди многочисленных любовниц Сергея Гурзо были актрисы цирка, кино и театра. Одной из них была знаменитая цирковая танцовщица на лошади Гитана Леонтенко, красивая цыганка, сумевшая очаровать ещё одну знаменитость советского кино – Алексея Баталова, став его второй и последней женой.

Лауреат двух Сталинских премий, любимец публики Сергей Гурзо в 50-х годах начинает постепенно спиваться. Коллеги и семья актёра настаивают на лечении Сергея Сафоновича. Однако он наотрез отказывается от помощи врачей, продолжая много работать. Как ни была велика любовь актёра к кино, привязанность к спиртному влекла его не меньше. Одно начинало мешать другому. Частые срывы актёром графика работы съёмочной группы постепенно привели к отказу актёру в съёмках в кино.

В 1957 году на экраны Советского Союза выходит фильм «Дело было в Пенькове». Писатель С. Антонов, большой поклонник творчества Сергея Гурзо, специально для него написал сценарий и отнёс рукопись на киностудию им. Горького. Роль главного героя – Матвея Морозова – предназначалась именно ему, Сергею Сафоновичу Гурзо. Кинорежиссер С. Ростоцкий снимает этот фильм, впоследствии ставший любимым миллионами зрителей, однако главную роль в картине играет Вячеслав Тихонов. Повод для отказа С. С. Гурзо в съёмках фильма был очевиден – это его любовь к «зеленому змию». Сергей Сафонович понимал, что причина всех бед заключается в его порочном пристрастии, но от этого пил ещё сильнее.

Однако некоторые кинорежиссеры закрывали глаза на увлечение актёра алкоголем и для престижности картины приглашали Гурзо на съёмки. Но все эти «шедевры» разительно отличались от того, что сделал Сергей Гурзо в молодые годы. В сентябре 1974 года актёр в очередной раз угодил в одну из ленинградских клиник.

По иронии судьбы, отец актёра, всю жизнь проработавший в столичной клинике невропатологом, специализировался на излечении знаменитостей от алкоголизма. Однако это не помогло его сыну. 19 сентября 1974 года сгорела ещё одна звезда советского кинематографа – Гурзо Сергей Сафонович. Причина смерти – тяжелый инфаркт.

fb.ru

Сергей Гурзо-младший: «Вячеслава Тихонова мой отец не простил до самой смерти»

Несколько месяцев назад не стало Сергея Гурзо-младшего – сына легендарного Сережки Тюленина из культовой советской ленты «Молодая гвардия».  

Он умер в день своего рождения, в Евпатории, куда поехал отдохнуть. А буквально накануне отъезда дал нам интервью. Это последняя исповедь артиста и представителя яркой династии…

–Папа ушел из жизни в 47. Трагически и горько, – начал свой пронзительный монолог Гурзо-младший. – Его убили. Не физически, но морально уничтожили. К смерти приложили руку… многие. Это были и поклонники, наливавшие бывшему фронтовику, попавшему на фронт в 16, стакан до краев. Кричали: «Выпей, а то обижусь!» И завистливые коллеги – а ему бешено завидовали! 

…Да, он пил. Это правда. А почему? Душа болела. Если душа болит, значит, она есть!

ВО ВГИК НА КОСТЫЛЯХ

– Он был кумиром своего времени…

– Это правда. Как его любили!.. Моя мама Надежда Васильевна Самсонова вспоминала: пройти сквозь толпу людей, собравшихся посмотреть на Гурзо, было невозможно. Машину, в которой они сидели, людское море подхватило на руки, как щепочку, и понесло…

Я тоже застал это время – когда актеров буквально боготворили. Помню, в начале 1950-х шел с отцом по улице – навстречу Нонна Мордюкова. Они обрадовались встрече, обнялись. Мы шли по залитой солнцем столичной улице – а за нами толпа, повторявшая на все лады: «Гурзо! Мордюкова!» Автобусы встали и сигналили. Отец и Нонна – молодые, улыбчивые – махали в ответ. 

Спустя годы Нонна говорила моей матери в шутку: «Надька, слушай, а почему это Сережка твой на мне не женился?! Мы бы с ним были такой красивой парой!»

Они вместе снимались в «Молодой гвардии», на тех съемках Мордюкова познакомилась со своим будущим мужем Вячеславом Тихоновым. Он сыграл в судьбе моего отца роль злого гения. Расскажу об этом позже…

За три года до громкой премьеры «Молодой гвардии», в 1945-м, отец 19-летним мальчишкой пришел учиться во ВГИК. Прямо из госпиталя, куда попал, получив ранение на фронте – он ведь воевал!

Они, поколение фронтовиков, были лучшими актерами и режиссерами, таких уже не будет. Сергей Бондарчук, Юрий Никулин, Георгий Юматов, Анатолий Папанов... Они видели жизнь в свои 19-20!

…Моя мама, Надежда Самсонова, которая тоже училась на курсе Бибикова и Пыжовой, любила вспоминать эффектное появление отца на пороге аудитории. «Открывается дверь – входит парень. На костылях. Худенький, в голубой рубашечке, – рассказывала мама, – У меня сердце задрожало почему-то. А в голове молоточком застучала мысль: «Он будет моим мужем!»

Так и случилось. 

…Отец любил вспоминать о съемках «Молодой гвардии». На роль Тюленина был еще один претендент – Георгий Юматов. Автор романа Александр Фадеев выбрал Гурзо. Именно папа буквально упросил Герасимова задействовать в картине и Тихонова. На курсе Славу считали слабым студентом... 

ПРОКЛЯТИЕ ПРАДЕДА

– Читала, вы из генеральской семьи...

– Генералом был мамин отец – Самсонов Василий Акимыч.

А вот дед моего отца – Михаил Кудрявцев – был священнослужителем. По семейной легенде, прадед разозлился, когда его дочь Валентина вышла за еврея Сафрона Гурзо (это мой дед по отцу). Не дал своего благословения на этот брак, и даже проклял дочь.

Возможно, от этого проклятия все наши беды? У Инны, папиной сестры, единственный сын молодым погиб. Нет детей ни у меня, ни у моей сестренки Натальи. Заканчивается род Гурзо. Совсем узенькая веточка осталась – сын дяди Миши, папиного родного брата, и все, больше никого… 

А отец спился и ушел молодым. Притом что был отличным парнем, широкой души – жить бы да жить.

Первую Сталинскую премию (сто тысяч послевоенных рублей – солидная сумма по тем временам) папа отдал своей матери – все до копейки. А вторую, за главную роль в фильме «Смелые люди», перечислил в детский дом.

Но не дурак был и погулять. Дружил с Васей Сталиным, сыном вождя. Они вместе выпивали. Поколение, мужавшее в окопах, после войны «сорокоградусной» и праздники отмечали, и невзгоды свои заливали.

– Маме вашей тяжело, наверное, было с таким мужем?

– Очень тяжело. Он жил сегодняшним днем. Как-то ехали с ним в автобусе. Незнакомый нам мужчина женщину толкнул, она расплакалась. Отец, не разбираясь, подошел – и обидчику в морду.

«Гусарил» – в смысле, погуливал от мамы. Женщины его любили. Их можно понять – красивый мужик, необыкновенного обаяния и ума. Являясь домой за полночь, навеселе, пропахнув дамскими духами, привычно сообщал маме: мол, встретил «хороших людей, и чуть-чуть посидели». Думаю, мама ревновала. Но вида не показывала. 

ФУРЦЕВА ЗАНЕСЛА ЕГО В «ЧЕРНЫЙ СПИСОК»

– Он много снимался?

– Очень много! Картины с его участием выходили одна за другой. «Навстречу жизни», «Застава в горах», «Тревожная молодость», «Беспокойная весна», «Рожденные бурей»…

Должен был сниматься и в фильме «Дело было в Пенькове» – главная роль. Прочитал сценарий, буквально влюбился в героя, съемок ждал, как ребенок праздника. Автор повести Сергей Антонов видел его в роли деревенского «гуляй-парня» Матвея, «под Гурзо» дорабатывал сценарий. Но влез старый друг Тихонов…

Мама рассказывала мне с горечью: «Слава пришел к режиссеру Ростоцкому, который готовился снимать фильм, и заявил ему: «Гурзо тебя подставит, поскольку жутко пьет!»

Это было неправдой. Выпивал, куражился. Но в запои не уходил никогда. Ни разу никого не подвел!

– Почему Тихонов так с ним поступил?

– Да сам хотел эту роль! И получил. Предав Гурзо.

Отец, узнав, что роль у него обманом «увел» бывший однокурсник и друг, вправду запил. Впервые в жизни. Думаю, до самой смерти так и не смог простить Тихонова. Когда они случайно пересекались, к примеру, в Доме кино, я замечал, какими холодными становились глаза отца. Он быстро проходил мимо Тихонова.

Совсем иначе могла сложиться судьба Сергея Гурзо, снимись он в этой картине. Но его – пацана, попавшего в свое время на фронт в 16 лет с неокрепшей психикой – ранили теперь уже в мирной жизни, больно и наотмашь. Началась черная полоса. Да еще эта история с министром культуры Фурцевой…

– Расскажите.

– В те годы деятелям культуры стали давать отдельные квартиры. А про отца отчего-то забыли. Дважды лауреат «сталинки», фронтовик по-прежнему жил в коммуналке на окраине. Дед-генерал предлагал свою помощь – мама и отец отказались: сами, мол, решим. Папа отправился на прием к Фурцевой.

Мама позже рассказывала: отец попенял чиновнице: мол, несправедливо, другим дают, а у меня жена и двое детей... «А нечего было столько рожать!» – надменно произнесла министр культуры.

За словом в карман бывший фронтовик не полез – ответил так, что мало не показалось. Фурцева в отместку занесла его в «черный список» артистов, которых не велено было снимать.

«ВЕСЬ СВОЙ ГОНОРАР ПРОГУЛИВАЛ»

– Чем же он зарабатывал на жизнь?

– Концертами от Бюро пропаганды советского кино. Колесили по городам и весям. Зрителей – не протолкнуться: все хотела видеть артистов вживую. Администраторы, ушлые люди, зарабатывали на билетах. Помню, папа рассказывал:

«Сидим в гостинице в Якутии, заходят организаторы нашей гастроли. Вываливают деньги из мешков – огромную кучу. Нам, артистам (он был в той поездке, по-моему, с Николаем Рыбниковым), по стакану водки наливают. «Раз-два-три-пять – выпиваем! Залпом!» А дальше надо было из этой кучи себе денег взять – сколько успеешь до того, как на полу не останется ни банкноты».

Для отца это было игрой. Весь свой гонорар он прогуливал – мог идти по улице, подвыпив, и раздаривать деньги прохожим: «Берите, у меня еще есть!»

Но, видимо, болела душа. Не о том мечталось, когда воевали…

– В 1960-е ваша мама выписала Сергея Гурзо из квартиры. Почему она так с ним поступила?

– Говорила, это был минутный порыв – хотела, чтобы он задумался, возможно, испугался, переосмыслил жизнь, поняв, что может потерять семью. Но отец, который и так отчаялся и разочаровался в жизни, решил начать с чистого листа – рванул в Ленинград. Там у него была подруга, с которой стал жить, – актриса Ирина Губанова. У них родилась дочь Анна. При этом отец не был официально разведен с мамой.

Лечился от алкоголизма в больнице в селе Никольское Гатчинского района. Но избавиться от пагубной привычки так и не смог.

С Ирой расстались. Попытался создать третью семью – и там не сложилось… 

Он словно бежал сам от себя. Но счастья так и не обрел. Слишком любил свою профессию. Но оказался не нужен «важнейшему из искусств». И потерял смысл жизни.

Актером он был, конечно, от от Бога. Мечтал стать режиссером. Писал рассказы и стихи – мало кто знает эту сторону его личности. Увы, как творческий человек он реализовал себя процентов на 10.

Есть люди, как спичка: раз – и сгорел. А есть как тряпка – тлеют и воняют. Отец сгорел. У него было колоссальное количество микроинфарктов, на которые не обращал внимания. Попал в больницу в очередной раз – сердце прихватило. Раз – и умер. Врачи мне потом говорили: у него были здоровые почки, печень. А вот сердце – изношенное, как у старика.

«Я ТОЖЕ ПРОФЕССИИ ОКАЗАЛСЯ НЕ НУЖЕН…»

О себе наш собеседник рассказывал не много. Считал, что и ему в профессии не повезло. Даже меньше, чем отцу – роль мечты так и не сыграл. Хотя немало было ролей. Да и как режиссер несколько картин снял. Но то было в 1990-е – в широкий прокат ленты, увы, не попали, событием в масштабах страны не стали: в те годы было не до искусства…

Вспомнил о дружбе с сыном Нонны Мордюковой и Вячеслава Тихонова Владимиром:

– Володя был на три года младше меня. Классный парень. Нонна, его мама, – мощнейшая, фантастическая артистка. Но она буквально задавила сына своей патологической любовью. Того не сметь, этого не делать. Развела с первой женой Наташей Варлей – Мордюкова считала ее слишком ветреной. Он женился на артистке балета, тоже Наташе – но и новая супруга маме не нравилась, скандалили.

«Мама мне дышать не дает», – не раз грустно жаловался мне Володя. Он рвался из дома. Попал в дурную компанию, подсел на наркотики – и умер от передозировки.

…Мама моя дожила до 86. Замуж больше не вышла. За ней ухаживали мужчины, но она их отшивала: «Зачем они мне – у меня уже была в жизни любовь, мальчик на костылях из ВГИКа, а другие мне не нужны». Она жила воспоминаниями об отце, одного его всю жизнь любила.

«Без блата и «волосатой руки» нынче в кино не пробьешься», – посетовал Сергей Сергеевич напоследок.

С гордостью рассказал, что занимается актерским мастерством с детьми в Доме культуры неподалеку от своего дома.

Признался: «Одно время и я, как отец, выпивал. От безнадеги – профессии я тоже стал не нужен. Но год назад перенес инфаркт, теперь пить нельзя...»

Рассказал, что женат на цирковой артистке Жанне – детей нет.

Говорил он почему-то и о смерти. Словно предчувствовал скорый уход: 

– Все мы уйдем. А что будет за чертой, на том свете – неизвестно. Может, в разы лучше, чем тут... Знаете, мне много лет снится один и тот же сон: на лошади медленно едет отец в тельняшке. Сзади за ним, понурив голову, бредет мать. Проходят мимо. И растворяются в утренней дымке. Как в кино... Они не ушли совсем – то поколение. Есть фильмы, где блестяще играли. Даже нет – жили на экране, и экран дышит, передает ту особую ауру, энергетику, атмосферу, доброту, какая была только в прежнем кино. И уже, наверное, не будет, – подвел черту Сергей Сергеевич, провожая меня до метро…

…Тогда он собирался в Евпаторию. Отдохнуть. Уехал и там умер. В свой день рождения, 2 ноября. Сергею Гурзо-младшему исполнилось 69 лет. Причиной смерти стала остановка сердца... 

Фото РИА «Новости»,

FOTODOM.RU 

otzvezd.ru

Сергей ГУРЗО

Сергей Гурзо родился 23 сентября 1926 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец был известным врачом-невропатологом, практиковавшим в центре Москвы (лечил от запоев актеров МХАТа). Мать преподавала в Гнесинском училище. Вся семья проживала в одном из домов на Кузнецком Мосту, и, кроме Сергея, в ней было еще двое детей.

Детство Сергея было типичным для московского мальчишки тех лет: школа, дворовые игры, первая любовь. Когда он учился в 8-м классе, началась война. Учебу на время пришлось отложить. А в 1944 году Гурзо ушел на фронт. Однако провоевал совсем немного: во время одного из боев на территории Польши он получил тяжелое ранение и был комиссован. Вернувшись в Москву, встал перед выбором: куда податься? Решил идти по стопам дяди — народного артиста России Ивана Михайловича Кудрявцева, игравшего во МХАТе. В 1946 году Сергей Гурзо подал заявление во ВГИК и был принят туда с первого захода.

Сергей Гурзо внешне был необыкновенно обаятелен и красив. Когда поступил во ВГИК, многие девушки-однокурсницы заглядывались на него. Одна из них — Надя — приглянулась и ему. Еще учась на первом курсе, они поженились, и Сергей привел молодую жену в квартиру родителей на Кузнецком. Через год на свет родились двойняшки — Сережа и Наташа. И хотя жить в коммунальной квартире с их рождением стало тесновато, выбирать не приходилось — с жилплощадью в Москве всегда было трудно.

Всесоюзная известность пришла к Гурзо в 1948 году, когда на экраны страны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Молодой актер сыграл в нем самого отважного и бесшабашного героя — Сергея Тюленина. Для тогдашних советских мальчишек Гурзо в мгновение ока превратился в самого обожаемого кумира. В прокате 1948 года фильм занял 1-е место, а через год ему присудили почетную Сталинскую премию.

В то время в этом фильме снималась целая плеяда будущих звезд советского кино: С. Бондарчук, Н. Мордюкова, И. Макарова, В. Тихонов, однако из них только Гурзо удалось стремительно выйти вперед и стать одним из самым снимаемых молодых актеров советского кино. Уже через год после «Молодой гвардии» он получил предложения сниматься сразу в трех фильмах. Причем два из них — «Далеко от Москвы» и «Смелые люди» — в последствии были награждены Сталинскими премиями.

Фильм режиссера Константина Юдина «Смелые люди» можно по праву назвать одним из самых удачных советских боевиков за всю историю отечественного кино. Как гласит предание, идея этого фильма первому пришла в голову… Сталину. В 1947 году ему показали один из лихих голливудских вестернов, который настолько его поразил, что, когда в зале зажегся свет, вождь произнес: «Идей в фильме никаких, но как лихо закручено! Неужели у нас некому создать такой же фильм?» Слова вождя руководство кинокомитетом восприняло как руководство к действию, и уже через несколько месяцев началась подготовка к съемкам картины. Сценаристами Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом был написан сценарий. Сюжет его незамысловат: работники коневодческого завода, организовав в тылу врага партизанский отряд, совершают дерзкие налеты на коммуникации фашистских оккупантов. Местом съемок выбрали Терский завод под Кисловодском. Все трюковые съемки с лошадьми легли на плечи конной группы династии Кантемировых (отец и трое его сыновей). Разрешение на отбор лошадей для фильма давал лично Семен Михайлович Буденный. Правда, затем он едва сам и не сорвал съемки. Как-то заявился на Терский завод и заподозрил, что Кантемировы отобрали для съемок племенных скакунов. Маршал начал буянить. Однако ему показали документы, в которых черным по белому было написано, что кони не племенные. С тем Буденный и уехал. А съемки фильма продолжились. Отмечу, что Кантемировым было разрешено в процессе работы покалечить восемь лошадей. За каждое сохраненное животное им причиталась премия — 2 тысячи рублей. Так вот за весь период съемок ни одна лошадь не пострадала (хотя многие трюки были по-настоящему головокружительными), но полностью обещанных денег Кантемировым так и не заплатили. Так что даже в те суровые годы жуликов-чиновников хватало.

Сергей Гурзо, играя в фильме главную роль — Васи Говорухина, — обучался верховой езде под руководством все тех же Кантемировых.

Практически во всех эпизодах картины, в том числе и сложных, он снимался сам, без дублера. Было видно, что съемки в таком боевом фильме доставляют ему истинное наслаждение. Собственно, это во многом и решило успех фильма.

Когда картину закончили, первым делом ее показали Сталину. Он посмотрел ее с удовольствием и изрек: «Такой фильм нашему народу понравится!» И вождь оказался прав. В прокате 1950 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,2 млн. зрителей. Через год «Смелые люди» были удостоены Сталинской премии. Таким образом, всего-лишь за три года своей карьеры в кино Гурзо успел трижды стать лауреатом самой высокой государственной премии в стране. Было отчего закружиться его молодой голове. Теперь без его участия практически не обходилось ни одно шумное актерское застолье.

В начале 50-х один за другим на экраны выходят фильмы с его участием: «В мирные дни» (1951), «Навстречу жизни» (1952), «Застава в горах» (1953), «Тревожная молодость» (1955). Что это были за фильмы? В основном — приключенческие, сниматься в которых Гурзо очень любил. Ведь зритель на такие картины всегда охотно ходил. К примеру, фильм «В мирные дни» в прокате занял 1-е место, собрав 23,5 млн. зрителей. «Застава в горах» заняла 3-е место (19,8 млн.), «Тревожная молодость» — 19-е.

Между тем увлечение Гурзо алкоголем к середине 50-х годов переросло в болезнь, от которой было одно избавление — лечение. Однако актер наотрез отказывался ложиться в больницу, несмотря на то, что его отец был известным специалистом в наркологии. Это стало вредить его актерской карьере. Однажды они с Николаем Рыбниковым загуляли, уехали в Ленинград и сорвали спектакли в Театре-студии киноактера, в труппе которого играли. Обоих тут же уволили. Правда, затем смилостивились и восстановили… одного Н. Рыбникова. А Гурзо остался за бортом.

С середины 50-х сниматься в кино Гурзо практически не приглашали, поэтому единственным средством к существованию были гастрольные поездки по стране. На встречу с популярным актером люди шли охотно, залы, где он выступал, набивались, что называется, «под завязку». Этим пользовались ловкие администраторы, которые грели руки на популярном актере. Большую часть выручки от подобных концертов они присваивали себе.

В 1955 году писатель Сергей Антонов специально для Гурзо написал сценарий и отнес его на студию имени М. Горького. «Эта роль именно на этого артиста», — уверял он высоких начальников. «А вы знаете, что этому артисту доверять никак нельзя? Он же любые съемки сорвет!» — отвечали ему в высоких кабинетах. В результате роль отдали молодому Вячеславу Тихонову, режиссером назначили Станислава Ростоцкого. В 1957 году фильм «Дело было в Пенькове» вышел на экраны. В прокате он занял 13-е место. Смог бы он стать лидером, снимись в нем Гурзо? Вопрос из разряда риторических.

Нельзя сказать, что в те же 50 — 60-е годы Гурзо совсем не снимался. Некоторые режиссеры рисковали приглашать его в свои картины, однако роли, которые ему доставались, были сплошь отрицательными. Судите сами. В картине «Беспокойная весна» (1956) он сыграл бездельника Женьку Омегу, в «Рожденные бурей» (1958) — непутевого Андрея Птаху, во «Все начинается с дороги» (1961) — лентяя Шурку, в «Две жизни» (1961) — вора Фильку, в «Заговоре послов» (1965) — посетителя ресторана (это была последняя роль Гурзо в кино).

Согласитесь, эта галерея героев разительно отличается от той, что актер сыграл в самом начале своей карьеры в кино. Он и сам это прекрасно понимал. Видимо, от этого и пил еще сильнее. Его жена ходила во многие высокие кабинеты, даже была на приеме у министра культуры Е. Фурцевой, однако толку от этого было мало. Там обещали помочь, но обещанного, как известно…

В конце 50-х годов Гурзо внезапно бросает семью и уезжает в Ленинград. Там он находит новую женщину, живет с ней, она рожает ему ребенка. Казалось бы, смена обстановки, другие люди должны были как-то повлиять на опускавшегося все ниже и ниже актера. Но этого не произошло. Через некоторое время он бросает и эту семью и заводит новую. Здесь у него появляется еще один ребенок — дочь. Это была уже середина 60-х. К тому времени уже ни один режиссер не берет на себя смелость пригласить некогда самого знаменитого актера советского кино в свою картину. Потому что от прежнего Сергея Гурзо практически ничего не осталось: у нынешнего Гурзо опухшее лицо, заплывшие глаза. Что делал он в то время, когда не пил со случайными собутыльниками? Писал стихи. Мало кто знает, что в середине 60-х в Ленинграде вышла небольшая брошюрка с его стихами «Самое близкое». Большая часть помещенных в ней стихов была посвящена войне.

В сентябре 1974 года Гурзо в очередной раз угодил в одну из ленинградских клиник. Выглядел он плохо, и врачи мало надеялись на успех. Так оно и получилось. 19 сентября (за четыре дня до своего 48-летия) сердце актера остановилось. Несмотря на то, что об этой смерти тогда не сообщила ни одна газета, весть о ней мгновенно разнеслась по городу и окрестностям. Даже в Москве об этом узнали. Поэтому, когда Сергея Гурзо хоронили на Северном кладбище, к месту погребения пришло множество людей. Причем, в основном это были простые люди, для которых покойный навсегда остался одним из самых любимых кумиров.

Следующая глава

biography.wikireading.ru

Сергей Гурзо

Сергей Сафонович Гурзо родился 23 сентября 1926 года в Москве в интеллигентной семье. Его отец был известным врачом-невропатологом, практиковавшим в центре Москвы (лечил от запоев актёров МХАТа). Мать преподавала в Гнесинском училище. Семья жила в одном из домов на Кузнецком Мосту, и, кроме Сергея, в ней было ещё двое детей.

Детство Сергея было типичным для московского мальчишки тех лет: школа, дворовые игры, первая любовь. Когда он учился в 8-м классе, началась война. Учёбу на время пришлось отложить. А в 1944 году Гурзо ушёл на фронт. Однако провоевал совсем немного: во время одного из боёв на территории Польши он получил тяжёлое ранение и был комиссован. Вернувшись в Москву, встал перед выбором: куда податься? Решил идти по стопам дяди — народного артиста России Ивана Михайловича Кудрявцева, игравшего во МХАТе. В 1946 году Гурзо подал заявление во ВГИК и был принят туда с первой попытки.

Гурзо внешне был необыкновенно обаятелен и красив. Когда поступил во ВГИК, многие девушки-однокурсницы заглядывались на него. Одна из них — Надя — приглянулась и ему. Ещё учась на первом курсе, они поженились, и Сергей привёл молодую жену в квартиру родителей на Кузнецком. Через год на свет родились двойняшки — Серёжа и Наташа. И хотя жить в коммунальной квартире с их рождением стало тесновато, выбирать не приходилось — с жилплощадью в Москве всегда было трудно.

Всесоюзная известность пришла к Гурзо в 1948 году, когда на экраны вышел фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Молодой актёр сыграл в нём самого отважного и бесшабашного героя — Сергея Тюленина. Для тогдашних советских мальчишек Гурзо в мгновение ока превратился в обожаемого кумира. В прокате 1948 года фильм занял 1-е место, а через год ему присудили Сталинскую премию.

В этом фильме снималась целая плеяда будущих звёзд советского кино: С. Бондарчук, Н. Мордюкова, И. Макарова, В. Тихонов, однако из них только Гурзо удалось стремительно выйти вперёд и стать одним из самым снимаемых молодых актёров. Уже через год после «Молодой гвардии» он получил предложения сниматься сразу в трёх фильмах. Два из них — «Далеко от Москвы» и «Смелые люди» — впоследствии были награждены Сталинскими премиями.

Фильм режиссёра Константина Юдина «Смелые люди» можно по праву назвать одним из самых удачных советских боевиков за всю историю отечественного кино. Как гласит предание, идея этого фильма пришла в голову… Сталину. В 1947 году ему показали один из лихих голливудских вестернов, который настолько его поразил, что, когда в зале зажёгся свет, вождь произнёс: «Идей в фильме никаких, но как лихо закручено! Неужели у нас некому создать такой же фильм?» Слова вождя руководство кинокомитетом восприняло как руководство к действию, и уже через несколько месяцев началась подготовка к съёмкам картины. Сценаристами Михаилом Вольпиным и Николаем Эрдманом был написан сценарий. Сюжет его незамысловат: работники коневодческого завода, организовав в тылу врага партизанский отряд, совершают дерзкие налёты на коммуникации фашистских оккупантов. Местом съёмок выбрали Терский завод под Кисловодском. Все трюковые съёмки с лошадьми легли на плечи конной группы династии Кантемировых (отец и трое его сыновей). Разрешение на отбор лошадей для фильма давал лично Семён Михайлович Будённый. Правда, затем он едва сам и не сорвал съёмки. Как-то заявился на Терский завод и заподозрил, что Кантемировы отобрали для съёмок племенных скакунов. Маршал начал буянить. Однако ему показали документы, в которых чёрным по белому было написано, что кони не племенные. С тем Будённый и уехал. А съёмки фильма продолжились. Кантемировым было разрешено в процессе работы покалечить восемь лошадей. За каждое сохранённое животное им причиталась премия — 2 тысячи рублей. За весь период съёмок ни одна лошадь не пострадала (хотя многие трюки были по-настоящему головокружительными), но полностью обещанных денег Кантемировым так и не заплатили. Так что даже в те суровые годы жуликов-чиновников хватало.

Сергей Гурзо, играя в фильме главную роль — Васи Говорухина, — обучался верховой езде под руководством всё тех же Кантемировых.

Во всех эпизодах картины, в том числе и сложных, он снимался сам, без дублёра. Было видно, что съёмки в таком боевом фильме доставляют ему истинное наслаждение. Собственно, это во многом и решило успех фильма.

Когда картину закончили, первым делом её показали Сталину. Он посмотрел её с удовольствием и изрёк: «Такой фильм нашему народу понравится!» И вождь оказался прав. В прокате 1950 года картина заняла 1-е место, собрав на своих просмотрах 41,2 млн. зрителей. Через год «Смелые люди» были удостоены Сталинской премии. Таким образом, всего лишь за три года своей карьеры в кино Гурзо успел трижды стать лауреатом самой высокой государственной премии. Было отчего закружиться его молодой голове. Теперь без его участия не обходилось ни одно шумное актёрское застолье.

В начале 50-х один за другим на экраны выходят фильмы с его участием: «В мирные дни» (1951), «Навстречу жизни» (1952), «Застава в горах» (1953), «Тревожная молодость» (1955). Что это были за фильмы? В основном — приключенческие, сниматься в которых Гурзо очень любил. Ведь зритель на такие картины всегда охотно ходил. К примеру, фильм «В мирные дни» в прокате занял 1-е место, собрав 23,5 млн. зрителей. «Застава в горах» заняла 3-е место (19,8 млн.), «Тревожная молодость» — 19-е.

Увлечение Гурзо алкоголем к середине 50-х годов переросло в болезнь, от которой было одно избавление — лечение. Однако актёр наотрез отказывался ложиться в больницу, несмотря на то что его отец был известным специалистом в наркологии. Это стало вредить его актёрской карьере. Однажды они с Николаем Рыбниковым загуляли, уехали в Ленинград и сорвали спектакли в Театре-студии киноактёра, в труппе которого играли. Обоих тут же уволили. Правда, затем смилостивились и восстановили… одного Н. Рыбникова. А Гурзо остался за бортом.

С середины 50-х сниматься в кино Гурзо практически не приглашали, поэтому единственным средством к существованию были гастрольные поездки по стране. На встречу с популярным актёром люди шли охотно, залы, где он выступал, набивались, что называется, «под завязку». Этим пользовались ловкие администраторы, которые грели руки на популярном актёре. Большую часть выручки от подобных концертов они присваивали себе.

В 1955 году писатель Сергей Антонов специально для Гурзо написал сценарий и отнёс его на студию имени М. Горького. «Эта роль именно для этого артиста», — уверял он высоких начальников. «А вы знаете, что этому артисту доверять никак нельзя? Он же любые съёмки сорвёт!» — отвечали ему в высоких кабинетах. В результате роль отдали молодому Вячеславу Тихонову, режиссёром назначили Станислава Ростоцкого. В 1957 году фильм «Дело было в Пенькове» вышел на экраны. В прокате он занял 13-е место. Смог бы он стать лидером, снимись в нём Гурзо? Вопрос из разряда риторических.

Нельзя сказать, что в те же 50–60-е годы Гурзо совсем не снимался. Некоторые режиссёры рисковали приглашать его в свои картины, однако роли, которые ему доставались, были сплошь отрицательными. В картине «Беспокойная весна» (1956) он сыграл бездельника Женьку Омегу, в «Рождённых бурей» (1958) — непутёвого Андрея Птаху, во «Всё начинается с дороги» (1961) — лентяя Шурку, в фильме «Две жизни» (1961) — вора Фильку.

Эта галерея «героев» разительно отличалась от той, что актёр сыграл в начале своей карьеры в кино. Он и сам это прекрасно понимал. Видимо, потому и пил ещё сильнее. Его жена ходила во многие высокие кабинеты, даже была на приёме у министра культуры Е. Фурцевой, однако толку от этого было мало. Там обещали помочь, но обещанного, как известно…

В конце 50-х годов Гурзо внезапно бросает семью и уезжает в Ленинград. Там он находит новую женщину, живёт с ней, она рожает ему ребёнка. Казалось бы, смена обстановки, другие люди должны были как-то повлиять на опускавшегося всё ниже и ниже актёра. Но этого не произошло. Через некоторое время он бросает и эту семью и заводит новую. Здесь у него появляется ещё один ребёнок — дочь. Это была уже середина 60-х. К тому времени уже ни один режиссёр не берёт на себя смелость пригласить некогда самого знаменитого актёра советского кино в свою картину. Потому что от прежнего Сергея Гурзо практически ничего не осталось: у нынешнего Гурзо опухшее лицо, заплывшие глаза. Что делал он в то время, когда не пил со случайными собутыльниками? Писал стихи. Мало кто знает, что в середине 60-х в Ленинграде вышла небольшая брошюрка с его стихами «Самое близкое». Большая часть помещённых в ней стихов была посвящена войне.

В сентябре 1974 года Гурзо в очередной раз угодил в одну из ленинградских клиник. Выглядел он плохо, и врачи мало надеялись на успех. 19 сентября (за четыре дня до своего 48-летия) сердце актёра остановилось. Несмотря на то что об этой смерти тогда не сообщила ни одна газета, весть о ней мгновенно разнеслась по городу и окрестностям. Даже в Москве об этом узнали. Поэтому, когда С. Гурзо хоронили на Северном кладбище, к месту погребения пришло множество людей. В основном это были простые люди, для которых покойный навсегда остался одним из самых любимых кумиров.

Следующая глава

biography.wikireading.ru


Смотрите также