Градов никита борисович маршал биография


БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ БАЙКА

БОЛЬШАЯ МОСКОВСКАЯ БАЙКА 

Демонстрация сериала «Московская сага» по мотивам одноимённого романа известного и диссидентствовавшего в советское время писателя Василия Павловича Аксёнова была развернута на Первом канале Российского ТВ в самый разгар нового телевизионного сезона, в самое благодатное для показа вечернее время. Сопровождалась она беспрецедентной до сегодняшнего дня рекламной кампанией. Перед началом фильма шли многочисленные анонсы, художественно исполненные щиты на улицах зазывали смотреть «Московскую сагу», газеты печатали интервью с занятыми здесь актёрами, представителями съёмочного коллектива, рассказы о её содержании. Приводилось множество цифр: снято столько-то серий, участвуют столько-то сотен персонажей (среди них десятки звезд первой величины), тысячи человек массовки, сотни костюмов, интерьеров, десятки ландшафтов, тысячи предметов реквизита… От всего этого захватывало дух. «Что же такое будет? - нетерпение зрителей было на пределе. - Новый «Броненосец Потемкин»? «Чапаев»? Ещё чуть-чуть, и, казалось, на улицах появятся многотысячные толпы с лозунгами: «Мы идем смотреть «Московскую сагу»! Удивительно, что устроители этой кампании, развернутой по всем правилам Голливуда, не смогли найти хотя бы несколько сотен пенсионеров для такого шествия, как это сделали в подмосковном городе Железнодорожном. Оттуда в столицу привезли пожилых людей, заплатив им по три-четыре бакса только за то, чтобы они помитинговали против празднования 7 ноября. Ух, какой от этого был эффект!

И вот «Сага» началась. «Правительство Российской Федерации», «Федеральное агентство по культуре и кинематографии РФ», «Правительство Москвы», «Комитет по телекоммуникациям и СМИ» - гласили первые же титры. То есть зрителям сразу дали понять, что указанные институты в этом как-то замешаны, что они, прямо говоря, эту «Сагу» поддерживают. Показ серий с повтором - утром и вечером. В программе «Утро» ежедневный рассказ о содержании прошедших серий. На радиостанции «Эхо Москвы» литературная игра со слушателями: правильно ответил на вопрос по «Саге» - получи книжку. Ещё не прошло и половины сериала, а в ТВ студии собрались на её обсуждение в ток-шоу замечательные люди страны: актеры, историки, политики и т. д. Между тем, к огорчению знатоков, оказалось, что из фильма изъято ни много, ни мало, а числом почти в целую серию «порнографии», то есть эротических сцен. Моральными цензорами стали сами руководители канала, побоявшиеся, что их могут лишить лицензии, поскольку они предназначали фильм для просмотра и юным зрителям. Однако зрелых зрителей успокоили: полный вариант сериала, по счастью, сохранен, и они смогут увидеть его на видеокассетах и дисках. Закончилась демонстрация сериала тоже по-голливудски: часовым фильмом о том, как снимали эту «Сагу».

Следует отдать должное авторам сериала (режиссер Дмитрий Барщевский, автор сценария - Наталья Виолина, его жена): они изрядно поработали над романом. У них, к примеру, хватило здравого смысла выбросить из сценария среди многого прочего первого мужа поэтессы Нины Градовой, Степана, имевшего нетрадиционную ориентацию (не только литературную), поскольку единственным объяснением его наличия в романе Аксёнова служит именно эта ориентация. Здесь, правда, была (а, может, и сейчас есть - тьфу! тьфу! тьфу! - не сглазить!) опасность, что авторов сериала могут обвинить в отсутствии должной широты взглядов. Ведь совсем недавно какому-то высокому европейскому чиновнику не дали важную должность при Европарламенте только потому, что он без должного одобрения отозвался о гомосексуалистах… По всему миру от того прошел шквал негодования. Или вот к Борису IV приходит Тася Пыжикова, незаконная жена, а теперь фактически вдова его отца, маршала Градова, со своим маленьким сыном, братом Бориса. «Тут же, как только брат засыпает, он с ней спит в соседней комнате. Вот мы эту сцену исключили, - признаются авторы фильма. - У нас другие люди, просто другие характеры, они бы этого не сделали. Но я знаю, что Василий Павлович был удручён этим». Думается, что совершенно правильно была выброшена и линия повествования, связанная с Польшей. Если бы создатели фильма пошли здесь за известным московско-американским писателем Василием Аксёновым, то зашли бы в такие дебри, в какие не заводил польских интервентов неизвестный тогда никому русский крестьянин Иван Сусанин. В. Аксёнов, возможно, тоже удручен этим, поскольку создатели сериала довольно свободно обошлись и со многими другими историческими сценами этого трехтомного романа. И сделали это не зря. Хотя бы потому, что привели речь его персонажей в более - менее цензурный вид. Авторы сериала «Московская сага» сделали также понятнее по смыслу его сюжетные линии, психологические мотивы поведения героев, описания их жизни, быта, природы.

Действительно, какими кинематографическими средствами можно было передать такое, к примеру, художественное описание Аксёновым ноябрьской ночи 1943 года: «В глухой час, когда московская флора, устав трепетать под западным ветром, поникла ветвями в извечном крепостническом стиле…» В школе, помнится, мои сверстники коллективно сочиняли балладу. Начиналась она таинственно: «Это рассказывать надо с наступлением темноты, когда обезьяны гуляют, держа друг у друга хвосты…» Называлось это «Баллада о выеденном яйце». Дальше, этих четырех строк, правда, дело не пошло…

Авторы фильма достаточно осторожны. Ведь роман Аксёнова - это минное поле. Причем мины здесь - это коровьи лепешки: «Синие стрелы японских сил, будто рыбины, тыкались в вымя и под хвост огромной коровы Советского Союза». Это так образно описывается военная карта. «Синие стрелы» в виде «рыбин» художник фильма, конечно, мог бы изобразить, но «вымя» и подхвостное пространство Советского Союза, чтобы было похоже, - это вряд ли. Маршал Блюхер у него «лает». Как актёру это сыграть? Надо стажироваться в собачьем питомнике. Как Ольга Будина, при всех своих замечательных актерских способностях, смогла бы передать чувства поэтессы Нины Градовой, которая, как сказано у Аксёнова, при ее выступлении на фронте перед воинами увидела их как «тысячи лыбящихся ряшек»? Тут уж понадобился бы какой-нибудь Лаврентий Павлович Берия, который объяснил бы поэтессе, что именно благодаря этим «ряшкам» семейство Градовых могло всю войну довольно сносно жить в своём доме в Серебряном Бору. Хотя, зная характер Нины, описанный Аксёновым, можно предположить, что в нужный момент она могла бы выйти на проходящий неподалеку от Серебряного Бора Ленинградский проспект, чтобы встретить цивилизованных германцев хлебом-солью. В фильме Нина всё же не такая. А какой неописуемый ужас вызвал бы у наших союзников такой аксёновский монолог, если бы он был произнесён в фильме усатыми устами Сталина: «Америка, думал он с удовольствием, перелистывая оперативки. Такая страна, такая производительность! Почему мне выпала паршивая Россия для воплощения великих идей? В Америке мы давно бы уже построили образец коммунизма для всего мира… нэ повэзло. Как Пушкин однажды сказал: «Черт догадал меня родиться в России с душой и с талантом». Америка, вот это страна! Ресурсы, индустрия, массы, то есть производительность труда!» Аксёнов «доит» Советский Союз как огромную корову, и в то же время кусает его «за вымя»: «Ведь часто и дитя кусает кормящую его же грудь» (М. Кузмин).

Герои Аксёнова обоего пола и всех возрастов думают и изъясняются в основном на грубом, матерном языке. Ну, если автору необходимо такое выразительное средство, то пусть, теперь у нас цензуры нет. Однако язык этот не похож на русский мат. Он «арбатски-матерный», искусственный, гнусный и гадкий, такой, каким он представляется автору, а, может, такой он теперь в Америке, на Брайтон-Бич.

Поступки героев романа хаотически-случайны и зачастую мало оправданы, а описания исторических событий и рассуждения о них подчас абсолютно лживы, а порой и просто бессмысленны. Если бы авторы сериала не переписывали и не дописывали роман Аксёнова, а сняли так, как есть, то, чтобы не лишиться лицензии, им пришлось бы от трехтомного романа оставить лишь небольшую справку о семье Градовых с планом их дома в Серебряном Бору.

А между тем роман и сериал «Московская сага» созданы с явной претензией на то, чтобы стать произведением эпическим. Ведь сага - это «нечто легендарное и поэтическое», в древней Скандинавии так называли «эпические сказания о богах и героях». Василий Павлович Аксёнов имел намерение показать жизнь страны через жизнь одной семьи в течение нескольких десятилетий. Здесь действительно много «легендарного и поэтического», много «богов и героев». Представлено буквально всё. Исторические деятели: Троцкий, Сталин, Молотов, Томский, Фрунзе, Тухачевский, Блюхер, Жуков, Рокоссовский, Енукидзе, Клара Цеткин и многие-многие другие. Все-все-все исторические события: Кронштадтский мятеж, нэп, коллективизация, репрессии, война - «допросы и кляузы, измены и расставания» и т.д. - вплоть до создания атомной бомбы… На страницах книги и в фильме заняты солдаты и матросы, сержанты и старшины, офицеры и генералы, маршалы, писатели, ученые, охранники, чекисты, врачи, власовцы, художники…

Однако произведение Аксенова оказалось по сути дела не эпосом, а туристическим маршрутом для иностранцев с зазывным сервисом по принципу «всё включено». И это было подтверждено в одном из многочисленных интервью В. П. Аксенова, где он поведал, что, действительно, первоначально им был задуман сценарий для сериала, который он написал в Америке для постановки именно там. Но по какой-то причине (вот тут и можно поразмышлять - по какой) американцы фильм снимать не стали. Тогда автор переделал его в роман-эпопею. Роман был опубликован в начале 90-х годов в России, прочитан любителями творчества Аксёнова и, казалось бы, забыт. Но пришло наше судьбоносное время, и кому-то стало необходимо возродить произведение Аксёнова, перенести его на телеэкран и призвать миллионы зрителей его смотреть.

Да, в этом романе всё есть. Но нет главного: ни исторической, ни художественной правды.

Что такое правда историческая? Если некто «на полном серьёзе» будет утверждать, что в таком-то году в Нью-Йорке побывал Терминатор, совершивший такие-то подвиги, ему никто не поверит. Нет никаких доказательств. То есть это неправда историческая. Если писатель или режиссер напишут роман, снимут фильм о том же (а они имеют на это полное право), то этому можно будет поверить - доказательства в самом фильме-романе, если они не бесталанны. Это уже правда художественная. Если режиссер «Московской саги» показывает, как врачи по наущению Сталина льют струёй эфир для наркоза Фрунзе при хирургической операции, и он от передозировки наркоза погибает, а доказательств этого никаких нет, то это неправда историческая (есть письменные свидетельства тому, что Фрунзе был доволен, что ему назначена операция). Если бы врачи лили эфир господину Пупкину по наущению заплатившей им ревнивой жены, желающей извести неверного мужа, это вполне могло бы быть правдой художественной и послужить основой детектива. Однако и авторы фильма «Московская сага» не безгрешны: они здесь идут дальше Аксёнова, успешно используя известный принцип подмены - зритель и читатель (особенно зарубежный и наш, молодой) могут и не знать, лили так врачи эфир или нет (в книге профессор Градов лишь со временем начинает предполагать такую возможность). Но то, что Сталин - убийца Фрунзе уже как бы и не требует доказательств. Однако, может быть, это и есть то «легендарное и поэтическое», что делает роман эпосом? Может, они и есть «боги и герои»? Ведь если Хаген в немецком эпосе предательски убивает Зигфрида, - этому все верят уже немало веков. Может быть, у автора была такая художественная необходимость: показать, что Сталин - убийца? Ведь нет же никаких доказательств, что Сальери отравил Моцарта? А мы-то верим! Но - увы! Если уж Аксёнову так хотелось показать, что от передозировки эфира человек может погибнуть на операции, то пусть бы показывал это на примере Пупкина и его жестокой супруги. Это только Пушкину дано - превращать правду художественную в правду историческую. А нам, остальным, надо с этим делом построже…

Смеем утверждать, что в «Саге» так же мало и правды художественной. У автора, ослеплённого ненавистью ко всему советскому, герои часто и думают, и говорят надвое. Автор всё время сбивается, он никак не может отделить героев от себя. Все они - даже правоверные коммунисты, вплоть до Сталина и Берии - прямые или зеркальные отражения именно писателя Аксёнова.

Вот Кирилл Градов, коммунист, «второй секретарь Краснопресненского райкома», вспоминая, как он «дискутировал вопрос о печати с помощником отца Саввой Китайгородским», размышляет о прессе, которая во времена нэпа «осталась в руках у правящей партии»: «Вот чего они хотят: не только нэповских лавок, но и разнузданной прессы. Значит, в этом направлении мы держим правильный курс. Никаких поблажек. Пресса - здесь Троцкий прав - острейшее оружие партии!» Это происходит в трамвае. Но, не успев сойти с трамвая, он думает обратное, ему противен «общий вздор вокруг его цельной личности: споры с Нинкой и Никиткой, мокрая, гнусная одежда, идиотизм газет…» «Правильный курс» - от Кирилла Градова, «идиотизм» - от Аксёнова… Как говорится, «в одном флаконе».

Вероника, беременная жена Никиты Градова, приехав из «вонючего Минска» в Москву, сидя в сквере на углу Кузнецкого и Петровки, размышляет: «Почему все уверены, что будет мальчик?.. Вот возьму и рожу девчонку, а потом брошу своего солдафона и уеду в Париж, к дяде. Выращу француженку, звезду экрана, новую Грету Гарбо… уеду с ней дальше, в Голливуд… Вот так когда-нибудь моё лицо - её лицо - вернется в эту паршивую Москву, как плакат Мэри Пикфорд на афишной тумбе». Подъезжает муж, и она совершенно искренне говорит ему: «Неужели ты не понимаешь, что я не могу без Москвы? Да для меня просто пройтись по Столешникову переулку - истинное счастье!» То же: «Паршивая Москва» - «счастье»… Что от кого - понятно.

Есть кадры и просто смешные, вроде того, когда Берия с выражением лица Бармалея и в досаде на то, что ему не удалось изнасиловать дочь Нины Градовой, Ёлку, вонзает с размаху нож в арбуз: «Мы раз- мы раз- разбойники, разбойники, разбойники! Пиф-паф - и вы покойники!»

Никита Градов после четырех лет разлуки, лагерей, в которых была его любимая жена Вероника, оставшись с ней наедине, испытывает в книге такие чувства: «Сквозь запах французских духов Никита с отчаяньем ощущал лагерную гнусь, слежавшуюся вонь барачных мокрых тряпок, слизь баланды, хлорку параши». Он возбуждается и восклицает: «Тебя там вохровцы е..и, да, да? Вохровцы тебя там подкармливали?» В фильме он набрасывается на нее и грубо насилует. Эта сцена производит шокирующее впечатление. Как же так? Никита не видел жену четыре года, она страдала в лагере не по своей вине, а из-за него, и даже если охрана пользовалась беззащитным положением женщины, то где же милосердие? И тут же подумалось - да ведь какой это сильный авторский ход! Буквально несколько дней назад Никита изменил своей жене Веронике с Тасей Пыжиковой, медсестрой. Вот и срывает злобу. Не на ней. На себе. Но не тут то было. Восхищение глубоким психологизмом писателя Аксёнова оказывается недолгим. Никита Градов выписывает Тасю к себе на фронт и открыто живет с нею на глазах подчиненных и командования.

Конечно, если писателю ради художественного замысла надо показать раздвоение личности героя, то и ладно, и хорошо. Но могут ли, должны ли «шизофреники» становиться главными героями внедряемого в сознание зрителей «эпоса»? Это неправда художественная.

Или вот хотя бы такой эпизод из романа, где профессор Градов, созерцает сатирический плакат «Окно ТАСС»: «На левой его половине грудастый наглый немец в стальной каске грозно наступал на несчастных русских крестьян. «Днем сказал фашист крестьянам: шапку с головы долой!» На правой же половине те же крестьяне саблей снимали с грудастого тела мордастую голову: «Ночью отдал партизанам каску вместе с головой!» Борис Никитич почему-то долго топтался и созерцал плакат. Неадекватность возмездия как-то неприятно его удивила. Всё-таки ведь только шапку снять требовал, а поплатился головою. Вчистую сразу, одним махом все мышцы, сосуды, связки и позвонки, какова хирургия! Наши союзники англичане вряд ли рисуют на своих антинемецких плакатах такую пакость».

Можно ли вообразить, чтобы интеллигент, человек, даже ненавидящий советскую власть, но уже знающий о зверствах фашистов, ведущих совсем не «цивилизованную» войну с русским народом, наверняка слышавший хотя бы о Зое Космодемьянской, которая всего лишь хотела поджечь конюшню, но была лишь за одно это желание повешена, мог бы так мыслить?

В романе непрерывной и весьма важной для автора линией проходит так называемая «еврейская тема». У нас здесь нет возможности её обсуждать - для этого надо не только много места, но и необходимо иметь достаточную эрудицию. Однако зрителю трудно поверить, что только что познакомившийся с Митей Сапуновым молодой парень, воспитывавшийся всю свою сознательную жизнь на принципах интернационализма, мог бы, шагая с рюкзаком на призывной пункт, называть какую-либо женщину вслух «жидовкой». Нормальному зрителю это никак не может показаться правдой художественной. И таких эпизодов в романе и сериале немало.

Сценарий первых серий фильма разработан достаточно детально и позволяет зрителю проследить несколько линий сюжета. Но, поскольку Аксёнов следует уже упоминавшемуся принципу «всё включено», то авторы фильма, чтобы хоть как-то удержать повествование, сбиваются на ведение одной линии, на «мыло». Так, чуть ли не две серии занимает история отношений певицы Веры Горды и Бориса IV. Что в это время происходит с другими героями - зрителю остается неизвестным. Сюжетная линия, связанная с работой советских физиков над ядерным оружием, начинается и вскоре оказывается совершенно забытой. Вероника, вдова маршала Градова, уезжает с мужем-американцем в США и надолго пропадает и т.д.

Однако в романе есть ряд героев, к которым автор испытывает особенную тягу. Огромнейшей выразительной силы Аксенов достигает в описаниях Сталина. Вождь «беззвучно» ходит в «своих мягких кавказских сапожках» как «кот-камышатник», несмотря на то, что у него «шесть пальцев на ступне одной ноги», у «усатого вождя» «морда кота», он «котоподобный», «главный мерзавец, рыжий таракан», «проклятый таракан», у «пахана» «рябая щека», он «скотина», «зловонный тигр», «идолище», «тиранище», «Тараканище» (с большой буквы) и т. д. Вы умели в детстве дразниться?

Думаешь, ну чем же ещё сумеет уязвить Сталина Аксёнов? Уж всего, кажется, достало. Но он сумел. Вернее, подумал, что сумел, применив знакомое ему эксклюзивное художественное средство. И при этом показал, почему в русской литературе такого рода средствами ни один сколько-нибудь уважающий себя писатель не пользовался, даже описывая своих самых неприятных героев: это поистине художественное открытие писателя Аксенова. На протяжении нескольких страниц со всеми «живописными» подробностями он описывает, как у Сталина однажды случился запор и чем и как профессор Градов его лечил, и что из этого вышло. Сразу отринем возможные измышления о противоестественной тяге писателя к такого рода предмету. Он тут хотел так унизить вождя советского народа, чтобы тут уж всё. Вот, мол, ваш вождь, нате! Увы, на нормального читателя это описание производит действие, обратное задуманному автором. Неприятен и гадок становится не страдающий Сталин, а «подглядывающий» Аксёнов. Это опять же говорит о понимании автором, экспериментирующим в поисках «художественной правды», самой сути художественного творчества.

«Заместителю председателя Совета Министров, отвечающему за атомную энергию, и члену Политбюро ВКП(б), отвечающему за МГБ и МВД» Лаврентию Павловичу Берии в этом смысле у Аксёнова повезло. Он не только «любит кончать опасных карьеристов лично, в своём кабинете, неожиданным, в ходе дружеской беседы, выстрелом в висок», но и по другому кончать - публично мастурбировать («рука маршала поигрывала в кармане брюк», «свинье остаётся только дрочить»)… Отметим, что здесь писатель упустил возможность провести параллель между маршалом Берия и древнегреческим философом Диогеном. Как свидетельствуют античные источники, к которым мы должны относится с не меньшим доверием, чем к произведениям Аксёнова, знаменитый грек, проделывая этот акт на городской площади, приговаривал: «Вот если бы можно было удовлетворять чувство голода, поглаживая живот!» Почему автор не упоминает о секретной директиве Берии, обязывавшей всех жителей СССР, лиц мужского и женского пола, «делать жизнь с Диогена»? Не стоит ли в следующем издании «Московской саги» этот пробел восполнить?

Здесь автору этих заметок было трудно удержаться, чтобы не назвать данное творение, «Московскую сагу» Василия Аксёнова, последним словом из размышлений профессора Градова о плакате ТАСС. Но это было бы слишком просто. Вспомнилась старинная притча «профессора и кавалера» Николая Курганова о горбуне, который, услышав от пастора утверждение: «Что бог ни сотворил, то хорошо сотворено», стал ему возражать, приводя в пример себя. На сие пастор ответил: «Нет, ты не прав. Как горбун ты изрядно устроен». Мы можем сказать, что «Московская сага» В. Аксёнова и фильм по его мотивам, назначенные, как только возможно, со всех сторон порочить десятилетия российской, советской истории, «устроены изрядно». При этом, наверное, не стоит обращать слишком большое внимание на несоответствие некоторых исторических деталей того времени тому, что представлено в фильме: правильно ли указана дата смерти матери Сталина, в каком именно лагере заключенным давали кашу с маслом, почему орден Красной Звезды у генерала Градова красуется на левой, а не на правой, как положено, стороне груди и т.д.? В романе Никита Градов пылает ненавистью к Сталину, партии, всей советской действительности, поэтому трудно понять, за что он воюет, что им движет? Но создателям фильма всё же удалось средствами кино показать, за что. Градов с женой Вероникой, возвращаясь с кремлевского приема, где Сталин объявил его маршалом, спускается с Красной площади на Манежную. Первые лучи восходящего солнца падают на Кремлевскую стену, его мундир, лицо: «Утро красит нежным светом стены древнего Кремля». И в этот момент зрителю становится понятно, почему маршал Градов воюет…

В фильме звучит хорошая музыка композитора Александра Журбина, здесь снимались наши самые известные, самые любимые актеры, молодые и уже не молодые: Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Сергей Безруков, Андрей Смирнов, Дмитрий Харатьян, Виктория Толстоганова, Алексей Кортнев, Кристина Орбакайте… Открытием для многих стала игра Екатерины Никитиной, Марьяны Шульц. Но даже им все разъедающая фальшь первоосновы не дает раскрыть все свои артистические возможности.

Но почему людям так настойчиво навязывают этого «изрядно устроенного горбуна» в качестве произведения, якобы отразившего целую историческую эпоху в жизни страны, в качестве эпоса, который должен изучить и знать всякий российский гражданин? Горбуну мы сочувствуем, нам, может, даже жаль его, мы готовы ему в чем-то помочь… Но почему мы должны признавать его за эталон прекрасного, за правду?

Можно посочувствовать Василию Аксёнову, который всю свою немалую уже по продолжительности жизнь живет ненавистью к стране, в которой родился. Нет ни одной реалии советского времени, ни одного факта, ни одного имени, с которыми у него всегда не получалось бы как у Сталина в приводившемся выше эпизоде. Но у Сталина - по болезни, а у Аксенова - по зову сердца и души. Ну, уж казалось бы, девушки-физкультурницы из фильма Г. Александрова чем плохи? Хорошие девушки. Это подтвердит любой мужчина из сексуального большинства. А Аксенову и они не милы. Правда, в книге есть несколько персонажей советского времени, которые не удостоились гнусных слов Аксёнова: это, к примеру,  Мейерхольд, Мандельштам, Евтушенко… Странно, но в книге «Крутой маршрут», принадлежащей перу его матери, Евгении Гинзбург, пережившей заключение в лагере и ссылку, такой всеобъемлющей ненависти нет…

Обыкновенно писатели, берущиеся за темы, связанные с историей, предварительно изучают материал, используя для этого различные источники. Валентин Пикуль признавался, что никогда не работал в архивах, но перед написанием своих романов он штудировал множество книг. В дни демонстрации «Московской саги» исполнилось сорок лет со времени выхода на экраны первого советского сериала «Вызываем огонь на себя». Почувствуйте разницу.

В преддверии празднования 60-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне (не будем стесняться и подчеркнем - именно советского и именно в Отечественной) кому-то надо снова порочить и порочить советский народ, его подвиг, советскую армию, её командование, того же Сталина. И тема коллективизации, и тема репрессий, и тема войны, и все остальные - требуют серьезного подхода. Если собрать в кучу апокрифы, анекдоты, слухи, сплетни, «клюкву», байки, и т.д., то в целом получится байка, а не сага. Большая Московская Байка. Как у Аксёнова.

Юрий ЧЕХОНАДСКИЙ

«ЛГ», 16 ноября – 1 декабря 2004 г.

Об авторе читайте: http://Yunche.narod2.ru/

stopstamp.ru

Маршал Шапошников Борис Михайлович: биография, награды и интересные факты :

Борис Михайлович Шапошников, биография которого описана в данной статье, известный государственный и военный советский деятель. Талантливый военачальник и теоретик. Он внес огромный вклад в создание ВС СССР.

Детство

Маршал Шапошников, биография которого берет начало в городе Златоуст, родился в нем 2.10.1882 г., в семье простых служащих. Отец, Михаил Петрович, работал на винокуренном заводе. Мать Бориса, Пелагея Кузьминична, трудилась школьной учительницей.

Семья являлась многодетной. Кроме Бориса, у Михаила и Пелагеи было еще шестеро детей. После рождения Бориса родители со всеми детьми переехали в Белебей. Поэтому юношеские годы у подростка были связаны с Уралом. В конце 19 в. семья снова переехала, в этот раз в Пермь.

Образование

Маршал Шапошников после школы продолжал свое образование в нескольких учебных заведениях. Причиной стали частые переезды родителей в другие города. Выбор профессии отличался практичностью. Военное обучение было бесплатным, поэтому именно это направление и выбрал Борис, чтобы не обременять родителей. Сначала он учился в Красноуфимском промышленном училище.

В 1900 г. Борис хотел поступить в Алексеевский (ранее был Московский пехотный) техникум. Но из-за болезни Шапошников не смог сдать экзамены. Тем не менее, он упрямо повторил попытку в следующем году. В этот раз Борис был зачислен в Московское пехотное училище. Окончил его в 1903 г, получив первый разряд.

Уже на старшем курсе Борис был произведен в унтер-офицеры благодаря его удачным маневрам в 1902 г. под Курском. Одновременно Шапошникову было поручено командовать взводом из младшеклассников. Приходилось тяжело. Кроме этой дополнительной нагрузки необходимо было находить время и не запускать собственное образование. Через некоторое время поступил в питерскую Императорскую Николаевскую академию. Окончил ее в 1910 г.

Увлечение театральным искусством

Несмотря на полную загруженность и недостаток свободного времени, Борис смог найти просвет и на собственное духовное воспитание. Шапошникова очень привлекало театральное искусство. Немаловажную роль сыграла и возрастающая популярность Шаляпина, который в то время покорял сердца сотнями. Активно развивался театр Станиславского, услаждая искусством сердца людей. Не остался равнодушным ко всему этому и Борис Михайлович.

Служба в Ташкенте

В академию будущий маршал Шапошников попал не сразу. После окончания Московского вуза он оказался в числе лучших выпускников и получил право выбрать себе место службы. Так он оказался в Ташкенте, в должности подпоручика. Благодаря тому, что уже в военном училище научился руководить взводом из младшеклассников, работа оказалась для Бориса знакомой. Он никогда не давал послабления бойцам, но так же строго относился и к себе.

Приходил в часть ровно в 8:30, работал с солдатами до обеда, а потом продолжал занятия до самого вечера. Благодаря требовательности Шапошникова новобранцы быстро усваивали военные премудрости. В результате воинская часть Бориса была признана лучшей в Ташкентском гарнизоне.

Повышение

В первый же год офицерской службы Шапошникова заприметило начальство. В результате Борис был отправлен на пару месяцев в окружной штаб. Там он занимался подготовкой мобилизационного расписания. Потом Борис был отправлен в окружную школу Самарканда. Там подготавливались инструктора по фехтованию.

В этом же учебном заведении Шапошников научился держаться в седле и стал хорошим наездником. После окончания обучения Борису было предложено постоянно работать на прежнем месте, но он отказался, так как мечтал попасть в Академию Генштаба. А для поступления в нее требовалось как минимум три года службы.

В 1906 г. Шапошников был возведен в поручики, а в следующем году начал готовиться к поступлению в Академию. Успешно окончил ее и снова уехал в Ташкент. После Академии для поднятия по карьерной лестнице требовалось отслужить еще два года.

Карьерная лестница

После выполнения всех условий Борис Михайлович выбрал перевод в Западный округ, в дивизию. Единственная свободная должность оказалась – адъютант 14-й кавалерийской дивизии. Она относилась к Варшавскому округу. Дослужившись до капитана, Шапошников прибыл в Ченстохов в 1912 г.

Первая мировая

В начале Первой мировой войны дивизия Шапошникова, которую он так старательно укреплял и обучал, проявила отличную стойкость в военных действиях. Бойцы сдерживали вражеский напор и прикрывали фланг Юго-Западного фронта. Дивизия участвовала в Галицийской битве. Борис Михайлович разделял со своими солдатами все невзгоды и трудности.

В октябре 1914 г. Шапошников был контужен в голову в сражении под Сохачевом, но свой боевой пост командир дивизии так и не оставил. На фронтах Первой мировой Борис Михайлович провел больше трех лет. Часто наступление маршала Шапошникова было решающим в победах. Благодаря умелому командованию, его дивизия считалась одной из самых лучших на Юго-Западе.

Февральская и Октябрьская революции

Во время Февральской революции 1917 г. Борис Михайлович был уже в звании полковника и руководил казачьим штабом. Осенью стал командиром Мингрельского полка. Встретили солдаты нового руководителя настороженно, но со временем отношения наладились. На вопрос полкового комитета об отношении к социалистической революции, Борис Михайлович ответил, что признает ее, готов служить дальше под новыми знаменами. В декабре, на съезде Кавказской дивизии начдивом был выбран Шапошников.

После болезни

Он успел сделать на этом посту многое, пока его не сломала болезнь. В госпитале Борису Михайловичу пришлось пробыть два месяца. Потом он был назначен судебным чиновником. В обязанностях был пунктуален и аккуратен, и начальство им было очень довольно. Но самого Шапошникова эта должность и образ жизни не устраивали.

В рядах Красной Армии

Поэтому он решил вступить в ряды Красной Армии. Так он оказался в числе добровольцев. Пополнил ряды Красной Армии Шапошников в мае 1918 г. Это возвращение к привычной жизни стало новым витком в судьбе будущего маршала. Борис Михайлович получил назначение в Оперативный главк Высшего военсовета в качестве помощника руководителя управления.

В сентябре 1918 г. организация прекратила свое существование. Был создан Реввоенсовет, ставший высшим военным органом. Шапошников возглавил в Полевом штабе отдел разведки. Несколько месяцев его непосредственным начальником был Н. И. Подвойский. Шапошников стал его помощником, одновременно учась оценивать не только военную, но и политическую обстановку.

В августе 1919 г. он вернулся в Полевой штаб, а потом был назначен руководить Оперативным управлением РВС. В то время он познакомился с М. В. Фрунзе. В результате, за свою службу Борис Михайлович получил в 1921 г. орден Красного Знамени.

На Лозаннской конференции был членом делегации в качестве военного эксперта. Обсуждал режим Черноморских проливов. За свои заслуги и огромный военный опыт будущий маршал Шапошников Борис Михайлович был назначен в 1925 г. командующим войсками Ленинградского округа, через пару лет – Московского. В период с 1931 по 1939 гг. занимал должности:

  • главы Приволжского военного округа;
  • комиссара Военной академии им. Фрунзе;
  • был членом ЦИК Всесоюзного съезда СССР седьмого созыва.

С 1937 по 1939 гг. был депутатом ВС страны. Потом возглавил Генеральный штаб Красной Армии. После чего занял должность Народного комиссара обороны и вошел в руководящий состав рабоче-крестьянской армии. В мае 1940 г. он уже маршал. Шапошников, к сожалению, не смог долго проработать в Генштабе из-за своей болезни.

Сталинские времена

С лета 1941 г. Борис Михайлович стал постоянным советником Сталина и вновь начальником Генштаба. Шапошников отвечал за планы эвакуации, разрабатывал контрнаступления. После поражения под Керчью лишился должности начальника Генштаба и был направлен заместителем руководителя в Народный комиссариат. В 1943 г. стал начальником Высшей военной академии имени Ворошилова.

Борис Михайлович был одним из немногих, кто не только избежал репрессий Сталина, но и стал его приближенным лицом. Вождь очень уважал Шапошникова. Он был единственным, кого Сталин всегда называл по имени-отчеству. В своем кабинете он разрешал курить только Борису Михайловичу. При разговоре с ним вождь ни разу не повысил голоса, а предложения Шапошникова чаще всего одобрялись.

Личная жизнь

Маршал Шапошников женился на Марии Александровне. В 1918 г. у них родился сын Игорь. Впоследствии он стал генерал-лейтенантом инженерных войск, доктором военных наук, преподавателем. Получил профессорское звание, возглавлял кафедру в Военной академии Генштаба.

Смерть маршала

Шапошников уже долгое время, как оказалось, болел туберкулезом. Когда из-за болезни он уже не смог работать, то в мае 1942 г. попросил об отставке с должности. Сталин удовлетворил это ходатайство, но впоследствии часто обращался к Борису Михайловичу за советом. Шапошников умер 26.03.1945 г. Похоронен в Москве, у Кремлевской стены на Красной Площади.

Интересные факты из жизни Шапошникова

В период между войнами Шапошников написал монографию «Мозг армии». Книга была выпущена в 1927 г. и посвящалась событиям Первой мировой. Борис Михайлович был беспартийным до 1930 г.

Однофамилец и корабль

Иногда его путают с другим военным деятелем-однофамильцем. Второй маршал (авиации) – Шапошников Евгений Иванович родился в 1942 году. Он стал военным деятелем не только СССР, но и России.

По сведениям НКВД, на Шапошникова было заведено отдельное дело, в котором были сведения, что маршал – религиозный человек и возит с собой казацкую иконку, которая передавалась всегда в роду по мужской линии. А также носил нательный крест, сделанный Фаберже.

В честь Бориса Михайловича было названо большое противолодочное плавающее судно. «Маршал Шапошников» - корабль, который входит в состав российского Тихоокеанского флота. В списках ВМФ с 1982 г., спущен на воду и введен в эксплуатацию в 1985 г.

В 2010 г. сомалийские пираты захватили танкер «Московский университет». Судно было освобождено кораблем «Маршал Шапошников». Пираты в количестве десяти человек в качестве наказания были высажены в открытом море на надувную лодку.

www.syl.ru

Московская сага (2004)

Борис Никитич Градов

доктор

Мэри Вахтанговна Градова (урожденная Гудиашвили)

Никита Градов

Нина Градова-Китайгородская

Вероника Градова

жена Никиты

Кирилл Градов

Леонид Пулково

друг Бориса Градова-старшего

Агаша

домработница Градовых

Цецилия Розенблюм

жена Кирилла Градова

Вадим Вуйнович

Семен Стройло

Нугзар Ломадзе

Савва Китайгородский

хирург

Михаил Васильевич Фрунзе

Иосиф Сталин

Василий Блюхер

Михаил Тухачевский

Владимир Соколов (XI)

Борис Градов

в зрелом возрасте

Петухов

участковый

Гриша

администратор Веры Горды

Сандро Певзнер

Галактион Гудиашвили

Лаврентий Берия

Алексей Орлов (VI)

Борис

9 лет

следователь НКВД

старший лейтенант НКВД

дежурный врач

Поскребышев

Клавдия

возлюбленная Леонида Пулково

Кеке

мать Сталина

Леонид Шевчук

охранник в лагере

Елена

подруга Вероники по лагерю

Кольцов

начальник лагеря

Митя Сапунов

приёмный сын Цили и Кирилла Градовых

Гоша Круткин

Тамара

любовница Берии

Георгий Жуков

Вячеслав Молотов

Надя Румянцева

Дод Тышлер

оберштурмбаннфюрер

Тася Пыжикова

походно-полевая жена Никиты Градова

Вера Горда

певица

Елизавета Михайловна

офицер СМЕРШ

Борис Градов IV

сын Никиты и Вероники

Александр Шереметьев

Стасис

продавщица

Елка Китайгородская

дочь Нины Градовой и Саввы Китайгородского

Василий Сталин

Елена Касьянова

Майка Стрепетова

Шайтис

Рестон

журналист

Татьяна Ивановна Плотникова

профессор

Львов

зоотехник

генерал ГРУ

Стрепетова

мать Майки

парторг мединститута

хозяйка антикварного магазина

Васька

Василий Аксенов (наши дни)

член консилиума врачей

решающих судьбу Михаила Фрунзе

член консилиума врачей

решающих судьбу Михаила Фрунзе

эпизод

эпизод

эпизод

доктор

эпизод

в титрах В.Щевяков

эпизод

член совнаркома

Агния (Дарья) Мищенко-Бродская

эпизод

подпольная акушерка

эпизод

эпизод

Борис в детстве

Алексей Лапин (III)

эпизод

эпизод

эпизод

кремлёвский врач

эпизод

комендант

эпизод

лагерная повариха

эпизод

Т. Суровцева-Щеткина

эпизод

эпизод

эпизод

Светлана Иванова (IV)

эпизод

эпизод

секретарь в редакции журнала

эпизод

Алексей Тарасенко (II)

эпизод

дама на приеме

12 серия

эпизод

эпизод

Татьяна Никитина (VI)

эпизод

эпизод

эпизод

эпизод

эпизод

Степан Хатанзейский

эпизод

эпизод

американский атташе

эпизод

Миша Черемискин

мотогонщик

соседка Стрепетовых

полковник

помощник Берии

следователь

эпизод

эпизод

Марина Сухова (II)

эпизод

эпизод

(нет в титрах)

офицер НКВД

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

труженица в типографии

(нет в титрах)

глава французской миссии

(нет в титрах)

буфетчица

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

маршал Конев

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

пионер

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

майор

танцующий вальс «Тучи в голубом», с героиней К.Орбакайте(нет в титрах)

офицер в штабе

(нет в титрах)

буфетчица

(нет в титрах)

медсестра

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

медсестра

(нет в титрах)

дежурный в НКВД

(нет в титрах)

эпизод

(нет в титрах)

от автора

Page 2

Бывший рестлер воплотит на большом экране бойца смешанных единоборств Марка Керра.Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Популярный американский актёр отмечает юбилей.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНа этот раз компании друзей придется вернутся в опасную игру, чтобы спасти одного из своих приятелей.Равшана Куркова о своей героине Аделаиде, которая ведёт музыкальный конкурс.Съемки фильма «Герцог» стартуют в январе 2020-го.Никита Ефремов о роли Ивана Царевича, которого он озвучивает в четвёртый раз.Актер сыграет главную роль в триллере «Каждый твой вздох».Французской актрисе и певице было 80 лет.2000-2004: От «Убойной силы» и «Бригады» до «Участка» и «Моей прекрасной няни»3 ноября, 23:15, Первый канал

Page 3

Бывший рестлер воплотит на большом экране бойца смешанных единоборств Марка Керра.Иван Охлобыстин о роли царя, с которой началось узнавание его как актёра.Популярный американский актёр отмечает юбилей.Джонни Депп танцует джигу-дрыгу со смертьюНа этот раз компании друзей придется вернутся в опасную игру, чтобы спасти одного из своих приятелей.Равшана Куркова о своей героине Аделаиде, которая ведёт музыкальный конкурс.Съемки фильма «Герцог» стартуют в январе 2020-го.Никита Ефремов о роли Ивана Царевича, которого он озвучивает в четвёртый раз.Актер сыграет главную роль в триллере «Каждый твой вздох».Французской актрисе и певице было 80 лет.2000-2004: От «Убойной силы» и «Бригады» до «Участка» и «Моей прекрасной няни»3 ноября, 23:15, Первый канал

www.kino-teatr.ru

Генерал Горбатов Александр Васильевич: биография, достижения и интересные факты из жизни :

Генерал армии Горбатов Александр Васильевич – человек нелегкой судьбы, закаленный в горниле войны и проверенный на прочность в сталинских лагерях. Даже под пытками НКВД он не признавал себя виновным. Хлебнув лиха, этот «вдумчивый командир и интересный человек» (так о нем отзывался маршал Советского Союза К.К. Рокоссовский) был последовательным, рациональным и неприхотливым в быту. Лишь когда дело касалось службы он был беспощаден (к себе в первую очередь). Сказывалось его полное лишений детство и служба в царской армии. Более подробную информацию о биографии Александра Васильевича Горбатова, основанную на его воспоминаниях, а также описаниях других участников событий, можно почерпнуть из данной статьи.

Обычное детство в крестьянской семье

Великий советский полководец родился 21 марта 1891 года в дореволюционной России в деревне Пахотино, расположенной в современной Ивановской области. Большая крестьянская семья, где отец и мать были очень трудолюбивыми и набожными людьми. У Горбатова Александра Васильевича было пять братьев и пять сестер. Семья испытывала нужду, но упорно боролась за свое существование. Исхудалая лошаденка, кусок земли и промысел по выделке овчин после осенних полевых работ до Масленицы были единственными источниками дохода. Поэтому (как и в большинстве крестьянских семей) к тяжелому труду дети были приучены с ранних лет.

Отец семейства, хоть и был худощавым болезненным человеком, науку жизни закреплял тумаками – таковы были реалии тогдашней России, где даже отпрыски знатных семей подвергались таким мерам воспитания. Родители искренне верили, что таким образом наставляют свое чадо на путь истинный.

Маленький Саша уже с детства выделялся из своего окружения. Сельскую трехлетку он закончил с похвальным листом. В нем очень рано проснулась предпринимательская жилка и умение нестандартно мыслить. Подростком он самостоятельно взялся отвезти на санях варежки, которые его семья и односельчане изготавливали на продажу. Товар он увез за семьдесят верст и вернулся с неслыханной для крестьян прибылью. Вскоре уже многие из взрослых хотели пообщаться с таким «мальцом-удальцом».

Горбатов Александр Васильевич вскоре пожелал «выйти в люди», справедливо считая, что в городе больше перспектив. Несмотря на уговоры родителей, он отправляется в Шую. Это был город и начинался новый этап в его жизни. Парень устроился приказчиком в магазине обуви. За три года своего обучения он терпел насмешки, побои, но упорно стремился к своей цели – получать жалование за свои труды. В торговле его дела шли успешно, даже слишком. Когда начали появляться первые успехи Александра Васильевича, его (как тогда выражались его современники) «забрили в солдаты». Это был 1912 год.

Закалка русского воина

Думал ли будущий прославленный советский генерал Горбатов о том, что станет знаменитым на весь мир прославленным полководцем? Нет, он просто выполнял клятву, данную своему отцу, присягу на верность царю и Отечеству. Рядовой кавалерист втянулся в солдатский быт и старался проявить себя лучшим образом. Когда он еще был приказчиком, то поклялся своим друзьям: Александру, сыну хозяина, у которого он служил приказчиком, и студенту Рубачеву, что не будет пить, курить, употреблять бранные слова. Сослуживцы посмеивались, называя старообрядцем. Позже, уже проходя службу в советской армии, в биографии Александра Васильевича Горбатова были случаи, когда начальство приказывало ему выпить, но он оставался непреклонен. Никогда он не искал забвения от горестей на дне бутылки.

А пока рядовой 17 Черниговского гусарского полка 6 эскадрона по пять часов ежедневно ухаживал за своим конем по кличке Амулет, попадал из винтовки в мишень 38 раз из сорока и на учениях по тактике проявлял себя лучшим образом. Количество «зуботычин» от старших по званию сводилось к минимуму. Набожность прошла. Ее место заняло понимание о том, что все в руках человека, его дисциплины, воли и стремления к победе.

С особым уважением в своих мемуарах «Годы и войны» Горбатов Александр вспоминал полковника Дессино, который командовал их полком. Он не нравился офицерам, а солдаты его боготворили и готовы были за своим командиром полка отправиться хоть в пекло. Строгий и справедливый, он был образцом для подражания.

Так воевать нельзя

Рядовой кавалерист Горбатов в составе 17 черниговского гусарского полка был отправлен на фронт. Смелый, решительный он вызывался на самые рискованные операции по разведке и добыче «языков». За годы войны насмотрелся на то, как большинство российских офицеров попустительски относятся к простому солдату, зато держатся за свои привилегии и каждый раз не забывают напоминать о том, что они «господа», а все остальные «хамы».

Примечателен был такой случай, который произошел при общем отступлении русских войск в Галиции. Отход пехоты прикрывала кавалерия. Всадники уже несколько раз отбивали попытки немцев нанести урон отступающим русским частям. Именно в такие моменты любая армия наиболее уязвима и несет больше всего потерь.

Пятая по счету атака немцев была более решительна и лучше подготовлена. Русские кавалеристы дрогнули, покидая вверенные им позиции. Кроме унтер–офицеров Карелина и Козлова. Они мужественно стояли до конца и при помощи 2 пулеметов отбивались. Немцам пришлось ретироваться. Этих двух героев представили к награде и перевели в уланский полк. Впоследствии офицеры полка не хотели подавать руки бывшим соплеменникам и низшим чинам.

Такая дискриминация наводила на определенные мысли, но будущий генерал Горбатов на тот момент оставался верен воинской присяге с четким пониманием и осознанием того, «кто есть враг и что с ним делать». К противнику он испытывал уважение: не было той расхлябанности, головотяпства и многих других пороков, коими страдала российская царская армия. Враг был силен, умен, дисциплинирован. В его окопах имелось даже электричество и ни одной гильзы на земле не валялось. Но страха этот противник не вызывал, а заставлял мобилизоваться, стать лучше, чтобы победить и выжить.

В русских частях наблюдалась определенная деморализация и разложение, вызванная долгими годами войны и бездарностью царского правительства. От войны устали все, рано или поздно должны были начаться перемены, сопровождаемые обычно большими потрясениями.

Возвращение домой

Февральское отречение царя от власти Александр Васильевич Горбатов встретил в окопах. Что испытывали русские солдаты в тот момент? Растерянность, злость и уныние. Они рисковали жизнью, теряли друзей, стойко терпели лишения. Никто уже и не знал для чего. Мясорубка продолжалась вплоть до марта 1918 г. Но это состояние сменила радость – пришел приказ о расформировании полка. Теперь Александр Васильевич мог вернуться домой после четырех лет войны.

Дома он застал своих постаревших родителей, которых надломило горе – два сына погибли на фронте. Горести в душе добавляла общая неразбериха и разруха: продовольствия не хватало, люди были рады любой возможности, чтобы прокормиться. Приближалась посевная пора – а семян у семьи Горбатовых не было, но предприимчивый Александр Васильевич смог их раздобыть, обменяв на ситец в Казанской губернии.

Покончив с полевыми работами и отремонтировав хозпостройки, он не мог найти себе места. Его вновь потянуло на фронт - сражаться за власть Советов. Он многое повидал на фронте и не хотел, чтобы старые порядки и бывшие господа с их замашками вернулись. Можно по–разному относиться к большевикам, но одно не вызывает сомнения – они победили потому, что народ поверил им и поддержал. Одним из представителей народа был будущий генерал Горбатов.

Любовь к кавалерии навсегда

Бесценный боевой опыт, полученный на войне, наблюдательность, исполнительность, инициативность сделали свое дело: бойца Красной Армии Горбатова заметило советское командование. Специалистов не хватало, а РККА нуждалось в решительных опытных командирах. Поэтому первоначально под его руководством был взвод, затем эскадрон, а потом и 58 кавалерийский полк, и отдельная Башкирская кавалерийская бригада в 1920 году.

Воевал против генерала А.И. Деникина и войск Петлюры. Гражданская война была завершена, но свою службу в кавалерии он продолжил вплоть до сентября 1937 года.

Жил, служил и «оказался»

Наступил 1937 год и в РККА начались чистки. К тому времени Александр Васильевич Горбатов дослужился до командира 2-й кавалерийской дивизии на Украине. Развернув весной 1937 года газету, он с удивлением узнал о том, что маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский – враг народа и шпион, участвовавший в «военно–фашистском заговоре». Вскоре начали хватать уже друзей и сослуживцев Александра Васильевича, но у него теплилась надежда о том, что советская власть разберется.

В этой ситуации каждый пытался выжить как мог. Так, например, один из подчиненных командира дивизии Горбатова, командовавший седьмым полком, подарил прекрасного коня уполномоченному особого отдела. Это был вопиющий и унизительный поступок, который командир дивизии не мог оставить без внимания, поэтому он приказал командиру полка вернуть прекрасное животное.

А уже через месяц Александра Васильевича отстранили от командования и исключили из партии с предписанием явиться в Главное управление. Ему ничего не оставалось делать, он уехал в Саратов к родителям жены.

Затем его вызвали в Москву в октябре 1938 года, где и произошел арест. Так доблестный советский офицер оказался в жерновах НКВД.

«Чем больше посадят – тем лучше»

Генерал Горбатов и его непростая судьба, которая вела этого замечательного человека разными тропами, со своими взлетами и падениями, являются наглядным примером того, как можно в критической ситуации не терять духа. Его сокамерники рассказали о том, как подписывали под давлением всякую несусветную чушь. Это возмутило Александра Васильевича – такие действия коллег по несчастью он осуждал, считая, что они тем самым мешают правосудию и подставляют невиновных. У них была другая точка зрения, которая заключалась в том, что чем больше людей пострадает, тем скорее советская власть поймет весь абсурд происходящего.

Бывший командир дивизии, а ныне враг народа был непреклонен в своем решении - не давать никаких признательных показаний. Его отвезли в Лефортово и следователь по фамилии Столбунский начал допросы с пристрастием, угрожая, что вскоре и жена Александра Васильевича будет арестована, если он не сдастся и не начнет сотрудничать.

Жена «врага народа»

Пока русский воин стойко переносил невзгоды судьбы, его супруга Нина Александровна безуспешно пыталась навести справки. На Лубянке ей ответили, что Горбатова Александра Васильевича никто не арестовывал. Только чудом она узнала о его незавидной участи и решила вернуться в Саратов. К тому времени ее отца и брата также арестовали по нелепым обвинениям, мать, сестра и брат нуждались в поддержке.

Нина Александровна устраивалась на работу, но везде, узнав о том, что она жена «врага народа», ее увольняли. Об этом Герой Советского Союза Горбатов Александр Васильевич узнал, когда вернулся на свободу.

Колыма

8 мая 1939 года был пятиминутный суд и приговор по 58 статье УК РСФСР на 15 лет. Отбывать наказание отправили на Колыму – край обреченных. Верховодили и заправляли всем уголовники. Приходилось по–новому жить. Бараки, тяжелые условия труда, поножовщина и прочие «прелести» лагерной жизни. Это был золотоносный рудник, где трудилось свыше 400 человек. Самому Александру Васильевичу удалось найти самородок весом в 150 граммов лишь однажды. Время шло, на Советский Союз надвигалась гитлеровская угроза.

Вновь в строю

Бездарей в Красной Армии хватало, а толковых опытных военных можно было по пальцам пересчитать. Закономерно ощущался кадровый голод. Чистки в РККА, нехватка времени для технического переоснащения и множество других факторов, из–за которых были потеряны миллионы жизней советских солдат и офицеров.

Война стояла на пороге. Ее ждали и к ней готовились. Существует множество мифов о вероломном нападении Гитлера, но правда заключалась в том, что два гиганта не могли ужиться под одним солнцем. Когда драка неизбежна – бей первым. Так и поступила фашистская Германия 22 июня 1941 года.

А для нашего героя эта ситуация оказалась на руку – его вернули из лагерей, вылечили и отправили на должность заместителя командира 25-го стрелкового корпуса.

Это было грустное возвращение. Жена, рассказавшая обо всех горестях и печалях, новое назначение, где при первичном анализе вверенных дивизий становилось понятно: хромает дисциплина, слаженности нет, а большинство командиров на это даже не обращают внимания.

Фронт откатывается на Восток

В биографии Александра Горбатова ВОВ, как и в судьбе всего многострадального советского народа, - это трагедия, смешанная с чувством гордости и болью утрат. Советский Союз не сломился под гнетом врага, но заплатил за это слишком высокую цену.

Он просил, чтобы его направили на самый тяжелый участок. Витебское направление было крайне важным участком фронта. Когда Александр Васильевич оказался под Витебском, то застал удручающую картину: целые подразделения шли на восток. Кто–то получил ложный приказ по цепи, кого-то напугали действия вражеской артиллерии. Уныние и подавленность царили в рядах советских воинов.

Горбатов переподчинил паникеров и организовал оборону. Но общее отступление было не остановить. А 22 июля одному из немецких автоматчиков удалось ранить Александра Васильевича в ногу. Он вернулся в Москву, но чувство вины заставляло этого советского полководца рваться в бой (причем не излечившись от ранения).

Натиск и внезапность

Умение нестандартно мыслить, отделяя разумный риск от авантюры – качество, которое дано далеко не каждому полководцу, но у генерала Горбатова оно имелось, да и проявлялось в самых сложных ситуациях. Так было при битве за город Орел, когда он убедил Жукова выделить для его 3-й армии самостоятельный участок для прорыва. Задачу усложняла необходимость форсирования реки Зуши. Но представитель Ставки Г.К. Жуков поверил Горбатову, которому с его армией первоначально отводилась вспомогательная роль в обеспечении наступления. Даже опытных немецких офицеров удивил такой маневр.

Манера видения боевых действий Героя Советского Союза Горбатова отличалась тем, что каждую свою операцию он планировал с учетом конкретной ситуации, избегая повторений и шаблонов. Всегда старался использовать фактор внезапности. Он был противником штурма Берлина, считая, что этот город и сам сдался бы. Для него было основной целью не убить, а как можно больше взять в плен и сделать все возможное, чтобы исключить ненужный риск.

Заключение

Биография и награды Горбатова Александра Васильевича впечатляют. Начав службу в кавалерии, он продолжил ее в сухопутных силах, командовал отдельной воздушной гвардейской десантной армией. Был командующим Прибалтийского военного округа. Его не сломили ни войны, где он был героем и «Батей», для своих бойцов, ни лагеря и пытки НКВД. Он не оклеветал ни себя, ни других, сохранив честь офицера. Жил по совести и правде, как учил его отец. Не курил и не пил – сдержал клятву, данную в юношестве друзьям.

При рождении ему дали имя Александр, что в переводе с древнегреческого означает «защитник людей». Таким он и останется в памяти народа.

www.syl.ru

Юморист Константин Маласаев: его биография, семья и творческая деятельность :

Константин Маласаев – артист комического жанра. За его плечами немалый опыт выступлений на сцене. Хотите узнать, в каких проектах он участвовал? Как складывается личная жизнь юмориста? Мы с большой радостью расскажем обо всем.

Константин Маласаев: биография, детство и студенчество

Он родился в Томске в 1981 году (6 апреля). Воспитывался в обычной семье. Его отец и мать не имеют отношения к телевидению.

Наш герой рос активным и артистичным ребенком. Косте нравилось петь и танцевать. А его благодарной публикой были мама, папа, бабушки и дедушки.

Мальчик рано научился писать и читать. А все благодаря стараниям его любимой бабушки. В школе Маласаева всегда ставили в пример другим ребятам. Костя никогда не хулиганил и всегда с ответственность подходил к заданиям от учителей. Также он успевал посещать секцию каратэ, студию бальных танцев и кружок рисования. Одним из главных увлечений Кости были шахматы.

В 12-летнем возрасте он приступил к изучению международного языка общения – эсперанто. А еще за короткий срок мальчик овладел оригами (искусством создания разных фигурок из бумаги).

В старших классах Константин Маласаев окончательно определился с профессией. Ему захотелось стать журналистом. После получения школьного аттестата он подал документы в местный госуниверситет. К сожалению, ему не удалось поступить на факультет журналистики. Но наш герой не поддался отчаянию. Талантливый и целеустремленный парень стал студентом другого вуза – Института искусств и культуры. Родители испытали гордость за сына.

Участие в КВН

Во время обучения в вузе Костя был активистом и организатором культмассовых мероприятий. В 1999 году его пригласили в команду КВН «Огни большого города». Он ответил согласием. Так он познакомился с Мишей Башкатовым и Алексеем Базаем. Команда, представлявшая Томский университет, не смогла пройти в финал. После этого она распалась.

Башкатов, Базай и Маласаев организовали новую команду, назвав ее «Максимум». Вскоре к ним присоединились другие студенты, обладающие хорошим чувством юмора. В 2000 году томская команда «Максимум» получила титул «Чемпион КВН». Их земляки ликовали от счастья. Ребята еще несколько раз выступали в этой передаче. Потом каждый пошел своей дорогой. К примеру, наш герой в родном городе вел такие телепрограммы, как «Отдыхай. Томск. ру» и «Чертова дюжина».

В 2010 году Константин Маласаев перебрался в Москву. Ему предложили работу в Comedy Club и приличный гонорар. Молодой юморист не мог упустить такой шанс. Он вошел в состав группы USB. Гена, Никита, Стас, Дюша Метелкин и Турбо – наглые и самоуверенные парни, которые появляются на сцене Comedy Club, чтобы добавить «ложку дегтя в бочку с медом».

Их образы выдуманные. Они показывают заранее заготовленные сценки. А многие люди верят в реальность происходящего. Персонаж Маласаева – стильно одетый парень по имени Никита, представитель сексуальных меньшинств. Его колкие фразочки вызывают истерический смех у зрителей.

Прочая деятельность

Творчество Кости не ограничивается только участием в КВН и выступлениями в Comedy Club. Наш герой успел попробовать себя и в качестве ведущего. Маласаеву под силу организовать любой праздник, будь то веселая свадьба, запоминающийся корпоратив или юбилей с большим количеством гостей. Также он готов сниматься в музыкальных клипах и рекламных роликах.

Константин Маласаев: личная жизнь

Наш герой уже давно встретил свою вторую половинку. Его избранницу зовут Юлия. Девушка не имеет никакого отношения к шоу-бизнесу. По профессии она парикмахер-визажист.

Долгожданное событие

Участник группы USB является активным пользователем соцсетей. И вот в сентябре 2016 года на своей странице в Instagram он сообщил потрясающую новость. Дело было в том, что Константин Маласаев с женой совсем скоро должны были стать родителями. Известный комик был готов кричать об этом на каждом шагу. Они с супругой буквально светились от счастья. Еще бы, ведь пара состоит в браке уже 10 лет.

В ноябре 2016 года в одной из частных клиник Испании Юлия родила мужу наследника. Малыша назвали Арсением. Новоиспеченные родители окружили сына вниманием и заботой. Семья проживает в Москве в съемной квартире, но в ближайшее время планирует обзавестись собственными апартаментами.

В заключение

Сегодня Константин Маласаев вполне может назвать себя счастливым человеком. Ведь он востребованный артист, счастливый отец и заботливый муж. Пожелаем ему и его семье всяческого благополучия!

www.syl.ru


Смотрите также