Георгий гашев иконописец биография


Иконы Георгия Гашева

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам: https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии

ruskline.ru

Александр Богатырев. Из грек в варяги / Православие.Ru

Вопрос:

Греческие иконописцы в последние годы в Россию приезжали, и русские иконописцы тоже посещали своих греческих коллег. Контакты на уровне личных знакомств существовали, но на сей раз в Петербург приехала целая группа греческих иконописцев с целью познакомиться со своими русскими собратьями и, по возможности, наладить контакты для обмена опытом и установления более тесных профессиональных связей.

Отвечает Александр Богатырев:

Икона «Чудесный улов рыбы» работы Георгия Кордиса. Фреска монастыря в честь Пресвятой Богородицы в Клейди.
Варяги мы, прямо скажем, еще те, а вот греки к нам приехали настоящие.

Георгий Кордис — профессор Богословского факультета Афинского университета, автор многих книг по истории византийской иконы и по технике иконописания, приехал в Петербург со своими студентами по приглашению настоятеля Оптинского подворья иеромонаха Ростислава.

Греческие иконописцы в последние годы в Россию приезжали, и русские иконописцы тоже посещали своих греческих коллег. Контакты на уровне личных знакомств существовали, но на сей раз в Петербург приехала целая группа греческих иконописцев с целью познакомиться со своими русскими собратьями и, по возможности, наладить контакты для обмена опытом и установления более тесных профессиональных связей, но, главное, профессор Кордис хотел рассказать о византийских традициях и дать мастер-класс, во время которого можно было бы продемонстрировать некоторые технологические приемы и дать объяснения их применения.

О современных русских иконописцах в Греции практически ничего не известно. Слышали об архимандрите Зеноне и о том, что при обителях и некоторых духовных школах организуются иконописные мастерские. Но что происходит в этих мастерских, как и кто обучает начинающих иконописцев, в Греции не знают. Да и в России, откровенно говоря, даже в православной среде об этом мало что известно.

Визит начался с посещения иконописной школы Духовной Академии. Побывав во всех четырех классах, гости увидели, с чего начинается обучение и все этапы постижения иконописного мастерства. Их интересовало все: какими красками пишут ученики, как и из чего эти краски приготовляются, как готовится доска, как наносится рисунок, как проводится золочение, чем покрывается готовая икона. Выслушав разъяснения учеников, рассказывали, как то же самое делают в Греции.

Затем гости поднялись в мастерскую преподавателей этой школы. Валентина Жукова, Кристина Прохорова, Иван Кусов и Александр Стальнов давно организовали замечательное содружество. Их иконы можно увидеть во многих храмах и монастырях. Одна из самых заметных их совместных работ — это иконостас Блокадного храма на правом берегу Невы неподалеку от моста Александра Невского.

Они показали коллегам иконы, находящиеся в процессе написания, после чего продолжился профессиональный разговор, начатый с учениками.

Естественно, что гостям хотелось увидеть, как выглядят новые иконы в интерьерах храмов. Приложившись к мощам Александра Невского, они поехали в реставрируемый храм в честь иконы «Всех Скорбящих Радости» с новым иконостасом, написанным Георгием Гашевым. Работы этого талантливого иконописца произвели на них большое впечатление.

На следующий день они побывали в его мастерской. Мастерская Георгия заслуживает отдельного пространного описания. Это необычный симбиоз гостиной, этнографического музея и мастерской, дизайн которой выполнен с большим вкусом. Старые фотографии, запечатлевшие прекрасные, исполненные высокой духовности лица русских детей, девиц в национальных костюмах, молодых монахов и старцев, соседствуя с иконами, создают ощущение прикосновения к вечности. Под тихие византийские песнопения гости и хозяин вели беседу о тонкостях своего ремесла. Понять суть их разговоров неискушенному свидетелю было непросто. Поди пойми, почему наши иконописцы добавляют в яичный желток вино, а греки этого не делают. И в вине у них нет недостатка, а вот, не добавляют — и все тут. А на вопрос «почему?» лишь пожимают плечами. И с кальки рисунок на доску мастера не переносят. Рисуют по левкасу.

Через три дня, во время мастер-класса профессор Кордис покажет, как это делается. К удивлению огромной аудитории, он, что называется, с нуля, менее чем за три часа напишет икону Антония Великого.

Конечно, и у нас есть иконописцы, прекрасно владеющие мастерством рисунка. Но иконописцам, как начинающим, так и достигшим высокого уровня, было чрезвычайно интересно узнать о византийских технологиях.

Что бы там ни говорили скептики, уверенные, что греки нас ничем не удивят, (а они все же удивили), но у них многовековая традиция не прерывалась даже под гнетом турецкого ига. Мы же более полувека прожили под реальной возможностью быть либо посаженным, либо расстрелянным не то, что за написание иконы, а лишь за ее хранение.

А потом, когда реставраторы, работавшие для музеев, и появившиеся в двух монастырях иконописцы начали самостоятельный поиск, буквально по крохам собирая сведения о секретах старых мастеров, что-то компилируя, что-то открывая по наитию, возникла новая проблема. Те, кто шли за ними, восприняли их поиски, как древнюю традицию. Уважение к подвижникам, работавшим при большевиках, зачастую приводило к тому, что их, иногда далекие от совершенства находки, были возведены в догму. И для многих иконописцев потребовались долгие годы самостоятельной работы и поисков, чтобы избавиться от влияния чужого авторитета

Беседы наших мастеров с греческими оказались чрезвычайно интересными и полезными. Говорили не только о технологических приемах, но и о путях развития иконы в современном мире. При явном сходстве и одинаковом подходе ко многим вопросам обнаружилось и изрядное разномыслие. Супруги Богдановы — известные в Петербурге иконописцы — в дискуссии о возможных путях развития иконы, отвергли возможность почерпнуть новые идеи в древнерусской иконе. Они уверены, что лишь византийская традиция дает такие возможности. Профессор Кордис, напротив, полагает, что старая русская икона, не менее, чем византийская, таит в себе безграничные возможности нахождения новых форм.

Но при этом он полностью отвергает идеи Евгения Трубецкого и отца Павла Флоренского «об умозрении и богословии в красках», популярные в среде русских иконописцев, объясняя это тем, что византийская традиция подобных идей не имела.

Мне трудно судить, почему при разговоре о необходимости нахождения новых форм напрочь отвергаются оригинальные суждения о символике цвета. Россия, поучившись у греков, очень скоро стала искать свой собственный путь. Иконы русских мастеров стали отличаться от греческих. Достаточно сравнить работы Максима Грека и Андрея Рублева. И храмовое искусство у нас иное, и осмысление иконы у нас, совершенно естественно, несет печать национальной самобытности.

Разговор о том, как писать иконы, далеко не прост. Стоглавый Собор, например, постановил: «Писать, как Андрей Рублев». Поди, напиши! С критериями тоже далеко не ясно. В первые века, например, была известна полихромная скульптура Богоматери. Те, кому посчастливилось видеть Богородицу при жизни, говорили, что скульптура была очень похожа на Оригинал. Но не внешнее сходство стало главным критерием. Православная традиция вообще отказалась от скульптурного изображения Спасителя, Богородицы и святых и предпочла икону.

Трактатов о том, как писать иконы, очевидно, вообще не существовало. Мастер обучал учеников. Те смотрели на то, как он работает, и следовали за ним. И так продолжалось из века в век. Так появилась традиция, выработался канон. Если бы традиция прервалась, и стали бы писать неправильно, то тогда бы и возникла необходимость споров и поиска истины. Так, как это происходило на Вселенских Соборах. Появлялась ересь, и Церковь реагировала на нее. А поскольку в византийской традиции иконописания не было серьезных отступлений от канона, то и толковать было не о чем. Поэтому и нет трактатов…

Профессор Кордис рассказал о том, что школ в Греции много, пишут по-разному, и это прекрасно. Сам он начал свой мастер-класс с теоретического доклада. Рассказал о композиционных особенностях византийской иконы, о том, как на иконе возникает движение, о взаимосвязях света и различных ракурсов. О том, что композиция статична, когда в ее основе лежит прямой крест. Косой крест придает динамику, создает ритм. Он присутствует, как во всей композиции, так и в деталях.

Затем на листах ватмана он показал, как эти принципы реализуются в рисунке. Точными движениями углем по белой бумаге в несколько минут он нарисовал голову апостола, Богородицу, ангела. Когда быстрым круговым росчерком он изобразил крыло ангела, публика ахнула, и по аудитории пробежал восторженный гул.

Икону он писал четырьмя красками: белой, черной, желтой и красной, объяснив, что всегда так работает. Он быстро смешал черную краску с белой, оставив на стекле несколько серовато-зеленоватых лужиц разной степени интенсивности. И в конечном итоге икона получилась с доминирующим зеленым цветом. У некоторых слушателей возник вопрос «почему он является сторонником подобного цветового минимализма?». Ведь известны византийские иконы, на которых синий и голубой цвета очень яркие — лазурита не жалели. Да и радуга небесная дает нам убедительную подсказку того, какими вапами изображать реалии горнего мира.

Но поскольку в данной ситуации важно было не теоретическое обоснование использования цветов, а сама техника письма, то никто и не добивался ответа. А технику профессор продемонстрировал виртуозную. Передние слушатели обступили плотным кольцом стол, за котором писал профессор, а человек тридцать встали на стулья, да так и простояли без перерыва три часа, следя за каждым движением кисти мастера. Около десятка видеокамер не выключаясь ни на секунду, фиксировали появление каждого нового штриха.

Мастер-класс продолжался около восьми часов. Сам профессор сделал лишь один десятиминутный перерыв. Выпив чашку чая, он продолжил урок.

Самое удивительное — это то, что о сложных вещах он говорил невероятно просто. И держался он просто. С удивительной легкостью показал технику рисунка и написал икону. Словно это не представляло большого труда. Но когда присутствовавшим был показан результат, то опытные иконописцы признались, что им потребовалось бы раз в пять больше времени на такую работу.

Рисунки и икону профессор оставил в дар Православному институту при Оптинском подворье, а краски предложил иконописцам, с которыми познакомился накануне мастер-класса.

Несмотря на поздний час, никто не хотел расходиться, а реставраторы из мастерской при Владимирском соборе предложили заглянуть к ним.

Прощальная посиделка получилась душевной. Греки благодарили за гостеприимство, вспомнили свою поездку в Псков и путешествие с иконописцем Алипием по озеру, по которому проходил «путь из варяг в греки». Наши иконописцы наговорили грекам комплиментов. Сравнили профессора Кордиса с Максимом Греком, обучившего русских иконописанию. Теперь нам ничего не остается, как только ответить появлением нового Андрея Рублева. Заметили, что профессор обладает редким качеством — и говорит прекрасно, и пишет превосходно. Обычно, кто много говорит, сам писать не умеет. И чем лучше говорит, тем хуже пишет. Барышня, отснявшая весь урок профессора, сказала, что самый большой скептик, не ожидавший узнать ничего нового, попросил у нее переписать отснятую кассету. Сам он фотографировал все этапы написания иконы. Но, видно, захотелось проследить за каждым мазком. Все говорили о том, что такие контакты необходимы, и решили продолжить их. Вариться в собственном соку бывает полезно, но только до определенного этапа — пока вырабатывается свой почерк. Потом нужно знакомиться с работами коллег. Иначе закиснешь.

Приезд греков собрал всех иконописцев Петербурга. Такого до сих пор не было. Разные питерские мастерские отвергают многие моменты работы своих коллег. Необходимо стороннее лицо, способное непредвзято оценить как достоинства, так и просчеты. Необходимо соборное решение накопившихся вопросов.

Знакомство с живыми носителями византийских традиций может помочь нам разобраться и в наших внутренних спорах. При общем верном направлении нашим иконописцам рано или поздно все равно придется отходить от копирования старых мастеров и начать двигаться вперед. А вперед — значит вглубь. В древности икона не стояла. Канон не мешал поискам нового. И новое появлялось постоянно. Век от века отличался разительно.

Греки обещали повторить визит. В следующий раз урок будет не один. И пояснения к тому, почему нужно пользоваться тем или иным приемом, профессор Кордис обещал прислать. Сейчас уже переводится на русский язык одна из его книг. Придется подумать о переводе и других. А нашим иконописцам к следующему его приезду не худо бы было обсудить некоторые проблемы, чтобы быть готовыми к продуктивному диалогу. Нам ведь тоже есть, что сказать.

10 / 10 / 2005

Код для блогов / сайтов
Посмотреть анонс
Разместить анонс
Добавить ссылку
Печать
RSS

За 10 лет работы рубрики «Вопросы священнику» мы накопили несколько тысяч ответов на интересующие Вас вопросы. Перед тем, как задать свой вопрос, посмотрите, не был ли он уже разобран на сайте.

 версия для печати

pravoslavie.ru

Гашев Георгий, иконописец

29.10.2019Игумен Адриан (Павлов) Литургические новшества архимандрита Софрония (Сахарова)

31.10.2019Протоиерей Константин Буфеев О святом мученике Уаре и церковной молитве за неправославных

27.10.2019Нина Павлова (†2015) Кто на Голгофе?

12.09.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь» Рецидив неообновленчества

22.10.2019 Лекарство от модернизма.

Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным)

16.10.2019Киприан Шахбазян Последуя святым отцам...

К вопросу о критерии верности православному вероучению (в контексте «богословия» А. Шишкова)

8.10.2019Протоиерей Константин Буфеев О недопустимости русификации богослужения

10.10.2019Протоиерей Петр Андриевский (†2012), Николай Каверин Кто такой «Удерживающий»?

18.10.2019Николай Каверин Надо ли служить утреню непременно с утра?

6.10.2019 Россия без ядерного оружия

14.10.2019Николай Каверин Зачем любил ты Рим, владыка Никодим?..

К 90-летию со дня рождения митрополита Никодима (Ротова)

30.09.2019Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Ересь имябожничества в прошлом и настоящем

24.10.2019Нина Павлова (†2015) Забытая веревка.

25 октября — день кончины православной писательницы Нины Павловой (†2015)

1.10.2019Николай Каверин Мечты обновленцев сбываются: в Москве стали строить храмы с низкими иконостасами

16.09.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь» Появление в святцах РПЦ монахини Марии Скобцовой означало бы канонизацию «бердяевско-эсеровской» идеологии и «европравославия», ведущих к разрушению Церкви

26.09.2019Владимир Семенко «Цветная революция» в России начнется в РПЦ?

8.09.2019 Куда способны увести наставления протоиерея Александра Меня

22.09.2019Александр Халдей Либеральная религия Модерна.

В мире нет более тоталитарной религии, чем либерализм

11.09.2019Протоиерей Игорь Рябко За что нам хотели бы отсечь головы сегодня

3.09.2019 Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

25.08.2019Николай Каверин Церковнославянский язык – это наш язык для беседы с Богом

1.09.2019Александр Халдей Ударные стройки православия.

Правильно ли понимает рост духовности населения нынешнее руководство РПЦ?

28.08.2019Александр Халдей Социология протеста: потерянное поколение, или Кому нужно зажигание новых звёзд на протестном небосклоне?

5.09.2019Архимандрит Рафаил (Карелин) О грехе сребролюбия

20.08.2019Священник Александр Шумский Страшны не пожары, а кипящие мозги

13.08.2019Александр Стрижев Чего не изрекал преподобный Серафим Саровский.

К вопросу о псевдоцерковном мифотворчестве

2.08.2019Михаил Демурин Ваше высокоблагородие! The next station is «Park Kultury», барин!

15.08.2019Епископ Арсений (Жадановский) Опасность прелести

12.07.2019Редакция сайта «Благодатный Огонь» Новый ректор Сретенской семинарии архиепископ Амвросий (Ермаков) – сторонник церковного модернизма и обновленческих реформ

28.07.2018 Причины провала церковной дипломатии ОВЦС на украинском направлении

16.07.2019Владимир Семенко «Оптимизация» или зачистка?

1.07.2019Михаил Демурин Кто в РПЦ против народного единства в Великой Отечественной войне?

6.06.2019 Великие румынские духовники об исповеди и причащении

31.05.2019Николай Каверин На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

10.06.2019Архимандрит Рафаил (Карелин) Мистическая сущность греха

26.05.2019Редакция сайта «Благодатный Огонь» Ударял ли святитель Николай в ланиту Ария?

В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих и «новых саддукеев»

23.07.2019Священник Валерий Духанин Заступница Усердная или «вражеский ангел-хранитель»?

Размышления над одним религиоведческим опусом протодиакона Андрея Кураева

19.05.2019Николай Каверин Митрополит Иларион (Алфеев) как «десталинизатор» Великой Победы в Великой Отечественной войне

21.04.2019Александр Камчатнов Сакральный славянский язык в Церкви и культуре

5.05.2018Алексей Горожанин Апологет «асфальтового православия» Кураев и Благодатный огонь

12.05.2019Николай Каверин Если нечисть в рясах на День Победы беснуется, то значит у нас всё правильно!

22.04.2019Николай Каверин Патриарх Кирилл вопреки Уставу снова навязывает службу с открытыми царскими вратами

17.04.2019Николай Каверин Чтение вслух тайных молитв в свете обновленческих реформ и благих «миссионерских» целей

11.04.2019Архимандрит Рафаил (Карелин) О мистической красоте церковного языка

10.04.2019 Редакция сайта «Благодатный Огонь» Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

27.02.2019Николай Каверин Об отмене Исповеди перед причащением Святых Таин

8.04.2019Протоиерей Михаил Редкин О подготовке ко Святому Причащению

25.03.2019Николай Каверин О католическом влиянии на движение сторонников «евхаристического возрождения»

1.04.2019Священник Алексий Гоков Как пацифисты фальсифицируют историю Церкви.

Комментарий на текст протодиакона Кураева об антимилитаризме ранней Церкви

4.04.2019Николай Каверин О модернистской деятельности архимандрита Тавриона (Батозского) в Глинской пустыни

9.10.2013 Архимандрит Илия (Рейзмир): «Будет беда, если Русская Церковь утратит исповедь перед причащением»

3.03.2019Николай Каверин Апология православного милитаризма.

Церковь о войне, убийстве на войне и о защите Отечества

18.02.2019Николай Каверин Креативный миссионерский кураж

20.02.2019Николай Каверин Кто в начале ХХ века отвергал опыт использования русского языка в богослужении?

10.02.2019Тимур Давлетшин О «православном» цезаропапизме

27.01.2019Николай Каверин Некоторые креативные аспекты телепроповеди митрополита Илариона (Алфеева)

13.01.2019Николай Каверин Об одной замечательной книге из серии «Жизнь замечательных людей» одного замечательного митрополита

21.01.2019Александр Щипков Греко-протестантизм

3.01.2019Иеромонах Дамаскин (Христенсен) Обновленчество. Иеромонах Серафим (Роуз) и протопресвитер Александр Шмеман

5.02.2019 «Яд в привлекательной упаковке»

8.01.2019Николай Каверин Томос стамбульского патриарха и его последствия для мирового Православия

28.12.2018Николай Каверин Дарование «канонической автокефалии» Украинской Православной Церкви было бы предательством православных верующих на Украине

18.12.2018Эльдар Торбиев Агенты раскола: Как и с какой целью Госдеп США разрушает православие на Украине

20.01.2019Протоиерей Константин Буфеев Размышления о «Крещальной Литургии»

6.12.2018Тимур Давлетшин О «травле» Солженицына и его «русском патриотизме».

Ответ на Заявление Совета православной патриотической общественности

20.12.2018Эдуард Биров Солженицын – один из символов разрушения и очернения Советской России

11.12.2018Игорь Друзь К 35-летию со дня кончины прот. А.Шмемана.

Идеология протопресвитера Александра Шмемана

13.12.2018Протопресвитер Михаил Помазанский Экуменика на фоне православной литургики.

К 35-летию со дня кончины протопресвитера А.Шмемана

12.11.2018Протоиерей Владимир Правдолюбов Протопресвитер Александр Шмеман в Журнале Московской Патриархии

3.12.2018Тимур Давлетшин К 100-летию со дня рождения А.И.Солженицына.

Об апологии предателей-власовцев в произведении А. Солженицына «Архипелаг ГУЛаг»

22.11.2018Александр Проханов Довольно себя обманывать, мы должны готовиться к схватке

18.11.2018Петр Антиохиец Может ли Православие существовать без Вселенского Патриархата?

26.11.2018Священник Павел Ермилов Происхождение теории о первенстве Константинопольского патриарха

29.10.2018Тимур Давлетшин Должен ли каяться русский народ за свержение и убиение царя Николая II?

28.11.2018Николай Каверин В Русской Православной Церкви создается новое поколение экуменических священнослужителей

8.11.2018Диакон Илья Маслов Для успешного противостояния Фанару необходима внутренняя зачистка наших либерально-церковных элит

22.10.2018Николай Каверин Протодиакон Андрей Кураев – национал-предательство под видом миссионерства

15.11.2018Редакция сайта «Благодатный Огонь» О нецелесообразности включения в Месяцеслов нового «праздника» в честь «Святых Отец Поместнаго Собора Церкве Русския»

9.10.2018 Об антиправославных проповедях в храме протоиерея Константина Пархоменко

4.10.2018Иван Смирнов Искупитель у нас только Один – Господь Иисус Христос!

8.10.2018Священник Георгий Максимов Константинополь, автокефалия и протодиакон Кураев (ВИДЕО)

1.11.2018Николай Каверин Совершение неуставной литургии апостола Иакова – дерзкое нарушение церковного устава и проявление церковного модернизма

4.11.2018Протоиерей Константин Буфеев О неканоничности служения литургии апостола Иакова в Русской Церкви

30.09.2018Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Ересь царебожия

17.09.2018Мария Алферьева Метаморфозы отца Александра Меня

23.07.2018Протоиерей Андрей Федосов Канонизация Николая II: основания, возражения, последствия

15.08.2018 Библейские общества и масонство против Российской Православной Церкви

1.08.2018Священник Валерий Духанин Противоречат ли вечные муки Божией любви, или Соблазны оригенизма в наши дни

26.07.2018Киприан Шахбазян Вопросы относительно Последования о усопших младенцех, не приемших благодати святаго Крещения

17.07.2018Владимир Смирнов Несколько замечаний о святости царя Николая II

15.04.2018 «Пятая колонна» есть и в Церкви.

«Церковный власовец» протоиерей Георгий Митрофанов дискредитирует российскую военную кампанию в Сирии

19.12.2017Вячеслав Мальцев (†2004) Соблазн «розового христианства»

10.01.2018Елена Сенявская «Добрый мультик» про девочку Серафиму и сталинские репрессии

17.12.2017Архимандрит Рафаил (Карелин) О православной и ложной мистике

17.04.2018Архимандрит Рафаил (Карелин) Либерализм – современный враг христианства

10.05.2018Архимандрит Рафаил (Карелин) Не прелюбодействуй

22.03.2018Архимандрит Рафаил (Карелин) О декламации в храме

23.01.2018Николай Каверин Откуда происходит практика сверхчастого причащения и куда она может привести

15.11.2019Николай Каверин Современная «миссия» на телевизионных ток-шоу, или Почему к голосу Церкви никто не прислушивается?

14.11.2017Николай Каверин Митрополит Иларион (Алфеев) о «целомудренном» растлении подростков в школах

27.03.2018 Послание Святейшего Синода 1913 года о ереси имябожия

1.12.2017Протоиерей Константин Буфеев Патриарх Сергий, обновленчество и несостоявшаяся реформация Русской Церкви XX века

21.11.2017Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Еще раз о «Царе-Искупителе»

1.04.2018 Правда о событиях 1913 года в Пантелеимоновом монастыре

27.11.2017Священник Валерий Зорин Ангелы и камеры

11.02.2018Николай Каверин Правильное отношение к призывам «возрождения монархии» в современной России

16.11.2017 Митрополит Иларион (Алфеев) переиначил 9-й член Символа веры в изданном им пособии для мирян

11.12.2017 О странном обращении «православной общественности» к Архиерейскому Собору отменить решения Синода от 1912 и 1913 годов против имябожия

26.12.2017Николай Каверин Монсеньор Мишель д’Эрбиньи и его миссионерская деятельность в Советской России в 1920–30-х гг.

12.01.2018Священник Димитрий Шишкин О знании и любви.

Угрожает ли нашей Церкви экуменизм?

23.11.2017Кирилл Дегтярев Во всём виноват… народ: что общего в столь различных взглядах современных русских интеллигентов

15.10.2017Александр Чаусов В почитании царя Николая II стало слишком много ереси

21.01.2018Иван Смирнов Новое учение о браке Валерия Сутормина и его последователей (+ВИДЕО)

3.01.2018Диакон Илья Маслов Модернистские движения в русском Православии как «мягкая сила» западного либерализма: история и современность

7.05.2017 Антигосударственная провокация: протоиерей Димитрий Рощин предложил переформатировать Бессмертный Полк.

Комментарий диакона Ильи Маслова

9.12.2010Алексей Горожанин В защиту Священного Предания от нападок протестантствующих

5.10.2017Архимандрит Рафаил (Карелин) О профанации любви

27.05.2018Епископ Триадицкий Фотий «Всеправославный» конгресс 1923 года в Константинополе и его последствия

24.09.2017Георгий Коробьин Прения о языке богослужения на Поместном Соборе 1917–1918 гг.

10.10.2017Николай Каверин Второй Ватиканский собор и богослужебная реформа.

К 55-летию открытия II Ватиканского Собора и 100-летию открытия Поместного Собора

4.09.2017Священник Евгений Веселов Читая проект нового Катехизиса

13.09.2017Священник Георгий Максимов Отзыв на проект нового Катехизиса

17.09.2017Архимандрит Рафаил (Карелин) Христианство и модернизм

24.08.2017Николай Каверин К 100-летию открытия Поместного Собора 1917 года.

О сомнительном решении Священного Синода включить в богослужебный месяцеслов соборную память Отцов Поместного Собора 1917–1918 годов

6.09.2017Архимандрит Лазарь (Абашидзе) О грехе блуда

29.08.2017Николай Каверин Православная Церковь Белоруссии на пути в европравославие

5.06.2017Николай Каверин Как у наших ревнителей критика экуменизма может сочетаться с богослужебными реформами?

12.12.2009Алексей Горожанин Обязаны ли мiряне причащаться Святых Христовых Таин на каждой литургии?

Протоиерей Константин Буфеев Ересь кочетковщины

2.07.2017 Схиархимандрит Илий (Ноздрин) как пример официального старчества

7.06.2017Николай Каверин Тайное униатство.

Криптокатолицизм в Православной Церкви

12.10.2017Киприан Шахбазян Замечания к проекту нового Катехизиса

24.12.2017Протоиерей Андрей Правдолюбов Еще раз о сверхчастом причащении

29.05.2017Протоиерей Александр Новопашин Храм или балаган?

Протоиерей Александр Новопашин о новой тенденции устраивать в церквах «клоунаду» и «концерты» с благословения настоятелей

12.06.2017 Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество.

Краткая историческая справка

20.09.2011Николай Каверин Кочетковщина: десять лет спустя, или Можно ли верить в бессмертие души?

10.05.2017Архимандрит Рафаил (Карелин) О послушании монахов и мирян

Редакция сайта «Благодатный Огонь» Ещё одна странная канонизация Константинопольской патриархии.

Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова)

9.05.2012Николай Каверин Пасхальные недоумения московского прихожанина

2.12.2013Николай Каверин «Миссионеры» превращают Божественную Литургию в спектакль, а храм – в кинотеатр

21.08.2017Архимандрит Рафаил (Карелин) Ориген и либерализм в Церкви

10.03.2017Николай Каверин Всегда ли мироточение есть чудо Божие?

4.05.2017Священник Георгий Максимов Осквернение храмов в наши дни

10.03.2015Протоиерей Сергий Антиминсов Протоиерей Александр Мень как комментатор Священного Писания

27.12.2016Иеромонах Серафим (Роуз) Устав

25.04.2017Ирина Медведева, Татьяна Шишова Шесть признаков антижизни

11.02.2017 Почему я перестала ходить в Новодевичий монастырь.

Свидетельство прихожанки

24.08.2015Николай Каверин Европравославие

28.03.2017Владислава Романова Не является ли популяризация западных святых – миссией католицизма и протестантизма в России?

10.02.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Возможно ли возвращение в Церковь еретических сообществ?

8.02.2015Протоиерей Владимир Правдолюбов Истинный смысл современной проповеди сверхчастого причащения

16.10.2012Священник Игорь Белов, Николай Каверин Сверхчастое причащение и обновленчество

29.12.2016Архимандрит Рафаил (Карелин) О секуляризации Церкви

10.04.2016Николай Каверин Миссионерский экспорт Православия – церковный троцкизм, или О вреде современного миссионерства

29.04.2018Протоиерей Димитрий Шишкин Церковная химера

25.02.2013 Резюме заключения Комиссии по богословским изысканиям священника Георгия Кочеткова

12.12.2016Редакция сайта «Благодатный Огонь» Реформация в Русской Православной Церкви продолжается.

На очереди отмена Типикона

15.03.2011Священник Константин Буфеев Повеждь Церкви. О духовной деятельности одного «православного братства»

22.11.2015 Святое Причастие – на падение и восстание многих

16.02.2017 Священник Федор Ртищев еще раз подтвердил свою нетрадиционную ориентацию в богословии

1.10.2010Протоиерей Владимир Правдолюбов Вновь о реформаторах богослужения

7.02.2017Василий Федорович Певницкий О церковно-богослужебном языке

9.06.2014 Митрополит Иларион (Алфеев) предлагает открывать храмы с богослужением на русском языке

20.02.2017Лидия Соколова, Светлана Романова «Обличение сталинской тирании и коммунистического тоталитаризма...»?

7.10.2015Николай Каверин Горе-миссионер иеромонах Димитрий (Першин) решил отмиссионерить креативный класс и Высшую школу экономики

15.01.2017Диакон Илья Маслов Не трогайте наше богослужение!

Ответ на статью священника Федора Ртищева на портале «Богослов.ру»

30.01.2017Протоиерей Алексий Касатиков Богословие нетрадиционной ориентации.

Ответ о.Федору Ртищеву о литургическом творчестве

27.01.2017Михаил Новоселов Письма к друзьям. О ложном воззрении на церковную иерархию как на непогрешимый авторитет в вопросах веры

11.02.2013Иеромонах Иов (Гумеров) К какой Церкви принадлежит община священника Георгия Кочеткова?

21.10.2013Протоиерей Вадим Леонов О православном понимании таинства Евхаристии

5.05.2016Людмила Селенская О советском кино и современном православии

21.12.2016 Заявление редакции «Благодатного Огня» по поводу нового обновленческого проекта реформировать богослужебный устав и упразднить Типикон

27.01.2017Михаил Кригер В чём опасность Библейских обществ

23.03.2017Валерий Лялин Утеевский иконописец Григорий Журавлев (1858–1916) (+ ВИДЕО)

27.11.2012Валерий Духанин Опасные тенденции в учении и пастырской практике священника Георгия Кочеткова

25.02.2013 Свидетельства о поведении кочетковцев на богослужениях

16.02.2015Архимандрит Клеопа (Илие) Не подавай меча вместо пищи.

Беседа о Святом Причащении и подготовке к нему

29.06.2016Николай Каверин «Варфоломеевский» Собор завершился в качестве «регулярно действующего института»: разбор полетов

22.09.2016 Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).

Грозное предзнаменование

2.04.2017Николай Каверин О современных «пророчествах» Авеля-прозорливца

23.11.2016Протоиерей Константин Буфеев Порядки старые не новы.

К дискуссии о проекте Межсоборного Присутствия «О подготовке ко Святому Причащению»

16.11.2016 Наследие Трудового братства Неплюева и «общинно-братская экклезиология» братства о. Георгия Кочеткова

23.02.2016Диакон Илья Маслов Эти «братские» поцелуи на «Встрече тысячелетия» могут нам дорого стоить

15.02.2016Николай Каверин О встрече римского Папы и московского Патриарха (постэкуменический триптих)

13.11.2016Редакция сайта «Благодатный Огонь» Публицист Сергей Худиев решил оправдать изменение митрополитом Иларионом (Алфеевым) Символа веры

20.11.2016Диакон Илья Маслов Либерально-реформаторские тенденции современного богословского образования в России

24.08.2018Священник Валерий Духанин Святитель Игнатий (Брянчанинов) об опасности мнимодуховных состояний

2.01.2017 Краткая история возникновения Календарного вопроса

3.04.2017Протопресвитер Георгий Граббе Иуда: предатель или избранник Божий?

20.06.2016 Богослужебно-канонические реформы в Финляндской Православной Церкви

29.09.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Россия перед Вторым пришествием... Несбывшиеся предсказания (+ВИДЕО)

8.11.2015Николай Каверин О мнимом экуменизме, новопоставленном епископе Антонии (Севрюке) и нормах этикета, которые выше христианской совести

17.12.2015 Пятая колонна внутри Церкви

26.10.2016Протоиерей Константин Буфеев Воздыхание о «миссионерской литургии»

5.05.2015Николай Каверин С Днем Великой Победы!

«Православные» мифы о Великой Отечественной войне

1.04.2015Диакон Илья Маслов «Андрей Кураев» как феномен «новенькой» теологии

19.09.2016Архимандрит Рафаил (Карелин) Беседа с архимандритом Рафаилом (Карелиным) о духовных недугах нашего времени и богословии

10.08.2015 О библеисте Андрее Десницком

31.01.2016Николай Каверин Патриарх Кирилл провел блестящую спецоперацию по «обезвреживанию» Всеправославного Собора 2016 г.

9.11.2016Протоиерей Константин Буфеев О мерзости запустения на святом месте

16.10.2016Николай Каверин Елицы вернии – изыдите!

О миссионерской литургии

2.09.2016Ольга Четверикова Истоки экуменизма

24.01.2017Николай Каверин Обмiрщение монашества ради «миссионерских целей» – лжепастырская работа по уничтожению православной духовности

30.05.2016Протоиерей Петр Андриевский (†2012) Протоиерей Петр Андриевский о «ереси» экуменизма

24.04.2016Священник Георгий Максимов О возмутительных «разъяснениях» ОВЦС

30.11.2011Протоиерей Константин Буфеев Против новой практики причастия – Телом Христовым и вином

23.11.2012Архимандрит Рафаил (Карелин) О грехе блуда

26.03.2015 Письмо прихожан московского подворья Валаамского монастыря

25.03.2011Архимандрит Рафаил (Карелин) О монашеском авангардизме

27.01.2012Протоиерей Константин Буфеев Доктор Десницкий предпринял попытку изгнания диавола из Священного Писания

22.08.2012Николай Каверин Кто виноват в росте антиклерикальных настроений?

24.10.2016 Деятельность архимандрита Иоакима (Парра) – сектантство в Православной Церкви (ВИДЕО)

21.04.2016 ОВЦС на страже корпоративного «единомыслия».

Разъяснительные «энциклики» от митрополита Илариона

16.05.2016Николай Каверин Деятельность ОВЦС наносит серьёзный ущерб национальной безопасности России

25.07.2016 «Иисус Христос. Жизнь и учение»: новое евангелие от митрополита Илариона (Алфеева) или очередная книга из серии «Жизнь замечательных людей»?

03.11.2019 Протоиерей Всеволод Чаплин: «Я за смертную казнь убийцам детей, террористам, предателям Родины, участникам вооруженных бунтов»

30.10.2019 Руслан Осташко: Тему политических репрессий пытаются использовать против России

26.10.2019 Об одном факте из жизни иеромонаха Софрония (Сахарова) в свете ещё одной странной канонизации Константинополькой патриархии

21.10.2019 В то время как Патриарх Кирилл резко раскритиковал либерализм, РПЦ начала плановую аттестацию клириков с вопросом об их отношении к экуменизму

17.10.2019 Священный Синод Русской Православной Церкви не стал разрывать евхаристическое общение с Элладской Православной Церковью.Комментарий Владимира Семенко

14.10.2019 РПЦ в лице митрополита Илариона (Алфеева) солидаризовалась с протестами в Москве.На стороне внесистемной оппозиции оказалась новая «оппозиционная церковь»?

29.09.2019 Как выглядит в действии американская полицейская демократия на фоне протестных акций либеральных бунтовщиков в Москве

24.09.2019 О политиканствующих подписантах скандального «письма священников»

18.09.2019 Письмо группы либеральных священников в защиту участников беспорядков в Москве отдает «гапоновщиной»

14.09.2019 О венчании Ксении Собчак и Константина Богомолова.В христианском храме венчались люди, которые публично позиционировали себя вне Церкви

10.09.2019 Современные обновленцы снова поднимают голову, требуя от Патриарха благословить богослужение на русском языке.Комментарий сайта «Благодатный Огонь»

01.09.2019 Захар Прилепин.80 лет Второй мировой: кто и как отбирает победу СССР

31.08.2019 Светлой памяти Александра Захарченко

23.08.2019 Священник Георгий Кочетков решил покаяться за грехи всего русского народа

12.08.2019 Православные священники Литвы не принимают архимандрита Рафаила (Карелина)

05.08.2019 Революция и полицейские

25.07.2019 Митрополит Тихон рассказал псковичам, как Святая Ольга заступилась за Сретенскую семинарию

20.07.2019 Может быть лучше сквер, чем храм, задуманный как глумление над православной верой и поругание Пресвятой Троицы?

11.07.2019 Разгром Сретенской Семинарии

08.07.2019 Наместник Валаамского монастыря епископ Панкратий призвал бойкотировать всё, что связано с Грузией

03.07.2019 К гибели российских подводников в Баренцевом море.Слово утешения святителя Феофана Затворника, написанное в связи с гибелью русских моряков на судне «Русалка»

27.06.2019 Анатолий Степанов: «Красноармейцы, по сути, исполняли завет Господа Иисуса Христа»

25.06.2019 Христианство и пацифизм несовместимы.Об освящении ядерного оружия

23.06.2019 Александр Щипков: стремление подчинить Церковь секулярным ценностям и секулярной идеологии – это капитуляция и коллаборационизм

21.06.2019 22 июня 1941 года — начало Великой Отечественной войны

05.06.2019 Афон против украинских раскольников: игумены монастырей Афона просят украинских паломников подтверждать принадлежность к канонической Украинской Православной Церкви

31.05.2019 На должность Патриаршего Экзарха Западной Европы назначен экуменист и филокатолик архиепископ Антоний (Севрюк)

26.05.2019 Патриарх Кирилл: Советский Союз держался на христианской нравственной парадигме

24.05.2019 Одолеть бесовщину!Заявление Совета православной патриотической общественности

22.05.2019 Может ли верующий православный христианин говорить: «Святитель Николай не ударял в ланиту Ария»? Священник Илья Письменюк утверждает, что может!

19.05.2019 К «протестной» акции в Екатеринбурге против строительства храма св. Екатерины

15.05.2019 Руководитель пресс-службы Патриарха Кирилла священник Александр Волков решил научить детишек «играть в Евхаристию», совершив «детскую миссионерскую литургию» на русском языке

12.05.2019 Очередная демонизация Сталина митрополитом Иларионом (Алфеевым) подрывает авторитет Русской Церкви

09.05.2019 Захар Прилепин: 9 мая — этот День вы унижали, как могли

05.05.2019 Захар Прилепин: Мы рождены для того, чтобы Парад Победы повторялся из года в год и из века в век!

26.04.2019 Чудо Благодатного огня на Пасху 2018 года.Наглядный ответ всем маловерам-протодиаконам: Благодатный огонь не обжигает! (ВИДЕО)

19.04.2019 Уровень одобрения И.В. Сталина россиянами побил исторический рекорд

16.04.2019 Александр Щипков: перевод богослужения на русский язык – попытка искусственной протестантизации Православия

07.04.2019 Управляющий делами Московской патриархии митрополит Тверской и Кашинский Савва совершил обновленческую литургию на русском языке

05.04.2019 Патриарх Кирилл утвердил решение об извержении из сана протоиерея Владимира Головина.Комментарий священника Георгия Максимова

31.03.2019 Призываем митрополита Илариона (Алфеева) вернуть литовским властям государственную награду «За мужество и самопожертвование» в память событий 13 января 1991 года

24.03.2019 Великопостное развлечение руководителя миссионерского отдела Великолукской епархии

13.03.2019 Новым благочинным Красногорского церковного округа Московской епархии назначен неообновленческий иеромонах, разрушающий многовековые церковные традиции Русской Церкви

06.03.2019 «Пятая колонна» Святой горы Афон.Манифест греческого национализма

05.03.2019 5 марта – день кончины И.В.Сталина.Сталин и Третий Рим

28.02.2019 Сформулирована официальная позиция Сербской Православной Церкви по церковной ситуации на Украине

23.02.2019 С Днем защитника Отечества!

14.02.2019 Диверсия против православной веры: глава ОВЦС митрополит Иларион (Алфеев) презентовал свою кощунственную книгу из серии «Жизнь замечательных людей» под названием: «Иисус Христос. Биография»

10.02.2019 Русские монахи на Святой Горе Афон – это духовные пограничники Русской Церкви: украинские раскольники были отправлены восвояси прямо от монастырских врат русского Свято-Пантелеимонова монастыря

07.02.2019 Когда Афоном предается Бог. Официальный Афон сегодня является носителем того же раскольнического духа, что и стамбульский Патриархат

03.02.2019 Игумен афонского монастыря Ватопед Ефрем, прибывший в Киев на «интронизацию» Епифания Думенко и госпитализированный с инфарктом, покинул Украину для продолжения лечения

03.02.2019 К годовщине гибели Героя России летчика Романа Филипова

30.01.2019 Священный Кинот Афона решил не направлять делегацию в Киев и не отправлять приветствий предстоятелю ПЦУ, а если Епифаний Думенко приедет на Афон, некоторые монастыри закроют свои ворота

29.01.2019 Константинопольский патриарх Варфоломей прервал молитву на Крещение 2019 г. из-за призыва муэдзина к намазу (ВИДЕО)

20.01.2019 Курилы – русская земля. Резолюция митинга 20.01.2019

13.01.2019 Ватикан: натиск на Восток.По словам экзарха Константинопольского патриархата, греко-католики объединятся с ПЦУ, так как являются «православными христианами в единстве с Римским престолом»

07.01.2019 Почему у РПЦ нет Томоса?

03.01.2019 Митрополит Рязанский Марк высказался об антихристианской сущности телефильма «Ирония судьбы, или С легким паром», посягнув тем самым на незыблемые «либеральные ценности»

03.01.2019 Томос об автокефалии: «не ходите, девки, замуж!», или Москальска зрада в Стамбуле

31.12.2018 Итоги 2018 года: «украинская автокефалия» и «фанарская схизма», человек года и антигерой года

31.12.2018 Послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Варфоломею в связи с антиканоническими действиями, предпринимаемыми Константинопольским Патриархатом на Украине

26.12.2018 Владимир Семенко: Готовит ли Синод РПЦ сдачу церковной Украины?

26.12.2018 Протоиерей Всеволод Чаплин о последствиях т.н. «канонической автокефалии» для УПЦ

21.12.2018 В ПСТГУ прошел вечер памяти архимандрита Тавриона (Батозского), известного своей приверженностью обновленческой и экуменической практике

19.12.2018 В руководстве УПЦ (МП) осталась масса криптораскольников, которые вносят смущение в ряды верных чад канонической Украинской Церкви

17.12.2018 Обращение Священного Синода УПЦ к архипастырям, пастырям, монашествующим и верующим от 17 декабря

15.12.2018 Волчий собор украинской церкви, или Автокефальное Шоу в Киеве

15.12.2018 Архиепископ Лонгин (Жар) в письме константинопольскому патриарху Варфоломею назвал «объединительный собор» сатанинским сборищем

09.12.2018 Синод УПЦ МП отказал патриарху Варфоломею в праве созывать какой-либо Собор на Украине

07.12.2018 Протоиерей Всеволод Чаплин о неправде «христианского» пацифизма.Защита Родины – священный долг

02.12.2018 Митрополит Иларион (Алфеев) снова продвигает идею «целомудренного» растления подростков в школах

27.11.2018 Д.,Б! (с), или Уроки церковнославянского для неофитов

25.11.2018 Обращение братии Свято-Успенской Почаевской Лавры по поводу беззаконного решения Министерства юстиции Украины

23.11.2018 Анатолий Степанов о провале дипломатии ОВЦС в вопросе «рейдерского захвата» Константинопольским патриархатом канонической территории Русской Церкви на Украине

20.11.2018 Митрополит Лука прокомментировал свой визит в СБУ и назвал Порошенко «современным гонителем Церкви»

www.blagogon.ru

Ирина Языкова: «Икона — это окно в Царство Божие!»

| К оглавлению | К следующей странице |

ИРИНА ЯЗЫКОВА — учёный и искусствовед, известный в России и далеко за её пределами. Она является заведующей кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института св. Апостола Андрея (ББИ), преподавателем Коломенской духовной семинарии, а также автором нескольких монографий и около сотни статей по иконописи, древней и современной истории искусства. В течение 15 лет на радиостанции «София» Ирина Константиновна ведёт еженедельную радиопрограмму «Арфа царя Давида», посвящённую христианскому творчеству, входит в редколлегию научного журнала «Страницы: богословие, культура, образование», христианских журналов «Истина и Жизнь» и «Дорога вместе». В 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II наградил И. К. Языкову орденом св. равноапостольной княгини Ольги III степени за многолетнюю преподавательскую работу и исследовательскую деятельность. — Ирина Константиновна, вы написали книгу «Богословие иконы», ставшую, наверное, для верующих людей классической. Скажите, в чём суть её названия? — Всё очень просто: в древности икона была одним из видов богословия. О Боге можно размышлять и говорить словами, а можно стремиться Его понять и выразить это понимание через образы и символы. Икона — это невербальная, то есть несловесная молитва, проповедь, гимн, размышление. И очень важно уметь понимать этот символический язык иконы. Об этом как раз моя книга.

— Первые века Церковь не знала иконы. Помня заповедь «Не сотвори себе кумира» и «Не делай никакого изображения...», многие отцы Церкви были категорически против использования икон в богослужебной практике. Однако победили всё-таки сторонники иконопочитания. Как вы полагаете, почему?

— Первые христианские общины состояли из евреев, для которых запрет изображать Бога был непреложен. Они были научены общаться с Богом Невидимым. Им не нужны были изображения, хотя символические знаки уже появлялись и у них. Когда христианство стало распространяться в языческой среде, где была развита изобразительная культура, появилась и потребность в изображениях. Со времён императора Константина, даровавшего свободу вероисповедания христианам, стали строиться храмы, требовавшие декораций, это тоже стимулировало развитие изобразительного искусства. Святые отцы очень рано увидели пользу изображений для научения новоначальных в вере. Святой Василий Великий писал: «Что слово повествования предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения». А святой Григорий Богослов считал даже, что визуальный образ воздействует гораздо сильнее словесного. Конечно, Церковь прошла через иконоборческий кризис, потому что в течение нескольких веков иконоборческие тенденции возникали в церковной среде. И в этих спорах вокруг икон святые отцы стремились чётко разделить иконопочитание и идолопоклонство. Иконоборчество было побеждено, иконопочитание восторжествовало, что утвердил VII Вселенский собор 787 г. А в 843 г. был учреждён праздник Торжества православия, потому что икона стала символом православной веры, в основе которой лежит догмат о Боговоплощении: Невидимый Бог стал ради нашего спасения Человеком, и это являет нам Его Лик на иконе.

— Иконы — камень преткновения для мусульман, иудеев и протестантов. Что бы вы сказали представителям вышеназванных религий в ответ на их обвинения православных верующих в страшном грехе — идолослужении?

— Иконы, конечно же, не идолы, и почитание икон — не идолослужение, потому что дело тут не в объекте поклонения, а в субъекте молитвы. Икона не Бог, мы не обожествляем материю. Как говорили святые отцы, мы поклоняемся не доске и краскам, а Тому, Кто написан на этой доске красками. Или ещё: почитая образ, мы поклоняемся Первообразу. Прежде всего, через икону мы воздаем славу Иисусу Христу, Который стал ради нас человеком. Икона святого запечатлевает того, кто вошёл в жизнь вечную, став для нас образцом, как мы поём, например, о святителе Николае: «правило веры и образ кротости». Икона есть знак присутствия святого, это символ, связывающий нас с Царством Божиим, с миром духовным, невидимым нашим физическим зрением. По словам преп. Иоанна Дамаскина, «икона есть видимый образ невидимого, данный нам ради слабости понимания нашего». Икона помогает человеку молиться, сосредоточиться, стать перед лицом Божиим, направить свой духовный взор к Тому, к Кому мы обращаемся с молитвой. Икона свидетельствует также, что вместе с нами перед Богом предстоят святые, Матерь Божья, силы небесные.
— Не так давно в редакции мы получили письмо одного протестанта, который задал нам такой вопрос (извините, он с подвохом). В Библии Христос говорит: «О чем ни попросите Отца во имя Мое — даст вам». «О чём ни попросите ОТЦА!» Следуя словам Христа, какой иконе мы должны молиться, чтобы получить просимое? — А какой, собственно, подвох в этом вопросе, если Сам Христос говорит: «Просите, и дано вам будет, просите Отца во имя Моё»? Православные так и делают, ведь никто не приходит к Отцу, как только через Христа, о чём Он Сам и говорил. Однако неправильно говорить: «Какой иконе мы должны молиться?» Мы молимся не иконе, а перед иконой. И молимся, прежде всего, Христу, Он единственный посредник между нами и Отцом.

— Нам, православным, понятно, что Христос изображается на иконе потому, что Он пришёл в образе человеческом. Но вот насколько правомочно изображение на ней непосредственно Самой Троицы? А ведь такое изображение есть во многих храмах, в том числе и в главном храме страны — храме Христа Спасителя. Ведь Бога, как говорит Божие Слово, не видел никто?

— Да, строго говоря, каноничны только изображения Христа, как воплотившегося Сына Божия. А вот Бога-Отца изображать нельзя, потому что Первое Лицо Святой Троицы не имеет воплощения. «Бога не видел никто никогда», — говорит Иоанн Богослов (Ин. 1:18). VII Вселенский собор прямо говорит об этом, подчёркивая, что христиане не нарушают Второй Заповеди Декалога о неизобразимости Бога, потому что изображают Сына, а не Отца, и через Сына молятся Отцу. Но со временем появляются изображения Бога-Отца и Троицы. На Руси они появились на рубеже XIV-XV вв., а широкое распространение получили в XVI-XVII вв. При этом соборы — Стоглавый (1551 г.) и Большой Московский (1666-67 гг.) — строго запрещали такие изображения. Но к ним почему-то не прислушивались, в данном случае иконописная традиция разошлась с богословием. А уж в XIX веке, когда строился храм Христа Спасителя, и вовсе никто уже о соборах не вспоминал, писали то, к чему все привыкли, не задумываясь. Сегодня, конечно, этого повторять нельзя. Иначе мы сами свидетельствуем против собственной веры. Известный исследователь иконы Л. А. Успенский так и пишет: «Кистью можно исказить веру так же, как и словом». — Не кажется ли вам, что среди обилия икон в церковных лавках и в убранстве церквей лик Христа сегодня несколько теряется? Люди, приходя в храм, зачастую не знают, кому и как нужно молиться. Что бы вы посоветовали человеку, впервые пришедшему в храм и не знающему, к кому и с какой молитвой обратиться за помощью? — Да, вы правы. Но если в храмах всё же можно понять, где главная икона, глядя на иконостас, то в наших церковных лавках мало кто может разобраться. Во-первых, мало по-настоящему хороших икон. Во-вторых, обычно всё стоит вперемешку. В-третьих, продавцы обычно ничего не знают и не понимают в иконах и посоветовать не могут, относятся к иконам как к обычному ассортименту предметов культа. Чтобы выбрать икону, нужно понять, что икона — это не украшение дома, а его освящение. Если в доме нет иконы Спасителя, какой же это православный дом? В первую очередь в доме должна быть икона Христа. Ему мы молимся, Ему поклоняемся, Его славим. Затем, конечно, икона Божьей Матери. Через Неё Слово Божье воплотилось, Её материнская молитва и забота помогает верующему. Хорошо иметь иконы святых, в честь которых мы названы. Они — наши небесные покровители. Сейчас появился обычай писать для новорождённых мерные иконы. Это совсем не обязательно. Но икону святого вашего ребёнка иметь неплохо. Есть святые — покровители семьи, покровители брака, покровители профессий или каких-то служений, например, святые врачи и проч. Но это уже по желанию. На Руси всегда чтили святого Николая Мирликийского, Николу Угодника, как его звали в народе. Он почитался как помощник и покровитель мореплавателей, путешественников, бесприданниц, детей и т. д., словом, всех. Раньше вообще были так называемые семейные иконы, передаваемые из поколения в поколение. Сейчас такой обычай может начаться с вас. В храме же, конечно, нужно ставить свечи перед иконой праздника, она лежит на аналое, Божьей Матери и чтимых святых, не обязательно учитывать их «специализацию», потому что всё равно чудеса совершает Сам Господь, святой только молитвенник перед Ним. За упокой ставят свечи на канун (специальный столик с распятием). А за живых можно ставить свечи и молиться, в принципе, перед любой иконой. Икона — это окно, распахнутое в Царство Божье, и, при наличии многих икон, Царство-то — одно. — Встречались ли вам чудотворные (мироточивые и слезоточивые) иконы? Что это за явления и как их можно объяснить? — Ну, конечно, встречались. Но объяснить это я никак не могу. Я — искусствовед, а наука чудеса не объясняет. Единственная моя версия — поскольку большинство мироточивых и слезоточивых иконы Богородичные, то я думаю, что Матерь Божья плачет над грехами нашими, поскольку Россия сейчас не в лучшем духовном состоянии. Мы называем себя православной страной, а много ли на самом деле у нас верующих, воцерковлённых христиан, живущих по Евангелию? Как тут не плакать?

— У каждой иконы есть язык. Как всё-таки научиться его понимать?

— Как и каждый язык, язык иконы имеет свои правила, свой лексикон, и нужно приложить усилия, чтобы его узнать. Это язык символов, он связан с литургией, со Священным Писанием. Сейчас много книг на эту тему. Собственно, и моя книга об этом. Это не так трудно, как кажется. Но зато очень интересно и увлекательно. Можно начать с Евангелия и с тропарей двунадесятых праздников: слово и изображение очень связаны. Икону в древности называли «Библией для неграмотных». Сегодня вроде все грамотные, учились в школе, иные и в институте, но самые главные вещи — о душе, о жизни и смерти, о любви и жертве, о спасении — там не рассказывают. А икона именно об этом. И если чуть-чуть начать разбираться в её языке, то икона сама себя начнёт рассказывать, открывая всё более и более глубокие пласты смысла.
— Многие люди, в особенности из новоначальных, говорят, что у святых и даже у Христа на иконах зачастую суровый вид, улыбающихся святых практически нет (исключение составляет разве что Вифлеемская икона Божией Матери). Это многих людей несколько смущает. Почему, как вы считаете, в иконописи закрепилась именно такая традиция изображения Господа и святых? — Улыбка, да и вообще любая эмоция — это сиюминутная реакция человека. Икона же говорит нам о вечности. На иконе изображается святой, уже вошедший в Царство вечности. На иконах полагается писать лики (не лицо!) в состоянии умиротворения, созерцания, внутреннего сосредоточения и предстояния перед Богом. Мы в нашей земной реальности к этому не привыкли. Да и понятие красоты у нас меняется, поэтому кажется, что лики на древних иконах такие суровые, а порой и некрасивые. Надо ещё учитывать, что и Господа в разные времена изображали по-разному, иногда подчёркивали Его милость, как, например, на рублёвских иконах, а иногда Его суровость, как в иконе «Спас Ярое око». Ведь, действительно, Христос соединяет в Себе Милость и Истину, Спасителя и Судию. Вообще к священным образам нужно привыкнуть. Прямо из супермаркета шагнуть в храм не получается.

— Случались ли с вами ситуации, когда вы чувствовали на себе Божию руку, когда Бог вас от чего-то оберегал или спасал? Чудесные случаи, связанные с иконами?

— Руку Божью или Божье присутствие в моей жизни я ощущаю постоянно. Бывали и прямо чудеса, о них слишком долго нужно рассказывать. Прямых чудес (исцелений и проч.) с иконами не было. Но иконы чудесным образом приходили в мою жизнь. Да и вообще, иконы сопровождают мою жизнь с детства, они были ещё у бабушки, которая была очень верующим, церковным человеком, и вплоть до сегодняшнего дня. Ведь я занимаюсь иконами: изучаю, пишу про иконы, преподаю историю иконописи, консультирую современных иконописцев, делаю иконописные выставки и т. д. — Кого из современных иконописцев вы могли бы отметить? Почему? — Слава Богу, сейчас немало хороших иконописцев. Конечно, их доля в потоке средней и плохой иконописной продукции невелика, но они есть, и они пролагают пути иконописной традиции в России. Это, конечно, отец Зинон (Теодор), наверное, он самый знаменитый на сегодня российский иконописец. Он работает не только в России, его знают и приглашают по всему миру. Он работал во Франции, в Финляндии, Бельгии, Австрии, на Афоне. Интересно работают московские иконописцы, например, Александр Соколов, все знают написанную им икону «Неупиваемая Чаша». Прекрасно работают Александр Лаванский, Алексей Вронский, Александр Чашкин. Особенно хочется выделить Ирину Зарон, расписанный ею надвратный храм Андреевского монастыря — просто удивительная, уникальная работа. И там же — иконостас, созданный ею вместе с супругом — Сергеем Антоновым, скульптором. Интересно работает священник Андрей Давыдов, он служит в Суздале, до этого 12 лет служил во Пскове. Очень яркий, самобытный художник. Его сын — Филипп Давыдов, живущий в Петербурге, вместе со своей женой Ольгой Шаламовой, тоже иконописцем, организовал мастерскую «Живая традиция». Они оба очень оригинальные иконописцы. Вообще питерская школа отличается от московской. Среди питерских иконописцев могу выделить Александра Стальнова, Христину Прохорову, Георгия Гашева. Среди монастырских мастерских выделяется Екатеринбургский Новотихвинский монастырь. Здесь высокое техническое качество иконописи и творческий подход к иконографии.

— Не так давно вы посетили отреставрированный петербургский храм Феодоровской иконы Божией Матери. С чем был связан этот визит, и что бы вы могли сказать о технике росписи этого собора?

— Да, недавно происходила презентация книги о росписях нижнего храма собора Феодоровской иконы Божией Матери. И я была на этой презентации, потому что я участвовала в создании этой книги. Надо сказать, что это храм уникальный во всех отношениях. Он построен в 1913 г., к 300-летию Дома Романовых, поэтому и посвящён святыне Романовых — Феодоровской иконе Божией Матери. Храм очень торжественный, в русском стиле, но без излишеств. К юбилею успели оформить только верхний храм с огромным шестиярусным иконостасом и стенными росписями. А нижний храм украсить не успели. Но известно, что по замыслу создателей здесь должен был быть низкий иконостас с росписями в византийском стиле. Осуществил это архимандрит Зинон ровно через сто лет. Когда ещё шла реставрация храма наверху, он стал расписывать нижний храм. Роспись покрывает только алтарную часть. Стиль росписи тяготеет к античной классике. В центральной апсиде изображены Христос и двенадцать Апостолов. Низкая алтарная преграда (как в раннехристианских храмах) позволяет хорошо видеть роспись. И во время службы кажется, что Христос стоит непосредственно у престола и совершает Таинство. Впечатление необыкновенное. Это по-настоящему высокое произведение искусства. — Скажите, что вас радует, что огорчает? В обществе? В Церкви? — Радует меня то, что иконописная традиция развивается, есть немало хороших иконописцев, замечательных икон, интересно расписанных храмов. Огорчает то, что плохих иконописцев гораздо больше, много плохих, некачественных, неграмотных икон. А ещё больше просто церковного ширпотреба, которого не должно быть. Сегодня икона стала модным предметом, но отношение к ней недостойное. Огорчает, что священные образы появляются на кружках, тарелках, майках, ковриках, плакатах и прочих сувенирах. Это никуда не годится. Это профанация. Коммерция. И здесь нужно вместе думать и Церкви, и обществу, как огородить священные образы от профанации.

— Каковы ваши планы?

— Планов много. Издать книгу о современной иконописи. Делать выставки современной иконы, чтобы показать работы лучших иконописцев. Но не всё зависит от меня. Нужны средства на издание книги. Нужны залы для выставок. Так что приходится ограничиваться тем, что получается. Но тут как раз случаются чудеса.

— Ваши пожелания читателям, газете?

— Хочу пожелать идти вглубь. И при этом расширять знания о православной традиции. Наша традиция столь многообразна и столь богата, что порой удивляешься, как много Бог нам дал. Но мы порой из океана черпаем лишь маленькой ложкой, и черпаем у самого берега, где неглубоко. Газета ваша делает большое дело, просвещая православный народ.

Вёл беседу Сергей РОМАНОВ Фотографии автора

| К оглавлению | К следующей странице |

Спаси вас Господи!

Адрес электронной почты редакции газеты: [email protected]

vzov.ru


Смотрите также