Геллер яков вениаминович биография


Геллер Яков Вениаминович

Автор: tasha_katze

Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»

«Биография»

Родился 13 марта 1950 г.

Образование

Окончил Камский политехнический институт

Деятельность

После окончания учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в городе Житомире.

В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.

С 1980 года — заместитель начальника управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет – начальник управления.

С 2002 года — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».

Почетные звания и награды:

Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ, заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ

Семейное положение: женат, имеет двоих сыновей

«Компании»

АГЗРТ

«Новости»

Торг на месте
Конкурсное производство в Татфондбанке затягивается. Вчера, через год после признания банка банкротом, Михаил Захваткин, представитель Агентства по страхованию вкладов (АСВ), заявил, что татарстанское Агентство по госзаказу, на площадке которого по настоянию властей региона планировалось распродавать имущество банка, «оказалось не готово исполнять функции организатора торгов». Как объясняют в самом Агентстве по госзаказу, оно не смогло заниматься распродажей, поскольку не входит в саморегулируемую организацию торговых площадок. Господин Захваткин надеется в скором времени определить нового оператора, чтобы открыть аукцион хотя бы до середины года. В Союзе пострадавших клиентов Татфондбанка не исключают, что «АСВ сделало все, чтобы никто чужой на торги не зашел». Однако при этом замечают, что ликвидного имущества Татфондбанка все-равно не хватит даже для удовлетворения требований кредиторов первой очереди.Источник:https://www.kommersant.ru/doc/3599608
Минфин грозится ужесточить контроль за крупными госконтрактами
Минфин грозится ужесточить контроль за крупными госконтрактами – обязать исполнителей раскрывать себестоимость, сообщил министр финансов Антон Силуанов. Правило будет применяться к контрактам с единственным поставщиком и на проектах, где появляется добавленная стоимость, например стройке. Контроль – за Федеральным казначейством. Новые правила будут введены с 2019 г., надеется его руководитель Роман Артюхин.Поставщик предоставляет документы, например, на выплату зарплат, казначейство перечисляет деньги, но исполнители зарплату так и не получают, объяснял проблему замруководителя казначейства Александр Демидов.
Яков Геллер: мы создали удочку для предпринимателей, но рыбу они должны ловить сами
Генеральный директор агентства по государственному заказу Республики Татарстан Яков Геллер рассказал в интервью ТАСС, как малый бизнес стал зарабатывать на электронных торгах и почему высокая конкуренция среди предпринимателей в сфере закупок является плюсом для государства.— Яков Вениаминович, вы еще с советских времен занимали руководящие позиции в сфере ЖКХ. Как так получилось, что с 2002 года начали заниматься созданием и развитием системы электронных закупок?Источник:http://tass.ru/msp-intervyu/4179799
Яков Геллер об отце на Украине, бытовом антисемитизме в СССР и ностальгии по Челнам
Глава Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Татарстана Яков Геллер один из самый ярких представителей чиновничества Татарстана. Его выступления на официальных мероприятиях изобилуют едкими афоризмами. В интервью Inkazan Геллер рассуждает о межэтнических браках, вс…Великолепный город. Жемчужина. Каждый раз до сих спотыкаюсь, когда в кино или в книге упоминается о Житомире. Помните, как в «Брильянтовой руке»: «Легким движением руки брюки превращаются… Этот костюм занял поощрительную премию на конкурсе молодежной одежды в городе Житомире». Ах, в городе Житомире! Или в «Белой гвардии» у Булгакова Лариосик приехал из Житомира. Ему, кстати, поставили памятник возле кинотеатра «Украина».
Яков Геллер: «Мы совершили ошибку, пытаясь проглотить слона целиком»
Глава Агентства по госзаказу РТ в интервью ИА «Татар-инфом» об итогах деятельности за год, перспективах, новых трендах и возможностях.Генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ» Яков Геллер дал развернутое интервью ИА «Татар-информ», в котором подробно рассказал об итогах 2016 года, выводах из работы биржи строительных материалов, готовящихся решений федеральных властей, касающихся государственных закупок, новых проектах Агентства, уже реализующихся в Крыму и Ульяновске, а также общих перспективах развития электронной торговли, где Татарстан по прежнему остается лидером инноваций.

whoiswhopersona.info

Яков ГЕЛЛЕР: Мое кредо — превращать экзотику в рутину

Яков ГЕЛЛЕР, генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»

Накануне юбилея, который в марте отмечает Яков ГЕЛЛЕР, генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ», рассказывает о том, что он считает самым важным в своей жизни.

Яков Вениаминович, 65 лет — круглая дата. А самый раз, наверное, подвести некоторые итоги. До того, как вы занялись госзаказом, много лет проработали в сфере ЖКХ в Набережных Челнах, причем уже к 30 годам выросли до заместителя начальника горжилуправления. Не боязно было на такой высокой должности?

— Нет, мы ведь все были обречены на успех. КАМАЗ, Челны — город, где каждый делал себя сам, а общая атмосфера задавалась руководителем строительства Евгением Никаноровичем Батенчуком. Все были молодые, все рвались в бой. И с тех пор я часто вспоминаю фразу из Кэрролла Льюиса: «В нашем королевстве, чтобы оставаться на месте, нужно очень быстро бежать». Мы все очень быстро бежали.

Почему из всех вузов страны вы, живя в Житомире, выбрали именно Камский политехнический?

— Это — ошибка в публичной биографии. В Житомире я окончил техникум, потом учился в Ленинградской ордена Ленина имени Кирова лесотехнической академии. Оттуда ушел в армию и только после этого приехал на КАМАЗ, и уже там окончил КамПИ. Почему-то в биографии, которая опубликована на сайтах, написано, что работал в Житомире, закончил КамПИ, а потом приехал на КАМАЗ. Кто-то ошибся. А вмешиваться в это — какая разница? Мне очень повезло с преподавателями в Житомирском техникуме механической обработки древесины. Они давали нам даже не столько знания, сколько основы получения знаний. Поэтому мне было значительно легче в институте. Но на самом деле все мое образование — это не техникум и вуз. Как говорил Горький, «всему лучшему я обязан книгам». Очень много читал и читаю до сих пор.

А ваше младшее поколение читает?

— Младший много читает. Он очень сильный. Я все время говорю: мои сыновья меня разделили. Старший — очень образованный, цепкий, он администратор, руководитель. А младший — кандидат наук, исследователь, он поглощает знания и знает столько, что я иной раз пугаюсь. На НТВ есть передача «Своя игра», так он может в нее играть за всех троих участников. 

Это сыновья, а внучка?

— Внучке пока только «пол шестого» лет, но она читает деду сказки. Мы с ней симулируем сказки для засыпания. Я говорю: прилягу, а ты мне читай сказку, и дед уснет. И она мне читает про лубяные домики. 

А как получилось, что вы вдруг пошли работать в ЖКХ?

— Говорят, от судьбы не уйдешь. В армии после «учебки» мой земляк, писарь в штабе части, по блату определил меня в кадрированный полк, где при складах на случай войны служили два офицера и десять солдат. Но кадрированной часть оказалась только на бумаге, а на самом деле ракетной. Там служили связисты, телефонисты, водители. Я не подходил никуда. И начальник штаба полка сказал: «Пойдешь служить замкомандира комендантского взвода». «А что такое комендантский взвод?» «Да вот, видишь, — говорит, — фасад у штаба облупился, траву надо покосить». И я полтора года был замкомвзвода, белил деревья, укладывал асфальт и т. д. А через пять лет приехал с молодой женой в Набережные Челны, и меня должны были взять на КАМАЗ в АСУ, а ее — в общежитие, все равно кем, потому что там давали комнату. Но перед тем как мы зашли к заму по быту, его помощник сказал, что жену надо устраивать на КАМАЗ, а меня — в ЖЭК, потому что там дают служебную квартиру. Я спросил его, а что такое ЖЭК. Он ответил, ну, вот траву покосить, фасад покрасить. И я стал работать в ЖЭКе — от судьбы не уйдешь.

Знаете, мне кажется, что наше поколение – самое счастливое. Мы не застали войну и видели все, начиная от детекторного приемника и заканчивая тем, что сейчас уже стало привычным — компьютеры, мобильники… А дети, когда им рассказываешь, что на цветной телевизор «Рубин» или «Электрон» с огромным кинескопом надо было 600 рублей год копить, просто не верят, что такое могло быть.

— Абсолютно с вами согласен. Поколения моих родителей, моей бабушки — несчастные поколения. Особенно на Украине. Они пережили и немцев 1914 года, и революцию, а это — голод, кровь и смерть. Потом был поход Тухачевского в Польшу, были Махно, Петлюра. Потом фашисты. Но мои, слава Богу, успели уехать и поэтому остались живы.

Мне будет очень трудно объяснить внучке, которая в пять лет сама заходит в Интернет, находит свой любимый мультик и сама щелкает пультом ДУ телевизора в поисках детского канала, а на моем ноутбуке пишет мне записки, что ничего этого не было.

Скажу больше. Всего 16 лет назад я, начальник горжилуправления Челнов, решал непростую технологическую задачу. У меня было 46 подразделений, обслуживающих город. Слесарь-сантехник — он слесарь-сантехник во все времена. Утром приходит, берет наряд-задание и уходит. После обеда часть из них возвращается, а к вечеру уже никто. Издержки профессии. И вот предлагался такой выход: каждый из них получал телефонную трубку с номеронабирателем, а в домах на первых этажах мы находили бы бабушек, с которыми договаривались запараллелить их телефон входным контактом на фасаде дома. То, что сейчас называется USB-порт. И все сантехники каждый час должны были выходить на связь. 16 лет назад… А сейчас два сотовых телефона в кармане никого не удивляют. Вот что такое революция.

В 1997 году у нас появились компьютеры. Мы с Раузилем Хазиевым, который тогда был зампредом исполкома, а я начальником горжилуправления, делали реформу ЖКХ в Челнах. Один из шагов — расчетно-регистрационный центр, прообраз нынешних ЕРЦ. Создав его, мы превратили рутинный труд бухгалтера и паспортистки в квалифицированный труд оператора компьютера.

В 1995, по-моему, году была федеральная программа по строительству второго теплоисточника в Набережных Челнах. Тепла и горячей воды от одной ТЭЦ городу не хватало. При морозе ниже 25 градусов собиралась комиссия и решала, какой комплекс в Новом городе отключать от горячей воды, чтобы сохранить отопление. Прошло 20 лет, город стал в полтора раза больше, но второй ТЭЦ по-прежнему нет, потому, что мы с Хазиевым смогли доказать, что это была ошибка проектирования. Сумели сделать программу регулирования теплоснабжения, и сейчас о втором теплоисточнике никто даже не помышляет.

Челны стоят на Каме, а камская вода это, по сути, суспензия, в которой взвеси, что отлагаются на стенках металлической трубы, и уже через два года в ней не видно просвета. Город был без воды на верхних этажах. С металлическими трубами нельзя победить ни отложения, ни электрохимическую коррозию. Выход был только один — применять сополимерные трубы и фитинги.

Когда мы смонтировали первые полиэтиленовые трубы в доме 7/18 и пустили по ним воду, я сказал: «Как бы мне хотелось быть на 20 лет старше, чтобы проверить». Ведь гарантию давали именно на такой срок. И ровно через 20 лет, когда я был уже начальником горжилуправления, мы в этом доме отключили воду. Я сам ножовкой распилил трубу и мизинцем снял тоненькую пленку отложений, но в принципе с трубой ничего не случилось. А если бы она была стальная, ее уже пять раз надо было заменить.

Полипропилен. Мы сделали это, и отдельное спасибо Рустаму Минниханову. Тогда Премьер-министр Татарстана приехал в Челны и смотрел на разные полипропиленовые переходники, образцы, которые висели у меня в кабинете. Кто-то вешает на стены портреты родителей, портреты детей ставит на стол, а у меня висели эти образцы…

Это быстро стало модным, потому, что красиво в квартире и практично, а сейчас это уже обыденно. Понимаете, какая штука — экзотика превращается в рутину. Точно так же, когда внедрили электронные торги по госзаказу, журналисты спросили, какая у меня цель. Я ответил: «Превратить экзотику в рутину».

После того, как освоили выпуск и монтаж полипропиленовых труб, я объявил программу, по которой в подъездах комфортного проживания мы бесплатно меняли трубы. Как-то после совещания в дирекции КАМАЗа министр экономики Сергей Когогин сказал: «Покажи мне свои легендарные подъезды». Мы зашли в один подъезд ближайшего дома, потом в другой. У входа сидел вахтер, мы вошли в лифт, я нажал на кнопку шестого этажа. Открылась дверь. На лестничной площадке стояли два кресла, журнальный столик, икебана в вазе, торшер, на стене — картины с подсветкой с изображением водопада. На выходе из лифта — коврик. Когогин спросил: «Что за проект? Это прямо в квартиру что ли (лифт открывается)?»

Когда я уезжал в 2002 году, в Челнах из 8000 подъездов уже примерно 1500 были такие. Были и такие, где люди открывали своим ключом дверь подъезда, снимали ботинки, обувались в тапочки и шли по лестничной клетке. Мы просили, чтобы в школах писали сочинения на тему «Мой подъезд», «Мой двор». Люди загорались, хотели этого. Я говорил, что мы стали жить более или менее богато — хрусталь, люстры, ковры. Но когда ребенок выходит из такой квартиры на захарканную лестничную клетку, в разгромленный двор, у него внутри рождается: «Это — мое, а это — не мое». Это надо хранить, а это — общее.

У педагогов это называется эффектом соленого огурца. Берешь свежий огурец, бросаешь в банку с солеными, и он тоже становится соленым. Если на 36 семей в подъезде даже два оболтуса найдутся, ну не смогут они оправляться в лифте, если там занавески и ковер лежит. И сознание действительно переламывалось, я это чувствовал.

Вы затевали как минимум две, без преувеличения, революционных реформы — в Челнах в ЖКХ и здесь, уже в масштабах республики, а потом и всей страны с госзаказом, электронные торги.

— Я очень горжусь тем, что там, в ЖКХ, кое-что удалось сделать. Тут — тоже. Потому что Рустам Минниханов очень четко понимал, что должно быть сделано для обеспечения добросовестной конкуренции на основе абсолютной прозрачности. К сожалению, когда приняли ФЗ-94, он, хотя и скомпилировал 617-е постановление Кабмина РТ еще 2002 года, ухудшил ситуацию, и мы были вынуждены работать по федеральному закону.

А потом приняли еще и 44-ФЗ, отменивший обязательные анонимные электронные аукционы.

— Да, наверное, не было в стране более горячего противника этого 44-ФЗ, чем я. Кончилось тем, что я отошел от госзаказа. Не могу сказать, что это я сделал две революции. Инициировал, может быть.

Вы «кое-что» сделали, а после вас… Есть ощущение, что сколько ни бейся в нашей стране, обязательно найдутся люди, которые все новое похоронят?

— Те, кому надоело бороться и кто так считает, давно уехали. Вы знаете…

А вот и старость подошла

На цыпочках. Глаза прикрыла

Мои ладонями. Спросила:

— Кто я? — Не мог я угадать.

Она сказала: — Я могила.

Она была так молода,

Что вовсе страшной не казалась.

Она беспечно улыбалась.

Переспросил:

— Ты старость?

— Да.

Я процитировал великого русского поэта Давида Кауфмана к тому, что нахожусь в том возрасте, когда нельзя ни о чем жалеть. Что получилось, то получилось. Самое главное, что получилось, — у меня два великолепных сына. Высокоэрудированных, высокообразованных, самостоятельных, умеющих очень много и на работе, и руками, и в огороде. Я очень ими горжусь.

Композитор Моцарт Вольфганг,

Он горазд, —

Сколько требуется, столько

И отдаст…

Пусть берут его искусство

Задарма.

Сколько требуется чувства

И ума!

Это тот же самый Кауфман, больше известный как Давид Самойлов. Сколько требуется, столько и отдам. А востребовано оно? Нет? Да ради Бога. Но нет же людей, которые пойдут выпиливать полипропилен, чтобы поставить вместо него металлические трубы. Нет и тех, кто ЕРЦ, компьютерные расчеты заменит бухгалтером со счетами. Никто не начнет опять строить в Челнах второй теплоисточник. 

Никто не отменит электронные торги. Идея, как говорится, давно уже овладела массами. Новая технология распространилась по всей России. И никто ее уже не отменит.

Беседовал Евгений АКСЕНОВ

ПОЗДРАВЛЕНИЯ:

Игорь АРТЕМЬЕВ, руководитель ФАС России

Уважаемый Яков Вениаминович!

От всей души примите мои искренние и наилучшие поздравления с 65-летием!

Я знаю Вас как опытного, ответственного и энергичного руководителя, способного претворять в жизнь самые смелые планы. Вашей работе всегда были присущи высочайший профессионализм, глубокая вовлеченность и преданность делу. А зрелость, мудрость и опыт служат стабильному развитию и повышению инвестиционной привлекательности и открытости Республики Татарстан для российских и зарубежных партнеров.

В этот праздничный день хочу пожелать Вам долгих лет жизни, успехов в достижении поставленных целей, значимых профессиональных побед при решении актуальных для банковского сектора задач, оптимизма, реализации всех планов и, конечно, семейного счастья и благополучия.

Искренне желаю разделить радость Вашего праздника с близкими, друзьями и коллегами!

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Артем ЗДУНОВ, министр экономики Республики Татарстан

Уважаемый Яков Вениаминович!

От имени Министерства экономики Республики Татарстан и от себя лично с глубоким уважением к Вашим профессиональным и личностным качествам поздравляю Вас со значимым юбилеем!

Многочисленные заслуги в различных областях экономики создали Вам прекрасную репутацию человека большого таланта и энергии, способного принимать креативные дальновидные решения.

Уже более десяти лет Вы обеспечиваете прозрачность закупочной деятельности республики, являясьруководителем Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям.

Поздравляя Вас с юбилеем, желаю Вам доброго здоровья и благополучия! Пусть успех сопутствует всем Вашим начинаниям и каждый новый день приносит Вам радость и счастье! 

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Исаак БЕККЕР,главный врач Набережно-Челнинского психоневрологического диспансера ГАУЗ «РКПБ им. акад. В.М. Бехтерева»

Я.В. Геллеру посвящается

«Мой первый друг, мой друг бесценный! И я судьбу благословил…» Кто может сказать лучше Пушкина? Моему другу стукнуло… Слово-то какое — «стукнуло». По какому месту стучат те твои года, которые и есть богатство? Твой семейный доктор так и не дождался, когда потребуется другу помощь в рамках его компетенции. Уже и не дождусь. Так и будем вместе плыть — старый, до конца не потерявший ум, в основном  нормальный главный врач, лишь изредка примеряющий на себя мундир Наполеона, и главный хранитель и приумножатель государственной копейки, по духу — одессит в третьем поколении, по смекалке — житомирянин в пятом, сын ветерана войны и отец двух сыновей. Как Тарас Бульба, ты любишь и своих детей, и узы товарищества, святее коих нет. Да ниспошлет тебе Единый и Всемогущий всяческих благ и людскую благодарность! Да пребудет с тобой жена твоя, плоть от плоти, всепрощающая и всепонимающая! Да возрадуют тебя дети и внуки твои, продолжение и смысл нашей жизни! Да будет ум твой ясен, рука твоя крепка и дух твой молод! И… не дождутся!

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Николай АНДРЕЕВ, генеральный директор ЗАО «Сбербанк-АСТ»

Уважаемый Яков Вениаминович!

В день Вашего юбилея примите мои сердечные поздравления и пожелания Вам и Вашей семье здоровья, благополучия и удачи!

Вы стояли у истоков системы госзакупок по всей стране. В 2002 году в Республике Татарстан Вы одним из первых в стране начали создавать систему госзаказа. Тогда Рустам Нургалиевич Минниханов сказал Вам «волшебную» фразу: «Все намерения должны быть видны в Интернете» — и Вы создали Агентство госзаказа РТ. Вы одним из первых начали выстраивать то, что сейчас называют федеральной контрактной системой.

Убежден, что Ваши энтузиазм и высочайший профессионализм — залог успеха не только в карьере, но и во всех Ваших начинаниях и в общении с близкими людьми. Желаю всегда сохранять присущий Вам дар убедительного собеседника, внимательного и чуткого человека с потрясающим чувством юмора. Пусть Ваши инициативы всегда встречаются с пониманием и оцениваются по заслугам, пусть рядом будут единомышленники и те, кому Вы доверяете!

Ваши высокий профессионализм и компетентность, чувство ответственности за порученное дело вызывают глубокое уважение у всех, кому довелось работать и общаться с Вами. Вы делаете большую и важную работу, результаты которой имеют огромное значение для укрепления и развития российского госзаказа.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Раузил ХАЗИЕВ, генеральный директор ОАО «Генерирующая компания»

Уважаемый Яков Вениаминович!

В череде жизненных встреч, за которые готов благодарить судьбу, встреча с Вами для меня имеет особое значение.

Нас с Вами связала непростая работа в жилищно-коммунальной отрасли Автограда. И уже тогда стало понятно, что я познакомился с профессионалом, которого отличают неравнодушие, неординарность, способность находить верные решения в непростых ситуациях. При этом Вы совершенно комфортны в личном общении, способны заразить своим позитивом и жизнелюбием, верны своим взглядам. Мы не могли не стать друзьями!

Многие годы Вы подтверждаете репутацию целеустремленного, незаурядного человека. Где бы Вы ни трудились, везде и всегда Вы умеете отстаивать свою точку зрения и добиваетесь нужного результата. Широта и дальновидность Ваших взглядов не имеют обозримых границ и охватывают все сферы жизни. Вы сильны в своих устремлениях и мечтах. Вы несгибаемы под ударами судьбы.

Примите самые теплые и сердечные поздравления с 65-летием! Пусть этот день запомнится Вам положительными эмоциями и особой энергетикой! Я бы хотел привести слова Губермана о дружбе, зная, что Вы поймете и сможете оценить их глубокий смысл: «Звоните поздней ночью мне, друзья, не бойтесь помешать и разбудить, не дай Бог время, когда нельзя и некуда нам будет позвонить».

От всей души желаю Вам здоровья и благополучия! Пусть Вам всегда сопутствует в добрых начинаниях поддержка единомышленников, друзей и родных! 

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

Александр КИСЛОВ, генеральный директор ООО «ПКФ «Жилкомсервис»

Уважаемый Яков Вениаминович!

Примите искренние поздравления с юбилеем от меня лично и от коллектива ООО «ПКФ «Жилкомсервис»! Уверен, что это знаменательное событие позволит Вам не просто вспомнить о прошлом, но и поставит перед Вами очередные перспективные задачи.

Долгие годы Вы трудились в Набережных Челнах в сфере ЖКХ и именно за время деятельности в Автограде получили звания «Заслуженный работник ЖКХ РТ», «Почетный работник ЖКХ России», «Лучший менеджер года» и «Почетный гражданин Набережных Челнов». Вы реализовали много важных проектов за период работы в управлении по эксплуатации жилья Горжилуправления и всегда исходили из того, что жилищная реформа — это, в первую очередь, изменение человеческой психологии. Не случайно Вы как-то сказали очень хорошую фразу: «Все мы, так или иначе, создаем свою зону комфортного проживания, которую каждый из нас определяет, соизмеряя свои потенциальные возможности с желаниями. И если все это совпадает, то, значит, жизнь удалась».

Самое главное, что у Вас всегда было и есть свое четкое, неординарное, нестандартное видение любых проблем и путей их решения. Это очень важно на руководящем посту, когда необходимо принимать единственно верные решения, требующие тщательного, взвешенного подхода.

Яков Вениаминович! Как сказал один мудрец, единственное счастье — постоянное стремление вперед. Поэтому желаю Вам всегда оставаться таким же активным и инициативным и всю энергию отдавать тому, что еще предстоит сделать.

Пусть Ваша жизнь будет наполнена светлыми и позитивными событиями! Здоровья, добра и благополучия Вам и Вашим близким! А удача, как птица счастья, о которой когда-то пелось в знаменитой песне, пусть сопутствует Вам всегда и во всем! 

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

elitat.ru

Яков Геллер: «Скоблионок мне друг, но…»

Глава Агентства по госзаказу РТ о делении людей по национальностям, замещении евреями высоких должностей в Татарстане и принципе «трех не»

Генеральный директор Агентства по государственному заказу РТ Яков Геллер считает, что евреи в достаточной мере представлены на высших постах Татарстана. Кроме того, идею Владимира Путина приглашать в страну евреев он находит вполне разумной. Его колонка стала ответом на статью Михаила Скоблионка «Здравомыслящий еврей в Россию не поедет», опубликованную в «Реальном времени» неделю назад.

Михаил Абрамович на самом деле сильно погорячился. Он большой умница, большой политик. Скоблионок мне друг, но не соглашусь с его высказываниями. Между прочим, с ним не согласен мой сын Анатолий Геллер, заместитель министра связи и информации РТ, не согласна Наталия Фишман, помощник президента, не согласен Леонид Толчинский, глава «Татар-информа», не согласятся другие люди.

Вот было бы странно, если бы главой какого-нибудь «Израиль-информа» был татарин, все бы улыбались. А в Татарстане такое возможно.

Из присутствующих на субботнем совещании всех руководителей у президента Татарстана как минимум четверо, кого мы знаем, не согласятся с позицией Скоблионка. Если он сказал, что в правительстве республики нет евреев, это не значит, что министерские должности не замещают евреи.

Думаю, Скоблионок больше возмущен тем, что ему не дали землю возле синагоги. Был бы я во главе города, я б отдал землю, потому что она была исторически выкуплена при царе. У городских властей, наверное, свое видение, поэтому тут нельзя рассматривать национальный вопрос.

«Был бы я во главе города, я б отдал землю возле синагоги, потому что она была исторически выкуплена при царе». Фото Максима Платонова

«Делить людей по национальностям – дурной тон»

Вообще, делить людей по национальностям – это дурной тон. Татары, русские, башкиры, чуваши, мордва… 160 национальностей проживали в Челнах, когда я там работал. Мы никогда не делились. Мы праздновали вместе Курбан-байрам, Пасху, еврейский Новый год и даже Хануку.

Национальность всегда была очень побочной характеристикой. Основная характеристика – это значимость человека в кругу друзей.

Была такая история. Во времена Советского Союза приехал наш симфонический оркестр в США. Дирижер оркестра говорит американскому: «Почему вы считаете, что в СССР антисемитизм? Вот у меня, например, больше половины музыкантов составляют евреи». А американский дирижер ему отвечает: «А я не знаю, сколько у меня в оркестре евреев».

Сейчас, когда они стали в Америке считать, сколько там чернокожих актеров получают «Оскар», это только отрицательно сказывается на всем.

У меня на Украине живет отец, которому 93-й год пошел. Он мне говорит: «Лучше был я не дожил до этого времени, когда с опаской выхожу на улицу со своими орденами, потому что неизвестна реакция этого националистического быдла». Его пиджак от орденов ломится, а он стесняется его надеть на День Победы и выйти в город. Вот обстановка.

«В Иерусалиме, когда стоишь на Масличной горе, за спиной у тебя находится Храм Гроба Господня, на 11 часов по циферблату – мечеть «Аль-Акса», а прямо перед тобой – Стена плача. И все мирно живут». Фото vidania.ru

Единение религий

Я вырос в Житомире. Там есть такое место, где я делал панорамную фотографию, поворачиваясь на 30 градусов вокруг своей оси. На фото попали православная церковь, католический костел, полумесяц над мечетью и синагога. Это скопление религий.

В Иерусалиме, когда стоишь на Масличной горе, за спиной у тебя находится Храм Гроба Господня, на 11 часов по циферблату – мечеть «Аль-Акса», а прямо перед тобой – Стена плача. И все мирно живут. И ключи от христианского храма – у мусульман. Они утром открывают, вечером закрывают его. Вот где единение религий.

В Казани, если встать на углу Профсоюзной, то, поворачиваясь, можно увидеть «Кул-Шариф», Спасскую церковь и синагогу. Вот что есть единение в Татарстане. Это спасибо Минтимеру Шариповичу и Рустаму Нургалиевичу. Кстати, не зря Минниханова наградили статуэткой «Скрипач на крыше». Это за поддержку, за праздник еврейской песни, который он Скоблионку помог провести, за синагогу и 12-ю школу.

«Не зря Минниханова наградили статуэткой «Скрипач на крыше». Это за поддержку, за праздник еврейской песни, за синагогу и 12-ю школу». Фото tatar-inform.ru

Принцип трех «не»

Есть такой лозунг «Бей жидов, спасай Россию!». Думаете, это касается евреев? Никто не знает, кто будет назначен жидом. Это могут быть китайцы, когда в 1969 году случился военный конфликт на острове Даманском. Ими могут быть назначены грузины, когда произошло обострение с Грузией. Это не столько антисемитский лозунг, сколько бандитский.

Во Франции возник антисемитизм, как и другие противостояния, в том числе исламофобия.

Да, традиционный антисемитизм был и в нашей стране, когда в 1953 году возбудили «дело врачей», когда готовили к репатриации тысячи еврейских семей и были готовы вагоны для них. Но это был Сталин!

Выбить из народа то, что ему вдалбливали через газету «Правда»… Потом не забывается. Да, евреи уезжали. Да, действовал принцип трех «не»: не принимать на работу, не увольнять с работы, не повышать по работе. Были по евреям и квоты при поступлении в институт.

Но сейчас же не советская власть. Сколько бы доллар ни стоил, сейчас ты делаешь что хочешь.

«Стране нужны еврейские мозги»

Как оказались тут я, покойный Леня Сонц, Леня Штейнберг и другие? Многие приехали в КАИ поступать, поскольку Казань была центром толерантности.

«Когда Миша говорит, что здравомыслящий еврей в Россию не поедет, я с ним не согласен. Не согласен хотя бы потому, что я не уехал в Израиль. Тут моя Родина!» Фото Романа Хасаева

Папа мой ушел на войну из деревни Большие Ачасыры Зеленодольского района. Мама здесь, в Зеленодольске, была в эвакуации, ее приютила татарская семья. Вот где центр толерантности и хорошего отношения к народам, а не кусок земли возле синагоги.

Когда Путин позвал евреев в Россию, это то же самое, когда Казань позвала людей к себе из западных областей спасаться от немцев.

Путин иронично, но справедливо заметил: «Чего вы жалуетесь? Если там вам плохо, приезжайте в Россию». Стране нужны еврейские мозги, энтузиазм народа.

Когда Миша говорит, что здравомыслящий еврей в Россию не поедет, я с ним не согласен. Не согласен хотя бы потому, что я не уехал в Израиль. Тут моя Родина!

Яков Вениаминович Геллер – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».

  • Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
  • После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
  • В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
  • С 1980 года – заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет – начальник управления.
  • С августа 2002 года – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
  • Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.

realnoevremya.ru

Яков Геллер: «Скоблионок мне по-прежнему друг, навсегда!»

Глава Агентства по госзаказу РТ намерен поставить точку в «еврейской» дискуссии

Публичный спор между двумя видными представителями еврейской общины Татарстана продолжается. В своей новой колонке «Реального времени» глава Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер, отмечая, сколько горя выпало на долю евреев, призывает не делить людей по национальностям. Его материал стал ответом на второй пост Михаила Скоблионка, главы татарстанской национально-культурной автономии, и художественный шарж Гаделя Шакирова.

У меня двоякое чувство от нашей публичной беседы с Михаилом Абрамовичем Скоблионком. Конечно, никакие слова, даже напечатанные в газете, не могут нарушить наши добрые отношения и дружеские объятия. Я этого не боюсь. Мы оба знаем, как тепло относимся друг к другу. Скоблионок мне по-прежнему друг, навсегда!

Дело в другом – в страхе. Существует формула Тейлора: «Человек воспринимает только то, что понимает». Поэтому бесполезно в первом классе интегралы преподавать – сперва дети таблицу умножения пусть выучат. И Б-г передал Тору не Аврааму (первому еврею), с которым заключил Завет, а через Моисея, через двенадцать поколений.

И еще: «Идет человек по Одессе. Видит: два еврея разговаривают. Он постоял возле них, послушал и со словами: «Ай! Да не морочьте мне голову» ушел, махнув рукой».

Понятен ли наш разговор тем, кто его слушает? Не морочим ли мы голову этим разговором занятым людям?

«Евреи едут не только «Куда», но (и в первую очередь!) «Откуда». Евреи всегда ехали «Откуда». Фото mikhaelkatz.livejournal.com (Еврейское местечко, или штетл, начало ХХ в.)

«Откуда» спасаются евреи

И все же, преодолев эти страхи, я позволю себе еще одну реплику. Тем более что в комментариях читатели выражают желания «продолжить банкет». Так вот.

Я согласен с Михаилом Абрамовичем во всем, как только воспринимаю его систему координат. И нет предмета спора. Его теза безупречна: евреи едут туда, где можно заработать и где к ним хорошо (нормально) относятся. Еще раз: я с этим не спорю и не собираюсь. Я – о другом.

Во-первых, евреи едут не только «Куда», но (и в первую очередь!) «Откуда». Евреи всегда ехали «Откуда».

Из Египта, убегая от непосильного налогового ига фараона, который ввел для евреев особое налогообложение. Размер налогов стал непосильным, невозможным.

Из Испании 15-го века после Реконкисты. Тогда под страхом смерти евреи крестились, становились «марранами» или убегали, расселяясь на Балканах, в Северной Африке, Османской империи.

Из Германии 18-го века, когда ввели разделение на «полезных» и «бесполезных» евреев, когда ввели «семейную нумерацию» и жениться разрешали только первому – старшему сыну, а остальные – либо безбрачие, либо – вон из страны. Евреи «без семейного номера» уезжали тогда из Австрии и Германии в Англию, Голландию, Францию, Америку и Россию.

Жертвы еврейского погрома в Кишиневе, 1903. Фото mikhaelkatz.livejournal.com

Из России – после Одесских и Кишиневских погромов 1905 года, от черты оседлости и ценза приема в учебные заведения.

Из созданного Сталиным «Красного Сиона» – «дальневосточного гетто» – Еврейской автономной области со столицей в Биробиджане. Сорокаградусные морозы, болота и короткое лето делали невозможным пребывание там для большинства народа.

Снова из Германии середины 20-го века, спасаясь от гитлеровского «окончательного решения еврейского вопроса».

Из Советского «лагеря» в конце двадцатого века в Израиль, в Америку, в Австралию. И это просто наиболее известные нашим читателям примеры. А для любопытствующих – можно «погуглить» – много интересного можно узнать.

Евреи едут «Откуда». И президент Путин позвал евреев «Откуда». Позвал в ответ на оглашенные ему жалобы и опасения о нарождающемся и возрождающемся воинственном антисемитизме в Европе. Как традиционном, так и вызванным миллионной миграцией из стран Ближнего Востока. И с этой точки зрения, рассуждаю я, евреи могут рассматривать не два стимула (заработок и покой) одновременно, а каждый стимул отдельно, как самодостаточный для сохранения жизни.

«Для меня гораздо важнее и показательней то, что президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов поддерживает нашу «мышпуху», находит средства чтобы помочь в проведении праздника еврейской культуры, в ремонте синагоги». Фото Максима Платонова

«Я помню, как запрещали печь мацу»

И, во-вторых, возникает вопрос об индикаторах. Да, соглашусь, зарплаты у нас не европейские. Легких денег, как в 90-е, «не поднять». Но есть же и другие индикаторы. Индикаторы хорошего (нормального) отношения к евреям. Вот она – развилка, где мы со Скоблионком разошлись в публичном разговоре. Мне кажется достаточным тот факт, что евреев не обкладывают непосильным «еврейским» налогом, не запрещают второму и прочим сыновьям жениться, не вводят черту оседлости, не забирают насильно сыновей в рекрутчину с 12 лет, не делят на «полезных» и иных, не вводят ценз на обучение и прочие «специальные еврейские привилегии». По историческим меркам только что – всего 100 лет назад – запрет на производство в офицеры евреев был распространен и на выкрестов, и на их детей. В России. Всего 100 лет назад!!! А мы уже 25 лет живем в Новой России.

Мне этого достаточно! Просто я уже давно живу. Я помню, как запрещали печь мацу на пасху, сносили синагогу в моем городе, как заставляли менять имена и фамилии, запрещали учить и сажали в тюрьму преподавателей иврита. Я помню, кто такие «отказники», я знал тех, кто прошел по «делу врачей». Я помню, как меня не пустили в Болгарию по турпутевке. Еще звучит в ушах знаменитая фраза: «Езжайте в свой Израиль и там командуйте». Это в ответ на любое замечание и даже на совет. Я много чего помню, как было еще вчера.

Мне достаточно того, что я живу в стране, где нет особых привилегий и особых цензов для евреев. Мне кажется, что этого должно быть достаточно и для тех евреев, которые могут задуматься над предложением президента Путина. Я, честно, не думаю, что если завтра еврея назначат министром спорта Республики Татарстан, – это будет каким-то особенным знаком толерантности и благорасположения к евреям. Для меня гораздо важнее и показательней то, что президент Татарстана Рустам Нургалиевич Минниханов поддерживает нашу «мышпуху» (мишпуха – еврейская большая семья или компания. – прим. ред.), находит средства чтобы помочь в проведении праздника еврейской культуры, в ремонте синагоги.

Ответ писательнице Маргарите Алигер написал в 1947 году Мендель Рашкован. Фото isrageo.com

Мне важно то, что в расписании работы правительства республики вовремя указываются наименования еврейских праздников: и Пэйсах, и Рош-ха-Шана, и Ханука. И я не стесняюсь своего еврейства.

Как говорилось в знаменитом в начале 50-х годов письме–ответе писательнице Маргарите Алигер:

«Народ бессмертен! Новых Макковеев Он породит грядущему в пример… И я горжусь! Горжусь, а не жалею, Что я еврей, товарищ Алигер»

Это стихотворение написал в 1947 году Мендель Рашкован, прошедший пулеметчиком всю войну, как и мой отец, «от звонка до звонка».

«Можете нам позавидовать»

Я понимаю Михаила Абрамовича! Я, поверьте, часто слышу такие аргументы: евреи составляют 20 процентов от числа Нобелевских лауреатов, хотя составляют всего 0,2 процента от населения Земли. Даже до Холокоста евреи составляли всего 0,7 процента. Значит, и в управлении страной, в руководстве предприятиями, институтами и прочими ведомствами пользы будет больше, если евреи будут составлять те же 20 процентов.

Так ли это? У великого русского поэта Игоря Губермана есть по этой теме четверостишие – гарик (иногда мне кажется, что у него есть гарики на любую тему). Вот этот стишок:

«По спирту родственность имея, Коньяк не красит вкус портвейну, Еврей-дурак не стал умнее От соплеменности Эйнштейну».

«Я вам таки так скажу: еврей – не звание, не индульгенция, не бренд, не знак качества. Люди как люди мы». Фото prav.tatarstan.ru

Я вам таки так скажу: еврей – не звание, не индульгенция, не бренд, не знак качества. Люди как люди мы. И не обязательно назначать еврея министром, чтобы показать уровень хорошего отношения к нашему народу.

А мы с Михаилом Абрамовичем в честь этого разговора сделаем внеочередной лэхаим (еврейский тост «За жизнь!». — прим. ред.). Можете нам позавидовать.

Яков Вениаминович Геллер – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».

  • Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
  • После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
  • В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
  • С 1980 года – заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет – начальник управления.
  • С августа 2002 года – генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
  • Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.

realnoevremya.ru

Яков Геллер: «Я не чувствую в Татарстане антисемитизма – ни бытового, ни государственного»

Глава Агентства по госзаказу РТ о заявлениях вице-спикера Госдумы Толстого о «выскочивших из-за черты оседлости» в деле об Исаакиевском соборе

Вице-спикер Госдумы Петр Толстой оказался в центре скандала. Во время пресс-конференции по вопросу передачи РПЦ Исаакиевского собора в Петербурге депутат заявил, что против этого выступают «внуки и правнуки» тех, кто «с наганом выскочил из-за черты оседлости» в 1917 году. Высказывание осудили глава Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Александр Борода и пользователи соцсетей, посчитавшие эти слова антисемитскими. В свою очередь парламентарий назвал антисемитизмом заголовки новостей, которыми СМИ освещают этот скандал. Не осталось это заявление незамеченным и в Татарстане. Один из видных представителей еврейской общины региона, глава Агентства по госзаказу РТ Яков Геллер в интервью «Реальному времени» нашел брошенную Толстым фразу глупой.

— Яков Вениаминович, каково ваше отношение к подобным заявлениям депутата?

— Если это не выдернуто из контекста и не переврано, это, конечно, глупость. Хотя бы уже потому, что сам Толстой говорил, что он правнук Льва Николаевича Толстого, которого отлучили от церкви, предали анафеме. Если графа Льва Николаевича Толстого предали анафеме, то чем сейчас занимается его правнук? Для сведения должен сказать, что во время этой катастрофы, которую называют Октябрьской революцией (или переворотом), синагог было разрушено в удельном весе больше, чем православных церквей. Очень я сомневаюсь, что «выскочившие из-за черты оседлости» могли самостоятельно разрушить храмы без поддержки народа. Глупости это все, для красного словца. На самом деле, если он такое сказал, это очень неумная выходка хотя бы потому, что четыре—пять поколений советского народа каждый год ходили на демонстрации с портретами тех, кто сделал революцию, и прославляли их. Тогда так было можно. А сейчас он считает, что можно по-другому. Я крайне отрицательно отношусь к этому высказыванию.

«Мне безразлично, у кого в собственности будет это здание. Но, насколько я читал, Исаакиевский собор не был собственностью церкви, то тут нельзя вернуть, можно только передать. Мне небезразлично, чтобы я мог туда привести внучку и показать, что Монферран сотворил из простых камней». Фото ipetersburg.ru

— Темой разговора на той конференции была передача в лоно РПЦ Исаакиевского собора. Нужно ли храм передавать церкви?

— Не понимаю, зачем это делать. Если решение принято, наверное, можно и так. Если нынешняя принадлежность этого здания мешает проводить там богослужения, то не будет ли принадлежность церкви мешать проводить там экскурсии? С другой стороны, в храме можно и не проводить экскурсии, и служения проводить в другом месте. Вообще, чтобы разговаривать с Богом, не обязательно ходить к Богу в дом. Если не хватает мест для проведения службы, возможно, надо передать. Мне безразлично, у кого в собственности будет это здание. Но, насколько я читал, Исаакиевский собор не был собственностью церкви, то тут нельзя вернуть, можно только передать. Мне небезразлично, чтобы я мог туда привести внучку и показать, что Монферран сотворил из простых камней.

Я знаю, что Шаймиев совершил гражданский подвиг, когда вернул еврейской общине здание синагоги, которое ранее использовалось как дом просвещения и переподготовки учителей. Подвиг, потому что это было другое время, и Шаймиев на этот шаг пошел.

Территория толерантности

— Сталкивались ли вы лично с признаками антисемитизма в нашей стране и в Татарстане?

— Это надо по времени разделить. Моя молодость и большая часть жизни в этом прошла. Поэтому многие в мои студенческие юношеские годы в 70-е уезжали из Украины, из моего родного Житомира в Казань и Ленинград. Это было два толерантных города — два места, где можно было поступить в институт, консерваторию, поступить на работу, которая по душе. В Казани очень много ребят, которые приехали с Украины не во время войны, эвакуации, а как раз в те 70-е годы, — и работали на КАМАЗе, на казанских предприятиях. Татарстан — республика толерантная: на стыке ислама и православия. Она и должна быть толерантной. Иначе неизбежны конфликты. Тут природой заложена толерантность ко всем, и к иудеям в том числе. Я не чувствую в Татарстане антисемитизма — ни бытового, ни государственного. Лично я, если помните спор со Скоблионком, считаю, чтобы необязательно в правительстве заседали евреи. Когда я был начальником горжилуправления Челнов, однажды пошутил, публично сказав Минтимеру Шариповичу: «Если бы в Тель-Авиве — втором городе Израиля — начальником горжилуправления был татарин, все бы удивлялись. А в Татарстане никто не удивляется, что в Челнах — втором городе республики — на этой должности еврей». Слава Богу, здесь я не сталкиваюсь с антисемитизмом. И 12-я школа — еврейская, и в сентябре—августе проводится фестиваль еврейской культуры. И община есть. Живем, слава Богу.

«Слава Богу, здесь я не сталкиваюсь с антисемитизмом. И 12-я школа — еврейская, и в сентябре—августе проводится фестиваль еврейской культуры. И община есть». Фото Максима Платонова

«Все евреи уедут — примутся за татар»

— Люди порой говорят, что во всех бедах России виноваты евреи. Вас не смущают подобные разговоры и намеки?

— Берегите евреев. Вот все евреи уедут — примутся за татар. Это такая присказка из детства. Очень мало люди винят себя самих. Хозяин — это тот, кто не ищет виноватых. Какие беды есть у нас, чтобы искать евреев как виноватых? Был такой анекдот: «Евреи Россию продали. Куда мне прийти за моей долей?» Глупости это все. К сожалению, сейчас в школах не учат, что в довоенные годы была абсолютно фашистская, геббельсовская пропаганда, когда олицетворялись жиды и коммунисты-комиссары. Это было специально сделано для того, чтобы затеять рознь в советском народе. Надо очень много читать, вникать в те события. Это же просто так, из воздуха взялось, что всегда на еврея «найдется судья», за смелость, за ум, «за то, что еврейка стреляла в вождя, за то, что она промахнулась». Надо людям прививать какие-то знания, рассказывать историю.

Надо людям прививать, что Иисус Христос и 12 апостолов были евреями. Какой праздник в православных святках отмечается 14 января? В этот день отмечается обрезание сына Господня. Он родился иудеем и на седьмой день, как каждый иудейский мальчик, был подвергнут обрезанию. Знаете ли, что до III века н.э. христианином мог стать только обрезанный?

А люди от темноты своей вбрасывают, что евреи виноваты. Там три лохматых еврея с маузерами всю страну перевернули? А остальные что? Надо всем читать и знать. А без этого будет: «Бей жидов — спасай Россию», «Если в кране нет воды…».

— Объясните, что такое черта оседлости для еврея?

— Это границы, которые еще Екатерина II и Николай I утвердили, а Николай II категорически отказался отменять. То есть евреям запрещалось селиться ближе 30 верст до центров волостей, за 60 верст до центров губерний и за 100 верст до столичных городов. Также евреям запрещалось иметь землю. Кстати, в начале XX века евреи уезжали в Палестину для того, чтобы взять на год в аренду землю. Там было условие: если они справляются с этой землей, значит, она переходит к ним в собственность. Так и возникли кибуцы. Евреям запрещались и многие другие вещи. Был еще ценз: количество мест, больше которого нельзя было принимать евреев в гимназии и высшие учебные заведения. Все это вместе называлось чертой оседлости. Отсюда на Украине возникли такие местечки в радиусе 60—100 км от города Киева. Мой родной Житомир — это то местечко в 120 км от Киева, там можно было селиться евреям. В 60 км от Винницы — центра Волынской губернии — был Бердичев, знаменитое место, которое описывается в романе Шолом-Алейхема. Посмотрите телеспектакль «Тевье-молочник», фильм «Скрипач на крыше». Советую многое почитать, тогда бы многие узнали, что такое евреи-революционеры. Надо знать, что такое «Бунд» — социалистическая партия еврейских рабочих, как «Бунд» воевал с большевиками, с РСДРП и проиграл, а мог выиграть. Но эту историю никто никому не преподает. Безграмотные люди.

Яков Вениаминович Геллер — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу РТ».

  • Родился 13 марта 1950 года в г. Житомире. Окончил Камский политехнический институт.
  • После учебы работал мастером на заводе «Электроизмеритель» в Житомире.
  • В 1976 году приехал в Набережные Челны, где начал работать мастером ЖЭКа правления по эксплуатации жилья горжилуправления.
  • С 1980 года — заместитель начальника Управления по эксплуатации жилья горжилуправления, через 11 лет — начальник управления.
  • С августа 2002 года — генеральный директор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ».
  • Почетный работник жилищно-коммунального хозяйства России. Заслуженный работник жилищно-коммунального хозяйства РТ.

realnoevremya.ru

​Яков Геллер: «Если это не рейдерский захват, то непонятно, зачем рушить выстроенную инфраструктуру»

Глава Агентства по госзаказу РТ прокомментировал идею минэкономразвития РФ «ввести монополию на электронные торги» и отстранить татарстанскую площадку

Заместитель министра экономического развития РФ Евгений Елин несколько дней назад выступил с неожиданной инициативой — вместо пяти электронных площадок для закупок государства оставить одну. Причем это может быть абсолютно новая площадка. В перспективе, по мнению Елина, она могла бы заменить собой и весь рынок — все 160 площадок. Об этом Елин рассказал газете «Ведомости». Инициатива пока обсуждается в рамках министерства, но ее готовы вынести на рассмотрение уже всего правительства РФ. Яков Геллер, основатель и бессменный глава Агентства по государственному заказу РТ — одной из пяти площадок, чью судьбу так резко решил поменять Елин, — специально для «Реального времени» прокомментировал ситуацию.

— Яков Вениаминович, в газете «Ведомости» появилась статья о том, что минэкономразвития РФ хочет оставить только одну площадку для госзакупок. По вашей информации, есть уже какой-то подготовленный документ или проект документа?

— Проекта документа об этом нет. И на мой взгляд, это, мягко говоря, странно, когда министерство экономического развития заявляет, что монополия лучше, чем конкуренция, если ничего не исказили газетчики. Если идти по этому пути, то давайте оставим один банк, одну зубную поликлинику и вообще все то, что создает конкуренцию, давайте огосударствим. На самом деле, создана индустрия. Я всегда говорю, что в стране есть, по крайней мере, 12 достойных площадок: те пять, которые одобрены в качестве федеральных, и еще семь такого же высокого уровня. Это сложная инфраструктура, огромные средства вложены при участии государства, при участии банковских структур. Это люди, которые работают. Вместо того, чтобы установить единые правила… Я согласен, что правила должны быть едиными.

— Чем мотивирует такое решение в минэкономразвития?

— Если перечислить те аргументы, которые привел Евгений Иванович Елин в заметке, то они не выдерживают никакой критики (еще раз говорю, если не исказили). Усилить контроль, обеспечить прозрачность, «расширить-углубить» — это не аргументы. Не может заместитель министра экономического развития страны не знать, что одна площадка не облегчит поиск, потому что все публикуется на едином сайте zakupki.gov.ru. Одна площадка не облегчит контроль, потому что одинаковый контроль при помощи независимого регистратора, установленного сейчас на всех площадках, уже обеспечивают. Речь идет о сокращении сотен, если не тысяч, людей, которые заняты в этом бизнесе, о разрушении структуры.

Непонятны цели. Если только, боюсь предположить, это не рейдерский захват рынка в пользу одной с кем-то аффилированной структуры (боюсь предположить это), то все остальное непонятно.

Не может заместитель министра экономического развития не знать, что одна площадка не облегчит поиск, потому что все публикуется на едином сайте zakupki.gov.ru

«Боюсь предположить, что это может быть рейдерским захватом»

— Как отреагировали организаторы площадок на такое заявление?

— Реакция сообщества, конечно, резко отрицательная. Можете себе представить, что будет, если на этой электронной площадке зависнет сервер, например, или, как было однажды, уборщица в здании министерства экономического развития выдернула вилку из розетки подключенного сервера? Всякое может быть. Любая система должна иметь дублирование. А вот оставить одну площадку… Ради чего? Цель не обозначена в этом заявлении. А те аргументы, которые названы, они просто смехотворны и критики не выдерживают, потому что их нет, этих аргументов.

Еще раз повторю: боюсь предположить, что это может быть рейдерским захватом со стороны кого-то из субъектов рынка. Боюсь предположить, но с другой стороны, если это не рейдерский захват, то тогда непонятно, зачем рушить выстроенную инфраструктуру, нивелировать сотни миллионов рублей, вложенных в создание площадок (не только нашей и всех пяти)? Для чего это делать, я пока ответа не нахожу.

«В разгар такой ситуации, которая стоит на дворе, вдруг уничтожать рабочие места… Непонятно...»

— На онлайн-конференции у нас вы рассказывали, что идет процесс регулирования рынка, количество площадок будет сокращаться, и правительство заинтересовано в разумном сокращении количества игроков. Не об этом ли идет речь сейчас?

— Еще раз: есть пять площадок, которые отобрали для бюджетных закупок, и есть масса площадок, которые работают с коммерческими закупками. Эта масса площадок делится на две явные категории. Есть ответственные площадки, аппаратно-программные комплексы, а есть однодневки. Тезис был такой, что должен быть произведен отбор и площадок, работающих по 223-му закону, и должен быть сформирован такой пул. Мы говорили о двенадцати — на всю страну достаточно, но при этом не надо закрывать. Точно так, как с банками: если ты соответствуешь жестким критериям Центробанка, ты получаешь звание банка; если ты не соответствуешь, тебя этого звания Эльвира Сахибзадовна лишает. Но нельзя закрывать и ограничивать бизнес-проекты. Один из принципов экономики: что любая фирма должна иметь возможность войти в рынок, войти на ясно прописанных условиях.

Но сейчас, в разгар такой ситуации, которая стоит на дворе, вдруг уничтожать рабочие места, обрушивать инфраструктуру… Непонятно. Провести отбор достойных было бы понятно. Определить условия, при которых новые игроки могут входить в рынок, — понятно. Рынок этот безграничен. Сосредотачивать его в одних руках? Родилось ниоткуда, как гром среди ясного неба. Заместитель министра экономического развития фактически сказал: «Монополия лучше, чем конкуренция».

Провести отбор достойных было бы понятно. Определить условия, при которых новые игроки могут входить в рынок, — понятно. Рынок этот безграничен. Сосредотачивать его в одних руках? Родилось ниоткуда, как гром среди ясного неба

— Вы как руководитель площадки, а также представители других площадок, пытались получить какие-то разъяснения в минэкономразвития?

— А мы не можем этого сделать. С нами никто не советуется. Там была фраза «я провел совещание». Была мысль спросить, кто были члены этого совещания? Кто они? Кто те люди, которые советовали выработать такую мысль? Кто был на этом совещании? Кто возражал? Какие аргументы были в пользу этого решения? Нас не собирали, наше мнение не спрашивали. Насколько я знаю, там не участвовала даже Федеральная антимонопольная служба или министерство связи. На самом деле, это такое частное мнение Евгения Ивановича Елина. Я пока расцениваю это так.

МероприятияOnline-конференции

realnoevremya.ru


Смотрите также