Фришман ирина игоревна биография


Фришман Ирина Игоревна – Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования

Должности Главный научный сотрудник  Научная лаборатория Лаборатория психолого-педагогических проблем самоорганизации детей и взрослых  Ученая степень Доктор педагогических наук  Ученые звания Профессор  Биография

Директор Научно-практического центра Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО).

Заместитель председателя Совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова, профессор кафедры социальной педагогики Московского гуманитарно-педагогического института.

Заместитель директора института психолого-педагогических проблем детства РАО. Автор-разработчик программ СПО-ФДО «Игра — дело серьёзное», «Достижени-Я», «Имею право», «Рост», «Мир без опасности».

Автор программ ежегодных специализированных и тематических смен СПО-ФДО во Всероссийском детском центре «Орлёнок» на базе детских лагерей «Комсомольский», «Звёздный», «Солнечный».

Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования 2006 года, лауреат Национальной премии в области добровольчества 2006 года, награждена в 2007 году Министерством образования и науки Российской Федерации медалью Н.Д.Ушинского «За заслуги в области образования».

  Публикации на сайте (нет) Проекты на сайте (нет)

18.10.2014

ippdrao.ru

Эксперты и жюри конкурса

Андреев Константин Алексеевич Руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа, руководитель отряда «Аванпост», победитель конкурса «Лидер 21 века» 2004 года, эксперт конкурса “Лидер ХХI века”.

Богданова (Симакова) Елена Святославовна Доцент Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина, член правления Всероссийской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, кандидат педагогических наук, руководитель магистерской программы “Языковое и литературное образование школьника”, автор более 210 научных и учебно-методических работ по проблемам обучения языку и речи, в том числе 3 монографий. Бизнес-тренер, разработчик авторских тренинговых курсов “Эффективная коммуникация”, “Технология публичного выступления”, “Самопрезентация”, “Презентация проекта”, “Проектная деятельность в библиотечной сфере”, “Социальное проектирование”, “Интерактивные методы обучения”, “Проектная деятельность для педагогов”.

Калиш Ирина Викторовна Заместитель директора Федерального детского эколого-биологического центра, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник общего образования РФ, член Совета по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования.

Калугина Елена Владимировна Директор Центра развития карьеры Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, карьерный коуч.

Карпухина Анна Александровна Программный директор Ресурсного центра развития компетенций Чеченского государственного педагогического университета, руководитель департамента гражданско-патриотических программ Национального Союза патриотического воспитания, эксперт Федерального агентства по делам молодёжи, лауреат 3-х Премий Президента РФ в рамках Национального проекта «Образование» в части, касающейся поддержки талантливой молодежи

Куранина Надежда Михайловна Директор ГБОУ ДО ДТДиМ имени А.П.Гайдара, заместитель председателя общественного совета при ДОгМ, руководитель рабочей группы по вопросам защиты прав детей на образование, воспитание, всестороннее развитие, отдых и оздоровление Общественного совета при уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, председатель Городского совета старших вожатых образовательных организаций Департамента Образования города Москвы, председатель Московского отделения общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации Российское движение школьников.

Леванова Елена Александровна Доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедры социальной педагогики и психологии Факультета педагогики и психологии МПГУ.

Попова Светлана Юрьевна Кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной педагогики и психологии. Факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета, эксперт Федеральных молодежных программ. Награждена медалью “Патриот России”.

Пронина Елена Викторовна Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой общей и педагогической психологии ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (ВлГУ), Эксперт Федерального агентства по делам молодежи, эксперт программ в сфере образования и культуры в НБО “Благотворительный фонд В.Потанина”, Член-корреспондент Международной педагогической академии.

Родионова Елена Геннадьевна Директор АНО «Агентство социальных коммуникаций и технологий». Член Координационного Совета Общероссийской общественно-государственной организации «Российское движение школьников», председатель Попечительского Совета Общероссийского общественного движения «Ассоциация учащейся молодежи РСМ «Содружество», учредитель московского регионального отделения ОНФ; эксперт Палаты молодых законодателей при Совете Федерации Федерального собрания РФ, член Экспертного совета по государственной поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений при Комитете Совета Федерации по социальной политике.

Романенков Евгений Николаевич Заместитель заведующего отделом по вопросам общего образования Общероссийского Профсоюза образования, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, федеральный эксперт Общероссийской общественной организации “Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей”, ответственный секретарь Совета по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования.

Санатовская Лариса Анатольевна Член Президиума Координационного совета, исполнительный директор Общероссийской Общественной организации «Национальной Родительской Ассоциации социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей», член Совета по дополнительному образованию детей при Центральном Совете Общероссийского Профсоюза образования.

Синягина Наталья Юрьевна Доктор психологических наук, профессор, заведующая научно-исследовательским сектором лаборатории «Диагностика и оценка руководителей» факультета оценки и развития управленческих кадров ВШГУ РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Тимонина Любовь Ильинична Кандидат педагогических наук, доцент, проректор по учебно-методической работе ФГБОУ ВО «Костромской государственный университет».

Фришман Ирина Игоревна Доктор педагогических наук, профессор. Заместитель Председателя Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций – Федерация детских организаций» (СПО-ФДО). Директор Научно-практического центра СПО-ФДО. Главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Автор-разработчик программ СПО-ФДО «Игра – дело серьёзное», «Достижени-Я», «Имею право», «Рост», «Мир без опасности». Автор программ ежегодных специализированных и тематических смен СПО-ФДО во Всероссийском детском центре «Орлёнок». Лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области образования, лауреат Национальной премии в области добровольчества, награждена Министерством образования и науки Российской Федерации медалью Н.Д.Ушинского «За заслуги в области образования».

Шестов Александр Михайлович И.о. руководителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Российский детско-юношеский центр».

Ястребова Гюльнара Ахмедовна Кандидат педагогических наук, профессор, заместитель директора по научно-методической работе МОУ “Гимназия № 16 Тракторозаводского района Волгограда”.

mpgu.su

Общественная деятельность подрастающего поколения как предмет научного исследования

УДК 371

ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

А. В. Волохов, И. И. Фришман

Волохов Алексей Васильевич - доктор педагогических наук, профессор;

Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО);

8, ул. Погодинская, г. Москва, 119121, Россия;

E-mail: [email protected]

Фришман Ирина Игоревна - доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора, ведущий научный сотрудник; Институт психолого-педагогических проблем детства РАО;

8, ул. Погодинская, г. Москва, 119121, Россия;

E-mail: [email protected]

Представлены современные методологические подходы к разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения. Изложены результаты обобщенного анализа научных исследований последнего десятилетия, связанных с тенденциями развития детского движения, процесса его модернизации и реализации принципа участия детей в решении проблем, затрагивающих их интересы. Выделены приоритетные направления в разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения: изучение отношения системы образования к детскому движению, общественным установкам учащихся; приоритетов ценностных установок подрастающего поколения, затруднений передачи норм, традиций общественной практики; механизмы взаимодействия социальных институтов воспитания в целях реализации Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».

Ключевые слова: общественная деятельность, детское движение, участие детей в решении задач «национальной стратегии действий в интересах детей... »

Введение

К числу приоритетных тем для изучения акмеологией образования могут быть отнесены направления научных исследований, раскрывающие особенности выбора подрастающим поколением видов и форм общественной деятельности. Общественную деятельность человека можно рассматривать как интегративную характеристику сложившихся ценностных оснований личности, способность человека производить общественно значимые преобразования, преследующие гуманистические цели в материальной, духовной и социальной средах. В то же время общественная деятельность человека представляет собой способность преобразовать себя и окружающий мир в соответствии с системой жизненных установок. Человек обретает эту способность под влиянием

множества факторов, как стихийных, так и целенаправленных.

Характеристика «общественная деятельность» проявляется в волевых актах, общении, социально значимых поступках растущей личности, именно поэтому в основе деятельности детских общественных объединений лежит вариативно-программный подход, утвердившийся в практике общественных объединений нового века [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Современные детские общественные объединения, история которых насчитывает более 20 лет развития, востребованы государством и обществом как самостоятельный социальный ин-статут. Это связано с тем, что они реализуют специфические социально-педагогические функции, решают задачи включения детей и подростков в реальные общественные отношения.

На основе анализа текста кандидатских и докторских диссертаций, представленных к защите за последнее десятилетие, можно выделить характерные черты общественной деятельности подрастающего поколения, среди них:

целенаправленное взаимодействие детей и подростков с окружающей социальной средой и социальной действительностью;

гарантия соблюдения прав участников детского общественного объединения;

добровольность участия и вариативность выбора форм проявления общественной активности, развитость самодеятельных начал в управлении общественной деятельностью детьми и взрослыми;

гуманистический стиль отношений представителей разных поколений - участников общественной деятельности;

организация общественно-полезной деятельности, определение ее направления, содержания и принципов, исходя из идей заботы, дружбы, милосердия, доброты, справедливости.

Общественная деятельность детей и подростков направлена на предоставление юным гражданам возможностей для проявления своего лидерского и творческого потенциалов, развитие мотивации к оказанию добровольной помощи старшим и младшим, удовлетворение интересов и потребностей в самореализации [2]. Изучение вопросов формирования целевых установок детей, связанных с общественной деятельностью, позволяет утверждать, что воспитание общественных качеств личности может быть эффективным только в том случае, если затрагивает мотивационную, эмоциональную сферы человека. Именно поэтому для детских общественных объединений характерны развитая система традиций, символики, правил и норм жизни, игровая и песенная культура. Среди приоритетных педагогических средств организации общественной жизни детей были и остаются диалог, проектная деятельность, конкурсно-игровые программы: именно они способствуют развитию преемственности

© Волохов А. В., Фришман И. И., 2013

217

в наследовании традиций общественной жизни представителей разных поколений.

2012 год объединил множество юбилейных событий: важной, с позиции научного исследования приоритетов общественного выбора поколения нового века, стало празднование 90-летия создания пионерской организации. Юбилей не был замечен на государственном уровне, тем не менее в субъектах Российской Федерации на постсоветском пространстве он коснулся каждой семьи. Это обозначило факт сложившегося противоречия между ожидаемой государством активностью детей и подростков в решении социально значимых проблем и отсутствием в государственном масштабе устойчивого нормативно-правового поля общественной деятельности детей.

Изучение психолого-педагогической литературы, результатов современных исследований общественной активности детей позволяет утверждать, что международное детское движение имеет славную и более чем вековую историю. Во все времена у взрослого сообщества было противоречивое отношение к участию детей в общественной деятельности, обусловленное сложившимися представлениями о детстве в целом [3].

Стремление к объединению - естественная потребность детского возраста. В 2012 г. в ходе празднования 90-летия создания пионерской организации Международный союз детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО) инициировал проведение международной научно-практической конференции «Партнерство во имя ребенка». Итогом конференции стала разработка подходов к участию детей в решении вопросов, затрагивающих их интересы. Более чем 20-летний опыт деятельности СПО -ФДО на постсоветском пространстве позволил рассмотреть на конференции и предложить лидерам детских общественных объединений путь поддержки социальной инициативы и самоорганизации детского сообщества.

Исходя из международных документов (Женевской декларации прав ребенка, 1924 г., Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ОоН, 1959 г., Конвенции ООН о правах ребенка, 1989 г.) за ребенком признается право на свободу ассоциаций, объединений и мирных собраний. Ребенок имеет: право свободно выражать свое мнение, искать, получать и передавать информацию, идеи любого рода, право на свободу мысли, совести и религии, на личную жизнь, неприкосновенность жилища, на защиту чести и достоинства, право на отдых, досуг, участие в социокультурной жизни своих стран. У ребенка есть право на защиту от экономической эксплуатации, от выполнения им любой работы, которая наносит ущерб его здоровью, физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Детское движение рассматривается в трудах современных исследователей, экспертов как совместная деятельность детей (в возрасте до 18 лет) и взрослых, направленная на участие детей в принятии общественно значимых решений. Детское движение в силу возрастных особенностей его участников функционирует при поддержке государства и общества, содействии законодательной и исполнительной ветвей власти. Оно отражает стремление детей включиться в решение проблем ближайшего социального окружения, принять участие в социальных преобразованиях, отстоять свои права на эту деятельность и реализацию интересов к различным видам социальной активности.

Взаимодействие различных институтов воспитания в интересах растущей личности отражается в реализации основных положений Указа Президента РФ «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» от 1 июня 2012 г. № 761. Участие детей в «Национальной стратегии.» можно рассматривать как особую форму их инициативной, самостоятельной общественной деятельности, направленной на решение актуальных проблем ближайшего социального окружения.

Существует семь приоритетных сфер партнерства государства, общества и детских общественных объединений в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей: образование и воспитание; обеспечение условий для включения детских общественных объединений в самостоятельную экономическую деятельность;

обеспечение условий для развития художественного, научного, технического, социального творчества подрастающего поколения;

профилактика и преодоление негативных процессов в детской среде;

организация и обеспечение позитивных форм досуга, социальной анимации;

обеспечение условий для укрепления здоровья и физического развития детей;

развитие инновационной активности детских общественных объединений, их конкурентоспособности как партнера в решении государственных задач.

Партнерство в интересах ребенка является основополагающим принципом «Национальной стратегии.», объединяя социальные институты общества для разработки и реализации системы мер, способствующих: учету интересов и потребностей детей из различных социальных групп, в том числе имеющих социальные ограничения и ограничения по здоровью; участию детей в разработке и реализации социально значимых проектов по принципу «Разные - Равные»; взаимодействию государства, институтов гражданского общества и социально ответственного бизнеса; информационной открытости участия детей в принятии общественно значимых решений.

Современные методологические подходы к разработке проблем развития общественной активности подрастающего поколения

Для нормативно-правового и психолого-пе-дагогического обоснования участия детей в реализации Национальной стратегии целесообразно использовать следующую совокупность подходов:

вариативно-программный реализует потребность и интерес ребенка к различным видам деятельности, способствующей развитию лидерских и творческих потенциалов личности;

аксиологический рассматривает личность как уникальную ценностную систему, в которой постоянно возникает возможность самоопределения и самоактуализации, подчеркивает первостепенную важность ценностной составляющей партнерства и взаимодействия всех субъектов социализации: педагогов, воспитанников, их родителей и социальных партнеров детских общественных объединений; акцентирует внимание на том, что именно нравственные ценности определяют цель, средства ее достижения, содержание и способы деятельности личности;

деятельностный определяет возможность личностного развития ребенка только в рамках той деятельности, субъектом которой он становится;

ресурсный позволяет строить стратегию успеха на основе трех слагаемых лидерства: создания уникальных услуг в сфере социального партнерства и творчества; развития организационных компетенций взрослых и детей, которые определяют конкурентные преимущества сообществ, объединений, коллективов, организаций; овладения технологиями опережающего управления (создания и реализации моделей изменений, проектов, программ). При этом ресурс, в отличие от потенциала (совокупности возможностей) и условий (необходимости), - это всегда реальный актив организации, то, чем могут пользоваться детские общественные объединения в достижении поставленных целей;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

полисубъектный подход предполагает, что цели и ценностные приоритеты в сфере воспитания подрастающего поколения ставят не только традиционные субъекты (семья, школа), но и различные общественные, культурные, религиозные организации, политические партии и движения, детские общественные объединения, молодежные субкультурные общности, органы власти и т. д. В этих условиях возникает настоятельная потребность, с одной стороны, в сотрудничестве между субъектами воспитания, ориентированными на развитие личности ребенка на основе гуманистических ценностей, с другой - в их совместном противодействии влиянию субъектов диссоциального воспитания.

Детские общественные объединения в системе социального партнерства

При разработке понятия «участие детей в реализации Национальной стратегии» необходимо

использовать возможности: самореализации как смысла включенности личности в общественную практику; самоорганизации как технологии, обеспечивающей эффективность социального участия детей в решении государственных задач; самостоятельности, самодеятельности как средств, обеспечивающих функционирование детских общественных объединений.

Участие в разнообразной деятельности со сверстниками и взрослыми способствует личностному, профессиональному, гражданскому самоопределению. Формы, методы, подходы к социальному участию детей в жизни общества корректируются, исходя из социальных потребностей, ценностных установок подрастающего поколения и требований, принятых по отношению к детям на разных этапах исторического развития.

Участие юных граждан в реализации Национальной стратегии действий в интересах детей - это: реальная форма демократии с соответствующими правами, возможностями и ответственностью; средство (ресурс) социальноправовой самореализации участников детских общественных объединений; условие реализации государственных программ поддержки талантливых детей и молодежи.

Результатами участия детей в принятии общественно значимых решений являются: владение демократическими правилами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; самостоятельное освоение широкого спектра социальных ролей; осмысление ценностей общественных отношений для гражданского выбора своей позиции.

Принципами участия детей в реализации Национальной стратегии могут считаться: научность - научное сопровождение участия детей в принятии общественно значимых решений; диалог - признание детей, детских общественных объединений в качестве равноправного партнера в реализации Национальной стратегии; открытость - право общественных объединений и юных граждан принимать участие в реализации Национальной стратегии; гармонизация целей -оптимальное сочетание личных, общественных и государственных интересов. Содержательный аспект принципа гармонизации трактуется через понятие меры (мера политичности, степень активности). «Мера» в реализации Национальной стратегии может быть обусловлена и возрастом ребенка, и разумным отношением взрослых к детским инициативам, и конкретной исторической ситуацией; соучастие - сознательное участие детей в социальных преобразованиях; ответственность - соблюдение партнерами реализации Национальной стратегии прав и законных интересов детей в процессе общественной деятельности; преемственность - организация участия детей в общественной деятельности независимо от перемен в системе государственных и политических отношений; социальное партнерство ориентирует всех субъектов воспитания на равноправное со-

трудничество, поиск согласия, достижение консенсуса и оптимизацию отношений в интересах развития личности и общества.

В основе эффективности участия детей в реализации Национальной стратегии лежат следующие положения: реализация Национальной стратегии не должна приводить к ухудшению материального и социального положения детских общественных объединений на всех уровнях; согласованность действий органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по поддержке участия детей в реализации Национальной стратегии; признание детских общественных объединений партнером государства и общества в представлении и защите законных интересов и прав детей; организация содержательного диалога поколений по вопросам, касающимся жизнедеятельности детских общественных объединений; укрепление доверия общества к органам исполнительной и законодательной власти, органам, отвечающим за выработку законодательства в сфере детства; устранение факторов, затрудняющих доступ детских общественных объединений к государственной поддержке (недостаток информации, отсутствие конфиденциальности, коррупция); использование единого подхода к терминологии «участие детей в Национальной стратегии» и «партнерство во имя ребенка».

Для оценки эффективности партнерства различных социальных институтов необходимо определить группы показателей и критерии их оценки, среди них могут быть выделены три группы показателей:

1) характеризует вклад детских общественных объединений в реализацию «Национальной стратегии.»;

2) оценивает изменения в положении детских общественных объединений и их участников в системе общественных отношений;

3) основана на результатах комплексной и независимой оценки эффективности мер «Национальной стратегии.» на разных уровнях.

Для включения детских общественных объединений в систему социального партнерства необходимо проведение объективных исследований социального портрета детских общественных объединений как партнера в решении государственных задач. Такие комплексные исследования могут служить основой разработки управленческих решений и механизмов государственной поддержки детских общественных объединений, их руководителей, участников, добровольцев.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наибольший интерес, с позиции участия детей в реализации «Национальной стратегии.», представляют следующие секторы «портрета партнера»: социальное самочувствие и проблемы различных социальных категорий детей; ценностные ориентации современного детства; социальная и гражданско-правовая активность детей; социокультурная деятельность детских

общественных объединений; взрослые и дети в детском общественном объединении: диалог поколений. Формы проявления социальной активности, участия детей в реализации «Национальной стратегии... » могут быть описаны с позиции социальных практик участников детских общественных объединений.

Важно помнить, что социальные практики направлены на реализацию права ребенка быть включенным в принятие решений в повседневной жизни, быть ответственным за результаты принятых решений, а также права демократическими методами влиять на ближайшее социальное окружение, приносить пользу, быть инициативным и заботливым гражданином.

Среди наиболее эффективных социальных практик: общественная деятельность; социальная помощь; организация социально значимой, поисковой, досуговой, агитационной, общественно-полезной деятельности в ближайшем социальном окружении; организация в образовательных учреждениях «Служб примирения» в целях восстановительного правосудия, ориентированных на профилактику межэтнической, межконфес-сиональной и социально-имущественной напряженности в образовательной среде; участие в деятельности пресс-центров, детских редакций, сетевых групп и иных форм влияния детских общественных объединений на информационное общество; подготовка инициативных обращений в органы муниципальной и государственной власти; устройство и проведение переговорных площадок, дискуссий, форум-театров, собраний, общественных слушаний; общественная экспертиза. В то же время социальные практики носят коллективный характер и осваиваются детьми при передаче специально оговоренных и документально оформленных полномочий, связанных с ответственностью за принятие решений.

В этой связи возрастает актуальность заключения договоров детских общественных объединений с образовательными учреждениями, органами молодежной политики для объединения усилий социальных институтов воспитания по реализации «Национальной стратегии.» и снижения рисков и вызовов в общественной деятельности детей. При подготовке проектов договоров лидерам детских общественных объединений важно определиться с теми базовыми подходами к взаимодействию с социальными институтами, на которые направлены мероприятия «Национальной стратегии.». Их содержание позволит раскрыть новизну социальных качеств, проявляемых детьми. Авторитет общественной деятельности связан с участием лидеров детских общественных объединений в нормотворческой работе на разных уровнях (внесение от организации предложений при разработке нормативно-правовых актов). Использование информационного пространства, в том числе сайтов детских общественных объединений, например, сайта Международного со-

юза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО), позволит ребенку самостоятельно познакомиться с материалами «Национальной стратегии... » и выработать свою позицию по отношению к ней. Следует обратить пристальное внимание на создание и поддержку имиджа детского общественного объединения как равноправного партнера при решении государственных задач. Для реализации этого положения важно участие представителей детских объединений в общественных органах при государственных структурах при подготовке материалов для общественных обсуждений, экспертных групп, советов и т. д. В случае необходимости лидерам детских общественных объединений важно оперативно реагировать на вмешательство политических партий в деятельность детских общественных объединений.

Целенаправленные действия органов местного самоуправления по включению детей в решение задач «Национальной стратегии. » должны быть ориентированы на создание соответствующих структур (координационных советов, переговорных площадок, межведомственных комиссий) с выделением квоты мест для представителей детских общественных объединений. Эти структуры могут быть различными по форме в зависимости от уровня, на котором они создаются (поселение, поселок, город, район, регион); функциональное же их назначение определяется задачами организации диалога и партнерства между органами государственной власти, местного самоуправления и детскими общественными объединениями. При создании подобных консультативных органов важно учитывать возрастные ограничения, чтобы не подменять возможность реального участия детей в реализации «Национальной стратегии.» имитационными формами участия. Данные формы целесообразны при проведении лагерных сборов, ассамблей, форумов и встреч, связанных с принятием системы мер по реализации «Национальной стратегии.» и определению в ней роли и места деятельности детского общественного объединения.

Заключение

Процесс участия детей в реализации направлений Национальной стратегии действий в интересах детей будет успешным при соблюдении общности интересов, совместной деятельности, активном социальном взаимодействии партнеров во имя ребенка. Все вышеперечисленное позволяет обосновать широту проблематики научных исследований, связанных с приоритетами развития акмеологии образования и психологии развития, среди приоритетных направлений могут быть следующие:

отношение системы образования к детскому движению, общественным установкам учащихся,

которые до сих пор остаются на периферии внимания науки и практики;

описание приоритетов ценностных установок подрастающего поколения, затруднений передачи норм, традиций общественной практики;

механизмы взаимодействия социальных институтов воспитания в целях реализации задач Национальной стратегии действий в интересах детей.

Библиографический список

1. Программы деятельности Международного Союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций» (СПО - ФДО). Нижний Новгород, 2009. 149 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. МудрикА. В. Детские и юношеские организации как социокультурный феномен // Тенденции развития детских организаций и объединений в третьем тысячелетии : Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Челябинск, 16-19 апреля 2003 г.). Челябинск, 2003. 250 с.

3. Состояние детского движения в России и перспективы его развития : библиодосье по информационно-библиографическим ресурсам Управления библиотечных фондов (Парламентской библиотеки) М., 2012. 63 с.

Social Activity of the Younger Generation as a Subject of Scientific Research Aleksey Volokhov1, Irina Frishman2

1 Doctor of Pedagogy, Professor, International Union of children's public associations;

«Union of pioneer organizations - Federation of Children's Organiza-tions»;

8, Pogodinskaya str., Moscow, 119121 Russia E-mail: [email protected]

2 Doctor of Pedagogy, Professor, Deputy Director, Leading Research Fellow, Institute of psycho-pedagogical problems of childhood of the Russian Academy of Education;

8, Pogodinskaya str., Moscow, 119121 Russia;

E-mail: [email protected]

The authors present modern methodological approaches to the problems of development of younger generation's social activity. We demonstrate the results of general analysis of scientific research during the last decade, which are connected to tendencies of children movement's development, process of its modernization, and implementation of the principle of children's participation in solving the problems that affect their interests. The research shows the priority issues in the solutions of younger generation's social activity problems - the study of education system's attitude towards children movement, public values of students; value standards priorities of the younger generation, difficulties in the process of delivery of norms and social practice traditions, mechanisms of interaction between social institutions of education in order to achieve the aims of the National Strategy of Actions in the interests of Children.

Key words: social activities, children movement, participation of children in problem solving of «National strategy of actions in the interests of children».

References

1. Programmy deyatel'nostiMezhdunarodnogo Soyuza det-skikh obshchestvennykh ob'edineniyy «Soyuzpionerskikh organizatsiy - Federatsiya detskikh organizatsii» (SPO - FDO) (Programs of activity of International Union of children's public associations «The Union of pioneers' organization - The children's organizations federation»). Nizhniy Novgorod, 2009. 149 p. (in Russian).

2. Mudrik A. V. Detskie i yunosheskie organizatsii kak sotsiokul'turnyy fenomen (Children's and teenagers' organizations as social and cultural phenomenon). Tendentsii

razvitiya detskikh organizatsii i ob'edinenii v tret'em tysy-acheletii : Materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. (Chelyabinsk, 16-19 aprelya 2003y.) (Tendencies of development of children's organization and assotiations in the third millennium). Chelyabinsk, 2003. 250 p. (in Russian). Sostoyanie detskogo dvizheniya v Rossii i perspektivy ego razvitiya: Bibliodos'e po informatsionno-bibliografich-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eskim resursam Upravleniya bibliotechnykh fondov (Par-lamentskoi biblioteki) (Status of children's movement in Russia and prospects of it's development: the bibliographic folder to inform-bibliographic resources of Libraries' Fonds Authority {The Parliament Library}). Moscow, 2012. 63 p. (in Russian).

УДК 371.01

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

E. А. Александрова, Е. А. Андреева

Александрова Екатерина Александровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры методологии образования, Саратовский государственный университет;

83, ул. Астраханская, г. Саратов, 410012, Россия;

E-mail: [email protected]

Андреева Екатерина - кандидат педагогических наук, Университет Мурдок, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ); 345005, блок 10, 4 этаж, Международный академический городок «International Academic City», Дубай, Объединенные Арабские Эмираты

E-mail: [email protected]

Представлены результаты исследования становления тьюторства в России, процесса его модернизации и реализации принципа индивидуализации и процесса педагогического сопровождения как основы тьюторской деятельности. Проанализирована содержательная база феномена «тьютор» в отечественной и зарубежной науке. Описаны основные направления деятельности тьютора: аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее и организующее, демонстрирующее повышение его роли как индивидуального консультанта, сопровождающего ребенка в движении по индивидуальной образовательной траектории, составляющими которой являются индивидуальные траектории обучения, воспитания и развития обучающегося. Отмечено, что данные траектории, в свою очередь, подразделяются на знаниево-, практико- и творчески-ориентированные; индивидуально- и личностно-ориентированные.

Ключевые слова: принцип индивидуализации, тьюторство, тьютор, педагогическое сопровождение.

Введение

Со времени возникновения первого университета в России (1755 г., что на 900 лет позже, чем открытие университета в г. Фес, в Марокко в IX в.; на 700 лет позже, чем в Европе: первый европейский университет открыт в Болонье в Италии в 1088 г.) он как институт образования создавал систему кафедр и программ изучения

каждого курса. Российская система высшего образования заимствовала эти традиции в том виде, в каком они существовали в европейских странах. Российских и иностранных преподавателей было мало, поэтому об их выборе не могло быть речи. Не было у российского университета прав выбора своей администрации и присуждения ученых степеней, т. е. условий для возникновения внутреннего и внешнего свободного и открытого образовательного пространства не существовало. Но утверждать, что ценности личностно-ориентированного образования в истории российского образования не были представлены, было бы несправедливо. Исследования В. В. Мацкевича показывают, что, несмотря на наследие немецкой классической системы в российском образовании, в нем существует ряд явлений, чуждых европейской системе образования.

Во-первых, это традиция монастырских наставников (старчества) на Руси, описанная в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Во-вторых, в дворянских и достаточно состоятельных семьях дореволюционной России была распространена система гувернерства. В качестве более чем показательного примера приведем роль В. А. Жуковского в воспитании наследника престола. Поэт сознательно и целенаправленно готовится к многолетней педагогической деятельности, составляет план занятий, который был представлен на суд императора и после тщательного изучения утвержден.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В-третьих, есть феномен классической русской литературы и ее выдающейся роли в духовной жизни, в культуре России - литературы, выпоняющей функции философии, социально направленной публицистики и закладывающей основы психологической культуры (данная гипотеза была выдвинута и обоснована на аспирантских семинарах Т. М. Ковалевой). Согласно

3

cyberleninka.ru

Воспитание празднично-игровой культуры ребенка: позиция Б. З. Вульфова

ществляться как в условиях свободного воспитания, так и при наличии определенного уровня регламентации. Важно сформировать у человека внутренне ощущение зависимости реализации целей от собственного выбора жизненного пути.

Свобода, в понимании В. Франкла, это, прежде всего, свобода стать иначе.

Говоря о смысле человеческого существования, он указывает на наличие сверхсмысла, который превосходит познавательные способности человека, и который все же доступен и представляет собой идеальные смыслы и ценности. Именно поэтому смысл нельзя выдумать, а можно только найти. Смысл также нельзя дать, так как «при восприятии смысла речь идет об обнаружении возможности на фоне действительности. И эта возможность всегда преходяща. ... Смысл должен быть найден, но не может быть создан» [6, с. 36].

Смысл жизни Б.З. Вульфова был определен им как служение науке педагогике, а экзистенциальный выбор «Жизнь-творчество»

И эта жизнь была примером собственного рефлексивного подхода к своему существованию. Он постоянно искал, анализировал и снова искал то новое, что может позитивно повлиять на процесс воспитания подрастающего поколения.

Библиографический список

1. Вульфов Б.З. Семь парадоксов воспитания. - М.: Новая школа, 1994.

2. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Комсомол. Учитель. Ученик: Вопросы, ответы, размышления. -М.: Педагогика, 1989.

3. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики. - М.: Изд-во УРАО; 1999.

4. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. - М.: Магистр, 1995.

5. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм: Сумерки богов. - М., 1989.

6. ФранклВ. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

УДК 37.02

Фришман Ирина Игоревна

доктор педагогических наук

Научно-практический центр Международного союза детских общественных объединений «Союз пионерских организаций - Федерация детских организаций», г. Москва

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[email protected]

ВОСПИТАНИЕ ПРАЗДНИЧНО-ИГРОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕБЕНКА: ПОЗИЦИЯ Б.З. ВУЛЬФОВА

Автор размышляет о роли Б.З. Вульфова в разработке концепции празднично-игровой культуры, а также в реализации идей педагогики игры.

Ключевые слова: игра, празднично-игровая культура, социальный опыт ребенка.

Проведение юбилейных конференций памяти учителей, присуще научным школам, которые убеждены в том, что «не посадишь дерево в юности, не под чем будет скрыться от непогоды в старости». Костромская научная школа в полной мере отвечает этой задаче. Размышление о выборе темы наиболее важного проблемного поля в социальной педагогике привело меня к идеям, которые стали поводом для совместной работы с Б.З. Вульфовым в 2006 году.

В этом году состоялось, на мой взгляд, знаменательное событие, вошедшее в историю социальной педагогики. На базе Московского городского дворца детского (юношеского) творчества создается Временный научно-исследовательский

коллектив по празднично-игровой культуре. Его председателем избирается Б.З. Вульфов. Именно Борис Зиновьевич обосновал понятие, положенное в основу концепции празднично-игровой культуры: «Игра - одна из форм реальной деятельности детей по условным, признанным участниками правилами. Этот же компонент присущ празднику - действу, связанному с торжествами по поводу значимых дат или событий. То и другое - фактическое наполнение досуга, то есть времени, во-первых свободного от выполнения обязанностей (учебных, трудовых, бытовых), во-вторых, представляющего возможность выбора детьми вида и характера деятельности». Свобода выбора - в этом тезисе, весь Б.З. Вульфов, его кредо и его позиция.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Фришман И.И., 2012

Не случайно, он часто шутил, по поводу собственно сочиненной абривиатуры праздничноигровой культуры - (ПИК). «Пик - это та вершина, к которой нужно стремиться на пути к нашим замечательным детям». При этом он понимал, проблемы (взаимодействия в игре, выбор игр, игрушек, содержания праздничных действий, их связь с обучением и воспитанием) совсем не шуточные. Автору этих строк очень повезло. Б.З. Вульфов всегда откликался на просьбы о совместных поездках, семинарах. В моей судьбе навсегда останутся поездки в Вологду, Ярославль, Кострому, Нижневартовск. Часто он приходил на Новую площадь, где его приходу были всегда рады и ценили его мудрость, уважение к самому важному делу на свете - освоению социального опыта взрослеющим человеком. Б.З. Вульфов был оппонентом моей докторской диссертации, тема которой «Игровое взаимодействие в детских общественных объединениях». Поэтому для меня, его размышления и советы важны как ориентиры для продолжения научного поиска. Вот мнение Б.З. Вульфова по проблеме празднично-игровой культуры. «По существу и функционально детский праздник и игру сближает ряд значимых параметров: развивающий эффект; коллективность, совместность участия; эмоциональный подъем, появление артистизма; наличие предметного компонента (игрушек, оборудования, костюмов); но главное для каждого ребенка - возможность предъявить свою индивидуальность, проявить и удовлетворить свои притязания, самореализоваться». Именно поэтому для разработчиков основ празднично-игровой культуры, игровая деятельность ребенка была и остается практикой развития, естественной и культурнопсихологически осмысленной активностью личности.

Благодаря участию Б.З. Вульфова в работе научного коллектива были разработаны основы празднично-игровой культуры. На теоретическом уровне, получили свое подтверждение выводы

об организации игрового взаимодействия, потенциале празднично-игровых действий, его влиянии на рост социального опыта детей и подростков.

Организация игрового взаимодействия участников праздничных действий являются одним из

реальных путей преодоления распространяющегося отчуждения личности от действительности окружающих людей, жизненных явлений в целом. Структура игрового взаимодействия так же связана с характером игры, сюжетом праздника (как предметом общего сопереживания участников), обеспечивающим качественное изменение свойств и характерных черт личности в результате разнообразных, постепенно усложняющихся, эмоционально насыщенных испытаний, творческих задач, упражнений.

Таким образом, потенциал празднично-игровых действий заключается в широкой интеграции воспитательного, образовательного, социального пространств жизнедеятельности ребенка, служит показателем успешности взаимодействия мира детства и мира взрослых, строящегося на общих духовных ценностях. При этом, духовные ценности представляют собой совокупность качеств осознания личности и индивидуально-значимых приоритетов празднично-игровой культуры и выражаются как: совместный труд души -сопереживание, сочувствие, сопричастность; совместный труд познания - взаимопонимание, гуманистическая направленность действий в ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества; совместная радость поиска и открытий, «событийность» происходящего. Время подтвердило, что данные идеи не были случайны, а являлись реальной жизненной практикой. Потому, что праздник нужен всем. Иначе, мы будем вынуждены постоянно замечать, что все идет хорошо - только мимо.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общение с Борисом Зиновьевичем всегда было радостью. Его неторопливость, уважение к прозвучавшему слову и личности каждого, неважно мал он или велик - покорили всех, кто имел счастье быть рядом с ним.

Вероятнее всего, программы СПО - ФДО «Игра- дело серьезное», «Школа демократической культуры», «Лидер», «Познай себя» были бы другими, если бы среди их соавторов не было бы Б.З. Вульфова. Но он был и остается для своих учеников, коллег постоянным советчиком, консультантом в самых трудных вопросах. Спасибо Вам за науку Детства, ПИК мастерства, Борис Зиновьевич!

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

cyberleninka.ru


Смотрите также