Федор александрович домотенко биография


За что уволили старого директора МТЗ и какое наследство досталось новому?

Лукашенко согласился с назначением главой МТЗ экс-министра промышленности Виталия Вовка. Почему на пост гендиректора предприятия был согласован чиновник, отстраненный после громкого разноса под Оршей?

В августе 2014 года президент дал согласие на назначение гендиректором ОАО «Минский тракторный завод» Федора Домотенко. Работа Домотенко пришлась на один из самых трудных периодов работы тракторного завода. В связи с этим МТЗ не раз оказывалась господдержка.

Летом 2015 года вышел указ об эмиссии облигаций МТЗ. По указу предприятию было разрешено выпустить облигации на сумму до 150 млн USD. При этом в указе 2015 года особо прописали право выпуска облигаций без учета отдельных положений указа № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг».

В чем заключалась игнорируемая часть указа № 277? На тот момент данный кусочек документа звучал следующим образом:

«Если значение коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами, рассчитанных на последний день месяца квартала, предшествующего кварталу, в котором принято решение о выпуске облигаций, ниже нормативных значений коэффициентов, утверждаемых Советом Министров Республики Беларусь в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве), то юридическим лицам, указанным в части второй настоящего подпункта, отказывается в государственной регистрации облигаций.».

Что значит процитированное положение указа № 277? Оно означает, что эмиссия облигаций запрещена для предприятий, которые-де-факто являются банкротами по коэффициентам Совмина.

Куда пошли деньги от выпуска валютных облигаций МТЗ? С помощью этих облигаций завод рефинансировал собственную кредитную задолженность перед госбанками. Облигации МТЗ выкупили те же госбанки, которым он был должен по кредитам. Получается, что и предприятию помогли, и госбанкам улучшили показатели по проблемным активам.

Также по указу № 282, принятому в тот же день, что и указ № 277, МТЗ дали рассрочку погашения задолженности по НДС на сумму 59,4 млрд BYR. Высвобожденные ресурсы предприятию предписали направить на пополнение оборотки.

Месяцем позже указов № 277 и № 282 вышло постановление Совмина № 632. По нему БПС-Сбербанку выдали гарантии в погашении валютного кредита МТЗ в объеме до 94,4 млн EUR.

К сожалению, с возвратом кредитов у МТЗ были серьезные проблемы. В 2018 году вышло постановление Совмина № 264, согласно которому правительство опять брало на себя гарантии по выплате кредита МТЗ. В данном случае это был кредит Беларусбанка, выданный заводу в сумме 91,6 млн EUR на рефинансирование кредита БПС-Сбербанка, выданного в 2015 году. Не исключено, под 2015 годом понимался кредит, упомянутый в постановлении Совмина № 632.

Если перефразировать простыми словами, то МТЗ брал кредит у одного банка, не справлялся с платежами по нему и брал новый кредит в другом банке. Причем степень платежеспособности по кредитам оставалась примерно той же. Предприятие спасали госгарантии от Совмина.

МТЗ завершил 2018 год с не самыми лучшими финансовыми показателями. Выручка завода выросла с 1 270 до 1 473 млн BYN, но прибыль от реализации сократилась со 199,1 до 181,8 млн BYN.

За прошлый год у МТЗ подскочили убытки от инвестиционной и финансовой деятельности — с 87,4 до 140,4 млн BYN. В итоге чистая прибыль компании упала в 13,2 раза — до 5,2 млн BYN.

В 2018 году МТЗ резко нарастил запасы готовой продукции — с 86,4 до 139,6 млн BYN. На 1 января 2019-го предприятие имело гигантскую краткосрочную дебиторку — 869,6 млн BYN. К 2019 году непокрытый убыток МТЗ достиг 84,4 млн BYN, долги по краткосрочным кредитам и займам — 281,1 млн BYN, по долгосрочным — 525,9 млн BYN, краткосрочная кредиторка — 185,7 млн BYN.

В мае интервью порталу tut.by дал теперь уже бывший глава МТЗ Федор Домотенко. В материале портала сообщалось, что на складах завода скопились остатки готовой продукции в объеме 3 815 штук, а просроченная внешняя дебиторка МТЗ составила 340 млн BYN. При этом основная часть проблемной дебиторки завода сложилась аж в 2010—2011 гг. и в 2014 г.

В 2010-ых гг. МТЗ поставил в Венесуэлу 2 906 тракторокомплектов. Венесуэльские партнеры также не до конца рассчитались с белорусским заводом.

В январе—марте 2019 года МТЗ повысил выручку с 331 до 359,2 млн BYN. Однако прибыль предприятия от реализации продукции сократилась — с 44,7 до 24,5 млн BYN. Зато убыток от инвестиционной и финансовой деятельности в 2019 году сменился прибылью. Это позволило МТЗ нарастить чистую прибыль с 16,4 до 18,9 млн BYN.

В общем, перед Виталием Вовком стоят весьма масштабные задачи. МТЗ отошел от края пропасти банкротства, но по-прежнему является предприятием с 15-тысячным коллективом, большими долгами и многомиллионной просроченной дебиторкой.

Об этом и о многих других событиях в мире денег и финансов вы можете оперативно узнавать в наших группах в Вконтакте и Facebook. Присоединяйтесь!

Подписаться на banki24 в Яндекс Дзен

banki24.by

Из-за чего зашаталось кресло под гендиректором МТЗ?

Снижение продаж техники МТЗ на экспорт наряду с финансовыми вопросами вынудило поставить вопрос ребром о дальнейшей деятельности гендиректора Минского тракторного завода Федора Домотенко.

Федор Домотенко. Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

Об этом сообщили TUT.BY информированные источники.«В интервью Федор Александрович все хорошо рассказал. Но есть сложности с продажами, вопросы по менеджменту… По финансам (высокая дебиторская и кредиторская задолженность. — Прим. TUT.BY) не та динамика, которую все хотят видеть. Все там не так позитивно. Поэтому и возникло предложение о смене [руководства]», — сказал собеседник.С начала года правительство затеяло кадровую чистку на госгигантах. Руководители поменялись на «Гомсельмаше», МАЗе, ушел в отставку гендиректор БМЗ, Белорусской цементной компании.В качестве сменщика Домотенко называют Виталия Вовка. Ранее он руководил Минским заводом колесных тягачей, потом был министром промышленности, а после известных разборок в Орше в августе 2018 года стал помощником президента по Витебской области.Окончательное решение о смене руководителя МТЗ еще не принято, уверили TUT.BY два информированных источника.Собеседник, близкий к тракторному заводу, утверждает, что проседание экспорта произошло по ряду причин. «В Европе да и в России увеличиваются экологические нормы по двигателям. Минский моторный завод не может удовлетворить потребности МТЗ в полном объеме. Можно закупать импортные двигатели. Но Минпром на правах собственника настаивает на покупке белорусских комплектующих. Получается замкнутый круг», — сказал он.Власти ставят задачу «минимизировать зависимость белорусских тракторов от импортных комплектующих». На самых массовых моделях техники МТЗ доля белорусских деталей составляет от 70 до 90%. Маломощные универсально-пропашные тракторы в большинстве своем комплектуются минскими двигателями. А вот на энергонасыщенную технику ставят немецкие и американские моторы. «Сейчас меняется ситуация на рынке. Увеличивается спрос именно на мощные энергонасыщенные трак­торы», — поясняет собеседник. «Трактору нужен хороший двигатель. Но все попытки создать надежный мощный мотор в Минске пока не увенчались успехом», — добавляет он.В конце прошлого года руководство белорусского завода обсуждало с представителями Zeppelin Power Systems (Германия) особенности применения двигателей САТ (Caterpillar) экологической ступени StageV на технике МТЗ. Стандарты Stage V в европейских странах будут введены в 2019—2020 гг. Они значительно строже действующих экологических норм и направлены на ограничение выбросов вредных веществ и сохранение окружающей среды. Адаптация тракторов BELARUS к требованиям времени позволит Минскому тракторному заводу повысить конкурентоспос ность своей продукции не только в Европе, но и на рынках других стран, говорилось в сообщении МТЗ.На данный момент самые экологичные двигатели, которыми укомплектованы белорусские тракторы, имеют четвертую экостепень. Много лет МТЗ поставляет в Россию и Беларусь и вовсе Евро-2.Российский рынок для «Беларусов» остается приоритетным, несмотря на снижение продаж за последние 5−6 лет. Но в РФ действует госпрограмма поддержки местных и локализованных производителей сельхозтехники. В течение 10 лет они хотят довести долю трак­торов российского производства до 80%. А все потуги Беларуси создать «союзный трактор» пока не увенчались успехом. «МТЗ надо активнее диверсифицировать рынки сбыта», — говорит собеседник.Другой источник уверен, что сложности с продажами возникли у МТЗ из-за «неоднозначной схемы» продаж техники. «Понятно, что на них давит прокуратура по возврату валютной выручки. Но должны быть более гибкие схемы, чем предоплата. Тракторы МТЗ — это не какая-то уникальная техника. Конкурентов хватает», — считает собеседник.В 2018 году МТЗ выпустил более 33 тысяч единиц тракторной техники, реализовано 31 109 штук. Белорусским потребителям было поставлено 2817 единиц тракторов и машин, в страны дальнего зарубежья — 5784, на рынки стран СНГ (без России) — 10 403, а в РФ — 12 105. В натуральном выражении продажи тракторной техники увеличились на 970 штук. Экспорт принес 507,3 млн долларов. Рентабельность продаж составила 11,7%.МТЗ также импортировал продукции на 162,8 млн долларов. На складах находились остатки готовой продукции в объеме 3815 шт., в денежном эквиваленте — 158 млн рублей.

09:10 30/05/2019

belaruspartisan.by

«Говорят, только дураки возвращают долги». Глава МТЗ — об инновациях, колхозах, Венесуэле и «танцах»

Накануне 73-й годовщины со дня основания МТЗ и большого праздника по этому поводу гендиректор компании Федор Домотенко согласился дать интервью TUT.BY. Правда, помощник руководителя завода сразу предупредил, что «Федор Александрович готов отвечать на любые вопросы, кроме личной жизни». В частное пространство мы особо лезть и не планировали. Благо вопросов по самому МТЗ было хоть отбавляй.

Почти пять лет назад Минский тракторный завод доверили помощнику президента — главному инспектору по Минску, выходцу с БелАЗа Федору Домотенко. Какими были его первые действия?

— Мы начинали с мелочей, — вспоминает Домотенко. — Первое время мне резало слух, когда [работники] произносили слово «тракторА», а не «тракторЫ». Однажды на дирекции сказал: ребята, если не научимся правильно называть свой продукт, то грош нам цена. Потом выяснилось, что у нас все «разбираются» в тракторах. Я поручил разработать классификацию техники, чтобы все понимали, что есть продукция для разных целей, разной мощности, где мы доминируем, где больше конкуренция, какие тенденции на рынке, где можно больше заработать… Самое обидное, что ранее все это прекрасно знали. Но потом начались застой, перестройка, менялись поколения и стали все забывать. В сериале «Игра престолов» задавались вопросом, что самое значимое для личности и государства — это история. Я периодически листаю заводские газеты 50-летней давности и провожу интересные исторические параллели.

Если оцифровать работу за 5 лет, то выручка с одного рабочего места выросла за это время на 161%. Мы имеем положительную рентабельность и прибыль. Хотя техники стали выпускать меньше. Средняя зарплата тогда была 722 рубля. В настоящее время — свыше 1300 рублей. В целом по холдингу — 1215 рублей. На конец 2018 года среднесписочная численность персонала снизилась на 299 человек. И это естественная убыль. Например, люди уходили по состоянию здоровья. Если раньше от нас все уходили, то теперь другая беда — все хотят устроиться на завод. Мы приняли железное правило — пенсионеры работают столько, сколько хотят. Это почти социальный проект для нас.

Как следует из отчетности компании, за 2018 год выручка МТЗ в действующих ценах выросла на 24,1%, до почти 1,5 млрд рублей. Однако чистая прибыль завода за год сократилась в 13,2 раза, до почти 5,2 млн рублей. На финансовый результат оказало влияние списание курсовых разниц в объеме 171,2 млн рублей.

В 2018 году МТЗ выпустил более 33 тысяч единиц тракторной техники, реализовано 31 109 штук. Белорусским потребителям было поставлено 2817 единиц тракторов и машин, в страны дальнего зарубежья — 5784, на рынки стран СНГ (без России) — 10 403, а в РФ — 12 105. В натуральном выражении продажи тракторной техники увеличились на 970 штук. Экспорт принес 507,3 млн долларов. Рентабельность продаж составила 11,7%.

МТЗ также импортировал продукции на 162,8 млн долларов. На складах скопились остатки готовой продукции в объеме 3815 шт., в денежном эквиваленте — 158 млн рублей. Среднесписочная численность работающих в 2018 году составила 15 849 человек.

«Кто не хочет платить, тот начинает разговоры о том, что наша техника некачественная»

Впрочем, уже не один год другие цифры вызывают много вопросов о судьбе тракторного завода. На 1 января 2019-го предприятие имело дебиторскую задолженность в размере почти 870 млн рублей. Из них 340 млн — просроченные платежи из-за границы.

— Дебиторка — это больная тема для нас. Еженедельно проводятся совещания по возврату долгов. В судах находятся десятки исков, ведется колоссальная работа в рамках законодательства. Как итог — доля проблемной дебиторской задолженности снижается. Может, не такими быстрыми темпами, как всем нам хотелось.

Наибольшая задолженность приходится на торговые дома МТЗ в России.

— Та дебиторка, которая у нас сложилась с 2014 года в России, ее проблемной не назовешь. Она управляемая и возвратная, — считает гендиректор МТЗ. — Сложнее с той, которая возникла в 2010−2011 годах. Мы структурировали работу нашей товаропроводящей сети, перед ее головной компанией стоит задача с 1 июня отгружать продукцию только по предоплате.

Венесуэла также задолжала МТЗ серьезные суммы. В этой латиноамериканской стране в 2012 году на фоне завязавшейся дружбы Александра Лукашенко и Уго Чавеса было создано СП «ВенеМинск Тракторес» по сборке тракторов «Беларус». За это время в Венесуэлу было поставлено 2906 тракторокомплектов МТЗ.

— Еще Владимир Ильич Ленин сказал, что экономика сконцентрирована на политическом решении. В тот момент, когда наш совместный завод в Венесуэле открывался, все делалось правильно. У нас была очень высокая доходность, про это не стоит забывать, — приводит доводы в пользу выхода МТЗ в латиноамериканскую страну Федор Домотенко. — Я считаю, что наш долг в Венесуэле не потерян. У нас там есть предприятие. Надо посмотреть, как будет развиваться политическая ситуация в этой стране. Лично мое мнение — уходить из Венесуэлы преждевременно.

Впрочем, не только за рубежом МТЗ испытывает сложности с расчетами за поставки своей продукции, но и в самой Беларуси. Покупатели сетуют на качество тракторов.

— Знаете, все, кто не хочет платить, начинают разговоры о том, что наша техника некачественная, сервиса нет и так далее. Я вам приведу пример по Беларуси. Некоторое время назад у меня был человек, который отвечает за один из районов. И начал точно так же хаять тракторы. Я тогда предложил ему вернуть всю технику, которую он посчитал некачественной, а мы в рамках мирового соглашения аннулируем его задолженность. Но одно условие: он заплатит за амортизацию, которая произошла с техникой. Ни одной единицы техники не было возвращено. Поэтому я сейчас часто использую такой метод. Причем люди, которые нам ничего не должны, не приезжают на завод и не жалуются на технику. Да, могут сказать, что не могут найти запчасти. Мы недавно открыли интернет-магазин по продаже запчастей, доставка бесплатная в пределах 60 км от Минска. Когда человек не хочет платить, то начинает искать причины.

«Завод может спокойно пользоваться кредитами из банков в районе 200 млн долларов»

А деньги тракторному заводу ой как необходимы, чтобы рассчитываться с банками. На начало года долги по краткосрочным кредитам и займам равнялись 281,1 млн рублей, по долгосрочным — 525,9 млн, следует из отчетности компании.

— В 2018 году МТЗ был единственным предприятием [из системы Минпрома], которое на 45 млн [рублей] уменьшило задолженность по основному ядру по кредитам в банках. Периодически я слышу как укор фразу, что «только дураки платят долги». Мол, все равно простят. Раз государство выделяет ресурсы, то их надо вовремя возвращать и отчитываться, куда направлялись. Неправильный подход привел к тому, что многие предприятия не могут управлять своими финансами.

Мы за прошедшее время вывели на предоплату «Белшину» и другие промышленные предприятия. Думаю, скоро должны перейти на предоплату с моторным заводом.

Даже с учетом [высокой] дебиторки тракторный завод в состоянии обслуживать кредиты. Есть понимание, что и то, и другое надо уменьшать. Я считаю, что тракторный завод может спокойно пользоваться кредитами в районе 200 млн долларов, чтобы не было сложностей с банками. Да и эффективность рубля будет достаточно высокая. Поэтому поставлена задача за три года достичь такого размера.

«За нами тракторные фестивали стали проводить и некоторые мировые компании»

Стоит признать, что с приходом Домотенко подконтрольный государству Минский тракторный завод стал более публичной и современной компанией (насколько это возможно в белорусских реалиях), старается не отставать от новых разработок и веяний на мировом рынке. В прошлом году состоялась премьера IT-трактора Belarus 4522. В настоящее время тестируется и дорабатывается трактор на электротяге. МТЗ приятно удивлял своими нестандартными проектами. Широкий резонанс в СМИ и социальных сетях вызвали такие акции с использованием тракторов, как биатлон, танцы, конкурс пахарей и различное «вирусное» видео. Зачем они нужны — непонятно, периодически ворчат некоторые старожилы завода.

— Все отдыхают и радуются, а мы помимо продвижения бренда преследуем и другие цели. Нам надо проверить, как поведут себя узлы при выполнении трактором сложных технических элементов. Мы даем большие нагрузки на трактор. В реальности они меньше. Например, на ралли трактор ехал не по борозде, а поперек пашни. Как поведет себя подвеска, какова анатомия сиденья… Кстати, за нами тракторные фестивали стали проводить и некоторые мировые компании. Это значит, что мы на верном пути.

Поздравление с Днем Победы сделали из тракторов. Фото предоставлено пресс-службой МТЗ

Но, опять же, состояние техники во многом зависит от того, как она эксплуатируется. Я периодически на трассе специально пристраиваюсь на машине за трактором и смотрю на его скорость. И люди часто разгоняют тракторы свыше 35 км/ч, несмотря на все установленные нормы. А потом говорят, чего это у вас барахлит мост с подшипниками.

«Мне говорили, что и промышленный туризм не нужен»

В этом году МТЗ передали многострадальный Оршанский инструментальный завод. На его базе планируется создать крупный сервисный центр тракторного завода и склад запасных частей. Кроме того, предполагается освоить производство новых видов инструментов для металлообрабатывающих станков. Действительно ли МТЗ был нужен оршанский завод?

— Знаете, раньше мне говорили, что и промышленный туризм не имеет никакого отношения к заводу и зачем его развивать, — начинает издалека Федор Домотенко. — За два года мы заработали на продаже сувенирной продукции 45 тысяч долларов. Так вот промышленный туризм у нас самоокупаемый. В нашем музее побывали делегации из 58 стран. Нужен ли был промышленный туризм тракторному заводу или нет? Нужен. Теперь что касается инструментального завода, где я проходил практику в 1980-х годах, и тогда он работал в несколько смен.

Считаю, что в Орше реально наладить производство инструментов. Но до этого завод нужно полностью переоснастить. Я провел переговоры с КамАЗом, с «Амкодором» и другими предприятиями. Они согласны с нами сотрудничать. Необходимо научиться делать качественный инструмент по приемлемой цене. МТЗ же необходимо вынести инструментальное производство в Оршу и освободить площади для производства оснастки. Но мы также должны понимать, что без кадров ничего не сделаем. У меня три месяца вакантна должность заместителя по инструментальному производству и науке. Поиски не увенчались успехом. Сейчас такого специалиста надо будет только перекупить.

Но инструментальный завод — не единственное присоединение для МТЗ. В 2004 году в тракторный завод влились два колхоза в Логойском районе, ставшие сельскохозяйственными цехами госхолдинга. Впоследствии они объединились в один цех — «Гайна». В апреле текущего года Александр Лукашенко посетил подшефное хозяйство МТЗ, на территории которого предприятие возвело современную молочно-товарную ферму на 777 голов дойного стада. По итогу глава государства поручил Минскому тракторному заводу взять шефство над еще несколькими отстающими хозяйствами.

— Для нас колхоз — это не нагрузка, а опытная экспериментальная база для нашей техники, — говорит Домотенко. — Плюс это развитие сельского хозяйства. За последние 3 года в «Гайну» вложили 15 млн долларов, из них в 8 млн обошлась молочно-товарная ферма, 2,5 млн — комбайны, 1,5 млн — зернохранилище. Какой эффект? У нас довольно высокая рентабельность по молоку. К сожалению, отрицательная рентабельность по зерну. Вот почему мы хотим взять соседний колхоз — чтобы повысить отдачу с гектара.

P.S. Когда интервью готовилось к публикации, появилась информация о возможной смене руководства МТЗ. На самом предприятии кадровые перестановки не подтверждали.

news.tut.by

Виталий Вовк назначен генеральным директором МТЗ

11 июня президент Беларуси Александр Лукашенко одобрил назначение Виталия Вовка генеральным директором МТЗ.

Напомним, ранее Виталий Вовк являлся помощником президента. Он был инспектором по Витебской области, а до этого занимал кресло министра промышленности. А еще ранее возглавлял МЗКТ. От туда он перешел руководить автоцентром “Юкола-сервис”, но после закрытия компании снова вернулся на государственную работу. С его появлением есть надежды, что завод сможет открыть “второе дыхание”. В частном разговоре с главным редактором “Автодайджеста” он подтвердил намерение выставить заводскую команду МТЗ на популярнейшие гонки на тракторах в Ростове- “Бизон шоу”. Ведь Краснодарский край- житница России и наши трактора там в особом почете! А лишней рекламы для МТЗ в таком регионе не будет.

Предыдущим гендиректором МТЗ был Федор Домотенко, который до этого также работал помощником президента — главным инспектором по Минску. А еще раньше он работал на Минском автозаводе, где достиг должности заместителя генерального директора. Федор Домотенко заявил, что готов работать там, куда направит его президент.

adt.by

Главой Минской области может стать гендиректор МТЗ • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»

Фёдор Домотенко. Фото: TUT.BY

Место губернатора Минской области, судя по всему, пустовало недолго. На пост председателя Миноблисполкома пророчат Фёдора Домотенко, в настоящий момент занимающего пост гендиректора Минского тракторного завода. Об этом TUT. BY рассказали несколько источников.

Домотенко возглавил тракторный завод в августе 2014 года. При нём предприятие преодолело кризис 2014—2015 годов и одно из немногих в отрасли вышло в устойчивый плюс. До этого он полтора года был помощником президента — главным инспектором по Минску.

Фёдор Домотенко родился в 1957 году. С 1983 года его производственная деятельность была связана с Белорусским автомобильным заводом, где он прошёл путь от инженера-электроника до первого заместителя генерального директора по техническим вопросам и развитию. В 2010 году Домотенко назначен председателем Молодечненского райисполкома.

24 мая Семён Шапиро был освобождён от должности председателя Миноблисполкома в связи с переходом на другую работу. 20 мая он стал председателем Федерации хоккея. По информации TUT. BY, ему также пророчат пост вице-президента Национального олимпийского комитета и полпреда президента.

kurjer.info

Главным инспектором по Минску назначен Фёдор Домотенко

Коллективу Мингорисполкома помощник Президента Республики Беларусь - главный инспектор по Минску Фёдор Домотенко был представлен сегодня главой Администрации Президента Беларуси Андреем Кобяковым. Фёдор Домотенко родился в 1957 году. С 1983 года его производственная деятельность была связана с Белорусским автомобильным заводом, где он прошел путь от инженера-электроника до первого заместителя генерального директора по техническим вопросам и развитию, главного инженера ПО «БелАЗ». С 2010 года Фёдор Домотенко назначен председателем Молодечненского райисполкома.

Также Андреем Кобяковым был отмечен и тот факт, что потенциал столицы как экономического центра страны надо использовать максимально эффективно. При этом глава Администрации Президента Беларуси подчёркнул, что опыт и такие личные качества Фёдора Домотенко, как объективность, принципиальность в оценке ситуации и умение доводить начатое дело до конца, будут востребованы на новой работе. Приоритетами же для него должны стать выполнение доведенных прогнозов социально-экономического развития и активизация инвестиционной деятельности.

Белновости | Новости Беларуси

+375296303304

Минск, Беларусь

www.belnovosti.by


Смотрите также