Фарисов фарит фарисович биография


Как Фарит Фарисов переписал историю Москвы

Экс-лидер татарстанских справороссов снял фильм о татарской жизни столицы России

Москву основал вовсе не Юрий Долгорукий. А Кремль — это копия уничтоженной в 1552 году в Казани мечети «Кул-Шариф». Суворов, Кутузов и Карамзин имели татарские корни. Об этом и многом другом председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял собственный фильм «Тайны татар Москвы». Он рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online», почему и когда решился на такой шаг, а также о своем видении взаимоотношений русских и татар.

.
Фарит Фарисов на премьерном показе фильма

«НЕ ИСКАЛ СЕБЕ БЛАГОПОЛУЧИЯ НА ЗАПАДЕ, ДРУЗЕЙ — НА ВОСТОКЕ»

Экс-лидер татарстанских справороссов, а ныне председатель президиума Российской национально-культурной автономии татар столицы Фарит Фарисов снял фильм «Тайны татар Москвы» — первую серию трилогии «Тайны татарского народа». Фильм повествует о том, какую роль играли, играют и будут играть татары в жизни Первопрестольной.

По признаниям автора, идея фильма вынашивалась не одно десятилетие. «Нужно было стать тем, кем я стал, для того, чтобы замахнуться и сделать такой фильм, — рассказал Фарисов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». — Впервые национальная тема затронула меня до глубины души еще в школе. Тогда на уроке в 7 классе учитель назвал монголо-татарское иго идентичным фашизму. Это меня очень сильно возмутило». После этого он начал усиленно изучать историю, ходить в библиотеку. «Там я познакомился с выдающимся своим учителем — Алексеевым Всеволодом Александровичем, 1891 года рождения, который жил на улице Светлая. Он знал около 6 языков, был дворянского происхождения, петербуржец. В Казань попал после того, как в блокаду перевозили завод в Дербышки. Он видел Ленина, разговаривал со Сталиным. Он был великий человек. Он меня научил очень многим вещам, он научил меня истории и самое главное — научил читать между строк любую информацию», — вспоминает Фарисов.

Между строк фильма, надеется он, зритель прочтет то, что каждый житель России должен знать, что страна состоит более чем из 100 национальностей. «Одна из них — татары — вторая государствообразующая нация, и она тесно связана с русскими. Если кто-то не понимает, то должен знать, что русские без татар не выдержат, и татары без русских не выживут, поэтому предопределено им жить рядом, вместе. Я закладывал именно эту цель, чтобы каждый понимал, не искал себе благополучия на Западе, друзей — на Востоке. Никому мы не нужны, кроме самих себя, кроме друг друга», — настаивает автор.

СОВЕТНИК И ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРЕЗИДИУМА

Между тем, вызывает любопытство сама фигура новоиспеченного кинематографиста. В Татарстане его имя впервые громко прозвучало в 2011 году, когда Фарисов несколько неожиданно встал у руля республиканского отделения «Справедливой России», параллельно являясь на тот момент советником главы Совета Федерации РФ и лидера партии Сергея Миронова. Оказалось, что у московского предпринимателя была вполне себе занимательная биография. Еще в 2000 году в очень неспокойные времена он был советником президента Чечни Ахмада Кадырова. Тогда Фарисов являлся еще и.о. руководителя территориального управления министерства имущественных отношений по Чеченской Республике. Представлял интересы Чечни в Москве, восстанавливал документацию с целью обеспечения работы представительства министерства госимущества России в Чечне, проводил подготовку к референдуму по выборам президента Чечни, готовил выборы президента республики. Кроме того, позднее Фарисов стал председателем попечительского комитета совета муфтиев России, и предпринимателя называли человеком, близким к муфтию Равилю Гайнутдину.

Правда, работа непосредственно в Татарстане у него не заладилась, а «Справедливую Россию» пришлось покинуть на фоне довольно громкого скандала. Однако наш герой не отчаялся и продолжил пытаться влиять на определенные процессы, связанные с республикой, из столицы РФ, оказавшись в центре борьбы за ведущие посты в татарской автономии Москвы. В результате этим летом с поста председателя был «свергнут» писатель Ринат Мухамадиев, а сам Фарисов стал главой президиума, который в результате принятых изменений в устав организации превратился в его главный орган, где собственно сам новый председатель татарской автономии Анвер Хусаинов занимает положение, схожее с положением английской королевы.

Интересно, что, по данным наших источников, избрание Фарисова «главным татарином» Москвы было большим сюрпризом для Казани, где тогда делали ставку на Назифа Мириханова, бывшего полпреда Татарстана в столице. Но он проиграл выборы, несмотря на оказанную ему поддержку. Поэтому к Фарисову есть несколько настороженное отношение в Татарстане, особенно с учетом его скандального эсеровского опыта в республике. Но, как видим, все это не мешает ему развивать бурную деятельность.

«НАС ПРОГРАММИРОВАЛИ, А НЕ УЧИЛИ»

Сам же фильм автора, обладающего некоторым ореолом загадочности, ориентирован на широкую аудиторию и затрагивает общественно значимые, а порой и философские темы. «Мне не нравится слово «толерантность». Что это такое? Это терпение. Я не собираюсь терпеть русских, я их люблю, люблю каждой клеткой своего тела, — рассуждает Фарисов. — Самый главный посыл тем же татарам — чтобы они не ассимилировались, а интегрировались в общество, не теряя своих качеств. Русские должны понимать, что именно наш российский традиционный ислам, который, в общем, принесли наши татары, — это спасение, которое должно обеспечить победу в борьбе с экстремизмом. Больше никаких лекарств нет. Идеология всегда побеждала силу, идеология всегда побеждала деньги. Это доказывает история».

Именно история становится ключевой в фильме «Тайны татар Москвы». С самых первых слов Фарисов, казалось бы, перечеркивает известное всем со школьной скамьи утверждение о том, кто же основал Москву. «В России существует ошибочное мнение, что Москву основал Юрий Долгорукий. Историки об этом знают. Задолго до присоединения к Ростово-Суздальскому княжеству Москвы здесь существовало поместье Ивана Стефановича Кучки — этнического татарина по происхождению», — рассказывает Фарисов в фильме. Оказывается, владения Кучки находились на пересечении многих важных военных, торговых дорог и водных путей. В фильме предполагается, что именно это и стало причиной казни боярина Кучки Юрием Долгоруким и последующим основанием на этом месте крепости. Приводится и другая версия — князю понравилась жена боярина. Уже после казни Кучки Долгорукий повелел сделать там «древян град».

«Я не опровергаю, я просто преподношу то, что нас программировали, а не учили. Вы поднимите источники, никто даже не оспаривает, что не Юрий Долгорукий основал Москву. До этого здесь жили люди», — заявил в беседе с нашим корреспондентом Фарисов.

«МОСКВА ОБЯЗАНА СВОИМ ВЕЛИЧИЕМ ХАНАМ»

И сейчас в столице есть много мест, связанных с татарами. О них и рассказывается в фильме «Тайны татар Москвы». Например, сердце России — Кремль. Фарисов утверждает, что только с татарского, тюркского языков можно объяснить происхождение слова «кремль» — кырым — сооружение, строение, крепость. Впрочем, все-таки это довольно спорно, филологи до сих пор не сошлись в едином мнении и рассматривают другие версии. Фарисов настаивает, что каждый татарин должен знать важную деталь о Храме Василия Блаженного на Красной площади. «Нигде в мире нет больше христианского храма, где бы его украшали 9 разных куполов. Как минимум 5 академиков, бесчисленное множество докторов и кандидатов наук сошлись в одном мнении, что это точная копия мечети «Кул Шариф», разрушенной после взятия Казани в 1552 году», — утверждается в фильме.

Рядом с храмом находится всем известный памятник гражданину Минину и князю Пожарскому — героям Смутного времени, которые «спасли Россию от разорения и иностранной интервенции». «Мало кто знает, но это исторический факт — гражданин Минин по происхождению был татарин», — напоминает Фарисов. Тогда в ополчении было много нижегородских и касимовских татар, более того, есть информация, что и князь Пожарский имел татарские корни по матери, которая вышла из рода Беклемишевых. В честь другого представителя этого рода названа одна из угловых башен Кремля — Беклемишевская.

Фарисов заостряет внимание на значении монгольского нашествия в истории России. В подтверждение приводит слова известного историка Николая Карамзина: «Москва обязана своим величием ханам», — и последовательно доказывает эту мысль. Так, еще Александр Невский призывал: «Крепи оборону на Западе и ищи друзей на Востоке». Тогда как на Западе свирепствовала инквизиция, именно в степи, указывает Фарисов, всегда была свобода вероисповедания, а Чингисхан завещал: «Люди разной веры должны жить в мире, и тогда мы вновь станем братьями». Кроме того, Александр Невский называл Батыя батей, а тот считал его пасынком. Именно сын Невского Даниил стал первым московским князем. «Благодаря татарам, благодаря Золотой Орде не Владимир, не Тверь, не Рязань, не Великий Новгород, а именно Москва стала столицей Российского государства», — делается вывод в фильме.

«МЫ НЕ ИЩЕМ В РУССКОМ ТАТАРИНА»

Более того, участие татарских ханов, мурз, беков и простых людей в создании Российского государства Фарисов доказывает, приводя в пример фамилии, которые имели татарские, тюркские корни — Аксаковы, Апраксины, Аракчеевы, Бекетовы, Воронцовы, Годуновы, Карамзины, Кутузовы, Лопухины, Мещерские, Мстиславские, Сабуровы, Салтыковы, Суворовы, Тимирязевы, Тургеневы, Тютчевы, Уваровы, Урусовы, Ушаковы, Шаховские, Шереметьевы, Юсуповы и другие. «Татарские роды дали России огромное количество гениальной интеллигенции и видных общественно-политических деятелей», — заявляет он.

Однако не стоит думать, что автор фильма хочет во что бы то ни стало «записать» известных личностей в татары. «Мы не ищем в русском татарина. Но они не должны забывать своих предков. Если человек не будет знать истоков своей национальности, он просто будет американцем. Там нет нации. Я такого не хочу. Хочу, чтобы мои дети и внуки знали и гордились», — пояснил он корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Далее автор фильма проводит зрителей по знаковым для татар местам Москвы: это и мечети, и Дом Асадуллаева, и памятники Габдулле Тукаю, Мусе Джалилю, генерал-лейтенанту Дмитрию Карбышеву. А завершается фильм проникновенным стихотворением в исполнении Фарисова:

У каждого народа свой герой.Он всех сильней, он всех мудрей на свете.Зачем же так бессмысленно поройМы сравниваем Муромца с Батыром?Нет, не князья — крестьянские сыныВ лихие дни тревоги и печали,Сев на коней, за честь своей страныОни мечи из ножен вынимали.Горела степь, красна была вода,Звенели стрелы, в грудь входя упруго.Не их вина, скорее, их беда,Что шли они войною друг на друга.Не сравнивай, не важно, кто какой.Зазря батыров обижать не нужно,Иначе могут в ярости слепойПо камню бросить в нашу дружбу.У каждого народа свой герой.Он всех сильней. Он всех мудрей на свете.Плечом к плечу стоят Батыр с ИльейОдной земли, одной Отчизны дети.

«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ»

Пока о следующих сериях Фарисов предпочитает молчать, как и о спонсорах. «Должна быть определенная интрига», — лишь коротко отметил он. По времени — тоже секрет. «Это как в политике: погоду предсказывают одни, а делают ее совсем другие», — ушел от ответа на вопрос Фарисов. Однако он все-таки рассказал, что программа фильмов запланирована на ближайшие четыре года. Впрочем, первая серия, как оказалось, была готова еще в декабре прошлого года, однако было решено фильм переснять. По заверениям Фарисова, пересъемки не касались содержательной части, исправляли только технические моменты. «Смысловая часть не была тронута совсем, подача изменена», — пояснил он.

Как уже говорилось, фильм рассчитан на широкую аудиторию. Пробные показы прошли еще до выхода финального варианта во многих регионах. «Результат, к сожалению, плачевный. У нас у общества больное состояние, — с сожалением определил Фарисов. — Я бы хотел все субъекты федерации попросить приехать в Татарстан и посмотреть, как живут люди, какое у них отношение. Им еще до толерантного отношения работать и работать. Я во многих местах был шокирован». Впрочем, порадовали казанские зрители, на фестивале мусульманского кино фильм восприняли тепло, высокую оценку он получил также в среде татарской интеллигенции в Москве. Фильмом даже заинтересовались иностранные компании.

«Каждый должен знать свою историю. Кто не знает историю, у того не будет будущего. Посыл в фильме таков: татары — это не те, у кого предки татары, татары — это те, у кого внуки татары. Русские — не те, у кого предки русские, а тот, у кого внуки русские», — сделал вывод Фарисов.

Page 2

ONLINE-Новости

Еще новости
Фоторепортаж
Афиша

Поможем детям

  • Будущая балерина уверена, что выздоровеет
  • Татьяна Речкунова, ИП: «Хорошо с персоналом там, где первое лицо посвящает этому 70% времени»

    Психолог, коуч и координатор HR-сообщества Татарстана о том, как найти хорошего кадровика и почему роботы вытесняют рекрутеров

    47 комментарии 14 Октября
  • Владимир Малышев, «Аэрокон»: «К сожалению, всех, кто занимается беспилотниками, шерстят»

    Как высокогорский Илон Маск повесил в своем кабинете портрет Сталина: достали...

    117 комментарии 7 Октября
  • Светлана Ярлыченко, «Гринта»: «Каждую неделю собираем гору отходов размером с пятиэтажку»

    Генеральный директор регоператора восточной зоны РТ о закупке спецтехники, «автоклавировании мусора», реформе ТКО и судьбоносной встрече с Нафисой Мингазовой

    17 комментарии 3 Октября
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Фарит Фарисов: «В нашем фильме есть материалы из немецких архивов, которые еще не видели ни в России, ни в СССР»

В конце мая-начале июня в Казани пройдет презентация фильма про татарстанских героев войны

Как стало известно «Реальному времени», в Москве при поддержке Духовного управления мусульман России к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне был создан фильм «Память сильнее времени», посвященный татарстанским героям войны. Фарит Фарисов, председатель президиума Татарской национально-культурной автономии, председатель попечительского комитета Совета муфтиев России, будучи руководителем проекта, режиссером и сценаристом фильма, рассказал нашему изданию подробности реализации проекта, который поддержал в том числе Карен Шахназаров.

9 фильмов про татар

— Фарит, как вам пришла идея снять этот фильм?

— У нас есть молодежное движение культурно-национальной автономии татар — молодежный сектор. Мы их пригласили, прошел большой диспут. В результате мы пришли к выводу, что толстые книги сейчас никто не читает, а делать тонкие тоже нет смысла — все сидят в гаджетах и телефонах. И нужно было сделать материал, для того чтобы привлечь к этой теме нашу основную аудиторию — молодежь. И когда мы дискутировали, они сказали: «Да, у нас в России есть документальные фильмы про войну, но они «не смотрятся» — для молодежи скучноваты». Когда они смотрят их по часу-полтора, они устают. В итоге у нас родился проект, содержащий несколько вещей, которые должен знать каждый татарин.

— Какие?

— Первое, что он должен знать, это свой татарский дух — основы религии, второе — свою историю, третье — культуру, четвертое — язык. Эти вещи делают все малые народы. Что касается проекта, то у нас был задуман цикл из девяти фильмов. Фильмы будут называться по-разному, а проект — «Тайны татарского народа». Каждый татарин должен об этом знать и раскрыть эти тайны.

Кадр из фильма «Тайны московских татар». Фото с сайта тайнытатар.рф

— Чему посвящены эти фильмы?

— Первый фильм был продемонстрирован год назад на казанском кинофестивале, он назывался «Тайны московских татар». Это была как бы входная линия. Потом должен был быть фильм «Семь известных фигур» про татар, которые проживают в Москве. Третий фильм опять же об истории Москвы. Четвертая и пятая серии у нас идут про Татарстан и Булгар. Шестую и седьмую серии мы запланировали посвятить Великой Отечественной войне. Мы также хотели снять фильм про татар в Первую мировую войну, но такой фильм уже был снят моим соседом из Кировского района Казани, великолепным режиссером Денисом Красильниковым. Фильм достойный, и мы не стали повторяться.

Казанцы увидят первыми

— Сколько фильмов уже снято?

— В связи с тем, что в этом году 70-летие Победы над фашистской Германией, мы перенесли проект: шестую и седьмую серии сняли так, чтобы успеть к этому юбилею. Мы начали съемки 9 месяцев назад. Сейчас сняты три серии: вводная часть, шестая серия, посвященная Великой Отечественной войне, и сейчас уже готовится к показу седьмая серия. Первая серия была продемонстрирована в Москве, а первая и вторая вместе будут представлены в Казани. Сейчас идет монтаж и шлифовка седьмой серии, а также досъемка. После показа первой серии появилось очень много людей, желающих участвовать в проекте: больше всего откликнулись из Татарстана и Северного Кавказа. Они говорят, что им тоже нужен такой фильм про их народы.

— Когда фильмы будут представлены в Казани?

— Я думаю, это будет в конце мая или в начале июня.

Не «хоум видео»

— Как вы распространяете фильмы?

— Это некоммерческий проект, и поэтому все происходит по общинам и через общественные организации. Мы даем им право, мы даем им диски, и они все это делают. На многонациональной культуре и национальном возрождении зарабатывать нельзя. Кроме того, фестивальный фильм запросили на многие кинофестивали, и он будет участвовать примерно в 100 конкурсах.

Фотооператор Махмуд Рафиков — первый, кто увидел Гагарина после приземления и снял его на фотопленку. Фото prirodasibiri.ru

— Кто финансирует работу по проекту?

— Режиссера финансировать не нужно: большую часть работы я делаю сам. Я этому обучался. Потом мне помогал Махмуд Рафиков. Это великий человек — первый, кто увидел Гагарина и снял его на фотопленку, и первый ядерный взрыв в Советском Союзе снял именно он.

— Как финансируется остальная работа?

— Вы говорите с человеком, который финансирует этот проект, это первое. Второе — я подъезжаю к какому-нибудь бизнесмену и говорю о своем проекте, и он помогает. При этом второй фильм легче снимать, потому что на него выделило грант Духовное управление мусульман.

— Сколько стоит снять один фильм?

— Это недешевое удовольствие. Финансы я нахожу, а сколько может стоить, скажем, когда я подхожу к человеку, и он уделяет время и говорит: «Я это делаю для татарского народа, я делаю это ради своего дедушки»? Или другой остается ночью, например, когда мы монтировали, и говорит: «Нашим дедам было еще труднее, и мы должны это сделать». Это говорил не я, а участники проекта, и мне было очень приятно. Сложно оценить, сколько это стоит. Мы привыкли все оценивать в деньгах, но по нашему фильму видно, что он качественный, это не «хоум видео».

Кадры из немецких архивов, которые еще не видела Россия

— Сколько человек приняло участие в создании этого фильма?

— Около 23 человек — те, которые работают на постоянной основе, не включая актеров. Для других фильмов мы сейчас договариваемся с альметьевским и московским театрами, чтобы они дали нам актеров. Фильм создавался для молодежи двумя отдельными группами, а третья уже «собирала». Если вы посмотрите первоначальный вариант, то он вообще идет 1,1 часа. Здесь также применены новые технологии, в них участвовал такой, на мой взгляд, великий композитор, как Дидюля. Он написал музыку, которая еще не была опубликована, и он разрешил нам ее использовать. И проект действительно силен — молодежь смотрит на ура.

«По нашему фильму видно, что он качественный, это не «хоум видео»

— Как вам удалось найти архивные материалы?

— Мне очень хочется поблагодарить Шахназарова: когда он узнал, что мы снимаем участие татар в Великой Отечественной войне, он нам быстро оформил все документы (за один день) и пошел навстречу, предоставив некоторые пленки за символические деньги. Ему очень-очень большое спасибо. Обычно это такая волокита, на которую уходит месяца три.

— То есть все архивные материалы вы нашли через Шахназарова?

— Нет, в фильме есть архивные материалы, которые еще не использовались ни в Советском Союзе, ни в России. Мы брали их в Германии — там дешевле купить. Поэтому фильм и смотрится: в нем есть кадры, которые многие никогда не видели — они как раз из немецких архивов.

— Какие это именно кадры?

— Моменты, когда рассказывается про газеты на татарском языке и когда читают суру Корана, а в кадре «Катюша». Эти кадры использовались впервые в мире.

Более напористый и яркий

— Когда прошла презентация первого фильма?

— 26 апреля мы презентовали его перед нашими ветеранами, которые еще остались в живых и живут в Москве. Мы сделали это специально для них как подарок, и они были очень рады.

В фильме есть архивные материалы, которые еще не использовались ни в Советском Союзе, ни в России. Мы брали их в Германии, из немецких архивов

— Сколько человек присутствовало на показе?

— Было 43 ветерана, также труженики тыла, воины-афганцы. Мы сделали для них такой праздник: их поздравляли различные творческие коллективы, также мы отпраздновали день рождения Габдуллы Тукая. Там впервые этот фильм увидела молодежь.

— Каков основной посыл фильма по отношению к молодежи?

— Посыл передается в конце фильма. Генерал армии в отставке Махмут Гареев в самую точку сказал о том, что важнейшая задача сегодня — сохранить традиции защиты Отечества.

— Вы сами проводили исследование по Татарстану, находя героев войны из республики?

— Мы использовали существующие источники, исследования, различные книги.

— Когда закончите второй фильм?

— Я думаю, мы сделаем его к концу мая, потому что празднование будет целый год. Мы проведем показ в Казани, приурочим к какому-нибудь мероприятию.

— Какие еще интересные факты, кроме факта про Александра Матросова, показаны в ваших фильмах?

— Вы увидите второй фильм, там будет еще два факта, которыми вы будете шокированы. Например, о самом титулованном татарине, который провел в кабинете у Сталина самое большое время за период войны. Во втором фильме будет все так же, только еще более напористо и ярко.

«Самая близкая для нас нация — это русские, мы неразделимы»

— Как вы пришли к деятельности, которой занимаетесь сегодня?

— Я начал заниматься этим еще в седьмом классе, когда учитель истории сравнил татаро-монгольское иго с нападением фашистов. Я встал и ушел с урока и сдавал экзамены по истории экстерном, причем на пятерки. Именно с этого момента я дал себе клятву, что когда-нибудь напишу книгу про татар и докажу, что они не были фашистами. В школе смеялись, потому что я не так хорошо учился, но я этим жил, и я рад, что у меня есть такая возможность, и постараюсь сделать в этой области все что могу. Если мы не будем помнить своего прошлого, то у нас никогда не будет будущего. Выше моих предков только небо, ярче моих предков только звезды, а лучше моих предков только рай. Я в это твердо верю душой.

«Еще в седьмом классе, когда учитель истории сравнил татаро-монгольское иго с нападением фашистов, я встал и ушел с урока и сдавал экзамены по истории экстерном, причем на пятерки»

— Можете подробнее рассказать о своей биографии?

— Я родился в Казани в 1963 году. После школы поступил в КГФЭИ, учился на экономиста. Отслужил в армии и потом в Москве защитился в аспирантуре.

— Когда вы начали трудовую деятельность? Где работали?

— Моя трудовая деятельность началась в 1975 году, когда я работал пастухом в колхозе имени Ленина. Это в Зеленодольском районе, я работал два месяца. На следующий год я работал два месяца на первичной обработке шерсти в Кировском районе. После армии начал работать по специальности — экономистом.

— Когда вы пришли к нынешней деятельности?

— Первую работу я начал в 1999 году, так как обещал своим одноклассникам написать такую книгу. Я написал первую книгу «Тайны татарского народа» хотя бы для того, чтобы закрыть этот вопрос перед собой. Книга пошла на ура: мы напечатали ее очень большим тиражом — 30 тыс. экземпляров. Мы раздавали их в духовные управления, общины, они их продавали, деньги забирали себе. Потом я создал остальные пять работ, но четвертую работу, которую мы начали в 2003 году, мы до сих пор не закончили — это фундаментальный труд, основанный во многом на работах Эдуарда Паркера.

— Какова основная цель вашей деятельности?

— Самая главная наша задача — это сформировать татарскую культуру, которая должна быть востребована в Российской Федерации. Именно востребована, потому что другие национальности должны понять, особенно русские, что самая близкая нация — это татары, а татары должны понять, что, как бы мы ни хотели, самая близкая для нас нация – это русские, мы неразделимы на сегодняшний день.

Фарисов Фарит Фарисович, бывший председатель Совета регионального отделения партии «Справедливая Россия» в Республике Татарстан. Фарисов возглавлял партию с января 2011 года до июля 2012 года, был исключен из партии.

Родился в Казани 4 июня 1963 года. Окончил Казанский финансово-экономический институт. Кандидат юридических наук.

С 1995 года работает в Духовном управлении мусульман Европейской части России, председатель попечительского комитета Совета муфтиев России, советник председателя Совета муфтиев России муфтия России шейха Равиля Гайнутдина по экономическим и юридическим вопросам.

Является членом Объединенной комиссии по национальной политике и взаимодействиям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ. Состоит в Союзе писателей РФ.

Был советником президента Чеченской Республики Ахмада-хаджи Кадырова, и. о. руководителя территориального управления министерства имущественных отношений по Чеченской Республике.

Мастер спорта Российской Федерации. Возглавляет кафедру физического и патриотического воспитания в Московском исламском университете.

Председатель комитета по делам молодежи Татарской национально-культурной автономии города Москвы.

realnoevremya.ru

Фарит Фарисов: «Акчурин – уважаемый человек, лидер татар. Он не подписывал это!»

В битве за сакральный дом Асадуллаева, который у татарской общины отбирает управделами Путина, всплыли якобы поддельные документы

В материалах дела по иску управления делами президента РФ к татарской национально-культурной автономии Москвы произошел неожиданный поворот — якобы прежний председатель Расим Акчурин подписывал гарантийные письма, обещая сдать помещения в аренду коммерческим структурам. Теперь это важная улика. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как судья с каменным лицом отказала в просьбе провести почерковедческую экспертизу, а председатель РОО-ТНКА тщетно просил «мирного договора».

Управление по эксплуатации зданий высших органов власти управделами президента РФ собирается выселить татарскую общину из сакрального дома Асадуллаева Фото: Елена Колебакина-Усманова

Сегодня в ходе процесса в Арбитражном суде Москвы по делу дома Асадуллаева всплыли любопытные детали. Напомним, речь идет о том, что управление по эксплуатации зданий высших органов власти управделами президента РФ собирается выселить РОО «Татарская национально-культурная автономия Москвы» (РОО-ТНКА) из исторического здания.

Буквально перед началом заседания сторона ответчика обнаружила в материалах дела три гарантийных письма (они есть в распоряжении «БИЗНЕС Online»), подписанных в 2014–2016 годах прежним председателем автономии Расимом Акчуриным. Однако оказалось, что никто из членов РОО-ТНКА никогда не видел подобных документов, по которым данная организация якобы гарантировала ООО «Благоденствие», ООО «Строймастер» и ООО «Пантеон» сдачу в аренду помещений в доме Асадуллаева.

«Арендодатель гарантирует, что помещение используется им на законных основаниях… и может быть беспрепятственно сдано в аренду без нарушения чьих-либо интересов, а также законодательства РФ», — говорится в каждом документе, предположительно завизированном Акчуриным. Однако к тому моменту последний не участвовал в работе автономии, куда уже успела прийти команда Фарита Фарисова — нынешнего председателя РОО-ТНКА. И наконец, даже не эксперту было очевидно, что подписи Акчурина на всех документах совершенно разные. «Человек же обычно одинаковые подписи ставит, а тут у нас три разные. Кто-то составил гарантийные письма для налоговой, чтобы зарегистрировать коммерческую организацию», — пояснил в беседе с нашим корреспондентом адвокат Тахир Мазитов.

Поэтому последний в ходе судебного разбирательства четко заявил, что некоторые документы в деле поддельные, и ходатайствовал о назначении почерковедческой экспертизы.

— Сам председатель где? — спросила судья Кристина Хабарова.

— Нынешний здесь, — кивнул Мазитов в сторону Фарисова, который тут же встрепенулся. — Мы обеспечим образцы подписи предыдущего председателя и явку его для экспертизы.

— Кто, по вашему мнению, сфальсифицировал?

— Неустановленные лица, которые представили эти документы в налоговые органы, — методично пояснял адвокат.

— Откуда эти документы вообще взялись? — вслух недоумевал Фарисов.

В материалах дела произошел неожиданный поворот — якобы прежний председатель Расим Акчурин подписывал гарантийные письма, обещая сдать помещения в аренду коммерческим структурам Фото: «БИЗНЕС Online»

Пока судья рассматривала эти письма, адвокат настаивал, что без оригиналов, которые есть только у налоговых инспекций Москвы, почерковедческую экспертизу провести попросту невозможно.

«Мы хотим узнать, кто это сделал. Акчурин — уважаемый человек, лидер татар в РФ. Он не подписывал эти документы. Кто-то подделал его подпись, прислал», — комментировал Фарисов.

Представитель управления по эксплуатации зданий управделами президента РФ пояснил, что эти письма оказались в материалах дела, т. к. истец запрашивал копии у налоговых органов, чтобы доказать, что помещения в доме Асадуллаева сдаются в аренду частным структурам, а не используются по прямому, некоммерческому, назначению.  

Фарисов также пытался пояснить суду, что в 2012 году дом Асадуллаева «был рейдерски захвачен» (газета «БИЗНЕС Online» рассказывала об этом). Так что проблемы с документами, кажется, обычное дело. «Предыдущее руководство управделами президента знало о данном инциденте, который длился около года. В итоге была пропажа документов, многие подделывались, — указал он. — Эти документы мы обязательно должны проверить, так как Акчурин их не подписывал».

Затем председатель РОО-ТНКА обратился к представителю истца: «Мы послали вам мирный договор. Мы не хотим судиться», — не выдержал Фарисов. В управделами подтвердили, что документы к ним уже поступили, но они их еще не успели рассмотреть.

Впрочем, судью доводы ответчика не убедили. Пробыв в комнате для совещания минут 10, Хабарова решила в удовлетворении ходатайства отказать.

Фарит Фарисов: «Мы послали вам мирный договор. Мы не хотим судиться» Фото: «БИЗНЕС Online»

Также судья отказала ответчику, который просил привлечь к делу в качестве третьего лица правительство РФ. «Поскольку помещение выделялось распоряжением правительства, соответственно, без него рассматривать никак нельзя, так как распоряжение не отменено», — пояснил нашему изданию Мазитов. В суде он настаивал: «Имеет место ненадлежащий истец». Представители управления по эксплуатации зданий и управделами президента РФ были категорически против, искренне не понимая, почему они не могут выступать от лица собственника.

Тут уже Фарисов бросился рассказывать суду об исторических корнях здания. Он с особой гордостью напомнил, что решение о передаче дома Асадуллаева татарской общине Москвы принял сам президент РФ Владимир Путин. «Он пообещал, а потом это осуществил. Председатель правительства лично давал поручение по этому зданию. Чтобы исторически было понятно, откуда данное здание взялось: оно принадлежало исконно татарской общине начиная с XX века», — настаивал председатель РОО-ТНКА.

Судья на вынесение решения по этому ходатайству потратила еще минут 15. И вновь — отказать. Однако в качестве своей инициативы Хабарова поручила привлечь в качестве третьего лица правительство Москвы и Росимущество.

Мазитов тщетно просил истребовать у истца и третьего лица по делу проектно-техническую документацию на дом Асадуллаева, чтобы в будущем просить суд назначить инженерно-строительную экспертизу. Только она, по его мнению, сможет доказать, когда же в здании все-таки была сделана перепланировка. «До нашего вселения помещение занимал МИД, до этого — курсы машинистов, а ранее — вообще завод. Необходимо установить давность перепланировок. Надо посмотреть, обновлялась ли техническая документация. Мы собираемся доказывать, что не ухудшили, а улучшили здание», — указывал адвокат.

Для наглядности Фарисов показал судье целый альбом с фотографиями, где был зафиксирован буквально каждый шаг по ремонту здания Фото: «БИЗНЕС Online»

Для наглядности Фарисов показал судье целый альбом с фотографиями, где был зафиксирован буквально каждый шаг по ремонту здания. Но снимки в стиле «было – стало» судью, кажется, не впечатлили, она лишь бросила в их сторону беглый взгляд. «Они хотят, чтобы из этого зала мы сделали обратно спортзал!» — переживал председатель РОО-ТНКА, показывая свою гордость — актовый зал дома Асадуллаева.

На этом заседание решили отложить до 4 июня, чтобы уже тогда по пунктам разобрать все доказательства истца. «Процесс идет нормально… со скрипом», — рассказал Мазитов корреспонденту «БИЗНЕС Online», добавляя, что в случае неудачи надо помнить, что Арбитражный суд Москвы — это всего лишь первая инстанция.

Напомним, историческое здание построено в 1914 году на средства нефтепромышленника Шамси Асадуллаева. Первоначально здесь располагалась мусульманская школа, которую содержали меценаты. Там же находилась типография, где под редакцией Гаяза Исхаки издавались газеты на татарском языке. В 1917 году именно здесь прошел всероссийский мусульманский съезд. Вплоть до 1941-го дом был средоточением общественной жизни татар Москвы. В газетах его называли Татарским клубом имени Ямашева, или татарским Домпросом (Домом просвещения). Тут же располагалась редакция татароязычной газеты, где работал Муса Джалиль, и Центральный татарский рабочий театр. Во время войны власти забрали здание под тыловой госпиталь, да так и не вернули. Пока одно советское учреждение в этих стенах сменяло другое, татары Москвы боролись за возврат сакрального здания. И только спустя более полувека эти усилия увенчались успехом. Как выглядит и используется дом сегодня, можно узнать из нашей недавней публикации.

Page 2

ONLINE-Новости

Еще новости
Фоторепортаж
Афиша

Поможем детям

  • Будущая балерина уверена, что выздоровеет
  • Татьяна Речкунова, ИП: «Хорошо с персоналом там, где первое лицо посвящает этому 70% времени»

    Психолог, коуч и координатор HR-сообщества Татарстана о том, как найти хорошего кадровика и почему роботы вытесняют рекрутеров

    47 комментарии 14 Октября
  • Владимир Малышев, «Аэрокон»: «К сожалению, всех, кто занимается беспилотниками, шерстят»

    Как высокогорский Илон Маск повесил в своем кабинете портрет Сталина: достали...

    117 комментарии 7 Октября
  • Светлана Ярлыченко, «Гринта»: «Каждую неделю собираем гору отходов размером с пятиэтажку»

    Генеральный директор регоператора восточной зоны РТ о закупке спецтехники, «автоклавировании мусора», реформе ТКО и судьбоносной встрече с Нафисой Мингазовой

    17 комментарии 3 Октября
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Руководители госструктур и соратники по партии поздравляют Фарита Фарисова с днем рождения

Фарисов Фарит Фарисович, председатель Совета регионального отделения партии  СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Татарстан.

Родился в Казани 4 июня 1963 года. Окончил Казанский Финансово-экономический институт. Кандидат юридических наук.

В данный момент работает в Духовном управлении мусульман Европейской части России, председатель попечительского комитета Совета муфтиев России, советник председателя Совета муфтиев России муфтия России шейха Равиля Гайнутдина по экономическим и юридическим вопросам.

Является членом Объединённой комиссии по национальной политике и взаимодействиям государства и религиозных объединений при Совете Федерации ФС РФ. Состоит в Союзе писателей РФ.

Был советником президента Чеченской республики Ахмада-хаджи Кадырова, и. о. руководителя территориального управления министерства имущественных отношений по Чеченской республике.

Мастер спорта Российской Федерации. Возглавляет кафедру физического и патриотического воспитания в Московском Исламском Университете.

Председатель комитета по делам молодежи Татарской культурно - национальной автономии города Москвы.

*  *  *

Председатель политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Николай Левичев:

Руководитель аппарата регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ Азат Ислаев:  

- Уважаемый Фарит Фарисович! Примите самые сердечные поздравления с Днем рождения от Совета регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Республике Татарстан, от всех членов партии и ее сторонников! Пусть Вам сопутствуют хорошее настроение и удача в любых начинаниях!

2011 год очень важный для партии. Но какие бы трудности не ожидали в будущем, Вы всегда можете рассчитывать на нас – Ваших соратников, коллег и друзей! СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - одна из наиболее влиятельных оппозиционных партий, идеология которой близка и понятна всем гражданам России. Именно поэтому все большее количество россиян поддерживает СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ, голосуя за ее кандидатов на выборах всех уровней. Мы уверены, что одержим убедительную победу на выборах 2011 года.

Желаем Вам новых творческих свершений и успехов в реализации задуманного. Крепкого здоровья, мира и благополучия Вам и Вашим близким!

Депутат Государственного Совета Республики Татарстан Фарит Мифтахов:

- Уважаемый Фарит Фарисович! Искренне поздравляю Вас с Днем рождения!

Вы вносите ощутимый вклад в возрождение духовных ценностей своего народа и укрепление межконфессиональных отношений. Уверен, что как руководитель регионального отделения Партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ  в Республике Татарстан, Вы постараетесь решить многие актуальные социальные проблемы, учитывая чаяния народа, и будете стоять на страже интересов граждан Татарстана.

Примите самые искренние и теплые пожелания крепкого здоровья, долгих лет жизни, благополучия, дальнейшей плодотворной работы и воплощения в жизнь новых идей. Пусть этот день принесет Вам много радости и душевного тепла. Мира, любви и благополучия Вам и Вашим близким, семейного тепла и уюта в Вашем доме!

Руководитель депутатской фракции СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Казанской городской Думе, Член Президиума Казанской городской Думы Рафаиль Багаутдинов: 

- Мы верим, что под руководством Фарита Фарисова СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Татарстане достигнет еще больших результатов. Фарит Фарисович обладает харизмой, поэтому надеемся на его политическое долголетие и  плодотворную работу. В день его рождения хотелось бы пожелать крепкого здоровья ему и его близким!

Председатель Совета местного отделения Нижнекамского района РО ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в РТ Дамир Вильданов: 

- Партийная работа стала нашей второй жизнью.  С тех пор как Фарит Фарисов возглавляет  региональное отделение, появилось направление для дальнейшего развития. С его доступностью, энергией у нас возникла уверенность, что СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ добьется хороших  результатов на предстоящих выборах. Мы искренне поддерживаем Фарита Фарисова и будем работать с ним одной командой.

Председатель Совета местного отделения в города Елабуга и Елабужского района РО ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в РТ Мингазов Закарий:

- С тех пор как Фарит Фарисов возглавил региональное отделение, все местные отделения сплотились и сконцентрировались. Благодаря авторитету Фарисова мы почувствовали  авторитет партии и на местном уровне. Хотим пожелать ему успехов в работе, чтобы сплоченность местных отделений только усиливалась.

Депутат Городского Совета города Набережные Челны, член Совета РО ПП СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в РТ Раис Фардеев: 

-Мы рады, что в Татарстанском отделении СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ теперь есть настоящий руководитель. Его опыт и отношение к работе сделали нашу работу более эффективной. Поздравляем с Днем Рождения, желаем Фариту Фарисовичу крепкого здоровья, и дальнейших успехов в партийной работе!

На правах рекламы

Page 2

ONLINE-Новости

Еще новости
Фоторепортаж
Афиша

Поможем детям

  • Будущая балерина уверена, что выздоровеет
  • Татьяна Речкунова, ИП: «Хорошо с персоналом там, где первое лицо посвящает этому 70% времени»

    Психолог, коуч и координатор HR-сообщества Татарстана о том, как найти хорошего кадровика и почему роботы вытесняют рекрутеров

    47 комментарии 14 Октября
  • Владимир Малышев, «Аэрокон»: «К сожалению, всех, кто занимается беспилотниками, шерстят»

    Как высокогорский Илон Маск повесил в своем кабинете портрет Сталина: достали...

    117 комментарии 7 Октября
  • Светлана Ярлыченко, «Гринта»: «Каждую неделю собираем гору отходов размером с пятиэтажку»

    Генеральный директор регоператора восточной зоны РТ о закупке спецтехники, «автоклавировании мусора», реформе ТКО и судьбоносной встрече с Нафисой Мингазовой

    17 комментарии 3 Октября
ещё публикации

www.business-gazeta.ru

Фарисов

22 июня 2013 года

     Мы продолжаем интервью с Фаритом Фарисовым, человеком интереснейшей судьбы, советником председателя Совета муфтиев России.        – Как вы встретили перестройку?       – Работал на заводе, потом начал работать в «Татбытпрокате» у Камиля Султанова. Сначала у нас был руководителем Богачев, Султанов был его заместителем. Потом Богачев ушел на повышение. Чем отличался Богачев – жесткой финансовой дисциплиной. Мы подписывали договор, Богачев говорил: то, что в договоре, ты должен исполнить перед государством даже за счет своих денег. Если ты перевыполнил план, то ты должен еще раз поделиться с государством.

      – В мемуарах Богачева написано, что некоторые мастера в бытовом обслуживании тогда зарабатывали значительно больше, чем первый секретарь обкома КПСС, по полторы тысячи рублей в месяц. Инженер тогда зарабатывал 120 рублей.       – Зарабатывали много. У меня в 1987 году выходило по тысяче рублей в месяц. Это были большие деньги.

      – Тогда было много «левой» работы?       – Дисциплина у нас была жесткая, да и не хотелось терять работу. Сзади нас на эти места стояла большая очередь. У нас были точки на Горьковском шоссе, на Кольце. В аэропорту мы тогда закупили много телевизоров и давали их напрокат при условии, что если человек выплачивал определенную сумму, он забирал этот телевизор себе. Это был своеобразный кредит. Мы предоставляли также услуги по развлечению детей.

      – Это была форма относительно легализованного мелкого предпринимательства?

      – Да, мышление менялось на ходу.

      – Вы чувствовали себя намного богаче, чем сверстники?

      – На это не обращал внимания. Женился я в 1987 году. И приходилось много работать, все свободное время поглощали занятия спортом. Жена у меня очень красивая, чемпионка России по семиборью. Я ее три года добивался.

      – Она вас двигала вперед или вы ее?

      – Я был постарше. Она училась в физкультурном институте в Челнах. Я ездил к ней каждую неделю в течение двух лет, что такое трасса Казань – Челны, знаю в деталях.

      – Вернемся к перестройке. Как пришли к религии?

      – В советское время – любимая мечеть Марджани, старался зайти в мечеть и дать садака. Молиться не молился, не умел, сидел, мне молитвы читал бабай. Мне дедушка говорил, когда я был маленьким, то, что отдашь в мечети, это пойдет наверх, к отцу на небо, и у тебя все будет хорошо, а пока у тебя нет денег, ходи, корми голубей, собачек. У меня во дворе было много стычек с теми, кто обижал бездомных собак. Я не давал в обиду ни одну собаку. Это сохранилось на всю жизнь. Я терял друзей, но всегда старался помогать их оставшимся детям. Потому что я знаю, что друзья живы и помогают мне. У меня были такие моменты в жизни, уверен, я выжил только благодаря их помощи.

      – Вы вступали в КПСС?

      – Нет, членом не был, был кандидатом в члены КПСС. Это было в 1987 году. Вступил в кандидаты на заводе. Потом это дело затянулось, да и я увидел много коммунистов, которые не соответствовали этому званию. Дальше мы создали кооператив и делали магнитные кассеты из некондиции. Обороты стали нарастать, это были уже десятки тысяч советских рублей, уже значительный бизнес. Ребята у нас в кооперативе были креативные, из комсомольцев. Нас было пять человек. Был и рэкет, на нас пытались наезжать. Помню, пришел наш «друг», полковник милиции, и он нам дружески посоветовал «ввиду нынешних обстоятельств лучше заплатить». Я был потрясен дезорганизацией власти. Но нам удалось отбиться. В жизни я не платил никому. На все воля Аллаха.

      – Полностью пришли к религии как?

      – Когда переехал в Москву в 1989 году. Переехал потому, что увидел, там совершенно другие возможности, все гораздо крупнее. Сначала я жил на два города. После отпуска цен заниматься кассетами стало невыгодно, рынок был насыщен. Перешли на строительство в Москве, ставили типовые девятиэтажки в Подмосковье. Я был заместителем генерального директора по экономическим и юридическим вопросам.

      – Вы не разорялись? Американцы говорят, что каждый миллионер должен хотя бы три раза в жизни разориться, прежде чем станет полноценным предпринимателем. Вас не кидали?       – Я не знаю людей, которых не коснулся кризис 90-х. Я тогда понял, что государство не сможет защитить людей, люди защищались сами. Вспомните, что творилось с пенсиями бывших военных. Так вот, в 1993 году к нам пришел человек из мечети в Москве и сообщил, что на прихожан давят, чтобы они молитвы читали на русском языке. И мы стали приходить в мечети, смотрели, чтобы наших стариков не обижали. Потом мы стали помогать строить мечеть в Москве. В 1993 году познакомился с Равилем Гайнутдином. Он, кстати, всегда был доступным. Переворот в моем мышлении произошел, когда я тесно сошелся с шейхом Равилем Гайнутдином. Он мне в жизни очень много дал. Он мне проповедей не читал, самая главная его проповедь – его образ жизни.

      – Как вы занялись политикой?       – Я пошел на выборы в 1999 году.

      – Вы же были министром в Чечне? Как это случилось?

      – Нам в 1992 году не отдали деньги. Я впервые поехал в Чечню. Они у нас очень активно покупали «КамАЗы», познакомился с Вадимом Тумановым. Наблюдал его встречи с Гайдаром, с молодыми реформаторами. В 2000-х меня назначили сначала замом, потом первым заместителем министра по государственному имуществу в Чечне. У меня были хорошие отношения с Ахмадом-хаджи Кадыровым. Я стал и.о. руководителя территориального управления по имущественным отношениям. Потом Ахмад-хаджи Кадыров погиб. Команда начала меняться. В 2005 году принял решение сосредоточиться на работе в Москве. В Совете муфтиев я отвечаю за проведение мероприятий, протокол мероприятий, безопасность мероприятий. Я председатель попечительского комитета при Совете муфтиев России уже 20 лет, кандидат юридических наук.

      – Какова ситуация с мечетью в Москве сегодня?

      – Хвала Всевышнему, мы услышали много конструктивного на выступлениях на празднике в Булгарах в этом году. И Минниханов, и Шаймиев полностью поддержали проект строительства новой мечети в Москве. Они сказали, что мы должны держаться вместе, координировать свою работу. Были определены приоритетные задачи. Была озвучена мысль, что никто, кроме нас самих, в этих вопросах ничего не сможет сделать. Наконец-то татарстанские власти начали вникать в эту проблему. В Чеченской Республике все вопросы, от начала до конца, связанные с религией, они решают на правительственном уровне. Открытие новой мечети в Москве запланировано на весну 2015 года. Вместимость новой мечети – 7,5 тысячи, в старой мечети было 500 посадочных мест, с подвалом, с низом собиралось 1200, но это был опасный режим, когда старая мечеть могла обвалиться.

      – Но в Москве даже новая мечеть на 7,5 тысячи – это маленькая мечеть. Сколько мусульман в Москве?

      – На сегодняшний день примерно до 2 миллионов человек. Татар, пишут, что их 150 тысяч, но их разделили при переписи. Лужков заявил, что в Москве минимум 700 тысяч татар.

      – В мусульманской умме Москвы позиции татар слабеют?

      – Я бы не сказал, что татар сильно теснят. Равиль Гайнутдин выстроил очень хорошую систему управления. Чеченцы приходят на молитву, и их больше. Чеченцы более религиозны, чем татары. Но чеченцы не стремятся к власти. Мы за эти годы выработали кодекс поведения, правила общежития. Сейчас большая масса верующих пришла из Средней Азии. Они работают в Москве в воскресенье без надбавок, чтобы молиться в пятницу. Есть моменты, у них большое количество.

      – Лет через 7 скорее всего муфтий Москвы будет уже не татарин.

      – Неделю назад и я так думал. Но после того как я приехал из Булгар, так не думаю. У меня появилась надежда. Состоялась беседа Равиля Гайнутдина с президентом Миннихановым. Он сказал: мы должны собираться раз в квартал и решать общие проблемы, и мы это будем делать. Совет муфтиев России уже провел совещание и полностью поддержал Минниханова.

      – Какое впечатление произвел на вас Камиль Самигуллин?

      – На сегодня это, пожалуй, лучшая кандидатура. Но ему нужно зарабатывать годами авторитет. Авторитет не дают и не назначают, его годами нужно зарабатывать. Как иногда говорят, у вас власть – а у нас авторитет. Люди могут проголосовать, но внутренне они с другими. Здесь очень тонкая грань, нужно много работать, идти в этом направлении.

      – Казань не планируется сделать центром ислама России?

      – В этом отношении сначала нужно провести переворот в головах нашей татарстанской элиты. А она не готова. Говорят, сначала нужно знать свой язык, потом культуру, потом историю, потом религию, потом свой срез общества. Нет, в основном нациестроительство идет при приоритете религии. Возьмите евреев – сначала религия, дух, потом история, культура и лишь затем язык. Почему случился конфликт в татарской национально-культурной автономии в Москве? Вопросы духа, нравственности не проработаны. И нельзя обижать аксакалов, Акчурин уже более 17 лет возглавляет РНТКА.

      – Некоторые говорят, что татары – второй по численности народ в России, государствообразующий народ. Но реально они остались «второсортным» народом. Господствует в России православие, а ислам играет «второсортную» роль.       – Что значит «второсортная»? Ислам – вторая по численности религия, а не «второсортная».

      – Вторая по влиянию, по подчиненности, по административным возможностям. Государство всегда занимает сторону православия.       – Что касается «Основ православия», то это факультативный предмет. Шейх Равиль Гайнутдин отстоял здесь позицию ислама, он единственный, кто выступил против того, чтобы «Основы православия» стали обязательным предметом в школах. Государство провело два совещания и на Госсовете РФ сделало упор на факультативность «Основ православия». Я вот прекрасно знаю Рамзана Кадырова, знаю его с 1995 года и дружу. Он последовательно отстаивает права мусульман. Он говорит, что если правильно подходить к исламу, он приносит только пользу. Хорошую вещь сказал Камиль Самигуллин: «Мы ищем кумиров за рубежом, но должны понять, что арабские и турецкие богословы даже и не учителя для татар». Наше богословие куда интереснее. Реза Фахретдин первый призвал учредить Организацию исламская конференция. Только из-за того, что он не араб, он стал вторым человеком в этой организации.  

Беседовал Рашит АХМЕТОВ. (Продолжение следует.)

zvezdapovolzhya.ru

Фарисов (ч. 1)

27 июля 2012 года

     Фарит Фарисов, советник председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина, председатель попечительского совета комитета Совета муфтиев России, мастер спорта, писатель, заведующий кафедрой, приехал в редакцию с похорон Валиуллы Якупова. Он татарин из Казани, окончил КГУ и Казанский финансово-экономический институт, КЮН. Он был в свое время советником муфтия Чечни Ахмада Кадырова, членом правительства Чечни. Мы попросили его дать свои комментарии к последним трагическим событиям.       – Фарит Фарисович, как этому совершенно безумному ходу событий противостоять? В чем причины? Какой должна быть идеологическая и организаторская работа, чтобы подобное не повторилось? Понятно, что голое насилие приведет лишь к ожесточению.       – Я знаю Валиуллу Якупова с 1994 года. Тогда мусульманская умма в Татарстане только формировалась. Границы открылись, и одни из лучших молодых людей устремились получать знания об исламе за границей. У православных был твердый плацдарм – сохранялись семинарии, функционировала академия, у мусульман России практически ничего не было. В советское время на поле ислама была тотальная зачистка, особенно пострадал «татарский ислам». На начало ХХ века это был самый просвещенный ислам в мире. Валиулла-хазрат выделялся своим интеллектом. Пока что равного ему интеллектуала в республике в составе имамов найти трудно. Думаю, тяжело будет вырастить, для этого нужно время, которого у нас, к сожалению, мало. Мы с ним активно общались. Многие книги, которые я издавал, мы с ним обсуждали, вместе редактировали, спорили. Его советы были очень существенны. Очень долго он работал заместителем муфтия Гусмана-хазрата. Гусман-хазрат, кстати, тоже был на похоронах. В последнее время мы с Валиулой Якуповым часто обсуждали вопрос, как должно строиться мусульманское образование в России.       – Валиулла Якупов одно время планировался на муфтия Татарстана, это был реальный вариант. Одна из ведущих версий, что его убили закамские ваххабиты, слишком многих он уволил.       – Я не думаю, что это так. Давайте не будем себя обманывать, что это произошло внезапно вчера. Я думаю, у трагедии, которая вчера произошла, есть глубокие корни. Есть просчеты в работе. То, что произошло, это очень плохо для всей России. Потому что Татарстан – это сердце России. Тревожные симптомы были уже до этого. Но раньше противостояние было между экстремистами и силовыми структурами Татарстана. В 2005 году планировали диверсии во время празднования тысячелетия Казани. Еще ранее в Татарстане были взрывы газопровода. Это были автономные группы. В чем опасность таких групп – они автономны, их идеологические центры находятся вне границ Российской Федерации. Я помню, после убийства Ахмада Кадырова в Чечне многие были уверены, что ничего сделать невозможно, многие тогда начали уезжать из Чечни. Тогда в один день 21 июня 2004 г. началось массовое наступление боевиков. Погибло более 150 человек за один день. И тогда был выработан план – «адекватный ассиметричный ответ». Мы понимали, что находимся не на работе, мы находимся на войне. И в Татарстане нужно сплочение и такое понимание. Это не проблема МВД и ФСБ, это проблема и Министерства образования, это проблема Министерства молодежи и других. Проблема всего народа. Власть лишила людей идеологии. Люди не знают, куда мы идем, какое государство строим. Мы потеряли общие приоритеты у населения, взамен ничего не дали, и этот вакуум заполнился. И по большому счету он заполнился полным мусором. Валиулла Якупов стоял на базе традиционного ислама Поволжья. Нужно понимать, что этот ислам в 30-е годы был под корень вырезан. В мусульманском мире только в Бухаре было среднее училище у мусульман и небольшой институт в Ташкенте. У нас было мало образованных имамов. В 90-е годы большая масса хлынула за границу получать исламское образование. Чему их учили, кто обучал, в какой среде они там варились? Любой психологический справочник подтверждает, что люди с 17 до 23 лет приобретают на всю жизнь базовые ценности. Валиулла Якупов был одним из немногих в Татарстане, который еще с 90-х годов отстаивал традиционный ислам. Он основывался на учениях Марджани, Фахрутдина. Нельзя забывать, что в начале XX века самые лучшие исламоведы в мире были татары. Наша школа была самой сильной и просвещенной в мире. Возьмите Резу Фахрутдина – он закончил Казанский университет, закончил высшее мусульманское учреждение, закончил Сорбонну. Конечно, когда он приехал в 1926 г. тогда в Саудовскую Аравию, ему все шейхи смотрели в рот. Именно он организовал Организацию Исламская конференция. Он был ее соучредителем и был на втором плане только потому, что он был не араб и не был саудитом. Тогда на Каабу молилось четыре имама с четырех сторон, он доказал, что этого не нужно делать, что все должны читать молитву за одним имамом. Представляете, какой он был авторитет, люди веками молились, а он изменил традицию. Мы эту школу потеряли. Мухаммед Ибн-Абдул Ваххаб – легендарная личность, это был национальный герой, он освободил всех арабов. Это был тот же Че Гевара того времени. Он освободил свою страну и не претендовал на роль короля. Он почитаемый человек. Тогда люди забыли об исламе, и чтобы искоренить невежество и колдовство, он жестко прописал правила. Человек должен ходить вот с такой бородой, такой одеждой и т.д. В начале нашего века один из наших милицейских чинов, очень крупных, делал доклад в Саудовской Аравии. И он им заявляет, мы боремся с ваххабизмом в России и мы сделаем все, чтобы его истребить. Будем с ним бороться до последней капли крови. Был скандал. Его сразу объявили персоной нон-грата. Ваххабизм – это идеология государства Саудовская Аравия. Нам противостоит салафизм. Салафизм был выработан в 1913 году в одной из английских церквей для борьбы с Османской империей. И он был удачно применен английской разведкой. Они разрушили Османское государство. А сейчас это применяется против нас. Я видел этих людей, которые отпускают бороду и ходят в коротких штанах. Ну и зачем это? «В каждом из нас вера в сердцах, а не во внешней атрибутике», – учит нас шейх Равиль Гайнутдин, и он прав. Что, им не нравится наш татарский ислам? Что у нас такого плохого? Если ему нравится тот ислам, пусть едет туда. Сейчас все будут бояться высказываться. Потому что каждый примеряет, представляет себя на месте Валилулы, понимает, что война пришла сюда. Она не пришла, она уже идет. Я скажу прямо: нам нужен адекватный ассиметричный ответ.       – Если проанализировать салафитские сайты, то они наиболее популярны у молодежи, сайты традиционного ислама ориентируются в основном на пожилых, которые и не активны в Интернете.       – Нам нужно привлекать молодежь на нашу сторону, они наши союзники. Я вам расскажу историю. Я тогда работал в Чеченской республике, мы выезжали в Арабские Эмираты. Я встречался с делегацией из Татарстана в местной мечети. И вдруг к нам подошел человек в арабской одежде и говорит на русском языке, вот в Чечне люди гибнут, наши братья, мы должны им помогать, мы должны туда ехать воевать, мы братья-мусульмане. Все растерялись. Я ему говорю: у вас дети есть, вы местный? Да, отвечает, у меня пять детей. Говорю, давайте я вам деньги дам, пусть ваши дети едут на Кавказ воевать. И он сразу «растворился» и ушел, убежал. В мусульманской умме нет вертикали, это горизонталь, там нужно считаться с каждым. Там нельзя напугать. Если человек не курит, не пьет и пять раз молится, то это уже порождает большую энергию. И эту энергию нужно использовать в правильном направлении. Самое ужасное то, что люди, которые совершают эти убийства, уверены, что поступают правильно. Вот в чем ужас.       – Они уверены, что защищают истину.       – У нас некоторые думают, что это все рассосется само собой. Нет, не рассосется. Вспомните слова идеолога Суслова. Он сказал: «Мы на идеологии не экономим». Экономика ноль по сравнению с идеологией. Идеи всегда побеждают деньги, всегда. Об этом говорит вся история. У нас в Татарстане особая атмосфера. Нигде так близко, хорошо друг друга понимая, не живут. К сожалению. Я член совета культурно-национальной автономии татар в Москве. Когда нам не давали строить мечеть в Москве, встречался с протестующими москвичами. Помните, там «русский марш» был. Спрашивал, какие претензии к мусульманам? Мне отвечают, ты татарин, к татарам претензий нет, мы против этих… Каких этих, я же мусульманин, а вы не даете мне построить мечеть. Молчат. Итог – мечеть так и не дали построить. Думаю, что от этого проиграли межконфессиональные и межнациональные отношения в Москве. Ко всем этим проблемам с душой нужно подходить. Сейчас некоторые стали делать пиар даже на смерти Валиуллы-хазрата.

      – Кто из официальных лиц был на похоронах?

      – Приехал Илья Баринов из администрации президента России. Был вице-премьер Асгат Сафаров. Был Марат Гатин.

      – То есть президента или премьера Татарстана не было?

      – К сожалению, есть табель о рангах. Валиулла не был даже замом муфтия. Но я считаю, он сам по себе был глыбой мусульманского мира России. Он вел 11 сайтов.

      – Но говорят, он все-таки проиграл эту «сайтовую» войну салафитам по количеству посещений. Ему никто не помогал. Он боролся один. Даже в последнем столкновении в мечети Кул Шариф они с муфтием проиграли. Он выступал за немедленные отставки, за чистку. А ему говорили, что он слишком радикален, что нужно действовать мягче.       – В Сети сейчас много креативных людей. Там сразу все чувствуют, где правда. Он действительно боролся в одиночку, и его подвергали обструкции, угрожали. Я сторонник диалога, с людьми нельзя разговаривать с позиции силы, это людей всегда отталкивает. Сегодня мы не должны допустить «охоты на ведьм». Все должно быть четко и выверено. Я помню это в Кабардино-Балкарии в конце 90-х годов. Там местные силовые структуры заявили, что они за неделю искоренят «ваххабизм». Они собрали людей и начали даже глумиться над людьми. Именно там началось применение бутылок – это не казанское изобретение. Знаете, какой был результат? Значительная часть уммы Кабардино-Балкарии стала существенно радикальней, непримиримой сразу. Это издевательство вызвало протест и возмущение, обратную реакцию. Здесь все должно быть ювелирно и последовательно. Если мы сильны, мы должны вести борьбу с чувством благородства. Не то, что кричать: «Мы всех порвем». Тогда люди, даже искренне заблуждающиеся, нам поверят. Когда идет жесткое противостояние, нужно идти до конца, но если есть возможность, нужно договариваться. Это наши люди, это наши граждане, мы с ними росли вместе. Нужно найти свои ошибки и исправлять. Наказание должны понести, кто действительно виновен, а не всех подряд, кто носит бороды.

      – Такое ощущение, что эти теракты – акция продуманная, не случайная, не рядовые криминальные разборки. Акция одновременная. Это не демонстрация силы, попытка запугать общество в преддверии Универсиады? Надеялись, вероятно, и на международный резонанс. Валиулла Якупов потерял авторитет в умме, среди имамов, когда заявил о сожжении исламских книг, конфискованных, а там были суры из Корана. Из-за этого он не стал муфтием Татарстана. Имамы говорили, что на основании решений чуть ли не православных экспертов мусульманские книги заносятся в список экстремистской литературы. Говорили: мы же не анализируем православные книги, мы в этом не специалисты. Здесь нужно действовать осторожнее, а не как унтер Пришибеев. Для православных будет понятнее ситуация, если бы у них «Добротолюбие» запретили или сочинения Игнатия Брянчанинова. Конечно, это вызвало бы возмущение.       – Очень большая проблема, список этих «экстремистских» исламских книг. Есть эксперты, которые в исламе не очень разбираются, а выносят такие необдуманные решения. Шейх хазрат Равиль Гайнутдин беседовал с первыми лицами государства, и там есть понимание этой проблемы. Больше всего страдают от радикального ислама муфтии традиционного ислама. Салафиты же начинают уничтожать тех, кто им серьезно противостоит.  

Беседовал Рашит АХМЕТОВ. (Продолжение следует.)

zvezdapovolzhya.ru


Смотрите также