Фаина раневская биография


Фаина Раневская

Актрису задержала полиция на борту самолета Москва – Тель-АвивАктриса решила не влезать в судебную тяжбуРежиссер рассказал, какой фильм впечатлил его больше всегоКирилл Кяро на горнолыжном курорте влюбляется в замужнюю женщину.Актриса перевоплотится в «черную вдову» Патрицию Реджиани.Премьера отрывка из фильма «Успех».Продюсер Алексей Чадов предлагает семье Романа Курцына поработать вместе.Кардиохирург Дана Абызова волей случая становится частью преступной семьи.3 ноября, 23:15, Первый каналОсиротевшая Мэри переезжает к дяде, в особняке которого есть потайная дверь.Новый фантастический сериал BBC – адаптация популярного цикла Филипа ПуллманаГлуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицу

Page 2

Режиссер фильма «Домовой» о семейном кино, фэнтези, символах Москвы, работе с родственниками, говорящих кошках, суевериях и вечных ценностях.С 5 по 8 июля зрители смогут посмотреть картины «Новая Москва», «Подкидыш», «Свинарка и пастух» и «Человек ниоткуда».Актриса побывала в программе «Смак»Актриса рассказала о работе с Кириллом СеребренниковымАктриса выступила с моноспектаклем «Неосторожная актриса»Акцию посетили более 47000 человек, более 130 площадок приняли в ней участие, всего в городе состоялось 869 кинопоказов и 172 специальных мероприятия.Главная роль в театре жизни. К 120-летию актрисыАктрисе понравился сценарий новой версии легендарного фильма.Актер «Крыши мира» о себе и своей работе в новом сериалеСоздание ленты будет приурочено к 120-летию легендарной актрисы.Гид по экранизациям самой известной сказкиУдивительная девочка. Пропала сразу из четырех мест.Всё поменялось после ПобедыКомпания Star Media совместно с Первым каналом приступили к работе над новым сериалом «Фаина».Эдуарду Успенскому - 75 лет.Раневская не жалуется на судьбу своей героини: в вопле ее отчаяния — гнев и протест за гибельную судьбу хорошей женщины.Локальность замысла и камерные условия галереи определили стиль выставки демократичный, интеллигентный, как нельзя лучше отвечающий личности самой Раневской.Артистическая биография Раневской складывалась непросто. Актриса упорно считала, что всего лишь «пропищала» в искусстве.Она прожила долгую, насыщенную жизнь, полную драматизма и одиночества, буквально не дожив месяц до 88-летия. Не все знают, что фамилия Раневская на самом деле – псевдоним, который актриса взяла еще в ранней юности из пьесы «Вишневый сад» своего земляка-таганрожца Антона Павловича Чехова, которого боготворила.Люди, жизни... и еще дальше, в прозрачной дымке времени сама она, девочка из 1915 года, из своего самого первого спектакля, из массовки на сцене, странная, смешная барышня...Недавно на голубые экраны буквально ворвался и наделал немало шума сериал Сергея Урсуляка «Ликвидация», снятого по сценарию Алексея Пояркова на студии «Дед Мороз».Когда-то фраза «Жди меня, я вернусь» у многих вызывала слезы радости и печали. Затем на смену ей пришло «терминаторовское» зловещее обещание «Я вернусь», и люди постепенно свыклись с мыслью, что уже никогда не придет тот, кого так ждешь.Много неизвестного в судьбе актера. И от многих неизвестных величин эта судьба зависит.

Page 3
Судаленко Ирина  (Ташкент)  27.08.2019 18:09Фаина Георгиевна с Днём Рождения Вас. Спасибо Вам за то что Вы были на Планете Земля и оставили после себя Ваши фильмы и роли. Вечная память. >>Вятич Андрей  (Москва)  26.11.2018 06:17 ... В принципе это не удивительно. Талант - это, как правило, вызов. Вызов обществу, вызов окружающим. В этом смысле Фаина Георгиевна, будучи актрисой уникальной, просто не могла быть исключением. >>Кофеманка  (Ленинск-Кузнецкий)  27.08.2018 07:31Светлая память великой актрисе. >>Андрей Власов  27.08.2018 01:16Вот уже почти 35 лет нет с нами замечательной Фаины Георгиевны, но актрису по прежнему помнят и любят. В этом и есть Величие настоящей актрисы! >>Ирия Гай  27.08.2018 00:07Любим и помним. С днем рождения,Фаина Георгиевна! >>

Всего сообщений на странице обсуждения: 680Прочитать остальные сообщения и оставить свое вы можете здесь

www.kino-teatr.ru

Фаина Раневская: дата и причина смерти, краткая биография

Фаина Раневская родилась 27 августа 1896, а умерла 19 июля 1984, прожив 87 лет. Она похоронена на Новом Донском кладбище в Москве рядом со своей сестрой Изабеллой. Раневская признана одно из лучших актрис 20 века. Она известна не только ролями в театре и кино, но и своими острыми высказываниями, которые превратились в афоризмы.

Актриса, потрясающе сыгравшая десятки ролей, ставшая автором афоризмов, и так удачно озвучившая Фрёкен Бок из «Карлсона» умерла на 88-м году жизни 19 июля 1984 г. Инфаркт, случившийся незадолго до этого, ослабил сердце Фаины Раневской, и оно не смогло справиться с последствиями тяжелой пневмонии.

Дата и причина смерти

Практически до самой смерти Фаина Раневская выступала на сцене. Свой последний спектакль она сыграла за несколько месяцев до гибели, в 1983 году. Только болезнь, сопровождавшаяся постоянными болями, вынудила актрису завершить профессиональную карьеру. Точная дата смерти актрисы неизвестна, в разных источниках упоминаются несколько вариантов: 19, 20 июля или 20 июня 1984 г.

Причиной смерти Фаины Раневской стала остановка ослабленного инфарктом сердца, которое не смогло справиться с нагрузкой, возникшей в результате пневмонии. До своего 88-летия Народная артистка не дожила чуть более месяца.

Где похоронена

Рисунок 1. Могила Раневской на Донском кладбище

Фаина Раневская похоронена на Донском кладбище

Могила Фаины Раневской находится на четвёртом участке московского Нового Донского кладбища. В этом же месте за 21 год до смерти Раневской была похоронена старшая сестра актрисы, красавица Белла. Спустя несколько лет после гибели установлен один мемориальный камень.

Краткая биография

Фанни Гиршевна Фельдман (Фаина Георгиевна Раневская) родилась 27 августа 1896 г. в Таганроге, в еврейской семье. Ее отец был фабрикантом, мануфактурщиком, владел домами, магазинами и мельницами. С детства Фанни увлекалась театром. Ее считают одной из величайших актрис ХХ века, хотя большинство сыгранных ее ролей были второго плана.

Детство, юность, учеба

Рисунок 2. Фаина и Белла

Кроме маленькой Фанни родители воспитывали ещё четверых детей: сестру Изабеллу и троих братьев, один из которых умер младенцем. По воспоминаниям актрисы, называть её детство счастливым было нельзя: неприятная внешность и заикание доставляли колоссальные проблемы, как в семье, так и в гимназии.

Именно из-за этого вскоре девочка перестала ходить в школу и упросила родителей, организовать домашнее обучение. Так маленькая Фаина Раневская научилась не только читать, но и выучила несколько иностранных языков и овладела фортепиано.

Увиденная в 13-летнем возрасте постановка «Вишнёвого сада» настолько впечатлила девочку, что она экстерном сдала экзамены и решила ехать в Москву, учиться в театральном. Из-за этого решения произошел серьёзный разлад с отцом, общение с которым прекратилось на многие годы.

В столицу девушка приехала практически без денег. Мать тайком от отца смогла выделить ей небольшую сумму, которой едва хватило на оплату комнаты. Поступить в училище не получилось, оплачивать частные курсы Фанни не могла. Только благодаря знакомству с актрисой Гельцер, удалось устроиться работать в летний театр.

В 1917 г. родители Фанни эмигрировали из страны, а ей удалось поступить на службу в московский Театр актёра, с которого начался новый этап жизни, насыщенной работой с небольшими, но значимыми для неё ролями. Псевдоним «Раневская» она взяла из пьесы Чехова «Вишневый сад». Сама говорила, что между нею и героиней пьесы есть что-то общее, но далеко не все.

Популярность

Рисунок 3. К/ф «Золушка»

Всеобщее признание Раневская получила еще в довоенное время. Выступая на сцене Театра Красной Армии, стала ведущей актрисой. На момент начала ВОВ работала в Театре Драмы. Труппа колесила по линии фронта с постановкой «Молодая гвардия».

На протяжении своей творческой биографии Фаина Георгиевна неоднократно удостаивалась государственных наград:

  • Трижды становилась лауреатом сталинской премии;
  • Заслужила звание Народной и Заслуженной артистки РСФСР;
  • Стала Народной артисткой СССР;
  • Имеет много других наград и медалей.

В театре самыми выдающимися у нее были роли Люси Купер в спектакле «Дальше – тишина» и миссис Этель Сэвидж в спектакле «Странная миссис Сэвидж».

В кино Фаина Раневская снималась нечасто. Она предпочитала театр кинематографу, поэтому фильмография ее не так уж велика. Зато практически каждая роль – шедевр.

Друзья, знакомые

Несмотря на тяжёлый, вспыльчивый характер у Фаины Раневской было много друзей и знакомых. Хорошие отношения с некоторыми из них поддерживались на протяжении всей жизни, начиная с «довоенной» эпохи. В числе ее добрых знакомых были:

  • актёр и эстрадный артист Л. Утёсов;
  • актриса Е. Абдулова;
  • актриса А. Ревельс (жена Утёсова);
  • Анна Ахматова;
  • театральный актёр и режиссёр С. Михоэлс.

В юности, ещё до Октябрьской Революции познакомилась с В. Маяковским, М. Цветаевой, О. Мандельштамом, В. Качаловым. В последнего была влюблена.

Личная жизнь

Рисунок 4. С сигаретой Фаина Георгиевна не расставалась на протяжении всей жизни

О личной жизни Фаина Георгиевна практически не распространялась. Хотя она и была замужем, рассказывать об этом она не желала даже друзьям и коллегам. «Предназначение женщины – создать семью. У меня не получилось». Так она отвечала на все вопросы на эту тему.

Единственным верным другом и спутником, оставшимся с ней до последних дней жизни, стала дворняжка, подобранная на улице – пёс по кличке «Мальчик».

В своих высказываниях актриса часто использовала нецензурную лексику, например, о любви говорила: «Вторая половинка есть у мозга, жопы и таблетки. А я изначально целая».

Фильмография

Хотя фильмография Фаины Раневской не впечатляет количеством ролей, многие из них исполнены с такой самоотдачей и мастерством, что выводят её, актрису второго плана, на один уровень с исполнителями главных героев.

В качестве примера можно взять хотя бы вспыльчивую Лялю из «Подкидыша» (1939). Фраза «Муля, не нервируя меня» до сих пор остаётся крылатой, а авторство неоднократно оспаривается участниками съёмок.

Послевоенная картина Весна» (1947), в которой Раневская сыграла экономку Маргариту Львовну (главные роли исполнили Любовь Орлова и Николай Черкасов), стала самой кассовой на то время.

Из всех своих работ Фаина Раневская часто называла самой удачной Мачеху в «Золушке» (1947). Цензоры объясняют это тем, что тёплые отношения со сценаристом Е. Шварцем позволили актрисе неоднократно использовать в съёмках свои незабвенные афоризмы.

Современным детям творчество Фаины Раневской может быть знакомо по работе в озвучивании мультипликационных фильмов:

  • «Сказка о царе Салтане» – Бабариха (1943);
  • «Карлсон вернулся» – Фрёкен Бок (1970).

Фаина Георгиевна Раневская осталась в истории русской культуры, как источник неподражаемых афоризмов и шуток. Хотя её творческая биография и строилась достаточно тяжело, как она сама часто говорила: «из ста процентов я использовала только один», в работу на сцене и перед объективами кинокамер она вкладывала всю душу и огромный талант. Не зря в Таганроге, на аллее перед домом, где родилась Фаина Георгиевна, в 2008 г. установлен памятник ей.

Видео

Фаина Раневская – Великая и Ужасная

aeternamemoria.ru

Раневская, Фаина Георгиевна - это... Что такое Раневская, Фаина Георгиевна?

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фаи́на Ги́ршевна Фе́льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская российская актриса театра и кино. Народная артистка СССР (1961), трижды лауреат Сталинской премии (1949, 1951, 1951).

Дом Фаины Раневской в Таганроге Фаня Фельдман, Таганрог Фаина Раневская в Баку. 1929 год

В «Книге для записи сочетания браков между евреями на 1889 год» таганрогский раввин Зельцер зарегистрировал брак мещанина местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирша Хаимовича Фельдмана и девицы — лепельской мещанки Витебской губернии Мильки Рафаиловны Заговайловой. Это случилось 26 декабря 1889 года. Гиршу было 26 лет, Мильке — 17.

Через шесть с половиной лет, 27 августа 1896 года, в семье Фельдманов родилась девочка Фанни (Фаина). Помимо неё в семье уже было два старших сына и дочь Белла. В юности Фаина очень завидовала красоте своей сестры, и в будущем всех красивых девушек она называла «фифами».

Окончила таганрогскую Мариинскую женскую гимназию. Увлекалась театром с 14 лет. Окончив гимназию, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой[1].

Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Как грустно, когда они улетают! — Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

Окончив частную театральную школу, затем играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915), Керчь, Феодосия (1915—1916), Ростов-на-Дону (1916—1917), Крым (Передвижной «Первый советский театр») (1918—1924), Бакинский рабочий театр (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929)), а затем в московских, включая театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».[1]

Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии[2]. Член Союза кинематографистов СССР.

Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 году (по другим источникам - 20 июля[3] и 20 июня[4]). Похоронена на Новом Донском кладбище[5] в Москве вместе с сестрой Изабеллой. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта.

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Образ актрисы выведен в биографических сериалах «Звезда эпохи» (исполнитель Татьяна Васильева) и «Анна Герман» (Елена Бондарева-Репина).

Несмотря на большой круг знакомых, Фаина Георгиевна всегда чувствовала одиночество, от которого не спасал даже преданный пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила. Пользуясь доверчивостью и наивностью актрисы, домработницы самым бессовестным образом её обманывали, подло обирая старую женщину.

Интересные факты

  • Крылатую фразу из фильма Подкидыш «Муля, не нервируй меня!» придумала Рина Зелёная[6]. Всю оставшуюся жизнь «Муля» преследовал Раневскую: так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я вас очень люблю».
  • Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».[1]
  • Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричала во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться.[7].
  • Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает один диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (14 января, 1948 год).

Фильмография

  1. 1934 — Пышка — Госпожа Луазо
  2. 1937 — Дума про казака Голоту — Попадья
  3. 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
  4. 1939 — Подкидыш — Ляля
  5. 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
  6. 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
  7. 1941 — Мечта — Роза Скороход
  8. 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
  9. 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
  10. 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
  11. 1943 — Родные берега, новелла «Три гвардейца» — Софья Ивановна, директор музея
  12. 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
  13. 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
  14. 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
  15. 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
  16. 1947 — Золушка — Мачеха
  17. 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
  18. 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
  19. 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
  20. 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
  21. 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
  22. 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
  23. 1963 — Так и будет (телеспектакль)
  24. 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «Королева Марго»
  25. 1964 — Фитиль № 25 — Гадалка в сюжете «Карты не врут»
  26. 1964 — Фитиль № 33 — гражданка Пискунова в сюжете «Не поеду»
  27. 1965 — Первый посетитель — старая дама
  28. 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бракапть, директор цирка
  29. 1978 — Дальше — тишина (фильм-спектакль) — Люси Купер
  30. 1980 — Комедия давно минувших дней

Озвучивание мультфильмов

Роли в театре

Награды

Марка 2001 года Открытие памятника Ф. Раневской в Таганроге

Память

  • В 1990 году на киностудии «Экран» вышел двухсерийный документальный фильм «Вспоминая Раневскую» (реж. Олег Дорман и Алексей Габрилович).
  • На доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (Таганрог, ул. Фрунзе 10), 29 августа 1986 года была установлена мемориальная доска.
  • В Таганроге именем Ф. Г. Раневской названа одна из улиц.
  • В Таганроге, рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна, 16 мая 2008 года был открыт первый в России памятник Раневской (автор — Давид Бегалов)[9].
  • В Таганроге, в доме, в котором родилась Фаина Георгиевна, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской[10][11].
  • В мае 2008 года в Таганроге состоялся первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция».
  • В 2009 году в Таганроге, неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской.
  • В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» — с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов. Также имеется изумительная по своему облику курильня.
  • 27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня рождения Фаины Раневской поисковик Google обнародовал специальный логотип с изображением актрисы[12].

Литература

  • Владимирова М. Великая провинция // Таганрогская правда. — 2008., 18 апреля.
  • Скороходов Г. Разговоры с Раневской. — М.: Астрель: АСТ, 1999, 2007. — 411 с. — ISBN 978-5-17-047599-5
  • Владимирова М. Котлостроители поставят Раневской памятник // Таганрогская правда. — 2007. — 14 ноября.
  • Раневская Ф. Г. Дневники на клочках. — М.: Издательство Фонда русской поэзии при участии альманаха «Петрополь», 1999.
  • Щеглов Д. Фаина Раневская. Монолог. — М.: Олимп, Русич, 1998. — (Женщина-Миф).
  • Щеглов А. Раневская: Вся жизнь. — М.: Издательство Захаров, 2005. — ISBN 978-5-8159-0860-4.
  • Вып. 4. Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2010. — 308 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03290-3
  • Вып. 7. Гейзер М. М. Фаина Раневская. — 2-е изд. 2010. — 320 с. — 5000 экз., ил. — ISBN 978-5-235-03372-6
  • Фаина Раневская: «Судьба — шлюха» / Авт.-сост. Д. А. Щеглов. — М.: Астрель: АСТ, 2008. — 223 с.
  • Шляхов А. Л. Фаина Раневская: Любовь одинокой насмешницы. — М.: АСТ, Астрель, 2012. — 352 с. — (Кумиры. Истории великой любви). — 3000 экз., ISBN 978-5-17-068561-5, ISBN 978-5-271-29220-0

Примечания

biograf.academic.ru

​Фаина Георгиевна Раневская – одна из величайших актрис XX века и королева эпизода — Общенет

Она покорила публику своей великолепной игрой, самоиронией, философским взглядом на мир и умением формулировать сложные вещи простым языком. Эта удивительная актриса и женщина — автор цитат и афоризмов, которые плотно вошли в нашу жизнь и стали по-настоящему народными

Из биографии Фаины Раневской:

Биография Фаины Раневской состоит из ярких моментов, незаурядных случаев и интересных событий. Жизнь великой актрисы была наполнена множеством колоритных фактов.

Родители великой актрисы

Фаина родилась 27 августа 1896 года в еврейской семье в Таганроге. Помимо Фаины в семье было три сына и дочь. Ее настоящее имя — Фанни Гиршевна Фельдман. Ее отец Гирши Фельдман был в Таганроге уважаемым и известным человеком. Он был местным богачом, «владельцем заводов, газет, пароходов», нажив приличное состояние на торговле недвижимостью, производстве лакокрасочной продукции. Его уважали в еврейской общине города, и он был почетным ее членом. Гирши Фельдман владел не только несколькими домами и магазином, в его собственности находился даже пароход «Святой Николай» (на котором в революцию семья эмигрирует за границу). Кроме этого, он был старостой синагоги и основателем приюта для пожилых евреев. Мама Милка Рафаиловна родила пятерых детей – трёх мальчиков и двух девочек. Правда, младший брат умер, когда маленькой Фаине было 5 лет.

По сравнению со своей старшей сестрой она не отличалась «лица приятным выраженьем», заикалась, была слишком застенчивой и все принимала близко к сердцу. Как она решилась стать актрисой – непонятно.

Когда пришло время, родители определили Фаину в Таганрогскую Мариинскую гимназию, но учеба давалась девочке с трудом: она писала с ошибками, не дружила с цифрами. К тому же отношения с однокашниками были натянутые. Может быть, именно поэтому она попросила отца забрать ее из этого учебного заведения. Зато дома с удовольствием Фаина занималась чтением, изучением иностранных языков, пением. Ее стремление всегда добиваться того, что хочешь, и определило ее судьбу в дальнейшем.

Летом 1910 года Фельдманы отдыхали в Крыму, где 14-летняя Фаина познакомилась с известной актрисой Алисой Коонен, жившей по соседству. А через год, будучи на представлении в Таганрогском драматическом театре, была так потрясена игрой Павлы Вульф, что окончательно решила для себя стать артисткой. Однако родители не разделяли увлечений своей дочери, считая это детской забавой, которая пройдет со временем. Стать артисткой, так распорядиться собственной жизнью порядочной девушке из еврейской семьи означало в те времена, по меньшей мере, то же самое, что и стать женщиной легкого поведения. Естественно, это вызвало гнев Гирши Фельдмана, который поставил дочери ультиматум: или сцена, или семья.

Раневская в молодости

История не сохранила мук терзания юной Фаины, взвешивающей, что для нее важнее: родственные узы или страстные порывы, ясно одно: театр заполнил все ее воображение, она мечтала стать актрисой и готова была ради призвания пожертвовать всем, даже близкими людьми. Тогда она и предположить не могла, насколько трагично все это обернется. С 1915 года Фаина уехала в Москву, и пока мечте ее не суждено было сбыться. Девушку не приняли ни в одно учебное театральное заведение, как неспособную. Что вкладывали тогда в это понятие, трудно сказать. Но то, что никого из экзаменаторов Фаина не смогла зацепить своей внешностью, своей натурой, это очевидно. Девушке приходилось очень трудно, но она стремилась учиться. Она порой голодала, сильно нуждалась в средствах.

Несмотря на то, что Фаина порвала с семьей, отец не мог позволить себе, чтобы его любимая младшая дочь бедствовала, и высылал ей на жизнь. Мать тоже отправляла ей переводы. А вскоре и эта ниточка оборвалась. Надвигались революционные события, сметавшие на своем пути прежнюю счастливую жизнь и не дававшие никаких надежд на будущее. Гирши Фельдман с семьей на пароходе уплывает за границу, Фаина опять же отказалась последовать за родными.

В 1917 году вся семья Фельдманов эмигрировала за границу в Прагу, а Фаина осталась в России и переехала в Ростов-на-Дону. После Раневская играла во множестве театров в самых разных городах: Керчь, Феодосия, Кисловодск, Баку, Сталинград, Архангельск, Смоленск. Утвердиться на московской сцене актрисе удалось только в 1931 году — до войны Фаина Георгиевна работала в Камерном театре и в Центральном театре Красной Армии

В военные годы Раневская была эвакуирована в Ташкент. Вернувшись из эвакуации, работала в Московском театре драмы, в Театре имени Александра Пушкина и в Театре имени Моссовета, в котором и выходила на сцену до самой смерти. В кино появилась в 1934 году, сыграв роль госпожи Луазо в фильме «Пышка». После него Фаину Георгиевну приглашали в разные картины. Но настоящую популярность актрисе принесла комедия «Подкидыш», где она сыграла самоуверенную, командующую мужем женщину.

После многих лет разлуки Фаине удалось повидаться с матерью и братом в 1956 году в Румынии. Отец к тому времени уже умер, а сестра Белла жила в Париже и приехать не смогла. Но в 60-ых годах из эмиграции к Фаине переехала сестра, решив скоротать одиночество после смерти своего мужа с родным человеком. Раневская выделила ей комнату в своей квартире. Однако после этого Изабелла Георгиевна прожила всего лишь четыре года.

За свои творческие заслуги Раневская была награждена Орденами Знак Почёта, Ленина, Трудового Красного Знамени. С 1937 года – Заслуженная артистка РСФСР, а в 1961 году ей присвоили звание Народной артистки Советского Союза. +Фаина Георгиевна была очень одиноким человеком. Долгое время она жила у своей подруги, актрисы Павлы Вульф. Ее внука она считала своим и возлагала на него большие надежды. Но к старости жить в чужом доме стало сложно, «приемный внук» занимался своей жизнью, и в 60 лет она осталась одна, причем практически без работы.

От одиночества Раневскую спасал любимый пес Мальчик, названный в честь Станиславского, которого Раневская боготворила, страсть к рисованию на полях и увлечение эпистолярным жанром – в едких письмах Татьяне Тэсс.

Раневская перестала играть на сцене всего за год до своей смерти. Скончалась она 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы в результате инфаркта и пневмонии, не дожив немногим менее месяца до своего 88-летия.

Родные сестры воссоединились в Советском Союзе и упокоились на одном кладбище – Донском. Именно Фаина завещала похоронить себя рядом с Изабеллой, а не на Новодевичьем, где в ту пору погребали всех известных личностей. На ее могилу ежедневно приходят поклониться десятки людей с живыми цветами. Но мало кто обращает внимание на то, что на самой вершине памятника прикреплена маленькая бронзовая собачка. Рассказывают, когда Фаины Георгиевны не стало, ее сеттер так затосковал, что стал приходить к ней на могилу. Сколько именно он навещал любимую хозяйку, неизвестно. Но когда исчез, кто-то из знакомых Раневской, тронутый такой преданностью животного, решил увековечить на месте погребения актрисы и ее верного друга. Так появилась скульптурка собачки на надгробии Раневской.

В Тюмени открыта «Чайная у Раневской», расписанная ее цитатами. Названия блюд в меню — из фильмов с ее участием. Также имеется изумительная по своему облику курильня.

В мае 2008-го прошел Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция». +В 2009-м в Таганроге открылась кофейня «Фрекен Бок», в дизайне которой преобладают фото великой артистки. К горячим напиткам подаются фирменные плюшки. +Имя Фаины Раневской носит одна из улиц Таганрога.

В 1990-м на экраны вышел документальный фильм «Вспоминая Раневскую», а в 2004-м гениальную артистку вспоминали в программе «Серебряный шар» Виталия Вульфа. Образ Фаины Раневской увековечен и в художественных фильмах «Звезда эпохи» (2004) и «Анна Герман. Тайна белого ангела» (2012).

Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Дом-музей Фаины Раневской в Таганроге

В 1986-м в Таганроге был открыт памятник Раневской и на доме, где она проживала, установлена мемориальная доска.

35 интересных фактов из жизни и творчества Фаины Раневской:

1.Раневская стеснялась своей внешности, хотя в молодости была красивой.

2. Говорят, что у нее был крайне сложный характер, и она тяжело сходилась с людьми. Но еще больше ее не любили за яркий талант, всячески отравляя ей жизнь. Поэтому она сменила за свою карьеру с десяток театров.

3.Несмотря на то, что среди ее друзей были величайшие женщины современности: поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева, писательница Татьяна Тэсс, артистки Марецкая и Орлова, она чувствовала себя некомфортно. А особенно в те периоды, когда ей не давали играть.

4.Театром Раневская увлеклась с 14 лет, бывая на всех постановках в театре в родном Таганроге, а в 1915 году, увидев на сцене Московского Художественного театра пьесу «Вишневый сад» Антона Чехова, Фаина твердо решила стать актрисой.

5.Отец этого решения не одобрил, но Раневская все равно переехала в Москву и устроилась в частную театральную школу, однако средств на оплату занятий не хватало и учебу пришлось оставить.

6.Самой лучшей ролью в кино, по мнению самой актрисы, была Мачеха в «Золушке». Всего Раневская снялась в 25 кинолентах.

7.Друзья ее называли одновременно ласково и почтительно – Фуфа Великолепная.

8. Сама Раневская иногда путалась в своих отчествах. В документах ее записывали, как Григорьевна, а представлялась она — Георгиевной. Однажды она пошутила по этому поводу, что Григорий – это Отрепьев, а Георгий – Победоносец.

9.На гастролях в Одессе какая-то дама долго бежала по улице за Раневской, потом спросила: — Ой, вы – это она? Фаина Георгиевна спокойно ответила своим басовитым голосом: — Да, я – это она.

10.Помимо кино и театра, Раневская запомнилась, благодаря своему чувству юмора.

11. Ольга Аросева рассказывала, что, уже, будучи в преклонном возрасте, актриса шла по улице, поскользнулась и упала. Лежит на тротуаре и кричит своим неподражаемым голосом: — Люди! Поднимите меня! Ведь народные артисты на улице не валяются!

12.Однажды Раневская потребовала у Тани Щегловой — инженера по профессии — объяснить ей, почему железные корабли не тонут. Таня попыталась напомнить Фаине Георгиевне закон Архимеда. — Что вы, дорогая, у меня была двойка, — отрешенно сетовала Раневская. — Почему, когда вы садитесь в ванну, вода вытесняется и льется на пол? — наседала Таня. — Потому что у меня большая жопа,- грустно отвечала великая актриса.

13.Иногда Фаина Георгиевна садилась на вегетарианскую диету и тогда становилась особенно чувствительна. В эти мучительные дни она спросила свою домработницу: «Лизочка, мне кажется, в этом борще чего-то не хватает? Лиза ответила: „Правильно, Фаина Георгиевна, не хватает мяса“.

14.Фаина Раневская однажды заметила композитору, лауреату двух Сталинских премий Вано Мурадели: — А ведь вы, Вано, не композитор. Мурадели обиделся: — Это почему же я не композитор? — Так ведь у вас фамилия такая. Вместо «ми» у вас «му», вместо «ре» — «ра», вместо «до» — «де», а вместо «ля» — «ли». Вы же, Вано, в ноты не попадаете.

15. В особенно трудный момент она обратилась за помощью к приятелю своего отца. Тот ей ответил: Дать дочери Фельдмана мало — я не могу, а много – у меня уже нет. Но Раневской все же удалось устроиться в подмосковный летний Малаховский театр. В этот период и родился ее псевдоним.

16.Как-то артистка вместе со знакомым отправилась в банк, чтобы получить родительский перевод. И когда они вышли из учреждения, порыв ветра вырвал из рук девушки все деньги. Она со вздохом заметила: «Как красиво летят». А спутник тут же воскликнул, что своим поведением Фуфа ему напоминает Раневскую – помещицу из «Вишневого сада», которая ничего не могла удержать в руках, Когда актриса подбирала себе псевдоним, то она вспомнила это сравнение и взяла фамилию чеховской героини.

Фаина Раневская в юности

17.В юности Фаина была красавицей, тонкой и звонкой, вот как ее описывал один из критиков: «Очаровательная жгучая брюнетка, одета роскошно и ярко, тонкая фигурка утопает в кринолине и волнах декольтированного платья. Она напоминает маленькую сверкающую колибри».

18. Как-то у актрисы поинтересовались, зачем она переходит из театра в театр. На что Фаина Георгиевна ответила: «Я искала святое искусство». На вопрос нашла ли она его и где, сказала: «Да. В Третьяковской галерее».

19.Авторство крылатой фразы „Муля, не нервируй меня!“ точно не известно. В эфире телепрограммы „Кинопанорама“ 1964 года Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендовала Рина Зеленая, будучи соавтором сценария фильма.

20.Принимала Фаина участие в озвучивании мультфильмов. В частности, ее неподражаемым голосом разговаривает Фрекен Бок в „Карлсон вернулся“. Кстати, озвучивать Фрекен Бок, которую, как Раневской казалось, нарисовали некрасивой

21. В Кремле после просмотра одного из фильмов с Раневской Иосиф Сталин сказал: — Вот товарищ Жаров хороший актер, понаклеит усики, бакенбарды или нацепит бороду, и все равно видно, что это Жаров. А вот Раневская ничего не наклеивает и все равно всегда разная.

22.Справляться с бытом актриса самостоятельно не могла — в силу рассеянности или невозможности считать „эти дурацкие деньги“, поэтому постоянно нанимала домохозяек.

23.Уже при советской власти, когда с работников при найме требовали написать свою автобиографию, Раневская с трудом выводила: «Мой отец – небогатый нефтезаводчик…».

24.Интересно, что заикалась Раневская всю жизнь, но на сцене – никогда.

25.У Фаины были совершенно особенные отношения с… Пушкиным. Актриса признавалась, что ей кажется, что будто бы они уже встречались когда-то или могут еще встретиться. На вопрос врачей, ужасавшихся состоянию ее прокуренных легких: «Чем же вы дышите?», она отвечала: «Пушкиным!».

26. „Муля“ преследовал Раневскую всю жизнь: так кричали мальчишки при виде ее на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней, и даже Брежнев, вручая в Кремле Раневской орден Ленина, выпалил: — Муля, не нервируй меня! — Леонид Ильич, — обиженно сказала Раневская, — так ко мне обращаются только мальчишки или хулиганы. Генсек смутился и пролепетал, оправдываясь: — Простите, но я вас очень люблю.

27.Раневская всю свою жизнь посвятила театру и кино, она не была замужем, не родила детей.

28.Когда она попыталась сдать экзамены в нескольких театральных школах, заикаясь от волнения, то ей говорили, что актрисой ей не быть никогда, это профессиональная непригодность. И тогда 19-летняя девушка пошла учиться в частную школу, а деньги зарабатывала в массовке цирка.

29.Раневская дружила со многими знаменитыми людьми, в частности — Анной Ахматовой и Мариной Цветаевой. Однажды, получив в театре деньги, Фаина Георгиевна поехала к вернувшейся из эмиграции Марине Цветаевой. Зарплата была выдана пачкой, Раневская думала, что сейчас она ее разделит, а Марина Ивановна, не поняв, взяла всю пачку и сказала: «Спасибо, Фаина! Я тебе очень благодарна, мы сможем жить на эти деньги целый месяц». Тогда Раневская пошла и продала свое колечко. Вспоминая об этом, Фаина Георгиевна говорила: «Как я счастлива, что не успела тогда поделить пачку!»

30. Раневская хранила свои награды, ордена («Знак Почета», два ордена Трудового Красного Знамени, орден Ленина) и медали в коробке, на которой собственноручно нацарапала «Похоронные принадлежности».

31.Очень тяжело она переживала одиночество, особенно когда начали умирать ее друзья и ровесники.

32.Окна квартиры Раневской в высотке на Котельнической набережной выходили в каменный внутренний двор. А там — выход из кинотеатра и место, где разгружали хлебные фургоны. Фаина Георгиевна днём слушала крепкие выражения грузчиков, громко звучавшие под ее окнами, а вечером наблюдала шумные толпы уходящих домой кинозрителей из „Иллюзиона“. — Я живу над хлебом и зрелищем,- жаловалась она.

33.Фаина Георгиевна была ангелом-хранителем не только Анны Ахматовой (актриса ухаживала за поэтессой, когда та болела тифом, и хранила папку со стихами, которую Анна Андреевна больше никому не могла доверить), но и начинающего актера Владимира Высоцкого, который все ждал, но так и не получал хороших ролей в московском театре имени Пушкина. Однажды Высоцкий запил, да так, что не появлялся на рабочем месте несколько недель. Его не уволили только благодаря заступничеству Раневской.

34.Чтобы пробиться на большую сцену, Фаине пришлось устроиться в труппу мадам Лавровской «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Они с успехом гастролировали по Крыму, в частности в Керчи.

Фаина Раневская с сестрой Беллой и собакой Мальчиком

35.На надгробии актрисы установлена фигурка собаки по кличке Мальчик – этот пес стал для Раневской настоящей семьей. Фаина Георгиевна признавалась, что никто так не радовался ее приходу, как Мальчик. Это был беспородный пес, которого Раневская подобрала на улице, накормила, обогрела и подарила ему всю свою нерастраченную любовь. В ее доме он мог вытворять все что угодно.

Памятник Ф. Раневской в Таганроге

фото из интернета

obshe.net

Краткая биография Фаины Раневской

Фаина Георгиевна Раневская родилась в августе 1886 года. Кроме нее в семье было еще четверо детей. Мать ее не работала и занималась воспитанием пятерых детей. Отец имел в собственности фабрику в Таганроге, магазины и корабль.

Фаина с детства чувствовала себя чужой среди сверстников. Почему? Вероятно, из-за врожденного заикания. Она с трудом общалась с другими детьми, в результате чего родителям пришлось перевести девочку на домашнее обучение. Фаина росла замкнутой, с удовольствием читала книги, пела песни, играла на фортепиано, изучила несколько иностранных языков.

В подростковом возрасте девочка начала проявлять интерес к театру и кино. После посещения спектакля по мотивам пьесы Чехова увлечение сценой полностью захватило ее. Она стала заниматься в театральном кружке. Родители не приняли ее выбора. С отцом Фаина после этого не общалась долгие годы.

Весь мир – театр

В 1915 году Фаина переехала в Москву. Отец не дал ей денег, так как считал ее намерения мимолетным увлечением и капризом. Небольшую сумму втайне от отца дала мать. Денег хватило только, чтобы снять небольшую комнату. Таким образом, несмотря на свое благородное происхождение, молодая актриса была вынуждена сама зарабатывать на жизнь.

К сожалению, вступительные испытания ни в одно театральное училище она не прошла. Ей удалось найти частную школу, но за обучение там нужно было платить. Помогла известная в то время актриса Гельцер, устроившая ее на лето в один из театров Подмосковья и познакомившая с театральной богемой.

Там Фаина Раневская приобрела театральный опыт, играя в массовках. В этот период она познакомилась с театральной и литературной элитой. Однако с наступлением осени пришлось искать новое место.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Любовь Орлова: биография

Фаина сменила много городов. Она играла в театре в Феодосии, но он вскоре обанкротился. За работу в Керчи она не получила ни копейки. Она даже стала думать о возвращении домой, хотя такая перспектива ее совсем не радовала. Но судьба распорядилась иначе. Дальше актриса перебралась в Ростов, и здесь удача ей улыбнулась.

В это время на гастролях в городе была Павла Вульф. Раневская ей приглянулась. Возможно, известная артистка заметила в начинающей нераскрытый творческий потенциал. Павла поселила Фаину у себя и стала обучать театральному искусству. Она была строгим и требовательным педагогом, но именно благодаря этим занятиям Фаина научилась играть так пронзительно и ярко. В годы гражданской войны Фаина Раневская и Павла Вульф выступали вместе, чтобы выжить.

1917 год оказался противоречивым для Раневской. С одной стороны, пришлось окончательно порвать отношения с родными (семья эмигрировала в Прагу). С другой стороны, она была принята в труппу Театра актера в Москве. Именно сейчас наступил ее звездный час. Здесь она сыграла Маргариту в спектакле «Роман» и Шарлотту в постановке «Вишневый сад».

С 1931 года она стала играть в столичном Камерном театре. Здесь она запомнилась зрителям в роли одной из героинь «Патетической сонаты». Спустя четыре года Фаина перешла в театр Красной Армии, где проработала до 1949 года. Наиболее известной ее работой здесь стало исполнение главной роли в спектакле «Васса Железнова».

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

Рекомендуем: Кто такая Клара Цеткин?

Отношения с руководством театра Моссовета, где Раневская Фаина Георгиевна играла в 50-х годах, складывались сложно: ее мнение относительно актерской игры часто противоречило мнению режиссера. Даже эпизодические роли Фаина стремилась сыграть по-своему. Многие из ее споров с режиссером Завадским потом вошли в описания ее биографии.

Несмотря на все сложности в отношениях, артистка проработала в театре около 25 лет. Тут были сыграны ее знаменитые роли – миссис Сэвидж и Люси Купер, исполнению которых зал аплодировал стоя. Под конец своего театрального пути она вернулась в Камерный (ныне Пушкинский) театр. «В каком месте начала, в таком и закончила», – говорила она.

Кинематограф

Параллельно с игрой в театре Раневская работала в киноиндустрии. Первым ее телевизионным опытом была роль в фильме «Пышка». Фильмография Раневской не столь велика, но именно фильмы принесли ей известность и узнаваемость.

Полный список ее ролей в кино и театре можно посмотреть в энциклопедии Википедия. Хотя сама Фаина Георгиевна больше ценила свои театральные перевоплощения, поклонники знают ее в основном по ролям в следующих фильмах:

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

  • В конце 30-х годов она сыграла еще в трех фильмах: в том числе, пожалуй, в самом известном фильме с ее участием – «Подкидыше». Ее знаменитая фраза, обращенная к Муле, сразу стала новым афоризмом, а сама Раневская еще долго спорила с коллегами по поводу авторства этой цитаты. А когда этой фразой ее подозвал к себе Брежнев, она отметила, что ее так зовут только мальчишки и хулиганы. Однако генсек не обиделся и сказал, что просто очень любит ее.
  • Во время Великой Отечественной войны актриса с труппой театра была эвакуирована в Ташкент. После войны она сыграла мамашу в фильме «Свадьба». В этом фильме также снимались такие известные артисты, как М. Пуговкин, М. Яшин, Э. Гарин, В. Марецкая.
  • В 1944 году могла сыграть в фильме Эйзенштейна, но вместо нее назначили Серафиму Бирман. Сама Раневская говорила, что причина – запись в «пятом пункте» ее паспорта (национальность).
  • В 1948 году на экраны вышел фильм «Весна». Раневская совместно с Орловой и Черкасовым сделали этот фильм чрезвычайно популярным и кассовым.
  • Своей самой удачной работой Фаина считала роль Мачехи в фильме «Золушка». В этом фильме режиссер даже позволил ей вставить в текст ее неподражаемые фразы.
  • В фильме «У них есть родина» Раневская снималась вместе с Натальей Защипиной. Это была их вторая совместная работа. Первый раз они снимались в фильме «Слон и веревочка», когда Защипина была еще шестилетней девочкой.
  • Также она озвучивала экономку Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся». Некоторые черты характера и фразы для этого персонажа актриса взяла от своей героини из фильма «Весна». В их числе – эпизод перед зеркалом и телефонный разговор.
  • Фильм «Сегодня новый аттракцион» стал последним с участием Раневской. В нем она сыграла директора цирка.

О личном

Стараясь узнать подробнее о жизни актрисы, многие забивают в Интернете запрос «Фаина Раневская, личная жизнь». Однозначного ответа вы не найдете. В молодости она влюбилась в одного из актеров театральной труппы. Однажды, когда Фаина пригласила его в гости, он пришел вместе со своей возлюбленной. Это стало сильным ударом для Фаины.

По мнению некоторых биографов, с тех пор она старалась избегать всяческих близких отношений, и личная жизнь Фаины Раневской так и не сложилась. Однако другие полагают, что актриса просто не выставляла личную жизнь напоказ и стоически переносила удары судьбы.

Многие знают, что Раневская – это псевдоним, а не настоящее имя актрисы. Настоящая фамилия ее – Фельдман. Однажды на крыльце банка ветер вырвал у нее из рук присланные матерью деньги. На это она сказала, что денег жалко, но улетают красиво. А мужчина, шедший рядом с ней, ответил, что так могла сказать только чеховская героиня Раневская. После того случая Фаина взяла себе эту фамилию в качестве псевдонима.

Рекомендуем: Вера Мухина: советский скульптор

К себе актриса Фаина Раневская относилась строго и критично, но с определенной долей сарказма. Она говорила, что талант состоит из двух частей: неуверенности в себе и постоянного недовольства собой – чего нельзя сказать о посредственности.

Скачайте бесплатно: 5 книг, которые изменят вашу жизнь! ♡

При этом народная любимица не смущалась в случае прихода проверяющих художественных комиссий. Она язвительно замечала, что играет плохо и ощущает себя, как на экзамене, из-за того, что смотрят проверяющие.

Как и сама Фаина Раневская, биография ее не известна полностью. Говорят, больше всего в жизни Раневская не хотела работать на органы государственной безопасности. Кто-то из друзей подсказал ей упомянуть при вербовке, что она кричит во сне, тогда ее оставят в покое. Однако предложение от «органов» так и не поступило, зато предложили вступить в партию. И Раневская воспользовалась данным ей советом. Документальных подтверждений этому не сохранилось, поэтому о правдивости такого факта биографии судить вам!

В 60-е годы к ней приехала из Праги сестра Белла. После того как у Беллы умер муж, она решила вернуться на родину. Некоторое время сестры жили вместе, но вскоре Белла умерла. Фаина снова осталась одна, компанию ей составляла лишь собака по кличке Мальчик.

Собаку актриса никогда не оставляла надолго, даже отказывалась от предложений поехать в дом отдыха или санаторий. Актриса умерла в 1984 году. Точная дата смерти – 19 июля. Детей у нее не осталось. Некоторые из коллег вспоминали, как говорила Фаина Раневская: дети – несбывшаяся мечта.

Мемуаров она не писала. Даже однажды, согласившись, чтобы заработать денег, в итоге отказалась, сказав, что не хочет рассказывать о себе всем. По этим причинам биография Фаины Раневской написана в основном со слов ее коллег и знакомых.

Раневская была награждена тремя Сталинскими премиями, ей было присуждено звание народной артистки СССР. Зрители до сих пор восхищаются ее талантом, имена ее героинь хранятся в их памяти, а фильмы с участием выдающейся актрисы не сходят с экранов. Многие ее фразы стали крылатыми и прочно вошли в наш лексикон. Автор: Ольга Лупандина

www.grc-eka.ru


Смотрите также