Елена образцова биография


Биография Елены Образцовой

Образцова Елена Васильевна (1939-2015) – российская оперная певица, режиссёр оперы и актриса, профессор Московской консерватории, педагог. Обладала мощнейшим меццо-сопрано. За свои творческие достижения была награждена Ленинской премией, Государственной премией РСФСР имени Глинки, званиями Героя Социалистического труда и Народной артистки Советского Союза. В Испании в 1975 году признали, что никто во всём мире не исполнял партию Кармен лучше Образцовой.

Детские годы

Лена появилась на свет в Ленинграде 7 июля 1939 года. Папа девочки, Василий Алексеевич Образцов, имел профессию инженера. С началом войны папа сразу же ушёл на фронт.

С мамой, Натальей Ивановной, и бабушкой маленькой Леночке пришлось пережить ужас блокады. Они оставались в осаждённом городе до 1943 года. Как говорила потом взрослая певица, она с самого детства знала цену жизни. Пережить блокаду удалось не многим. Всю свою жизнь Елена помнила, как при 40-градусном морозе они стояли в огромной очереди, чтобы получить малюсенький сырой хлебный кусочек. В памяти остались трупы на ленинградских улицах, которые были сложены словно дрова в поленнице. Помнила, как приходилось варить ремни, как поели всех в округе голубей. Будучи совсем маленькой, она понимала, что в Ленинграде съедено всё, кроме крыс.

Это желание кушать осталась в ней до конца жизни. Никогда потом она не понимала, как можно не доедать пищу. Может кому-то это казалось странным, но где бы Елена ни бывала, в каких бы ресторанах ни кушала, она не оставляла еду на тарелке, а если что-то не съедала за обедом или ужином, то забирала с собой.

Лишь в начале весны 1943 года Образцовых эвакуировали по льду Ладожского озера. Они уехали в Вологодскую область, в городок Устюжну, где оставались до лета 1945 года. Потом вернулись в Ленинград, первое время было очень тяжелым. Папа пришёл с фронта только спустя год после победы. Мама устроилась на работу, а Лена пошла в детский садик.

Петь девочка начала очень рано. Уже в пятилетнем возрасте, когда они жили в Устюжне, мама с бабушкой и соседи слушали Ленины концерты. Голосок у неё был тоненький, словно комариный. Малышка слушала песни по радио, запоминала и пела. Уже тогда она исполняла вальсы Штрауса.

Первой на её способности обратила внимание преподаватель музыки в детском саду. Женщина сказала маме, что у Леночки необычный и сильный голос. Но Наталье Ивановне было совсем не до этого, бытовые проблемы угнетали её. Мама не прислушалась к словам педагога, что голос дочери необходимо развивать.

Школьные годы

Когда Лена пошла в школу, домашнее задание она всегда выполняла под музыку. А если по радио транслировали оперу, она могла часами просиживать возле репродуктора. Уже тогда к ней пришло понимание, что музыка не дополняет её жизнь, а играет в ней главную роль.

У папы Елены был потрясающий красивый баритон, к тому же он замечательно играл на скрипке. Иногда они устраивали музыкальные вечера в семейном кругу, которые певица вспоминала всегда с особенной теплотой. Хоть время было и тяжёлое, но это воспоминания детства, живых родителей, семейного уюта и безмерного счастья.

Папе нередко по работе приходилось ездить в заграничные командировки. Как-то из Италии отец привёз пластинки, по ним Лена изучала потом мощные голоса мировых знаменитостей – Галли-Курчи, Карузо, Джильи.

Когда Елене было девять лет, мама отвела её в Ленинградский Дворец пионеров имени Жданова, где девочку записали в детский хор. Коллективом руководила хоровой дирижёр и замечательный преподаватель Мария Фёдоровна Заринская. Именно она, рассмотрев в маленькой Образцовой заложенный природою талант, сумела убедить девочку полюбить музыку по-настоящему всем сердцем и предопределила Лене певческую карьеру.

В 1954 году Елена впервые вышла на сцену во время отчётного концерта, на котором выступал их хор. Но не прошло и года, как девушке пришлось уехать из Ленинграда. Папу перевели в город Таганрог главным конструктором завода «Красный котельщик» – крупнейшего в СССР предприятия по производству котельного оборудования. Семье было выделено жильё – квартира в центре города. Рядом располагалась школа № 10, в которой продолжила обучение 15-летняя Лена.

С адаптацией в новой школе у Образцовой не было никаких проблем, она всегда росла девочкой общительной, коммуникабельной, быстро сходилась с людьми и всегда становилась душой компании. Во всех школьных мероприятиях и концертах она сразу же стала принимать участие. И одноклассникам, и учителям очень нравилось, как Лена исполняла композиции популярной в то время аргентинской певицы Лолиты Торрес. Здорово Образцова пела и известные русские романсы.

Музыкальное образование

В 1956 году Елена получила аттестат о среднем образовании и поступила в музыкальную школу имени Чайковского. Здесь девушка познакомилась с талантливым педагогом по вокалу Куликовой А. Т., у которой занималась два года.

Учащиеся музыкальной школы во время отчётных концертов выступали на сцене театра имени Чехова. Во время одного из них Елена привлекла внимание директора Ростовского музыкального училища А. Маньковской. Опытная женщина дала Образцовой совет продолжать обучение в Ростове. В 1957 году по рекомендации Маньковской Лена была зачислена сразу на второй курс училища.

Летом 1958 года девушка была прослушана и зачислена студенткой Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Это был август, и основной конкурс уже закончился, но был организован дополнительный, в котором на одно место претендовало сто человек. Было принято всего три человека, среди которых оказалась и Образцова. Она была так счастлива, что ехала в трамвае и улыбалась во весь рот, потом лишь посмотрела на людей вокруг и подумала: «Им, наверное, кажется, что я идиотка».

Лене снова повезло, ей досталась очень мудрая преподавательница – профессор Антонина Андреевна Григорьева. Образцова сразу же хотела петь большие арии, красивые и сложные романсы. Но педагог терпеливо объясняла студентке, что нельзя петь, не постигнув азов вокала.

1962 год ознаменовался в жизни Образцовой получением сразу двух наград. Одну она выиграла в Хельсинки на молодёжном фестивале, также Лене досталась первая премия Всесоюзного конкурса вокалистов имени Глинки.

Безумным счастьем для студентки Образцовой было приглашение петь в Большом театре. Это был конец 1963 года, она дебютировала в опере «Борис Годунов». После этого Лена решила окончить консерваторию экстерном. Она сдавала выпускной экзамен в мае 1964 года, получила на нём оценку «пять с плюсом», которую до этого в течение сорока лет не ставили никому.

Творчество

Окончив обучение в консерватории, Елена сразу же начала солировать в Большом театре.

Вскоре состоялись первые гастрольные туры – в Японию, потом в Италию, где Елена пела в Милане на знаменитой сцене «Ла Скала». Несмотря на то, что партии её пока были незначительными (княжна Марья в «Войне и мире» и гувернантка в «Пиковой даме»), этого оказалось достаточно, чтобы итальянская публика и пресса обратили внимание на молодую оперную певицу.

В течение первого года работы в Большом театре Образцовой было исполнено восемь партий:

  • «Аида» (Амнерис);
  • «Пиковая дама» (гувернантка Полина, позже – Графиня);
  • «Царская невеста» (Любаша);
  • «Война и мир» (княжна Марья);
  • «Хованщина» (Марфа);
  • «Садко» (Любава);
  • «Князь Игорь» (Кончаковна);
  • «Семён Катко» (Фрося).

Вся музыкальная Москва стала говорить о новой оперной диве. А она продолжала учиться у всех и у каждого. Окончив свои партии, за кулисы никогда не торопилась, всегда подсматривала за работой коллег: как они поют и двигаются по сцене, как играют и произносят слова. Елена знакомилась со многими людьми и от каждого, как губка, впитывала то, что подходило ей для души, для становления.

Результаты не заставили себя ждать:

  • 1972 год. В испанском театре «Перес Гальдос» Елена исполнила роль Кармен. Хотя до этого ей казалось, что она никогда не сможет спеть эту партию. Лена считала, что это не её героиня. А уже через три года Кармен в исполнении Образцовой была признана лучшей в мире за все времена.
  • 1975 год. Прошли триумфальные гастроли Большого театра в американской «Гранд-опере». Зрители были в восторге, и пять раз в ходе спектакля вызывали Елену на сцену, так впечатлила её роль Марины Мнишек в «Борисе Годунове». Спектакль даже пришлось остановить. Но после его окончания Образцова однозначно была признана звездой мировой оперы.
  • 1976 год. Вместе с Лучано Паваротти и Джоаном Сазерленд певица открыла оперный сезон в Сан-Франциско постановкой «Трубадур». А в «Метрополитен-опере» Елена так исполнила партию Амнерис в «Аиде», что произвела сенсацию.

С 1973 года оперная дива занялась преподавательской деятельностью в Московской государственной консерватории имени Чайковского, в 1984 году получила профессорское звание.

Пробовала себя певица и в качестве оперного режиссёра, в Большом театре она ставила спектакль «Вертер».

Образцова снялась в нескольких музыкальных фильмах:

  • «Весёлая вдова»;
  • «Тоска»;
  • «Сельская честь»;
  • «Моя Кармен».

За свои творческие достижения Елена Образцова награждена огромным множеством званий, медалей, орденов, премий, почётными грамотами Правительства и благодарностями Президента РФ.

В Санкт-Петербурге с 1996 года был основан и действовал культурный центр Елены Образцовой, где она раскрывала секреты своего мастерства молодым певцам.

Вне сцены

Друзья говорили о ней, что Елена лёгкая, шкодливая, компанейская, смешливая, в общем, мировая.

Она умела радоваться жизни по-настоящему. Радость ей доставляли дочь и внуки, друзья, четыре собаки, дом и сад, где она разводила цветы с кустами. Образцова говорила, что радуется всему вокруг, а если человека ничего не радует, значит, он умер.

Елена всегда очень уважительно относилась ко всем людям, начиная от гардеробщицы в театре и заканчивая режиссёрами. Она была очень общительным человеком и всегда старалась всем помочь в силу своих возможностей. Всегда умела быть с людьми на равных и никогда не разговаривала с ними с пьедестала. Она была естественной в любых условиях – на светском приёме, с друзьями и с журналистами, дома и на рынке.

Елена всегда учила свою дочь: «Чтобы ты не пела – смешное или грустное, весёлое или трагическое, – это всегда про любовь». Она научила свою дочь с любовью относиться ко всему миру, Богу, друзьям, животным, терпеть людей, прощать их и уважать.

Образцова отличалась требовательностью. Но не только к окружающим, больше всего она была требовательна к себе. Когда она ехала на гастроли и у неё спрашивала принимающая сторона, каков у певицы райдер и что для неё подготовить, Елена отвечала, что ей нужна бутылочка воды в артистической.

Личная жизнь

Первым супругом Образцовой был физик-теоретик Вячеслав Макаров. В 1966 году у пары родилась девочка Лена.

Постоянные гастроли Образцовой привели к разводу, девочка осталась жить с папой, некоторое время она обижалась на маму и даже обращалась к ней по имени и отчеству. Но став взрослой, Лена поменяла своё мнение и простила маму. Дочь сначала училась на журналистку, потом на медика, но в результате окончила консерваторию, исполняет небольшие оперные партии, вокалу её обучала сама Монсеррат Кабалье.

Второй супруг Альгис Жюрайтис был дирижёром в Большом театре. Он умер в 1998 году, эта смерть стала для Образцовой тяжелейшим ударом. Но Елена всегда умела противостоять превратностям судьбы, выдержала она и потерю мужа.

Смерть

В 2014 году медики диагностировали у Образцовой злокачественное заболевание кровеносной системы ‒ лейкемию. Начался тяжёлый период лечения в Германии. Был найден донор, Елене Васильевне пересадили костный мозг. Но возраст и ослабленный организм не позволили операции дать положительный результат.

12 января 2015 года Елены Образцовой не стало. Произошло это в Лейпциге, где она проходила лечение. 14 января гроб с телом был доставлен на родину, в Большом театре проходило прощание с великой певицей. Её похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.

stories-of-success.ru

Елена Образцова биография, фото, семья, мужья и ее дочь

Елена Образцова – выдающаяся советская и российская певица, оперный режиссер, артистка и педагог. Вокальное искусство и удивительная красота звучания ее голоса приводили в восторг и завораживали публику. Она умела по-новому интерпретировать страницы многих известных оперных партитур, открывать в них неизведанные глубины и озарять необыкновенным светом.

Ее исполнение Кармен в одноименной опере Жоржа Бизе во всем мире признано непревзойденным и эталонным. Испанская певица Монсеррат Кабалье была настолько потрясена воплощением этого образа Еленой Васильевной, что опустилась однажды перед ней на колени.

Суперзвезда и при этом земная женщина, которая умела несмотря ни на что радоваться каждому прожитому дню, была фаталисткой – верила в предопределенность свыше и неотвратимость судьбы.

Родилась 7 июля 1939 года в Ленинграде в семье инженера. Испытала ужас военной блокады города – всепоглощающее чувство голода, пронизывающий холод и постоянные бомбардировки, которые дали ей на долгие годы острое понимание ценности человеческой жизни. Весной 1943 года Елена с мамой и бабушкой по льду Ладожского озера были переправлены в Вологодскую область, где проживали до лета 1945 года. Певческий талант Елены Васильевны проявился в раннем детстве. С 9 лет она пела в хоре Дворца пионеров в родном городе, два года обучалась вокалу в музыкальной школе Таганрога, куда они переехали из-за перевода отца. Ее выступление услышали специалисты музыкального училища Ростова-на-Дону. В результате, 1957 году она была принята на 2 курс этого учебного заведения.

Отец хотел, чтобы Елена поступила в радиотехнический институт. Но она, к счастью, не сдала вступительные экзамены. Потом, по настоянию родителей, год посещала подготовительные курсы этого ВУЗа. Но тяга к музыке победила. В 1958 году ее приняли в Ленинградскую консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, которую она успешно окончила в 1964 году.

В 1962 году Елена с блеском выступила на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки, стала победителем на Всесоюзном конкурсе вокалистов им. М.И. Глинки в Москве. После этого ее пригласили в Большой театр. 17 декабря 1963 года состоялось дебютное выступление Образцовой на прославленной сцене в опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов». В этом же году она гастролировала в составе труппы Большого театра. Пела в Японии и Италии – в самом знаменитом театре мира, миланском «Ла Скала», и стала подлинным открытием. О молодой вокалистке заговорили и отметили в прессе.

Работая в Большом, Елена легко справлялась со всеми вокальными партиями, была занята в «Аиде», «Пиковой даме», «Царской невесте», «Войне и мире», «Хованщине», «Князе Игоре», «Семене Котко», «Садко».

Вокальная неповторимость позволяли ей добиваться высших наград на международных площадках. Она была первой на конкурсах 1970 года им. Петра Чайковского в Москве, им. Франсиско Виньяса в Барселоне. В 1971-м в столице Франции прошел ее первый камерный концерт. Далее были триумфальные выступления в Милане, Токио, Нью-Йорке, Марселе, Барселоне, Вене. Феномен Образцовой засиял новой ярчайшей звездой на вселенском оперном небосводе, в Испании ее объявили лучшей в мире Кармен. Дарование Елены Васильевны было многогранным – она одинаково гениально владела необычайным певческим искусством, сценической изобретательностью, уникальными актерскими способностями, талантом преподавателя и режиссера. С 1973 года более 25 лет она преподавала в Консерватории имени П.И. Чайковского столицы. В 1984 году за высокий уровень компетентности была удостоена профессорской должности. В 1986 году работала в качестве режиссера-постановщика оперы Жюля Массне «Вертер». В 1996 году в С-Петербурге основала культурный центр своего имени, где делилась секретами мастерства с молодыми певцами. Преподавала на японском языке в музыкальной академии «Мусашино» Токио, давала уроки в Европе, владея французским и итальянским языками.

В 1999 году прошло дебютное выступление певицы на драматической сцене в постановке Романа Виктюка «Антонио фон Эльба», ради которой Образцова похудела на 28 килограммов, а в 2012 году – в его «Реквиеме по Радамесу». В 2007-2008 годах руководила оперной труппой С-Петербургского Михайловского театра.

Репертуар достигшей всемирной славы певицы включал более 40 оперных партий, среди них «Норма» (Адальжиза), «Дон Карлос» (Эболи), «Медея» (Нерис), «Бал-маскарад» (Ульрика), «Царь Эдип» (Иокаста), «Сестра Анжелика» (Герцогиня), а камерные концерты – порядка ста отечественных и зарубежных авторов. Она выступала в лучших театрах планеты с самыми выдающимися певцами и гениальными дирижерами. В частности, «Гранд Опера», «Опера де Пари», «Ковент-Гарден», работая с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Монсеррат Кабалье, Хосе Каррерасом, дирижерами Темиркановым, Спиваковым. Благодаря этому, считала Образцова, она поднималась на все более высокий уровень исполнения.

Певица записала порядка 60 дисков, выступала с коллективом Игоря Бутмана и «Султаны Свинга». Снялась в ряде картин - «Моя Кармен», «Веселая вдова», «Сельская честь».

В 2011 году Образцовой был учрежден Благотворительный фонд ее имени для содействия музыкальному творчеству. Именем Елены названа открытая в 1981 году планета номер 4623, выпущена в 2003 году почтовая марка с ее портретом.

Просветительская и творческая деятельность певицы были отмечены многими наградами и премиями. В их числе – орден Святого Николая Чудотворца Украины, медаль испанского музыкального деятеля Энрике Гранадоса, медаль «Бела Барток» Венгрии.

Была дважды замужем. Первый раз в 26 лет она вышла за Вячеслава Макарова, физика по профессии. У них родилась дочь, тоже Елена. После развода, по словам Елены Васильевны, из-за ее постоянных гастролей дочь осталась жить с отцом. Поэтому она была долго обижена на мать, называла ее исключительно по имени-отчеству. Повзрослев, дочь поняла мать и простила. После школы она училась на факультете журналистики, потом решила стать медиком, но, в конце концов, пошла по стопам матери и закончила консерваторию. Училась вокалу у Монсеррат Кабалье.

Вторым мужем Образцовой был Альгис Жюрайтис, дирижер Большого театра. Его смерть стала тяжелым ударом для Елены Васильевны. Но жизнь не один раз посылала ей испытания, например, временную потерю зрения из-за падения с велосипеда. Но артистка никогда не роптала на судьбу, считала любое наказание заслуженным. По ее мнению, горе приносит человеку мудрость.

12 января 2015 года величайшей оперной дивы не стало. Умерла Елена Васильевна от лейкемии в одной из клиник Лейпцига. Похоронена на Новодевичьем кладбище Москвы. Ее смерть считают потерей для всей мировой культуры.

uznayvse.ru

Елена Образцова

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

www.kino-teatr.ru

Елена Образцова

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

www.kino-teatr.ru

Елена Образцова

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

www.kino-teatr.ru

Елена Образцова

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

Page 2

Глуповатый мультфильм про тех, кому смерть к лицуГлавную роль исполняет Алексей Серебряков.Трейлер фильма «Джентльмены».Мэттью Макконахи построил многомиллионную империю по сбыту марихуаны, но что-то пошло не так.Дарья Щербакова пытается найти свою истинную любовь.Непрозрачность системы распределения госсредств, траты на кино, претензии к «Союзмультфильму» и сомнительные подрядчикиМакото Синкай размышляет, что важнее – человек или весь мирСофья Ардова берется за дело о гибели двух сотрудников ППС.В первую очередь они коснулись неигровых фильмов.Трейлер сериала «Эпидемия».

www.kino-teatr.ru


Смотрите также